Подоходный налог в рб 2010

Опубликовано: 14.05.2024

О состоянии государственных финансов Республики Беларусь

за январь-декабрь 2010 года

Макроэкономическая ситуация в 2010 году.

В 2010 году объем валового внутреннего продукта составил 163 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 7,6% по сравнению с 2009 годом. Производство промышленной продукции возросло на 11,3%, составив 161,9 трлн. рублей. При этом запасы готовой продукции промышленности на складах на 1 января 2011 года составили 5 трлн. рублей, или 49,5% к среднемесячному объему производства промышленной продукции (на 1 января 2010 года они составляли 67,9% среднемесячного объема производства продукции).

Экспорт товаров и услуг в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 20%, импорт товаров и услуг – на 22,6%.

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без субъектов малого предпринимательства) за 2010 года возросла по сравнению с 2009 годом на 31,4% в номинальном выражении, или на 21,9% в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен), прибыль до налогообложения – на 31,5 и 22,6% соответственно.

Индекс потребительских цен за 2010 год составил 109,9%, или в среднемесячном исчислении – 100,8%. В среднем за год инфляция на потребительском рынке составила 107,8%.

Исполнение бюджета

С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год». В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.

В 2010 году доходы консолидированного бюджета составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Динамика поступления доходов приведена на рисунке 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2009 году до 29,9% в 2010 году.


Рис. 1. Динамика поступления доходов консолидированного бюджета

Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 24,6%, налога на прибыль – на 12,3%, акцизов – на 10,9% в реальном выражении, приложение 1.

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% — налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, табл. 1.

Динамика структуры доходов консолидированного бюджета в 2009-2010 гг., %

Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды по состоянию на 1 января 2011 года составила 32 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 50,3% в реальном выражении. Отношение недоимки к годовым доходам консолидированного бюджета сократилось с 0,13% на 1.01.2010 г. до 0,07% на 1.01.2011 г.

Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.

Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики» и «Охраны окружающей среды». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 13,7%, «Общегосударственные расходы» — на 17,4% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 12,1%), «Образование» — на 14,4%, «Здравоохранение» — на 12%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,6%.

Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем в 2009 году. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2010 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,2 процентных пункта, рис. 2.


Рис. 2. Структура расходов консолидированного бюджета

В расходах консолидированного бюджета в 2010 году в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 74,4% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 27,6%, текущие бюджетные трансферты – 25,9%, обслуживание государственного долга – 2,1%. Доля капитальных расходов составила 25,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 16,1% всех бюджетных расходов.

За счет средств консолидированного бюджета в 2010 году было профинансировано 18,6% всех инвестиций в основной капитал в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.

В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП (в 2009 году дефицит составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8% к ВВП).

Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5% из расходов республиканского бюджета и 53,5% — расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,1%.

Доходы республиканского бюджета составили 30,3 трлн. руб., или 91,7% (в реальном выражении) к уровню 2009 году. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 34,3 трлн. руб., что на 0,5% больше, чем в 2009 году.

Более трети (38,9%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость. По сравнению с 2009 годом его объем увеличился на 33,3% в реальном выражении. Налог на прибыль в 2010 году увеличился на 20,98%, составив 11,7% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 16,1%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,4%.

В 2010 году финансирование расходов из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 40% в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом.

В 2010 году расходы республиканского бюджета превысили доходы на 4 трлн. рублей, или 2,4% ВВП.

В 2010 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.

Консолидированный бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН),
млрд. рублей

2009 год 2010 год*
1. ДОХОДЫ- всего 46 740,8 48 772,8
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: 41 304,7 44 874,7
Подоходный налог 4 305,3 5 380,8
Налог на прибыль 4 607,7 5 580,4
Налоги на собственность 1 626,7 1 850,1
НДС 12 083,1 16 226,4
Акцизы 3 637,4 4 350,2
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 7 969,5 5 776,2
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 5 322,0 3 788,3
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 114,1 109,7
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) 49 200,8 52 980,8
Общегосударственные расходы 8 053,5 10 188,6
из них государственная инвестиционная программа 4 994,3 6 033,7
Национальная оборона 1 323,7 1 543,1
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 2 433,9 2 941,4
Национальная экономика 16 359,9 12 411,7
Охрана окружающей среды 396,9 495,9
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 3 042,6 3 896,1
Здравоохранение 5 354,0 6 462,4
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации 1 414,2 1 730,8
Образование 6 767,1 8 341,9
Социальная политика 4 055,0 4 968,9
РАСХОДЫ (экономическая классификация) 49 200,8 52 980,8
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: 33 059,8 39 429,0
Заработная плата 9 257,9 11 531,7
Начисления на заработную плату 2 470,8 3 078,9
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь 1 069,3 1 111,0
Текущие бюджетные трансферты 11 584,7 13 709,7
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ 11 161,5 13 633,0
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ
ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ
4 979,5 -81,2
Дефицит (профицит) -2 459,9 -4 208,0
Финансирование 2 459,9 4 208,0
Внутреннее финансирование -9 023,2 -427,4
Внешнее финансирование 11 483,1 4 635,4

*По предварительным данным

Республиканский бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН),
млрд. рублей

2009 год 2010 год*
1. ДОХОДЫ- всего 30 637,8 30 288,2
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: 26 470,9 27 822,5
Налог на прибыль 2 712,8 3 535,3
НДС 8 198,3 11 784,9
Акцизы 3 475,3 4 348,9
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 7 969,5 5 776,2
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 4 167,0 2 451,9
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 13,8
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) 31 646,9 34 282,1
Общегосударственные расходы 8 731,5 14 286,9
из них
государственная инвестиционная программа 1 828,8 1 822,0
трансферты бюджетам других уровней 5 690,2 9 478,2
Национальная оборона 1 305,5 1 540,0
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 2 071,7 2 760,2
Национальная экономика 13 528,4 8 749,9
Охрана окружающей среды 402,8 242,8
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 24,2 31,8
Здравоохранение 1 164,1 1 344,0
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации 522,3 578,4
Образование 1 272,7 1 503,1
Социальная политика 2 623,7 3 245,1
РАСХОДЫ (экономическая классификация) 31 646,9 34 282,1
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: 21 138,2 27 021,9
Заработная плата 3 577,6 4 675,6
Начисления на заработную плату 653,9 827,3
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь 1 002,7 907,1
Текущие бюджетные трансферты 11 928,2 16 733,6
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ 6 217,6 7 038,9
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ
ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ
4 291,1 221,4
Дефицит (профицит) -1 009,1 -3 993,9
Финансирование 1 009,1 3 993,9
Внутреннее финансирование -10 474,0 -641,4
Внешнее финансирование 11 483,1 4 635,4

*По предварительным данным

Местные бюджеты Республики Беларусь,
млрд. рублей

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

  • «Отдел кадров»
  • «Планово-экономический отдел»
  • «Экология на предприятии»


Другие
наши издания

Рубрики в номере

  • Правовая информация и комментарии
  • Законодательство о труде и заработной плате
  • Бухгалтерский учет и налогообложение
  • Прямая линия
  • К вам пришла проверка
  • Документарий
  • Справочная информация и статистика
Все рубрики

Рубрика «Бухгалтерский учет и налогообложение»

Л.Т. КУХТИК, экономист

Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 72-З «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» (далее - Закон о введении Особенной части НК), вступившим в силу со дня его официального опубликования , введена в действие с 1 января 2010 г. Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь от 29 декабря 2010 г. № 71-З (далее - ОсНК) (ст. 1 Закона о введении Особенной части НК).

Согласно ст. 2 Закона о введении в действие Особенной части НК, ОсНК применяется к отношениям, регулируемым налоговым законодательством и возникшим с 1 января 2010 г.

По отношениям, регулируемым налоговым законодательством, возникшим до 1 января 2010 г., ОсНК применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Кроме того, согласно ст. 3 Закона о введении Особенной части НК до приведения в соответствие с Налоговым кодексом Республики Беларусь акты законодательства применяются в той части, в которой они не противоречат Налоговому кодексу Республики Беларусь, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 43 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З (с изменениями и дополнениями) налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные настоящим Налоговым кодексом и иными актами налогового законодательства преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. При этом налоговые льготы могут быть установлены в виде дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины).

С 1 января 2010 г. п. 3 ст. 156 гл. 16 ОсНК (Подоходный налог с физических лиц) установлено, что для доходов, в отношении которых ставки подоходного налога с физических лиц установлены пунктами 1 (ставка налога 12 %), 3 (ставка налога 9 %) и 4 (ставка налога 15 %) ст. 173 настоящего Кодекса, налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно в соответствии со ст. 164-166 и 168 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных гл. 16 ОсНК.

Так, в соответствии со ст. 164 гл. 16 ОсНК при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 настоящего Кодекса плательщик имеет право применить следующие стандартные налоговые вычеты:

  • в размере 270 000 руб. в месяц при получении дохода в сумме, не превышающей 1 635 000 руб. в месяц (подп. 1.1 ст. 164 ОсНК). В 2009 г. стандартный налоговый вычет предоставлялся в размере 250 000 руб. при получении дохода в сумме, не превышающей 1 500 000 руб. в месяц;
  • в размере 75 000 руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2. ст. 164 ОсНК). В 2009 г. такой вычет предоставлялся в размере 70 000 руб. в месяц.

Иждивенцами для целей настоящего Кодекса признаются:

  • несовершеннолетние, на содержание которых по решению суда или распоряжению физического лица удерживаются суммы в размере не менее предусмотренного для взыскания алиментов, - для родителя этих несовершеннолетних, выплачивающего указанные суммы;
  • физические лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, - для супруга (супруги), а при его (ее) отсутствии - для физического лица, в установленном порядке признанного родителем ребенка, из доходов которого по решению суда или распоряжению физического лица удерживаются суммы на содержание данного иждивенца в размере не менее предусмотренного для взыскания алиментов. В случае, если в таком отпуске при наличии родителей (родителя) находится физическое лицо из числа лиц, определенных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, не являющееся родителем ребенка и не имеющее супруга (супруги), оно признается иждивенцем для одного из родителей ребенка;
  • студенты и учащиеся дневной формы обучения старше 18 лет, получающие среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, - для их родителей;
  • несовершеннолетние, над которыми установлены опека или попечительство, - для опекунов или попечителей этих несовершеннолетних.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 3 (51), март 2010 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Вы здесь: Главная
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 10. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
10.5. Подоходный налог с физических лиц

10.5. Подоходный налог с физических лиц

Плательщиками подоходного налога являются физические лица, которые в соответствии со ст. 17 НК подразделяются на налоговых резидентов и нерезидентов в зависимости от времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь. Так, налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году. При этом, ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь относится время непосредственного пребывания физического лица на территории Республики Беларусь, а также время, на которое это лицо выезжало за пределы территории Республики Беларусь на лечение, отдых, в командировку.

До тех пор, пока нормы налогового законодательства не позволяют определить статус физического лица, лицо признается налоговым резидентом Республики Беларусь в текущем календарном году, если оно фактически находилось на территории Республики Беларусь более 183 дней в предыдущем календарном году.

Объектом налогообложения признаются доходы, полученные плательщиками:

- от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь - для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь;

- от источников в Республике Беларусь - для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.

В ст. 154-155 НК предусмотрены конкретные перечни облагаемых налогом доходов, полученных плательщиками и от источников в Республике Беларусь, и от источников за ее пределами. Вместе с тем, данные перечни не являются «закрытыми», в связи чем методологически более верным для решения вопроса, следует ли признавать получаемый физическим лицом доход объектом обложения подоходным налогом, является определение перечня доходов, не признаваемых таковыми (п. 2 ст. 153 НК), а также доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения) (ст. 163 НК).

При определении налоговой базы учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Доходы (расходы) плательщика, полученные (понесенные) в иностранной валюте, пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).

При получении плательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из регулируемых цен (тарифов), а при их отсутствии - из цен (тарифов), применяемых такими организациями и индивидуальными предпринимателями на дату начисления плательщику дохода.

Налоговым периодом является календарный год.

При определении налоговой базы Законом предусмотрены следующие налоговые вычеты: стандартные (ст. 164 НК), социальные (ст. 165 НК), имущественные (ст. 166-167 НК) и профессиональные (ст. 168-171 НК).

Плательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:

- в размере 292 000 белорусских рублей в месяц при получении дохода в сумме, не превышающей 1 766 000 белорусских рублей в месяц;

- в размере 81 000 белорусских рублей в месяц на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца.

Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям установленный настоящим подпунктом стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 162 000 белорусских рублей на каждого ребенка в месяц.

Родителям, имеющим трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет (многодетные семьи) или детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 162 000 белорусских рублей на каждого ребенка в месяц;

- в размере 410 000 белорусских рублей в месяц категориям плательщиков:

а) физическим лицам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

б) физическим лицам, принимавшим в 1986–1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны эвакуации или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленным и командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы;

в) физическим лицам – Героям Социалистического Труда, Героям Советского Союза, Героям Беларуси, полным кавалерам орденов Славы, Трудовой Славы, Отечества;

г) физическим лицам – участникам Великой Отечественной войны, а также лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года (в ред. Закона от 12 июля 2001 г.) «О ветеранах»;

д) физическим лицам – инвалидам I и II группы независимо от причин инвалидности, инвалидам с детства, детям-инвалидам в возрасте до восемнадцати лет.

Указанные стандартные налоговые вычеты предоставляются плательщику нанимателем по месту основной работы (службы, учебы) плательщика на основании документов, подтверждающих его право на такие налоговые вычеты.

Плательщик при определении налоговой базы имеет право на получение следующих социальных вычетов:

- в сумме, фактически уплаченной плательщиком в течение налогового периода за свое обучение в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и просроченным процентам, займам), фактически израсходованных им на получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования.

Если в налоговом периоде указанный социальный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток переносится на последующие налоговые периоды до полного его использования;

- в сумме, не превышающей сорока восьми базовых величин в течение налогового периода и уплаченной плательщиком в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее пяти лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.

Социальные налоговые вычеты предоставляются плательщикам по месту основной работы (службы, учебы), а при отсутствии места основной работы (службы, учебы) – при подаче налоговой декларации (расчета) в налоговые органы по окончании налогового периода.

Плательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов:

- в сумме фактически произведенных плательщиком и членами его семьи (супругом (супругой), их не состоящими в браке на момент осуществления расходов детьми и иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, просроченных процентов по ним), фактически израсходованных ими на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры;

Повторное предоставление плательщику указанного вычета не допускается.

Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток переносится на последующие налоговые периоды до полного его использования.

Данный имущественный налоговый вычет предоставляется плательщику по месту основной работы (службы, учебы), а при отсутствии места основной работы (службы, учебы) – при подаче налоговой декларации (расчета) в налоговые органы по окончании налогового периода;

- в сумме фактически произведенных плательщиком и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества, за исключением реализации плательщиком принадлежащих ему ценных бумаг и финансовых инструментов срочного рынка.

Данный имущественный предоставляется плательщику налоговым органом при подаче им налоговой декларации (расчета) в налоговые органы по окончании налогового периода.

На получение профессиональных налоговых вычетов могут претендовать следующие категории плательщиков:

- плательщики - индивидуальные предприниматели и приравненные к ним для целей налогообложения лица (частные нотариусы) - в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Вместо получения профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных плательщиками и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, плательщики имеют право на профессиональный налоговый вычет в размере 10 процентов общей суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности;

- плательщики, получающие доходы от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением таких доходов;

- плательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов.

- плательщики – спортсмены и их тренеры, получающие доходы от личной деятельности за участие в коммерческих, спортивных соревнованиях (играх, выступлениях), при условии, что такая деятельность осуществляется плательщиками не в рамках командного участия, – в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов: по оплате проезда к месту соревнований (игр, выступлений) и обратно; на проживание в период участия в соревнованиях (играх, выступлениях); по оплате стоимости спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы; по оплате фармакологических и восстановительных средств, витаминных и белково-глюкозных препаратов.

Указанные профессиональные налоговые вычеты предоставляются плательщикам при подаче ими налоговой декларации (расчета) в налоговые органы по окончании налогового периода.

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

- 9 процентов – в отношении доходов, полученных:

а) физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам;

б) индивидуальными предпринимателями – резидентами Парка высоких технологий;

в) физическими лицами, участвующими в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам;

- 12 процентов (основная) – единая плоская ставка, применяемая с 1 января 2009 года;

- 15 процентов в отношении доходов, полученных:

а) в виде дивидендов;

б) плательщиками, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за реализованные им товары (работы, услуги), иное имущество;

в) получаемых от осуществления предпринимательской и частной нотариальной деятельности;

- размер фиксированных сумм налога в пределах налоговых ставок, определяемых Президентом Республики Беларусь, устанавливается в зависимости от категории населенного пункта, в котором находится такое помещение.

Белорусские организации, индивидуальные предприниматели, иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянные представительства, постоянные представительства международных организаций в Республике Беларусь, дипломатические и приравненные к ним представительства иностранных государств в Республике Беларусь, от которых плательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами и, соответственно, обязаны исчислить, удержать у плательщика и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога.

Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате.

Статья 182 НК регулирует положения, устраняющие двойное налогообложение при взимании подоходного налога с физических лиц.

с 1 января 2019 года

Доходы, в отношении которых установлена налоговая ставка

Нало-
говая ставка

Документ, установивший налоговые ставки

любые доходы, за исключением нижеперечисленных

п. 1 ст. 214 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

получаемых индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами от осуществления предпринимательской, нотариальной деятельности, адвокатской деятельности индивидуально

пп. 3.1 п. 3 ст. 214 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами

пп. 3.2 п. 3 ст. 214 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

получаемых физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в нарушение требований законодательных актов, от осуществления такой деятельности

пп. 3.3 п. 3 ст. 214 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных плательщиками от организаторов азартных игр - юридических лиц Республики Беларусь

п. 4 ст. 214 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

доходов в виде дивидендов при условии, если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации - резидентами Республики Беларусь

п. 5 ст. 214 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

доходов в виде дивидендов при условии, если в течение пяти предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации - резидентами Республики Беларусь

п. 6 ст. 214 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

с 1 января 2018 года

Доходы, в отношении которых установлена налоговая ставка

Нало-
говая ставка

Документ, установивший налоговые ставки

любые доходы, за исключением нижеперечисленных

п. 1 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам)

пп. 3.1 п. 3 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные индивидуальными предпринимателями - резидентами Парка высоких технологий

пп. 3.2 п. 3 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные физическими лицами, участвующими в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам)

пп. 3.3 п. 3 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные от осуществления предпринимательской деятельности (нотариусами, адвокатами) от осуществления предпринимательской (нотариальной, осуществляемой индивидуально адвокатской) деятельности

пп. 4.1 п. 4 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами в соответствии с законодательством.

пп. 4.2 п. 4 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных физическими лицами от организаторов азартных игр - юридических лиц Республики Беларусь.

п. 5 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

с 1 января 2017 года

Доходы, в отношении которых установлена налоговая ставка

Нало-
говая ставка

Документ, установивший налоговые ставки

любые доходы, за исключением нижеперечисленных

п. 1 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам)

пп. 3.1 п. 3 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные индивидуальными предпринимателями - резидентами Парка высоких технологий

пп. 3.2 п. 3 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные физическими лицами, участвующими в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам)

пп. 3.3 п. 3 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные от осуществления предпринимательской деятельности (нотариусами, адвокатами) от осуществления предпринимательской (нотариальной, осуществляемой индивидуально адвокатской) деятельности

пп. 4.1 п. 4 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами в соответствии с законодательством.

пп. 4.2 п. 4 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных физическими лицами от организаторов азартных игр - юридических лиц Республики Беларусь.

п. 5 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

с 1 июля 2016 года

Доходы, в отношении которых установлена налоговая ставка

Нало-
говая ставка

Документ, установивший налоговые ставки

любые доходы, за исключением нижеперечисленных

п. 1 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам)

пп. 3.1 п. 3 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные индивидуальными предпринимателями - резидентами Парка высоких технологий

пп. 3.2 п. 3 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные физическими лицами, участвующими в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам)

пп. 3.3 п. 3 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные от осуществления предпринимательской деятельности (нотариусами, адвокатами) от осуществления предпринимательской (нотариальной, осуществляемой индивидуально адвокатской) деятельности

пп. 4.1 п. 4 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами в соответствии с законодательством.

пп. 4.2 п. 4 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных физическими лицами от организаторов азартных игр - юридических лиц Республики Беларусь.

п. 5 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

Bankchart рассказывает о ставках налога на доходы физических лиц в Беларуси, как рассчитать подоходный налог, как осуществляется возврат или вычет подоходного налога.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Что такое подоходный налог?
  2. Ставки подоходного налога
  3. Вычеты по подоходному налогу
  4. Уплата подоходного налога
  5. Подоходный налог в Украине

Что такое подоходный налог?

«В этом мире неизбежны только смерть и налоги», - известная фраза американского политического деятеля Бенджамина Франклина. Поэтому нашу сегодняшнюю статью мы посвящаем очередному налогу, действующему на территории Республики Беларусь, налогу на доходы физических лиц. Напомним, ранее мы уже писали про налог на тунеядство, про транспортный налог, а также про налог на недвижимость.

Итак, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) или подоходный налог – уплачиваемая в бюджет, в виде процента от доходов физических лиц, сумма денежных средств. Из определения очевидно, объектом налогообложения являются доходы ФЛ, субъектом же налогообложения являются сами ФЛ. Аспекты исчисления и уплаты налога, а также его размер регулируются налоговым законодательством Республики Беларусь. Налоговым периодом НДФЛ является календарный год.

Ставки подоходного налога

Когда поднимается вопрос о размере ставки налога на доходы физических лиц, многие, не задумываясь, могут ответить, что он установлен на уровне 13%. И будут абсолютно правы. Ибо это стандартная, то есть взимаемая в большинстве случаях, ставка подоходного налога. Но нужно знать, применяются и другие ставки НДФЛ. Какие именно и в каких случаях, смотрите ниже в таблице.


В таблице мы указали лишь те ставки, которые выражены в процентах. Но в Беларуси также действуют ставки и в виде фиксированной суммы. Например, в случаях налогообложения доходов от сдачи в аренду недвижимости. Ставки сие устанавливаются областными Советами депутатов. Узнать их можно на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Вычеты по подоходному налогу

К некоторым гражданам, имеющим основания не платить налог в полной мере, применяются льготы по подоходному налогу или, как их еще называют, вычеты по подоходному налогу.

Итак, на вычет в размере 32 руб. имеют право родители одного несовершеннолетнего ребенка.

Родители двух и более детей или же детей инвалидов могут рассчитывать на вычет в размере 61 руб. (на каждого ребенка).

Одиноким родителям, вдовцам/вдовам, приемным родителям, опекунам и попечителям полагается вычет в размере 61 руб. (на каждого несовершеннолетнего ребенка или иждивенца).

32 руб. – такой вычет установлен для граждан, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком.

На налоговый вычет в размере 110 руб. имеют право граждане, чей ежемесячных доход составляет менее 665 руб.

Налоговый вычет за обучающихся детей в возрасте старше 18 лет установлен в размере 32 руб.

Также за платное обучение предусмотрен налоговый вычет в размере уплаченной (в течение года) за это обучение суммы.

Налоговый вычет в размере расходов на строительство или приобретение в Беларуси квартиры или дома; погашение кредитов белорусских банков, займов от белорусских организаций и индивидуальных предпринимателей (включая проценты), израсходованных на строительство или приобретение в Беларуси квартиры или дома, предоставляется гражданам (а также членам его семьи), которые состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Право на налоговый вычет в размере 155 руб. имеют следующие категории граждан:


С вычетами и их актуальными размерами на конец 2019 года мы разобрались. Сейчас мы хотели бы отобразить актуальные на 2019 год предельные размеры доходов, освобождаемых от обложения подоходным налогом:


Уплата подоходного налога

Самостоятельно производить уплату налога на доходы физических лиц обязаны лишь некоторые категории граждан. Например, те, кто получил доходы в виде дарения или от продажи недвижимости/автомобиля. Большинство же, являясь наемными работниками, не обязаны заниматься уплатой подоходного налога. За них это делают их работодатели.

Читайте также: