Уменьшена сумма налога подлежащая уплате в бюджет по сравнению с ранее представленной

Опубликовано: 23.04.2024

Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ начисление пени производится начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня уплаты налога или сбора. А каким образом должен производиться расчет пеней в ситуации, когда налогоплательщиком подана уточненная налоговая декларация, на основании которой ранее заявленная к уплате в бюджет сумма налога подлежит уменьшению?

Мнения контролеров и налогоплательщиков по этому вопросу порой расходятся, и камнем преткновения в подобном споре является момент изменения обязательств налогоплательщика по уплате налога в связи с их уточнением. Об одном из таких споров и будет рассказано в данной статье.

Суть спора.

Дело, разбиравшееся арбитрами ФАС ВВО (Постановление от 28.10.2013 № А43-1678/2013), вряд ли можно отнести к разряду особо сложных. Действительно, организация представила налоговому органу уточненные декларации по НДС за II и III кварталы 2010 года в II квартале 2012 года, на что имела полное право: когда обнаружила собственные ошибки в исчислении налоговой базы, тогда и представила – положения п. 1 ст. 81 НК РФ не нарушены. По данным «уточненки» за II квартал налогоплательщику полагается возмещение из бюджета, зато за III квартал он должен бюджету сумму большую, чем сумма возмещения за предыдущий квартал, то есть у него образовалась недоимка по НДС. А поскольку c учетом «уточненки» за III квартал налог подлежал доплате в сумме 8 658 452 руб., организации было начислено 1 101 560 руб. 97 коп. пеней. Причем право налогоплательщика на возмещение суммы налога по итогам II квартала 2010 года камеральной проверкой было подтверждено, но сумма возмещения была отражена в его карточке со сроком уплаты по дате представления «уточненки», то есть в II квартале 2012 года. И соответственно, расчет пеней контролерами производился за период со сроков уплаты (20.10.2010, 20.11.2010, 20.12.2010) до даты погашения недоимки (12.04.2012). В обоснование этого был приведен Приказ ФНС России от 10.01.2012 № ЯК-7-1-/19@.

Аргументация арбитража по признанию пеней необоснованными.

Налогоплательщику такой расчет не понравился, и он обратился к арбитрам. Суды всех трех инстанций [1] встали на его сторону и признали необоснованным начисление налоговым органом организации спорных пеней.

Аргументировали судьи свое решение следующим образом. Согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. При этом налогоплательщик в соответствии со ст. 52 НК РФ самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Порядок, сроки уплаты, а также объекты обложения НДС установлены в гл. 21 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 – 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, момент определения налоговой базы по которым (установленный ст. 167 НК РФ) относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в указанном периоде.

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в силу ст. 166 НК РФ, на определенные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты (п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ). При этом согласно п. 1 ст. 172 НК РФ указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих уплату сумм налога.

Если сумма вычетов в каком‑либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в силу п. 3 ст. 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой НДС, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения согласно пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Следовательно, на основании правил, установленных НК РФ, понятие «налоговый период» связано не с моментом, в котором применяются налоговые вычеты, а с моментом, за который определяется налоговая база для целей уплаты НДС по операциям реализации. Указанный вывод отражен также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.05.2009 № 17473/08.

Налогоплательщик, обнаруживший факты неотражения (неполного отражения) сведений в ранее поданной декларации, вправе внести необходимые изменения и дополнения в декларацию того налогового периода, к которому относятся операции и выплаты по ним, исходя из правил, содержащихся в ст. 81 НК РФ. При этом вычеты должны быть отражены в том налоговом периоде, в котором выполнены установленные законом для их принятия условия. Таким образом, факт неуплаты или неполной уплаты налога должен определяться на дату окончания каждого налогового периода, по итогам которого подлежит уплате налог с учетом имеющихся переплат по состоянию на ту же дату. То есть вне зависимости от даты обнаружения ошибки и внесения налогоплательщиком изменений в налоговую отчетность обязанность налогоплательщика по исчислению налога предусматривается за конкретный налоговый период.

Следовательно, несмотря на представление организацией «уточненок» по НДС за II и III (в котором исчислена сумма налога) кварталы 2010 года, лишь в II квартале 2012 года налог считается исчисленным за II и III кварталы 2010 года.

А с учетом того, что сумма НДС, дополнительно начисленная по данным «уточненки» за III квартал, в целях недопущения закрытия расчетного счета была уплачена налогоплательщиком до момента вынесения решения по итогам камеральной проверки вместе с уплатой причитающихся по расчету налогоплательщика пени, суммы пеней, рассчитанные налоговым органом, были признаны начисленными неправомерно. Также суды посчитали необоснованной ссылку контролеров на Приказ ФНС России от 10.01.2012 № ЯК-7-1-/19@, поскольку данный приказ носит рекомендательный характер и является подзаконным актом, противоречащим положениям Налогового кодекса.

При подаче "уточненки" надо правильно отражать уменьшение НДС.

Итак, основываясь на аргументах арбитров из комментируемого постановления, можно сделать вывод, что в случае подачи «уточненки» уменьшение сумм НДС безопаснее отражать на день подачи первичной декларации. Тогда можно снизить не только сумму налога, но и пени, ведь подача уточненной декларации связана с тем, что компания исказила налог за период его начисления, а не за период оформления «уточненки». Следовательно, и обязательства корректируются за период, когда определен налог: так устанавливается сумма фактической недоимки. Если она не перечислена в бюджет, то эта сумма – потери казны, и пени берутся именно с компенсации этих потерь [2] , а не с налога, ошибочно завышенного предприятием. Поддерживая налогоплательщиков, суды требуют отражать уменьшение налога в периоде, за который сдана «уточненка». К подобным выводам уже приходили арбитры ФАС ДВО (Постановление от 04.08.2008 № Ф03‑А24/08-2/2989), ФАС МО (Постановление от 17.12.2008 № КА-А40/11567-08) и др. Однако споры по данному вопросу, как можно видеть, не утихают.

[1] См. также Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.04.2013 № А43-1678/2013, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2013 № А43-1678/2013.

[2] К такому выводу пришел КС РФ в Определении от 12.05.2003 № 175 О.

Если организация подает уточненную декларацию, уменьшающую сумму налога к уплате, ей стоит ожидать выездной проверки. Именно об этом сообщила ФНС в опубликованном в сентябре письме. Валентина Александрова, внутренний аудитор компании Acsour, внимательно изучила пояснения чиновников.

Статья 89 НК РФ напрямую устанавливает право ревизоров на проведение повторной выездной проверки в случае представления фирмой уточненной декларации, в которой указана сумма налога менее ранее заявленного. При этом проверка проводится той же инспекцией, которая проводила предыдущее контрольное мероприятие. Однако новая проверка будет отличаться от предыдущей: инспекторы исследуют только период, за который представлена налоговая уточненная декларация с уменьшением налога. Даже если «уточненка» подана за налоговый период, превышающий три года, НК РФ признает повторную ревизию правомерной.

Рассказывает Серова Елена, главный бухгалтер компании «Зевс»: «Я пришла работать в компанию, когда в ней за последние пару лет сменилось три главбуха. Конечно, работы было очень много, ведь навести порядок в учете после таких кадровых перестановок очень сложно. Пришлось подавать уточненные декларации почти по каждому налогу, и некоторые из них были с уменьшением размера платежа. Как результат – на нас просто «накинулись» инспекторы. Проверяли все, очень досконально. Для руководства вся эта ситуация выглядела как моя некомпетентность. Но я была уверена в своей правоте и спокойно перенесла все контрольные мероприятия. Теперь в учете у нас полный порядок и не смотря на тяжелый период, теперь директор мне полностью доверяет. Так что советую не тушеваться и при обнаружении ошибки смело подавать уточненные декларации «на уменьшение».

7000 проверок провела ФНС в I квартале 2016 года, в сравнении с тем же периодом прошлого года количество ревизий сократилось – в 2015 году их было 7400.

Увеличение суммы первоначального убытка

Следует отметить, что согласно статье 89 НК РФ ревизоры вправе провести повторную проверку и в том случае, если в уточненной декларации заявлено не уменьшение суммы налога к уплате, а в увеличение суммы первоначального убытка. Согласно пункту 8 статьи 274 НК РФ, сумма убытка, полученная в текущем налоговом периоде, принимается в целях налогообложения и переносится на будущее путем уменьшения базы последующих периодов. Соответственно, при определении размера обязанности по уплате налога на прибыль правовое значение имеет не только положительный финансовый результат – полученная прибыль (при наличии которой налог подлежит исчислению), но и отрицательный результат – убыток, переносимый на будущее. Эта позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 16 марта 2010 года № 8163/09 и письме ФНС от 3 сентября 2010 года № АС-37-2/10613.

Из этого постановления ВАС следует еще одно важное для бухгалтера обстоятельство. Предметом повторной выездной проверки являются только те сведения уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. Не могут быть повторно изучены данные, которые не изменялись фирмой, либо не связаны с заявленной корректировкой. На это постановление, в частности, ссылается ФНС в своем недавнем письме от 26 сентября 2016 года № ЕД-4-2/17979.

Камеральная проверка

Несколько сложнее обстоит дело с камеральными проверками. Налоговый кодекс не содержит понятия «повторная камеральная проверка». По смыслу статьи 88 НК РФ, такая ревизия – это проверка деклараций и документов, представленных фирмой в налоговые органы. И в НК РФ не предусмотрено право чиновников неоднократно проводить камеральные проверки одной и той же декларации. Если ревизоры на практике превышают свои полномочия и проверяют одну и ту же декларацию дважды, суды встают на сторону бизнеса и признают решения ИФНС, вынесенные по результатам повторной проверки, незаконными. Но подача организацией налоговой уточненной декларации является основанием для проведения новой, а не повторной камеральной проверки. Данной позиции придерживается Минфин в своем письме от 31 мая 2007 года № 03-02-07/1-267, а также УФНС России по г. Москве в письме от 21 февраля 2011 года № 16-15/15881.

Таким образом, инспекция вправе дважды проверить один и тот же период в рамках разных камеральных проверок. Но правомерно ли проводить «камералку» налогового периода, превышающего три года, если по нему подана уточненная декларация? Ответ положительный, ФНС прокомментировала данную ситуацию в вышеупомянутом письме от 26 сентября 2016 года № ЕД-4-2/17979.

Следует отметить, что согласно статье 89 НК РФ ревизоры вправе провести повторную проверку и в том случае, если в уточненной декларации заявлено не уменьшение суммы налога к уплате, а увеличение суммы первоначального убытка.

В пользу данной точки зрения есть несколько важных аргументов. Во-первых, при обнаружении компанией в поданной ею декларации недостоверных сведений либо ошибок, не приводящих к занижению суммы налога к уплате, она имеет право внести необходимые изменения в декларацию и представить в инспекцию уточненную декларацию (согласно статье 81 НК РФ). Во-вторых, исходя из положений статьи 80 НК РФ, ревизоры не вправе отказать в принятии декларации, представленной фирмой по установленной форме. В-третьих, в статье 88 НК РФ указано, что камеральная проверка проводится по месту нахождения инспекции на основе деклараций и документов, представленных организацией, а также других документов о деятельности фирмы, имеющихся у инспекторов.

Таким образом, из системного толкования статей 80, 81, 88 НК РФ сле-дует, что у налогоплательщика есть право представить ревизорам уточненную декларацию, а последние обязаны ее принять документ и в установленный срок провести камеральную проверку.

Кроме того, в своем письме ФНС обращает внимание на отсутствие ограничений относительно полноты проверки уточненных деклараций в статье 88 НК РФ, которая регламентирует порядок проведения камеральных проверок, а также отсутствие в статьях 80 и 81 НК РФ каких-либо специальных условий, ограничивающих налоговые органы в проверке уточненной декларации в полном объеме.

В итоге ФНС приходит к выводу, что ограничений на проведение камеральной проверки уточненной декларации, в том числе представленной по истечении трехлетнего срока, нормы Налогового кодекса не содержат. Следовательно, контролеры имеют полное право проводить проверку периодов, превышающих три года, при условии получения ими соответствующей уточненной декларации.

Итоговое решение

Одновременно с этим ФНС подчеркивает важность соблюдения установленных Налоговым кодексом процедур. Так, при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной проверки должностными лицами, проводящими контрольное мероприятие, должен быть составлен акт проверки по установленной форме в течение 10 дней после ее окончания (статья 100 НК РФ). Этот документ совместно с другими материалами проверки, а также представленными проверяемым лицом письменными возражениями по указанному акту, рассматриваются руководителем или заместителем руководителя налогового органа, проводившего ревизию, в соответствии с положениями НК РФ (ст. 101 НК РФ).

По результатам рассмотрения материалов принимается решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Резолюция должна быть принята в течение 10 дней со дня истечения срока для предоставления фирмой возражений (который составляет один месяц со дня получения акта проверки).

В заключение можно сделать вывод о том, что теперь всем организациям, подающим уточненные декларации с уменьшением суммы налога ранее заявленного к уплате либо с увеличением убытка, следует быть готовыми к возможности проведения контролерами повторной выездной либо камеральной проверки в отношении заявленной корректировки.

Валерий Провоторов, ведущий юрист налоговой практики юридической фирмы Coleman Legal Services, описывает ситуацию, когда налоговая отправляет предпринимателю предписание обосновать факт уменьшения страховых взносов, объясняет, какие действия и в какие сроки нужно предпринять, чтобы не попасть под штрафы

Получение такого письма с требованием обосновать уменьшение страховых взносов означает, что налоговому органу что-то не понравилось в сданной вами отчетности.

Камеральной проверке территориальных налоговых органов подлежат все полученные декларации и бухгалтерская отчетность. Такая проверка изначально проводится в автоматическом режиме. В случае выявления ошибок в отчетности (например, противоречий между сведениями в представленных документах или выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа и полученным им в ходе налогового контроля) налоговая вправе потребовать дать соответствующие пояснения.

Кроме того, налоговый орган вправе запросить сведения и документы, подтверждающие корректность сумм декларации, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применение пониженных тарифов страховых взносов (пункт 8.6 статьи 88 НК РФ).

Если же вами была подана уточненная декларация с уменьшенной суммой налога, подлежащей уплате в бюджет, в сравнении с суммой, заявленной в первоначальной декларации, то налоговики вправе запросить пояснения, обосновывающие изменение показателей (пункт 3 статьи 88 НК РФ).

Такая ситуация может возникнуть, например, если количество лиц, в отношении которых исчисляются страховые взносы в текущем периоде, меньше количества таких лиц в сравнении с предыдущим налоговым периодом.

Что делать?

В случае получения подобного требования о представлении пояснений плательщику страховых взносов необходимо в течение 5 рабочих дней со дня получения такого письма подать пояснения (пункт 3 статьи 88 НК РФ). Если пояснения не представить, то грозит штраф в размере 5 000 рублей (пункт 1 статьи 129.1 НК РФ). За повторное непредставление пояснений в течение календарного года размер штрафа уже составит 20 000 рублей (пункт 2 статьи 129.1 НК РФ).

Мы рекомендуем сначала проверить правильность заполнения расчета по страховым взносам (РСВ), а после выполнить соответствующее ситуации действие:

  1. Если в результате самостоятельной проверки вы выявили ошибки, приводящие к занижению суммы уплаты страховых взносов, то вы обязаны как можно скорее представить уточненный расчет по страховым взносам. В этом случае сдавать пояснения не имеет смысла, а штрафа за неподачу пояснений не будет.
  2. Если ошибок допущено не было, плательщик страховых взносов все равно обязан ответить на требование налогового органа. В пояснениях так и укажите:

«В ответ на требование от (день, месяц, год) № [•] сообщаем, что в расчете по страховым взносам, представленного за (указать период), ошибок не содержится. В связи с этим отсутствуют основания для внесения исправлений в декларацию за указанный период».

  1. Если ошибка действительно допущена, но эта ошибка не влечет занижения страховых взносов (например, техническая ошибка в указании кода), то в ответ на требование налоговой о представлении пояснений вы можете:
  • подтвердить, что в пояснениях допущена ошибка, с указанием правильного варианта. Важно указать, что ошибка не повлекла занижения налоговой базы или суммы налога к уплате;
  • подать уточненную декларацию.
  1. В случае, если вы представили уточненный расчет по страховым взносам с суммой к уплате меньше, чем изначально было заявлено в первичном расчете, то вам необходимо подготовить документацию и пояснения, обосновывающие изменения фактических обстоятельств, при которых заполнялся первичный расчет по страховым взносам, либо подтвердить, что первичный расчет был представлен ошибочно.

Пояснения в налоговый орган составляются в произвольной форме. Также к пояснениям можно приложить необходимые, по вашему мнению, подтверждающие документы. Конкретный перечь документов в Налоговом кодексе РФ не установлен.

Подать пояснения можно следующими способами:

Когда необходимо предоставить пояснения

При проведении проверки инспектор вправе затребовать письменные разъяснения. Ситуации, в которых предоставить пояснительную записку в налоговую по требованию (образец мы предлагаем для НКО) обязательно, прописаны в п. 3 ст. 88 НК РФ:

Ответить на запрос инспекции следует в течение 5 рабочих дней с момента официального вручения требования — такие нормы закреплены в п. 3 ст. 88, п. 6 ст. 6.1 НК РФ. В особенных случаях ФНС придется уведомить о получении налогового запроса (Письмо ФНС РФ от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1071).

На некоторых запросах может отсутствовать гербовая печать. Отвечать на такие требования все равно придется — такие пояснения даны в Письме ФНС РФ от 15.07.2015 № ЕД-3-2/[email protected]

Пояснительная записка в налоговую: образец по НДС

Ситуации, когда при камеральных проверках налоговики вправе истребовать пояснения, приведены в п. 3 ст. 88 НК РФ. К ним относятся:

Срок на представление указанных пояснений — 5 рабочих дней с момента получения требования (п. 3 ст. 88, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Подробнее о процедуре камеральной проверки читайте здесь.

Если при проверке НДС-декларации инспекция выявит ошибки, нестыковки, противоречия, она запросит пояснения. При этом требование вы получите по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] (приложение 1 к этому документу).

Отвечать на него с 01.01.2017 (п. 3 ст. 2 закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ) нужно электронно, поскольку к этому всех налогоплательщиков, подающих электронную отчетность по этому налогу, обязывает текст п. 3 ст. 88 НК РФ. Пояснения, поданные иным способом, расцениваются как непредставленные.

О формате представления пояснений – в материале «Пояснения по НДС принимают только в электронном виде».

Те же налогоплательщики, у которых еще осталась возможность подачи декларации по НДС на бумаге, могут и пояснения представить на бумажном носителе, составив их в произвольной форме.

О том, как оформить пояснение в связи с непредставлением формы 6-НДФЛ, читайте в статье «Заполняем пояснение в налоговую по 6-НДФЛ – образец».

С 24.01.2017 г. действует приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ- 7-15/682 об утверждении формата пояснений к декларации по НДС в электронной форме. Данный формат применяется всеми плательщиками НДС, подающими электронную отчетность. Порядок действий налогоплательщика при получении требования дать пояснения по декларации НДС подробно расписан в письме ФНС РФ от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395.

Предлагаем ознакомиться: Отказ от опеки: особенности и порядок процедуры в разных ситуациях, необходимые документы, правила и образец заполнения заявления

Как писать пояснительную записку в налоговую по НДС? Только электронно. Пояснения по НДС, представленные в «бумажном» виде, не считаются поданными, и в данном случае это может расцениваться налоговиками как неправомерное несообщение запрашиваемых сведений, грозящее штрафом в 5000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Каким бы ни был запрос налоговой инспекции: об обнаруженных ошибках, противоречиях между отчетными формами, о снижении суммы налога в уточненной декларации, или о причинах образования убытка, в любом случае отвечать на требование необходимо. Для отчетности, представляемой исключительно по телекоммуникационным каналам связи, предусмотрен электронный формат подачи пояснений по запросу налоговиков.

Как оформить ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений

Оформить его можно либо на бумаге, написав «от руки», либо в электронном виде, напечатав на компьютере. При этом, если пояснение пересылается по обычной почте, то отправлять его надо заказным письмом с уведомлением о вручении, тогда риск того, что письмо затеряется, будет сведен к минимуму.

Использование электронного формата возможно только при наличии у организации электронной цифровой подписи.

К пояснению могут быть приложены какие-либо дополнительные документы – их наличие нужно отразить в содержании ответа.

Как составить

При составлении пояснительной записки руководствуемся следующими правилами:

  1. Составляем ответ на фирменном бланке организации. Если такового бланка нет, в шапке документа указываем полное наименование учреждения, ИНН, КПП, ОГРН и адрес.
  2. Указываем номер и дату требования, на которое составляется пояснительная записка. Допустимо составить ответ сразу на несколько налоговых запросов.
  3. Если в отчете есть ошибки и несоответствия, перепроверьте отчетность, чтобы исключить опечатки или описки.
  4. В описательной части пояснительной записки детально и последовательно раскрываем обстоятельства ситуации, которую нужно объяснить.
  5. Отвечая на запрос, опирайтесь на факты, подтвердите обстоятельства документально. Приложите копии документов к ответу, если таковые имеются. Например, приложите к пояснительной записке копию дополнительного соглашения к договору с условием о повышении цен.

Что нужно знать о требовании

Во-первых, в некоторых случаях инспекцию следует уведомить о получении требования о представлении пояснений (см. письмо ФНС РФ от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1071).

О том, когда и как это сделать, каковы последствия нарушения этой обязанности, читайте здесь.

Во-вторых, следует иметь в виду, что на требовании может отсутствовать печать налогового органа (см. письмо ФНС РФ от 15.07.2015 № ЕД-3-2/[email protected]).

Подробнее об этом – в материале «Требование без печати инспекции — это норма».

Налоговая ответственность за неисполнение требования инспекции о представлении пояснений НК РФ не установлена. Ст. 126 НК РФ на данную ситуацию не распространяется, так как речь не идет об истребовании документов (ст. 93 НК РФ), а ст. 129.1 неприменима, поскольку это не встречная проверка (ст. 93.1 НК РФ).

К административной ответственности по ст. 19.4 КоАП РФ в данном случае привлечь также не могут. Данная статья применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений, на что обращает внимание и сама ФНС РФ (см. п. 2.3 письма ФНС России 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

Таким образом, штрафовать за неподачу пояснений налоговики не вправе. Но все же, несмотря на отсутствие законных оснований для штрафа, пояснения целесообразнее представлять, т. к. это в интересах самого налогоплательщика. Ведь отказ от них может повлечь налоговые доначисления и санкции, на обжалование которых потом придется тратить время и деньги.

Предлагаем ознакомиться: Возврат излишне уплаченного налога — необходимые документы, сроки

О процедуре истребования пояснений в ходе выездной проверки читайте в статье «Как налоговые органы истребуют пояснения от налогоплательщика».

Как бы ни грозили сотрудники инспекции наказаниями, оштрафовать или выписать административное взыскание за отсутствие пояснительной записки налоговики не могут:

  • статья 126 НК РФ не является основанием для наказания, так как предоставление пояснений не относится к предоставлению документов (93 НК РФ);
  • статья 129.1 НК РФ неприменима, так как запрос письменных объяснений не является «встречной проверкой» (93.1 НК РФ);
  • статья 19.4 КоАП — не аргумент, наказание применимо только при неявке в территориальную инспекцию.

Аналогичные пояснения даны в п. 2.3 Письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837.

Итоги

Налоговым кодексом в ст. 88 приведен исчерпывающий перечень оснований для запроса поясняющей информации. Аргументированные пояснения, представленные в установленный срок по требованию налогового органа, позволят объективно и достоверно подтвердить первоначально поданные сведения в ФНС, а также отстоять свою позицию в возможном споре с налоговиками.

  • Налоговый кодекс РФ
  • Приказ ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/[email protected]

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Письмо-пояснение в налоговую: образец по убыткам

Цель пояснений по убыткам в налоговую — обосновать их размер и раскрыть причины возникновения. Соответственно, в пояснительной записке следует:

  1. На цифрах показать, за счет чего образовался отраженный в декларации убыток (то есть привести детализацию доходов и расходов).
  2. Пояснить, что к нему привело. Разумеется, причины у каждой компании свои. К примеру, ими могут быть:
  • сокращение объема производства или продаж из-за кризиса, нестабильной ситуации на рынке и в экономике;
  • вынужденное понижение цен на продукцию и товары из-за падения спроса;
  • рост затрат в связи со снижением курса рубля по отношению к иностранным валютам;
  • крупные затраты (ремонт, приобретение оборудования, применение амортизационной премии, инвестиции и т. п.).

Все указываемые в пояснениях причины лучше подтвердить документально, например, выписками из налоговых и бухгалтерских регистров или иными документами (п. 4 ст. 88 НК РФ). Это предотвратит дальнейшие вопросы налоговиков.

«Пояснительная записка в налоговую по убыткам

В ИФНС России № 16

129344, г. Москва,

ИНН/КПП 7716123456/771601001

Контактное лицо: главный бухгалтер

В ответ на требование о представлении пояснений от … № … сообщаем следующее:

  1. Основной деятельностью организации является ….
  2. За … квартал (или иной период) … года доходы организации от (указать убыточный вид деятельности) составили … руб.,

в т. ч. выручка от продажи … руб.

Расходы — … руб.,

в т. ч. прямые расходы — … руб.

косвенные расходы — … руб.,

внереализационные расходы — … руб.

Можно привести иную, значимую для вашей ситуации, или более детальную расшифровку расходов. Вообще, чем подробнее и детальнее вы представите ситуацию, тем лучше.

  1. По итогам отчетного периода убыток составил … руб.
  2. Причинами, повлекшими образование убытка, являются:

Генеральный директор ООО «ИКС Юрьев А. А. Юрьев».

Конечно, для подготовки пояснений в налоговую по убыткам образец можно скопировать с нашего сайта, а можно подготовить самостоятельно. Кстати, для формирования пояснений по убыткам УСН в налоговую образец приведенных пояснений также можно использовать, но вместо расшифровки прямых, косвенных и внереализационных расходов указывать расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ.

Налоговиков может заинтересовать убыточная деятельность компании, и в этом случае пояснения налогоплательщика должны в полной мере раскрывать причину возникновения убытка в запрашиваемом отчетном периоде. Для этого в письме расшифровываются доходы и расходы за определенный промежуток времени.

Информационное письмо вашему контрагенту: вы – проблемный контрагент, не полностью платите налоги

Новшество 2017-2018 годов – ваш контрагент получает информационное письмо из налоговой, о том, что вы – проблемный контрагент. Мотивы — как правило, налоговая мотивирует, что вы не полностью отплачиваете налоги.

Общий рецепт на такой случай не существует, приходится рассматривать каждый случай индивидуально. В любом случае «проблемной» организации налогоплательщику без «выяснения отношений» со своей налоговой не обойтись.

В худшем случае – налогоплательщику приходится идти в суд. В этом случае потребуется опытный налоговый адвокат.

В любом случае, получив информационное письмо из налоговой внимательно его изучите, посоветуйтесь со специалистами, и только потом действуйте.

По состоянию на 10 июня 2021 года

Москва

Ошибки и расхождения по НДС

Налог на добавленную стоимость — это фискальное обязательство, в котором бухгалтеры допускают большую часть ошибок. В результате расхождения и неточности в отчетности неизбежны.

Предлагаем ознакомиться: Когда можно обращаться за налоговым вычетом

Самые популярные ошибки, когда суммы начислений налога меньше суммы налогового вычета, заявленного к возмещению. По сути, причиной данного расхождения может быть только невнимательность лица, ответственного за выставление счетов-фактур. Либо техническая ошибка при выгрузке данных.

В пояснительной записке укажите следующую информацию: «Сообщаем, что в книге покупок ошибки отсутствуют, данные внесены верно, своевременно и в полном объеме. Данное расхождение произошло из-за технической ошибки при формировании счета-фактуры №____ от «___»______ 20___г. Налоговая отчетность была скорректирована (указать дату отправки корректировок)».

Довольно часто встречаются ситуации, когда один и тот же экономический показатель имеет разные значения в представленных формах фискальной отчетности. Такие расхождения вызваны тем, что для каждого налога, сбора, взноса установлены индивидуальные правила определения налогооблагаемой базы. И если налоговики требуют предоставить пояснительную записку по данному вопросу, предоставьте разъяснения в свободной форме. В тексте укажите конкретные причины, из-за чего образовались расхождения.

Также причиной такой нестыковки могут быть разные нормы и правила налогового учета в отношении ряда конкретных ситуаций. Пропишите сложившиеся обстоятельства в пояснительной записке.

Указывать пояснения со ссылками на нормы действующего фискального законодательства приветствуется. Даже если компания не права (неверно истолковала нормы НК РФ), то ФНС предоставит подробные разъяснения, что позволит избежать более крупных ошибок и штрафов в дальнейшей деятельности.

Что такое код ошибки в запросе ФНС

Кодировку и разбивку групп возможных ошибок представим в таблице.

Код Суть замечания Пример ситуации
1 Несовпадение данных декларации плательщика с данными декларации его контрагента Контрагент, расчеты с которым учтены в вашей декларации, сдал за тот же период нулевой отчет или не сдал его вовсе
2 Расхождения между данными из налоговых регистров — книги покупок (раздел 8)
и книги продаж (раздел 9)
Типичная ситуация — принятие к вычету НДС с авансов полученных, уплата налога по которым прошла в более ранних периодах
3 Расхождения между данными из журналов счетов-фактур полученных (раздел 11) и выданных (раздел 10) У посредника учтен счет-фактура на всю сумму по посреднической сделке
4 Прочие расхождения и неточности Например, нестыковка показателей в графах декларации. В таком случае, как правило, при указании кода 4 рядом в скобках указываются координаты места декларации, в котором имеется неясность
5 Ошибки в датах счетов-фактур в разделах 8–12 Не указана дата счета-фактуры или указанная дата счета-фактуры превышает отчетный период, за который представлена декларация
6 Вычет НДС просрочен Вы заявили вычет за пределами трех лет
7 Вами заявлен вычет НДС на основании счета-фактуры, составленного до даты госрегистрации
8 Некорректное указание в разделах 8–12 кода вида операцииПодробнее о кодах см. здесь.
9 Допущены ошибки при аннулировании записей в разделе 9Сумма НДС, указанная с отрицательным значением, превышает сумму НДС, указанную в записи по счету-фактуре, подлежащему аннулированию, либо отсутствует запись по счету-фактуре, подлежащая аннулированию

Указание кода ошибки должно помочь плательщику разобраться в том, что же именно не понравилось налоговой в его декларации, а также дать максимально соответствующие ситуации разъяснения.

Снижение налоговой нагрузки

Этот вопрос у налоговиков пользуется особым интересом. Так, представители ФНС беспрестанно следят за объемами поступлений в государственный бюджет. При их снижении реакция незамедлительная: требования с предоставлением пояснительной записки, приглашение руководителя к личной встрече с представителем ФНС либо выездная камеральная проверка (крайняя мера).

В такой ситуации медлить нельзя, необходимо сразу предоставить пояснения в ФНС. В пояснительной записке опишите все обстоятельства и факты, которые повлияли на снижение налоговых платежей. Подтвердите факты документально либо предоставьте экономические обоснования. В противном случае ФНС инициирует выездную проверку, которая может затянуться на несколько месяцев.

Что писать в пояснительной записке:

  1. Снижение зарплатных налогов. Причинами могут быть сокращение штата, реструктуризация предприятия, снижение уровня заработной платы.
  2. Снижение прибыли может произойти из-за расторжения договора с покупателями. Следует приложить к пояснительной записке копию дополнительного соглашения о расторжении договора.
  3. Рост затрат как результат снижения прибыли. Обоснованием может быть расширение деятельности (увеличение объемов производств, открытие нового филиала, подразделения, торговой точки), смена поставщиков или увеличение цен на материальные запасы и сырье (приложите копии договоров).

Причин снижения налоговой нагрузки может быть довольно много. Придется разбираться в каждом конкретном случае.

Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

Абзац утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

2. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Абзац исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

Абзац утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

3. Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется в соответствии с пунктом 5 статьи 166 настоящего Кодекса.

4. При реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4.1 настоящей статьи.

4.1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 3.1 статьи 166 настоящего Кодекса в отношении товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи 170 настоящего Кодекса, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3, 5, 8, 12 и 13 статьи 171 настоящего Кодекса в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

6. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при начале использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подлежат уплате в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи 174 настоящего Кодекса, за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на специальные налоговые режимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой.

7. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет правопреемниками, указанными в абзацах четвертом и пятом пункта 3.1 статьи 170 настоящего Кодекса, определяется в порядке, предусмотренном абзацем шестым пункта 3.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

Читайте также: