В чем состоит особенность роли юриста в налоговом планировании

Опубликовано: 20.09.2024

Преимущества наличия юриста на предприятии

В настоящее время эффективную предпринимательскую деятельность сложно осуществлять, не разбираясь досконально в российском законодательстве.

Для организации грамотного правового регулирования работы предприятия руководители нанимают юриста.

Специалист контролирует заключение сделок, формирует договорную базу, повышает юридическую грамотность руководителя и сотрудников, представляет интересы компании и выполняет множество иных функций.

Нормативная база

Юрист организации – это должностное лицо, которое регулирует правовые аспекты деятельности предприятия.

Данная должность может быть предусмотрена как в государственных учреждениях, так и в частных организациях.

В крупной компании правовой деятельностью может заниматься целая юридическая служба (отдел).

Специалист обязан не просто хорошо знать содержание кодекса, но и легко ориентироваться в данном документе.

Поскольку Гражданский кодекс постоянно дополняется различными правками, работнику необходимо отслеживать все изменения и быть в курсе новых положений закона.

ГК РФ

Кроме Гражданского кодекса юристу важно разбираться в Трудовом кодексе, поскольку его работа часто связана с решением различного рода вопросов, возникающих в кадровой сфере.

Работники отдела кадров нередко обращаются за помощью к юристам.

Например, при разработке методики аттестации сотрудников, при приеме на работу или увольнении, при объявлении выговоров и т.д.

Помимо основных законодательных актов юрист должен разбираться в нормативных документах, регламентирующих деятельность его организации.

Вид нормативного документа зависит от того, к какой организационной правовой форме относится данное предприятие.

Так, юрист некоммерческой организации (НКО) должен разбираться в действующих законах, регулирующих деятельность НКО.

Преимущества штатного юриста

Организация может решать свои юридические вопросы двумя способами: заключить договор с юридической компанией (адвокатским бюро) и обращаться к ним при необходимости за правовой помощью, либо оформить в штат постоянного сотрудника.

В первом случае главным преимуществом является то, что в распоряжении компании оказывается целая юридическая организация, в которой работают специалисты разного профиля.

Это позволяет рассчитывать на получение квалифицированной помощи по любому вопросу.

К тому же, отсутствует возможность получения моментальной юридической помощи по незначительным текущим делам, поскольку нужный специалист не находится непосредственно на предприятии.

Главный минус работы с юридическими конторами – высокая стоимость подобных услуг.

Наличие штатного юриста, либо целого юридического отдела дает руководству организации целый ряд преимуществ.

К ним относятся:

два бизнесмена у самолета

  • Стабилизация и снижение затрат на получение юридической помощи.
  • Постоянное наличие специалиста непосредственно на предприятии.
  • Осведомленность юриста о направлении деятельности организации, что позволяет учесть специфику, возможные «подводные камни».
  • Быстрое решение привычных правовых проблем благодаря выработке определенных шаблонных приемов, моделей работы.
  • Осведомленность работника об особенностях финансовой, налоговой, бухгалтерской деятельности организации. Подобные знания позволяют наиболее эффективно решать правовые проблемы, возникающие в любой из этих сфер.
  • Личная заинтересованность работника в коммерческом успехе предприятия.
  • Наличие партнерских отношений между юристом и руководством организации.

Особенности деятельности юриста

Юрист может быть принят на работу в организацию, где уже существует юридическая структура с наработанной правовой базой, либо стать первым подобным специалистом.

В первом случае специалисту достаточно разобраться в уже налаженной правовой системе, ознакомиться с принятыми формами договоров, должностными инструкциями и т.д.

В такой ситуации риск совершить ошибку, которая приведет к негативным юридическим последствиям для организации, сведен к минимуму.

В иную ситуацию попадает специалист, который пришел на только что образовавшуюся должность юриста в компанию.

Сюда относится разработка должностных инструкций, подготовка проектов типовых договоров, принятие дополнительных соглашений, создание стандартных юридических формулировок, учет возможных сложностей и «подводных камней» и т.д.

Для успешного решения подобных вопросов юристу важно не только разбираться в российском законодательстве и особенностях деятельности конкретной организации, но, также, заручиться поддержкой руководства предприятия.

юридический отдел

В государственных структурах и на крупных предприятиях вся деятельность юридического отдела четко зафиксирована в соответствующих положениях. Это позволяет обозначить рамки для специалиста и наделить его конкретными полномочиями.

В небольших частных организациях положение юриста часто не определено соответствующими нормативными актами и сфера его деятельности остается достаточно расплывчатой, что значительно осложняет работу специалиста.

Руководители небольших предприятий часто стремятся оставить за собой право принятия решения, в том числе и в сфере правового регулирования деятельности компании.

Стремление ограничить юриста в полномочиях и принятие важных юридических решений без его участия может привести к негативным последствиям для организации.

Предпринимательские интересы не должны противоречить нормам закона.

Любой квалифицированный юрист, пришедший в новую организацию, изначально проверяет договорную базу предприятия.

Если в договорах существуют ошибки правового характера (например, вместо подписи руководителя в документе стоит подпись его заместителя, не наделенного соответствующими полномочиями), юрист потребует их исправления.

Наличие уважения между руководителем и юристом является важным условием построения выгодного сотрудничества.

В организации юрист должен занимать особое положение доверенного лица руководителя, не являясь лишь простым наемным работником.

Наличие личной заинтересованности в коммерческом успехе организации является мощным стимулом для качественного выполнения возложенных на специалиста обязанностей.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту "Договор подряда", где подробно объясняется какие права есть у подрядчика

Или ТУТ вы узнаете как составляется договор комиссии

Где можно ознакомиться с решениями арбитражных судов:

https://legalmap.ru/articles/arbitrage/proceedings/sayt-arbitr-suda/

Как стать юристом предприятия

Для того чтобы стать грамотным юристом организации молодому специалисту необходимо соответствовать следующим требованиям:

молодой юрист

  • Получить качественное юридическое образование.
  • Ориентироваться в российском законодательстве.
  • Быть в курсе всех принятых изменений и дополнений к законам.
  • Пройти курсы и тренинги, которые позволят присоединить к полученным в ВУЗе теоретическим знаниям некоторые практические навыки.
  • Изначально поработать в статусе помощника юриста, чтобы получить необходимые навыки во время работы с более квалифицированным и опытным специалистом.
  • Разобраться в тонкостях работы конкретной организации.

Эффективность работы юриста во многом зависит от его технической оснащенности.

На компьютере специалиста обязательно должна быть установлена справочная база данных, постоянно обновляемая.

Это может быть система «Консультант Плюс», «Гарант» и др.

Кроме того, у юриста должна быть подписка на периодические издания («Российская газета», «Экономика и жизнь» и т.д.).

Также, специалист должен получать своевременную информацию обо всех изменениях в той сфере деятельности, к которой относится работа предприятия.

Например, юрист медицинской организации должен быть в курсе всех изменений, которые происходят в области правового регулирования системы здравоохранения.

Должностные обязанности юриста

В должностной инструкции юриста обычно указаны следующие обязанности:

проверка документов

  • Проверка юридической грамотности документов (приказов, соглашений, договоров и т.д.).
  • Определение законности требований и распоряжений руководителя организации.
  • Принятие мер при обнаружении нарушений законодательства в деятельности компании (отмена или изменение положений, распоряжений, приказов и т.д.).
  • Подготовка предложений об изменении устаревших нормативных документов предприятия, либо принятии новых.
  • Участие во всех этапах подписания договоров, заключения сделок и т.д.
  • Оказание юридической поддержки предприятию или отдельным сотрудникам во время судебного разбирательства, либо досудебной работы с претензиями третьих лиц.
  • Представление и защита интересов фирмы в различных учреждениях.
  • Учет и хранение нормативных актов.
  • Оказание содействия другим отделам компании (кадровому, финансовому и т.д.).
  • Повышение юридической грамотности сотрудников компании и консультирование по различным правовым вопросам.

Таким образом, претендуя на должность юриста предприятия важно учитывать следующие аспекты:

  • Грамотным специалистом может стать только выпускник юридического факультета, который помимо теоретических знаний обладает определенными практическими навыками, полученными в процессе работы с более опытными коллегами.
  • Юрист должен не только разбираться в законодательстве, но и следить за постоянными изменениями и дополнениями существующих положений.
  • Эффективность работы специалиста зависит от его технической оснащенности (базы знаний, периодические издания, информация по направлению деятельности организации). – Руководство предприятия должно посвящать юриста во все вопросы, в которых требуется соблюдение законодательных норм и следовать его указаниям.

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 17:55, реферат

Описание работы

Право налогоплательщика принимать меры, направленные на правомерное уменьшение своих налоговых обязательств, основано на праве всех субъектов права защищать свои охраняемые законом права (в первую очередь, право собственности) любыми не запрещенными законом способами. Согласно ст. 209.2 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношения принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Работа содержит 1 файл

Налоговое планирование и роль юридической службы в этом процессе.doc

Как правило, эта неприятная процедура при отсутствии квалифицированного юриста или финансового адвоката может закончиться значительными потерями даже при корректном ведении бухгалтерского учета.

Кроме того, следует отдавать себе отчет, что при безоглядном применении налоговой минимизации нарушается баланс операций по другим сделкам, что вызывает пристальное и заслуженное внимание фискальных служб.

Налоговое планирование достаточно сложно поддается ясному и формализованному описанию из-за того, что налоговая схема работы каждой организации и финансовая схема каждой сделки во многом уникальна и практические советы даются так же, как и врачебное заключение, - только в конкретном случае после предварительной экспертизы.

Участники процесса планирования

Процесс налогового планирования это, во-первых, совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера). Во-вторых, - постоянный поиск оригинальных решений и схем работы Вашей организации. В-третьих, - постоянное изучение специальной литературы, изучение и анализ опыта других организаций Вашего профиля и смежных сфер бизнеса.

Какова же роль каждого из участников процесса налогового планирования?

Дает информацию по фактическим условиям сделки и по ее результатам, которые планируется получить после ее завершения.

Проводит расчеты вариантов финансовой структуры сделки и отражение ее в бухгалтерском учете, используя нормы действующего налогового законодательства, нормы и правила бухгалтерского и финансового учета. Формулирует возможные с точки зрения процедуры, требующие юридического обоснования и согласования с контрагентом. Производит расчет сумм, причитающихся к платежам в бюджет с учетом прямых и косвенных налогов.

Анализирует процедуру сделки с точки зрения правовой защищенности, а также готовит необходимые документы с учетом “узких мест” при ее исполнении. Помогает бухгалтеру заранее обосновать трактовку и совершения (порядок учета) сделки и отражение в бухгалтерской отчетности ее результатов с учетом “узких мест” при ее исполнении. Помогает бухгалтеру заранее обосновать трактовку и совершение (порядок учета) сделки и отражение в бухгалтерской отчетности ее результатов с учетом “узких мест”.

Особенность роли юриста в налоговом планировании

Необходимость в налоговом планировании обусловлена наличием в налоговом праве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены , либо допускают их неоднозначное толкование? В этой сфере выбор наиболее “налогооптимальных” направлений требует тщательного прогнозирования возможной реакции налоговой администрации и большой вероятности вступления в активные действия с целью получения ее предварительной реакции на те или иные варианты интерпретации действий налогоплательщика и их правовых и финансовых последствий.

Классификация методов (этапов) налогового планирования

По субъекту

  • корпоративное налоговое планирование
  • личное (частное) налоговое планирование
  • смешанное

По объектам

  • внешнее (учредителями)
  • внутреннее (исполнительными органами организации)

По юрисдикции (территории действия)

  • международное
  • национальное (общегосударственное)
  • местное (субъекта федерации или муниципального образования)

Этапы налогового планирования и их краткие характеристики

Внешнее планирование

1. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции)

При определении налоговой юрисдикции и режима налогообложения не следует ориентироваться только на размер налоговых ставок. В ряде случаев при небольших 10-15% налоговых ставках законодательство устанавливает расширенную налоговую базу, что приводит к высокому налоговому бремени.

При этом следует учитывать что, как уже было сказано ранее, наличие небольшой налоговой ставки, установленной жестко к единице результата деятельности делает налоговое планирование (по крайней мере текущее) практически не возможным.

Снижение налогового бремени при формально высоких налоговых ставок в России доступно для большинства организаций, хотя и носит избирательный характер. В частности, существуют особые льготы для предприятий, осуществляющих социально значимые виды деятельности, в рамках которых применяются значительные льготы, вплоть до полной отмены рядов налогов и иногда допускается получение субсидий от других налогоплательщиков, в рамках их платежей в бюджеты соответствующих уровней. В большей части это касается налогов, устанавливаемых на уровне субъектов федерации и уровне муниципальных образований (местных органов власти).

Следует обратить особое внимание. что налоговое планирование не применяется в случаях акцизов и в случае наличия налогов, исчисляемых в твердых ставках с объекта обложения.

2. Выбор организационно-правовой формы

Влияет на порядок использования прибыли и возможность получения льгот.

3. Определение состава учредителей и долей акционерного капитала

В случае участия государства более 25% ограничивает возможности проведения реструктуризации, передачи имущества и распределения полученных доходов, а также участие в создании аффилированных групп. Согласно налоговому и гражданскому кодексу при наличии доли одного из участников в размере более 25% возможно привлечение его к солидарной ответственности по налоговым обязательствам.

4. Выбор основных направлений деятельности (ОКОНХ, ОКПО) и особенности подготовки учредительных документов

Налоговый режим организации осуществляется согласно ее статистическим показателям. Первоначальные направления деятельности определяются кодами ОКПО и ОКОНХ по направлениям деятельности, прямо указанными в учредительных документах.

В учредительных документах указываются различные внутренние фонды и порядок их формирования и использования, а также предельные полномочия исполнительных органов.

5. Определение стратегии развития предприятия (количество работников, внутренней структуры организации, филиалов)

Используется для максимального использования налоговых льгот (например малых предприятий, предприятий с участием инвалидов и пр.) и преференций.

Создание филиалов в юрисдикции с повышенным налоговым бременем снижает общие доходы организации, а с минимальным — создает дополнительные возможности для налогового планирования.

6.Выбор порядка формирования уставного капитала

Внесение имущества в уставной капитал создает первоначальные налоговые обязательства в виде налога на имущество

Внутреннее планирование

1. Выбор учетной политики организации (один раз в финансовый год)

Бухгалтерский учет в нашей стране регулируется согласно ст. 5 Закона “О бухгалтерском учете” следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”;
  • планами счетов бухгалтерского учета и инструкциями по их применению;
  • положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету;
  • другими нормативными актами и методическими рекомендациями по вопросам бухгалтерского учета.

В п. 3 ст. 5 Закона определяет, что организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Таким образом, возможно изначальное создание поля доказательств, подтверждающих обоснованность и законность того или иного толкования нормативно-правовых актов и действий налогоплательщика.

2. Контрактные схемы

Позволяют выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расхода финансовых и товарных потоков.

Льготы по налогам занимают важное место в налоговом планировании. Теоретически это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования.

Как правило, на практике большинство льгот (их общее количество в российском законодательстве превышает 150) достаточно жестко очерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Это определено тем, что именно эти структуры сами и предлагают и лоббируют введение таких льгот, что вполне закономерно.

Льготы в значительной степени разнятся от вида налога по которому они действуют и от местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой области предоставлены значительные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

Именно на него следует обращать самое серьезное внимание, так как в общей структуре налогообложения именно "местная" составляющая играет самую большую роль. Из 32 процентов налога на прибыль, только 10% идет в федеральный бюджет, а 22% в местный. Например в Москве в дополнение к федеральным льготам установлено более 70 льгот по налогу на прибыль и добавленную стоимость, однако ими умело пользуются не более 1-2 процентов предприятий.

Что же нужно делать для того, чтобы максимально эффективно применять в налоговом планировании льготы, предоставленные законодательством, необходимо подготовить специальную подборку из законодательной базы (как федеральной, так и местной) или заказать у консультационной компании. Ее необходимо постоянно (не реже, чем в месяц) пополнять и корректировать.

Иногда льгота напрямую может не относится к Вашей организации, но как показывает практика при определенных, чисто бумажных (формальных) изменениях или интерпретациях Вашей деятельности существует возможность попасть в число льготников.

ПРИМЕР.

Кузнечный цех одного из заводов стал выпускать кованную продукцию по индивидуальным заказам. Большинство заказов выполнялось по специально разработанным и утверждаемым эскизам.

Для получения льготы было рекомендовано зарегистрироваться в местной комиссии по художественно-прикладному искусству, как Художественная мастерская по народной декоративной ковке, получая при этом льготу, как предприятие народного промысла.

Набор льгот для каждого предприятия строго индивидуален и зависит в значительной степени от возможности интерпретации хозяйственно- финансовой политики, а также реструктуризации деятельности организации. Значительные ограничения на использование льготного налогообложения накладывает часто жестко целевой характер использования средств полученных от их использования.

В основном предприятия используют льготы в чистом виде, но более правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования будет использование льгот в сочетании с другими приемами, часто в большей степени организационными, чем финансовыми или бухгалтерскими.

В Законе РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” предусмотрены следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятия из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы.

Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:

На тему: «Налоговое планирование и роль юридической службы в этом процессе»

Налоговое планирование и роль юридической службы в этом процессе

Право налогоплательщика принимать меры, направленные на правомерное

уменьшение своих налоговых обязательств, основано на праве всех субъектов

права защищать свои охраняемые законом права (в первую очередь, право

собственности) любыми не запрещенными законом способами. Согласно ст. 209.2

ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношения

принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и

иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы

Поскольку налог - это ничто иное, как безвозмездное изъятие в доход

государства определенной части имущества налогоплательщика, естественно,

что налогоплательщик вправе избрать способ уплаты налогов, позволяющий

уменьшить ’’ущерб", причиненный ему взиманием налогов, воспользовавшись для

этих целей всеми допустимыми законом способами. Данное положение особенно

важно в связи с действующей в налоговом праве "презумпцией облагаемости"

налогоплательщика, что выражается в обложении государством налогами всех

доходов, за исключением прямо перечисленных в законе "Об основах налоговой

системы в Российской Федерации". Ст. 12 Закона "Об основах налоговой

системы в Российской Федерации" предусматривает, что "налогоплательщик

имеет право пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в

порядке, установленном законодательными актами".

Уклониться от налогообложения можно как легальными методами (tax

avoidance), так и при помощи незаконных операций (tax evasion).

Избежание налогов — легальный путь уменьшения налоговых обязательств,

основанный на использовании законодательно предоставленных возможностей в

области налогового законодательства, путем изменения своей деятельности.

Уклонение от уплаты налогов — нелегальный путь уменьшения налоговых

обязательств, основанный на уголовно наказуемом сознательном использовании

методов сокрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а также

искажения бухгалтерской и налоговой отчетности. Необходимость налогового

планирования изначально определена современным налоговым законодательством,

изначально предусматривающее различные налоговые режимы, в зависимости от

статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-

хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных

законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов

стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности

предприятия. В условиях жестокой фискальной политики российского

государства на фоне продолжающего экономического кризиса и сокращения

материального производства налоговое планирование позволяет предприятию

Под налоговым планированием понимаются способы выбора “оптимального”

сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их

интерпретации в рамках действующего налогового законодательства. Любой

подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять комплекс специальных

мер по маневрированию в “налоговых воротах” и адаптации к непостоянству

законодательства и регламентирующих документов. Активная деятельность в

этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима

без понимания принципов налогового планирования вне зависимости от

конкретно приводимых примеров.

Налоговое планирование можно определить, как выбор между различными

вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов,

направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при

этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование

должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках

проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ,

весьма дорогостоящи, и их “компенсация” может повлечь за собой крупные

Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении

текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей

принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным

вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся

налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики,

проводимой правительством. Информацию по этим вопросам можно получить из

материалов, публикуемых в прессе, отчетов о заседании Государственной Думы

и местных органов управления, электронных правовых информационных систем и

Эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами

на его проведение. Следует также соотносить цели налогового планирования со

стратегическими (коммерческими) приоритетами организации.

Необходимость и объем налогового планирования напрямую связан с тяжестью

налогового бремени в той или налоговой юрисдикции.

НБ – налоговое бремя

НН – налоги начисленные за отчетный период

ОРП – объем реализованной продукции

НБ/ВНП |Уровень налогового планирования |Необходимость НП | |10-15% |четкое

ведение бухгалтерского учета, внутреннего документооборота, использование

уровень профессионального бухгалтера

разовыми консультациями внешнего налогового консультанта |минимальна,

разовые мероприятия | |20-40% |налоговое планирование становится частью

общей системы финансового управления и контроля, специальная подготовка

(планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов

требуется наличие специально подготовленного персонала, контроль и

руководство со стороны финансового директора

абонентское обслуживание в специализированной компании |необходимо,

регулярные мероприятия | |45-60% |важнейший элемент создания и

стратегического планирования деятельности организации и ее текущей

ежедневной деятельности по всем внешним и внутренним направлениям

требуется наличие специально подготовленного персонала и организация

тесного взаимодействия со всеми службами с организацией и контролем со

стороны члена Совета Директоров

постоянная работа с внешним налоговым консультантом и наличие налогового

специальная программа развития, обязательных налоговый анализ и экспертиза

любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций

налоговыми консультантами |жизненно необходимо, ежедневные мероприятия |

|более 60% |смена сферы деятельности и/или налоговой юрисдикции |без

Текущий внутренний налоговый контроль

еженедельный мониторинг нормативно-правовой базы;

составление прогнозов налоговых обязательств организации;

контроль за своевременностью и правильностью исполнения налоговых

исследование причин резких отклонений от среднестатистических показателей

правовые базы данных;

использование разъяснений ГНС РФ и налоговой инспекции;

разъяснения аудитора (юриста).

Текущее налоговое планирование

обзор нормативно-правовой базы и комментариев специалистов по налоговой

тематике (в том числе по СМИ);

составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий

планируемых схем сделок;

составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и

изменения финансовых ресурсов организации;

прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от

среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых

последствий инноваций или проводимой сделки.

экспертные правовые системы, базы данных по налоговой тематике (в том числе

формирование запросов в налоговые инспекции; ГНС РФ, Министерство финансов

и иные государственные органы;

арбитражная и общегражданская судебная практика;

разъяснения специализированных консалтинговых компаний.

Стратегическое налоговое планирование (вариационно-сравнительный анализ)

обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики, нормативно-

правовой базы и ее изменения на планируемый период;

составление прогнозов налоговых обязательств организации, в том числе при

наступлении форс-мажорных обстоятельств;

варианты (не менее двух) схем финансовых, документарных и товарно-

составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых, финансовых

и коммерческих обязательств организации;

письменное обоснование применяемых схем и, в особенности, “узких мест”, с

точки зрения налоговых последствий.

варианты возможных причин резких отклонений от расчетных показателей

деятельности организации. прогноз эффективности применяемых мер, оценка

риска различных программ действий.

экспертные правовые системы, базы данных по налоговой тематике (в том числе

формирование запросов в налоговые инспекции; ГНС РФ, Министерство финансов

и иные государственные органы;

арбитражная и общегражданская судебная практика;

разъяснения и разработки специализированных консалтинговых компаний.

Почему оптимизация, а не просто минимизация?

Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей

процесса финансового планирования, основной задачей которой является

предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с

оборота по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке

или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее

Налоговая оптимизация - процесс, связанных с достижением определенных

пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта.

Существует распространенное мнение, что оптимизация проводится только с

целью максимального законного снижения налогов. В этом случае ее часто

называют налоговой минимизацией.

Многие задают вопрос: если можно законным способом оптимизировать налоговые

платежи, то почему бы не создать такую схему работы организации, при

которой они будут минимальны?

Существует некая усредненная статическая модель деятельности организации,

которая может быть рассчитана государственными органами на основании

средних данных по региону для предприятий различных типов и сфер

деятельности. Разработанные поведенческие модели с соответствующими

экономическими параметрами, которые рассчитываются на основании обработки

статистических данных, описывают работу предприятий и организаций.

В практике работы консультантов часто встречаются случаи, когда необходимо

проведение работ по составлению сбалансированных налоговых отчислений, в

первую очередь связанное с существующими негласными нормативами сумм

платежей в бюджет по разным налогам, которые могут быть взаимно зачтены.

При резком изменении или значительном и постоянно несоответствии указанным

параметрам Вы рискуете подвергнуться внеплановой пристрастной налоговой

проверке контролирующих органов, которая может существенно затормозить

текущую деятельность организации или сделать ее практически невозможной.

Как правило, эта неприятная процедура при отсутствии квалифицированного

юриста или финансового адвоката может закончиться значительными потерями

даже при корректном ведении бухгалтерского учета.

Кроме того, следует отдавать себе отчет, что при безоглядном применении

налоговой минимизации нарушается баланс операций по другим сделкам, что

вызывает пристальное и заслуженное внимание фискальных служб.

Налоговое планирование достаточно сложно поддается ясному и

формализованному описанию из-за того, что налоговая схема работы каждой

организации и финансовая схема каждой сделки во многом уникальна и

практические советы даются так же, как и врачебное заключение, - только в

конкретном случае после предварительной экспертизы.

Участники процесса планирования

Процесс налогового планирования это, во-первых, совместная работа

бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера). Во-вторых, - постоянный

поиск оригинальных решений и схем работы Вашей организации. В-третьих, -

постоянное изучение специальной литературы, изучение и анализ опыта других

организаций Вашего профиля и смежных сфер бизнеса.

Какова же роль каждого из участников процесса налогового планирования?

Дает информацию по фактическим условиям сделки и по ее результатам, которые

планируется получить после ее завершения.

Проводит расчеты вариантов финансовой структуры сделки и отражение ее в

бухгалтерском учете, используя нормы действующего налогового

законодательства, нормы и правила бухгалтерского и финансового учета.

Формулирует возможные с точки зрения процедуры, требующие юридического

обоснования и согласования с контрагентом. Производит расчет сумм,

причитающихся к платежам в бюджет с учетом прямых и косвенных налогов.

Анализирует процедуру сделки с точки зрения правовой защищенности, а также

готовит необходимые документы с учетом “узких мест” при ее исполнении.

Помогает бухгалтеру заранее обосновать трактовку и совершения (порядок

учета) сделки и отражение в бухгалтерской отчетности ее результатов с

учетом “узких мест” при ее исполнении. Помогает бухгалтеру заранее

обосновать трактовку и совершение (порядок учета) сделки и отражение в

бухгалтерской отчетности ее результатов с учетом “узких мест”.

Особенность роли юриста в налоговом планировании

Необходимость в налоговом планировании обусловлена наличием в налоговом

праве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не

определены , либо допускают их неоднозначное толкование? В этой сфере выбор

наиболее “налогооптимальных” направлений требует тщательного

прогнозирования возможной реакции налоговой администрации и большой

вероятности вступления в активные действия с целью получения ее

предварительной реакции на те или иные варианты интерпретации действий

налогоплательщика и их правовых и финансовых последствий.

Классификация методов (этапов) налогового планирования

корпоративное налоговое планирование

личное (частное) налоговое планирование

внутреннее (исполнительными органами организации)

По юрисдикции (территории действия)

местное (субъекта федерации или муниципального образования)

Этапы налогового планирования и их краткие характеристики

1. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции)

При определении налоговой юрисдикции и режима налогообложения не следует

ориентироваться только на размер налоговых ставок. В ряде случаев при

небольших 10-15% налоговых ставках законодательство устанавливает

расширенную налоговую базу, что приводит к высокому налоговому бремени.

При этом следует учитывать что, как уже было сказано ранее, наличие

небольшой налоговой ставки, установленной жестко к единице результата

деятельности делает налоговое планирование (по крайней мере текущее)

практически не возможным.

Снижение налогового бремени при формально высоких налоговых ставок в России

доступно для большинства организаций, хотя и носит избирательный характер.

В частности, существуют особые льготы для предприятий, осуществляющих

социально значимые виды деятельности, в рамках которых применяются

значительные льготы, вплоть до полной отмены рядов налогов и иногда

допускается получение субсидий от других налогоплательщиков, в рамках их

платежей в бюджеты соответствующих уровней. В большей части это касается

налогов, устанавливаемых на уровне субъектов федерации и уровне

муниципальных образований (местных органов власти).

Следует обратить особое внимание. что налоговое планирование не применяется

в случаях акцизов и в случае наличия налогов, исчисляемых в твердых ставках

с объекта обложения.

2. Выбор организационно-правовой формы

Влияет на порядок использования прибыли и возможность получения льгот.







Ахтанина Наталья

Дата последнего комментария: 2020-10-05

  • Налогообложение криптовалют. Как избежать банковских блокировок?
  • Банк заблокировал карту по 115 ФЗ. Что делать? 8 советов для физлиц.
  • 6 шагов. Как руководителю без знаний учета проверить ошибки в работе бухгалтера.

Каковы особенности, методы и инструменты налоговой оптимизации и налогового планирования?

Запомним основное правило – грамотное налоговое планирование должно быть абсолютно законным средством сохранения денежных средств компании. Результатом налогового планирования является законная налоговая оптимизация. Но есть множество нюансов, что является особенностью нашего законодательства, которые могут поставить под сомнение Вашу личную репутацию и репутацию Вашей компании.

  • 1 На что надо обратить особое внимание при налоговом планировании и осуществлении налоговой оптимизации?
  • 2 Какие методы могут применяться при осуществлении налогового планирования?
  • 3 Какие инструменты налогового планирования законны и успешно применяются?
  • 4 Эффективность налогового планирования и его защита.

На что надо обратить особое внимание при налоговом планировании и осуществлении налоговой оптимизации?

1. Наличие обоснованной деловой цели.

Это основная задача грамотного налогового планирования. Компания прежде всего должна иметь деловую цель, которую нельзя поставить под сомнение. Эта цель должна легко обосновываться и доказываться всеми необходимыми документами. К документам можно отнести:

К документам можно отнести:

– аналитические записки сотрудников

– экономические обоснования и сметы.

Суды, в вопросах получения налоговой выгоды, нередко занимают сторону налогоплательщика в основном по двум причинам, первая – хорошая подготовка к судебному процессу налогоплательщика, вторая – недостаточная доказательная база со стороны налоговиков.

2. Не применять схемы, находящиеся на особом контроле у государства, в том виде в котором они описаны.

Конечно, лучше всего применять оригинальный способ оптимизации. Однако, за основу можно брать и универсальную схему, но ее обязательно надо модифицировать с учетом специфики и местонахождения налогоплательщика, чтобы придать ей уникальность. При этом нужно соблюдать рекомендации:

– хозяйственные операции должны быть экономически оправданными и соответствовать стандартам предпринимательской деятельности;

– фактическое содержание хозяйственных операций и организационно-управленческих актов налогоплательщика не должно расходиться с их документальным оформлением;

– избегать взаимозависимости участников сделок;

– контролировать цены товаров (работ, услуг), применять рыночные цены чтобы исключить возможность пересмотра налоговыми органами цен в судебном порядке. Согласно п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Какие методы могут применяться при осуществлении налогового планирования?

Метод замены отношений

Как правило, одна и та же хозяйственная цель (приобретение имущества, получение дохода и т.д.) может быть достигнута несколькими путями. Действующее законодательство не ограничивает хозяйствующего субъекта в выборе формы и отдельных условий сделки, выборе контрагента и т.д.
Операция, предусматривающая обременительное налогообложение заменяется на операцию, позволяющую достичь ту же или максимально близкую цель, и при этом применить более льготный порядок налогообложения.

Метод разделения отношений

Метод разделения отношений базируется на методе замены. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция разделяется на несколько.
Метод разделения применяется, как правило, в случаях, когда полная замена не позволяет достичь результата, наиболее близкого к цели первоначальной операции.

Метод отсрочки налогового платежа

Срок уплаты налогов связан с моментом возникновения объекта налогообложения (моментом возникновения налогооблагаемого оборота, моментом приобретения имущества и т.д.) и налоговым периодом (месяц, квартал, год). Метод отсрочки, используя элементы прочих методов (замены, разделения и т.п.), позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения (соответственно и уплаты налога) на последующий налоговый период.

В современных экономических условиях и при значительных размерах налоговых платежей отсрочка уплаты налога в бюджет позволяет, прежде всего, экономить оборотные средства, а некоторых случаях избежать начисления пени.

Метод прямого сокращения объекта налогообложения

Метод подразумевает избавление (воздержание) от объекта налогообложения, как один из способов ухода от налогов. Объектом налогообложения может быть имущество, операции. Воздержание от осуществления некоторых видов деятельности, операций, отсутствие имущества и т.д. Данный метод преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

Какие инструменты налогового планирования законны и успешно применяются?

Инструментов для осуществления налогового планирования и налогой оптимизации множество, вот основные из них:

Учетная политика организации. Предусматриваем наиболее выгодные для Вашего предприятия способы, методы учета. Например, амортизационную премию, которая позволяет быстрее списать в расходы стоимость купленного имущества.

Амортизация безвозмездно полученного имущества. Стоимость имущества, полученного от юрлица или физлица, которое владеет более чем 50% уставного капитала компании, не учитывают в ее доходах (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). Льгота действует при условии, что имущество не передается третьим лицам в течение года со дня получения. Такое имущество амортизируется, его стоимость можно определить по рыночной цене. Суть экономии в том, что компания не тратит деньги на покупку имущества, а получает возможность снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль через амортизацию.

Специальные налоговые режимы. Применяем УСН, ЕСХН, ЕНВД, патент.

Судебные прецеденты. Смотрим судебную практику, как она сложилась в отношении планируемых сделок и т.д;

Налоговые льготы. Оцениваем, какие льготы возможно применить в Вашей деятельности, операциях. Льготы обычно выражаются в виде пониженных налоговых ставок или отсутствии налогообложения определенных операций. Например, следующие категории компаний могут применять нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.1–1.10 ст. 284 НК РФ):

– образовательные, медицинские учреждения – до 1 января 2020 года;

– резиденты технико-внедренческих ОЭЗ – до 1 января 2018 года;

– резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер, – до 1 января 2023 года;

– участники региональных инвестиционных проектов – до 1 января 2020 года;

– участники свободной экономической зоны (территории Республики Крым и Севастополя);

– резиденты территорий опережающего социально-экономического развития (их определяет Правительство РФ; например, они есть в Хабаровске, Приморском крае, на Камчатке и др.);

– резиденты свободного порта Владивосток;

– участники ОЭЗ в Магаданской области.

Оптимальные формы договорных взаимоотношений. Проверяем контрагентов на предмет возможности банкротства, соответствия критериям “однодневки” или недобросовестного налогоплательщика. Определяем в договоре оптимальные условия поставки, вид сделки, рыночную цену. Так, например, бартерные сделки изначально привлекут внимание налоговой инспекции, которая захочет и обязана, в данном случае, проверить цены на предмет соответствия рынку (ст. 40 НК РФ).

Использование разъяснений финансового ведомства, как в пользу налогоплательщика, так и против. Письма Минфина и ФНС – выражают официальное мнение государственных органов, и, принимая спорную позицию по какому-либо вопросу в применении налогового законодательства, компания должна понимать, насколько четко оценена ситуация и взвешены все “ЗА” и “ПРОТИВ”.

Создание резервов:

– Под дорогостоящий ремонт основных средств. Экономия достигается за счет «досрочного» списания затрат на ремонт имущества.

– Резерв сомнительных долгов. Если создать резерв, то просроченные долги попадают в расходы, уменьшающие прибыль, быстрее, чем станут безнадежными. Правда, отчислять в резерв можно не более 10% от выручки за месяц или квартал

9. И т.д.

Все эти инструменты законны и ими можно пользоваться при грамотном налоговом планировании.

Эффективность налогового планирования и его защита.

Налоговые схемы являются действенным инструментом в оптимизации налогообложения, но, оценивать их надо не только с точки зрения эффективности снижения налогового бремени, но и с точки зрения налогово-правовых рисков, которые могут привести к серьезным последствиям для руководителей и собственников бизнеса, так как им могут предъявить претензии в необоснованной налоговой выгоде.

Когда говорят о необоснованной налоговой выгоде. прежде всего ссылаются на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Итак. какие признаки, подтвержденные доказательной базой, свидетельствуют о получении необоснованной налоговой выгоды по Постановлению № 53:

  1. Невозможность фактического выполнения хоз. операций.
  2. Отсутствие подходящих условий для экономической деятельности (к примеру, нет нужного персонала или транспорта, отсутствуют активы, производство, склады и т.д.).
  3. Бухучет отдельных операций, без формирования целостной картины.
  4. Совершение фиктивных операций.
  5. Небольшой период существования налогоплательщика.
  6. Выявление взаимозависимости между сторонами сделки.
  7. Разовые или неритмичные операции.
  8. Проведение расчетов через один банк.
  9. Выявление фактов нарушения налогового законодательства в прошлых периодах.
  10. Проведение транзитных операций.
  11. Выполнение хоз. операций не по адресу нахождения компании.
  12. Участие посредников в сделках.

Очень часто, на практике встречаются случаи, когда руководители и собственники бизнеса настолько увлекаются самой идеей оптимизации налогообложения, что забывают о последствиях вменения необоснованной налоговой выгоды (уклонения от уплаты налогов). А последствия совсем безрадостны:

  1. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов с организации в крупном размере наступает при сумме неуплаты от 5 млн руб. за период в пределах трех финансовых лет, если не уплачено более 25% налогов, либо превышает 15 млн. руб.
  2. Ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций в особо крупном размере наступает при сумме неуплаты 15 млн. руб. за период в пределах трех финансовых лет подряд , если не уплачено 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо сумма превышает 45 млн. руб.

Оценив все вышеперечисленные факторы, необходимо учесть их при грамотном налоговом планировании. Наличие реальной деловой цели, поможет Вам доказать реальность и необходимость сделки. И, конечно же, не стоит забывать о грамотном документарном оформлении всех проведенных хозяйственных операций.

Не забываем, что в расчет берется не отдельно взятый налог, а ВСЕ неуплаты по ВСЕМ налогам за 3 финансовых года.

Безусловно, если Вы хотите достигнуть положительного экономического результата от налогового планирования, то Вам необходимо очень грамотно использовать положения действующего законодательства. Применение законных инструментов налогового планирования позволит Вам значительно снизить риски вменения необоснованной налоговой выгоды. Проанализируйте свой бизнес как в целом, так и на предмет отдельных сделок. Используйте все законные способы, которые позволяет законодательство в вашей хозяйственной сфере и, Ваши риски снизятся а финансовый результат улучшится.

Курсовая работа

по дисциплине: «Организация и методика налогового консультирования»

Тема: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Актуальность исследования. Область налогового права является одной из сложнейших областей законодательства. Прежде всего, это связано с динамичным развитием экономики и, как следствие, принятием огромного массива законодательных актов и документов, обязательных к исполнению.

Несовершенство налогового законодательства создает значительные трудности, как для российских, так и для иностранных компаний, работающих на внутреннем рынке. Поэтому налоговое консультирование приобретает всё наибольшую актуальность.

Налоговое консультирование – это вид консалтинга, осуществляемый в области налогообложения, а также строго индивидуальная услуга, оказываемая в форме поэтапного проекта с фиксированием промежуточных результатов.

Налоговое консультирование позволяет сделать налоговые платежи равномерными и рациональными, обеспечивающими репутацию аккуратного налогоплательщика при снижении общего уровня налоговых платежей и помогает выбрать оптимальную модель налогообложения в зависимости от вида деятельности организации и привести в соответствие с этой моделью договорную базу, внутренние организационные документы, элементы учетной политики и систему внутреннего контроля. Все это возможно с помощью направлений и видов налогового консультирования, которыми пользуется налоговый консультант.

Цель и задачи исследования. Цель работы – изучение и анализ основных направлений и видов налогового консультирования.

Поставленная цель исследования достигается решением следующих задач:

§ изучить направления налогового консультирования;

§ рассмотреть налоговое планирование как основное направление налогового консультирования;

§ проанализировать способы оптимизации налогообложения.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются управленческие услуги, в частности налоговое консультирование; предметом исследования – направления и виды налогового консультирования.

Теоретическая, методологическая и эмпирическая база исследования. Теоретической базой исследования послужили классические и современные труды отечественных специалистов в области налогового консультирования, в частности В.И. Алешниковой, С.В. Белоусовой, И.М. Богатой, Н.В. Бондарчука, А.В. Брызгалина, А.Р. Горбунова, И.В. Липатовой, И.В. Липатовой, Л.С. Кириной, А.В. Тильдикова, А.П. Посадского и других.

Эмпирической базой исследования послужили законодательные и нормативные акты РФ (в т.ч. Налоговый Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, законы и комментарии к ним), методические и справочные материалы, информация из специализированных и периодических изданий, информационные ресурсы Internet.

Методологической базой исследования в рамках системного подхода послужило применение субъектно-объектного, структурно-функционального, историко-логического, ретроспективного, компаративного методов исследования.

Объем и структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного содержания, заключения, библиографии, включающей 30 источников, и приложения по теме исследования. Работа изложена на тридцати девяти страницах основного текста, включая библиографию, содержит одну таблицу, одно приложение, состоящие из двух рисунков. Структура работы отражает общую идею и логику исследования.

1. Направления налогового консультирования

Налоговое консультирование (консультирование по налогам и сборам) – это вид профессиональной деятельности по оказанию консультаций, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Помощь при применении налогового законодательства будет полезна любому предприятию, так как для эффективного взаимодействия с налоговыми органами необходимо постоянно отслеживать изменения не только законодательства, но и подзаконных актов, судебной практики.

Рассматривая российский рынок консультационных услуг в сфере налогообложения, следует отметить, что субъектный состав консультантов, способных оказывать и реально оказывающих услуги по вопросам налогообложения, весьма разнообразен. Это юристы, адвокаты и экономисты, специализирующиеся в области налогового права (как частнопрактикующие, так и работающие в профессиональных организациях), аудиторы и аудиторские компании.

Консультации в области налогообложения оказываются сегодня как публично (публичный консалтинг), так и в частном порядке (заранее определенному кругу покупателей). Можно встретить и компании, ориентированные на абонентское (прикрепленное) обслуживание крупных клиентов и специализирующиеся в проработке сложных вопросов. Как правило, это аудиторские компании, которые одновременно консультируют своих аудируемых лиц по вопросам налогообложения, либо адвокатские компании и консультирующие своих клиентов, и защищающие их в суде во время налоговых споров.

2. Налоговое планирование как основное направление налогового консультирования

2.1 Роль налогового планирования в рамках налогового консультирования в финансово-хозяйственной деятельности организаций (предприятий)

Налоговое планирование – формирование хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета и финансовых результатов, которое при прочих равных показателях ведет к наименьшим размерам выплат налогов и других аналогичных платежей.

Иными словами, речь идет об оптимизации и минимизации налогообложения отдельных предприятий.

Необходимость налогового планирования на предприятиях обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, меняющейся кредитной ставкой Центрального банка РФ, а во-вторых, возможными проверками со стороны налоговых органов. Но самое главное – планирование налогов позволяет предприятиям достичь такого положения, когда налоги можно будет уплачивать по минимуму.

Налоговое планирование основывается на принципах:

§ платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов;

§ платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока.

Элементами налогового планирования являются:

1. Налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты требуемых налогов, а также представления отчетности.

2. Стратегия минимизации (или оптимизации) налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии.

3. Строгое исполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию на срок свыше 4 месяцев.

4. Удовлетворительное состояние бухгалтерского учета. …

3. Выбор способа оптимизации налогообложения

3.1 Оптимизации налогов с помощью договоров

Реализация коммерческих планов любого хозяйствующего субъекта, будь то предприятие или индивидуальный предприниматель, невозможна без совершения сделок и заключения договоров. Договор – та форма, в которой воплощаются все замыслы и расчеты бизнесменов. Заниматься предпринимательством и не заключать сделки, не подписывать договоры и документы по его исполнению просто невозможно.

Значение договора в финансово-хозяйственной деятельности недооценивать нельзя. Дело в том, что большинство положений действующего гражданского законодательства имеют диспозитивный характер. Это означает, что стороны практически любого договора вправе решить в нем те или иные вопросы исключительно по своему усмотрению, не придерживаясь строго тех рекомендательных форм и конструкций, которые установлены в законе.

Кроме того, юридически грамотно составленный договор – это гарантия успешного достижения преследуемых хозяйствующим субъектом целей и задач, в том числе и оптимизация налогов, а также эффективной защиты его прав и законных интересов. Напротив, некорректный и непродуманный договор практически неизбежно влечет возникновение проблем, причем не только в гражданско-правовом плане (споры по порядку исполнения договора, взыскание неустоек и штрафов за нарушение условий договора и т.д.), но и в ряде случаев от вида и содержания договора зависит тот или иной режим налогообложения. Как правило, объект налогообложения возникает из сделок налогоплательщика, совершаемых на основании договора. Правильное составление договора является одним из основных инструментов налогового планирования в рамках налоговой оптимизации.

налоговый консультирование финансовый анализ

Проведенный в данном исследовании анализ позволил сформулировать следующие теоретические и практические выводы:

1. Налоговое консультирование (консультирование по налогам и сборам) – это вид профессиональной деятельности по оказанию консультаций, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

2. Содержание услуг по налоговому консультированию весьма многообразно. Это консультационное сопровождение налоговых споров; разработка схем минимизации налогообложения; частные ответы на отдельные вопросы налогообложения; разработка учетной политики организаций в целях налогообложения; оценка налоговых последствий заключенных договоров; налоговый аудит.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: части первая, вторая и третья. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – 496 с.

2. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Норма: Норма-Инфра-М, 2002. – 128 с.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: части первая и вторая. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007. – 712 с.

4. Об организации и проведении консультационной работы [Электронный ресурс]: письмо МНС РФ от 16.05.2000 г. № АП – 6 – 15/377. – Режим доступа: http://infopravo.by.ru/fed2000/ch05/akt18731.shtm

5. Полный сборник кодексов Российской Федерации [Текст]: офиц. тексты / вступ. ст. Б. Грызлова. – М.: Омега-Л, 2005. – 1064 с.

6. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов [Текст] / В.И. Алешникова. – М.: Инфра-М, 2007. – 185 с.

7. Белоусова С.В. Оптимизация и минимизация налогообложения: готовые способы экономии [Текст] / С.В. Белоусова. – М.: Вершина, 2007. – 160 с.

8. Бондарчук Н.В. Финансовый анализ для целей налогового консультирования [Текст] / Н.В. Бондарчук, З.М. Карпасова. – М.: Вершина, 2006. – 142 с.

9. Брызгалин А.В. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика [Текст] / А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин; под ред. к.ю.н. А.В. Брызгалина. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2005. – 304 с.

10. Горбунов А.Р. Налоговое планирование и создание компаний за рубежом [Текст] / А.Р. Горбунов. – М.: Анкил, 2000. – 192 с.

11. Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения [Текст] / С.М. Джаарбеков. – 3-е изд,. доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2005. – 816 с.

12. Медведев А.Н. Налоговые аспекты договорной работы в коммерческой организации [Текст] / А.Н. Медведев. – М.: Учебный центр МФЦ, 2005. – 280 с.

13. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент [Текст] / Д.Ю. Мельник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 352 с.

14. Налоговое право [Текст]: учеб. для вузов / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ФБК-Пресс, 2007. – 247 с.

15. Посадский А.П. Основы консалтинга [Текст] / А.П. Посадский. – М.: ГУ ВШЭ, 2006.

16. Cелезнева Н.Н. Налоговый менеджмент: администрирование, планирование, учет [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Н.Н. Селезнева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 224 с.

17. Тильдиков А.В. Основы налогового консультирования [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.В. Тильдиков. – М.: УМЦ при МНС РФ, 2005. – 215 с.

18. Зудина Л.В. Новая профессия – налоговый консультант [Текст]: интервью с Д.Г Черником, президентом Палаты налоговых консультантов, президентом ЗАО «МЦФЭР-консалтинг», д.э.н. / Л.В. Зудина // Консультант. – 2003. – № 10. – С. 11 – 14.

19. Кирина Л.С. Основные направления и виды налогового консультирования [Текст] / Л.С. Кирина // Предпринимательство. – 2006. – № 6.

20. Липатова И.В. Налоговое планирование [Текст]: принципы, методы, правовые вопросы / И.В. Липатова // Финансы. 2006. № 7. – С. 28 – 32.

21. Новопашина Е.А. К вопросу о содержании финансового анализа в налоговом консультировании [Текст] / Е.А. Новопашина // Налоги. Инвестиции. Капитал. – 2006. – № 4 – 6.

Читайте также: