Закон о введении в действие налогового кодекса в рк

Опубликовано: 14.05.2024

image102382
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)».

Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

  1. В Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2017 г., № 22-І, 22-II, ст. 107; 2018 г., № 10, ст. 32; № 11, ст. 37; № 13, ст. 41; № 14, ст. 42, 44; № 15, ст. 50; № 19, ст. 62; № 22, ст. 82, 83; № 24, ст. 93, 94; 2019 г., № 1, ст. 2, 4; № 2, ст. 6; № 5-6, ст. 27; № 7, ст. 37, 39; № 8, ст. 45; № 15-16, ст. 67; № 19-20, ст. 86; № 21-22, ст. 90, 91; № 23, ст. 103, 108; № 24-І, ст. 118, 119; № 24-II, ст. 123; Закон Республики Казахстан от 6 мая 2020 года «О внесении изменений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 7 мая 2020 г.):

Подпункт 1 пункта 1 вводится в действие с 1 января 2021 г.

1) часть первую статьи 24 дополнить подпунктом 20) следующего содержания:

«20) представлять в уполномоченный орган сведения и (или) документы в соответствии с правилами снятия субъектами предпринимательства наличных денег с банковских счетов, утвержденными совместным актом Национального Банка Республики Казахстан, уполномоченного органа и уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций.»;

Подпункт 2 пункта 1 действует до 26 февраля 2021 г.

2) в части первой статьи 425:

в подпункте 1) слова «в подпунктах 2)» заменить словами «в подпунктах 1-1), 2)»;

дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:

Положение абзаца четвертого подпункта 2 пункта 1 распространяется на Национального оператора инфраструктуры

«1-1) не позднее 25 числа второго месяца года, следующего за годом, в котором возникли обязательства по налогу на добавленную стоимость, — сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет за второй и третий кварталы отчетного налогового периода, за исключением налога на добавленную стоимость, указанного в подпунктах 2) и 3) части первой настоящей статьи;»;

Подпункт 3 пункта 1 вводится в действие с 1 января 2021 г.

3) подпункт 9) пункта 2 статьи 550 исключить;

Абзацы второй и третий подпункта 4 пункта 1 действуют до 1 января 2021 г.

строку 4.4 таблицы пункта 4 изложить в следующей редакции:

4.4. транспортные средства категории N3 (седельные тягачи), за исключением седельных тягачей, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов:

Абзац четвертый подпункта 4 вводится в действие с 1 января 2021 г.

пункт 8 исключить;

Подпункт 5 пункта 1 вводится в действие с 1 января 2021 г.

в таблице пункта 4:

строки 1.51.1, 1.52 и 1.53 изложить в следующей редакции:

1.51.1. банками второго уровня, филиалами банков — нерезидентов Республики Казахстан 800

1.52. Операции банков, филиалов банков — нерезидентов Республики Казахстан по осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг 800
1.53. Иные операции, осуществляемые банками, филиалами банков — нерезидентов Республики Казахстан 800

дополнить строкой 1.53.1 следующего содержания:

1.53.1. Микрофинансовая деятельность 30

строку 6 таблицы пункта 8 изложить в следующей редакции:

6. Согласие на избрание (назначение) руководящих работников банка, страховой (перестраховочной) организации, страхового брокера, филиала банка — нерезидента Республики Казахстан, филиала страховой (перестраховочной) организации — нерезидента Республики Казахстан, филиала страхового брокера — нерезидента Республики Казахстан, банковских, страховых холдингов, акционерного общества «Фонд гарантирования страховых выплат» 25

  1. В ЗаконРеспублики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2017 г., № 22-III, ст. 108; 2018 г., № 10, ст. 32; № 14, ст. 42, 44; № 22, ст. 83; № 24, ст. 93; 2019 г., № 1, ст. 4; № 7, ст. 37; № 15-16, ст. 67; № 23, ст. 106; № 24-І, ст. 118, 119; № 24-II, ст. 123; Закон Республики Казахстан от 6 мая 2020 года «О внесении изменений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 7 мая 2020 г.):

Подпункт 1 пункта 2 введен в действие с 1 апреля 2020 г., действует до 1 октября 2020 г.

1) подпункт 2) статьи 33 дополнить абзацами пятьсот сорок восьмым — пятьсот пятьдесят третьим следующего содержания:

«51) доходы работника налогоплательщика, не являющегося субъектом квазигосударственного сектора и занимающегося:

деятельностью по созданию и трансляции телевизионных программ

изданием газет, журналов и (или) периодических публикаций.»;

2) дополнить статьями 57-5, 57-6 и 57-7 следующего содержания:

«Статья 57-5. Установить, что при условии уплаты налогоплательщиком — физическим лицом до 31 декабря 2020 года суммы недоимки, образованной по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на транспортные средства за налоговые периоды до 1 января 2020 года, за исключением обязательств по уплате налога на имущество и земельного налога за 2019 год, не признается налоговой задолженностью, не подлежит внесению в бюджет, а также подлежит списанию в порядке, определяемом уполномоченным органом, сумма пени, числящаяся на лицевом счете налогоплательщика по состоянию на 1 апреля 2020 года, а также сумма пени, начисленная на сумму такой недоимки до даты ее уплаты, включая день уплаты. При этом пеня списывается по тому виду налога, по которому уплачена недоимка.

Положения части первой настоящей статьи не распространяются на лиц, состоящих на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя, и лиц, занимающихся частной практикой, за исключением случаев, когда налоговые обязательства таких лиц не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, деятельности частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката или профессионального медиатора.

Абзацы четвертый — девятый подпункта 2 пункта 2 введены в действие с 1 июня 2020 г.

Статья 57-6. Установить, что на период с 1 июня до 31 декабря 2020 года:

1) для целей статьи 434 Налогового кодекса размер возврата превышения налога на добавленную стоимость в упрощенном порядке составляет до 80 процентов для горнодобывающих (за исключением осуществляющих добычу углеводородов), горно-металлургических и металлургических предприятий, включенных в соответствии с пунктом 3 статьи 130 Налогового кодекса в перечень налогоплательщиков, подлежащих мониторингу крупных налогоплательщиков, за период первого, второго и третьего кварталов 2020 года;

2) налогоплательщики, указанные в подпункте 1) настоящей статьи, имеют право на превышение сумм фактически исчисленного корпоративного подоходного налога за 2020 год над суммой исчисленных авансовых платежей в размере не более 33 процентов;

3) импорт запасных частей к самолетам (двигатели, силовые установки, теплообменники, радиовысотомеры, радары, датчики, кожухи) освобождается от налога на добавленную стоимость;

4) налогоплательщики, занимающиеся деятельностью воздушного пассажирского транспорта, освобождаются от налога на добавленную стоимость за нерезидента по роялти, техническому обслуживанию и обновлению программного обеспечения, услугам по предоставлению и обработке информации, предоставлению доступа к интернет-ресурсу;

5) применяется коэффициент в размере 0 к ставкам земельного налога и платы за пользование земельными участками по земельным участкам, занятым взлетнопосадочными полосами на аэродромах и терминалами аэропортов.

Статья 57-7. Установить, что:

1) для целей применения подпункта 1) части второй пункта 4, пункта 7 статьи 666, пункта 3 статьи 667 Налогового кодекса:

представление (включая легализацию) документа, подтверждающего резидентство нерезидента за 2019 год, продлевается до 31 декабря 2020 года;

переносится срок представления налоговым агентом копии документа, подтверждающего резидентство нерезидента за 2019 год, в налоговый орган по месту своего нахождения на 31 декабря 2020 года;

2) на период действия чрезвычайного положения на территории Республики Казахстан налогоплательщики вправе вести налоговый учет на основании копий первичных документов (сканированных копий) при условии оформления оригиналов первичных документов в течение семи месяцев, следующих за месяцем, в котором прекращено действие чрезвычайного положения на территории Республики Казахстан. При этом до окончания семимесячного периода, следующего за месяцем, в котором прекращено действие чрезвычайного положения на территории Республики Казахстан, копии таких первичных документов признаются в качестве оригиналов при проведении проверок и иных методов контроля за налоговые периоды, в которых действовало чрезвычайное положение;

3) на период действия чрезвычайного положения на территории Республики Казахстан копии первичных документов (сканированные копии) признаются учетной документацией при условии оформления оригиналов первичных документов в течение семи месяцев, следующих за месяцем, в котором прекращено действие чрезвычайного положения на территории Республики Казахстан.».

Статья 2.

  1. Настоящий Закон вводится в действие с 1 июля 2020 года, за исключением:

1) подпункта 1) пункта 2 статьи 1, который вводится в действие с 1 апреля 2020 года;

2) абзацев четвертого — девятого подпункта 2) пункта 2 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 июня 2020 года;

3) подпунктов 1) и 3), абзаца четвертого подпункта 4) и подпункта 5) пункта 1 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2021 года.

  1. Установить, что:

1) подпункт 1) пункта 2 статьи 1 настоящего Закона действует до 1 октября 2020 года;

2) абзацы второй и третий подпункта 4) пункта 1 статьи 1 настоящего Закона действуют до 1 января 2021 года;

3) подпункт 2) пункта 1 статьи 1 настоящего Закона действует до 26 февраля 2021 года.

  1. Установить, что положение абзаца четвертогоподпункта 2) пункта 1 статьи 1 настоящего Закона распространяется на Национального оператора инфраструктуры.

Президент

Республики Казахстан

К. ТОКАЕВ

Нур-Султан, Акорда, 2 июля 2020 года № 354-VI ЗРК

Если Вы НЕ подписчик

  • Главная страница —
  • Проекты

О введении в действие Кодекса Республики

Казахстан «О налогах и других обязательных

платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)

Статья 1. Ввести в действие Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее – Налоговый кодекс) с 1 января 2018 года, за исключением:

1) абзаца четвертого части первой подпункта 15) части первой
статьи 24, который вводится в действие с 1 июля 2018 года;

2) заголовков статей 131, 133, главы 16, статей 150 и 433 оглавления, части второй подпункта 4) пункта 2 статьи 19, пунктов 9 и 10 статьи 22,
подпункта 6) пункта 9 статьи 48, подпункта 6) части первой пункта 2
статьи 67, части третьей пункта 2 статьи 82, части второй пункта 1 статьи 83, абзаца четвертого пункта 5 статьи 97, подпункта 14) пункта 2 статьи 114, части третьей пункта 2 статьи 116, пункта 2 статьи 121, пункта 7 статьи 123, подпункта 2) пункта 2 статьи 129, статей 131, 133, главы 16, пункта 6
статьи 145, статьи 150, пункта 4 статьи 152, подпункта 2) пункта 2 статьи 190, абзаца третьего подпункта 2) пункта 5 статьи 211, подпункта 12) пункта 5 статьи 412, статьи 433, абзаца третьего части седьмой пункта 2 статьи 434, которые вводятся в действие с 1 января 2019 года;

3) заголовков статей 23, 72, параграфа 2 главы 11, статьи 176 и главы 71 оглавления, подпунктов 63) и 71) пункта 1 статьи 1, части второй статьи 11, подпункта 8) пункта 1, подпункта 15) пункта 2 статьи 19, статьи 23,
абзаца третьего части первой подпункта 13) и подпункта 14) части первой статьи 24, пунктов 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 статьи 26, подпунктов 15), 16) и 17) пункта 1 статьи 30, подпункта 7) пункта 3 и пункта 5 статьи 69, статьи 72, подпункта 6) пункта 1 статьи 73, параграфа 2 главы 11, подпункта 6) пункта 2 статьи 114, пункта 6 статьи 140, подпункта 15) пункта 1 статьи 142, статьи 176, пункта 5 статьи 208, пункта 4, подпункта 5) пункта 5 статьи 209, подпункта 7) пункта 5 статьи 211, пункта 5 статьи 212, пункта 6 статьи 215, подпункта 2)

пункта 3 статьи 484, главы 71, пункта 2 статьи 678, абзаца третьего части второй пункта 4 статьи 709, которые вводятся в действие с 1 января 2020 года.

Статья 2. Установить, что:

1) подпункт 7) пункта 4 статьи 69, подпункт 3) пункта 1 статьи 82, пункт 8 статьи 116, пункт 8 статьи 121, подпункт 7) части первой пункта 4 статьи 215, подпункт 24) пункта 2 статьи 225, пункт 8 статьи 250, часть вторая пункта 1 статьи 298, подпункт 34) пункта 5 статьи 372, подпункт 14)
статьи 394 Налогового кодекса действуют до 1 января 2019 года;

2) часть вторая подпункта 13) части первой статьи 24, абзац четвертый подпункта 2) пункта 3 статьи 74, параграф 4 главы 9, подпункты 7) и 9)
пункта 1 статьи 88, абзац тринадцатый подпункта 1) пункта 1 статьи 189,
пункт 3 статьи 222, пункт 9 статьи 228, пункт 5 статьи 229, пункты 3 и 4, подпункт 11) пункта 5 статьи 232, части третья и четвертая пункта 1
статьи 233, часть четвертая пункта 1, пункт 4 статьи 250, подпункт 3) пункта 1 и пункт 4 статьи 293, подпункт 8) пункта 2 статьи 307, подпункты 32) и 33) пункта 5 статьи 372, подпункт 4) пункта 2 статьи 510, подпункт 11) пункта 3 статьи 521, статьи 539 и 540, раздел 17, подпункты 13) и 14) пункта 9
статьи 645, подпункты 11) и 12) статьи 654 Налогового кодекса действуют
до 1 января 2020 года, исключив с 1 января 2020 года в оглавлении Налогового кодекса заголовки параграфа 4 главы 9, статей 539 и 540, раздела 17;

3) пункт 12 статьи 26, подпункт 19) пункта 2 статьи 319, подпункт 14) пункта 1 статьи 341 и подпункт 28) пункта 5 статьи 372 Налогового кодекса действуют до 1 января 2021 года;

4) статьи 427 и 428 Налогового кодекса действуют до 1 января
2022 года, исключив с 1 января 2022 года в оглавлении Налогового кодекса заголовки статей 427 и 428;

5) подпункт 6) пункта 1 статьи 288, подпункт 2) пункта 1 и пункт 3 статьи 293, абзацы седьмой и восьмой части первой и часть вторая пункта 2 статьи 636 Налогового кодекса действуют до 1 января 2023 года;

6) подпункт 25) пункта 2 статьи 225, пункт 2 статьи 232, части вторая, третья и четвертая пункта 1 статьи 241, пункт 2 статьи 250, подпункт 20)
статьи 264, подпункт 10) пункта 2 статьи 288, статья 292, пункт 11 статьи 300, подпункты 15) и 16) пункта 2 статьи 307, подпункты 20) и 42) пункта 2
статьи 319, подпункт 41) статьи 394, подпункты 2) и 3) пункта 2 статьи 407, абзацы третий и шестой строки 14 графы 2 таблицы пункта 3 статьи 553, подпункт 29) статьи 616 Налогового кодекса действуют до 1 января 2027 года, исключив с 1 января 2027 года в оглавлении Налогового кодекса заголовок статьи 292.

Положения, регулирующие обеспечение полноты и своевременности исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд, в части обязательных профессиональных пенсионных взносов, вводятся в действие с 1 января 2014 года в соответствии с Законом РК от 21.06.13 г. № 106-V

В статьях 12, 13, 19, 20, 31, 37, 37-1, 38, 39, 39-1, 40, 41 и 43, пунктах 1 и 2, подпунктах 2)-5) пункта 3 статьи 63, статьях 67, 69, 70, 72, 73, 74, 77, 155, 437, 438, 556, 557 и 581, заголовке главы 83, статьях 588, 589, 590, 591, 592, 593, 594, 595 и 598, заголовке главы 84, статьях 607, 608, 611, 612, 624, 627, 632, 637, 638, 657, 660 и 664 слова «обязательные пенсионные взносы», «обязательных пенсионных взносов», «обязательным пенсионным взносам», «пенсионным взносам», «пенсионных взносов» заменены словами «обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы», «обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов», «обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам» в соответствии с Законом РК от 21.06.13 г. № 106-V (см. стар. ред.)

См. Закон РК от 10.12.08 г. № 100-IV о введении в действие настоящего Кодекса

О мерах по реализации Кодекса см. распоряжение Премьер-Министра РК от 15 декабря 2008 года № 282-р

См. о внесении изменений в настоящий Кодекс:

Закон РК от 26.11.12 г. № 57-V (вводятся в действие с 1 января 2014 г.; с 1 января 2018 г.);

Закон РК от 26.12.12 г. № 61-V (см. сроки введения в действие);

Закон РК от 21.06.13 г. № 106-V (см. сроки введения в действие);

Закон РК от 21.06.13 г. № 107-V (вводится в действие с 1 января 2014 года);

Закон РК от 04.07.13 г. № 130-V (вводятся в действие с 1 января 2014 года)

Закон РК от 04.07.13 г. № 131-V (вводятся в действие с 1 января 2014 года);

Закон РК от 04.07.13 г. № 132-V (вводятся в действие с 1 января 2014 года).

По всему тексту слова «государственном и (или) русском языках», «государственный или русский язык», «государственном или русском языке» заменены словами «казахском и (или) русском языках», «казахский или русский язык», «казахском или русском языке»; слово (акционерного) исключено в соответствии с Законом РК от 16.11.09 г. № 200-IV (см. стар. ред.)

По всему тексту слова «таможенного союза», «таможенном союзе» заменены соответственно словами «Таможенного союза», «Таможенном союзе» в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V (введены в действие с 1 января 2013 г.) (см. стар. ред.)

По всему тексту слова «аулов (сел)», «аульных (сельских)», «Села (аулы)», «аул (село)», «аульный (сельский)», «села, аулы» заменены словами «сел», «сельских», «Села», «село», «сельский», «села» в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.)

В оглавление внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.07.09 г. № 167-IV (введены в действие со дня первого официального опубликования) (см. стар. ред.); Законом РК от 16.11.09 г. № 200-IV (см. сроки введения в действие) (см. стар. ред.); Законом РК от 30.12.09 г. № 234-IV (введены в действие с 1 января 2010 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 30.06.10 г. № 297-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 26.11.10 г. № 356-IV (введены в действие с 1 января 2011 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 19.01.11 г. № 395-IV (введены в действие с 1 января 2011 года) (см. стар. ред.); Законом РК от 15.07.11 г. № 461-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.); Законом РК от 21.07.11 г. № 467-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 21.07.11 г. № 470-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 09.01.12 г. № 535-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 17.02.12 г. № 564-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 24.12.12 г. № 60-V (см. стар. ред.); Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V (введены в действие с 1 января 2013 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 21.06.13 г. № 106-V (см. стар. ред.)

Кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)

Айдар Масатбаев
дипломированный налоговый эксперт LLM,
юридический консультант «Палата
профессиональных юридических консультантов»
Член ОО «Палата налоговых консультантов»

Введение

Начало апреля 2019 года ознаменовалось крайне неприятным нововведением для налогоплательщиков Казахстана. В частности, (а) ужесточались условия, когда у юридического лица, выплачивающего доходы нерезиденту, не образующему постоянное учреждение в Казахстане, (далее по тексту — «Налоговый агент») возникало обязательство удерживать налог у источника выплаты с физических лиц – нерезидентов, а у таких физических лиц платить такой налог и (б) это обязательство введено задним числом.

Статья 656 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» регулирует обязательства Налоговых агентов Казахстана в ситуациях, когда их контрагенты – нерезиденты не образуют постоянное учреждение, но при этом, во исполнение обязательств нерезидента по договору, заключенному с налоговым агентом ,в Казахстан приезжают сотрудники, либо физические лица — субподрядчики такого нерезидента, также являющиеся нерезидентами в Казахстане.

Отдельно хотелось бы отметить, структуру выплаты дохода в данной конструкции и как следствие, решение по налогообложению для такой структуры, которое было предусмотрено в налоговом законодательстве Казахстана.

Так, Налоговый агент Казахстана заключает некий договор оказания услуг или выполнения работ с нерезидентом (далее по тексту — «Контракт»), исполнение которого, во-первых не образует постоянного учреждения нерезидента в Казахстане, во-вторых требует от нерезидента командирования своих сотрудников или физических лиц субподрядчиков (в обоих случаях — нерезидентов) в Казахстан. Далее нерезидент выплачивает доход в виде заработной платы своим сотрудникам также нерезидентам, которые были командированы в Казахстан, либо вознаграждение по гражданско-правовым договорам определённым физическим лицам – субподрядчикам, также нерезидентам, которые также прибывали в Казахстан для успешного завершения нерезидентом своих обязательств по договору перед налоговым агентом Казахстана.

В связи с тем, что в описываемой структуре постоянное учреждение нерезидент в Казахстане не образует, у Налогового агента не возникает обязательств по удержанию налога у источника выплаты с доходов такого нерезидента в рамках Контракта. Однако, нерезиденты – физические лица (работники или субподрядчики), пребывая в Казахстане во исполнение обязательств нерезидента по Контракту, получали доход в виде заработной платы или вознаграждение по субподрядному договору. Такой доход справедливо облагать индивидуальным подоходным налогом в Казахстане, однако стандартное решение, предлагаемое концепцией «удержания у источника выплаты» предусматривающее возложение обязанностипо удержанию индивидуального подоходного налога с доходов, выплачиваемым таким же нерезидентам – физическим лицам (работникам или субподрядчикам) на нерезидента в качестве налогового агента налоговым органам Казахстана сложно администрировать.

Поэтому концепция «удержания налога у источника выплаты» для таких случаев была доработана и обязанность по удержанию индивидуального подоходного налога с доходов, выплачиваемым таким же нерезидентам – физическим лицам (работникам или субподрядчикам) была возложена на Налогового агента, выплачивающего доход по Контракту, заключенному с нерезидентом на следующих условиях.

До 2 апреля 2019 года, Налоговый агент в указанных выше случаях при выплате доходов нерезидентам обязан был производить удержание с доходов (например, заработных плат) сотрудников-нерезидентов, начисленных нерезидентом (в продолжение примера работодателем таких сотрудников) – за период нахождения в Казахстане, НО при одновременном наличии следующих обстоятельств[1]:

  • иностранец или лицо без гражданства является работником или подрядчиком юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан от выполнения работ, оказания услуг на территории Республики Казахстан;
  • иностранец или лицо без гражданства находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.

Также в старой редакции статьи 656 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (далее по тексту — «Старая редакция Налогового Кодекса») предусматривалась обязанность налогового агента удерживать налоги с доходов таких физических лиц при наличии следующих документов, представленных нерезидентом:

нотариально засвидетельствованные копии индивидуального трудового договора (контракта) и (или) договора гражданско-правового характера, заключенных с иностранцем или лицом без гражданства, направленным в Республику Казахстан;

иной документ, содержащий сведения о доходах физического лица, получаемых от работы по найму в рамках трудового договора и (или) договора гражданско-правового характера, заключенного с таким нерезидентом.[2]

Эти документы позволяли налоговому агенту определить сумму дохода, полученного за работу в Казахстане и определить сумму налога, подлежащего перечислению в бюджет по ставке 10%.[3]

Однако, если нерезидент не предоставляет указанные документы, Налоговый агент обязан обложить индивидуальным подоходным налогом у источника по той же ставке 10% выплаты доход в размере 80 процентов от дохода, подлежащего выплате нерезиденту за выполненные работы, оказанные услуги по Контракту.

Но как указывалось ранее, данный формат обязательства для Налогового агента сохранялся до 2 августа 2019.

В новой редакции Налогового кодекса налоговое обязательство физических лиц – нерезидентов и Налоговых агентов ужесточилось, так как второе обстоятельство, по наступлению которого ранее у Налогового агента возникало налоговое обязательство по удержанию индивидуального подоходного налогас доходов, выплачиваемым таким же нерезидентам – физическим лицам (работникам или субподрядчикам) было исключено. Таким образом, данное обязательство возникает для Налогового агента уже с первого дня пребывания указанных физических лиц – нерезидентов в Казахстане во исполнение Контракта, а не по истечение 183 календарных дней согласно Старой редакции Налогового Кодекса.Вторым крайне неприятным обстоятельством для Налогового агента является то обстоятельство, что новая редакция статьи 656 Налогового Кодекса имеет ретроспективный эффект и вводится с 1 января 2018 года.

Предлагаемое решение по минимизации налоговых потерь после введения новой редакции статьи 656 Налогового Кодекса.

Решением в создавшейся ситуации на будущее нам представляется простым для случаев, когда нерезидент является налогоплательщиком юрисдикции, с которой у Казахстана имеется ратифицированная обеими странами конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал.

В частности, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 текущей редакции типовой конвенции ОЭСР вознаграждение, полученное резидентом страны – партнера Казахстана по такой конвенции в связи с работой по найму, выполняемой Казахстане, облагается налогом только в стране – партнере Казахстана по такой конвенции, если:

а) получатель находится в Казахстане в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или оканчивающемся в соответствующем налоговом году, и

b) вознаграждение выплачивается работодателем или от имени работодателя, не являющегося резидентом Казахстане, и

c) расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное учреждение, которое работодатель имеет в Казахстане.

При соблюдении указанных трех требований и предоставлении документа подтверждающего налоговое резидентство физических лиц – работников нерезидента (а не самого нерезидента – партнера Налогового агента по Контракту), возможно освобождение их доходов от обложения индивидуальным подоходным налогом в Казахстане.

Если соответствующие международные конвенции отсутствуют, то скорректировать налоговое обязательство не представляется возможным и уплата Налоговым агентом удержанного налога, по нашему мнению, неизбежна.

Анализ законности обратной силы нормы об ужесточении налогового обязательствав статье 656 Налогового кодекса, введенной с 2018 года.

В свете новой редакции статьи 656 Налогового Кодекса, если Налоговый агент в 2018 году принимал нерезидентов–физических лиц (работником или субподрядчиком) в рамках Контракта которые пребывали в Казахстане менее 183 дней, то post factum, со 2 апреля 2019 у него возникли просроченные обязательства по удержанию индивидуального подоходного налога у источника выплаты за 2018 год.

Необходимо учитывать, что несмотря на тот факт, что концепция «удержания налогов у источника выплаты» возлагает на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выплачивающих доходв, обязанность по исчислению и уплате налога с лиц кому предназначается та или иная выплата (получатели дохода), уплата такого налога осуществляется за счет именно таких получателей доходов ибо при возникновении обязательства по плате налога у источника выплаты получатели дохода получаю такой доход за вычетом налога, удержанного Налоговым агентом.

Таким образом, обязанность по уплате налога возникла у нерезидентов–физических лиц (работников или субподрядчиков), направляемых нерезидентом в Казахстан в рамках исполнения своих обязательтсв по Контракту перед Налоговым агентом, у которого возникла обязанность исчислить, удержать и перечислить налог в бюджет за указанных лиц.

Из приведенных выше доводов следует, что статья 656 Налогового Кодекса регулирует налоговое обязательство физических лиц-нерезидентов, которые пребывали в Казахстане во исполнение Контракта.

Вместе с тем, вызывает озабоченность обстоятельство, что в роли нерезидентов – физических лиц (работников или субподрядчиков) направляемых нерезидентом во исполнениие своих обязательств по Контракту перед Налоговым агентом могут быть граждане Казахстана, которые не смотря на своё гражданство,не только постоянно проживают зарубежом, но и квалифицируются как нерезиденты.[4]

Таким образом, для граждан Казахстана, являющихся нерезидентами, прибывавших в Казахстане во исполнение обязательств нерезидента по Контракту возникла обязанность платить налог «задним числом», аналогично у Налогового агента возникла обязанность по исчислению, удержанию и перечислению такого налога в бюджет.

Вопрос потенциального возникновения новой обязанности у граждан Казахстана поднят не случайно. В соответствии с законодательством Казахстана о правовых актах законодательные акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.[5]

В связи с чем, положение подпункта 1) статьи 2 Закона о Республики Казахстан от 2 апреля 2019 года № 241-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» который вводит в действие новую редакцию статьи 656 Налогового Кодекса противоречит законодательству Казахстана о правовых актах, установивших общие правила введения в силу нормативных правовых актов.

На основании изложенного, представляется законным утверждение, что вменение обязанности нерезидентам– физическим лицам, (включая граждан Казахстана) уплачивать налог со своего дохода, полученного ими за период пребывания в Казахстанеот нерезидента, исполняющего свои обязательства по Контрактусогласно законодательства о правовых актах может быть введено только со 2 апреля 2019 года, соответственно и Налоговый агент обязан производить удержание с доходов указанных физических лиц только по доходам, выплаченным опять же со 2 апреля 2019.

Начисление пени за 2018 год по налоговому обязательству, введенному обратной силой.

Налоговые агенты в Казахстане 2 августа 2019 года узнают, что с 1 января 2018 года у них было обязательство исчислить, удержать и перечислить в бюджет индивидуальный подоходный налог с физических лиц – нерезидентовв ситуациях, когда нерезиденты – контрагенты Налоговых агентов не образуют постоянное учреждение, но при этом, во исполнение обязательств нерезидента по договору, заключенным с налоговым агентом в Казахстан приезжают сотрудники, либо физические лица- субподрядчики такого нерезидента, также являющиеся нерезидентами в Казахстанеуже с первого дня их пребывания в Казахстане.

Налоговые агенты праве в 2019 году предоставить скорректированную налоговую отчетность за 2018 год[6] доначислить и перечислить такой налог в бюджет, однако, технически налоговое законодательство квалифицирует такую позднюю оплату как несвоевременную оплату и налоговые органы непременно начислят Налоговому агенту пеню[7], за несвоевременное перечисление налога за нерезидентов — физических лиц.

Однако насколько законно и главное справедливо начисление пени налоговыми органами в такой ситуации?

Пеней признается установленный пунктом 2статьи 117 Налогового Кодекса размер, начисляемый на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет, в том числе авансовых и (или) текущих платежей по ним.

Изменения от 2 августа 2019 года в Налоговом Кодексе привели к тому, что Налоговый агент не мог своевременного исполнить обязательство, предусмотренное статьей 656 Налогового Кодекса РК за 2018 году, так как котором он официально узнал о нем по истечении всего налогового периода 2018.

Такое положение дел идет в разрез статьи 8 Налогового Кодекса, которая установила, что добросовестность осуществления налогоплательщиком (налоговым агентом) действий (бездействия) по исполнению им налогового обязательства предполагается. Налоговый агент, который не удержал в 2018 году индивидуальный подоходный налог с нерезидентов физических лиц, пребывающих в Казахстане менее 183 дней в рамках Контракта,так как узнал об этом только в следующем налоговом периоде «формально считается недобросовестным».

Кроме того, такое введение налогового обязательства в таком формате не отвечает понятию «Налоговой политике» установленной в статье 11 Налогового Кодекса, согласно которой«налоговая политика» представляет собой совокупность мер по установлению новых и отмене действующих налогов и платежей в бюджет, изменению ставок, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы по налогам и платежам в бюджет в целях обеспечения финансовых потребностей государства на основе соблюдения баланса экономических интересов государства и налогоплательщиков.

Положение подпункта 1) статьи 2 Закона о Республики Казахстан от 2 апреля 2019 года № 241-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» обязывает Налогового агента не только перечислить сумму налога согласно новой редакции 656 Налогового Кодекса РК но и оплатить сумму пени за 2018 год не может свидетельствовать о соблюдении государством баланса своих экономических интересов с Налоговыми агентами и физическими лицами – нерезидентами.

Представляется возможным утверждать о возможности оспаривать начисления налогового обязательства согласно текущей редакции 656 Налогового Кодекса за 2018 год.

[1] См. п.1 статьи 656 Старой редакции Налогового Кодекса

[2] См. п.3 статьи 656 Старой редакции Налогового Кодекса

[4] Понятие нерезидент см. 219 Налогового Кодекса РК

[5] См. п.4 статьи 43 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК

[6] См. п.1 статьи 211 Налогового Кодекса РК

[7] См. п.1 статьи 117 Налогового Кодекса РК

Какие изменения ждут казахстанцев с 1 января 2021 года

Информацию об изменениях, произошедших в казахстанском законодательстве с января 2021 года, подготовила информационная система "Параграф", передает zakon.kz.

МРП, МЗП и другие расчетные величины

Принят закон "О республиканском бюджете на 2021-2023 годы".

С 1 января 2021 года:

- минимальный размер заработной платы - 42 500 тенге;
- минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты - 18 524 тенге;
минимальный размер пенсии - 43 272 тенге;
- МРП - 2 917 тенге;
- величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат - 34 302 тенге.

Пенсии повысят с 1 января 2021 года на 7 процентов.

Декларирование доходов физлиц

В Налоговый кодекс внесены изменения по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц.

В частности, добавлены налоговые вычеты для многодетной семьи, по добровольным пенсионным взносам, на обучение, на медицину, по вознаграждениям, по страховым премиям.

Также к доходам от занятия частной практикой добавлены доход ЧСИ, адвоката и профессионального медиатора.

Дополнительная налоговая амнистия

Поправки в Налоговый кодекс и закон о введении его в действие предусматривают дополнительную налоговую амнистию для физических лиц по списанию пени, числящейся на лицевом счете налогоплательщика по состоянию на 1 апреля 2020 года.

Досрочное снятие пенсионных накоплений

Гражданам предоставлено право отсрочки по уплате ИПН при использовании ими единовременных пенсионных выплат, а также определяется порядок его исчисления, удержания и уплаты; вводится специальный налоговый режим розничного налога для предоставления права субъектам малого и среднего бизнеса.

Защита прав потребителей

Начнет работу Единая информационная система защиты прав потребителей. Потребитель, права которого нарушены, через ЕИСЗПП может обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю) или к субъекту досудебного урегулирования потребительского спора.

Иностранная рабочая сила

Изменены ставки сбора за выдачу или продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в РК для сезонных работников.

Они составляют:
до 90 календарных дней - 12-кратного размера МРП;
до 180 календарных дней - 24-кратного размера МРП;
до 270 календарных дней - 36-кратного размера МРП;
до 365 календарных дней - 48-кратного размера МРП.

Кроме того, утвержден перечень профессий иностранных сезонных работников.

Начиная с 2021 года текст проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год должен содержать размер взносов государства на обязательное социальное медицинское страхование.

Объекты наружной (визуальной) рекламы должны соответствовать национальным стандартам.

Субъекты в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий при производстве лекарственных средств обязаны соблюдать требования надлежащей производственной практики (GMP).

Образование

В бланках вкладышей всех видов документов об образовании государственного образца применяется технология автоматической идентификации и сбора данных или QR код.

Также в бланках вкладышей, приложений к документам об образовании государственного образца размещаются логотипы аккредитационных агентств, аккредитовавших заявленные образовательные программы.

Подтверждение расходов гражданина

Органы государственных доходов будут собирать сведения о расходах на образование, на погашение ипотеки, на медицину.

Нотариусы должны предоставлять КГД сведения:

- о сделках и договорах по имуществу, подлежащему государственной регистрации, о выданных свидетельствах о праве на наследство, о других сделках и договорах, если цена сделки превышает 160-кратный МРП.

По запросу органов госдоходов брокеры должны предоставить информацию о сделках физических лиц с ценными бумагами и биржевыми товарами.

Лицензирование микрофинансовой деятельности

Лицензировать деятельность микрофинансовых организаций, кредитных товариществ и ломбардов будут в соответствии с новыми правилами. Лицензионные сборы с услугополучателей:

1. за выдачу лицензии составляет 30 МРП;
2. за переоформление лицензии составляет 10% от ставки за выдачу лицензии;
3. за выдачу дубликата лицензии составляет 100% от ставки за выдачу лицензии.

Соответствующая услуга появится в реестре госуслуг.

Административное производство

Органы, уполномоченные возбуждать или рассматривать дела об административных правонарушениях будут вести Единый реестр административных производств. В нем содержатся сведения об административных правонарушениях, лицах, их совершивших, принятых по ним решениях, а также осуществляется ведение дел об административных правонарушениях в электронной форме.

Читайте также: