Эволюция налога на прибыль

Опубликовано: 14.05.2024

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Параскевич Н.С., аспирант кафедры финансового права Российской академии правосудия.

Статья "Исторический аспект становления налога на прибыль организаций в России" содержит краткий исторический экскурс, отражающий развитие налогообложения прибыли предприятий с момента возникновения предпринимательства и до принятия в 2002 г. главы 25 части второй Налогового кодекса РФ. Особое внимание в статье уделено промысловому налогу, который является прообразом существующего в настоящее время налога на прибыль организаций.

Нельзя говорить о современной форме налога на прибыль предприятий и организаций (далее - налог на прибыль), о его положительных качествах и недостатках, о его значении для бюджетной системы Российской Федерации, не имея представления об истории происхождения данного налога и о его развитии в нашем государстве.

Его становление связано с эволюцией налогов в сфере предпринимательской деятельности и в целом прямого налогообложения. Фундамент для развития прямого налогообложения был заложен еще на начальных стадиях существования государственности. И, хотя в это время государство еще не имеет финансового аппарата для установления и сбора налогов, оно уже определяет общую сумму средств, которую необходимо получить, а саму функцию сбора налогов делегирует городам и общинам .

Черник Д.Г., Павлова Л.П., Князев В.Г. и др. Налоги и налогообложение / Под ред. Д.Г. Черника. 3-е изд. М.: МЦФЭЕ, 2006. С. 53.

Постепенно, по мере появления необходимости в тех товарах и вещах, которые самостоятельно не производятся, возникла потребность для обмена производимыми товарами; это и послужило основной причиной возникновения предпринимательской деятельности.

В период от зарождения Русского государства в IX в. до усиления Московского княжества в XIV в. налогообложение предприятий еще не выделялось в отдельный вид, так как фактически отсутствовала прослойка населения, занимающегося исключительно ремеслом, следовательно, и прототипы налога на прибыль выделить еще сложно.

В указанный период общей податной единицей являлась соха. При обложении торговли и промыслов использовалась особая податная единица - промысловая соха, которая выражала податную способность разных промыслов. Так, к примеру, к сохе приравнивались: в рыбном промысле - каждый невод, в солеваренном промысле - каждая солеваренная сковорода.

В XVII в. устанавливаются порядок и определенная финансовая дисциплина, появляется первый непосредственный прототип налога на прибыль: с городских обывателей, представлявших собой преимущественно торговый и промышленный класс, взимается определенная часть доходов - 5-я, 10-я, 20-я. деньга .

Алексеенко М.М. Действующее законодательство о прямых налогах. СПб., 1879. С. 82.

В 1721 г. Петр Великий разделил городских обывателей на гильдии: "к первой гильдии относились крупные купцы и представители промышленного сектора; ко второй - мелкие купцы и ремесленники; а прочие граждане, к которым относились чернорабочие и наемники, были включены в третий разряд, уже не называвшийся гильдией" . В этот период купечество облагалось подушной податью и на него возлагались еще различные сборы с некоторых промыслов. Данные сборы носили случайный характер и устанавливались без всякой системы, кроме того, количество таких сборов постоянно возрастало.

Иловайский С.И. Финансовое право: Учебник. Одесса: Издательство типохромолитография. А.Ф. Соколовского, 1904. С 235.

Впервые предприняла попытку организовать предпринимателей как единый класс налогоплательщиков императрица Екатерина II. Манифестом 1775 г. ею был введен гильдейский сбор, который отменил все существовавшие ранее сборы. Гильдейский сбор представлял собой налог с капитала и возлагался на купечество "в размере одного процента от объявленного "по совести" капитала" . В качестве критерия оценки состоятельности предпринимателя впервые был положен оборот капиталов.

Руденко В.В. Налоговое регулирование деятельности предприятия в России: Дис. . к.ю.н. Краснодар, 2007. С. 97.

Недостатки существовавшей системы обложения предпринимателей были очевидны: гильдейские сборы не соответствовали ни обширности промыслов, ни величине промысловых доходов. В XIX в., когда произошло сильное развитие русской промышленности и параллельно с ним увеличение государственных расходов, появилась необходимость в поиске новых, отвечающих реальным условиям, подходов к обложению предпринимательского слоя.

В 1818 г. в России появляется первый крупный труд в области теории налогообложения - "Опыт теории налогов" Николая Тургенева. В нем формулируется фундаментальное положение, которое заложило основу для дальнейшего развития отечественной теории и практики налогообложения прибыли: "Налог должен быть всегда взимаем с дохода, и притом с чистого дохода, а не с самого капитала, дабы источники доходов государственных не истощались" .

Титов А.А. Совершенствование налога на прибыль организаций в Российской Федерации: Дис. . к.э.н. М., 2006. С. 62.

Результатом развития данного подхода становится утверждение в 1863 г. Положения о пошлинах за право торговли и других промыслов .

Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов. Книга для купцов, купеческих приказчиков, конторщиков, комиссионеров и вообще для лиц, занимающихся и желающих заниматься коммерческими делами / Сост. директор торгового дома В. Васильев. М.: Тип. Бахметьева, 1866.

Согласно данному Положению, для получения права заниматься торговой или промышленной деятельностью предпринимателям было необходимо ежегодно приобретать свидетельства (гильдейские или купеческие и просто промысловые) или билеты - своеобразные разрешения на право осуществления торговли и промыслов, плата за которые зачислялась в бюджет.

При принятии промыслового налога за основу системы обложения предпринимателей, несмотря на все известные трудности, возникающие при взимании промыслового налога, к которым относились: сложность механизма приемов оценки; разнообразие промыслов и, как следствие, сложность классификации промыслов и ведения промыслового кадастра; существование различных окладов налога; недостаточная связь с реальным доходом, ученые XIX в. все же считали, что его достоинства: простота в определении сумм налога, простота и дешевизна сбора, определение суммы налога заранее и возможность уплаты авансом, независимость величины налога от субъективных факторов, отсутствие необходимости в трудоемких и стеснительных для плательщика документарных проверках - перевешивают.

В 1885 г. были приняты Правила "Об обложении торговых и промышленных предприятий дополнительным сбором (процентным и раскладочным)" , которыми вносились изменения в существующий промысловый налог. Введение дополнительного промыслового налога несло цель достижения большей справедливости промыслового обложения.

Полное собрание законодательства. Собрание 3-е. СПб./Пг., 1884 - 1917 гг. Т. 5. N 2907.

Дополнительный промысловый налог зависел и от размера основного капитала предприятия, и от полученной им прибыли и по своей нагрузке на налогоплательщиков превосходил основной. Дополнительные сборы были установлены в двух видах: процентного - с чистой прибыли акционерных предприятий - обязанных публичной властью публиковать отчеты о своей деятельности, и раскладочного - с предполагаемой прибыли предприятий всех других категорий - не обязанных публичной властью.

В 1898 г. на предприятия, не обязанные публичной властью, начинает возлагаться требование представления заявлений установленной формы, напоминавшей декларацию о доходах. В данном заявлении "наряду со сведениями об обороте предприятия указывался размер полученной прибыли с обязательным объяснением причин, вызвавших ее увеличение или уменьшение против предыдущего года" .

Лебедев В.Е. Налогообложение предпринимательской деятельности в РФ (история становления налогового регулирования в дореволюционной России). М.: ПАИМС, 1999. С. 19.

Но невзирая на все эти преобразования, промысловое обложение по-прежнему продолжало быть несовершенным, и одним из основных его недостатков оставалась, как и ранее, неравномерность налогового бремени. Минусом являлся также и тот факт, что в нем одновременно существовали начала патентного и подоходного обложения.

Но несмотря на все недостатки существовавшей системы промыслового налогообложения, они не сказывались на его доходности, которая сильно возросла в период с 1863 по 1895 г. - с 6 млн. руб. до 43 млн. руб. Однако реалии были таковы, что доходы, приносимые все более развившейся промышленностью и торговлей, возросли гораздо больше.

Все данные причины побудили к внесению очередных изменений в промысловое налогообложение. 8 июня 1898 г. был утвержден и введен в действие с 1 января 1899 г. проект Положения "О государственном промысловом налоге" , который просуществовал вплоть до революции 1917 г.

Правительственный вестник. Красноярск, 1898. N 139 - 148.

Согласно данному проекту на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход должны были выдаваться промысловые свидетельства. Свидетельство могло получить как физическое, так и юридическое лицо. Основой для расчета налога служил нормальный доход, который исходя из предположения обычного правильного образа действий должен был быть получен от промыслового капитала.

Отличительной особенностью налогообложения в первые годы советской власти стали отказ от налоговой политики, существовавшей ранее, и замена разработанного ранее механизма стихийным налогообложением.

Так, например, разовый сбор за торговлю, являвшийся одним из основных источников доходов местных бюджетов на этот период. Указанный сбор был установлен Положением от 23 декабря 1918 г. "О денежных средствах и расходах местных Советов" . Согласно данному Положению местным Советам предоставлялось право взимать в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих продажу вразнос или вразвоз, а также сбор за продажу скота на рынке.

СУ РСФСР. 1918. N 93. С. 931.

Однако вскоре было осознано, что управление экономикой страны не может строиться на стихийном налогообложении и что стабильность является необходимым условием осуществления налоговой политики.

По отношению к налогообложению предприятий был вновь восстановлен разработанный в конце XIX в. промысловый налог. Он был утвержден 26 июля 1921 г. Положением "О промысловом налоге" .

Известия. 1921. 27 июля. С. 1.

Налог, как и раньше, имел сложную структуру. Патентный сбор взимался заранее, за полугодие вперед, чем обеспечивалось право беспрепятственного производства, промысла, торговли. Плата за патент, как и ранее, зависела от разряда предприятия и его местонахождения.

Уравнительный сбор, как и ранее, вводился дополнительно к патентному платежу и возлагался на предприятия, получающие достаточно большие доходы. Он рассчитывался с оборота по истечении каждого месяца в размере оклада, определенного налоговой комиссией на шесть месяцев вперед.

К 1928 г. поступления по промысловому налогу давали около одной трети всех налоговых поступлений государства. Промысловый налог являлся сильным орудием классовой политики в руках советской власти, так как "усиленно облагая частные торгово-промышленные предприятия (по сравнению с кооперативными и государственными), он препятствует росту частного капитала и, наоборот, содействует росту кооперативно-социалистических форм хозяйства" .

Соколов А.А. Теория налогов. М.: ООО "ЮрИнфоР-Пресс", 2003. С. 303.

Налоговой реформой 1930 - 1932 гг. для государственных предприятий было установлено два крупных платежа: налог с оборота и отчисления от прибыли, а для кооперативных предприятий были введены налог с оборота и подоходный налог. Основные задачи налоговой реформы заключались в устранении множественности платежей в бюджет .

История налогов России: важнейшие даты, факты и события / Под ред. Г.И. Букаева. М., 2002. С. 84.

В период 60 - 70-х годов был предпринят ряд попыток реформирования налоговой системы СССР. Реформа предполагала шире использовать методы экономического стимулирования и установила зависимость материальных возможностей предприятий от полученных ими финансовых результатов, особенно прибыли. В первую очередь существенно изменилось распределение прибыли. Взамен одного платежа появилась плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные платежи, взносы свободного остатка прибыли.

С точки зрения развития взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом непоследовательность реформы заключалась в одновременном применении рыночных - плата за фонды и нерыночных видов платежей - свободный остаток прибыли. Планировалось, что основное место в новой системе займет плата за производственные основные фонды и оборотные средства, однако с течением времени определяющую роль стал играть свободный остаток прибыли, представляющий собой неналоговое изъятие прибыли.

В конце 70-х годов развитие форм взаимоотношений предприятий с бюджетом шло путем использования нормативных методов распределения прибыли. По нормативам в первоочередном порядке стали производиться все расчеты с бюджетом по отчислениям от прибыли, а фонды экономического стимулирования создавались уже после этих расчетов и тоже по установленным нормативам. С помощью нормативного метода попытались устранить негативное воздействие свободного остатка прибыли на заинтересованность в росте прибыли.

Финансовая система России развивалась в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны.

В России процесс перехода от механизма распределения прибыли между предприятием и государственным бюджетом, осуществляемого по усмотрению чиновников, к налоговой системе занял период между 1984 и 1990 г. В течение этого времени происходило постепенное установление все более четких правил этого распределения. Основы формирования современного налога на прибыль организаций были заложены именно в этот период.

Рассматривая особенности формирования современной системы налогообложения прибыли в нашей стране, необходимо выделить несколько этапов, объединяющих различные подходы к обложению прибыли.

Первый период - с июня 1990 по 1991 г. В июне 1990 г. был принят Закон СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций", вступивший в действие с 1 января 1991 г., который комплексно регулировал налогообложение предприятий.

Второй период - с 1991 по 2002 г. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в РФ", Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Основным отличием этого Закона стало установление единого подхода к налогообложению предприятий независимо от их организационно-правовой формы.

Третий период - с 2002 г. по настоящее время. Данный этап в современной налоговой системе можно назвать этапом кардинального изменения механизма исчисления налога на прибыль организаций, связанный с принятием и введением в действие главы 25 ч. 2 Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций".

Таким образом, сделав даже короткий экскурс в историю становления и развития налога на прибыль организаций в России, можно прийти к выводу о том, что появление данного налога является результатом естественного развития налоговых правоотношений. На протяжении всей истории России прибыль предприятий так или иначе подлежала обложению налогами и сборами, и поступления от данных налогов и сборов всегда составляли весомую часть доходов государственного бюджета.

Следовательно, отказ от налогообложения прибыли предприятий, идеи о котором в настоящее время возникают у некоторых авторов, непременно окажет негативное воздействие на состояние налоговой системы ввиду невозможности его замены на другой столь же доходный источник.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание

Цель исследования изучение и анализ развития налога на прибыль организаций. Достижение указанной цели видится путем решения следующих задач:

- исследовать сущность, основные элементы и особенности налога на прибыль организаций;

- проследить эволюцию развития элементов налога на прибыль в РФ;

- обозначить тенденции развития налогообложения прибыли организации;

- выявить пути решения основных проблем налогообложения прибыль предприятий.

Содержание

История возникновения налога на прибыль……………. … 12
1.1. Развитие налога на прибыль организаций в дореволюционный период в Российской империи

2.2. Развитие налогообложения прибыли в советское время

2.3. Становление налога на прибыль организаций в РФ Сущность налога на прибыль организаций как элемента налоговой системы…………………………………………………………… 5
Основные элементы налогообложения……………. … 6
2.2. Налогооблагаемая база и особенности ее определения

Перспективы развития налога на прибыль организаций 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………. 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. …

Работа состоит из 1 файл

КАЙРАТ КУРСОВАЯ ФНСО на распечатку 1.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» В Г. УСТЬ-ИЛИМСКЕ

(Филиал ГОУ ВПО «БГУЭП» в г. Усть- Илимске)

Кафедра Учета и налогообложения

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ С ОРГАНИЗАЦИЙ

НА ТЕМУ ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

старший преподаватель И.Л. Романова

студент группы НиН-07 К.У. Сыздыков

  1. История возникновения налога на прибыль……………. … 12

1.1. Развитие налога на прибыль организаций в дореволюционный период в Российской империи

2.2. Развитие налогообложения прибыли в советское время

    1. Основные элементы налогообложения……………. … 6

2.2. Налогооблагаемая база и особенности ее определения

2.3. Налоговые ставки…………………………………… ……. 10

  1. Перспективы развития налога на прибыль организаций 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. … 28

Современная налоговая система России по своему составу соответствует налоговым системам стран с рыночной экономикой. Среди налогов, взимаемых с организаций, особое место занимает налог на прибыль. Он обладает как высокой фискальной значимостью, так и регулирующим потенциалом, что позволяет государству формировать доходную базу федерального и региональных бюджетов, одновременно воздействуя на финансовые интересы хозяйствующих субъектов.

Тема налогообложения прибыли в настоящее время является весьма актуальной и определяется следующими решающими факторами: само налогообложение прибыли предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности играет немаловажную роль в условиях рыночных отношений в России, так как оказывает огромное влияние на всю финансово-хозяйственную деятельность предприятий; налог на прибыль предприятий, учреждений, организаций в системе налогов Российской Федерации занимают важное место, являясь одним из наиболее доходных налоговых источников.

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования несет актуальный характер. Исходя из сказанного, актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью определения путей совершенствования налога на прибыль и перспективы развития.

Предметом исследования выступает налог на прибыль организаций.

Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, возникающие в связи с развитием налогообложения прибыли организаций.

Цель исследования изучение и анализ развития налога на прибыль организаций. Достижение указанной цели видится путем решения следующих задач:

- исследовать сущность, основные элементы и особенности налога на прибыль организаций;

- проследить эволюцию развития элементов налога на прибыль в РФ;

- обозначить тенденции развития налогообложения прибыли организации;

- выявить пути решения основных проблем налогообложения прибыль предприятий.

Для проведения исследования использовалась литература следующих авторов:

1. История возникновения налога на прибыль

1.1. Развитие налога на прибыль организаций в дореволюционный период в Российской империи

Налог на прибыль предприятий и организаций имеет достаточно долгую историю. Особенности его применения в различных странах обуславливаются теми или иными приоритетами данной конкретной страны или ее экономическим положением.

В России ныне действующий налог на прибыль предприятий и организаций, введен с 01.01.1992 г. Однако у дореволюционной России имеется богатый исторический опыт в налогообложении прибыли, особенно в период военных действий. Почти за год до Февральской революции, 13 мая 1916 года Совет Министров России утвердил Положение «Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий и о повышении размеров отчислений на погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором».

Принятый в годы Первой мировой войны нормативный акт, в свою очередь носил ярко выраженный чрезвычайный характер. Срок его действия был рассчитан на 1916 и 1917 годы. Налогообложению подлежали:

- предприятия, обязанные публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности, а также облагаемые дополнительным промысловым налогом, если их годовая прибыль составляла более 8 % на основой капитал;

- подряды и поставки, на которые были получены особые промысловые свидетельства, если совокупность полученных от этих видов деятельности прибылей за 1916-1917 годы составила не менее 2000 руб. в год;

Не подлежали налогообложению налогом предприятия, впервые привлеченные к платежу процентного сбора за 1915 окладный год. Для остальных предприятий общая сумма налогов и сборов не должна была превышать 50 % прибыли за отчетный год.

Надо отметить, что налоговые органы дореволюционной поры, даже в военное время, обеспечивали полный контроль над прибылью как юридических, так и физических лиц. Исчерпывающим был и обмен информацией между всеми территориальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объекту налогообложения тогда было совершенно невозможно.

Владельцы торговых и промышленных предприятий высших категорий прибыльности, а также находившихся в столицах и крупных городах, должны были ежегодно, не позднее 1 апреля, подавать в территориальные налоговые органы заявления с указанием фамилии, имени, отчества, местожительства, рода и местонахождения предприятий, принадлежавших ему, оборота по каждому заведению.

В действовавшем на 1916-1917 годы положении о промысловом налоге не содержалось указаний об обложении дополнительным налогом на прирост прибылей предприятий, прекративших свою деятельность.

Этот пробел закона восполнялся лишь практикой. Так, с не отчетных предприятий, существовавших только часть года, дополнительный налог на прирост прибылей не взимался вовсе, если они прекращали свою деятельность до окончания раскладки. При закрытии же предприятий после окончания раскладки налог с них взимался полностью. Такой порядок находился в противоречии с установкой, согласно которой налог должен был взиматься по расчету времени существования предприятий в каждом окладном году.

Новыми правилами, принятыми 13 мая 1916 года, для не отчетных предприятий был установлен особый порядок уплаты налога на прирост прибыли. Теперь налог взимался в размере, соответствовавшем числу полных проработанных до закрытия фирмы месяцев в отчетном году. Например, если предприятие прекращало свою деятельность 30 мая, то налог должен был взиматься за четыре полных месяца (январь-апрель).

Налог на прирост прибыли и вознаграждения должен был взиматься в следующих размерах:

1. С предприятий, не обязанных публично отчитываться о результатах своей деятельности, лиц высшей администрации акционерных предприятий, индивидуальных предпринимателей с суммы прироста прибыли или вознаграждения до 1000 руб. – 30 %, до 15 тысяч руб. – 41 %, свыше 100 тысяч руб. – 60 %;

2. С предприятий, обязанных публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности при отношении прибыли к основному капиталу в размере 6 % – ставка налога 40 % суммы прироста прибыли, 9,5 % прибыли к стоимости основного капитала – 50 % суммы прироста прибыли. Предельный размер обложения прибыли отчетных предприятий достигал 90 %.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Правительство дореволюционной России находило довольно адекватные способы сбора налога на прибыль, которые позволяли в определенной степени учесть специфику того времени в отношении распределения бремени на налогоплательщиков, и в то же время собирать достаточные средства для покрытия расходов. [5]

1.2. Развитие налогообложения прибыли в советское время

1.3. Становление налога на прибыль организаций в РФ

Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР и становление России как политически самостоятельного государства. Молодому Российскому государству необходимо было срочно создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы.

27 декабря 1991 года был принят Закон РФ № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», предусматривающий в статье 5 различные объекты налогообложения, в том числе налогообложение доходов (прибыли), регулируемое соответствующим Законом РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», впоследствии многократно изменявшийся и дополнявшийся. В декабре 1991 года налоговая система России в основном была сформирована.

Формирование и распределение прибыли в условиях рыночной экономики в нашей стране предусматривает законодательство по налогообложению прибыли предприятий, в соответствии с которым на уровне хозяйствующего субъекта возникает целая система прибылей: валовая (балансовая) прибыль, прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия, прибыль по внереализационным операциям, чистая прибыль. Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом. Причем каждая из прибылей имеет свой экономический смысл и влияет на налоговую базу предприятий.

При принятии Закона № 2116-1 от 27.12.91 года «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в состав налогоплательщиков входили:

1. Предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

2. Филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчётный счёт. С 01.01.95 года плательщиками налога на прибыль являются также кредитные и страховые организации. А при включении филиалов и других обособленных подразделений в состав налогоплательщиков учитывается наличие не только расчётного, но и текущего и корреспондентского счетов;

3. Компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Прибыль как экономическая категория – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности организации. Соединив в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, мы получаем налог, посредством которого налоговая система государства может выполнять свойственные ей функции – это налог на прибыль организаций. Он обладает как высокой фискальной значимостью, так и регулирующим потенциалом, что позволяет госу¬дарству формировать доходную базу федерального и региональных бюджетов, одновременно воздействуя на финансовые интересы хозяйствующих субъектов.
Данный налог является непосредственным изъятием в доход государственного бюджета части дохода налогоплательщика, чем принципиально отличается от других налоговых платежей. Налогом облагается прибыль, которая является целью функционирования коммерческой организации и источником уплаты налогов. Это позволяет государству регулировать экономические процессы, достаточно эффективно влиять на развитие производства. В то же время налоги – очень острый инструмент, поэтому установленные государством чрезмерно высокие ставки налога могут привести к свертыванию производства. Именно обложение прибыли позволяет государству широко использовать налоговые методы в регулировании экономики и иметь существенный источник доходов бюджета.

Работа содержит 1 файл

эколюция налога на прибыль.docx

4. Изменение начисления амортизации. Основным изменением порядка вычета амортизации стала возможность применения нелинейного способа начисления амортизации для большинства групп активов; кроме того, нормы амортизации были существенно увеличены;

5. Переход с кассового метода на метод начисления. Вступление в силу главы 25 НК РФ повлекло за собой переход для большинства предприятий на обязательное ведение налогового учета реализованной продукции и прибыли по факту отгрузки продукции, а не ее оплаты;

Определенное влияние изменений налогового законодательства просматривается и раньше, с принятием отдельных глав части второй НК РФ. В частности, основными изменениями в налоговом законодательстве, предполагавшими влияние на поступления по налогу на прибыль организаций, были следующие:

• расширение налоговой базы из-за отмены оборотных налогов;

• изменение налоговой базы в связи с введением новых ставок акцизов;

• введение муниципальной ставки по налогу на прибыль организаций в размере 5%.

Перечисленные выше изменения законодательства повлекли за собой существенные колебания валовой и налогооблагаемой прибыли и соответственно поступлений налога на прибыль организаций в бюджетную систему. [12]

Помимо реформы 2002 г. на поступления налога на прибыль организаций повлияли следующие изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу в последующие годы:

• увеличение налоговой ставки по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями с 6 до 9% в 2005 г.;

• изменение базы из-за увеличения ставок налога на добычу полезных ископаемых по нефти и газу горючему природному, из-за увеличения ставок экспортных пошлин на нефть, а также из-за снижения базовой ставки ЕСН (утратившего силу) в2005 г.;

• ускоренное списание амортизации в размере 10% (амортизационная премия) начиная с 2006 г.;

• изменение сроков списания расходов на НИОКР начиная с 2006 г.;

• увеличение до 50% суммы переносимого убытка начиная с 2006 г. И отмена ограничения на сумму переносимого убытка с 2007 г.

В 2008 году ставка налога на прибыль уменьшилась с 24 до 20 % за счет федеральной его части, которая снижается с 6,5 до 2,5 %. Региональная часть налога в свою очередь остается на уровне 17,5 %. Также отменены авансовые платежи по налогу на прибыль. Таким образом, предприятия уплачивают налог на основании фактически полученной прибыли.

По данным ФНС, доля налога на прибыль в налоговых доходах бюджета по итогам первой половины 2008 года составила 18 % (НДПИ – 36 %, НДС – 31 %). По оценкам экономической экспертной группы, налог на прибыль составляет примерно 8,5 % от всех доходов федерального бюджета.[24]

Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» реализован комплекс мер, направленных на совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами:

1.1. Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ дополнена новой статьей, устанавливающей особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль при осуществлении операций займа ценными бумагами.

2. Уточнен порядок определения налоговой базы налоговым агентом по доходам от долевого участия для организаций, получающих доходы от долевого участия в российских организациях. С 2010 года при определении суммы налога учитывается общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей дивидендов, а не только налогоплательщиков - получателей дивидендов.

3. В рамках совершенствования налогообложения торговых организаций с 1 января 2010 г. определен порядок оценки излишков товарных и материально-производственных запасов.

4. В целях сближения бухгалтерского и налогового учета отменена переоценка полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте в налоговом учете.

5. В рамках реализации концепции создания в Российской Федерации мирового финансового центра был снижен барьер для предоставления освобождения от налогообложения налогом на прибыль организаций доходов «стратегических» акционеров, получаемых в виде дивидендов. В частности, из НК РФ исключено ограничение в 500 млн. рублей, которое было необходимо до 1 января 2010 года как условие для применения нулевой ставки налога на прибыль организаций при налогообложении дивидендов, получаемых российскими "стратегическими" акционерами, то есть лицами, владеющими более 50 процентами акций организации, выплачивающей дивиденды.[2]

Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов занимает важное место в налоговой системе любого государства вне зависимости от взятой за основу модели ее построения, ориентированной на прямое или косвенное налогообложение. Налогообложение прибыли осуществляется во всех без исключения развитых странах мира, принимая форму налога на прибыль или доход юридических лиц либо налога с корпораций [5].

Налог на прибыль организаций (далее – налог на прибыль) представляет собой форму перераспределения национального дохода путем изъятия государством части прибыли, создаваемой субъектами хозяйствования. В этой связи данный налог можно рассматривать как определенную плату хозяйствующего субъекта государству за предоставление экономического пространства, трудовых ресурсов, за пользование производственной, социальной и иными видами инфраструктуры.

Налог на прибыль имеет достаточно долгую историю развития. В разные времена и в разных странах этот налог приобретал те или иные черты, обусловленные специфическими экономическими условиями его применения. Современная модель налога на прибыль сформировалась под воздействием различных факторов, в том числе и исторических, путем эволюции прямого налогообложения в России [3].

В соответствии с Законом от 27.12.1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы» в составе федеральных налогов был установлен подоходный налог (налог на прибыль с предприятий). Такое название налогу было дано, по всей вероятности, в связи с зарубежной практикой налогообложения, где действует подоходный налог с корпораций. Однако довольно быстро название налога было изменено и 27 декабря 1991 г. был утвержден Закон РФ №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», который вступил в действие с 1 января 1992 г.

Методика исчисления налога на прибыль предприятий и организаций по прошествии ряда лет показала существенные просчеты. Сам налог постепенно утратил свою стимулирующую функцию, больше половины налогоплательщиков не реагировали на уменьшение налоговых ставок увеличением выпуска продукции. Конечно, не следует забывать и о том, что большое количество предприятий было либо не в состоянии получить сам показатель прибыли в силу экономического положения, либо делало все возможное для сокрытия или минимизации законным путем положительного финансового результата.

Таким образом, порядок исчисления данного налога требовал пересмотра. Частично работа по совершенствованию налогообложения прибыли проводилась на протяжении 1990-х гг.; достаточно сказать, что в Закон №2116-1 с 1991 по 2000 годы было внесено свыше двухсот поправок и дополнений. Данные изменения касались различных элементов налога.

Прежде всего значительно расширился круг налогоплательщиков за счет коммерческих банков, страховых организаций и т.д. Связано это было с отменой в 1994 г. действующего порядка налогообложения доходов банков и кредитных учреждений и доходов от страховой деятельности. Предприятия игорного бизнеса стали уплачивать налог на прибыль только с суммы прибыли, полученной от иной (неигорной) деятельности.

Вносились изменения и в объект налогообложения. Особым образом формировался объект налогообложения в целом ряде отраслей: в банковской, страховой, инвестиционной, брокерской, при осуществлении посреднических операций, в сельском хозяйстве, на железнодорожном транспорте, в энергетике, нефтяной и газовой промышленности. Многократно пересматривался состав доходов и расходов, формирующих налоговую базу налога на прибыль.

Однако подход к налогообложению прибыли принципиально не менялся. Такая задача была поставлена только при разработке главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), которая вступила в действие с 1 января 2002 года. Начиная с этого периода взимание налога на прибыль осуществляется исключительно в соответствии с данной главой. С момента введения ее в действие в налогообложении прибыли произошли существенные изменения, которые можно обобщить следующим образом:

1) была значительно снижена ставка налога;

2) снижение ставки налога сопровождалось отменой многочисленных льгот;

3) было отменено ранее действовавшее Положение о составе затрат, в соответствии с которым до 1 января 2002 г. учитывались расходы и рассчитывалась налогооблагаемая прибыль. В настоящее время в НК РФ содержится вся информация и нормы для исчисления налога на прибыль;

4) с 1 января 2002 г. для исчисления налогооблагаемой прибыли и самого налога необходимо ведение налогоплательщиком дополнительного налогового учета, поскольку установленный НК РФ порядок формирования сумм доходов и расходов, определения доли расходов, учитываемых в текущем налоговом периоде, порядок формирования резервов и т.п. для целей налогообложения существенно отличается от порядка, применяемого в бухгалтерском учете. В связи с этим появилось ощутимое различие между данными бухгалтерского и налогового учета.

В результате вышеназванных изменений с момента введения главы 25 НК РФ величина налогооблагаемой прибыли (налоговой базы) также подвергалась корректировке. Основные факторы, оказывающее влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль после 1 января 2002 года, сгруппированы в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, количество факторов, противодействующих росту налоговых поступлений по налогу на прибыль, больше числа факторов, способствующих этому росту. Это объясняет причину снижения доли поступлений налога на прибыль в бюджет после 2002 года. Следует также отметить, что в результате изложенных выше изменений произошло снижение налоговой нагрузки на предприятия и организации. Однако необходимо отметить, что налог на прибыль при этом не утратил своего значения как одного из основных доходообразующих налогов, о чем будет сказано ниже.

Таблица 1 – Факторы, влияющие на величину налогооблагаемой прибыли после 1 января 2002 года

Факторы, вызывающие увеличение налоговой базы Факторы, вызывающие уменьшение налоговой базы
1. Отмена налоговых льгот: на финансирование капитальных вложений; на финансирование находящихся на балансе объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; по вновь созданным малым предприятиям; по производству медицинской продукции; по перечислениям на благотворительные цели и т.д.

2. Перевод большинства налогоплательщиков, на уплату налога исходя из расчета налоговой базы по методу начисления.

1.1 Расширение перечня принимаемых к вычету расходов и изменение лимитов по нормируемым расходам (расходы на рекламу, страхование имущества и т.п.)

1.2 Новые правила образования резервов

1.3 Новые методы расчета амортизации

1.4Принятие к вычету убытков по амортизируемому оборудованию и другому имуществу.

2. Снижение ставки налога.

3. Перенос убытков на будущее в течение 10 лет.

4. Сокращение контингента плательщиков за счет введения специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Рассмотрим основные характеристики налога на прибыль. Налог на прибыль является федеральным налогом. Как и все федеральные налоги, он относится к общеобязательным налогам, то есть подлежит взиманию на всей территории Российской Федерации (далее – РФ). Налог на прибыль был введен государством для формирования бюджета в целом, без определенного целевого применения. Следовательно, его можно определить как абстрактный или общий. Данный налог также является прямым, то есть взимается непосредственно с дохода налогоплательщика. Заглянув глубже, необходимо отметить, что налог на прибыль уплачивается с реально полученного дохода и отражает фактическую платежеспособность налогоплательщика, а значит, рассматриваемый налог считается личным прямым. Поскольку при взимании налога на прибыль его объект, предмет, база и источник выплаты формируются в результате текущей хозяйственной деятельности субъекта, данный налог можно отнести к активным налогам. Платежи по налогу на прибыль осуществляются с определенной регулярностью, следовательно, его можно считать периодическим. Все перечисленные данные о налоге на прибыль можно свести в классификационную таблицу (см. таблицу 2).

Читайте также: