Почему умирать и платить налоги надобно везде

Опубликовано: 18.05.2024

Уплата налога — обязанность каждого гражданина, прописанная в Конституции РФ. Это одна из основ существования государства. Примерно треть российского бюджета — налоговые сборы. Эти деньги государство распределяет на социальные выплаты, постройку дорог, школ, больниц, зарплату бюджетников.

Незнание норм налогового права не освобождает от ответственности за просрочки. Редакция «Выберу.ру» рассказывает о российских налогах для физических лиц. Налог на имущество, на доход физических лиц, земельный и транспортный. Подробно расскажем о том кто, что и сколько должен платить.

Полный перечень всех налогов для физических лиц в РФ

Сумму начисленного налога можно предварительно рассчитать на сайте налоговой. Это поможет подготовиться к уплате, избежать ошибок в начислении, проверить наличие льгот.

Ежемесячно перечисляется работодателям в течение 3-х дней после выплаты зарплаты (налоговый агент — работодатель)

Налогоплательщик сам заполняет декларацию не позднее 15 июля года, следующего за отчётным

Кадастровая стоимость находящейся в собственности недвижимости:

Объекты недвижимости, которые не подлежат регистрации в Росреестре

Наземный, водный и воздушный транспорт:

У каждого налога своя ставка. Её лучше уточнять на сайте налоговой или по телефону горячей линии 8−800−222−22−22, поскольку размер зависит от региона и вида имущества. Также есть федеральные и региональные льготы, которые тоже лучше проверить до уплаты налога.

Оплатить налог можно наличными в банке или картой на сайте госуслуги или в личном кабинете налоговой. Отсутствие квитанции не освобождает от уплаты, поэтому до 1 декабря надо узнать сумму самостоятельно в личном кабинете или отделении ФНС.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Работаешь — заплати. Фото: mpselektor.ru

НДФЛ - один из самых распространённых и известных налогов. В бюджете он занимает четвёртое место по сборам, около 2,5 трлн рублей в год. Это сложный налог, поскольку им облагаются многие виды доходов. Поясним, как когда его платить и в каких случаях есть освобождение.

Кто должен платить

  • люди, которые живут в России более 183 дней в году. Налоговый кодекс их называет налоговыми резидентами;
  • налоговые нерезиденты — люди, которые получают доход на территории России, но постоянно здесь не живут.

Гражданство при этом не имеет значения. Например, гражданин США большую часть года живёт и работает в Москве. Он считается налоговым резидентом. В это же время гражданин России, который два года живёт в Париже, является налоговым нерезидентом.

Сложнее с удалёнными работниками. Физически они находятся на территории России, а работают и получают доход в иностранном государстве. В данном случае включаются международные соглашения с другими странами. Это исключает двойное налогообложение. Условия будут зависеть от конкретной страны. Чаще всего надо платить налоги в бюджет государства, на территории которого находишься. Уплатой и расчётом налога в таком случае занимается сам гражданин, а не его работодатель.

Также подавать налоговую декларацию самостоятельно и платить налог придётся в следующих случаях:

  • получен доход от продажи движимого имущества, которое было в собственности менее трёх лет. Например, если продал машину дороже, чем покупал, то придётся заплатить налог;
  • резидент РФ получил доход от иностранного источника;
  • получен выигрыш суммой свыше 4000 руб;
  • получен доход от унаследованного авторского права;
  • получена в дар квартира не от родственников;
  • получен доход от акций иностранных компаний.

Налогом не облагается:

  • доходы от продажи движимого имущества, которое в собственности более 3-х лет;
  • наследство (за исключение авторских прав);
  • подарки от близких родственников (мама не платит налог за подаренный сыном холодильник);
  • доходы от продажи недвижимости, если она в собственности более 3-х лет;
  • государственные выплаты: пособия, стипендии;
  • доходы от продажи грибов, ягод, овощей с собственного огорода (если это не классифицируется как предпринимательская деятельность);
  • благотворительная помощь и донаты;
  • призовые выплаты на кубках России, Европы, мира.

Полный перечень приведён в ст. 217 НК РФ. С 2020 года он пополнился.

Сложные случаи уплаты НДФЛ

Материальная помощь и подарки

Бывает, что офис скидывается на материальную помощь коллеге. Технически эта сумма облагается налогом. Однако, если при переводе указать, что это подарок или донат, то налог взиматься не будет. При условии, что сумма меньше 4000 рублей. С подарками должностным лицам надо быть осторожнее, чтобы это не выглядело взяткой.

Развод и раздел имущества

Если супруги разводятся и делят имущество, то налог от раздела платить не надо. Однако если радел происходит после расторжения брака, то придётся заплатить налог.

Чаевые и дополнительные услуги

Долгое время велись споры по поводу чаевых. В итоге их признали подарком и освободили от уплаты налога. Не надо путать чаевые, которые дают безвозмездно в благодарность за хорошее обслуживание и доплату за дополнительные услуги. Например, если курьер взял 200 рублей за доставку посылки до квартиры, то это уже плата за услугу. Она облагается налогом.

Продажа имущества — за что платить

Налог на продажу имущества начисляется только на разницу между ценой покупки и ценой продажи, то есть, доход. Купил машину за 500 000, продал за 510 000, налог заплатил с 10 000 рублей. Купил за 500 000, продал за 400 000 — налог не платишь.

Чтобы не платить налог, многие продавцы в договоре занижают цену. Налоговая имеет право проверить такую сделку. Если мошенничество будет доказано, то налог доначислят.

Сколько платить?

Ставки по налогам зависят от вида дохода и резидентства.

Большинство доходов резидентов облагаются доходом по ставке 13%: зарплата, дивиденды, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, доходы от продажи имущества.

Максимальная ставка для резидентов 35% применяется к доходам:

  • выигрыши и призы в рекламных конкурсах. Выиграл смартфон в социальных сетях — заплати налог;
  • проценты по вкладам в банках на территории РФ и процентов по обращающимся облигациям российских организаций. Налогом облагается часть дохода, которая превышает ставку рефинансирования на 10 п. п. В данный момент всё, что выше 16,25% годовых, облагается налогом;
  • выгоды от экономии на процентах за пользование займом, если он получен от взаимозависимой организации или работодателя. Низкий процент, с которого надо платить налог — ⅔ ключевой ставки. Например, если работодатель дал сотруднику в долг деньги по ставке 3%, то придётся заплатить налог. Но не со всей суммы займа, а только с разницы по процентам.

Налоговые вычеты для этих видов НДФЛ не применяются.

Нерезиденты платят повышенный налог по общему правилу — 30%. НДФЛ начисляется только с доходов, которые получены на территории РФ и не освобождены от налогообложения. С 2019 года разрабатывается законопроект о снижении НДФЛ для нерезидентов до 13%.

Пониженный НДФЛ 13% платят в следующих случаях:

  • граждане других государств, которые работают по патенту или являются высококвалифицированными специалистами;
  • беженцы;
  • граждане ЕАЭС, работающие по трудовому или гражданско-правовому договору;
  • россияне, переехавшие в РФ по программе переселения соотечественников;
  • члены экипажей российских судов.

Как и когда платить?

Налог с зарплаты платит работодатель. В остальных случаях необходимо самостоятельно заполнять и отправлять в налоговую декларацию о доходах. Это можно сделать при личном визите в налоговую инспекцию, МФЦ или через личный кабинет ФНС.

Оплатить налог необходимо не позднее 15 июля года, следующего за отчётным. Это можно сделать на сайте налоговой или госуслугах карточкой или по бумажной квитанции в банке.

Налог на имущество

Дом, гараж, дача, квартира — имущество, которое облагается налогом. Фото: homemania.ru

Под имуществом налоговая служба понимает недвижимость. В ст. 401 НК РФ перечислены виды имущества:

  • жилой дом;
  • квартира;
  • комната в квартире;
  • гараж, машиноместо;
  • недостроенный объект недвижимости;
  • другие постройки и помещения.

К другим постройкам можно отнести баню, беседку, сарай, туалет. Однако не всё из перечисленного будет облагаться налогом. Если у постройки нет кадастрового номера, то и налог не начисляется. Условно говоря, если строение на фундаменте, капитальное, то его надо регистрировать в Росреестре и платить налог. Если фундамента нет, и постройку можно легко перевезти в другое место, то регистрировать не надо. Дачные домики относятся к недвижимости и налогом облагаются.

Общее имущество многоквартирного дома налогом не облагается. То есть, гражданин платит только за свою квартиру, а не за лифт, лестницу и подъезд.

В некоторых старых домах, которые раньше были общежитиями, собственникам квартир иногда приписывали налог на общий коридор и кухню, что не правомерно. Квитанции о налогах надо проверять.

За недвижимость, которая зарегистрирована на ребёнка, налог платит родитель или законный опекун.

Сколько надо платить

До 2020 года налог на имущество рассчитывался исходя из инвентаризационной стоимости. То есть, налогооблагаемая база складывалась из стоимости материалов и других расходов, которые понёс застройщик. С каждым годом инвентаризационная стоимость снижалась с учётом износа. Для владельцев квартир в старых домах налог был не обременителен.

С 1 января 2020 года все регионы должны перейти на новую систему начисления имущественного налога — по кадастровой стоимости. То есть, сумма, с которой рассчитывается налог, максимально приближена к рыночной. На неё будет влиять инфраструктура района, близость остановок общественного транспорта, месторасположение и многое другое. Таким образом, для жителей старых домов в центре города платёж поднимется в разы. Подробнее об этом мы писали в отдельном материале.

Ставку налога и льготы устанавливают местные власти. Подробный расчёт можно сделать на сайте налоговой. Здесь же, в калькуляторе, можно проверить наличие федеральных и местных льгот.

Земельный налог

За землю тоже надо платить. Фото: newlevel.pw

Земельный налог платят те, кто имеет земельный участок. Расчёт делается также, как и на имущество — по кадастровой стоимости, а ставки устанавливает местная власть, но в рамках закона: не более 0,3% для земель под развитие сельского хозяйства, строительство, подсобных хозяйств. У прочих земельных участков ставка должна быть не более 1,5%.

Налог платить не нужно за:

  • земельные участки, которые изъяты из оборота или ограничены в обороте, то есть находятся в собственности государства: заповедники, парки, земли, где есть здания государственных служб и так далее;
  • лесные участки;
  • землю, входящую в состав многоквартирного дома.

Земельный налог не платят коренные народы Севера, Дальнего Востока и Сибири, если ведут на ней коренные промыслы и возрождают местные традиции.

Транспортный налог

Не важно: яхта или мотоцикл — платить надо. Фото: gardensite.ru

Транспортный налог платят все владельцы наземного, воздушного и водного транспорта. Это автомобили, яхты, катера, самолёты, гидроциклы, автомобили, мотоциклы и прочее. Велосипеды сюда не относятся.

Кроме этого налог не начисляется на:

  • вёсельные лодки;
  • моторные лодки менее 5 лошадиных сил (при массе менее 200 кг);
  • автомобили, приспособленные для использования инвалидами;
  • автомобили мощностью менее 100 лошадиных сил, полученные при содействии органов соцзащиты;
  • транспорт, который числится угнанным.

Полный перечень есть в ст. 358 НК РФ.

Сколько платить

Размер налога устанавливают местные власти. ФНС устанавливает базовую величину, а субъекты РФ её корректируют, но не больше и не меньше, чем в 10 раз.

Размер своего транспортного налога надо узнавать в калькуляторе на сайте налоговой.

Налоги начисляются по месту регистрации налогоплательщика. Например, гражданин прописан в Ярославской области, а автомобиль поставлен на учёт в Москве, налог надо платить по тарифу Ярославской области.

Когда и как платить?

Дата уплаты имущественного, транспортного и земельного налога — 1 декабря, следующего за отчётным. Например, в 2019 году платится налог за 2018. Если 1 декабря приходится на выходной, то крайняя дата уплаты переносится вперёд на ближайшую рабочую дату.

Не позднее, чем за месяц до наступления даты уплаты, налоговая рассылает уведомления. На деле же рассылку квитанций так не затягивают, и начинают их формировать ещё летом. Уведомление проходит одним из двух способов:

  1. Бумажная квитанция по месту регистрации.
  2. Уведомление в личном кабинете налогоплательщика.

Бумажной квитанции не будет, если налогоплательщик зарегистрировался в личном кабинете. В таком случае уведомления о начислениях будут приходить туда.

Оплату тоже можно сделать двумя способами:

  1. Наличными в любом отделении банка по квитанции. Если она пришла в личный кабинет, то можно распечатать или обратиться в отделение налоговой службы, там тоже выдадут бумажный вариант.
  2. Картой на сайте госуслуг или в личном кабинете налогоплательщика.

Налоговой квитанции и начислений может и не быть. Например, после покупки квартиры. Это не освобождает от уплаты налога. О приобретении имущества надо сообщать самостоятельно, если данные не поступили в налоговую автоматически.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Экономика России
Иллюстрация: Борис Мальцев/Клерк

Кто виноват в том, что россияне оказались бесчувственны в плане налогового контроля? И что делать государству, чтобы повысить уровень налогового сознания у своих граждан?

«У нас в России нет чувства налогоплательщика, то есть вас почему-то мало интересует, куда тратят деньги», — отметил в начале марта глава Счетной палаты, а в прошлом вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. А без заинтересованности гражданского общества в том, как реализуются национальные цели, трудно достичь высоких результатов, добавил он. Кто виноват в том, что россияне оказались бесчувственны в плане налогового контроля? Чем отличаются от нас более сознательные жители других стран? И главное, что делать государству, чтобы повысить уровень налогового сознания у своих граждан?

Кудрин в тренде

Однако та же организация рассчитывает и другой показатель — уровень участия общественности в процессах формирования и контроля исполнения бюджета. И тут наши результаты хуже: по итогам 2017 года Россия набрала 13 баллов из 100. Это, конечно, лучше, чем у Таджикистана (7 баллов) или Турции (0 баллов), но хуже, чем у Новой Зеландии (59 баллов), Южной Кореи (39 баллов) или Грузии (22 балла).

Виновато тяжелое прошлое

Виновато монгольское иго, считает адвокат и член философского общества РАН Рустам Чернов. «До вторжения монголов русские княжества развивались по полисному европейскому типу, в них было все то, что сейчас присутствует в европейской традиции: народовластие, выборность должностей, система налогообложения», — указывает Чернов.

Под игом структура власти меняется: теперь князья назначаются в Орде — в зависимости от того, насколько они эффективны в сборе дани с населения. Население привыкает скрывать имущество и обманывать представителей власти.

На смену Золотой Орде пришло Московское царство (возвышение которого связано с тем, что Иван Калита получил право собирать дань со всех земель русских), затем революция с ее продразверсткой и коллективизацией, потом советский режим, где практически не было частной собственности. «С начала XIII века русский народ просто не имеет возможности осознать, что налоги — это естественное следствие общественной кооперации и сожительства на одной территории в рамках единого государства», — считает Чернов. Он добавляет, что «монгольская традиция власти» сохраняется в России и сегодня. Поэтому, чтобы переломить ситуацию, важно изменить само государственное устройство, передав распределение части бюджетных средств в руки самоуправления.

Но, возможно, пришло время перейти из реальности «Заплати налоги и спи спокойно» на следующий этап — когда человек ответственен за собственное завтра. Как это сделать?

Федеральный бюджет не для всех

Что касается «секретных» статей бюджета, то они могут не раскрываться при публикации, но не при рассмотрении в конгрессе — скрыть содержание любых статей от депутатов невозможно. «Само же количество „секретных“ статей минимально, как и возможность „перепрограммирования“ ассигнований: если в бюджете заложен авианосец, на этапе исполнения бюджета его нельзя „разменять“ на 30 танков и 50 истребителей», — поясняет Ермоленко.

В России же парламент при формировании федерального бюджета выполняет, скорее, роль декорации, считает управляющий директор по макроэкономике «Эксперт РА» Антон Табах. Вряд ли возможен контроль непосредственно со стороны населения, поскольку оно практически не участвует в наполнении федеральной казны — основные средства поступают от крупнейших экспортеров.

Впрочем, контроль федерального бюджета со стороны населения и не нужен. «Федеральные проекты трудно мониторить, — говорит Табах. — Мы не в состоянии оценить, насколько адекватны расходы, например, на Сирию и прочую геополитику. А вот оценить расходы на укладку плитки в состоянии».

Так что с вопросом, на что потрачены деньги, следует идти не в Госдуму, а в мэрию. «Кстати, в Москве больше половины бюджета уже формируется за счет НДФЛ, налогов на имущество и на транспорт. К этому показателю приближаются и некоторые другие регионы», — отмечает Табах.

Власть — советам!

Для этого, считает Подниек, важно развивать простую и доступную информационную среду, информированность о задачах, которые стоят перед этим образованием (районом или селом), задачах, которые решены за счет собранных налогов, и о программах развития, к которым налогоплательщики могут присоединиться для решения этих задач. Поможет и отмена навязывания различных централизованных услуг: например, надо дать родителям самим выбирать поставщика школьного питания, добавляет Муратова.

Особенности национальной сознательности

Уж точно не тем, что их граждане с радостью платят налоги. Никто не любит расставаться со своими деньгами, поэтому собираемость налогов, подчас довольно высоких, во многом держится на понимании, что в случае уклонения от уплаты наказание будет очень суровым. Так что проблема уклонения от уплаты налогов не решена окончательно ни в одной стране. Однако помимо вынужденной ответственности платить налоги у этих стран есть еще кое-что общее.

Например, содержание локальных участков образцовых немецких дорог лежит на плечах местных жителей. «Если в коммуне не хватает средств на оплату ремонта дороги, то жители выплачивают эти деньги из своего кармана, — рассказывает финансовый консультант Елена Казакевич. — Это ли не самая эффективная система отслеживания бюджетных средств на местном уровне? Житель заплатил налоги, зная, что часть из них пошла в местный бюджет, но при этом в местном бюджете нет средств. Появляется вопрос: куда они делись?»

В странах с высокой налоговой культурой граждан обычно и налоговое бремя довольно высоко. Типичным примером могут служить скандинавские страны. Большие налоги возвращаются гражданам высокой степенью социальной защиты. С одной стороны, это примиряет людей с большими налогами, а с другой — побуждает их внимательно относиться к тому, на что тратятся их деньги. Низкий же уровень налоговой культуры, наоборот, характерен для стран, где люди не рассчитывают на государство и решают свои проблемы за счет денег, которые у них остались после уплаты налогов.

Длинная рука Дяди Сэма

«В Соединенных Штатах каждый гражданин обязан раз в год самостоятельно подавать налоговую декларацию и выплачивать рассчитанные на ее основе налоги, — рассказывает Виталий Манжос. — В целом это похоже на то, как в России уплачивают налоги индивидуальные предприниматели». Это принципиально отличается от российской практики, где подоходный налог наемного работника выплачивает работодатель.

«В США каждый платит свои налоги сам. И четко представляет себе, сколько денег забирает из его кармана Дядя Сэм», — говорит генеральный директор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов. «Безусловно, чувство налогоплательщика у гражданина лучше развито там, где налоги платит он сам, а не его работодатель», — уверена директор по развитию бизнеса фискальных решений «Атол» Юлия Русинова.

Значит ли это, что сознательность россиян повысится, если мы начнем сами платить за себя налоги? Все не так однозначно.

Каждый платит за себя сам

Система, существующая в России, вполне эффективна и удобна как для работодателя, так и для работника, практически единогласно подтвердили опрошенные Банки.ру эксперты. Ведь в реальности на сознательность граждан влияет не только и не столько то, кто уплачивает налоги — работодатель или сотрудник. Например, в Германии, как и в России, работник получает зарплату, уже «очищенную» от налогов. «Однако сотрудник получает также и так называемую карту зарплаты, в которой прописывается, какие именно суммы удерживаются из заработной платы работника и куда они идут — в федеральный, региональный или местный бюджеты», — обращает внимание Елена Казакевич.

«Нет прямой зависимости между самой налоговой системой и сознательностью граждан, — считает партнер ФБК Legal Александр Ермоленко. — Системы могут не отличаться принципиально. Разница, как ни странно, лежит в политической плоскости. То есть мы можем зафиксировать отличия не на этапе сбора налогов, но главным образом на этапе дальнейшего взаимодействия граждан и государства, получения государственных услуг, контроля за действиями госорганов, работы политических и неполитических объединений, активности парламентских партий».

Но какие конкретные действия помогли бы россиянам взрастить в себе чувство налогоплательщика?

Контроль и высокие технологии

Целевые или из общего котла — важно, чтобы за расходованием бюджета велся четкий контроль. На всех уровнях, в том числе со стороны СМИ. «За рубежом существуют сайты, на которых налогоплательщики могут ознакомиться со списками осуществленных программ и проектов, которые финансировались из бюджета города, региона или государства. В РФ такие события полноценно освещаются редко», — отмечает Елена Муратова.

Однако для эффективного контроля бюджетных расходов одной гражданской активности недостаточно, нужны еще и определенные технологии. Например, машинная обработка большого объема неструктурированных данных. «Такая обработка должна выявлять закупочные процедуры с искаженными названиями, упрощать анализ информации и помогать экспертному сообществу быстрее обнаруживать различные нарушения», — говорит Юлия Русинова.

«Большинство транзакций, совершаемых сейчас в госсекторе, безболезненно переводятся с помощью современных информационных и финансовых технологий в добровольный и прозрачный формат. Без всяких революций, уличных протестов и погромов», — считает Артем Матвеев.

В России многое уже есть

«За прошедшие годы мы стали свидетелями (и неважно, заметили мы или нет) того, что вокруг нас формируется полноценная инфраструктура, на базе которой может быть реализован процесс по ознакомлению, управлению и контролю за „общественными финансами“, — говорит Василий Кисленко из „Налогии“. — Это портал „Открытое правительство“, портал „Российская общественная инициатива“, официальные сайты финансовых органов с реализованным функционалом обратной связи, программы поддержки местных инициатив, территориальное общественное самоуправление, проекты „Народный бюджет“ и многое другое». Кроме того, в России уже внедряются программы под общим названием «инициативное бюджетирование», добавляет Виталий Манжос.

Теоретически многое уже есть, но готовы ли на практике чиновники отчитываться перед населением, а не только перед вышестоящим начальством? И готово ли население строго отслеживать общественные траты?

С тем, что вырастить в нас «чувство налогоплательщика» — задача малореалистичная, соглашается и Александр Ермоленко. «Пока мы, скорее, делаем наоборот: государство глубоко заинтересовано в социальном иждивенчестве — так меньше спроса, в противном случае придется гораздо больше стараться, ведь настоящие граждане, налогоплательщики, несравнимо более требовательны, — говорит эксперт. — Не заинтересованы в новом подходе и мы сами, поскольку контроль — это большая, притом постоянная общественная работа, к которой мы непривычны. Кроме того, начав что-то менять в этом вопросе, дальше мы уже не сможем остановиться. Во всех странах и всегда это приводило к появлению настоящей политики и конкуренции в сфере государства, что также не добавит нам всем спокойствия. И трудно сказать, кто этого больше боится — государство или граждане».

Какой налог с продажи недвижимости в 2020 - 2021 году? Правда ли, что в 2020 году отменили срок владения недвижимостью 5 лет? Как рассчитать налог с продажи недвижимости?

С каждым годом в нашей стране постоянно что-то меняется, появляются новые законы, поправки и так далее. Правительство постоянно экспериментирует. В итоге в 2020 году есть нововведения, которые отменяют прежние правила уплаты НДФЛ введенные в 2016 году. Что предстоит продавцу и сколько нужно платить при продаже квартиры, загородного дома или земельного участка в 2020 или 2021 году.

Налог с продажи недвижимости в 2020 году

Налог на доход (НДФЛ)

Сразу оговорим, что физические лица обязательно платят налог на доход. То есть, если квартира была куплена за 3 млн. руб, а продается за 5 млн. руб, то доход продавца составляет 2 млн. руб. Непосредственно с этой суммы и предстоит уплатить налог НДФЛ (налог на доход физических лиц) 13%.

Обратный пример: если некто купил дом за 15 млн. рублей, а через 2 года этот некто решил дом продать за ту же цену (15 млн. рублей) налог на доход платить не придется, при такой сделке - дохода не возникает.

Если нет документа подтверждающего покупку недвижимости (договор купли-продажи не выдается при получении наследства, оформлении дарственной) и стоимость объекта неизвестна (получен безвозмездно: приватизация, дарственная), собственник может воспользоваться правом на получение имущественного налогового вычета при продаже недвижимости (1 млн. рублей).

К примеру, была подарена квартира. Через год новый собственник продает ее за 20 млн. рублей. Доход - 20 млн. рублей. Сумму дохода можно уменьшить на 1 млн. рублей благодаря имущественному вычету. Итого доход 19 млн. Именно с этой суммы и будет рассчитан налог НДФЛ 13%

Минимальный срок владения недвижимым имуществом

В России есть термин "минимальный срок владения недвижимым имуществом" в период которого при продаже недвижимости, необходимо будет уплатить налог НДФЛ 13%.

До 2016 года минимальный срок владения недвижимым имуществом составлял 3 года. На сегодняшний день, согласно основанию п. 17.1 ст. 217 НК РФ, п. 4 ст. 229 НК РФ от 14 января 2015 № 03-04-05/146 срок минимального владения увеличен и составляет 5 лет с момента оформления недвижимости в собственность, либо полной оплаты по ДДУ.

Каков же минимальный срок владения недвижимостью с 2020 году (чтобы при продаже недвижимости не платить налог)?

Для недвижимости, купленной до 01.01.2016, срок минимального владения составляет 3 года.
Если Вы приобрели недвижимость до 01.01.2016 года, то при продаже этого объекта недвижимости в 2020 году Вы освобождаетесь от уплаты налога. Стоить отметить, что не имеет значения каким путем была получена недвижимость - будь то дарение, приватизация, договор купли-продажи (купчая), наследство - налог НДФЛ не платим!

Для недвижимости, купленной после 01.01.2016, срок минимального владения составляет 5 лет.
Если Вы приобрели недвижимость после 01.01.2016 года, и срок владения меньше пяти лет (а в 2020 году срок владения все еще меньше 5 лет), то придется заплатить налог НДФЛ 13%. Также не забываем обратить внимание на начало статьи, где указано, что НДФЛ - это именно налог на доход. Проверьте, возможно в Вашем случае доход и не возник.

Как законно не платить налог с продажи недвижимости в 2020 и 2021 году?

Есть ряд исключений, дополненный в 2020 году. Эти исключения могут законно освободить от 5-летнего минимального срока. Ознакомьтесь, возможно, этот как раз Ваш случай:

  • Правило "единственной недвижимости". При продаже единственной жилой недвижимости для собственника (начиная с 2020 года) будет действовать особый минимальный срок - 3 года владения. Правило коснется только продажи ЕДИНСТВЕННОГО жилья. Недвижимость считается "единственной" если у собственника она одна, и сохраняет статус "единственной" в течении 90 дней после покупки второго объекта недвижимости.

Пример: 01.01.2017 была куплена квартира1, 01.01.2020 куплена квартира2, продать квартиру1 без уплаты НДФЛ можно в течении 90 дней от дня приобретения квартиры2, то есть до 01.03.2020 квартиру1 можно продать без уплаты НДФЛ

  • Недвижимость, полученная от близких родственников путем дарения или вступления в наследство, может быть продана после 3 лет владения (без уплаты налога НДФЛ).

Близкие родственники - это кровные родственники: родители, дети, братья, сестры, внуки (супруги не являются "близкими" родственниками).

  • Приватизация. Квартира, полученная в собственность путем приватизации, может быть продана 3 года спустя, без уплаты владельцем налога НДФЛ.
  • Недвижимость, полученная по договору пожизненного содержания с иждивением, может быть продана владельцем без уплаты НДФЛ спустя 3 года минимального владения.

Что касается ДДУ и нового Ф3 374?

Полная оплата недвижимости по ДДУ, также начинает отсчет срока минимального владения недвижимостью. Это принято Федеральным законом от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ, долгожданная поправка к статье 217.1 п.2 Налогового кодекса Российской федерации о минимальном сроке владения для квартир, купленных по Договору Долевого Участия.

К примеру, в марте 2016 году я купил по ДДУ квартиру на котловане в новостройке. Документы о праве собственности я получил только в 2020 году. В апреле 2021 года я продаю квартиру за любую сумму без налога. Так, как согласно 374-ФЗ, я полностью выдержал безналоговый период в 5 лет.

С какой суммы платится налог НДФЛ при продаже недвижимости?

Если же собственник владеет недвижимостью менее минимального установленного законом срока и доход при продаже образовывается (например, покупал дом за 10 млн, продает за 12 млн), то придется заплатить налог НДФЛ.

При продаже недвижимости, купленной после 01.01.2016 года, налог НДФЛ составит 13% от суммы договора купли-продажи или 70% от кадастровой стоимости объекта недвижимости. Налог будет начислен на бОльшую стоимость. Узнать кадастровую стоимость и рассчитать налог можно на сайте ЛИВЛА в разделе КАДАСТР.

К примеру, Я продаю дом, который построил в 2019 году за 20 млн. рублей. В Договоре купли-продажи мы указываем сумму 20 млн. рублей, а кадастровая стоимость объекта недвижимости, согласно Росреестру - 40 млн. рублей. НДФЛ будет начислен из расчета 70% от кадастровой стоимости, так как она выше суммы указанной в ДКП.

С 1 ноября 2020 года заработал Калькулятор налога при продаже недвижимости , который со 100% точностью рассчитывает налог, который необходимо уплатить при продаже недвижимости такой как - дом, квартира или земельный участок. Расчет стоимости налога осуществляется - on-line и совершенно бесплатно! http://www.livla.ru/nalogndfl/

количество просмотров
125607 количество комментариев
190

Ход народного образования подлежит известным законам, силу которых можно остановить, но не можно уничтожить. Образование России началось отрывками, продолжалось без общего плана; направление оного по большей части было принужденное. Но при всех устранениях умов от надлежащего пути, при всех пре-понах, встречаемых частными рачителями отечественного образования, мы не могли уклониться от правил природы. Просвещение России, несмотря на местные обстоятельства, распространяется по тем же правилам, по которым оно происходило и распространялось в других государствах. Петр Первый, воин и зиждитель, хотел укоренить в России прежде науки математические и физические, но вместо оных большого совершенства доныне у пас достигли науки словесные. Нам, так же как и другим народам, надлежало написать множество стихов, сочинить и перевести с иностранных языков множество романов (в чем и ныне рачительно упражняемся), надлежало прежде долго обучаться всему у других народов, и потом уже могли мы получить смелость писать о предметах важных и общеполезных. Таким образом, с начала текущего сто-летия мы занялись с большим прилежанием и успехом науками точными. Желания наши, благодетельные виды правительства исполняются. Мы имеем наконец отечественных сочинителей по части сельского хозяй- ства, математики и физики , по части законоведения теоретического и практического, по части управления государства вообще. История и статистика Российского государства ныне обрабатываются не одними иностранцами, но и природными россиянами. Сочинения сего рода наиболее принадлежат XIX веку. Сюда относится рассматриваемый нами «Опыт теории налогов».

Наука финансов есть новая ветвь образования в нашем отечестве. До перевода сочинения графа Верри 1 мы ничего на русском языке не читали о государственном хозяйстве. До перевода творения Адама Смита2 мы ничего не могли знать о налогах из русских сочинений и искусство определять и собирать подати почитали неприпадлежащим к кругу сведений частного человека . То, что непосредственно нас касается, почитали мы делом чуждым и отдаленным от наших выгод; то, что составляет общий предмет нашего вни-мания, мы признавали собственностию некоторого только класса людей. Ныне другое получаем понятие о финансах; дело общее становится предметом общего рассуждения. Дабы убедиться в пользе познания государственного хозяйства вообще и науки финансов в особенности, любопытным советуем читать предисловие рассматриваемой нами книги.

Автор разделяет свое сочинение на VII глав. В первой означает происхождение налогов, во второй — главные правила взимания оных, в третьей — источники и разные роды налогов, в четвертой — собирание оных, в пятой — уравнение налогов, в ше-стой — общее действие оных, в седьмой — рассуждает о бумажных деньгах как о налоге.

В первой главе автор изъясняет, каким образом произошли существующие ныне в различных европейских государствах системы налогов, относя начало их в средние века. С уничтожением феодального безначалия государственное правление приходило в больший порядок. «Успехи образованности по мере их благодетельного влияния на нравы и обычаи народов действовали и на усовершенствование налогов».

«Но взаимным образом,— продолжает автор (стр. 7)можно судить о состоянии образованности каждого в особенности государства по состоянию налогов: по способу назначения, распределения и собирания налогов можно судить о сведениях, распространенных в народе; по количеству собираемых налогов — о богатстве его».

Вопреки мечтаниям некоторых древних и новейших политиков автор доказывает необходимость налогов. «Требовать ныне уничтожения налогов (стр. 10) значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство или, точнее сказать, правительство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства. Умирать и платить подати надобно везде, сказал Франклин.

Только способ распределения налогов может быть различен и представляет для народа бремя оных легче и тягостнее. Существенные принадлежности справедливого распределения налогов означил автор весьма удовлетворительно (стр. И), равным образом постановил и точную меру оных: «Удовлетворение истинных потребностей государства определяет меру пожертвования частных граждан» (стр. 13—15).

Многие авторы брали на себя бесполезный труд доказывать несправедливость некоторых налогов, ду-мая, что предмет, на который некоторые налоги падают, делает их несправедливыми. Автор здесь приводит в пример тех писателей, которые утверждали, что подать с окон несправедлива потому, что правительство не имеет права лишать подданных дневного света. Одна только пеуравнительность и несоразмерность с достатком платящих делает подать несправедливою. Автор основательно замечает, что «такими опровержениями можно доказать несправедливость многих, если не всех налогов. Каждый налог имеет свои неудобства. Надлежит только при введении налогов избирать те из них, кои сопряжены с меньшими неудобствами». К сему применяет автор слова Бен- тама, сказанные о законах: «Правительству, как врачу, предстоит одно дело: избирать меньшее зло. Всякий закон есть зло, ибо всякий закон есть нарушение свободы» . «Так точно и каждый налог есть зло, ибо лишает платящего части его собственности; надлежит только с искусством избирать сие зло, т. е. надлежит избирать легчайшее» (стр. 16).

Другого рода замечание также весьма основательно делает автор насчет несбыточных планов по части финансов (стр. 17—18). Здесь полагает он различие между проектами мечтательными, основанными на пустых выкладках, которые можно назвать политическою поэзиею, и между проектами, основанными па существе вещей, представляющими очевидную пользу или, несомненно, к истреблению зла служащими. Насчет первых приводит он остроумное замечание Юма: «Из всех людей самые вреднейшие суть сочинители политических проектов, если они имеют власть в руках своих; они же и самые жалкие и смешные, если не имеют сей власти». Сию главу заключает автор определением различия между практикою и теориею по части финансов (стр. 21—23). «Теория финансов, как и всякой другой

науки, основана на наблюдениях и замечаниях, сделанных на опыте в течение нескольких веков; она состоит только из сих наблюдений, соображенных между собою в причинах и действиях, изложенных в логическом порядке».

Во второй главе автор изъясняет главные правила взимания налогов, служащие основанием всякой доброй системе налогов. Первое правило есть равное распределение налогов. По силе оного налоги должны быть распределены между всеми гражданами в одинаковой соразмерности; пожертвования каждого на пользу общую должны соответствовать силам его, т. е. его доходу. Все должны споспешествовать благу всех. Исключения всегда вредны для общества (стр. 25— 32). Кроме особенного отягощения платящих они уже по тому одному вредны, что несправедливы. Великий налог, по уравнительно с доходом каждого расположенным, легче бывает для платящих, нежели малый, но исключительный, ибо в таком случае один гражданин пользуется выгодами общества на счет другого. Ясные примеры сей несправедливости автор показывает из истории финансов Франции, Испании, Италии и других государств.

Обычаи новейших народов во всем различны от обычаев народов древних. «Римляне поставляли себе за честь платить тем более, чем знатнее они были. Знатные люди новейших времен находят честь свою совсем в противном».

Если исключение из сего вышепоказанного правила допущено быть может, то для тех только людей, которые не в состоянии платить оных. Но сия несостоятельность тогда бывает, когда платящий, удовлетворив требуемому с него налогу, лишается чрез то или дохода, или вместе с тем и насущного пропитания, следовательно, и возможности снискивать оное на будущее время.

Второе правило есть определенность налогов. Количество налога, время и образ платежа должны быть определены, известны платящему и независимы от власти собирателей (стр. 32—34). Примером, противным сему правилу, автор выставляет известную во

Франции подать — la tailie personelle [подушная подать], ибо оная накладывалась сборщиком но наружному благосостоянию земледельца; для того должно было или наказывать притворную бедность, или подкупать сборщика. Если бы автор захотел привести более примеров сей несправедливости, то бы он мог отыскать множество оных в других государствах, кро-ме Франции.

Третие правило состоит в собирании налогов в удобнейшее время для платящего. «Пренебрежение оного,— говорит автор,— не принесет никакой пользы правительству, для народа же может быть весьма пагубно» (стр. 34).

Четвертое правило есть дешевое собирание налогов. «Противное сему правилу бывает: 1-е, когда для собирания налогов потребно великое число чиновников, жалованье коих поглощает важную часть налога; 2-е, когда налог вредит промышленности; 3-е, когда чрезмерная 'величина податей возбуждает желание избежать платежа оных; 4-е, когда с налогом соединены частые посещения, обыски в домах и различные исследования со стороны служителей правительства. Во всех сих случаях народ делает большие пожертвования, нежели каковые выгоды получает от того правительство».

В первом случае подать удаляется от своего назначения, ибо вместо общественных нужд она обращается на удовлетворение потребностей чиновников, определенных для сбора оной. В трех последних случаях она составляет тягость для народа, нимало не соответствующую пользе, получаемой от того прави-тельством. Примеры нарушения сего правила, пред-ставленные автором, весьма поучительны (стр. 37).

Наконец, пятое правила взимания налогов автор полагает в том, что налог всегда должен быть взимаем с дохода, и притом с чистого дохода, а не

Сумма задолженности по налогам за 2019 год сократилась на 6,2%, или 120 млрд рублей. Фото: iStock

Ситуацию с долгом отражает международный индекс DTI (англ. debt-to-income - отношение долга к поступлениям). Сейчас он самый низкий за всю историю наблюдений - 6%. "Если бы DTI сегодня находился на уровне двухлетней давности (9,2%) - долг в бюджет был бы почти на 900 млрд рублей больше. Снижение индекса оказывает прямое влияние на наполнение бюджета", - пояснил замруководителя ФНС Константин Чекмышев.

Фото: iStock

Фото: iStock

По итогам 2019 года налоговая служба также впервые не зафиксировала увеличения долга по имущественным налогам граждан. Не платят налоги вовремя минимум россиян. В большинстве регионов их число не превышает 1-5% населения.

В ФНС отмечают, что это в том числе результат создания условий для того, чтобы граждане могли быстро и удобно платить налоги. Сейчас это можно делать в личном кабинете и с помощью специальных электронных сервисов на сайте ФНС, введя УИН (уникальный идентификационный номер, указанный в налоговом уведомлении), заполнив платежное поручение.

Еще один механизм - так называемый единый налоговый платеж. Он появился в 2018 году и представляет собой аналог электронного кошелька. Налогоплательщик пополняет его заранее, а налоговые органы, когда приходит срок, самостоятельно разносят суммы на существующие обязательства.

Уже сейчас сумма таких платежей достигает одного миллиарда рублей. С начала 2020 года режим стал доступен для уплаты не только имущественных налогов, но и НДФЛ. В дальнейшем его можно распространить на платежи юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, считают в ФНС.

Налоговая служба проводит акции по информированию о способах уплаты налогов и последствиях неисполнения этой обязанности. Уже запущены дополнительные меры по напоминанию о долге в личном кабинете. Изменения в законе позволят уже весной начать информирование о задолженности через смс, если гражданин дал на это свое согласие, напоминают в ФНС.

"При росте исполнения обязательств добросовестными гражданами и бизнесом особо важно обеспечить максимальное воздействие на тех, кто действительно не платит налоги. Это простой принцип справедливости: те, кто платит, должны быть уверены, что это сделают все", - отмечает Чекмышев.

Он напоминает, что налоговая служба в этом вопросе действует последовательно: от убеждения и более мягких юридических действий мер к мерам ответственности. Сначала выставляются уведомления, требования об уплате, но если на это нет реакции, начинается взыскание.

"Если речь идет о долгах юридических лиц и предпринимателей, по закону мы обязательно должны сначала обратиться в банки, - указывает замруководителя ФНС. - Конституционный суд еще 10 лет назад прямо сказал, что обязательное взыскание за счет средств должников в банке до направления документов судебным приставам - это часть системы гарантий соблюдения прав налогоплательщиков, ведь передача взыскания долга приставу создает риски новых обременений и негативных последствий для должников".

Для выбора срока мер взыскания в ФНС внедрили автоматизированное ранжирование - научили систему отличать кассовый разрыв от злоупотреблений. "При отсутствии признаков недобросовестного поведения, вывода активов мы максимально долго (насколько позволяет закон) ждем исполнения обязательств до передачи долга судебным приставам. И наоборот, если такие признаки, цифровые маркеры, есть, немедленно используем все возможности для взыскания долга", - поясняет Константин Чекмышев.

По его словам, здесь важен принцип следования долга за активами и имущественной ответственности за действия по уклонению от уплаты. "Организованное налоговой службой проектное сопровождение таких ситуаций демотивирует совершать злоупотребления, способствует повышению платежной дисциплины. При этом, если объективно нет возможности платить налоги в срок, мы всегда готовы на законных условиях предоставлять рассрочки, заключать мировые соглашения", - подчеркивает замглавы налогового ведомства.

За последние три года число таких процедур увеличилось в 13 раз. Только в 2019 году от мировых соглашений бюджет получил более 12 млрд рублей. Ежегодные поступления от, казалось бы, совсем бесперспективной процедуры - банкротства - сейчас составляют более 130 млрд рублей в год.

Долг не всегда нужно взыскивать принудительно - иногда он возникает и в результате ошибок. Такие долги ФНС нацелена урегулировать совсем по-другому, минимизируя конфликты.

В 2019 году налогоплательщики уплатили с ошибками 1 трлн рублей. Налоговики сами направили их на нужные счета. В этом же незаметном для налогоплательщиков ключе идет работа по проведению зачетов - это урегулирование долга за счет переплаты по другим обязательствам плательщика.

В совокупности урегулированных таким образом сумм долга уже больше, чем взысканных. Развивать эту практику помогут принятые в прошлом году поправки о снятии ограничений на проведение зачетов между разными видами налогов. Они вступят в силу 1 октября.

"По сути, это приближает нас к ситуации, когда минимизируются риски для налогоплательщика, связанные с необходимостью исполнения обязательств по различным налогам и уровням бюджетов. Главным будет наличие в консолидированном бюджете суммы платежа в целом. Это еще один шаг к упрощению расчетных отношений, формированию единого сальдо расчетов налогоплательщика и государства", - резюмирует Константин Чекмышев.

На упрощение взаимоотношений налогоплательщиков с государством направлены изменения, которые начнут действовать с 1 апреля: с этой даты не будут выставляться меры взыскания по долгам менее трех тысяч рублей. В большинстве случаев неуплата таких сумм не связана с уклонением от обязательств, поясняют в ФНС.

Читайте также: