Вопросы по налоговой безопасности бизнеса

Опубликовано: 13.05.2024


Каждый деловой человек знает, что налоговая безопасность бизнеса не пустой звук. Нарушение установленных правил может привести к значительным финансовым потерям, а также к банкротству предприятия вплоть до его ликвидации или другим неблагоприятным последствиям. Поэтому чтобы не происходило, о налоговой безопасности нужно заботиться всегда и везде.

Тенденции последних 4 лет:

  • Сокращение количества выездных налоговых проверок;
  • Увеличение доначислений;
  • Избирательный подход к проведению проверок;
  • Усиленная работа контрольно-аналитических отделов;

Точность выхода инспекторов на проверку составляет 99%. Поскольку выездная проверка – процесс дорогостоящий, то инспектора должны точно знать, что доначисления будут.

Поэтому участились вызовы на дачу пояснений и допросы, после которых, как правило, компании получают извещения о доначислении налогов.

Налоговая безопасность бизнеса – как минимизировать риски

Как минимизировать риски доначислений

Допрос руководителей и сотрудников — легкий и быстрый способ сбора доказательств для начислений без выездной проверки.

Что надо знать, отправляясь на допрос:

  1. Проверяйте правомерность и действительность вызова на допрос;
  2. Обращайтесь к налоговому консультанту, адвокату, юристу: не занимайтесь самолечением;
  3. Изучите перечень возможных вопросов и подготовьтесь к ответам;
  4. Согласуйте свою позицию с контрагентами: продумайте все до мелочей;
  5. При невозможности прийти на допрос проинформируйте инспектора;
  6. Запаситесь терпением: время на проведение допроса четко не регламентировано;
  7. Отвечайте на вопросы не давая лишней информации: инспектор уже владеет информацией о Вас и Вашей деятельности (кто вы в компании, кол-во сотрудников, участие в других компаниях, объеме уплаченных налогов, оборотах, о ваших контрагентах);
  8. Помните, у вас есть право ссылаться на ст. 51 Конституции РФ: «Никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и своих близких родственников»;
  9. Если вы пришли и передумали отвечать на вопросы, кроме случая, когда воспользовались ст. 51 Конституции РФ, инспектор вправе оштрафовать вас на 3 000 руб. (ст. 128НК РФ);
  10. Внимательно читайте протокол допроса, при необходимости вносите корректировки;
  11. Подписывайте протокол только после его полного изучения;
  12. И помните, вы пришли подтвердить позицию добросовестного налогоплательщика, задержать Вас не имеют права!

Как минимизировать риск выездной налоговой проверки

Если хотите минимизировать риски выездной налоговой проверки, проводите регулярный внутренний аудит. Смотрите на свой бизнес глазами инспектора.

Основные маркеры налоговых рисков, по которым происходит включение в план выездной налоговой проверки:

  1. налоговая нагрузка ниже среднего уровня по виду экономической деятельности;
  2. ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском: наличие сомнительных операций с неблагонадежными контрагентами;
  3. высокий удельный вес вычетов по НДС (более 89%) по данным налоговой отчетности;
  4. среднемесячная заработная плата работников ниже среднего уровня по виду экономической деятельности.

Что служит поводом для выездной налоговой проверки?

Выездной налоговой проверке всегда предшествует предпроверочный анализ — негласное исследование информации о налогоплательщике, посредством которого налоговая определяет для себя целесообразность выхода на ВНП.

Основу акта налоговой проверки составляет 70-80% работ предпроверочного анализа.

Предпроверочный анализ осуществляется по 12 направлениям:

  1. Налоговая нагрузка;
  2. Наличие убытков;
  3. Доля налоговых вычетов по НДС (относится только к ОСНО);
  4. Темпы роста расходов и доходов (относится только к ОСНО);
  5. Среднемесячная заработная плата в сравнении со среднеотраслевой по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
  6. Приближение к предельным значениям по спецрежимам (УСН, ЕНВД, ЕСХН, патентная система);
  7. Приближение расходов ИП к его доходам за год (для ИП на ОСНО);
  8. Использование в ФХД «цепочки контрагентов» без наличия разумных экономических причин (отсутствие деловой цели);
  9. Непредставление пояснений на уведомления налогового органа;
  10. «Миграция» между налоговыми органами;
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности от среднеотраслевого значения;
  12. Ведение ФХД с высоким налоговым риском;

Как минимизировать риски работы с недобросовестными контрагентами

Лучший способ защиты от претензий в связях с недобросовестными контрагентами — профилактика. Что нужно внедрить для этой цели:

  • Регламент должной осмотрительности.
  • Анализ деятельности контрагента, история знакомства, контакты, переписка, мониторинг при выборе.
  • Наличие досье на контрагентов: чек-листы проверки.

Контакты налогового эксперта, специализирующегося на:

  • помощи в подготовке к допросам;
  • сопровождении выездных налоговых проверок;
  • налоговом аудите;
  • внедрению политики должной осмотрительности в отношении контрагентов

Если Вам необходима юридическая помощь по налоговой безопасности бизнеса — обращайтесь! Мы всегда рады Вам помочь.

Налоговый консультант ООО «Сальдо Фаворит».

Безопасность экономической системы государства и хозяйствующих субъектов внутри него обеспечивается при помощи координаций действий в фискальной, бюджетной, научной и правовой системах. Каждое предприятие на своем уровне создает условия для минимизации рисков и снижения влияния негативных внешних факторов на результаты их деятельности. От этого зависит своевременность отчислений в бюджет и финансовая безопасность страны.

Что такое налоговая безопасность предприятия

Суть налоговой безопасности отдельных субъектов предпринимательской деятельности заключается в постоянной работе над снижением налоговых рисков и обеспечением полноты уплаты налоговых обязательств при условии абсолютной защищенности финансового состояния предприятий на законодательном уровне. Такой подход способствует повышению уровня чистой прибыли и является неотъемлемым атрибутом экономической стабильности.

Налоговая безопасность на уровне юридических лиц подразумевает проведение комплекса мероприятий по оптимизации налоговой нагрузки для создания гарантий нормальной работы внутри компании в изменяющейся налоговой среде. Основу безопасности в этом сегменте составляют:

  • правильная оценка имеющихся налоговых рисков;
  • проведение налогового анализа;
  • повышение уровня организации учетных процессов внутри предприятия;
  • обеспечение высокого качества операций по фиксации актов хозяйственной деятельности в налоговом учете.

Для бизнеса главным направлением обеспечения безопасности в сфере налогообложения является снижение числа претензий от контролирующих органов до минимума. Для государства главной задачей становится получение гарантий в стабильных налоговых поступлениях и успешное развитие хозяйствующих субъектов.

Проблемы налоговой безопасности

Создание благоприятных условий работы в сфере налоговой безопасности заключается в борьбе с внутренними и внешними угрозами. Наибольшим рискам подвергаются такие сегменты работы:

  • кризис неплатежеспособности, который может стать причиной неуплаты налогов;
  • отсутствие стабильного роста экономики;
  • высокая доля теневого сектора;
  • практика применения «серых» схем уклонения от налогообложения;
  • несогласованность действий по ряду вопросов между региональными и федеральными органами власти.

Главным внешним фактором, обладающим негативным воздействием на безопасность фискальной и финансовой систем, является кризис. На уровне предприятий он характеризуется:

  • снижением рентабельности производственной деятельности;
  • ростом числа операций, необеспеченных ликвидными активами;
  • появлением нехватки собственных ресурсов;
  • увеличением случаев ухода «в тень» и незаконного уклонения от погашения налоговых обязательств;
  • задержкой выплат персоналу;
  • преобладанием в расчетах бартерных сделок, позволяющих скрыть движение денежных средств от контролирующих органов.

В масштабах государства большую роль играют органы власти в регионах. Если в одном из субъектов страны на местном уровне чиновники проявляют пассивность в осуществлении реформ, то масштабные начинания не дадут ожидаемого эффекта.

ВАЖНО! Задача государства – защитить интересы предпринимателей и обеспечить согласованность действий всех органов власти.

Для улучшения внешней конъюнктуры в вопросах налоговой безопасности государственным органам необходимо:

  • создать механизм контроля и привлечения к ответственности при сбоях во взаимодействии федеральных и региональных организаций с негосударственными образованиями;
  • повышать уровень эффективности защиты интересов государственных и частных структур путем совершенствования законодательной базы;
  • организовать выполнение координационных функций административными органами власти в регионах и отдельных населенных пунктах через работу комиссионных коллегий.

Еще одна проблема кроется в обилии декларативных программ развития и защиты бизнеса при отсутствии проработанных пошаговых руководств по реализации положений таких документов. Нехватка информации о специфике работы в разных субъектах государства и невозможность учесть все нюансы в полной мере при законодательном регулировании сферы фискального законодательства способны повысить риски налоговой безопасности.

К внутренним проблемам предприятий относятся:

  • высокая степень изношенности ресурсной базы (устаревшие основные фонды);
  • низкая конкурентоспособность производимых изделий, если выводить продукцию на рынок за пределы конкретного субъекта страны;
  • высокая себестоимость готовых товаров;
  • недобросовестная конкуренция;
  • нехватка узкоспециализированных кадров.

Способы обеспечения налоговой безопасности

Создать условия для обеспечения и сохранения приемлемого уровня налоговой безопасности можно при помощи оптимизации налоговых платежей. Осуществляется это через планирование доходов и расходов на уровне отдельных субъектов предпринимательства и уход от «серых» схем уменьшения налоговых обязательств.

ЗАПОМНИТЕ! Уход от налогов не может быть безопасным, это всегда риск возникновения спора с контролирующими органами и высокая вероятность проигрыша в суде.

Налоговая оптимизация предполагает разработку грамотной и юридически безупречной политики предприятия в области налогообложения. Период действия плана работы над этим должен учитывать тенденции развития рынка и фискальной системы на срок от 1 до 3 лет и специфику деятельности компании. Налоговая оптимизация возможна при условии внедрения на предприятии управленческого учета и постоянного поиска более выгодных условий сотрудничества с контрагентами. Например, при подборе контрагента для аренды имущества необходимо обращать внимание не только на стоимость услуг, но и на чистоту сделки – важно, чтобы низкая цена аренды не сочеталась с взаимозависимостью участников сделки. Если нарушить такое требование, то налоговые органы могут обратить на это внимание и начать проверку обоснованности заявленной цены сделки.

ВНИМАНИЕ! Для минимизации риска заключения договоров с недобросовестными контрагентами необходимо предварительно проверять их.

Схема проверки участников договорных отношений может включать такие мероприятия:

  • надо исключить вероятность того, что в роли контрагента выступает фирма-однодневка;
  • при ведении электронного документооборота рекомендуется проверять подлинность ЭЦП (сделать это можно при помощи специальных криптопрограмм или на портале Госуслуг бесплатно);
  • подтвердить реальность существования контрагента, убедиться в наличии записей о нем в государственных реестрах и базе ФНС;
  • удостовериться, что контрагент не находится в стадии банкротства;
  • письменно запросить у второй стороны копии лицензионной документации, приказов о праве подписи, справок о наличии ресурсной базы для выполнения задания.

При заключении договоров необходимо проверять их на соответствие нормам налогового и гражданского права. Выявление неточностей или некорректных формулировок может при проверке ФНС стать основанием для начисления штрафов. Особенное внимание надо уделять документации при требовании контрагента использовать только их шаблоны соглашений.

При комплексном подходе к обеспечению налоговой безопасности можно воспользоваться методикой комплаенса в налогах. Система предполагает ведение постоянной работы по выявлению потенциальных налоговых рисков и предотвращению ситуаций, связанных с ними. В зону возможных рисков попадают такие операции:

На каждом участке работы оценивается уровень риска, выстраивается шкала опасности и в соответствии с ней вырабатываются схемы действий внутри предприятия. Важно организовать систему так, чтобы лицо, ответственное за поиск рисков и путей их минимизации, не принимало окончательного решения о внедрении конкретных мероприятий. Для проведения налогового комплаенса рекомендуется распределять полномочия между несколькими сотрудниками.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые штрафы

В настоящее время, когда компании стали понемногу выходить из кризиса и забывать про тяжелые времена, важно не расслабляться и не забывать о такой важнейшей составляющей любого бизнеса, как налоговая безопасность.

Необоснованные налоговые претензии могут не только повлечь значительные финансовые потери, создать препятствия для осуществления хозяйственной деятельности, но и привести к банкротству предприятия вплоть до его полной ликвидации. Поэтому чтобы не происходило, о налоговой безопасности нужно заботиться всегда и везде. Для этого необходимо, чтобы налоговые платежи компании были своевременно уплачены, обоснованны и правильно исчислены, заключенные сделки были законны, а контрагенты реальны.

  1. Оптимизация налоговых платежей путем законного налогового планирования.
С появлением на земле понятия «налог», сразу же появились и соответствующие «уклонисты», всевозможные схемы ухода, укрытия и сокрытия. Разработанные и прописанные схемы уклонения от налогов находят даже в виде берестяных грамот Древней Руси. Это не кажется чем-то неординарным, поскольку ни один человек по своей природе не является альтруистом и добровольно не желает отдавать заработанные деньги. Главная проблема заключается в том, что людям неясно, куда и на что пойдут эти средства. Однако стопроцентной прозрачности государственных расходов не будет никогда, а значит и стопроцентной уплаты налогов тоже.

Но времена меняются, вводятся в действие новые налоги и сборы, совершенствуется налоговое администрирование. Поэтому те механизмы сокрытия денежных средств, которые удавалось применить раньше, использовать сейчас уже вряд ли удастся.

Одним из самых опасных моментов для налоговой безопасности бизнеса как раз и является применение так называемых «черных» или «серых схем». Почти все из них уже знакомы работникам налоговых органов. Если, к примеру, брать во внимание всем известные «однодневки», то сейчас по таким спорам в судах все чаще выигрывают налоговики, а 5-8 лет назад ситуация складывалась абсолютно иначе. Таким образом, если вы хотите обезопасить свой бизнес, то не стоит пользоваться такими схемами. Не верьте всевозможным компаниям, которые обещают вам светлое будущее, безопасный уход от налогов, готовые «липовые» фирмы, печати, подписи и т.д. Такие понятия как «уход от налогов» и «безопасность» никак не могут существовать рядом. В СМИ сейчас появляется большое количество всевозможных статей, а также выпускаются различные книжные издания с привлекательными названиями вроде «Схемы ухода от налогов», где с картинками и примерами прописаны схемы. Такие материалы если и возможно прочитать и запомнить, то только для того, чтобы никогда в жизни их не использовать. Ведь если эту книгу, журнал прочитали вы, значит, она также доступна и известна работникам налоговых органов, которые завтра придут проверять вашу компанию.

Конечно, платить налоги в полном объеме тяжело, а некоторым и вовсе не по силам. В скором будущем ситуация может еще больше осложниться, когда ставка страховых взносов с 2011 года вырастет до 34%. Однако не стоит забывать, что помимо «черных» схем существую и «белые», т.е. весьма законные и безопасные. Их называют налоговой оптимизацией.

Налоговый кодекс РФ, бухгалтерское законодательство и прочие законодательные акты дают огромный простор для действия налогоплательщиков и возможность выбора путей уплаты и исчисления «злополучных» налогов и сборов. Помимо представленных вариаций существует и множество пробелов в законодательстве. Поэтому именно такими лазейками и необходимо пользоваться, чтобы оптимизировать налоговые платежи, не привлекая внимание контролирующих органов.

Для этого нужно разработать грамотную налоговую политику предприятия, причем лучше, если она будет составлена на относительно долгосрочный период (1-3 года). Учесть при такой разработке необходимо все нюансы деятельности именно вашей компании: ее структуру, состав, производственный процесс и т.д. Причем в такой налоговой политике лучше всего оптимизировать весь производственный, кадровый, управленческий процесс, затронуть все стороны бизнеса. Принимая какое-либо решение об оптимизации, нужно тщательно проанализировать сделку для того, чтобы она не вызывала интереса налоговиков.

Так, допустим, приняв решение, что имущество будет браться в аренду у компаний, находящихся в низконалоговых регионах, необходимо не забывать, что фирмы не должны быть взаимозависимыми или аффилированными.

  1. Проверка контрагентов на добросовестность
Второй проблемой российского бизнеса являются, конечно же, недобросовестные контрагенты. И лишь примерно в 70 % случаев, сотрудничая с «однодневками», компании знают, на что идут. А ведь в настоящее время в почти 90% случаев при рассмотрении споров по НДС и налогу на прибыль выигрывают налоговики, ссылаясь на то, что контрагент «недобросовестный», не осуществляет деятельность и его подпись недействительная и т.д. Поэтому, заключая новые контракты и договоры, на самом первоначальном этапе необходимо себя максимально обезопасить. Процесс этот довольно трудоемкий и занимает много времени и сил, но игра стоит свеч. Пренебрежение хотя бы минимальной проверкой может обернуться претензиями налоговых органов и, как следствие, разбирательствами в суде. А на это уйдет гораздо больше времени и средств, чем на проверку на первоначальном этапе.

Выясним, что в этом случае необходимо предпринять налогоплательщику. Для начала весь процесс проверки добросовестности контрагентов лучше всего разработать и утвердить соответствующим положением или приказом, назначить ответственных за данный процесс лиц, установить критерии, при наличии которых контрагент подлежит проверке. Допустим, широко известные фирмы, давно существующие на российском рынке и имеющие положительную репутацию проверять на «реальность существования» смысла нет. Поэтому критерий известность необходимо закрепить одним из первых в положении и проверке добросовестности. Также критериями отбора могут служить и сумма контракта, и периодичность сделок с контрагентом.

Следующим и самым важным этапом проверки контрагента является непосредственный сбор информации о нем, причем, чем такой информации больше, тем лучше. Во-первых, необходимо собрать общедоступные данные о контрагенте: изучить средства массовой информации, интернет (хорошо, если удастся найти сайт контрагента), «пробить» компанию по всем интернет-сайтам судов (вполне возможно, что окажется, что компания находится на стадии банкротства).

Также информацию о судебной истории контрагента можно узнать и с помощью справочно-правовых систем, в которых опубликована большая часть судебных решений. Это позволит не только получить представление о статусе и добросовестности контрагента, но и предоставит возможность узнать, лежит ли на нем клеймо «недобросовестности».

Также необходимо проверить на сайте ФНС РФ регистрационные данные контрагента. Здесь можно посмотреть полное наименование, ИНН, КПП, ОГРН, адрес регистрации и т.п. Все эти данные необходимо сравнить с данными, предоставленными контрагентом. Адрес компании не должен быть адресом массовой регистрации либо местом, где не может находиться организация, - нежилое здание, строение, церковь и т.д. Всю найденную информацию о контрагенте необходимо распечатать, сделать вырезки и т.д. и собрать в отдельное дело.

Теперь, собрав всю доступную информацию, необходимо перейти к следующему этапу – сбору информации у официальных органов (налоговые органы и органы статистики). В налоговой инспекции можно заказать выписку из ЕГРЮЛ, получив которую организация удостоверится, что контрагент официально зарегистрирован, а также увидит юридический адрес, который следует сравнить с фактическим местоположением потенциального поставщика. Обычно для судов получения выписки из ЕГРЮЛ достаточно, чтобы признать, что компания проявила должную осмотрительность (Постановления ФАС ПО от 15.07.2008 № А57-579/08, ФАС ЗСО от 30.04.2008 № Ф04-2792/2008(4587-А46-41)). При этом сведения должны быть актуальны на момент заключения сделки, а не после него. В органах статистики можно получить выписку из отчетности, чтобы оценить финансовое состояние контрагента.

Далее необходимо перейти к следующему этапу – получению данных от самого контрагента. У компании необходимо запросить:
- приказы о праве подписи документов (договоров, счетов-фактур);
- копии лицензий, если контрагент занимается лицензируемым видом деятельности;
- сведения о наличии ресурсов и возможностей, необходимых для выполнения условий договора (основных средств, штата сотрудников). Такая справка от имени контрагента составляется в произвольной форме и свидетельствует об имеющихся на праве собственности и на праве аренды производственных и торговых мощностях (оборудование, складские и производственные помещения, транспорт и т.д.), а также о численности работников контрагента на момент совершения сделки, в т.ч. занятых в сферах деятельности, непосредственно связанных с исполнением сделки.
- объяснения в случае несоответствия информации, полученной из внешних источников и от самого контрагента;
- копии деклараций с отметкой о приеме или хотя бы копии титульного листа;
- копию годового бухгалтерского баланса за последний отчетный период с отметкой налогового органа о принятии;
- выписку из книги продаж о сделке между компаниями, свидетельствующую о том, в какой сумме сделка отражена в налоговых регистрах. Выписка может быть выдана свободным способом, например как копия книги продаж, но с сортировкой по единственному покупателю;
- заверенную копию устава.

Конечно же, шанс на получение каких-либо документов от контрагента не очень велик, но попытаться все же стоит. Ведь даже в случае отказа само собой общение с контрагентом – это дополнительное доказательство его реального существования, наличия отношений с ним и ведения им деятельности. Поэтому все общение с контрагентами должно происходить в письменной форме и оформляться должным образом (на бланке организации, с наименованием организации, наличием должностей, подписей и т.д.).

  1. Проверка договоров с целью выявления налоговых рисков и работы сотрудников бухгалтерии.
Бывают ситуации, когда компания не пользуется схемами ухода от налогов, законно оптимизирует налоговые платежи, уплачивает все налоги своевременно, проверяет контрагентов на «добросовестность», но приходит налоговая проверка, доначисляются налоги и выставляется требование об уплате налогов, штрафов и пени.

А дело все в том, что изначально, договор, который был заключен с контрагентом, был составлен со скрытыми налоговыми последствиями, или, проще говоря, некорректно. А общество, понадеявшись на «хорошего» поставщика/покупателя договор не проверило. Поэтому ни в коем случае не следует упускать такие детали. Необходимо быть крайне внимательным к содержанию представляемых вам договоров, следует проводить их полный и всесторонний анализ как со стороны гражданского, так и налогового законодательства. А также и свои собственные договоры нужно составлять так, чтобы в дальнейшем ни у компании, ни у ее контрагентов не возникло нежелательных налоговых последствий.

Работу по составления и анализу договора необходимо поручить самым квалифицированным сотрудникам компании (юристам, налоговым консультантам). Если таковых штат компании не содержит, то стоит обратиться в специализированные компании.

Помимо этого, пристальное внимание необходимо уделить и работе внутри компании, а именно внутри бухгалтерии. В аудите это называется «система внутреннего контроля компании». Зачастую глобальные ошибки происходят именно по вине бухгалтера, причем из-за невнимательности или банальной некомпетентности. В связи с этим в организации нужно установить контроль за деятельностью бухгалтерии, возможно, взять в штат внутреннего аудитора или хотя бы раз в год проводить инициативный аудит, который выявит текущие ошибки и погрешности и даст руководству ясную картину работы бухгалтерии.

И в заключение всего вышесказанного хотелось бы отметить, что налоговая безопасность бизнеса – важнейшее звено работы любой компании, поэтому и забывать о ней никогда нельзя. Подходите к вопросу безопасности обдуманно, ответственно и осознавая все возможные последствия.

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021

Сертификат качества аудиторских услуг № 005 от 03.01.2017.


Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Налоговый консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

Семинар для тех, кто хочет успешно пройти налоговый квест
«Остаться в живых».

Наболевшее

Встречаясь с бизнесменами, обсуждая бизнес-схемы, очень часто остаюсь в удивленном состоянии. До сих пор многие бизнесмены используют для снижения налоговой нагрузки схемы, которые откровенно незаконные, все так явно сшито белыми нитками, что даже доказывать ничего не надо.

Знаете, что они мне говорят?

Цитирую:

  • У меня надежная схема, не докопаешься!
  • Ну, это когда еще будет, законы задним числом не вводят!
  • Да у меня малый бизнес, кому я нужен!
  • Все так делают!
  • Это же не запрещено! (Кстати, парочка моих клиентов сидит в тюрьме за то, что не запрещено!).

Налоговая и ДФР регулярно пишут акты проверки на темы незаконного снижения налогов, причем, при современном уровне налогового администрирования им даже на проверку не надо выходить – акты пишутся в рамках камерального контроля.

Вот примеры незаконной оптимизации, по которым налоговая пишет акты проверки:

  1. приобретение/реализация товаров/сырья /материалов/имущества по цене выше рыночной у подконтрольных организаций или ИП;
  2. аренда офиса/недвижимости/автомобиля по цены выше рыночной;
  3. лизинг/возвратный лизинг;
  4. использование ИП-в – консультационные, юридические, маркетинговые, рекламные услуги, услуги техобслуживания серверов, услуги сисадминов и т.д.;
  5. использование ценных бумаг, имитированных организацией и переданных учредителям (за деньги, но чаще за долги);
  6. экспорт-импорт товаров через зарубежные дочерние фирмы и фирмы-прокладки;
  7. привлечение процентных займов от связанных с директором и акционерами компаний;
  8. дробление или слияние компаний;
  9. использование посреднических структур;
  10. продажа основных средств и других крупных активов лицам, связанным с руководством и акционерами предприятия (вопросы могут вызвать цены, по которым проводятся такие сделки);
  11. реорганизация в форме выделения, разделения, слияния либо присоединения, которая, как известно, является «безналоговой передачей» активов, а теперь может рассматриваться как операция, направленная на создание условия «отсутствия объекта налогообложения» и, как следствие, недоплату налогов в бюджет;
  12. и многие другие хитрые схемы, о которых даже я не знаю.

Узнали себя? Надо меняться, мои дорогие.

Семинар – «Налоговая безопасность бизнеса 2021»

23 апреля

Кому полезно:

  • Владельцам бизнеса – тем, кто своим кошельком платит за ошибки
  • Топ-менеджерам – директорам, их замам, руководителям финансовых служб – для организации налогового планирования и актуализации систем защиты бизнеса
  • Главным бухгалтерам – тем, кто делает в фирме все-все-все, в том числе, заботится о финансах – позволит реально понять риски и обезопасить собственника, директора и себя

За 5 часов семинара Вы получите:

  • Самую «свежую» информацию о тенденциях контрольной деятельности в 2021 году
  • Механизмы и инструменты, которые позволят вам защитить бизнес от налоговых проверок
  • Законные способы снижения налоговой нагрузки и получения дополнительного дохода
  • Четкое понимание, какие действия однозначно приведут к негативному сценарию
  • Знание, как выйти из ситуации, когда уже есть основания беспокоится

Программа практического семинара «Налоговая безопасность бизнеса 2021».

Читайте также: