Налогообложение в нефтегазовом секторе россии

Опубликовано: 19.05.2024

Нефтедобывающая отрасль для РФ является одной из наиболее значимых и крупных в стране. Львиная доля налоговых поступлений формируется благодаря добыче нефти и газа. Для целей налогообложения нефтянки создан ряд особенных механизмов, один из которых НДПИ. В этом материале попробуем разобраться, что из себя представляет данный инструмент, как он отражается на результатах деятельности нефтегазовых компаний и каковы его перспективы.

Что такое НДПИ

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — основной инструмент налогообложения добывающих отраслей РФ. Для нефтегазового бизнеса он является одной из крупнейших статей расходов. НДПИ в случае с нефтью взимается с каждой тонны добытых углеводородов и представляет собой определенную плату за пользование недрами. Полученные от нефтедобывающих компаний средства направляются в федеральный бюджет. Тем самым происходит своеобразное перераспределение средств за пользование недрами в пользу граждан страны и государства в целом.

Как считается НДПИ

В общем виде формула его расчета выглядит так:

НДПИ на тонну добытой нефти = Ценовой коэффициент (Кц) * Стандартная ставка НДПИ — Коэффициент особенности добычи (Дм)

Ценовой коэффициент (Кц) ежемесячно рассчитывается ФНС на основании цены нефти марки Urals и курса доллара США. Его формула выглядит так:

Ценовой коэффициент (Кц) = (Цена барреля Urals в долларах — 15) * Курс доллара США / 261

На март 2019 г. ценовой коэффициент составлял 12,72, то есть за каждую тонну добытой нефти нужно было уплатить 11 690 руб. без учета корректировок.

Стандартная ставка НДПИ с 1 января 2017 г. установлена в размере 919 руб. за тонну добытой нефти. В 2016 г. она была на уровне 857 руб.

Коэффициент особенности добычи (Дм) — самый сложный элемент, состоящий из большого количества компонентов. Его суть в учете различных коэффициентов, характеризующих степень выработанности конкретных участков и залежей, а также величины запасов конкретных участков недр, степени сложности добычи, географии региона и свойств нефти. Он выглядит следующим образом:

Дм = Кндпи x Кц x (1 — Кв x Кз x Кд x Кдв x Ккан) — Кк — Кабдт — Кман x Свн

Кндпи — с 2016 г. установлен на уровне 559 руб;
Кц — ранее отмеченный ценовой коэффициент;
Кв — коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов;
Кз — коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр;
Ккан — коэффициент, характеризующий регион добычи и свойства нефти;
Кд — коэффициент, характеризующий сложность добычи;
Кдв — коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретной залежи углеводородного сырья;
Кк — с 1 января 2019 г. установлен в размере 428 руб.;
Кабдт — коэффициент, характеризующий надбавки за автомобильный бензин и дизельное топливо;
Кман — коэффициент, учитывающий влияние экспортной пошлины;
Свн — коэффициент, характеризующий добычу сверхвязкой нефти.

Разбираться в этой части формулы довольно сложно и долго, к тому же нужно знать особенности добычи на том или ином месторождении. Но если кто-то хочет вникнуть поглубже, вот ссылка, здесь все подробно расписано.

Для более быстрой оценки можно учесть в структуре коэффициента особенностей добычи (Дм) лишь показатель Кк, зафиксированный на уровне 428 руб. на 2019 г. Этот коэффициент оказывает заметное влияние на итоговый результат и входит в итоговую формулу со знаком плюс, тем самым увеличивая налог. Остальными коэффициентами для проведения неглубокой консервативной оценки можно пренебречь так как они преимущественно снижают итоговый показатель.

Модифицированная формула выглядит так:

НДПИ на тонну добытой нефти = Ценовой коэффициент (Кц) * Стандартная ставка НДПИ (919 руб.) + Фиксированный показатель (Кк)

По итогам 2018 г. средний размер НДПИ при добыче нефти составлял 12 468 руб. за тонну добытых углеводородов без учета коэффициента особенностей добычи.

В совокупности самое большое значение при расчете показателя занимает ценовой коэффициент, С учетом того что базовая ставка НДПИ устанавливается регуляторно и спрогнозировать ее изменение крайне сложно, то основными факторами изменения НДПИ можно считать цены на нефть Urals и курс доллара США.

Так, рост рыночной цены Urals на $1 за баррель нефти при цене выше $15 за баррель (без учета особенностей добычи) приводит к росту ставки НДПИ на $3,52 за тонну.

Почему НДПИ важен для нефтегазовых компаний

НДПИ можно назвать наиболее значимым налогом для нефтяных компаний. Если стандартный налог на прибыль составляет 20% от прибыли до налогообложения, то на платежи по НДПИ пришлось около 27,4% от выручки Роснефти или 347,9% от чистой прибыли за весь 2018 г. Для Татнефти доля НДПИ в выручке по итогам 2018 г. составила 31% от выручки или 134,3% от чистой прибыли. В таких масштабах даже незначительное увеличение коэффициентов при расчете НДПИ может существенно сказаться на результатах нефтяных компаний.

Важный момент заключается в способе взимания налога. Налогооблагаемой базой считается тонна добытой нефти без учета издержек на ее получение. Это означает, что по мере выработки легкодоступных и высокомаржинальных месторождений влияние НДПИ на результаты нефтедобывающих компаний будет усиливаться, что в конечном счете может привести к замедлению объемов добычи.

Налог на добычу полезных ископаемых также выступает одним из средств перераспределения денежных средств добывающих компаний. К примеру, в 2018 г. на фоне освобождения Газпрома от выплаты дивидендов в размере 50% от чистой прибыли, коэффициент в расчете НДПИ для компании был поднят с 1,4022 до 2,055. Тем самым бюджет нивелировал выпадающие от недостаточных дивидендов средства.

Что будет с НДПИ

С 1 января 2019 г. в силу вступил так называемый «налоговый маневр». Налоговый маневр представляет из себя постепенный рост НДПИ при одновременном снижении экспортной пошлины (еще один значительный сбор с нефтяников). Как заявляется, смысл данного закона в снижении зависимости российского бюджета от цен на нефть.

Происходить это будет путем последовательного введения поправочных коэффициентов: от 0,167 в 2019 г. до 1 в 2024 г. для НДПИ и от 0,833 в 2019 г. до 0 в 2024 г. для экспортной пошлины.

Дополнительные доходы от НДПИ в результате налогового маневра, по расчетам авторов инициативы, составят 10,8 трлн руб.

Другой важный момент: с 1 января 2019 г. стартовал пилотный проект нового налога — Налога на дополнительный доход (НДД). Предполагается, что налогооблагаемой базой для нового сбора будет не добыча компаний в натуральном эквиваленте, а выручка от продажи углеводородов за вычетом определенных затрат, связанных с добычей, подготовкой и транспортировкой углеводородного сырья.

НДД должен снизить взимаемый НДПИ вплоть до 40% для ряда месторождений и сделать инвестиции в низкопродуктивные и трудноизвлекаемые запасы экономически обоснованными, что поддержит объемы добычи. Нужно отметить, что НДД не может применяться ко всем месторождениям, новый налог подходит только для запуска определенных новых и ряда уже зрелых месторождений.

На текущем этапе проект налога введен для нескольких месторождений, а ставка установлена в размере 50%. В случае получения позитивных результатов от введения нового налога, НДД может быть получить более широкое распространение, а объемы взимания НДПИ снизятся.

БКС Брокер

Последние новости

Рекомендованные новости

Итоги торгов. Пессимизм быстро сменился эйфорией

Как старение населения влияет на прибыльность акций. Дискуссия экспертов

Новая стратегия Белуги. Что ждать от акций

Что из себя представляет АФК Система? Инфографика

8 фишек БКС Экспресс, которые вам пригодятся

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

Copyright © 2008–2021. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

A worker looks at a pump jack at an oil field Buzovyazovskoye owned by Bashneft company north from Ufa, Bashkortostan, Russia, July 11, 2015. REUTERS/Sergei Karpukhin/File Photo

МОСКВА (Рейтер) - Ужесточение налогового режима для нефтяной отрасли РФ c 2021 года может сделать российские компании более сговорчивыми в отношении дальнейшего сотрудничества с партнерами в рамках ограничивающей добычу сделки ОПЕК+.

Одобренная в октябре президентом РФ Владимиром Путиным налоговая реформа в нефтяной отрасли позволит России частично залатать бюджетные дыры, образовавшиеся в результате удара пандемии COVID-19, но сделает добычу на зрелых месторождениях, а также участках с высоковязкой нефтью, более дорогой.

Налоговое новшество может подтолкнуть российских нефтяников принимать предложения ОПЕК и партнеров по ограничительному пакту более охотно, отправив желание бороться за долю на рынке на второй план, говорят аналитики.

Россия и ее партнеры по ОПЕК+ договорились ограничить добычу нефти на 7,7 миллиона баррелей в сутки, или примерно 8,5% мирового потребления, в борьбе за оздоровление рынка.

"Мне кажется, что налоговые изменения в нефтяной отрасли были разработаны с учетом сделки ОПЕК+ и её влияния на добычу российских компаний. С ростом налогов компании стали менее чувствительны к вопросам наращивания нефтедобычи в некоторых сегментах, таких как высоковязкая нефть", - сказал аналитик Bank of America Merrill Lynch Карен Кастанян.

Комплексная налоговая реформа в нефтяной отрасли РФ проводится с 2021 года в отношении определенных регионов и видов добываемого сырья. Главным образом, она распространяется на зрелые месторождения и проекты с высоковязкой нефтью, используемой, в том числе, для производства широкого спектра нефтепродуктов.

Renaissance Capital написал в аналитической записке, что в 2021 году власти РФ соберут с нефтегазовой отрасли в виде налогов 6 триллионов рублей, или 32% общих бюджетных доходов, при цене на сорт российской нефти Urals $45,3 за баррель. Министр энергетики РФ Александр Новак сказал в сентябре, что ужесточение налогообложения нефтяной отрасли не повлияет на цели добычи в рамках долгосрочной энергостратегии. Вопросы налогообложения и соответствия России сделке ОПЕК+ находятся в разных плоскостях.

Однако финансовый интерес качать меньше нефти может сделать дискуссии нефтяных компаний РФ в отношении ограничений более гладкими, считают аналитики.

Альянс ОПЕК+ планирует смягчить ограничения с января 2021 года, однако неопределенность, вызванная второй волной пандемии, может подорвать этот план.

Слово за Путиным

Владимир Путин принимает ключевые решения в России, в том числе, в нефтяной отрасли, которая является дойной коровой бюджета.

Путин сказал в четверг, что не исключает продления существующих ограничений мировой добычи нефти или даже еще большего сокращения добычи в рамках ОПЕК+, но пока не видит такой необходимости.

Новак регулярно проводит совещания с крупнейшими нефтяными компаниями РФ, включая Роснефть и Лукойл, для сверки часов перед решением о позиции России в сделке ОПЕК+.

Глава крупнейшей нефтяной компании РФ Игорь Сечин долгое время критиковал сотрудничество России с ОПЕК, но последнее слово всегда оставалось за Путиным. Роснефть и Лукойл не ответили на запрос Рейтер о комментарии.

Накануне глава Лукойла Вагит Алекперов сказал, что следующий год компания посвятит диалогу с властями о налоговой политике, поскольку без него компания не сможет даже к 2023 году выйти на показатели 2019 года, передавали российские СМИ.

Министерство финансов РФ сообщило в ответ на запрос Рейтер, что налоговые инициативы в долгосрочной перспективе не должны привести к снижению добычи нефти при условии, что компании будут осуществлять инвестиции.

Для быстрого восстановления добычи после окончания сделки власти РФ планируют создать фонд незаконченных скважин. В течение двух лет компании будут бурить скважины, которые, по замыслу властей, также сдержат экспансию иностранных нефтесервисных компаний в России. Нефтяные компании РФ получат на эти цели кредиты на сумму 300-400 миллиардов рублей. Средняя по объемам добычи нефти Татнефть сообщила на прошлой неделе, что из-за нового налогового режима не планирует вводить проекты с высоковязкой нефтью, которая является будущей точкой роста для компании, эксплуатирующей в основном истощенные месторождения.

Дополнительная налоговая нагрузка на проекты с высоковязкой нефтью также затронет Лукойл и Газпромнефть. Роснефть, несмотря на рост налогового бремени для некоторых своих проектов, смогла добиться от властей налоговых поблажек для нескольких других проектов, обещая добывать на них больше нефти.

Владимир Солдаткин, Олеся Астахова

(При участии Дарьи Корсунской. Редактор Дмитрий Антонов)

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Режим НДД для сверхвязкой нефти может появиться не раньше 2024 г.

Москва, 28 апр - ИА Neftegaz.RU. Минфин РФ считает, что Венское соглашение ОПЕК + нанесло более сильный удар по российской нефтяной отрасли промышленности, чем отмена льгот, не торопясь с их возвращением.
Позицию министерства обозначил замминистра финансов РФ А. Сазанов 27 апреля 2021 г. в рамках Национального нефтегазового форума на выставке Нефтегаз - 2021.

Это тот самый А. Сазанов, который назвал НДД самой большой ошибкой в своей карьере.

Тезисы от А. Сазанова:

  • даже с учетом отмены льгот и, принимая во внимание девальвацию рубля и цену нефти, которая сейчас есть, если бы не было ограничения ОПЕК + , операционный денежный поток в отрасли в 1 м квартале 2021 г. был бы выше, чем в 2019 и 2020 гг.,
  • в течение 2021 г. каких-то резких шагов по донастройке налогового режима в нефтегазовом секторе не планируется,
  • поскольку сейчас действует сделка ОПЕК + , есть ограничения по добыче, Минфин будет исходить из того, что режим НДД для сверхвязкой нефти (СВН) может появиться не раньше 2024 г.,
  • в части сверхвязкой нефти действительно поступил к нам ряд обращений, в т.ч. от субъектов РФ - Татарстана и республики Коми,
  • мы будем прорабатывать режим налога на добавленный доход (НДД) для сверхвязкой нефти,
  • не думаю, что это будет отдельная группа, скорее всего, это все равно будет 3 я группа, возможно мы посмотрим пределы по затратам,
  • плодить группы не нужно, надо максимально ужиматься в те группы, которые сейчас уже созданы по НДД.
Проблемы в нефтегазе России случились не сегодня.
За пару лет нефтегазовые доходы бюджета страны упали почти на 3,8 трлн рублей!
Для страны, которую власти посадили на нефтегазовую иглу, это очень много.
Нужно чем- то восполнить выпавшие доходы.
Но, соответственно, упали доходы и компаний нефтегаза РФ.
Когда власти попробовали это сделать за счет компаний нефтегаза, те возмутились.

Напомним, что в 2020 г. были приняты изменения в налоговой сфере, которые привели к значительному увеличению налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль промышленности.
С 1 января 2021 г. для месторождений с выработанностью более 80% и СВН отменены понижающие коэффициенты:

  • к ставкам налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • на экспортную пошлину.
Причем наибольший негативный эффект пришелся пришелся именно на СВН, где налоговая нагрузка увеличивалась почти в 25 раз.


В презентации Татнефти на ННФ-2021 указывается, что компания вынуждена будет снизить налоговые отчисления в бюджеты на 1 трлн руб. из-за отмены льгот по вязкой нефти.
Однако, по мнению А. Сазанова, эта оценка слишком пессимистичная.

Российские ВИНКи и руководство нефтедобывающих регионов мнение Минфина не разделяют и стремятся привлечь к проблеме внимание.
К В. Путину обратились:

  • глава ЛУКОЙЛа В. Алекперов на совещании о повышении инвестиционной активности 11 марта 2021 г. попросил дать поручение правительству РФ найти решение по стимулированию проектов СВН, а также по развитию высокообводненных и выработанных месторождений;
  • с аналогичной просьбой обращался президент Татарстана Р. Минниханов;
  • губернатор Н. Комарова заявила, что ХМАО будет добиваться льгот для добычи СВН до 2024 г.
По итогам совещания 11 марта В. Путин поручил правительству РФ проработать в рамках параметров НДД вопрос о стимулировании:
  • добычи вязкой нефти и СВН,
  • добычи нефти из высокообводненных скважин,
  • добычи трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ).
А. Сазанов тогда дерзко заявил:
  • просьба ЛУКОЙЛа о переводе месторождений на НДД с 2022 г. приведет к выпадающим доходам бюджета,
  • но поручение президента будет проработано.
Минфин предлагает нефтяникам перейти на НДД, но в условиях падения доходов те назвали его нынешние параметры экономически неэффективными.
Для роста добычи на таких проектах ВИНКи просят выделить для ТрИЗ и шельфовых проектов отдельную категорию в НДД.
По этому поводу Минфин заявлял, что это будет возможно не ранее 2024 г., что также не устраивает нефтегаз, поскольку компаниям необходимо планировать инвестиции, а отрасли в целом - адекватно подготовиться к наращиванию добычи после истечения срока действия ограничений по соглашению ОПЕК + в 2022 г.

Суета вокруг НДД происходит, поскольку этот новый налог тестируется с 2019 г. на отдельных месторождениях.
Налог позволяет учитывать экономику месторождений и разрабатывать даже сложные нерентабельные запасы нефти и газа.
Нефтяники, потупив взор, предлагали заменить рентный налог НДПИ на НДД.
Но когда нефтегаз недоплатил 213 млрд руб. из-за тестирования НДД, Минфин сильно разочаровался.

. не хлебом единым.
А. Сазанов поговорил и о нефтепеработке, сообщив, что Роснефть с Минфином пока лишь изучают возможные меры налоговой поддержки для проекта Восточный нефтехимический комплекс (ВНХК).

Международный информационный бюллетень освещает актуальные вопросы в области налогообложения в нефтегазовом секторе (добыча и переработка нефти), нефтесервисов, инжиниринга и строительства.

Ознакомиться с содержанием

  • Апрель 2017 года
  • Декабрь 2016 года
  • Сентябрь 2016 года
  • Июнь 2016 года
  • Март 2016 года

В апрельском выпуске будет рассмотрен целый ряд тем, включая возможное применение новой цифровой технологии блокчейн, набирающей популярность в настоящее время. Данная технология может оказать существенное влияние на налоговые последствия для нефтегазовой отрасли. Мы обратим особое внимание на возможные последствия использования многостороннего инструмента по проекту ОЭСР BEPS и разъясним основы Соглашения о разделе продукции.

Кроме того, бюллетень содержит статьи, посвященные последним событиям в сфере налогообложения нефтегазовой отрасли в следующих странах:

  • Нидерланды: закат голландских кооперативных компаний как холдинговых структур
  • Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ): введение НДС в странах Персидского залива — значение для нефтегазовой отрасли
  • США: грядет возможная налоговая реформа?»

В выпуске налогового бюллетеня, посвященного изменениям, происходящим в международном нефтегазовом секторе, за декабрь 2016 года мы продолжаем рассматривать ряд инициатив по предотвращению размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (BEPS), приводя анализ предложений, разработанных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), по вопросам использования гибридных инструментов, в том числе обсуждение изменений, внесенных в законодательство Великобритании, которые вступят в силу 1 января 2017 года и станут первой попыткой реализации данных предложений.

Кроме того, в бюллетене представлены статьи, в которых рассказывается о последних событиях, происходящих в сфере налогообложения нефтегазовой отрасли в следующих странах:

  • Бразилия: налоговые вычеты по расходам на НИОКР и инновациям;
  • Габон: обзор нового режима налогообложения компаний, работающих с углеводородным сырьем;
  • Малайзия: применение косвенного налога при переводе нефтегазовых проектов в Малайзию;
  • Россия: потенциальные изменения в налогообложении добывающих компаний.

В выпуске обзора новостей за сентябрь 2016 года представлен анализ возможных последствий Брексита для нефтегазовой отрасли. Также в нем рассматривается потенциальное влияние плана действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли (BEPS), разработанного ОЭСР, на нефтегазовую отрасль в развивающихся странах, дается обзор ключевых наблюдений и рекомендаций отчета ОЭСР, а также последствий его применения.

Новостной обзор также содержит ряд статей, посвященных новым изменениям порядка налогообложения нефтегазовых компаний в следующих странах:

  • Австралия: кардинально новые налоговые реформы, оказывающие влияние на международные нефтегазовые компании
  • Гана: недавние изменения в порядке налогообложения компаний сектора разведки и добычи нефти
  • Совет по сотрудничеству стран Персидского залива: введение НДС
  • Индонезия: изменение порядка налогообложения компаний сектора разведки и добычи
  • Танзания: новые требования по исчислению налога на прибыль организаций в нефтегазовой отрасли
  • США: вопросы налогообложения в нефтегазовой отрасли с учетом текущей ценовой конъюнктуры

Вы можете подписаться на получение рассылки обзора новостей, пройдя по данной ссылке.

В июньском выпуске мы продолжаем рассматривать тему, затронутую в предыдущем номере, о возможном влиянии проекта ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS) на нефтегазовый сектор, приводим общий обзор текущего статуса выполнения данной инициативы, а также статью о Действии 4. Мы также рассмотрели меры, предпринимаемые странами — крупными производителями углеводородного сырья (Иран и Мексика), для привлечения инвестиций в свои добывающие отрасли.

Бюллетень также содержит статьи на тему изменений в налогообложении нефтегазовых компаний в следующих странах:

  • Законопроект о нефтяной промышленности в Нигерии: решение вопроса о принятии законопроекта
  • Великобритания: последние изменения в налоговом режиме
  • Казахстан: новости о последних изменениях
  • Танзания: налог у источника с платежей за услуги

Основная статья мартовского выпуска посвящена обсуждению изменений в подходах к трансфертному ценообразованию и важном влиянии этих изменений на устоявшиеся отраслевые практики по отнесению затрат оператора на совместные добывающие предприятия.

Новостной обзор также содержит статьи на тему изменений в налогообложении нефтегазовых компаний в следующих странах:

  • Китай: влияние реформы НДС на соглашения о разделе продукции
  • Малайзия: влияние бюджета на 2016 год и введение изменений в налогообложении товаров и услуг
  • Кения: бюджетная стабильность и волатильность цен на нефть
  • Ближний Восток: повышение налогов, рост цен на нефть и налогово-бюджетный баланс
  • Нигерия: последние изменения в налогообложении Нигерии

Вопросы о влиянии новых налоговых механизмов на российскую нефтяную отрасль нередко становятся предметом обсуждений как на правительственном уровне, так и среди производителей нефти и инвесторов. Дискуссию с инвесторами об эффекте налоговых изменений провела «Газпром нефть». О перспективах российской нефтяной отрасли в разрезе эволюции налоговой системы рассуждает Ангелина Глазова, аналитик по нефтегазовому сектору и электроэнергетике Группы компаний «АТОН».

Система налогообложения нефтяной отрасли в России претерпела существенные изменения в результате налогового маневра, начавшегося в 2011 г. В 2019 г. наступила его завершающая фаза, предполагающая отмену экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты к 2024 г., и в силу вступили соответствующие налоговые изменения в сегментах нефтедобычи и нефтепереработки, призванные сгладить этот эффект на различных уровнях производственной цепочки в секторе. Завершающий элемент налогового маневра, последовавший за волной модернизации нефтеперерабатывающих мощностей в России, привнес в налоговую систему новые механизмы, в частности обратный акциз, демпфирующий механизм и налог на добавленный доход (НДД).

Первый механизм, обратный акциз, призван в теории стать одним из факторов, сглаживающих эффект для НПЗ, возникающий в результате отмены экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Напомним, при их наличии НПЗ получают экономическую выгоду за счет того, что нефтепродукты облагаются более низкими пошлинами по сравнению с нефтью (так называемая таможенная субсидия). Наряду с повышением цен на нефтепродукты обратный акциз должен нивелировать отрицательный эффект отмены экспортных пошлин на рентабельность нефтепереработки, делая общий эффект нейтральным для НПЗ. Отметим, что эффект отмены экспортных пошлин для добывающего сегмента сглаживается соответствующим последовательным увеличением НДПИ.





Однако рост цен на нефтепродукты возможен не во всех сегментах. Например, рост цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке искусственно сдерживается, так как повышение цен на них могло бы иметь негативный социальный эффект. Чтобы поддержание этих цен на низких уровнях не обращалось убытком для нефтяных компаний, которые реализуют существенную часть дизтоплива и практически весь производимый бензин именно на внутреннем рынке, был введен механизм демпфирующей составляющей. Она помогает компаниям компенсировать потенциальный убыток от продажи моторных топлив по низким ценам на внутреннем рынке в условиях более привлекательной экспортной альтернативы за счет федерального бюджета. Отметим, что механизм может работать и в обратную сторону, подразумевая выплаты от НПЗ в бюджет, если экспортные котировки опускаются ниже внутренних цен. После введения демпфера в начале 2019 г. многие участники рынка отмечали некорректное функционирование механизма. Однако последние поправки, вступившие в силу с июля 2019 г., исправили эти недочеты, несколько понизив волатильность механизма при изменении цены на нефть и увеличив компенсационные коэффициенты. В теории это должно привести к более эффективному функционированию механизма и стабилизации рентабельности переработки.

Что касается сегмента добычи, важным нововведением является налог на добавленный доход (НДД), рассматриваемый как альтернативы НДПИ. Парадигма НДД подразумевает обложение налогом прибыли, получаемой в результате разработки актива, а не объема добычи, как в случае с НДПИ. Это более рационально с точки зрения поддержания экономики добычи, особенно в случае с новыми месторождениями, поскольку при применении НДД пик налоговой нагрузки приходит позже по сравнению с НДПИ. Также переход на НДД может в теории улучшить профиль добычи месторождений, предоставляя более комфортный налоговый режим и приводя тем самым к более эффективному стимулированию производства – на наш взгляд, это актуально для российских производителей нефти, особенно учитывая возрастающую долю зрелых месторождений в структуре добычи.

Все вышеупомянутые изменения необходимо рассматривать не фрагментарно, а в общем контексте налоговой системы. Тогда как отмена экспортных пошлин является стратегически правильным шагом, для достижения этой цели и поддержания экономического баланса участников системы – как в лице компаний добычи и нефтепереработки, так и в лице федерального бюджета – были введены дополнительные механизмы, существенно усложнившие налоговую систему. С одной стороны, они делают ее более гибкой, способной лучше адаптироваться к изменениям внешней конъюнктуры. С другой стороны, некоторые механизмы (например, демпфер в примере выше) все еще требуют ручной донастройки, параметры которой всегда рассматриваются в контексте задачи поддержания плановых показателей федерального бюджета. Так, дополнительные льготы для НПЗ, предоставленные со второго полугодия 2019 г., были компенсированы соответствующим повышением НДПИ для компенсации выпадающих доходов бюджета.

Другим важным фактором является предоставление льгот на добычу трудных запасов, например месторождений с высокой обводненностью, ачимовских залежей, нефтяных оторочек. Особенно важен вопрос льгот в отношении добычи на арктическом шельфе, для ускорения разработки которого однозначно потребуется разработка системы налоговых стимулов. Льготы необходимы для стимулирования добычи сложных запасов, поскольку именно они делают разработку экономически привлекательной. Однако наличие большого количества отдельных льгот на фоне усложнения налоговых механизмов может привести к излишней фрагментации налоговой системы. Отчасти для того, чтобы предотвратить такой исход, на уровне правительства в этом году было принято решение ввести временный мораторий на выдачу новых льгот до конца 2019 г. К этому моменту должна быть проведена инвентаризация существующих льгот, в результате которой будут определены дальнейшие шаги, а также, на наш взгляд, потенциальные изменения в текущей расстановке льгот. Решение по части льгот станет важным для налоговой системы в российской нефтегазовой отрасли, поскольку будет во многом определять вектор развития налоговой системы – к унификации или дальнейшей дифференциации.

Читайте также: