Государство снг первое принявшее налоговый кодекс

Опубликовано: 06.05.2024

  • +
    –
    Общая часть
    • +
      –
      Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1 - 32)
      • +
        –
        Глава 1. Основные положения (ст.ст. 1 - 9)
        • Статья 1. Отношения, регулируемые Налоговым кодексом
        • Статья 2. Налоговое законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах
        • Статья 3. Действие актов налогового законодательства
        • Статья 4. Действие норм международных договоров по вопросам налогообложения
        • Статья 5. Определение сроков
        • Статья 6. Налоги и сборы
        • Статья 7. Налоговая система страны
        • Статья 8. Принципы налоговой системы страны
        • Статья 9. Участники отношений, регулируемых настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства
      • +
        –
        Глава 2. Понятия, используемые в настоящем Кодексе и иных актах налогового законодательства (ст.ст. 10 - 29)
        • Статья 10. Основные понятия
        • Статья 11. Объекты налогообложения
        • Статья 12. Финансовые инструменты срочных сделок
        • Статья 13. Имущество
        • Статья 14. Товары
        • Статья 15. Работы (услуги)
        • Статья 16. Реализация товаров, работ (услуг)
        • Статья 17. Место реализации (поставки) товаров
        • Статья 18. Место реализации работ (услуг)
        • Статья 19. Определение момента фактической реализации товаров (работ (услуг))
        • Статья 20. Принципы определения цены товаров (работ (услуг)) для целей налогообложения
        • Статья 21. Источники информации о рыночных ценах
        • Статья 22. Взаимозависимые лица
        • Статья 23. Принципы определения доходов
        • Статья 24. Источники доходов
        • Статья 25. Доходы от источников в стране
        • Статья 26. Доходы от источников за пределами страны
        • Статья 27. Доходы, полученные от источников в стране и за ее пределами, и спорные случаи
        • Статья 28. Дивиденды и проценты
        • Статья 29. Ввоз товаров на территорию страны и вывоз товаров за ее пределы
      • +
        –
        Глава 3. Система налогов (ст.ст. 30 - 32)
        • Статья 30. Виды налогов и сборов
        • Статья 31. Специальные налоговые режимы
        • Статья 32. Основные условия установления налогов
    • +
      –
      Раздел II. Организации и физические лица. Налогоплательщики. Налоговые агенты (ст.ст. 33 - 46)
      • +
        –
        Глава 4. Организации и физические лица (ст.ст. 33 - 40)
        • Статья 33. Организации
        • Статья 34. Национальные и иностранные организации
        • Статья 35. Место нахождения организации
        • Статья 36. Место управления организацией
        • Статья 37. Постоянное представительство организации
        • Статья 38. Физические лица - налоговые резиденты и нерезиденты страны
        • Статья 39. Место жительства и место пребывания физического лица
        • Статья 40. Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица
      • +
        –
        Глава 5. Налогоплательщики и налоговые агенты (ст.ст. 41 - 46)
        • Статья 41. Налогоплательщики
        • Статья 42. Права налогоплательщиков
        • Статья 43. Обязанности налогоплательщиков
        • Статья 44. Налоговые агенты
        • Статья 45. Защита прав налогоплательщиков, налоговых агентов
        • Статья 46. Представители налогоплательщиков
    • +
      –
      Раздел III. Система органов, осуществляющих налоговый контроль (ст.ст. 47 - 51)
      • +
        –
        Глава 6. Налоговые органы и иные органы, осуществляющие налоговый контроль (ст.ст. 47 - 51)
        • Статья 47. Система налоговых органов и иные органы, осуществляющие налоговый контроль в стране
        • Статья 48. Взаимодействие органов, осуществляющих налоговый контроль, с компетентными органами иностранных государств
        • Статья 49. Права налоговых органов
        • Статья 50. Обязанности налоговых органов
        • Статья 51. Ответственность налоговых органов, иных органов, осуществляющих налоговый контроль, и должностных лиц этих органов
    • +
      –
      Раздел IV. Налоговое обязательство (ст.ст. 52 - 88)
      • +
        –
        Глава 7. Налоговое обязательство и его исполнение (ст.ст. 52 - 67)
        • Статья 52. Налоговое обязательство
        • Статья 53. Исполнение налогового обязательства
        • Статья 54. Исполнение налогового обязательства при ликвидации организации
        • Статья 55. Исполнение налогового обязательства при реорганизации организации
        • Статья 56. Исполнение налогового обязательства умершего, безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица
        • Статья 57. Налоговая база и налоговые ставки
        • Статья 58. Налоговый период
        • Статья 59. Налоговые льготы
        • Статья 60. Сроки уплаты налогов
        • Статья 61. Порядок уплаты налогов
        • Статья 62. Исполнение поручений на перечисление налогов и решений о взимании налогов
        • Статья 63. Взимание налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента
        • Статья 64. Взимание налога за счет наличных денежных средств
        • Статья 65. Взимание налога за счет имущества
        • Статья 66. Зачет и возврат налогов
        • Статья 67. Списание безнадежных долгов
      • +
        –
        Глава 8. Изменение срока исполнения налогового обязательства (ст.ст. 68 - 75)
        • Статья 68. Общие условия изменения срока исполнения налогового обязательства
        • Статья 69. Обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения налогового обязательства
        • Статья 70. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока исполнения налогового обязательства
        • Статья 71. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки
        • Статья 72. Порядок и условия предоставления налогового кредита
        • Статья 73. Инвестиционный налоговый кредит
        • Статья 74. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
        • Статья 75. Прекращение действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита
      • +
        –
        Глава 9. Требование об уплате налога (ст.ст. 76 - 81)
        • Статья 76. Требование об уплате налога
        • Статья 77. Сроки выставления требования об уплате налога
        • Статья 78. Изменение требования об уплате налога
        • Статья 79. Исполнение требования об уплате налога
        • Статья 80. Приостановление течения срока исполнения требования об уплате налога
        • Статья 81. Прекращение требования об уплате налога
      • +
        –
        Глава 10. Меры обеспечения исполнения налогового обязательства (ст.ст. 82 - 88)
        • Статья 82. Обеспечение исполнения налогового обязательства
        • Статья 83. Взимание налога
        • Статья 84. Пени
        • Статья 85. Залог имущества
        • Статья 86. Поручительство
        • Статья 87. Приостановление операций по счетам в кредитной организации
        • Статья 88. Арест имущества
    • +
      –
      Раздел V. Налоговая отчетность и налоговый контроль (ст.ст. 89 - 115)
      • +
        –
        Глава 11. Учет объектов налогообложения. Налоговая отчетность (ст.ст. 89 - 91)
        • Статья 89. Учет объектов налогообложения
        • Статья 90. Налоговая декларация
        • Статья 91. Внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию
      • +
        –
        Глава 12. Налоговый контроль (ст.ст. 92 - 115)
        • Статья 92. Формы проведения налогового контроля
        • Статья 93. Учет налогоплательщиков
        • Статья 94. Порядок постановки на учет и снятия с учета. Идентификационный номер налогоплательщика
        • Статья 95. Обязанности органов, осуществляющих регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, физических лиц, актов рождения и смерти, учет и регистрацию имущества
        • Статья 96. Обязанности кредитных организаций, связанные с учетом налогоплательщиков
        • Статья 97. Виды налоговых проверок
        • Статья 98. Камеральная (предварительная) налоговая проверка
        • Статья 99. Выездная налоговая проверка
        • Статья 100. Налоговые обследования
        • Статья 101. Участие свидетеля
        • Статья 102. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения выездной налоговой проверки
        • Статья 103. Осмотр
        • Статья 104. Истребование документов
        • Статья 105. Выемка документов и предметов
        • Статья 106. Экспертиза
        • Статья 107. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля
        • Статья 108. Участие переводчика
        • Статья 109. Участие понятых
        • Статья 110. Компенсации и вознаграждения, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым
        • Статья 111. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля
        • Статья 112. Оформление результатов выездной налоговой проверки
        • Статья 113. Производство по делу о налоговом правонарушении (вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки)
        • Статья 114. Налоговая тайна
        • Статья 115. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции
    • +
      –
      Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение (ст.ст. 116 - 137)
      • +
        –
        Глава 13. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений (ст.ст. 116 - 125)
        • Статья 116. Понятие налогового правонарушения
        • Статья 117. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений
        • Статья 118. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
        • Статья 119. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения
        • Статья 120. Формы вины при совершении налогового правонарушения
        • Статья 121. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения
        • Статья 122. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
        • Статья 123. Давность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
        • Статья 124. Налоговые санкции
        • Статья 125. Давность взыскания налоговых санкций
      • +
        –
        Глава 14. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение (ст.ст. 126 - 137)
        • Статья 126. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
        • Статья 127. Нарушение срока представления налоговой декларации
        • Статья 128. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
        • Статья 129. Неуплата или неполная уплата сумм налога
        • Статья 130. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
        • Статья 131. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение
        • Статья 132. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
        • Статья 133. Непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике
        • Статья 134. Непредоставление документов и предметов в налоговые органы
        • Статья 135. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора, решения о взыскании налога или сбора, а также пеней и штрафа
        • Статья 136. Нарушение кредитной организацией порядка открытия счета налогоплательщику
        • Статья 137. Неисполнение кредитной организацией решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента
    • +
      –
      Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц (ст.ст. 138 - 142)
      • +
        –
        Глава 15. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц (ст.ст. 138 - 142)
        • Статья 138. Право на обжалование
        • Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу
        • Статья 140. Последствия подачи жалобы
        • Статья 141. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом
        • Статья 142. Рассмотрение жалоб, поданных в суд

Модельный Налоговый кодекс
для государств - участников СНГ
(принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 9 декабря 2000 г. N 16-5)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Модельный Налоговый кодекс для государств - участников СНГ (Общая часть) (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 9 декабря 2000 г. N 16-5)

Текст Кодекса опубликован в Информационном бюллетене Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, 2001 г., N 26

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам 27 ноября 2019 года провел заседание «круглого стола» на тему «О практике использования модельного Налогового кодекса для государств – участников Содружества Независимых Государств при совершенствовании законодательства Российской Федерации».

В заседании «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, представители сферы образования, коммерческих и негосударственных структур, эксперты.

Обсудив актуальное состояние модельного Налогового кодекса для государств – участников СНГ (далее – МНК СНГ) и возможность использования его положений в законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Разработка МНК СНГ началась одновременно с разработкой первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Уже в 2000 году была принята Общая часть модельного Налогового кодекса и в дальнейшем, вплоть до 2010 года, разрабатывались и принимались главы Специальной части. На тот момент времени МНК СНГ установил общее направление реформирования налоговых систем стран СНГ и желаемые правила их функционирования. Одной из задач, стоящих перед Ассамблеей, является создание модельных законодательных актов, которые могут быть использованы при разработке или обновлении национального законодательства на всей территории СНГ и, как следствие, МНК СНГ – это возможность в перспективе гармонизировать, или даже унифицировать, налоговые законодательства в Евразийском экономическом союзе.

В 2013 году Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ была принята новая редакция Общей части МНК СНГ. В новой редакции (Глава 15 МНК) появилась статья о налогообложении микробизнеса, в которой были отражены нормы, относящиеся к специальному налоговому режиму «Налог на профессиональный доход» (т. н. «самозанятые»). Этот режим в качестве эксперимента в Российской Федерации начал действовать с 1 января 2019 года в более детализированном и развитом виде. Аналогичный режим («единый совокупный платеж»), и также с 2019 года, действует в Республике Казахстан, а в Республике Киргизия этот формат получил название «добровольного патента». Эти примеры указывают на возможность имплементации, предложенных в МНК СНГ, отдельных положений в национальные законодательства о налогах и сборах.

В апреле 2019 года МПА СНГ была принята самостоятельная третья часть МНК СНГ «Налоговое администрирование». В этой части достаточно четко прописаны основания для проведения налоговых проверок и в первую очередь – контроля на основании системы управления рисками.

В МНК СНГ представлен более прозрачный вариант определения налоговых льгот как для применения налогоплательщиками так и органами государственного контроля, состав участников налоговых отношений дополнен институтом налоговых консультантов.

Кроме этого, в ходе дискуссии, некоторыми участниками было предложено выделить, в рамках налогового права, самостоятельную область – процедурного налогового права и ряд других предложений, включенных в МНК, обсудить возможность применения механизма досудебного решения налоговых споров – институт налоговых омбудсменов, который был одобрен при разработке концепции раздел МНК СНГ «Налоговое администрирование», но был исключен из окончательной редакции МНК.

Участники «круглого стола» единодушно отметили, что Модельный кодекс имеет очень важное значение и несет в себе, как объединительную, так и имплементационную функции. Вместе с тем, такой документ не всегда успевает за динамичными изменениями национальных законодательств о налогах и сборах.

В ходе работы «круглого стола» обозначены предложения, которые могут, при определенной доработке, быть использованы в российском законодательстве о налогах и сборах, а сам модельный Налоговый кодекс СНГ должен стать документом, в котором регулярно будут находить отражение рекомендации по имплементации эффективных решений в области разработки налоговой политики и совершенствования налогового администрирования в национальные законодательства стран СНГ.

Учитывая изложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

— рассмотреть вопрос о возможности расширения форм налоговых проверок;

— рассмотреть вопрос о дополнении участников налоговых отношений, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговыми консультантами;

— рассмотреть вопрос о выделении в Налоговом кодексе Российской Федерации части или раздела «Налоговое администрирование» (с учетом наработок МНК СНГ), включив в нее положения, как о функциях налоговых органов (порядок различных видов налогового контроля, услуги налогоплательщикам), так и механизмы предупреждения и разрешения налоговых споров;

— рассмотреть вопрос о разделении в Налоговом кодексе Российской Федерации понятий «налоговые льготы» и «налоговые преференции» (установить, что понятие «налоговые льготы» — уменьшение сумм налога к уплате (как приведено в МНК СНГ);

— рассмотреть возможность законодательного установления временного ограничения на применение налоговых льгот;

— рассмотреть вопрос о регистрации плательщиков внутреннего налога на добавленную стоимость;

— рассмотреть вопрос об упорядочивании нумерации и структуры статей Налогового кодекса Российской Федерации и о необходимости разработки новой его редакции;

— рассмотреть возможность формального выделения в общей части понятий «уклонение от уплаты налога» (нарушение налогового законодательства) и «избежание налогообложения» (злоупотребление нормами налогового законодательства) как различных причин неуплаты (неполной уплаты) сумм налога.

2. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

Принят
на шестнадцатом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 16-5
от 9 декабря 2000 года)

МОДЕЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

Общая часть

Настоящий модельный Налоговый кодекс используется для развития национальных законодательств государств - участников Межпарламентской Ассамблеи в налоговой сфере и имеет рекомендательный характер.

Раздел I

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Отношения, регулируемые Налоговым кодексом

1. Настоящим Налоговым кодексом (далее - Кодекс) в соответствии с конституцией страны устанавливаются основы налоговой системы страны, определяется правовое положение участников регулируемых настоящим Кодексом отношений, закрепляется порядок исполнения налоговых обязательств и применения мер, обеспечивающих их надлежащее исполнение, регламентируются основания и условия привлечения лиц к ответственности за налоговые правонарушения, а также порядок обжалования актов и действий (бездействия) должностных лиц органов, осуществляющих налоговый контроль.

2. Отношения, возникающие в процессе налогообложения и сборов по общегосударственным и местным (региональным и муниципальным) налогам и сборам, регулируются настоящим Кодексом, а также иными актами налогового законодательства, принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 2. Налоговое законодательство и иные
нормативные правовые акты о налогах

1. Налоговое законодательство страны состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов о налогообложении и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти страны в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При налогообложении применяются официально опубликованные акты налогового законодательства, действующие на день возникновения (наличия) обстоятельств, связанных с исполнением налогового обязательства.

3. Несоответствие настоящему Кодексу является основанием для изменения или признания недействительным нормативного правового акта (его отдельных норм), нарушающего настоящий Кодекс.

4. В случаях и пределах, предусмотренных налоговым законодательством страны, органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами.

Статья 3. Действие актов налогового законодательства

1. Акты налогового законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Общегосударственные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов, а также акты налогового законодательства законодательных (представительных) органов власти, вводящие налоги, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого января года, следующего за годом их принятия.

3. Акты налогового законодательства, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, налоговых агентов, обратной силы не имеют.

Акты налогового законодательства, отменяющие налоги и сборы, уменьшающие размеры налоговых ставок, размеры сборов или иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, налоговых агентов, могут иметь обратную силу, если это предусмотрено указанными актами.

4. Акты налогового законодательства об установлении новых налогов и сборов, об отмене действующего налога и сбора, а также о внесении изменений и дополнений в действующие акты налогового законодательства в части определения элементов налогообложения и (или) налоговых льгот, вступающие в силу с начала очередного финансового года, принимаются до принятия закона о бюджете государства на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в акты налогового законодательства по указанным вопросам, предполагающие их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, только одновременно с внесением в установленном порядке соответствующих изменений и дополнений в закон о бюджете государства на текущий финансовый год.

Статья 4. Действие норм международных договоров
по вопросам налогообложения

1. Если ратифицированным в установленном законом страны порядке международным договором (соглашением), содержащим нормы о налогообложении и сборах, в том числе затрагивающим вопросы об избежании двойного налогообложения, одной из сторон которого является страна, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом или принимаемыми в соответствии с ним актами налогового законодательства, то приоритет в регулировании соответствующих отношений имеют нормы международного договора (соглашения).

2. Правило, установленное пунктом 1 настоящей статьи, не применяется в отношении налоговых льгот и преимуществ, предоставленных страной по международному договору (соглашению) об избежании двойного налогообложения налоговому резиденту страны, с которым заключен этот договор (соглашение), если этот налоговый резидент используется для получения таких налоговых льгот и (или) преимуществ другим лицом, не являющимся налоговым резидентом страны, с которым заключен указанный международный договор (соглашение), и не имеющим права на такие налоговые льготы и преимущества.

Статья 5. Определение сроков

Начало и окончание срока, определенного календарной датой, периодом времени, исчисляемым годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями, днями или часами, а также срока, определенного указанием на событие, которое должно наступить, или действие, которое должно быть совершено, устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством страны.

Статья 6. Налоги и сборы

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный взнос, подлежащий уплате в денежной форме организациями и физическими лицами в общегосударственный и (или) местные (региональные, муниципальные) бюджеты.

Под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

2. Не признаются налогами и сборами взносы, вклады и другие платежи, уплачиваемые в силу гражданско-правовых сделок, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.

3. Правила, предусмотренные настоящим Кодексом и другими актами налогового законодательства в отношении налогов и связанных с ними правоотношений, распространяются на сборы и связанные с ними правоотношения, если иное не установлено указанными нормативными правовыми актами.

Статья 7. Налоговая система страны

Налоговая система страны представляет собой совокупность предусмотренных настоящим Кодексом общегосударственных и местных (региональных и муниципальных) налогов и сборов, принципов их установления, изменения и отмены.

Статья 8. Принципы налоговой системы страны

1. Каждое лицо обязано уплачивать установленные настоящим Кодексом или в соответствии с ним общегосударственные, местные (региональные и муниципальные) налоги и сборы, в отношении которых это лицо признается налогоплательщиком (плательщиком сбора).

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать не предусмотренные настоящим Кодексом налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов и сборов, либо налоги и сборы, установленные с нарушением норм, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налоги и сборы устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития страны.

3. Налоги и сборы не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, социальных, идеологических, этнических или иных подобных критериев.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ (услуг) или денежных средств либо иначе ограничивать или создавать препятствия законной деятельности налогоплательщика.

5. Не допускается устанавливать дополнительные налоги и сборы, повышенные либо дифференцированные ставки налогов и сборов или налоговые льготы в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предприятия, гражданства физического лица, а также от места происхождения капитала или имущества налогоплательщика.

Допускается устанавливать особые виды ввозных пошлин (сборов) либо дифференцированные ставки ввозных таможенных пошлин (сборов) в зависимости от страны происхождения товара и других факторов в соответствии с таможенным законодательством.

Статья 9. Участники отношений, регулируемых настоящим Кодексом
и иными актами налогового законодательства

Участниками отношений, регулируемых настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства (налоговых отношений), являются:

1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками;

2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

3) налоговые органы;

4) таможенные органы;

5) органы налоговой полиции;

6) финансовые органы;

7) кредитные организации;

8) иные лица, на которых законами страны возложены обязанности по сбору налогов и (или) сборов в бюджет.

Глава 2. Понятия, используемые в настоящем кодексе и
иных актах налогового законодательства

Статья 10. Основные понятия

1. Понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе и иных актах налогового законодательства, применяются исключительно при регулировании налоговых отношений, если иное не установлено законодательством страны.

2. В целях настоящего Кодекса перечисленные ниже понятия используются в следующих значениях:

1) общегосударственный - относящийся к стране, центральным органам государственной власти и управления;

2) региональный - относящийся к республике в составе страны, краю, области, автономной области, автономному округу;

3) местный - относящийся к региону страны, городу либо району в регионе страны, муниципальному образованию;

4) местный бюджет - бюджет регионального и (или) муниципального образования;

5) экономическая деятельность - всякая деятельность по производству и (или) реализации товаров, работ (услуг), а также любая иная деятельность, направленная на получение доходов (прибыли), независимо от результатов такой деятельности;

6) лица - физические лица и (или) организации.

Статья 11. Объекты налогообложения

1. Объектом налогообложения является имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику объект, с наличием которого налоговое законодательство связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

2. Объектами налогообложения могут быть имущество, доходы, прибыль, операции по реализации товаров, работ (услуг), ввоз (вывоз) товаров на территорию страны и другие объекты, установленные настоящим Кодексом.

3. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Статья 12. Финансовые инструменты срочных сделок

1. Финансовыми инструментами срочных сделок признаются обращающиеся на финансовом рынке документы и иные инструменты, удостоверяющие права участников срочных сделок.

Сделками с отсроченным временем исполнения (срочными сделками) признаются:

1) сделки, связанные с передачей одними ее участниками другим участникам своих прав и (или) обязанностей в отношении предмета сделки с отнесенным по времени сроком исполнения вытекающих из условий сделки прав и (или) обязанностей ее участников;

2) сделки, связанные с отнесенной по времени уступкой (приобретением) прав или возложением (сложением) обязанностей в отношении предмета сделки (в частности, связанные с уступкой права на будущую передачу прав и (или) обязанностей в отношении товара, иного имущества или другого предмета сделки).

2. Если объектом налогообложения являются операции по реализации товаров (работ (услуг) или доходы (прибыль), в том числе от указанных операций, то при использовании участниками сделок финансовых инструментов срочных сделок объект налогообложения у этих участников определяется с учетом следующих особенностей:

1) если результатом срочной сделки является непосредственная передача в собственность одному из участников сделки предмета этой сделки (товара или иного имущества) либо оказание услуг (выполнение работ), то при определении налоговой базы в отношении этой сделки следует отдельно рассматривать операции по реализации товаров (работ (услуг) и операции по реализации соответствующих финансовых инструментов срочных сделок;

2) при ином результате срочной сделки налоговая база в отношении такой сделки определяется исходя исключительно из операций по реализации соответствующих финансовых инструментов срочных сделок.

Положения настоящего пункта применяются с учетом особенностей, установленных в отношении налогообложения ценных бумаг и их обращения.

Статья 13. Имущество

1. Имуществом признаются материальные и нематериальные объекты, которые могут быть предметами владения, пользования или распоряжения.

2. Отнесение объектов к имуществу производится в соответствии с гражданским законодательством страны.

Статья 14. Товары

1. Товаром признается имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В целях таможенного регулирования и налогообложения к товарам может быть отнесено и иное имущество в соответствии с таможенным законодательством страны.

2. Идентичными товарами признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество, репутация на рынке, страна происхождения и производитель.

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам 27 ноября 2019 года провел заседание «круглого стола» на тему «О практике использования модельного Налогового кодекса для государств – участников Содружества Независимых Государств при совершенствовании законодательства Российской Федерации».

В заседании «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, представители сферы образования, коммерческих и негосударственных структур, эксперты.

Обсудив актуальное состояние модельного Налогового кодекса для государств – участников СНГ (далее – МНК СНГ) и возможность использования его положений в законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Разработка МНК СНГ началась одновременно с разработкой первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Уже в 2000 году была принята Общая часть модельного Налогового кодекса и в дальнейшем, вплоть до 2010 года, разрабатывались и принимались главы Специальной части. На тот момент времени МНК СНГ установил общее направление реформирования налоговых систем стран СНГ и желаемые правила их функционирования. Одной из задач, стоящих перед Ассамблеей, является создание модельных законодательных актов, которые могут быть использованы при разработке или обновлении национального законодательства на всей территории СНГ и, как следствие, МНК СНГ – это возможность в перспективе гармонизировать, или даже унифицировать, налоговые законодательства в Евразийском экономическом союзе.

В 2013 году Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ была принята новая редакция Общей части МНК СНГ. В новой редакции (Глава 15 МНК) появилась статья о налогообложении микробизнеса, в которой были отражены нормы, относящиеся к специальному налоговому режиму «Налог на профессиональный доход» (т. н. «самозанятые»). Этот режим в качестве эксперимента в Российской Федерации начал действовать с 1 января 2019 года в более детализированном и развитом виде. Аналогичный режим («единый совокупный платеж»), и также с 2019 года, действует в Республике Казахстан, а в Республике Киргизия этот формат получил название «добровольного патента». Эти примеры указывают на возможность имплементации, предложенных в МНК СНГ, отдельных положений в национальные законодательства о налогах и сборах.

В апреле 2019 года МПА СНГ была принята самостоятельная третья часть МНК СНГ «Налоговое администрирование». В этой части достаточно четко прописаны основания для проведения налоговых проверок и в первую очередь – контроля на основании системы управления рисками.

В МНК СНГ представлен более прозрачный вариант определения налоговых льгот как для применения налогоплательщиками так и органами государственного контроля, состав участников налоговых отношений дополнен институтом налоговых консультантов.

Кроме этого, в ходе дискуссии, некоторыми участниками было предложено выделить, в рамках налогового права, самостоятельную область – процедурного налогового права и ряд других предложений, включенных в МНК, обсудить возможность применения механизма досудебного решения налоговых споров – институт налоговых омбудсменов, который был одобрен при разработке концепции раздел МНК СНГ «Налоговое администрирование», но был исключен из окончательной редакции МНК.

Участники «круглого стола» единодушно отметили, что Модельный кодекс имеет очень важное значение и несет в себе, как объединительную, так и имплементационную функции. Вместе с тем, такой документ не всегда успевает за динамичными изменениями национальных законодательств о налогах и сборах.

В ходе работы «круглого стола» обозначены предложения, которые могут, при определенной доработке, быть использованы в российском законодательстве о налогах и сборах, а сам модельный Налоговый кодекс СНГ должен стать документом, в котором регулярно будут находить отражение рекомендации по имплементации эффективных решений в области разработки налоговой политики и совершенствования налогового администрирования в национальные законодательства стран СНГ.

Учитывая изложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

— рассмотреть вопрос о возможности расширения форм налоговых проверок;

— рассмотреть вопрос о дополнении участников налоговых отношений, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговыми консультантами;

— рассмотреть вопрос о выделении в Налоговом кодексе Российской Федерации части или раздела «Налоговое администрирование» (с учетом наработок МНК СНГ), включив в нее положения, как о функциях налоговых органов (порядок различных видов налогового контроля, услуги налогоплательщикам), так и механизмы предупреждения и разрешения налоговых споров;

— рассмотреть вопрос о разделении в Налоговом кодексе Российской Федерации понятий «налоговые льготы» и «налоговые преференции» (установить, что понятие «налоговые льготы» — уменьшение сумм налога к уплате (как приведено в МНК СНГ);

— рассмотреть возможность законодательного установления временного ограничения на применение налоговых льгот;

— рассмотреть вопрос о регистрации плательщиков внутреннего налога на добавленную стоимость;

— рассмотреть вопрос об упорядочивании нумерации и структуры статей Налогового кодекса Российской Федерации и о необходимости разработки новой его редакции;

— рассмотреть возможность формального выделения в общей части понятий «уклонение от уплаты налога» (нарушение налогового законодательства) и «избежание налогообложения» (злоупотребление нормами налогового законодательства) как различных причин неуплаты (неполной уплаты) сумм налога.

2. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

Подоходный налог


Подоходный налог — это основной вид прямых налоговых платежей. Он взимается как с юридических, так и с физических лиц. Исчисляется в процентах от годового дохода человека.

Во многих странах подоходный налог взимается исключительно с физических лиц, то есть людей, которые работают по найму, а не являются индивидуальными предпринимателями или акционерами компаний. В таких государствах юридические лица ежегодно вносят налог на прибыль, который также исчисляется в процентах от годовой прибыли предприятия или организации.

В экономике считается, что высокие налоговые ставки в государстве уменьшают конкурентоспособность страны по сравнению с другими государствами.

Таблица стран с самыми низкими налогами в 2021 году

Страны с самыми низкими налогами на прибыль для юридических лиц

С новыми поправками в налоговом кодексе Вы можете ознакомиться посмотрев видео, представленном ниже.

Самые низкие подоходные налоги в разных странах мира для физлиц

C самыми странными налогами в мире Вы можете ознакомиться, посмотрев видео.

Таблица стран с самыми высокими налогами

Страны с самыми высокими налогами в мире

Таблица со средней налоговой ставкой в мире

Список стран с самыми высокими подоходными налогами:

  1. Аруба. Налоговая ставка равна 58,95 %. В данную ставку входит социальный налог, который, в свою очередь, включает:
  • Пенсионный взнос. Выплачивается как работодателем, так и рабочим. Работник обязан отчислять 4 %, а работодатель выплачивает 9,5 %.
  • Страховой взнос. Выплачивается также работодателем в сумме 8,9 % и наемным рабочим в сумме 2,6 %.
  1. Швеция. Ставка подоходного налогового платежа равна 56,6 %, из которых 7 % — это социальный взнос.
  2. Дания. Ставка — 55,4 %. До 2008 года на территории Дании действовала ставка подоходного налога в размере 62,3 %, но правительство приняло решение уменьшить размер налога. В стране уклониться от выплаты налоговых платежей практически невозможно. Налогами облагается даже церковь, которая отчисляет до 1,5 % от дохода.
  3. Нидерланды. Ставка подоходного налогового платежа равна 52 % (ранее данный налог достигал 72 %). Помимо подоходного налогового платежа, граждане страны обязаны отчислять налог на пользование землей в размере 6 % и налог при получении наследства в размере 40 %.
  4. Бельгия. Налоговые ставки:
  • Подоходный — 50 %.
  • Социальный взнос — 13 %.
  • Муниципальный — 11 %.
  1. Австрия и Япония. Сумма подоходного налога в этих странах равна 50 %.
  2. Финляндия. Ранее фиксированная ставка равнялась 53,5 %, но в 2004 году по решению правительства налогообложение физических лиц снизилось до 49,2 %.
  3. Ирландия является одной из стран с самой высокой ставкой подоходного налога, которая равна 48 %. Напомним, что данная ставка намного выше среднего подоходного налога на всей территории северной части Европы, который равняется на сегодняшний день 40 %.

Зависимость размеров налогов от доходов в Ирландии

Зависимость размеров налогов от доходов в Ирландии

  1. Великобритания. Правительством страны в 2010 году было принято решение об увеличении ставки подоходного налогового платежа на 10 % (в 2010 году ставка с учетом повышения равнялась 50 %). Но повышение себя не оправдало, и с 2013 года она равняется 45 %, то есть стала ниже на 5 %.

Подоходный налог в разных государствах

Данный вид налогового платежа в разных странах исчисляется по-разному.

Есть государства с единой фиксированной ставкой, а есть и такие, где сумма отчисляемых средств напрямую зависит от годового дохода гражданина.

Подоходные налоги в странах мира с фиксированной ставкой:

  1. Беларусь — 13 %.
  2. Болгария — 10 %.
  3. Латвия — 25 %.
  4. Литва — 15 %.
  5. Эстония –— 20 %.
  6. Россия — 13 %.

Налоги в разных странах мира с «плавающей» налоговой ставкой в зависимости от годового дохода гражданина:

  1. Австралийский Союз. При доходе до 4600 USD взнос не платится. Если прибыль больше 4600 USD, но меньше 28 800 USD, налог равен 9 %. При прибыли свыше 140 000 USD ставка варьируется от 30,3 до 44,9 %.

Налогообложение в Австрилии

Налогообложение в Австрилии

Размер подоходного налога в разных странах

Страна Размер подоходного налога (в %)
Португалия 56,50
Зимбабве 45,00
Франция 50,30
Израиль 50,00
Словения 50,00
Ирландия 48,00
Греция 46,00
Республике Конго 45,00
Люксембург 43,60
Папуа — Новая Гвинея 42,00
ЮАР 40,00
Чили 40,00
Гвинея 40,00
Сенегал 40,00
Швейцария 40,00
Тайвань 40,00
Уганда 40,00
Соединенные Штаты Америки 39,60
Норвегия 40,00
Марокко 38,00
Южная Корея 38,00
Суринам 38,00
Намибия 37,00
Алжир 35,00
Аргентина 35,00
Барбадос 35,00
Камерун 35,00
Кипр 35,00
Эквадор 35,00
Экваториальная Гвинея 35,00
Эфиопия 35,00
Габон 35,00
Мальта 35,00
Таиланд 35,00
Тунис 35,00
Турция 35,00
Вьетнам 35,00
Замбия 35,00
Венесуэла 34,00
Индия 33,99
Колумбия 33,00
Мавритания 33,00
Новая Зеландия 33,00
Пуэрто-Рико 33,00
Свазиленд 33,00
Мозамбик 32,00
Филиппины 32,00
Польша 32,00
Конго 30,00
Сальвадор 30,00
Индонезия 30,00
Кения 30,00
Лесото 35,00
Малави 30,00
Мексика 30,00
Никарагуа 30,00
Перу 30,00
Руанда 30,00
Сьерра-Леоне 30,00
Танзания 30,00
Бразилия 27,50
Самоа 27,00
Армения 25,00
Малайзия 26,00
Азербайджан 25,00
Бангладеш 25,00
Доминиканская Республика 25,00
Египет 25,00
Гана 25,00
Гондурас 25,00
Ямайка 25,00
Панама 25,00
Тринидад и Тобаго 25,00
Лаос 24,00
Нигерия 24,00
Шри-Ланка 24,00
Албания 10,00
Чешская Республика 22,00
Сирия 22,00
Узбекистан 22,00
Эстония 21,00
Лихтенштейн 21,00
Афганистан 20,00
Камбоджа 20,00
Фиджи 20,00
Грузия 20,00
Остров Мэн 20,00
Ливан 20,00
Мадагаскар 20,00
Мьянма 20,00
Пакистан 20,00
Сингапур 20,00
Молдова 18,00
Ангола 17,00
Украина 17,00
Румыния 16,00
Коста-Рика 15,00
Венгрия 16,00
Ирак 15,00
Сербии 15,00
Сейшельские острова 15,00
Судан 15,00
Йемен 15,00
Иордания 14,00
Боливия 13,00
Таджикистан 13,00
Макао 12,00
Казахстан 10,00
Косово 10,00
Ливия 10,00
Монголия 10,00
Гватемала 31,00

Государства без подоходного налога

В мире есть ряд государств, в которых отсутствует подоходный налог, то есть физические лица не обязаны ничего выплачивать со своей заработной платы в государственный бюджет.

Страны, в которых отсутствует данный вид платежа, являются весьма богатыми и экономически развитыми. Большая часть из таких государств богата природными ресурсами, в частности, нефтью и природным газом. Благодаря добыче полезных ископаемых и весьма развитой экономике государство не нуждается во взыскании подоходного налога с граждан своей страны.

Список государств, где жители не платят подоходный налоговый платеж:

  1. Андорра.
  2. Багамские острова. Вся экономика страны построена на туризме. Багамы — один из самых посещаемых курортов мира.
  3. Бахрейн.
  4. Бермуды.
  5. Бурунди.
  6. Кувейт.
  7. Оман.
  8. Катар. Самая богатая страна в мире по показателю ВВП. Данное государство приобрело капитал благодаря добыче и экспорту нефти.
  9. Сомали.
  10. Объединенные Арабские Эмираты.
  11. Уругвай.
  12. Вануату.
  13. Виргинские острова.
  14. Острова Кайман.
  15. Монако.
  16. Саудовская Аравия.

Читайте также: