Взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел

Опубликовано: 30.04.2024

Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов

Органы внутренних дел (МВД) являются федеральным органом исполнительной власти, призванным защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, наделенным при этом правом применять меры принуждения. Следует заметить, что НК, предоставляя в определенных случаях таможенным органам права и обязанности налоговых органов, такой нормы в отношении органов внутренних дел не содержит. Их полномочия определяются ст. 36 НК и ст. 11 Закона «О милиции».

Под взаимодействием органов внутренних дел и налоговых органов понимается основанное на законе (нормативных правовых актах) наиболее эффективное сочетание полномочий, методов работы и средств, присущих каждому из этих органов, в целях формирования действенного механизма предупреждения, выявления и пресечения налоговых правонарушений и преступлений. Данный механизм реализуется в соответствии с сущностью принудительной функции налогового администрирования.

Основные формы взаимодействия этих органов в целом идентичны представленным выше формам взаимодействия с таможенными органами. Но акценты во взаимодействии органов внутренних дел и налоговых органов существенно смещены в сторону осуществления совместной контрольной работы. Основные направления этой работы представлены на рисунке.

Совместным приказом МВД и МНС России «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» от 22 января 2004 г. № 76/АС-3-06/37 устанавливается порядок организации и проведения выездной налоговой проверки с участием сотрудников ОВД. Так как общий порядок выездной проверки детально рассмотрен в следующей главе, далее выделим только особенности проверки с участием ОВД.

Взаимодействие должностных лиц ФНС и МВД при проведении выездной налоговой проверки не препятствует их самостоятельности при выборе законодательно предусмотренных средств и методов контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции при одновременном обеспечении согласованности всех осуществляемых ими в процессе проверки действий. Функцию общей координации осуществляет руководитель проверяющей группы.

Сотрудники МВД принимают участие в выездных проверках на основании мотивированного запроса налогового органа. Такой запрос может быть направлен и перед началом проверки, и в процессе ее проведения.

Основаниями для привлечения органов МВД России к проверке являются:

  • наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления;
  • назначение проверки на основании материалов о налоговых правонарушениях, направленных органами МВД России в налоговый орган;
  • наличие сведений об осуществлении экспортно-импортных операций налогоплательщиками, сдающими «нулевую» налоговую и бухгалтерскую отчетность или не представляющими ее в налоговый орган;
  • необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения физической защиты при возникновении угрозы безопасности указанных лиц.

Не позднее пяти дней со дня получения такого запроса орган внутренних дел направляет налоговому органу информацию о сотрудниках, назначенных для участия в проверке, или мотивированный отказ от участия в проверке.

Основаниями для отказа могут быть:

  • отсутствие в запросе фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях проверяемыми лицами законодательства о налогах и сборах;
  • несоответствие изложенной в запросе цели привлечения к проверке сотрудников МВД компетенции органов внутренних дел;
  • отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников МВД в качестве специалистов и для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

При выявлении проверкой фактов неуплаты (неполной уплаты) сумм налогов (сборов) проверяющими производится исчисление сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и пеней, а также формируются предложения о привлечении к налоговой, уголовной и административной ответственности.

В случаях дальнейшего направления материалов проверки в орган внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам налоговых преступлений производятся расчеты сумм неуплаченных налогов (сборов) по их видам, налоговым периодам и годам.

Признаками налоговых преступлений согласно ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 УК являются:

  • непредставление физическим лицом налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, повлекшее за собой неуплату налогов и (или) сборов в сумме, составляющей за период в пределах трех лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающей 300 тыс. руб.;
  • непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, повлекшее за собой неуплату налогов и (или) сборов в сумме, составляющей за период в пределах трех лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающей 1500 тыс. руб.;
  • неисполнение налоговым агентом в личных интересах обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, в сумме, составляющий за период в пределах трех лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неисчисленных, неудержанных, неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих исчислению, удержанию и перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо в сумме, превышающей 1500 тыс. руб.;
  • сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере.

Кроме совместных проверок важным аспектом взаимодействия является взаимная обязанность этих органов направлять при выявлении определенных обстоятельств материалы дела другой стороне в 10-дневный срок со дня выявления этих обстоятельств. Что же это за обстоятельства?

Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего представленные выше признаки преступления, направляют материалы в ОВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. По результатам проверки этих материалов ОВД принимает процессуальное решение о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении или его прекращении, после чего в трехдневный срок после вынесения соответствующего постановления уведомляет налоговый орган.

Орган внутренних дел при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, направляет материалы в соответствующий налоговый орган. Не позднее 10 дней налоговый орган уведомляет орган внутренних дел о принятом решении: о назначении соответствующего мероприятия налогового контроля или об отказе в проведении такого мероприятия. При дальнейшем осуществлении этих мероприятий без участия сотрудников МВД налоговый орган в 10-дневный срок со дня принятия решения по результатам рассмотрения материалов выездной или камеральной налоговой проверки уведомляет орган внутренних дел, направивший материалы, о результатах проверки.

Актуальность данной темы не снижается, потому что проверки, проводимые налоговыми органами и службами, входящими в систему МВД, будут проводиться всегда. И здесь важно понимать, что любое неосторожное слово или действие может привести к неблагоприятным последствиям.

Между правоохранительными органами и налоговыми службами имеются межведомственные соглашения о взаимодействии в случае выявления налоговых преступлений (правонарушений). Кроме того, в отдельных федеральных законах также закреплена обязанность органов передавать информацию о совершенном преступлении.

Совместные формы и направления взаимодействия

К таковым формам можно отнести: обмен информацией, подготовку совместных аналитических материалов, проведение совместных проверок, совместную подготовку кадров, издание совместных приказов.

При этом к основным направлениям совместного взаимодействия правоохранительных органов и налоговых служб относятся:

  • выявление и пресечение противоправной деятельности физических и юридических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов;
  • выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере налогов и сборов, валютного регулирования и валютного контроля, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, о банкротстве;
  • предотвращение фактов неправомерного возмещения из бюджета НДС;
  • выявление кредитных организаций, не исполнивших платежные документы по перечислению денежных средств клиентов в бюджеты различных уровней.

Основания для проведения совместных проверок

Согласно Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной совместным приказом МВД РФ и ФНС России от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (далее – Инструкция), основаниями при проведении совместных налоговых проверок являются:

  • запросы ИФНС об участии органов внутренних дел в выездных налоговых проверках;
  • наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах и необходимость проверки указанных данных с участием сотрудников ОВД;
  • назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36НК РФ;
  • необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового органа (выемка документов, осмотр помещения и т. д.);
  • необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей.

Совместное проведение проверок может быть инициировано одной из структур при выявлении в ходе мероприятий признаков нарушения налогового законодательства либо наличия в действиях проверяемого лица признаков уголовно наказуемого деяния.

Инициатива налогового органа

Взаимодействие налоговых органов и органов системы внутренних дел может осуществляться в двух направлениях: при проведении налоговых проверок и после привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.

При проведении налоговых проверок. В случае если представитель налогового органа полагает, что при проведении проверки имеется необходимость привлечь представителей правоохранительных структур, направляется соответствующий запрос руководителю органа внутренних дел.

В течение пяти рабочих дней со дня получения запроса орган внутренних дел предоставляет информацию о сотрудниках, которые будут принимать участие в налоговой проверке.

При проведении совместной налоговой проверки силами налоговых инспекторов и представителями правоохранительных органов взаимоотношения указанных структур сообща координируются, в том числе согласовываются схема выявления нарушений налогоплательщиком норм налогового законодательства и тактика осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

Сотрудники правоохранительных органов могут также привлекаться к участию в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (например, как специалисты). Это тоже форма совместного взаимодействия.

Стоит отметить, что правоохранительные органы вправе отказать налоговому органу в участии в проведении налоговой проверки по следующим основаниям:

  • отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах;
  • несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проверке компетенции органов внутренних дел;
  • отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

Налоговый орган направляет налогоплательщику требование об исполнении налоговых обязательств.

С даты получения такого требования у налогоплательщика имеется восемь рабочих дней для добровольного исполнения полученного требования (более продолжительный срок исполнения требования может быть указан в самом требовании) ( абзац третий п. 4 ст. 69, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

В случае неисполнения налогоплательщиком в добровольном порядке полученного требования налоговый орган в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования о добровольном исполнении налоговых обязательств выносит решение о взыскании. Налоговый орган обязан в течение 10 дней с момента выявления факта неисполнения налогового обязательства сообщить о данном обстоятельстве в правоохранительные органы.

ФНС России в Письме от 29.12.2012 № АС-4-2/22690 разъяснила, что согласно действующему налоговому законодательству обязательным условием для отправки материалов налоговой проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела является наличие вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также факт неуплаты налогоплательщиком указанной в требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ основанием для направления налоговыми органами материалов в следственные органы является факт неуплаты в полном объеме налогоплательщиком сумм недоимки, указанной в требовании, то в случае частичной уплаты сумм налогов налоговые органы также обязаны направлять материалы в следственные органы.

Инициатива правоохранительных органов

Касательно уголовно-процессуального законодательства. Правоохранительные органы также обязаны сообщать в налоговые органы о выявленных налоговых правонарушениях, если таковые будут выявлены при проведении следственных действий.

У налогового органа также установлен временной лимит для предоставления правоохранительному органу ответа – 10 рабочих дней с даты получения материалов из правоохранительных органов. В данном случае налоговый орган может либо уведомить о том, что в отношении налогоплательщика будет проводиться выездная (камеральная) налоговая проверка, либо сообщить об отказе в проведении мероприятий налогового контроля ( Приказ МВД № 900, ФНС России № ММВ-7/774@ от 14.11.2011).

Основаниями, при наличии которых налоговый орган может отказать в проведении мероприятий налогового контроля, являются:

  • отсутствие представленных правоохранительными органами документов, бесспорно свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах;
  • если ранее налоговые органы уже проводили проверку в отношении налогоплательщика по соответствующим видам налогов;
  • если материалы, представленные правоохранительными органами, свидетельствуют о совершении налогового правонарушения в период времени, превышающий три года, предшествующих году, в котором может быть вынесено решение;
  • если период деятельности налогоплательщика, в котором согласно материалам правоохранительных органов были совершены налоговые правонарушения, выходит за рамки срока проведения камеральной налоговой проверки, то есть три месяца.

Стоит учитывать, что оспаривание налогоплательщиком в суд вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и применение судом обеспечительных мер в форме приостановления действия решения налогового органа не являются основанием для отказа в возбуждении уголовного дела (абзац второй п. 13 Приказа Генпрокуратуры России № 286, ФНС России ММВ-7-2/232@ МВД России, СК России от 08.06.2015 «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями»).

Л. Максимова, главный редактор

29 сентября 2009 года начал действовать Приказ МВД РФ № 495 и ФНС РФ № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (далее – Приказ № 495, ММ-7-2-347). С указанной даты утратил силу аналогичный Приказ МВД РФ и ФНС РФ от 22.01.2004 № 76/АС-3-06/37. Принятие нового документа было вызвано изменениями, которое произошли в гражданском и налоговом законодательстве за последние пять лет, поскольку в основу вышеуказанных приказов положены нормы Налогового кодекса и Закона о милиции.

Общие принципы взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел установлены Налоговым кодексом и Законом о милиции. Согласно указанным документам по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют в выездных налоговых проверках. В свою очередь органы внутренних дел обязаны направлять материалы в налоговый орган в случае выявления нарушений, относящихся к компетенции налоговых органов (ст. 36 НК РФ, п. 33 ст. 11 Закона о милиции).

Основой Приказа № 495, ММ-7-2-347 являются:

1. Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок (далее – Инструкция № 1).

2. Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения (далее – Инструкция № 2).

3. Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления (далее – Инструкция № 3).
Рассмотрим положения каждой из указанных инструкций.

СОВМЕСТНЫЕ ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Порядок взаимодействия ОВД и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок установлен Инструкцией №1. Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, оформленное в соответствии со ст. 89 НК РФ. В настоящее время форма такого решения утверждена Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ .

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При этом может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ст. 89 НК РФ).

Если сотрудники ОВД привлекаются к проведению ранее начавшейся проверки, руководителем налогового органа выносится решение о внесении изменений в ранее принятое решение в части изменения состава группы.

Необходимость участия сотрудников ОВД в выездных налоговых проверках подтверждается мотивированным запросом налогового органа. Он может быть направлен в ОВД как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения.

Основаниями для направления мотивированного запроса являются:

а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников ОВД;

б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных ОВД в налоговый орган;

в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений);

г) воспрепятствование проверяющим органам их законной деятельности, а также обеспечение мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих лиц.

Возможность отказа ОВД от участия в проведении выездной налоговой проверки предусмотрена в случаях:

– отсутствия в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах;

– несоответствия изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников органа внутренних дел их компетенции;

– отсутствие необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

Общее управление процессом выездной налоговой проверки осуществляет руководитель проверяющей группы – сотрудник налогового органа. Однако при этом должны быть созданы условия, обеспечивающие самостоятельность выбора средств и методов проведения контрольных мероприятий как должностными лицами налоговых органов, так и сотрудниками ОВД.

Основные направления предстоящей или проводимой проверки вырабатываются и согласовываются должностными лицами налогового органа и сотрудниками ОВД на рабочем совещании, которое проводится либо до начала, либо в ходе проверки.

Каждая из участвующих в проверке сторон действует в пределах своих полномочий, установленных соответствующими нормативными документами, а именно:

– должностные лица налоговых органов руководствуются Налоговым кодексом, Законом РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

– сотрудники органов внутренних дел – Законом о милиции, Федеральным законом от 12.08.1995 № 144 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и иными нормативными правовыми актами РФ.

К материалам налоговой проверки могут быть приобщены документы, информация, а также иные материалы, представленные органами внутренних дел (п. 14 Инструкции № 1).

Оформление и реализация результатов проверки осуществляются в соответствии с требованиями ст. 100, 101 НК РФ. Согласно нормам указанных статей по результатам проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке должен быть составлен акт налоговой проверки. Форма акта утверждена Приказом ФНС РФ № САЭ-3-06/892@.

В акте налоговой проверки указываются (п. 3 ст. 100 НК РФ):

1) дата подписания акта налоговой проверки лицами, проводившими проверку;

2) полное и сокращенное наименования либо ФИО проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;

5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

7) период, за который проведена проверка;

8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

9) даты начала и окончания налоговой проверки;

10) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении проверки;

12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если указанным документом предусмотрена ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Кроме того, Приказом № 495, ММ-7-2-347 рекомендовано акт выездной налоговой проверки, проводимой с участием сотрудников ОВД, подписывать должностным лицам налогового органа и сотрудникам ОВД, участвовавшим в проверке, а также лицу, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Исключение относится к сотрудникам ОВД, которые привлекались в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа.

В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняется от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, который направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.

При наличии разногласий между проверяющими по содержанию акта окончательное решение по данному вопросу принимается руководителем проверяющей группы. По спорному вопросу указанные лица вправе изложить свое мнение в заключении, которое должно быть приобщено к материалам проверки, остающимся в налоговых органах и органах внутренних дел.

Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах: один хранится в налоговом органе; второй – в установленном порядке вручается лицу (его представителю), в отношении которого проводилась налоговая проверка; третий передается (направляется) в ОВД, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанные решения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения (ст. 101 НК РФ).

Напомним, что в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его местонахождение, другие необходимые сведения.

В органы внутренних дел направляются следующие материалы:

– Акт выездной налоговой проверки;

– возражения налогоплательщика по акту проверки, документы, подтверждающие обоснованность возражений, их копии;

– решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения.

Указанные материалы в ОВД не представляются, если сотрудники ОВД привлекались в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих лиц.

При выявлении должностными лицами налоговых органов и сотрудниками органов внутренних дел (в пределах компетенции соответствующих органов или должностных лиц) в ходе проведения выездной налоговой проверки административных правонарушений возбуждается дело и осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с подведомственностью и в порядке, установленном КоАП РФ. Копия постановления по делу об административном правонарушении направляется налоговым органом или органом внутренних дел соответственно в орган внутренних дел или в налоговый орган, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

В случае вынесения органом дознания, дознавателем, следователем или руководителем следственного органа постановления о возбуждении уголовного дела руководитель (заместитель руководителя) налогового органа или органа внутренних дел выносит мотивированное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. О принятом процессуальном решении орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа незамедлительно направляет уведомление в налоговый орган. При этом налоговому органу разъясняется право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

В случае принятия органом предварительного следствия при ОВД решения о прекращении уголовного дела следователь, руководитель следственного органа, вынесший соответствующее постановление, незамедлительно направляет уведомление об этом в налоговый орган.

На основании указанного уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа отменяет ранее принятое постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении и привлекает нарушителя к административной ответственности.

ВЫЯВЛЕНИЕ ОВД ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К КОМПЕТЕНЦИИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Порядок направления ОВД материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения установлен Инструкцией № 2.

Согласно указанной инструкции сведения, направляемые в налоговые органы, должны включать в себя документы, свидетельствующие о нарушениях законодательства о налогах и сборах. Материалы направляются с сопроводительным письмом за подписью начальника (заместителя начальника) ОВД: письмо должно содержать:

– полное наименование организации (ИНН/КПП), ФИО физического лица (ИНН – при наличии), адрес местонахождения организации (адрес постоянного места жительства физического лица), а также места осуществления хозяйственной деятельности (указывается в случае осуществления организацией или физическим лицом своей деятельности не по месту государственной регистрации организации (постоянного места жительства физического лица);

– информацию о характере предполагаемых нарушений законодательства о налогах и сборах, изложение связанных с ним обстоятельств, выявленных органом внутренних дел, со ссылками на подтверждающие документы, прилагаемые к письму;

– сведения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении физического лица (в случае, когда на момент направления материалов в налоговый орган решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении физического лица не принято, данная информация направляется в налоговый орган дополнительным письмом);

– перечень прилагаемых (подтверждающих) документов.

На основании полученных материалов налоговый орган принимает решение либо о назначении выездной или камеральной налоговой проверки, либо об отказе в проведении налогового контроля. О принятом решении налоговый орган обязан уведомить органы внутренних дел.

Основаниями для отказа налогового органа в проведении мероприятий налогового контроля могут являться:

– отсутствие в представленных ОВД материалах документально подтвержденных фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах;

– наличие обстоятельств, препятствующих проведению выездной налоговой проверки (если период деятельности организации или физического лица, в котором согласно материалам ОВД были совершены налоговые правонарушения, ранее был проверен налоговым органом по соответствующим видам налогов (за исключением случаев реорганизации и ликвидации организации), а также если материалы органа внутренних дел свидетельствуют о налоговых правонарушениях, по которым истек срок исковой давности;

– наличие обстоятельств, препятствующих проведению камеральной налоговой проверки (если период деятельности организации или физического лица, в котором согласно материалам органа внутренних дел были совершены налоговые правонарушения, выходит за рамки срока проведения камеральной налоговой проверки).

В свою очередь, ОВД могут не согласиться с отказом налогового органа и послать указанные материалы в вышестоящий налоговый орган.
Если налоговая проверка проводилась без участия сотрудников ОВД, налоговый орган уведомляет орган внутренних дел, направивший материалы, о результатах проведенной проверки.

Продолжение комментария читайте в следующем номере.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 13 октября 2010 года

МЕЖДУ МИНИСТЕРСТВОМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБОЙ

Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице Министра внутренних дел Российской Федерации Нургалиева Рашида Гумаровича, действующего на основании Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 927, и Федеральная налоговая служба в лице руководителя Федеральной налоговой службы Мишустина Михаила Владимировича, действующего на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, именуемые далее Сторонами, в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в рамках задач, возложенных на них Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", Законом Российской Федерации "О милиции", Законом Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, заключили Соглашение о нижеследующем:

Предметом настоящего Соглашения является организация взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов Российской Федерации в установленных сферах деятельности, в том числе, вопросах предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, выявления и расследования преступлений, а также в вопросах повышения налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Стороны при организации взаимодействия и координации деятельности руководствуются следующими принципами: взаимное доверие при строгом соблюдении государственной, служебной и налоговой тайн;

самостоятельность в реализации собственных задач и полномочий, а также в выработке форм и методов использования собственных сил и средств; законность и профессионализм; плановость и непрерывность; обязательность и безупречность исполнения достигнутых Сторонами договоренностей.

Сотрудничество Сторон в рамках настоящего Соглашения осуществляется прежде всего по следующим основным направлениям:

- выявление и пресечение противоправной деятельности организаций и физических лиц, уклоняющихся от налогообложения, в том числе осуществляющих незаконное предпринимательство;

- выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, законодательства о банкротстве, законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также правонарушений в области производства и оборота табачной продукции;

- предотвращение неправомерного возмещения из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость;

- выявление кредитных организаций, имеющих картотеку неоплаченных платежных документов клиентов по перечислению денежных средств в бюджеты всех уровней из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах.

ПОРЯДОК И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Стороны в пределах установленной компетенции осуществляют взаимодействие на всех уровнях в следующих основных формах:

- планирование и проведение как совместно, так и самостоятельно по запросам одной из Сторон, мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации;

- взаимный информационный обмен сведениями, в том числе в электронном виде, представляющими интерес для Сторон и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- совместные экспертизы и консультации по вопросам разработки нормативных правовых актов;

- обмен опытом в целях повышении квалификации кадров, в том числе путем проведения совместных семинаров (конференций) и стажировок;

- проведение совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений, и преступлений в сфере экономической деятельности.

Порядок и методы взаимодействия утверждаются отдельными приказами и (или) протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Для осуществления мероприятий взаимодействия в перечисленных выше формах и координации совместной деятельности на всех уровнях могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников органов внутренних дел и налоговых органов.

В целях реализации пунктов 4, 11 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации порядок представления сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах в налоговые органы определяется в Порядке информационного взаимодействия при представлении в налоговые органы сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах в электронной форме (далее - Порядок информационного взаимодействия), утверждение которого осуществляется уполномоченными структурными подразделениями и должностными лицами Сторон.

От имени Министерства внутренних дел Российской Федерации утверждение Порядка информационного взаимодействия, а также внесение в него изменений осуществляется Департаментом информационных технологий, связи и защиты информации МВД России по согласованию с Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России.

От имени Федеральной налоговой службой утверждение Порядка информационного взаимодействия, а также внесение в него изменений осуществляется заместителем руководителя ФНС России, курирующим деятельность по администрированию транспортного налога, по согласованию с заместителем руководителя ФНС России, курирующим вопросы информатизации.

Действие Порядка информационного взаимодействия распространяется на информационный обмен Сторон сведениями об автомототранспортных средствах и об их владельцах на федеральном уровне с даты, определенной Сторонами после соответствующей технической готовности и успешного тестирования обмена указанными сведениями в среде СМЭВ.

- вступает в силу с момента его подписания и действует бессрочно;

- признает утратившим силу Соглашение о взаимодействии Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, подписанное 22 января 2004 года;

- не препятствует Сторонам в определении и осуществлении иных, не предусмотренных настоящим Соглашением, форм сотрудничества;

- может быть расторгнуто по инициативе любой из Сторон, о чем необходимо письменно уведомить другую Сторону не позднее чем за три месяца до дня его расторжения;

- составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.

По взаимному согласию Сторон в текст Соглашения могут вноситься изменения и дополнения.

Министр внутренних дел

Федеральной налоговой службы

Судебная практика и законодательство — "Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой" (утв. МВД России N 1/8656, ФНС России N ММВ-27-4/11 13.10.2010) (ред. от 01.11.2017)

13.10.2010 заключено "Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой" N 1/8656/ММВ-27-4/11 (далее - Соглашение).

Целью Соглашения является создание системы информационного обмена между МВД России и ФНС России.

Ответ: Соглашением МВД России и ФНС России от 13.10.2010 определены общие принципы и направления взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел.

В соответствии со статьей 3 данного соглашения взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 30 июня 2009 года N 495/ММ-7-2-347

Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений

(с изменениями на 12 ноября 2013 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации* и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции"** и в целях организации взаимодействия между органами внутренних дел и налоговыми органами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений

(Преамбула в редакции, введенной в действие с 8 января 2012 года совместным приказом МВД России и ФНС России от 14 ноября 2011 года N 1144/ММВ-7-2/774@. - См. предыдущую редакцию)

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст.900.

(Сноска в редакции, введенной в действие с 8 января 2012 года совместным приказом МВД России и ФНС России от 14 ноября 2011 года N 1144/ММВ-7-2/774@. - См. предыдущую редакцию)

1.1. Инструкцию о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок (приложение N 1);

1.2. Инструкцию о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения (приложение N 2).

2. Начальникам оперативных подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, руководителям управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам Межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить исполнение утвержденных приказом Инструкций.

* Зарегистрирован Минюстом России 26.02.2004, регистрационный N 5588.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации М.Г.Ваничкина и Руководителя Федеральной налоговой службы М.В.Мишустина.

Министр внутренних дел
Российской Федерации
Р.Нургалиев

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.Мокрецов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
1 сентября 2009 года,
регистрационный N 14675

Приложение N 1
к приказу МВД России
и ФНС России
от 30 июня 2009 года
N 495/ММ-7-2-347

Инструкция
о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок

(с изменениями на 14 ноября 2011 года)

Раздел I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации и проведения налоговыми органами с участием органов внутренних дел выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, оформления и реализации результатов этих проверок.

2. Выездные налоговые проверки проводятся налоговыми органами с участием органов внутренних дел с целью выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст.900.

* Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 15, ст.492.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст.3349.

5. Взаимодействие должностных лиц налоговых органов и сотрудников органов внутренних дел при проведении выездной налоговой проверки не препятствует их самостоятельности при выборе предусмотренных законодательством средств и методов проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции при одновременном обеспечении согласованности всех осуществляемых ими в процессе проверки действий. Функцию общей координации осуществляемых в процессе проведения проверки мероприятий выполняет руководитель проверяющей группы - сотрудник налогового органа.

6. Основанием для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о ее проведении.

Указанное решение оформляется в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса.

Если сотрудники органа внутренних дел привлекаются к проведению ранее начавшейся выездной (повторной выездной) налоговой проверки, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о внесении изменений в принятое решение о проведении данной проверки, предусматривающее соответствующее изменение состава проверяющей группы.

Указанное решение оформляется в соответствии с образцом, утвержденным ФНС России.

В случае наличия у налогового органа постановления следователя, при проведении выездной налоговой проверки учитываются предложения по характеру, сроку и объему проверки, содержащиеся в постановлении, с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом.

Раздел II. Подготовка к проведению выездной налоговой проверки

7. Сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей Инструкции.

8. Мотивированный запрос налогового органа об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке может быть направлен в орган внутренних дел как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения. Образец указанного запроса приведен в приложении к настоящей Инструкции.

Основаниями для направления мотивированного запроса могут являться:

а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;

б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Налогового кодекса;

в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);

г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей.

Запрос налогового органа должен содержать:

полное наименование организации (ИНН/КПП), фамилию, имя, отчество физического лица (ИНН - при наличии), адрес местонахождения организации (место жительства физического лица); предмет проверки (налоги и сборы, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке); периоды, за которые проводится проверка;

изложение обстоятельств, вызывающих необходимость участия сотрудников органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке: описание формы, характера и содержания предполагаемого нарушения законодательства о налогах и сборах, основанное на имеющейся у налогового органа информации;

обоснование привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

В случае если проверка назначена по материалам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, вместо указанных данных приводится ссылка на номер и дату письма органа внутренних дел, с которым были представлены эти материалы;

предложения по количеству и составу сотрудников органа внутренних дел, привлекаемых для участия в выездной (повторной выездной) налоговой проверке;

дата (предполагаемая дата) начала проведения проверки.

9. Не позднее пяти дней со дня поступления запроса налогового органа орган внутренних дел предоставляет информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или мотивированный отказ от участия в указанной проверке.

Основаниями для отказа по запросу налогового органа об участии органа внутренних дел в выездной налоговой проверке могут являться:

отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах;

несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проверке компетенции органов внутренних дел;

отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

10. В целях обеспечения координации действий участников выездной (повторной выездной) налоговой проверки непосредственно перед ее началом либо перед принятием решения о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, назначенными для участия в ее проведении, проводится рабочее совещание, на котором вырабатываются и согласуются основные направления проведения предстоящей (проводимой) проверки, составляется аналитическая схема выявления нарушений налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом законодательства о налогах и сборах, по которым имеется соответствующая информация, а также вопросы организации и тактики осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

11. При проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки проверяющие действуют в пределах прав и обязанностей, предоставленных им законодательством Российской Федерации.

12. Должностные лица налоговых органов при проведении проверки совершают действия по осуществлению налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом, Законом Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

13. Сотрудники органов внутренних дел участвуют в проведении выездной налоговой проверки путем осуществления полномочий, предоставленных им Федеральным законом "О полиции", Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

14. В случае, если проверкой установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющими должны быть приняты необходимые меры по сбору доказательств. В установленном порядке производится истребование у проверяемого лица необходимых документов, выемка документов и предметов, в том числе электронных носителей информации, истребование документов (информации) у контрагентов и иных лиц, располагающих сведениями о деятельности лица, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, допросы свидетелей и другие мероприятия налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом, Законом Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К материалам налоговой проверки могут быть приобщены документы, информация, а также иные материалы, представленные органами внутренних дел.

Раздел III. Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки

15. Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки осуществляются в порядке, установленном статьями 100 и 101 Налогового кодекса и иными нормативными правовыми актами.

Читайте также: