Дорожная карта налоговый мониторинг

Опубликовано: 02.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 27 января 2021 г. № СД-4-23/831@ “О возможности перехода на налоговый мониторинг”

Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) сообщает, что в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга принят Федеральный закон от 29.12.2020 N 470-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон).

В целях расширения перечня потенциальных участников налогового мониторинга Федеральный закон предусматривает изменение критериев для перехода организаций на налоговый мониторинг в части снижения их суммовых значений, а также учета налога на доходы физических лиц и страховых взносов в совокупной сумме исчисленных налогов и исключение таких критериев для участников консолидированных групп налогоплательщиков.

Так в соответствии с пунктом 3 статьи 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона, организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:

1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых и страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, составляет не менее 100 миллионов рублей.

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 миллиарда рублей;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 миллиарда рублей.

Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), а также для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, для принятия решения о проведении налогового мониторинга в соответствии со статьей 105.27 Кодекса выполнение условий, установленных пунктом 3 статьи 105.26 Кодекса, не является обязательным.

Срок представления заявления о проведении налогового мониторинга, установленный пунктом 1 статьи 105.27 Кодекса продлен до 1 сентября года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.

Кроме того, в целях совершенствования механизма проведения налогового мониторинга Федеральный закон предусматривает:

исключение основания для проведения камеральных налоговых проверок, что обеспечит непрерывность налогового мониторинга;

введение заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость и акцизов из бюджета для участников налогового мониторинга, без предъявления дополнительных требований;

исключение возможности приостановления операции по счетам участников налогового мониторинга налоговыми органами, не проводящими налоговый мониторинг.

возможность автоистребования недостающих документов у налогоплательщиков через их информационные системы, отказ от традиционной системы истребования документов.

Указанные изменения улучшают систему налогового администрирования участников налогового мониторинга и могут повлиять на решение организаций, соответствующих условиям, установленным пунктом 3 статьи 105.26 Кодекса о возможности перехода на налоговый контроль в форме налогового мониторинга.

В случае принятия положительного решения о возможности перехода на налоговый контроль в форме налогового мониторинга организация направляет в межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам или в межрайонные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам проект дорожной карты по подготовке к переходу на налоговый мониторинг (далее - Дорожная карта).

На основании вышеизложенного, Управление поручает:

2) представить в Управление налогового мониторинга ФНС России информацию о принятых налогоплательщиками решениях о возможности перехода на налоговый контроль в форме налогового мониторинга по форме согласно приложению N 2 - в срок не позднее 12.02.2021.

3) представить в Управление налогового мониторинга ФНС России информацию о количестве налогоплательщиков, администрируемых налоговым органом по форме согласно приложению N 3 - в срок не позднее 12.02.2021.

Информация должна быть представлена с учетом решений, принятых налогоплательщиками, администрируемыми в подведомственных межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

Дорожные карты, представленные в межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам или в межрайонные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, должны быть направлены в Управление в порядке, установленном письмом ФНС России от 07.05.2019 N ЕД-4-15/8599@.

Приложение в электронном виде.

Государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

Приложение N 1
к письму ФНС России
от 27 января 2021 г. № СД-4-23/831@

Уважаемый налогоплательщик!

"Наименование налогового органа" в целях реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.02.2020 № 381-р, и с учетом положений федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", сообщает следующее.

С 1 января 2016 года, в целях улучшения условий предпринимательской деятельности ФНС России реализует новую форму налогового контроля - налоговый мониторинг.

Налоговый мониторинг - это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета.

Согласно пункту 3 статьи 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга вправе обратиться организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, НДПИ, НДФЛ и страховых взносов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за минувший год, составляет не менее 100 миллионов рублей. Кроме того, общие доходы организации за минувший год и стоимость активов на конец предыдущего года должны составлять не менее 1 миллиарда рублей.

Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), а также для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, для принятия решения о проведении налогового мониторинга в соответствии со статьей 105.27 Кодекса, выполнение условий, установленных пунктом 3 статьи 105.26 Кодекса, не является обязательным.

Вступление в налоговый мониторинг позволяет перейти от традиционных проверок к онлайн контролю, что снижает административное давление, трудозатраты и повышает прозрачность налогоплательщика. В частности, при осуществлении контроля в форме налогового мониторинга снижается объем истребования документов, что позволяет сократить издержки налогоплательщика.

В рамках налогового мониторинга налогоплательщики получают возможность запрашивать мотивированное мнение налогового органа, содержащее позицию налогового органа по порядку налогообложения как совершенных, так и планируемых сделок. Получение позиции налогового органа позволяет значительно снизить налоговые риски и ускорить решение спорных ситуаций, повысить уровень определённости и избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов.

При переходе на налоговый мониторинг в отношении налогоплательщика не проводятся камеральные и выездные налоговые проверки за исключением случаев, указанных в пункте 1.1 статьи 88 и пункте 5.1 статьи 89 Кодекса.

В отношении налоговых деклараций, представленных за налоговые (отчетные) периоды, наступившие после 1 июля 2021 года для участников налогового мониторинга реализован заявительный порядок возмещения НДС и акциза без предъявления дополнительных требований; проверка налоговых деклараций (уточненных налоговых деклараций), в которых сумма налога заявлена к возмещению из бюджета происходит непосредственно в рамках налогового мониторинга (статьи 176, 176.1, 203, 203.1 Кодекса).

Кроме того, при администрировании участников налогового мониторинга предусмотрен принцип "одного окна".

С 1 января 2022 года функция по принятию решений о приостановлении операций по счетам в банках может осуществляться только межрегиональным (межрайонным) инспекциям, проводящим налоговый мониторинг (статья 76 Кодекса).

С 1 января 2024 года для участников налогового мониторинга меняется порядок представления документов при проведении "встречных проверок". Формирование запросов необходимых документов будет осуществляться через информационные системы налогоплательщиков, которые уже содержат достаточно информации, необходимой для подтверждения корректности показателей налоговой отчетности (статьи 93.1, 105.29 Кодекса).

Для проведения налогового мониторинга организации, соответствующей условиям, установленным пунктом 3 статьи 105.26 Кодекса, необходимо не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг, представить заявление, регламент информационного взаимодействия, информацию о взаимозависимых лицах, учетную политику для целей налогообложения организации и документы о системе внутреннего контроля по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

При принятии решения о переходе на налоговый контроль в форме налогового мониторинга организация совместно с налоговым органом по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика разрабатывает дорожную карту по подготовке к переходу на налоговый мониторинг в порядке, установленном письмом ФНС России от 07.05.2019 N ЕД-4-15/8599@.

Стратегией развития системы налогового мониторинга, утвержденной руководителем ФНС России Д.В. Егоровым, предусмотрен постепенный перевод всех крупнейших налогоплательщиков, стоящих на учете в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и подведомственных им межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам на налоговый мониторинг.

В связи с вышеизложенным, "наименование налогового органа" предлагает рассмотреть вопрос перехода на налоговый мониторинг и сообщить о налоговом периоде, в котором планируется представление заявления о проведении налогового мониторинга.

Также необходимо сообщить сведения о желаемых датах проведения рабочих встреч с налоговым органом для подготовки дорожной карты по подготовке к переходу на налоговый мониторинг и контакты должностных лиц, ответственных за подготовку перехода на налоговый мониторинг.

С уважением, (ФИО начальника налогового органа)

Приложение N 2
к письму ФНС России
от 27 января 2021 г. № СД-4-23/831@

Информация
о принятых налогоплательщиками решениях о возможности перехода контроль в форме налогового мониторинга

Код налогового органа Наименование организации ИНН Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, НДПИ, НДФЛ и страховых взносов за 2019 год в млн. руб. Суммарный объем полученных доходов по данным бухгалтерской отчетности за 2019 год (млн. руб.) Суммарная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности за 2019 год (млн. руб.) Номер и дата информационного письма Принято решение о переходе на налоговый мониторинг (да/нет) Период налогового мониторинга (год)
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Приложение N 3
к письму ФНС России
от 27 января 2021 г. № СД-4-23/831@

Информация
о количестве налогоплательщиков, администрируемых налоговым органом

Код налогового органа Количество налогоплательщиков, администрируемых налоговым органом Из них соответствующие условиям, установленным пунктом 3 статьи 105.26 НК РФ, с учетом изменений, внесенных 470-ФЗ Количество налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг за 2021 год Количество налогоплательщиков, в отношении которых планируется проведение налогового мониторинга за 2022 год Количество налогоплательщиков, в отношении которых планируется проведение налогового мониторинга за 2023 - 2024 годы
1 2 3 4 5 6

Обзор документа

ФНС разъяснила порядок проведения налогового мониторинга и условия перехода на него с учетом изменений, внесенных в НК РФ в конце 2020 г.

С 2016 года в России появилась новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. До сих пор это было доступно только крупным налогоплательщикам, но с 2022 года к мониторингу могут присоединиться и некоторые представители среднего бизнеса. Рассказываем в чём заключается налоговый мониторинг, какие преимущества даёт и как стать его участником.


Что такое налоговый мониторинг

Суть мониторинга в том, что налоговые инспекторы получают доступ к учётной базе организации и контролируют правильность начисления и уплаты налогов. Взамен организацию освобождают от камеральных и выездных проверок за этот период, но есть исключения.

Порядок проведения мониторинга прописан в разделе V.2 НК РФ. Чтобы участвовать в налоговом мониторинге, нужно подать заявление в инспекцию ФНС по месту регистрации организации.

Участники налогового мониторинга

На 2021 год приём заявлений на налоговый мониторинг уже завершён. Чтобы привлечь к мониторингу больше организаций, с 2022 года требования будут снижены, изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ.


Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.

Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

Как стать участником мониторинга

Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует его критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.

ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/13939@ от 31.08.2020.

Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/323@;
  • информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
  • действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
  • информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/509@.

До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:

  • провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/323@ от 21.04.2017;
  • отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/323@.

Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.

При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года. То есть если компания заявилась в 2020 году и в течение 2021 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2021 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.

Период мониторинга

Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.

Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.

Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

Как проходит мониторинг

Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.

Налоговики имеют право:

  • запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
  • привлекать специалистов и экспертов.

Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:

  • в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
  • в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.

На подготовку документов у организации есть 10 дней. Если этого времени недостаточно, можно попросить отсрочку. Повторно запрашивать одни и те же документы налоговики не могут.

Если инспекторы находят недочёты или ошибки, они отправляют организации мотивированное мнение. Это можно сделать максимум до 1 июля года, следующего за периодом мониторинга. Если у организации нет возражений, она обязана исполнить предписания налоговиков.

Мотивированное мнение налоговиков может запросить и сама организация, если в чём-то сомневается, и тоже не позднее 1 июля года, следующего после периода мониторинга.

Если налоговики обнаружат несоответствия по исчислению или уплате налогов и сборов — они отправляют мотивированное мнение в течение 5 рабочих дней. Когда сомнения есть у самой организации, она запрашивает мотивированное мнение у налоговой инспекции. Если у организации остались не исполненные мотивированные мнения, не позднее 1 декабря следующего за контрольным года налоговики должны об этом сообщить.

Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Понятие и предмет налогового мониторинга

Налоговый мониторинг представляет собой относительно новую форму выражения налогового контроля и учета, направленную на установление наблюдения за соблюдением норм налогоплательщиками, которые устанавливаются положениями НК РФ.

Непосредственным предметом контроля налогового мониторинга в России является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты установленных налогов и сборов, проверка базы доходов как юридических, так и физических лиц, проверка всех этапов процедуры уплаты предусмотренных сборов, защита бюджета государства и своевременное обнаружение нарушений действующих налоговых норм в организациях.

Помимо этого, цель работы налогового мониторинга предусматривает и защиту законных интересов налогоплательщиков, особенно, если это новая служба и финансовый порядок учета, налогообложения, перехода на УСН еще совсем не налажен.

Данная форма контроля выражается в постоянном наблюдении и фиксировании определенных результатов, которые были выявлены в ходе той или иной проверки. Затем полученные результаты могут быть сравнены.

На основании данной операции составляется соответствующий график, который может показать важные процессы, выявить цикличность и обнаружить иные важные сведения.

Налоговый мониторинг является установленной юридической процедурой, следовательно, его результаты могут быть использованы для установления определенных санкций и штрафов за те или иные нарушения, которые были допущены налогоплательщиками.

Чтобы данные результаты оказались правомерными и действительными, налоговый мониторинг должен быть проведен с учетом всех требований и нормативов, которые были установлены положениями действующего НК РФ.

Проведение налогового мониторинга

Проведение налогового мониторинга является важной налоговой процедурой, которая может проводиться только при наличии законных на это оснований и только определенными лицами, имеющими соответствующие полномочия. При этом данная форма контроля и способы ее осуществления должны полностью соответствовать положениям, которые содержат нормы налогового законодательства России, а также соответствующий регламент.

Сама процедура проведения налогового мониторинга в России, как форма контроля, осуществляется на основании представления доступа налоговому органу к определенным сведениям, содержащимся в организациях. К этим сведениям можно отнести данные финансовой отчетности участников налоговых правоотношений, информацию базы доходов и расходов и т.д.

Особым примечанием выступает тот факт, что данный доступ должен быть представлен налоговому органу на постоянной основе, для последующего регулярного осуществления контроля в установленной форме. Налоговый мониторинг, как форма проверки участников налоговых правоотношений, обладает достаточно редкой особенностью – он носит длящийся характер.

В тоже время, важной особенностью, которую предусматривают действующие нормы законодательства России, является тот факт, что налоговый орган не вправе осуществлять дополнительные проверки, в том числе и выездные, в том случае, если в данный момент осуществляется налоговый мониторинг.

Условия проведения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг может быть проведен при наличии определенных условий, которые устанавливаются положениями НК РФ и являются обязательными для сотрудников налоговых организаций.

Главным условием проведения налогового мониторинга выступает тот факт, что он проводится по письменному заявлению представителя организации, которая выражает свое желание на осуществление данной процедуры. Подать заявление могут организации, которые отвечают следующим условиям, которые устанавливает НК РФ:

  • общая налоговая сумма базы доходов, которая включает в себя НДС, налог на прибыль и т.д., составляет не менее 300 миллионов рублей, за определенный отчетный период;
  • объем базы доходов, по данным действующей бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – календарный год, в который было подано соответствующее заявление;
  • общая сумма активов, в соответствии с данными бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – год, предшествующий году, в котором было подано заявление.

Заявление подается заинтересованным лицом в налоговый орган, по месту нахождения организации, либо иного юридического лица. Организации, которые были признаны крупнейшими налогоплательщиками, должны подавать заявление по месту данного учета в налоговых органах.

Заявление, как правовой документ, должно содержать все необходимые сведения: форма организации, ее регламент, количество законных участников, финансовый порядок учета и налогообложения, данные базы доходов, УСН и т.д.

Срок проведения и цели налогового мониторинга

Налоговый мониторинг участников правоотношений осуществляется в соответствии с целями, поставленными положениями налогового законодательства России и НК РФ. В основной список целей можно включить следующие:

  • максимальное снижение рисков для участников, касаемо применения штрафных санкций со стороны государства, которые нередко бывают вызваны определенными нарушениями норм действующего законодательства России;
  • осуществление определенного страхования от возможных убытков, которые могли бы повлечь непреднамеренные нарушения действующих норм налогового законодательства и НК РФ;
  • более легкое и быстрое урегулирование возможных проблем, которые были найдены во время непосредственного осуществления мониторинга, например, неверного перехода на УСН;

Как видно из вышеперечисленных положений, налоговый мониторинг всегда преследует основную цель – обеспечение защиты законных интересов и прав налогоплательщиков.

Налоговый мониторинг проводится в определенный временной период – финансовый год, следующим за годом, когда балы осуществлена подача соответствующего заявления заинтересованной организацией.

Общие положения устанавливают, что налоговый мониторинг начинается 01 января года и продолжается до 01 октября следующего года.

Регламент учета и информационного взаимодействия

Регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает особый порядок представления налоговому органу требующихся документов, носящих финансовый характер. Данный документ представляет собой сведения базы доходов, данные УСН и налогового учета, финансовый отчет участников и т.д.

Помимо этого, регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает действующий порядок уплаты и учета страховых взносов, перечисления налогов, перехода на УСН.

Регламент учета и информационного взаимодействия составляется и утверждается в соответствии с действующей формой, предусмотренной нормами налогового права.

Несоблюдение установленной формы, также неполное указание требуемых сведений, либо представление ложной информации, приведут к тому, что существующий регламент учета и информационного взаимодействия будет признан недействительным и не сможет учитываться во время непосредственного проведения налогового мониторинга уполномоченными лицами.

Данный финансовый документ должен содержать максимально подробные и точные сведения о схеме учета налогов конкретной организации, вне зависимости от того, применяет ли данная служба УСН или нет.

На недавнем налоговом конгрессе представитель ФНС Андрей Че выступил с докладом на тему реализации ведомством дорожной карты по совершенствованию налогового администрирования. На фоне обещанных Минфином «непопулярных законодательных решений для пополнения бюджета» некоторые из озвученных чиновником действительно позитивных новаций несколько померкли.

Много ли нужно человеку для счастья? Кому как, конечно. Но от ощущения спокойствия, стабильности и уверенности в завтрашнем дне не отказался бы никто. Что имеем мы? «Основные направления налоговой политики» на ближайшие три года от Минфина, «Дорожную карту» по совершенствованию налогового администрирования, реализуемую ФНС. И еще устную гарантию премьер-министра о неповышении налогов в ближайшие три года, на которую сейчас покушается Минфин, намереваясь ввести налог с продаж не «вместо» в довесок к НДС и предлагая еще кучу не популярных решений. Так что счастливые ли люди отечественные предприниматели — вопрос очень злободневный.

ФНС раскинула карты

«В рамках национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации», – говорится в Направлениях, – «утвержден комплекс мер, («дорожных карт»), направленный на упрощение, удешевление и ускорение действующих на территории Российской Федерации процедур по ведению бизнеса». Ответственным за реализацию карты «Совершенствование налогового администрирования» назначена ФНС РФ.

Реализуют карту, и всем сразу станет хорошо. В этом, к примеру, заверил бухгалтеров, аудиторов и прочих заинтересованных гостей VIII Всероссийского налогового конгресса, организованного компанией Infor-media, заместитель начальника Управления налогообложения юридических лиц ФНС России Андрей Че. На него, собственно говоря, всех и завлекали, как на живца или на свадебного генерала. Мол, все, что вы хотели знать ПРО ЭТО, но боялись спросить! Только у нас, из первых уст! Господин (как все же жаль, что слово «товарищ» в советском понимании почти вышло из употребления) Че честно пытался оправдать надежды публики. Но козырей в виде каких-либо «прям-таки сенсаций» в рукаве припасено не было. Чем снабдили в родном ведомстве, тем и крыл.

В режиме онлайн налоговики смогут следить за любыми сделками и давать разъяснения, как избежать претензий фискальных органов в будущем.

В числе прочих целей документа, акцентировал он, значится, например, сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности с нынешних 177 (что тоже неплохой показатель) до 160 часов в следующем году. К 2018 г. время на эти цели составит 150 часов в год. Как следствие, у малого бизнеса сократятся сопутствующие расходы на бухгалтерию.

Для этого ФНС намерена перейти на новый регламент публикации в открытом доступе новых стандартов бухгалтерского учета – не менее чем за 6 месяцев до вступления их в силу, а также новых форм и форматов налоговой отчетности – не менее чем за 2 месяца. В случае более позднего опубликования ответственность налогоплательщика за их нарушения планируется исключить.

Сроки предоставления всех видов налоговой отчетности планируется сдвинуть на 5 дней после окончания срока уплаты соответствующего налога (при подаче отчетности в электронном виде – на 10 дней).

Кроме того, ФНС, по словам г-на Че, намерена исключить повторное истребование уже представленной налогоплательщиком налоговой отчетности иными федеральными органами исполнительной власти.

К числу уже реализованных мероприятий представитель налоговой службы отнес публикацию в открытом доступе используемых ФНС России контрольных внутри- и междокументных соотношений, а также унификацию кодов отчетного периода в различных налоговых декларациях и расчетах. Налоговое ведомство еще в начале 2013 года начало публиковать контрольные соотношения, которые используют сами налоговые органы. Ранее эти соотношения имели гриф «ДСП», а теперь налогоплательщики могут самостоятельно проверить свои декларации на наличие ошибок и вести свой бизнес так, чтобы при помощи легитимных мер исключить вероятность налоговой проверки.

Помимо этого, в состав «дорожной карты» включены такие меры, как:

  • возможность использования счета-фактуры с расширенным составом реквизитов в качестве первичного учетного документа;
  • освобождение от обязательного выставления счета-фактуры, если покупатель является неплательщиком НДС;
  • законодательное закрепление права на принятие к вычету НДС по счетам-фактурам, полученным до срока представления декларации по НДС до 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом;
  • упрощенный порядок выставления счетов-фактур при посреднических операциях;
  • обеспечение возможности выставления сводного корректирующего счета-фактуры (уже реализовано в соответствии с законом №39-ФЗ от 05.04.13 г.);
  • рассмотрение вопроса о возможности применения заявительного порядка по возмещению НДС более широким кругом налогоплательщиков;
  • внесение в НК РФ нормы о несущественности ошибок в первичных документах по аналогии с требованиями к счетам-фактурам;
  • исключение из состава выручки суммы НДС, полученной плательщиком УСН при выставлении им счета-фактуры с НДС, в целях соблюдения однократности уплаты налога с одной налоговой базы;
  • снятие ограничений в части возможности применения упрощенной системы налогообложения организациями, имеющими представительства.

«Предел добросовестности» и «мониторинг по горизонтали»

Когда произойдут вышеозначенные чудеса, «рупор ФНС» г-н Че сказать затруднился. И совсем уж из разряда «вилами на воде» – возможность применения заявительного порядка возмещения НДС более широким кругом компаний, нежели сейчас; закрепление в НК «презумпции добросовестности налогоплательщика»; принятие закона о налоговом консультирования (законопроекту уже лет 10); внедрение института «предварительного налогового разъяснения» – так называемого «горизонтального мониторинга». Хотя дело с мертвой точки сдвинулось и процесс вроде как пошел.

Горизонтальный мониторинг – это не из серии: «Зин, ты этот документ читала?» – «Да пробежалась по диагонали!» Речь вот о чем: крупный бизнес получит возможность застраховать себя от выездных проверок и претензий налоговиков, рассказав им заранее о планируемых сделках и схемах уплаты налогов. Воспользоваться схемой горизонтального мониторинга смогут компании, доход которых за год составил не менее 5 млрд руб., стоимость активов – 10 млрд руб., а общая сумма налогов превысила 500 млн руб. В дальнейшем практику эту предполагается расширить, а пороги – снизить.

Налоговики проверяют не текущие сделки, а сделки двух-, трехгодичной давности, но с текущей позиции законности схем.

Компании, согласившиеся на взаимодействие с налоговиками по схеме горизонтального мониторинга, будут обязаны раскрыть свою бухгалтерию для инспекторов. В режиме онлайн налоговики смогут следить за любыми сделками и давать разъяснения, как избежать претензий фискальных органов в будущем. Не случайно в официальных формулировках этот пункт значится как «расширенное информационное взаимодействие». Куда уж шире… Впрочем, игра стоит свеч. Выгода от такого сотрудничества для бизнеса – в сокращении выездных налоговых проверок и возможности рассчитать налоговые последствия от совершения нестандартных сделок. Налоговым органам схема взаимодействия позволит повысить эффективность, перекинув ресурсы для проверок с партнеров по мониторингу на реальных нарушителей закона, полагает Андрей Че.

Правда, учитывая, что нынешняя загруженность сотрудников налоговой службы достаточно велика, не совсем ясно, как инспекторы будут успевать еще и «горизонталить». Тем более что, по словам докладчика, вопрос расширения штата и создания специального подразделения пока не поднимался.

Еще одно предполагаемое новшество, о котором упомянул г-н Че – закрепление в Налоговом кодексе принципа добросовестности налогоплательщика (определено как надлежащее исполнение обязанностей при отсутствии доказанных фактов злоупотребления правом) и понятия «злоупотребление правом» (действия и сделки, направленные прежде всего на сокращение налогов и неправомерное возмещение). В случае выявления факта злоупотребления налоговики смогут пересчитать организации налоги, отказать в признании расходов и применении вычетов. Подход, уже используемый арбитражной практикой.

«Скептральный» анализ

Никак нет, не опечатка. Всего лишь неловка попытка скаламбурить по поводу неистощимых запасов скептицизма у бухгалтерской публики. Представитель ФНС закончил «метать». В смысле, завершил свой доклад. И на него набросились скептики. Злобные такие, саркастичные. И давай его мучить. Мол, сокращение всего лишь на 10 часов времени на составление отчетности погоды не сделает. А многие якобы позитивные изменения (типа сводных корректировочных счетов-фактур) не облегчают, а лишь затрудняют работу бухгалтеров и вносят путаницу. А сближение, дескать, бухгалтерского и налогового учетов – так уже и непонятно, что с чем сближается. Мол, развилку, когда сближение было еще возможно, давно прошли, и сейчас налоговый учет «живет своей жизнью, а бухгалтерский – по МСФО». А контрольные-то соотношения на официальном сайте не все представлены! «Все! – отбивался Че. – Вы просто не нашли!» – «Не нашли, потому что нету!» – не верили ему. А если уже после того, как компания получит порцию «предварительного консультирования» от ФНС, Минфин обратит взоры на арбитражную практику, пересмотрит подход к конкретной ситуации, кто окажется «крайним»? «Думаю, всем и надо ориентироваться на арбитражную практику изначально!» – с геваровской прямотой ответил г-н Че.

Господин Че честно пытался оправдать надежды публики. Но козырей в виде каких-либо «прям-таки сенсаций» в рукаве припасено не было. Чем снабдили в родном ведомстве, тем и крыл.

Гвоздем сюжета стала дама-главбух – «экзалтированная особа» или «взбалмошная тетка», кому как нравится. Дама эта громогласно выражала недовольство. обязанностью подтверждать расходы: «Это очень больной для меня вопрос, наболевший, выстраданный. Ведь для своих сотрудников, специалистов – я враг народа, мучитель! Я с них накладные требую, акты. Если налогоплательщик работает на рынке не первый год и зарекомендовал себя, как законопослушный, то ему можно было бы разрешить представлять 30 процентов или, скажем, половину первички. Ну, или хотя бы 70%!» Г-н Че улыбался. А что ему оставалось делать? Налогообложение под честное слово – это забавно.

Ка-а-ак страшно жить!

Модератор мероприятия – управляющий партнер юридической фирмы «Ф. и партнеры», кандидат юридических наук Владимир Ф., как подобает человеку серьезному, держал себя в руках и изливал свое негодование аргументированно. Мол, «дорожные карты» – это, конечно, хорошо. Возможно, что хорошо. Допустим, что хорошо. Но все остальное-то – плохо. Дышать налогоплательщику не дают. Вот, к примеру, фактически узаконили порядок «перекладывания с больной головы на здоровую» – перенеся фнукции ИФНС на физлицо, обязав его при неполучении уведомления самостоятельно (под угрозой штрафа) сообщать в инспекцию о наличии у него объектов налогообложения. Г-н Че пытался защищаться, вещая что-то про технические проблемы при слиянии информационных баз: «Если мне по каким-то причинам не пришло уведомление – то почему бы мне не уведомить самому?! Какая же это допнагрузка? Это – всего лишь «по-честному!» Но присутствовавшие были на стороне адвоката. А тот продолжал гнуть свою линию, перечисляя последние законодательные изменения, ужесточающие налоговое администрирование и ухудшающие, по его мнению, и без того нелегкое существование налогоплательщиков:

  • «антиотмывочные» поправки (закон от 28.06.2013 г. №134);
  • общий досудебный порядок обжалования (закон от 02.05.2013 г. № 153-ФЗ);
  • новые основания для истребования у налогоплательщика пояснений при проведении камеральной проверки;
  • запрет на открытие новых р/счетов при приостановлении операций (вообще сущая вольница налоговиков при «заморозке» счетов под надуманными предлогами);
  • уведомление банками об открытии физлицами счетов;
  • возврат самостоятельных полицейских налоговых проверок;
  • ограничение с 1 января 2016 г. аутсорсинга персонала (отнимают интереснейший инструмент в налоговом планировании!);
  • антиофшорные проекты – 2014;
  • крупномасштабные «пакетные»налоговые изменения стали приниматься на 50% чаще – не 2 раза в год, как раньше, а 3. Качественные изменения теряются в количественных, их сложно «поймать» в большом потоке информации;
  • необоснованное психологическое давление на налогоплательщика (при налоговых и полицейских проверках);
  • рост квалификации проверяющих в материальном налоговом праве, но увеличение количества процессуальных нарушений при проверках;
  • необоснованная процессуальная поддержка судами представителей ИФНС в налоговых спорах;
  • фактический отказ судов в применении обеспечения по налоговым спорам (даже при встречном обеспечении);
  • ИФНС сплошь и рядом затягивают с возвратом взысканных средств по результатам судебного спора;
  • попытки преодолеть национальные налоговые границы при налоговом контроле (узнать закупочные цены и т. д.);
  • распространение статуса российского налогоплательщика на иностранные юрлица, имеющие филиалы/представительства в России;
  • избыточное истребование документов в международных запросах;
  • сообщение недостоверной и порочащей информации в запросах (мы запрашиваем информацию не просто так – грешки за компанией!).

А от юристов корпоративных, по большей части, помощи с гулькин нос: 8 из 10 компаний применяют устаревшие способы оптимизации.

При отстаивании своих интересов компании допускают ошибочное толкование судебной практики при разных предметах спора. Бизнес-процессы документируются не должным образом. Tax Due Diligence проводится несвоевременно. При выездной налоговой проверке, а уж тем более при проверке полицейской, сотрудники с потрохами сдают своих работодателей. Причем не по злому умыслу, а от недостаточности инструктажа. Правильные вещи говорил кандидат юридических наук Фокин. Резюме: хороший сторонний адвокат должен сопровождать всю проверку «от» и «до». А хороших – раз, два и обчелся. Далеко не каждому из них по силам, к примеру, на стадии досудебного обжалования «отбиться» от доначислений в 510 млн рублей. А ему, Фокину, по силам.

На вопрос из зала, как поступить в случае, когда инспекторы в ходе выездной проверки запросили аж 25 аналитических таблиц в Excel, профессиональный защитник отреагировал предсказуемо: «Вправе требовать только первичку, никаких выборок и субсчетов не предоставляйте… Ни в коем случае не пускать в 1С! Данными документами не располагаем, и точка».

«А у меня противоположная позиция – даем проверяющим полный доступ и ни в чем не отказываем», – видимо, не выдержав 20-минутного адвокатского словоизвержения вклинилась в разговор руководитель Департамента методологии, бухгалтерского и налогового учета «М. Видео Менеджмент» Наталья Смирнова. Взгляды оппонентов встретились и взаимной симпатии в них не отразилось.

У-ф-ф. Сколько людей – столько мнений. А у адвокатов, как известно, на двоих – три. Не в в обиду г-ну Ф. будет сказано: среди профессиональных защитников попадаются такие экземпляры, рекомендации которых могут довести до цугундера. Таким чем хуже – тем лучше.

P.S. Мы – счастливые люди. У нас есть карты (и дорожные, в внедорожные), планы, направления и перспективы. Мы спокойны и уверены в завтрашнем дне.. Мы не собираемся совершать необдуманных поступков и не «ведемся» ни на чьи обещания. Ну разве что на обещание премьер-министра не увеличивать налоги. Поскольку знаем, что он его сдержит. В очередной раз поднимут ставки страховых взносов, введут новые обязательные платежи, отменят спецрежимы (или «отрехтуют» их так, что они окончательно утратят былую привлекательность), столицу перенесут в Нижневартовск, а совокупная налоговая нагрузка как была 54%, так 87 % и останется.

Немного статистики

Уже к 2015 году среднее время трудозатрат на подготовку и подачу налоговой отчетности для модельной компании планируется сократить с нынешних 170 до 160 часов, а к 2018 годудо 150. Планы достаточно амбициозные: на лавры Бахрейна или ОАЭ не претендуем, но, слава Богу, и на Бразилию с Боливией не равняемся.

Наиболее затратная по времени система налогообложения

Поможем вам выявить и минимизировать налоговые риски

Best Lawyers

Лучшие юристы
по налоговому праву

II группа

Налоговое право
Право.ru-300

Предварительный аудит перед вступлением в налоговый мониторинг

Методологическая поддержка налогоплательщика на всех этапах мониторинга

IT-поддержка налогоплательщика на всех этапах налогового мониторинга

Заполните простую форму либо позвоните нам по телефону. Наши менеджеры ответят на интересующие вас вопросы, сориентируют по срокам и стоимости выполнения работ. Мы строго придерживаемся принципов честности и конфиденциальности в отношениях с клиентом.

Анализ ситуации позволяет в короткий срок выявить потребности клиента и основные меры, которые нужно принять для перехода на налоговый мониторинг. Наши специалисты уточнят особенности структуры предприятия и на их основе подготовят рекомендации. Вы сможете разобраться, как подготовить сотрудников к переходу.

Зачастую уже во время первой встречи, при проведении бесплатной консультации, наши клиенты получают основные ответы на свои вопросы. Вы разберетесь, какие действия нужно предпринять в первую очередь на любом этапе налогового мониторинга. Мы подскажем, какие документы будут значимыми для налоговых органов.

На встрече мы вместе выработаем решения, которые затем перенесем в договор. В нем мы укажем все, что подтвердит наши намерения и сделает четкими и понятными все этапы сотрудничества. Мы опишем все действия в пользу вашей компании на каждом этапе. Все действия будут оговорены и распределены по времени. Как только договор будет подписан, мы сможем начать сопровождение налогового мониторинга.

Мы реализуем проект в определенные договором сроки в точном соответствии с утвержденным планом и желаемым результатом, учтем все ваши замечания.

Понятие и особенности налогового мониторинга

С 1 января 2016 года, в целях осуществления максимальной прозрачности в деятельности компании, Федеральная налоговая служба России реализует новую форму налогового контроля — налоговый мониторинг.

Налоговый мониторинг проводится межрегиональными инспекциями по крупнейшим налогоплательщикам, которые получают информацию непосредственно из учетных систем организации, т.е. налоговый мониторинг заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его отчетности, что позволяет отслеживать операции и оценивать корректность показателей налоговой отчетности.

За счет этого операции и учет налогоплательщиков становятся прозрачными для налогового органа. В обмен налогоплательщик получает понятную обратную связь при принятии решений по налоговым вопросам.

  • Освобождение от выездных и камеральных проверок
  • Получение мотивированного мнения:
    согласование с налоговым органом подходов к налогообложению по спорным вопросам по совершенным или планируемым сделкам
  • Повышение вероятности досудебного урегулирования вопросов
  • Сокращение объемов истребуемых налоговым органом документов
  • Снижение налоговых рисков и налоговых доначислений,
    возможность планирования налоговой нагрузки, что является одной из важных составляющих в повышении инвестиционной привлекательности налогоплательщика
  • Применение заявительного порядка для возмещения НДС и акцизов без предоставления банковской гарантии или договора поручительства
  • Повышение уровня системы внутреннего контроля

Кому необходимы услуги

Налогоплательщики могут перейти на налоговый мониторинг по желанию при одновременном соблюдении критериев (по состоянию на 01.07.2021г. критерии снижены 3 раза, сохраняется тенденция на дальнейшее снижение):

  • совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых и страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, составляет не менее 100 миллионов рублей;
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 миллиарда рублей;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 1 миллиарда рублей.

Организация сама выбирает оптимальный способ информационного взаимодействия с налоговым органом посредством:

  • предоставления удаленного доступа к системе ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • создание для налогового органа специальной аналитической витрины данных;
  • передача сведений по телекоммуникационным системам связи через оператора электронного документооборота.

Почему вы можете быть уверены в результате

Рейтинги

Качество работы наших экспертов подтверждают своими отзывами крупнейшие российские и западные компании.

Право.ru-300

Эксперт РА

BestLawyers.com

Средний опыт наших специалистов — более 10 лет, многие из них работали в ФНС.

Качество работы наших налоговых юристов подтверждают своими рекомендациями крупные российские и западные компании.

Мы предоставляем не рекомендации, а решения «под ключ».

Например, подробную «дорожную карту» по устранению налоговых рисков, и при необходимости помогаем реализовать ее положения на практике.

Наши юристы ежедневно сопровождают налоговые проверки и взаимодействуют с инспекторами ФНС.

Благодаря этому мы всегда в курсе изменений подходов налоговой службы, и на основе этой информации выстраиваем тактику защиты клиентов.

Что вы получите?

Виды оказываемых услуг в рамках налогового мониторинга

Отзывы о нашей работе

Логотип - ООО «УК АрЭкс»

ООО «УК АрЭкс» благодарит команду экспертов КСК ГРУПП за организацию недавнего научного семинара по теме «Правовая безопасность». Приглашенные юристы добросовестно подготовились к мероприятию, представили информацию аудитории в доступной и понятной форме. Благодаря их усилиям нашим специалистам удалось выработать адекватную систему реагирования на проверки государственных органов. Работать с профессионалами приятно, а с такими доброжелательными и идущими навстречу – вдвойне. Оставляем самые ле.

Логотип - НПО «Пульс»

Руководство «НПО Пульс» благодарит экспертную команду КСК ГРУПП за их продуманную политику в работе над заказами. Мы не раз обращались за правовой поддержкой к юристам КСК ГРУПП, и они всегда подтверждали свой высочайший профессиональный статус. Они готовы идти навстречу пожеланиям и потребностям клиентов, не затягивают сроки и отвечают на все вопросы максимально доходчиво и подробно. Совместные проекты с командой КСК ГРУПП стали для нас опорой в ведении бизнеса, поэтому мы очень дорожим выстр.

Логотип - ГК «Энергоэффективный город»

«Энергоэффективный город» выражает признательность экспертной команде КСК ГРУПП за то, что они всегда максимально быстро реагируют и обрабатывают наши заказы. Правовые консультации от их юристов всегда обстоятельны, детальны и продуктивны — после беседы в голове возникают четкий план действий и понимание причинно-следственной связи, заложенной в основу предложенной правовой концепции. Соблюдение условий нашего соглашения, четкое выполнение своих обязанностей и пунктуальность лежат в основе пол.

Читайте также: