Учетная политика в целях налогообложения в казенном учреждении

Опубликовано: 12.05.2024

С 2021 года в бухгалтерском и налоговом учёте произошли изменения. Некоторые из них нужно отразить в учётной политике. Разбираемся, в каких случаях нужно изменить или дополнить учётную политику и что меняется в учёте с 2021 года.

Что такое учётная политика и зачем она нужна

Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:

  • утверждает рабочий план счетов;
  • определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
  • определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.

Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.

Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.

Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.

Когда надо менять учётную политику

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

Бухгалтерский учёт

Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

Налоговый учёт

Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

  • изменилось законодательства о налогах и сборах;
  • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

Бухгалтерский учёт: что изменится с 2021 года

  • Электронная сдача отчётности

Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.

  • Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01

Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).

Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.

  • Разрешили к применению ФСБУ 6/2020

Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.

Учётная политика для налогового учёта: что изменилось с 2021 года

Налог на прибыль

  • Обособленные подразделения

С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.

  • Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли

С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.

  • Инвестиционный вычет по НИОКР

С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

  • Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС

Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.

Страховые взносы

  • Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.

С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:

— 6% на обязательное пенсионное страхование;

— 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— 0,1% на обязательное медицинское страхование.

  • Льгота по социальным взносам для МСБ

Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.

Имущественные налоги

  • Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций

Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.

Как изменить положения в учётной политике

Чтобы внести изменения или дополнения в учётную политику, нужно:

  1. Разработать текст изменений или дополнений с обоснованиями. Если они касаются законодательства о налогах и сборах, желательно указать ссылку на статьи закона и дату вступления поправок в силу.
  2. Установить дату их вступления в силу. Например, 1 января следующего года.
  3. Утвердить изменения или дополнения отдельным приказом — заменить устаревшие положения и ввести новые.

Стандартной формы приказа нет, организации разрабатывают его в произвольной форме. Если изменений много, можно утвердить новую редакцию приказа.

Лайфхаки при составлении учётной политики

  • Не пишите лишнего. Указывайте только те регистры учёта, которыми организация действительно пользуется и исключите документы, если они лишние. Помните, что инспекторы при проверке вправе запросить все упомянутые формы учёта.
  • Не детализируйте излишне утверждённый план счетов. Не нужно утверждать всю аналитику. Она достаточно часто изменяется и может появиться несоответствие реального учёта и счетов по УП.
  • Не нужно составлять новую политику каждый год. Достаточно отредактировать пункты, которые изменились, исходя из актуальных требований и потребностей.

Санкции за отсутствие учётной политики

Требование о необходимости УП утверждено законом о бухучёте. Следовательно, можно применить ст. 126 НК РФ — штраф в 200 рублей, а также 300-500 рублей на руководителя по статье 15.6 КоАП РФ. Штрафы не единственное неприятное следствие отсутствия УП. К примеру, если УП нет, а способ учёта предполагает разные варианты, инспекторы при проверке расчёта налогов могут выбрать из предложенных вариантов тот, который выгоднее с точки зрения увеличения налога. А вот если у организации есть УП, исходить будут из её положений. Именно поэтому УП должна быть разработана со всей тщательностью.

Казенное учреждение – это государственная структура, которая занимается оказанием государственных услуг. Это некоммерческие объекты, формируемые для осуществления культурных и прочих целей. Учредителем считается госорган, у которого есть соответствующие полномочия. Учет в таких субъектах ведется особым образом. Нюансы связаны с тем, что у субъекта нет прав на используемое имущество. Кроме того, подобные учреждения не могут пользоваться упрощенными системами обложения налогами.

Вопрос: Как отражаются в учете организации-арендатора расходы на аренду складских помещений, предоставленных во временное пользование казенным учреждением? Помещения находятся в федеральной собственности.
Договором аренды установлено, что арендная плата в сумме 150 000 руб. уплачивается до 15-го числа месяца, следующего за расчетным; стоимость арендуемых помещений равна 10 000 000 руб. Складские помещения используются для хранения сырья и производственной техники. Доходы и расходы в целях исчисления налога на прибыль организация определяет методом начисления.
Посмотреть ответ

Нюансы учета в казенном субъекте

Приведем нюансы учета в рассматриваемой структуре:

  • Учредитель участвует в управлении финансами.
  • Счета открываются в казначействе.
  • Финансирование осуществляется в пределах сметы.
  • Доходы от работы направляются в бюджет.
  • Учреждение не имеет прав собственности на имущество.
  • Операции с ценными бумагами не проводятся.
  • Структура не имеет прав на использование УСН.

Вопрос: Как отразить в учете организации — плательщика ЕСХН расчеты с казенным учреждением по аренде земельного участка, находящегося в федеральной собственности?
Согласно договору аренды:
— арендная плата в сумме 90 000 руб. уплачивается до 15-го числа месяца, следующего за расчетным;
— стоимость арендуемого земельного участка равна 3 000 000 руб.
Земельный участок используется организацией для выращивания сельскохозяйственных культур. Договор аренды заключен на срок менее года.
Посмотреть ответ

Также существенными являются следующие особенности:

  • Данные об активах фиксируются за балансом. Двойная запись не применяется.
  • Учреждение использует только ОСНО.

Налоги не начисляются только на доход от основной деятельности.

ВАЖНО! Субъекту нужно направлять декларацию. Однако допускается предоставление документа в сжатом виде. Указывается минимальная информация.

Учетная политика

ВАЖНО! Образец учетной политики казенного учреждения от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Учетная политика – это бумага, устанавливающая порядок бухучета и налогового учета. Для ее утверждения субъекту нужно издать приказ.

Она может меняться вследствие изменений, вносимых в законодательство или локальные нормативные акты. Документ создается на основании особенностей деятельности учреждения, его структуры. Учетная политика включает в себя эти пункты:

  • Рабочие счета, которые применяются при учете.
  • Особенности документооборота (включая перечень первичных документов).
  • Порядок осуществления инвентаризации.
  • Особенности внутреннего контроля.
  • Способы оценки имущества и имеющихся обязательств.

Учетная политика позволяет установить порядок действий, когда соответствующие пункты не оговорены нормативными актами. Однако документ не должен противоречить действующим законам.

Первичная документация

Любая хозяйственная операция должна подтверждаться первичкой. На их основании создаются бухгалтерские проводки. Первичные документы нужно для установления обоснованности и разумности экономических действий. Казенные субъекты должны применять в своей деятельности документы, перечень которых утвержден Приказом №173. Дополнительный перечень бумаг может указываться в учетной политике. Рассмотрим правила формирования первичных документов:

  • Применение форм, которые были установлены внутренними актами.
  • Использование обязательных реквизитов.
  • Незаполненные строки зачеркиваются.
  • Недопустимы помарки.

Если документы будут создаваться без учета этих правил, у контролирующих органов могут возникнуть вопросы.

Учет операций с ОС и имуществом

ОС и имущество поступают в казенную структуру от учредителя. Именно на последнего возложена ответственность по содержанию, так как он является собственником. Рассмотрим основания, по которым учитываются операции:

  • Принятие ОС на учет выполняется на основании решения комиссии. Первичным документом является акт передачи.
  • Право управления образуется с дня регистрации.
  • Оценка собственности проводится на основании стоимости, прописанной в акте.
  • Корректировка стоимости выполняется на основании осуществленной модернизацией.

Бюджетная структура может купить имущество. Покупка осуществляется за счет денег, взятых из бюджета.

Пример учета покупки имущества

Учреждением было закуплено оборудование на 333 тыс. рублей. Траты на транспортировку равны 7 тыс. рублей. Проводки будут следующими:

  • Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703. Поступление оборудования на 333 тыс. рублей.
  • Дт (используется тот же дебетовый счет, что и в предыдущей проводке) Кт 1 30222 730. Отражение трат размером 7 тыс. рублей на транспортировку оборудования.

Со следующего месяца после поступления оборудования начинается начисление амортизации. Срок полезной эксплуатации определяется на основании Классификатора.

Реализация и списание ОС

Казенные учреждения могут реализовывать ОС. Однако для этого нужно получить одобрение учредителя. Иногда продажа связана с необходимостью погашения ущерба и обязательств, однако это крайние случаи. Доход от продажи направляется в бюджет.

ВНИМАНИЕ! Списание производится тогда, когда ОС утратили потребительские качества.

Пример списания ОС

В учреждении появился объект ОС, который вышел из строя. Его нужно списать. Остаточная стоимость составляет 36 тыс. рублей, амортизационные начисления – 90 тыс. рублей. После завершения ликвидации производится оприходование на сумму 600 рублей. Используются эти проводки:

  • Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410. Списание стоимости на сумму 36 тысяч рублей.
  • Дт 1 10134 410 Кт (используется тот же счет, что и в предыдущем примере). Списание начислений по амортизации на сумму 90 тыс. рублей.
  • Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172. Оприходование дополнительных изделий на 600 рублей.

Каждая проводка подтверждается первичкой.

Учет операций по начислению зарплат

Рассмотрим пример. Казенное учреждение начислило зарплату сотрудникам. При начислении средств произошло удержание НДФЛ. Используются эти проводки:

  • Дт 1 40120 211 Кт 1 302 11 730. Выплата заработка.
  • Дт 1 302 11 830 Кт 1 303 01 730. Удержание НДФЛ.
  • Дт 1 302 11 830 Кт 1 304 03 730. Перевод заработка на карту работника.
  • Дт 1 304 03 830 Кт 1 304 05 211. Учет выдачи зарплаты.

Расчеты с сотрудниками учреждения имеют ряд особенностей. В частности, средства для расчетов аккумулируются из разных источников.

Учет материалов

Материалы могут поступить в казенную структуру на основании договора купли-продажи, дарения. Рассмотрим порядок установления стоимости материалов:

  • При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
  • Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
  • Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
  • Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.

Рыночную цену можно узнать путем установления рыночной стоимости аналогичных материалов.

Налогообложение

Средства, поступившие в учреждение из бюджета, не будут облагаться налогом. Налогообложение также не затрагивает доход, полученный от оказания государственных услуг. Налог на прибыль начисляется в отношении следующих поступлений:

  • Доход от внебюджетных направлений работы, если отсутствует раздельный учет, смета трат.
  • Возмещение ущерба, выплаченное третьими лицами.
  • Стоимость имущества, переданного на бесплатной основе, если объекты не применяются в основной деятельности.
  • Излишки, обнаруженные во время инвентаризации.
  • Целевые поступления, израсходованные по нецелевому направлению.

Казенной структуре нужно подготовить отчетность, которая направляется в ИФНС.

Перед наступлением нового финансового года организация должна проверить свою действующую учетную политику. В связи с изменениями в законодательстве, потребуется внести изменения и в нее.

Чем руководствоваться при составлении учетной политики

Организация формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Под учетной политикой понимается принятая субъектом совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ).

При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения учета из допускаемых ФСБУ.

При этом нужно последовательно использовать следующие документы:

  • положения МСФО;
  • положения федеральных или отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным или связанным вопросам;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета.

В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в ФСБУ не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация сама разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными или отраслевыми стандартами.

При этом до утверждения ФСБУ таковыми признаются положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 1 октября 1998 года.

Поэтому, в числе прочих, организация продолжает руководствоваться ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Что утвердить в учетной политике

Учетной политикой утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Указанное следует из пункта 4 ПБУ 1/2008.

Изменение учетной политики в связи с изменениями бухгалтерского учета

Изменение учетной политики может производиться в случаях:

  • изменения требований, установленных законодательством о бухучете, федеральными или отраслевыми стандартами;
  • разработки или выбора нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • существенного изменения условий деятельности экономического субъекта.

При составлении или изменении учетной политики для целей бухгалтерского учета на 2021 года в первую очередь, следует обратить на применение ФСБУ 5/2019 «Запасы».

Он обязателен к применению, начиная с бухгалтерской отчетности за 2021 год.

В связи с обязательностью его применения, с 1 января 2021 года утрачивают силу:

  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н.

Последствия изменений в учетной политике при переходе на применение ФСБУ 5/2019 «Запасы» отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по выбору организации:

  • ретроспективно, как если бы этот Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни;
  • либо перспективно, – только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения Стандарта, без изменения сформированных ранее данных бухгалтерского учета

Информацию о выбранном способе надо раскрыть в первой после перехода бухгалтерской отчетности.

Кроме того, в 2021 году организации также вправе принять решение о досрочном применении:

  • ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»;
  • ФСБУ 6/2020 «Основные средства»;
  • ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».

Для этого необходимо не только внести соответствующие изменения в учетную политику, но и в последующем отразить свое решение в бухгалтерской отчетности.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности составления учетной политики в государственных (муниципальных) учреждениях с учетом их организационно-правовой формы. Представлена методика формирования основных разделов учетной политики. Определены актуальные практические вопросы в проведении ретроспективных пересчетов в условиях перехода общественного сектора на МСФО.

Abstract: In this article the features of preparation accounting policy in the state (municipal) institutions with regard to their legal form. The technique of forming the main sections of accounting policy. Identified relevant practical issues in conducting retrospective recalculations in the transition of the public sector to IFRS.

Ключевые слова: учетная политика, государственные, бюджетные учреждения, казенные учреждения, автономные учреждения.

Keywords: accounting policy, public, budgetary institutions, public institutions, Autonomous enterprises.

Основополагающим при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности является составление учетной политики. На основании Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений (ГМУ)» от 08.05.2010 №83-ФЗ вступил в силу новый этап реформы, предусматривающий жесткое ориентирование порядка использования бюджетных средств на детализацию этих учреждений на три основные организационно-правовые формы – казенные, бюджетные и автономные учреждения. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы, связанные со спецификой построения учетной политики для той или иной организационно-правовой формы учреждений государственного сектора. Учетная политика прямым образом влияет на характер формирования отчетных показателей учреждений. Следовательно, правильное составление учетной политики приобретает актуальное значение в современных условиях перехода отчетности государственного сектора на международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора. 13

В отношении организации бухгалтерского учета и правил формирования финансовой отчетности учреждений государственного сектора в Российской Федерации с 2010 г. принято множество нормативных документов. Так, Единым планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 01.12.2010 №157н (ред. от 16.11.2016) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» [1] учреждения государственного сектора начиная с 2011 г. должны формировать учетную политику. Данная норма для учреждений ранее была не обязательна. В Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [2], вступившем в силу с 01.01.2013, содержится требование о наличии учетной политики организации, которая будет применяться ею последовательно из года в год.

В целях формирования учетной политики следует учесть различия казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Методика формирования учетной политики для автономного учреждения определяется правовым статусом данной организации, которая в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 №174-ФЗ [3]признается некоммерческой унитарной организацией. Автономное учреждение пользуется имуществом на праве оперативного управления и отражает его на балансовых счетах учета внеоборотных активов. В соответствии с п.5 ст. 3 Закона № 174-ФЗ необходимо обособление учета имущества, числившегося за автономным учреждением. При этом следует вести раздельный учет имущества в зависимости от следующих источников:

  • поступление от учредителя;
  • приобретение учреждением за счет целевых поступлений;
  • приобретение учреждением за счет доходов и коммерческой деятельности.

Иными словами, автономное учреждение обладает по сравнению с бюджетными и казенными большими правами.

Согласно ст.8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» формирование учетной политики происходит исходя только из тех способов, которые допускаются федеральными стандартами.

В том случае, если действующим нормативным законодательством не принят конкретный способ ведения бухгалтерского учета, в учетной политике принимается способ, исходя из принятых в концептуальных основах допущений и требований.

  1. Порядок и сроки проведения инвентаризации нефинансовых активов, обязательств.

Данный порядок определяется руководителем. Состав инвентаризационной комиссии утверждается либо учетной политикой, либо отдельным внутренним приказом.

  1. Рабочий план счетов.

На выбор учетной политики оказывает существенное влияние план счетов, который различается в зависимости от вида ГМУ.

План счетов включает в себя пять разделов, сгруппированных по экономическому содержанию:

  1. I. Нефинансовые активы

  1. Финансовые активы

Счета 20100 — 21500

Счета 30100 — 30900

  1. Финансовый результат

Счета 40100- 40230

  1. Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта

Счета 50100 — 50800

  1. Ведение учета на забалансовых счетах.

Единый план счетов приводится в разрезе синтетических счетов объекта учета (пять разрядов), а планы счетов для казенных учреждений (приказ № 162н) [4], для бюджетных учреждений (приказ № 174н) [5] и для автономных учреждений (приказ № 183н) в разрезе синтетических, аналитических счетов по БК и аналитических счетов по КОСГУ и имеют по 26 разрядов. В качестве примера определения различий между планами счетов учреждений ГМУ сопоставим синтетические счета в отношении IV раздела «Финансовый результат». Так, по доходам счета бюджетных и автономных учреждений совпадают, а в плане четов для казенных учреждений добавляются счета:

  • налоговые доходы;
  • доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы;
  • доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование.

В расходной части казенные учреждения дополнительно имеют счета:

  • расходы на покрытие внутреннего долга учреждений;
  • расходы на покрытие внешнего госдолга;
  • безвозмездные переводы государственным организациям.

Бюджетные учреждения по сравнению с автономными включают следующие счета:

  • расходы заработную плату и страховые взносы;
  • расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям.

Единым планом счетов № 157н рекомендуется применение счета 21006 «Расчеты с учредителем» в отношении бюджетных и автономных учреждений, хотя следует отметить, что данный счет присутствует также и в плане счетов № 162н для казенных учреждений. На счетах 21100 и 21200 отражаются внутренние расчеты по поступлениям и по выбытиям». Данные счета предназначаются для учета расчетов между органами, не являющимися участниками бюджетного процесса и производящими денежные расчеты по расчетам с бюджетом.

На счете 30404 отражаются расчеты внутри ведомства по движению финансовых и нефинансовых активов.

Счет 40100 используется для ведения учета финансовых результатов хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и автономного учреждений также существует неувязка с приказом № 162н, которым для казенных учреждений предусмотрено применение этого же счета.

Таким образом, план счетов казенных учреждений более детализирован, так, он имеет доходный счет налоговых доходов, а расходы включают счета обслуживание внутреннего и внешнего долга государственного долга. Подобных статей расходов в бюджетных и автономных учреждениях нет. Вместе с тем, детализированный анализ приказов в вопросах формирования планов счетов показал, что существуют некие расхождения между требованиями единого плана счетов и плана счетов для казенных учреждений.

  1. График документооборота.

График документооборота устанавливается в виде приложения к приказу об учетной политике. В него включается перечень должностных лиц, ответственных за оформление, исполнение, обработку и проверку каждого документа, срок его исполнения и порядок передачи в архив.

  1. Технология обработки учетной информации.

Выбор программных продуктов необходимо указать в учетной политике.

  1. Формы первичных учетных документов.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичный документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты:

  • наименование;
  • дата;
  • наименование субъекта — составителя;
  • вид факта хозяйственной деятельности;
  • единица измерения;
  • ответственное должностное лицо;
  • подписи уполномоченных лиц.
  1. Лица, имеющие право подписи.

Данный перечень должностных лиц принимается в учетной политике.

  1. Выбор методов ведения бюджетного учета (таблица 1).

Вариативность методов ведения бюджетного учета казенных, бюджетных и автономных учреждений

— наименование субъекта составителя;

— вид факта хозяйственной деятельности;

— ответственное должностное лицо;

  1. Учет расчетов с подотчетными лицами.

В учетной политике устанавливается предельный размер и период времени, в течение которого денежные средства должны быть использованы. Также устанавливается порядок возмещения расходов при командировке сотрудника учреждения.

  1. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.

Если имели место изменения в учетной политике, то раскрывается характер этих изменений. Организация раскрывает применяемые методы бухгалтерского учета, применяемые виды оценки активов и обязательств, характер и величину изменений в бухгалтерских оценках, также в учетной политике раскрывается информация по ошибкам предыдущих периодов.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» утверждены приказом Минфина №256н от 31.12.2016 [9], однако вступят в силу только с 1 января 2018 года, поэтому, сопоставим ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» требованиями МСФО для общественного сектора 3 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».

При сопоставлении МСФО общественного сектора 3 с требованиями ПБУ 1/2008 [8] следует отметить, что одним из различий является степень детализации в раскрытии отдельных вопросов. Так, МСФО для общественного сектора 3 [10] наиболее детализирован, в нем подробно раскрывается необходимость отражения изменений в бухгалтерских оценках, а также содержится более подробное и дополнительное раскрытие сумм корректировок, сделанных вследствие изменения учетной политики или исправления ошибок предыдущего периода. Данные вопросы не раскрываются в ПБУ 1/2008. Однако, до момента принятия федерального стандарта для государственного сектора по учетной политике, государственные муниципальные учреждения должны руководствоваться ПБУ 1/2008 для коммерческих предприятий.

При формировании учетной политики для учреждений госсектора зачастую возникают сложности в выполнении корректировочных расчетов, вносимых в учетную политику, поэтому учетная политика может применяться как «перспективно», так и «ретроспективно». Поскольку как МСФО для общественного сектора 3, так и ПБУ 1/2008 содержат требования ретроспективного применения учетной политики, следует выполнять ретроспективный пересчет показателей в тех случаях, когда это возможно. В этой связи особую актуальность приобретают практические вопросы тестирования на предмет наличия реальной возможности в проведении ретроспективных пересчетов.

16 февраля вступил в силу приказ Минфина России от 19 декабря 2019 г. № 243н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 274н “Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»”». Приказ зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2020 г. за № 57414.

Суть изменений

В новой редакции стандарта слова «организации государственного сектора» заменены на слова «государственные финансы». Также установлен порядок формирования единой учетной политики при централизации в случае передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и (или) составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Единая учетная политика при централизации

Формирование нормативной базы, необходимой для централизации бухучета, было начато еще в прошлом году.

Так, 26 июля 2019 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 247-ФЗ 1 о внесении изменений в Закон о бухгалтерском учете. В частности, изменениями установлено, что согласно пункту 1 статьи 7 Закона о бухучете бюджетным законодательством могут быть установлены случаи, когда ведение бухучета и хранение документов не будет организовывать руководитель экономического субъекта. А согласно пункту 3.1 этой статьи порядок передачи полномочий по ведению бухучета и представлению отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством РФ.

Положения статьи 7 Закона о бухучете перекликаются с изменениями в стандарт «Концептуальные основы» 2 , внесенные приказом Минфина России от 10 июня 2019 г. № 94н. Данные изменения устанавливают порядок формирования единой учетной политики централизованной бухгалтерией (ЦБ) в случае передачи учреждениями ей полномочий по ведению бухучета и составлению отчетности. Очевидно, что ЦБ будет самостоятельно разрабатывать свою учетную политику, которая станет единой для всех обслуживаемых ею учреждений. Руководитель учреждения вынужден будет принять условия ЦБ и вряд ли сможет как-то влиять на ее единую учетную политику.

В январе и феврале 2020 г. вступили в силу приказы Минфина России, которыми внесены изменения в федеральные стандарты бухучета для учреждений бюджетной сферы. Основная часть таких изменений носит технический характер. При этом большинство стандартов дополнено поправкой о ведении бухучета согласно требованиям единой учетной политики при централизации учета. Такие изменения внесены в следующие стандарты:

– «Непроизведенные активы» – приказом Минфина России от 10 декабря 2019 г. № 218н;

– «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» – приказом Минфина России от 13 декабря 2019 г. № 231н;

– «Долгосрочные договоры» – приказом Минфина России от 16 декабря 2019 г. № 235н;

– «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» – приказом Минфина России от 19 декабря 2019 г. № 243н;

– «Основные средства» – приказом Минфина России от 25 декабря 2019 г. № 253н;

– «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» – приказом Минфина России от 25 декабря 2019 г. № 251н.

В 2018 г. Федеральным казначейством для ведения централизованного бюджетного учета федеральных органов исполнительной власти создано ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России». В целях формирования единой учетной политики при централизации бюджетного учета федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений), обслуживаемых данным ФКУ, Федеральным казначейством изданы следующие приказы от 31 декабря 2019 г.:

– № 41н «Об утверждении Графика документооборота при централизации учета» (График документооборота состоит из 365 страниц и охватывает практически все возможные хозяйственные операции);

– № 40н «Об утверждении Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета и Порядка его применения».

Изменение учетной политики

а) изменения законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) формирования или утверждения субъектом учета новых правил (способов) ведения бухгалтерского учета, применение которых позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности релевантную и достоверную информацию;

в) существенного изменения условий деятельности субъекта учета, включая его реорганизацию, изменение возложенных на субъект учета полномочий и (или) выполняемых им функций.

Это требование данного федерального стандарта повторяет норму пункта 6 статьи 8 Закона о бухгалтерском учете.

В последние годы изменения законодательных актов и нормативных документов, регулирующих ведение бухучета, хотя и происходили с завидной регулярностью, но, как правило, они принципиально не влияли на сложившийся в государственных и муниципальных учреждениях порядок ведения бухучета. Однако с 1 января 2019 г. введено еще одно существенное положение. Теперь изменение 4 учетной политики в течение отчетного года, не связанное с изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, производится по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

Таким образом, законодатель допускает изменение учетной политики в следующих двух случаях:

1) при изменении нормативной базы;

2) если оно не связано с изменением нормативной базы.

Очевидно, что в первом случае главный бухгалтер учреждения может самостоятельно внести изменения в учетную политику, а во втором – только после согласования с учредителем и финансовым органом.

Как уже было отмечено выше, в январе и феврале 2020 г. вступили в силу изменения в ряд федеральных стандартов учета. Это означает, что учетная политика каждого учреждения должна быть приведена в соответствие с новыми требованиями федеральных стандартов.

К сожалению, в федеральном стандарте учета «Учетная политика» не указан порядок внесения изменений в учетную политику. Нет соответствующих разъяснений в Методических рекомендациях по применению данного стандарта (письмо Минфина от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480). Поэтому главный бухгалтер должен самостоятельно разработать порядок внесения таких изменений в учетную политику, закрепив его в локальном акте. 5

А. Шихов, ведущий эксперт «БиНО: Государственные и муниципальные учреждения»

Читайте также: