Уничтожение внутренних таможенных пошлин

Опубликовано: 22.09.2024

От таможенной процедуры зависит не только порядок перемещения товара через границу, но и размер таможенных пошлин, налогов, а также применение мер нетарифного регулирования. Что нужно знать, чтобы выбрать оптимальную процедуру декларирования, рассказала Наталья Лайша, эксперт проекта Декларант компании СКБ Контур.

Что такое таможенная процедура?

Все товары, перемещаемые через границу Таможенного союза (ввозимые, вывозимые), подлежат обязательному декларированию. Иначе говоря, декларант должен заявить таможенному органу сведения о товарах, избранной таможенной процедуре и другие данные, необходимые для их выпуска.

Таможенная процедура — это один из рычагов таможенного регулирования в отношении товаров. По сути это совокупность норм, которые определяют требования к товарам и условия их использования на территории Таможенного союза или за ее пределами.

Выбор таможенной процедуры — прерогатива декларанта, при этом в любой момент он имеет право ее изменить. Вместе с тем на декларанте же лежит ответственность за соблюдение условий помещения товара под таможенную процедуру и требований к этому товару.

Почему важно правильно выбрать таможенную процедуру?

Таможенная процедура — не пустая формальность. Она определяет порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его назначения. Кроме того, именно таможенная процедура устанавливает так называемые «рамки», в которых может использоваться товар, права и обязанности лица, перемещающего товар, а также требования к товару, помещаемому под конкретную таможенную процедуру. Поэтому прежде чем остановить выбор на той или иной процедуре, декларант должен продумать все детали и тонкости, связанные с перемещением товара через таможенную границу.

Выбор таможенной процедуры имеет и экономическое значение. Например, предприятие в рамках контракта ввозит дорогостоящий прибор, не имеющий аналогов в Российской Федерации, для проведения испытаний в условиях собственного производства. Если декларант заявляет таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, ему необходимо уплатить таможенные пошлины и налоги, которые могут быть весьма значительными. Поэтому, учитывая цели и срок ввоза товара для испытания, более предпочтительной в данном случае будет процедура временного ввоза. Она предполагает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, а также неприменение мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Другой пример. Организации необходимо принять участие в международной выставке и вывести в качестве экспонатов модели снегоуборочной техники, проспекты и сувениры. Если заявить процедуру экспорта, все выставочные экспонаты будут вывезены за пределы таможенной территории с уплатой всех причитающихся таможенных платежей, с применением запретов и ограничений. А поскольку таможенная процедура экспорта предусматривает вывоз товаров для постоянного использования за пределами таможенной территории, то при перемещении через границу они утратят статус товаров таможенного союза. Соответственно, при обратном их ввозе будет заявлена таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления также с уплатой всех причитающихся таможенных платежей, с соблюдением запретов и ограничений. В данной ситуации оптимальной таможенной процедурой будет временный вывоз выставочных экспонатов. В соответствии с ней экспонаты на время проведения выставки будут вывезены за пределы таможенной территории с условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования. При обратном ввозе они будут помещены под таможенную процедуру реимпорта.

Как видим, правильный выбор таможенной процедуры позволяет существенно сэкономить финансовые и организационные ресурсы компании, так что пренебрегать этим моментом явно не стоит.

Виды таможенных процедур

Статья 202 Таможенного кодекса Таможенного союза устанавливает 17 видов таможенных процедур:

  • выпуск для внутреннего потребления;
  • экспорт;
  • таможенный транзит;
  • переработка на таможенной территории;
  • переработка вне таможенной территории;
  • переработка для внутреннего потребления;
  • временный ввоз (допуск);
  • временный вывоз;
  • таможенный склад;
  • свободная таможенная зона;
  • реимпорт;
  • реэкспорт;
  • уничтожение;
  • отказ в пользу государства;
  • беспошлинная торговля;
  • свободный склад;
  • иные специальные таможенные процедуры

Каждая таможенная процедура имеет свои отличительные условия, но на все без исключения распространяется несколько общих правил:

  • соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров под таможенной процедуры;
  • разрешительный порядок выпуска товаров в соответствии с заявленной процедурой;
  • обязательность соблюдения условий и требований избранной таможенной процедуры;
  • днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом;
  • право изменения выбранной таможенной процедуры на иную.

Что нужно учесть при выборе процедуры

Для определения и заявления таможенной процедуры необходимо знать следующие сведения о товаре:

  • особенность перемещения товара (ввоз-вывоз);
  • статус товара для таможенных целей (иностранный или товар Таможенного союза);
  • условия, на которых он закупается;
  • срок ввоза или вывоза;
  • предназначение и характер товара (цель перемещения);
  • перспектива дальнейшего использования товара.

Подробно содержание таможенных процедур, порядок и условия их применения описаны в главе 29 ТК ТС, а также главе 26 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ.

Уничтожение – это таможенная процедура, которой подвергаются товары зарубежного производства, по тем или иным причинам не подлежащие реализации.

Общее о таможенной процедуре уничтожения



Как именно должна проводиться таможенная процедура уничтожения (в данном контексте также будет использоваться термин «утилизация» в том же значении), изложено в ст. 248 Таможенного кодекса ЕАЭС. Эта мера применяется только в отношении пищевых и непродовольственных продуктов зарубежного производства.

В статье 249 Таможенного кодекса ЕАЭС также указываются условия, при наличии которых продукты зарубежного производства помещаются под данную процедуру. Там же установлены категории товаров, не подлежащие утилизации и методы, которые при рассматриваемой операции не применимы. Комиссия Евразийского экономического союза вправе определять дополнительные категории товаров, не подлежащие уничтожению, но на сегодняшний день таких перечней Комиссии нет.

Отходы, которые образуются в результате осуществления процедуры, помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40) только в том случае, если их использование выгодно с экономической точки зрения. Поэтому стараются уничтожать товары таким образом, чтобы подобных отходов не оставалось.

К примеру, на Выборгской таможне в феврале 2019 года было уничтожено около тонны ввозимых продуктов. Среди них рыбная, мясная и молочная продукция. Со сроками годности все было в порядке, но дело в том, что эта продукция поставлялась из стран санкционного списка. Таможенники изъяли товар на границе и сожгли в высокотемпературной печи. При этом возврату или продаже изъятая продукция уже не подлежит. Ее уничтожают без уплаты каких-либо пошлин и налогов.

И еще один случай таможенного уничтожения произошел в Калининграде, где на таможне была задержана партия игрушек из Китая. Груз был задержан в морском порту города Балтийска. Игрушки оказались поддельными, они не имели необходимых сертификатов качества, внешне выглядели как подделка и издавали неприятный химический запах. Вся партия была уничтожена гусеничными бульдозерами на полигоне. Задача – не просто сломать игрушки, а превратить их в массу совсем мелких кусочков, которые потом засыплют в яму и сравняют с землей.

Порядок помещения иностранных товаров под таможенную процедуру уничтожения



Общий порядок утилизация товаров состоит из трёх шагов:

Этап получения разрешения, складывающийся из двух последовательных действий:

  • Получение заключения Минприроды с указанием возможности, территории и способа ликвидации товаров. Регламентируется приказом Минприроды от 9.09.2011 года №732.
  • Получение разрешения на утилизацию в таможне, в регионе деятельности которой планируется подача соответствующей декларации (ИМ 93); регламентируется приказом ФТС России от 7 февраля 2011 года №216.

На этом этапе декларант указывает сроки ликвидации иностранных продуктов, достаточные для подачи, выпуска декларации на товары в таможенной процедуре уничтожения и фактического совершения операций по их утилизации на полигоне.

Также важно отметить, что необходимо указать причину выведения из оборота товаров (причину, из-за которой их следует уничтожить). Для продуктов питания, как правило, причиной является истечение срока годности.

Этап подачи Декларации на товары и помещения их под процедуру.

Этап фактической утилизации в сроки и месте, согласно полученному разрешению от таможни на этапе А).

На этом этапе для фактического наблюдения на полигон, где будет проходить уничтожение товаров, помещённых под процедуру, также выезжает должностное лицо таможенного органа РФ.

После фактической ликвидации составляется соответствующий акт в 3-х экземплярах: по одному для каждого подписанта, который подписывается декларантом, лицом, осуществившим уничтожение, и должностным лицом таможенного органа (приказ ФТС России от 22 декабря 2010 года №2523).

Возможности таможенного представителя



Компания ООО «СБ Карго» имеет практический опыт по уничтожению иностранных товаров, путём их помещения под таможенную процедуру уничтожения. Получение заключений в территориальном управлении Росприроднадзора достаточно затруднительный процесс. Поэтому наша компания может помочь в поиске соответствующей компании, имеющей необходимую лицензию на совершение операций по уничтожению товаров. Это альтернативный законный вариант обойтись без получения заключений от Минприроды. Этой лицензии и заключенного договора с компанией-уничтожителем достаточно для того, чтобы приступить к получению разрешения на уничтожение в таможне.

Мы можем предложить уничтожение товаров способом измельчения, например, на полигоне вблизи города Домодедово без образования отходов.

Я видел это действо,
И был им восхищён,
Завели большое автосредство
Железный пожиратель он.

Примерно вот такой обзор:
Подающая конвейерная лента,
Заведённый дизельный мотор,
И товары едут разного ассортимента.

В конце встречает их железный,
Точнее, стержень винтовой стальной,
Дробит всё это в мусор бесполезный
Товарной ценности не остаётся никакой.

И ради этого финала,
Готов по кабинетам лазить я,
И пусть времени пройдёт не мало,
Но для уничтожения это всё не зря!

Существуют различные виды таможенных режимов на территории Таможенного союза. Брокеры должны быть профессионалами в своем деле и знать необходимый режим, который подходит для вывоза или ввоза товара. У каждой таможенного режима есть свои требования и условия. Рассмотрим примеры таможенных процедур.

Основные виды таможенных процедур:

Выпуск для внутреннего потребления (импорт) (Глава 20 ТК ЕАЭС). При данной таможенной процедуре ввозимые (иностранные) товары присутствуют и применяются на территории ТС без каких-либо ограничений по владению, пользованию и (или распоряжению) ими. Декларант обязан заплатить таможенные пошлины и налоги. В случае применения мер нетарифного регулирования, необходимо предоставить документы, подтверждающие соблюдение необходимых требований.

Экспорт (Глава 21 ТК ЕАЭС). При данной процедуре товар вывозиться с территории Таможенного союза. Разрешается помещение под экспорт так же и в случаях, если по данному товару ранее была заявлена процедура временного вывоза. Необходимо заплатить вывозные пошлины, а также соблюдать меры нетарифного регулирования. При этом товар теряет статус товара ТС.

Таможенный транзит (Глава 22 ТК ЕАЭС). Процедура подразумевает собой перевозку через территорию ТС. Декларант не оплачивает пошлины и налоги, но должен предоставить обеспечение уплаты необходимых платежей, а так же соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством.

Таможенный склад (Глава 23 ТК ЕАЭС). Таможенная процедура, которая применяется в отношении иностранных товаров, срок годности которых превышает 180 календарных дней. При ввозе не оплачиваются платежи и не применяются меры нетарифного регулирования, затем помещаются под таможенный контроль до 3-х лет. Склады бывают двух типов: открытые и закрытые. Товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, сохраняют статус иностранных товаров.

Переработка на таможенной территории (Глава 24 ТК ЕАЭС). Ввозимые иностранные товары ввозятся на территорию Таможенного союза в целях переработки и вывоза переработанного продукта с территории Союза. Таможенные платежи при этом не уплачиваются. Товары при этом сохраняют статус иностранных товаров, а товары, образовавшиеся после переработки, приобретают статус иностранных. Они включают в себя: переработку, обработку, монтаж, сборку, подгонку, разборку, ремонт, модернизацию, выращивание и откорм животных, птиц и рыб, выращивание древесных и других кустовых пород, копирование и размножение информации, а также операции по обеспечению сохранности товара для подготовки к продаже и транспортировке. Остатки от переработки должны быть заявлены под таможенные процедуры.

Переработка вне таможенной территории (гл. 35 ТК ТС; гл. 33 ФЗ). Товары вывозятся в третьи страны для совершения процедур по их переработке вне территории ТС в ограниченные сроки. Освобождается от уплаты вывозных пошлин и без МНР с последующим ввозом товара переработки в ТС.

Переработка для внутреннего потребления (гл. 36 ТК ТС; гл. 33 ФЗ). Таможенная процедура, при которой иностранные товары нужны для окончания процедур по переработке на территории ТС. Ввозные пошлины не оплачиваются. Применяются исключения и запреты, а также иностранные товары теряют индивидуальные свойства. Срок должен быть больше 1 года.

Временный ввоз (гл. 37 ТК ТС; гл. 33 ФЗ). Товары ввозятся на ограниченный срок на территорию ТС. Применяется условное, полное или частичное освобождение от ввозных пошлин и налогов. Под эту процедуру не могут попадать пищевые продукты, напитки, акцизные товары (табак, алкоголь), отходы и товары, которые запрещены для ввоза. Срок ограничивается согласно документам декларанта, но не более двух лет.

Временный вывоз (гл. 38 ТК ТС; гл. 34 ФЗ). Процедура определяет порядок применения российских товаров вне территории ТС в определенный срок. Освобождается от уплаты пошлин и налогов. Товары теряют статус товаров ТС. Нельзя применять для пищевых продуктов, напитков, акцизной продукции, расходных материалов, отходов. Все товары должны сохранять свое первоначальное состояние, кроме естественного износа. Также можно осуществить реимпорт товаров.

Реимпорт (гл. 39 ТК ТС; гл. 36 ФЗ). Вывезенные ранее российские товары с территории ТС ввозятся обратно в ограниченные сроки без уплаты пошлин и налогов. Товары приобретают статус товара ТС.

Реэкспорт (гл. 40 ТК ТС, гл. 37 ФЗ). Иностранные товары или продукты переработки вывозятся с территории ТС. Без уплаты или с возвратом пошлин и налогов.

Беспошлинная торговля (гл. 41 ТК ТС; гл. 38 ФЗ). Товары продаются в розницу в магазинах и точках беспошлинной торговли физическим лицам (Duty free), которые выезжают с территории ТС. Пошлины и налоги не уплачиваются. Подходит для любых товаров, которые запрещены к ввозу. Только владелец магазина беспошлинной торговли, где реализуются товары, может быть декларантом.

Уничтожение (гл. 42 ТК ТС; гл. 39 ФЗ). Товары уничтожаются под контролем таможни. Налоги и пошлины не оплачиваются. Уничтожение включает в себя обезвреживание, полное или частичное уничтожение, а также, если товар частично или целиком теряет свои потребительские показатели. Если товар может навредить окружающей среде или здоровью населения, то уничтожение запрещено. Декларант оплачивает процесс уничтожения. Если после уничтожения остались отходы, которые можно использовать, то их необходимо задекларировать.

Отказ в пользу государства (гл. 43 ТК ТС; гл. 40 ФЗ). Иностранные товары передаются в собственность государства на безвозмездной основе. Платежи не оплачиваются. Товары приобретают статус товара ТС.

Свободная таможенная зона. Свободный склад. Ввезенные товары хранятся ограниченное время под контролем таможни. Пошлины не оплачиваются. А товары для вывоза хранятся на специальных площадках таможни. Порядок процедур принимается международными договорами государств - членов ТС.

Специальная процедура. Условия устанавливаются законами государства. Принимается во внимание категория товаров.

Понятие таможенные процедуры представляют собой серьезный процесс, который должен быть совершен по всем правилам. Каждая из них имеет свои нюансы и аспекты, которые должны быть учтены и приняты во внимание. Только профессионалы должны осуществлять такие процедуры, иначе есть риск возникновения различных проблем с таможней.

Таможенные режимы регулируют способы торговых отношений. Существуют несколько видов таможенных режимов, каждый из которых направлен на определение условий таможенного оформления.

Что такое таможенный режим

Таможенный режим (ТР) — это процедура, которая определяет требования к проведению таможенного оформления импорта или экспорта. С его помощью определяются величина торговых пошлин, размер налогов и порядок их начисления. А также различного рода ограничения, которые накладываются на определенные виды товаров.

В зависимости от целей ввоза или вывоза товара из Российской Федерации определяется статус товаров. Исходя из этого устанавливается необходимый вид таможенного режима, согласно которому и проводится дальнейшие процедуры.

Каждый из таможенных режимов предлагает соблюдение определенных требований для, обусловленных следующими требованиями:

  • порядок таможенного оформления;
  • производство таможенного контроля;
  • особенности уплаты таможенных пошлин и налогов.

Также каждый из таможенных режимов попадает под определенные условия применения, которые должны соблюдаться вне зависимости от того какой именно из них будет выбран.

Виды режимов

Законодательство выделяет несколько таможенных режимов и процедур.

Таможенные режимы

Основные режимы

Основные таможенные режимы, исходя из названия, регулируют основные способы торговых отношений РФ с другими государствами.

Выпуск для внутреннего потребления (код 40)

Это процедура, при которой ввезенный в Россию груз остаются на ее территории и используется без ограничений, если обратное не установлено законодательством.

Применение данного таможенного режима предусматривает несколько вариантов выпуска товаров:

  • выпуск для свободного обращения. После полного таможенного оформления такие товары приобретают статус российских;
  • условный выпуск, который используется в случае, когда штатный выпуск товара невозможен, по каким-либо причинам. При таком подходе импортер берет на себя ряд обязательств и ограничений. Условно выпущенные товары сохраняют статус иностранных и продолжают находиться под таможенным контролем. Также передача и продажа груза третьим лицам запрещена и он должен находиться на территории государства, которое и произвело выпуск.

Также можно выделить ряд особенностей, которые присущи выпуску товаров для внутреннего потребления:

  • предварительное декларирование;
  • декларирование разных товаров в одной партии под одним кодом ТН ВЭД;
  • подача неполной декларации;
  • подача периодической декларации;
  • выпуск товаров непосредственно до подачи таможенной декларации.

Экспорт (код 10)

В этом случае товары, находящиеся в свободном обращении на территории России продаются или вывозятся за рубеж без обязательных условиях о возврате в страну. Статус товара изменятся на иностранный и подлежит реализации на зарубежной территории. При экспорте товары, в обязательном порядке, если обратное не обусловлено льготами и преференциями, подлежат таможенным сборам и экспортным пошлинам.

Международный таможенный транзит (код 80)

Главным отличаем от предыдущих двух является тот факт, что нахождение товаров на территории Российской Федерации для таких товаров временное. В таком случае уплата таможенных пошлин и налогов не производится, а также к грузу не применяется запреты и ограничения экономического характера, установленные законодательством.

МТТ начинается с выдачи разрешения на транзит товаров и заканчивается в тот момент, когда происходит фактический вывоз товара за территорию РФ. Если транзит осуществляется несколькими партиями, то МТТ завершается при убытии финальной части груза. Также возможен такой вариант при котором, товар может быть помещен по другой таможенный режим. Среди них:

  • выпуск для внутреннего потребления;
  • уничтожение;
  • реэкспорт;
  • отказ в пользу государства;
  • таможенный склад.

Экономические режимы

Экономические таможенные режимы имеют более узкую направленность и созданы для того, чтобы регулировать особого рода экономические задачи, связанные с таможенным оформлением.

Переработка на таможенной территории (код 51)

Это процедура во время которой производится переработка ввозимых товаров на таможенную территорию Российской Федерации в течении определенного срока. Важной особенностью такого режима является полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, но только при условии, что все продукты переработки будут вывезены за пределы РФ. В отдельных случаях, если продукты переработки представляют ценность, они могут быть реализованы, как на территории России, так и за границей.

Переработка для внутреннего потребления (код 52)

Переработка для внутреннего потребления как раз и сделана для того, чтобы переработанные товары в дальнейшем прошли процедуру выпуска для внутреннего потребления. Это главное условие, которое служит гарантом предоставления беспошлинного ввоза такой продукции на территорию РФ.

Переработка вне таможенной территории (код 61)

В данном случае, напротив, уже российская продукция вывозится за рубеж в целях переработки, однако, переработанный товар должен быть возвращен в РФ в рамках установленных сроков. Здесь также действует освобождение от налогов и пошлин, если все необходимые требования режима были соблюдены.

Временный ввоз (код 32)

Он подразумевает под собой нахождение импортных товаров на территории Российской Федерации на ограниченный временной срок, по истечении которого должна быть проведена процедура рекэспорта. При соблюдении требований данной таможенной процедуры возможно освобождение от уплаты пошлин и налогов, однако это возможно не для всех видов товаров.

Таможенный склад (код 74)

Данный таможенный режим рассчитан на ввоз иностранной продукции, которая должна храниться под контролем таможенных органов на специальных складах, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения нетарифного регулирования. Однако, стоит учитывать, что некоторые виды товаров нельзя размещать на подобных складах, и соответственно для них прохождение подобной процедуры невозможно.
Иностранные товары также могут находиться на таможенном складе с целью их продажи за границей, но уже после похождений реэкспорта.

Свободная таможенная зона (код 71)

Этот режим по своей сути схожа с СВХ или ТС, однако владельцами свободных складов являются, как правило, крупные предприятия, которые организуют их работу на некомерческой основе и для собственных нужд и не имеют определенных сроков по продолжительности нахождения на них товаров.

Завершающие режимы

Некоторые завершающие таможенные режимы служат финальным этапом экономических режимов. Другие, в свою очередь, созданы для того чтобы окончательно закончить определенные таможенные операции.

Реимпорт (код 41)

Подразумевает возврат, ранее вывезенных за границу товаров обратно на территорию РФ. При соблюдении указанных сроков, за подобную процедуру не взимаются пошлины и налоги.

Реэкпорт (код 11)

Это обратная процедура, когда идет возврат ввезенных товаров за рубеж. В рамках данного режима происходит также возврат и уплаченных на таможне сборов обратно декларанту.

Уничтожение (код 76)

Название этого режима говорит само за себя. Процедура включает в себя ликвидацию импортируемого товара, без уплаты пошлин и налогов на него. Из-за специфики процедуры ей не могут быть подвергнуты следующие виды иностранных товаров:

  • культурные ценности;
  • животные и растения, находящиеся по угрозой исчезновения, за исключением тех случаев, когда иное не предусмотрено санитарными нормами;
  • товары, которые были приняты таможней в качестве залога;
  • изъятый, либо арестованный товар.

Также, если отходы, которые образовались в результате уничтожения не были вывезены декларантом, то они уже рассматриваются в качестве товара, на которые распространяется налоги и пошлины.

Отказ в пользу государства (код 75)

Отказ подразумевает под собой безвозмездную передачу груза в федеральную собственность, и он приобретает статус российского товара. Далее государство либо начинает реализацию товара, либо также на безвозмездной основе передает его третьим лицам.

Специальные режимы

Специальные таможенные режимы регулируют особые процедуры таможенного оформления. Среди них:

Временный вывоз (код 32)

Это процедура по своей специфике схожа с временным ввозом. Только в данном случае, уже товары, которые находятся в свободном обращении на территории России временно экспортируется за границу и возвращается обратно в установленный срок.

Беспошлинная торговля (код 72)

Данный режим подразумевает ввоз иностранных товаров на территорию РФ без начисления таможенных пошлин, налогов и не тарифного регулирования. Важное условия этого режима состоит в том, что реализация товаров, прошедших эту процедуру возможна лишь в специальных магазинах беспошлинной торговли. Его владелец несет непосредственную ответственность за исполнение всех требований предъявленных законодательством в данном случае.

Перемещение припасов

Под припасами понимаются товары предназначенные для использования пассажирами и членами экипажа международного транспорта. Груз попадающий под это определение освобождается от уплаты соответствующих таможенных сборов и налогов.

Иные специальные таможенные режимы

Таможенный кодекс не дает общего определения данной категории. Под этим понятием понимаются частные случаи перемещения товаров через границу РФ.

Подпишитесь, и ежемесячно мы будем присылать Вам только полезные и важные материалы и новости в сфере ВЭД.

Воронин С.И. Торговый устав 1653 года

Торговый устав 1653 года

Установление унифицированной системы

взимания таможенных сборов в России

Одной из исторических дат, определивших в 1995 году установление профессионального праздника Дня таможенника Российской Федерации, стало 25 октября 1653 года, когда царь Алексей Михайлович утвердил Именной с боярским приговором указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по скольку взято и с каких товаров». В историю таможенного дела России данный Указ вошел под названием Торгового устава 1653 года как законодательный акт, положивший начало введению единой ставки рублевой пошлины в России.

Ко времени введения Указа в Российском государстве сложилась развитая, но архаичная система сбора таможенных пошлин, формировавшаяся постепенно с образования в IX веке Древнерусского государства. В XVII веке уже была широко развита мелочная дифференциация торговых, проезжих, штрафных пошлин и пошлин за обслуживание. Неопределенность и разнообразие внутренних таможенных пошлин тормозили экономическое развитие единого централизованного государства и приводили к многочисленным злоупотреблениям.

Увеличение размера таможенных пошлин произошло в связи с падением курса серебра в середине XVII века. Рублевая пошлина стала преобладать как наиболее выгодная в фискальном смысле, т.к. пошлина с цены товара обеспечивала быстрое возрастание казенных доходов. Разные ставки тамги во внутренней таможенной системе начинают исчезать. Необходимы были равные условия торговли на общероссийском рынке, что предполагало взимание со всех . рублевой пошлины в одинаковом размере. К середине XVII века происходит процесс постепенного стирания различий в уплате рублевой пошлины между местными и иногородними торговцами и покупателями. Размер пошлин перестал зависеть от места происхождения привозимого товара и имущественного положения торговца, которые ранее делились на «лучших», «средних» и «худых». К середине XVII века в России объективно назрела необходимость проведения таможенных реформ.

В течение 1652-1653 годов российские гости и купцы из важнейших торговых центров подавали челобитные на имя государя с просьбами о принятии неотложных мер по упорядочению сбора таможенных пошлин и реорганизации торговли на территории России. В августе 1653 года царю Алексею Михайловичу была подана «Сказка Строгонова с братьями и гостиной и других сотен торговых людей об искоренении злоупотреблений по таможенным сборам». В челобитной были изложены основные предложения «Московского государства торговых людей»:

Установление единой рублевой пошлины со всех видов товаров с продажной цены, как с местных жителей, так и с иногородних.

Отмена лишних пошлин на товары.

Отмена проезжих пошлин.

Установление единых клейменых мер и весов.

Для таможенных голов, осуществлявших сбор пошлин «на верной службе», в челобитной были выдвинуты пожелания:

Единообразие уставных таможенных грамот и доступность их всем людям.

Право конфискации товаров, необъявленных в таможне.

Обязательная выдача выписей «за таможенными печатьми» с перечислением товара торговцам, едущим в другие города.

Предоставление права производства обысков у всех лиц для пресечения беспошлинной торговли.

Невмешательство воевод в сбор пошлин.

Несение ответственности таможенных голов и целовальников в случае недобора пошлин по уставной грамоте только после расследования причин недобора.

К челобитной прилагалась «Царская уставная таможенная грамота», основные положения которой легли в основу Указа от 25 октября 1653 года.

Согласно Указу государева таможенная пошлина с товаров в Москве и других городах впредь должна была браться с продавцов (а не покупателей) по 10-ти денег с рубля с продажной стоимости (по ценам, установленным на эти товары в Москве и в других городах). Ряд мелких сборов и пошлин был упразднен. «Перекупные пошлины с весчих товаров» были оставлены без изменений (от 2,5 до 10 денег с рубля с надбавки на продажную цену). Пошлина 5-ти денег с рубля должна была собираться с денег, на которые приобретался товар. При этом давалась выпись, что товары были куплены на деньги. При продаже этих товаров также взималась пошлина 5 денег с рубля. Общая сумма сборов достигала, таким образом, 10 денег с рубля. Те, кто приобретал товар на вывоз, должны платить 10 денег с рубля. С привозных денег, предназначенных не для торговли, а в уплату долга или для сдачи в казну рублевая пошлина не взималась.

Таможенным головам, под угрозой наказания, запрещалось накладывать «лишние цены» сверх продажной цены товара в целях дополнительного сбора пошлин. Торговым людям запрещалось скрывать денежные суммы, предназначенные на покупку товаров, и занижать стоимость товаров в целях уменьшения платы таможенной «рублевой пошлины». Продажная цена объявлялась при явке товара в таможне продавцом в соответствии с рыночными ценами. Товары из золота и серебра, жемчуга и драгоценных камней нельзя было скрывать и занижать их продажную цену. Сокрытие реальной цены товара, как и самого товара, вело (после трех задержаний) к его конфискации и наказанию владельца кнутом. Правило распространялось не только на хозяев товара, но и на родственников, приказчиков и доверенных лиц. При недоказанности вины хозяина к дворовым и приказчикам могла быть применена пытка. Правила Указа о сыске касались и иноземцев, но для них, во избежание убытков, дело обходилось без штрафов.

Указ подтверждал практику выдачи таможенных выписей для вывозных товаров «за руками и за таможенными печатями». В таможенные книги таможенники обязаны были записывать количество и название товара, а также указывать пункт назначения. Запрещалось продавать и покупать товар по пути следования между населенными пунктами без предъявления выписей с указанием уже взятой пошлины в соответствующей таможне.

Важное место в Указе отводится системе взимания пошлин для торговых русских людей, направлявшихся с товаром, приобретенным в Москве и других городах, за рубеж. В зарубежных странах, кроме Персии, платилась «рублевая пошлина» по десять денег с рубля на товар без выписи, и по пять денег на товар с таможенной выписью. С иностранных купцов, торгующих привозными товарами, кроме Архангельска, пошлина составляла с продажной цены по 2 алтына с рубля. С иноземцев взимались проезжие «отъявочные» пошлины по 4 деньги с рубля с «весчих» товаров, а «не с весчих» - по 3 деньги с рубля. При перевозке товаров из Архангельска в Москву и другие города и при вывозе русских товаров за море иностранные купцы, не имевшие жалованных грамот, должны были платить «отъявочные» пошлины в том же размере. С иностранцев, торговавших в Архангельске без вывоза, пошлина составляла: с «весчих» товаров - 8 денег с рубля, с «не с весчих» - по алтыну с рубля, за важенные, дрягильские, мостовые, за всякие мелкие пошлины и за амбарщину взималось по 2 деньги с рубля. Российские купцы, продававшие греческие и персидские товары, приобретенные на Посольских дворах и у иноземных оптовых торговцев, платили «прежнюю пошлину» - по две деньги с рубля.

В связи с особым статусом Астрахани как центра торговли солью, в Указе представлены статьи, регулировавшие взимание таможенных пошлин с продажи соли, привезенной из Астрахани, в том числе и с учетом «Яицкого промысла» (рыбной ловли).

Важное место в Указе занимает требование единообразия «хлебным мерам, и всяким весам, саженям и аршинам». Амбарную пошлину или «анбарщину» должны были платить торговцы, складывающие в амбары свои товары на определенный срок. Купцы, в случае прямой продажи товара или его обмена без использования амбаров, освобождались от ее уплаты. С квасных мест, на рыбном дворе, у важен, на гостиных дворах, на реках по-прежнему взимались пошлины «аршинное», «мостовое». На реках Волге и Оке в половодье взимался «перевоз»: с иногородних торговцев - по десять денег с товарной телеги, а с местных – шесть денег. В Указе подробно расписаны весенние и летние пошлины за перевоз товарных и пустых телег, всадников и пеших людей. «Перевоз» и «мостовщина» не взимались со служилых людей. Мытная пошлина на Москве «с лесу, и с животины и со всяких мелких товаров» должна была взиматься по десять денег с рубля с прямой продажной цены. Мелкие таможенные сборы, которые записывались в таможенные книги «в поденный сбор» отдельными статьями, отменялись.

Указ царя Алексея Михайловича от 25 октября 1653 года, утвержденный Боярской Думой, положил начало процессу реформ в области упорядочивания таможенных сборов и создания единообразной таможенно-нормативной базы, установлению унифицированной системы взимания таможенных платежей, имел большое значение для проведения единой таможенной политики, развития торговли и таможенного дела России.

Указ Алексей Михайловича 1653 года являлся обязательным для всех таможенных учреждений страны правительственным постановлением и получил название «Торгового устава». Он рассылался таможенным головам и целовальникам вместе с уставными таможенными грамотами по городам, «чтобы его государев указ всем людям был ведом», хранился в таможенных избах на видном месте.

Основные положения Указа от 25 октября 1653 года вошли в состав Новоторгового устава 1667 года, который определил основные направления таможенной политики Российского государства второй половины XVII –первой половины века XVIII века.

Читайте также: