20 лет налоговой службе

Опубликовано: 02.05.2024

К 20-летию государственной налоговой службы была приурочена пресс-конференция руководителя УФНС России по Смоленской области Галины СУВОРОВОЙ.

Встреча с журналистами проходила в новом здании управления на проспекте Гагарина. И ввод этой новостройки – одно из главных событий в жизни налоговой службы Смоленщины. Всего же в области за два десятилетия построено и введено в строй семь административных зданий. Служба выходит из приспособленных помещений, в которых вынуждена была работать поначалу. Теперь к услугам клиентов – просторные операционные залы и новые технические возможности.

Эта работа любит точность
В настоящее время в налоговой службе Смоленской области трудится 1200 квалифицированных сотрудников, которыми успешно выполняются задачи по наполнению бюджетной системы. Ежемесячно ими мобилизуется в государственную казну более 1,5 млрд. рублей. 70% от этой суммы остаётся в области и идёт на выплату заработной платы бюджетникам, пенсий и других социальных пособий.
Юбилейный год стал для налоговиков Смоленщины временем поиска резервов в работе, повышения её эффективности. За девять месяцев в бюджетную систему мобилизовано 16,7 млрд. рублей налогов и других обязательных платежей. Это на 2,0 млрд. рублей (или на 13,7%) больше, чем за аналогичный период докризисного 2008 года, и на 3,1 млрд. (на 24,1%) больше показателя девяти месяцев 2009 года. Из 18 субъектов ЦФО по темпам поступлений налоговых доходов Смоленская область занимает четвёртое место. Для сравнения, год назад мы были седьмыми.
Смоленскими налоговиками достигнут значительный прорыв в работе по снижению совокупной задолженности в бюджет РФ. За девять месяцев текущего года она снизилась на 0,7 млрд. рублей, или на 15,5%. Год назад этот процесс носил обратный характер, и за январь – сентябрь 2009-го рост задолженности составлял 14%.
Серьёзные изменения произошли и в повышении эффективности налоговых проверок, которые принесли в бюджет дополнительно более 1,0 млрд. платежей.
Эти успехи не пришли сами собой – управление проанализировало свою деятельность и изыскало резервы.

Налоги – резвое дитя здоровой экономики
Один из важнейших выводов, который можно сделать по результатам работы налоговой службы в этом году, Галина Алексеевна сформулировала так: экономика Смоленщины постепенно выходит из кризиса и встаёт на ноги. У предприятий растёт прибыль, сокращается количество убыточных организаций. Всё это ведёт к увеличению доходной части регионального бюджета.
Тотальные проверки налогоплательщиков сейчас не применяются, подчеркнула Галина Алексеевна, ведётся адресная контрольная работа. Отслеживается налоговая история по каждому плательщику, анализируются риски (закреплено 12 показателей), и при регистрации продолжительных отклонений плательщик подвергается проверке. «Если же предприятие повышает зарплату сотрудникам, работает над снижением затрат, повышает прибыльность и платит все налоги, то мы это предприятие не проверяем», - отметила руководитель налогового управления. Количество проверок в области уменьшилось, даже в сравнении с прошлым годом. Поэтому должно расти их качество.
В последнее время смоленская милиция ведёт активную работу по закрытию так называемых лотерейных клубов, обирающих смолян. Насколько ликвидация игорного бизнеса ударит по наполняемости местных бюджетов? Сотрудники налоговой службы заверили корреспондента «СГ», что сумма игорных налоговых отчислений ничтожна и не играет существенной роли в жизни муниципалитетов. Социальный эффект гораздо важнее тех скромных платежей, которые владельцы клубов к тому же имеют привычку задерживать.

Цифровая реальность
Сейчас 77% организаций и 72% индивидуальных предпринимателей Смоленщины предоставляют отчётность в налоговые инспекции по телекоммуникационным каналам. Это весьма неплохой показатель, однако и он имеет тенденцию роста. Службе поставлена задача перейти на электронное взаимодействие с клиентами, чтобы необходимость личного посещения налоговых органов отпала.
Налогоплательщик может получить всю необходимую информацию через сайт службы – не выходя из дома или офиса. У каждого есть свободный доступ в «Личный электронный кабинет» в любое время суток. Спектр услуг расширяется, и это – принципиальная позиция службы. Сервис «Узнай свою задолженность», сведения об ИНН и подача заявления на его присвоение, распечатка налоговых уведомлений – всё это доступно без посещения налогового инспектора. Юридические лица могут посмотреть состояние своих счетов. Кроме того, по Интернету можно подать предложение или жалобу на работников налоговой службы.
Информация о налогоплательщиках и платежах защищена самыми современными методами. На Смоленщине не отмечено случаем взлома баз данных налоговой службы.

По зову сердца
Готовясь к юбилею было бы неправильно не сказать о шефской работе налоговиков. Налоговая служба взяла под опеку Сафоновскую и Шаталовскую школы-интернаты. Управление участвует в жизни учебных заведений и помогает им материально – из личных средств сотрудников. Воспитанники школ получают подарки к праздникам. Интернатам оказывается помощь в строительных и ремонтных работах. В частности, управление налоговой службы приняло участие в создании так называемых «социальных квартир» при Шаталовской школе, призванных облегчить адаптацию выпускников к самостоятельной жизни. Отметим, что сотрудники неоднократно брали детей из школ-интернатов в свои семьи на время каникул.
Пять подшефных выпускников поступили в Смоленский промышленно-экономический колледж на обучение по специальности «Налоги и налогообложение». Управление рассчитывает, что они придут на работу в налоговую службу.
В канун юбилея нельзя не вспомнить ветеранов службы, стоявших у её истоков. Это Надежда Павловна Карпенко (Ярцево), Николай Васильевич Худосовцев, Надежда Ивановна Жигулёва (Велиж), Татьяна Николаевна Прудникова, Валентина Алексеевна Морозова (Смоленск). Руководитель управления Г.А. Суворова просила поблагодарить их через нашу газету. В управлении продолжают успешно трудиться семь человек, чей путь в налоговых органах начинался 20 лет назад. Это Татьяна Петровна Жаркова, Светлана Александровна Маколдина, Алла Ивановна Шматова, Елена Алексеевна Малова, Людмила Алексеевна Ильина, Игорь Михайлович Сибиченков, Светлана Ивановна Козлова. Всем работникам службы – крепкого здоровья, благополучия, сил, терпения и энергии!

20-летие налоговой службы России будет отмечаться 21 ноября, в профессиональный праздник – День работников налоговой службы.


Следите за нашими новостями здесь

Интервью корреспондента газеты "Бурятия" Намсараевой С.Р. с руководителем УФНС России по Республике Бурятия Цыреторовым С.Ц.

Сегодня мы ведем беседу с Руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия с Цыреторовым Самбу Цыдыповичем. Наша беседа посвящена юбилейной дате. В этом году налоговой службе Республики Бурятия – 20 лет!

Самбу Цыдыпович, подведите, пожалуйста, итоги работы налоговой службы республики
В 90-е годы, когда формировалась налоговая система, начала функционировать налоговая служба - действовало порядка 30 законов, устанавливающих правила исчисления и уплаты налогов. В дальнейшем после принятия первой и второй частей Налогового кодекса в 1998 и 2001 годах появилась системность в законодательстве о налогах и сборах. Были определены основные понятия и принципы построения единой налоговой системы, определен перечень налогов и порядок их исчисления, были регламентированы отношения государства с налогоплательщиками.
За эти годы Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия обеспечено поступление налогов и сборов более 167 млрд. руб., из них федеральный бюджет поступило свыше 28 млрд. руб., в бюджет Республики Бурятия около 86 млрд. руб., в государственные внебюджетные фонды 53 млрд. руб.. За последние 5 лет (с 2005г. по 2009 г.) поступило почти 115 млрд. руб., что составляет 69% от всего объема поступлений за 20 лет.
Иными словами, в условиях неустойчивой экономической ситуации, изменений налогового законодательства, масштабной налоговой реформы и структурных преобразований налоговые органы Республики Бурятия обеспечивают стабильный рост поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и ежегодное выполнение прогнозных показателей по всем уровням бюджета.
В 2000-2001 годах налоговые органы республики провели грандиозную работу по присвоению ИНН физическим лицам, в итоге ИНН получили все работоспособные граждане республики. По состоянию на 01.01.2002 г. за период действия Налогового Кодекса общая численность налогоплательщиков – физических лиц возросла с 18,4 до 672,2 тысяч человек, т.е. в 36.5 раза.
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» в 2002 году на налоговые органы возложена новая задача – государственная регистрация юридических лиц, а с января 2004 года - регистрация индивидуальных предпринимателей.
Процедура госрегистрации в формате «одного окна» теперь занимает 5 дней, а ранее на это уходило 70-90 дней.
По состоянию на 1 октября 2010 года на учете в налоговых органах Республики Бурятия состоит 17,3 тысячи организаций, 32 тысячи индивидуальных предпринимателей, 1058 тысяча физических лиц. Количество налогоплательщиков юридических лиц возросло на 13,6 тысяч (в 5.7 раза) к уровню 1990 года.
Проводится большая работа с предприятиями – должниками. Администрирование налоговой задолженности позволило обеспечить снижение совокупной задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в 2009 году к уровню 2004 года почти на 6 млрд. рублей (в 4,8 раза).
Усовершенствовали подходы к планированию налоговых проверок. Так, в последние годы в республике отмечается рост дополнительно начисленных платежей при одновременном сокращении количества выездных проверок и увеличении числа вновь регистрируемых организаций.
Дополнительно начисленные налоговые платежи в бюджетную систему РФ по результатам контрольной работы возросли с 134 млн. руб. в 1994 г. до 1,1 млрд.руб. в 2009 году или увеличилось в 8 раз. Количество выездных налоговых проверок сократилось с 3,5 тысяч в 1994 году до 575 проверок в 2009 году или более чем в 6 раз.

За эти 20 лет многое поменялось, а некоторые моменты остались по-прежнему неизменны. Как развивалась и на каком этапе развития находится налоговая служба на сегодняшний день?
Государственная налоговая служба России стала самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, входящим в систему центральных органов государственного управления РФ, с подчинением Президенту РФ и Правительству РФ.
В 1990 году Приказом Министра финансов РБ от 25.06.90 «О выделении из состава аппарата Министерства финансов работников по государственным доходам» начала свой самостоятельный путь Государственная налоговая инспекция по Республике Бурятия. 19 работников Министерства финансов республики начали свою трудовую деятельность в новом контролирующем органе. Тогда в структуре налоговой инспекции республики насчитывалось: 27 районных и государственных инспекций; 271 специалист.
Становление налоговых органов республики шло в сложной экономической обстановке, которая характеризовалась упадком производства и непрерывно растущей инфляцией. В 1991 году в РБ действовало 10 федеральных, республиканских, местных налогов и платежей. Состояло на учете 720 юридических лиц, 483 предпринимателя.
В 1995 году в целом по республике среднемесячные темпы роста поступлений платежей составляли 134%. За 1996 год количество частных предприятий возросло в 3,3 раза. И с этого года Государственная налоговая инспекция по Республике Бурятия (нынешнее Управление) начала практиковать проведение выездных заседаний коллегии совместно или с приглашением Глав администраций местного самоуправления районов республики.
В 1997 году Государственной налоговой инспекцией по Республике Бурятия впервые были разработаны, согласованы с заинтересованными министерствами, ведомствами и утверждены мероприятия по выполнению «Межведомственного плана первоочередных мероприятий по пополнению доходной части бюджетов всех уровней по Республике Бурятия».
Следующий этап в развитии налоговой службы связан с расширением числа функций налоговых органов и передачи им ряда разрешительных полномочий. Государственная налоговая служба России была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с возложением на него функций по выработке и осуществлению налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей.
Так, 10 сентября 1999 года Государственная налоговая инспекция по Республике Бурятия была преобразована в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Бурятия. Динамика поступления налоговых платежей в республике 1998-1999 г.г. характеризовалась тенденцией к устойчивому росту, что явилось следствием относительной стабилизации экономики республики, увеличения выпуска продукции и услуг базовых отраслей, а также, безусловно, напряженной работы налоговых органов.
С 10 декабря 1999 года по 20 января 2000 года уже второй раз был проведен конкурс для покупателей «Требуй чек». В этом же году, по инициативе УМНС России по Республике Бурятия состоялось неординарное событие – презентация учебника «Зачем нужны налоги» для начальной школы. В этом же году впервые в истории налоговых органов Бурятии состоялся конкурс «Лучший акт налоговой проверки».
Начиная с 2000 года ежегодно в школах республики проводится совместная информационная акция Управления и Министерства образования РБ – Месячник налоговых знаний: проводятся уроки налоговой грамотности в школах и учебных заведениях высшего и среднего специального образования РБ. Сотрудники инспекции в доступной и наглядной форме знакомят школьников, студентов с основами налогового законодательства, историей создания налоговой службы. Учащимся рассказывают о современной налоговой системе Российской Федерации, о функции и роли налогов, их видах, об имущественных налогах, налоговых вычетах, о работе Интернет-сайта Управления ФНС России по Республике Бурятия и др.
Приоритетным направлением налоговых органов всегда было и остается создание комфортных условий и поощрение добросовестных налогоплательщиков.
10 апреля 2002 года впервые состоялось вручение Диплома «Лучший налогоплательщик года» на расширенной коллегии Управления МНС России по РБ. По итогам 2001 года этого почетного звания удостоены АО «Бурятнефтепродукт», Селенгинский ЦКК, Кабанский рыбзавод. Эти предприятия в 2001 году не допускали нарушений отчетной дисциплины.
В октябре 2003 года на волне радиоканала «Пульс радио» вышел первый выпуск радиопередачи «Налоговый вестник» Управления МНС России по РБ, которая в последующем будет выходить два раза в месяц.
С 15 ноября 2003 года прием налогоплательщиков во всех налоговых инспекциях начал осуществляться ежедневно, кроме выходных, в течение всего рабочего дня. Кроме того, в Управлении начал работать телефон «горячей линии» - (8-22) 26-12-55 для обращения граждан по вопросам, связанным с приемом налогоплательщиков.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 года №314 Федеральная служба Российской Федерации по финансовому оздоровлению и банкротству упразднена, функция по представлению интересов Российской Федерации перед кредиторами в процедурах банкротства передана Федеральной налоговой службе. Решение о подаче заявления по признанию должника банкротом по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды на территории республики Бурятия принимается Управлением ФНС России по РБ.
Следующий этап в развитии налоговых органов России связан с проведением административной реформы и формированием новой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. В 2004 г. МНС России было преобразовано в Федеральную налоговую службу, которая вошла в организационную структуру Минфина России.
В республике проведена реорганизация территориальных налоговых органов, образовано 8 Межрайонных инспекций.
Одной из основных задачи процессов модернизации явилось внедрение современной автоматизированной системы ЭОД, разработанной в соответствии с функциональной организацией работы налоговых органов.
На территории Республике Бурятия создан Единый регистрационный центр (Межрайонная ИФНС России №9 по Республике Бурятия), осуществляющий все виды регистрационных действий по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, кроме Северобайкальского и Муйского районов.
Создание специализированного участка позволило значительно повысить качество работы, в полной мере реализуется принцип «одного окна» - получение документов, подтверждающих регистрацию в качестве страхователей в территориальных органах Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования и органа статистики непосредственно в инспекции.

Какие задачи Вы ставите на перспективу?
Особое внимание налоговые органы Бурятии уделяют вопросам модернизации налоговых органов, развитию информационных технологий. Будет вестись работа по совершенствованию различных электронных сервисов, направленных на повышение открытости и упрощение налоговых процедур. Существующий сегодня сервис «личный кабинет» должен быть преобразован в ключевое средство взаимодействия между Службой и налогоплательщиками - юридическими и физическими лицами.
Основными задачами на 2010 год Федеральной налоговой службы являются:
1. Повышение эффективности контрольной работы.
2. Активизация работы по урегулированию задолженности.
3. Реализация мер по повышению эффективности администрирования имущественных налогов с целью увеличению их роли в доходах бюджетов – как стабильного источника поступлений.
4. Повышение открытости Службы и упрощение налоговых процедур, включая взаимодействие с налогоплательщиками путем развития разнообразных электронных сервисов и широкого внедрения передовых информационных технологий.
Основная стратегическая цель, поставленная перед налоговыми органами на сегодняшний день, – добиться устойчивости формирования доходов бюджетной системы и максимально снизить задолженность перед бюджетами всех уровней.
Налоговые органы РБ уходят от чисто фискальной и карательной функций. Мы стремимся к тому, чтобы все плательщики добровольно и в полном объеме перечисляли законно установленные налоги. Встречаемся с руководителями предприятий, разъясняем ситуацию и наши подходы, советуем, помогаем. Кстати, добросовестным плательщикам создан режим наибольшего благоприятствования, они не включаются в планы проверок.
Этого требует необходимость стабильно обеспечивать доходами бюджеты страны в порой сложных экономических условиях, при изменениях налогового законодательства.

Как говорится «кадры решают все». Что вы можете рассказать о работниках налоговой службы?
Численность государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы в Республике Бурятия на сегодняшний момент составляет 955 человек. Это высококвалифицированные и образованные специалисты. Из всего штата высшее образование имеют 96% (914 гражданских служащих). Остальные сотрудники имеют среднее специальное образование.
По возрасту состав работников характеризуется следующим образом: - до 30 лет - 25% (239), от 30 до 50 лет – 58% (555), 50 лет и старше - 17% (161).
Имеют классные чины 918 гражданских служащих или 96%. Не имеют классный чин - 37 государственных гражданских служащих (4%) – это вновь принятые государственные гражданские служащие.
Так же сотрудники налоговой службы на постоянной основе повышают свою квалификацию. Ежегодно повышают квалификацию около 300 государственных гражданских служащих.
Свыше 30% сотрудников имеют стаж работы в финансовых и налоговых органах более 15 лет, от 5 лет до 15 лет - 45% (454), до 5 лет - 23% (226). Данные показатели характеризуют, что сотрудники налоговой службы имеют огромный опыт работы по своим секторам. Они являются знатоками своего дела. Ведь многие работники посвящают жизнь нашей службе.

Какие будут поздравления и пожелания в эту знаменательную для налоговиков дату?

Уважаемые коллеги!
Хотя история существования фискальных органов столь же древняя, сколь и вся история государственности как таковой, налоговая служба в России появилась совсем недавно, официальное введение профессионального праздника налоговиков относится к 2000 году. В 2000 году Президент России В.В. Путин издал Указ "О дне работника налоговых органов РФ", в котором было установлено, что 21 ноября - день нашего профессионального праздника. А это говорит о высокой значимости нашей деятельности и вместе с тем налагает на нас высокую ответственность.
За 20 лет существования налоговая служба обрела статус одного из крупнейших государственных ведомств. Многое пришлось пережить за эти годы. Но самое главное - это люди, честно исполняющие долг перед государством, понимающие всю важность и ответственность возложенной на них работы.
Наш профессиональный праздник - это возможность подвести итоги сделанному, наметить перспективы, высказать слова благодарности и уважения опытным, заслуженным работникам, отметить молодых и просто сказать друг другу "Спасибо" за помощь, понимание, взаимовыручку - все то, без чего невозможно представить себе успешную и плодотворную работу инспекции.
Сердечно поздравляю всех сотрудников налоговой службы Республики Бурятия с профессиональным праздником - Днем работника налоговых органов. Желаю крепкого здоровья, большого семейного счастья и уюта в доме, долгих лет успешной работы, чтобы на вашем пути встречались только честные и добропорядочные налогоплательщики. Верьте в себя и знайте: налоговый инспектор - это звучит гордо!

С уважением, Цыреторов С.Ц.

руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия

20 лет постоянных перемен: юбилей особенной части Налогового кодекса

Сложности, которые должен был решить Налоговый кодекс

Кодекс и принимали, чтобы покончить с перечисленными сложностями. Нормы НК должны были действовать напрямую, без дополнительных комментариев и уточнений в подзаконных актах, объясняет Орлов.


Плюсы и минусы разработанного документа

Ч. 2 Налогового кодекса началась с разработки четырех глав: «НДС», «Акцизы», «Единый социальный налог» и «НДФЛ». Задача была непростой, утверждает Орлов. По его словам, им с коллегами предстояло не просто кодифицировать налоговое законодательство, а переработать юридические составы налогов, чтобы они:

  • стали понятными;
  • отвечали задачам реформы того времени;
  • были написаны с учетом новых правил, закрепленных в уже принятой ч. 1 НК.

Актуальность той задаче добавляла и экономическая ситуация в стране. После кризиса 1998 года правительство пыталось повысить деловую активность в России, вывести доходы граждан из тени. Потому и решили ввести «плоскую» шкалу подоходного налога, который стал называться НДФЛ, поясняет Орлов. Ставку по нему сделали фиксированной – 13%. А до этого для наиболее обеспеченных россиян цифра достигала 35%.


Введение плоской шкалы НДФЛ содействовало повышению правосознания граждан в налоговой сфере, а также пониманию, что каждый гражданин участвует в формировании госбюджета.

Разработчики бережно относились и к единообразию терминологии, чтобы не было расхождений между ч. 1 и ч. 2 НК. Серьезным образом пересмотрели подход к понятию «налогоплательщик», замечает юрист. Учитывая новое определение в ст. 19 НК, перестали облагать налогами операции головной компании с ее филиалами или представительствами.

Но не все изменения оказались удачными. В главу про НДС ряд положений бездумно перенесли из закона, который регулировал этот налог, утверждает Тимофеев. В кодекс попала норма о том, что от НДС освобождаются гарантийные работы, поскольку за них якобы не платят. Хотя по факту такие услуги уже закладываются в цену товара, объясняет эксперт.


Каждая новая глава ч. 2 НК вызывала бурные споры, когда вводилась. Такие споры могли заканчиваться походом налогоплательщиков в Конституционный суд. Речь идет и про нормы о пониженной и нулевой ставках НДС, и про условия и порядок их применения налогоплательщиками, и о накопительном методе учета налоговой базы по налогу на прибыль.

А установленный гл. 24 НК единый социальный налог, на который при его принятии государство возлагало большие надежды, пришлось отменять в 2010 году, замечает Шиенок. Второй раз включить социальные платежи в налоговую систему России попытались хотя бы частично четыре года назад, когда приняли гл. 34 НК («Страховые взносы»).

Еще один недостаток ч. 2 НК – в нее не включили так называемые неналоговые платежи, которые в сущности представляют собой налоги или сборы, говорит Шиенок. Речь идет про экологические, патентные и лицензионные платежи, которые регулируются отдельными нормативно-правовыми актами и не подчиняются общим правилам налогового законодательства.


Главной проблемой, сопровождавшей принятие первых глав ч. 2 НК, была невозможность проработать всё многообразие ситуаций экономической жизни в стране. В результате путь, который другие страны проходили десятилетиями, Россия была вынуждена пройти за несколько лет.

Сам Орлов признает, что принятый в августе 2000 года текст закона не был идеальным и еще неоднократно подвергался изменениям, направленным на устранение технических ошибок. Но в целом он стал хорошим стартом для формирования ч. 2 НК, подчеркивает эксперт.

– Новая упрощенная система налогообложения (УСН). Предыдущая ее версия была направлена преимущественно только на ИП. Обновленный налоговый режим до сих пор является одной из главных налоговых конструкций для малого и среднего бизнеса, обороты которого достигают 200 млн руб.

– Изъятие и возвращение страховых взносов. За 20 лет они кардинально менялись. Государство через такие платежи пытается бороться с практикой «серых зарплат» и регулирует вопросы собственных социальных обязательств перед населением. Изначально эту сферу отношений регулировал ЕСН, который просуществовал девять лет. В 2010 году администрирование этого вопроса передали фондам (Социального страхования и Пенсионный). Но четыре года назад вновь вернули в ведение ФНС.

– Появились особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). Нормы коренным образом изменили целую отрасль – международное налогообложение – и задали тренд на изменчивость регулирования в этой сфере.

Чего не хватает налоговому законодательству сегодня

По словам Иванова, сейчас стоят задачи, больше связанные с возможной интерпретацией положений НК. Если 15–20 лет назад юристы думали, как оптимизировать налоги и найти лазейки в законодательстве, то сейчас пытаются понять, какие креативные идеи появятся у проверяющих через несколько лет после совершения операции налогоплательщиком, рассуждает эксперт.

Одним словом, сильно не хватает моратория на изменения НК хотя бы в течение нескольких лет, говорит Кордюкова: «Ситуация, в которой мы имеем по 10–20 пакетов существенных изменений в год, ненормальная». Постоянно переписываемый кодекс не способен гарантировать определённость, предсказуемость отношений в этой сфере.


Несмотря на 20-летний возраст, признавать кодификацию состоявшейся преждевременно. Этот процесс до сих пор проходит активную фазу и очень далек от завершения. Например, торговый сбор внесли в кодекс только в 2014 году, а страховые сборы – в 2016-м. Мы все еще имеем огромное количество некодифицированных фискальных и квазифискальных платежей (различные экологические сборы, утилизационный сбор, гостиничный сбор и множество других).

Большей стабильности можно добиться, если регулировать обсуждаемые вопросы на уровне норм-принципов, уверен Тимофеев. Тогда и налогоплательщики, и инспекция получили бы ясные ориентиры, а также гарантию от элементарных технических ошибок законодателя, запачкавшего поправками уже, кажется, каждый абзац ч. 2 НК, настаивает юрист.


Изменения, вносимые в НК по несколько раз в год, привели к тому, что НК представляет собой латаный и перелатанный документ, что мешает налогоплательщикам формировать бизнес-стратегию на длительный период, тем более что часто эти изменения вносятся без широкого обсуждения с бизнес-сообществом.

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Президент Владимир Путин за неделю до голосования по поправкам в Конституцию обратился с обращением к россиянам, в котором объявил о повышении ставки подоходного налога для граждан с высокими зарплатами и повторении разовых выплат 10 тыс. руб. для семей с детьми до 16 лет. Среди других инициатив — расширение программы по ипотеке под 6,5%, льготный налоговый режим для ИТ-отрасли и упрощение процедуры вывода из тени зарубежных активов россиян.

Конец плоской шкалы НДФЛ

Ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) 13%, действовавшая для всех в течение 20 лет, перестанет быть единой. С 1 января 2021 года россияне, зарабатывающие свыше 5 млн руб. в год, будут платить НДФЛ по ставке 15%. Такой доход соответствует месячной зарплате 416,7 тыс. руб. «Повышенной ставкой будут облагаться не все доходы, а только та их часть, которая превышает 5 млн в год», — уточнил президент. Это даст бюджету порядка 60 млрд руб., оценил Путин.

Дополнительные средства будут «окрашены» и целевым образом направлены на лечение детей с тяжелыми, редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, на проведение высокотехнологичных операций.

По данным Росстата, зарплаты свыше 3 млн руб. в год получают всего 0,8% работающих россиян, что составляет около 500 тыс. человек, а свыше 5 млн руб. — еще меньше.

Сколько тратится на больных с редкими заболеваниями

В 2020 году на обеспечение всех пациентов с жизнеугрожающими орфанными (редкими) заболеваниями из региональных бюджетов планируется потратить порядка 10 млрд руб., а федеральная программа предусматривает расходы порядка 35 млрд руб., сообщила РБК руководитель проектного офиса «Редкие (орфанные) болезни» Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко Елена Красильникова. Кроме того, есть пациенты с редкими заболеваниями, которые не учитываются ни в одном из федеральных регистров, но они частично обеспечиваются по инвалидности из региональных бюджетов. Сколько тратится на такие группы пациентов с редкими заболеваниями, сложно сказать, отметила эксперт, добавив, что в эпидемиологический список орфанных болезней входит порядка 260 заболеваний, но программно оформлены и финансируются по принципу орфанного заболевания только 28.

Алексей Кудрин

Об обсуждении повышения ставки НДФЛ для обеспеченных россиян на прошлой неделе сообщали источники Forbes и РБК. Источник, близкий к администрации президента, говорил РБК, что сейчас «идеальная ситуация санкционно-пандемическая» для увеличения ставки НДФЛ с высоких зарплат. По его словам, идею увеличения ставки НДФЛ продвигал бывший министр экономического развития, помощник президента Максим Орешкин. Вопрос повышения НДФЛ обсуждался с премьер-министром Михаилом Мишустиным и экономическим блоком правительства, сказал РБК источник в правительстве. «Первый вариант [порога дохода в год] был 3 млн руб.», — отметил собеседник РБК. По его словам, Мишустин был изначально против. Ранее в Госдуме премьер выступал против прогрессивной шкалы НДФЛ. «Но, учитывая, что сумма достаточно высокая и это была инициатива президента, остановились в дискуссии на сумме 5 млн, точнее, более 5 млн», — сказал источник РБК.

Еще один источник, близкий к правительству, рассказал РБК, что идея повышенного НДФЛ для россиян с высоким доходом прорабатывалась еще в конце прошлого года при подготовке январского послания президента Федеральному собранию. Другой собеседник РБК, близкий к правительству, сказал, что тема повышения НДФЛ обсуждалась еще год назад во время работы кабинета министров Дмитрия Медведева, но тогда до принятия решения дело не дошло.

Два года назад Владимир Путин говорил, что от введения прогрессивной шкалы НДФЛ «фискальный результат почти нулевой, а шума много». В феврале 2020 года министр финансов Антон Силуанов в интервью РБК заверил, что до 2024 года принципы налогообложения останутся неизменными, а к вопросу прогрессии НДФЛ можно вернуться через четыре года.

На днях президент вернул в агитационную повестку по голосованию поправок в Конституцию (намечены на 1 июля) тему «поправки Терешковой» (об обнулении президентских сроков) и не исключил для себя возможность в случае одобрения поправок баллотироваться снова, напомнил Пожалов. На этом фоне инъекция социального оптимизма должна повысить и явку на голосование, и поддержку поправок, вернув президенту заколебавшуюся на фоне кризиса часть избирателей, отметил политолог.

Еще раз по 10 тыс. семьям с детьми

Самой масштабной антикризисной мерой поддержки стала разовая выплата в июне 10 тыс. руб. на каждого ребенка от трех до 16 лет. Во вторник президент объявил о выплате 10 тыс. руб. еще раз, в июле, но теперь разовое пособие смогут получить все дети с рождения до 16 лет, то есть свыше 27 млн детей. На финансирование выплаты будет направлено более 274 млрд руб., сообщил глава Минтруда Антон Котяков.

«По сути, это деньги, раздаваемые людям в целях повышения покупательной способности населения и тем самым стимулирования экономики, — считает Фетисов. — А учитывая, что российское общество в целом находится в тяжелом экономическом положении и привыкло жить по принципу «деньги нужны сейчас, а потом заработаем», то какой-то прирост на 5–7% голосов за поправки [по Конституции] это вполне может прибавить».

Расширение льготной ипотеки

Программа субсидирования ставок по ипотеке до 6,5% начала действовать в апреле, поучаствовать в ней можно до 1 ноября 2020 года. Субсидировать ставку по кредитам будут на весь срок ипотеки. С апреля льготные ставки действуют для квартир на первичном рынке, для которых покупатель берет кредит не более 3 млн руб.; для Москвы, Московской области, Петербурга и Ленинградской области лимит выше — до 8 млн руб. Первоначальный взнос по кредиту был установлен на уровне 20%, затем президент поручил его снизить до 15%.

23 июня Путин предложил расширить программу субсидированной ипотеки под 6,5% на более дорогое жилье. Как сказал президент, речь идет о жилье стоимостью до 12 млн руб. в Петербургской и Московской агломерациях и 6 млн руб. — для других регионов. Сейчас госпрограмма субсидирования ипотеки опирается не на стоимость квартир, а на размер кредитов. На запрос РБК о новых параметрах программы в Минфине ответили, что они еще прорабатываются.

Фото:Сергей Ермохин / ТАСС

О том, что программу льготной ипотеки необходимо расширить, на прошлой неделе сообщал вице-премьер Марат Хуснуллин. По его словам, с момента запуска программы льготной ипотеки в банки поступило 170 тыс. заявок, большинство из них было одобрено. Было выдано 40 тыс. кредитов на сумму около 100 млрд руб. Всего программа рассчитана на выдачу до 250 тыс. кредитов. С новыми вводными ожидается рост спроса на квартиры большей площади, а также интерес к проектам класса «комфорт+», сообщили в пресс-службе группы ПИК. Коммерческий директор группы МИЦ Геннадий Дикалов также рассчитывает на рост спроса в проектах бизнес-класса. «С увеличением лимита мы ожидаем дополнительного роста спроса со стороны покупателей-ипотечников. Рост максимальной суммы кредита в полтора раза — с 8 млн до 12 млн руб. — позволяет покупателям, которые ранее ориентировались на комфорт-класс, приобрести жилье бизнес-класса, выбрать квартиру с большим числом комнат или в более престижном районе», — констатирует директор по маркетингу компании MR Group Евгения Старкова.

Фото:VPales/shutterstock

По оценке аналитического центра «Дом.РФ», после расширения госпрограммы по льготной ставке возможно будет купить до 95% квартир в новостройках, продающихся сейчас в России.

Налоговый маневр для ИТ-компаний

Владимир Путин предложил снизить ставку страховых взносов для ИТ-компаний почти вдвое, с 14 до 7,6%, налог на прибыль сократить с 20 до 3%, что, по словам президента, «не только сравнимо, а даже лучше, чем в таких привлекательных сегодня для ИТ-бизнеса юрисдикциях, как индийская и ирландская». Обе меры будут действовать бессрочно, подчеркнул Путин.

Разработать комплексный налоговый маневр для ИТ-отрасли президент поручил 10 июня по итогам совещания о развитии отрасли. Тогда президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров предложил снизить или отказаться от взимания НДС с ИТ-компаний, работающих по сервисной модели, и отказаться от страховых взносов как минимум до конца 2020 года, а также снизить до 2% налог на прибыль для компаний — экспортеров ПО. На днях о деталях готовящегося документа сообщили «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников.

Исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники Иван Покровский назвал бессрочное снижение налогов на зарплату одним из важнейших решений для ИТ-отрасли. «Оно позволяет контрактным разработчикам расширить долю на рынках с жесткой ценовой конкуренцией, а продуктовым компаниям — прямо пропорционально снижению налогов увеличить объем собственных инвестиций в развитие, так как для них зарплата разработчиков — это инвестиционные расходы», — заявил он. Глава Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев отметил, что названные меры «точно помогут ИТ-компаниям не просто выжить, но и работать полностью в белой зоне». По его словам, «это выгодно государству и бизнесу и позволит строить долговременные бизнес-планы».

Однако снижение налога на прибыль позитивно скажется на отрасли только в том случае, если ИТ-компании покажут прибыль, указала гендиректор ГК InfoWatch Наталья Касперская. Она отметила, что по результатам опроса ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» в апреле—мае прибыль снизилась на 45–47% по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года. «Российским разработчикам, среди которых очень много средних предприятий, не ожидающих прибыли, а пытающихся просто выжить, эта мера не поможет. Поможет им только признание ИТ-отрасли пострадавшей от пандемии и получение льгот по аренде на 50%, отсрочки по налогам на год, доступных субсидий на зарплату своим квалифицированным и довольно дефицитным специалистам», — подчеркнула Касперская.

Партнер Deloitte Антон Зыков не исключил, что возможны ситуации, в которых компании, не занимающиеся ИТ, попробуют получить эти льготы, и напротив, некоторым ИТ-компаниям по формальным признакам не удастся получить льготы. «Но, во-первых, это только предложения президента, которые должны материализоваться в законопроекты. На их разработку и принятие есть полгода, поэтому за полгода законодатели могут успеть с аналитиками и представителями отрасли выработать подходящие правила игры. Во-вторых, мы высоко оцениваем возможности ФНС реагировать на потенциальные злоупотребления», — объяснил он.

Попытка вывести из тени активы за рубежом

Президент объявил об упрощении налогообложения доходов контролируемых иностранных компаний (КИК). Теперь российские налоговые резиденты — владельцы зарубежных активов — смогут уплачивать фиксированные 5 млн руб. в год без дополнительной отчетности, заявил Владимир Путин.

Налогообложение КИК было введено в 2015 году, но оно так и не сумело стать источником серьезных поступлений в бюджет. Например, в 2019 году в бюджетную систему пришло лишь 4,1 млрд руб. НДФЛ с доходов бенефициаров КИК и налога на прибыль КИК, за первый квартал 2020 года — 1,44 млрд руб., следует из данных ФНС. Консалтинговая фирма BCG недавно оценила, что россияне держат за рубежом более $400 млрд активов. Причина низких поступлений от КИК — в том числе сложные правила налогообложения. Часть российских бизнесменов отказались от налогового резидентства России, чтобы не декларировать прибыль КИК.

Бенефициар КИК (физическое лицо) должен платить налог 13% с прибыли офшорной компании. Прибыль определяется по данным финансовой отчетности. Для целей налогообложения определенные доходы не учитываются в прибыли КИК (в частности, доходы от переоценки ценных бумаг), ее также можно уменьшить на сумму распределенных дивидендов. Кроме того, сумму налога можно уменьшить на корпоративные налоги, выплачиваемые с прибыли КИК в иностранном государстве. Наконец, если КИК получила доход менее 10 млн руб. в рублевом эквиваленте, он не подлежит налогообложению.

В ноябре 2019 года РБК писал, что один только российский миллиардер Владимир Лисин (бенефициар НЛМК) обеспечил до 3/4 всех выплат НДФЛ с прибыли контролируемых иностранных компаний в России за январь—сентябрь 2019 года. Других столь же крупнейших плательщиков налога с прибыли КИК не нашлось.

Инициатива президента прежде всего направлена на то, чтобы в очередной раз попытаться вывести из тени тех, кто до сих пор пытается оставаться вне зоны контроля, полагает партнер Amond & Smith Сергей Назаркин. Это может быть интересно лишь тем, у кого размер прибыли за вычетом местных налогов составляет весьма существенные суммы — им теперь достаточно будет заплатить фиксированную сумму 5 млн руб., полагает он. «Но тогда, очевидно, возникает желание раскопать, сколько же все-таки компания зарабатывает денег, пусть не сейчас, а спустя какое-то время. И если нашему государству в целом удалось заставить собственников иностранных компаний раскрыть свои активы в РФ, чтобы как минимум избежать штрафов, то инициатива заставить массово платить фиксированную сумму налога на нераспределенную прибыль КИК выглядит практически нереалистичной задачей», — считает он.

Идея о фиксированном платеже с прибыли КИК пока «вызывает много вопросов», считает партнер Deloitte Наталья Кузнецова. «Сейчас большое количество компаний применяет льготы по правилам КИК. Пока неизвестно, придется ли им платить 5 млн руб. Кроме того, если сейчас компания платит миллионы долларов налога на прибыль КИК, удивительно, что по новым правилам она вдруг должна будет отдавать в бюджет всего 5 млн руб.», — заметила она.

При изменении налогообложения КИК необходим переходный период семь—десять лет, считает руководитель налоговой практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин: «Было бы правильно на время сохранить статус нерезидентов для тех бизнесменов, которые вернутся в Россию. С одной стороны, это позволит вернуть российских бизнесменов, которые сейчас в принципе ничего не платят в России, а с другой стороны — пополнить бюджет. В будущем такие бизнесмены станут полноценными российскими налогоплательщиками».

21 ноября на всей территории России отмечается профессиональный праздник – День работника налоговых органов. Накануне этой даты предлагаем вашему вниманию интервью начальника инспекции Федеральной налоговой службы по г. Наро-Фоминск Натальи Симаковой.

— Наталья Петровна, за тридцать лет, наверное, многое изменилось. Каковы сегодня подходы в работе налоговых органов?

За 30 лет налоговые органы прошли стремительный путь развития и в этом заслуга всех сотрудников налоговой службы – и тех, кто стоял у истоков создания инспекций, и тех, кто сегодня трудится в Федеральной налоговой службе России. От добросовестного труда каждого работника налоговой службы зависит экономический рост и социальная обеспеченность россиян.

ФНС России – современная структура, применяющая передовые технологии и методы работы в целях пополнения бюджета и повышения собираемости налогов, что способствует укреплению экономической безопасности страны и улучшению делового и инвестиционного климата. Но даже самые совершенные технологии без профессионалов не смогут обеспечить достижения поставленных целей

Государственная налоговая инспекция по городу Наро-Фоминску Московской области была создана 1 Июля 1990 года . На сегодняшний день в инспекции трудятся 126 человек, заслуги 37 специалистов, отмечены вед омственными знаками отличия и почетными грамотами ФНС России.

— Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать современный налоговый инспектор?

Налоговый инспектор — это профессионал с глубоким знанием как налогового, так и смежного с ним отраслей законодательства, при этом владеющий навыками коммуникабельности.

Кроме того, необходимо обладать и целым рядом качеств, чтобы справляться со своей работой: способности к аналитическому мышлению, быстрому обучению, долгой концентрации внимания, быстрому принятию решения, честностью и беспристрастностью, способностью отстаивать свою точку зрения, должен требовательным к себе и своим коллегам, постоянно повышать свой профессиональный уровень.

-Предоставление госуслуг электронным способом уже давно и эффективно используется всеми гражданами. Мало кто себе уже представляет огромные очереди для их получения. Наверняка это особенно помогло инспекторам взаимодействовать с налогоплательщикам, в сложившихся условиях связанных с пандемией.

Цифровизация давно уже неразрывная часть обычной жизни граждан и трудовой их сферы. Федеральная налоговая служба идет в ногу со временем и постоянно улучшает работу своих электронных сервисов, делая получение необходимой информации и услуг максимально быстрой и удобной.

С каждым годом расширяются сферы электронного декларирования и оказания спектра электронных услуг, позволяющие налогоплательщикам использовать современные технологии при общении с налоговыми органами. Удобство удаленного взаимодействия налицо — это и экономия рабочего времени, и возможность в кратчайшие сроки получить нужную информацию. Преимущество электронного взаимодействия было особенно ощутимо в сложившихся условиях связанных с пандемией.

Цифровые технологии, которые используются в нашей работе, позволили максимально обеспечить наших налогоплательщиков всей возможной поддержкой и качественным оказанием государственных услуг. Основная часть которых, была направлена на предоставление адресных мер поддержки гражданам и бизнесу. К примеру: в кратчайшие сроки была создана система выплат субсидий налогоплательщикам в пострадавших отраслях. С 01.05 2020 по 01.07.2020 в Инспекцию поступило 3466 заявлений о предоставлении субсидии.

Реализации технологичных проектов службы позволяет упрощать различные вопросы. Так сервис «API Проверка чеков», позволил с 2020 года отменить отчетность для некоторых налогоплательщиков на УСН (доходы), которые используют онлайн-кассы и подключены к вышеуказанному сервису.

Стратегия применения технологий показала, насколько правильно был выбран вектор. Она позволила нам продолжать активную тесную работу с налогоплательщиками и большинство из них по достоинству оценили эффективность и качество предоставленных услуг полученных в электронном виде. И Федеральная налоговая службы не намерена останавливаться на достигнутом уровне.

-Расскажите, пожалуйста, об итогах работы инспекции в текущем году.

В текущем году серьезным вызовом для экономики Московской области стало распространение новой коронавирусной инфекции. Это в свою очередь сильно повлияло на среду, в которой работает ведомство, но налоговая служба адаптировалась к новым условиям и в полной мере осуществляет свои функции. Несмотря на ряд ограничений в администрировании по контрольной и судебной работе, задолженности, динамика поступлений налогов сохранилась на соответствующем уровне.

Вместе с постепенной отменой ограничительных мер и восстановлением бизнес-активности нами был достигнут запланированный уровень поступлений на 2020 год. Так по итогам 10 месяцев общий объем поступлений налогов и сборов от налогоплательщиков, состоящих на налоговом администрировании в Инспекции, в консолидированный бюджет Российской Федерации (включая страховые взносы на обязательное страхование) составил 14 120 439 тысяч рублей, с ростом к аналогичному периоду прошлого года на 283 543 тысяч рублей или на 2%.

Поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации (без учета страховых взносов) за 10 мес. 2020 составили 10 358 млн. руб., что больше на 4,9% в сравнении с прошлым годом.

Поступления в федеральный бюджет Российской Федерации составили 2 671 млн. руб, что составляет 18.9% от общего числа объема поступлений. Темп поступлений к уровню прошлого года составил 96,2 %.

Поступления в бюджет муниципальных образований составили 2 256 млн.руб., что составляет 15,9 % от общего объема поступлений. Поступления в бюджеты муниципальных образований за 10 месяцев 2020 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 186 972 тыс.руб. Темп поступлений к уровню прошлого года составил 109,0 %.

Страховых взносов (всего) поступило 3 761 482 тыс.руб. что составляет 26,6 % от общего объема поступлений. Темп поступлений к уровню прошлого года составил 94,9%.

По НДС мы почти сохранили уровень прошлого года — поступило 2 357 млн.руб. Темп поступлений к уровню прошлого года составил 96 %.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, поступления НДФЛ демонстрируют положительную динамику — поступило 2 823млн.руб.,что на 22% больше, чем в прошлом году. Это показывает постепенное восстановление уровня доходов граждан.

— Какое направление в работе налоговых органов Вы считаете более важным и как ограниченные условия в этом году сказались на его реализации?

Главной задачей налоговых органов продолжает оставаться обеспечение поступлений в доходную часть бюджета, от которых в значительной мере зависит социально-экономическое положение страны, поэтому важным направлением остается контрольная работа.

В условиях современного переменчивого мира претерпел изменения и подход к организации контрольной работы налоговых органов. Акцент поставлен на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и, как следствие, отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска.

Планирование выездных налоговых проверок – открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок. Федеральная налоговая служба стремится к усилению аналитической составляющей контрольной работы налоговых органов в целях побуждения налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств.

С учетом моратория на проведение выездных проверок во II квартале 2020 года за I полугодие 2020 года их количество снизилось на 42 %. В ходе проведенной контрольной работы в 2020 году дополнительно начислено налогов, сборов, пеней и предъявлено налоговых санкций на сумму 88 900 тыс. рублей .

Учитывая все условия, сумма взысканных платежей по результатам выездных и камеральных налоговых проверок за 2020 год составила 64 846 тыс. рублей. Кроме того, в связи с представлением уточненных налоговых деклараций по результатам проведенной налоговыми органами контрольно-аналитической работы в бюджет дополнительно поступило 122 033 тыс. рублей, что на 46 596 тыс. рублей или 61,77% выше уровня прошлого года.

— Многим известно, а некоторым и не понаслышке, что есть принудительные меры взыскания в бюджет. Как складывалась ситуация по работе с задолженностью в этом году?

Безусловно, должники есть и были всегда. Есть категория, которая умышленно уклоняется от уплаты налогов, но есть и такие налогоплательщики которые попали в сложную экономическую ситуацию, им требуются дополнительные меры поддержки.

Тем не менее, на сегодняшний день мы видим положительную динамику снижения задолженности перед бюджетом, такой тенденции которой мы опасались, в виде прироста недоимки вызванной объективными причинами не наблюдается. Причиной тому послужили предпринятые правительством дополнительные меры по поддержке бизнеса. Это и каникулы, и субсидии на выплату заработной платы, часть организаций могли воспользоваться отсрочкой предоставления платежей, которой до сих пор пользуются.

При детальном анализе мы видим снижение задолженности перед бюджетами всех уровней и страховым взносам на 3,8 % в сравнении с началом года, на 1.10.2020 г., недоимка составляет 4 899 996 тыс. руб.

— Что Вы пожелаете своим коллегам в связи с профессиональным праздником и юбилейной датой?

Наше ведомство выполняет очень ответственную, исключительно важную для государства и общества работу. Результаты нашего труда, так или иначе, отражаются на уровне благосостояния и качестве жизни всех жителей Наро-Фоминского городского округа. Ведь мы проводим активную работу по увеличению поступлений налоговых платежей в местный бюджет.

Читайте также: