В связи со смертью усова являющегося налогоплательщиком по земельному налогу и налогу на имущество

Опубликовано: 30.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 октября 2011 г. N 03-05-04-01/39 Об уплате налога на имущество физических лиц, представлении органами местного самоуправления в налоговые органы сведений о земельных участках для начисления земельного налога, оплате наследниками долгов наследодателя и признании задолженности безнадежной к взысканию

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики с участием ФНС России рассмотрено письмо и сообщается следующее.

В отношении налога на имущество физических лиц

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" установлен упрощенный порядок регистрации гражданами права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества без необходимости постановки этих объектов недвижимости на государственный технический учет и определения их инвентаризационной стоимости.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" налог на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости, представленных органами, осуществляющими государственный технический учет.

Таким образом, у налоговых органов отсутствуют сведения об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, права собственности на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ, и, следовательно, налог на имущество физических лиц в отношении таких объектов налоговыми органами не исчисляется.

В целях привлечения к уплате налога на имущество физических лиц собственников объектов недвижимости, права собственности на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ и в отношении которых у налоговых органов отсутствуют сведения об их инвентаризационной стоимости, необходимо проведение оценки инвентаризационной стоимости объектов недвижимости. При этом заказчиками работ по оценке инвентаризационной стоимости могут выступать органы местного самоуправления.

В отношении земельного налога

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" внесены изменения в статью 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), предусматривающие обязанность органов местного самоуправления сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 31 "Земельный налог" Налогового кодекса.

При этом органы местного самоуправления должны представлять в налоговые органы сведения о земельных участках на основании актов о выделении (предоставлении) земельных участков и только в том объеме, которым они располагают, и, в первую очередь, ту информацию, которая отсутствует в государственном кадастре недвижимости и в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о земельных участках и их правообладателях должны представляться органами Росреестра.

По данным ФНС России, в налоговых органах сформирована база данных по земельным участкам, выделенным (предоставленным) на основании актов органов местного самоуправления до 1998 года.

В связи с этим приказ Минфина России от 23 марта 2006 г. N 47н "Об утверждении формы "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования" и Рекомендаций по ее заполнению" признан утратившим силу.

В отношении взыскания задолженности

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса задолженность по транспортному налогу и местным налогам умершего физического лица либо физического лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя.

В соответствии с пунктом 6 статьи 85 Налогового кодекса органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. В составе сведений, представляемых в налоговые органы по форме, утвержденной приказом ФНС России от 17 сентября 2007 г. N ММ-3-09/536@, указываются сведения о наследниках - физических лицах, юридических лицах и о наследуемых объектах недвижимого имущества и транспортных средствах.

Наследникам физического лица направляются налоговыми органами налоговые уведомления об уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц в пределах стоимости наследственного имущества с учетом установленного гражданским законодательством Российской Федерации порядка предъявления требований к наследникам.

Взыскание налогов с налогоплательщика - физического лица осуществляется в установленном статьей 48 Налогового кодекса порядке, если наследодателем налог не уплачен в установленный срок и не исполнено требование налогового органа об уплате этого налога.

Пунктом 4 статьи 48 Налогового кодекса установлено, что взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица на основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". При предъявлении требований в отношении выморочного имущества налоговые органы руководствуются статьей 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Функции по принятию в установленном порядке выморочного имущества постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 возложены на Росимущество.

При осуществлении работы с выморочным имуществом налоговые органы руководствуются Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. N 683 и Инструкцией Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов".

В процессе исполнения требований исполнительных документов розыск должника, его имущества осуществляется судебными приставами самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел. На органы местного самоуправления не возложена обязанность по розыску должника или его имущества. Законодательство Российской Федерации не препятствует взаимодействию органов местного самоуправления с органами внутренних дел или с судебными приставами.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса безнадежными к взысканию признаются в отношении транспортного налога и местных налогов недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, уплата и (или) взыскание которых оказалось невозможными в случае смерти физического лица или объявления его умершим, в размере, превышающем стоимость наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации.

Конкретный перечень оснований признания законодательством Российской Федерации о налогах и сборах недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания установлен пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса.

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания их таковыми, утверждены приказом ФНС России от 19 августа 2010 г. N ЯК-7-8/393@.

Пунктом 3 статьи 59 Налогового кодекса предусмотрено право законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований устанавливать дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки соответственно по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.

Одновременно сообщается, что в настоящее время рассматриваются предложения, предусматривающие условия, при наличии которых задолженность, числящаяся за физическими лицами по состоянию на 1 января 2009 года, признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию.

Директор Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
И.В. Трунин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 октября 2011 г. N 03-05-04-01/39

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Органам МСУ даны разъяснения, касающиеся вопросов налогообложения.

Так, они могут выступать заказчиками работ по оценке инвентаризационной стоимости некоторых объектов, используемой при расчете налога на имущество физлиц.

Речь идет о недвижимости, регистрируемой в упрощенном порядке без постановки на государственный техучет и определения инвентаризационной стоимости.

Кроме того, органы МСУ должны сообщать в инспекции по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения.

Сведения представляются на основании актов о выделении (предоставлении) земельных участков и только в том объеме, которым располагают органы МСУ. В первую очередь, эта информация, отсутствующая в государственном кадастре недвижимости и ЕГРП.

По данным ФНС России, в налоговых органах сформирована база данных по участкам, выделенным (предоставленным) на основании актов органов МСУ до 1998 г.

Часть разъяснений посвящена взысканию налоговой задолженности.

Так, отмечается, что на органы МСУ не возложена обязанность по розыску должника или его имущества. Этим занимаются судебные приставы. Они действуют самостоятельно или привлекают ОВД.

Письмо Минфина России

от 03.04.2017 № 03-05-04- 01/19308

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 07.04.2017

Прикрепленный файл: docx, 22.16 кБ

В связи с поступающими в Минфин России многочисленными обращениями граждан по вопросу о налогообложении отдельных объектов недвижимого имущества, включая вопросы освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц, Департаментом налоговой и таможенной политики сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 4 статьи 407 Налогового кодекса предусмотрены льготы по налогу на имущество физических лиц в отношении следующих видов объектов недвижимого имущества:

1) квартира (комната);

3) специально оборудованное помещение (сооружение), используемые для осуществления профессиональной творческой деятельности;

4) хозяйственное строение (сооружение), расположенное на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

5) гараж (машино-место).

На основании положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» существование объекта недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, подтверждается сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

Согласно статье 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, объектах незавершенного строительства, единых недвижимых комплексах, в том числе об их назначении.

При этом если объектом недвижимости является здание, то в качестве назначения такого объекта в ЕГРН отражается жилое здание, нежилое здание, многоквартирный дом, жилое строение, если объектом недвижимости является помещение – жилое помещение или нежилое помещение.

Таким образом, ряд объектов нежилого назначения (гараж, хозяйственные строения или сооружения) подлежит постановке на государственный кадастровый учет в качестве нежилых зданий, помещений, сооружений без указания конкретного наименования объекта или его разрешенного использования.

Так, например, гаражи согласно установленным правилам подлежат постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав как нежилые здания (помещения, сооружения).

Имеются случаи постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на жилое помещение без указания конкретного вида жилого помещения (жилой дом, квартира, комната).

Указанные обстоятельства приводят к тому, что граждане, фактически владеющие объектами недвижимости, подлежащими освобождению от налогообложения, лишаются права на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц.

Согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами на основании сведений, содержащихся в ЕГРН и представленных в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Между тем в соответствии с пунктом 6 статьи 407 Налогового кодекса лицо, имеющее право на налоговую льготу, самостоятельно представляет в налоговый орган заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Учитывая это, при рассмотрении вопросов о предоставлении налогоплательщикам налоговых льгот и иных преференций по налогу на имущество физических лиц налоговым органам следует руководствоваться сведениями, полученными в рамках статьи 85 Налогового кодекса, а также учитывать сведения, содержащиеся в документах, представленных налогоплательщиком для подтверждения его права на налоговую льготу.

Примерный перечень вопросов и задач для промежуточной аттестации ( экзамена )

По дисциплине «Финансовое право»

Компетенции, проверяемые оценочным средством

№ п/п Код компетенции Название
1. ОПК-2 способность работать на благо общества и государства
2. ПК-4 способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации
3. ПК-5 способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
4. ПК-14 готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проведения коррупции

ВОПРОСЫ

1) Финансы как экономическая категория: понятие, функции финансов.

2) Понятие и характерные черты публичной финансовой деятельности.

3) Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, принципы.

4) Финансовая система РФ: понятие, структура, развитие на современном этапе.

5) Формы публичной финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

6) Методы публичной финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

7) Финансово-плановый акт: понятие, отличительные черты, примеры финансово-плановых актов.

8) Понятие и предмет финансового права. Место финансового права в системе российского права.

9) Система финансового права.

10) Понятие, виды, особенности финансовых правоотношений.

11) Финансово-правовые нормы: понятие, виды, особенности.

12) Субъекты финансового права.

13) Публично-правовые образования как субъекты финансового права.

14) Коллективные субъекты финансового права.

15) Принципы финансового права.

16) Источники финансового права: понятие и виды.

17) Конституция Российской Федерации как источник финансового права.

18) Финансовый контроль: понятие и принципы.

19) Формы и методы финансового контроля.

20) Обязательный аудит: понятие, цели, основания проведения.

21) Внутрихозяйственный финансовый контроль. Понятие финансовой дисциплины.

22) Финансовый контроль, осуществляемый представительными органами Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

23) Финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ.

24) Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством.

25) Функции и полномочия Министерства финансов Российской Федерации в бюджетной сфере.

26) Функции и полномочия Министерства финансов Российской Федерации в сфере государственного кредита.

27) Функции и полномочия Министерства финансов Российской Федерации в налоговой сфере.

28) Финансовая деятельность таможенных органов: функции, полномочия.

29) Контрольно-счетные органы в РФ: система, правовое положение, функции.

30) Ведомственный финансовый контроль.

31) Эффективность и правовые проблемы финансового контроля.

32) Банковская система РФ: структура, роль в финансовой деятельности государства.

33) Кредитные организации: понятие, виды, правовые основы деятельности.

34) Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций.

35) Банковский кредит как институт финансового права.

36) Правовой статус Центрального банка Российской Федерации.

37) Денежная система РФ: понятие, основные элементы. Правовые основы организации и обращения наличных денежных знаков.

38) Элементы денежной системы Российской Федерации.

39) Расчетные правоотношения: понятие, особенности.

40) Правовые основы безналичных денежных расчетов. Полномочия Банка России в данной сфере.

41) Валютная деятельность государства: понятие, субъекты, объекты.

42) Валютное регулирование и валютный контроль: основы правового регулирования.

43) Понятие валюты и валютных ценностей.

44) Понятие валютных операций: виды и юридические особенности.

45) Органы и агенты валютного контроля: различие в полномочиях.

46) Субъекты валютных правоотношений.

47) Понятие налога и сбора: роль, юридические особенности и отличия.

48) Система налогов и сборов. Установление и введение в действие налогов и сборов в РФ.

49) Обязательные и факультативные элементы налога: понятие, особенности.

50) Налоговое право как подотрасль финансового права: характеристика предмета, метода.

51) Принципы налогообложения.

52) Налог на прибыль организаций: общая характеристика.

53) Налоги на природные ресурсы: общая характеристика.

54) Налоги на имущество: общая характеристика.

55) Бюджетное право как подотрасль финансового права: предмет и метод.

56) Бюджетный кодекс РФ как источник бюджетного права.

57) Понятие и виды бюджетов.

58) Бюджетные правоотношения: понятие, виды, особенности.

59) Межбюджетные отношения: понятие, принципы.

60) Межбюджетные трансферты: понятие, виды, условия предоставления межбюджетных трансфертов.

61) Понятие и виды расходных обязательств.

62) Бюджетные кредиты: понятие, виды, условия предоставления.

63) Главные распорядители бюджетных средств: понятие, права и обязанности.

64) Распорядители бюджетных средств: понятие, права и обязанности.

65) Получатели бюджетных средств: понятие, права и обязанности.

66) Главные администраторы доходов бюджета: понятие, права и обязанности.

67) Администраторы доходов бюджета: понятие, права и обязанности.

68) Особенности правового положения Фонда национального благосостояния и Инвестиционного фонда.

69) Бюджетная система: структура, принципы.

70) Бюджетная классификация: понятие, значение.

71) Доходы бюджета: понятие, классификация, порядок распределения в бюджетной системе РФ.

72) Расходы бюджета: понятие, виды, порядок распределения в бюджетной системе РФ.

73) Классификация источников финансирования дефицита бюджета.

74) Целевые бюджетные фонды: значение, понятие, особенности, виды.

75) Санкции за нарушения бюджетного законодательства.

76) Государственный и муниципальный долг: понятие, значение.

77) Виды и формы долговых обязательств.

78) Государственный и муниципальный кредит: общая характеристика.

79) Выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг.

80) Государственные социальные внебюджетные фонды: система, правовое положение.

81) Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации: система, правовое положение.

82) Пенсионный фонд Российской Федерации: общая характеристика доходов и расходов, правовое положение.

83) Фонд социального страхования Российской Федерации: общая характеристика доходов и расходов, правовое положение.

84) Фонд обязательного медицинского страхования: общая характеристика доходов и расходов, правовое положение.

85) Финансово-правовое регулирование финансового рынка.

86) Общая характеристика страхования и организации страхового дела в РФ.

87) Понятие и виды обязательного страхования.

88) Страхование вкладов физических лиц: общая характеристика. Агентство по страхованию вкладов.

Задача

(с примером решения)

В связи со смертью Усова, являвшегося налогоплательщиком по земельному налогу и налогу на имущество, налоговый орган предъявил требование об уплате налогов к его супруге. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ.

На основании статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога прекращается со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Задолженность по поимущественным налогам, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя. Также, по поимущественным налогам, необходимо подтверждение того, что налогоплательщик при жизни получил налоговое уведомление (ст. 57 НК РФ).

Таким образом, требования налогового органа будут правомерны, если супруга Усова получила в наследство указанное в задаче имущество, являющееся объектом налогообложения, а ее супруг (при жизни) - налоговое уведомление.

Форма экзаменационного билета

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Образовательная программа 40.03.01 Юриспруденция

Дисциплина Финансовое право

Экзаменационный билет № 1

(образец)

1. Финансы как экономическая категория: понятие, функции финансов.

2. Налоговое право как подотрасль финансового права: характеристика предмета, метода.

В связи со смертью Усова, являвшегося налогоплательщиком по земельному налогу и налогу на имущество, налоговая инспекция предъявила требование об уплате налогов и пени к его супруге. Правомерны ли действия данной инспекции?

Составитель ______________ / Бочкарева Е.А.

Заведующий кафедрой_____________/Бочкарева Е.А.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Северо-Кавказский филиал

Дата добавления: 2020-04-25 ; просмотров: 133 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые изменения 2021


Традиционно начало года — это период вступления в силу законодательных поправок в порядок исчисления налогов. Не стал исключением и наступивший 2020 год. Предметом рассмотрения предлагаемой статьи стал анализ изменений законодательства по имущественным налогам организаций: земельному, транспортному и налогу на имущество. Информация поможет сэкономить время на изучение новшеств и провести 2020 год во всеоружии.

Квартальная отчетность по налогу на имущество отменена

1. Отменена обязанность сдачи квартальных расчетов по налогу на имущество. Таким образом, организациям придется готовить лишь годовую декларацию по итогам налогового периода. Форма декларации, а также порядок и формат ее представления утверждены Приказом ФНС РФ от 14.08.2019 № СА-7-21/405@.

2. Появилась возможность подачи с 01.01.2020 единой налоговой декларации. Ею вправе воспользоваться налогоплательщики — владельцы недвижимости:

  • облагаемой исключительно по среднегодовой стоимости;
  • расположенной на территории одного субъекта РФ, но зарегистрированной в разных инспекциях.
Право подачи единой декларации предоставляется после отправки уведомления в региональное УФНС. Обладатели такого имущества смогут отчитываться по нему в одном налоговом органе по своему выбору.

Претенденты на единую налоговую декларацию должны представить уведомление в УФНС по субъекту, где находится имущество организации, до завершения отчетной кампании за I квартал, то есть не позднее 02.03.2020.

Возможность подачи единой декларации не применяется, если региональным законодательством предусмотрены отчисления налога в местные бюджеты.

3. Изменен порядок определения налоговой базы: с 2020 года авансы за год, в котором изменилась кадастровая стоимость, рассчитываются по новой стоимости. То есть из пп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2020, исключили указание о том, что для расчета авансового платежа кадастровую стоимость нужно брать именно на 1 января текущего года.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.04.2019 № 63-ФЗ
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

Декларация по налогу на имущество обновлена

Обращаем внимание: форма подлежит применению с налогового периода 2019 года, то есть ближайшая сдача отчетности должна происходить на новом бланке. По сравнению с прежней формой изменений немного:

  • в разделе 1 появились четыре новые строки — 021, 023, 025 и 027. В них нужно будет отражать исчисленную сумму налога, которую необходимо уплатить в бюджет за налоговый период, и авансовые платежи за каждый отчетный период;
  • из разделов 2 и 3 удалена строка с суммой авансовых платежей.
В разделах 2 и 3 появится новая строка «Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период (в рублях)».

ПРИКАЗ ФНС РФ от 14.08.2019 № СА-7-21/405@
«Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@»

У владельцев земельных участков и транспортных средств появится новая обязанность

Земельный налог:

Для владельцев транспортных средств, согласно п. «а» п. 3 ст. 1 закона, с 01.01.2021 установлена обязанность информировать ИФНС об их наличии. Это та же норма, которая регулирует уведомление и о наличии земельных участков, рассмотренное выше. Сообщать о ТС необходимо в случае, если:

Причина новшеств — в отмене деклараций. За 2020 год инспекторы уже сами будут присылать сообщения об исчисленном налоге. Поэтому если в 2020 году организация приобретет транспорт и в 2021 году не получит от инспекции сообщения о налоге, то нужно будет до 31 декабря 2021 года уведомить налоговиков о приобретении.

Предусмотренные ранее для физлиц санкции в соответствии с пп. «а» п. 49 ст. 1 закона распространяются и на юридические лица. Так что начиная с 01.01.2021 компания за непредставление сообщения будет наказана штрафом в размере 20 процентов от неоплаченной суммы налога.

По аналогии с земельным налогом п. 63 ст. 2 закона исключил с 01.01.2021 из полномочий регионов установление сроков уплаты транспортного налога организациями.

Пунктом 68 ст. 2 закона установлен предельный срок оплаты налога. Согласно новой редакции п. 1 ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу должны быть уплачены налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (I, II и III кварталам). Новшество применяется начиная с уплаты транспортного налога за налоговый период 2020 года.

Налог на имущество организаций

С 01.01.2020 п. 1 ст. 374 НК РФ относит к объектам обложения по кадастровой стоимости не только основные средства, но и любую недвижимость, принадлежащую организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Таким образом, станет неважно, учтена недвижимость как основное средство или нет — начислять и платить налог по кадастру все равно придется. Правда, если регион не решит иначе.

Ранее, если объекты не были поставлены на учет в качестве основных средств, налог по кадастровой оценке по ним не платили. Это следует из разъяснений Минфина, изложенных в письме от 30.06.2017 № 03-05-05-01/41582. Исключение по пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ — жилые дома. Если они являются основным средством, то налог платят исходя из среднегодовой стоимости, а если не являются — исходя из кадастровой. То есть с нового года владельцы такой недвижимости будут нести повышенную налоговую нагрузку.

В перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, с 01.01.2020 включается иная недвижимость, облагаемая налогом на имущество физлиц, то есть жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи и машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства и иные объекты. Перечень облагаемых налогом «иных» объектов конкретизировал закон № 379-ФЗ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.09.2019 № 325-ФЗ
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Перечень объектов, облагаемых по кадастру, конкретизирован

  • с жилых помещений;
  • объектов незавершенного строительства;
  • гаражей;
  • машино-мест;
  • жилых строений, садовых домов, хозстроений и сооружений, которые расположены на участках для личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.11.2019 № 379-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Сообщать о льготах организации должны отдельно

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.04.2019 № 63-ФЗ
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

Как заявить о льготах по земле и транспорту

Новый бланк понадобился ввиду отмены подачи в ИФНС деклараций по указанным налогам с отчетности за 2020 год. Поэтому если компания претендует на получение льгот, то в 2020 году нужно подать в ИФНС заявление об их предоставлении. Дело в том, что наличие льгот до отмены деклараций подтверждалось в самом бланке декларации в специальном реквизите «Код налоговой льготы».

Для подачи заявления используется единая форма, которая так и называется «Заявление налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу».

Форма состоит из трех разделов: титульного листа и по одному разделу для транспортного и для земельного налогов.

Порядок заполнения заявления говорит о том, что если организация заявляет только о льготе по земельному налогу, пустой лист с полями по транспортному налогу можно не сдавать. Однако этот вопрос нужно уточнить в своей инспекции.

Заявляя о льготе по земельному налогу, нужно указать:

  • кадастровый номер участка;
  • срок предоставления льготы и ее код;
  • сведения о муниципальном акте, который устанавливает льготу;
  • информацию о подтверждающих льготу документах.
Коды льготы также приведены в приложении к порядку заполнения заявления. Обращаем внимание, что некоторые льготы по земельному налогу установлены не на муниципальном уровне, а на федеральном — в НК РФ. В этом случае поля, предназначенные для информации о местном НПА, не заполняются. Речь идет, например, о льготе по участкам под автодорогами общего пользования.

Для льгот по транспортному налогу нужно указать:

  • вид транспортного средства, его марку (модель) и госномер;
  • срок предоставления льготы;
  • сведения о подтверждающих льготу документах;
  • код льготы и реквизиты регионального закона.
В приложении к порядку заполнения заявления указано всего четыре кода: один для льготы по международному договору и три для региональных льгот (освобождение от уплаты, пониженная ставка и снижение суммы налога). Напомним, что в настоящее время льготы для организаций установлены только в законах субъектов РФ. Например, в Москве резиденты ОЭЗ транспортный налог не платят, в Свердловской области общественные организации инвалидов платят только 35 процентов от исчисленной суммы налога, а в Башкирии сельхозпроизводители применяют ставки, уменьшенные вдвое.

ПРИКАЗ ФНС РФ от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@
«Об утверждении формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядка ее заполнения и формата представления указанного заявления в электронной форме»

Декларацию по транспортному налогу нужно сдать по новой форме

Необходимость обновления декларации связана с прекращением с 01.01.2019 действия положения, позволяющего вычитать из суммы транспортного налога плату за вред дорогам федерального значения, наносимый большегрузами. В связи с этим изменился и порядок заполнения документа.

Остальных изменений немного:

  • обновлены штрихкоды видов транспортных средств;
  • уточнены льготы и вычеты;
  • вместо трех разных кодов, предназначенных для автобусов, будет введен один, общий.
Сдать декларацию необходимо в срок до 03.02.2020.

ПРИКАЗ ФНС РФ от 26.11.2018 № ММВ-7-21/664@
«О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@»

В настоящей статье мы затронем вопрос налогообложения имущества, переходящего в порядке наследования.

Как известно, после смерти человека его имущество может перейти к наследникам либо по завещанию, либо по закону. В наследственную массу входит как движимое, так и недвижимость.

Лица, принявшие наследство, право собственности на унаследованное приобретают со дня смерти наследодателя, переход этого права не поставлен в зависимость от государственной регистрации прав на полученное порядке наследования имущество.

Так, согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ

принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Как следует из смысла п.1 ст.38 Налогового кодекса, как только у налогоплательщика в собственности появляется объект, подлежащий налогообложению (к числу которых относится и недвижимость), вместе с этим объектом у него возникает обязательство по уплате налога.

Налог на землю

Налогоплательщики земельного налога это

— организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).

К объектам, облагающимся налогом на землю, относятся участки земли, располагающиеся в границах территорий тех муниципальных образований, в которых взимание такого налога установлено (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Налоговым кодексом в отношении земельных участков, получаемых по наследству, установлено, что исчисление земельного налога на такого рода участки производится, начиная с того месяца, в котором было открыто наследство (п.8 ст.396 НК РФ).

Проще говоря, наследник становится плательщиком налога на землю с того месяца, в котором умер наследодатель.

Налогообложение переходящего в порядке наследования имущества ФЛ

До 1 января 2015 года порядок налогообложения имущества, принадлежащего ФЛ, регламентировался соответствующим Законом РФ от 09 декабря1991г. № 2003-I.

Пункт 5 ст. 5 Закона устанавливал, что

за строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

Из смысла вышеуказанного пункта следует, что человек, унаследовавший имущество, приобретал обязанность по уплате налога на имущество ФЛ со дня смерти наследодателя.

Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ прекратил действие вышеуказанного закона и добавил в Налоговый кодекс главу, посвященную налогообложению имущества физических лиц, вступившую в силу с 01.01.2015.

В соответствии со ст. 400 НК РФ

налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

Статья 408 НК установила правило, аналогичное положениям о порядке исчисления налога на унаследованное имущество.

в отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу, налог на имущество физических лиц исчисляется со дня открытия наследства (п. 7 ст. 408 НК РФ).

Мы разобрались, что наследник становится плательщиком налога на имущество ФЛ со дня открытия наследства, т.е. с даты смерти.

Ниже рассмотрим ситуацию, когда у наследодателя до смерти образовалась задолженность об уплате земельного налога и налога на имущество ФЛ.

Оплата задолженности наследодателя перед налоговыми органами.

Со вступлением в наследство к наследнику переходят не только права на унаследованное имущество, но также и некоторые обязанности наследодателя. К числу таких обязанностей следует отнести и уплату земельного налога и налога на имущество физических лиц.

С учетом этого, наследнику стоит знать следующее:

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается со смертью физического лица — налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ.

Задолженность по налогам, указанным в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя.

Иными словами, долги умершего по налогу на землю и на имущество должна быть погашена лицом, унаследовавшим недвижимость и землю, однако погашаться такой долг должен в пределах стоимости унаследованного имущества.

Например, если стоимость унаследованного земельного участка составляет 100 тысяч рублей, а размер задолженности по уплате налога на этот участок — 150 тысяч рублей, то погашению подлежит часть задолженности на сумму 100 тысяч рублей, остальная часть долга подлежит списанию налоговым органом.

Следует отметить, что налоговое законодательство не определило самой процедуры уплаты налогов с лиц, унаследовавших имущество.

Для того, чтобы понять, как и в каком размере должен уплачиваться налог на унаследованное имущество, давайте вспомним общий порядок уплаты налогов физическими лицами:

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Несмотря на то, что порядок уплаты образовавшейся задолженности по уплате налога на имущество и землю, перешедшей от наследодателя к наследнику, Минфин России сформировал по этому поводу определенную позицию, выражающуюся в следующем:

налоговое уведомление об уплате задолженности наследодателя направляется наследникам в случае смерти физического лица, получившего налоговое уведомление и не исполнившего обязанность по уплате указанной в нем суммы налога, налоговым органом при получении им в соответствии с п. 6 ст. 85 НК РФ сообщения о выдаче наследникам свидетельств о праве на наследство.

Указанная позиция отражена в письмах:

В одном из вышеназванных писем говорится также о следующем:

— в случае, если физическим лицом до его смерти не были получены налоговые уведомления на уплату транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, то при отсутствии его обязанности по уплате этих налогов не возникает и задолженность по таким налогам у наследников умершего физического лица;

— исчисленные налоговым органом суммы транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, по которым налоговые уведомления не были получены физическим лицом до его смерти, подлежат списанию налоговым органом.

На основании указанной позиции следует сделать вывод о том, что у лица, унаследовавшего землю или имущество с долгом перед налоговой, возникает обязанность по погашению такой задолженности только в случае, если наследодателем были получены соответствующие уведомления.

Подтверждение указанного вывода можно найти в следующих документах:

На сегодняшний день остается открытым вопрос, задолженность за сколько налоговых периодов должна погашаться лицом, унаследовавшим имущество. По нашему мнению, в этой ситуации должно применяться общее правило о направлении уведомлений, сумма налога в которых должна быть исчислена не больше, чем за три предшествующих налоговых периода.

Как видно, налогообложение имущества, переходящего в порядке наследования является довольно интересным и не для всех понятным вопросом.

Для облегчения восприятия материала выразим выводы тезисами:

Наследник, вступивший в права наследования, признается налогоплательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц независимо от факта государственной регистрации права собственности.

Обязанность по уплате указанных налогов возникает у него с момента открытия наследства, т.е. с момента смерти наследодателя. Кроме того, при принятии наследником наследства он должен погасить имеющуюся у наследодателя задолженность по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц (при условии получения наследодателем до его смерти налоговых уведомлений).

Читайте также: