В каком году был введен запрет на ограничение избирательных прав по основаниям неуплаты налога

Опубликовано: 27.04.2024

Конституция Соединенных Штатов – высший законодательный акт страны, который регламентирует принципы федерального управления.
Она была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном конвенте в Филадельфии.
Каждый штат считается независимым государством.
Конституция призвана защищать права граждан.

В Преамбуле определены цель и руководящие принципы Конституции:
«Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

Наибольший вклад в разработку Конституции внесли Томас Джефферсон и Джон Адамс.
Дедушка Адамса имел фамилию Адамчук, родом со Львова.

В истории США было принято 27 поправок к Конституции США.
Данные поправки затрагивают проблемы и вызовы времени, с которыми сталкивались США в процессе своего развития.
Право толковать понимание положений Конституций и Поправок дано Верховному суду США, как главному органу конституционного правосудия.

Первые десять поправок получили название Билль о правах.
Они были приняты 25 сентября 1789, вступили в силу 15 декабря 1791.
1. Свобода слова, свобода религии, свобода прессы, свобода собраний, право на подачу петиции
2. Право хранить и носить оружие
3. Запрещено размещать солдат в частных домах без согласия владельца
4. Запрет произвольных обысков и арестов
5. Гарантии надлежащего уголовного процесса, запрет повторного привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение, право не свидетельствовать против себя, гарантии при реквизициях
6. Права обвиняемого, в том числе право на суд присяжных
7. Право на суд присяжных в гражданских делах
8. Запрет чрезмерных залогов и штрафов, жестоких и необычных наказаний
9. Перечисление прав в Конституции не должно трактоваться как умаление остальных прав
10. Полномочия, которые Конституция не относит к ведению Соединённых штатов, сохраняются за штатами

11. Судебный иммунитет штатов: иски, поданные против какого-либо из штатов, должны рассматриваться не федеральным судом, а судом этого штата 4 марта 1794
12. Изменение процедуры голосования выборщиков на президентских выборах 9 декабря 1803
13. Отмена рабства 31 января 1865
14. Гарантируется равенство граждан США и запрещается принятие каким-либо штатом дискриминационных законов (в том числе это означает действие Билля о правах на всей территории США); если при выборах какой-либо из штатов ограничивает права какой-либо категории граждан, норма представительства этого штата в палате Представителей должна быть пропорционально уменьшена, запрет занимать должности для участников восстания против США; запрет возмещения гражданам убытков, связанных с их враждебной США деятельностью или освобождением их рабов 13 июня 1866
15. Вводится активное избирательное право для цветного населения и бывших рабов 26 февраля 1869
16. Вводится федеральный подоходный налог, поступления от которого целиком поступают в федеральный бюджет 12 июля 1909
17. Вводятся прямые выборы в сенат (ранее сенаторов избирали законодательные собрания штатов) 13 мая 1912
18. Вводится Сухой закон (отменена Двадцать первой поправкой) 18 декабря 1917
19. Вводится активное избирательное право для женщин 4 июня 1919
20. Установлена дата истечения сроков конгресса и президента 2 марта 1932
21. Отмена 18 поправки; при этом допускаются ограничения на оборот алкоголя на уровне штатов 20 февраля 1933
22. Один и тот же человек может занимать пост президента не более двух сроков 24 марта 1947
23. На Президентских выборах Вашингтон должен быть представлен в коллегии выборщиков таким же числом выборщиков, каким представлен наименее населённый штат 16 июня 1960
24. Запрет ограничения избирательных прав по основаниям неуплаты налога 14 сентября 1962
25. Определяется порядок осуществления полномочий президента при досрочном прекращении полномочий президента (президентом становится вице-президент) 6 июля 1965
26. Вводится всеобщее активное избирательное право с 18 лет на всей территории США 23 марта 1971
27. Закон, которым изменяется жалование сенаторов и представителей, вступает в силу только после переизбрания палаты представителей 25 сентября 1992


За последние 55 лет после 1965 года было принято всего лишь 2 поправки.

За два столетия с рождения Конституции страна Америка значительно увеличилась в размерах и растянулась на весь континент.
Население и экономика разрослись так, что авторы Конституции и помыслить о подобном не могли.
Несмотря на все изменения, Конституция выстояла и адаптировалась.
Конституция США считается самой маленькой и самой устойчивой Конституцией в мире.

Конституционное законодательство США последних семи десятилетий мало затронуло структуру конституционных органов государственного аппарата и их компетенцию и касалось главным образом одного института — президентской власти. Поправки XX (1933 г.), XXII (1951 г.), XXV (1967 г.) определили, в частности, порядок вступления в должность президента, ввели ограничение времени пребывания на посту президента двумя сроками, предоставили право замещения должности президента при соответствующих обстоятельствах вице-президенту.

Более важное политическое значение имели реформы в избирательном праве, проведенные путем принятия трех поправок к Конституции: XIX (1920 г.), XXIV (1964 г.), XXVI (1971 г.). Эти поправки привели к демократизации крайне разнообразных норм избирательного права, действующих в штатах, которым отводилась основная роль в правовом регулировании выборов.

Поправкой XIX были предоставлены избирательные права женщинам. Женское избирательное право очень долго ограничивалось в США. Первый прорыв в этой области произошел в штате Кентукки, когда право участвовать в выборах советов школьных округов было предоставлено незамужним женщинам, владевшим собственностью, а в 1869 г. в штате Вайоминг были предоставлены избирательные права женщинам в законодательный орган.

Поправка XXIV отменила ограничения избирательных прав на федеральных выборах “в связи с неуплатой какого-либо избирательного или иного налога”. Избирательный налог существовал до принятия поправки в 11 южных штатах и, хотя он был небольшим, лишал права голоса около 10 млн. бедняков, в основном негров. В некоторых штатах (Алабама, Миссисипи и др.) этот налог носил кумулятивный характер, при котором человек, решивший принять участие в выборах, должен был заплатить налог за все предшествущие годы.

В 1965 году Законом об избирательных правахдействие поправки было распространено на выборы в штатах, а в 1966 г. Верховный суд признал, что установление налога на выборах в штатах является нарушением конституционного принципа “равной защиты закона”.

Поправка XXVI снизила возрастной избирательный ценз на федеральных выборах до 18 лет, аналогичные изменения имели место во всех штатах.

Принятые поправки и соответствующие законы не смогли, однако, гарантировать труднодостижимого (или просто недостижимого) в силу как объективных, так и субъективных причин всеобщего характера выборов в США. Так, на выборах в американский конгресс применяется мажоритарная система, при которой в каждом округе избирается 1 депутат, причем побеждает кандидат, набравший относительное большинство голосов, больше, чем каждый из его соперников в отдельности. Эта система приводит к тому, что доля мест, полученных той или иной партией в конгрессе, не соответствует числу собранных ею голосов по стране. Недостатки мажоритарной системы усугубляются так называемой электоральной геометрией, при которой “нарезка” неравных по количеству жителей избирательных округов часто проводилась с нарушением принципа: равное количество депутатов от равного количества жителей. Начиная с 60-х гг., стала осуществляться политика устранения электоральной геометрии. В 1962 г. было принято решение Верховного суда (по “делу Бейкер”), в котором подчеркивалось, что избирательные округа должны быть “существенно равными”. Последующий отход Верховного суда Бергера от этой установки, допускающий отступление от требования “один человек — один голос”, в 16,4% способствовал тому, что в конституциях штатов, принятых в последнее время, стали закрепляться нормы представительства с учетом численности населения.

138. Основные изменения в государственном строе США (развитие конституционного принципа разделения властей, эволюция американского федерализма).

С 20-х гг. наметились прогрессивные тенденции, в т.ч. в дальнейшей демократизации избирательной системы. В 1920 г. женщинам было предоставлено право голосовать и быть избранными наравне с мужчинами (19-я поправка к конституции). В 1961 г. избиратели столичного округа Колумбии получили право участвовать в выборах президента и вице-президента (22-я поправка к конституции).

Другая тенденция связана с рассредоточением источников формирования государственной политики. В этой области большую роль начинают играть различные предпринимательские союзы и другие подобные им ассоциации, известные как «группы давления».

Третья важная тенденция связана с централизацией государственной власти. В настоящее время этот процесс приобрел более завуалированные формы. Штаты противодействуют этой тенденции, но ее значение возрастает. Важнейшим проявлением централизации явилось расширение правомочий общефедеральной власти во главе с президентом. Неуклонное расширение и умножение исполнительных функций государства явилось одной из важных причин создания весьма разветвленного аппарата, состоящего из наемных служащих-профессионалов. В этот период в США действовали по меньшей мере 3 типа государственных учреждений.

1. Департаменты, возглавляющие отдельные отрасли управления.

2. Национальные агенства — учреждения, близкие по значению министерствам, но не имеющие статуса таковых.

3. Многочисленные и разнообразные временные комиссии, бюро, советы, коллегии, администрации, создаваемые на время для выполнения определенных задач, подчас имеющих жизненно важное значение для страны.

Существенным стал вопрос о порядке назначения высших должностных лиц. В соответствии с конституцией, президент после предварительного согласия сената может назначать глав департаментов, послов и некоторых других высших должностных лиц. Назначение всех других федеральных чиновников предполагает их последующее утверждение сенатом. Замещение всех второстепенных постов президент проводит самостоятельно. На практике роль президента в этом процессе является более значительной. Еще в ХIХ в. установилось деление аппарата управления на «гражданскую службу» (несменяемые чиновники-профессионалы) и «правительственную службу» (высшие должностные лица, назначаемые вновь пришедшим к власти президентом и уходящим со своих постов вместе с ним). Эти лица несут ответственность только перед президентом. Однако развитию государственного управления были присущи и другие черты. Государственные службы, сконструированные таким образом, оказались вне действительного государственно-правового контроля, что способствовало росту коррупции, некомпетентности, злоупотреблению властью. Это привело к тому, что конгресс занялся его реформированием. По закону «О гражданской службе» (1883 г.) предусматривались открытые конкурсы-экзамены на замещение государственных должностей, запрещение увольнения по политическим мотивам. В стране не сложилось единой государственной службы, т.к. каждый штат имеет свой государственный аппарат управления, но это не означает его фактической разобщенности. Распоряжения президента и глав общефедеральных ведомств выполняются, чему в немалой степени способствуют находящиеся в их распоряжении различные средства давления, в том числе и финансовые. Таким образом, централизация оказалась неразрывно связанной с усилением исполнительной власти во главе с президентом.

Вместе с тем, усиление исполнительной власти не означает чрезмерной подмены ею других властей. Законодательная и судебная власти продолжают оставаться важным звеном в системе сдержек и противовесов. В этом качестве особое значение имеют финансово-бюджетные права конгресса, возможность судебного обжалования административных распоряжений, утверждения сенатом представленных президентом кандидатур на занятие должностей, право импичмента. Централизация государственной власти проявляется в расширении границ законодательной деятельности и в усилении контроля со стороны федеральной администрации над административной деятельностью штатов за счет их финансовой зависимости от центра (1/3 бюджетов штатов составляют федеральные субсидии).

Вместе с тем, с тенденцией централизации государственной власти по вертикали (от штатов — к федерации) в США четко обозначилась и другая — концентрация государственной власти по горизонтали. Президент выступает не только как глава государства, глава правительства, лидер одной из двух крупнейших буржуазных партий, главнокомандующий, ведущий дипломат страны, но и как главное лицо, ответственное за управление страной в период кризисов, а также в качестве «арбитра» в регулировании отношений федерации и штатов и ведущего координатора экономической и социальной политики США. Значительно возросли военные полномочия президента как главнокомандующего, который без объявления конгрессом может начать военные действия, если нападение было совершено на одного из союзников США по военным блокам (в 1950 г. была начата война в Корее , в 1965 г. — во Вьетнаме , на территории Лаоса и Камбоджи , военная экспансия Гренады ). До настоящего времени США более 200 раз использовали свои вооруженные силы за рубежом, и только в 5 случаях войну объявлял Конгресс.

Укрепление исполнительного аппарата является закономерным явлением государственно-монополистического капитализма, связанным с расширением функций буржуазного государства в экономике, социальной сфере, науке и технике. Президент сам назначает около 1,5 тыс. федеральных должностных лиц.

Наряду с кабинетом, с 1939 г. стал складываться особый административный аппарат при президенте — Исполнительное управление президента (ИУП), который должен был обеспечить большую оперативность и эффективность действий президента в сфере государственного регулирования экономикой (в 1939 г. 70 сотрудников, в н.в. 1700 человек). Этот аппарат имеет трехступенчатую структуру, куда входят сам президент, аппарат Белого дома и аппарат Совета Национальной безопасности . СНБ (создан в 1947 г.) предназначен для координации действий всех ведомств, занятых разработкой внешнеполитических проблем. Высшее руководство деятельностью СНБ осуществляет президент и помощник президента по национальной безопасности. Рекомендации и советы президенту по конкретным вопросам внутренней и внешней политики вырабатываются в региональных и других отделах (отделы России и СНГ, восточно-европейских стран Западной Европы , Африки , Латинской Америки , Азии , Ближнего Востока ).

date image
2015-07-04 views image
6003

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Реформы в избирательном праве были проведены путем принятия четырех поправок к Конституции: 17ой (1913 г.), 19ой (1920 г.), 24 (1964 г.) и 26ой (1971 г.). Определенное отношение к избирательному праву имеет и последняя 27-я поправка 1992 г.

Эти поправки привели к демократизации крайне разнообразных норм избирательного права, действующих в штатах.

Поправка 17ввела прямые выборы в Сенат (ранее он избирался легислатурами штатов)

Поправкой 19 были предоставлены избирательные права женщинам. Женское избирательное право очень долго ограничивалось в США.

Поправка 23 гласила, что на президентских выборах Вашингтон должен быть представлен в коллегии выборщиков таким же числом выборщиков, каким представлен наименее населённый штат

Поправка 24отменила ограничения избирательных прав на федеральных выборах «в связи с неуплатой какого-либо из­бирательного или иного налога», который был своеобразным пережитком ранее существовавшего почти повсеместно имуще­ственного ценза. Хотя сохранявшийся в 11 южных штатах из­бирательный налог был небольшим, он все же лишал права го­лоса около 10 млн бедняков, в основном негров. В некоторых штатах (Алабама, Миссисипи и др.) этот налог носил кумуля­тивный характер, при котором человек, решивший принять участие в выборах, должен был заплатить налог за ряд предше­ствующих лет. В 1965 г. Законом об избирательных правахдейст­вие Поправки 23 было распространено на выборы в штатах, а в 1966 г. Верховный суд признал, что установление налога на выборах в штатах является нарушением конституционного принципа «равной защиты закона».

Поправка 26 снизила возрастной избирательный ценз на федеральных выборах до 18 лет. Аналогичные изменения имели место во всех штатах.

Принятые конституционные поправки и соответствующие законы не смогли, однако, гарантировать труднодостижимого (или просто недостижимого) в силу как объективных, так и субъективных причин всеобщего характера выборов в США. Так, на выборах в Конгресс применяется мажоритарная система, при которой в каждом округе избирается один депутат, причем побеждает кандидат, набравший относи­тельное большинство голосов, больше, чем каждый из его со­перников в отдельности. Эта система приводит к тому, что доля мест, полученных той или иной партией в Конгрессе, не соот­ветствует числу собранных ею голосов по стране. Недостатки мажоритарной системы усугубляются так называемой «электо­ральной геометрией», при которой «нарезка» неравных по ко­личеству жителей избирательных округов часто проводилась с нарушением принципа: равное количество депутатов от равно­го количества жителей. Начиная с 60-х гг., стала осуществлять­ся политика устранения «электоральной геометрии». В 1962 г. было принято решение Верховного суда по делу Бейкера, в ко­тором подчеркивалось, что избирательные округа должны быть «существенно равными».

Продолжают действовать в избирательном праве штатов не­которые цензы, например, ценз оседлости. Для президентских выборов он равен 30 дням, для других выборов – в зависимости от законов соответствующих штатов.

Сумма денежного обеспечения избирательных компаний постоянно растет. В целях ограничения огромных избирательных расходов в 1971 г. был издан закон, ограничивающий сумму пожертвований со стороны физических и юридических лиц в фонд избирательных компаний Президента и членов Конгресса. Давление, оказываемое на будущих конгрессменов компаниями, пожертвованиями денежных средств, привело к введению государственного финансирования избирательных компаний. Однако возможность получения этих средств доступна не каждому кандидату. Если кандидаты в президенты двух крупных политических партий получают авто­матическое право на субсидии от государства, то независимые кандидаты или кандидаты других партий — только с условием получения не менее 5% голосов всех участников предыдущих выборов. Претенденту на выборах в Конгресс нужно также доказать, что его поддержат избиратели. Аргументом поддерж­ки служат пожертвования по крайней мере 5 тыс. долл. от вкладчиков, дающих каждый не более 250 долл. в любых 20 из 50 штатов.




Выборы в Америке не стали действительно всеобщими и из-за массового абсентеизма, который особенно усилился в по­следние десятилетия. В президентских выборах, и в выборах в Конгресс принимает участие, как правило, немногим более половины всего самодеятельного населения США.

Не могли избежать избирательные кампании США и проти­воправной практики организации клеветнических кампаний против конкурента, незаконного финансирования избиратель­ных кампаний, политического шпионажа и проч. Преступное использование электронной аппаратуры для подслушивания в штаб-квартире демократической партии (в отеле «Уотергейт»), организованное в ходе избирательной кампании с ведома пре­зидента-республиканца Р. Никсона, и его ложные показания в ходе расследования привели последнего (после шумного «уотергейтского дела») к отставке вследствие угрозы импичмента.

Поправка 27в1992 г. запретила применять законы, «изменяющие размеры вознаграждения сенаторов и членов Палаты представителей», до проведения следующих выборов в Палату представителей.

Многочисленные законы, принятые в разное время в США в целях искоренения недостатков избирательного права, по признанию самих американцев, оставались и остаются до сих пор малоэффективными. Наиболее ярким примером этого мо­жет служить продолжавшаяся более столетия дискриминация негров на выборах после того, как им в 1870 г. Поправкой XV к Конституции были предоставлены избирательные права. Во второй половине XX в. Конгресс США вынужден был снова и снова возвращаться к вопросу о создании правовых гарантий осуществления этих прав.

Газдаров Т.Ц конференция в СОГУ 12.05.2011

Завоеванием демократического общества является всеобщее избирательное право. В современной России это является реализацией требования статьи 3 Конституции: носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

По взаимосвязи статей 2, 3 и 32 Конституции РФ можно сделать вывод о том, что влиять на государственную политику может каждый. Однако в обществе существует категория лиц, которые из-за своего естественного или правового состояния не могут выражать свои политические интересы и поэтому должны быть отстранены от права управления и избрания управляющих.

Ограничение избирательных прав граждан необходимо рассматривать в аспекте общего института ограничения конституционных прав и свобод. Как известно, этому посвящена статья 55-ая Конституции РФ, где устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Те ограничения, которые будут налагаться для достижения этих целей, должны выражаться и в избирательном праве. И это касается ограничений, изложенных как в Конституции, так и в текущем законодательстве.

Отчасти это правило соблюдается. Если предположить, что государство позволит недееспособным гражданам формировать свои партии и, тем самым, участвовать в государственной политике, то и само «государство станет недееспособным», и та безопасность, нравственность, о которых говорится в Конституции, станут под опасностью.

В научной литературе понятие «ограничения избирательных прав» заменяются понятием «цензы в избирательном праве». Но наш взгляд, понятие «цензы» предпочтительно использовать в историческом плане, а на современном этапе необходимо говорить именно об ограничениях избирательных прав.

Ввиду научной не разработанности всего избирательного права, говорить об ограничениях избирательных прав следует только на основе законодательства и собственных научных умозаключений.

1. Определение понятия ограничения избирательных прав и отграничения этого понятия от других понятий.

Вышеназванная 55-ая статья Конституции РФ употребляет понятие «ограничения» прав и свобод, и это относится и к всеобщим конституционным правам, и к избирательным правам. Кстати, никакие другие понятия в аспекте уменьшения прав человека Конституция не употребляет.

Из анализа общей статьи Конституции (ст.55) и специально посвященной избирательным правам (ст.32), ограничение избирательных прав - это временное не предоставление права избирать и быть избранным отдельных категорий лиц.

Из данного определения вытекает, что:

1. Ограничение избирательных прав временно.

2. Ограничение избирательных прав распространяется на заранее не определенных групп лиц.

Временный характер означает, что в современной правовой системе России нет возможности лишения (на постоянной основе) избирательных прав. Ограничение связано с конкретными обстоятельствами, при отпадении которых избирательные права возвращаются.

Отсутствие конкретного круга лиц, которым применялось ограничение избирательных прав, также является заслугой современного правового регулирования. В отличие от прежних времен, в уголовно-репрессивной системе не присутствует наказания в виде лишения (ограничения) избирательных прав граждан. Да, лицо, осужденное к лишению свободы, ограничивается и в избирательных правах, но это не специальное наказание избирательного характера.

Рассматриваемое понятие ограничения избирательных прав употребляется лишь в конституционно-избирательном законодательстве. В науке больше используются понятия «лишение избирательных прав» и «цензы в избирательном праве». При этом большинство ученых подтверждает мнение, что эти понятия равнообъемные в логическом смысле.

Однако, это неоднородные понятия. Под лишением, в отличие от ограничения, по нашему мнению, следует понимать бессрочное постоянное отнятие избирательных прав. То есть, в отличие от ограничения, лишение, как правило, имеет конкретный круг лиц действия и безвременный характер.

Понятие лишения избирательных прав имеет исторический характер. Может быть, в этом аспекте институт лишения имел временный характер и распространялся на формально неопределенный круг лиц. Однако, в отличие от вышесказанного, хотя бы на советском примере, лишение избирательного права было не причиной уголовного осуждения, а как отдельный вид наказания по УК РСФСР 1925 (в ред., 1929).

На наш взгляд, введение понятия «ограничение избирательных прав» является заслугой демократических преобразований и поэтому отменяет понятие «лишение избирательных прав». Чего нельзя сказать о «цензах» избирательного права.

Данное понятие не совпадает с понятием «ограничение избирательных прав граждан» и вот почему. В соответствии с определением, данным в Большом юридическом словаре: избирательный ценз - это установленные Конституцией или законом условия для получения и (или) осуществления избирательного права [1] .

Как видно, ценз - это не ограничение избирательных прав, а установление предварительных условий получения избирательных прав. При этом не имеет значения, о каком виде ценза идет речь: имущественным, возрастным и т.д. Понятие «ценз», на наш взгляд, можно использовать при ограничении пассивных избирательных прав.

Мы говорим об ограничениях конституционных избирательных прав, но возможно говорить и об ограничении в избирательном праве. Например, ограничении членов избирательных комиссий с решающими голосами, которые не могут быть депутатами, кандидатами и родственниками и т.д. Но наша работа в большинстве посвящена ограничению избирательных прав граждан.

2. Конституционные и законодательные ограничения избирательных прав (в активном аспекте).

Одной из конституционной ошибок считаем отсутствие специальной избирательной главы. Однако Конституция все же не отстраняется от участия в регулировании избирательных отношений.

Статья 32 Конституции РФ, устанавливая общие формы демократии, обращает свое внимания и на вопрос ограничения избирательных прав. В соответствии с ч.3, ст.32 Конституции РФ: не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Во-первых, обратим внимание, что такая конституционная формулировка также соответствует тем двум признакам ограничения избирательных прав, которые изложены нами выше: временный характер и неопределенный круг распространения данных ограничений. Поэтому надо говорить, что Конституция РФ устанавливает не цензы, а именно ограничения.

Во-вторых, надо четко определить эти группы лиц. Говоря о недееспособных лицах, все комментаторы ссылаются на разработки цивилистов в теории дееспособности. Это наталкивает на вопрос о возможности формирования специальной конституционной или даже избирательной дееспособности. Однако, исходя из того, что 60-ая статьи Конституции, говорящая о дееспособности, является основой для гражданской дееспособности, мы придерживаемся мнения, что необходимо исходить именно из гражданской дееспособности и в избирательном праве.

Как и в статье 60-ой Конституции, Гражданский Кодекс (статья 21) устанавливает, что дееспособность возникает с 18 лет. Однако в ГК установлен институт «досрочного» предоставления дееспособности в случае вступления в брак и т.д. Возникает опять вопрос: предоставляются ли избирательные права при таком досрочном предоставлении дееспособности. Наш взгляд, если мы взяли гражданско-правовые наработки, то действительно при досрочном приобретении дееспособности возникают и избирательные права.

Говоря об осужденных, необходимо подчеркнуть, что Конституция РФ распространяет это ограничение на тех лиц, которые осуждены именно к лишению свободы и отбывающие это наказание.

Для уяснения этого момента надо обратиться к другому кодифицированному акту - Уголовному Кодексу. К сожалению, УК нечетко устанавливает, за какие именно преступления назначается наказание в виде лишения свободе. Представляется, что данный вид наказания должен быть за наиболее тяжкие преступления.

Однако ограничение избирательных прав граждан должно происходить лишь в том случае, если лицо действительно отбывает наказания в виде лишения свободы. Данный тезис связан с тем, что в уголовном праве существует институт назначения наказаний (в том числе и лишения свободы) без его реального отбывания. На наш взгляд, в таком случае лицо не должно ограничиваться в своих избирательных правах.

Являются ли эти конституционные ограничения исключительными или могут изменяться в текущем законодательстве? По мнению Курсса В.И и Бондаря Н.С 2 , исключительность этих ограничений заключается в том, что текущее законодательство не может отменить данные ограничения, но может их дополнить. При этом теорию возможности текущего законодательства увеличивать эти ограничения они доказывают посредством части 3 статьи 55 Конституции, о которой было сказано в теоретическом введении.

2 Комментарий к Конституции РФ. Под.ред. В.Д Зорькина и Л.В Лазарева (под эгидой Конституционного Суда РФ). 2009г. Ст.313

Однако, на наш взгляд, часть 3 статьи 55 невозможно так толковать, потому что она устанавливает правила ограничения, изложенные в текущем законодательстве, и не распространяется на те права и свободы, ограничение которых установлено в Конституции. То есть, если сама Конституция устанавливает ограничения избирательных прав, то текущее законодательство уже не имеет возможности устанавливать новые ограничения.

Это, на наш взгляд, подтверждает и рассматриваемая часть 3 статьи 32, которая не делает ссылку ни на 55-ую статью, ни на текущее законодательство. Тем самым подтверждается невозможность расширения ограничений избирательных прав.

Таким образом, наше окончательное мнение заключается в том, что в Российской Федерации возможны лишь те ограничения избирательных прав, которые установлены в части 3 статьи 32 Конституции.

Однако практика и конституционное судопроизводство пошли по пути возможности увеличения ограничения избирательных прав. Вот, например, главный избирательный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме» устанавливает наряду с двумя конституционными ограничениями вводить ещё ряд дополнительных (на наш взгляд неконституционных) ограничений. А именно избирательные права не имеют лица:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо
тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую
и непогашенную судимость за указанные преступления;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской
направленности, предусмотренных Уголовным Кодексом Российской
Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и
непогашенную судимость за указанные преступления;

в) подвергнутые административному наказанию за совершение
административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об общих гарантиях. », либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об общих гарантиях. », если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

Необходимо рассмотреть эти новеллы и доказать их не состоятельность с конституционной точки зрения. Первый пост устанавливает два условия ограничения избирательных прав: первое - осуждение за тяжкие и особые тяжкие преступления, и второе - непогашенная судимость. Первая часть более или менее соответствует конституционной норме, так как именно за тяжкие и особые тяжкие преступления назначается лишение свободы, о котором говорится в Конституции. Однако здесь идет уточнение степени тяжести тех преступлений, за которые лицо лишается избирательных прав. Во-первых, такая конкретизация противоречит общей норме части 3 статьи 32 Конституции. Во-вторых, где необходимость такой конкретизации, если в той же статье воспроизводится конституционный текст об ограничениях избирательных прав?

Судимость, которая упоминается во второй части этой нормы, не указывается в той же статье Конституции, где говорится об ограничениях избирательных прав. Теория уголовного права характеризует судимость как особое состояние, возникшее после и на основании признания лица виновным, влекущее определенные ограничения прав этого лица. Однако не УК и не его доктрина не включают в понятие судимости ограничение именно избирательных прав. Поэтому для того, чтобы изменения в 67-ой закон были легитимными, необходимо внести такие же изменения в УК. Но и в этом случае, ограничение избирательных прав по признаку судимости будет неоправданным, так как лицо в таком случае в течение нескольких лет после отбывания наказания будет ограничено в своих избирательных правах.

Законодатели в отдельную группу попытались вынести лиц, совершивших экстремистские правонарушения и имеющие судимость за них на день голосования. Но, во-первых, осужденные за экстремизм лица ограничиваются по общему конституционному принципу и поэтому выделять эту группу отдельно не следует. Во-вторых, что касается судимости, то несостоятельность судимости как основания ограничения избирательных прав уже доказана нами.

Дальше идет норма еще более интересная. Ограничение избирательных прав по факту совершения административного правонарушения. Этими правонарушениями являются: пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики и производство и распространение экстремистских материалов (20.3 и 20.29). Конечно, эти факты имеют большие последствия в аспекте возрождения российского государства и предупреждения экстремизма, но есть одно «но». Напоминаем, что мы сторонники того, что избирательные права ограничиваются только статьей 32 Конституции. Если посмотреть эту статью, то там говорится о лицах, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Но лишение свободы используется только в уголовном праве, поэтому административной ответственности это отношение не имеет. Соответственно, за административные правонарушения избирательные права не могут ограничиваться.

Последней нормой, как бы дополняющей нормы Конституции, предлагает ограничивать избирательные права за нарушение норм собственно федерального закона «Об основных гарантиях. ». В частности, за распространение экстремистских материалов и т.д. Однако, на наш взгляд, за нарушение закона можно лишь снимать с предвыборной дистанции, но не ограничивать избирательные права вообще.

На основании этого мы настаиваем, что все дополнительные ограничения, указанные в 67-ом законе, необходимо исключить, так как ограничение избирательных прав может осуществляться лишь Конституцией.

3. Ограничение пассивных избирательных прав

Все выше обсуждаемые вопросы касались ограничений активных избирательных прав. Но законодательство устанавливает некоторые ограничения и пассивных избирательных прав. При этом в их отношении мы не утверждаем, что они могут устанавливаться лишь Конституцией России. Ввиду того, что Конституция РФ регулирует не все избирательные процессы, более того, ограничение избирательных прав не имеет столь массовый характер, пассивные избирательные права могут ограничиваться как Конституцией, так и текущим законодательством.

В отношении пассивных прав также может использоваться понятие «ценз». При этом можно выделять цензы по возрасту и территории (цензы оседлости).

Конституция устанавливает следующие правила: Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Данная норма устанавливает оба вида ценза. Возрастной ценз довольно высок, что можно объяснить желанием Конституции ставить во главе государства более опытного человека. Необходимость постоянного проживания выражает то, что (по мнению Конституционного законодателя) Президент должен хорошо изнутри знать проблемы государства и общества.

В отношении депутатов установлено: депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Здесь по сравнению с нормой о Президенте установлен более меньший возрастной ценз. Связано это, на наш взгляд, с тем, что Дума все-таки орган всенародного представительства и поэтому допустимо присутствие в ней молодой части населения.

Что же касается региональных выборов и ограничений в них, то они довольно разнообразны. И это правильно, потому что 67-ой закон не устанавливает каких-либо ограничений специально для региональных выборов. Но даже если бы в нем такие ограничения были зафиксированы, они бы не действовали, так как это сфера исключительного ведения законодательного регулирования субъектов.

Но, как правило, субъекты берут пример с федерального законодательства. Например, закон Республики Северной Осетии - Алания «О выборах депутатов Парламента» устанавливает, что депутатом парламента может быть лицо, достигшее 21 года. Такое копирование, на наш взгляд, является неоправданным. Законодателю следовало бы учесть историю институтов власти и управления у осетин, когда в Ныхасах заседали мужи преклонного возраста. Мы не против, чтобы в парламент нашей республики избирались граждане старше 40 лет. А для вовлечения молодежи в политику необходимо активизировать и реформировать молодежный Парламент.

Ограничение избирательных прав граждан напрямую связано с индикатором народовластия (демократией). Поэтому законодательное регулирование и научное исследование имеют важное значения.

На основании положений, изложенных в нашей работе, мы определяем следующие тезисы:

1. Необходимо четко разделять понятия «лишение избирательных прав», «ограничение избирательных прав» и «цензы избирательных прав».

2. В Российской Федерации возможны лишь те ограничения, которые изложены в статье 32 Конституции РФ.

3. Судимость, административные правонарушения или ; нарушения законодательства о выборах не могут быть ограничением избирательных прав.

1 Больший юридический словарь. Под,ред, доктора юридических наук А.Я Сухарева ст.260

Список принятых поправок к Конституции США.

Поправка Дата предложения Дата вступления в силу Полный текст
№ 1 Свобода слова, свобода религии, свобода прессы, свобода собраний, право на подачу петиции 25 сентября 1789 15 декабря 1791 текст
№ 2 Право хранить и носить оружие текст
№ 3 Запрещено размещать солдат в частных домах без согласия владельца текст
№ 4 Запрет произвольных обысков и арестов текст
№ 5 Гарантии надлежащего уголовного процесса, запрет повторного привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение, право не свидетельствовать против себя, гарантии при реквизициях текст
№ 6 Права обвиняемого, в том числе право на суд присяжных текст
№ 7 Право на суд присяжных в гражданских делах текст
№ 8 Запрет чрезмерных залогов и штрафов, жестоких и необычных наказаний текст
№ 9 Перечисление прав в Конституции не должно трактоваться как умаление остальных прав текст
№ 10 Полномочия, которые Конституция не относит к ведению Соединённых штатов, сохраняются за штатами текст
№ 11 Судебный иммунитет штатов: иски, поданные против какого-либо из штатов, должны рассматриваться не федеральным судом, а судом этого штата 4 марта 1794 7 февраля 1795 текст
№ 12 Изменение процедуры голосования выборщиков на президентских выборах 9 декабря 1803 15 июня 1804 [1] текст
№ 13 Отмена рабства 31 января 1865 6 декабря 1865 текст
№ 14 Гарантируется равенство граждан США и запрещается принятие каким-либо штатом дискриминационных законов (в том числе это означает действие Билля о правах на всей территории США); если при выборах какой-либо из штатов ограничивает права какой-либо категории граждан, норма представительства этого штата в палате Представителей должна быть пропорционально уменьшена, запрет занимать должности для участников восстания против США; запрет возмещения гражданам убытков, связанных с их враждебной США деятельностью или освобождением их рабов 13 июня 1866 9 июля 1868 [2] текст
№ 15 Вводится активное избирательное право для цветного населения и бывших рабов 26 февраля 1869 3 февраля 1870 [3] текст
№ 16 Вводится федеральный подоходный налог, поступления от которого целиком поступают в федеральный бюджет 12 июля 1909 3 февраля 1913 текст
№ 17 Вводятся прямые выборы в сенат (ранее сенаторов избирали законодательные собрания штатов) 13 мая 1912 8 апреля 1913 текст
№ 18 Вводится Сухой закон (отменена Двадцать первой поправкой) 18 декабря 1917 17 января 1920 текст
№ 19 Вводится активное избирательное право для женщин 4 июня 1919 18 августа 1920 текст
№ 20 Установлена дата истечения сроков конгресса и президента. 2 марта 1932 23 января 1933 текст.
№ 21 Отмена Восемнадцатой поправки; при этом допускаются ограничения на оборот алкоголя на уровне штатов. 20 февраля 1933 5 декабря 1933 текст
№ 22 Один и тот же человек может занимать пост президента не более двух сроков 24 марта 1947 27 февраля 1951 текст
№ 23 На президентских выборах Вашингтон должен быть представлен в коллегии выборщиков таким же числом выборщиков, каким представлен наименее населённый штат 16 июня 1960 29 марта 1961 текст
№ 24 Запрет ограничения избирательных прав по основаниям неуплаты налога 14 сентября 1962 23 января 1964 текст
№ 25 Определяется порядок осуществления полномочий президента при досрочном прекращении полномочий президента (президентом становится вице-президент) 6 июля 1965 23 февраля 1967 текст
№ 26 Вводится всеобщее активное избирательное право с 18 лет на всей территории США 23 марта 1971 1 июля 1971 текст
№ 27 Закон, которым изменяется жалование сенаторов и представителей, вступает в силу только после переизбрания палаты представителей 25 сентября 1789 5 мая 1992 текст

Примечания

  1. ↑15 июня1804 г. Двенадцатая поправка была ратифицирована легислатурой Нью-Гемпшира. Губернатор Нью-Гемпшира 20 июня наложил на ратификацию вето. Согласно общепринятой точке зрения губернатор не имеет полномочий по наложению вето в подобной ситуации, поэтому датой вступления в силу поправки считается именно 15 июня 1804 г. Если считать, что ратификация поправки Нью-Гемпширом не состоялась, то датой ратификации следует считать 27 июля 1804 г. (ратификация Теннесси).
  2. ↑9 июля1868 г. Четырнадцатая поправка получила требуемое количество ратификаций. Ранее Огайо и Нью-Джерси отозвали свои ратификации. Такая возможность не предусмотрена Конституцией, поэтому отзыв ратификации не учитывается. Если бы отзыв был возможен, датой вступления в силу поправки считалось бы 13 июля1868 г. (ратификация Джорджией).
  3. ↑9 июля1868 г. Пятнадцатая поправка получила требуемое количество ратификаций. Ранее Нью-Йорк отозвал свою ратификации. Такая возможность не предусмотрена Конституцией, поэтому отзыв ратификации не учитывается. Если бы отзыв был возможен, датой вступления в силу поправки считалось бы 17 февраля1870 г. (ратификация Небраской).

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Список полнометражных мультфильмов
  • Список пород домашних свиней

Смотреть что такое "Список поправок к Конституции США" в других словарях:

США — Координаты: 40°00′00″ с. ш. 100°00′00″ з. д. /  … Википедия

США. ИСТОРИЯ. НОВОЕ ГОСУДАРСТВО — Население. Среди нововведений федеральной Конституции было положение о проведении общенациональной переписи населения каждый десять лет. Первоначально имевшая цель обеспечить основу для периодической коррекции пропорционального представительства… … Энциклопедия Кольера

Список политических партий США — В США существует двухпартийная политическая система, при которой преобладающее значение в политической жизни страны имеют две основные политические партии, а остальным партиям и независимым кандидатам крайне сложно завоёвывать места в Конгрессе.… … Википедия

Конституция США — Конституция США … Википедия

Билль о правах (США) — У этого термина существуют и другие значения, см. Билль о правах. Билль о правах Соединённых Штатов Америки Билль о правах … Википедия

Мультипликация в США — Координаты: 40°00′00″ с. ш. 100°00′00″ з. д. /  … Википедия

Обсуждение конституции в Канаде — Конституция Канады … Википедия

Верховный суд США — Верховный суд Соединённых Штатов Америки Supreme Court of the United States … Википедия

Верховный Суд США — Печать Верховного суда США Здание Верховного суда США Верховный суд США (англ. Supreme Court of the United States) высшая судебная инстанция США. В состав суда входит 9 судей. Конгресс США имеет право изменять это число, однако не использовал… … Википедия

Политическая система США — Соединённые Штаты Америки федеративная республика, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Содержание 1 Конституция США 2 Законодательная ветвь власти … Википедия

Читайте также: