В риме в эпоху республики крупная торговля и налоговый сбор сосредоточились в руках

Опубликовано: 11.05.2024

Учитель истории КГУ «ОСШ № 21 города Темиртау» Балтабаев Марат Бопышевич

Тестовые задания по истории древнего мира на тему « Рим в эпоху республики »

Тестовые задания составлены по материалам учебника "История древнего мира" для 6 класса (Раздел VII «Древний Рим» ), / Тулебаев Т.А. и др. - Алматы: Атамұра, 2015. - 208 с. § 26. Рим в эпоху республики.

1. Слово «Италия» в переводе с греческого языка означает:

А) Царство гор. В) Страна городов. С) Царство лесов. D) Страна телят. Е) Царство жеребят.

2. Легендарный основатель Рима:

A) Тарквиний. B) Август. C) Рем. D) Цезарь. E) Ромул.

3. Привилегированные члены населения Древнего Рима:

А) Плебеи. B) Бюрократы. C) Патриции. D) Олигархи. E) Теократия.

4. Пришлое население Древнего Рима:

A) Олигархи. B) Центурионы. C) Патриции. D) Аристократы. E) Плебеи.

5. Слово «триба» в Древнем Риме означало:

A) Союз племен. B) Совет патрициев. C) Совет старейшин. D) Совет знати. E) Совет плебеев.

6. Последний царь Рима:

A) Тарквиний. B) Август. C) Рем. D) Цезарь. E) Ромул.

7. Слово «республика» в Древнем Риме означало:

A) народное дело. B) дело патрициев. C) общественное дело. D) дело знати. E) дело плебеев.

8. Огромную роль в жизни Древнего Рима играл:

А) Магистрат. В) Сенат. C) Центуриат. D) Совет знати. E) Совет консулов.

9. Оцените утверждение. Римская республика являлась аристократической республикой:

А) верно В) неверно

10. Найдите лишнее. Структуры власти в Римской республике - это :

А) Народное собрание.

11. Восстание рабов под предводительством Спартака вспыхнуло в:

А) 74 г. до н.э. В) 54 г. до н.э С) 64 г. до н.э. D) 84 г. до н.э. Е) 44 г. до н.э.

12. Рабов, которые сражались в амфитеатрах на потеху зрителям, римляне называли:

A) Всадники. B) Центурионы. C) Гладиаторы. D) Нобили. E) Плебеи.

13. Пунами римляне называли:

A) Парфян. B) Гуннов. С) Карфагенцев. D) Вестготов. E) Греков.

14. Великий карфагенский полководец:

А) Тарквиний. B) Пирр. C) Сципион. D) Ганнибал. Е) Цезарь.

15. Сражение при Каннах состоялось в:

А) 226 г. до н.э. В) 236 г. до н.э С) 246 г. до н.э. D) 206 г. до н.э. Е) 216 г. до н.э.

16. Группа богатых плебеев, патрициев и всадников называлась:

A) Сенат. B) Патрициат. C) Плебисцит. D) Центуриат. E) Нобилитет.

17. «Всадники» в Древнем Риме занимались:

A) Земледелием. B) Сбором налогов и внешней торговлей. C) Военным делом. D) Скотоводством. E) Строительством.

18. Сколько всего было Пунических войн:

А) 2. В) 3. С) 4. D) 1. Е) 5.

19. Оцените утверждение. В результате захватнических войн Рим установил свою власть во всем Средиземноморье :

А) верно В) неверно

20. Главная производительная сила в Древнем Риме:

А) Плебеи. B) Рабы. C) Патриции. D) Всадники. E) Магистры.




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Тестовые задания составлены по материалам учебника "История древнего мира" для 6 класса (Раздел VII «Древний Рим»), / Тулебаев Т.А.и др.- Алматы: Атамұра, 2015. - 208 с. § 26. Рим в эпоху республики.

Учителя могут использовать эти тестовые задания в качестве поурочного, тематического, промежуточного и итогового контроля знаний учащихся на уроках, а так же в качестве обучающих познавательных заданий, заданий для фронтальной работы.

Полезно использовать тестовые задания в системе индивидуальных занятий с одаренными учащимися.

  • Балтабаев Марат БопышевичНаписать 864 03.04.2018

Номер материала: ДБ-1395292

  • Всеобщая история
  • 6 класс
  • Тесты
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    02.04.2018 2065
    02.04.2018 734
    02.04.2018 698
    02.04.2018 986
    02.04.2018 1488
    02.04.2018 915
    02.04.2018 196
    02.04.2018 369

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Рассмотрим вопрос о налогах как главном источнике доходов Древнего Рима.

Во времена ранней республики римские граждане не уплачивали постоянного налога с поземельной собственности. Однако за пользование общественной землей они должны были платить налоги в денежной и натуральной форме.

Союзники (италийские общины) тоже не платили налогов, но они были обязаны за свой счет содержать пехоту и конницу, которые выставлялись по требованию Рима. Освобождение италиков от необходимости уплаты поземельного налога в государственную казну (зародилось во времена республики) они понимали как своё право.

В Древнем Риме для реализации военных нужд римские граждане были обязаны платить так называемый трибут (согласно спискам по трибам). Подобный платеж можно рассматривать как своеобразный заем государства, который впоследствии возвращался с прибылью в связи с захватом земель, имущества и рабов у поверженного соперника.

В период империи отмечается усиливающееся взыскание прямых налогов в натуральной форме. Император Максимин (235-238 гг. н.э.) определил для северной части Италии обязанность поставлять для его двора в Милане припасы (аннону). Остальные области передавали Риму дерево, известь, овощи, вино.

Провинциалы уплачивали так называемый стипендиум, под которым понималась подать, налагаемая сенатом на всю провинцию. Данная поголовная подать фактически представляла собой продолжающуюся военную контрибуцию. Они также платили декуму, под которой понималась поземельная подать в размере 1/10 части от земельного продукта.

Указанный платеж следует рассматривать как своеобразную арендную плату владельцев земли её собственнику, т.е. Риму.

Денежные налоги с крестьян-ремесленников подкреплялись натуральными повинностями: строительство мостов, прокладка и ремонт дорог, строительство и ремонт императорских дворцов. Особенную тяжесть для населения имела квартирная и постойная повинность.

Кроме прямых налогов имелись и косвенные налоги, которые взимались с предметов потребления. К косвенным налогам периода республики следует отнести таможенные пошлины. К ним также относилась пошлина за отпускаемых на волю рабов (размером 5% их стоимости).

При императоре Августе стали облагать налогом наследство (в размере 1/20 части с каждого наследства). Этот налог уплачивал наследник при получении и принятии имущества.

В Древнем Риме ряд категорий населения имели определенные государственные повинности. Например, корабельщики были обязаны перевозить морем в Рим определенное количество хлеба. Купцы и торговцы уплачивали пошлину за получение права на торговлю.

Специального аппарата для сбора налогов в Древнем Риме не было. Они взимались путем применения откупной системы. Её суть состояла в том, что так называемые публиканы (откупщики), объединённые товариществом, заблаговременно вносили в государственную казну некую сумму денег, а потом взимали её с населения. Подобные права откупщики приобретали на аукционах, которые проводились цензорами в Древнем Риме.

Крупные откупные компании привлекали некоторое количество служащих: писцов, агентов. Они имели свои корабли и провинциальные конторы.

В период консульства Цезаря (59 год до н.э.) налоговая система Древнего Рима продолжает совершенствоваться. В результате происходит ограничение деятельности и доходов откупщиков-публиканов. Отныне данная система подвергается серьезному контролю. При этом откуп на косвенные налоги сохраняется, но прямые налоги в некоторых провинциях начинают поступать в казну напрямую от самих общин. В Галлии подать (трибут) собирают не публиканы, а вожди соответствующих племён, что облегчает положение налогоплательщика.

При императоре Августе откупа не были окончательно упразднены, но удельный вес откупов существенно сократился, поскольку многие налоги начали собирать непосредственно прокураторы.

В городах или муниципиях финансовые доходы поступали благодаря сдаче городских земель в аренду. Вторым источником доходов стали пожертвования местных магистратов (декурионов), которые после своего избрания осуществляли те или иные затраты в знак благодарности за оказанное им доверие. Отмечалась постоянная тенденция на усиление императорского контроля над городскими финансами и доходами.

При императоре Константине фискальная политика была отражена в изданных эдиктах (316-325 гг. н.э.), которые закрепостили куриалов (городскую верхушку). Куриалы были обязаны исполнять муниципальные повинности до своей смерти и даже передавать данную обязанность по наследству.

В Древнем Риме лишь небольшая часть городских общин была освобождена от налогов и не подчинялась власти руководителя провинции.

При императорах из династии Антонинов – Нерве и Траяне вводится должность городского куратора, который должен был контролировать состояние городских финансов и доходов. Правительство нацелилось на то, чтобы сделать города полностью ответственными за все сборы. Ещё в начале империи городам передается обязательство по сбору прямых налогов и формированию доходов.

В итоге правительство возлагает материальную ответственность за взимание налогов в каждом городе и округе на декурионов, а точнее на десять высших членов совета. В Древнем Риме провинциальные города уплачивали прямой налог, который назывался стипендией либо трибутом.

Ряд городов, которые считались союзными для Рима, не платили налогов. Правители провинций (проконсулы и пропреторы) реализовывали фискальные функции на местах.

Жители провинций подвергались жестоким поборам правителями, которых туда посылал Рим. Вымогательства данных правителей нередко их полностью разоряло. Иногда императоры великодушно прощали недоимки в отдельных провинциях. Однако это происходило в тех случаях, когда недоимки уже было невозможно взыскать.

Образование римской рабовладельческой республики, сопровождавшееся внутриполитическими столкновениями шло на фоне почти непрерывной борьбы с внешними врагами. Римский сенат в 5-3 веках до нашей эры упорно проводил политику военной экспансии на всем Апеннинском полуострове. Подобное развитие в среде постоянных угроз оказало сильное влияние и на внутреннюю политику, экономику, военное дело и прочие важные государственные отрасли.

Основные темы по внутренней политике в Римской Республике:

Экономика и социальные отношения в Римской республике

За годы непрерывных экспансионно-захватнических войн в римском государстве резко увеличилось количество рабов. Их значительный приток привел к серьезным переменам в социальной и политической жизни поздней Римской Республики. Рабский труд приобрел главенствующую роль, причем раб стал основным производителем материальных благ. Свободный производитель стал постепенно вытеснятся с трудового рынка Республики. Наметился процесс обезземеливания плебса, протекавший на фоне концентрации земли в руках крупных рабовладельцев.

До 2-го века до нашей эры преобладающей фигурой в италийском земледелии был мелкий и средний собственник. Однако в начале поздней республики именно над этой категорией римского гражданства нависла угроза разорения. Причин этого явления несколько. Прежде всего, постоянные войны отрывали земледельца от хозяйства, приходившего в упадок. Другая причина заключалась в том, что конкуренции с крупным собственником, в обширных поместьях которого трудились многочисленные рабы, мелкий или даже средний владелец земли уже не выдерживал.

На смену натуральному хозяйству свободных производителей в Римской республике 2-го века до н.э. стало приходить хозяйство крупных поместий, причем наибольшее распространение получили рабовладельческие виллы средней величины с 10-20 рабами, ориентировавшиеся на рынок. Рабовладельческое хозяйство становилось более товарным. Рабство проникало и в ремесло. Рост городского населения создавал рынок для сельскохозяйственной и ремесленной продукции. Росла потребность в деньгах, что вело к развитию ростовщичества.


Торговля рабами

Однако на фоне прогрессивного развития экономики мелкие и даже часть средних землевладельцев теряли свои наделы, превращаясь в нищих и бродяг. В условиях, когда подневольный рабский труд был единственно выгодным, им некуда было приложить свою способность к труду. Огромная масса обезземеленных граждан хлынула в столицу, образовав слой деклассированных люмпен-пролетариев, живших за счет подачек богачей, воровства, торговлей голосами при выборах магистратов. Перед римским государством появилась сложная задача - защитить интересы крупных собственников не только от недовольства рабов, но и от римской бедноты.

Консерватизм римского государственного аппарата сказался и в деле контроля за провинциями, которые управлялись бессистемно и подвергались эксплуатации самыми жестокими методами. К началу 1-го века до нашей эры Рим владел десятью провинциями, обладавшими разными правами при отсутствии единой четкой отлаженной системы управления ими. Большинство из них были зависимыми территориями, платившими разные налоги. Государство считало провинции «поместьями римского народа». Отсутствовали законы, определявшие компетенцию наместников провинций, которые пользовались безраздельной и бесконтрольной властью. Это ставило в оппозицию Риму не только основную массу разорявшихся провинциалов, но и рабовладельцев провинций, чьи интересы римскими властями почти не учитывались.

Прежние политические формы отражали интересы лишь определенных слоев римских рабовладельцев - нобилитета и сенаторской олигархии, цепко державшихся за старые порядки. К власти стремилось и всадничество, особенно представители его торгово-ремесленных слоев. Широкие слои населения провинций также были недовольны своим положением. Кроме того, подкупность и склонность к бунтарству люмпен-пролетарских слоев римского гражданства могла в этой ситуации нарушить неустойчивый баланс социальных и политических сил. Свое слово могли сказать и рабы, несколько вспышек волнений среди которых уже произошло во второй половине 2-го века до н.э. (восстание Рабов в Сицилии). Все это свидетельствовало о том, что во 2-ом веке до н.э. римское государство начинало испытывать симптомы кризиса.


Римская монета 2-го века до н.э.


CC BY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маркин Александр Николаевич

Рассматриваются вопросы организации системы налогообложения в Римской республике.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Маркин Александр Николаевич

The organization of the tax system in the Roman Republic

The article deals with the organization of the taxation in the Roman Republic.

Текст научной работы на тему «Организация системы налогообложения в римской республике»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2011. Вып. 3 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Рассматриваются вопросы организации системы налогообложения в Римской республике.

Ключевые слова: налогообложение, поземельная подать, подушная подать, пошлина, коллегии публиканов, система откупов.

Важнейшим источником доходов и одной из функций государства является сбор налогов. Организация эффективной системы налогообложения требует тщательной разработки и учета многих факторов. В настоящее время в России проводятся масштабные реформы, среди которых важное место занимает налоговая реформа. К сожалению, в нашей стране до сих пор не создана эффективная налоговая система. В этих условиях полезно проанализировать исторический опыт, в том числе Римского государства, выработавшего продуманную систему налогообложения. В древнем Риме существовал дифференцированный подход в организации налогообложения. Налоговое бремя зависело от принадлежности к определенной категории населения.

В период Республики римские граждане не платили постоянного налога с земельной собственности. Однако за пользование общественной землей (ager publicus) они вносили особый налог как в денежной, так и в натуральной форме, который назывался vectigal и decuma. Плативший такой налог назывался вектигалиста [3. C. 46]. В 107 г. до н.э., по закону Тория, сбор десятины (decuma) с ager publicus был прекращен (Cic. Brut. 36).

Взимался также налог - scriptura - с владельцев скота за пользование общественным пастбищем. Владельцы домов, построенных на общественной земле, платили поземельную подать (solarium). Облагались налогом добыча смолы в государственных лесах (vectigal picarirarum), рыбная ловля в государственных водоемах, добыча соли и руды на государственных солеварнях и рудниках. Владельцы частных рудников и солеварен платили государству определенную пошлину (Liv. II. 9; XXIX. 37).

Для военных нужд римские граждане платили tributum - военный налог, который устанавливался на основе списков по трибам. Первоначально он вносился viritim, то есть поголовно (Dion. Hal. IV. 43), пока шестой римский царь Сервий Туллий не ввел tributum ex censu (по имуществу) (Liv. I. 43), который составлял обычно 1%, но иногда 2 и даже 3%. Этот налог на имущество не был постоянным, а всегда назначался по мере надобности и служил только для военных целей, именно для платы жалованья солдатам. Такой платеж может рассматриваться в некоторой степени как принудительный заем государства, который возвращался гражданам, если это позволяла сделать захваченная на войне добыча. Когда казна сама по себе располагала достаточными денежными средствами, то tributum не взимался. После завоевания Македонии в 168 г. до н.э. доходы с завоеванных территорий достигли такого уровня, что взимание этого налога с римских граждан было прекращено [2. C. 1036]. Только при непосредственной опасности выплачивалось всеобщее, чрезвычайное и добровольное tributum temerarium (Cic. De off. II. 21).

Особую категорию римских граждан составляли эрарии. Это были все те, кто не входили в имущественные классы и центурии, а потому не имели права голоса. Они должны были платить подушную подать (tributum in capita), размер которой определялся произвольно, смотря по их предполагаемому состоянию, поскольку цензу они вообще не подлежали. Имена эрариев заносились цензорами в особые списки, которые назывались Caeritum tabulae (Gell. XVI. 13; Strab. V. 220; Liv. V. 50). Римских граждан, подлежавших цензу, за проступки цензоры иногда наказывали тем, что вносили их в число эрариев, как, например, Эмилия Мамерка за его закон (434 г. до н.э.), ограничивший срок цензуры восемнадцатью месяцами (Liv. IV. 24). Их tributum в подобном случае мог достигать очень большой суммы.

Незамужние женщины и вдовы платили особый налог - aes hordearium (от hordeum - ячмень) -на содержание всаднических лошадей, который составлял две тысячи ассов ежегодно (Liv. I. 43).

Помимо прямых налогов практиковались многочисленные косвенные налоги. Разновидностью косвенных налогов были пошлины. При ввозе и вывозе многих товаров взимались таможенные по-

Организация системы налогообложения в Римской республике 67

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ 2011. Вып. 3

шлины (portoriа) (Cic. Verr. II. 72). Они были введены с тех пор, как четвертый римский царь Анк Марций основал гавань Остию. Причем их брали не только в портах с привозных товаров, но и внутри страны у ворот городов. Консул Валерий Попликола отменил ее в Риме, однако вскоре она снова была введена. В 60 г. до н.э. законом Цецилия Метелла она опять была отменена для Италии, но Юлий Цезарь вновь ее ввел (Liv. II. 9; Suet. Caes. 43). Таможенные сборы приносили государству весьма значительный доход.

Римские граждане должны были платить пошлину (vectigal formae или aquaeductibus) за проведение воды из общественного водопровода на свои земельные участки. За право отвода нечистот из клоак своих домов в общественные клоаки с частных лиц взималась особая плата -cloacarium. В Риме взимались также пошлины за езду по общественным мостам и дорогам [2. C. 1063]. Существовали особые повинности, связанные с определенным родом деятельности гражданина. Так, колбасники и мясники (boarii) были обязаны доставлять в Рим мясо для лиц, имевших право на казенное обеспечение пищей. Корабельщики (navicularii) в порядке повинности должны были привозить в Рим определенное количество зерна, а мельники и пекари (pistorii) - печь хлеб для нужд города. Купцы и торговцы (negotiatores и mercatores) должны были платить пошлину за право торговли и пользования местами на рынках [4. C. 79]. За всем этим следили эдилы.

Законом Манлия 357 г. до н.э. был установлен специальный налог за отпуск раба на свободу, который взимался в размере пяти процентов от стоимости выкупа и поэтому назывался vicesima manumissionum (Liv. VII. 16). Этот налог платил хозяин раба или сам раб, если он выкупал себя сам [1. C. 326]. Он поступал в особую казну (aerarium sanctius), предназначался на черный день и назывался также aurum vicesimarium, так как впоследствии его уплачивали золотом.

Жители италийских общин - союзники Рима (socii Romani) - также не платили поземельный налог в государственную казну. Италики рассматривали это как свое право (ius Italicum). Однако они обязаны были во время боевых действий поставлять Риму вспомогательные войска и нести расходы, связанные с их содержанием.

Особенно тяжелые и обременительные повинности несли жители римских провинций. В республиканский период провинции рассматривались как «поместья римского народа» и безжалостно эксплуатировались. В отличие от присоединенных италийских территорий, которые становились неотъемлемой частью римской цивитас, провинции были организованы как подчиненные чужие территории, принадлежащие непосредственно Римскому государству. В то же время структура каждой провинции была крайне разнородной с очень сложными правоотношениями. В провинции не входили союзные общины и латинские колонии. Города в провинциях имели различную степень самоуправления и несли разные повинности по отношению к Риму. Некоторые провинциальные общины обладали высокой степенью самоуправления и были освобождены от податей [1. C. 264]. Они назывались civitates liberae et immunes.

Однако большинство провинциальных общин должны были платить различные налоги и нести повинности в пользу Римского государства. Прежде всего они облагались специальной податью, которая называлась stipendium, а ее плательщики - stipendiarii. Первоначально эта подать представляла собой военную контрибуцию с побежденных народов, которые должны были вознаграждать победителей за военные расходы, главным образом на жалованье римским солдатам (stipendium), от которого она и получила свое название (Liv. II. 18). Впоследствии она превратилась в постоянный фиксированный поголовный налог, который римский сенат налагал на жителей провинций (Cic. Verr. III. 6).

Жители провинций платили также десятину (decuma) - поземельную подать в размере десятой части выращенного урожая. Взимание декумы представляло собой, по сути, арендную плату провинциальных владельцев земли собственнику этой земли - Риму [3. C. 47, 48]. Кроме того, провинциалы несли различные натуральные повинности: строительство мостов, прокладка и ремонт дорог, квартирная повинность (размещение правителей провинций и сопровождавших их лиц), постойная повинность (размещение солдат), поставка фуража и провианта для римской администрации. Особенно обременительны для населения были квартирная и постойная повинности. Порой провинциальные власти требовали у жителей выкуп за освобождение от постоя чиновников и солдат. Цицерон, будучи правителем Киликии, пользовался квартирой у местных жителей только в плохую погоду, а в ясные дни он раскладывал для себя и своих спутников палатки близ города. За это он удостоился похвалы со стороны населения провинции [4. C. 78].

В провинциях взимались и таможенные пошлины со всех ввозимых товаров, за исключением имущества, принадлежащего казне или военному делу. Размер пошлины различался в зависимости от

2011. Вып. 3 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

территории и времени. Самая низкая пошлина - 2,5% от стоимости ввозимого товара - называлась quadragesima, а самая высокая - 12,5% - octava. В провинции Сицилия взималась пошлина в 5% -vicesima (Cic. Verr. II. 75).

Таким образом, практически все население римского государства платило различные налоги. Однако мало установить налоги, необходимо еще и организовать их сбор. Римское государство не имело специального аппарата для взимания налогов. Поэтому налоги собирались посредством откупной системы. Суть ее заключалась в том, что в каждой местности создавались коллегии публиканов (societas publicanorum) - откупщиков государственных налогов. Они заранее вносили в казну определенную сумму, величина которой рассчитывалась по принципу так называемого вмененного дохода, а затем взыскивали ее с населения, естественно, со значительным превышением, что приносило им большую прибыль. Данное право откупщики приобретали на основе аукциона, проводившего в Риме цензорами. Существовал даже специальный откупной устав, который в свое время был разработан сицилийским правителем Гиероном II (III в. до н.э.) и стал обязательным для римских откупщиков податей. Он назывался lex Hieronica frumentaria (Cic. Verr. II. 13). Откупщиками были богатые люди и только всадники, так как всякое занятие, рассчитанное на получение прибыли, считалось неприличным для сенатора (Liv. XXI. 63). Во главе коллегии стоял magister. Представитель коллегии, который заключал контракт на откуп и с которого государство в случае необходимости взыскивало убытки, назывался manceps или auctor. Крупные откупные компании имели даже свой штат служащих - писцов, агентов. Они располагали также своими кораблями и провинциальными конторами [3. C. 50].

Первоначально система откупов распространялась как на прямые, так и на косвенные налоги. В зависимости от того, какие налоги публиканы брали на откуп, они назывались по-разному: если пахотные земли, то aratores, если десятину, то decumani, если государственные пастбища, то pecuarii. Но особенно активно публиканы действовали в провинциях, где они брали на откуп сбор косвенных налогов. Они требовали немедленной уплаты налогов, а если налогоплательщики не в состоянии были это сделать, то предоставляли им денежные займы, но под высокий процент. По истечении срока займа они взыскивали его с должников, применяя силу и pignoris capio (захват залога). По этой причине публиканов в провинциях особенно ненавидели. Римский историк Тит Ливий без преувеличения писал: «Где являются публиканы, там или публичное право становится пустым звуком, или у союзников не остается никакой свободы» (XLV. 17).

На протяжении практически всего республиканского периода деятельность публиканов не подвергалась каким-либо правовым ограничениям. Только в консульство Цезаря (59 г. до н.э.) налоговая система совершенствуется. Деятельность откупщиков ставится под контроль государства. Откупы на косвенные налоги сохранились, а прямые налоги стали поступать в казну непосредственно от самих общин [4. C. 79]. Дальнейшее реформирование налоговой системы было связано уже с деятельностью императоров.

1. БартошекМ. Римское право: понятия, термины, определения. М., 1989.

2. Любкер Ф. Реальный словарь классической древности. СПб.; М., 1884.

3. Сафаров Р.А. Римское право. Ростов н/Д, 2008.

4. Скрипилев Е.А. Основы римского права. М., 2000.

Поступила в редакцию 30.10.10

The organization of the tax system in the Roman Republic

The article deals with the organization of the taxation in the Roman Republic.

Keywords: taxation, land tax, property tax, duty, collegium of the publicans, leasesystem.

Маркин Александр Николаевич, Markin A.N.,

кандидат исторических наук, доцент candidate of history, associate professor

ФГБОУВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 2) 462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/2

Образование римской рабовладельческой республики, сопровождавшееся внутриполитическими столкновениями шло на фоне почти непрерывной борьбы с внешними врагами. Римский сенат в 5-3 веках до нашей эры упорно проводил политику военной экспансии на всем Апеннинском полуострове. Подобное развитие в среде постоянных угроз оказало сильное влияние и на внутреннюю политику, экономику, военное дело и прочие важные государственные отрасли.

Основные темы по внутренней политике в Римской Республике:

Экономика и социальные отношения в Римской республике

За годы непрерывных экспансионно-захватнических войн в римском государстве резко увеличилось количество рабов. Их значительный приток привел к серьезным переменам в социальной и политической жизни поздней Римской Республики. Рабский труд приобрел главенствующую роль, причем раб стал основным производителем материальных благ. Свободный производитель стал постепенно вытеснятся с трудового рынка Республики. Наметился процесс обезземеливания плебса, протекавший на фоне концентрации земли в руках крупных рабовладельцев.

До 2-го века до нашей эры преобладающей фигурой в италийском земледелии был мелкий и средний собственник. Однако в начале поздней республики именно над этой категорией римского гражданства нависла угроза разорения. Причин этого явления несколько. Прежде всего, постоянные войны отрывали земледельца от хозяйства, приходившего в упадок. Другая причина заключалась в том, что конкуренции с крупным собственником, в обширных поместьях которого трудились многочисленные рабы, мелкий или даже средний владелец земли уже не выдерживал.

На смену натуральному хозяйству свободных производителей в Римской республике 2-го века до н.э. стало приходить хозяйство крупных поместий, причем наибольшее распространение получили рабовладельческие виллы средней величины с 10-20 рабами, ориентировавшиеся на рынок. Рабовладельческое хозяйство становилось более товарным. Рабство проникало и в ремесло. Рост городского населения создавал рынок для сельскохозяйственной и ремесленной продукции. Росла потребность в деньгах, что вело к развитию ростовщичества.


Торговля рабами

Однако на фоне прогрессивного развития экономики мелкие и даже часть средних землевладельцев теряли свои наделы, превращаясь в нищих и бродяг. В условиях, когда подневольный рабский труд был единственно выгодным, им некуда было приложить свою способность к труду. Огромная масса обезземеленных граждан хлынула в столицу, образовав слой деклассированных люмпен-пролетариев, живших за счет подачек богачей, воровства, торговлей голосами при выборах магистратов. Перед римским государством появилась сложная задача - защитить интересы крупных собственников не только от недовольства рабов, но и от римской бедноты.

Консерватизм римского государственного аппарата сказался и в деле контроля за провинциями, которые управлялись бессистемно и подвергались эксплуатации самыми жестокими методами. К началу 1-го века до нашей эры Рим владел десятью провинциями, обладавшими разными правами при отсутствии единой четкой отлаженной системы управления ими. Большинство из них были зависимыми территориями, платившими разные налоги. Государство считало провинции «поместьями римского народа». Отсутствовали законы, определявшие компетенцию наместников провинций, которые пользовались безраздельной и бесконтрольной властью. Это ставило в оппозицию Риму не только основную массу разорявшихся провинциалов, но и рабовладельцев провинций, чьи интересы римскими властями почти не учитывались.

Прежние политические формы отражали интересы лишь определенных слоев римских рабовладельцев - нобилитета и сенаторской олигархии, цепко державшихся за старые порядки. К власти стремилось и всадничество, особенно представители его торгово-ремесленных слоев. Широкие слои населения провинций также были недовольны своим положением. Кроме того, подкупность и склонность к бунтарству люмпен-пролетарских слоев римского гражданства могла в этой ситуации нарушить неустойчивый баланс социальных и политических сил. Свое слово могли сказать и рабы, несколько вспышек волнений среди которых уже произошло во второй половине 2-го века до н.э. (восстание Рабов в Сицилии). Все это свидетельствовало о том, что во 2-ом веке до н.э. римское государство начинало испытывать симптомы кризиса.


Римская монета 2-го века до н.э.

Читайте также: