Влияние налогов на цену и объем выпуска

Опубликовано: 07.05.2024

  • Налоговая служба
  • Печать доходов
  • Налоговая оценка
  • Налогооблагаемый доход
  • Налоговое удержание
  • Возврат налоговых платежей
  • Налоговый щит
  • Налоговая резиденция
  • Подготовка налогов
  • Налоговое расследование
  • Налоговое убежище
  • Сбор частных налогов
  • Налоговое сельское хозяйство
  • Налог на финансовые операции
  • Налог на валютные операции
  • Единая консолидированная база налогообложения корпораций Европейского союза (CCCTB)
  • Налог Тобина
  • Налог Spahn
  • Налоговое выравнивание
  • Договор о налогообложении
  • Постоянное учреждение
  • Трансфертное ценообразование
  • Европейский Союз FTT
  • Правило иностранных доходов
  • Церковный налог
  • Восемь на тысячу
  • Teind
  • Десятина
  • Fiscus Judaicus
  • Leibzoll
  • Храмовый налог
  • Налог на толерантность
  • Джизья
  • Харадж
  • Хумс
  • Нисаб
  • Закят

Налоги и субсидии изменяют цену товаров и, как следствие, их количество. Существует разница между адвалорным налогом и конкретным налогом или субсидией в том, как он применяется к цене товара. Однако конечный эффект остается аналогичным. В конце концов, взимание налога перемещает рынок к новому равновесию, когда цена товара, оплачиваемого покупателями, увеличивается, а цена, получаемая продавцами, уменьшается. Возникновение налога не зависит от того, облагаются налогом покупатели или продавцы. Большая часть налогового бремени ложится на менее эластичную сторону рынка из-за меньшей способности реагировать на налог путем изменения количества проданных или покупаемых товаров. С другой стороны, введение субсидии снижает цены на продукцию, что побуждает фирмы производить больше. Такая политика выгодна как продавцам, так и покупателям, которые могут покупать товар по более низкой цене.

Содержание

  • 1 Особые налоговые последствия [1]
    • 1.1 Пример
  • 2 Адвалорные налоговые последствия [1]
    • 2.1 Пример
  • 3 Влияние субсидии
  • 4 Эффект эластичности
  • 5 Иллюстрация
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки

Особые налоговые последствия

Эффект от конкретного налога можно разделить на три этапа.

Во-первых, в случае конкретного налога непосредственное воздействие налога сказывается на продавцах. Спрос на товар одинаков для данного уровня цен, поэтому кривая спроса не меняется. С другой стороны, налог на самом деле делает товар более дорогим для продавца. Это означает, что бизнес менее прибылен для данного уровня цен, и кривая предложения сдвигается вверх.

Во-вторых, более высокая стоимость производства товара снижает количество, поставляемое по любой заданной цене. Смещенная вверх кривая предложения параллельна исходной кривой предложения, потому что независимо от объема поставки, расходы продавца на производство одинаковы. Следовательно, расстояние между исходной и новой смещенной кривой предложения равно сумме налога. Какой бы ни была цена на товар, цена, по которой продаются продавцы, фактически ниже на сумму налога. Это заставляет продавцов поставлять товар в таком количестве, как если бы цена была ниже на сумму налога. Чтобы они могли поставить определенное количество товара, рыночная цена должна быть выше на сумму налога, чтобы она компенсировалась.

Наконец, после учета сдвига кривой предложения можно наблюдать разницу между начальным и после вычета налогов. Рост рыночной цены определяется эластичностью спроса и предложения по цене. В случае, если спрос более эластичен, чем предложение, налог в большей степени ложится на продавцов, а потребители ощущают меньший рост цен и наоборот. В обоих случаях потребители платят больше за товар, и хотя продавцы изначально получают больше денег, после учета налога у них остается меньше денег, чем если бы налог не взимался.

Налог увеличивает цену, по которой покупатели покупают товар, и снижает цену, по которой производители фактически продают товар. Разница между двумя ценами остается неизменной независимо от того, кто несет большую часть налогового бремени. Но введение налога всегда влияет как на покупателя, так и на продавца.

пример

Первоначальная равновесная цена составляет 3,00 доллара, а равновесное количество - 100. Затем правительство взимает с продавцов налог в размере 0,50 доллара. Это приводит к новой кривой предложения, которая сдвигается вверх на 0,50 доллара по сравнению с исходной кривой предложения. Новая равновесная цена будет находиться между 3,00 и 3,50 долларами, а равновесное количество будет уменьшаться. Если мы говорим, что потребители платят 3,30 доллара, а новое равновесное количество равно 80, то производители оставляют себе 2,80 доллара, а общие налоговые поступления равны 0,50 доллара x 80 = 4,00 доллара. Бремя налога, уплачиваемого покупателями, составляет 0,30 доллара на 80 = 2,40 доллара, а бремя, которое платят продавцы, составляет 0,20 доллара на 80 = 1,60 доллара.

Влияние адвалорного налога

Аналогичным образом эффект можно разбить на три этапа.

Во-первых, налог снова влияет на продавцов. Объем спроса по данной цене остается неизменным, и, следовательно, кривая спроса остается прежней. Продавцу снова приходится иметь дело с более дорогой продукцией, но эффект разный для каждого уровня цен. Поскольку налог составляет определенный процент от цены, с ростом цены растет и налог. Кривая предложения сдвигается вверх, но новая кривая предложения не параллельна исходной.

Во-вторых, налог увеличивает стоимость производства так же, как и специальный налог, но сумма налога зависит от уровня цен. Сдвиг кривой предложения вверх сопровождается поворотом вверх и влево от исходной кривой предложения. Расстояние по вертикали между двумя кривыми предложения равно сумме налога в процентах. Эффективная цена для продавцов снова ниже на сумму налога, и они будут поставлять товар так, как если бы цена была ниже на сумму налога.

Наконец, можно наблюдать общее влияние налога. Равновесная цена товара повышается, а равновесное количество уменьшается. Покупатели и продавцы снова несут бремя налога в зависимости от их эластичности по цене. Покупатели должны платить за товар больше, а продавцы получают меньше денег, чем до введения налога.

пример

Равновесная цена до вычета налогов составляет 5 долларов США при соответствующем равновесном количестве 100 долларов США. Правительство взимает с продавцов 20-процентный налог. Возникает новая кривая предложения. Она смещена вверх и влево и вверх по сравнению с исходной кривой предложения, а расстояние между ними всегда составляет 20 процентов от исходной цены. В равновесии до вычета налогов расстояние составляет 5,00 долларов x 0,20 = 1,00 доллара. Это бремя налога снова делится между покупателем и продавцом. Если новое равновесное количество уменьшается до 85 и покупатель несет более высокую долю налогового бремени (например, 0,75 доллара США), общая сумма собранных налогов составляет 1 доллар США x 85 = 85 долларов США. Затем покупатель сталкивается с налогом в размере 0,75 доллара на 85 = 63,75 доллара, а налог, уплачиваемый продавцом, составляет 0,25 доллара на 85 = 21,25 доллара. Цена, по которой потребитель покупает товар, равна 5,75 доллара, а продавец получает только 4,75 доллара.

Влияние субсидии

Предельные субсидии на производство будут сдвигать кривую предложения вправо до тех пор, пока расстояние по вертикали между двумя кривыми предложения не станет равным удельной субсидии; при прочих равных условиях это снизит цену, которую платят потребители (которая равна новой рыночной цене), и увеличит цену, полученную производителями. Точно так же предельная субсидия на потребление сместит кривую спроса вправо; при прочих равных условиях это снизит цену, которую платят потребители, и увеличит цену, полученную производителями, на ту же сумму, как если бы субсидия была предоставлена ​​производителям. Однако в этом случае новой рыночной ценой будет цена, полученная производителями. Конечным результатом является то, что более низкая цена, которую платят потребители, и более высокая цена, которую получают производители, будут одинаковыми, независимо от того, как администрируется субсидия.

Эффект эластичности

В зависимости от эластичности спроса и предложения по цене, кто несет большую часть налога или кто получает большую часть субсидии, может различаться. Если кривая предложения менее эластична, чем кривая спроса, производители несут больше налогов и получают больше субсидий, чем потребители, поскольку разница между ценой, которую получают производители, и начальной рыночной ценой больше, чем разница, которую несут потребители. Там, где кривая спроса более неэластична, чем кривая предложения, потребители несут больше налогов и получают больше субсидий, поскольку разница между ценой, которую платят потребители, и начальной рыночной ценой больше, чем разница, которую несут производители.

Иллюстрация

Эффект от этого вида налога можно проиллюстрировать на стандартной диаграмме спроса и предложения . Без налога равновесная цена будет на уровне Pe, а равновесное количество будет на уровне Qe .

После введения налога цена, которую платят потребители, сместится на Pc, а цена, которую получают производители, - на Pp . Цена для потребителей будет равна цене производителя плюс стоимость налога. Поскольку потребители будут покупать меньше по более высокой потребительской цене ( Pc ), а производители будут продавать меньше по более низкой цене производителя ( Pp ), объем продаж упадет с Qe до Qt .

Воздействие налогов на уровень цен проявляется в их включении в состав затрат по производству товаров (работ и услуг), и в отнесении их на финансовый результат налогоплательщика. Природа налогового влияния на цены зависит от конкретного налога и определяется механизмом его расчета и возможностью переложения на покупателя путем включения в цену.

Налог – это не только элемент цены. Взаимодействие налогов и цен проявляется в том, что цена товаров (работ, услуг) является основой при определении налоговой базы. В механизм расчета практически всех значимых налогов заложена цена реализуемых товаров (работ, услуг). По НДС, некоторым акцизам, налогам, поступающим в дорожные фонды, налоговая база определяется как стоимость продукции, исчисленная исходя из цены реализации. По налогу на прибыль налоговая база определяется как валовая прибыль, представляющая собой разность между выручкой, исчисляемой исходя из тех же цен реализации, и затрат на производство реализованной продукции.

Общая величина налоговой базы находится в прямой зависимости от уровня цен и в идеальной модели является функцией «рыночной цены» реализованных товаров (работ, услуг). При этом речь не случайно идет о рыночной цене. В условиях рыночной экономики реализация товаров, работ и услуг осуществляется по ценам, определяемым при взаимодействии спроса и предложения. Каждый продавец или покупатель ориентируется на общий уровень цен, присущий данному рынку, тем самым, создавая этот рынок.

Любая налоговая система, построенная на принципах рыночной экономики, сталкивается с необходимостью оценки индивидуальных сделок хозяйствующих субъектов на предмет соответствия применяемых цен реализуемой продукции общему уровню рыночных цен, безусловно, с учетом специфических особенностей каждой сделки. При отсутствии четкого механизма, позволяющего при определенных условиях в целях налогообложения корректировать цену конкретной сделки, у ее участников появляется соблазн показывать цены, отличающиеся от реальных (рыночных) цен.

Роль налоговых служб в регулировании цены

Налоговые органы в законодательном порядке должны иметь возможность воспользоваться всем спектром косвенных методов определения цены реализованных товаров, работ или услуг с целью исчисления налогов исходя из реальной величины налоговой базы.

Действующим налоговым законодательством в Российской Федерации предусмотрен порядок, регламентирующий последовательность определения цены реализованной продукции для целей налогообложения. Статья 40 НК РФ определяет, что в целях налогообложения применяется установленная сторонами цена товаров (работ, услуг), пока не доказано ее несоответствие уровню рыночных цен идентичных (однородных) товаров с учетом сопоставимости условий.

Практика реализации предлагаемого ст. 40 НК РФ механизма определения цены товаров (работ и услуг) неоднозначна. С одной стороны, процесс демократизации этой сферы налоговых отношений в направлении создания наиболее благоприятных условий для налогоплательщика, способствующих проведению более гибкой политики продвижения своей продукции на рынке, принес положительные результаты. Это, в частности, относится к конкурентным рынкам, на которых цены формируются при взаимодействии спроса и предложения. Сопоставление деятельности значительного количества хозяйствующих субъектов позволяет налоговым органам провести сравнение и доказать несоответствие применяемых цен рыночным. Для этих целей в качестве базовой цены для сравнения можно выбрать средневзвешенную рыночную цену за отчетный период.

С другой стороны, наличие большого количества оценочных категорий и практически полное отсутствие информационной базы, обеспечивающей определение рыночной цены и отбор сопоставимых сделок, затрудняют налоговым органам проведение эффективного контроля за применяемыми налогоплательщиками ценами. Более сложные и запутанные отношения, складывающиеся на рынке между предприятиями, делают прописанные в ст. 40 НК РФ нормы неэффективными.

Налоговикам необходимо решить вопрос о возможности пересчета результатов сделки для целей налогообложения по рыночной цене.

Само по себе отклонение цены, указанной сторонами сделки, от рыночной не может повлечь за собой доначисление налога и пеней. Для того чтобы доначислить их, налоговая должна иметь основания для проверки цен. Такими основаниями могут быть только следующие обстоятельства:

Если сделка не удовлетворяет ни одному из указанных признаков, налоговый орган не вправе проверить правильность применения цен.

Согласно пункту 2 статьи 50 Конституции РФ, если такая проверка была произведена налоговым органом, ее результаты не могут обосновывать доначисление налога и пеней, поскольку они получены с нарушением федерального законодательства.

Взаимозависимые лица – это граждане и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Признание лиц взаимозависимыми возможно по закону либо по суду. Согласно ст. 20 НК РФ взаимозависимость возникает в тех случаях, когда:

  1. одна организация непосредственно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
  2. одна организация косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
  3. доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
  4. одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  5. лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя или опекаемого.

Первые два основания применяются для сделок между организациями. Последние два распространяются на сделки между физическими лицами. Признание взаимозависимости без суда возможно только в указанных случаях. Во всех остальных суд может признать взаимозависимость по иным основаниям, если отношения между лицами могут влиять на результаты сделок по реализации товаров. Для организаций взаимозависимость определяется по доле участия, которая должна составлять более 20%.

Пример:
Непосредственное участие. Предприятие А владеет акциями ОАО Предприятия Б в размере 25% от уставного капитала. В этом случае все сделки, совершаемые между данными предприятиями, подлежат контролю со стороны налогового органа. Если доля такого участия составляет, например 18%, то цены по сделкам по указанному основанию контролю не подлежат.

Косвенное участие. Предприятие А владеет акциями ОАО Предприятия Б в размере 70% от уставного капитала. В свою очередь Предприятие Б владеет акциями ОАО Предприятия С в размере 30% от уставного капитала. В этом случае предприятия А и С являются взаимозависимыми лицами (доля участия 21% = 70 х 30 / 100). Все сделки, совершаемые между предприятиями А и С, контролируются налоговыми органами.

Понятие рыночной цены для целей налогообложения

На практике наибольшие трудности возникают с определением, в каких случаях нужно проверять использование цен на предмет их отклонения от рыночных цен более чем на 20%. Для того чтобы выяснить, могут быть проконтролированы сделки по этому основанию или не могут, необходимо определить уровень применяемых цен.Уровень цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам может быть исчислен по формуле:

Формула определения цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам

После этого могут быть проверены те сделки, цены по которым отклоняются более чем на 20%. Если цена по этим сделкам отклоняется более чем на 20% не только от уровня цен, но и от рыночной цены, то их результаты могут быть пересчитаны исходя из рыночных цен.

При проверке налоговыми органами цен организация вправе требовать от них соблюдения следующего алгоритма:

  1. проверяется, были ли у организации бартерные или внешнеэкономические сделки, 20%-е отклонения от уровня цен или сделки между взаимозависимыми лицами. Если таких сделок не было, контроль над ценами не проводится, и дальнейшие действия по нижеизложенному алгоритму не производятся. При этом, если проверка все-таки была проведена, собранные при ее проведении данные не могут служить основанием для доначисления налога и пеней;
  2. определяется рыночная цена на реализованные по этим сделкам товары, работы или услуги;
  3. определяется отрицательная разница между рыночной стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью, указанной сторонами;
  4. результаты сделки пересчитываются для целей налогообложения по рыночным ценам, если полученная разница превышает 20%;
  5. определяется сумма недоплаченного налога с учетом сделанного пересчета;
  6. на сумму недоплаченного налога начисляются пени.

Способы определения рыночной цены

Согласно пункту 4 статьи 40 Налогового кодекса РФ, рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Рынком товара, согласно данному документу, считается ближайшая по отношению к покупателю (продавцу) территория России или за ее пределами, на которой покупатель может реально и без значительных дополнительных затрат приобрести товар.

В НК не конкретизируются возможности использования тех или иных границ рынка и особенности расчетов при выборе в качестве базы для сравнения мировых цен. Однако в принятых ранее «Временных методических рекомендациях по выявлению монопольных цен» (ГКАП РФ, 21 апреля 1994 года, №ВБ/2053) говорилось, что при выборе в качестве базы для сравнения цены на мировом рынке, конкурентная цена на проверяемую продукцию получается в результате пересчета мировой цены по официальному биржевому курсу американского доллара. Если цена на внутреннем рынке находится значительно ниже мировых цен, базовая цена на проверяемую продукцию получается в результате пересчета мировой цены по паритету покупательной способности рубля и доллара США на дату продажи, а не только по официальному биржевому курсу доллара. При этом должны быть учтены различия в системах налогообложения, экспортные и импортные пошлины и т.д. В случае несогласия с трактовкой налоговым органом границ рынка на конкретную продукцию предприятие должно доказать, что покупатели либо не имеют реального доступа на этот рынок, либо приобретение товара на данном рынке вызовет значительные дополнительные затраты покупателя, связанные с транспортировкой и страхованием товара.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть взаимозаменяемыми. Так как и идентичные и однородные товары не являются абсолютной копией оцениваемого товара, их цена может быть использована только в качестве базы для расчета конкурентной цены.

Условия сделок признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок. Корректировка базовой цены на несопоставимость условий может потребоваться при отличиях в объеме поставляемых товаров, в сроках исполнения обязательств, в наличие дополнительного сервисного обслуживания, в сроках гарантии, постоянстве взаимосвязей (программы преданных клиентов), в учете в цене транспортных или иных расходов.

Самым сложным для практического применения данного основания является порядок определения непродолжительного периода времени. Законодательство о налогах и сборах не устанавливает такого понятия. Непродолжительный период времени в целях осуществления контроля за ценами должен определяться исходя из определенного периода (30 дней, 90 дней, 180 дней и т.д.). При этом определение непродолжительности периода времени должно зависеть от состояния экономики в стране. Чем стабильнее экономика, тем дольше данный период.

Для состояния сегодняшней экономической ситуации наиболее оптимальным будет определение непродолжительного периода времени исходя из 30 дней. Данное положение не является нормативным, а предлагается по аналогии с действовавшими ранее нормами налогового законодательства. Так, по налогу на прибыль и НДС существовало положение, согласно которому при обмене продукции выручка в целях налогообложения определялась по средней цене реализации, рассчитанной за 30 дней.

На соответствующем рынке товаров (работ, услуг) может и не быть сделок по идентичным или однородным товарам (работам, услугам). В этом случае, а также при невозможности определения рыночных цен ввиду отсутствия либо недоступности источников информации об этих ценах для их определения используется метод цены последующей реализации.

При этом рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных покупателем при перепродаже, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

Пример:
В ходе выездной проверки было установлено, что в проверяемом периоде вся произведенная продукция была продана зависимому обществу. Поскольку сделки осуществлялись взаимозависимыми лицами, налоговым органом были предприняты меры по контролю за применяемыми ценами.

Возможность определения рыночных цен на реализованную продукцию отсутствовала. В связи с этим для определения рыночной цены налоговым органом применен метод последующей реализации товаров.

Было установлено, что преобладающее общество реализовывало продукцию зависимому по цене 20 000 рублей (без учета НДС). Зависимое общество перепродавало приобретенную продукцию уже за 40 000 рублей (без учета НДС). Расходы по реализации товара покупателям составили у зависимого общества 10 000 рублей По данным, полученным из управления статистики, средний уровень применяемой наценки по идентичным товарам составляет 15% от продажной цены.

Исчисленная по методу последующей реализации рыночная цена продукции составила:

40000 руб. - 10000 руб. - (40000 руб. х 15% / 100%) = 24000 рублей.

Переоценить по ней результаты сделок между преобладающим и зависимым обществом и принять решение о доначислении налога, а также пеней за его несвоевременную уплату.

При невозможности использования метода цены последующей реализации используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.

Следует обратить внимание на то, что подсчет затрат для целей определения рыночной цены отличается от подсчета затрат, учитываемых при налогообложении прибыли. При определении рыночной цены учитываются как затраты, учитываемые при налогообложении, так и иные затраты.

Во-вторых, в масштабе микроэкономики в процессе формирования цен индивидуальных благ, когда налоги выступают ценообразующим фактором, элементом равновесной цены товаров, с выделением особенностей влияния на цены косвенных и прямых налогов. Эти вопросы основаны на теории предложения налогов и теории деления налогов прямые и косвенные, и на методологии бухгалтерского и налогового учёта, а также национального счетоводства в части учета налогов в структуре ВВП. Чем выше налоговое бремя в экономике, тем существеннее их влияние на цены и инфляцию. Однако, непосредственное влияние на ценовые параметры оказывают не все налоги, а только те, которые относятся к категории косвенных. Это обусловлено свойством переложения налогов через механизм ценообразования производителем (продавцом) товаров, работ, услуг на их потребителей (покупателей).

1) прямые налоги:

- подоходные налоги (налоги на доходы);

- другие личные налоги с физических лиц;

2) косвенные налоги (налоги на производство и импорт):

- традиционные косвенные налоги (налоги на продукты и импорт);

- другие косвенные налоги на производство.

Косвенные налоги по-разному влияют на цены. Традиционные косвенные налоги (налоги на продукты и импорт) являются ярко выраженными инфляционными налогами и непосредственно увеличивают рыночные цены облагаемых товаров (работ, услуг) путём надбавки к ценам производителей (продавцов). Другие налоги на производство влияют на цены через издержки производства и обращения в составе цены производителя (продавца). Чрезмерные косвенные налоги существенно сокращают спрос и потребление, искажая ценовые пропорции в экономике и структуру цен, уменьшают прибыль и разгоняют инфляцию.

Налоговая система оказывает значительное влияние на уровень и динамику цен. От размера налогов напрямую зависит динамика цен и темпы инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены, те шире инфляционный размах. Любой производитель старается перенести налог через цену товара на потребителя. Одновременно государство, увеличивая налоговые доходы, увеличивает и свои расходы, которые влияют на совокупное предложение. Регулирующая роль государства и нормативно-правовых актов заключается в установлении оптимальных ставок, чтобы сгладить их негативное влияние на цену. Современная налоговая политика в развитых странах мира направлена в сторону снижения налогов.

- высокий удельный вес задолженности по налоговым платежам по отношению к фактическим налоговым поступлениям;

- низкая собираемость налогов по сравнению с плановыми налоговыми назначениями;

- запредельные масштабы “теневой” экономики и уклонений от уплаты налогов;

- наличие и накопление избыточных государственных финансовых резервов (резервных фондов).

Методологическое значение для исследования взаимосвязи косвенных налогов и цен имеют такие факторы, как эластичность спроса и предложения облагаемых товаров и избыточность налогового бремени. В этой связи в работе раскрыты основы взаимосвязи ценовой эластичности и налогообложения, которую предложено учитывать при формировании налоговой политики и реформировании налоговой системы.

В отношении свойств эластичности справедливы на конкурентном рынке следующие закономерности:

- чем больше (меньше) эластичность спроса на товар, при условии неизменности его предложения, тем меньшая (большая) часть налога перекладывается на потребителя, то есть меньше (больше) влияние налога на рост рыночной цены товара;

- чем больше (меньше) эластичность предложения товара, при условии неизменности спроса на него, тем меньшую (большую) часть налога уплачивает производитель, то есть меньше (больше) влияние налога на рост рыночной цены товара;

- при единичной эластичности спроса и предложения налоговое бремя распределяется поровну между производителем и покупателем.

Позитивным для экономики и ориентиром налоговой политики можно считать положение, когда длительное время удерживается относительно низкая неэластичность спроса (растут и налоговые поступления, и определяющий экономический показатель, но последний более высокими темпами), или относительно низкая эластичность предложения (увеличение доли налогов в источнике их уплаты не препятствует достаточному росту ВВП).

Степень эластичности спроса товаров, реализация которых подлежит акцизному налогообложению, оказывает обратно пропорциональное действие на налоговую выручку (налоговые поступления). Если спрос на подакцизный товар эластичен, то повышение акцизного налога может повлечь за собой уменьшение его поступлений в бюджет, поскольку вызванный этой мерой рост цены товара должен привести к сокращению объемов его потребления и производства. При неэластичном спросе повышение акцизов до определенного уровня обычно сопровождается соответствующим увеличением налоговых поступлений, так как объем потребления такого подакцизного товара либо останется на том же уровне, либо сократится незначительно.

Таким образом, с одной стороны, степень эластичности спроса государства на налоговые ресурсы и предложения налогоплательщиками источников уплаты налогов влияет на ценовые параметры в экономике (по разному в разрезе прямых и косвенных налогов); с другой стороны, степень ценовой эластичности спроса и предложения товаров влияет на налоговые поступления и выбор объектов обложения косвенными налогами.

Вторая группа проблем связана с исследованием российской налоговой политики в области ценового регулирования, а также антиинфляционной политики.

В ходе диссертационного исследования дана комплексная характеристика взаимосвязи налогообложения и инфляции с трех позиций.

1) инфляция сама приобретает определенные черты дополнительного, скрытого “налогообложения”.

2) налоги (особенно косвенные) усиливают инфляционные процессы, становятся существенным инфляционным фактором;

3) при превалировании в налоговой системе косвенных налогов, база которых исчисляется на основе цен реализации, инфляция может быть выгодна государству, так как приносит дополнительные доходы в бюджет;

В работе предложен комплекс приоритетных направлений и конкретных путей реализации антиинфляционной политики, направленной на минимизацию последствий негативного влияния инфляционных факторов на экономику и реальные доходы населения. В частности:

1) в области денежной политики:

- исключение из практики даже в кризисные периоды фактов использования эмиссии денег на покрытие временных кассовых разрывов бюджетов, финансирование военных и подобных им непроизводительных расходов;

- повышение курса рубля и снижение ставки рефинансирования ЦБ РФ;

- приведение в соответствие объема денежной массы фактическим потребностям рыночной экономики, использование только кредитных (заемных) форм денежной эмиссии;

- создание механизмов, ограничивающих рост фиктивного капитала в экономике (ценных бумаг, не обеспеченных реальными активами);

2) в области регулирования денежных доходов населения:

- индексация оплаты труда работников бюджетной сферы, пенсий и пособий не менее, чем один раз в квартал на уровень фактической инфляции, исчисленной по ценам потребительских товаров основных товарных групп;

- ежегодная индексация законодательно установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ), разработка мер стимулирования работодателей к повышению оплаты труда наемных работников;

3) в области ценовой политики:

- ужесточение мер финансовой ответственности за необоснованное завышение цен и ценовой сговор производителей и продавцов;

- ограничение роста регулируемых государством цен и тарифов официально установленному на очередной год и плановый период (в бюджете и планах социально-экономического развития страны) уровню инфляции в экономике;

- обеспечение надзора за ценообразованием на рынке производных финансовых инструментов (деривативов) по товарным операциям путем установления соответствующих ограничений, переориентация рынка деривативов с преимущественно спекулятивных на преимущественно хеджерские (страховые) операции;

- разработка финансовых мер сдерживания роста цен на медицинские препараты и предметы первой необходимости, учитывая абсолютную неэластичность спроса на них;

4) в области налогообложения:

- реструктуризация налоговой системы путем установления рационального соотношения между косвенными налогами на производство и импорт и прямыми налогами;

- оптимизация ставок импортных пошлин путем рационального сочетания их функции защиты отечественных производителей с задачей минимизации инфляционного давления таможенных пошлин на цены внутреннего рынка;

- разработка налоговых механизмов, препятствующих завышению цен организациями сетевой торговли;

- обеспечение жесткого налогового контроля за трансфертным ценообразованием с целью недопущения перераспределения (переложения) налогового бремени с цен товаров промежуточного потребления на цены товаров конечного потребления;

- повышение эффективности работы Федеральной налоговой службы по выявлению фактов переложения прямых налогов на цены.

В ходе исследования проанализировано влияния на цен акцизов, которыми облагаются отдельные группы товаров (спирт и спиртосодержащая продукция, алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, автомобили и мотоциклы, дизельное топливо и моторные масла) на примере наиболее популярных подакцизных товаров, пользующихся массовым спросом, в частности, алкогольной продукции, пиво, сигарет и автомобильного бензина, путем расчета доли акцизов и НДС, а по бензину – и НДПИ.

На основе расчетов с целью снижения инфляционного давления налогов на такие базовые для экономики товары, как нефтепродукты (в цене бензина НДС и НДПИ составляет сейчас 30,3% (15,2% + 15,1%), а всего доля косвенных налогов – 51%, или 8,97 руб.), предложено отменить порядок пересчета базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых на коэффициент, учитывающий уровень и колебания мировых цен на нефть и валютный курс рубля (Кц), а в перспективе – заменить этот налога налогом на дополнительный доход (сверхприбыль) от добычи углеводородного сырья, взимаемого из прибыли добывающих организаций.

В диссертации проблема взаимосвязи налогов и цен в экономике, стратегические направления реализации налоговой политики в области ценообразования раскрыты в рамках двух составляющих:

1) оптимизации налогового бремени как формы цены общественных благ;

2) рационализации взаимодействия налогов и цен индивидуальных благ (товаров, работ, услуг).

На основе анализа налогового бремени предложены пути его оптимизации в России на ближайшую перспективу:

- постепенное снижение налогового бремени (уплаченных налогов без таможенных пошлин) сначала до верхнего налогового предела, а потом – до оптимального уровня, что позволит одновременно приблизить цену общественных благ (услуг государства) к фактическому предоставленному их объему и снизить негативное влияние налогов на цены и инфляцию;

- рационализация структуры налогового бремени в сторону увеличения доли прямых налогов и рентных налогов за пользование природными ресурсами;

- совершенствование видового состава налоговой системы, налоговых льгот (с их ориентацией на значимые социальные, инвестиционные и инновационные льготы), оптимизация налоговых ставок.

Рационализация взаимодействия налогов и цен индивидуальных благ (товаров, работ, услуг), с одной стороны, является одним из элементов оптимизации налогового бремени в экономке, а с другой стороны, имеет относительно самостоятельное значение как элемент государственной налоговой политики и политики регулирования цен.

Конкретные механизмы реализации стратегических направлений налоговой политики в обрасти ценообразования имеют отношение к совершенствованию не только косвенного, но и прямого налогообложения, учитывая тесную связь косвенных и прямых налогов между собой и в общей структуре налогового бремени, которое несет экономика. В этой связи пути решения данной проблемы рассмотрены в трех аспектах, учитывающих классификационную структуру системы налогов и особенности влияния на цены ее классификационных групп:

1) обложение косвенными налогами на продукты и импорт (традиционными косвенными налогами);

2) обложение другими косвенными налогами на производство (налогами, относимыми на издержки производства и обращения);

3) обложение прямыми налогами (налогами подоходного типа).

В качестве мер по рационализации взаимосвязи налогов и цен при косвенном налогообложении продуктов и импорта обоснованы и предложены меры по рационализации взаимосвязи НДС и цен:

- снижение после создания необходимой конкурентной среды основной ставки НДС в два этапа до 16% и 14%, при одновременном повышении ставки налога на прибыль также поэтапно до 24% и 26%;

- переход от практики применения ставки НДС в размере 0% по операциям экспорта природного сырья и продуктов его первичной переработки к порядку освобождения этих операций от уплаты НДС.

Кроме того, предложены меры по снижению негативного влияния акцизного налогообложения:

- стабилизация, а по отдельным видам подакцизных товаров снижение ставок акцизов;

- переход по крепким напитками со специфических на адвалорные (процентные) ставки;

- корректировка специфических ставок акцизов один раз в год на сумму, не превышающую уровень официальной инфляции в экономике;

- отмена акцизов на бензин и другие нефтепродукты (эта мера заложит основу для будущего более справедливого ценообразования и облегчит работу Федеральной антимонопольной службы для выявления ценовых сговоров);

- отмена акциза на автомобили, за исключением автомобилей мощностью двигателей более 180 л. с., (как предмета роскоши).

С учетом налоговой природы и особой значимости для российского бюджета и ценообразования таможенных пошлин обосновано введение в Налоговый кодекс РФ главы “Таможенные пошлины” и передача функции администрирования таможенных пошлин органам Федеральной налоговой службы, четко разделив полномочия таможенных и налоговых органов.

В работе разработаны меры по рационализации взаимосвязи налогов и цен при обложении другими косвенными налогами на производство:

- реформирование действующего механизма налогообложения добычи полезных ископаемых;

- передача администрирования социальных страховых вносов ФНС, а также введение в НК РФ специальной главы “Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды” с передачей функций их администрирования и контроля органам Федеральной налоговой службы, четкое разделение полномочий (прав и обязанностей) по администрированию страховых взносов между ФНС и государственными внебюджетными фондами; разделение общей ставки страховых взносов 34% на 2 части (30%, уплачиваемую работодателем к налоговой базе, исчисленной из расчета не более 415 тыс. руб. в год на одного работника (в дальнейшем эта предельная сумма должна быть увеличена) и 4%, уплачиваемую работником с фактически полученных им сумм оплаты труда, но не более 415 тыс. руб. в год (в дальнейшем эта предельная сумма также должна быть увеличена)).

Мерами по рационализации взаимосвязи налогов и цен при прямом (подоходном) налогообложении выделены введение лесного и экологического налогов вместо действующих неналоговых платежей).

Третья группа проблем связана с проблемами и дальнейшим развитием системы налогового контроля за трансфертным ценообразованием.

Объективная основа возникновения трансфертных цен связана с достижением деловой цели: создание групп компаний в процессе международного и (или) функционального структурирования бизнеса. Поэтому уточнено определение трансфертной цены как цены, применяемой при сделках между подразделениями, филиалами, подконтрольными фирмами внутри сложных вертикально интегрированных структур.

В результате исследования предложено разделить трансфертные цены для целей управления и для целей налогообложения (только последние должны подвергаться контролю со стороны налоговых органов), выделены основные различия между такими трансфертными ценами (Таблица1).

Таблица 1. Особенности трансфертных цен для целей управления и налогообложения

Трансфертная цена для целей управления

Трансфертная цена для целей налогообложения

- регулирование спроса и предложения на услуги подразделений

- создание механизма для повышения эффективности работы подразделений и следовательно роста прибыльности компании в целом

- оценка эффективности работы подразделения или вида бизнеса для принятия решения о его дальнейшем развитии, реструктуризации или выделении

- воздание инструмента мотивации руководителей подразделений

- минимизация налоговых издержек

- рост прибыльности компании в целом

Методы расчета трансфертных цен

- метод последующей реализации

- сопоставления с независимыми ценами

- чистой прибыли сделки

Область контроля со стороны государства

С учетом зарубежного опыта разработан комплекс мер, направленных на совершенствование налогового контроля за трансфертным ценообразованием в России. В первую очередь, разрабатываемые механизмы контроля должны быть направлены не на борьбу с уклонением от налогообложения внутри страны, а на внешнеторговые сделки. При этом во многом решить проблему уклонения от налогообложения внутри страны может введение механизма консолидированного налогоплательщика. Основные выгоды для государства от введения института консолидированного налогоплательщика заключаются в следующем:

- снижение стимулов для групп применять трансфертные цены с целью минимизации налогов;

- сокращение искусственного перемещения налоговой базы между субъектами РФ;

- объединить процедуры налогового администрирования, что должно привести к снижению издержек налоговых органов.

Кроме того, предложено исключить из объектов контроля товарообменные (бартерные) сделки.

Особую значимость имеет определение взаимозависимости лиц и необходимость более корректного установления зависимости, совершенствования ее критерий и нежелательность сложившейся ситуации, когда по решению суда любые лица могут быть признаны взаимозависимыми. Обосновано установление закрытого перечня оснований для признания лиц взаимозависимыми, поскольку в противном случае любой предприниматель рискует быть обвиненным в “сомнительной” налоговой оптимизации.

Действенным механизмом предварительного контроля в налоговых отношениях может стать внедрение института предварительных соглашений о ценообразовании для целей налогообложения.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО

Статьи в журналах и изданиях, рекомендуемых ВАК:

1. Вотчаев А. А. Налоги как фактор формирования рыночных цен // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета №5 (24) 2008. – (0,5 п. л.).

2. Вотчаев А. А. Ценовая эластичность и налогообложение //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета №1 (25)2009. – (0,5 п. л.).

Статьи и тезисы докладов в других изданиях:

3. Вотчаев А. А. Особенности трансфертного ценообразования и налогообложение // Финансы, налоги, кредит. Сб. науч. трудов. Вып. 5 / Под ред. к. э.н., профессора В. В. Степаненко. – Саратов: СГСЭУ, 2009. (0,8 п. л.).

4. Вотчаев А. А. Налоговая политика ценового регулирования. – Саратов: СГСЭУ, 2008. (3,5 п. л.).

Задачи для самостоятельного решения

(внимание: ответы под спойлером; не открывайте решение, пока не решите задачу).

Задача 1

Предложение на рынке товара выражается формулой Q=0,5P+2 а спрос — формулой Q=8-P.

Государство ввело налог на производителей в размере 3 денежных единицы на каждую единицу продукции. На сколько процентов возрастет равновесная цена?

[spoiler title=’Решение (графическое)’ style=’green’ collapse_link=’true’]


При введении налога в 3 денежных единицы на 1 единицу продукции кривая предложения переместится на 3 денежных единицы вверх, из S1 в S2, а поскольку спрос останется старым, точка равновесия переместится из Е1 в Е2. Равновесная цена вместо 4 станет 5, то есть увеличится на 25%.

[/spoiler][spoiler title=’Решение (алгебраическое — сложное, на любителя, я бы так не решал)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]

Нетрудно найти равновесную цену до введения налога. Нужно просто приравнять спрос и предложение:

0,5P+2=8-P

Отсюда получим P=4

Теперь найдем новую равновесную цену. Для этого нужно рассчитать новую кривую предложения. Это можно сделать двумя способами

Вначале переведем функцию предложения

Q=0,5P+2

в обратную функцию предложения (то есть выразим P через Q).

P=2Q-4

Цена будет больше исходной на 3 денежных единицы, следовательно, к ней нужно прибавить 3

P=2Q-4+3

P=2Q-1

Переводим обратную формулу назад в обычную формулу предложения (выражаем Q через P)

Новая цена P2 будет больше начальной Р2 на 3. То есть

Подставляем правую часть в начальную формулу предложения

Q=0,5(P2-3) +2

Это новая формула предложения. Формула спроса осталась прежней. Приравняем их

0,5P+0,5=8-P

P=5

Таким образом, равновесная цена P вместо 4 стала 5, то есть выросла на 5/4-1=0,25 или 25%.

Задача 2

Предложение на рынке товара выражается формулой Q=2P-4 а спрос — формулой Q=12-2P.

Государство решило ввести потоварный налог на производителя, чтобы сократить потребление этого товара (который государство считает вредным) вдвое.

Какого размера налог нужно ввести государству?

[spoiler title=’Решение (графическое)’ style=’green’ collapse_link=’true’]

Построив график, можно увидеть, что равновесное количество равно 4 (например, тысяч тонн)


Очевидно, что государство хочет, чтобы равновесное количество равнялось 2 (тысячам тонн).

Поскольку на спрос налог никак не воздействует (то есть кривая спроса останется той же), очевидно, что точка равновесия должна переместиться в Е2.

Необходимо провести новую кривую предложения S2, параллельную кривой предложения S1 и проходящую через Е2.


Можно увидеть, что она лежит на 2 деления выше линии S1.

На самом деле, можно даже не проводить кривую, а просто измерить расстояние между Е2 и Е3 на следующей диаграмме:


Точка Е3 обозначает предложение в размере 2 тысячи тонн при старой кривой предложения S1, а точка Е2 — предложение того же размера при новой кривой предложения S2. Разницу между ними легко посчитать, что и является основой алгебраического решения.

Разумеется, разница равна 2 денежных единицы, что и является размером налога.
[/spoiler][spoiler title=’Решение (алгебраическое — простое, если вы уже рассмотрели графическое)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]Это решение хорошо в том случае, когда кривые сложные, пересекаются не видно где. Нарисуйте набросок вроде того, что приведен в предыдущем решении, и считайте.

Первый шаг: определяем равновесную цену. Просто приравниваем спрос и предложение

Из чего получаем

P=4

Теперь определяем равновесный объем. Для этого подставляем только что полученное значение Р в формулу спроса или предложения — это безразлично, они через одну точку проходят. Получаем:

Теперь понятно, что государство хочет довести объем до

Этот новый объем Q2 подставляем в форму спроса:

2=12-2P

Это цена для точки Е2, то есть равновесная цена после введения налога.

Подставляем Q2 в формулу предложения:

2=2P-4

В результате получаем:

P2—P3=2

Теперь вы сможете решить следующую задачу, в которой графический метод вам нужен только для наброска.

Задача 3

Эту задачу решить непросто, не разобрав предыдущую.

Спрос на рынке молока равен Q=7-5/7*P , а предложение равно Q=3/7*P+2.

Государство хотело бы ввести такую потоварную дотацию для производителей молока, чтобы его цена для покупателей снизилась на 20%. Какого размера дотацию оно должно ввести? На сколько процентов возрастут покупки молока?

Графически (по клеточкам) эту задачу не решить — ответы будут в бесконечных десятичных дробях.

[spoiler title=’Решение (алгебраическое)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]

Будет понятнее, если вы сделаете набросок вроде этого.


Равновесие до введения дотации находится в точке Е1. Прежде всего, определим исходную равновесную цену P1, просто приравняв спрос и предложение.

7-5/7*P=3/7*P+2

Государство хотело бы довести цену до P2, которая, по условию, на 20% ниже.

При такой цене спрос будет равен (точка Е2)

Однако предложение для такого количества, если не ввести дотацию (по старой кривой предложения S1) для такого количества будет находиться в точке Е3. Посчитаем, по какой цене производитель готов предоставить данное количество товара. Для этого приравняем формулу предложения к рассчитанному Q2.

3/7P+2=9/2

P3=35/6

Значит, чтобы сдвинуть кривую предложения вниз, нужно ввести дотацию в размере

P3—P2=35/6-7/2=7/3

Это и есть первый ответ: 7/3

Теперь посчитаем, насколько увеличатся продажи молока. Очевидно, они из Q1 перейдут в Q2.

Q1 рассчитать просто, достаточно Р1 подставить в исходную формулу спроса или предложения — безразлично. Ну, например, спроса:

А Q2 мы уже рассчитывали выше, он равен 9/2

Таким образом, Q2 относится к Q1 как

Q2/Q1=9/2:31/8=36/8:31/8=36/31

36/31-1=5/31

Вот и второй ответ: молока будут покупать больше на 5/31, то есть примерно на 16%.[/spoiler]

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП).

Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

«Встроенный» (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, работающий в режиме саморегулирования и позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, в том числе страхование по безработице и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности. Действие «встроенных стабилизаторов» объясняется следующим образом. В фазе циклического подъема налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается. В период же циклического спада налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада.

Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способов его финансирования, в качестве которых могут использоваться: увеличение налоговых поступлений в госбюджет, выпуск займов, денежная эмиссия.

Если дефицит госбюджета финансируется за счет выпуска государственных займов, то это ведет к росту рыночной ставки банковского процента. А рост последней приводит к удорожанию кредитов и к уменьшению объема инвестиций, что снижает стимулирующий эффект фискальной политики.

В случае финансирования дефицита госбюджета за счет денежной эмиссии государство получает особый доход (доход от печатания денег), который называется сеньораж. Сеньораж возникает при превышении прироста денежной массы над приростом реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате этого все экономические агенты платят своеобразный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через механизм повышения цен.

Однако, следует отметить, что встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

Дискреционная фискальная политика в зависимости от фазы экономического цикла может быть стимулирующей или сдерживающей.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной денежно-кредитной политикой Центрального (Национального) банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более продолжительном периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создаёт предпосылки для разрушения экономического потенциала.

Стабилизационное воздействие налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.

Мультипликатор государственных расходов (МРг) рассчитывается по формуле:


,

где МРС – предельная склонность к потреблению.

Он показывает приращение ВВП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг.

При значительном уровне безработицы государство проводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и к росту совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения. В результате повышается реальный ВВП. Низкие налоги также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских инвестиций. Это способствует повышению нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.

Мультипликатор чистых налогов – это отношение величины изменения совокупного спроса к величине заданного изменения реальных чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле:

МР налогов = МРг – 1.

Если в эту формулу подставить значение мультипликатора расходов, то получится:

МР налогов = МРС (1 – МРС).

Налоги по сравнению с государственными расходами в меньшей степени воздействуют на изменение национального продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению. Это объясняется тем, что государственные расходы являются составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только на потребление – одну из переменных совокупных расходов. Кроме того, если каждая денежная единица, использованная на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на прирост ВВП, то при сокращении налогов только одна часть доходов семейных хозяйств идет на рост потребления, поскольку другая часть уходит на сбережения.

Выбор правительством форм и методов стабилизационной фискальной политики зависит и от используемой концептуальной модели государственного регулирования. В теории и практике государств с рыночной экономикой выделяются две концептуальные модели – неокейнсианская и неоклассическая.

Неокейнсианская модель государственного регулирования экономики базируется на теории Дж. Кейнса. Он придавал особое значение недискреционной бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис. Встроенная стабильность возникает вследствие существования функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. Так, величина собираемого чистого налога варьирует пропорционально величине чистого национального продукта (ЧНП). Следовательно, по мере изменения уровня ЧНП возможны автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и профицитов.

Антиинфляционный эффект заключается в том, что по мере роста ЧНП растут доходы производителей и происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге вызывает понижение ЧНП и занятости. Следствием этого является замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию профицита.

Неоклассическая модель налогового регулирования основывается на теории «экономики предложения», в которой одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого используется бюджетная концепция А. Лаффера, где главной переменной величиной являются предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то ликвидируются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение предельных налоговых ставок вызывает противоположный эффект.

Таким образом, неокейнсианцы строят механизм налогового регулирования на основе изменений уровня налогов как средства проведения антициклической политики, снижения их в периоды спада экономики, повышения в годы оживления и подъема с целью сдерживания деловой активности, а неоклассики – на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.

Читайте также: