Вопрос 11 с помощью налогов государство может влиять на рынок заемных средств

Опубликовано: 29.04.2024

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 21. Роль государства в экономике

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Роль государства в экономике.
  2. Общественные блага.
  3. Основы денежной и бюджетной политики государства.
  4. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
  5. Государственный бюджет.
  6. Государственный долг.

Внешние эффекты – это связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Государственный долг - сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.

Кредитно-денежная политика (монетаризм) – экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики.

Налогово-бюджетная политика (фискальная) – регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.

Общественные блага – блага, которыми граждане пользуются независимо от того, оплачивают они их или нет.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016. - С. 80-91.

Бурковский, Петр Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края / Петр Бурковский. - М.: LAP Lambert Academic Publishing,. 2015. – С. 156

Мельников, В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие / В.В. Мельников. - М.: Омега-Л, 2015. – С. 352

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В передовых странах со смешанной экономической системой влияние государства на функционирование экономики не всегда одинаково.

Участие государства различается по масштабам, формам и методам влияния государства на экономику, по готовности людей мириться и поддерживать такое вмешательство государственных органов в экономическую жизнь.

Эти различия вызваны некоторыми факторами реального состояния дел, а также воздействием традиций и представлений, присущих для данного типа общества, что в настоящее время носит название менталитет.

В целом, роль государства в экономике может быть представлена через следующие экономические функции:

- законодательство в области хозяйственной деятельности, обеспечение правовой базы и общественного климата, которые помогают эффективному функционированию рыночной системы;

- поддержка конкурентной борьбы и гарантия сохранности рыночного механизма;

- перераспределение денежных средств и материальных благ, которое направлено, прежде всего, на выполнение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней разных категорий граждан;

- контроль распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;

- стабилизация экономической системы в условиях колебания ситуации на рынке, а также поддержка экономического роста;

- предпринимательская деятельность государства.

Экономическими целями, которые стоят перед государством на современном этапе развития, являются:

- повышение доходов и уровня качества жизни людей;

- обеспечение постоянных темпов качественного экономического подъема;

- улучшение позиций страны и ее регионов в мире по сравнению с конкурентами, обеспечение международной конкурентоспособности страны;

- развитие человеческого капитала, повышение географической и образовательной мобильности населения;

- улучшение ситуации в окружающей среде для сбалансированности экономического развития.

- обеспечение полной занятости

Общественные блага – это блага, используемые людьми независимо от того, оплачивают они их или нет (защита государства, охрана правопорядка, средства массовой информации, дорожное покрытие, метеорологическая служба).

Общественные блага доступны всем, они не находятся в продаже и финансируются из государственного бюджета.

Созданием общественных благ занимается государство, потому что в большинстве случаев это производство невыгодно для частных предпринимателей, а поддержка таких, сфер, как социальная защита, образование, научная деятельность, экология, частные производители не в состоянии обеспечивать самостоятельно.

Для создания общественных благ требуются большие финансовые средства, а у государства они есть, так как оно занимается сбором налогов. Таким образом налогоплательщики участвуют в производстве общественных благ.

Большую роль государство играет в тех сферах, в которых задействованы только частные фирмы, которые функционируют по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы необходимо из-за проблемы внешних эффектов или воздействий.

Внешние эффекты – это сопутствующие производству или потреблению благ расходы и выгоды для третьих лиц.

Хозяйственная деятельность предприятий может быть причиной таких последствий, отражающихся на людях, которые непосредственно не участвуют в производстве и потреблении этих благ.

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

Отрицательные эффекты обусловлены появлением издержек у других лиц в результате производства или потребления товара, а положительные – если у данных лиц имеются выгоды, которые не оплачиваются ими производителям.

Реализация экономической политики связано с применение некоторых методов и форм ее регулирования.

В экономической политике государства выделяют два главных вида: стабилизационное и структурное.

Стабилизационная политика работает на оздоровление экономики, а структурная – на обеспечение ее сбалансированного развития.

Первое направление использует такие методы влияния на экономику, как бюджетно-налоговая (фискальная) и кредитно-денежная(монетарная) политика.

Второе направление включает в себя поддержку особо важных для развития всего хозяйства страны сфер, производство общественных благ, передача государственной собственности в частные руки, обеспечение конкуренции, антимонопольные меры и др.

Влияние государства на рыночный механизм может проводиться двумя путями: путем прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование предполагает использование административного ресурса, а косвенное – экономических методов.

Примером прямого регулирования является прежде всего деятельность законодательной власти, увеличение государственных заказов, расширение государственного сектора в экономике.

Регулирование рынка с помощью методов фискальной и монетарной политики называется косвенным регулированием. В рыночной экономике как правило используют именно этот метод.

Монетаризм – экономическая политика государства, в которой решающая роль принадлежит регулированию объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения поэтапного роста государственной экономики.

Центральный банк является главным инструментом денежно-кредитной политики государства, также в этом участвуют и коммерческие банки.

Коммерческие банки получают денежные средства в центральном банке и выдают их своим клиентам за определенную плату, которая называется «процент»

Учетная ставка – это процент, под который коммерческие банки получают кредиты у центрального банка.

Центральный банк может делать кредиты дорогими или дешевыми путем повышения или понижения учетной ставки.

В случае подорожания кредитов, уменьшается количество людей, готовых их взять. Таким образом уменьшается количество денег, находящихся в обращении, а это приводит к снижению инфляции. Но при этом происходит спад производства. Понижая учетную ставку процента и делая кредит более дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства. Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство.

Часть средств коммерческих банков должна в виде резервов находиться в центральном банке для обеспечения выплат клиентам, пожелавшим забрать со счетов свои деньги.

Причиной удорожания кредита может быть увеличение нормы обязательных резервов, так как у коммерческих банков остается мало денег на выдачу кредитов. Это приводит к сокращению числа заемщиков и уменьшению денежной массы в обращении.

Роста денежной массы, находящейся в обращении и удешевление кредитов можно добиться уменьшив норму резервирования.

Так, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обращении, помогать экономике развиваться стабильно.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.

Через бюджет государство перераспределят созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам.

Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы.

Основные рычаги этого влияния – регулирование налогообложения и государственных расходов. Большинство правительств в условиях дефицита госбюджета предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организация. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания – продажа государственных ценных бумаг.

Путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику.

Примеры и разбор решения заданий

1. Впишите слово, пропущенное в таблице.

Направлена на оздоровление экономики

На обеспечение сбалансированного развития экономики

Правильный вариант/варианты: структурная политика.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный ____ (А) во взаимодействии с коммерческими банками. Центральный банк выдает денежные средства ____________ (Б) банкам, а последние – своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит». Учетная ______ (В) – норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредиты более дорогими или более ________ (Г). Если кредиты становятся более дорогими, то сокращается _____ (Д) желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить ________ (Е). Но при этом происходит спад производства.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) дешевый 4) ставка 7) корреляция

2) импорт 5) число 8) кредит

3) коммерческий 6) банк 9) инфляция.

Правильный вариант: банк, коммерческий, ставка, дешевый, число, инфляция.

Трескова Клавдия Анатольевна

Любое государство может быть как кредитором, так и заемщиком. При этом выдать и получить деньги в долг могут как физические лица, так и международные корпорации. К государственным кредитам прибегают правительства всех стран. Таким способом им удается сохранить экономическую стабильность или, наоборот, простимулировать производство и население к активности. Что такое государственный кредит, какие у него функции и особенности, разобрался специалист сервиса Бробанк.

В чем суть государственного кредита

Государство может выступать как в роли кредитора, так и дебитора. Государственный кредит – это способ регулирования экономического развития страны со стороны государства. Госзайм влияет на обращения денег, процентные ставки и курсы валют.

Государственный кредит возникает при дефиците бюджета. При недостатке доходов, правительство может пойти двумя путями:

  • выпустить новые деньги;
  • выйти на рынок кредитования.

Займы покрывают разницу между расходами и поступлениями. Государственный кредит может принести пользу только в небольших объемах, так он стимулирует рост экономической деятельности. Если дефицит окажется слишком большим – это плохо скажется на бюджете.

Государственные займы чаще всего оформляют в виде ссуд частных и юридических лиц.

Зачем нужен госзайм

У государственного кредита несколько основных функций:

  • распределительная;
  • контрольная;
  • регулирующая.

Внешний займ способствует укреплению отношений между странами

Доходы от госзаймов занимают второе место в формировании бюджета после налогов. Госкредиты позволяют растянуть время кредитования, поэтому стране не приходится увеличивать налоги, если в бюджете дефицит.

Государственный кредит нередко используют для переноса текущих расходы на последующие поколения налогоплательщиков. Это считается экономически обоснованным, если заемные деньги использует для оплаты капиталоемких проектов, которые принесут прибыль в будущем. Например, прокладка автомагистралей или развязок в мегаполисах – проект должен сэкономить деньги или принести доход, который будет направлен на погашение госдолга. Но если направлять средства на пенсии или пособия никакого эффекта не будет.

Регулирующую функцию реализовывают за счет определения процентных ставок. Когда правительство выходит на рынок заимствований она оказывает на него значительно влияние объемом проводимых сделок. Если государственный долг сокращается, процентные ставки снижаются. Продажа государственных ценных бумаг повышает ставки.

Госзаймы также используют для выведения из экономики излишков денег, то есть на проведение так называемой стерилизации экономики. Лишняя денежная масса может привести к росту инфляции, поэтому периодически правительство ее сокращает. Кроме того, более разумным с точки зрения макроэкономики считается стимулирование экономики за счет заимствований, а не эмиссии новых денег.

По мере выполнения регулирующей и распределительной функций возникает необходимость в контроле.

Контрольная функция обеспечивает своевременное погашение обязательств в полном объеме. Кроме того она обеспечивает эффективное и целевое использование заемных денег.

Особенности кредитования

Государственный кредит по своей сути ничем не отличается от обычного займа. Но все же есть несколько особенностей:

  1. Государство может не указывать причину заключения кредитного соглашения.
  2. В большинстве случаев цель такого кредитования – восполнение дефицита в бюджете.
  3. В качестве обеспечения государство использует имущество, находящееся в его собственности.

Доходами от государственного займа обеспечивают развитие экономической, политической и социальной деятельности государства.

Если страна выступает в качестве кредитора, заемщик получает деньги из бюджета государства. Кредиторами могут быть местные органы власти всех уровней.

К государственным займам относят и те виды кредитования, которые заемщики оформляют в банках, если при этом кредит субсидирует государство на льготных условиях. Это, например, программы льготной или военной ипотеки.

Принять участие в кредитовании могут:

Со стороны государства С другой стороны
Кабинет Министров Банки
Центральный банк Физические лица
Министерство Финансов Индивидуальные предприниматели
Местное самоуправление ООО и акционерные общества

Предоставляют средства при кредитовании на добровольной основе.

Что учитывают при выдаче госкредита

При получении государственного кредита учитывают некоторые факторы:

  1. Срок предоставления кредита. Его устанавливают в зависимости от того, для каких целей заемщику нужны деньги, и какая сумма ему требуется. Также срок может зависеть от благосклонности кредитора. Обычно период кредитования составляет от 1 года до 10, но не дольше 30 лет.
  2. Обязательства кредитора и заемщика. Основные обязательства кредитора – выдать определенную сумму денег, а заемщика – погасить задолженность на определенных условиях. При этом в договоре указывают вспомогательные требования, которые обе стороны должны выполнять.
  3. Условия возврата задолженности. Нужно определить размер платежей и схему погашения долга. Если есть штрафные санкции, о них обязательно упоминают в договоре.
  4. Процентная ставка. Ее размер определяют на индивидуальных условиях, в зависимости от экономической ситуации на рынке. Ставка не меняется в течение всего срока кредитования, то есть если на момент заключения договора установили 3%, через год ставку не поднимут и не снизят.

Процентная ставка будет одинаковой в течении всего периода кредитования

Государственный кредит, по сути, не отличается от обычного кредитования, разница только в масштабах.

Основные виды госкредитов

Государственные кредиты бывают:

  • централизованные;
  • децентрализованные.

Централизованные кредиты подразумевают выпуск облигаций федеральным госорганом. Децентрализованные займы находятся под контролем местных органов самоуправления и муниципалитета.

Государственный кредит по географическому признаку бывает внутренним и внешним:

Внутренний Внешний
Межбюджетный Межгосударственный
Предприятиям-резидентам Предприятиям-нерезидентам
Госорганам исполнительной власти Международным финансово-кредитным учреждениям

По сроку различают три вида госзаймов:

  • краткосрочные – до 1 года;
  • среднесрочные – от 1 года до 5 лет;
  • долгосрочные – от 5 лет и дольше.

Также государственные кредиты бывают единовременными и частичными. При единовременных выплатах долг образуется при завершении срока действия кредита.

Частичные выплаты по госзайму можно реализовать по трем схемам:

  1. Погашение займа равными платежами на протяжении нескольких лет.
  2. Погашение постоянно увеличивающейся суммой.
  3. Постепенное уменьшение суммы выплаты.

Государственные кредиты различают по эмитенту. Им может стать:

  • правительство РФ;
  • правительство субъектов РФ;
  • местные органы управления.

По форме выплаты доходов госзаймы бывают:

  • процентные;
  • выигрышные;
  • процентно-выигрышные;
  • беспроигрышные;
  • целевые.

В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в РФ не выпускают.

Государственные кредиты выдают одним из трех способов:

  1. В валюте страны кредитора.
  2. В эквиваленте валюты страны заемщика.
  3. Валютой третьего государства, которая устраивает обе стороны.

По форме размещения выделяют добровольные, подписные и принудительные государственные займы. В РФ в настоящее время действуют только добровольные займы.

Также госзаймы бывают облигационные и безоблигационные. На текущий момент безоблигационные займы в РФ используют только на межправительственном уровне.

Плюс и минусы государственного займа

Преимущества государственного кредитования:

  1. За счет займов правительство регулирует финансовые потоки внутри страны.
  2. Федеральный, региональный и муниципальный бюджеты пополняются без выпуска в обращение новых денег.
  3. Если речь идет о выдаче или получении внешнего займа, укрепляются отношения с другими странами.
  4. Появляется возможность развивать экономику государства без участия средств из бюджета.

Внешний займ способствует укреплению отношений между странами

Недостатки государственных займов:

  • при обслуживании долга требуется платить проценты по кредиту, из-за этого увеличиваются производственные расходы;
  • если государство не может погасить задолженность, долг растет, это может привести к повышению налоговых платежей внутри страны.

Перед оформлением госкредита власти анализируют состояние экономики и возможности погашения задолженности. Если происходит увеличение размера налогов, страдает предпринимательство, а это приводит к ухудшению экономической ситуации в стране.

Принципы государственного кредитования

При государственном кредитовании должны быть соблюдены интересы обоих участников. Ключевые принципы финансовых отношений между сторонами:

  1. Добровольность.
  2. Возвратность и возмездность. Вернуть необходимо не только сумму долга, но и начисленные проценты.
  3. Целевая направленность – деньги нужны для решения определенных задач.
  4. Обеспеченность. Заем обеспечивают имуществом, которое принадлежит государству.
  5. Срочность. В договоре обязательно наличие конкретной даты погашения.

Выполнение принципов делает государственный кредит выгодным для обеих сторон.

Управление госкредитом

Система управления государственным кредитом в России направлена на:

  • уменьшение стоимости долга для заемщика;
  • эффективное использование привлеченных средств;
  • создание системы учета и контроля;
  • усиление инвестиционного характера займов;
  • регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;
  • привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;
  • определение приоритетов кредитной политики государств;
  • обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов.

Чем лучше реализованы эти направления, тем меньше нагрузка на бюджет, а значит и вероятность дефицита.

Основные способы регулирования государственного долга:

  1. Рефинансирование – погашение старой государственной задолженности за счет нового займа.
  2. Конверсия – понижение доходности займов для снижения расходов по управлению госдолгом или повышение доходности для кредиторов.
  3. Консолидация – увеличение или уменьшение срока действия уже выпущенных займов. Предполагает облегчение выплаты долга в виде отсрочки платежей.
  4. Унификация займов – объединение нескольких займов в один, с целью уменьшение количества видов ценных бумаг, которые находятся в обращении.
  5. Регрессивный обмен облигаций, когда несколько облигаций приравниваются к одной новой ценной бумаге.
  6. Отсрочка погашения займа – сдвиг срока погашения и выплаты доходов.
  7. Аннулирование госдолга – полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Некоторые модели применяют одновременно, другие встречаются реже.

Увеличение внутреннего долга приводит к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения. Происходит рост обращающихся денег. Следствием становится уменьшением покупательной способности национальной валюты, которая приводит к инфляции.

Увеличение внутреннего долга приводит к инфляции

Сокращение долга государства, уменьшает количество обращающихся денег, что приводит к сдерживанию экономического роста. Для сглаживания негативных последствий Центробанк может проводить политику «дорогих» денег тогда, когда растет госдолг, или политику «дешевых» денег – во время сокращения задолженности. Государство для этих же целей использует и налоговую политику. Нагрузку повышают в период увеличения задолженности и снижают при погашении долговых обязательств.

Основные органы управления государственным кредитом – ЦБ РФ и Минфин. А главная цель управления госзаймами – достижение социальных, экономических и политических задач, которые определены перспективами и тенденциями развития государства.

Трескова Клавдия Анатольевна

Клавдия Трескова - высшее образование по квалификации «Экономист», со специализациями «Экономика и управление» и «Компьютерные технологии» в ПГУ. Работала в банке на должностях от операциониста до и.о. начальника отдела обслуживания частных и корпоративных клиентов. Ежегодно с успехом проходила аттестации, обучение и тренинги по банковскому обслуживанию. Общий стаж работы в банке более 15 лет. treskova@brobank.ru

Комментарии: 0

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Рассмотрим модель финансовых рынков. Эта модель позволяет объяснить роль финансовых рынков в регулировании движения средств, направляемых на сбережения и инвестиции, с учетом влияния государственной политики.

Для простоты представим, что в экономике существует только один финансовый рынок — рынок заемных средств. На него поступают все сбережения, на нем же все заемщики получают деньги на инвестирование. На этом рынке условно существует единая ставка процента по вкладам и по кредитам.

Разумеется, допущение о единственном финансовом рынке заведомо неверно, так как в реальной экономике функционируют различные финансовые институты. Но эта предельно упрощенная модель позволяет выявить основные особенности функционирования финансовых рынков.

Спрос и предложение на рынке заемных средств

Рынок заемных средств, как и любой другой рынок, регулируется спросом и предложением. Чтобы понять, как он функционирует, рассмотрим источники спроса и предложения.

Предложение заемных средств исходит от людей, имеющих избыточные финансовые ресурсы и готовых одолжить их нуждающимся в деньгах инвесторам на определенных условиях. Это осуществляется либо напрямую (как бывает при покупке облигации какой-либо компании), либо через посредника (как, например, при открытии вклада в банке, который, в свою очередь, выдает кредиты из накопленных денежных средств клиентов). В обоих случаях источником предложения ресурсов на рынке заемных средств служат сбережения.

Спрос на заемные средства создается домашними хозяйствами и фирмами, которые нуждаются в заимствованиях для осуществления инвестиций. Спрос определяется потребностями семей в ипотечных кредитах для покупки нового жилья; определяется заинтересованностью фирм в получении займов для покупки нового оборудования и строительства производственных зданий. В обоих случаях источником спроса на заемные средства являются инвестиции.

Процентная ставка — цена займа — отражает либо плату за пользование кредитом, либо доход кредитора. Поскольку высокая ставка процента приводит к удорожанию кредита, ее рост снижает величину спроса на заемные средства. Одновременно высокая ставка процента делает более привлекательными сбережения, что вызывает рост их предложения. Поэтому кривая спроса на заемные средства имеет отрицательный наклон — убывает, а кривая предложения имеет положительный — возрастает.

На рис. 9.1 представлена процентная ставка, уравновешивающая спрос и предложение заемных средств. В нашем примере она 5%, а объем заемных средств 500 млрд руб.


Рис. 9.1. Рынок заемных средств

Корректировка процентной ставки до равновесного уровня проходит обычным способом. Если процентная ставка ниже уровня равновесия, объем спроса на заемные средства начинает превышать величину предложения. Это поощряет кредиторов к увеличению процентной ставки. Более высокая процентная ставка стимулирует сбережения и поэтому увеличивает объем предложения займов, что ухудшает условия заимствований для осуществления инвестиций и поэтому снижает объем спроса на займы.

Реальная процентная ставка. Здесь речь идет о реальной процентной ставке. Экономисты различают реальную и номинальную процентную ставку. Номинальная процентная ставка обычно фигурирует в документах и публикациях различного рода. Реальная процентная ставка — номинальная процентная ставка, скорректированная с учетом инфляции; равна номинальной ставке за вычетом темпа инфляции. Так как инфляция вызывает обесценивание денег с течением времени, реальная процентная ставка точнее отражает доходность сбережений и стоимость заимствований. Реальная, а не номинальная ставка определяет равновесие спроса и предложения заемных средств. В дальнейшем в этой главе, употребляя термин «процентная ставка», будем помнить, что речь идет именно о реальной процентной ставке.

Политика стимулирования сбережений

На норму сбережений может влиять налоговая политика.

Понять воздействие этой политики можно на простом примере. Предположим, когда вам исполнилось 2 года, ваши родители решили накопить деньги на ваше обучение и положили на депозитный счет в банке, приносящий 10% годовых, сумму 100 000 руб. В отсутствие налогообложения доходов по вкладам через 16 лет вклад вырастет до 456 497 руб.

Но если этот вид дохода облагается налогом по ставке 35%, через 16 лет сбережения ваших родителей составят только 333 673 руб. Такая налоговая политика снижает стимулы к сбережениям.

Стимулирующая сбережения налоговая политика состоит в снижении налогов, или отказе от налогообложения доходов от сбережений. Рассмотрим влияние политики стимулирования сбережений на рынок заемных средств, которое иллюстрируется рис. 9.2.

Изменение налогового законодательства, стимулирующее людей к увеличению уровня сбережений, вызовет сдвиг кривой предложения заемных средств вправо, из положения S1 в положение S2. В результате равновесная процентная ставка снижается, а равновесная сумма предоставляемых заемных средств увеличивается. В данном


Рис. 9.2. Стимулирование сбережения увеличивает предложение заемных средств

примере равновесная процентная ставка снижается с 5 до 4%, а равновесная сумма сберегаемых и инвестируемых заемных средств вырастает с 500 до 600 млрд руб.

Поскольку изменение в налогообложении доходов от сбережений непосредственно не влияет на заемщиков при любой данной процентной ставке, оно никак не отражается на величине спроса на заемные средства.

Таким образом, сдвиг кривой предложения вызывает смещение точки равновесия вдоль кривой спроса. Снижение стоимости заимствований стимулирует домашние хозяйства и фирмы к заимствованию средств, направляемых на инвестиции. Изменение налогового законодательства в сторону поощрения сбережений приводит к снижению процентной ставки и росту инвестиций.

Политика стимулирования инвестиций

Предположим, государство приняло закон о налоговых льготах, делающий инвестирование привлекательнее. Например, установлены налоговые льготы инвесторам. Они снижают налоговые платежи фирмам, строящим новые заводы. Рассмотрим с помощью рис. 9.3, как введение налоговых льгот повлияет на ситуацию на рынке заемных средств.

Налоговые льготы стимулируют фирмы к заимствованию средств и инвестированию их в создание нового капитала. Это увеличивает инвестиции при любой возможной процентной ставке. Поэтому из-


Рис. 9.3. Стимулирование инвестирования увеличивает спрос на заемные средства

меняется спрос на рынке заемных средств. Напротив, так как налоговые льготы не воздействуют на уровень сбережений домашних хозяйств при каждой возможной процентной ставке, он никак не повлияет на предложение заемных средств.

Так как фирмы получают дополнительные стимулы к увеличению инвестиций при каждой возможной процентной ставке, объем спроса на заемные средства при любой данной ставке процента возрастает. Таким образом, кривая спроса сдвигается вправо из положения D1 в положение Dr

Как показано на рис. 9.3, увеличение спроса на заемные средства приведет к возрастанию процентной ставки с 5 до 6%. При этом заинтересованность домашних хозяйств в росте сбережений повысилась. Объем предложения заемных средств возрастет с 500 до 600 млрд руб. Это изменение поведения домашних хозяйств отражено перемещением вдоль по кривой предложения. Таким образом, изменение налогового законодательства, направленное на поощрение инвестиций, приводит к росту и процентной ставки, и уровня сбережений.

Дефицит и профицит государственного бюджета

Дефицит бюджета образуется, когда расходы государства превышают его доходы от сбора налогов. Правительство финансирует дефицит, осуществляя заимствования на рынке облигаций. Накопленный дефицит бюджета носит название государственного долга.

Профицит бюджета — превышение суммы налоговых доходов над величиной государственных расходов — может быть использован для погашения государственных обязательств. Если правительство тратит ровно столько, сколько получает доходов, имеет место сбалансированный бюджет.

Бюджетный дефицит. Представим, что правительство изначально имеет сбалансированный бюджет и затем из-за снижения налогов или увеличения государственных расходов сталкивается с бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит приводит к снижению уровня национальных сбережений. Национальные сбережения — источник предложения заемных средств — состоят из общественных и частных сбережений. Рост дефицита бюджета вызывает изменение величины общественных сбережений, следовательно, предложения заемных средств. Величина предложения заемных средств падает, а равновесная процентная ставка растет, как показано на рис. 9.4.


Рис. 9.4. Влияние дефицита государственного бюджета на рынок заемных средств

Заемные средства, млрд руб.

В этом примере кривая предложения заемных средств сдвигается влево, из положения S1 в положение S2, равновесная процентная ставка увеличивается с 5 до 6%, а равновесная сумма заемных средств снижается с 600 до 500 млрд руб. Дефицит бюджета при каждой возможной процентной ставке не влияет на объемы заимствований домашних хозяйств и фирм на инвестиционные цели, поэтому спрос на заемные средства не изменяется.

Эффект вытеснения. Рост процентной ставки заставляет многих потенциальных заемщиков отказаться от планов строительства новых домов или предприятий. Снижение инвестиционной активности вследствие роста объемов заимствований государства называется эффектом вытеснения. Когда государство для покрытия бюджетного дефицита прибегает к заимствованиям на рынке заемных средств, оно вытесняет частных заемщиков, инвестиционная активность которых уменьшается. Поскольку инвестиции — один из важнейших факторов долгосрочного экономического роста, рост дефицита государственного бюджета означает неизбежное снижение темпов развития экономики.

Профицит государственного бюджета оказывает прямо противоположный эффект. Когда налоговые поступления государства превышают его расходы, оно направляет полученную разницу на уменьшение государственного долга. Следовательно, профицит бюджета увеличивает национальные сбережения. Таким образом, профицит бюджета способствует увеличению предложения заемных средств, снижению процентной ставки и стимулирует инвестиционную деятельность. В свою очередь, увеличение инвестиций приводит к дальнейшему накоплению капитала и более быстрому экономическому росту.

Рынок капиталов, как и финансовый рынок в целом, рассматривается в классической экономической теории как рынок заемных средств. В качестве цены здесь выступает процент, выплачиваемый заемщиком кредитору за право использования его средств на протяжении определенного времени.

В теории заемных средств для анализа рынка капиталов используется неоклассическая методология, в рамках которой анализ любого рынка состоит в исследовании факторов, определяющих спрос, предложение и равновесие на рынке, а исходным постулатом является предположение о том, что все участники рынка ведут себя рационально, т.

Одной из ключевых предпосылок теории заемных средств является понятие идеальных, или совершенных, рынков капитала. Определение совершенного рынка капитала включает в себя следующие условия:

1) полное отсутствие трансакционных затрат; 2) отсутствие каких- либо налогов; 3) наличие большого количества покупателей и продавцов, вследствие чего ни один из участников не имеет возможности влиять на цену соответствующей ценной бумаги; 4) равный доступ на рынок для юридических и физических лиц; 5) равнодоступность информации; 6) одинаковые ожидания у всех действующих лиц; 7) от-сутствие затрат, связанных с финансовыми затруднениями.

Вполне очевидно, что в реальной действительности большинство этих условий не соблюдается.

4.1.1. Инвестиционный спрос

Любая фирма, создавая (или обновляя) капитал, делает это с целью получения определенных выгод. Основной целью фирмы, в большин-стве случаев, является максимизация прибыли. Для достижения этой цели фирма стремится использовать оптимальные сочетания различных факторов производства, в том числе и капитала.

Прирост прибыли - Объем инвестиций Доходность^ г— .

Доходность инвестиций может быть различной в зависимости от вида деятельности, размера фирмы или других факторов. Но существует общая закономерность — с увеличением объема инвестиций до-ходность снижается. На рис. 4.1 представлена типичная, кривая зависимости доходности инвестиций отдельной фирмы от их объема.

Любая фирма может располагать разнообразными возможностями по инвестированию средств, различающимися, в том числе, и по доходности. Исходя из стремления к максимизации прибыли, фирма ре-ализует в первую очередь наиболее выгодные проекты — однако возможности получения высоких доходов ограничены, и при расширении объема инвестиций внедряются менее выгодные проекты.

Рис. 4.1. Кривая предельной эффективности инвестиций

Кривая предельной эффективности инвестиций характеризует воз-можности получения фирмой выгод от инвестиционной деятельности и определяет ее инвестиционный спрос.

Независимо от того, какие средства — собственные или заемные — использует фирма, издержками здесь является цена, которую необходимо заплатить на рынке за использование заемных средств — рыночная процентная ставка. Если предприятие использует привлеченные средства, процент принимает форму прямых издержек — платы за использование средств. Если задействованы собственные средства, процентная ставка является альтернативными издержками — упущенной выгодой от того, что инвестиционные ресурсы не предоставлены для использования другим участникам рынка.

Решение фирмы об объеме инвестиций определяется, таким образом, с одной стороны, доходностью собственных инвестиционных программ, с другой — рыночной ставкой процента, т.

4.1.2. Предложение заемных средств

Предложение заемных средств формируется домашними хозяйствами. Модель предложения заемных средств носит название теории межвременного выбора и впервые была предложена экономистом- неоклассиком Ирвингом Фишером.

Модель исходит из естественного предположения о том, что люди сберегают часть своего текущего дохода, т. е. не расходуют весь свой доход на текущее потребление, а откладывают часть его для потреблеДоходность — г, процентная ставка — і

Рис. 4.2. Выбор оптимального объема инвестиций

ния в будущем. Возможна и обратная ситуация — когда человек потребляет больше, чем позволяет ему текущий доход (за счет заимствования средств), таким образом отказываясь от какой-то части будущего потребления.

Рассмотрим простую модель индивидуального выбора (рис. 4.3).

Возможности индивида определяются, прежде всего, размером дохода, который он получает в текущем периоде и ожидает получить в будущем. Находясь в точке А, человек ничего не сберегает и ничего не заимствует.

Однако если существует финансовый рынок, индивид имеет воз-можность выбрать наиболее предпочтительную для себя комбинацию текущего и будущего потребления. Пропорция, в которой он может обменивать одну денежную единицу текущего потребления на будущее потребление, определяется тем доходом, который он может получить, предложив на рынке свои сбережения (открыв банковский депозит, купив ценные бумаги и т. п.), — т. е. рыночной процентной ставкой. Через определенный период индивид имеет возможность получить 1 + і денежных единиц (где і — рыночная ставка).

Линия BE на рис. 4.3 — межвременное бюджетное ограничение. Точки В и Е соответствуют двум крайностям: в точке В индивид весь свой текущий доход сберегает, в точке Е — заимствует максимально возможный объем средств, отказываясь от потребления в будущем.

Тогда в точке В:

Будущее потребление, CF

Текущее потребление, СС

где С. — текущее потребление; Cf — будущее потребление.

Какую точку на отрезке BE выберет потребитель, зависит от его предпочтений. Воспользуемся понятиями кривых безразличия. Сочетания объемов текущего и будущего потребления, которые находятся на одной кривой безразличия ([/), одинаково предпочтительны для индивида. Наклон кривой безразличия представляет собой предельную норму замены между текущим и будущим потреблением (MRScf).

MRScf — это минимальный объем будущего потребления, который необходимо предоставить индивиду дополнительно, чтобы он отказался от одной единицы текущего потребления:

В точке Л (рис. 4.3) выполняется условие MR5c/= 1 + і, т. е. альтернативная стоимость текущего потребления, выраженная в единицах будущего потребления, равняется индивидуальной оценке его относительной полезности. Если MRScf > 1 + і, это означает, что дополнительная единица текущего потребления для индивида является более ценной, чем стоимость, предлагаемая рынком, и он, соответственно, сократит сбережения. В зависимости от предпочтений индивид может сберегать часть текущего дохода или выступать в роли заемщика.

Важнейшим вопросом теории межвременного выбора является реакция индивида на изменения рыночной процентной ставки. Если предположить, что индивид сберегает часть своего дохода и процентная ставка увеличилась, это означает, во-первых, что увеличилась альтернативная стоимость текущего потребления (индивид больше сберегает). Во-вторых, снижается относительная ценность объема будущего потребления (индивид снижает объем сбережений).

Таким образом, при изменении процентной ставки возникает эффект замены и эффект дохода. Рассмотрим рис. 4.4.

Эффект дохода — это изменение соотношения между текущим и будущим потреблением в ответ на изменение суммарного дохода, вызванного изменением процентной ставки.

Эффект замены — это изменение пропорции между текущим и будущим потреблением в результате изменения относительной стоимости первого и второго. Эффект замены (Ег — Е2) стимулирует сберегать больше при увеличении доходности сбережений.

В целом, корректировка решения потребителя складывается из суммарного разнонаправленного воздействия эффекта дохода и эффекта замены. Станет ли потребитель сберегать больше, меньше или не изменит своих решений, зависит от того, какой эффект окажет более сильное влияние.

Для индивида, занимающего средства, увеличение процентной ставки приводит к снижению объема заимствований — эффекты дохода и замены действуют в этом случае в одном направлении.

Индивидуальное предложение сбережений представлено на рис. 4.5.

Рис. 4.5. Индивидуальное предложение сбережений

Эмпирические исследования свидетельствуют, что в типичном случае, при относительно небольших значениях процентной ставки, рост доходности сбережений ведет к увеличению их объема, а когда процентная ставка превышает некоторый предельный уровень — объем сбережений начинает снижаться.

4.1.3. Равновесие на рынке капиталов

Взаимодействие спроса и предложения на любом конкурентном рынке определяет равновесные значения объемов и цен. Таким образом, объем инвестиций и рыночная процентная ставка определяются исходя из равновесия спроса и предложения. По словам Д. С. Милля: «Ставка процента должна быть такой, чтобы спрос на ссудные капиталы уравнивался их предложением. Она должна быть такой, чтобы количество капитала, которое одни люди желают отдать взаймы под конкретный процент, было равно тому количеству капитала, которое другие хотят взять взаймы».1

Рассмотренные нами теоретические положения позволяют сделать следующий вывод: основными факторами, определяющими объем инвестиций и процентную ставку в рыночной экономике, являются, во- первых, инвестиционные возможности фирм (доходность инвестиций, определяющая спрос), во-вторых, предпочтения индивидов между текущим и будущим потреблением (склонность к сбережениям, определяющая предложение). В реальности процентные ставки находятся под влиянием очень многих факторов, и один из наиболее важных — влияние государства.

'Дж. С. Милль. Основы политической экономии. М.: Прогресс, 1980. С. 411412.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет займов и кредитов

Порядок учета расходов по кредитам является, пожалуй, одним из самых проработанных налоговых вопросов. Обширная переписка налогоплательщиков с налоговыми органами, а также богатая арбитражная практика позволяют подвести положительный итог в проблеме отнесения на себестоимость расходов по кредитам. Вдохновляет тот факт, что судебная практика носит единообразный характер, нацеливает на дух, а не букву закона. Это дает основания даже в новой, незнакомой ситуации предполагать исход дела в случае конфликта с налоговыми органами.

Каждая организация должна стремиться к тому, чтобы расходы по обслуживанию кредита, включая процентные и иные выплаты, в полном объеме относились в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (НОБпоНП). Если эта цель не достигнута, то следует обратить внимание на данный вопрос и доработать его, поскольку непреодолимых препятствий для нормально работающей организации нет. Безусловного признания процентов по кредиту в НК РФ не предусмотрено, что не означает стремления государства как-то ухудшить финансовое положение налогоплательщиков. Особый порядок регулирования процентов лишь призван оградить бюджет от противоправных схем снижения налогов, в данном случае с использованием заемных отношений. В пользу данного утверждения говорят следующие факты:

1) выраженная в судебных актах позиция арбитража, направленная на защиту прав налогоплательщиков в случае наличия разумных ос-нований использования заемных средств;

2) временный «кризисный» порядок признания процентов по кредитам, установленный Правительством РФ как мера, призванная облегчить тяготы финансового кризиса;

3) окончательное разрешение вопроса о критериях сопоставимости кредитов в пользу «выданных», а не «полученных» заемных средств. Данный порядок расширяет возможности списания процентов на себестоимость и выражает интересы большинства налогоплательщиков.

В целом проблему признания расходов по кредиту в уменьшение НОБпоНП можно разделить на три части:

Целевое использование кредита как основание для отнесения расходов по нему в уменьшение НОБпоНП.

Порядок признания процентов по долговым обязательствам в составе расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль.

Основания для отнесения в уменьшение НОБпоНП иных, кроме процентных, выплат по кредитному договору.

Как мы заявили в начале статьи, в настоящее время не существует барьеров, мешающих относить на себестоимость проценты и другие расходы по кредитам, при условии экономической оправданности деятельности налогоплательщика. Чтобы судом по причине ненадлежащего использования заемных средств не были признаны проценты, нужно быть участником противоправной схемы ухода от налогов; в других случаях суды идут навстречу налогоплательщикам. Получение кредитов по ставке, более чем на 20% превышающей средний уровень процентов по сопоставимым кредитам (по банковскому портфелю), свидетельствует о незавидном финансовом положении заемщика или недоработках в переговорном процессе с банком. И то, и другое вполне поправимо, хотя признаем, что это займет определенное время. И, наконец, если у вас не были признаны в составе затрат сопутствующие кредиту банковские комиссии, то, скорее всего, суд усмотрел наличие схемы, маскирующей перераспределение денежных потоков между заемщиком и банком.

В рамках настоящей статьи мы остановимся на вопросе целевого использования заемных средств как основания для включения расходов по кредиту в уменьшение НОБпоНП.

Экономическая целесообразность в действиях налогоплательщика

Чтобы начать рассмотрение вопроса в целом, определим зону контроля действий налогоплательщика со стороны налоговых органов и судов. Коммерческие организации созданы в целях извлечения прибыли, при этом они профессионально берут на себя риски, которые могут реализоваться в неполучении желаемой прибыли, как худший (но законный!) вариант – в убытках. Налоговые органы при проверках не оставляют без внимания экономические аспекты деятельности налогоплательщика. Бюджету, как получателю части дохода, зарабатываемого коммерческим сектором, выгодна рентабельная деятельность налогоплательщика. Налоговики, выражая интересы бюджета, исследуют сделки на предмет действительных намерений налогоплательщика с целью выявить умысел на уклонение от налогов. Нам, стоящим по другую сторону барьера, следует знать, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно, на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

В Постановлении КС РФ от 24.02.2004 № 3-П указано, что судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений субъектов предпринимательской деятельности, которые обладают самостоятельностью и широкой дискрецией при принятии решений в сфере бизнеса. Следовательно, суды не оценивают экономическую целесообразность предпринимательской деятельности, поскольку в силу ее рискового характера существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.

Рассматривая споры, арбитры целиком руководствуются вышеуказанными рамками судебного контроля прав собственности. В развитие данного положения приведем доводы судебных органов. В налоговом законодательстве понятие экономической целесообразности не используется, и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. В связи с чем обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. От налогоплательщика требуется, чтобы он руководствовался намерением получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате (Постановление ФАС ВСО от 18.02.2010 № А33-5756/2009).

Подведем итоги:
деятельность налогоплательщика должна быть направлена на извлечение прибыли (основная цель коммерческой организации);
рисковый характер деятельности предполагает, что цель может быть не достигнута;
на налоговые органы не возложена обязанность по проверке экономической деятельности налогоплательщика;
экономия на налогах как единственная цель сделки преследуется по закону ;
судебные органы четко ограничили зону своего контроля экономической деятельности налогоплательщика;
налогоплательщик в случае спора с налоговыми органами обязан обосновать экономическую целесообразность своих действий, а не отчитываться о результатах.

Применительно к заемным отношениям налогоплательщик должен иметь доказательства, что использование кредитных ресурсов экономически оправданно и имело целью получение прибыли.

Целевое использование заемных средств
НК РФ не содержит специфических ограничений по направлениям использования кредита. Законодательство о налогах и сборах не ставит право налогоплательщика на отнесение процентов по долговым обязательствам к расходам в целях налогообложения прибыли организации в зависимость от дальнейшего расходования полученных денежных средств… (Постановление ФАС УО от 02.12.2009 № Ф09-9455/09-С2 ).

Отсутствие формальных ограничений по целям использования кредита не означает, что не действует общий принцип обоснованности затрат, установленный п. 1 ст. 252 НК РФ. Поэтому при анализе судебных дел мы увидим, что в спорах о целевом использовании заемных средств суды, во-первых, подчеркивают отсутствие запретов на использование кредитов по усмотрению налогоплательщика, во-вторых, оценивают обоснованность использования полученных средств на основе объяснений налогоплательщика об экономически оправданном намерении так поступить.

Защищая свои интересы, налогоплательщик должен взять на вооружение следующее:

НК РФ не установлены направления использования заемных средств;
обоснование экономической оправданности цели использования за-емных средств возлагается на налогоплательщика.

Пожалуй, теории достаточно, самое время перейти к рассмотрению конкретных судебных дел.

Кредитные ресурсы были направлены на предоставление займов поставщикам налогоплательщика

С точки зрения судов выдача займов поставщикам и подрядчикам налогоплательщика за счет кредитных ресурсов вполне оправданна. По результатам проверок налоговыми органами было установлено, что займы поставщикам были предоставлены по ставкам ниже, чем ставки, по которым привлекались кредитные ресурсы самими налогоплательщиками. На первый взгляд, налицо отсутствие экономической целесообразности сделок, ведь их суммарным результатом являются убытки, а не прибыль. Однако в суде налогоплательщики привели убедительные доказательства наличия иных оснований, которые оправдывают действия сторон сделки и имеют целью получение дохода за счет прочих экономических эффектов.

Читайте также: