Виды налоговых правонарушений рб

Опубликовано: 23.04.2024

ТЕМА 7. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ В БЕЛАРУСИ

7.1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. СОСТАВ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Причины возникновения налоговых правонарушений: правовые; экономические; моральные.

Налоговое законодательство, слишком объёмно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти нормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми причинами правового характера.

Экономические причины обусловлены действием довольно высоких налоговых ставок и невозможностью некоторых налогоплательщиков своевременно и полно платить налоги. Причина в том, что, законодатель, вводя такие высокие налоговые ставки, не учитывает сложившуюся в стране экономическую ситуацию, законодатель, видимо, рассчитывает на предприятия, занимающиеся торгово-закупочной деятельностью и имеющие постоянный и достаточно высокий доход. Да, такие предприятия могут своевременно и полно платить налоги, но ведь есть и другие предприятия, предприятия - производители, зачастую использующие устаревшее оборудование, не имеющие оборотных средств и не могущие реализовать свою продукцию из-за её неконкурентноспособности. Следствием этого становится неплатёжеспособность предприятия и невозможность оплаты им налоговых платежей.

Моральными причинами являются низкая правовая культура, неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе и, не в последнюю очередь, корысть налогоплательщиков. Низкая правовая культура обусловлена историческим фактором - существование института налогового права, в более не менее цивилизованном виде, насчитывает не многим более ста лет. За это время не смогла сформироваться в стране культура, подобная налоговой культуре западноевропейских государств, где история сбора налогов насчитывает много веков. Ведь это на фоне борьбы с единоличной властью монарха на ввод и сбор налогов, в странах западной Европы сформировался институт парламента.

Неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе основывается на предыдущих причинах, налогоплательщик не может уважать систему, которая не уважает его, как налогоплательщика, не учитывает его возможность оплаты налогов.

Корысть, умысел при уклонении от уплаты налогов играют не последнюю роль в причинах существования налоговых правонарушений. Однако, не все правонарушения подобного характера имеют личную мотивацию.

Руководители, могут использовать сокрытые от налогообложения средства на развитие своего предприятия. И у них существует заинтересованность иного рода, выражающаяся в стремлении улучшить финансовое состояние своего предприятия.

Как видно из вышеописанного, на возникновение налоговых правонарушений влияют причины не только субъективного, но и объективного характера, что следует учитывать в сложившейся в стране экономической обстановке.

Наиболее часто встречающаяся группа налоговых правонарушений - уклонение от уплаты налогов. Данное правонарушение заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своей обязанности уплатить налог в бюджет. В западной литературе, посвящённой данной теме, можно встретить классификацию причин, побуждающих плательщика уклоняться от уплаты налогов. Так, П.М. Годме выделяет несколько групп причин: политические; экономические; моральные; технические.

Политические причины связаны с тем, что государство использует налоги не только как средство для обеспечения доходов казны, но и как регулирующий инструмент: посредством этого инструмента государство регулирует те или иные общественные отношения. Лица, интересы которых государство при этом ущемляет, проводя такую политику, путём уклонения от уплаты налогов, оказывают определённое противодействие данному процессу.

Экономические причины оказывают наибольшее влияние на налогоплательщика. Если санкция за налоговое правонарушение предусматривает экономические последствия для него в размере меньшем, нежели сокрытая им сумма налога, то, естественно, налогоплательщик заинтересован в уклонении от уплаты налога.

Моральные причины уклонения от уплаты налога состоят в несоответствии, иногда, налоговых законов общим принципам законодательства: равенства, постоянности и беспристрастности, что снижает престиж и авторитет этих законов.

Технические причины уклонения от налогообложения связаны с несовершенством форм и методов контроля. Налоговые органы не в состоянии контролировать все хозяйственные операции и проверять достоверность всех бухгалтерских документов.

Состав правонарушения это система объективных и субъективных элементов деяния. Как всякая система, т.е. целостное единство, состав правонарушения состоит из ряда взаимосвязанных подсистем и элементов. Отсутствие хотя бы одной подсистемы или элемента состава правонарушения приводит к распадению системы, т.е. отсутствию состава правонарушения в целом.

объект правонарушения, т.е. объект правовой охраны, включающий в себя общественные отношения или интересы;

субъект правонарушения - это дееспособное лицо, совершившее данное правонарушение;

объективная сторона правонарушения, здесь имеется в виду само противоправное деяние, т.е. способ, место, время и т.д., его отрицательные последствия и причинная связь между деянием и результатом;

субъективная сторона правонарушения характеризуется элементами цели, мотива, степени вины в форме умысла или небрежности (халатности).

В зависимости от характера совершённого деяния, правонарушения делят на:

Исходя из направленности подобных деяний (объекта правонарушения) их можно разделить на:

правонарушения против системы налогов;

правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;

правонарушения против исполнения доходной части бюджетов;

правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;

правонарушения против контрольных функций налоговых органов;

правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской и иной отчётности;

правонарушения против обязанностей по уплате налогов.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ


Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.
Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

date image
2014-01-28 views image
3172

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Виды налогов и сборов. Классификация налогов и сборов, применяемых в Республике Беларусь.

Классификация налогов –это группировка налогов по различным признакам.

По способу изъятия (методу установления) налоги подразделяют на:

1. Прямые – налоги установленные непосредственно на доходы или имущество плательщика. Они подразделяются на личные (учитывающие функции платёжеспособности налогоплательщика – налог на прибыль, налог на доход, подоходный налог) и реальные (предполагающие обложение среднего дохода от того или иного объекта обложения – имущества, денежного капитала – налог на недвижимость).

2. Косвенные – налоги устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу - налог на добавленную стоимость , акцизы.

В зависимости от органов власти, устанавливающих налог, выделяют:

1. Государственные (республиканские)- налоги, которые разрабатывает правительство, утверждает (отменяет) главный законодательный орган страны. Зачисляются эти налоги как в центральный (республиканский), так и в местные бюджеты (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, земельный налог и др.).

2. Местные – налоги, которые устанавливаются как правительством, так и местными органами власти. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты. Законодательство регламентирует их виды, источники уплаты, а плательщиков, объекты обложения, налоговую базу и ставки определяют местные органы власти (налог с заготовителей, курортный сбор, налог с владельцев собак и др.).

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

1. Закреплённые налоги – налоги, которые на длительный период времени закреплены в качестве доходного источника конкретного вида бюджета и поступают либо только в республиканский (чрезвычайный налог), либо только в местные бюджеты (подоходный налог, налог на недвижимость, местные сборы и другие).

2. Регулирующие налоги – это государственные налоги поступающие, как в республиканский, так и в местные бюджеты. Они ежегодно перераспределяются между бюджетами различных органов (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы, налог на прибыль и др.).

При классификации налогов по видам налогоплательщиков выделяют налоги с юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений) и налоги с физических лиц (резидентов Республики Беларусь и нерезидентов Республики Беларусь).

В зависимости от порядка использования налоги делятся на:

1. Общие – предназначенные для текущих и капитальных расходов без закрепления за каким либо конкретным видом расходов (почти все налоги);

2. Специальные – имеющие целевое назначение.

Большое значение имеет дифференциация налогов в зависимости от источников их уплаты. Так, такими источниками могут выступать:

· себестоимость (земельный налог, экологический налог),

· прибыль (налог на прибыль, налог на недвижимость),

· выручка от реализации (акцизы, налог на добавочную стоимость)

· заработная плата (подоходный налог).

В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с настоящим Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог, налог на недвижимость; земельный налог; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.




К местным налогам и сборам относятся:

Сбор с заготовителей, курортный сбор, налог за владение собаками.

Налоговая дисциплина – это полное, своевременное соблюдение и выполнение плательщиками налогов, сборов (пошлин) или иными обязанными лицами (налоговыми агентами, законными и уполномоченными представителями плательщиков) норм, содержащихся в нормативно-правовых актах налогового законодательства и их непосредственно касающихся.

В первую очередь налоговая дисциплина касается исполнения налогового обязательства. В Налоговом кодексе Республики Беларусь указано, что налоговым обязательством признается обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных Налоговым кодексом, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов), уплатить определенный налог, сбор (пошлину).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Поэтому каждому субъекту хозяйствования необходимо соблюдать налоговую дисциплину, так как её несоблюдение влечёт для правонарушителя ряд неблагоприятных последствий в виде штрафа, пеней, привлечения к административной и уголовной ответственности.

Применительно к деятельности налогоплательщиков (физических или юридических лиц) можно выделить следующие виды налоговых правонарушений:

1. Правонарушения против обязанностей по уплате налогов, т.е. неуплата или несвоевременная уплата налога, незаконное использование льготы по данному виду налога, сокрытие объекта налогообложения.

2. Правонарушения против контрольной функции налоговых органов, связанные с несвоевременной регистрацией в государственных органах или уклонением от такой регистрации, воспрепятствованием осуществлению контрольной деятельности, налоговым проверкам, неповиновением законным требованиям или распоряжениям налоговых органов, угрозами и оскорблениями в адрес сотрудников налоговых служб.

3. Правонарушения против ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности, такие как нарушение правил организации и порядка ведения бухгалтерского учета, недостоверность данных финансовой документации, нарушение порядка составления и предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности, уклонение от предоставления данных отчетности.

4. Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика, в частности, незаконное открытие банковских счетов, совершение незаконных расчетов (включая расчеты наличными деньгами), незаконная выдача финансовых документов, нарушение кассовой дисциплины.

При выявлении случаев нарушения налогового законодательства по отношению к неплательщикам налогов могут быть применены следующие санкции:

меры оперативного реагирования: приостановление операций по банковским счетам, наложение ареста на финансовые средства данного физического/юридического лица в финансово-кредитных учреждениях;

финансово-правовые санкции', взыскание всей суммы неуплаченного налога, штраф за сокрытие дохода, за непредставление финансовой и налоговой документации, взимание пени за просрочку налогового платежа, а также возможное изъятие всего сокрытого объекта налогообложения;

меры административной ответственности: штрафы с должностных лиц компаний и с физических лиц за нарушение налогового законодательства;

меры уголовной ответственности : штрафы в установленном законом размере, лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества неплательщика налогов.

Меры экономической ответственности для юридических лиц за нарушение налогового законодательства регламентируются Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 24.04.2003 г., вступившим в силу с 1 марта 2007 г., и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006г.

3.11 Налоговые нарушения и ответственность за их совершение

Налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность. Незнание законов не освобождает от ответственности.

Запрещается повторное привлечение к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение налогоплательщика к ответственности не освобождает его от обязанности платить налог. НК РФ предусмотрены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, смягчающие и отягчающие ответственность за нее.

Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности и исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

Отсутствие события налогового правонарушения

Совершение налогового правонарушения в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения

Совершение налогового правонарушения вследствие исполнения письменных разъяснений налогового органа

Совершение деяния с признаками налогового правонарушения физическим лицом, не достигшим 16 лет

Совершение налогового правонарушения вследствие болезни или в состоянии аффекта

Истечение сроков давности привлечения к ответственности

Иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения

К обстоятельствам, смягчающим налоговую ответственность относятся нарушения, совершенные в период тяжелых личных или семейных обстоятельств, под угрозой или те, которые могут быть признаны судом или налоговым органом как смягчающие.

К обстоятельствам, отягощающим налоговую ответственность, относятся нарушения, совершенные лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичные деяния.

Обстоятельства, смягчающие или отягощающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом.

При наличии смягчающих обстоятельств налоговые санкции уменьшаются не менее чем в два раза, при наличии отягощающих обстоятельств увеличиваются в два раза.

Срок исковой давности по привлечению к налоговой ответственности составляет три года, кроме привлечения к ответственности за неуплату или неполную уплату налога или за грубое нарушение правил учета доходов и расходов объектов налогообложения.

За совершение налогового правонарушения предусмотрена мера ответственности — налоговые санкции, устанавливаемые в следующих размерах.

Размер штрафа в зависимости от вида налогового правонарушения

Виды налоговых правонарушений

Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на налоговый учет при отсутствии признаков налогового правонарушения

Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней

Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на учет в налоговом органе

10% от доходов, полученных в течении указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб.

Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на налоговый учет в налоговом органе более трех месяцев

20% от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней, но не менее 40 000 руб.

Виды налоговых правонарушений

Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком либо банке

Непредставление налогоплательщиком в установленный налоговым законодательством срок налоговой декларации при отсутствии признаков налогового правонарушения

5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока

30% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, и 10% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная с 181-го дня

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения

Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода

Те же деяния, если они повлекли за собой занижение налоговой базы

10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)

20% от неуплаченных сумм налога

Деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122, совершенные умышленно

40% от неуплаченных сумм налога

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

20% от суммы, подлежащей перечислению

Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством

50 руб. за каждый непредставленный документ

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля

Отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

Отказ эксперта или специалиста от участия в проведении налоговой проверки

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо _ложного перевода

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо Должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового нарушения

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года

Нарушение установленного НК РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов, касс букмекерской конторы, либо порядка регистрации изменений количества названных объектов

Трехкратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения

Те же деяния, совершенные более одного раза

Шестикратный размер ставки налога на игорный бизнес

Виды налоговых нарушений банком и размеры установленных в соответствии с НК РФ штрафов за их совершение

Виды налоговых правонарушений

Открытие банком счета налогоплательщику без предъявления им свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика

Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета налогоплательщиком

Нарушение банком установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налогового платежа

Пеня в размере ,/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки

Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика его поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налогов

Штраф 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности — в размере 10 000 рублей

Неправомерное неисполнение банком в установленный срок решения налогового органа о взыскании налогового авансового платежа, сбора, пеней, штрафа

Пеня в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки

Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа

30% от непоступившей в результате таких действий суммы

Непредставление банком по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам налогоплательщика в установленный срок при отсутствии признаков правонарушения

Общие налоговые правонарушения именуют также налоговыми правонарушениями налогоплательщиков, налоговых агентов, экспертов, переводчиков, специалистов.
Такие налоговые правонарушения направлены на нарушение указанными субъектами основных обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством, и уклонение от выполне­ния возложенных на них законодательством функций (напри­мер, для налогоплательщиков это неисполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, а для экспертов, переводчиков ­уклонение от выполнения экспертиз, перевода и т. д.).
В настоящее время НК РФ предусмотрено 12 видов налоговых правонарушений этих субъектов:
нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
нарушение срока представления сведений об открытии и за­крытии счета в банке;
непредставление налоговой декларации;
грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
неуплата или неполная уплата сумм налога;
невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распо­ряжения имуществом, на которое наложен арест;
непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
неправомерная неявка свидетеля, а также неправомерный от­каз свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний;

отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного за­ключения или осуществление заведомо ложного перевода;
неправомерное несообщение сведений налоговому органу.

4, Специальные налоговые правонарушения именуют иначе нало­говыми правонарушениями банков.
Банки (кредитные организации) - особые субъекты налогового
правонарушения. С одной стороны, кредитные организации - такие же налого­плательщики, как и другие юридические лица. С другой сто­роны, кредитные организации участвуют в системе националь­ного хозяйства страны в роли финансовых посредников и осуществляют расчеты между хозяйствующими субъектами. Поэтому НК РФ возлагает на них (кроме общих для всех нало­гоплательщиков обязанностей по уплате законно установлен­ных налогов) специальные обязанности:
открывать клиентам банковский счет только после предъявле­ния ими свидетельства о постановке на налоговый учет;
в срок исполнять поручения своих клиентов (налогоплатель­щиков и плательщиков сборов) о перечислении сумм налога или сбора в бюджет;
по решению налоговых органов приостанавливать операции по счетам своего клиента (налогоплательщика или налогового агента);
в течение одного операционного дня исполнить инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа о списании со счета (при достаточности средств на соответствующем счете) клиента банка - недобросовестного налогоплательщика суммы налога (включая пеню).

Ответственность за неисполнение этих обязанностей установ­лена отдельно и закреплена в гл. 18 НК РФ "Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение".
Предусмотрено пять видов налоговых правонарушений этих субъектов:
нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику;
нарушение срока исполнения поручения о перечислении нало­га или сбора;
неисполнение банком решения налогового органа о приоста­новлении операций по счетам налогоплательщика, плательщи­ка сбора или налогового агента;
неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени;
непредставление налоговым органам сведений о финансово­ хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка.

Читайте также: