Налоговое планирование в разных странах

Опубликовано: 14.05.2024

Налоговое планирование в зарубежных странах

В зарубежных странах налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны. При налоговом планировании не следует ориентироваться только на налоговые ставки. Напротив, их размеры с точки зрения налогообложения хозяйственной деятельности имеют второстепенное значение. Иначе трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капитала компании продолжают действовать в странах с уровнем налога на корпорации в 44-50% и не перебираются в “налоговые гавани”, где ставки этого налога 2-5% или он вовсе не взимается.

На самом деле и в странах с “нормальными” (непониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым планированием платят налоги по “эффективной” (т.е. пониженной) налоговой ставке, которая не превышает 20-25%. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в “налоговых гаванях". Поэтому выбор между странами с нормальным налогообложением и “налоговыми гаванями” далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те, и другие играют на равных.

Снижение высоких “нормальных" налоговых ставок до пониженных “эффективных” в западных странах в принципе доступно для всех компаний, хотя и носит порой избирательный характер. Практически во всех этих странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах, и т.д. Поэтому в отношении реальной производственной и коммерческой деятельности налоговые режимы развитых стран вполне конкурентоспособны с режимами “налоговых гаваней", особенно если учесть, что для реальных деловых операций важны состояние инфраструктуры, доступность источников сырья, близость рынков сбыта, наличие квалифицированной рабочей силы.

Но даже и для “базовых” компаний, не осуществляющих никакой деятельности в стране своей регистрации, а только управляющих активами, обслуживающих или контролирующих деятельность в других странах, размещение в стране с нормальным уровнем налогообложения может оказаться не менее выгодным, чем в “налоговой гавани”. Дело в том, что многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом, до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7-8 лет равносильна полному освобождению от налога. Компании с международным масштабом деятельности могут пользоваться особыми существенными льготами, предусмотренными международными соглашениями об устранении двойного налогообложения; страны - “налоговые гавани” таких соглашений, как правило, не имеют.

Наконец, некоторые развитые страны (США, Франция, Германия, Япония и т.д.) в последние годы приняли специальные законы, направленные против перемещения капиталов из этих стран в “налоговые убежища”. Это также служит сдерживающим фактором при выборе страны размещения капитала.

Таким образом, уплата предприятием налога по стандартной, установленной законом ставке является необычным, редким явлением и свидетельствует о плохой постановке налогового планирования на данном предприятии.

Для целей налогового планирования все множество налогов, уплачиваемых предприятиями в ходе их деятельности, целесообразно подразделить на налоги, оплачиваемые по “счетам издержек", и налоги, уплачиваемые по счетам прибылей и убытков. При этом в первой группе налогов можно выделить так называемые налоги, уплачиваемые предприятием “от имени других лиц”, и налоги, подлежащие делению между предприятием и “другими лицами". Однако это деление, хотя и основано на законодательно утвержденных формах налогов, на практике оказывается весьма расплывчатым. Действительно, то, в какой доле эти налоги приняты на собственные издержки, зависит не от налогового законодательства, а от конкретных условий взаимоотношений данного предприятия со своими контрагентами.

Например, налоги с оборота, акцизы и т.д., хотя и уплачиваются предприятием от своего имени, но фактически при благоприятных обстоятельствах через цены полностью перекладываются на потребителей, т.е. номинальное увеличение издержек на сумму этих налогов автоматически балансируется соответствующим увеличением выручки. Среди налогов, уплачиваемых предприятием "от имени других лиц", можно выделить налоги на заработную плату.

Налоговое планирование является компонентом (и одним из важнейших) внутреннего планирования предприятия, показатели и общие цели которого зачастую принципиально отличаются от публикуемых в официальных отчетах и балансах. Публикуемые размеры балансовой прибыли (и даже прибыли после уплаты налогов) не являются и не могут являться целью деятельности предприятия. В действительности цифры, публикуемые в балансах предприятий, представляют собой лишь ту долю реальных накоплений, которую предприятие готово предоставить для распределения между государством (в виде налогов с прибыли) и акционерами (в виде дивидендов и остатка прибыли, который может использоваться на создание некоторых видов резервов). Причем, если говорить об акционерах, то прибыль является средством удовлетворения в основном мелких акционеров, а крупные пайщики предприятий реализуют свою долю накоплений другими более выгодными для них способами.

В своем внутреннем планировании предприятия ориентируются не на балансовую прибыль, а на некий сводный показатель накопления (который на разных предприятиях рассчитывается по разной методике), охватывающий, кроме балансовой прибыли, целый ряд других доходов, под которыми маскируется реальная прибавочная стоимость, произведенная на данном предприятии. Это, во-первых, часть реальных денежных накоплений, которые в балансе показываются как издержки: отчисления в амортизационные фонды (точнее, их избыточная часть по сравнению с реальным износом оборудования), различного рода резервы, формируемые за счет начисления на издержки, и т.д. Во-вторых, это нереализованный прирост стоимости принадлежащих предприятию активов: недвижимого имущества, товарных запасов, пакетов акций и т.д. В-третьих, это находящиеся в обороте предприятия средства, передача которых в пользу других лиц может быть задержана на более или менее длительное время:

суммы налогов, по которым государством предоставлена отсрочка;

пенсионные фонды и фонды привлечения к участию в капитале предприятия наемных работников, образуемые путем начислений на их заработную плату;

временно освобождаемые от налогов фонды накопления средств на капиталовложения и т.д.

Не все эти фонды в одинаковой степени выражают накопление предприятия, поэтому фонды и суммы, перечисленные в двух последних пунктах, должны учитываться с соответствующими поправочными коэффициентами.

С точки зрения такого внутреннего планирования все налоги, уплачиваемые предприятием, рассматриваются как его собственные издержки: разница лишь в возможностях и методах их учета. Так, налоги, уплачиваемые с имущества или капитала предприятия, могут быть точно определены заранее; конечная величина налогов с оборота, таможенных пошлин и других налогов, рассчитываемых на базе цен продаваемых товаров и услуг, может быть определена лишь с учетом возможности переложения этих налогов на потребителей (путем изменения цен); размер налога на корпорации зависит от целого ряда факторов, влияющих на величину балансовой прибыли, из которых только часть может регулироваться самим предприятием, а остальные определяются внешними причинами, поэтому в отношении данного налога может быть лишь более или менее точный прогнозный расчет.

Кроме того, предприятие должно планировать возможную экономию налоговых платежей вследствие использования льгот, предусмотренных для тех или иных форм расходования его накоплений, отсрочек в уплате налога и т.д. Таким образом, часть налогов представляет собой постоянную, заранее известную величину, другие налоги являются переменной, зависящей от факторов, в разной степени поддающихся измерению или прогнозированию.

При планировании своей деятельности, размещении накопленных доходов и ресурсов предприятие разрабатывает, как правило, несколько вариантов, из которых выбирает тот, который обеспечивает минимальный размер налоговых обязательств (естественно, при равенстве прочих коммерческих и финансовых условий). При этом наиболее широкие возможности для налогового планирования существуют именно в области налогов, уплачиваемых по счетам прибылей, поскольку именно для этих налогов законом предусмотрено наибольшее число льгот, скидок, вычетов и т.д. в зависимости от выбора того или иного пути осуществления деятельности, формы и методов вложения капиталов. С учетом исторических особенностей образования современной налоговой системы и потребностей налогового планирования все существующие сейчас в зарубежных странах налоги можно классифицировать следующим образом:

I. Налоги с натуральной базой обложения:

специфические таможенные пошлины и т.п.;

II. Налоги со стоимостной базой обложения:

2.1 Налоги на базе валового дохода:

налог с оборота;

налоги на имущество, капитал;

налоги на проценты, дивиденды и т.д.

2.2 Налоги на базе чистого дохода:

налог на индивидуальные доходы;

налог на добавленную стоимость;

налог на наследство.

Налогообложение физических лиц

К концу ХХ века практически во всех развитых странах с рыночной экономикой осуществлен переход к системе налогообложения на основе годовой суммы чистого дохода налогоплательщика. Главным условием такого перехода стало введение лимита сумм взимаемых с него налогов, не превышающего пределов этого дохода. В прошлом необходимости этого ограничения не придавалось должного значения, разные виды налогов вводились сами по себе, действовали обособленно друг от друга, поэтому суммирование внешне невысоких ставок разных налогов, но устанавливаемых на базе валового, а не чистого дохода, нередко приводило для некоторых категорий населения к обложению, превышающему весь объем получаемых доходов и, соответственно, к их разорению и прогрессирующему обнищанию. Сейчас этому обстоятельству придается весьма важное значение, особенно если учесть, что в некоторых странах через налоги перераспределяется до 3/ 5 всей суммы национального дохода. Для обеспечения этого условия пришлось создать новые формы взаимного учета различных видов налогов. Ведущую роль в системе подоходных налогов играет налог на индивидуальные доходы (individual income tax), которым облагается вся сумма доходов каждого отдельного налогоплательщика (в некоторых странах допускается суммирование доходов для супружеских пар). Авансовые или предварительные налоги взимаются с определенных видов доходов по мере их получения, т.е. “у источника”. Для этих налогов установлены твердые, фиксированные ставки: для процентов и дивидендов обычно 25-30%, для лицензионных платежей и выплат по авторским правам - 10-12% и т.д. Для удержания налогов из заработной платы обычно применяются специально разработанные шкалы налоговых ставок. По окончании налогового периода (обычно года) каждый налогоплательщик представляет декларацию по налогу на индивидуальные доходы, полученные в данном году, и все удержания авансовых налогов, которые были с них сделаны. Налоговые органы рассчитывают сумму налога на индивидуальные доходы, исходя из общей суммы доходов налогоплательщика, и затем из суммы налогов вычитают удержанные прежде суммы авансовых налогов. Эта чистая задолженность взимается с налогоплательщика. Таким образом, происходит суммирование авансовых налогов с последующим вычетом их из суммы окончательного налога. В последние годы наблюдается тенденция к расширению этой системы: в ряде стран к налогу на индивидуальные доходы были подключены и поимущественные налоги, а некоторые страны даже ставили ограничения, чтобы вся сумма налогов для любого налогоплательщика не могла превышать 75 - 80% общей суммы его доходов. На практике последнее ограничение не имеет серьезного значения, поскольку даже при применении налоговых ставок до 70 - 75% "эффективная" налоговая ставка не превысит 45 - 50%, а как показывают данные налоговых органов, в действительности богатые налогоплательщики, пользуясь широкими льготами, редко уплачивают налоги по “эффективной” ставке более 30%. При существующей системе исчисление налога производится по шкале ставок, прогрессивно увеличивающихся с ростом дохода. Однако по повышенной ставке облагается не весь доход, а только та его часть, которая попадает в соответствующий данной ставке избыток дохода. В первых диапазонах попадающие в них части (доли) дохода облагаются по более низким ставкам, и лишь для каждой следующей части (доли) налоговая ставка повышается. Таким образом, если самая высшая доля дохода и облагается по ставке в 75%, то предыдущие несут значительно более низкое налоговое бремя. Сумма всех частей рассчитанного таким путем налога по отношению ко всей сумме дохода и есть “эффективная” налоговая ставка. В качестве примера можно привести некоторые характеристики налогообложения физических лиц в ведущих странах. В США применяется три основных метода взимания налогов: самообложение, когда налогоплательщик сам заполняет декларацию и платит налоги; взимание налога у источника, когда налоги взимаются при начислении дохода; оценочные налоговые платежи, когда налогоплательщик предварительно, авансом вносит суммы в счет будущих доходов, а окончательный расчет производится после определения фактического дохода. Большое достоинство американской налоговой системы - ее дифференцированный характер, который позволяет перераспределять доходы от слоев населения с наивысшими доходами к слоям населения с доходами ниже прожиточного минимума. Прожиточный минимум в США составляет 400 долларов в месяц и эта величина налогом не облагается. В то же время с дохода свыше 10 млн. долларов взимается налог в размере 38%. Налоговая система в США имеет социальную направленность, так как сумма налогов с населения заметно ниже суммы, которую население получает из государственного бюджета на удовлетворение своих нужд в виде пенсий, пособий, стипендий, оплаты медицинских услуг, услуг образования и культуры. К этому следует добавить абсолютную прозрачность доходов налогоплательщиков и их использования, что стимулирует их к добросовестным платежам. Система налогообложения физических лиц в Германии также характеризуется социальной направленностью. В частности, необлагаемый минимум составляет 7 тыс. марок в год или примерно 4-4,2 тыс. долларов. Высока степень дифференциации подоходного налога во Франции (от необлагаемого минимума до 56,8%). Сумма налога дифференцирована по семи категориям плательщиков и очень жестко распределяется между местными и центральными властями. Во Франции также действует очень большая система различных льгот и скидок в отношении налогоплательщиков. Принципы построения налоговой системы Японии в целом являются аналогичными другим индустриальным странам. В Японии очень жестко закреплено распределение поступлений между центральным бюджетом и местными бюджетами. При этом в Японии предпочитают изъять сначала средства в центральный бюджет, а затем из центрального бюджета финансировать местные бюджеты. В Японии действует 25 государственных и 30 местных налогов. Как уже отмечалось выше, они дают примерно 80-85% всех бюджетных доходов. Весьма интересна шкала подоходного налогообложения физических лиц в Японии. Для центрального бюджета имеется пять разрядов платежа (10, 20, 30, 40 и 50%); кроме того, в местные бюджеты выплачивается ставка в размере 5, 10, и 15%. Помимо этого, все граждане Японии старше 18 лет обязаны выплатить в центральный бюджет 3200 йен ежегодно (или 24 доллара по курсу 1998 года).


Нам говорят, что эффективность оффшоров снижается, а налоговая все увереннее берет бизнес за горло. В этой ситуации многие предприниматели и богатые люди ищут спасение от налоговых систем в странах Карибского бассейна (Сент-Китс и Невис,Гренада, Антигуа и Барбуда, Доминика), Ближнего Востока или Тихом океане. Условия там и правда шикарные. Но европейские страны относятся к таким компаниям настороженно, как и их налоговые резиденты.

Если снижение налогов для вас – не единственная цель, а лишь мощный бонус к выходу на рынок Европы, получению гражданства ЕС и возможности брать кредиты в европейских банках под 2 – 4%, то стоит рассмотреть страны Европы.

Налоговое планирование в Европе изменилось за последние 10 лет. Подходящих стран для оптимизации налогообложения стало меньше, но они есть. Давайте поговорим о странах, где налоговое резидентство сулит максимальные выгоды для вас и вашего бизнеса.

“Хуже налогов может быть только одно: когда не с чего платить налоги”

Томас Дьюар (1864–1930), шотландский предприниматель, производитель виски, американский общественный деятель.

Налоговое резидентство в Европе


Жизненная карикатура

“Налоговые гавани” – страны с низким или нулевым налогообложением на мировой доход и налоговыми льготами для бизнеса.

Специалисты по налоговому планированию считают такими гаванями Андорру, Кипр, Гибралтар, Швейцария и Голландию. Давайте поговорим об этих странах подробнее.

Княжество Андорра – “налоговый рай”

Страна с населением небольшого города в 77 000 человек расположена в гористой местности на границе между Францией и Испанией в 200 км от Барселоны. Известна своей банковской системой и горнолыжными курортами.

Как “налоговая гавань”

  • Без налога на богатство, дарение, наследство и валютного контроля
  • 100% конфиденциальность счетов для граждан России и СНГ
  • НДС 4.5% (выгодный VAT номер) – самый низкий показатель в Европе
  • Уменьшение налога с продажи недвижимости с 15% до 0% в течение 20 лет

Дифференцированный налог на прибыль для физических и юридических лиц:

0% при доходе
менее 24 000 евро
(резидентам)
5% при доходе
24 001 до 40 000 евро
(резидентам)
10% при доходе
более 40 000 евро (нерезидентам)

Налог 2% для компаний, участвующих в холдинговой и торговой деятельности, а также управлении нематериальными активами: торговые марки, торговые знаки, патенты.

  • Societat Limitata (S.L.) – аналог ООО с уставным капиталом 3000 евро. Подходит для малого бизнеса.
  • Societat Anonima (S.A.) – аналог акционерного общества с требованием к уставному капиталу в 60 000 евро. Регистрируют, если в компании несколько или больше акционеров (холдинг – 120 000 евро).

Чтобы получить резидентство и все преимущества нового “налогового рая” нужно жить в стране более 183 дней в году или вложить 450 000 евро в экономику/недвижимость страны:

  • 400 000 евро – вложения в недвижимость Андорры или банковский депозит;
  • 50 000 евро – вложение в беспроцентные облигации с нулевой доходностью (любые долги резидента перед государством будут выплачены с этих денег). Вложение можно вернуть, если отказаться от резидентства.

Кипр – “европейская Панама”

Остров в Средиземного море 9 251 км² с населением около 1.2 млн человек. Географически его считают Азией, но страна входит в Евросоюз. Кипр исторически использовали бизнесмены из РФ и СНГ в качестве оффшора для производства, трансфера денег, лизинга и торгового посредничества.

Как “налоговая гавань”

  • Нет налога на пассивные доходы и двойного налогообложения
  • 12,5% налоговая ставка для компаний
  • Не входит в “черные списки”
  • Не надо жить на Кипре
  • Есть двойное гражданство
  • Номинальный сервис

На что нулевые налоги:

  • Дивиденды, полученные за пределами Кипра;
  • Прибыль от акций и других ценных бумаг;
  • Доход от работы постоянного зарубежного филиала.

Получив гражданство Кипра (ЕС), вы можете оформить статус non-dom, что полностью освободит вас от налогов на оборону (SCD) на 17 лет (это ¼ налогов). Открывать оффшорные компании на Кипре все еще выгодное дело.

Открыть компанию на Кипре стоит от 2500 евро с годовыми затратами на содержание от 2000 евро. Однако номинальные компании не дают права получить статус substance (экономическое присутствие). Именно этот статус дает важные преимущества:

  • пройти возможную проверку налоговой своей страны;
  • открыть счет в международном банке;
  • финансировать свои компании за рубежом;
  • снизить налоговую нагрузку, избежав двойного налогообложения.

Швейцария – оффшор для богатых

Страна в центральной Европе, состоящая из 26 штатов (кантонов) и общим населением около 8 млн человек. Известная страна для предпринимателей из стран СНГ и России, которые больше нацелены на престижность заграничного бизнеса, чем на грамотное налоговое планирование.

Как “налоговая гавань”

  • Без валютного контроля и двойного налогообложения
  • 100% конфиденциальность счетов для граждан России и СНГ
  • Престижная юрисдикция (круче нет)
  • Есть номинальный сервис
  • НДС (VAT номер) – 7,6 %, если превысили доход в 100000 CHF (для компаний с оборотом менее 90 000 евро НДС – 0%)

Налоги на прибыль делятся на два вида федеральный и кантональный (налог штата или области).

  • Федеральный налог на прибыль для торговых компаний и холдингов – 8.5%, для ассоциаций, фондов и других юридических структур, а также для инвестиционных трастов, единая ставка – 4,25%.
  • Что в штатах (кантонах)? Самые лояльные налоги в кантонах Цуг (Zug) и Люцерн (LU). Кантоны Швейцарии непрерывно конкурируют между собой за внешние инвестиции. Снижение налоговых ставок – один из методов конкурентной борьбы.
Кантон (штат)Обычный налог
(федеральный + налог кантона)
Налог на прибыль
Цуг (Zug) – налоговый рай12,5 %4% на прибыль до 100 тысяч франков и 7% на превышение
Люцерн (LU) – налоговый рай с 2013 года12,32 %1,5% на прибыль

При выплате дивидендов дочерним компаниям, расположенным в пределах ЕС, налоговая ставка может быть снижена до 0%.

Цена регистрации компании от 20 000 долларов. Обслуживание от 20 000 долларов в год. Идеально открывать компанию для холдинговой деятельности, крупных инвестиций в Европе, получения мощных банковских гарантий, кредитов и торговой деятельности. Форматы компаний:

  • Акционерное общество (AG) – уставной капитал 100 000 CHF (более 90 000 евро). Минимум один директор – резидент Швейцарии, о котором будет размещена информация в открытом доступе.
  • ООО (GmbH) – минимум 20 000 CHF (18 000 евро). Нет требований по резидентности.

Чтобы получить резидентство в Швейцарии нужно жить в стране более 90 дней в году или вложить 370 000 евро (400 тыс. CHF) в экономику/недвижимость страны. Таким образом, резидент получит преобладающий фискальный интерес со стороны государства. Власти закроют глаза на ваши знания местного языка и другие мелочи при оформлении ВНЖ.

Ирландия – оффшор для торговых компаний

Республика Ирландия государство с территорией в 70 273 км² и населением 4.5 млн человек, которое не входит в состав Великобритании (в отличии от Северной Ирландии). Член Евросоюза.

Как “налоговая гавань”

  • Нет валютного контроля и двойного налогообложения
  • Престижная юрисдикция для стран Евросоюза
  • Не состоит в “черных списках” оффшоров
  • Низкий налог для торговых компаний – 12,5%
  • Конфиденциальность и удаленное открытие компании

Швейцария – для холдингов, Ирландия – для торговых компаний. Чаще всего компании в Ирландии регистрируют в качестве агента для участия в торговых схемах ЕС.

Пример простой торговой схемы:

  1. Компания, зарегистрированная в Ирландии, подписывает агентский договор с классической оффшорной компанией с Сейшел, БВО.
  2. Покупаем товар в РФ или СНГ, и продаем компании из ЕС.
  3. Доход отправляем на счет оффшора согласно агентскому договору.
  4. Ирландская компания оставляет себе вознаграждение за агентские услуги, с которого будет удержан налог по ставке 12,5 %. Все остальные деньги без налогов.

В какой стране открыть компанию для льготного налогообложения в Европе?


Проконсультируйтесь со специалистом по налоговому планированию

Лучшей страны нет, а сравнивать проценты бессмысленно. Потому что многие европейские страны зарабатывают на привлечении сторонних инвестиций и предлагают самые разные способы снижения налоговой нагрузки.

Например, практически у всех стран европейских стран, заинтересованных в иностранных инвестициях, предусмотрены сниженные налоги для малого бизнеса с оборотом менее 100 000 евро в год.

Четкий ответ на вопрос, где открыть компанию в Европе для снижения налогов, можно дать только тогда, когда известны все переменные.

  • Для чего нужна компания?
  • Как вы её будете использовать?
  • Есть ли у вас гражданство ЕС?
  • Нужна ли 100% конфиденциальность?

Сценариев открытия компании для снижения налоговой нагрузки десятки. Ответьте на вопросы в нашем онлайн-опроснике, чтобы получить конкретный и обоснованный ответ компетентного специалиста по налоговому планированию в Европе.

В статье мы расскажем, что такое международное налоговое планирование, какие его цели, значение, почему им стоит воспользоваться от наших экспертов.

Чтобы заказать комплекс услуг “Международное налоговое планирование”, свяжитесь с экспертами портала International wealth с помощью формы над заголовком статьи.

  1. Определение термина “международное налоговое планирование”
  2. Экономические причины для открытия оффшорной компании
  3. Цели международного налогового планирования
  4. Значение международного налогового планирования
  5. Выбор подходящей оффшорной зоны
  6. Базовая международная налоговая стратегия
  7. Введение BEPS
  8. Роль технологий в международном налоговом планировании

Налоговое планирование в оффшоре

Определение термина “международное налоговое планирование”

Мы ответим на вопрос, что такое международное налоговое планирование (МНП), следующим образом.

МНП является совокупностью методов и инструментов для получения налоговых преференций бизнесом. Для этого используют оффшорные и низконалоговые юрисдикции (мидшоры), фонды, трасты, различные организационно-правовые формы. Их выбор зависит от факторов:

  • Виды деятельности.
  • Где находится основной актив.
  • Территория для ведения основного вида деятельности.
  • Статусом налогового резидента какой страны обладают бенефициары.

Как видно, международное налоговое планирование и оффшорный бизнес являются неразлучными понятиями. В современных реалиях, вероятно, каждая крупная транснациональная корпорация использует налоговую оптимизацию. Это легко зафиксировать по открытию дочерних фирм в низконалоговых юрисдикциях преследуя цель в виде минимизации налоговых выплат.

Учитывайте, что нельзя использовать зарубежные фирмы и структуры исключительно ради налоговых соображений. Цепочка владения зарубежным бизнесом должна иметь реальные экономические причины. Имея лишь цель снизить налоговое бремя, зачастую, инвесторы навлекает на себя необратимые негативные налоговые последствия.

Экономические причины для открытия оффшорной компании

Прежде чем создавать фирму за границей, надо найти веские деловые аргументы. Одних налоговых причин недостаточно, чтобы оправдать создание новой иностранной компании. Нужны правдоподобные причины, имеющие экономический смысл, чтобы получить доказательство освобождения от уплаты налогов в налоговом органе (предлагая доказательства освобождения от ответственности).

  • Если переместить финансовую компанию в швейцарский город и кантон Цуг, это покажется правдоподобным. Известно, что кантон Цуг называют Криптодолиной. Цуг предлагает лучшую экономическую среду для криптоиндустрии. Это веская экономическая причина выбора места в Цуге. Для бизнеса, связанного с криптовалютами или финтех, международное налоговое планирование означает переезд в швейцарский Цуг.
  • Если бизнес специализирован на часовой индустрии или химической промышленности, то очевидно открытие компании в Швейцарии.
  • Если зарабатываете деньги онлайн-играми, то очевидно, что зарегистрируете бизнес на Мальте или в Гибралтаре. Две юрисдикции хорошо известны в индустрии онлайн-игр.
  • Для торговли товарами, произведенными в китайском Шэньчжэне, имеет смысл зарегистрировать оффшорную фирму в Гонконге, контролирующем эту индустрию.
  • Для работы в сфере туризма экономически оправдано начать бизнес на Багамах.

Почти всегда можно найти хорошие экономические причины, чтобы зарегистрировать оффшор. Ответы должны быть хорошо подготовлены. Налоговая служба задаст вопросы. Оптимальный ответ следует согласовать с налоговым консультантом. Для этого обратитесь к экспертам портала International wealth.

Цели международного налогового планирования

Основная цель международного налогового планирования — законным образом получать потоки зарубежных доходов после уплаты налогов с минимальными затратами и рисками.

Его цели ясны, но некоторые из них не так очевидны, как другие. Они включают:

  • Достижение низкой налоговой ставки, чтобы получить больше финансовых средств после уплаты налогов для реинвестирования.
  • Предотвращение убытков, которые могут быть понесены в зарубежных странах.
  • Обеспечение гибкости для перераспределения денежных средств внутри структуры там, где это необходимо.
  • Получение низких или нулевых налоговых ставок на выплаты пассивного дохода, такие как дивиденды, проценты и роялти.
  • Содействие максимальному использованию иностранного налогового кредита во избежание двойного налогообложения для иностранной прибыли.
  • Предотвращение непредвиденных включений в доход от отсрочки, которые могут быть проблемами иностранного налогового кредита и управления денежными средствами.

Значение международного налогового планирования

Что такое международное налоговое планирование? Это искусство организации трансграничных транзакций со знанием принципов международного налогообложения для достижения эффективного и законного с точки зрения законодательства направления коммерческой деятельности и потоков капитала. Процесс планирования следует за денежными потоками в трансграничных транзакциях, поскольку они переходят из принимающей страны, где они возникают, в страну происхождения, где они в конечном итоге заканчиваются.

Международное налоговое планирование помогает снизить совокупное влияние налогообложения по сравнению с отдельными налоговыми поступлениями в странах, через которые проходит транзакция. Внутреннее планирование связано в первую очередь с национальными правилами вычетов, льгот и освобождений, а также различными ставками, взимаемыми с различных источников дохода в одной юрисдикции.

Международное налоговое планирование исследует взаимосвязь двух или более налоговых систем, влияние юридического и экономического двойного налогообложения, а также правила соблюдения налоговых требований в более чем одной стране. Включает налоговые льготы и освобождения от налогообложения иностранного дохода, доступность иностранных налоговых кредитов, использование соглашений и меры по предотвращению уклонения от уплаты налогов.

Международное налоговое планирование определено как упреждающая организация дел человека для минимизации его налоговых результатов. Обычно его оптимизируют, когда максимизируют прибыль после налогообложения.

Помимо снижения общей эффективной ставки, это может также привести к отсрочке налогов и сокращению затрат на соблюдение требований фискальных органов. Оно рассматривает не только юридические возможности экономии на налогах, но и фискальные риски, такие как двойное налогообложение, и перспективы противодействия фискальному законодательству.

Выбор подходящей оффшорной зоны

Мы рекомендуем государства в ЕС (Мальта, Кипр, Ирландия), являющиеся низконалоговыми юрисдикциями, или Швейцарию, подписавшую соглашения с ЕС о свободе передвижения и свободе учреждения. Свобода создания — конституционное право, которое, как высшее право, лишает силы внутреннее право отдельных государств, находящееся на более низком иерархическом уровне. Никто не может ограничивать свободу создания или запрещать ее вообще. Даже налоговые службы. Право учреждения бизнеса защищает инвестора. Постановления налогового органа, затрудняющие свободу учреждения, «неконституционны».

Конституционное право на свободу создания дает определенный защитный эффект.

Традиционными странами ЕС с низкими налогами являются Мальта, Ирландия и Кипр.

Базовая международная налоговая стратегия

При международном налоговом планировании фирма должна принять ключевое решение о том, что будет с денежными средствами, полученными от зарубежных операций. Есть два варианта, каждый из которых имеет преимущества и недостатки.

Стратегия репатриации

Первый вариант — стратегия репатриации, при которой компания нуждается в наличных деньгах в родной юрисдикции для выплаты акционерам, обслуживания долга или расширения операций. Преимущества заключаются в том, что транзакции могут быть структурированы для поддержки движения денежных средств материнской структуре, избегая двойного налогообложения и стремясь платить налоги в настоящее время по применяемым ставкам. Прибыль и налоги также минимизированы в иностранных юрисдикциях.

Затраты на стратегию репатриации, однако, включают потерю возможности откладывать налоги в родной стране, использовать преимущества потенциально более низких иностранных ставок, из-за чего возникает возможность столкнуться с более высокой эффективной ставкой.

Стратегия реинвестирования

Второй вариант — стратегия реинвестирования, при которой фирме требуются денежные средства за пределами родины для роста и расширения международных операций. Выгода — прибыль, которая максимизируется за счет нулевых или низких ставок в иностранных юрисдикциях, возможность расширения международных операций с использованием большего количества денежных средств после уплаты налогов. В целом, клиент получаете более низкую мировую эффективную ставку налогообложения.

Затраты, с другой стороны, состоят в том, что для получения выгоды денежные средства должны оставаться за пределами юрисдикции резидентства, и при окончательной репатриации возникают более высокие фискальные расходы.

Введение BEPS

Стратегии международного налогового планирования подвергаются повышенному вниманию. Многие предыдущие подходы к управлению глобальным фискальным профилем бизнеса приведут к другим последствиям в будущем, потому что ряд юрисдикций вносят изменения для увеличения своей налоговой базы и ограничения определенных вычетов. Основой для этого быстро меняющегося ландшафта является проект Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы и перемещением прибыли (BEPS).

План действий проекта BEPS определил 15 пунктов, согласованных по трем основным направлениям:

  • Обеспечение согласованности внутренних правил, влияющих на трансграничную деятельность.
  • Требования к КИКам в существующем международном стандарте.
  • Повышение прозрачности.

В то время как страны с разной скоростью продвигаются к внедрению BEPS, инициатива приводит к наиболее значительным изменениям в международном налогообложении за последние десятилетия и затронет практически все международные активные корпорации среднего размера. Это будет способствовать повышению прозрачности и повышенным требованиям к отчетности и почти наверняка будет означать увеличение затрат на соблюдение нормативных требований и более высокие эффективные глобальные ставки налогов для большинства международных предприятий.

Роль технологий в международном налоговом планировании

Повышенные требования к отчетности в соответствии с BEPS подчеркивают ключевую роль, которую информационные технологии должны играть в поддержке фискальной стратегии. То, как активы и транзакции определяются, фиксируются системами, будет играть роль в способности соответствовать меняющимся требованиям. Возможность доступа к данным, их систематизации и составления отчетов также жизненно важно для налогового и операционного планирования и управления. Как и во всех остальных аспектах бизнеса, технологии жизненно важны для управления налоговыми обязательствами.

Бизнес-стратегия должна определять вашу фискальную стратегию. Например, компания, которая ожидает первичного публичного размещения акций (IPO) или слияния, больше ориентирована на лаконичную международную фискальную картину, свободную от каких-либо разногласий, которые могут усложнить сделку. Фирма, ориентированная на агрессивный органический рост, может быть меньше озабочена этими проблемами и больше сосредоточена на построении международной структуры, наилучшим образом соответствующей ее целям роста. Подход к международному налоговому планированию, основанный на оценке рисков, поможет решить, на чем лучше сосредоточить ресурсы в любой момент времени.

Теперь вы узнали что такое международное налоговое планирование, какие у него цели и значения.

Узнайте больше о том, как получить международное налоговое планирование и консалтинг от экспертов портала International wealth, по ссылке.

Для быстрой связи напишите письмо на электронный почтовый ящик info@offshore-pro.info.

Какое определение понятия “международное налоговое планирование”?

Международное налоговое планирование — совокупность методов и инструментов для получения налоговых преференций бизнесом. Для этого используют оффшорные и низконалоговые юрисдикции (мидшоры), фонды, трасты, различные организационно-правовые формы.

Какие цели у международного налогового планирования?

Основная цель международного налогового планирования — получать законным образом потоки зарубежных доходов после уплаты налогов с минимальными затратами и рисками. Есть еще другие цели:
Достижение низкой налоговой ставки.
Предотвращение убытков, которые могут быть понесены в зарубежных странах.
Обеспечение гибкости для перераспределения денежных средств внутри структуры.
Получение низких налоговых ставок на выплаты пассивного дохода, такие как дивиденды, проценты и роялти.
Содействие максимальному использованию иностранного налогового кредита во избежание двойного налогообложения для прибыли.

Зачем нужно международное налоговое планирование?

МНП помогает снизить совокупное влияние налогообложения по сравнению с отдельными налоговыми поступлениями в странах, через которые проходит транзакция. Оно исследует взаимосвязь двух или более налоговых систем, влияние юридического и экономического двойного налогообложения, а также правила соблюдения налоговых требований в более чем одной стране. Международное налоговое планирование определено как упреждающая организация дел человека для минимизации его налоговых результатов. Это может привести к отсрочке налогов и сокращению затрат на соблюдение требований фискальных органов.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Управление финансами

Квалифицированный финансист должен уметь эффективно использовать любые возможности оптимизации налогообложения. Поэтому для него знание принципов международного налогового планирования является далеко не лишним.

Антон Щетинский, эксперт «Консультанта»

О знакомиться с принципами международного налогового планирования смогли участники семинара, проведенного компанией Consulco International Group совместно с агентством «Модус». На семинаре «Практика международного корпоративного и налогового планирования» присутствовали в основном финансовые и генеральные директора крупных и средних фирм. На мой вопрос: «Влияет ли посещение такого типа семинаров на принятие решения об использовании офшоров?», - Дмитрий Хенкин, директор Consulco, ответил так: «Офшорный бизнес остается рентабельным и по-прежнему привлекает к себе повышенный интерес. Однако в настоящее время люди принимают решение об использовании международного налогового планирования в интересах своей фирмы взвешенно, обдуманно».

Почему возник интерес к международному налоговому планированию? Собственно говоря, с обсуждения этого вопроса и начался семинар. Михаил Соболев, ведущий консультант Consulco на рынке СНГ, высказал свою точку зрения: «Причины повышенного интереса непосредственно связаны с желанием российских бизнесменов снизить риски в предпринимательской деятельности». Риски же, которые можно уменьшить, используя международное планирование, связаны со следующими факторами:

  • нестабильность российского корпоративного законодательства;
  • изменчивая политика государства в отношении бизнеса;
  • периодические кризисные явления в экономике, высокие налоги и непредсказуемость налогового законодательства.
Можно добавить, что на принятие решения об использовании инструментов международного планирования влияют также:

Строго в рамках закона

Налоговое планирование реализуется на основе правильного применения налогового и гражданского законодательства. Следует подчеркнуть, что методы и мероприятия, о которых говорилось на семинаре, исключительно законны с точки зрения международного и российского права. В Налоговом кодексе законодатель закрепил за налогоплательщиками право «использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах» (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 27 мая 2003 г. № 9-П указал на то, что «недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и, соответственно, оптимального вида платежа».

Проблема выбора

После обсуждения актуальности международного налогового планирования Дмитрий Хенкин перешел к практическим советам: «все начинается с регистрации предприятия в одном из иностранных государств, чаще всего в офшорной зоне. Давайте рассмотрим факторы, влияющие на выбор юрисдикции для целей международного планирования».

Выбирать юрисдикцию следует из тех, которые соответствуют предъявляемым требованиям. Как правило, они связаны со стоимостью, возможным уровнем конфиденциальности и вашими желаниями относительно перспектив применения компании. Дмитрий Хенкин привел следующие факторы, влияющие на выбор юрисдикции:

  • имеются ли соглашения об избежании двойного налогообложения, в частности с Россией;
  • каково местное налоговое законодательство;
  • какую отчетность надо сдавать;
  • соображения престижности;
  • стоимость создания и обслуживания;
  • соображения конфиденциальности;
  • предсказуемо ли налогообложение или может измениться в любой момент.
Существуют страны, отличительными чертами которых являются отсутствие налога на прибыль, требований отчетности, высокая конфиденциальность, относительно низкая стоимость обслуживания. Такие юрисдикции можно назвать «классическими офшорами». Вскользь о них упоминалось в сентябрьском номере «Консультанта». Напомним, что к таким юрисдикциям, в частности, относятся Багамы, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Панама, Сейшелы. Дополним информацию из сентябрьского номера, для чего приведем их сравнительную характеристику в таблице 2.

Офшорный рай

Но можно ли, создав предприятие в одной из этих стран, решить все или хотя бы многие задачи? Реально ли достижение «офшорного рая»?

Для ответа на этот вопрос Дмитрий Хенкин на семинаре привел следующую весьма показательную таблицу (см. табл. 1).

Таблица 1. Крупнейшие страны - инвесторы в российскую экономику, % к итогу
1999 г. 2000 г. 2001г. 2002 г. 2003г.
США 30.6 14.5 11.3 12.9 9.3
Германия 17.7 13.4 8.7 19 17.9
Кипр 9.6 13.2 15.3 13.1 14.2
Гибралтар 8.2 6.5 - - -
Великобритания 7.7 5.5 10.9 11.6 12.7
Нидерланды 5.6 11.2 8.8 - 8.3
Швейцария 4.2 7.2 9.4 - 2.5
Франция 3.3 6.8 8.4 7.1 8.4
Финляндия 2.3 - - - -
Люксембург 1 - - - 6.1
Швеция - 2.6 - - -
Антильские острова - 2.3 - - -
Британские Виргинские острова - - 4.2 - 2.6
Австрия - - 3 - -
Япония - - 2.9 - 3.3

Конечно, называть остров офшорным раем не совсем корректно. Дело в том, что Кипр нельзя считать офшором, если подходить к этому термину формально. Тем более что правительство этой юрисдикции неоднократно официально заявляло о том, что Кипр не является таковым. Благоприятными были условия работы с ним в недалеком прошлом, не менее выгодны они и сейчас. Поэтому так и хочется допустить такую вольность - назвать Кипр «офшорным раем». Но обо всем по порядку.

Кипр в настоящее время - это:

  • член ЕС с мая 2004 года;
  • самая низкая ставка налога на прибыль в Европе;
  • обширная сеть налоговых соглашений с другими странами;
  • солидная банковская система и очень надежные коммерческие банки;
  • широкое употребление английского языка в предпринимательстве;
  • минимальный уровень преступности;
  • удобное географическое расположение.
Страна привлекает существенное количество инвесторов, которые создают кипрские компании международного бизнеса. А затем используют их для инвестирования средств в Центральную и Восточную Европу, включая Россию и страны СНГ.

Это происходит благодаря широкой сети налоговых соглашений Кипра с большинством государств данных регионов.

Также немаловажен благоприятный налоговый режим в отношении доходов в виде дивидендов, процентов и роялти.

Вот что сказал об этом Алексей Кудрин, глава российского Минфина на встрече с иностранными инвесторами в Вашингтоне в октябре 2004 года: «Что касается притока капитала, то иногда он представляет собой возврат капитала российского происхождения. Часто говорят, что Кипр, который по величине является вторым инвестором в Россию, является основным источником этих инвестиций, но мое мнение, что Кипр используется всеми компаниями других стран для прихода в Россию» .

Согласно кипрскому законодательству резидентом Республики Кипр является компания, большинство членов исполнительного руководства которой резиденты Кипра. Резидентная компания платит налог по ставке 10 процентов со всей налогооблагаемой прибыли. А нерезидентной компанией считается та, органы управления и контроля которой находятся вне Кипра. Нерезидент Кипра облагается налогом на прибыль только в том случае, если она получена в результате деятельности постоянного представительства на Кипре.

Понятие налогооблагаемой прибыли соответствует стандарту, принятому в международных бухгалтерских нормах - это разность между выручкой и затратами, связанными с деловыми расходами компании. Согласно налоговому законодательству Кипра при выплате доходов за рубеж у местного источника выплаты не взимаются налоги со следующих доходов:

  • дивиденды;
  • проценты;
  • роялти;
  • прирост капитала при реализации недвижимости, находящейся за пределами Кипра.
Следует добавить, что на Кипре существует еще один налог - на оборону. Им облагаются дивиденды и доход в виде процентов.

Уплачивают этот налог только резиденты Кипра. Ставки налога на оборону немалые: на доход в виде дивидендов - 15 процентов, на доход в виде процентов - 10 процентов. Однако существуют льготы по этому налогу, позволяющие уходить от налога во многих случаях. К примеру, Дмитрий Хенкин предложил рассмотреть следующий алгоритм, проливающий свет на то, что, используя кипрскую компанию, вряд ли вы заплатите налог на оборону:


Почти 40 стран заключили с Республикой Кипр соглашения об избежании двойного налогообложения (в том числе и Россия). В основном они уменьшают либо совсем устраняют налоги на дивиденды, проценты и роялти. Обратимся к Соглашению между Правительством Республики Кипр и Правительством РФ об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года. Согласно данному документу, если кипрская компания получает дивиденды, например из России, российский источник выплаты удерживает налог по ставке всего 5 процентов (стандартная ставка в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ - 15%). Если же она получает доход в виде роялти или процентов, ставка удерживаемого в России налога уменьшается до нуля (стандартная ставка в соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ - 20%). В свою очередь Кипр не устанавливает налогов на доходы в виде дивидендов, процентов и роялти, выплачиваемых за пределы Кипра. Такие условия не может предложить практически ни одна страна - член ЕС.

Применяя налоговое соглашение, в ряде случаев можно работать в России за рубли, на легальных основаниях платить налог на прибыль только на Кипре, а не в России. Используя это соглашение можно еще и не платить российский налог на имущество. В связи с этим для многих иностранных инвесторов и российских предпринимателей кипрские компании стали почти безальтернативным вариантом. Работа от их имени позволяет достичь оптимального баланса. Баланса между уровнем рентабельности бизнеса в России и теми рисками, которые пока еще столь высоки при ведении предпринимательской деятельности в нашей стране.

  • обеспечивает высокий уровень престижа зарегистрированных в ней компаний;
  • официально не признается как офшорный центр;
  • имеет внятную систему налогообложения с самой низкой ставкой корпоративного налога в Европе;
  • заключила множество соглашений об избежании двойного налогообложения;
  • не удерживает налогов при выплате доходов в другие страны (что в сочетании с предыдущим пунктом позволяет называть Кипр «европейским суперхолдингом»);
  • может быть отличным плацдармом для бизнес-экспансии на богатейший рынок ЕС.

Таблица 2. Характеристики классических офшорных юрисдикций
Багамские острова Британские острова Каймановы острова Панама Сейшельские острова
Тип компании Компания Международного Бизнеса (IBC) Компания Международного Бизнеса (IBC) Нерезидентная компания Освобожденная от уплаты налогов Компания Международного Бизнеса (IBC)
Зарегистрированный офис да да да да да
Налогообложение 0 0 0 0 0
Минимальный годовой налог,USD 350 300 575 250 100
Минимальное количество акционеров 1 1 1 1 1
Минимальное количество директоров 1 1 1 3 1
Необходимость наличия секретаря нет нет нет да нет
Стандартный уставный капитал в акциях, USD 50 000 50 000 50 000 50 000 50 000
Ежегодная отчетность нет нет нет нет нет
Представление финансовых отчетов нет нет да по желанию нет
Название компании Название компании должно заканчиваться словами или соответствующей аббревиатурой: Limited, Corporation, Incorporated и Societed Anonima

Материал предоставлен журналом «Консультант» , №21 2004 г.

Крамских А. С., Граф К. В., Овчинникова И.В.

Налоговое планирование в России и за рубежом

Налоговое планирование в России и за рубежом.

Налоговое планирование в настоящее время становится неотъемлемой составляющей любой предпринимательской деятельности. Серьезная конкурентная борьба вынуждает хозяйствующих субъектов грамотно вести налоговый учет, и при этом максимально оптимизировать свои расходы и в первую очередь налоговые платежи. Налоги изымаются безвозвратно и являются индивидуально безвозмездными, то есть организация не получит по данным выплатам никакого встречного удовлетворения.[1]

Налоговое планирование - это целенаправленные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его налоговых обязательств, производимых им в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.

Налоговое планирование на уровне государства и органов местного самоуправления является основой выработки прогноза социально-экономического развития страны, субъектов РФ и муниципальных образований на среднесрочный долгосрочный периоды, а также составления проектов федерального, региональных и местных бюджетов на предстоящий год.

Объектом налогового планирования выступает налоговый процесс как регламентируемая норма деятельности органов власти всех уровней и других участников по определению структуры и объему налоговых доходов, мониторингу налогового законодательства, прогнозированию и планированию налоговых поступлений в бюджеты и внебюджетные фонды, их исполнение и контроль за выполнением принятых решений. [4]

Предметом налогового планирования являются экономические процессы, которые будут протекать в организации в плановом периоде. Эти процессы могут относиться к различным сферам деятельности организации.

Методы налогового планирования позволяют заметно снизить показатели и объем расходов на содержание предприятия посредством разработанной программы оптимизации налогообложения. [7] В целях более объективного налогового планирования можно использовать следующие методы:

2. При индексном методе применяются различные индексы, отражающие динамику цен, индексы цен, коэффициент пересчета цен и т. д., которые используются для расчета бюджетных доходов.

3. Расчетными параметрами нормативного метода являются нормы и нормативы, используемые для расчета доходов, на основе налоговых ставок учета отдельных экономических показателей.

4. Метод экспертных оценок применяется в случае, если закономерности развития тех или иных процессов в налогообложении не выявлены, не существует их аналогов и в этих условиях приходится использовать расчеты специалистов, экспертов.

5. Балансовый метод основан на сравнении доходов и расходов, что позволяет выявить пропорции в распределении налогов между бюджетами.

Инструменты налоговой политики — налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории РФ и за рубежом, соглашения об избегании двойного налогообложения и т. д., позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные с позиций возникающих налоговых последствий условия хозяйствования.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие: налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством; цены сделок; отдельные элементы налогообложения; специальные налоговые режимы; льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами; элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения; учетная политика в целях налогообложения. [2]

В зарубежных странах налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям.

В странах с “нормальными” (непониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым планированием платят налоги по “эффективной” (т.е. пониженной) налоговой ставке, которая не превышает 20–25%. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в “налоговых гаванях” (странах с низкими ставками налогов). Поэтому выбор между странами с нормальным налогообложением и “налоговыми гаванями” далеко не всегда предопределен в пользу последних.

Многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом, до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7–8 лет равносильна полному освобождению от налога.

Налоговое планирование является одним из важнейших компонентов внутреннего планирования предприятия, показатели и общие цели которого зачастую принципиально отличаются от публикуемых в официальных отчетах и балансах. Публикуемые размеры балансовой прибыли не являются и не могут являться целью деятельности предприятия. В действительности цифры, публикуемые в балансах предприятий, представляют собой лишь ту долю реальных накоплений, которую предприятие готово предоставить для распределения между государством и акционерами.

Однако не всегда предприятиям удается избежать уплаты налогов. Рассмотрим возможность доначисления налогов на примере США. По общему правилу, избежание налогов - правомерное использование определенного налогового режима в целях получения преимуществ при уплате налогов, допускаемых самим Законом. [6] В США действуют Общие правила против избежания налогов, в основе которых лежит доктрина запрета злоупотребления правом. Согласно этой доктрине сделка считается ничтожной, если единственным или преобладающим мотивом ее совершения было избежание налогов.

Основными способами уменьшения налогов при работе в США являются: работа через «независимого агента» и оставление небольшой части прибыли в США; перевод в оффшорные зоны части прибыли, образующейся от деятельности в США.

В западных странах разрабатываются специальные «модели экономии налогов», например в виде компаний, осуществляющих исключительно высокие амортизационные отчисления, и компаний застройщиков. [3] В этих странах налоговое планирование участвует в общей концепции развития бизнеса. Все деловые решения принимаются на основе правила реальной доходности после уплаты налога. Поэтому налог должен быть важным элементом при принятии любого решения. Однако постоянно изменяющаяся финансовая среда редко позволяет налогу быть решающим элементом в любом решении, так как обычно при реализации долгосрочных проектов налоговая окружающая среда существенно изменяется.

1. Бабанин В.А., Воронина Н.В. Организация налогового планирования в российских компаниях / В.А. Бабанин, Н.В. Воронина // Финансовый менеджмент. – 2006 . – № 1.

2. Брызгалин А.В. Налоговая оптимизация. Принципы. Методы. Рекомендации. Арбитражная практика / А.В. Брызгалин. – М., 2007. – 320 с.

3. Елинский А.В. Опыт Великобритании и США по разграничению законной и незаконной минимизации налогов и его значение для совершенствования российского законодательства // Журнал российского права. – 2006. –№ 10.

4. Мушкатова М. С. Налоговое планирование в системе менеджмента. Интернет-ресурс.

5. Попков Д.В. Совершенствование схемы налогового планирования коммерческого предприятия / Д.В. Попков // Налоги. – 2007. - № 5.

6. Стив Бердник, Все начиналось с десятины: Пер. нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Е. Ланина.- М.: Прогресс, 1992. – 408 с.

7. Шестакова Е.В.Налоговое планирование : теория и практические рекомендации с материалами судебной практики / Е.В. Шестакова. – Юстицинформ, 2010. – 304 с.

Читайте также: