Налоговые риски субъектов рф

Опубликовано: 03.05.2024

Оценка интегрального налогового риска субъекта Российской Федерации

начальник Сектора анализа доходов

Департамента финансов Правительства г. Москвы

Журнал "Финансы", N 7, июль 2017 г., с. 37-42.

Одним из инструментов обеспечения стабильного развития региональной экономики является проведение эффективной налоговой политики. Реализация налоговой политики субъекта РФ направлена на обеспечение поступления налоговых доходов регионального бюджета, стимулирование предпринимательской активности и развитие человеческого капитала. В настоящее время актуальной является проблема неопределенности в достижении целей региональной налоговой политики, что обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов, главными из которых являются высокая зависимость от определяемых на федеральном уровне правовых условий функционирования регионов и экономического поведения налогоплательщиков, не всегда соответствующего интересам региона. Наличие жестких ограничений в регулировании экономических отношений на этом уровне, накладываемых, с одной стороны, федеральными властями, а с другой - особенностями социально-экономического комплекса субъекта РФ, приводит к необходимости использования специфических приемов и методов управления экономикой региона, и в частности налоговыми отношениями [1, с. 74]. К таким приемам можно отнести управление рисками при реализации налоговой политики.

Опыт применения инструментов риск-менеджмента

Применение инструментов риск-менеджмента при формировании налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ нашло отражение в контрольной работе ФНС России и проведении мониторинга качества финансового менеджмента Минфина России. Вместе с тем применение риск-менеджмента требует адаптации его для оценки уровня налоговых рисков субъектов Российской Федерации.

Так, в рамках риск-ориентированного подхода в работе налоговых органов риск рассматривается как вероятность нарушения налогоплательщиками налогового законодательства [2], что предполагает оценку риска конкретного налогоплательщика, а не всей налоговой системы.

Внутренний финансовый контроль, вмененный к применению главными администраторами доходов бюджета ст. 160.2-1 БК РФ, направлен, в частности, на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этими главными администраторами доходов бюджета. Из этого можно сделать вывод, что в рамках внутреннего финансового аудита в ФНС России [3] проводится оценка бюджетных рисков, связанных только с организационными факторами. Между тем недостижение целей региональной налоговой политики преимущественно обусловлено влиянием правовых факторов (например изменение налогового законодательства в части ставок по региональным налогам, изменение бюджетного законодательства в части нормативов распределения доходов между бюджетами) и экономических факторов (например изменения в финансово-хозяйственной деятельности крупнейших налогоплательщиков региона).

Оперативный мониторинг качества финансового менеджмента, проводимый Минфином России, предполагает оценку бюджетных рисков, под которыми понимается возможность невыполнения (полностью или частично) определенных параметров (характеристик) федерального бюджета [4]. К бюджетным рискам, в частности, относятся низкое качество планирования налоговых доходов федерального бюджета, а также недопоступление доходов федерального бюджета. При этом региональные налоговые риски связаны не только с фискальными проблемами налоговой политики, но и с недостижением экономических и социальных целей. Аналогичной позиции придерживается Л.И. Гончаренко, считающая, что состав негативных последствий налоговых рисков разделяется на две группы: во-первых, это материальные потери, в том числе финансовые (убытки, недополучение доходов, прибыли и т.п.), и, во-вторых, наступление каких-либо событий, действий, в том числе правового, социально-психологического и иного характера [5, с. 4].

Сущность оценки интегрального налогового риска

На основании выявленных особенностей оценки рисков можно сделать вывод о необходимости разработки специального подхода к оценке региональных налоговых рисков. Он должен соответствовать следующим требованиям:

- возможность проведения регулярной оценки, обеспечивающей возможность сравнения результатов за разные периоды времени;

- учет всех ключевых целей и задач налоговой политики субъектов РФ - фискальных, экономических и социальных;

- единообразная форма результата оценки рисков недостижения всех целей налоговой политики.

Учитывая вышеизложенные требования, представляется целесообразным проведение оценки интегрального налогового риска субъекта РФ на основании расчета коэффициентов вариации. Преимущество такого метода оценки заключается в возможности сравнения уровня изменения признаков, выраженных в разных величинах измерения, что особенно актуально для оценки разнородных налоговых рисков (снижение объема налоговых доходов в бюджет, снижение результативности выездных налоговых проверок, превышение фактического объема выпадающих доходов бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот над запланированным уровнем и других). Преимущества метода заключаются также в относительной простоте и доступности применения. Кроме того, анализ динамики ежегодно оцениваемого интегрального налогового риска позволит сделать вывод об улучшении или ухудшении качества формирования и реализации региональной налоговой политики.

Коэффициент вариации основан на предварительном расчете математического ожидания, дисперсии и среднего квадратичного отклонения и позволяет рассчитать риск, изменяющийся от 0 до 100%:

где V - значение коэффициента вариации, - среднее квадратичное отклонение, - математическое ожидание.

Расчет интегрального налогового риска субъекта РФ заключается в определении среднего значения коэффициентов вариации по показателям региональной налоговой политики:

где V - значение коэффициента вариации по i-му показателю, i - показатель налоговой политики, n - количество показателей, в отношении которых рассчитаны коэффициенты вариации, - интегральный налоговый риск субъекта РФ.

Для определения уровня интегрального налогового риска субъектов Российской Федерации предлагается использовать общепринятую градацию значений коэффициента вариации (табл. 1).

Характеристика налогового риска субъекта Российской Федерации по значениям коэффициента вариации

В ходе ведения хозяйственной деятельности, у каждого субъекта может возникнуть риск потерять деньги. Причиной могут стать действия контролирующих и надзорных органов по причине неясности, неоднозначности и некорректности в части налогообложения.

Классификация налоговых рисков

Налоговый риск – это вероятность наступления неблагоприятного события, итогом которого станут финансовые потери. То есть, некая компания или гражданин приняли решение, касающееся их обязанности по уплате налогов. Результатом этого решения является вероятность потерь финансовых ресурсов и репутации. Они также могут привести к уголовной ответственности.

Чтобы верно определить направление, из которого исходит угроза, необходимо знать его характеристики:

  • полностью отсутствует вероятность того, что исход будет благоприятный;
  • вероятность возникновения новых угроз довольно высока. При этом они стану следствием неверных решений. Предусмотреть их появление практически невозможно;
  • присутствует следственная связь с правовой и экономической неграмотностью субъекта;
  • негативные последствия являются итогом для всех участников налоговых отношений;
  • различное проявление по отношению к разным субъектам.

Налоговые угрозы возникают под влиянием конкретных факторов. Их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся:

  • информационные;
  • экономические;
  • социальные;
  • политические.

То есть, то, что имеет непосредственное отношение к окружающему миру. Внутренние влияющие факторы это:

  • организационные – недостаточная квалификация сотрудников, ответственных за своевременное исчисление и перечисление в бюджет обязательных платежей, отсутствие взаимосвязи между налоговым подразделением и налоговой инспекцией;
  • технические – недостаточное налоговое планирование или полное его отсутствие;
  • экономические. Содержать в штате целое подразделение, которое будет заниматься исключительно налогами – довольно затратно. Дешевле обратиться к посредникам. Но и на этот шаг бизнесмены идут неохотно, считая, что у них в фирме не возникнет предпосылок к налоговым потерям;
  • социальные – собственник предприятия и управленцы не могут прийти к единственно верному решению относительно налогов.

Чтобы точно понимать природу возникновения налоговых угроз, необходимо знать, откуда они возникают, их предпосылки и первопричины. Нужно разобраться в их классификации. Их можно разделить на несколько групп:

  • внутренние и внешние;
  • предсказуемые и непредсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Угроза потерять денежные средства по причине несовершенной системы налогового учета может возникнуть как внутри предприятия (из-за некомпетентности бухгалтера), так и с внешней стороны. Например, из-за невнимательности налогового инспектора. Кроме того, при планировании некоторые риски можно предсказать и минимизировать.

При ведении одной и той же хозяйственной деятельности некоторые угрозы могут носить систематический характер. При верной оптимизации налогового режима эти вероятности можно свести к минимуму.

В теории применяется еще одна классификация налоговых рисков. Это:

  • субъекты, которые несут угрозы;
  • факторы, их определяющие;
  • период возникновения;
  • зависящие от размеров будущих потерь.

Каждую группу можно дополнительно разделить на подвиды. Например, налоговые угрозы, могут нести следующие субъекты:

  • налоговые агенты;
  • налогоплательщики. В России ими выступают предприятия, предприниматели и граждане;
  • взаимосвязанные лица;
  • само государство.

Если субъектом является страна, то внешним определяющим фактором будут международные соглашения и договоренности, а внутренним – деятельность органов законодательной и исполнительной власти.

В зависимости от периода возникновения риски бывают существующие и будущие. Если рассматривать с точки зрения будущих потерь, то риски бывают допустимые и критические. Допустимые потери могут быть спрогнозированы и заложены в бюджет налогоплательщика.

Вероятность возникновения денежных потерь у субъекта всегда приводит к возникновению споров с контролирующими и надзорными органами. На этой стадии могут возникнуть риски:

  • информационные. Они связаны с недостаточной информативностью, которая может возникнуть между сторонами разногласий;
  • процессуальные, отражают несовершенство судебной системы и недостаточность инструментов регулирования договорных отношений между субъектами экономической жизни страны;
  • окружающие, могут возникнуть из-за того, что налогоплательщики и налоговые органы по-разному воспринимают суммы, поступающие в бюджет в виде обязательных платежей;
  • репутационные. Они связаны с тем, как тот или иной субъект хозяйственной деятельности оценочно воспринимает деятельность своего конкурента.

Правильная классификация налоговых рисков позволяет налогоплательщику эффективно ими управлять и минимизировать. Такие действия позволяют значительно снизить уровень вероятных потерь.

Оценка налоговых рисков

Налоговики постоянно контролируют и проверяют деятельность хозяйствующих субъектов. Это происходит путем осуществления выездных проверок. Является стимулом для того чтобы налогоплательщик самостоятельно смог оценить свои налоговые риски и понять, относится он к высокорисковым субъектам или нет. Для этого ФНС разработало и утвердило 12 признаков. К ним относятся:

  • уровень налогового обременения. Если он ниже, чем у предприятий в аналогичном сегменте рынка, то это тревожно;
  • в течение нескольких налоговых периодов в отчетности предприятия постоянно отражаются убытки;
  • налогоплательщик постоянно применяет налоговые вычеты в виде крупных сумм;
  • темпы роста доходов ниже темпов роста расходов;
  • работник фирмы получают заработную плату ниже, чем сотрудники на аналогичных должностях в других организациях в данном сегменте рынка;
  • налогоплательщик неоднократно приближался к предельным показателям, при которых разрешено применять специальный налоговый режим;
  • годовой показатель расходов, указанный в отчетности, максимально приближен к годовой величине полученного дохода;
  • свою деятельность налогоплательщик ведет через третьих лиц, не имея для этого обоснованных экономических причин;
  • неоднократное игнорирование требований ФНС о предоставлении документов, объясняющих выявленные несоответствия в показателях деятельности, непредставление сведений об их порче или утере;
  • неоднократное и необоснованное снятие с учета в налоговом органе и вторичная постановка, но в другом отделении ФНС;
  • ведение своей деятельности на грани банкротства, непринятие мер для выхода из данной ситуации.

Применяя эти признаки на практике, налогоплательщик может сам вовремя оценить и предугадать вероятность возникновения рисков по налогам. При обнаружении высокой вероятности потери денежных средств, рекомендуется исключить все сомнительные хозяйственные операции из оборота.

Деятельность на грани высоких рисков приведет к тому, что предприятию будет назначена налоговая проверка. Она может закончиться доначислением налогов, штрафными санкциями и привлечением к иной ответственности, вплоть до уголовной.

Почему рисками нужно управлять

Успешное ведение собственного дела невозможно без вероятностей потерять свои деньги. Это может произойти по причине налоговых проверок. Поэтому руководители крупных предприятий вводят в штат целое подразделение, которое занимается именно управлением рисками, в том числе налоговыми.

Задачи создания такого отдела:

  • сбор актуальной информации о всех поправках и нововведениях, которые происходят в сфере налогов и законодательства о них, ее анализ и хранение;
  • определение рисков потери денежных средств для одной фирмы в рамках конкретного сегмента рынка;
  • определение уровня угроз, которые непосредственно связаны с выявленными рисками;
  • разработка мероприятий для борьбы с выявленными угрозами;
  • разработка и внедрение мероприятий, которые помогут существенно снизить денежные потери в сфере налогообложения;
  • подробный анализ тех решений, которые гипотетически могут привести к финансовым убыткам, их учет.

«Страшной» причиной потери денежных средств для российских бизнесменов являются возможность возникновения проблем с налоговыми ведомствами. Если бизнес ведется честно, платятся все налоги, к проверке из ФНС готовятся особо тщательно. Есть вероятность того, что будут доначислены налоги, наложены штрафы и пени. По этой причине происходит постепенно внедрение в российский бизнес полноценной системы внутреннего контроля риск-менеджмента.

Зарубежные компании прогнозируют еще один риск – риск переплаты по налогам. В этом направлении также разрабатываются меры по минимизации. Российские бизнесмены такую угрозу не принимают во внимание.

К сожалению, постоянный контроль над налоговыми угрозами ведется только в 10 % крупных российских компаний. Остальные фирмы либо не обращают на это внимание, либо обращаются к специалистам на аутсорсинге только тогда, когда получают уведомление от ФНС о выездной проверке.

Можно ли снизить угрозы налоговых потерь

Сокращение вероятностей потери денежных средств, а также уменьшение возможностей их потери именно от налогов необходимо для поднятия прибыльности хозяйствующего субъекта. Поэтому необходимо предпринимать соответствующие меры. В частности:

  • максимальная автоматизация всех рабочих процессов, включая документооборот. Нужно снизить уровень человеческого фактора;
  • повышение уровня знаний в налоговом законодательстве у руководителей высшего и среднего звена;
  • систематическое повышение уровня квалификации тех сотрудников, которые имеют непосредственное отношение к исчислению и уплате налогов. Для этого их необходимо отправлять на курсы повышения квалификации, тренинги семинары, проводимые ФНС. При необходимости, можно ввести в штат отдельного специалиста, который будет заниматься исключительно расчетами по налогам;
  • систематическое проведение аудита внутренними ресурсами и с привлечением сторонних специалистов. Это наиболее эффективный метод налогового риск-менеджмента. Его суть в том, что нужно создать отдельный департамент, который будет отвечать за то, чтобы все обязательные платежи правильно исчислялись и вовремя закрывались. Эти мероприятия проводятся в интересах фирмы. Они закрепляются на локальном уровне, осуществляются своими силами. При необходимости, приглашаются специалисты из сторонних компаний, чтобы провести дополнительную проверку. Такие «двойные» меры позволяют минимизировать налоговые риски до низшего предела;
  • непрерывное взаимодействие с консалтинговыми фирмами по конкретным вопросам налогообложения. Эксперты из этих фирм владеют информацией относительно всех последних актуальных изменений в профессиональной области. Используя свой практический опыт в российском налоговом праве, они сводят к минимуму все «популярные» риски;
  • страхование собственных рисков. То есть, фирма самостоятельно обращается в страховую компанию с целью заключения договора на страхование собственной ответственности;
  • создание резервов для покрытия убытков, если таковых не удастся избежать. Это самострахование, и он экономнее страхования через СК.

Налогоплательщик может самостоятельно выбрать тот или иной метод управления налоговыми угрозами. Но для этого он должен провести реальную оценку последствий его применения. Что может быть хорошо для одного предприятия, может негативно отразиться на другом хозяйствующем субъекте.

Под налоговыми рисками подразумевают вероятность возникновения у предприятия неблагоприятных правовых последствий в виде финансовых потерь из-за действий госорганов вследствие неоднозначности и некорректности процессов обложения обязательными бюджетными платежами и налогового законодательства.

Налоговые риски могут возникнуть у компании не только из-за ведения хозяйствующим субъектом неэффективной внутренней политики, но и в связи с использованием двойственности некоторых положений, связанных с оплатой налога или применением достаточно рискованных схем, направленных на минимизацию выплат предприятия в бюджет.

Классификация налоговых рисков

Налоговые риски разделяются на:

  • внешние и внутренние;
  • непредсказуемые и предсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Среди иных оснований для разделения рисков присутствуют:

  • обладающие риском субъекты;
  • вероятностные последствия;
  • причины образования.

Еще 3 большие объединения рисков включают риски, наступающие:

  • до возникновения спорной ситуации со структурами ФНС (к примеру, при недобросовестности контрагентов, некорректном оформлении выполненной хозяйственной операции);
  • в процессе ведения проверки по налоговым перечислениям из-за недостаточности времени, некачественного юридического сопровождения;
  • в процессе конфликта с подразделением НС и включающие составление разногласий на акт, обжалование до передачи вопроса в суд досудебное, обжалование в судебном порядке.

На каждом из этапов споров со структурами НС по вопросам обязательных перечислений существуют риски:

  • Информационные. Данные риски связаны с недостаточной информированностью, отсутствием законодательного регулирования складывающихся между субъектами отношений. К примеру, ситуация по вычету НДС при заверении счета-фактуры факсимильной подписью ИП не имеет четкого отражения в законодательных или судебных актах.
  • Процессуальные. Отражают недостаточность регулирования финансовых процессов в ходе осуществления коммерческой деятельности и образуются при несоблюдении сроков, правил или иных требований, касающихся налоговых норм (к примеру, несвоевременное предоставление декларации о доходах субъекта).
  • Окружающие, образующиеся при неравнозначности восприятия норм налоговыми структурами и предприятиями-плательщиками сумм. К примеру, структура НС имеет возможность возложить ответственность на предприятие по истечении законодательно ограниченного срока согласно Постановлению КС РФ (№9, 14.07.2005) о восстановлении сроков давности в отношении юридического лица, совершившего неправомерное деяние. Утверждение не содержит однозначного указания подразумеваемых действий и ситуаций, что провоцирует конфликт мнений.
  • Репутационные, связанные с представлением оценочного характера о предприятии в целом. Существование разногласий с проверяющими структурами (независимо от причин возникновения) может оказать негативное влияние на партнерские или спонсорские взаимоотношения организации.

Критерии оценки налоговых рисков

Необходимость оценки налоговых рисков у предприятий является причиной проведения подразделениями НС выездных проверок в соответствии с составленным планом (Приказ ФНС РФ №ММ-3-06/333, 30.05.2007).

Отбор предприятий для проведения проверки их деятельности ведется с учетом некоторых для того оснований, в числе которых:

  1. Полученные организацией убытки в течение некоторого периода работы (от 2 лет). Особое внимание привлекают предприятия, у которых отсутствуют перспективы выхода из убыточного состояния, установившие сотрудникам низкий уровень заработной платы, вычитающие большие суммы по НДС.
  2. Невысокий показатель нагрузки по обязательным платежам, в сравнении со средним результатом, характерным для подобного направления коммерческой деятельности. Расчет коэффициента выводится в процентном соотношении путем деления суммы уплаченных за отчетный период налогов на полученную в том же периоде выручку от реализации, не учитывая НДС.
  3. Значительные размеры вычетов по налогам. Но предпринимаемые попытки переноса суммы НДС, обеспечивающего снижение величины процентной ставки и возможность избежать проверки, могут стать причиной нарушения налогового законодательства.
  4. Предельные показатели при работе по специальным режимам, связанным с налогообложением.
  5. Резкое опережение темпов роста расходов, в сравнении с темпами роста доходов. У проверяющих могут возникнуть сомнения в достоверности указываемых данных, вероятностном их завышении или занижении.
  6. Значительное отклонение — более чем на 10% — показателя уровня рентабельности от среднеотраслевого значения. Уровень рентабельности товаров (в %%) высчитывается делением прибыли от продаж на себестоимость реализованных товаров, а активов – делением прибыли от продаж на валюту баланса.
  7. Низкий показатель заработка сотрудников (ниже среднеотраслевого уровня). В организации возможно сокрытие реально выплачиваемых заработных плат или занижение ставок на доходы граждан и единого социального налога.
  8. Соглашения с перекупщиками или посредниками, в большинстве случаев заключаемые для сокрытия сумм прибыли и уменьшения суммы обязательного бюджетного платежа. Сомнения вызывают договора, положения которых не соответствуют правилам делового оборота (к примеру, безосновательная продолжительная отсрочка оплаты), закупаемая/реализуемая продукция не представляет собой результат предпринимательской деятельности компании, а также ситуации активного сотрудничества сторон при несоблюдении обязательств по сделке одним из участников.
  9. Непредоставление пояснений по полученному компанией уведомлению НС.
  10. Изменение местонахождения и регистрации юридического лица, предпринимаемое для получения отсрочки по времени с целью исправления недостатков деятельности.
  11. Сотрудничество с контрагентами, вызывающими подозрения НС по причине одновременного наличия одинаковых адресов регистрации у нескольких фирм или занятия одним лицом одинаковых должностей (директор, учредитель) в нескольких предприятиях.

Управление налоговыми рисками

Для обеспечения безопасности в отношении налоговых рисков следует придерживаться определенных правил в процессе осуществления коммерческой деятельности, в том числе:

  • Избегать действий, вызывающих появление риска, к примеру, в виде заключения сделок сомнительного характера, пользования услугами подозрительных компаний, нарушения положений трудового законодательства.
  • Предпринимать меры по удержанию риска и его снижению путем определения и изучения последствий риска, их масштабности и критичности для компании.
  • Особое внимание в организации должно уделяться наличию документов, в том числе дополнительных, касающихся как деятельности компании, так и нормативного и законодательного характера. Подобная документальная обеспеченность поможет в ходе спорных ситуаций с проверяющими структурами.
  • Важно изучать вступившие в силу судебные решения для возможного их использования в качестве прецедента и определенной налоговой нормы при наличии споров.

В некоторых ситуациях рекомендуется наличие определенной суммы переплаченных средств по обязательным бюджетным платежам использовать для оплаты налога и избежания возникновения долга у организации.

Корректное оформление хозяйственных операций, повышение квалификации исполнителей (бухгалтеров), проведение добровольного аудита и внедрение системы управления налоговыми рисками позволит предприятию эффективно распределять собственные средства.

При этом используемые способы финансовой оптимизации должны обладать правовым и экономическим соответствием. В ряде случаев рекомендуется обращение к НС для получения разъяснений о вероятностных налоговых последствиях или о толковании налоговых норм по конкретной правовой ситуации.

Оценка интегрального налогового риска субъекта Российской Федерации

начальник Сектора анализа доходов

Департамента финансов Правительства г. Москвы

Журнал "Финансы", N 7, июль 2017 г., с. 37-42.

Одним из инструментов обеспечения стабильного развития региональной экономики является проведение эффективной налоговой политики. Реализация налоговой политики субъекта РФ направлена на обеспечение поступления налоговых доходов регионального бюджета, стимулирование предпринимательской активности и развитие человеческого капитала. В настоящее время актуальной является проблема неопределенности в достижении целей региональной налоговой политики, что обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов, главными из которых являются высокая зависимость от определяемых на федеральном уровне правовых условий функционирования регионов и экономического поведения налогоплательщиков, не всегда соответствующего интересам региона. Наличие жестких ограничений в регулировании экономических отношений на этом уровне, накладываемых, с одной стороны, федеральными властями, а с другой - особенностями социально-экономического комплекса субъекта РФ, приводит к необходимости использования специфических приемов и методов управления экономикой региона, и в частности налоговыми отношениями [1, с. 74]. К таким приемам можно отнести управление рисками при реализации налоговой политики.

Опыт применения инструментов риск-менеджмента

Применение инструментов риск-менеджмента при формировании налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ нашло отражение в контрольной работе ФНС России и проведении мониторинга качества финансового менеджмента Минфина России. Вместе с тем применение риск-менеджмента требует адаптации его для оценки уровня налоговых рисков субъектов Российской Федерации.

Так, в рамках риск-ориентированного подхода в работе налоговых органов риск рассматривается как вероятность нарушения налогоплательщиками налогового законодательства [2], что предполагает оценку риска конкретного налогоплательщика, а не всей налоговой системы.

Внутренний финансовый контроль, вмененный к применению главными администраторами доходов бюджета ст. 160.2-1 БК РФ, направлен, в частности, на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этими главными администраторами доходов бюджета. Из этого можно сделать вывод, что в рамках внутреннего финансового аудита в ФНС России [3] проводится оценка бюджетных рисков, связанных только с организационными факторами. Между тем недостижение целей региональной налоговой политики преимущественно обусловлено влиянием правовых факторов (например изменение налогового законодательства в части ставок по региональным налогам, изменение бюджетного законодательства в части нормативов распределения доходов между бюджетами) и экономических факторов (например изменения в финансово-хозяйственной деятельности крупнейших налогоплательщиков региона).

Оперативный мониторинг качества финансового менеджмента, проводимый Минфином России, предполагает оценку бюджетных рисков, под которыми понимается возможность невыполнения (полностью или частично) определенных параметров (характеристик) федерального бюджета [4]. К бюджетным рискам, в частности, относятся низкое качество планирования налоговых доходов федерального бюджета, а также недопоступление доходов федерального бюджета. При этом региональные налоговые риски связаны не только с фискальными проблемами налоговой политики, но и с недостижением экономических и социальных целей. Аналогичной позиции придерживается Л.И. Гончаренко, считающая, что состав негативных последствий налоговых рисков разделяется на две группы: во-первых, это материальные потери, в том числе финансовые (убытки, недополучение доходов, прибыли и т.п.), и, во-вторых, наступление каких-либо событий, действий, в том числе правового, социально-психологического и иного характера [5, с. 4].

Сущность оценки интегрального налогового риска

На основании выявленных особенностей оценки рисков можно сделать вывод о необходимости разработки специального подхода к оценке региональных налоговых рисков. Он должен соответствовать следующим требованиям:

- возможность проведения регулярной оценки, обеспечивающей возможность сравнения результатов за разные периоды времени;

- учет всех ключевых целей и задач налоговой политики субъектов РФ - фискальных, экономических и социальных;

- единообразная форма результата оценки рисков недостижения всех целей налоговой политики.

Учитывая вышеизложенные требования, представляется целесообразным проведение оценки интегрального налогового риска субъекта РФ на основании расчета коэффициентов вариации. Преимущество такого метода оценки заключается в возможности сравнения уровня изменения признаков, выраженных в разных величинах измерения, что особенно актуально для оценки разнородных налоговых рисков (снижение объема налоговых доходов в бюджет, снижение результативности выездных налоговых проверок, превышение фактического объема выпадающих доходов бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот над запланированным уровнем и других). Преимущества метода заключаются также в относительной простоте и доступности применения. Кроме того, анализ динамики ежегодно оцениваемого интегрального налогового риска позволит сделать вывод об улучшении или ухудшении качества формирования и реализации региональной налоговой политики.

Коэффициент вариации основан на предварительном расчете математического ожидания, дисперсии и среднего квадратичного отклонения и позволяет рассчитать риск, изменяющийся от 0 до 100%:

где V - значение коэффициента вариации, - среднее квадратичное отклонение, - математическое ожидание.

Расчет интегрального налогового риска субъекта РФ заключается в определении среднего значения коэффициентов вариации по показателям региональной налоговой политики:

где V - значение коэффициента вариации по i-му показателю, i - показатель налоговой политики, n - количество показателей, в отношении которых рассчитаны коэффициенты вариации, - интегральный налоговый риск субъекта РФ.

Для определения уровня интегрального налогового риска субъектов Российской Федерации предлагается использовать общепринятую градацию значений коэффициента вариации (табл. 1).

Характеристика налогового риска субъекта Российской Федерации по значениям коэффициента вариации

Справочная / Всё про налоги

Критерии налогового риска. Как предупредить выездную налоговую проверку

Проверки — головная боль для предпринимателя: они грозят штрафами и доначислениями налогов. В статье разберем, какие бывают виды проверок, можно ли их предупредить и как понять, что вы рискуете внезапной встречей с сотрудниками налоговой.

Для чего проводят налоговые проверки?

Предприниматели намеренно занижают показатели, чтобы уменьшить налоги. Налоговая изучает сведения о налогоплательщиках и ищет тех, кто её обманывает. Ей помогают разные программы, например для поиска нарушений по НДС — АСК-НДС.

Какие бывают виды налоговых проверок?

Основных видов два: камеральная и выездная.

  1. Камеральная проверка проходит каждый раз после сдачи декларации — и обычно незаметно. Инспектор изучает сведения о компании в своём кабинете. Если возникают вопросы, он присылает предпринимателю требование о предоставлении пояснений или документов.
  2. Выездная проверка проходит у предпринимателя «в гостях». Сотрудники налоговой изучают предприятие, смотрят документы, беседуют с руководителем и его сотрудниками. Предприниматели обычно боятся именно таких «налоговых мероприятий».

Выездная проверка — тщательное исследование, которое занимает много времени. Все компании проверить невозможно. Поэтому налоговая выбирает самых подозрительных налогоплательщиков. Она следует определённым критериям, о которых мы расскажем ниже.

Можно ли избежать выездных проверок?

Налоговая не тратит время на компании, которые ведут себя законопослушно. Если честно платить налоги и сдавать отчётность без ошибок — вряд ли вами заинтересуются.

Предпринимателям, которые только начали вести бизнес, тоже не о чём переживать. С новой компании пока что нечего взять. Да и зачем налоговой торопиться: срок давности по налоговым нарушениям — три года. Инспекторам выгоднее искать нарушения сразу за несколько лет.

На 100% от проверок не застрахован никто. Чтобы подсчитать риск «нарваться» на выездную проверку, изучите приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. В приложении №2 к этому приказу перечислены критерии, которые помогают предпринимателям самим себя проверить.

Критерии налогового риска

Для всех ИП и ООО

  1. Низкая налоговая нагрузка. Её считают по простой формуле: сумму уплаченных налогов делят на выручку и умножают на 100%. Полученный результат сравнивают со средними показателями по конкретной отрасли. Эти данные в открытом доступе можно найти на сайте налоговой. Если результат заметно ниже среднеотраслевого, то вы на один шаг ближе к налоговой проверке.

К примеру, у вас небольшая гостиница. За год выручили 1 200 000 руб., заплатили 140 000 налогов. Налоговая нагрузка = (140000/1200000)*100% = 11,6%. Это выше средней налоговой нагрузки по сфере гостиничного бизнеса: она составляет 9,5%. Поэтому беспокоиться не о чем.

  • Игнорирование обращений налоговых органов. Если в ходе камеральной проверки налоговая выявит ошибки в отчетности или обнаружит противоречия в представленных документах, она отправляет в компанию запрос. По регламенту ответ или пояснения направляют в надзорный орган в течение 5 рабочих дней. Если компания не отвечает, возможно, её больше нет. Чтобы выяснить, так ли это, налоговая инициирует выездную проверку.
  • Неоднократное «перемещение» налогоплательщика между налоговыми органами. Это касается компаний, которые в течение календарного года дважды меняют свое местонахождение. Налоговые органы интерпретируют смену адреса как стремление избежать проверок.
  • Уровень зарплат сотрудников ниже среднего по отрасли в вашем регионе. Среднеотраслевые данные можно посмотреть на сайте Росстата. Почему этот фактор так важен? Он может означать, что компания платит часть зарплаты в конверте, поэтому экономит на налогах и взносах за сотрудников.
  • Неоднократное приближение показателей компаний, работающих на спецрежимах, к их предельным значениям. Этот критерий справедлив для компаний и ИП на спецрежимах: УСН, ЕНВД и ЕСХН. Если компания в течение года как минимум пару раз приближается к предельным значениям менее чем на 5%, для налоговой это повод присмотреться к деятельности компании. Предельные показатели по спецрежимам УСН и ЕНВД указаны в ст. 346.12, 346.13 и 346.26 НК РФ. Мы приводили их в статьях об УСН и ЕНВД.

    Например, компания платит налог ЕСХН. Она обязана получать не меньше 70% доходов от сельскохозяйственной деятельности. Весь год её доход держится на уровне 70-75%. Налоговая подозревает, что компания уже потеряла право применять режим и занижает свои доходы от других видов деятельности. Инспектор проверяет её по остальным критериям и обнаруживает, что зарплата сотрудников ниже средней по отрасли, точнее, вся — по МРОТ. Он рассчитывает возможные доначисления и предоставляет план проверки руководителю. В офисе предпринимателя раздаётся стук в дверь.

    Для УСН «Доходы минус расходы» и ОСНО

    1. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов. Критический показатель — два и более календарных лет. У надзорного органа может сложиться впечатление, что это делается искусственно, чтобы обойтись без уплаты налогов. -- только для основы и усн расходы
    2. Опережающий темп роста расходов над доходами. Что в этом криминального — спросит предприниматель? А оснований для подозрений хватает: ведь существуют способы специально завысить расходы или снизить доходы. И все это с целью заплатить поменьше налогов. Если расходы у вас растут, будьте готовы к тому, что налоговая отправит письмо с требованием пояснений.
    3. Суммы расходов практически равны суммам доходов, полученным за календарный год. Это пункт касается индивидуальных предпринимателей. Он является сигналом к тому, Если сумма расходов максимально приближается к суммам доходов, у налоговиков есть все основания полагать, что предприниматель подгоняет сумму для снижения величины налога. -- опять для расходов

    Для плательщиков НДС

    1. Отражение в отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС. По этому критерию проверяются компании, работающие на общей системе налогообложения (ОСНО). Почему он так важен? Иногда предприниматели злоупотребляют фиктивными сделками с поставщиками товаров и услуг ради увеличения размера вычета. Тревожный показатель — 89% и более, у налоговой есть все основания для начала проверки.
    2. Построение деятельности через заключение договоров с цепочкой контрагентов без наличия разумных экономических или иных причин. Иначе говоря, компания работающая в цепочке поставщиков-покупателей, связанных между собой, и проводящая достаточно крупные суммы денег имеет все признаки компании-однодневки. Подробнее они перечислены в Постановлении пленума Высшего арбитражного суда России от 12.10.2006 №53.
    3. Ведение деятельности с высокими налоговыми рисками. Налоговая разделяет плательщиков на три категории: с низкими, средними и высокими рисками. Высокий риск означает, что компания похожа на однодневку: возможно, она участвует в схемах по уменьшению НДС. Критерии налоговая приводит на сайте, в п. 12 Приложения №2. Среди них, например отсутствие информации о компании и отказ руководителя от общения.

    Иметь дело с проблемными контрагентами — тоже плохо. Налоговая будет подозревать, что вы участвуете в схемах. Поэтому проверяйте компанию перед тем, как заключать сделку.

    Читайте также: