Налоговая система рк дипломная работа

Опубликовано: 02.05.2024

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:

Информация:

Описание (план):

Актуальность выбранной темы дипломного исследования связано с очередным ежегодным Посланием Президента РК Народу Казахстана 1 марта 2006 года[ ], в котором предполагается снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, а именно, предусмотрено с 2007 года снизить НДС на 1%, с 2008-2009 годов – еще на 1-2%, с 2008 года – снизить социальный налог в среднем на 30%, с 2007 года ввести фиксированную ставку подоходного налога для всех физических лиц в 10%[ , с. 1]. В этом году Президент опять подчеркивает, что «нужно также совершенствовать налоговое законодательство, чтобы оно в полной мере стимулировало развитие предпринимательства, а также способствовало выходу бизнеса «из тени»[ ].
Созданная в Республике Казахстан прогрессивная налоговая система, ориентированная на стимулирование реального роста производства и экономики в целом, на обеспечение снижения дефицита государственного бюджета, подвергнется реформированию с целью усиления стимулирующей и легализующей роли.
Известно, что одним из действенных рычагов государственного воздействия на экономику является налоговое регулирование, являющееся, с одной стороны, инструментом пополнения государственного бюджета средствами, используемыми в дальнейшем для прямого регулирования экономики, с другой стороны, налоговая политика – это мощный инструмент косвенного влияния на производственные процессы, происходящие в любом государстве.
Налоги выступают активным инструментом государственного регулирования экономики. Воздействуя на экономику посредством налогов, государство в первую очередь способствует сбалансированности экономики, решению социальных проблем. В частности, политика налогообложения изменяет поведение производителей и потребителей в том или ином направлении.
Развитие эффективной налоговой системы является одной из основных проблем современного государства, разработка которой требует решения очень сложных задач.
Налоговая система Республики Казахстан создана практически заново в связи с переходом экономики страны на рыночные отношения. Оптимально построенная налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена той ролью, которая играет налоговая система государства в достижении экономических, социальных и иных целей, уровне экономического и финансового развития страны, и теми изменениями, которые требуются для того, чтобы привести систему налогообложения в соответствии с потребностями государства и общества.
В настоящее время Налоговый Кодекс Республики Казахстан предусматривает снижение налоговой нагрузки на доходы субъектов малого бизнеса, как правило, нуждающихся в ослаблении налоговой нагрузки со стороны государства.
Итоги исследований, проведенных Казахстанской ассоциацией таможенных брокеров, показали, что самым не выплачиваемым стал корпоративный подоходный налог (КПН), который составляет около 40% от всех «теневых налогов». В денежном выражении сумма КПН, которая уходит мимо государственной казны, оценивается в 270 млрд. тенге. На втором месте (30% от «теневых налогов») - налог на добавленную стоимость (НДС), который в деньгах составляет около 95 млрд. тенге. За ним следуют примерно равные между собой по объему социальный и индивидуальный подоходный налоги (ИПН). Вкупе объем средств, не выплачиваемых ежегодно по этим двум видам налогов, оценивается более чем в 110 млрд. тенге. Всего, по данным ассоциации, от налогов в нашей стране ежегодно уводится около 500 млрд. тенге. Причём около 130 млрд. тенге из этой суммы переводится за пределы страны.
По результатам исследований, причинами, по которым налогоплательщики пытаются уйти от налогов, являются излишнее их администрирование, высокие налоги и недобросовестная конкуренция. Если ставки по налогам уменьшить ровно наполовину, выплачивать налоги в полном объёме готовы 85% респондентов. Около 60% тех, кто сегодня пытается уклониться от налогообложения, готовы частично оплачивать налоги, если ставки будут уменьшены на треть, и только 10% опрошенных готовы полностью платить налоги, если ставки будут уменьшены на 10%[ ].
Все это подтверждает необходимость реформирования налоговой системы республики и поиск путей дальнейшего ее развития, что и послужило предпосылкой разработки данной темы дипломной работы.
Целью дипломной работы является изучение понятия налоговой нагрузки и проблем ее снижения и распределения в Республике Казахстан.
Исходя из поставленной цели, решены следующие задачи:
- раскрыта сущность понятия налогового бремени и налоговой нагрузки;
- рассмотрены функции налога и их реализация и значение в налоговой системе РК;
- определены основные принципы налогообложения, применяемые в Республике Казахстан на современном этапе;
- изучена структура налоговой системы РК на современном этапе;
- проанализирована налоговая система РК и роль налогов в пополнении государственного бюджета;
- произведена оценка налогового бремени как по предприятию, так и в разрезе отраслей в Республике Казахстан
- предложены пути снижения налогового бремени на предприятия Казахстана.
Объектом исследования является налоговая система Республики Казахстан.
Методологической основой написания дипломной работы является налоговое законодательство Республики Казахстана, международные конвенции в области налогообложения, ратифицированные Казахстаном, учебники и монографии, периодические издания (в основном «Вестник налоговой службы Республики Казахстан»), статистические данные Налогового Комитета Министерства финансов Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по статистике и анализу.
В данной дипломной работе использовались различные источники современной казахстанской литературы - учебники и периодические издания.

1. Понятие налоговой системы Республики Казахстан

1.1 Сущность и принципы налогообложения, стабильность и подвижность налогов

1.2 Элементы, виды и функции налогов

1.3 Способы взимания налогов и виды налоговой системы

1.4 Структура налогового комитета Ауэзовского района

2. Анализ корпоративного подоходного налога в Республике Казахстан.

2.1 Элементы корпоративного подоходного налога в Республике Казахстан

2.2 Анализ выполнения плана поступления корпоративного подоходного налога

2.3 Анализ недоимки и меры принудительного взыскания корпоративного подоходного налога

3. Проблемы современного налогообложения и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

3.1 Сравнительный анализ налоговых законодательств зарубежных стран и Республики Казахстан

3.2 Мероприятия по совершенствованию налоговой системы Республики Казахстан

Список использованной литературы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми. А этот фактор является главным в определении успешности государства.

Президент нашей страны Н. А. Назарбаев еще в 1998 году писал:

«…можем ли мы считать себя сильным государством, если нам не удается сполна получать налоги и пошлины, если мы своевременно не выплачиваем заработной платы и пенсий, если законы и указы зачастую не соблюдаются? Из-за этого постоянно терпят убытки сознательные налогоплательщики и честные владельцы предприятий, а так же наиболее уязвимые слои населения. Что же касается бессовестных руководителей предприятий и лиц, не платящих налоги, то они процветают.» / 5, с.33/

В связи с этим была разработана стратегия решения данных проблем, которая постепенно реализуется.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению, в западных странах накоплен огромный многолетний опыт. Труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения, провозгласившей фундаментальные принципы налогообложения, реализуя которые национальные налоговые системы способны двигаться к оптимальному варианту.

Обоснование налогов как одного из воспроизводственных факторов содержится в работах зарубежных и русских экономистов начала XVIII в. Э.Сакса, Ж.Б. Сэя и др. Большой вклад внес американский профессор Лаффер, часть исследований которого используются в данной работе. Из более современных авторов, которые изучают вопросы налогообложения, известны такие как Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю , Линдвуд Т. Гейгер, Галкин В.Ю., Киперман Г.Я., Белялов А.З., Столяров В.Ф., Хасан-Бек Ц.М., Барулин С.В., Брызгалин А.В., ШараевС.Ю., Проскуров В.Г., Широков Е.С., Стеркин Ф.М., Ивлиева М.Ф., Пепеляев С.Г., Гутнов Е.В., Черник Д.Г., Раимбаев А. и другие.

Но в связи с тем, что налоговая система Казахстана создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно нашей налоговой системы, отвечающей нашим казахстанским условиям.

Подытоживая все выше сказанное, не остается сомнений в актуальности данной темы и безусловной полезности данного исследования для специалистов в налоговой сфере.

Цель работы состоит в выявлении основных проблем налоговой системы, анализе состояния сбора корпоративного подоходного налога, выявлении основных противоречий в сложившейся на данном этапе системе и пути ее реформирования.

В первой главе работы изучен теоретический материал, раскрывающий понятия налоговой системы Республики Казахстан.

Во второй главе проанализированы статистические данные и данные выполнения плана поступления корпоративного подоходного налога, недоимки и раскрыты меры принудительного взыскания налогов. Материал представлен в таблицах.

В третьей главе рассмотрены проблемы современного налогообложения и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

В заключении сделаны выводы по работе и приведен список использованной литературы.

1. Понятия налоговой системы Республики Казахстан

1.1 Сущность и принципы налогообложения, стабильность и подвижность налогов

Прежде всего, остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Итак, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

СОДЕРЖАНИЕ

1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. 3

1.1 Возникновение, сущность и функции налогов в РК. 5

1.2 Современная система налогообложения в РК. 20

1.3 Возможность использования зарубежного опыта организации налоговой системы. 37

2. АНАЛИЗ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Динамика поступлений налогов от предпринимательства по Акмолинской области. 46

2.2 Результаты поступления налогов в бюджет по итогам 2007 года в Акмолинской области. 61

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН. 78

3.1 Повышение эффективности налоговых проверок хозяйствующих субъектов. 78

3.2 Оптимизация налоговых ставок в налоговой системе Казахстана. 81

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 94

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема налогов является одной из наиболее сложных и противоречивых, и, к сожалению, сегодня еще рано говорить об идеальности введенной в действие налоговой системы Республики Казахстан, обеспечивающей полную социальную защиту интересов и законных прав налогоплательщика. В свою очередь последние изыскивают изощренные формы неуплаты, “положительный опыт” которых затем распространяется в различных кругах общества, что обеспечивает недопоступление налогов в государственную казну. В целом проводимые преобразования в данной области носят характер “разветвления” системы налогов и сборов, хотя нельзя не сказать о предпринимаемых государством попытках приближения их к реальной действительности .

1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

1.1 Возникновение, сущность и функции налогов в РК

Указом Президента Республики Казахстан в 1991 году был создан налоговый орган «Государственная налоговая инспекция Республики Казахстан». Начальником этого органа назначен Дербисов Е. Ж. В областях, городах и районах создавались налоговые инспекции.

До этого времени сбором налогов и других обязательных платежей в бюджет занималось Управление государственных доходов Министерства финансов Казахской Республики, в областях областные финансовые управлений.

Республика Казахстан до 1991 года не имело своих налоговых управлений. Предприятия и организации, являющиеся в то время 100-процентной государственной собственностью, при уплате налогов руководствовались не законом, а бюджетом, разработанным Минфином СССР.

Накануне распада СССР специалистами Минфина СССР было разработано налоговое законодательство, которое введено в Казахстане с 1 января 1992 года, когда Республика стала суверенным государством. Этим документом (с небольшими изменениями и дополнениями) казахстанские предприятия, организации и налоговые органы руководствовались до 1 июля 1995 года, пока не появился первый Налоговый кодекс Республики Казахстан. Следует отметить, что данный Кодекс разработан при участии иностранных консультантов, что имеет большое отличии от налогового законодательства СССР .

1.2 Современная система налогообложения в РК

Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образует налоговую систему государства.

Налоговые системы могут представлять довольно сложные модели, поскольку существует множество налогов, их плательщиков, способов взимания налогов, налоговых льгот. Налоги можно классифицировать по разным принципам:

- от объекта обложения и взаимоотношений плательщика и государства;

- от органа, взимающего налог;

- по экономическому признаку.

По первому признаку налоги подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым относятся налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество (налог на прибыль, на имущество, землю, подоходный).

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальными облагается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а не эффективность его использования; к реальным прямым налогам относятся: земельный, имущественный, промысловый, на денежный капитал .

2. АНАЛИЗ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Динамика поступлений налогов от предпринимательства по Акмолинской области

Рассмотрим динамику поступления налогов в местные бюджеты районов и городов Акмолинской области. Для этого составим аналитическую таблицу № 1 по поступлениям платежей в местные бюджеты по малому и среднему бизнесу.

Всего в местный бюджет Акмолинской области от малого и среднего бизнеса поступило в 2005 году – 2 779 млн. тенге, в 2006 году – 4 943 млн. тенге, в 2007 году – 5 082 млн. тенге. В 2006 году объемы платежей увеличились на 2 164 млн. тенге, в 2007 году на 139 млн. тенге по отношению к предыдущим годам. Таким образом, темпы роста в 2006 году составили 78%, в 2007 году – 3%.

Стабильный рост поступлений наблюдается по Аккольскому району в 2006 году – на 60%, в 2007 году – на 21%, по Аршалынскому в 2006 году на 79%, в 2007 году – на 21%, по Егендыкольскому району в 2006 году на 48%, в 2007 году на 25%, по Есильскому – в 2006 году на 16%, в 2007 году на 21%, по городу Степногорску в 2006 году на 59%, в 2007 году на 74%, по Енбекшильдерскому району в 2006 году на 79%, в 2007 году на 32%.

Снижение объемов поступлений в местный бюджет Акмолинской области наблюдается по Буландынскому району на 7% в 2007 году или на 4 030 тыс. тенге, по Жаксынскому району в 2006 году на 2%, в 2007 году на 26%, по Сандыктаускому району в 2007 году на 29%, по городу Кокшетау в 2007 году на 6% .

2.2 Результаты поступления налогов в бюджет по итогам 2007 года в Акмолинской области

За 2007 год план-прогноз поступления налогов и платежей по Государственному бюджету выполнен на 107,3% , при прогнозе 22 824, 9 млн.тенге поступило 24 501,2 млн.тенге , превышение 1 676,3 млн.тенге.

Выполнение прогноза по республиканскому бюджету составило 110,6%, при прогнозе 10 052, 6 млн.тенге поступило 11 119, 4 млн.тенге.

Выполнение прогноза по местному бюджету составило 104,8%, при прогнозе 12 772, 3 млн.тенге поступило 13381,8 млн.тенге.

Одним из показателей, характеризующих уровень экономики, является объем валового регионального продукта.

Удельный вес поступления налогов и платежей в общем объеме валового регионального продукта возрос с 14,1 % в 2001 году до 15,6% в 2007г.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года поступление налогов увеличилось:

- по Госбюджету на 20,7% или на 4198,8 млн.тенге

- по местному бюджету на 22,8% или на 2 281,3 млн.тенге

- по республиканскому бюджету на 18,2% или на 1917,5 млн.тенге.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года в сопоставимом виде (поступление за 2006 год в условиях 2007 года) поступление налогов увеличилось:

- по Госбюджету на 20.7% или на 4198,8 млн.тенге

- по местному бюджету на 22.8% или на 2 484,3 млн.тенге

- по республиканскому бюджету на 18.2% или на 1714,5 млн.тенге

Из 104 специфик бюджетной классификации прогноз исполнен по 100, что составляет 96,2 %, в том числе по республиканскому бюджету из 40 специфик исполнен по 39 или 97,5%, по местному бюджету – из 64 специфик исполнено - 61 или 95,3% .

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

3.1 Повышение эффективности налоговых проверок хозяйствующих субъектов

Анализ поступления в государственный бюджет налога на добавленную стоимость показывает, что поступление этого налога по состоянию 01.01.06 г. составило лишь только 242 955,4 млн. тенге или 95 % к прогнозу. В целях обеспечения выполнения прогноза за год по данному налогу Министерство финансов Республики Казахстан рекомендует провести ряд мер для полного поступления налога на добавленную стоимость.

В первую очередь, необходимо организовать сплошную камеральную проверку налоговых деклараций. Сопоставление различных документов, увязывание данных учета, противопоставление и сравнение результатов, полученных при группировке, являются одним из существенных приемов проверок. При проверке правильности определения облагаемого оборота предприятия следует сопоставить декларации по подоходному налогу и НДС путем сравнения объемов реализации товаров, работ и услуг за 2007 год. При этом данные, отраженные по строке 7 "Общий оборот" (колонка А) Декларации по НДС сравнить со строкой 1 "доход от реализации продукции, работ и услуг" Декларации о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах. В случае выявления несоответствия указанных данных необходимо выяснить причину такого несоответствия. В данном случае необходимо иметь в виду, что в обоих случаях объектом обложения является объем реализуемых товаров, работ и услуг, поэтому они должны быть сопоставимыми. В отдельных случаях, эти данные могут быть и, несопоставимыми, так как многие предприятия в общем обороте не показывают обороты, освобожденные от уплаты НДС, списание по сомнительным долгам (требованиям). Анализ налоговых деклараций способен указать на возможные ошибки в определении облагаемого оборота или налогооблагаемого дохода .

3.2 Оптимизация налоговых ставок в налоговой системе Казахстана

Целью налогового регулирования является достижение равновесия общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, т.е. направленно на максимальное обеспечение общественных интересов. В качестве форм налогового регулирования можно назвать: систему налогового стимулирования; оптимизацию налоговых ставок; систему налоговых льгот и меры санкционного действия.

Система налогового стимулирования предполагает:

- изменение сроков уплаты налога и сбора, а также пени;

- предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога;

- предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;

Следует отметить, что оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями – фискальной и регулирующей.

Оптимальное соотношение перечисленных методов и форм налогового стимулирования обеспечивает результативность налоговой политики государства .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях формирования рыночных отношений основным направлением налоговой политики является отход от не оправдавшего себя принципа формирования значительной части реальных доходов населения чрез централизованные общественные фонды потребления. Это позволит существенно увеличить доходы трудоспособной части населения через мотивационный механизм экономической заинтересованности в усилении трудовой активности. Через налоговую систему обеспечивается более эффективная и надежная социальная защита нетрудоспособных членов общества.

Организация налогообложения сводится к построению и функционированию налогового механизма, включающего формы налоговых отношений, то есть конкретные наименования видов налогов, а также порядок и методы их применения, способы действия. В налоговом механизме применяется специальный инструментарий из взаимосвязанных элементов.

Проводимый анализ свидетельствует, что на протяжении последних лет наблюдаются тенденции:

- концентрация предприятий в сфере торговли и услуг;

- нерешенная проблема налогообложения, кредитования, взаимодействия с государственными органами; .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

35. Совершенствование финансовой налоговой системы. Логинов В, Новицкий Н. // Экономист, 1998, №2. с. 71.

36. Справочник бухгалтера – 00. Налоги и отчетность в нормативных документах. М.: “Интек” 2000

37. Учебник Т.Ф. Юткина "Налоги и налогообложение", Москва, 1998

38. Худяков А. И. Налоговое право Республики Казахстан //Алматы ЖЕТI ЖАРFЫ, 1998 г.

39. Худяков А. И. Налоговые правонарушения // Алматы: ТОО Баспа, 1997 г.

40. Худяков В. И. «Налоговое право» Алматы 2002 год;

Вы будете перенаправлены на Автор24

Законодательная база налоговой системы

Налоговая система любого государства существует, и существовала еще в давних времен, конечно, она реформировалась множество раз, и в настоящее время имеет совсем иной характер, нежели много столетий назад. Но в целом, менялось содержание, принципы, но сущность налоговой системы сохранилась и по сегодняшний день. Причем надо заметить, что у каждого государства свои принципы и способы реализации налоговой системы.

Так, например, первым законодательным проектом в России был закон «Об основах налоговой системы РФ» По данной теме мы уже выполнили курсовую работу 9925 курсовая подробнее , который вышел в действие в 1991 году. Законодательно всю налоговую систему РФ можно контролировать с помощью Налогового Кодекса РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Налоговые органы подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоговая система Казахстана 410 руб.
  • Реферат Налоговая система Казахстана 270 руб.
  • Контрольная работа Налоговая система Казахстана 230 руб.

НК РФ – это основной законодательный документ, где прописаны все правила и обязанности налоговых органов.

Налоговый кодекс Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Налоговая система Российской Федерации подробнее представляет собой законодательный акт, кодированного образца, где прописаны все правила налоговой системы.

Налоговый Кодекс По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Налоги подробнее состоит из двух частей. Помимо Кодекса есть еще целый ряд законодательных актов и законов, направленных на контроль и обеспечение порядка в области налоговой системы.

Вся налоговая система контролируется налоговыми органами, в обязанности которых входит все, что связано с начислением, расчетом, уплатой налоговых платежей по всей стране.

Контроль обеспечивают специалисты из налоговых органов, причем каждый налоговый орган, уполномоченный в том или ином районе, проверяет, только своих налогоплательщиков, затем данные собираются одном месте и отправляются на проверку в федеральные налоговые органы.

В случае обнаружения недочетов и правонарушений в области налогового законодательства, местные налоговые органы вправе сами провести проверку налогоплательщика, и если нарушения будут действительно обнаружены, для формирования налоговых санкций информация передается в вышестоящие инстанции.

Таким образом, любая налоговая система любой страны должна быть законодательно подкреплена, любое действие должно быть прописано в законодательстве, это важно как для самой налоговой системы, так и для налогоплательщиков.

Налоговая система Казахстана

Налоговая система Казахстана по своей структуре и сути очень похожа на налоговую систему России. Так, например, все законодательство в области налогообложения, как и в России, опирается, во-первых, на Конституцию, а во-вторых, на налоговый Кодекс.

Надо отметить, что Налоговый Кодекс Казахстана По данной теме мы уже выполнили презентацию Налоговая система Республики Казахстан подробнее представляет собой две части - общую и особенную.

Общая часть Кодекса заключает в себе все основные моменты налогового законодательства: все понятия, основные принципы налогообложения, налоговые термины, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, процесс реализации налоговой деятельности и т.д.

Особенная часть, в отличие от общей, описывает более подробно главную информацию Кодекса, а именно: каждый налог, его налоговую базу, правила начисления и уплаты налоговых сборов и ставки налогов и платежей и т.д.

Считается, что налоговая система Казахстана достаточно жесткая, так как в бюджет страны поступает достаточно много налоговых платежей, которые не щадят население страны. Как и в большинстве стран мира, налоговая система Казахстана трех уровневая:

  1. Уровень республиканского бюджета (республика Казахстан);
  2. Уровень областных бюджетов;
  3. Уровень районных бюджетов.

Характеристика налогов Казахстана

Основные налоги, которые описываются в особенной части Налогового Кодекса Казахстана, можно сгруппировать следующим образом:

  • Налоги на доходы населения (подоходные налоги), к плательщикам такого относят: юридические лица (для них корпоративный налог, физические лица (индивидуальный налог на доходы), предприниматели и юридические лица (для них социальный налог);
  • Налог на собственность, плательщиками такого налога являются как физические, так и юридические лица, а также предприниматели;
  • Налоги внешнеэкономического и внешнеторгового характера, основными налогоплательщиками являются экспортеры различного рода товаров;
  • Налоговые платежи специального характера, в основном за пользование недрами страны;
  • Специальные налоговые режимы, принятые налоговыми органами на территории Казахстана, основными налогоплательщиками считаются юридические лица и предприниматели.

Особенности налоговой системы Казахстана

Налоговая система Казахстана признана одной из самых тяжелых, из-за большого количества налогов, приходящихся на граждан этой страны. Но в данном случае надо отметить, что хоть и налоговых платежей много, ставки по налогам достаточно низкие, если смотреть в сравнении с общемировыми тенденциями.

Также налоговое законодательство оказывает хорошую поддержку всем сельхоз производителям, за счет специальных режимов налогообложения и пониженных ставок по обычной системе налогов. Это дает возможность развивать сельское хозяйство в стране, снижая себестоимость продукции, что в целом делает их товар конкурентоспособным на международном и внутреннем рынке.

Трехуровневая система распределения налоговых платежей позволяет снизить налоговое бремя налогоплательщиков, так как поступления в один уровень значительно меньше, чем в три, что и снижает нагрузку.

Надо отметить, что особое внимание на сегодняшний день уделяется развитию, в том числе и налоговому, таким городам республиканского уровня, как Алмата и столице Казахстана Астане. В данных субъектах действуют свои, особые правила налогообложения и система налоговых платежей, также большая часть налогов идет на их восстановление и инфраструктуру.

Таким образом, налоговая система Казахстана считается одной из достаточно серьезных и тяжелых, но в, то, же время, налоговые ставки по большей части налогов и сборов ниже, чем в большинстве стран мира, ввиду этого можно считать налоговую систему Казахстана достаточно современной, в основе которой лежат правильные методы и принципы налогообложения, то есть смело можно назвать ее прогрессивной.

1. Понятие налоговой системы Республики Казахстан

1.1 Сущность и принципы налогообложения, стабильность и подвижность налогов

1.2 Элементы, виды и функции налогов

1.3 Способы взимания налогов и виды налоговой системы

1.4 Структура налогового комитета Ауэзовского района

2. Анализ корпоративного подоходного налога в Республике Казахстан.

2.1 Элементы корпоративного подоходного налога в Республике Казахстан

2.2 Анализ выполнения плана поступления корпоративного подоходного налога

2.3 Анализ недоимки и меры принудительного взыскания корпоративного подоходного налога

3. Проблемы современного налогообложения и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

3.1 Сравнительный анализ налоговых законодательств зарубежных стран и Республики Казахстан

3.2 Мероприятия по совершенствованию налоговой системы Республики Казахстан

Список использованной литературы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми. А этот фактор является главным в определении успешности государства.

Президент нашей страны Н. А. Назарбаев еще в 1998 году писал:

«…можем ли мы считать себя сильным государством, если нам не удается сполна получать налоги и пошлины, если мы своевременно не выплачиваем заработной платы и пенсий, если законы и указы зачастую не соблюдаются? Из-за этого постоянно терпят убытки сознательные налогоплательщики и честные владельцы предприятий, а так же наиболее уязвимые слои населения. Что же касается бессовестных руководителей предприятий и лиц, не платящих налоги, то они процветают.» / 5, с.33/

В связи с этим была разработана стратегия решения данных проблем, которая постепенно реализуется.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению, в западных странах накоплен огромный многолетний опыт. Труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения, провозгласившей фундаментальные принципы налогообложения, реализуя которые национальные налоговые системы способны двигаться к оптимальному варианту.

Обоснование налогов как одного из воспроизводственных факторов содержится в работах зарубежных и русских экономистов начала XVIII в. Э.Сакса, Ж.Б. Сэя и др. Большой вклад внес американский профессор Лаффер, часть исследований которого используются в данной работе. Из более современных авторов, которые изучают вопросы налогообложения, известны такие как Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю , Линдвуд Т. Гейгер, Галкин В.Ю., Киперман Г.Я., Белялов А.З., Столяров В.Ф., Хасан-Бек Ц.М., Барулин С.В., Брызгалин А.В., ШараевС.Ю., Проскуров В.Г., Широков Е.С., Стеркин Ф.М., Ивлиева М.Ф., Пепеляев С.Г., Гутнов Е.В., Черник Д.Г., Раимбаев А. и другие.

Но в связи с тем, что налоговая система Казахстана создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно нашей налоговой системы, отвечающей нашим казахстанским условиям.

Подытоживая все выше сказанное, не остается сомнений в актуальности данной темы и безусловной полезности данного исследования для специалистов в налоговой сфере.

Цель работы состоит в выявлении основных проблем налоговой системы, анализе состояния сбора корпоративного подоходного налога, выявлении основных противоречий в сложившейся на данном этапе системе и пути ее реформирования.

-->ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
  • Читайте также: