Указ президента о налогообложении в 2020

Опубликовано: 19.09.2024

Документ полезен? 0 m n 0

1. Установить по 31 декабря 2020 г.:

ставки акцизов на подакцизные товары (приложение 1);

ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (приложение 2);

средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь (приложение 3);

ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (приложение 4);

ставки экологического налога за сбросы сточных вод (приложение 5);

ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства (приложение 6);

ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (приложение 7); ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти (приложение 8);

размеры доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц (приложение 9);

размеры налоговых вычетов по подоходному налогу с физических лиц (приложение 10).

2. Стандартный налоговый вычет, установленный в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Налоговый кодекс), применяется в 2020 году индивидуальными предпринимателями, нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально, не имеющими в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы):

в размере, установленном в приложении 10;

в порядке, предусмотренном в части пятой пункта 2 статьи 209 Налогового кодекса.

Такой вычет применяется при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму расходов, предусмотренных в статье 205 Налогового кодекса, не превышает в соответствующем календарном квартале 2126 белорусских рублей.

3. Налоговые агенты обязаны представлять не позднее 1 апреля 2021 г. в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь физическим лицам, указанным в абзаце шестом части первой пункта 8 статьи 216 Налогового кодекса, если размер выплаченного в 2020 году дохода превысил 2571 белорусский рубль в день.

4. Установить, что:

4.1. от подоходного налога с физических лиц освобождаются:

единовременная выплата на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций, не являющимся государственными служащими и военнослужащими, сотрудниками (работниками) военизированных организаций, имеющими специальные звания;

денежная компенсация расходов по найму жилых помещений, выплачиваемая за счет принудительного сбора работникам органов принудительного исполнения, направленным в порядке перевода в другую местность, а также молодым специалистам, направленным на работу в органы принудительного исполнения не по месту жительства;

доходы, полученные по заключенным с субъектами рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов соглашениям о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами;

4.2. ставка налога на прибыль при налогообложении прибыли, полученной форекс-компанией, Национальным форекс-центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, составляет 25 процентов;

4.3. иностранные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога с физических лиц не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекает период, указанный в пунктах 3 и 4 статьи 180 Налогового кодекса.

Если более длительный период определен соответствующим международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения, то перечисление указанного налога в бюджет осуществляется не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек определенный таким международным договором период (далее в настоящем подпункте - период).

При этом исчисление, удержание и перечисление в бюджет подоходного налога с физических лиц осуществляются в отношении доходов плательщика, полученных с даты начала деятельности, определенной в пунктах 3 и 4 статьи 180 Налогового кодекса, и по дату истечения периода.

По окончании периода перечисление в бюджет сумм исчисленного и удержанного подоходного налога с физических лиц производится иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, в сроки, установленные в абзацах втором-четвертом пункта 6 статьи 216 Налогового кодекса;

4.4. если общей суммы подоходного налога с физических лиц, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет в счет предстоящих платежей, недостаточно для осуществления возврата плательщику излишне удержанных сумм этого налога в течение трех месяцев со дня обнаружения факта его излишнего удержания, такой возврат производится:

из бюджета налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента на основании заявления плательщика;

в порядке, установленном в частях восьмой-одиннадцатой пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса.

5. Льготы по налогам, установленные:

в подпункте 1.16 пункта 1 статьи 118 и пункте 4 статьи 181 Налогового кодекса, применяются плательщиками, использующими труд инвалидов, если численность инвалидов у них в среднем за период составляет не менее 30 процентов численности работников в среднем за этот же период;

в подпункте 1.5 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса, применяются плательщиками-организациями, а также их обособленными подразделениями, если численность инвалидов в этих организациях или их обособленных подразделениях составляет не менее 30 процентов списочной численности в среднем за период.

6. Затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, включаются в состав нормируемых затрат.

Единовременная выплата (пособие) на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций в соответствии с законодательством, оплата труда которых производится за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности, включается в состав затрат по производству и реализации.

7.1. от налога на недвижимость у плательщиков-организаций:

капитальные строения (здания, сооружения), их части научных организаций* и научно-технологических парков;

капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные этими плательщиками-организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам;

* Для целей настоящего Указа под научной организацией понимается организация, прошедшая аккредитацию научной организации, основным видом деятельности которой являются научные исследования и разработки. Основной вид деятельности определяется в порядке, установленном законодательством для целей сбора и представления статистических данных.

7.2. от земельного налога у плательщиков-организаций: земельные участки научных организаций и научно-технологических парков; земельные участки (части земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные этими плательщиками-организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам.

8. Налоговая база земельного налога на 1 января 2020 г. для исчисления и уплаты земельного налога за 2020 год определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке:

для жилой многоквартирной, жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон - в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением сложившегося индекса роста потребительских цен за 2018 год и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2019 и 2020 годы;

для общественно-деловой и производственной зон - в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением прогнозного индекса роста потребительских цен на 2020 год.

9.1. площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы земельного налога для земельных участков:

общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 8159 белорусских рублей за гектар;

общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 5439 белорусских рублей за гектар;

общественно-деловой зоны, за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 29 666 белорусских рублей за гектар;

производственной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 14 832 белорусских рублей за гектар;

рекреационной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 16 316 белорусских рублей за гектар;

жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 43 512 белорусских рублей за гектар;

жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 21 756 белорусских рублей за гектар;

9.2. ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется площадь земельных участков, за исключением земель и земельных участков, указанных в пунктах 2-5 статьи 241 Налогового кодекса, устанавливаются:

для общественно-деловой, производственной и рекреационной зон - в размере 163,16 белорусского рубля за гектар;

для жилой многоквартирной зоны - в размере 10,88 белорусского рубля за гектар; для жилой усадебной зоны - в размере 21,76 белорусского рубля за гектар;

9.3. ставка земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями и другими объектами, устанавливается в размере 0,92 белорусского рубля за гектар;

9.4. специфическая ставка налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении калийных солей устанавливается в размере 5,3 белорусского рубля за добычу (изъятие) 1 тонны калийных солей (в пересчете на оксид калия);

9.5. дизельное топливо, реализуемое (передаваемое) организациям, входящим в состав ПО "Белоруснефть", в количестве, не превышающем 505 тыс. тонн в год, для дальнейшей поставки сельскохозяйственным организациям* и льнозаводам по перечням, формируемым областными исполнительными комитетами и согласованным с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Белорусским государственным концерном по нефти и химии, освобождается от акцизов.

При использовании (реализации, передаче) не по целевому назначению дизельного топлива, приобретенного (полученного) для дальнейшей поставки в соответствии с частью первой настоящего подпункта, плательщиками акцизов признаются организации, входящие в состав ПО "Белоруснефть", допустившие такое нецелевое использование (реализацию, передачу).

Исчисление акцизов плательщиками, указанными в части второй настоящего подпункта, производится по ставкам, названным в приложении 1;

* Для целей настоящего Указа под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, включая их обособленные подразделения, основной вид деятельности которых относится к группам 011-016 общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 "Виды экономической деятельности", утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. N 85.

9.6. плательщиками налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей абзаца третьего статьи 112 Налогового кодекса признаются:

индивидуальный предприниматель, применяющий общий порядок налогообложения, если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав* и доходов в виде операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг) имущества нарастающим итогом с начала года превысит 441 000 белорусских рублей** без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки;

индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав* и доходов в виде операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг) имущества, указанных в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 113 Налогового кодекса, нарастающим итогом с начала года превысит 441 000 белорусских рублей без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки.

* Выручка определяется в порядке, установленном в статье 205 Налогового кодекса.

** В сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав не включается выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав при осуществлении деятельности, по которой в соответствии с Налоговым кодексом уплачиваются единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и (или) налог при упрощенной системе налогообложения.

10. Установить размер валовой выручки, определяемой в порядке, установленном в главе 32 Налогового кодекса, нарастающим итогом с начала 2020 года не более:

2 046 668 белорусских рублей - для применения организациями упрощенной системы налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость;

441 000 белорусских рублей - для применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость либо без уплаты такого налога;

1 404 286 белорусских рублей - для применения организациями упрощенной системы налогообложения без уплаты налога на добавленную стоимость;

1 538 843 белорусских рублей и 330 750 белорусских рублей за девять месяцев - для перехода соответственно организаций и индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2021 г.;

774 900 белорусских рублей - для применения положений пункта 1 и части первой подпункта 2.3.1 пункта 2 статьи 333 Налогового кодекса.

11. Ставка государственной пошлины за предоставление информации, содержащейся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установленная в пункте 90 приложения 22 к Налоговому кодексу, применяется в размере 50 процентов в случае предоставления выписки из данного регистра в электронном виде посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

12. Для целей налогообложения не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг), переданного и принятого в соответствии с законодательством, Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц.

13. Внести в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 2008 г. N 280 "О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)" следующие изменения:

из названия, абзаца первого пункта 1 и пункта 2 слово "продукции," исключить; подпункт 1.2 пункта 1 изложить в следующей редакции:

"1.2. страхование имущества юридического лица (в том числе товаров, предназначенных для реализации, наземных транспортных средств, воздушных, морских судов, судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания), участвующего в процессе производства и (или) реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также имущества, сданного в аренду (переданного в финансовую аренду (лизинг);".

14. Не признаются налоговой тайной сведения:

14.1. предоставляемые плательщику в отношении самого себя;

14.2. указанные в подпунктах 1.1-1.13 пункта 1 статьи 29 Налогового кодекса;

14.3. предоставляемые посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы в отношении организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей:

об уплачиваемых видах налогов, сборов (пошлин) и применяемых особых режимах налогообложения;

о среднесписочной численности работников;

содержащиеся в годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.

Сведения, указанные в части первой настоящего подпункта, составляют налоговую тайну в отношении плательщиков (категорий плательщиков) по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь.

15. Совету Министров Республики Беларусь принять меры по реализации настоящего Указа.

16. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке: пункты 1-10 - с 1 января 2020 г.;

пункт 12 - после официального опубликования настоящего Указа и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 15 мая 2019 г.;

пункт 13 - после официального опубликования настоящего Указа и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 г.;

пункт 14 - через три месяца после официального опубликования настоящего Указа;

иные положения этого Указа - после его официального опубликования.

Президент Республики Беларусь
А.Лукашенко


Приложение 1
к Указу Президента
Республики Беларусь
31.12.2019 N 503

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Президент Владимир Путин за неделю до голосования по поправкам в Конституцию обратился с обращением к россиянам, в котором объявил о повышении ставки подоходного налога для граждан с высокими зарплатами и повторении разовых выплат 10 тыс. руб. для семей с детьми до 16 лет. Среди других инициатив — расширение программы по ипотеке под 6,5%, льготный налоговый режим для ИТ-отрасли и упрощение процедуры вывода из тени зарубежных активов россиян.

Конец плоской шкалы НДФЛ

Ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) 13%, действовавшая для всех в течение 20 лет, перестанет быть единой. С 1 января 2021 года россияне, зарабатывающие свыше 5 млн руб. в год, будут платить НДФЛ по ставке 15%. Такой доход соответствует месячной зарплате 416,7 тыс. руб. «Повышенной ставкой будут облагаться не все доходы, а только та их часть, которая превышает 5 млн в год», — уточнил президент. Это даст бюджету порядка 60 млрд руб., оценил Путин.

Дополнительные средства будут «окрашены» и целевым образом направлены на лечение детей с тяжелыми, редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, на проведение высокотехнологичных операций.

По данным Росстата, зарплаты свыше 3 млн руб. в год получают всего 0,8% работающих россиян, что составляет около 500 тыс. человек, а свыше 5 млн руб. — еще меньше.

Сколько тратится на больных с редкими заболеваниями

В 2020 году на обеспечение всех пациентов с жизнеугрожающими орфанными (редкими) заболеваниями из региональных бюджетов планируется потратить порядка 10 млрд руб., а федеральная программа предусматривает расходы порядка 35 млрд руб., сообщила РБК руководитель проектного офиса «Редкие (орфанные) болезни» Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко Елена Красильникова. Кроме того, есть пациенты с редкими заболеваниями, которые не учитываются ни в одном из федеральных регистров, но они частично обеспечиваются по инвалидности из региональных бюджетов. Сколько тратится на такие группы пациентов с редкими заболеваниями, сложно сказать, отметила эксперт, добавив, что в эпидемиологический список орфанных болезней входит порядка 260 заболеваний, но программно оформлены и финансируются по принципу орфанного заболевания только 28.

Алексей Кудрин

Об обсуждении повышения ставки НДФЛ для обеспеченных россиян на прошлой неделе сообщали источники Forbes и РБК. Источник, близкий к администрации президента, говорил РБК, что сейчас «идеальная ситуация санкционно-пандемическая» для увеличения ставки НДФЛ с высоких зарплат. По его словам, идею увеличения ставки НДФЛ продвигал бывший министр экономического развития, помощник президента Максим Орешкин. Вопрос повышения НДФЛ обсуждался с премьер-министром Михаилом Мишустиным и экономическим блоком правительства, сказал РБК источник в правительстве. «Первый вариант [порога дохода в год] был 3 млн руб.», — отметил собеседник РБК. По его словам, Мишустин был изначально против. Ранее в Госдуме премьер выступал против прогрессивной шкалы НДФЛ. «Но, учитывая, что сумма достаточно высокая и это была инициатива президента, остановились в дискуссии на сумме 5 млн, точнее, более 5 млн», — сказал источник РБК.

Еще один источник, близкий к правительству, рассказал РБК, что идея повышенного НДФЛ для россиян с высоким доходом прорабатывалась еще в конце прошлого года при подготовке январского послания президента Федеральному собранию. Другой собеседник РБК, близкий к правительству, сказал, что тема повышения НДФЛ обсуждалась еще год назад во время работы кабинета министров Дмитрия Медведева, но тогда до принятия решения дело не дошло.

Два года назад Владимир Путин говорил, что от введения прогрессивной шкалы НДФЛ «фискальный результат почти нулевой, а шума много». В феврале 2020 года министр финансов Антон Силуанов в интервью РБК заверил, что до 2024 года принципы налогообложения останутся неизменными, а к вопросу прогрессии НДФЛ можно вернуться через четыре года.

На днях президент вернул в агитационную повестку по голосованию поправок в Конституцию (намечены на 1 июля) тему «поправки Терешковой» (об обнулении президентских сроков) и не исключил для себя возможность в случае одобрения поправок баллотироваться снова, напомнил Пожалов. На этом фоне инъекция социального оптимизма должна повысить и явку на голосование, и поддержку поправок, вернув президенту заколебавшуюся на фоне кризиса часть избирателей, отметил политолог.

Еще раз по 10 тыс. семьям с детьми

Самой масштабной антикризисной мерой поддержки стала разовая выплата в июне 10 тыс. руб. на каждого ребенка от трех до 16 лет. Во вторник президент объявил о выплате 10 тыс. руб. еще раз, в июле, но теперь разовое пособие смогут получить все дети с рождения до 16 лет, то есть свыше 27 млн детей. На финансирование выплаты будет направлено более 274 млрд руб., сообщил глава Минтруда Антон Котяков.

«По сути, это деньги, раздаваемые людям в целях повышения покупательной способности населения и тем самым стимулирования экономики, — считает Фетисов. — А учитывая, что российское общество в целом находится в тяжелом экономическом положении и привыкло жить по принципу «деньги нужны сейчас, а потом заработаем», то какой-то прирост на 5–7% голосов за поправки [по Конституции] это вполне может прибавить».

Расширение льготной ипотеки

Программа субсидирования ставок по ипотеке до 6,5% начала действовать в апреле, поучаствовать в ней можно до 1 ноября 2020 года. Субсидировать ставку по кредитам будут на весь срок ипотеки. С апреля льготные ставки действуют для квартир на первичном рынке, для которых покупатель берет кредит не более 3 млн руб.; для Москвы, Московской области, Петербурга и Ленинградской области лимит выше — до 8 млн руб. Первоначальный взнос по кредиту был установлен на уровне 20%, затем президент поручил его снизить до 15%.

23 июня Путин предложил расширить программу субсидированной ипотеки под 6,5% на более дорогое жилье. Как сказал президент, речь идет о жилье стоимостью до 12 млн руб. в Петербургской и Московской агломерациях и 6 млн руб. — для других регионов. Сейчас госпрограмма субсидирования ипотеки опирается не на стоимость квартир, а на размер кредитов. На запрос РБК о новых параметрах программы в Минфине ответили, что они еще прорабатываются.

Фото:Сергей Ермохин / ТАСС

О том, что программу льготной ипотеки необходимо расширить, на прошлой неделе сообщал вице-премьер Марат Хуснуллин. По его словам, с момента запуска программы льготной ипотеки в банки поступило 170 тыс. заявок, большинство из них было одобрено. Было выдано 40 тыс. кредитов на сумму около 100 млрд руб. Всего программа рассчитана на выдачу до 250 тыс. кредитов. С новыми вводными ожидается рост спроса на квартиры большей площади, а также интерес к проектам класса «комфорт+», сообщили в пресс-службе группы ПИК. Коммерческий директор группы МИЦ Геннадий Дикалов также рассчитывает на рост спроса в проектах бизнес-класса. «С увеличением лимита мы ожидаем дополнительного роста спроса со стороны покупателей-ипотечников. Рост максимальной суммы кредита в полтора раза — с 8 млн до 12 млн руб. — позволяет покупателям, которые ранее ориентировались на комфорт-класс, приобрести жилье бизнес-класса, выбрать квартиру с большим числом комнат или в более престижном районе», — констатирует директор по маркетингу компании MR Group Евгения Старкова.

Фото:VPales/shutterstock

По оценке аналитического центра «Дом.РФ», после расширения госпрограммы по льготной ставке возможно будет купить до 95% квартир в новостройках, продающихся сейчас в России.

Налоговый маневр для ИТ-компаний

Владимир Путин предложил снизить ставку страховых взносов для ИТ-компаний почти вдвое, с 14 до 7,6%, налог на прибыль сократить с 20 до 3%, что, по словам президента, «не только сравнимо, а даже лучше, чем в таких привлекательных сегодня для ИТ-бизнеса юрисдикциях, как индийская и ирландская». Обе меры будут действовать бессрочно, подчеркнул Путин.

Разработать комплексный налоговый маневр для ИТ-отрасли президент поручил 10 июня по итогам совещания о развитии отрасли. Тогда президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров предложил снизить или отказаться от взимания НДС с ИТ-компаний, работающих по сервисной модели, и отказаться от страховых взносов как минимум до конца 2020 года, а также снизить до 2% налог на прибыль для компаний — экспортеров ПО. На днях о деталях готовящегося документа сообщили «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников.

Исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники Иван Покровский назвал бессрочное снижение налогов на зарплату одним из важнейших решений для ИТ-отрасли. «Оно позволяет контрактным разработчикам расширить долю на рынках с жесткой ценовой конкуренцией, а продуктовым компаниям — прямо пропорционально снижению налогов увеличить объем собственных инвестиций в развитие, так как для них зарплата разработчиков — это инвестиционные расходы», — заявил он. Глава Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев отметил, что названные меры «точно помогут ИТ-компаниям не просто выжить, но и работать полностью в белой зоне». По его словам, «это выгодно государству и бизнесу и позволит строить долговременные бизнес-планы».

Однако снижение налога на прибыль позитивно скажется на отрасли только в том случае, если ИТ-компании покажут прибыль, указала гендиректор ГК InfoWatch Наталья Касперская. Она отметила, что по результатам опроса ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» в апреле—мае прибыль снизилась на 45–47% по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года. «Российским разработчикам, среди которых очень много средних предприятий, не ожидающих прибыли, а пытающихся просто выжить, эта мера не поможет. Поможет им только признание ИТ-отрасли пострадавшей от пандемии и получение льгот по аренде на 50%, отсрочки по налогам на год, доступных субсидий на зарплату своим квалифицированным и довольно дефицитным специалистам», — подчеркнула Касперская.

Партнер Deloitte Антон Зыков не исключил, что возможны ситуации, в которых компании, не занимающиеся ИТ, попробуют получить эти льготы, и напротив, некоторым ИТ-компаниям по формальным признакам не удастся получить льготы. «Но, во-первых, это только предложения президента, которые должны материализоваться в законопроекты. На их разработку и принятие есть полгода, поэтому за полгода законодатели могут успеть с аналитиками и представителями отрасли выработать подходящие правила игры. Во-вторых, мы высоко оцениваем возможности ФНС реагировать на потенциальные злоупотребления», — объяснил он.

Попытка вывести из тени активы за рубежом

Президент объявил об упрощении налогообложения доходов контролируемых иностранных компаний (КИК). Теперь российские налоговые резиденты — владельцы зарубежных активов — смогут уплачивать фиксированные 5 млн руб. в год без дополнительной отчетности, заявил Владимир Путин.

Налогообложение КИК было введено в 2015 году, но оно так и не сумело стать источником серьезных поступлений в бюджет. Например, в 2019 году в бюджетную систему пришло лишь 4,1 млрд руб. НДФЛ с доходов бенефициаров КИК и налога на прибыль КИК, за первый квартал 2020 года — 1,44 млрд руб., следует из данных ФНС. Консалтинговая фирма BCG недавно оценила, что россияне держат за рубежом более $400 млрд активов. Причина низких поступлений от КИК — в том числе сложные правила налогообложения. Часть российских бизнесменов отказались от налогового резидентства России, чтобы не декларировать прибыль КИК.

Бенефициар КИК (физическое лицо) должен платить налог 13% с прибыли офшорной компании. Прибыль определяется по данным финансовой отчетности. Для целей налогообложения определенные доходы не учитываются в прибыли КИК (в частности, доходы от переоценки ценных бумаг), ее также можно уменьшить на сумму распределенных дивидендов. Кроме того, сумму налога можно уменьшить на корпоративные налоги, выплачиваемые с прибыли КИК в иностранном государстве. Наконец, если КИК получила доход менее 10 млн руб. в рублевом эквиваленте, он не подлежит налогообложению.

В ноябре 2019 года РБК писал, что один только российский миллиардер Владимир Лисин (бенефициар НЛМК) обеспечил до 3/4 всех выплат НДФЛ с прибыли контролируемых иностранных компаний в России за январь—сентябрь 2019 года. Других столь же крупнейших плательщиков налога с прибыли КИК не нашлось.

Инициатива президента прежде всего направлена на то, чтобы в очередной раз попытаться вывести из тени тех, кто до сих пор пытается оставаться вне зоны контроля, полагает партнер Amond & Smith Сергей Назаркин. Это может быть интересно лишь тем, у кого размер прибыли за вычетом местных налогов составляет весьма существенные суммы — им теперь достаточно будет заплатить фиксированную сумму 5 млн руб., полагает он. «Но тогда, очевидно, возникает желание раскопать, сколько же все-таки компания зарабатывает денег, пусть не сейчас, а спустя какое-то время. И если нашему государству в целом удалось заставить собственников иностранных компаний раскрыть свои активы в РФ, чтобы как минимум избежать штрафов, то инициатива заставить массово платить фиксированную сумму налога на нераспределенную прибыль КИК выглядит практически нереалистичной задачей», — считает он.

Идея о фиксированном платеже с прибыли КИК пока «вызывает много вопросов», считает партнер Deloitte Наталья Кузнецова. «Сейчас большое количество компаний применяет льготы по правилам КИК. Пока неизвестно, придется ли им платить 5 млн руб. Кроме того, если сейчас компания платит миллионы долларов налога на прибыль КИК, удивительно, что по новым правилам она вдруг должна будет отдавать в бюджет всего 5 млн руб.», — заметила она.

При изменении налогообложения КИК необходим переходный период семь—десять лет, считает руководитель налоговой практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин: «Было бы правильно на время сохранить статус нерезидентов для тех бизнесменов, которые вернутся в Россию. С одной стороны, это позволит вернуть российских бизнесменов, которые сейчас в принципе ничего не платят в России, а с другой стороны — пополнить бюджет. В будущем такие бизнесмены станут полноценными российскими налогоплательщиками».


Министерство по налогам и сборам распространило комментарий к Указу от 31 декабря 2019 года № 503 » О налогообложении».

Как отмечено в комментарии, в условиях отсутствия изменений, вносимых в Налоговый кодекс Республики Беларусь в текущем году, Указом от 31 декабря 2019 г. № 503 «О налогообложении» проиндексированы ставки налогов, установленные в белорусских рублях, размеры доходов и налоговых вычетов, применяемых в целях исчисления подоходного налога с физических лиц , критерии применения упрощенной системы налогообложения (УСН), а также установлены отдельные налоговые льготы и преференции, ставки налогов.

Согласно пункту 16 Указа положения пунктов 1–10 данного документа вступают в силу с 1 января 2020 г.

По пункту 1 Указа

С учетом того, что в соответствии с пунктом 1 Указа ставки акцизов на подакцизные товары на 2020 г. установлены согласно приложению 1 к Указу, при отгрузке (передаче) подакцизных товаров с 1 января 2020 г. должны применяться вновь установленные ставки акцизов.

Справочно. Согласно пункту 4 статьи 160 НК нулевые либо иные ставки акцизов, исключения из перечня подакцизных товаров применяются по подакцизным товарам, отгруженным (переданным), со дня установления этих нулевых либо иных ставок акцизов, исключений.

При изменении порядка исчисления акцизов, в том числе ставок акцизов, включении товаров в перечень подакцизных товаров новый порядок исчисления применяется по подакцизным товарам, отгруженным (переданным) с момента изменения порядка исчисления акцизов, включения товаров в перечень подакцизных товаров.

Также по 31 декабря 2020 г. Указом установлены ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения и средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь (приложение 2 и 3 соответственно).

Справочно. На 2019 г. вышеуказанные ставки были установлены приложениями 3 и 4 к НК.

Кроме того, установлены новые ставки по экологическому налогу (приложения 4–6) и налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов (приложения 7, 8).

Специфическая ставка налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении калийных солей установлена Указом в размере 5,3 бел. руб. за добычу (изъятие) 1 т калийных солей (в пересчете на оксид калия) (подп. 9.4 п. 9 Указа).

С 1 января 2020 г. проиндексированы (увеличены) размеры доходов, в пределах которых освобождаются от подоходного налога:

  • стоимость путевок, приобретенных для детей в возрасте до восемнадцати лет, указанных в пункте 14 статьи 208 НК, с 833 бел. руб. до 888 бел. руб. на каждого ребенка от каждого источника в течение календарного года;
  • доходы, полученные в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, указанные в пункте 22 статьи 208 НК, с 6 569 бел. руб. до 7 003 бел. руб. в сумме от всех источников в течение календарного года;
  • доходы, указанные в пункте 23 статьи 208 НК, получаемые от:

организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в том числе пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей, с 1 984 бел. руб. до 2 115 бел. руб. от каждого источника в течение календарного года;

иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с 131 бел. руб. до 140 бел. руб. от каждого источника в течение календарного года;

  • доходы в виде оплаты страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, указанные в пункте 24 статьи 208 НК, с 3 398 бел. руб. до 3 622 бел. руб. от каждого источника в течение календарного года;
  • безвозмездная (спонсорская) помощь, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, указанные в пункте 29 статьи 208 НК, с 13 128 бел. руб. до 13 994 бел. руб. в сумме от всех источников в течение календарного года;
  • доходы, получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, указанные в пункте 38 статьи 208 НК, с 397 бел. руб. до 423 бел. руб. от каждой профсоюзной организации в течение календарного года.

С 1 января 2020 г. проиндексированы (увеличены) размеры стандартных налоговых вычетов:

  • стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 209 НК, увеличен с 110 бел. руб. до 117 бел. руб. в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 709 бел. руб. в месяц;
  • стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 209 НК:

на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца увеличен с 32 бел. руб. до 34 бел. руб. в месяц;

предоставляемый вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю увеличен с 61 бел. руб. до 65 бел. руб. в месяц на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца;

предоставляемый родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, увеличен с 61 бел. руб. до 65 бел. руб. на каждого ребенка в месяц;

  • стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 209 НК и предоставляемый отдельным категориям граждан, перечисленным в данном подпункте, увеличен с 155 бел. руб. до 165 бел. руб. в месяц.

По пункту 2 Указа

С 1 января 2020 г. увеличен с 1 994 бел. руб. до 2 126 бел. руб. размер дохода, не превышение которого за календарный квартал является условием применения в 2020 г. стандартного налогового вычета, установленного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 209 НК, индивидуальными предпринимателями, нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально.

По пункту 4 Указа

Подпункт 4.1.

– освобождение от подоходного налога единовременной выплаты на оздоровление, осуществляемой работникам бюджетных организаций один раз в календарном году, как правило, при уходе в трудовой отпуск;

– освобождение от подоходного налога доходов в виде денежной компенсации расходов по найму жилых помещений, полученных работниками органов принудительного исполнения, направленными в порядке перевода в другую местность, а также молодыми специалистами, направленными на работу в орган принудительного исполнения не по месту жительства, в течение срока обязательной работы по распределению;

– продление льготы по подоходному налогу в отношении доходов, полученных физическими лицами по заключенным с субъектами рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов (юридическими лицами, зарегистрированными в Республике Беларусь и включенными Национальным банком Республики Беларусь в реестр форекс-компаний) соглашениям о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.

Подпункт 4.2.

С 2020 г. Указом установлена ставка налога на прибыль при налогообложении прибыли, полученной форекс–компанией, Национальным форекс–центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в размере 25 %.

Справочно. До 1 марта 2019 г. для форекс-компаний, Национального форекс-центра (ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа») в отношении прибыли от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами действовала льготная ставка 9 %.

С 1 марта 2019 г. до 1 января 2020 г. данная категория плательщиков исчисляла налог на прибыль по деятельности на внебиржевом рынке Форекс по общеустановленной ставке 18 %.

Подпункт 4.3.

С 2020 г. Указом предусмотрено установление для иностранной организации, осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, предельного срока перечисления в бюджет подоходного налога с доходов физических лиц, полученных от такой иностранной организации за весь период с начала осуществления ею деятельности на территории Республики Беларусь, приведшей с учетом положений международного договора к возникновению постоянного представительства в Республике Беларусь. С доходов, полученных по окончании такого периода, подоходный налог иностранной организацией перечисляется в бюджет в общеустановленном порядке .

Подпункт 4.4.

Указом предусмотрено право физического лица произвести возврат излишне удержанного у него налоговым агентом подоходного налога через налоговый орган по месту постановки на учет этого налогового агента в случае, если общей суммы подоходного налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет в счет предстоящих платежей, недостаточно для осуществления такого возврата в течение трех месяцев со дня обнаружения факта излишнего удержания подоходного налога.

По пункту 5 Указа

В силу норм Указа снижен критерий применения налоговых преференций организациями, использующими труд инвалидов, по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС), налогу на прибыль и налогу на недвижимость.

Так, с 1 января 2020 г. такие плательщики могут применить льготы по указанным налогам при условии, что численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 30 % численности работников в среднем за этот же период.

Справочно. До 1 января 2020 г. соответствующий критерий был установлен в размере не менее 50 % численности работников.

По пункту 6 Указа

В целях упрощения налогового администрирования и сокращения трудозатрат Указом предусмотрено, что затраты на оплату стоимости израсходованного топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования включаются в состав нормируемых затрат при исчислении налога на прибыль в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию.

Также с 1 января 2020 г. единовременная выплата (пособие) на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций в соответствии с законодательством, оплата труда которых производится за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности, включается в состав затрат по производству и реализации при исчислении налога на прибыль.

По пункту 7 Указа

Указом продлено действие льгот для научных организаций и научно–технологических парков, установленных нормами НК.

В частности, освобождаются от налога на недвижимость в соответствии с подпунктом 7.1 пункта 7 Указа у плательщиков-организаций:

  • капитальные строения (здания, сооружения), их части научных организаций и научно-технологических парков;
  • капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные этими плательщиками-организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам.

Также в соответствии с подпунктом 7.2 пункта 7 Указа освобождены от земельного налога у плательщиков-организаций земельные участки научных организаций и научно-технологических парков, а также земельные участки (части земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные этими плательщиками-организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам.

При этом следует отметить, что в Указе период пользования указанными льготами не ограничен.

По пункту 8 Указа

Указом предусматривается определение налоговой базы земельного налога (кадастровой стоимости) в белорусских рублях с ее индексацией по отдельным зонам на прогнозный уровень инфляции.

Так, согласно Указу налоговая база земельного налога на 1 января 2020 г. для исчисления и уплаты земельного налога за 2020 г. определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке:

  • для жилой многоквартирной, жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон — в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением сложившегося индекса роста потребительских цен за 2018 г. и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2019 и 2020 годы;
  • для общественно-деловой и производственной зон — в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением прогнозного индекса роста потребительских цен на 2020 г.

По пункту 9 Указа

Подпункт 9.1.

Согласно Указу в 2020 г. для земельных участков, в качестве налоговой базы земельного налога по которым установлена площадь, проиндексированы пороговые значения кадастровой стоимости на прогнозный уровень инфляции по сравнению с пороговыми значениями, установленными НК на 2019 г.

Так, в 2020 г. площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы земельного налога для земельных участков:

  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 8 159 бел. руб. за 1 га;
  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 5 439 бел. руб. за 1 га;
  • общественно-деловой зоны, за исключением указанных в абзацах втором и третьем подпункта 9.1 пункта 9 Указа, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 29 666 бел. руб. за 1 га;
  • производственной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 14 832 бел. руб. за 1 га;
  • рекреационной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 16 316 бел. руб. за 1 га;
  • жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 43 512 бел. руб. за 1 га;
  • жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 21 756 бел. руб. за 1 га.

Подпункт 9.2.

Проиндексированы на прогнозный уровень инфляции и установлены ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется площадь земельных участков, за исключением земель и земельных участков, указанных в пунктах 2–5 статьи 241 НК, а именно:

  • для общественно-деловой, производственной и рекреационной зон — в размере 163,16 бел. руб. за 1 га;
  • для жилой многоквартирной зоны — в размере 10,88 бел. руб. за 1 га;
  • для жилой усадебной зоны — в размере 21,76 бел. руб. за 1 га.

Подпункт 9.5.

С 1 января 2020 г. устанавливается новая налоговая льгота по акцизам.

Так, дизельное топливо, реализуемое (передаваемое) организациям, входящим в состав ПО «Белоруснефть», в количестве и на условиях, установленных подпунктом 9.5 пункта 9 Указа, освобождается от акцизов.

С учетом положений пункта 4 статьи 160 НК указанное освобождение от акцизов применяется в отношении дизельного топлива, отгруженного (переданного) с 1 января 2020 г.

Данным подпунктом установлен порядок взимания акцизов при нецелевом использовании приобретенного (полученного) дизельного топлива.

Подпункт 9.6.

Указом проиндексирован на прогнозный показатель инфляции критерий для признания в 2020 г. индивидуальных предпринимателей плательщиками НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (с 420 000 бел. руб. до 441 000 бел. руб.).

По пункту 10 Указа.

С 1 января 2020 г. увеличены предельные пороги валовой выручки для УСН.

Так, в 2020 г. предельная величина валовой выручки составляет для:

  • применения организациями УСН с уплатой НДС — не более 2 046 668 бел. руб. (тогда как в 2019 г. она не должна была превышать 1 949 208 бел. руб.);
  • применения организациями УСН без уплаты НДС — не более 1 404 286 бел. руб. (в 2019 г. этот показатель составлял 1 337 415 бел. руб.);
  • применения индивидуальными предпринимателями УСН с уплатой НДС либо без уплаты такого налога — не более 441 000 бел. руб. (вместо 420 000 бел. руб., установленных в 2019 г.);
  • ведения организациями учета в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, — не более 774 900 бел. руб. (против 738 000 бел. руб. в 2019 г.).

При этом для целей перехода на УСН с 1 января 2021 г. размер валовой выручки за первые 9 месяцев 2020 г. установлен для организаций — 1 538 843 бел. руб.; индивидуальных предпринимателей — 330 750 бел. руб.

По пункту 12 Указа.

В целях упорядочения порядка налогообложения случаев безвозмездной передачи имущества (работ, услуг) Республике Беларусь предусмотрено, что для целей налогообложения не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг) Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц, переданных и принятых в соответствии с законодательством.

Такими законодательными актами являются:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» — до 15 ноября 2019 г.;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 169 «О распоряжении государственным имуществом» — с 15 ноября 2019 г.

Таким образом, при соблюдении положений вышеназванных указов, предусматривающих передачу и (или) получение государственного имущества, в том числе при передаче в государственную собственность машин, оборудования, транспортных средств и иного движимого имущества, не относящегося к основным средствам у передающей стороны, плательщики вправе будут воспользоваться преференцией, установленной пунктом 12 Указа, соответственно такая безвозмездная передача не будет признаваться объектом налогообложения НДС.

Согласно пункту 16 Указа вышеуказанные нормы распространяют свое действие на отношения, возникшие с 15 мая 2019 г.

По пункту 13 Указа.

Указом предусмотрено внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 2008 г. № 280 «О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)», в соответствии с которыми с 1 января 2019 г. организациям-страхователям предоставлено право включать в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, в том числе страховые взносы по добровольному страхованию имущества юридического лица, сданного в аренду (переданного в финансовую аренду (лизинг)), а также товаров, предназначенных для реализации.

Согласно пункту 16 Указа вышеуказанные нормы распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 г.

О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 и от 31 июля 2015 г. № 774

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2020 г. № 2054

МОСКВА

О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 и от 31 июля 2015 г. № 774

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293, от 12 июля 2018 г. № 420 и от 24 июня 2019 г. № 293" и постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. № 774 "Об утверждении Правил уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2020 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию".

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 9 декабря 2020 г. № 2054

ИЗМЕНЕНИЯ,которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 и от 31 июля 2015 г. № 774

1. В постановлении Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293, от 12 июля 2018 г. № 420 и от 24 июня 2019 г. № 293" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 32, ст. 4543; № 34, ст. 4685; 2015, № 26, ст. 3913; № 33, ст. 4856; № 39, ст. 5402; № 52, ст. 7620; 2016, № 10, ст. 1426; № 23, ст. 3320; № 28, ст. 4733; № 38, ст. 5546; № 44, ст. 6142; 2017, № 22, ст. 3161; № 28, ст. 4164; № 45, ст. 6659; 2018, № 31, ст. 4996; № 49, ст. 7622; 2019, № 26, ст. 3457; № 41, ст. 5724; 2020, № 1, ст. 67; № 15, ст. 2305):

а) в наименовании слова "и от 24 июня 2019 г. № 293" заменить словами ", от 24 июня 2019 г. № 293 и от 21 ноября 2020 г. № 730";

б) в преамбуле слова "и от 24 июня 2019 г. № 293 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" заменить словами ", от 24 июня 2019 г. № 293 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" и от 21 ноября 2020 г. № 730 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации";

в) абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:

"1. Ввести по 31 декабря 2021 г. запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, по перечню согласно приложению.";

г) в наименовании приложения к указанному постановлению слова "и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2020 г." заменить словами ", Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и которые по 31 декабря 2021 г.".

2. В постановлении Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. № 774 "Об утверждении Правил уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2020 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 31, ст. 4702; № 33, ст. 4856; 2016, № 33, ст. 5201; № 50, ст. 7110; 2017, № 41, ст. 5977; 2018, № 36, ст. 5642; 2019, № 34, ст. 4885):

а) в наименовании слова "и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2020 г." заменить словами ", Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и которые по 31 декабря 2021 г.";

б) в пункте 1 слова "и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2020 г." заменить словами ", Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и которые по 31 декабря 2021 г.", слова "и от 24 июня 2019 г. № 293" заменить словами ", от 24 июня 2019 г. № 293 и от 21 ноября 2020 г. № 730";

в) в Правилах уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2020 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, утвержденных указанным постановлением:

в наименовании слова "и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2020 г." заменить словами ", Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и которые по 31 декабря 2021 г.";

в пункте 1 слова "и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2020 г." заменить словами ", Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и которые по 31 декабря 2021 г.", слова "и от 24 июня 2019 г. № 293" заменить словами ", от 24 июня 2019 г. № 293 и от 21 ноября 2020 г. № 730".


Министерство по налогам и сборам распространило комментарий к Указу от 31 декабря 2019 года № 503 » О налогообложении».

Как отмечено в комментарии, в условиях отсутствия изменений, вносимых в Налоговый кодекс Республики Беларусь в текущем году, Указом от 31 декабря 2019 г. № 503 «О налогообложении» проиндексированы ставки налогов, установленные в белорусских рублях, размеры доходов и налоговых вычетов, применяемых в целях исчисления подоходного налога с физических лиц , критерии применения упрощенной системы налогообложения (УСН), а также установлены отдельные налоговые льготы и преференции, ставки налогов.

Согласно пункту 16 Указа положения пунктов 1–10 данного документа вступают в силу с 1 января 2020 г.

По пункту 1 Указа

С учетом того, что в соответствии с пунктом 1 Указа ставки акцизов на подакцизные товары на 2020 г. установлены согласно приложению 1 к Указу, при отгрузке (передаче) подакцизных товаров с 1 января 2020 г. должны применяться вновь установленные ставки акцизов.

Справочно. Согласно пункту 4 статьи 160 НК нулевые либо иные ставки акцизов, исключения из перечня подакцизных товаров применяются по подакцизным товарам, отгруженным (переданным), со дня установления этих нулевых либо иных ставок акцизов, исключений.

При изменении порядка исчисления акцизов, в том числе ставок акцизов, включении товаров в перечень подакцизных товаров новый порядок исчисления применяется по подакцизным товарам, отгруженным (переданным) с момента изменения порядка исчисления акцизов, включения товаров в перечень подакцизных товаров.

Также по 31 декабря 2020 г. Указом установлены ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения и средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь (приложение 2 и 3 соответственно).

Справочно. На 2019 г. вышеуказанные ставки были установлены приложениями 3 и 4 к НК.

Кроме того, установлены новые ставки по экологическому налогу (приложения 4–6) и налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов (приложения 7, 8).

Специфическая ставка налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении калийных солей установлена Указом в размере 5,3 бел. руб. за добычу (изъятие) 1 т калийных солей (в пересчете на оксид калия) (подп. 9.4 п. 9 Указа).

С 1 января 2020 г. проиндексированы (увеличены) размеры доходов, в пределах которых освобождаются от подоходного налога:

  • стоимость путевок, приобретенных для детей в возрасте до восемнадцати лет, указанных в пункте 14 статьи 208 НК, с 833 бел. руб. до 888 бел. руб. на каждого ребенка от каждого источника в течение календарного года;
  • доходы, полученные в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, указанные в пункте 22 статьи 208 НК, с 6 569 бел. руб. до 7 003 бел. руб. в сумме от всех источников в течение календарного года;
  • доходы, указанные в пункте 23 статьи 208 НК, получаемые от:

организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в том числе пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей, с 1 984 бел. руб. до 2 115 бел. руб. от каждого источника в течение календарного года;

иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с 131 бел. руб. до 140 бел. руб. от каждого источника в течение календарного года;

  • доходы в виде оплаты страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, указанные в пункте 24 статьи 208 НК, с 3 398 бел. руб. до 3 622 бел. руб. от каждого источника в течение календарного года;
  • безвозмездная (спонсорская) помощь, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, указанные в пункте 29 статьи 208 НК, с 13 128 бел. руб. до 13 994 бел. руб. в сумме от всех источников в течение календарного года;
  • доходы, получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, указанные в пункте 38 статьи 208 НК, с 397 бел. руб. до 423 бел. руб. от каждой профсоюзной организации в течение календарного года.

С 1 января 2020 г. проиндексированы (увеличены) размеры стандартных налоговых вычетов:

  • стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 209 НК, увеличен с 110 бел. руб. до 117 бел. руб. в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 709 бел. руб. в месяц;
  • стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 209 НК:

на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца увеличен с 32 бел. руб. до 34 бел. руб. в месяц;

предоставляемый вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю увеличен с 61 бел. руб. до 65 бел. руб. в месяц на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца;

предоставляемый родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, увеличен с 61 бел. руб. до 65 бел. руб. на каждого ребенка в месяц;

  • стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 209 НК и предоставляемый отдельным категориям граждан, перечисленным в данном подпункте, увеличен с 155 бел. руб. до 165 бел. руб. в месяц.

По пункту 2 Указа

С 1 января 2020 г. увеличен с 1 994 бел. руб. до 2 126 бел. руб. размер дохода, не превышение которого за календарный квартал является условием применения в 2020 г. стандартного налогового вычета, установленного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 209 НК, индивидуальными предпринимателями, нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально.

По пункту 4 Указа

Подпункт 4.1.

– освобождение от подоходного налога единовременной выплаты на оздоровление, осуществляемой работникам бюджетных организаций один раз в календарном году, как правило, при уходе в трудовой отпуск;

– освобождение от подоходного налога доходов в виде денежной компенсации расходов по найму жилых помещений, полученных работниками органов принудительного исполнения, направленными в порядке перевода в другую местность, а также молодыми специалистами, направленными на работу в орган принудительного исполнения не по месту жительства, в течение срока обязательной работы по распределению;

– продление льготы по подоходному налогу в отношении доходов, полученных физическими лицами по заключенным с субъектами рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов (юридическими лицами, зарегистрированными в Республике Беларусь и включенными Национальным банком Республики Беларусь в реестр форекс-компаний) соглашениям о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.

Подпункт 4.2.

С 2020 г. Указом установлена ставка налога на прибыль при налогообложении прибыли, полученной форекс–компанией, Национальным форекс–центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в размере 25 %.

Справочно. До 1 марта 2019 г. для форекс-компаний, Национального форекс-центра (ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа») в отношении прибыли от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами действовала льготная ставка 9 %.

С 1 марта 2019 г. до 1 января 2020 г. данная категория плательщиков исчисляла налог на прибыль по деятельности на внебиржевом рынке Форекс по общеустановленной ставке 18 %.

Подпункт 4.3.

С 2020 г. Указом предусмотрено установление для иностранной организации, осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, предельного срока перечисления в бюджет подоходного налога с доходов физических лиц, полученных от такой иностранной организации за весь период с начала осуществления ею деятельности на территории Республики Беларусь, приведшей с учетом положений международного договора к возникновению постоянного представительства в Республике Беларусь. С доходов, полученных по окончании такого периода, подоходный налог иностранной организацией перечисляется в бюджет в общеустановленном порядке .

Подпункт 4.4.

Указом предусмотрено право физического лица произвести возврат излишне удержанного у него налоговым агентом подоходного налога через налоговый орган по месту постановки на учет этого налогового агента в случае, если общей суммы подоходного налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет в счет предстоящих платежей, недостаточно для осуществления такого возврата в течение трех месяцев со дня обнаружения факта излишнего удержания подоходного налога.

По пункту 5 Указа

В силу норм Указа снижен критерий применения налоговых преференций организациями, использующими труд инвалидов, по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС), налогу на прибыль и налогу на недвижимость.

Так, с 1 января 2020 г. такие плательщики могут применить льготы по указанным налогам при условии, что численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 30 % численности работников в среднем за этот же период.

Справочно. До 1 января 2020 г. соответствующий критерий был установлен в размере не менее 50 % численности работников.

По пункту 6 Указа

В целях упрощения налогового администрирования и сокращения трудозатрат Указом предусмотрено, что затраты на оплату стоимости израсходованного топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования включаются в состав нормируемых затрат при исчислении налога на прибыль в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию.

Также с 1 января 2020 г. единовременная выплата (пособие) на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций в соответствии с законодательством, оплата труда которых производится за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности, включается в состав затрат по производству и реализации при исчислении налога на прибыль.

По пункту 7 Указа

Указом продлено действие льгот для научных организаций и научно–технологических парков, установленных нормами НК.

В частности, освобождаются от налога на недвижимость в соответствии с подпунктом 7.1 пункта 7 Указа у плательщиков-организаций:

  • капитальные строения (здания, сооружения), их части научных организаций и научно-технологических парков;
  • капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные этими плательщиками-организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам.

Также в соответствии с подпунктом 7.2 пункта 7 Указа освобождены от земельного налога у плательщиков-организаций земельные участки научных организаций и научно-технологических парков, а также земельные участки (части земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные этими плательщиками-организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам.

При этом следует отметить, что в Указе период пользования указанными льготами не ограничен.

По пункту 8 Указа

Указом предусматривается определение налоговой базы земельного налога (кадастровой стоимости) в белорусских рублях с ее индексацией по отдельным зонам на прогнозный уровень инфляции.

Так, согласно Указу налоговая база земельного налога на 1 января 2020 г. для исчисления и уплаты земельного налога за 2020 г. определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке:

  • для жилой многоквартирной, жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон — в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением сложившегося индекса роста потребительских цен за 2018 г. и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2019 и 2020 годы;
  • для общественно-деловой и производственной зон — в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением прогнозного индекса роста потребительских цен на 2020 г.

По пункту 9 Указа

Подпункт 9.1.

Согласно Указу в 2020 г. для земельных участков, в качестве налоговой базы земельного налога по которым установлена площадь, проиндексированы пороговые значения кадастровой стоимости на прогнозный уровень инфляции по сравнению с пороговыми значениями, установленными НК на 2019 г.

Так, в 2020 г. площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы земельного налога для земельных участков:

  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 8 159 бел. руб. за 1 га;
  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 5 439 бел. руб. за 1 га;
  • общественно-деловой зоны, за исключением указанных в абзацах втором и третьем подпункта 9.1 пункта 9 Указа, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 29 666 бел. руб. за 1 га;
  • производственной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 14 832 бел. руб. за 1 га;
  • рекреационной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 16 316 бел. руб. за 1 га;
  • жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 43 512 бел. руб. за 1 га;
  • жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 21 756 бел. руб. за 1 га.

Подпункт 9.2.

Проиндексированы на прогнозный уровень инфляции и установлены ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется площадь земельных участков, за исключением земель и земельных участков, указанных в пунктах 2–5 статьи 241 НК, а именно:

  • для общественно-деловой, производственной и рекреационной зон — в размере 163,16 бел. руб. за 1 га;
  • для жилой многоквартирной зоны — в размере 10,88 бел. руб. за 1 га;
  • для жилой усадебной зоны — в размере 21,76 бел. руб. за 1 га.

Подпункт 9.5.

С 1 января 2020 г. устанавливается новая налоговая льгота по акцизам.

Так, дизельное топливо, реализуемое (передаваемое) организациям, входящим в состав ПО «Белоруснефть», в количестве и на условиях, установленных подпунктом 9.5 пункта 9 Указа, освобождается от акцизов.

С учетом положений пункта 4 статьи 160 НК указанное освобождение от акцизов применяется в отношении дизельного топлива, отгруженного (переданного) с 1 января 2020 г.

Данным подпунктом установлен порядок взимания акцизов при нецелевом использовании приобретенного (полученного) дизельного топлива.

Подпункт 9.6.

Указом проиндексирован на прогнозный показатель инфляции критерий для признания в 2020 г. индивидуальных предпринимателей плательщиками НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (с 420 000 бел. руб. до 441 000 бел. руб.).

По пункту 10 Указа.

С 1 января 2020 г. увеличены предельные пороги валовой выручки для УСН.

Так, в 2020 г. предельная величина валовой выручки составляет для:

  • применения организациями УСН с уплатой НДС — не более 2 046 668 бел. руб. (тогда как в 2019 г. она не должна была превышать 1 949 208 бел. руб.);
  • применения организациями УСН без уплаты НДС — не более 1 404 286 бел. руб. (в 2019 г. этот показатель составлял 1 337 415 бел. руб.);
  • применения индивидуальными предпринимателями УСН с уплатой НДС либо без уплаты такого налога — не более 441 000 бел. руб. (вместо 420 000 бел. руб., установленных в 2019 г.);
  • ведения организациями учета в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, — не более 774 900 бел. руб. (против 738 000 бел. руб. в 2019 г.).

При этом для целей перехода на УСН с 1 января 2021 г. размер валовой выручки за первые 9 месяцев 2020 г. установлен для организаций — 1 538 843 бел. руб.; индивидуальных предпринимателей — 330 750 бел. руб.

По пункту 12 Указа.

В целях упорядочения порядка налогообложения случаев безвозмездной передачи имущества (работ, услуг) Республике Беларусь предусмотрено, что для целей налогообложения не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг) Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц, переданных и принятых в соответствии с законодательством.

Такими законодательными актами являются:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» — до 15 ноября 2019 г.;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 169 «О распоряжении государственным имуществом» — с 15 ноября 2019 г.

Таким образом, при соблюдении положений вышеназванных указов, предусматривающих передачу и (или) получение государственного имущества, в том числе при передаче в государственную собственность машин, оборудования, транспортных средств и иного движимого имущества, не относящегося к основным средствам у передающей стороны, плательщики вправе будут воспользоваться преференцией, установленной пунктом 12 Указа, соответственно такая безвозмездная передача не будет признаваться объектом налогообложения НДС.

Согласно пункту 16 Указа вышеуказанные нормы распространяют свое действие на отношения, возникшие с 15 мая 2019 г.

По пункту 13 Указа.

Указом предусмотрено внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 2008 г. № 280 «О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)», в соответствии с которыми с 1 января 2019 г. организациям-страхователям предоставлено право включать в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, в том числе страховые взносы по добровольному страхованию имущества юридического лица, сданного в аренду (переданного в финансовую аренду (лизинг)), а также товаров, предназначенных для реализации.

Согласно пункту 16 Указа вышеуказанные нормы распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 г.

Читайте также: