Регулирование денежного спроса через денежно кредитный и налоговый механизм

Опубликовано: 02.05.2024

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №8 «Денежно-кредитная политика Банка России»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Инструменты монетарной политики.
  • Виды монетарной политики.

Глоссарий по теме урока: монетарная политика, финансовые институты, центральный банк, учётная ставка процента (ставка рефинансирования), обязательные резервы, норма обязательных резервов, операции на открытом рынке.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Финансовая система страны (финансовые институты) – учреждения, которые занимаются передачей денег, кредитованием, инвестированием, заимствованием денежных средств, используя для этого различные финансовые инструменты. Банковская система является ключевым звеном финансовой системы страны. Суть банковской системы в том, чтобы аккумулировать свободные денежные средства населения и организаций с целью дальнейшего использования этих средств для кредитования.

Одной из функций Центрального банка как ключевого звена банковской системы является осуществление монетарной (кредитно-денежной) политики государства.

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путём воздействия на денежное обращение и состояние кредитов.

Центральному банку принадлежит главная роль в проведении монетарной политики. Тем самым, он обеспечивает условия, необходимые для экономического роста, и добивается достижения тактических целей: поддержание высоких темпов экономического роста, уменьшение амплитуды циклических колебаний, сдерживание темпов инфляции.

Объектом регулирования монетарной политики выступает денежная масса.

Важнейшими инструментами монетарной политики, воздействующими на величину денежной массы, являются:

  • регулирование обязательной нормы банковского резервирования;
  • изменение учётной ставки (ставки рефинансирования);
  • операции на открытом рынке.

Обязательные резервы – это часть депозитов коммерческих банков, которая должна храниться на счетах в Центральном банке.

Величина этих обязательных резервов устанавливается Центробанком как процент от общей суммы депозитов и рассчитывается по формуле:

где Rобяз – сумма обязательных резервов,

D – общая сумма депозитов,

rr – норма обязательных резервов (в процентах).

Для разного вида депозитов населения (до востребования или срочных) устанавливается разная норма обязательных резервов. Если у депозита выше степень ликвидности, то и выше норма резервирования.

Если Центробанк повышает норму банковского резервирования (норму обязательных резервов), то предложение денег в экономике сокращается, поскольку кредитные возможности коммерческого банка сокращаются. Эти возможности представляют собой разницу между суммой принесённых депозитов и величиной обязательных резервов.

Когда Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то сумма обязательных резервов, которую банк не имеет права выдавать в кредит, увеличивается. Денежная масса уменьшается, кредитные ресурсы дорожают, что снижает деловую активность.

Изменение нормы обязательных резервов Центральный банк использует только для значительного расширения или сжатия денежной массы.

Учётная ставка процента – это ставка процента, по которой коммерческие банки могут заимствовать у Центрального банка. В России эта процентная ставка называлась ставкой рефинансирования коммерческих банков. Коммерческие банки берут кредит у Центрального банка при нехватке у них собственных средств. Центральный банк тогда выступает в качестве кредитора последней инстанции.

Денежно-кредитная политика воздействует на экономику через процентные ставки, основным её параметром в России сегодня является ключевая ставка Банка России. Введена ключевая ставка была Центральным Банком России в сентябре 2013 года. Ключевая ставка – это минимальная процентная ставка, по которой Центральный банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам на срок в 1 неделю. Она играет ключевую роль при установлении процентных ставок по банковским кредитам и оказывает влияние на уровень инфляции. Одновременно изменилась роль ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования – размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате ЦБ страны за кредиты, которые Центральный банк предоставил кредитным организациям. Ставка рефинансирования стала использоваться, в основном, для начисления штрафов и расчёта налогооблагаемой базы по вкладам.

С 1 января 2016 года к ключевой ставке привязана ставка рефинансирования РФ, и их значения уравнялись. Фактически ЦБ РФ отменил понятие ставки рефинансирования. Сегодня, говоря о ключевой ставке, подразумевают и ставку рефинансирования. До 2016 года ставка рефинансирования устанавливалась независимо от ключевой ставки (в декабре 2015 г.: 8,25% – ставка рефинансирования, 11% – ключевая ставка). А с 1 января 2016 года Банк России утверждает размер ключевой ставки, величина которой соответствует ставке рефинансирования. Ключевая ставка, утвержденная ЦБ РФ 26.03.2018, составляет 7,25%.

Если Центральный России банк повышает ключевую (учётную) ставку, то кредиты, за которыми к нему обратились коммерческие банки, становятся более дорогими, а значит, не всем банкам доступными. Кредитные возможности банков и денежная масса уменьшаются, а в экономике начнет уменьшаться деловая активность.

Если же ключевая (учётная) ставка снижается, то коммерческие банки смогут взять больше кредитов у Центрального банка для увеличения своих кредитных возможностей, способствуя росту денежной массы. Кредитные ресурсы дешевеют, что повышает деловую активность.

Поскольку объём кредитов, взятых у Центрального банка, обычно не больше 3-4% общих банковских резервов, то изменение ключевой (учётной) ставки – не самый оперативный инструмент монетарной политики. Изменение ключевой (учётной) ставки – скорее информационный сигнал о направлении политики Центрального банка: объявление о её повышении информирует о начале сдерживающей монетарной политики для борьбы с высокой инфляцией.

Наиболее гибким оперативным инструментом контроля денежного предложения являются операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг, преимущественно краткосрочных государственных облигаций.

Покупка Центральным банком государственных облигаций влияет на изменение предложения денег, воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и, соответственно, денежную массу. Покупка ценных бумаг Центральным банком часто используется как средство поддержки в период спада.

Если экономика «перегрета», то Центральный банк продаёт государственные ценные бумаги на открытом рынке. Так, он изымает деньги из обращения, уменьшая денежную массу. Это ограничивает кредитные возможности коммерческих банков и сдерживает экономическую активность.

Выделяют два вида монетарной политики.


Рисунок 1 – Виды монетарной политики

Стимулирующую монетарную политику чаще называют политикой «дешёвых денег», а сдерживающую – политикой «дорогих денег».

Стабилизация экономики происходит при проведении Центральным банком стимулирующей монетарной политики во время экономического спада и сдерживающей монетарной политики во время «перегрева» (бума) экономики.

Примеры и разбор решения примеров тренировочного модуля

1. Текст задания:

Если Петров положил в банк «ВВВ» 25000 рублей, то при норме обязательных резервов 20% банк сможет дополнительно выдать в кредит сумму:

Правильный вариант: В) 20000 рублей.

  1. 25000 х 0,2 = 5000 (руб.) – банк перечислит в обязательные резервы.
  2. 25000 – 5000 = 20000 (руб.) – сумма дополнительных кредитов, которую может выдать банк.

2. Задание: Решите ребус.


Рисунок 2 – Ребус

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 133–137.
  2. Веселая Л. С., Буфетова А. Н. Основы экономической теории. Учебное пособие. – Н.: НГУ, 2016. – С. 124.
  3. Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – С. 99–100.
  4. Экономика. Основы экономической теории: Углубленный уровень. Учебник для 10-11 классов в 2-х книгах / под ред. С. И. Иванова, А. Я. Линькова. – М.: Вита-Пресс, 2015 – Кн.2 – 304 с. – С. 140–143.

Современному рынку необходимо денежно-кредитное регулирование со стороны внешних регуляторов. Это вызвано потребностями развития рыночной системы, так как ей самой неподвластно решение многих социально-экономических проблем. Концепция «невидимой руки рынка», согласно которой последний должен без чьей-либо помощи справляться со всеми вызовами, провалилась во многих странах. И Россия хорошо помнит «шоковую терапию» девяностых годов прошлого столетия. Осознание того, что сам по себе рынок не может существовать, пришло слишком поздно. Денежно-кредитное регулирование экономики – один из инструментов внешнего контроля рыночной системы. По мнению многих экономистов, это самый важный инструмент. В статье мы подробнее разберем денежно-кредитную политику, цели, инструменты, виды. И начнем с базового определения.

денежно кредитное регулирование

Понятие

Денежно-кредитное регулирование экономики – это комплекс мероприятий, проводимых Центральным банком (ЦБ), направленных на изменение параметров денежной массы.

Это значит, что Центральный банк влияет на денежную массу в экономике. И эта мера воздействует на динамику денежного оборота. Чуть ниже мы подробнее разберем методы денежно-кредитного регулирования.

На макроэкономическом уровне выделяются следующие цели регулирования:

  1. Создание условий для экономического роста.
  2. Поддержание стабильных цен.
  3. Обеспечение устойчивости процентных ставок на внутреннем денежном рынке, курса валют.
  4. Достижение максимального уровня занятости населения.

Главная цель денежно-кредитного регулирования – поддержание стабильных цен. Всё остальное является производными от них. В условиях российской экономики поддержание стабильных цен зависит от последовательного снижения уровня инфляции. Именно она влияет на инвестиционный климат в стране и укрепление долгосрочного экономического роста.

Понятие инфляции

Инфляция – это снижение покупательной способности валюты вследствие ее обесценивания. Например, годовая инфляция зафиксирована на уровне 10%. Из этого следует то, что на 1000 рублей сегодня можно будет купить столько же товара, что и на 1100 через год.

Денежно-кредитное регулирование ЦБ направлено в первую очередь на снижение уровня инфляции. Не стоит удивляться тому, что российские банки предоставляют дорогие кредиты. Это происходит по причине высокой инфляции. Также невозможно концентрировать в своих руках крупные суммы, так как с каждым днем капитал будут «съедать» невидимые законы рынка.

Ограниченные возможности Центрального банка

У ЦБ отсутствуют законодательные функции, поэтому его задача сводится лишь к сглаживанию конъюнктурных колебаний на отдельных сегментах финансового рынка.

Несмотря на ограниченность, ЦБ может проводить денежно-кредитное регулирование, которое призвано:

  1. Повышать эффективность деятельности участников денежного оборота.
  2. Защищать интересы баланса участников рынка.
  3. Ограждать от искусственного увеличения их издержек.
  4. Создавать условия для инвестиций.
  5. Развивать конкурентную среду на рынке.
  6. Расширять рынок банковских услуг и улучшать их качество.

Роль денежно-кредитного регулирования огромна как для макроэкономики в целом, так и для каждого отдельного гражданина в частности. Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда инфляция снижена. Это привело к уменьшению ставок по банковским депозитам, которые сегодня редко превышают 8% годовых. Однако в то же самое время экономические регуляторы искусственно снижают реальный баланс участников рынке через другие методы, например через девальвацию национальной валюты. Т.е. искусственное снижение стоимости рубля приводит к снижению его покупательской способности на мировых рынках. Учитывая тот факт, что наша страна все товары конечного потребления импортирует, мы наблюдаем значительный рост цен. Отсюда понятно, что денежно-кредитное регулирование в России имеет свою специфическую особенность, в отличие от других стран. Поэтому нельзя говорить о том, что для каждой страны есть универсальный рецепты правильной стратегии. Эффективные для одной страны методы могут привести к полному финансовому краху в другой.

 методы и инструменты денежно кредитного регулирования

Объекты

Денежно-кредитное регулирование направлено на следующие объекты:

  1. Скорость оборота денег.
  2. Объем кредитов.
  3. Курс национальной валюты.
  4. Спрос и предложение национальной валюты.
  5. Объем денежной массы в экономике.
  6. Коэффициенты денежной мультипликации.

Денежно-кредитное регулирование каждого из этих показателей имеет временные рамки. Они устанавливаются на различных уровнях государственной власти. Поэтому нельзя говорить о том, что регулирование денежно-кредитной системы якобы не зависит от государства лишь по той простой причине, что именно ЦБ, который не подчиняется государственным органам власти, проводит регулирование самостоятельно. Именно от согласованных действий государства и Центрального банка зависит эффективность действий последнего.

Механизм

Механизм денежно-кредитного регулирирования включает в себя:

  • Прогнозирование.
  • Планирование
  • Методы и инструменты воздействия.

 денежно кредитное регулирование экономики

Мотивы потребности денег

Регулирование кредитно-денежной политики зависит и от мотива потребности денег.

Первый вид – это трансакционный мотив. Он обеспечивает текущее хозяйственное функционирование участника рынка. Для обычного человека трансакционный мотив означает запас денег на ежемесячные траты до следующей заработной платы: продукты, коммунальные платежи, оплату сотовой связи и др.

Для предприятий трансакционный мотив означает денежные средства, которые предназначены для поддержания текущей хозяйственной деятельности (расчет с поставщиками, оплата аренды и др.).

Для государства это запас валюты, позволяющий обеспечивать расчеты на внешнем рынке.

Второй вид – мотив предосторожности. Он позволяет участнику рынка создавать резерв. Для обычных граждан это откладывание на черный день, вклады на депозит с целью сохранения средств и др. Предприятия и государства создают резервный и стабилизационные фонды.

Третий вид – спекулятивный мотив. Современные деньги сами по себе не являются источником сохранения стоимости. Поэтому часть средств используется для приобретения нематериальных (финансовых) активов, приносящих доход в виде различных процентов. К таковым следует отнести облигации, акции, производственные финансовые инструменты.

Спрос и предложение денег

Спрос и предложение денег являются наиболее труднопрогнозируемыми величинами. Невозможно предугадать будущий поведенческий фактор, так как он зависит не только от макроэкономических факторов, но и от развития мировой экономики. Например, развитие криптовалют и электронной коммерции приводит к снижению спроса на национальные валюты. Увеличение спроса на деньги зависит от следующих факторов:

  1. Снижение инфляции и инфляционных ожиданий.
  2. Рост доверия к банковской системе.
  3. Рост экономики.

Можно привести удачный пример денежно-кредитного регулирования РФ после кризиса 2008 года: государство приняло закон, по которому в обязательном порядке застраховывались все банковские вклады до определенной суммы. И можно было не бояться того, что банк разориться, так как государство через страховые компании возместит потерю. Это привело к тому, что у населения повысилось доверие к банковской системе.

Спрос на деньги – ключевой индикатор. Эффективные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования зависят от высокого спроса на деньги. Стоит также учитывать то, что желание иметь деньги и возможность их получения не совпадают. Здесь мы сталкиваемся с таким понятием, как ликвидность – наличные и безналичные средства на счетах в банках. Спрос на деньги определяются как пропорциональная часть ликвидности.

Скорость обращения денег

Денежно-кредитная политика регулирования экономики зависит и от такого показателя, как скорость обращения денег. Рост долгосрочных депозитов банков способствуют снижение скорости денег, и наоборот, сохранение в экономике большого количества наличных денег увеличивает скорость движения денег.

методы денежно кредитного регулирования

Денежное предложение

Рыночный регулятор должен правильно рассчитать уровень насыщенности денег в экономике. Способна ли она эффективно использовать увеличение денежной массы? Каковы уровень инфляции, инфляционные ожидания и уровни рисков в экономике? Точные ответы на эти вопросы влияют на поведение регулятора. Можно привести в пример начало двухтысячных годов в России. Огромный приток в страну денег, связанный со сверхприбылью от продажи углеводородов, оказал негативное влияние на экономику в целом. Она не могла «переварить» всю денежную массу без ущерба для производства. Инфляция разогналась до 10-12% годовых. В этой связи произошло значительное удорожание кредитов. Сильно пострадали те отрасли экономики, которые не были связаны с нефтегазовым сектором: сельское хозяйство, перевозки, транспорт, бюджетная сфера. Инвестиции в эти отрасли были ничтожно малы по сравнению с инвестициями в другие сферы. Также произошел дисбаланс в доходах обычных граждан. Например, средняя заработная плата учителя была в районе 6-7 тыс. рублей в месяц, а разнорабочий на строительных объектах зарабатывал по несколько тысяч рублей в день. Сегодня мы видим, что диспропорция в отраслях не так заметна, однако теперь у нас совсем иные проблемы в экономике.

Денежное предложение определяется:

  1. Денежной базой (активами) ЦБ. Сюда относят кредиты банкам, ценные бумаги – обычно это облигации в казначейские билеты ведущих экономик мира, - золотовалютные резервы.
  2. Ставкой процента на внутреннем денежном рынке. Ее еще называют ключевой ставкой рефинансирования. Этот тот процент, под который ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Естественно, он ниже тех процентов, под которые последние выдают кредиты физическим лицам и хозяйственным субъектам, так как на него накладывается будущая прибыль банка и процент риска и невозвратов. Например, если ключевая ставка рефинансирования составляет 7 %, то процент по банковскому кредиту для физического лица не может быть ниже, так как в убыток никто кредитовать не будет. Ставка процента на краткосрочном рынке формируется исходя из соотношения резервов банковской системы к ее депозитам. Сегодня мы наблюдаем интересную ситуацию, которую невозможно было представить за всю новейшую историю нашей страны: люди положили в банковские депозиты огромные средства, которые к тому же почти все застрахованы. В этой связи финансовые регуляторы выдавливают деньги граждан из банков, создавая условия для низких процентов по депозитам.
  3. Созданием постоянного резерва.

Банковская система как важнейший фактор влияния на предложение денег

денежно кредитное регулирование цб

Наибольшее влияние на предложение денег оказывает банковская система. Перечислим методы и инструменты денежно-кредитного регулирования:

  1. Сокращение или увеличение эмиссии денег.
  2. Создание устойчивого денежного оборота.
  3. Проведение операций на финансовом рынке для регулирования денежного оборота.

Методы денежно-кредитного регулирования в экономически развитых странах и развивающихся кардинально различаются.

Центральный банк – ключевой игрок в регулировании. Для этого он применяет следующие инструменты регулирования кредитно-денежной политики:

  1. Эмиссия наличных денег.
  2. Рефинансирование банков, т. е. ЦБ становится «банком для банков» и выдает коммерческим банкам кредиты по установленной им же ставкам. Последние эти средства перекредитовывают на внутреннем рынке под более высокий процент.
  3. Операции на открытом рынке по купле-продаже ценных бумаг и валюты для расчетов на международной арене.

Благодаря перечисленным выше операциям и формируется единый механизм денежно-кредитного регулирования.

Итак, важнейшая роль в макроэкономике принадлежит Центральному банку страны. Подробнее осветим этот экономический субъект далее в статье.

Статус ЦБР

денежно кредитная политика регулирования экономики

В российской банковской системе ЦБР – главный банк страны. Он находится на вершине всей финансовой системы страны и призван корректировать курс всех остальных банков в соответствие общей экономической стратегией. Это происходит за счет рефинансирования и контроля. В качестве последней функции ЦБ имеет право приостановить деятельность любой кредитной организации, отозвав у нее лицензию. За последнее время уже набрался довольно внушительный список подобных несчастливчиков. У многих сложилось даже мнение о том, что ЦБ полностью расчищает площадку для крупных банков с государственным участием.

ЦБ является и ключевым агентом денежно-кредитной политики государства. Однако он использует не директивные методы для достижения своих целей, а экономические методы управления.

Кому подчиняется ЦБ России?

инструменты регулирования кредитно денежной политики

Несмотря на то что Центральный банк России – главный банк страны, который единственный, кто имеет право печатать рубли, он не подчиняется ни правительству РФ, ни какому-либо другому государственному органу. Если нашему государству не будет хватать денег для выплаты заработных плат, пенсий и пособий, то ЦБ России не будет кредитовать правительство. Эта парадоксальная система была выстроена еще с самого начала образования независимой России. Именно это обстоятельство дает основание многим политологам называть Б. Н. Ельцина – первого президент России – предателем Родины. Кому подчиняется Банк России? Одни с уверенностью заявляют о том, что ЦБ нашей страны – отделение Федеральной резервной системы, другие приписывают его к Международному валютному фонду, что более справедливо, так как есть прямое упоминание о нем в Законе. Однако и те и другие уверены, что нами управляют Ротшильды и Рокфеллеры.

Но стоит проанализировать Федеральный закон о «Центральном Банке РФ», всё становится на свои места: ЦБ состоит из главы и членов совета директоров в количестве 14 человек. Все они избираются Государственной думой в согласовании с президентом РФ. Теперь необходимо ответить на логический вопрос: является ли ЦБ России такой уж проамериканской организацией? Утвердительный ответ будет только в том случае, если сам парламент страны также будет проамериканским.

Также любителям приписывать ЦБ России США поясним, что с 2014 года 75% всей прибыли ЦБ РФ перечисляет в бюджет РФ, а остальные 15% идут Внешэкономбанку.

Как бы то ни было, но закон действительно жестко отделяет ЦБ России от правительства РФ. И если они поссорятся между собой, то верховенство будет за Центральным банком, так как спорные моменты решаются в Международных судах, решения которых по Конституции выше решений внутренних судов. Такая у нас Конституция, которая действует в стране с 1993 года.

цель денежно кредитного регулирования

Функции ЦБ России

Банк России выполняет следующие функции:

  1. Является кредитором для кредитных организаций внутри страны.
  2. Разрабатывает совместно с Правительством РФ единую кредитно-денежную политику.
  3. Имеет монополию на осуществление эмиссии национальной валюты.
  4. Устанавливает валютный контроль.
  5. Устанавливает правила проведения банковских операций, отчетности для банковской системы и бухгалтерского учета.

Из списка можно заметить то, что Центральный банк работает совместно с правительством. Т. е. они выступают как партнеры, и отсутствует любой намек на субординацию. Именно этот факт позволяет говорить многим о том, что Россия – колония финансовой системы Запада. Однако защитники такой системы уверены, что она позволяет обуздать произвол местных российских чиновников от бесконтрольной эмиссии денег и от постоянного внутреннего кредитования. Достаточно проанализировать тот объем коррупции, который уже и не скрывают, чтобы задать вопрос: действительно ли внешний контроль над печатным станком является негативным фактором? Возможно, лишь этот факт хоть как-то спасает страну от тотальной инфляции.

денежно кредитное регулирование в россии

Попытки вернуть «независимость»

В нашей стране есть ряд депутатов и политиков, которые открыто выступают за национализацию Центрального банка. Они постоянно вносят в Государственную думу проект закона, однако против него сразу поднимается негативная волна общественной критики. Почему это происходит? Возможно, что наши граждане не доверяют нашему же государству, которое много раз их обманывало. Для многих вариант независимости ЦБ России от правительства придает больше уверенности в завтрашнем дне, чем передача его в руки государства, где будет отсутствовать любой контроль за денежной массой. Вспомним времена СССР: деньги были у всех, но никто не хотел продавать товар за никому не нужные бумажки, так как государство всё время вмешивалось в кредитно-денежную и монетарную политику Банка ради сиюминутной политической выгоды в ущерб развитию. Поэтому и сложилась ситуация, когда производители хранили товар на складах, невольно создавая дефицит, и обменивали его на «черных рынках» по справедливой цене. Никакие административные меры не помогали заставить кооператоров выйти на легальный рынок. Именно поэтому наши граждане остались без своих вкладов, так как для оздоровления экономики необходимо было полностью их уничтожить за счет заморозки счетов и разгона гиперинфляции.

Государственный банк СССР

В Советском Союзе Государственный банк полностью подчинялся Совету Министров СССР. Количество денег определялось директивными методами. Совет Министров СССР давал распоряжение, а Банк производил эмиссию на его основе. Это привело к ситуации, которая в экономической науке получило название "подавленная инфляция". Другими словами ее можно охарактеризовать так: деньги есть у всех, но купить на них ничего нельзя. Это и понятно: производители предпочитали держать товар на складах и не продавать его, так как деньги не имели той ценность, к которой мы привыкли сегодня. Фактически расцвел натуральный обмен, который сравним с феодальной системой. Подобная ситуация может повториться, если национализировать Банк России.

Сборник научных трудов об индивидуальной свободе и свободном рынке. Проект Liberty Fund, Inc.

ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ

Денежно-кредитное регулирование — это осуществление кратко- и долго срочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота. При этом предполагается применение определенных мер со стороны государ ства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздейству ющих па динамику денежного оборота.

Па макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования:

1) поддержание стабильности цен;

2) достижение высокого уровня занятости (стремление к естественному уровню безработицы, при котором спрос на труд равен его предложению);

3) обеспечение экономического роста;

4) обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке;

5) поддержание равновесия на отдельных сегментах национального финан сового рынка;

6) обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.

Первая цель денежно-кредитного регулирования — поддержание стабиль ности цен — в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

Уменьшение негативного влияния инфляционных процессов способству ет улучшению инвестиционного климата в стране, укрепляет тенденцию долго срочного экономического роста.

Благодаря постепенному снижению уровня инфляции возможно:

¦ уменьшение макроэкономических рисков;

¦ расширение внутреннего кредита;

¦ концентрация капиталов, необходимых для модернизации основ ных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономическо го роста.

Б силу отсутствия у современных центральных банков законодательно уста новленных функций по реализации второй и третьей из названных выше целей

задачи их достижения решаются опосредованно. Последние три пели фактически сводятся к задаче сглаживания конъюнктурных колебаний на отдельных сегмен тах финансового рынка.

Реализуя государственные и общественные интересы в области управле ния денежным оборотом, система денежно-кредитного регулирования является неотъемлемой частью денежной системы государства.

Осуществляя поддержание и нормальное функционирование денежной системы страны, система денежно-кредитного регулирования составляет се орга низационный блок и призвана обеспечивать:

¦ удовлетворение потребностей и повышение эффективности деятельно сти участников денежного оборота;

¦ защиту и достижение баланса интересов участников денежного оборота;

¦ уменьшение издержек участников денежного оборота, повышение каче ства оказываемых услуг;

¦ создание механизмов, позволяющих снизить влияние негативных (проин- фляционных) процессов в денежном обороте;

¦ формирование необходимого объема денежных ресурсов и привлечение инвестиций;

¦ развитие конкурентной среды на денежном рынке и формирование конку рентных отношений;

¦ расширение рынка банковских уел у с и улучшение их качества;

¦ совершенствование системы безналичных расчетов.

Определяющим элементом системы денежно-кредитного регулирования

являются объекты регулирования.

В качестве объектов регулирования денежного оборота выступают:

¦ спрос на деньги и предложение денег;

¦ объем и структура денежной массы, находящейся в обороте;

я скорость оборота денег;

¦ объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том числе банковской системе;

¦ коэффициенты денежной (банковской) мультипликации;

¦ объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного оборота;

¦ курс национальной денежной единицы.

Денежно-кредитное регулирование каждого из этих важнейших показате лей проводится на определенный срок, который согласуется с периодом регули рования, устанавливаемым на различных уровнях государственной власти.

Основываясь на показателях, определяемых па макроуровне (в целом по стране), участники денежного оборота независимо друг от друга составля ют планы своей деятельности. При этом они ориентируются на достижение равновесия между предложением денег и спросом на них в среднесрочной и дол госрочной перспективе. На микроуровне программа регулирования со сторо ны участников денежного оборота представляет собой перечень краткосрочных мер и действий, предпринимаемых для достижения поставленных долгосрочных целей.

Механизм реализации денежной программы как элемент денежной систе мы включает следующие элементы:

¦ стратегическое планирование и прогнозирование (определение направ лений, темпов и пропорций развития экономики и динамики денежного оборота в целом);

¦ экономические и правовые формы (методы, инструменты) воздействия, регулирующие денежные и кредитные отношения.

Процедуры денежно-кредитного регулирования со стороны государства должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного оборота.

Повышение профессионализма регулирующего органа (правительства, министерства финансов или центрального банка) также является важным факто ром денежно-кредитного регулирования.

Определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством монетарного регулирования выступает как регулирование предложе ния денег и общих ценовых условий предоставления кредита.

Спрос иа деньги и их предложение являются наиболее трудпопредсказу- емыми величинами, поскольку количественно они не могут быть оценены абсо лютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Соответственно все остальные величины относительные как с точки зрения прогнозирования, так и с точки зрения регулирования денежного оборота.

Увеличение спроса на деньги со стороны участников денежного оборота определяется:

¦ дальнейшим ростом экономики;

¦ снижением инфляции и инфляционных ожиданий;

¦ ростом доверия к банковской системе.

Со стороны агентов экономической деятельности спрос па деньги представ лен как спрос на ликвидную часть собственных активов. Однако желание иметь деньги и возможность их получить не совпадают. Ликвидной частью активов явля ются кассовые остатки, т.е. принадлежащие хозяйственному агенту как собствен нику остатки наличности и безналичных средств на счетах в банках. Спрос на день ги соответственно определяется как пропорциональная часть дохода участника денежного оборота.

В зависимости от того, какими мотивами руководствуется участник денеж ного оборота, формируется спрос на деньги.

Первый вид потребности в деньгах, т.е. в запасе денег (трансакционный мотив), обеспечивает текущее хозяйственное функционирование того или иного участника денежного оборота. Для индивида — это запас денег для покупок доследующего получения доходов. Для предприятий (фирм) запас денег пред назначен для обеспечения закупок материалов, выплаты заработной платы и осу ществления прочих расходов до получения следующих денежных поступлений от реализации товаров и оказания услуг. Для государства запас денег — это валют ные резервы, которые позволяют обеспечить своих резидентов средствами на рас четы по внешнеэкономической деятельности.

Второй вид потребности в деньгах (мотив предосторожности) позволя ет участнику денежного оборота создавать резерв денежных средств для сниже ния рисков в условиях неопределенности и сглаживания неизбежных кассовых разрывов.

Третий вид потребности в деньгах (спекулятивный мотив) возникает в силу того, что современные деньги сами по себе не могут служить средством сохранения стоимости. Определенная часть доходов участника денежного оборота должна использоваться в качестве средства платежа — кредитных ресурсов, приносящих доход в виде процента. Данный спрос реализуется в приобретении нематериаль ных (финансовых) активов участниками денежного оборота. Такими активами могут быть облигации, акции, а также производные финансовые инструменты.

Скорость обращения денег как качественный показатель оценки спроса на деньги зависит от ряда факторов. Факторами, способствующими снижению скорости обращения денег, являются процесс повышения степени монетизации расчетов в хозяйственном обороте и рост удельного веса долгосрочных депозитов банков в структуре денежной массы. Фактором, сдерживающим снижение скоро сти обращения денег, является сохранение в структуре денежной массы высокой доли наличных денег.

Уровень насыщенности экономики деньгами определяется факторами, которые зависят прежде всего от роста реального спроса на деньги, связанного со способностью экономики эффективно использовать увеличение денежного предложения, характером инфляционных процессов, уровнем рисков в экономике, платежной дисциплиной, существующими формами расчетов.

Денежное предложение определяется взаимодействием трех переменных:

1) денежной базой центрального банка;

2) ставкой процента на внутреннем денежном рынке;

3) нормой обязательного резервирования.

Денежная база центрального банка (так называемые деньги высокой эффек тивности) включает в себя обязательные резервы и наличность. Эта база обеспечи вается активами центрального банка: золотовалютными резервами, хранящими ся в его портфеле ценными бумагами, кредитами банкам.

Ставка процента на денежном краткосрочном рынке формируется в значитель ной степени благодаря оптимизации соотношения резервов банковской системы к ее депозитам. На определение нормы обязательного резервирования влияет соот ношение наличных денег, находящихся в обороте, и депозитов банковской системы.

На предложение денег также оказывают влияние:

в поступления налогов и сборов от населения;

¦ поступления по банковским вкладам;

¦ поступления от реализации ценных бумаг;

¦ золотовалютные резервы (особенно при наличии дефицита государствен ного бюджета);

¦ состояние сальдо платежного баланса страны;

¦ состояние баланса центрального банка.

Предложение денег формируют все участники денежного оборота. Но бан ковская система оказывает на предложение денег прямое влияние с помощью:

¦ организации более экономичного, устойчивого денежного оборота;

¦ проведения операций на различных сегментах финансового рынка в целях влияния на структуру денежного оборота;

¦ сокращения или увеличения эмиссии денег и других средств платежа.

В экономически развитых странах значительное место в организации денеж ного оборота занимает формирование национального финансового рынка с раз витой инфрастуктурой и соответствующими механизмами функционирования.

В развивающихся странах существенная роль принадлежит формированию национальной денежной системы, что регламентируется законами прямого дей ствия.

Центральные банки влияют на предложение денег посредством:

¦ эмиссии наличных денег, при которой центральный банк фиксирует свою способность контролировать денежную массу;

¦ рефинансирования банков, когда центральный банк как «банк банков» путем н [э! дач и кредита поддерживает в определенных рамках деятельность ком мерческих банков в целом и их ликвидность;

¦ операций на открытом рынке, когда центральный банк осуществляет на нем куплю и продажу ценных бумаг и (или) куплю-продажу валюты в форме движения валюты за границу и из-за границы в виде компенсационных затрат.

Благодаря проведению перечисленных операций формируются механизм денежно-кредитного регулирования и потенциал его использования.


Европейскому центральному банку принадлежит ключевая роль в осуществлении кредитно-денежной политики в рамках Европейской валютной системы (ЕВС). При этом его основная задача заключается в унификации требований, предъявляемых к финансовым инструментам и институтам в зоне евро, а также в методах проведения центральными банками кредитно-денежной политики. В частности, до создания ЕВС центральные банки отдельных государств использовали различные механизмы денежно-кредитного регулирования экономики. Так, не все страны ЕС применяли нормы обязательного резервирования для коммерческих банков, а часть из тех, кто использовал их, не начисляли процентное вознаграждение. Различались механизмы рефинансирования кредитных институтов со стороны центральных банков. [c.553]

Экономическая теория является основой государственного регулирования денежного обращения, которое осуществляется путем законодательного закрепления денежной системы страны и реализации механизма денежно-кредитной политики. [c.438]


В соответствии с передаточным механизмом денежно-кредитной политики размер эффекта от изменений номинальной денежной массы зависит от двух факторов. Во-первых, если эффект ликвидности (или воздействия изменения номинальной денежной массы на номинальную ставку процента) является значительным, тогда общее воздействие на реальный доход, скорее всего, также будет значительным, и наоборот. [c.546]

Эффективность воздействия денежно-кредитной политики на уровень совокупного спроса зависит от стабильности передаточного механизма денежно-кредитной политики в кейнсианской модели. [c.586]

В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом. В России с 19 марта 1999 г. нормативы отчислений кредитных организаций в обязательные резервы Банка России составили по привлеченным средствам юридических лиц в рублях — 7% привлеченным средствам юридических лиц в иностранной валюте — 7% привлеченным средствам физических лиц в рублях — 5% привлеченным средствам физических лиц в иностранной валюте — 7% вкладам и депозитам физических лиц в Сбербанке РФ в рублях — 5%. [c.481]

Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежно-кредитной политики. Например, незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежно-кредитной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов. [c.484]


Механизм денежно-кредитного регулирования Порядок установления валютного курса Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве [c.112]

Механизм денежно-кредитного регулирования. Этот механизм представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования (методы) права и обязанности органов, осуществляющих денежно-кредитное регулирование задачи и объекты денежно-кредитного регулирования. [c.115]

Существуют разные точки зрения по этому поводу. Дж.М. Кейнс, разработавший основы денежно-кредитного регулирования, утверждал, что передаточный механизм денежно-кредитной политики следующий [c.166]

Согласно монетаристской концепции передаточный механизм денежно-кредитной политики короче. Она влияет на экономику так [c.166]

Осуществляемые в республиках меры по коренной перестройке управления, совершенствованию планирования и созданию действенного хозяйственного механизма в области внешнеэкономических связей тесно переплетаются с радикальной реформой кредитной системы. Дальнейшее развитие и совершенствование банковской системы страны проявилось в переходе к двухуровневой структуре, поэтапному формированию механизма денежно-кредитного регулирования хозяйственного оборота в целях повышения эффективности отраслей экономики в новых условиях хозяйствования. [c.97]

Для ориентации кредитной политики банков на реальный сектор экономики установление дифференцированного применения регулирующих механизмов денежно-кредитной политики (резервные требования, ставки рефинансирования и др.) к кредитным учреждениям в зависимости от приоритетных направлений деятельности, причем не только при оперативных антикризисных мерах, но и при реализации долгосрочной стратегии. Кроме того, необходимо ограничить деятельность банков в качестве финансовых спекулянтов. Для достижения поставленной цели на первом этапе это следует сделать в законодательном порядке с одновременным введением ограничений на операции с государственными бумагами небанковских организаций и нерезидентов, в дальнейшем использовать методы экономического стимулирования. В качестве временной меры кредитную деятельность банков следует ограничить исключительно операциями с национальной валютой, что будет означать прекращение выдачи ссуд в иностранной валюте. Депозитную деятельность банков с иностранной валютой нужно свести к расчетной функции, исключив функцию сбережения. Необходимо создать условия для снижения риска вложений в реальный сектор на основе повышения кредитоспособности заемщиков, системы гарантий возвращения этих кредитов, увеличения привлекательности вложений для банков. [c.246]

Главное место в инструментарии денежно-кредитной политики центрального банка занимают операционные (тактические) цели. Управление ими является первым этапом в длинной трансмиссионной цепочке, определяющей, как центральный банк влияет на экономику. Обладая монопольным правом на денежную эмиссию, центральный банк может регулировать либо цену, либо количество денег. В первом случае он управляет краткосрочными процентными ставками, а во втором — денежной базой либо ее компонентами, такими как банковские резервы, чистые иностранные активы, внутренний кредит. По большому счету, таргетирование цены и количества денег представляют собой две стороны одного и того же процесса. Если центральный банк обладает абсолютно совершенной информацией о трансмиссионном механизме денежно-кредитной политики, то ему безразлично, какие операционные цели использовать. Однако в экономическом мире преобладает информационная асимметрия, и центральному банку приходится выбирать наиболее подходящие цели для своей политики. Неопределенность в изменении процентных ставок на денежном рынке вынуждает его прибегнуть к количественному таргетированию, а нестабильность спроса на деньги — к ценовому таргетированию. [c.101]

S механизм денежно-кредитного регулирования (набор инструментов влияния государства на экономику в целом) S порядок установления валютного курса или котировки валют (соотношение денежной единицы страны к иностранным валютам) [c.166]

Прокомментируйте кейнсианский "передаточный механизм" денежно-кредитного регулирования и дайте его графический анализ. [c.629]

Детали механизма денежно-кредитного регулирования существенно важны для осуществления политики ФРС, но не они являются предметом нашего анализа в этой главе. Наша цель состоит в исследовании того, как изменение предложения денег воздействует на совокупный спрос на товары и услуги. Ради ее достижения мы можем игнорировать детали политики ФРС и просто предположить, что она непосредственно управляет предложением денег. Иными словами, количество денег, предлагаемых в экономике, может быть установлено на любом уровне в соответствии с решением ФРС. [c.701]

Механизм денежно-кредитной политики, оказывающий мощное воздействие на макроэкономическую ситуацию, в практике государственного регулирования сочетается с финансовой политикой. Проблема состоит в отыскании оптимальных соотношений финансовых и денежно-кредитных мер. [c.36]

Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой, во-первых, совокупность способов, методов, инструментов воздействия государства на денежно-кредитную сферу экономики, во-вторых, включает задачи, объекты и институты денежно-кредитного регулирования, в-третьих, права, обязанности и ответственность органов, его осуществляющих. [c.94]

Поскольку центральный банк несет ответственность за принятие решений, направленных на поддержание стабильности цен, крайне важна принимаемая им концепция воздействия денежно-кредитной политики на уровень цен при данном состоянии экономики. Процесс воздействия политических решений на экономику в целом и на уровень цен в частности известен как трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. Доказано и теоретически, и практически, что мероприятия денежно-кредитной политики воздействуют на экономику только через продолжительный период времени и эффект воздействия трудно точно оценить. Иными словами, воздействие денежно-кредитной политики на цены происходит с длительным и неопределенным отставанием относительно изменений в экономике. Исследователи считают, что период запаздывания составляет 2—3 года. Поэтому корректирующее влияние денежно-кредитной политики на экономику может сказаться лишь тогда, когда экономическая система уже уйдет достаточно далеко от первоначального состояния. [c.531]

В рамках второго подхода Банк России составляет прогнозные оценки реальных, финансовых и внешнеэкономических параметров экономики исходя из сценариев макроэкономического развития. Значение этих прогнозов состоит в том, что, во-первых, они позволяют с большей точностью оценить возможные изменения в денежной программе и, во-вторых, учесть воздействие неденежных факторов инфляции в трансмиссионном механизме денежно-кредитной политики. [c.537]

Дайте характеристику трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. По каким каналам денежно-кредитная политика оказывает воздействие на экономику [c.539]

Напротив, практически не может возникнуть вне связи с политикой продавцов множественность цен на одном и том же рынке. Не случайно на рынке наличного товара, где механизм их выравнивания действует в достаточно близком соответствии с общими закономерностями товарного обращения, рассматриваемое явление теоретически не вытекает из этих закономерностей, реально существуя прежде всего за счет колебаний курсов при платежах различными конвертируемыми валютами, т. е. порождается факторами из иной, денежно-кредитной сферы. [c.130]

Целью курса "Макроэкономика" является формирование основ экономического мышления студента, необходимых для анализа и рациональной оценки массовых взаимодействий экономических субъектов, воздействия государства на экономику, способов использования народнохозяйственной информации при определении перспектив развития фирмы, отрасли, региона, сферы экономики, страны в системе мирового хозяйства. В процессе изучения данного курса студенты приобретают необходимые теоретические знания и практические навыки по основам макроэкономического анализа, механизма поддержания равновесия в экономике в целом, об основных моделях денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, социальной, внешнеэкономической политики, о способах решения таких важных проблем как кризисы, безработица, инфляция. В результате изучения дисциплины студент должен знать [c.117]

Во-первых, межстрановое перемещение евровалют и капиталов, которое зависит от фазы цикла, колебания процентных ставок, направления экономической политики страны, влияет на национальную экономику и часто противоречит денежно-кредитной политике страны. Спекулятивные потоки евровалют и капиталов могут вызвать нестабильность национальной экономики, затрудняют ее выход из кризиса. Во-вторых, обмен евровалют на национальные валюты способствует расширению кредитной экспансии внутри страны. В-третьих, мировой кредитный и финансовый рынки оказывают влияние на платежный баланс. Например, отлив долларов из США на еврорынок увеличивает объем иностранных требований к американским банкам. В-четвертых, межстрановое перемещение огромных масс краткосрочных капиталов оказывает давление на динамику валютных курсов и процентных ставок. В-пятых, международные кредитные и финансовые операции, особенно евровалютные, служат своеобразным передаточным механизмом влияния изменений денежно-кредитной и валютной политики одной страны на другую. [c.389]

Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика в целом ведет к замедлению экономического роста. [c.52]

Отметим, что степень воздействия изменения уровня постоянных цен на номинальную денежную массу зависит от эффекта ликвидности, связанного с влиянием изменений номинальной денежной массы на номинальную процентную ставку. Степень воздействия также зависит от способности ожидаемых инвестиций реагировать на изменения ставки процента и от стабильности передаточного механизма денежно-кредитной по итики в кейнсианской модели. Как мы видели в предыдущей главе, этот механизм оказывается менее стабильным, когда кривая LM становится более пологой (спрос на деньги более эластичен по проценту). Этот механизм также теряет стабильность, когда увеличивается крутизна кривой IS (ожидаемые инвестиции неэластичны по проценту). Следовательно, влияние денежно-кредитной политики на совокупный спрос уменьшается, когда кривая LM становится более пологой, а кривая IS— более [c.560]

В начале 2000-х гг. возник третий взгляд на трансмиссию, который можно обозначить как взгляд со стороны предложения (supply view). В центре его внимания находится предложение факторов производства. Предполагается, что жесткости на товарном рынке отсутствуют, но зато существуют несовершенства рынка капиталов. В связи с тем, что фирмы сначала оплачивают приобретение факторов производства, а затем получают выручку от продаж, изменение процентной ставки, провоцируемое центральным банком, оказывает влияние на спрос на факторы производства. Рестриктивная денежно-кредитная политика понижает спрос на труд, капитал и пр., то есть ведет к отрицательному шоку производительности. Взгляд со стороны предложения позволяет разрешить некоторые трудности в объяснении работы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Отчасти устраняются упрощение и однобокость теории передаточного механизма, присущие двум другим взглядам , поскольку третий подход рассматривает экономику не только со стороны совокупного проса, но и со стороны предложения. Кроме того, он позволяет объяснить ценовую загадку денежно-кредитной политики, состоящую в том, что после ужесточения политики центрального банка рост цен наблюдается сразу же безо всякого лага. [c.191]

Другая классификация правил денежно-кредитной политики была предложена Ларсом Свенссоном, профессором Стокгольмского университета. Он провел различие между правилом денежно-кредитного инструмента и правилом таргетирования. В первом случае инструмент денежно-кредитной политики выражается как функция от экономических переменных. Классическими примерами правила денежно-кредитного инструмента выступают правило Гудхарта и правило Тэйлора. В случае правила таргетирования центральный банк стремится минимизировать значение функции потерь, которая представляет собой уравнение отклонения целевой переменной от оптимального уровня. Тем самым правило таргетирования повторяет правило денежно-кредитного инструмента, но в неявном виде. Преимущество правила таргетирования перед правилом инструмента состоит в больших дискреционных возможностях. К примеру, структурные изменения трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики требуют переопределения правила инструмента, а правила таргетирования — нет, поскольку в последнем случае центральный банк использует инструмент по собственному усмотрению. [c.249]

Очевидно, что кейнсианский механизм денежно-кредитного регулирования связывает воедино предложение денег и колебания процентных ставок и спроса на деньги в ситуации, когда эти макроэкономические переменные измеряются текущими, а не долгосрочными показателями. Основным недостатком рассмотренного механизма денежно-кредитного регулирования при условии его постоянного действия является появление на долговременных интервалах инфляционных и даже стагфляционных эффектов. Дело в том, что от увеличения денежного предложения до снижения процентной ставки и ускорения инвестиционного процесса проходит, как уже отмечалось, немало времени. Это приводит к периодически [c.621]

Экономические программы, выполнением которых обусловливалось предоставление кредита стэнд-бай в 1995 г. и кредита в рамках механизма расширенного финансирования в 1996— 1998гг., характеризуются ужесточением финансовой и денежно-кредитной политики и детализацией макроэкономических показателей. В 1995 г. предполагалось сократить дефицит федерального бюджета до 6% ВВП по сравнению с 11% в предыдущем году, т.е. почти в два раза, довести его до 4% в 1996 г. и 2% в 1998 г. [c.573]

Для государственных финансов важное значение имеет денежно-кредитное регулирование. В условиях нестабильной экономики возможность диверсификации финансовых инструментов денежно-кредитного регулирования ограничена. Напротив, при стабильной финансовой системе возможно применение эффективного механизма рефинансирования коммерческих банков, который, в свою очередь, при ограниченной инфляции может удовлетворить спрос нефинансового сектора экономики на кредитные ресурсы. По мере снижения инфляционных ожиданий возрастание спроса на деньги будет обусловливать процесс ремонетизации экономики. [c.43]

date image
2018-02-13 views image
3414

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Денежно-кредитное регулирование представляет собой один из механизмов государственного регулирования экономики, оно направлено на изменение объемов денежной массы, процентных ставок, объемов кредитования и других параметров, определяющих спрос и предложение денег и стоимость национальной денежной единицы.

Субъектами денежно-кредитного регулирования являются так называемые «монетарные власти»− органы, наделенные полномочиями принимать решения, влияющие на денежную сферу и стабильность национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, министерство финансов и ЦБ.

Объектами денежно-кредитного регулирования выступают спрос и предложение денег. Функция спроса на деньги формируется под влиянием многих факторов, контролировать которые монетарные власти прямо и непосредственно не могут, они оказывают лишь косвенное воздействие на формирование спроса и учитывают функцию спроса на деньги, выбирая механизмы денежно-кредитного регулирования. Предложение денег, напротив, может контролироваться монетарными властями и особенно ЦБ. Но под полным контролем ЦБ находится только денежная база.

Формирование же денежной массы и ее отдельных агрегатов Ml, М2 и М3− это результат взаимодействия ЦБ, коммерческих банков и небанковского сектора. При этом эффективность влияния, которое оказывает ЦБ на объем денежной массы, зависит от трансмиссионного механизма, связывающего денежную базу и денежные агрегаты.

Примечание:

В экономической теории под деньгами в узком смысле понимаются М1и деньги до востребования.

Денежные агрегаты:

М1– наличные деньги;деньги до востребования

М2 – М1 +сберегательные и срочные мелкие вклады

М3 – М2 +крупные срочные вклады (свыше 100 тыс.дол.)

М4 – М3 + депозитные сертификаты в крупных коммерческих банках

М0– наличные деньги

М1– М0 + депозиты до востребования

М3 – М2+депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Отношение денежной массы к денежной базе называется денежным мультипликатором.

Денежная масса – сумма наличных денег + депозиты (больше денежной базы);

Денежная база – сумма наличных денег + резервные требования

Вектором, задающим направление управляющим воздействиям ЦБ на денежную базу и денежную массу, служит уровень реального производства. Исходящее от ЦБ предложение денег должно быть таким, которое не препятствует повышению реального выпуска, но в то же время и не провоцирует роста цен. Таким образом, управление денежным предложением для ЦБ задано своеобразным коридором возможностей: нижний уровень роста денежной массы обусловлен ростом экономики (реального и финансового сектора), а верхний − допустимым уровнем инфляции.

Денежно-кредитная (монетарная) политика – направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, поддерживания макроэкономического равновесия, сглаживания цикличности производства. Ее суть – воздействие на уровень инфляции, безработицы, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей через денежное обращение и кредит.

Главным звеном денежно-кредитной политики является Центральный банк.

Мероприятия монетарной политики ведут к росту ВВП, а следовательно и к экономическому росту. Ее инструменты (операции на открытом рынке ценных бумаг, учетно-процентная политика и регулирование обязательной нормы банковского резерва) делают все, чтобы привлекать инвестиции в национальную экономику, т.е. опять же это приводит к росту ВВП.

Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банк Росси) определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:

1) Процентные ставки по операциям Банка России; Исходя из оценки общего состояния экономики и его прогноза на ближайшую перспективу, Центральный банк разрабатывает ϲʙᴏюпроцентную политику, кᴏᴛᴏᴩая будет важнейшим методом денежно-кредитного регулирования. Стоит заметить, что она предполагает установление Центральным банком шкалы процентных ставок поϲʙᴏим операциям с кредитными организациями и оказание ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего воздействия на рыночные процентные ставки. При ϶ᴛᴏм традиционно выбирается одна официальная процентная ставка по предоставлению ресурсов кредитным организациям, кᴏᴛᴏᴩая служит базой для расчета остальных ставок.




Учитывая зависимость от применяемых инструментов рефинансирования официальная ставка, устанавливаемая Центральным банком, называется ключевой ставкой (7,75%).

2) Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования).Обязательные резервы (резервные требования) − один из традиционных инструментов денежно-кредитной политики центральных банков, используемый для регулирования общей ликвидности банковской системы. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков и недопущения неограниченного роста денежной массы в обращении. Центральный банк устанавливает размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банков, а также порядок их депонирования на специальных счетах по учету обязательных резервов либо на корреспондентских счетах банков в Центральном банке.

Обязательные резервы относятся к «грубым» инструментам денежной политики, поскольку даже небольшое изменение резервных ставок оказывает сильное воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и в конечном счете на размеры денежного предложения. Чтобы не усиливать неопределенность функционирования банков, не осложнять им управление своей ликвидностью, центральные банки развитых стран существенно снизили размеры резервных требований и стали относительно редко прибегать к изменению резервных ставок. В ряде стран (в Великобритании, Канаде, Швеции и др.) ϶ᴛᴏт инструмент признали малоэффективным и устаревшим и полностью отказались от его применения.

3) Операции на открытом рынке ценных бумаг − это купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг. Предположим, что в экономике наблюдается инфляция, т.е. излишний рост денежной массы и центральный банк решает его ограничить. С этой целью он начинает активно продавать государственные обязательства. Предложение ГЦБ увеличивается, их рыночная цена падает, доходность для покупателя растет (по ним платится процент) – спрос на ценные бумаги правительства увеличивается. Клиенты коммерческих банков снимают деньги со своих счетов, происходит замещение денег ценными бумагами. Если центральный банк покупает ценные бумаги, то цены на них растут, процентные ставки снижаются, а денежная масса, находящаяся в обращении, растет.

Помимо того, что операции на открытом рынке непосредственно влияют на денежную массу, они порождают вторичный эффект.

4) Рефинансирование кредитных организаций;

5) Валютные интервенции−значительное разовое целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путём продажи или закупки банком крупных партий иностранной валюты. Валютная интервенция осуществляется для регулирования курса иностранных валют в интересах государства. Коротко говоря, валютная интервенция − это воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс путём закупки или продажи большого количества иностранной валюты.

6) Установление ориентиров роста денежной массы;

7) Прямые количественные ограничения;

8) Эмиссия облигаций от своего имени.

Также можно отметить, что Центральный банк может применять инструменты прямого контроля (административно-количественные инструменты), традиционно имеющих форму директив, инструкций, направленных на ограничение сферы деятельности кредитных институтов в целях контроля количества или цены денег, депонированных в коммерческих банках и предоставленных ими кредитов. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов будут примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам будут примерами контроля в области процентных ставок (цены денег).

Административно-количественные инструменты могут применяться выборочно (селективно) по отношению к отдельным банкам, группам кредитных организаций, либо по отношению к отдельным видам банковских операций (установление максимальных темпов роста или максимальных процентов по отдельным видам кредитов, например, ипотечных, депозитов и т.д.).

Меры прямого контроля применяются традиционно в условиях недостаточного развития финансовых рынков или иных инструментов денежно-кредитной политики, а также в кризисных ситуациях, требующих быстрого и жесткого воздействия на финансовую сферу. Вместе с тем длительное применение данных инструментов может оказывать искажающее влияние на рынки, содействовать оттоку финансовых ресурсов на неконтролируемые (так называемые серые) рынки, т.е. в «теневую» экономику или за рубеж, появлению денежных суррогатов, а также усилению бюрократических факторов и коррупции в денежной сфере.

При проведении денежно-кредитной политики Банк России стремится основной упор делать на применение рыночных (косвенных) инструментов регулирования. Вместе с тем законодательно предусмотрена возможность применения Банком России и прямых количественных ограничений, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. При ϶ᴛᴏм Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.

Читайте также: