Водный налог вид расхода

Опубликовано: 26.04.2024

Дата публикации 15.01.2021

Какими проводками начислить водный налог, а также пени и штраф по нему?

При определении кодов КОСГУ необходимо руководствоваться порядком, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее - Порядок № 209н). Расходы относятся на тот или иной код КОСГУ исходя из экономического содержания хозяйственной операции (п. 3 Порядка № 209н).

В соответствии с п. 10.9.1 Порядка № 209н уплата налогов, включаемых в состав расходов, отражается по подстатье 291 КОСГУ. Штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов относятся на подстатью 292 КОСГУ (п. 10.9.2 Порядка № 209н). Применяется увязка с элементом вида расходов 852 (п. 48.8.5.2 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н).

Расчеты по прочим налогам, не включенным в иные группировки, отражаются с применением счета 303 05 (п. 263 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н). Расчеты по пени и штрафам также отражаются с применением этого счета.

Начисление и перечисление водного налога, а также расчеты по пени и штрафам по водному налогу отражаются записями:

Дебет КРБ Х 109 ХХ 291 (Х 401 20 291) Кредит КРБ Х 303 05 731 - начислен водный налог (п. 159 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н, далее - Инструкция № 183н);

Дебет КРБ Х 303 05 831 Кредит КИФ Х 201 11 610, одновременно увеличение забалансового счета 18 (291 КОСГУ) - перечислен водный налог (п. 161 Инструкции № 183н);

Дебет КРБ Х 401 20 292 Кредит КРБ Х 303 05 731 - начислены штраф и пени по водному налогу (п. 159 Инструкции № 183н);

Дебет КРБ Х 303 05 831 Кредит КИФ Х 201 11 610, одновременное увеличение забалансового счета 18 (292 КОСГУ) - перечислены штраф и пени (п. 161 Инструкции № 183н, п. 367 Инструкции № 157н).

Обязательства (в т.ч. денежные) учитываются на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным в учетной политике. При этом необходимо учитывать требования к документам, предусмотренные порядком учета бюджетных и денежных обязательств ОФК, порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом (п. 318 Инструкции № 157н).

Бухгалтерский учет ведется методом начисления (п. 3 Инструкции № 157н). Это означает, что результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах. Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 20 федерального стандарта "Концептуальные основы", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).

В соответствии с п. 4 письма Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 порядок признания обязательства по уплате налогов (налога на имущество организаций, земельного налога, иных налогов) определяется в учетной политике учреждения. В учетной политике следует:

    • установить первичный учетный документ, на основании которого начисляются налоги (налоговый расчет по авансовым платежам по налогам (справка-расчет), налоговая декларация или иные документы, подтверждающие суммы принятых обязательств);
    • порядок признания расходов в целях формирования финансового результата.

Начисление налогов в бухгалтерском учете может быть отражено:

    • в периоде, в котором рассчитано обязательство (в периоде, следующем за отчетным);
    • в периоде, по которому рассчитано обязательство (в отчетном периоде) как событие после отчетной даты.

Выбранный вариант необходимо закрепить в учетной политике.

Таким образом, в зависимости от принятого варианта учреждение может принять обязательства и денежные обязательства либо последним днем отчетного периода как событие после отчетной даты, либо датой фактического формирования декларации по налогу (в периоде, следующем за отчетным).

Для учета денежных обязательств предусмотрен счет 502 02 "Принятые денежные обязательства" с группировкой в разрезе финансовых периодов (п. 319 Инструкции № 157н).

Дебет КРБ Х 502 21 291 Кредит КРБ Х 502 22 291 - принято в отчетном году денежное обязательство по уплате водного налога;

Дебет КРБ Х 502 11 291 Кредит КРБ Х 502 12 291 - принято в году, следующем за отчетным, денежное обязательство по уплате водного налога.

Смотрите также

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

С применением каких КВР и подстатьи КОСГУ отразить расходы за пользование водными объектами на основании заключенного договора водопользования?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы за пользование водными объектами на основании заключенного договора водопользования могут быть отражены с применением КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" и подстатьи 229 "Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Согласно статье 11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований приобретается на основании договоров водопользования. По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования (ст. 12 Водного кодекса РФ).
В соответствии с положениями Порядка N 209н расходы на арендную плату могут относиться на следующие подстатьи КОСГУ:
- 224 "Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)";
- 229 "Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами".
На подстатью 224 КОСГУ относятся расходы по оплате арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма) объектов нефинансовых активов (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) (п. 10.2.4 п. 10 Порядка N 209н). В свою очередь, на подстатью 229 КОСГУ относятся расходы по оплате арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды земельными участками и (или) другими обособленными природными объектами (п. 10.2.9 п. 10 Порядка N 209н).
Отметим, что нормами действующего законодательства не уточняется, что конкретно относится к обособленным природным объектам. Вместе с тем природный объект - это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). А к водному объекту относится природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (ст. 1 Водного кодекса РФ).
Исходя из приведенных выше понятий считаем, что водный объект вполне обоснованно может быть отнесен к обособленным природным объектам. Следовательно, расходы за пользование водными объектами по договору водопользования следует отразить с применением подстатьи 229 КОСГУ. Аналогичные пояснения даны в письме Минфина России от 06.09.2019 N 02-08-10/69161.
В свою очередь, расходы на закупку товаров, работ, услуг отражаются по КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (п. 48.2.4.4 Порядка N 85н). Кроме того, по данному КВР также отражаются расходы, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240.
Таким образом, расходы за пользование водными объектами на основании заключенного договора водопользования могут быть отражены с применением КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" и подстатьи 229 "Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами" КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

16 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

КВР 851, 852 и 853: что это и как применять без нарушений?

с изменениями от 27.04.2020



Смотрите также статьи:
  • Как определять КВР?
  • Применение КВР 851 и 852
  • Применение КВР 853

Организации бюджетной сферы отражают в 15-17 разрядах номеров счетов коды видов расходов (КВР) с учетом исключений, предусмотренных инструкциями по применению планов счетов учреждений. Кроме того, по КВР проходит оплата расходов. Поэтому ошибка в применении КВР может привести к квалификации расхода в качестве нецелевого, а также - к искажению показателей отчетных форм.

В очередной статье остановимся на том, как применять без ошибок элементы КВР подгруппы 850 "Уплата налогов, сборов и иных платежей": КВР 851 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога", 852 "Уплата прочих налогов, сборов" и 853 "Уплата иных платежей".

Как определять КВР?

C 1 января 2020 года для определения КВР применяется порядок, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее — Порядок № 85н). Перечень КВР приведен в Приложении 4 к Порядку № 85н. Правила применения КВР закреплены в п. 48 Порядка № 85н, а в п. 46 Порядка № 85н перечислены существенные требования утвержденной структуры видов расходов. Например, расходы по уплате задолженности (недоимки) по налогам (включаемым в состав расходов) и сборам, в том числе организацией-правопреемником, отражаются по соответствующим КВР 851 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога" и 852 "Уплата прочих налогов, сборов" (п. 46.8 Порядка № 85н).

КВР применяются во взаимной увязке с расходными кодами КОСГУ. Такая увязка доводится Минфином России в виде таблиц, которые размещаются на официальном сайте Минфина России (www.minfin.ru), Бюджет — Бюджетная классификация — Методический кабинет). Например, на момент написания статьи актуальна "Таблица соответствия КВР и статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 1 января 2020 года", размещенная Минфином России на его официальном сайте 09.04.2020.

Применение КВР 851 и 852

КВР 851 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога", 852 "Уплата прочих налогов, сборов", 853 "Уплата иных платежей" относятся к подгруппе 850 "Уплата налогов, сборов и иных платежей", по которой отражается уплата:

  • налогов (включаемых в состав расходов);
  • государственной пошлины, сборов и обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • иных платежей и взносов.

При этом в Порядке № 85н прямо указано, что по КВР 851 отражаются расходы по уплате налога на имущество организаций и земельного налога (в том числе, в период строительства объектов капитального строительства).

Расходы в отношении транспортного налога и иных налогов, включаемых в состав расходов (за исключением расходов на уплату налога на имущество организаций и земельного налога, отражаемых по КВР 851), отражаются по КВР 852. Также по КВР 852 отражаются расходы по оплате сборов, государственной пошлины (в том числе, уплата государственной пошлины учреждением-ответчиком на основании вступившего в силу решения суда).

Применение КВР 853

В описании КВР 853 приведен перечень иных платежей, относимых на данный элемент видов расходов, который закрытым не является и предусматривает отнесение расходов, аналогичных перечисленным.

Порядок № 85н в части КВР 853 практически идентичен порядку, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, который применялся до 01.01.2020. В то же время по сравнению с Указаниями № 65н перечень расходов, относимых на КВР 853, расширен. Так, на данный КВР относятся (были дополнены по сравнению с Указаниями № 65н):

- пени за несвоевременную уплату обязательных платежей и (или) взносов собственниками помещений многоквартирного дома в целях оплаты работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества;

- плата оператору в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;

- перечисления профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу;

- выплаты собственникам животных и (или) продуктов животноводства, изъятых по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при ликвидации очагов особо опасных болезней животных;

- обязательные платежи и сборы, уплачиваемые за пределами территории Российской Федерации, в иностранной валюте (налоги и сборы, уплачиваемые в бюджетную систему страны пребывания (иностранного государства) (смотрите также письмо Минфина России от 28.06.2019 № 02-08-10/47956);

- платежи в целях возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, понесенного ими в результате отчуждения принадлежащего им имущества (смотрите также письмо Минфина России от 28.02.2020 № 02-05-11/15732).

Отметим, что ранее, во время действия Указаний № 65н, расходы по плате оператору в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и перечисления профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу в перечне относимых на КВР 853 не значились, однако разъяснения по их отнесению на КВР 853 доводились Минфином России в форме писем (письмо Минфина России от 24 12.15 № 02-05-10/76081, письмо Федерального казначейства от 23.03.17 № 02-02-03/201).

Письмами Минфина России в целях выбора КВР можно пользоваться и сейчас. Некоторые ситуации, не урегулированные Порядком № 85н, находят отражение в письмах.

Так, порядок применения КВР при перечислении денежных средств в доход бюджета может быть аналогичным описанному в письме Минфина России от 15.08.16 № 02-05-10/47664, несмотря на то, что письмо строится на Указаниях № 65н. Иными словами, перечислить денежные средства в доход бюджета учреждение может по КВР 853. При этом отметим, что в данном случае КВР 853 будет увязываться с подстатьей 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ, если речь идет именно о расходной операции, а не об уменьшении доходов.

Выплата возмещений физическим лицам - собственникам жилых помещений, изымаемых в целях сноса аварийного жилого фонда, осуществляемых на основании заключенных с ними соглашений (ст. 32 ЖК РФ), отражается по КВР 853 в увязке с кодом 298 "Иные выплаты капитального характера физическим лицам" КОСГУ (письмо Минфина России от 26.07.2019 № 02-05-11/56465).

А возмещение собственнику транспортного средства расходов по уплате штрафов за нарушение правил дорожного движения водителем учреждения, управляющим этим транспортным средством, отражается по КВР 853 в увязке с кодом 295 "Иные экономические санкции" КОСГУ (письмо Минфина России от 27.09.2019 № 02-05-10/74927).

Итак, мы рассмотрели порядок применения КВР подгруппы 850 "Уплата налогов, сборов и иных платежей": 851, 852, 853. При выборе конкретного кода необходимо опираться на положения Порядка № 85н, а также можно пользоваться рекомендациями, приведенными в письмах финансового ведомства России.

Статья подготовлена

Бюджетный учет

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы по уплате платежей за пользование водными объектами могут быть отнесены на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

Обоснование вывода:

При отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации по их экономическому содержанию бюджетные учреждения руководствуются Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н (далее - Указания N 171н).

Возможность отнесения расходов по осуществлению платежей за пользование водными объектами на какую-либо конкретную статью (подстатью) КОСГУ Указаниями N 171н прямо не предусмотрена.

Согласно Указаниям N 171н расходы по перечислению арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды объектов нефинансовых активов относятся организациями госсектора на подстатью 224 "Арендная плата за пользование имуществом" КОСГУ.

При применении данной подстатьи КОСГУ необходимо руководствоваться соответствующими положениями гражданского законодательства. Иными словами, за счет подстатьи КОСГУ 224 осуществляется перечисление арендной платы по всем видам договоров, речь о которых идет в главе 34 "Аренда" ГК РФ, в частности, по договорам:

В соответствии со ст. 12 Водного кодекса РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Водным кодексом РФ и не противоречит существу договора водопользования.

Таким образом, договор водопользования является самостоятельным видом договора, не поименованным в ГК РФ.

Как было указано выше, Указания N 171н устанавливают, по сути, "закрытый" перечень расходов, которые должны оплачиваться за счет подстатьи КОСГУ 224, - это только платежи по договорам аренды. Самостоятельное расширение государственными (муниципальными) учреждениями этого перечня путем признания операций по перечислению каких-либо платежей аналогичными арендной плате - верный повод для претензий со стороны органов финансового контроля.

Учитывая то обстоятельство, что платежи за пользование водными объектами не могут рассматриваться в качестве арендной платы, мы не рекомендуем применять в рассматриваемой ситуации подстатью КОСГУ 224, если ее использование для осуществления платежей за пользование водными объектами не будет предусмотрено в явном виде в расшифровках (приложениях) к Плану ФХД, утвержденных учредителем. Однако даже наличие таких расшифровок (приложений) не означает, что должностные лица органов финансового контроля не смогут констатировать некорректное применение учреждением бюджетной классификации РФ, просто при таких обстоятельствах речь не может идти о "единоличной" ответственности должностных лиц учреждения.

Проблема применения КОСГУ при осуществлении оплаты за пользование водными объектами могла бы быть урегулирована Минфином России.

В рамках своих полномочий финансовое ведомство могло бы отнести подобные платежи и к расходам, которые могут оплачиваться за счет подстатьи КОСГУ 224 - подобные разъяснения уже давались (смотрите письмо Минфина России от 22.05.2007 N 02-14-20/1200 по ссылке: http://pismochinovnika.ru/pismo_fin_fns_vo1/pismo_minfinvo_15489.htm). К сожалению, упоминаемое выше письмо было выпущено в 2007 году в период действия "старых" Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ. Соответственно, к ныне действующим Указаниям N 171н разъяснения, данные в письме Минфина России от 22.05.2007 N 02-14-20/1200, не применимы. Каких-либо иных разъяснений уполномоченных органов по рассматриваемому вопросу нами не обнаружено.

Учитывая приведенные выше обстоятельства, платежи за пользование водными объектами могут быть отнесены только к "прочим" (подстатья 226 "Прочие работы, услуги", статья 290 "Прочие расходы"). При выборе конкретной "расходной" статьи (подстатьи) КОСГУ желательно исходить из специфического характера отношений, которые возникают в рамках договора водопользования.

Так, согласно ст. 20 Водного кодекса РФ плата за пользование водным объектом устанавливается на основе следующих принципов:

1) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;

2) дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;

3) равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.

При этом ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются, соответственно, Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

В соответствии с положениями БК РФ плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, относится к неналоговым доходам соответствующего бюджета и подлежит зачислению в соответствующий бюджет по нормативу 100% (ст.ст. 51, 57, 62 БК РФ).

Напомним, что согласно Указаниям N 171н на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ относятся расходы, не связанные с:

- приобретением работ, услуг для нужд государственных (муниципальных) учреждений;

- обслуживанием долговых обязательств государственных (муниципальных) учреждений;

- предоставлением безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам;

- осуществлением социального обеспечения.

При этом положениями Указаний N 171н прямо предусмотрено отнесение на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ расходов по уплате налогов (включаемых в состав расходов), государственных пошлин и сборов, разного рода платежей в бюджеты всех уровней.

Таким образом, расходы по уплате платежей за пользование водными объектами, по нашему мнению, могут быть отнесены Вашим учреждением на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

14 августа 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Ю.А.Никерова,
эксперт журнала "Упрощенка"

Особый вид затрат - налоги, сборы, пошлины. Часть первая


Один из видов расходов, которые налогоплательщики, применяющие УСН, учитывают в налоговой базе, это налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. Настало время поговорить и об этом.

Как известно, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему, освобождены от уплаты ряда налогов (ст.346_11 НК РФ). К ним относятся:

1) налог на прибыль (для организаций), налог на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей);

2) налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц для индивидуальных предпринимателей (в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности);

3) единый социальный налог;

4) налог на добавленную стоимость (кроме случаев ввоза товаров на таможенную территорию страны).

Все остальные налоги и сборы "упрощенцы" перечисляют в бюджет наряду с прочими налогоплательщиками (п.2 и 3 ст.346_11 НК РФ).

В налоговом учете согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 346_16 НК РФ в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу, включаются налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с законодательством. А в подпункте 3 пункта 2 статьи 346_17 НК РФ сказано, что в расходах налоги признаются в "размере, фактически уплаченном налогоплательщиком". То есть налоги и сборы можно списать только после уплаты в бюджет. Причем учесть можно также и сумму погашенной задолженности за прошлые налоговые периоды.

Какие именно налоги и сборы можно учесть в расходах в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 346_16 НК РФ, показано на рис. 1.

Теперь несколько слов об отражении этих налогов и сборов в бухгалтерском учете (для "упрощенцев", которые ведут его в полном объеме). Все зависит от того, какой именно налог начисляется. Так, при начислении водного налога делается проводка:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по водному налогу".

На счете 20 также отражается транспортный налог, если транспортные средства используются в основной деятельности организации (для оказания услуг по перевозкам, сдачи в аренду, предоставления в лизинг и т. д.):

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по транспортному налогу".

Если транспортные средства не используются в основной деятельности (а, например, служат для управленческих нужд), проводка по начислению налога будет следующая:

ДЕБЕТ 26, 44 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по транспортному налогу".

В зависимости от выбранной учетной политики земельный налог может начисляться либо на расходы, либо на финансовые результаты:

ДЕБЕТ 20, 26, 44, 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по земельному налогу".

Начисление сбора за пользование животным миром отражается так:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по сбору за пользование объектами животного мира".

Поправки. Уплаченный единый налог расходы не увеличит

Как указано, налоги и сборы, уплаченные в соответствии с законодательством РФ, организации и предприниматели, применяющие упрощенную систему, учитывают в расходах, уменьшающих налоговую базу (подп.22 п.1 ст.346_16 НК РФ). Значит ли это, что налогоплательщики с объектом доходы минус расходы вправе списать суммы единого налога при УСН, перечисленные в бюджет?

По этому поводу велись многочисленные споры. По мнению Минфина и налоговиков (и мы с этим мнением согласны), уплаченный налог при УСН в расходах не учитывается. Например, в письме Минфина России от 19.12.2006 N 03-11-04/2/281 приведены следующие аргументы: согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 346_16 НК РФ "упрощенцы" могут учесть только те налоги, от уплаты которых они не освобождены в связи с применением УСН. А отдельного подпункта в пункте 1 статьи 346_16 НК РФ, в соответствии с которым в расходах можно было бы учесть единый налог, нет.

Но, как бы то ни было, с 2008 года все споры прекратятся. Согласно новой редакции подпункта 22 пункта 1 статьи 346_16 НК РФ, которая вступит в силу с 1 января 2008 года, в расходах можно учесть налоги, уплаченные в соответствии с законодательством РФ, за исключением налога при УСН

Рис. 1. Налоги и сборы, учитываемые в расходах при УСН

А вот для начисления сбора за пользование водными биологическими ресурсами предусмотрен уже другой порядок. Начисленная сумма сбора учитывается как расходы будущих периодов в течение всего срока действия лицензии на пользование водными биоресурсами. Расходы будущих периодов будут списываться по мере возникновения обязанности по уплате налога в бюджет. Начисление сбора отражают проводкой:

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов".

При уплате сбора за пользование водными биологическими ресурсами делают проводки:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 97;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов" КРЕДИТ 51.

При уплате госпошлины проводки будут следующими:

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по уплате государственных пошлин" КРЕДИТ 51 - уплачена пошлина;

ДЕБЕТ 91-2 "Прочие налоги и сборы" КРЕДИТ 68 "Расчеты по уплате государственных пошлин" - включена в состав прочих расходов госпошлина.

Теперь рассмотрим подробнее некоторые налоги и сборы.

Водный налог

Согласно статье 333_8 НК РФ этот налог уплачивают организации и индивидуальные предприниматели, которые:

1) осуществляют специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством (п.1);

Читайте также: