Новая налоговая накладная 2021

Опубликовано: 15.05.2024

Такском


С июля в боевом режиме заработает система прослеживаемости, а вместе с ней начнётся новый этап перехода бизнеса на ЭДО. Изменения коснутся налоговых проверок, аннулирования отправленной отчётности и блокировки счетов, закончится отсрочка для ИП по ККТ, и начнут действовать новые правила выдачи электронной подписи. Давайте посмотрим, какие изменения налогового законодательства ждут нас в ближайшем будущем.

👉 Подписывайтесь на блог Такском, чтобы не пропустить самое важное 👈

Итак, 1 июля 2021 года принесёт нам следующие перемены.

Появятся новые основания для аннулирования отчётности, уже отправленной в ФНС

— отчётность подписана лицом, не имеющим таких полномочий или с помощью электронной подписи уже умершего лица;

— руководитель, который подписал отчётность, дисквалифицирован или о нём в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений;

— в данных ЕГРЮЛ указано, что страхователь прекратил свою деятельность;

— декларация по НДС не соответствует контрольным соотношениям.

Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ

Инспекции смогут чаще назначать повторные выездные проверки

Если в уточнённой декларации увеличена сумма НДС или акциза к возмещению.

Федеральный закон от 29.12.2020 N 470-ФЗ

Упростится переход на налоговый мониторинг

Минимальная совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за предшествующий год снизится до 100 млн рублей; минимальный суммарный объём полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчётности – до 1 миллиарда рублей.

Федеральный закон от 29.12.2020 N 470-ФЗ

Получить электронную подпись для юрлиц, ИП и нотариусов можно будет в ФНС, либо в удостоверяющем центре, аккредитованном по новым правилам

Кредитные организации будут получать ЭП в Банке России, а бюджетные – в Федеральном казначействе. Получить электронную подпись для физического лица по-прежнему можно в любом удостоверяющем центре.

Федеральный закон N 63-ФЗ

Расширится сфера применения карты «Мир»

Карты «Мир» должны принимать все продавцы, у которых выручка за прошлый год составила более 20 000 000 руб.

Центробанк начнёт штрафовать банки, которые перечисляют детские пособия на карты Visa или Mastercard.

Информационное письмо Банка России от 18.12.2020 N ИН-04-45/175

Вводится новая отчётность для предприятий-участников системы прослеживаемости импортных товаров

Предприятия, которые осуществляют операции с прослеживаемыми товарами, должны будут представлять в инспекцию отчёт об операциях и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости.

Федеральный закон от 09.11.2020 N 371-ФЗ

Действуют новые формы счетов-фактур и корректировочных счетов-фактур

Это связано с внедрением системы прослеживаемости. В документы добавятся новые графы с реквизитами документов об отгрузке, а также количеством и единицей измерения товаров. В корректировочном счёте-фактуре добавятся графы для страны происхождения товара и номера декларации или партии товара.

Постановление Правительства РФ от 02.04.2021 N 534

Увеличится период перед блокировкой счета по итогам несдачи отчётности

Теперь, если организация не сдала отчётность, счёт будет блокироваться через 20 рабочих дней, а не через 10.

Федеральный закон от 09.11.2020 N 368-ФЗ

Чтобы не допустить блокировки счетов, воспользуйтесь сервисом для сдачи электронной отчетности Онлайн-Спринтер. Встроенный календарь бухгалтера напомнит о предстоящей сдачи отчётности, а автоматическая проверка убережёт от ошибок.

Заканчивается отсрочка по применению ККТ для ИП

ИП без персонала, оказывающие услуги, работы и продающие товары собственного производства станут применять онлайн-кассы на общих основаниях.

Ст. 2 Закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 19 апреля 2021 г. № СД-4-2/5238 О примененении налогоплательщиками тех или иных форм или форматов транспортной накладной для документирования гражданско-правовых отношений, возникающих по факту перевозки грузов

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

Согласно Положению о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395, Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере автомобильного транспорта.

В связи с этим, оценка Федеральной налоговой службой правильности применения налогоплательщиками тех или иных форм или форматов транспортной накладной для документирования гражданско-правовых отношений, возникающих по факту перевозки грузов, а также принятие решений в отношении сроков действия того или иного порядка документирования грузовых перевозок в компетенцию Федеральной налоговой службы не входит.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной (пункт 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 8 Устава Автомобильного транспорта (далее - УАТ)). Пунктом 2 статьи 8 УАТ установлено, что форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2200 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации" утверждена форма транспортной накладной (Приложение № 4). Соответственно, транспортная накладная является документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу статьи 252 НК РФ иные документы при отсутствии транспортной накладной могут быть расценены как документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы.

Статьей 313 НК РФ предусмотрено, что основанием для принятия к налоговому учету расходов на перевозку грузов являются первичные учетные документы, то есть документы, подтверждающие изменение финансового положения контрагентов в результате заключения и исполнения договора перевозки.

Необходимо отметить, что транспортная накладная может быть применена как первичный учетный документ исключительно при наличии реквизитов, определенных статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", то есть транспортная накладная по форме, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2200, принимается к бухгалтерскому и налоговому учету при правильном заполнении раздела 16. При не заполнении данного раздела, транспортная накладная является документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и, согласно статье 252 НК РФ, подтверждающим затраты на перевозку. При этом для целей отражения в бухгалтерском и налогом учете на такую перевозку должен быть оформлен первичный учетный документ, отвечающий требованиям статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Вследствие этого, представление организациями документов, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области транспорта, является достаточным условием для подтверждения правомерности признания расходов в целях налогообложения (при соответствующей цели их несения).

Вместе с тем, пунктом 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, установлено требование отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой). В силу этого, отступление налогоплательщика от установленных гражданским законодательством в конкретный момент времени требований в области оформления грузовых перевозок не может быть единственным условием, достаточным для признания неправомерным учета понесенных расходов в целях налогообложения. В таких случаях при проведении мероприятий налогового контроля налоговые органы будут учитывать всю совокупность конкретных обстоятельств, свидетельствующих о реализации налогоплательщиком своих прав по исчислению налоговой базы в пределах, установленных статьей 54.1 НК РФ.

Также следует отметить, что в целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, связанного с договором перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и с договором транспортной экспедиции, в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 26 от 26.06.2018 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции", в частности, указано, что отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, при разрешении спора о подтверждении перевозки суд будет оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Помимо этого, суд будет оценивать относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

Обзор документа

ФНС подготовила разъяснения об учете расходов на перевозку при наличии и отсутствии транспортной накладной.


  • Что нового в транспортной накладной с 2021 года
  • Когда нужна транспортная накладная
  • Кто и как оформляет транспортную накладную

С 01.01.2021 действуют новые правила автотранспортных грузоперевозок (утв. постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200, далее — Правила № 2200). Правила перевозок и оформления документов по ним из постановления от 15.04.2011 № 272 утратили силу.

Нововведения отразились в том числе и на правилах оформления транспортных документов. Так, упомянутое постановление № 2200 утвердило новую форму транспортной накладной (ТН).

Что нового в транспортной накладной с 2021 года

Согласно новым правилам, ТН может быть сформирована как на бумажном носителе, так и в электронной форме (ранее электронная форма для ТН не была предусмотрена). Однако электронный способ станет доступен только с 01.01.2022. К этой дате ФНС (в сотрудничестве с Минтрансом) должны разработать формат ее представления.

Среди новшеств в бланке можно отметить:

  • новые поля, которые нужно заполнять, если грузоотправитель является экспедитором (например, нужно дополнительно указать реквизиты юрлица — заказчика перевозки);
  • в разделе «Прием груза» отражают сведения о лице, от которого забирается груз;
  • нужно указывать код типа владения транспортным средством (собственность, аренда или лизинг);
  • скорректирован раздел, в котором отражают стоимость услуг перевозчика.

В письме от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС Минтранс указал, что все поля транспортной накладной обязательны к заполнению, за исключением случаев, когда информация имеет отметку «(при необходимости)».

Когда нужна транспортная накладная

Транспортная накладная составляется в обязательном порядке при перевозке груза автомобильным транспортом по территории России (ч. 1 ст. 8 закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, п. 2 ст. 785 ГК, п. 7 Правил № 2200). Составляют ее на одну или несколько партий грузов, перевозимых на одном транспортном средстве (пп. 10, 12 Правил № 2200).

  • подтверждает факт заключения договора перевозки;
  • является одним из документов, подтверждающих реальность сделки;
  • обосновывает расходы в налоговом и бухучете.

Если ТН не будет, налоговики могут снять расходы, оштрафовать компанию за занижение базы по прибыли и начислить пени. Могут быть вопросы и к вычету по НДС.

Также за перевозку груза без ТН, в случае когда ее оформление обязательно, могут наказать водителя — по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ это предупреждение или штраф в сумме 500 руб.

ТН всегда составляется, если:

  • доставку товара осуществляет транспортная организация, при этом неважно, кто выступает заказчиком перевозки: продавец или покупатель;
  • товар доставляет продавец и при этом стоимость доставки выделена в договоре отдельно.

ТН не составляется при:

  • доставке товара транспортом продавца, если транспортировка включена в цену товара;
  • самовывозе товара покупателем.

В каких случаях надо оформлять транспортную накладную, а в каких товарно-транспортную накладную, рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Чтобы ознакомиться с разъяснениями, получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите в готовое решение.

Кто и как оформляет транспортную накладную

По общему правилу ТН выписывает заказчик перевозки. Если это покупатель, то документ составляет покупатель, если продавец, то продавец. Однако закрепить обязанность составлять ТН можно и за перевозчиком. Это нужно прописать в договоре. Нюансы заполнения транспортной накладной при участии в перевозке экспеитора разъясняются в письме Минтранса от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС.

Оформляют ТН в трех экземплярах — для каждого участника транспортировки. Участвуют в заполнении документа все стороны договора перевозки: каждый участник указывает в ней свою информацию, заполняя реквизиты полностью или в своей части, проставляя, где нужно, подписи и печати.

Например, заглавные реквизиты (дату и номер ТН, номер экземпляра, дату и номер заявки, сведения о грузоотправителе и грузополучателе и др.) заполняет составитель документа. А в разделе 7 «Сдача груза» тем или иным способом отмечаются все участники перевозки.

Правильно заполнить новую транспортную накладную с 2021 года вам поможет образец с комментариями от экспертов «КонсультантПлюс», фрагмент которого представлен ниже. Посмотреть образец полностью можно бесплатно, получив пробный доступ к системе.

Отразить транспортные расходы в бухучете вам поможет наша статья.

У межах реалізації вимог Закону №466 виникла необхідність у внесенні змін до форм звітності з ПДВ, податкової накладної та РК та порядків їх заповнення.

У зв'язку з цим Мінфін наказом від 02.12.2020 р. №734 (зареєстрований в Міністерстві юстиції 26.01.2021 р. за №100/35722) виклав у новій редакції форми:

- податкової накладної та розрахунку коригування кількісних і вартісних показників до податкової накладної. А також внесено зміни до Порядку заповнення податкової накладної. Зокрема, зазначено, що у рядку "код" ПН зазначається ознака джерела податкового номера відповідно до реєстру, якому належить податковий номер особи:

  • 1 - Єдиний державний реєстр підприємств та організацій України (ЄДРПОУ);
  • 2 - Державний реєстр фізичних осіб - платників податків (ДРФО);
  • 3 - реєстраційний (обліковий) номер платника податків, який присвоюється контролюючими органами (для платників податків, які не включені до ЄДРПОУ);
  • 4 - серія (за наявності) та номер паспорта (для фізичних осіб, які через свої релігійні переконання відмовляються від прийняття реєстраційного номера облікової картки платника податків та офіційно повідомили про це відповідний контролюючий орган і мають відмітку у паспорті).

Рядок "код" заповнюється у разі заповнення рядка "Податковий номер платника податку або серія (за наявності) та номер паспорта" податкової накладної.

Також уточнено, що кількість найменувань поставлених товарів/послуг у одній податковій накладній не може перевищувати 99999 позицій (раніше - 9999).

- податкової декларації з ПДВ з додатками:

  • Додаток 1. Відомості про суми податку на додану вартість, зазначені у податкових накладних / розрахунках коригування до податкових накладних, не зареєстрованих в Єдиному реєстрі податкових накладних, та про податковий кредит з урахуванням його коригування (Д1)
  • Додаток 2. Довідка про суму від'ємного значення звітного (податкового) періоду, яка зараховується до складу податкового кредиту наступного звітного (податкового) періоду (Д2)
  • Додаток 3. Розрахунок суми бюджетного відшкодування (Д3)
  • Додаток 4. Заява про повернення суми бюджетного відшкодування та/або суми коштів на рахунку у системі електронного адміністрування податку на додану вартість та/або врахування реєстраційної суми платника податку, що реорганізується, в обрахунку реєстраційної суми правонаступника (Д4)
  • Додаток 5. Розрахунок сум податку на додану вартість, не сплачених суб'єктом господарювання до бюджету у зв'язку з отриманням податкових пільг, та/або показників, відповідно до яких підприємства (організації) належать до підприємства (організації) осіб з інвалідністю (Д5)
  • Додаток 6. Розрахунок (перерахунок) частки використання товарів/послуг, необоротних активів в оподатковуваних операціях (Д6)
  • Додаток 7. Заява про допущення продавцем товарів/послуг помилок при зазначенні обов'язкових реквізитів податкової накладної та/або порушення продавцем/покупцем граничних термінів реєстрації в Єдиному реєстрі податкових накладних податкової накладної та/або розрахунку коригування (Д7)
  • Додаток 8. Розрахунок податкових зобов'язань за операціями, визначеними в статті 161 Закону України "Про державну підтримку сільського господарства України", та питомої ваги вартості сільськогосподарських товарів/послуг (ДС8).

Крім того, внесено зміни до Порядку заповнення податкової звітності з ПДВ. Зокрема:

  • скасовано додаток 1 до Порядку „Заява про вибір квартального звітного (податкового) періоду”;
  • у новій редакцій викладено Повідомлення про делегування філіям (структурним підрозділам) права складання податкових накладних та розрахунків коригування;
  • спрощено процедуру заповнення звітності з ПДВ шляхом об’єднання додатків 1 та 5 до декларації з ПДВ та, відповідно, скасування обов’язку щодо відображення розшифровки податкових зобов’язань платника податку за звітний період у розрізі контрагентів, що заповнюються платниками податку у таблиці 1 додатка 5 до податкової декларації з ПДВ;
  • доповнено додаток 4 до декларації з ПДВ інформацією стосовно відомостей щодо зміни поточного рахунку платника податків, яка, відповідно, дасть змогу уникнути непорозумінь при поверненні суми бюджетного відшкодування у разі зміни поточного рахунку такого платника податку, зазначеного в раніше поданій ним заяві у додатку 4 до декларації з ПДВ тощо.

- уточнюючого розрахунку податкових зобов'язань з податку на додану вартість у зв’язку з виправленням самостійно виявлених помилок.

Також підкориговано форму розрахунку податкових зобов'язань, нарахованих отримувачем послуг, не зареєстрованим як платник податку на додану вартість, які постачаються нерезидентами, у тому числі їх постійними представництвами, не зареєстрованими платниками податків, на митній території України. Слова "ініціали та прізвище" замінено словами "Власне ім'я ПРІЗВИЩЕ".

Докладніще усі зміни розглянемо в окремому аналітичному матеріалі від редакції.

З якої дати слід застосовувати нові форми?

Цей наказ набере чинності з 1 числа місяця, що настає за місяцем його офіційного опублікування. Наказ було опубліковано в Офіційному віснику від 02.02.2021 р. №8. Відповідно його норми запрацюють з 1 березня.

Відповідно нові форми податкової накладної і розрахунку коригування ми будемо застосовувати з 1 березня. Сподіваємося, що ДПС до цього часу розробить нові шаблони форм і реєстрація ПН/РК буде проводитися без затримки.

А ось з новими формами звітності з ПДВ буде трохи інакше і це потребує роз’яснень від ДПС.

За п. 46.6 ПКУ до визначення нових форм декларацій (розрахунків), які набирають чинності для складання звітності за податковий період, що настає за податковим періодом, у якому відбулося їх оприлюднення, є чинними форми декларацій (розрахунків), чинні до такого визначення. Ця норма повинна працювати так: нова форма звітності ПДВ набрала чинності з 1 березня, застосовувати її треба, починаючи зі звітування за березень (тобто, у квітні). Проте є два важливих «але».

По-перше, податківці подекуди зневажають нормами п. 46.6 ПКУ і вимагають складати звітність за новою формою одразу після того, як вона набирає чинності. Основний аргумент при цьому: зміни, що внесені у звітність, настільки важливі, що не можна чекати, їх треба враховувати вже зараз. Тому ми уважно стежитиме за новинами від ДПС, що податківці говоритимуть щодо першого звітного періоду для нової звітності з ПДВ.

По-друге, це виправлення помилок у раніше поданій звітності, за якою формою УР їх виправляти. Справа в тому, що п. 50.1 ПКУ говорить, що уточнюючий розрахунок повинен подаватись за тією формою, яка діє на час його подання! Отже, якщо щодо дати першого застосування нових звітних форм ще є певні сумніви, щодо УР їх бути не повинно – з дати, коли наказ набере чинності, набере чинності і нова форма УР. І виправляти помилки треба буде саме в цій новій формі. Хоча і тут все впирається в новий шаблон, який ДПС повинна встигнути розробити і розмістити в електронних сервісах. Чим скоріше він з’явиться, тим скоріше платники матимуть можливість виправляти помилки в електронному вигляді за чинною формою УР.

УВАГА!
Тепер ви можете читати бухгалтерські новини від «Дебету-Кредиту» у Telegram та VIBER. Приєднуйтесь і дізнавайтесь найважливіші новини першими!

Обратите внимание: новостная лента «Дебет-Кредит» содержит не только редакционные материалы, но также статьи сторонних авторов, разъяснения сотрудников фискальной службы и т.п.

Данные материалы, а также комментарии к ним, отражают исключительно точку зрения их авторов и могут не совпадать с точкой зрения редакции.

Редакция не идентифицирует лица комментаторов, а не модерирует тексты комментариев и не несет ответственности за их содержание.

09.02.2021 18801 2 4

Приказом Минфина от 02.12.20 г. № 734 (далее – Приказ № 734) внесены изменения в формы и Порядки заполнения налоговой накладной (далее – НН) и декларации по НДС. И если в налоговой накладной изменения только точечные, то с декларацией все намного интереснее. Чего стоит только исключение ее приложения 5 «Розшифровки податкових зобов’язань та податкового кредиту в розрізі контрагентів (Д5)». Также претерпела метаморфозы основная часть декларации и ее приложения.

Но, прежде чем погрузимся в рассмотрение сути изменений, выясним, когда плательщикам нужно будет начинать использовать новые формы.

Старт использования новых форм

Приказ № 734 вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его официального опубликования (см. п. 4 Приказа № 734). Поскольку документ опубликован в Официальном вестнике Украины № 8 от 02.02.21 г., то с 1 марта 2021 года налоговые накладные/расчеты корректировки (далее – НН/РК) нужно будет составлять по новой форме.

Согласно предписаниям п. 46.6 Налогового кодекса (далее – НК) новые формы деклараций (расчетов) применяют с периода, следующего за периодом обнародования. А так как обновленные формы обнародовали в феврале, то согласно НК плательщики впервые их будут использовать для отчетности по НДС за март 2021 года в апреле.

Несколько быстрее вступит в обращение обновленная форма уточняющего расчета к декларации по НДС. Ведь согласно п. 50.1 НК уточняющий расчет к налоговой декларации представляют по форме, действующей на время его представления. Поэтому с 01.03.21 г. исправлять ошибки в декларации по НДС нужно будет с помощью обновленной формы уточняющего расчета.

Надеемся, сюрпризов не будет, и налоговики озвучат аналогичные утверждения по поводу начала применения новых форм.

Обновленная декларация по НДС

«Шапка» декларации

Из поля 02 «Звітний (податковий) період» декларации и всех ее приложений удалили ячейку для указания квартала. Ведь квартальный отчетный период по НДС, которым пользовались единщики, отменен Законом от 16.01.20 г. 466-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве» (далее – Закон № 466). И с июля 2020 года единым отчетным периодом для всех плательщиков НДС будет один календарный месяц (п. 202.1 НК).

Соответственно, из формы декларации исчезли отметки о:

  • представлении к декларации заявления о выборе квартального отчетного периода;
  • переходе на месячный налоговый период с текущего отчетного (налогового) периода.

Также «подогнали» под действующие нормы НК раздел ІІ «Отчетный (налоговый) период и сроки представления декларации» Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина от 28.01.16 г. № 21 (с учетом изменений, внесенных Приказом № 734, далее – Порядок № 21).

В поле 03 «Платник» декларации ФЛП – плательщик НДС, указывая свои данные, отчество пишет только при наличии такой части имени в регистрационных документах.

Строки 4.1.1. и 4.2.1

Это новые строки для отдельного отражения корректировок компенсирующих налоговых обязательств, начисленных согласно пунктам 198.5 и 199.1 НК (см. фрагмент ниже).

Фрагмент

Нараховано податкових зобов’язань відповідно до пункту 198.5 статті 198 та пункту 199.1 статті 199 Податкового кодексу України (далі – Кодекс) за операціями, що оподатковуються за:

4.1.1

Д1, Д6

коригування податкових зобов’язань

4.2.1

Д1, Д6

коригування податкових зобов’язань

Ранее такие корректировки сворачивали и показывали вместе с начисленными в отчетном периоде компенсирующими НДС-обязательствами в разрезе ставок налога 20% и 7% соответственно в строках 4.1 и 4.2 декларации. И узнать о суммах корректировок можно было только из таблицы 1 приложения 1 «Розрахунок коригування сум податку на додану вартість (Д1)».

Однако у нового приложения Д1 теперь несколько иное назначение (об этом мы расскажем в следующем разделе статьи), поэтому и возникла необходимость развернуть данные о корректировке в самой декларации.

В строках 4.1.1 и 4.2.1 декларации показывают, в частности, корректировку налоговых обязательств в случае проведения годового перерасчета НДС согласно ст. 199 НК.

Заметьте: суммы корректировки компенсирующих НДС-обязательств, зафиксированные в новых строках 4.1.1 и 4.2.1 с соответствующим знаком (+/-), участвуют в расчете общей суммы НДС-обязательств отчетного периода в строке 9. Поэтому дублировать такие суммы в строках 4.1 и 4.2 декларации не нужно.

Строка 5.1.1

Строка 5.1.1 «з рядка 5.1 сума коригування обсягів за такими операціями» это еще одна новая корректирующая строка декларации. В ней отражают корректировку объемов поставок, освобожденных от НДС согласно ст. 197 НК, подразд. 2 разд. XX НК международными договорами (соглашениями). Но, в отличие от остальных новоиспеченных корректирующих строк, эта строка является справочной. Ведь в ней указывают суммы корректировок, уже учтенные в показателях строк 5 и 5.1 декларации.

Строки 6 и 13

К сожалению, обновленная декларация не учитывает изменения в НК, внесенные Законом от 04.11.20 г. № 962–IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по государственной поддержке культуры, туризма и креативных индустрий», вступившие в силу с 01.01.20 г. Последний предусмотрел сниженную ставку НДС в размере 7% для отдельных услуг в сфере культуры, креативных индустрий, туризма. Ведь при получении услуг из места поставки на таможенной территории Украины от нерезидента, которые облагаются по разным ставкам НДС, плательщику – получателю придется показывать НДС-обязательства по таким услугам в одной строке декларации по НДС (строка 6). Аналогичная ситуация с налоговым кредитом по таким приобретениям нерезидентских услуг. НДС, определенный по разным ставкам, также осядет в одной строке – а именно строке 13 декларации.

Поэтому колонка Б строк 6 и 13 декларации не всегда будет соответствовать 20 % значения колонки А.

Строка 16.3

Как и ранее, в ней указывают суммы увеличения/уменьшения отрицательного значения налога (а также сумму отрицательного НДС реорганизованного налогоплательщика, которая переносится в налоговый кредит правопреемника), согласованные по результатам проверки контролирующего органа. Единственное – уточнили, что ее следует заполнять в отчетном периоде, на который приходится день согласования налогового уведомления-решения, учитывая процедуры административного обжалования в соответствии со ст. 56 НК (пп. 5 п. 4 разд. V Порядка № 21).

Колонка «Код приложения»

Здесь изменились коды. Причина – исключение из НДС-отчетности приложения Д5 (расшифровки контрагентов). Поэтому нумерация всех следующих приложений сместилась:

Д1

Д2

Д3

Д4

Д5

Д6

Д7

Д8

ДС9

Стало

Д1

Д2

Д3

Д4

Д5

Д6

Д7

ДС8

Подписание декларации

Лица, подписывающие НДС-отчетность, рядом с фамилией вместо инициалов теперь будут указывать собственное имя. Согласно ч. 2 ст. 28 Гражданского кодекса имя физического лица, которое является гражданином Украины, состоит из фамилии, собственного имени и отчества, если иное не следует из закона или обычая национального меньшинства, к которому оно относится. Поэтому отчество здесь можно не указывать.

Изменения в приложениях к декларации по НДС

Как сказано выше, приложений стало меньше в связи с исключением из НДС-отчетности приложения 5 (расшифровки контрагентов).

Если не принимать во внимание изменение нумерации, косметические изменения и несущественные «ляпы», то можно считать, что изменения затронули только три приложения: 1, 4 и 6. Их рассмотрим детальнее.

Приложение 1 «Відомості про суми податку на додану вартість, зазначені у податкових накладних/розрахунках коригування до податкових накладних, не зареєстрованих в Єдиному реєстрі податкових накладних, та про податковий кредит з урахуванням його коригування (Д1)»

Часть информации, которую отражали в старом приложении 5 (расшифровки контрагентов), нужно будет раскрывать в новом приложении 1. Поэтому последнее претерпело больше всего метаморфоз по сравнению с другими приложениями.

Вспомним: изначально это приложение было предназначено для расчета сумм корректировки налоговых обязательств и налогового кредита. Начиная с июня 2018 года плательщики НДС в отдельных таблицах 1.1 и 1.2 справочно приводили перечень увеличивающих расчетов корректировки, которые на дату представления декларации не были зарегистрированы в ЕРНН.

Теперь раздел I «Податкові зобов’язання» приложения 1 содержит две таблицы:

  • Таблица 1.1 «Відомості про включені суми податку на додану вартість, вказані в податкових накладних, не зареєстрованих в Єдиному реєстрі податкових накладних на дату подання податкової декларації з податку на додану вартість, до суми податкових зобов’язань за звітний (податковий) період»;
  • Таблица 1.2 «Відомості про коригування податкових зобов’язань згідно зі статтею 192 та пунктом 199.1 статті 199 розділу V Кодексу у разі збільшення суми компенсації за звітний (податковий) період на підставі розрахунків коригування, складених у звітному (податковому) періоді та не зареєстрованих в Єдиному реєстрі податкових накладних на дату подання податкової декларації з податку на додану вартість».

Как видим из названий таблиц, в них отражаются данные исключительно из НЕ зарегистрированных на дату представления декларации в ЕРНН налоговых накладных (таблица 1.1) и увеличивающих расчетов корректировки (таблица 1.2). К тому же, речь идет только о незарегистрированных НН и РК за отчетный период.

Таблица 1.1 нового приложения напоминает таблицу 1 исключенного приложения 5 (расшифровки контрагентов). Но ключевое отличие в том, что в таблице 1.1 приложения 1 указывают данные:

  • в разрезе налоговых накладных и ставок налога;
  • только из не зарегистрированных в ЕРНН налоговых накладных, составленных за отчетный период.

Тогда как в таблице 1 старого приложения 5 данные приводятся в разрезе контрагентов и вне зависимости от того, попала НН в ЕРНН или нет.

В таблице 1.1 приложения 1 отражаем как НН, составленные на операции по поставке товаров/услуг (строки 1.1 и 1.2 декларации), так и НН с компенсирующими НДС-обязательствами (строки 4.1 и 4.2 декларации). Конечно, если они не попали в ЕРНН.

В Таблице 1.2 нового приложения 1 фиксируем только корректировку на увеличение налоговых обязательств в разрезе РК, не зарегистрированных в ЕРНН. Это, собственно, то, что отличает ее от таблицы 1 старого приложения 1, в которой фиксировались все корректировки НДС-обязательств в разрезе НН, данные которых корректировались.

В таблице 1.2 плательщикам НДС не удастся показать увеличивающую корректировку налоговых обязательств по нерезидентским услугам с 7%-ной ставкой НДС, расчет корректировки по которым своевременно не попал в ЕРНН. Дело в том, что в соответствующих строках таблицы напротив графы 8 (ставка 7%) проставлены крестики.

Раздел ІІ «Податковий кредит» нового приложения 1 также содержит две таблицы:

  • Таблица 2.1 «Відомості про операції з придбання з податком на додану вартість, які підлягають оподаткуванню за основною ставкою та ставкою 7 %» (ранее это была таблица 2 разд. ІІ приложения 5);
  • Таблица 2.2 «Відомості про коригування податкового кредиту згідно зі статтею 192 розділу V Кодексу» (до изменений это таблица 2 приложения 1).

В этих таблицах придется расписать весь налоговый кредит и его корректировку за отчетный период. Собственно, как это делали плательщики НДС ранее в соответствующих таблицах приложений 1 и 5. Теперь эти данные будут указываться в одном приложении.

Приложение 4 «Заява про повернення суми бюджетного відшкодування та/або суми коштів на рахунку у системі електронного адміністрування податку на додану вартість платника податку та/або врахування реєстраційної суми платника податку, що реорганізується, в обрахунку реєстраційної суми правонаступника (Д4)»

В данном приложении появились поля для изменения реквизитов счета, на который налоговики должны возвратить сумму бюджетного возмещения, заявленного плательщиком. Когда и как заполнять эти поля, описано в новом п. 23 разд. ІІІ Порядка № 21. Здесь сказано: в случае изменения счета плательщика НДС, указанного в ранее поданном заявлении о возврате суммы бюджетного возмещения (приложение 4 к декларации), на который налогоплательщик пожелал получить бюджетное возмещение, такой плательщик вправе подать в составе декларации заявление (приложение 4), в котором указывает сведения об измененных реквизитах своего счета, на который необходимо перечислить сумму бюджетного возмещения.

Если изменение счета для получения бюджетного возмещения произошло у экс-НДВшника, такое лицо может подать контролирующему органу по месту учета плательщика НДС уведомление произвольной формы об изменении реквизитов счета, на который нужно перечислить сумму бюджетного возмещения. Такое уведомление создают в электронной форме и отправляют средствами электронной связи с соблюдением требований законов Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» и «Об электронных доверительных услугах». Уведомление подписывает руководитель плательщика НДС или уполномоченное лицо, а также лицо, которое отвечает за ведение бухучета.

Такое уведомление должно содержать следующие реквизиты:

  • полное наименование плательщика (фамилия, имя и отчество (при наличии));
  • налоговый номер налогоплательщика или серия (при наличии) и номер паспорта;
  • по данным Реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения дата ранее поданного заявления о возврате суммы бюджетного возмещения (приложение 4 к декларации) и номер декларации или уточняющего расчета;
  • реквизиты нового счета (номер и дата открытия счета, наименование банка, в котором открыт такой счет).

Кроме того, заявленные на возврат (зачисление) суммы НДС, которые ранее плательщик указывал в полях приложения 4 словами и цифрами, теперь будут указываться только цифрами.

Приложение 6 «Розрахунок (перерахунок) частки використання товарів/послуг, необоротних активів в оподатковуваних операціях (Д6)»

  • строка 2.1 (вывоз с НДС по 0%);
  • строка 2.2 (вывоз, освобожденный от НДС).

«*Осуществляется по итогам текущего календарного года, и результаты отражаются в стр. 4 декларации за последний налоговый период года, таблица 1 приложения 1 к такой декларации (в случае аннулирования регистрации налогоплательщика налога в декларации за последний налоговый период, когда состоялось такое аннулирование)».

Хотя в новой форме декларации результаты перерасчета оседают в строках 4.1.1 и/или 4.2.1 декларации (в зависимости от ставки налога) и в таблице 1.2 нового приложения 1 к декларации.

Уточняющий расчет

Как и в самой декларации, из поля 02 «Звітний (податковий) період» уточняющего расчета удалили ячейку для квартала, оставив ее только в поле 03 «Звітний (податковий) період, що уточнюється», чтобы экс-квартальщики могли исправлять ошибки в ранее поданных квартальных декларациях и приложениях к ним.

Форму уточняющего расчета привели в соответствие с обновленной декларацией.

Поэтому может возникнуть вопрос, нужно ли при исправлении отчетных периодов по март 2021 года в уточняющем расчете суммы корректировок вписывать в новоиспеченные строки. По нашему мнению, делать этого не нужно. Ведь в таких декларациях эти строки не заполнялись.

Новая налоговая накладная

Новый реквизит

В заголовочной части НН появился новый реквизит «код» – признак источника налогового номера в соответствии с реестром, которому принадлежит налоговый номер лица.

Очевидно, чтобы система понимала, в каком реестре искать и сверять налоговый номер плательщика, введен данный реквизит.

В строке «код» НН указывают один с признаков (см. таблицу ниже).

Коды признака источника налогового номера

Признак

Реестр, которому принадлежит налоговый номер лица

Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ)

Государственный реестр физических лиц – налогоплательщиков (ГРФЛ)

Регистрационный (учетный) номер налогоплательщика, который присваивается контролирующими органами (для налогоплательщиков, не включенных в ЕГРПОУ)

Серия (при наличии) и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально сообщили об этом соответствующему контролирующему органу и имеют отметку в паспорте)

Новый реквизит указывают в случае заполнения строки «Податковий номер платника податку або серія (за наявності) та номер паспорта» (п. 4 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 31.12.15 г. № 1307).

Хотя это не обязательный реквизит, так как он не упомянут в п. 201.1 НК. Но вряд ли НН/РК, составленные начиная с 01.03.21 г., смогут попасть в ЕРНН без этого реквизита.

Номенклатура

Увеличили до 99999 (было– 9999) количество номенклатурных позиций, которое можно указать в одной НН.

Прочее

В полях НН и РК для данных продавца и покупателя, являющихся ФЛП – плательщиками НДС, отчество указывают при его наличии в регистрационных документах.

Должностное (уполномоченное) лицо или физическое лицо (законный представитель), которое подписывает НН, теперь вместо своих инициалов должно указывать собственное имя.

Таблица_Коды признака источника налогового номера.docx

Фрагмент_Відображення коригувань компенсуючих податкових зобов’язань.docx

Читайте также: