1946 1947 налогообложения в деревне

Опубликовано: 15.05.2024

«Значительная часть денежных доходов уходила на оплату сельскохозяйственного налога, страховых и других платежей. Серьезным облегчением для хозяйства колхозника была отмена военного налога с 1946г., но сельскохозяйственный налог оставался. С 1939г. он исчислялся с личного подсобного хозяйства колхозников, исходя из размеров доходности, полученной от скота, от посевов на приусадебном участке, огороде, от фруктовых деревьев, кустарников и т.д.»С.181

Логика налогообложения личного хозяйства колхозников мне лично понятна. Ведь речь не идет о знакомых нам дачных шести сотках! Фактически существовало рядом два типа хозяйства, причем по мясу, птице, молоку, огородным культурам так называемое «подсобное» хозяйство легко спорило с общественным хозяйством! Правда, спорило, пользуясь колхозными кормами и тягловой силой)). Другое дело, каковы были размеры налогов?

«В 1948г. ставки сельскохозяйственного налога были увеличены: с дохода до 2 тыс. руб. … налог взимался по 11 коп. с каждого рубля дохода; от 2 тыс. до 3 тыс. – 220 руб. с хозяйства и по 13 коп. с каждого рубля сверх 2 тыс.; при доходности от 3 тыс. до 4 тыс. – 350 руб. и по 16 коп. сверх дохода, превышающего 4 тыс., и т.д. Размеры же доходности устанавливались по областям. Так доходность одной коровы, находящейся в хозяйстве колхозника, была установлена для РСФСР в 2540 руб. …Определенные размеры доходности были установлены с каждой «сотки» посева, корня фруктовых деревьев, ягодных кустарников и т.д.
Такая налоговая политика не стимулировала рациональное ведение подсобного хозяйства. Для того, чтобы уменьшить налог, колхозники иногда сокращали поголовье скота, занимали приусадебные участки менее доходными с точки зрения налогового обложения культурами…»
С. 181.

Я не понимаю, почему 11% налогообложение чрезмерно и «не стимулирует». А сегодня фермер какие налоги платит? А 13% подоходный налог сегодня? А НДС 18-28% ? А соцстрах сегодня?
Доходность коровы, говорите, государство устанавливало? Точно так же оно сегодня определяет единый налог на предпринимателей, само рассчитывая доходность торговых точек))) Ну а как иначе? Иначе, - у всех коровы вдруг сразу перестанут доиться, а битое мясо будет протухать до продажи))
Мне также интересна упомянутая фигура колхозника, режущего корову, приносящую молока на 2540 тыс. руб. в год, чтобы не платить налог 290 руб. Но! Если человеку было не до занятия собственным хозяйством, яблоки и груши у него гнили на земле, то такой «хозяин», конечно мог вырубить свои деревья. А что тут можно еще предложить?

«Кроме сельскохозяйственного налога, колхозный двор ежегодно выплачивал страховые платежи. В среднем на душу сельскохозяйственный налог вырос с 59,5 руб. в 1945г. до 93,6 руб. в 1950г., или с 3,7% до 8,1% всей расходной части бюджета. Другие налоги и сборы увеличились соответственно с 12,4(0,7%) до 25руб.(2,1%). В 1950г. оплата сельскохозяйственного налога, прочих налогов и сборов составляла 16,6% расходной части денежного бюджета семьи( сюда же включена подписка на государственные займы)…»

Таким образом, мы можем вычислить семейные расходы на государственные займы в 1950г., - они составляли в среднем 6,4%. С другой стороны выигрыши по ним тогда же составляли 0,8%, также в среднем. Убейте меня – это неплохая доходность! 12.5%. Средства эти подлежали возврату, и я не понимаю, почему их следует считать налогами. Сегодня предпринимателей местные власти сплошь и рядом вынуждают за свой счет облагораживать город, но никто это не считает налогами. Да и процентов предпринимателям за это тоже не платят))
К страховкам мы сегодня тоже привычные, поэтому не комментирую.
Напомню, что средний денежный доход колхозной семьи в 1950г. был равен 1164,4 руб. Средняя уплата налога в том же году этой семьей составила 93,6 руб. Плюс страховка 25 руб. Это бешеные налоги? 10,2%.
Возьмем только доход от продажи с.-х. продукции. 493,4руб. на семью. Налог 93,6 руб. Тут процент более весомый – 19%. Но это уже реальный потолок по моему расчету.

Мой вывод: налогообложение личного хозяйства колхозников в 1950г. по нынешним меркам было вполне обычным, ничего экстремального. Но, подозреваю, что по нынешним меркам экстремальными окажутся цели, на которые расходовались эти налоги: строительство школ и больниц, поддержание надежной обороноспособности страны, развитие науки и прочая прочая прочая((

Великая Отечественная война оставила колоссальный след на всех общественных сферах Советского Союза. СССР вышел из войны безоговорочным победителем. Однако победа досталась дорогой ценой: промышленные и аграрные центры в европейской части страны были частично или полностью разрушены, напряжение населения было направлено на военную мобилизацию ресурсов, финансовая система была расстроена и страна понесла большие людские потери. Необходимым условием для дальнейшего развития стал переход от военно-мобилизационной к мирной хозяйственной модели. Важным механизмом формирования военного бюджета и перераспределения ресурсов во время войны стала налоговая политика, которая тяжелым бременем ложилась на советскую деревню.

По характеристикам налогообложения деревенское население можно разделить на две основные группы – членов коллективных хозяйств (колхозников) и владельцев единоличных хозяйств (единоличники). В данной главе мы постараемся выявить характерные черты и изменение государственной налоговой политики в отношении членов коллективных хозяйств и их личных подсобных хозяйств.

Для начала необходимо охарактеризовать положение коллективных хозяйств на момент окончания войны. В военные годы основные повинности колхозниками выплачивались в натуральном и денежном виде. К натуральным налогам относятся обязательные поставки сельскохозяйственной продукции. Основными налогами взымаемые деньгами были сельскохозяйственный налог, установленный законом от 1 сентября 1939 года[28], подоходный налог, установленный законом от 1 марта 1941[29], также введенный 29 декабря 1941 года военный налог[30] и добровольные платежи (займы, лотереи). Помимо них также существовали различные местные налоги, налог на холостяков, налог со зрелищ, но они интересуют нас в меньшей степени, поскольку затрагивали ограниченную группу людей[31]. Основной доход колхозников заключался в распределении дохода от государственных поставок между членами артели в соответствии с количеством выработанных ими трудодней, а также в выручке от реализации продукции на внутренних рынках. Причём разница между ценами на сельскохозяйственную продукцию, установленными государством и рыночными, была внушительной.

Осознавая размеры торговли сельскохозяйственной продукцией на рынках, государство для увеличения налогооблагаемой базы с 1 марта 1941 года вводит подоходный налог на доходы колхозов, который составлял 4% с госзакупок и 8% с остальных доходов, который впоследствии станет одним из важных инструментов налоговой политики и источником пополнения бюджета[32].

Согласно закону “О сельскохозяйственном налоге” он исчислялся следующим образом. По нормам вмененной доходности, определяемыми статьёй 3, рассчитывается облагаемый доход хозяйства от сельскохозяйственных источников, далее в зависимости от уровня этого дохода для него устанавливается прогрессивный налог согласно статье 8. Начавшаяся война, а вместе с ней рост инфляции и, соответственно, средний рост цен на сельскохозяйственную продукцию на рынках в 8,86 раз привели к пересмотру основных статей закона о сельскохозяйственном налоге в 1943 году[33]. Рост норм доходности на различные источники дохода составил 400-1000%[34]. Если по закону от 1939 года налоговая ставка находилась в районе 7,14% - 14%[35] от общего дохода, то в изменённой 8 статье в 1943 году она составляла 8% - 24%[36], в зависимости от величины дохода[37]. Это позволило увеличить поступления в бюджет в несколько раз.

В качестве чрезвычайной меры в первый год войны был введён военный налог на каждого члена коллективного хозяйства в размере от 150 до 600 рублей, что в зависимости от местности составляло в среднем 5-11% от общего дохода колхозного хозяйства и приблизительно соответствовало размеру сельскохозяйственного налога[38]. Также в качество одного из налогов военного времени стоит выделить введенный 21 ноября 1941 года налог на холостяков[39], по нему одинокие и бездетные члены колхоза – мужчины от 20 до 50 лет и женщины от 20 до 45 лет облагаются ежегодным налогом в 100 рублей. В 1944 году к этому налогу добавится малосемейная группа с 1-2 ребенком, причём семья с двумя детьми должна будет платить 15 рублей, с одним – 30 рублей, без детей – 150 рублей[40]. Помимо обязательных налогов государство активно использовала механизмы добровольных займов и лотерей. На долю крестьян в 1941-1944 гг. приходило от 23% до 38% всех займовых сумм[41]. По подсчётам В.П. Попова средние добровольные платежи составляли от 4% до 12% от общего дохода колхозного двора[42].

Колхозный двор должен был платить государству натуральный налог в виде обязательных поставок зерна, риса, мяса, молока, шерсти, яиц, картофеля и других сельхозпродуктов по установленным региональным нормам. Важно отметить, что мясо, шерсть и яйца сдавались независимо от наличия в хозяйствах скота и птицы, однако зачастую по причине отсутствия в хозяйстве поголовья скота и птицы крестьяне сдавали другую продукцию взамен установленной[43]. Необходимо сказать, что за время войны личные подсобные хозяйства колхозников заметно увеличились. Невозможность прокормиться с выплат по трудодням, сильно сократившимся в войну, заставляла колхозников изымать из коллективного в личное пользование сельскохозяйственные территории. Такая мера позволяла обеспечивать плановые продовольственные поставки, ввиду чего правительство закрывало глаза на крестьянское самоуправство. Однако после окончания войны 19 сентября 1946 года Совмин СССР и ЦК ВКП(б) издают постановление “О мерах по ликвидации нарушений устава сельскохозяйственной артели в колхозах”[44]. В нём говорится о массовом характере расхищения общественных земель колхозов по линии увеличения приусадебных участков путём самовольных захватов с согласия правления и председателей. Данным документом постановляется местным руководителям провести проверку каждого колхоза и ликвидировать выявленные нарушения.

В условиях войны произошло увеличение натурального обложения растениеводства и кормопроизводства – введение сдачи соломы, рост нормативных размеров сдачи сена, овощей, картофеля, обязательные хлебопоставки в хлебный фонд Красной Армии, натуроплата машинно-тракторным станциям, взимание гарнцевого сбора за переработку сельскохозяйственный культур[45]. 13 апреля 1942 года под предлогом того, что минимум трудодней, установленный для колхозников в 1939 году, выполняется и перевыполняется, были введены новые нормы, составившие 100-150 дней для каждого трудоспособного колхозника в зависимости от района, такое количество дней было сопоставимо с сельскохозяйственным сезоном[46]. Нехватка семян, техники и рабочей силы приводила к снижению посевных площадей и, как следствие, невыполнению плановых показателей, что приводило к росту недоимок, который продолжали включаться в заготовительные задания на следующий год[47].

Однако при растущем налогово-податном прессе в ходе войны следует отметить наличие целого ряда льготных категорий граждан. Закон о сельхозналоге 1939 года позволял платить 50% от суммы для хозяйств колхозников и единоличников, в состав которых входят инвалиды войны и труда 1 и 2 групп (статьи 22). Также скидка в 15% предназначалась для семей, если на одного трудоспособного приходится трое и более детей, или при наличии двух трудоспособных членов семьи имеются трое и более детей до 12 лет (статья 25). Не привлекались к обязательным поставкам следующие категории хозяйств: хозяйства нетрудоспособных по возрасту; хозяйства престарелых, сыновья которых находились на действительной военной службе, а в семьях оставались жёны с детьми до 7 лет; хозяйства красноармейцев, если глава семьи находился на действительной военной службе, а в семье оставалась его жена с детьми до 7-летнего возраста; хозяйства инвалидов войны и труда[48]. В 1943 году от уплаты большинства налогов и податей были освобождены семьи военнослужащих, которые погибли или пропали без вести, при условии отсутствия в них других трудоспособных, кроме вдовы погибшего или пропавшего без вести с ребёнком до 8 лет[49].

Таким образом, мы можем видеть, что в период 1939-1945 гг. сельскохозяйственные ресурсы были мобилизованы в целях обеспечения государственных нужд. Для повышения объёмов продовольственных заготовок повышались плановые показатели без учёта реальных возможностей, для стимулирования продажи крестьянами продукции увеличивались налоговые ставки. Если пересчёт сельскохозяйственного налога в 1943 году был следствием военной инфляции, то в 1944-1945 наблюдается падение рыночных и заготовительных цен, что приводило к несоответствию реальных и фактических норм доходности, а, следовательно, росту налоговых недоимок[50]. Мобилизационная политика военного периода была оправдана насущной необходимостью, поэтому после окончания войны население ожидало от власти изменение и реформирование податно-налоговой системы.

Война и голод 1946-1947 гг. обнажили противоречия колхозно-совхозного устройства. Даже немногие более-менее крепкие общественные хозяйства были полностью обескровлены и не обеспечивали содержание работникам. Население было не в состоянии оплачивать постоянно растущие налоги. Послевоенная система налогообложения состояла из нескольких видов государственных и местных налогов. К государственным относились два самых крупных - сельскохозяйственный и подоходный (для рабочих), а также налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, рыболовный и билетный сборы, налог на лошадей единоличных крестьянских хозяйств. К местным налогам относились: налог со строений, земельная рента, разовый сбор на колхозных рынках, сбор с владельцев транспортных средств вплоть до велосипедов, сбор с владельцев скота и местный налог со зрелищ.

Постановлением Совмина СССР от 30 марта 1948 г. и указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 и 15 июня того же года был значительно увеличен сельскохозяйственный налог: по сравнению с 1947 г. на 30%. По измененному закону вдвое возросли налоги на единоличников и бывших колхозников. В этом же 1948 году были отменены скидки по налогу для семей, имевших трех и более детей до 12 лет. Правительство совершенно не учитывало реальную платежеспособность населения. Если до указа оплата налога проходила с невероятными трудностями и стоила колхозникам и единоличникам последних натуральных и денежных средств, то после повышения большинству своевременный расчет стал не по плечу. В таких случаях шли на крайние меры - сокращали поголовье скота, площади посевов, вырубали фруктовые деревья.

В сентябре секретариат ЦК ВКП(б) принял постановление "Об усилении налоговой работы и организации поступления сельхозналога", которое давало право местным партийным комитетам применять чрезвычайные меры. Писатель Ф. Абрамов в романе "Две зимы и два лета" пишет, что в разгар заготовок в колхозах собиралось сразу несколько уполномоченных: "уполномоченный по хлебозаготовкам, уполномоченный по мясу, уполномоченный по молоку, уполномоченный по дикорастущим - и на них был план. Плюс к этому свой постоянный налоговый агент. и все эти люди с пухлыми полевыми сумками, в которых заранее было все решено и рассчитано. И каждый из них требовал, ссылаясь на райком, на директивы и постановления. ".

Вместе с сельским активом уполномоченные ходили по дворам колхозников. Требовали с них выполнения обязательств на поставку государству картофеля, зерна, мяса, яиц, шерсти, кож. Нередко забирали последнее. В колхозе "Липовский" Мурашинского района Кировской области уполномоченные из г. Кирова и районное начальство изымали у колхозников насильно с милицией зерно и картофель. Открытый грабеж получил широкое распространение. Из писем колхозников в г. Москву известно, что по приказу председателей сельсоветов забирали со дворов купленное на рынке сено, уводили у стариков последнего теленка. Имели место случаи избиения тех, кто пытался защищать свое имущество. Вследствие этих действий население стало избавляться от скота: в течение 6-ти месяцев 1948 г. в личных хозяйствах колхозников было тайком забито более 2 млн. голов скота.

Хозяйства колхозников облагались сельхозналогом исходя из размеров доходности, полученной с каждой головы скота, площади посева культур, количества фруктовых деревьев и проч. Закон о сельхозналоге предоставлял правительству возможность наращивать размеры налогообложения за счет увеличения норм доходности. Ежегодно повышалась прогрессия шкалы ставок обложения доходов от ЛПХ (личных подсобных хозяйств).

Спускаемые правительством нормы доходности не учитывали урожайность посевов на приусадебных участках колхозников, сложившихся цен на сельхозпродукты, в результате фактический доход оказывался намного меньше. Например, в Новосибирской области в 1948 г. соотношение установленных норм доходности и фактического дохода от ЛПХ было далеко не в пользу последнего. Нормы доходности личных хозяйств колхозников по коровам в 8 раз превышали их фактический доход, по картофелю - в 2,3 раза. Исчисленный по этим нормам сельхозналог в 5 раз превысил налог 1947 г. и составил в сумме 642 руб.

Средняя по Центрально-Черноземным областям сумма налога, предъявляемого к уплате на одно хозяйство колхозника в 1950 г. составила 559 руб. против 217 руб. в 1947 г. - увеличение в 2,5 раза. Поступление сельхозналога к предъявленной сумме в 1946 г. равнялось 74,6%, в 1947 г. - 87%, в 1948 г. - 88,4%, в 1949 г. - 83,6%, в 1950 г. - 76,3% Эти данные свидетельствуют о том, что бесконечное повышение налогов приводило к снижению поступлений к предъявленной государством сумме. Причину несвоевременного получения денег по налогам правительство видело в неудовлетворительной организации работы финансовых органов, недостаточном внимании местных партийных и советских руководителей к выполнению финансовых планов на селе, к проведению агитации среди колхозников, поэтому отвергались все предложения о снижении норм доходности и уменьшении суммы сельхозналога.

Финалом налогового удушения являлись законы "О сельскохозяйственном налоге" и "О подоходном налоге с колхозников", принятые в 1952 г. Этими законами в очередной раз повышалась общая сумма налогов, увеличивались нормы доходности для личных хозяйств колхозников. Кроме того, к общему нормативному доходу от всех сельскохозяйственных источников личных хозяйств, устанавливалась еще единая 10%-ная надбавка на прочие доходы (от птицеводства, от выращивания молодняка скота, от сбора дикорастущих ягод, грибов и т. д.) вне зависимости от размера этих доходов. Главная отличительная особенность закона о сельскохозяйственном налоге 1952 г. состояла в том, что впервые к оплате привлекались доходы колхозников, получаемые от общественного хозяйства по трудодням в денежной и натуральной форме, чего не делалось даже в годы войны. В целом сумма сельхозналога с учетом всех повышений возросла в 1952 г. по сравнению с 1951 г. в среднем в 1,5-2 раза. Закон о сельскохозяйственном налоге 1952 г. отменил льготы для хозяйств сельских учителей, врачей, агрономов и др. сельских специалистов .

По огромному потоку жалоб, доведенных до отчаяния людей, можно судить об отношении граждан к налоговой политике в деревне. Как и в коллективизацию, люди не могли понять, в чем состоит их вина и за что такая кара. Много писем, в том числе повторных, поступало во властные структуры. Как показал анализ, из сотни рассмотренных обращений удовлетворялись одно-два, остальные отклонялись как необоснованные. Если жалобы граждан доходили в правительство, то для проверки их обязательно направляли назад в областные, краевые, республиканские организации, которые командировали на места своих представителей. Этим неписанным правилом советской бюрократии судьба каждого жалобщика предоставлялась в руки тех, против кого он осмеливался выступить. На беззащитную жертву обрушивались самые изощренные преследования.

В ЦК ВКП(б) прорывались сигналы о незаконных арестах колхозников, писавших жалобы, но особенной обеспокоенности они не вызывали. Когда рабочие совхоза "Петровское" Ухтомского района Московской области заявили своему директору о том, что за нарушение законности они намерены на него жаловаться, тот ответил: "Жалуйтесь. Судья у меня в одном кармане, прокурор - в другом, а депутат - пастухом". Рабочие неоднократно подавали жалобы на имя Сталина, в редакцию "Правды" и даже в МГБ. "Откли-нулись" органы госбезопасности - передали список жалобщиков директору совхоза для принятия мер.

В конце 40-х начале 50-х годов, размер предъявляемого к оплате налога и обязательные поставки отрезали колхозникам все пути к содержанию личного хозяйства, которое являлось для подавляющего большинства единственным источником существования. Вот что писала по этому поводу в Совет по делам колхозов И.П. Рохманова из колхоза им. Дзержинского Мойловского сельсовета Хвастовичского района Калужской области: "Пятый год мы живем в мире и с каждым годом все труднее. Госналоги все больше. Если в 1949 г. я уплатила 375 руб. и сдала 40 кг мяса, то в 1950 г. - 550 руб. и 44 кг мяса. А всего скота - коза да маленький поросенок. Денег не видим, т. к. на трудодни ничего не выдают. Живем лишь на своей картошке вдвоем с дочерью, а у кого семья большая, дети пухнут с голода".

Бесконечное повышение налогов добивало колхозы и совхозы. Разрушение деревни в конце 40-х - начале 50-х годов достигало катастрофических размеров. В 1951 г. производство зерна составляло 82%, подсолнечника - 65%, льноволокна - 55%, картофеля - 77%, овощей - 69% от уровня 1940 г. Поголовье скота в колхозах уступало численности 1940 г. Государственные закупки зерна, подсолнечника, картофеля, овощей на шестом году мирного времени уступали уровню довоенного 1940 г.

Налоговый террор государства разваливал личные хозяйства сельчан. В связи с непомерно завышенными нормами доходности производился вынужденный забой скота, находящегося в личном пользовании колхозников. В Новосибирской области за период с 1 июля 1948 г. по 1 января 1949 г. поголовье свиней сократилось с 14 тыс. до 4 тыс. На начало 1951 г. без малого половина хозяйств колхозников были бескоровными.
Многие колхозы из года в год не обеспечивали общественный скот кормами, поэтому сено на трудодни не выдавали, запрещали колхозникам производить покосы для личных нужд.

Недоимки по налогам Курской области на 1 января 1947 г. составляли 34 млн. руб. 1948 г. - 31, 1949 г. - 49,9, 1950 г. - 74, 1951 г. - 123. Из общей суммы недоимок по налогам, недоимки по сельскохозяйственному налогу составляли на 1 января 1947 г. 22,7 млн. руб. 1948 г. - 17,3, 1949 г. - 32,6, 1950 г. - 47,9, 1951 г. - 92,167. Недоимки числились за хозяйствами, не имевшими средств к погашению, к которым бессмысленно было применять меры принудительного взыскания из-за отсутствия у них имущества, подлежащего описи и изъятию. Число таких хозяйств ежегодно увеличивалось. Образование крупных сумм недоимок отрицательно влияло на выполнение доходной части бюджета. Однако увлеченное налоговой эйфорией правительство не придавало особенного значения опасному симптому и продолжало наращивать нормы доходности при исчислении налогов.

Всемерно усиливались репрессии. Как сообщалось в сводке заместителя начальника управления МВД по Ленинградской области, 18 июня 1948 г. в колхозе "Ленинское знамя" Тосненского района на общем собрании был вынесен общественный приговор о выселении колхозницы Ходковой, якобы уклонявшейся от трудовой деятельности. На собрании выступил ее муж И.М. Ходков, инвалид войны 2-й группы. Он сказал, что несмотря на освобождение по состоянию здоровья, старался работать в колхозе, имел к июню 80 трудодней. Жену не пускал на работу потому, что она была занята с 3-мя детьми. Но решение не отменили. По окончании собрания Ходков подошел к представителю обкома партии и сказал: "Теперь все разбито. Забирайте моих детей. Я больше жить не буду, петлю на шею надену и все". Представитель обкома ответил ему: "Вы успокойтесь, ничего особенного не будет". В целях предупреждения возможного самоубийства, через несколько минут на квартиру к Ходкову были направлены два сотрудника райотдела МВД, которые дома его не застали и через 20 мин. обнаружили Ходкова повесившимся на дереве в лесу, прилегавшем к поселку.

Какие были налоги с населения, предприятий и колхозов в СССР?

Советская эпоха продлилась более 70 лет, и за эти годы кардинально изменила страну. Но вместе с изменениями в экономике менялась и налоговая система – от беспощадной продразверстки до привычного и нам подоходного налога. Мы расскажем, сколько налогов платили советские граждане, предприятия и колхозы в годы существования СССР.

Советская экономика – не такая, как все

Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.

Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.

Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).

Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).

Были нестандартные налоги (например, доплаты за бездетность), а еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.

Есть отдельные мнения от том, что советская налоговая система была не очень эффективной, ведь:

  • налоги с организаций платили государственные предприятия государству;
  • налоги с населения платили люди с тех денег, которые им платило государство.

При всем этом советская налоговая система регулярно менялась – несколько раз добавлялись и отменялись налоги, и их размеры.

Какие налоги взимались в СССР

«Военный коммунизм» и НЭП: с 1917 по 1930 годы

В первые годы после установления советской власти (вплоть до 1921 года) в стране была огромная проблема с продовольствием – прежняя система товарно-денежных отношений в этой сфере уже несколько лет не функционировала, а стремление большевиков собрать нужный объем продовольствия привели к противодействию в крестьянской среде.

Речь идет о продовольственной разверстке – формально это принудительный выкуп излишков продовольствия у крестьян. Ее начали еще до февральской революции, но примерно до 1919 года крестьяне не очень охотно продавали зерно.

Изымали часто не излишки продовольствия, а столько, сколько было необходимо власти в данный момент (то есть, гораздо больше). Часто забирали даже семенной фонд. Из-за сопротивления крестьянства большевикам приходилось использовать вооруженные Комитеты бедноты.

Конечно, большевики выкупали эти «излишки» за деньги, но в некоторых регионов на это не хватало денежных знаков, а с учетом их постоянного обесценения крестьяне, по сути, просто отдавали зерно.

Только в 1921 году на фоне плохого урожая и крестьянских восстаний большевики заменили продразверстку на продналог – он был гораздо ниже (забирали только 30% вместо 70% продовольствия) и в фиксированных размерах, а бедных освободили от продналога.

Кроме того, в годы «военного коммунизма» бюджет пополнялся, в основном, за счет контрибуции и печати бумажных денег (с соответствующей инфляцией). Также существовали и другие налоги:

  • единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог – фактически просто изъятие денег у тех, кого большевики считали паразитическими и контрреволюционными элементами. Сумму в 10 миллиардов рублей поделили по волостям, те поделили по уездам, а те разделили («разложили») по конкретным плательщикам;
  • разовый сбор за торговлю . Его вводили местные советы за разные виды торговли (вразнос, вразвоз, продажу скота на рынке, и т.д.).

Времена менялись, и к 1921 году молодая страна, двигаясь в русле «военного коммунизма», докатилась почти до самой катастрофы: в разы упала производительность труда, почти остановился транспорт, деньги обесценивались с огромной скоростью, люди просто не хотели работать.

Кульминацией всего этого стал массовый голод в 1920-1921 годах, унесший жизни 5 миллионов человек.

Дальше так жить было нельзя, и в марте 1921 года X съезд РКП(б) вводит новую экономическую политику (НЭП). Об этом периоде написано много – сам Ленин считал его временным, но именно 7 лет НЭПа считают едва ли не самым успешным периодом советской экономики.

Помимо продналога для крестьян (в размере примерно 30% от собранного продовольствия), в период НЭПа действовало множество разных налогов:

  • налоги дореволюционной России – промысловый, подворный, военный, квартирный, акцизы, пошлины, и др.;
  • «классовые налоги» – сельскохозяйственный налог для кулацких хозяйств, налог на сверхприбыль, трудовой и гужевой налог, и т.д.

Налоговая политика в тот период служила целям наведения порядка и построения нового общества. И цели были достигнуты – страна быстро оправилась от последствий войн, в СССР провели денежную реформу (и рубль стал свободно конвертируемым), в стране работал даже иностранный бизнес по принципу концессии.

Тем не менее, НЭП в итоге был отменен, и с его налоговой системой тоже нужно было что-то делать. Из-за просчетов в планировании бюджетно-налоговая система стала громоздкой (бюджет формировался из 86 видов платежей), поэтому с 1930 года начинается новый этап.

Налоговая система после реформы 1930 года

Поскольку прежняя налоговая система больше не отвечала требованиям времени, от нее было решено отказаться. В 1930-1932 годах в СССР проводится кардинальная налоговая реформа. Во многом усиливаются позиции государства – частной собственности и рынка, как при НЭП, не будет еще очень долго.

Суть реформы состояла в том, что были полностью отменены акцизы, а все налоговые отчисления с предприятий объединили в 2 платежа:

  • налог с оборота. В него вошли акциз, промысловый, лесной налоги, страховые и другие платежи. Ставки были разные и прописаны они были по большому количеству товаров. Например, продажа резиновой обуви облагалась налогом с оборота в размере 60%, а на продажу рыбных консервов – от 5 до 50%;
  • отчисления от прибыли .

Также были налоги и для населения. Многие из ранее действующих налогов были отменены, другие объединены между собой. Сначала это не затронула колхозы, но через время их доходы тоже стали облагаться теми же налогами (правда, уже по данным отчетности, а не по нормам).

Для разных категорий работников ставки налогов были разными. Конечно, меньше всех платили рабочие и служащие, ставка для них была прогрессивной:

  • доходы до 150 рублей налогами не облагались;
  • от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями;
  • от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями;
  • от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.

Больше всего платили рабочие с доходами от 1001 рубля и выше – но и у них налог составлял менее 7%. С другой стороны, в те годы и в других странах подоходные налоги были примерно такими же.

Но самое главное в этой системе то, что менее «привилегированные» категории платили гораздо больше. Например:

  • литераторы и деятели искусства с доходами от 150 до 200 тысяч рублей в год платили 23 864 рубля + 35% от того, что выше 150 тысяч;
  • частные врачи, адвокаты и преподаватели с доходами от 15 до 20 тысяч рублей в год платили 2 275 рублей + 34% от превышения над 15 тысячами;
  • «частники» – некооперированные ремесленники – платили больше всех, при доходах от 24 тысяч рублей в год налог составлял 8 952 рубля + 60% от того, что выше 24 тысяч.

Отдельные налоги были предусмотрены для колхозов, они платили фиксированную сумму за гектар в зависимости от посевов (например, за гектар под овощами в РСФСР платили 15,5 рублей).

Самые же большие налоги платили так называемые «кулаки». При годовых доходах свыше 6 000 рублей они отдавали государству более половины заработка. Очевидно, что из-за этого они разорялись.

В 1939 году увеличились налоги с доходов от подсобных и крестьянских хозяйств – они в среднем составляли 10-20% или выше.

Также с 1931 года вводятся сборы на культурно-хозяйственное и жилищное строительство (культжилсбор), его взимали и в сельской, и в городской местности.

К концу 1930-х годов бюджет начинает тратить все больше и больше на военные цели, расходы на это вырастают до 24% от расходной части бюджета. Но, когда начинается Великая Отечественная война, этого становится мало, поэтому в СССР вводится новый налог.

Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан вводится как чрезвычайный, его платили состоящие в браке женщины от 20 до 45 лет и мужчины от 20 до 50 лет, не имевшие детей. Для тех, кто зарабатывал более 90 рублей в месяц, он составлял 6%.

В 1941 году вводится надбавка в размере 100% к подоходному и сельскохозяйственному налогам, через год ее заменяет военный налог. Он рассчитывается в твердых суммах за год для разных категорий плательщиков и составлял от 100 до 600 рублей.

В 1943 году Президиум ВС СССР принимает Указ о повышении (тогда его назвали реформированием) подоходного налога. Например, если до этого рабочий с доходами от 151 до 200 рублей платил 1,20 рубля + 3%, то теперь налог повышен до 2,25 рублей + 5,5%:

blank

Кроме того, вводятся: новый единый налог со зрелищ, сбор со скота, сбор за регистрацию собак, госпошлина.

После окончания войны налоги постепенно снижаются или отменяются. Например, почти для всех был отменен налог на холостяков, в 1953-м снижаются ставки рыночного сбора, в 1956-м отменяется патентный сбор.

От Хрущева до Перестройки

В середине 1960-х голов советские власти решили реформировать систему налогообложения в рамках программы коренной хозяйственной реформы. Прежде всего стоит сказать о подоходном налоге с колхозов.

Платили его по 2 объектам налогообложения:

  • от чистого дохода (за минусом дохода, дающего рентабельность в 25%) – ставка составляла до 25% от облагаемого дохода;
  • от фонда оплаты труда (за минусом 70 рублей на каждого работника) – ставка составляла 8%.

Другими словами, колхозы платили налог с прибыли, если она была достаточной, и налог с фонда оплаты труда – независимо от прибыли. Некоторые колхозы имели льготы.

Также была проведена реформа налогообложения прибыли всех предприятий, которые перешли на новую систему планирования – они теперь отдавали не всю свободную прибыль. Им нужно было уплатить за фонды и рентные платежи, а от оставшейся прибыли перечислить в бюджет лишь некоторую часть.

Плату за фонды начисляли на первоначальную или остаточную их стоимость, по ставке от 1% (для совхозов) до 11% (для нефтедобычи).

Рентные платежи начислялись на прибыль, которая получена от природных факторов (по сути, это плата за недра).

Как и ранее, «частники» (кооперативные и общественные организации) платили больше других. У них в виде налога забирали 35% от прибыли, а у профсоюзных организаций – 25%.

Кстати, как и в современной России, в СССР в 1980-е годы ввели 3 местных налога на имущество:

  • налог с владельцев строений – составлял 1% от страховой стоимости жилых зданий. От него были освобождены колхозники и некоторые другие категории;
  • земельный налог – рассчитывался от количества квадратных метров земельных участков. Было 6 классов поселений, со своими ставками налога;
  • налог с владельцев транспортных средств – составлял от 10 до 25 копеек за каждую лошадиную силу мощности двигателя в зависимости от места проживания автомобилиста.

В те годы действовали и другие налоги, например, на доходы от демонстрации кинофильмов, 4 вида пошлин, лесной доход, плата за воду, и т.д.

Как и сейчас, было четкое разделение разных налогов по уровням бюджетов: например, налог с оборота и половина подоходного налога с населения шли в союзный бюджет, налог с колхозов и государственная пошлина зачислялись в бюджеты союзных республик.

С перестройки до распада СССР

В 1980-х годах подоходный налог в СССР взимали по прогрессивной системе:

  • 0,85% от суммы доходов более 80 рублей;
  • 13% от суммы дохода более 100 рублей.

То есть, для большинства трудящихся ставка подоходного налога была такой же, как и сейчас.

С 1985 года в СССР начинается политика Перестройки. С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.

Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью.

Главное в патенте было то, что доходы, полученные по соответствующей деятельности, уже освобождались от подоходного налога.

После того, как было разрешено создавать кооперативы, первые советские «предприниматели» очень быстро стали зарабатывать огромные деньги. Чтобы не допустить перекосов в экономике, власти вели специальный налог, который должен был лишить кооператоров сверхдоходов.

При доходах до 500 рублей они платили те же 13%, что и другие категории, если доходы от 500 до 700 рублей – 30%, от 700 до 1000 – 60%, от 1000 до 1500 – 70%. Кооператоры с доходами свыше 1500 рублей отдавали 90% от доходов в виде налога.

Ситуация в стране стремительно меняется, и с 1 января 1991 года вводится в действие новый закон о налогообложении предприятий. Он вводит налог на прибыль, налог с оборота, налог на доходы и т.д. Что интересно, налоги в РСФСР сначала шли именно в российский бюджет, а затем в союзный. Тем самым сильнее проявлялся конфликт между российскими и союзными властями.

Но к тому моменту налоговая система уже давно перестала справляться с возложенными на нее задачами. Налоговых поступлений не хватало для покрытия всех расходов, рост внутригосударственный и внешний долг, страну охватил дефицит. Распад страны был уже очень близок.

После распада СССР Россия погружается в десятилетие крайне нестабильной налоговой системы – налоги вводятся и отменяются практически бессистемно, зачастую одни и те же объекты облагаются дважды. Как вспоминают бухгалтеры, в 90-е годы было невозможно работать, не нарушая налоговое законодательство. Но это уже совсем другая история.

ЖКХ и другие обязательные расходы

Чтобы сравнить нагрузку на работающих граждан в СССР и современной России, одних налогов недостаточно, у населения есть и другие обязательные платежи. Самые серьезные из них – это коммунальные услуги.

Нельзя утверждать, что в СССР не было коммунальных платежей, но их размеры были несопоставимы с нынешними. По некоторым данным, в 1958 году советские граждане отдавали за ЖКХ 3% от своих доходов, а к 1991-му этот процент упал до 1,2% – вероятно, от общей суммы доходов семьи.

По данным из архивов удалось узнать, что, например, в ноябре 1975 года семья из 2 человек, проживающая в однокомнатной квартире в Москве, отдавала за ЖКХ 8 рублей 67 копеек в месяц. На двухкомнатную квартиру площадью в 45 квадратных метров в Ленинграде уходило 12 рублей 72 копейки. К 1988 году расходы выросли незначительно: в городе Шуя Ивановской области на «двушку» площадью в 57,4 квадратных метра уходило 17 рублей 11 копеек.

Сейчас расходы на ЖКХ оценивают в 9,6%, и это в разы больше, чем при СССР.

Но советские времена подарили нам парадоксальное словосочетание «добровольно-принудительно» – это некоторые виды расходов, от которых было почти невозможно отказаться.

Прежде всего, это «навязывание» покупки государственных облигаций. Большая часть из 65 советских облигационных займов была выпущена до 1957 года, когда программа предполагала практически принудительный выкуп.

По данным статистики, благодаря займам с 1923 по 1957 годы государство смогло получить от займов столько денег, сколько давали налоги и сборы. Так, уже в 1925 году в «принудительные» займы вложили более 14 миллионов рублей. Долги росли, и к началу 1930-х средний гражданин каждый год отдавал на займы 2-3 своих месячных зарплаты.

«Добровольно-принудительными» были не только взносы на покупку облигаций. Каждый советский гражданин в возрасте от 14 до 28 лет состоял в Комсомоле (отказаться от этого без ущерба карьере было нельзя), устав которого требовал вносить членские взносы. Они зависели от доходов комсомольца: для безработных это 2 копейки в месяц, а для тех, кто зарабатывал более 100 рублей взнос составлял 1%, от 150 рублей – 1,5%.

Тем же, кому удалось пройти на «следующий уровень» и вступить в КПСС, приходилось платить уже 3% за сумму, превышающую минимальную зарплату.

Но и это еще не все. В советские времена всех работающих охватывало профсоюзное движение, которому тоже были нужны деньги. Все, кто зарабатывал более 70 рублей, платили 1% от месячной зарплаты.

В итоге получается, что среднестатистический рабочий в СССР при зарплате в 200 рублей отдавал:

  • налог: 8,20 + 13% * (200-101) = 21,07 рубль;
  • в профсоюз: 1% * 101 = 1,01 рубль;
  • за ЖКХ (предположим, за 1-комнатную квартиру): 8,67 рублей.

Итого получается 30,75 рублей, или 15,4% от суммы дохода. В современной России налог составляет 13%, но фактически потребители оплачивают НДС в размере 20% в стоимости большинства товаров.

Болезненную и для граждан СССР, и для граждан России, налоговую тему, - поднимает блогер Василий Еремин. В это трудно поверить, но при Сталине из-за введения властью налога на личные сады, садоводы были вынуждены вырубать плодовые деревья:

«Продолжаем разбирать лживые исторические байки сталинистов, которых накопилось уже слишком много, чтобы не реагировать на них. Здесь разберём их достаточно популярную ложь о том, что обложение налогом личных садов граждан якобы ввел в период своего правления Н.С. Хрущев. И тогда, мол, люди начали вырубать свои плодовые деревья. А теперь факты.

Обложение налогом личных садов и огородов советских граждан началось с 1924 г., но не сразу по всей стране. В этом году в Закон о едином сельскохозяйственном налоге СССР были внесены изменения, позволяющие СНК союзных республик вводить нормы пересчёта в пашню или посев садов, виноградников и других интенсивных культур. Постановлением СНК РСФСР от 12 июня 1925 г. о порядке обложения расширено фактическое применение повышенных норм пересчета для обложения садов и огородов. Далее эти нормы об обложении налогом личных садов и кустарников только расширялись и увеличивались.

Документ №1:

  1. Постановление Гаврилово-Посадского райисполкома о порядке исчисления сельхозналога. «Для исчисления облагаемого налога единоличных трудовых хозяйств установить следующие нормы доходности: Бережецкий – картофель 312руб/га, посевы 121руб/га, сенокос 54руб/га, огород 1000руб/га, сад и ягодники 600руб/га, лошади 160 руб/голова, КРС 165 руб/голова, овцы и козы 7руб/голова… Для перевода плодоносящих деревьев в площадь сада установить следующие нормы густоты насаждений: А) 100 деревьев зерновых пород (яблоня, груша) на 1 га. Б) 200 косточковых (слива, вишня и др.) на 1 га. Примечание – сад, занятый ягодными кустами (малина, смородина и др.) учитывается по фактической площади. »

Источник: “Колхозный край”, трехдневная газета Г.Посадского Райкома ВКП(б) РИКа и Райпрофсовета, 8 июня 1935 года. Орфография источника сохранена. Документ подготовил к печати В.Е. Махалов. http://gavposad-kraeved.ru/193.

В 30-х годах обложение налогами личных садов и кустарников быстро распространилось по всей стране. Нормы налогообложения регулировались Законом СССР «О сельскохозяйственном налоге» и региональными подзаконными актами. Четко просматривалась тенденция к увеличению ставок налогообложения.

Документ №2:

Закон СССР «О сельскохозяйственном налоге» от 1 сентября 1939г. «Статья 2. Налог исчисляется с каждого хозяйства по доходу от следующих источников: а) от полеводства, от скота всех видов, сенокосов, огородничества, бахчеводства, табаководства, посевов технических и масличных культур, садов, ягодников, виноградников и других насаждений, пчеловодства, шелководства… Порядок исчисления налога от дохода личного хозяйства колхозника: С хозяйств колхозников, имеющих доходы от приусадебного участка земли, скота и от неземледельческих заработков, сельскохозяйственный налог исчисляется с годовой суммы облагаемого дохода хозяйства (статьи 5 - 7) по следующей таблице ставок.

Доходность с 1 га в рублях (РСФСР):

посевы зерновых - 540,

посевы картофеля - 1200,

посевы табака - 1700,

огороды и бахчи - 2500,

сады и ягодники - 3500,

овцы и козы - 40,

лошадь, верблюд - 700.

Облагаемые доходы от полеводства, огородничества, табаководства, бахчеводства, посевов технических и масличных культур, многолетних насаждений и сенокосов определяются: …с фактической площади садов, ягодников, виноградников и других многолетних насаждений плодоносящего возраста…» Источник: http://www.libussr.ru/doc_ussr.

Документ №3:

Закон СССР от 01.03.1941 "Об изменении статей 3, 8 и 19 Закона о сельскохозяйственном налоге от 1 сентября 1939 г." "Внести в Закон о сельскохозяйственном налоге от 1 сентября 1939 года следующие изменения: 1. Статью 3 изложить в следующей редакции: "Статья 3. Облагаемый доход от сельскохозяйственных источников определяется по следующим средним нормам доходности:

посевы зерновых - 800,

посевы картофеля - 2700,

посевы табака - 1700,

огороды и бахчи - 4000,

сады и ягодники - 4200,

Впервые исчезло конкретное упоминание о ставках налогообложения садов и кустарников в Законе СССР о сельхозналоге от 8 августа 1953. В этом законе подоходное обложение заменяется погектарным, при котором сельскохозяйственный налог исчисляется по твердым ставкам с площади земельного участка.

Документ №4

Закон СССР от 8 августа 1953 года "О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ НАЛОГЕ". «Установить с 1 июля 1953 г. обложение сельскохозяйственным налогом хозяйств колхозников по твердым ставкам с одной сотой гектара приусадебной земли, находящейся в личном пользовании колхозного двора, независимо от размера общей суммы доходов хозяйств колхозников, получаемых ими от личного хозяйства, предусмотрев значительное уменьшение сельскохозяйственного налога… Налог исчисляется с каждого хозяйства по площади земельного участка, находящегося в его пользовании…» Источник: http://www.libussr.ru/doc_ussr.

В целом налоговая нагрузка на крестьян в сталинский период была непомерно высока, учитывая их нищенские доходы в колхозах, которые обычно рассчитывались с ними горстью зерна за трудодень. Именно поэтому крестьяне всеми силами стремились уйти от уплаты налогов путем вырубки фруктовых деревьев и посадкой менее «дорогих» культур. Вместо коров старались держать коз, налог на них был намного ниже, чем на коров. Частенько коз в те времена так и называли: «сталинская корова».

А что же Хрущев, спросите вы? Никакого отношения к обложению налогом плодовых деревьев и ягодных кустарников граждан он не имел. Этот вид налога действовал в СССР частично с 1924г., повсеместно примерно с середины 30-х годов и по 1953г. В реальности Хрущев снизил налоги на крестьян примерно в 3 раза, поднял закупочные цены на продукцию колхозов, избавив их от части хронической убыточности, и впервые в истории России ввел пенсии для крестьян. И самое главное, при нем страна полностью избавилась от голода и массовой голодной смертности. Судя по всему, именно за это Хрущева так ненавидят сталинисты. »

Читайте также: