Вопросы к налоговому инспектору

Опубликовано: 01.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки


Мы писали, что налоговики и следователи разработали целую методичку на 20 листах с подробным описанием налоговых схем. Письмо ФНС № ЕД-4-2/13650@ от 13.07.2017 г. уже разослано по налоговым инспекциям для практического применения.

Самое интересное в этом письме - приложения, в которых приводятся вопросы. Их обязательно зададут при проверке - и рядовым сотрудникам, и бухгалтерам, и руководителю. Причем, не обязательно в компании, деятельность которой явно фиктивна. Подготовьтесь заранее и продумайте, какие ответы давать налоговикам.

Ниже - сами вопросы и рекомендации по поведению на проверке.

Вопросы сотрудникам

2. Ваше образование, специальность?

3. Что входит в Ваши должностные обязанности?

4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?

5. Где и кем Вы работали до ООО "1"?

6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО "1"?

7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?

8. Кто выступает инициатором заключения договора с Поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

9. Одобрение того или иного контрагента это Ваше единоличное решение или коллегиальное?

10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

Для установления личности руководителя-контрагента и деловой репутации организации-контрагента.

12. Знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились?

13. Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?

14. Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

16. Какие действия Вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

Подписание договора.

17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?

19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?

20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?

21. В случае, если контрагент находится не в г. Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?

22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?

23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания Вами?

24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?

25. Кто несет ответственность за качество поставляемых ТМЦ (ГСМ, запчасти и др.), услуг (транспортных и др.), работ (субподряд)?

26. Назовите программу, которая используется для учета ТМЦ.

27. Как у Вас в Компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров (работ, услуг) к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?

28. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С Торговля, 1С-Склад?

29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия Вы предпринимали в подобных случаях?

30. Кто в ООО "1" отвечает за сохранность ТМЦ, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание ТМЦ для своих подразделений для производства работ?

31. Есть ли склад и где он находится?

32. Кто контролирует качество и количество поставляемых товаров (работ, услуг)?

33. В случае выполнения работ субподрядчиками кто занимается бытовыми вопросами рабочих и ИТР на месте проведения работ?

34. Вы лично присутствуете при принятии работ от субподрядчика, какие документы подписываете?

35. В случае брака или нарушения технологии строительства по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед Заказчиком, перед ООО "1"?

36. Есть ли в ООО "1" служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации? Укажите ФИО, его обязанности и ответственность.

37. Укажите должностное лицо, визирующее документы, которые Вы оформляете.

38. Перечислите наименование документов, которые Вы оформляете.

Вопросы руководителю

2. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в Вашей должности?

3. Кто назначил Вас на эту должность?

4. Где и кем Вы работали до ООО "1"?

5. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в ООО "1" - это новые профессиональные навыки?

6. Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО "1"?

7. Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность ООО "1", то каким образом это происходит?

8. Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО "1" учредителям?

9. Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?

10. Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?

11. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО "1"?

12. Как происходит поиск контрагентов?

13. Какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?

14. Сколько человек в Вашем отделе занимается поиском поставщиков?

15. Как обычно происходит общение с поставщиком, по почте, лично, через посредника?

16. Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.

17. Одобрение того или иного контрагента - это решение единоличное или коллегиальное?

18. Если решение коллегиальное, назовите лиц, принимающих решение.

19. Если решение принимается единолично, Вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?

20. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

21. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

22. Кто определяет, кого из поставщиков выбрать?

23. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

24. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

Для установления личности руководителя-контрагента и деловой репутации организации-контрагента.

25. Знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились?

26. Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?

27. Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

28. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

29. Какие действия Вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

Подписание договора и учет товаров (работ, услуг).

30. В организации существуют какие либо регламентирующие документы по документообороту?

31. Кто несет ответственность за количество и качество поставляемых ТМЦ (ГСМ, запчасти и др.), услуг (транспортных и др.), работ (субподряд)?

32. Кто принимает первичные документы от поставщика (ТН, ТН, ТОРГ-12, Акты), кто подписывается в документе, где происходит принятие товаров (работ, услуг) по документу?

33. Кто должен присутствовать при принятии товаров (работ, услуг) в обязательном порядке?

34. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия Вы предпринимали в подобных случаях?

35. Кто в ООО "1" отвечает за сохранность ТМЦ, кто ведет учет?

36. Есть ли склад и где он находится, кто является кладовщиком?

37. Если при принятии работ от субподрядчика присутствуют представители Заказчика, кто именно присутствует, какие документы подписывает?

38. В случае брака или нарушения технологии по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед Заказчиком, перед ООО "1"?

39. Кто составляет претензии от ООО "1" в адрес субподрядчика в случае выявления брака или нарушения технологии, кто подписывает такие документы?

40. Есть ли в ООО "1" служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации?

41. На компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад

42. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

Как вести себя при беседе со следователем

  • Как вести себя при допросе в налоговой - подборка советов.
  • Выделяют шесть типовых сценариев поведения при допросе. А что уж таить, опрос налоговиков и следователей не что иное на практике, как допрос.
  • На нашем форуме есть ветка, где обсуждают вызов директора не допрос в налоговую.
  • Что делать, если опросы проводят незаконно в период приостановления проверки?

ФНС выпустила письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, в котором разъяснила инспекциям, как применять ст. 54.1 НК РФ в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Мы подготовили разбор этих рекомендаций и расскажем, что может вызвать вопросы со стороны налоговой, а что законно и не должно приводить к доначислениям.

Когда применяется ст. 54.1 НК РФ

Статья 54.1 НК РФ называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». По мнению ФНС, её основная цель — противодействовать налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт уклонения от уплаты налогов.

Такими злоупотреблениями могут быть незаконные уменьшения как налоговой базы, так и суммы самого налога. Но причина всегда в том, что налогоплательщик исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения. Такое искажение может быть трёх видов:

  1. Скрыли реальные операции. Например, не отразили в составе основных средств фактически используемую недвижимость, в частности под предлогом «недостроя».
  2. Отразили ложные показатели по реальным операциям. Например, исказили данные о производимой продукции, чтобы сделать её неподакцизной, или параметры деятельности, чтобы снизить показатель потенциально возможного дохода. Дробление бизнеса тоже попадает в эту группу.
  3. Отразили фиктивные операции, которых не было на самом деле. Здесь речь в том числе об использовании фиктивных контрагентов, о которых мы поговорим ниже.

Посмотрите на свою компанию глазами налоговой и оцените вероятность выездной проверки

Для каждого вида злоупотреблений в письме есть правила, по которым налоговики должны доначислять налоги.

Так, фиктивные операции вообще не будут учитывать в целях налогообложения. Все расходы и вычеты по ним «снимут» в полном размере. В остальных случаях инспекторы должны выявить истинный экономический смысл операции и доначислить налоги так, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

Как выявляют сделки с фиктивными контрагентами

Одно из основных условий, которое даёт налогоплательщику право учесть расходы и использовать вычеты — исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Это означает, что обязательства должна выполнять сторона договора или лицо, на которое эта обязанность возложена.

Цель этого положения — борьба с использованием документов, составленных от лица фиктивных контрагентов. Это компании, которые работают только «на бумаге», не ведут деятельности и не выполняют в сделке реальных функций, а нужны только для оформления от их имени соответствующих документов. В письме такие компании называют «техническими».

Чтобы квалифицировать сделку как фиктивную и доначислить по ней налоги, инспекторы доказывают, что контрагент относится к «техническим» компаниям, а налогоплательщик должен был знать об этом, но не проявил должной осмотрительности.

Доказывают, что контрагент — техническая компания

Налоговики должны сами доказать, что документы составлены не реальным, а техническим контрагентом. В письме отмечают, что для этого не хватит заключения эксперта-почерковеда о том, что документы подписаны неустановленными лицами, или протокола допроса тех, кто их подписал. Чтобы закрепить факт участия в сделке «технической» компании, нужно найти сразу несколько косвенных доказательств:

  • нет признаков, которые подтверждали бы реальную экономическую деятельность контрагента: отсутствует персонал, сайт, информация о деятельности компании и т.п.;
  • нет условий для исполнения обязательств: персонала, основных средств, активов, складских помещений, транспортных средств, обязательных разрешений и лицензий и т.п.;
  • «техническое» лицо не могло осуществить операцию с учётом времени, места нахождения и объёма необходимых ресурсов;
  • расходы по счёту не соответствуют виду деятельности, по которому совершены спорные операции;
  • поведение участников сделки при заключении договора и принятии исполнения по нему отличалось от общепринятого;
  • документооборот по сделке был нетипичным, а документы заполнены с недочетами или не полностью, в них есть ошибки, которые связаны с формальным подходом (в т. ч. их составлением до операции) и тем, что стороны не планируют как-то защищать свои права (обращаться в суд, подавать претензии и т.п.);
  • в договорах есть условия, отличающиеся от обычных, например, длительные отсрочки платежа, санкции, размер которых намного меньше или больше ущерба от нарушения;
  • цены по договору существенно ниже или выше рыночных;
  • нет документов, которые должны быть исходя из характера исполнения, например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику стройплощадки;
  • нет оплаты;
  • в расчётах использованы неликвидные активы: небанковские вексели, права требования к третьему лицу и пр.;
  • не приняты меры по защите нарушенных права — отсутствуют претензии, заявления об отказе от договора, обращения в суд;
  • обналичивание денег и их использование на нужды налогоплательщика, его учредителей, должностных или иначе связанных с ним лиц;
  • деньги, перечисленные «техническому» контрагенту, возвращаются налогоплательщику или связанным с ним лицам;
  • печати и документация контрагента на территории налогоплательщика.

По мнению ФНС, у налоговых органов есть все полномочия, чтобы выявить эти обстоятельства. Нужно лишь правильно их использовать и получать от всех участников договора пояснения. При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а детально выяснять полномочия, функциональные и должностные обязанности каждого опрашиваемого. И во всех нюансах изучать обстоятельства сделки.

Помимо этого, инспекторам «на местах» рекомендовано проводить осмотры территорий и помещений, а также использовать своё право проводить инвентаризацию имущества и применять её результаты для анализа и воссоздания полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учёта и т.п.).

Доказывают, что налогоплательщик не проявил осмотрительность

Если участие «технического» контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов.

Основное доказательство в таком случае — прямой контакт налогоплательщика с исполнителем по сделке. Например, переговоры и деловая переписка с обсуждением условий сделки, обеспечения, гарантий. Если такого контакта не было, налоговики проверят, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал контрагента и заключал договор.

ИФНС вправе проводить доначисления, если установлены следующие факты:

  • налогоплательщик не знал о фактическом местонахождении контрагента, его производственных, складских и иных площадей;
  • налогоплательщик не пытался получить информацию о контрагенте: у него нет копий документов, подтверждающих направление запросов;
  • налогоплательщик не анализировал открытые данные о контрагенте;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как и почему был выбран контрагент, заключена сделка;
  • нет реального взаимодействия с руководителем, должностными лицами, ответственными сотрудниками контрагента при обсуждении условий и подписании договора;
  • отсутствуют документы, подтверждающие полномочия участников сделки со стороны контрагента;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как он узнал о существовании контрагента (реклама в СМИ, сайт, рекомендации).

Доначисляют налоги

Когда налоговики доказали, что в сделке участвовал фиктивный контрагент, а налогоплательщик не мог не знать об этом, они вправе доначислить налоги.

Как правило, саму сделку налоговая не оспаривает — товар получен, работы выполнены, услуги оказаны, но все это делала не «техническая» компания, а кто-то другой. В таком случае все расходы и вычеты по фиктивному контрагенту снимают и заменяют на таковые по реальному исполнителю. Но только при условии, что налогоплательщик сам предоставит информацию о фактическом контрагенте и все документы. Иначе ни вычеты, ни расходы расчётным путем ИФНС определять не будет.

Единственное исключение — когда сам факт расходов налоговая тоже не оспаривает. В этом случае инспекция применит расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС и в этом случае будут сняты полностью.

Деловая цель и дробление бизнеса

Ещё одно условие, которое должно выполняться для учёта расходов и применения вычетов: целью операции не должна быть только налоговая выгода.

Проверять это предлагают с помощью «экспресс-теста». Его будут проводить по каждой отдельной операции в совокупности сделок, которые все вместе привели к достижению деловой цели. Тут налоговикам надо будет ответить на вопрос, совершил бы налогоплательщик эту операцию, если бы не было остальных сделок, и не была ли её основной целью налоговая выгода. При этом невыгодность сделки для налогоплательщика саму по себе нельзя приравнять к отсутствию деловой цели.

Если результат «экспресс-теста» отрицательный, то налоговой нужно будет дополнительно доказать, что конечная деловая цель могла быть достигнута без спорной операции.

Все эти положения применяются и к дроблению бизнеса, которое можно назвать частным случаем операций без деловой цели с элементами «технических» компаний. Дополнительные критерии, которые позволяют ИФНС установить, что речь идёт о дроблении:

  • одни и те же работники и ресурсы;
  • тесное взаимодействие всех участников схемы;
  • разные, но неразрывно связанные направления деятельности, которые составляют единый производственный процесс для достижения общего результата.

При доначислении налогов в связи с дроблением налоговикам рекомендовано выявлять действительные налоговые обязательства налогоплательщика. Это значит, что будут учитываться не только вменяемые ему доходы, но и соответствующие расходы, вычеты по НДС, а также суммы уже уплаченных налогов.

Переквалификация сделок

Авторы письма отдельно остановились на переквалификации сделок и операций. ФНС предостерегает инспекторов «на местах» от подмены понятий.

То, что аналогичный результат можно было получить с помощью других сделок или операций — не основание для переквалификации, даже если есть налоговая экономия (п. 3 ст. 54.1 НК РФ). По мнению ФНС, налогоплательщики вправе сами выбрать способ достижения результата с учётом налоговых последствий. Главное, чтобы у этого способа был экономический смысл и не было признаков искусственности.

Чем опасны фиктивные сделки

НДС-разрывы

ФНС обращает внимание инспекторов на то, что нельзя снимать вычеты только из-за того, что контрагент не заплатил налоги. Это возможно, только если получится доказать, что налогоплательщик знал о нарушениях, допущенных контрагентом, и получил от этого выгоду.

Сверяйте счета-фактуры с контрагентами и находите расхождения до налоговой

При этом знать о таких нарушениях налогоплательщик может не только при взаимозависимости и иной подконтрольности. Аналогичные выводы инспекторы сделают и если выявят, что стороны согласовали эти действия и намеренно допустили разрыв.

  • Что можно узнать о контрагенте из арбитражных дел и бухотчётности
  • Допросы, осмотры, требования: права бухгалтера
  • Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Налоговая вызывает на допрос, когда ищет доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы, чтобы не платить налоги.

Еще о налоговой:

Кира Гин

Налоговая может вызвать на допрос любого

Налоговая вместе со Следственным комитетом разработали методичку для допросов. В ней 80 рекомендуемых вопросов. Эта методичка придумана, чтобы налоговая и Следственный комитет работали в одном направлении: доказывали, что компания недоплатила налоги умышленно.

Обычно налоговики вызывают на допрос, когда ищут доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы ухода от уплаты налогов.

Что проверить у контрагента

Повестку на допрос налоговая вправе вручить любому человеку, если считает, что у него есть информация, которая поможет в налоговой проверке. Вызывают нынешних и бывших сотрудников компании, директора, основных поставщиков.


Есть заблуждение: допрашивать будут директора, руководителя или главного бухгалтера, а остальных допросы не касаются. Это не так. Поиск доказательств налоговая начинает с допроса рядовых, а иногда уже уволенных сотрудников, которые как-то общались с подозрительным контрагентом.

Например, по документам компания закупила товар, а по факту сделка фиктивная. Налоговая вызвала на допрос кладовщика и спрашивала: «Доставляло ли ООО «Лосось» товар на склад?», «Как вы его принимали и списывали в производство?», «Какой объем расходных материалов поступает на склад ежемесячно?»

В моей практике была история. Во время проверки налоговая не смогла доказать, что компания работала с неблагонадежным контрагентом, и решила допросить водителя. Директор компании предупредил водителя: на допрос лучше прийти с налоговым юристом или адвокатом.

Инспектор приехал к водителю домой в субботу в десять вечера. Сказал, что отказаться от допроса водитель не может, якобы за это его ждет уголовная ответственность. Водитель растерялся, и инспектор допросил его в ближайшем кафе. Показания были не в пользу компании.

Протокол допроса водителя налоговая использовала в суде, на нём было построено всё доказательство. В итоге компания проиграла дело.

В другой компании налоговая допрашивала кладовщика. Так часто делают, потому что рядовым сотрудникам нет выгоды выгораживать компанию и они расскажут, как всё было на самом деле.

Вызовом на допрос считается только повестка

Вызывать на допрос могут только повесткой. Если налоговая звонит по телефону и просит прийти на допрос, ей можно отказать: «Пришлите, пожалуйста, повестку». То же самое, если инспектор пришел домой к сотруднику или директору компании.


Мне встречались случаи, когда повестку налоговая просто бросала в почтовый ящик по прописке сотрудника. Ходить на допрос по такой повестке или нет, зависит от тактики, которую выбрала компания. И от того, готов ли сам сотрудник идти на допрос.

Но когда налоговики оставляют повестку в почтовом ящике, у них нет доказательств, что человек ее получил.

Допрос проходит в налоговой инспекции. Это может быть та инспекция, что проводит проверку, или инспекция по прописке свидетеля. Второй вариант — допрос в офисе компании, если об этом попросила компания.

Инспектор не вправе допрашивать свидетеля в кафе, у него дома или в подъезде. Но в налоговом кодексе есть исключения, когда допрос разрешается провести по месту жительства свидетеля:

  • свидетель из-за возраста, болезни или инвалидности не может прийти в налоговую;
  • в других случаях на усмотрение налогового инспектора.

Списка других случаев из второго пункта в законе нет, но даже если инспектор считает, что сейчас другой случай, все равно можно отказаться от допроса по двум основаниям: право не свидетельствовать против себя и право на юридическую помощь.

Штраф 1000 рублей, если не пойти на допрос

С допросами налоговой есть два штрафа, их размер зависит от причины:

  • 1000 рублей за неявку или уклонение от допроса без уважительной причины. Уважительными причинами считаются, например болезнь или командировка;
  • 3000 рублей за ложные показания и неправомерный отказ от показаний. Например, неправомерным отказом будет, если человек получил повестку, пришел в инспекцию и сказал: «Я не буду давать показания!»

Иногда проще заплатить тысячу рублей, чем наговорить на себя под запись в протокол. Бывает и наоборот. Например, идет налоговая проверка, и сотрудник может дать показания в пользу компании — тогда стоит идти. Но только не одному: ходить лучше с адвокатом, потому что не всегда очевидно, зачем налоговая задает те или иные вопросы.

У каждого есть право не давать показания против себя, супругов и близких родственников, даже если уже пришли на допрос по повестке. Право не свидетельствовать дает статья 51 Конституции России.

80 вопросов налоговой для допроса

Налоговая обычно использует методичку Следственного комитета, когда у компании есть недоимка по налогам в крупном или особо крупном размере. В законе прописан критерий крупности:


В методичке 80 вопросов, которые рекомендуется задавать налогоплательщику. Но налоговики необязательно будут допрашивать по методичке, могут задавать и другие вопросы.

По итогам выездных проверок по крупным недоимкам налоговая передает материалы допроса и проверки документов Cледственному комитету. Иногда налоговая и Следственный комитет проводят проверки вместе.


Каждый вопрос задается не просто так, а с целью получить больше информации, найти противоречия, выявить преступление или понять, кто виноват. Разберем часть вопросов.

1. Кто занимается подбором поставщиков и подрядчиков для вашей компании?

Этот вопрос налоговая задает, чтобы понять, кого еще нужно допросить. Подбором поставщиков в компании может заниматься один человек, а может целый отдел. Во втором случае допросят всех сотрудников отдела, чтобы найти противоречия.

2. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь?

Цель вопроса — понять, проявляла ли компания должную осмотрительность. Если ответить: «Да в Яндексе поискал, позвонил первому попавшемуся, и начали работать», налоговая посчитает, что должной осмотрительности компания не проявила.

Как правильно отвечать, мы рассказывали в статье о должной осмотрительности. Если кратко: проверили контрагента на сайте налоговой, в системе «За честный бизнес» и в архиве судебных дел. Изучили его сайт, прочитали отзывы и спросили у коллег. Были уверены, что у контрагента есть все ресурсы, чтобы выполнить свою часть договора.


Проявить должную осмотрительность

3. Вам попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали?

Провокационный вопрос. Налоговая не конкретизирует, что значит недобросовестный поставщик. Вы можете думать, что это тот, кто привозит испорченные арбузы или хамит кладовщику. И скажете: да, попадались! А налоговая посчитает, что вы признаетесь в работе с недобросовестными поставщиками.

На этот вопрос лучше не отвечать или ответить так: смысл вопроса мне неясен; нет, мне неизвестно; нет, и точка.

4. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

Подвох здесь в том, что налоговая ищет всех сотрудников, которые взаимодействовали с контрагентами. И пытается понять, кто за что отвечает. Чем четче обязанности у сотрудников, тем меньше противоречий в показаниях.

Когда речь о настоящих поставщиках, опасности нет. Отвечаете: маркетолог инициировал, маркетолог говорит то же самое. Налоговая проверяет поставщика, и сходится: поставщик подтверждает, что так всё и было. Проблемы будут, если договор с фирмой-однодневкой, а ее директор говорит: «Я вообще не директор, дал только паспорт, чтобы зарегистрировали фирму, а мне за это заплатили».

5. Что входит в ваши должностные обязанности? Кем и когда вы работали?

На этот вопрос важно ответить. Если в начале допроса сотрудник говорит, что в его обязанности не входил поиск поставщиков и согласование сделок, тогда на все вопросы о поставщиках можно отвечать: «Не знаю, потому что это не входит в мои обязанности».

Бывает наоборот. Менеджер по закупкам говорит: «В мои обязанности входит поиск поставщиков». А оказывается, что генеральный директор какого-нибудь поставщика нашел сам и не сказал менеджеру. Менеджера спрашивают: «А вот ООО «Лосось» вы подбирали?», он говорит: «Нет!»

Потом при допросе директора налоговая будет спрашивать: «А вот в допросе менеджер по закупкам сказал, что в его обязанности входит поиск поставщиков, а он «Лосось» не искал. Как так? Всех остальных искал, а «Лосось» нет. Так кто его искал тогда?»

Все вопросы налоговой из методички

В методичке для допросов налоговой две части: вопросы для сотрудников и для руководителей. Некоторые вопросы одинаковые, поэтому на самом деле их не 80, а 68.

1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?

2. Ваше образование, специальность?

3. Что входит в ваши должностные обязанности?

4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?

5. Где и кем вы работали до ООО «Компания»?

6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «Компания»?

7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?

8. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

9. Одобрение того или иного контрагента — это ваше единоличное решение или коллегиальное?

10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

12. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?

13. Какие взаимоотношения — дружеские, деловые — вас объединяют?

14. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

16. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?

19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?

20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?

21. В случае если контрагент находится не в Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?

22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?

23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания вами?

24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?

25. Кто несет ответственность за качество поставляемых товаров, услуг, работ?

26. Назовите программу, которая используется для учета товаров.

27. Как у вас в компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?

28. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали в подобных случаях?

30. Кто в ООО «Компания» отвечает за сохранность товаров, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание товаров для своих подразделений для производства работ?

31. Есть ли склад и где он находится?

32. Кто контролирует качество и количество поставляемых товаров, работ, услуг?

33. В случае выполнения работ субподрядчиками кто занимается бытовыми вопросами рабочих и инженерно-технических работников на месте проведения работ?

34. Вы лично присутствуете при принятии работ от субподрядчика, какие документы подписываете?

35. В случае брака или нарушения технологии строительства по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед заказчиком, перед ООО «Компания»?

36. Есть ли в ООО «Компания» служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации? Укажите имя, его обязанности и ответственность.

37. Укажите должностное лицо, визирующее документы, которые вы оформляете.

38. Перечислите наименования документов, которые вы оформляете.

39. Кем, в какой должности вы работаете в ООО «Компания»?

40. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?

Я прошла допрос в налоговой

41. Кто назначил вас на эту должность?

42. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в ООО «Компания» — это новые профессиональные навыки?

43. Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания»?

44. Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания», то каким образом это происходит?

45. Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО «Компания» учредителям?

46. Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?

47. Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?

48. Как происходит поиск контрагентов?

49. Какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?

50. Сколько человек в вашем отделе занимается поиском поставщиков?

51. Как обычно происходит общение с поставщиком: по почте, лично, через посредника?

52. Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.

53. Если решение коллегиальное, назовите лиц, принимающих решение.

54. Если решение принимается единолично, вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?

55. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

56. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

57. Кто определяет, кого из поставщиков выбрать?

58. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

59. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

60. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?

61. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

62. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

63. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

64. Кто принимает первичные документы от поставщика: ТН, ТН, ТОРГ-12, акты, кто расписывается в документе, где происходит принятие товаров, работ, услуг по документу?

65. Кто должен присутствовать при принятии товаров в обязательном порядке?

66. Если при принятии работ от субподрядчика присутствуют представители заказчика, кто именно присутствует, какие документы подписывает?

67. Кто составляет претензии от ООО «Компания» в адрес субподрядчика в случае выявления брака или нарушения технологии, кто подписывает такие документы?

68. На компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

Инспектор обязан вручить копию протокола

С сентября 2018 года налоговый инспектор обязан выдать свидетелю копию протокола после допроса. Раньше этого можно было не делать.

Копию выдают сразу же после допроса под расписку. Если инспектор не выдал копию, можно написать жалобу на незаконные действия должностных лиц и потребовать ее выдать.

Протокол — доказательство, и если получится найти в нем нарушения, есть шанс оспорить допрос в суде. Но сейчас налоговая редко заполняет протоколы с нарушениями.

ЗАО «Капитал-лизинг» купило башенные краны, чтобы сдавать в аренду. Компания оформила все документы и получила вычет по НДС. Но налоговая решила, что компания работала с фирмой-однодневкой, и по итогам проверки доначислила 2,5 миллиона рублей НДС, штраф и пени.

Компания не согласилась и обратилась в суд. Основным доказательством налоговой был протокол допроса свидетеля, но компания смогла его оспорить, потому что:

  • протокол был заполнен без проведения мероприятий налогового контроля;
  • свидетелю не рассказали о его праве не давать показания против себя и праве на юридическую помощь;
  • протоколы оформлены не по форме;
  • нет пометки «с моих слов записано верно».

Суд посчитал, что такой протокол допроса не может считаться доказательством.

Мой совет: не ходите на допрос в налоговую без адвоката или налогового юриста. Протокол допроса — ключевое доказательство налоговой, поэтому лучше не давать показания без юриста.

Короче

Допросить могут всех, кроме:

аудиторов, адвокатов и нотариусов, если допрос касается их клиентов;

детей до 14 лет;

Что запомнить:

ходите на допрос в налоговую с адвокатом;

пользуйтесь правом не давать показания против себя — статья 51 Конституции России;

игнорируйте вызовы по телефону: налоговая должна вызвать на допрос повесткой

В данной части текста приведены комментарии и рекомендации к вопросам с 1 по 16 Перечня вопросов, подлежащих обязательному выяснению у сотрудников, по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей – Приложение 1 к Методическим рекомендациям N ЕД-4-2/13650@

Общие рекомендации.

Свидетельские показания как вид доказательства должны использоваться налогоплательщиком для защиты также активно, как это делает инспекция при доказывании схем уклонения от уплаты налога.

При этом целью налогоплательщика будет опровержение довод инспекции о фиктивности отношений между реальным поставщиком и фиктивными производителями работ (услуг), о непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагентов.

Таким образом, налогоплательщику целесообразно использовать свидетельские показания, которыми подтверждается реальность взаимоотношений с контрагентом.

1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в Вашей должности?

2. Ваше образование, специальность?

3. Что входит в Ваши должностные обязанности?

4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?

5. Где и кем Вы работали до ООО "1"?

Комментарий.

Группа вопросов с 1 по 5 относится к анкетным данным, большая их часть содержится в Форме "Протокол допроса свидетеля" – Приложении 11 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" (вместе с "Основаниями и порядком продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки", "Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации)").

Ответ на данные вопросы обычно не вызывает затруднения у свидетелей. При этом называть точные данные о датах работы, наименовании своей специальности свидетелю не обязательно. Если же инспектор будет настаивать на точности ответа, свидетелю целесообразно сослаться на забывчивость, дать обещание уточнить дома по документам.

6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО "1"?

Комментарий.

Данный вопрос определяет круг лиц, подлежащих в дальнейшем допросу с целью установления обстоятельств проявления должной осмотрительности, реальности операций, а также сопоставления показаний свидетеля с показаниями названных им лиц на предмет выявления противоречий в их показаниях.

Рекомендации.

Свидетелю следует внимательно отнестись к упоминанию людей, занимающихся подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО "1", с учетом следующих обстоятельств:

- в организациях круг лиц занимающихся подбором поставщиков, субподрядчиков, чаще всего определен локальными актами (приказами, должностными инструкциями, положениями и т.п.), соответственно, имеет смысл упоминать таких лиц, в отношении которых свидетель точно знает, что вышеуказанная работа входит в круг их должностных обязанностей в соответствии с распорядительными документами организации;

- упоминание свидетелем лиц, которые в последующем дадут показания, противоречащие его показаниям, фактически является показанием против себя.

7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?

Комментарий.

Данный вопрос связан, в частности с выполнением рекомендаций, изложенных в частности в Письме ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды», а именно: «В целях оценки действий налогоплательщика необходимо оценивать обоснованность выбора контрагента проверяемым налогоплательщиком, исследовать вопросы, отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота или установленной самим налогоплательщиком практики осуществления выбора контрагентов, каким образом оценивались условия сделки и их коммерческая привлекательность, деловая репутация, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта, заключались ли налогоплательщиком сделки преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязательств.»

Соответственно в последующем следует ожидать вопроса о том, каким образом был найден контрагент, в отношениях с которым инспекциях подозревает схему уклонения от уплаты налогов.

Доказывание должной осмотрительности при выборе контрагента относится к деятельности проверяемого налогоплательщика в ходе проверки. Налогоплательщик должен обладать документальным подтверждением обстоятельств проявления должной осмотрительности.

Рекомендации.

Свидетелю, в должностные обязанности которого поиск и выбор контрагентов, не входит, имеет смысл сообщить об этом инспектору, в т.ч. сославшись на неосведомленность по данному вопросу.

Свидетелю, должностными обязанностями которого является поиск и выбор контрагентов, имеет смысл владеть положениями внутреннего локального акта о порядке поиска и выбора контрагентов, в том числе о реквизитах этого документа, о чем следует сообщить инспектору.

8. Кто выступает инициатором заключения договора с Поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

9. Одобрение того или иного контрагента это Ваше единоличное решение или коллегиальное?

10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

Комментарий.

Группа вопросов с 8 по 11 имеет целью установить лиц, причастных к организации схемы уклонения от уплаты налогов либо обналичивания денежных средств, определить их роль в выявленной схеме для доказывания в дальнейшем умысла исполнителя преступления, а также квалификации соучастия в порядке ст. 33 Уголовного кодекса РФ.

Рекомендации.

Аналогично ответу на вопрос 7

12. Знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились?

13. Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?

14. Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

16. Какие действия Вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

Комментарий.

Группа вопросов с 12 по 16, как указано в Перечне, задается для установления личности руководителя-контрагента и деловой репутации организации-контрагента.

Между тем личность руководителя-контрагента известна инспекторам из баз данных налоговых органов. Полагаю, что данные вопросы направлены на получение сведений, которые в дальнейшем будут сопоставлены с ответами руководителя-контрагента, с целью выявления противоречий в показаниях. Так, согласно п. 9 Методических рекомендаций N ЕД-4-2/13650@ инспекторам целесообразно сопоставлять противоречащие друг другу ("конкурирующие") показания различных лиц и проводить повторные опросы и допросы с учетом уже полученной информации.

Кроме того, вопросы 12 и 13 могут использоваться для доказывания взаимозависимости контрагентов. Имеется судебная практика, признавшей дружеские отношения одним из обстоятельств, свидетельствующих о взаимозависимости. Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 N 09АП-60467/2015 по делу N А40-167386/14 указано следующее: «Апелляционный суд находит подтвержденным факт того, что участниками спорных хозяйственных отношений являлись взаимозависимые лица, исходя из следующих обстоятельств….:

…Кулик Л.М. в качестве контактного лица по своему счету указал как друга Литвака Игоря Михайловича (заместителя генерального директора ЗАО "РОСС") с указанием личного телефонного номера Литвака Игоря Михайловича».

Рекомендации.

В данном случае рекомендации зависят только от индивидуальных обстоятельств налоговой проверки.

Как показывает практика текущего года, в ходе налоговых проверок и иных мероприятий контроля проверяющие весьма часто прибегают к такому эффективному, по их мнению, инструменту, как вызов представителей компании «на ковер» для дачи показаний, объяснений по фактам, которые не понравились инспекции. Расскажем, как в таких ситуациях не навредить бизнесу и себе.

компании «Правовест Аудит»


Вызов на допрос

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК РФ).

Как правило, в первую очередь на допрос вызывают должностных лиц проверяемой компании (генерального директора и главного бухгалтера), руководителей контрагентов проверяемого налогоплательщика. Но кроме генерального директора и главного бухгалтера налоговый орган может допрашивать любых сотрудников проверяемой компании (как ранее работавших, так и действующих).

Важно понимать, что зачастую основной целью налоговиков при допросе тех или иных свидетелей (в том числе генерального директора и главного бухгалтера организации) является получения весомых, с точки зрения инспекции, доказательств совершения проверяемой компанией тех или иных нарушений налогового законодательства.

Материалы допроса, среди прочего, будут положены в основу доначислений налогов (отказа в возмещении НДС из бюджета) по итогам выездной/камеральной налоговой проверки. С другой стороны, информация, полученная во время допроса, может, наоборот, помочь инспекции установить правомерность действий организации и снять предъявляемые претензии.

Рассмотрим основные моменты, которые необходимо знать, если получена повестка о вызове на допрос.

Не игнорируйте вызов на допрос!

Многие полагают, что проще заплатить штраф, чем пойти на допрос и сообщить лишнее налоговому инспектору. Но это ошибочное мнение. Как показывает практика, зачастую неявка на допрос генерального директора либо главного бухгалтера в ходе камеральной проверки возмещения НДС может послужить одним из «формальных» оснований для отказа компании в возврате либо зачете налога. Налоговая инспекция наряду с иными обстоятельствами может сделать вывод об отсутствии у проверяемой компании признаков ведения реальной предпринимательской деятельности.

Неявка на допрос без уважительных причин, как и уклонение от допроса, наказывается штрафом в размере 1000 руб. Кроме того, предусмотрена ответственность за неправомерный отказ от дачи показаний и заведомо ложные показания – 3000 руб. (ст. 128 НК РФ).

О тонкостях процедуры допроса, ответственности и пр. важных моментах читайте в нашей статье.

Подготовьтесь к вопросам инспекции

Как было отмечено выше, вызывая на допрос должностных лиц организации, инспекция нацелена на получение доказательств совершения налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах. Наиболее часто задаваемыми вопросами являются вопросы по сделкам и операциям компании с так называемыми «проблемными» контрагентами.

Вот примеры таких вопросов:

  1. Каким образом и когда нашли данного поставщика (откуда брали информацию)?
  2. Почему выбрали именно его?
  3. Каким образом и кто контактировал с контрагентом?
  4. Кто подписывал договоры и прочие документы?
  5. Имеются ли контактные данные контрагента?
  6. Какой товар поставлялся, какие оказывались услуги?
  7. Каким образом происходила передача товара, как доставлялся и где хранился?
  8. Что входит в ваши обязанности как руководителя компании?
  9. Подписывали ли вы (руководитель) договоры и другие документы от имени компании?

Кстати!

Примерный перечень вопросов, задаваемых руководителям и иным работникам компаний, приведен в приложениях к Методическим рекомендациям от ФНС и Следственного комитета РФ (Письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). Очень рекомендуем ознакомиться с этим документом.

Не торопитесь с ответами, отвечайте коротко и четко!

Хорошо, когда вы идете на допрос в налоговой инспекции с четко сформулированной версией событий. Но, к сожалению, все вопросы налоговиков предугадать невозможно. К тому же часто налоговики хитрят и задают одни и те же вопросы, но с разных сторон, пытаясь тем самым запутать свидетеля. Если заданный вопрос ставит вас в тупик или кажется подозрительным – не спешите, продумайте ответ. Лучше ответить обобщенно, чем дать противоречивый ответ.

Как свидетелю формулировать свои ответы?

Если в ходе допроса генеральному директору инспекторы задают какие-либо неудобные вопросы, то можно дать наиболее обобщенные ответы.

Например, на вопрос инспектора о том, как был найдено ООО «Альфа», контактировали ли Вы с генеральным директором ООО «Альфа», получали ли учредительные и иные документы данного поставщика и т.п., можно ответить примерно следующим образом: «Поиском данного поставщика и проверкой пакета документов по ней занимались определенные сотрудники нашего отдела закупок».

На просьбу назвать основных поставщиков компании можно ответить примерно следующим образом: «Главными поставщиками являются ООО «Омега 1», ООО «Омега 2», более мелких не могу сейчас вспомнить…».

Также допустимо и оправданно, если на заданные проверяющим уточняющие вопросы (тем более, когда речь идет о просьбе инспектора указать на какие-либо документы, привести цифры, назвать даты и т. п.) генеральный директор предоставит неопределенные ответы (в частности, «не располагаю подобными сведениями», «необходимо смотреть документы»).

Например, на вопрос, кто из сотрудников отдела закупок (отдела продаж) лично присутствовал при подписании договора с ООО «Альфа», можно ответить фразами «не помню», «затрудняюсь ответить», и др..

Проверяйте протокол допроса в налоговой инспекции

Перед подписанием протокола обязательно очень внимательно прочитайте его, чтобы убедиться, что все ваши слова записаны верно, без каких-либо искажений и дополнений. Это важно.

Инспекторы могут нечетко формулировать подлежащие занесению в протокол вопросы и соответствующие ответы свидетеля. В последующем это предоставляет налоговому органу широкие возможности интерпретировать полученные показания в свою пользу, и они в искаженном виде находят свое отражение в принятом по результатам налоговой проверки решении. Будьте бдительны!

История из практики

В ходе допроса в налоговой в качестве свидетеля генерального директора ООО «Альфа», выступавшего основным поставщиком проверяемой компании, на один из вопросов свидетель ответил следующим образом: «…документы приносили мне подписанными». При этом, отвечая так, директор имел в виду, что такие документы были уже оформлены со стороны компании-контрагента. Между тем налоговая инспекция в решении по итогам выездной проверки сделала вывод о не подписании первичных документов генеральным директором ООО «Альфа». Вот такая история вышла.

Вызов на комиссию

Минфином России и ФНС пять лет назад выпущено письмо «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы», в котором описаны ключевые аспекты деятельности комиссий (письмо от 17.07.2013 года №АС-4-2/12722). С тех пор вызов на комиссию активно используется налоговыми органами в целях выяснения информации о хозяйственной деятельности организации, которая привела к тем или иным налоговым последствиям (как правило, связанным с уменьшением налоговых обязательств компаний).

Основная цель проведения комиссий - увеличение поступлений в бюджет и пресечение случаев уклонения от уплаты налогов.

В «зоне риска» для вызова на комиссию находятся компании со следующими признаками:

► показывающие убыток в налоговой отчётности;

► выявлен предельный размер вычетов по НДС или НДС заявлен к возмещению из бюджета;

► низкая налоговая нагрузка по налогам (в частности, налогу на прибыль, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении УСН);

► есть непогашенные долги по налогам;

► заработная плата сотрудников налогоплательщика находится на уровне МРОТ или значительно ниже рыночной;

И это далеко не полный перечень возможных причин. Так, например, инспекция может вызвать руководителя компании на комиссию, если у нее возникли сомнения в достоверности и корректности представленной отчётности.

Перед вызовом на комиссию налогоплательщик получает информационное письмо, в котором инспекция отражает выявленные ей обстоятельства, свидетельствующие о занижении налоговых обязательств, и рекомендации по устранению таких обстоятельств (посредством подачи уточненных деклараций, уплаты недоимки по налогам и пр.).

Такое информационное письмо направляется налогоплательщику ориентировочно за месяц до потенциального вызова на комиссию. Если компания не предпринимает никаких действий по устранению выявленных инспекцией противоречий, ей направляется уведомление о вызове на комиссию. Как правило, в налоговый орган приглашается именно руководитель организации.

Вот несколько рекомендаций, как вести себя, если получен вызов на комиссию:

Не игнорируйте вызов на комиссию

Если руководителя компании пригласили на комиссию, значит, у сотрудников инспекции есть вопросы, на которые лучше дать ответ. Если вызов будет проигнорирован, это может навести проверяющих на мысль о том, что в деятельности компании не всё в порядке.

Важно дать понять инспекции, что компании нечего скрывать и она открыта к взаимодействию.

Заранее подготовьтесь к комиссии

В полученном информационном письме и последующем уведомлении инспекция обозначает причину вызова на комиссию, просит предоставить определенные документы и сведения. К примеру, если причиной вызова на комиссию стал низкий уровень заработной платы сотрудников, инспекция попросит представить штатное расписание, трудовые договоры, приказы о приеме на работу, а также пояснить причины установления заработной платы ниже рынка.

При подготовке к комиссии продумайте, какие могут быть вопросы у инспекции, что вы будете отвечать на них, подготовьте необходимые документы. На заседание комиссии руководитель может взять с собой главного бухгалтера, который обладает полной информацией и сможет ответить на вопросы инспекции относительно учёта.

Например, если вызывают на комиссию, поскольку в декларации заявлена слишком большая сумма вычетов, в результате чего образовалась сумма НДС к возмещению. Наверняка инспекцию заинтересуют причины образования большой суммы вычетов. На комиссии руководитель/бухгалтер компании может пояснить, например, что причиной образования вычетов является вложение компанией денежных средства в строительство здания, которое в текущем периоде только увеличивает долю расходов, зато в будущем будет приносить значительный доход компании. Конечно, в каждом случае свои аргументы, которые желательно еще и документально подтвердить.

Чем больше аргументов и доказательств представит на комиссии руководитель, тем больше шансов убедить инспекцию в том, что компания не уклоняется от уплаты налогов.

Проанализируйте результаты комиссии и сделайте выводы

Как уже было сказано выше, на комиссию налоговый орган без причины не вызывает. Если руководителя вызвали на комиссию, значит, у инспекции возникли подозрения в том, что компания уклоняется от уплаты налогов.

Проанализировав задаваемые на комиссии вопросы, можно выявить «слабые места» своей компании и по возможности устранить недостатки. Следует помнить, что после проведения комиссии инспекция наблюдает за тем, какие шаги будут предприняты налогоплательщиком для исправления ситуации.

Если никаких действия налогоплательщик не предпримет, риск назначения выездной налоговой проверки значительно увеличивается. А выездная проверка - это гарантированные многомиллионные доначисления для компании.

Вызов в инспекцию для разговора об «уточненках» по НДС

Во втором полугодии 2018 года отмечена тенденция роста количества вызовов в инспекцию с предложением уточнить обязательства по НДС в связи с тем, что, по мнению налогового органа, контрагенты компании якобы имеют признаки «фирм-однодневок», не ведут реальную предпринимательскую деятельность и вообще «не совсем благонадежные в налоговом плане».

При этом такой вызов может быть и в рамках комиссии по легализации налоговой базы и как самостоятельное основание для проведения «профилактической работы в целях повышения эффективности контрольной работы, направленной на повышение налоговой культуры налогоплательщиков». Именно так формулируют цель вызова налоговые органы в своих протоколах.

В ходе беседы руководителю компании представители инспекции указывают на наличие признаков нарушения компанией пределов в части завышения налоговых вычетов по НДС по сделкам с конкретными компаниями-контрагентами, которые по тем или иным причинам «не понравились» проверяющим. И конечно же руководителю добровольно предлагают «сдаться», а именно - уточнить налоговые обязательства компании по таким «сомнительным» сделкам.

А если это не будет добровольно сделано, то инспекция грозит назначением выездной налоговой проверки, которая всенепременно будет результативной и по ее результатам по «сомнительным сделкам» можно будет распрощаться не только с вычетами по НДС, но, возможно, и с расходами по налогу на прибыль.

Пугающая для многих перспектива выездного контроля в совокупности с психологическим «нажимом» со стороны налогового органа не редко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных деклараций по налогу и доплатой в бюджет немалых сумм. «Откупились малой кровью»…так говорят некоторые руководители компаний в такой ситуации.

Но надо понимать, что факт подачи «уточненок» и уплаты соответствующих сумм налогов и пени все же на 100 % не исключает вероятность назначения выездной проверки, а иногда может косвенно подтвердить, что действительно сделки с указанными налоговым органом контрагентами «не совсем чисты в налоговом плане». Так что, «добровольное уточнение» далеко не панацея от выездной проверки.

Не следует на эмоциях сразу исполнять пожелания инспекции, надо понять реальные налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение. Возможно, что не так уж все плохо в Вашей ситуации, как представляют инспекторы и сделки вполне реальны и контрагенты абсолютно чисты и поэтому не стоит радовать проверяющих «легкими» поступлениями в бюджет.

Ситуация из практики

Компания получила уведомление о вызове руководителя в инспекцию, в котором было указана общая формулировка - по вопросам финансово-хозяйственных операций за III квартал 2018 года. В ходе беседы начальником инспекции устно были озвучены претензии к нескольким контрагентам компании, причем было недовольство по сделкам с некоторыми контрагентами за предыдущий квартал.

Контрагенты компании, по мнению инспекции, являются «техническими», поэтому руководителю настоятельно рекомендовали подать по сделкам с ними в течение 10 дней уточненные декларации и заплатить в бюджет чуть меньше миллиона рублей.

Однако, руководитель компании был готов к такому разговору, он заранее с помощью юриста подготовился к походу в инспекцию, поэтому спокойно и аргументировано, как в устном, так и в письменном виде пояснил, что оснований для представления «уточненок» у компании нет, поскольку сделки все реальны и компании-контрагенты вполне «живые», ведут предпринимательскую деятельность, имеют необходимые для этого ресурсы, прекрасно зарекомендовали себя на рынке, не обладают признаками «технических» компаний и все необходимые доказательства имеются. В итоге, компания не пошла на поводу у инспекции и сберегла деньги. Но здесь, несомненно, важно быть уверенным в своих прямых контрагентах.

На практике не редки случаи, когда в рассматриваемой ситуации простая беседа с начальником (заместителем начальника) инспекции может перерасти в допрос. А здесь, как говорится, смотри пункт 1 данной статьи. На допросе желательно присутствие юриста, который поможет менее «болезненно» его пройти и при необходимости пресечь «лишнее» со стороны должностных лиц налогового органа.

Итак, при вызове в налоговый орган на разговор об «уточненках», важно заблаговременно подготовиться к визиту в инспекцию, разобраться в ситуации, оценить возможные риски и перспективы разрешения спора с налоговым органом и на основе анализа всех важных моментов принять решение - уточнять налоговые обязательства либо нет.

«Юриста желательно подключать с самого начала, как только получено уведомление о вызове в инспекцию (с требованием о представлении документов либо без такового), а не в день визита и общения руководителя с инспекцией. В этом случае, будет больше времени для анализа ситуации, оценки серьезности намерений налогового органа и определения тактики и стратегии поведения компании».

Читайте также: