Налоги на гранты рффи

Опубликовано: 26.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 июля 2018 г. N 03-04-06/49533 О налогообложении НДФЛ доходов получателей грантов и начислении страховых взносов на выплаты, производимые в пользу физических лиц за счет средств гранта

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо ФГБУ по вопросам обложения налогом на доходы физических лиц доходов получателей грантов и начисления страховых взносов на выплаты, производимые в пользу физических лиц за счет средств гранта, и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.

Из запроса следует, что между грантодателем - Российским научным фондом, грантополучателями - физическим лицами и организацией - ФГБУ заключен трехсторонний договор. По условиям трехстороннего договора грантодатель предоставляет через организацию в распоряжение руководителя научного проекта грант. По поручению руководителя научного проекта организация выплачивает вознаграждение за работу членам научного коллектива. С руководителем научного проекта заключен трудовой договор, с членами научного коллектива заключены гражданско-правовые договоры, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

1. Налог на доходы физических лиц

Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Статьей 217 Кодекса установлен перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц.

Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 217 Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Российский научный фонд включен в Перечень российских организаций, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 602, гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные налогоплательщикам для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Таким образом, доходы физических лиц - грантополучателей в виде гранта (его части), предоставленного на проведение научных исследований в соответствии с договором, заключенным с Российским научным фондом, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 6 статьи 217 Кодекса.

Доходы физических лиц, не являющихся грантополучателями, подлежат налогообложению в установленном порядке.

2. Страховые взносы

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Учитывая, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, то у организации, производящей данные выплаты, возникает обязанность по начислению и уплате страховых взносов с указанных выплат.

Таким образом, если организация производит выплаты физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях или заключили с ней гражданско-правовые договоры, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, то суммы таких выплат (за исключением сумм, поименованных в статье 422 Кодекса) подлежат обложению страховыми взносами независимо от источника их финансирования, в том числе за счет средств гранта.

В случае, если выплаты за счет средств гранта производятся грантодателем непосредственно в пользу грантополучателя - физического лица вне рамок трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг, то такие выплаты объектом обложения страховыми взносами не признаются.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Р.А. Саакян

Обзор документа

Между грантодателем - Российским научным фондом, грантополучателями - физлицами и организацией - ФГБУ заключен трехсторонний договор. Грантодатель предоставляет через организацию в распоряжение руководителя научного проекта грант. По поручению руководителя проекта организация выплачивает вознаграждение за работу членам научного коллектива. С руководителем научного проекта заключен трудовой договор, с членами научного коллектива - гражданско-правовые договоры.

Сообщается, что гранты (их части), полученные физлицами-грантополучателями, освобождаются от НДФЛ.

Доходы физлиц, не являющихся грантополучателями, облагаются НДФЛ в общеустановленном порядке.

Если выплаты за счет средств гранта производятся грантодателем непосредственно в пользу грантополучателя-физлица вне рамок трудовых или гражданско-правовых договоров, то такие выплаты страховыми взносами не облагаются.

Дата публикации 25.02.2019

Сотрудник бюджетного учреждения выиграл грант Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) на выполнение научной работы. Денежные средства РФФИ для грантополучателя поступают на лицевой счет учреждения в органе Федерального казначейства. Как эти средства отразить в бухгалтерском учете? Облагается ли вознаграждение исполнителей НДФЛ и страховыми взносами?

Порядок выполнения работ по проектам, которые поддерживаются Российским фондом фундаментальных исследований, и порядок использования гранта размещены на сайте фонда http://www.rfbr.ru/rffi/ru/financial_support/o_1917171.

Практически во всех случаях, когда проект на конкурс РФФИ подают физические лица, в нем указана организация, которая предоставит условия для выполнения проекта. При этом не имеет значения, состоят исполнители проекта в трудовых отношениях с организацией или нет. Трудовые отношения у организации с получателем гранта в связи с выполнением работ по проекту не возникают. Даже если исполнители являются сотрудниками организации, работы по проекту выполняются в нерабочее время и отношения в связи с выполнением проекта между получателем гранта и организацией являются гражданско-правовыми:

    • организация является исполнителем – обеспечивает условия для выполнения проекта, производит расчеты по поручениям руководителя проекта, заключает договоры с третьими лицами;
    • получатель гранта является заказчиком работ (услуг) организации.

Трехсторонний договор получателя гранта, организации и фонда позволяет получателю гранта распорядиться денежными средствами (грантом), которые находятся на счете организации:

    • получить все денежные средства или часть на свой счет или наличными (в зависимости от возможностей организации);
    • поручить организации заключить и оплатить за счет гранта договоры на поставку оборудования, выполнение работ и оказание услуг с третьими лицами.

Денежные средства, перечисленные фондом на счет организации, являются денежными средствами получателей гранта. Только получатели гранта в лице руководителя проекта имеют право распоряжаться этими денежными средствами. Для организации это средства во временном распоряжении, которые она имеет право и обязана направлять только на цели, указанные руководителем проекта.

Согласно письмам Минфина России от 25.06.2018 № 02-06-10/43614, от 25.01.2016 № 02-07-10/2899, от 19.01.2016 № 02-07-10/1601 средства, поступающие на лицевые счета бюджетных учреждений в форме грантов, учитываются по коду вида деятельности 3 "Средства во временном распоряжении", поскольку не являются доходами учреждения.

В соответствии с порядком применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам или доходам учреждений (в т.ч. поступление, выбытие средств во временное распоряжение), отражаются с применением статьи 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" (610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов") КОСГУ.

Статьи 730 "Увеличение прочей кредиторской задолженности", 830 "Уменьшение прочей кредиторской задолженности" КОСГУ детализированы подстатьями в зависимости от вида кредитора. В рассматриваемом случае грант – это, по сути, долг организации перед грантополучателем до тех пор, пока она не передаст эти средства получателю гранта или не израсходует их по его поручениям. Передавая грантополучателю денежные средства по его поручению, организация фактически возвращает получателю гранта принадлежащие ему средства. Какие бы цели при этом не были указаны руководителем проекта в его поручении, эта операция для организации с позиции ее отнесения к КОСГУ всегда одинакова. Такие разъяснения даны РФФИ. Поэтому полагаем, что при расчетах следует использовать подстатьи 737 "Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами", 837 "Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами" КОСГУ.

Поступление денежных средств во временное распоряжение бюджетного учреждения учитывается по дебету счета 3 201 11 510 и кредиту счета 3 304 01 737 (п. 135 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее – Инструкция № 174н).

Перечисления (выплаты из кассы) учреждением за счет гранта по поручению владельца денежных средств (грантополучателя) на цели, предусмотренные проектом, отражаются записями (п. 136 Инструкции № 174н):

Дебет 3 304 01 837 Кредит 3 201 11 610 – перечислены средства с лицевого счета по поручению грантополучателя;

Дебет 3 304 01 837 Кредит 3 201 34 610 – выданы из кассы наличные деньги по поручению грантополучателя.

Учреждение вправе при формировании учетной политики предусмотреть ведение учета поступления и расходования грантов (в т.ч. по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета, чтобы отчитываться перед фондом о потраченных средствах.

В силу п. 34 инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) операции по коду вида финансового обеспечения 3 не отражаются.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

В статье 217 НК РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ. В соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в России международными, иностранными и (или) российскими организациями. Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602 (далее – Перечень). В него включен и Российский фонд фундаментальных исследований.

Таким образом, если выплаты осуществляются физическим лицам – грантополучателям, они не облагаются НДФЛ в соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ. Если за счет гранта выплаты осуществляются иным физическим лицам (не грантополучателям), из них следует исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ по общему правилу. При этом расходование гранта должно соответствовать его целевому назначению (письма Минфина России от 28.03.2018 № 03-04-06/19786, от 14.08.2015 № 03-04-06/46982).

Вопрос о начислении страховых взносов на выплаты физлицам за счет гранта разъяснен в письмах Минфина России от 27.11.2018 № 03-15-06/85479, 02.11.2018 № 03-15-05/79163, от 24.07.2018 № 03-15-06/51708, от 02.03.2018 № 03-15-07/13341, от 05.04.2017 № 03-15-06/20178, № 03-15-06/20103, ФНС России от 24.07.2017 № БС-4-11/14443@. По мнению Минфина России, если организация производит выплаты физлицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях или заключили гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг, суммы выплат (независимо от источника их финансирования, в т.ч. за счет гранта) облагаются страховыми взносами. Исключение составляют выплаты, перечисленные в ст. 422 НК РФ.

Учитывая, что согласно п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанность по начислению и уплате страховых взносов с выплат за счет гранта возникает у организации. По мнению Минфина России, страховые взносы с сумм таких выплат, осуществляемых по поручению грантополучателя, могут уплачиваться за счет гранта. Если между грантополучателем и исполнителем заключен договор гражданско-правового характера, в силу пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ суммы вознаграждения, выплачиваемые физлицам по таким договорам, не облагаются страховыми взносами, подлежащими уплате в ФСС РФ.

Если выплаты за счет гранта производятся организацией (в данном случае бюджетным учреждением) в пользу грантополучателя-физлица, которое не состоит с организацией в трудовых отношениях и не заключило гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, объектом обложения страховыми взносами такие суммы не признаются.

Позиция Минфина России не бесспорна. По мнению РФФИ, в отношениях организации и грантополучателя обязательств по начислению и уплате страховых вносов нет ни у одной из сторон. Организация не является заказчиком работ по проекту. Наоборот, получатель гранта является заказчиком услуг организации. Денежные средства, выдаваемые организацией по распоряжению грантополучателя для распределения между физическими лицами - участниками научного коллектива, не являются заработной платой. Фонд полагает, что выплаты страховых взносов, если они осуществляются организацией в рамках отношений, оформленных документами фонда, не могут быть признаны обоснованными. Однако такую позицию, принимая во внимание многочисленные разъясняющие письма Минфина России, учреждению с большой долей вероятности придется отстаивать в суде.

Верховный суд РФ по вопросу начисления страховых взносов на суммы выплачиваемых грантов ранее вставал на сторону организации, считая, что такие выплаты не подлежат обложению. См. например, определения Верховного Суда РФ от 18.08.2016 № 306-КГ16-10328 по делу № А06-11484/2015, от 26.03.2015 № 305-КГ15-1084 по делу № А40-19509/14. Эти определения были вынесены в период действия Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Вместе с тем, в настоящее время нормативно-правовое регулирование в отношении страховых взносов согласно гл. 34 НК РФ не претерпело существенных изменений, поэтому вероятно, суды по-прежнему будут поддерживать организации в подобных спорах.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

  • 18. Попадают ли средства, выплачиваемые организацией Грантополучателю как «Компенсация трудозатрат» под льготное налогообложение на доходы физических лиц (НДФЛ)?
  • 19. Обязана ли Организация, предоставляющая условия для выполнения проекта, поддержанного Фондом, начислять и перечислять взносы в соответствующие внебюджетные страховые фонды согласно закону РФ №212 ФЗ от 24.07.2009 года (в действующей редакции) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на произведенную выплату «компенсации трудозатрат» участникам гранта. Предусматривает ли «компенсация трудозатрат» (получателей) гранта Фонда, указанная в Перечне допускаемых Российским фондом фундаментальных исследований расходов гранта, выделяемого победителям конкурса инициативных научных проектов (утвержден бюро Совета Фонда 29 января 2014 г.) уплату страховых взносов?
  • 20. Согласно условиям Фонда, Организация принимает на свой счет грант и осуществляет платежи и выдачу наличных денежных средств Грантополучателю в соответствии с Перечнем допускаемых расходов. Исходя из положений Ст.7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», сумма гранта является объектом обложения страховыми взносами. Однако согласно Ст.5 указанного Закона, ни Организация, ни Грантополучатель такими плательщиками не являются. Текст договора не содержит указание на передачу нашей Организации функций по уплате страховых взносов. В этой связи возникает вопрос, правомерны ли действия нашей Организации по уплате соответствующих взносов с сумм гранта?
  • 21. Необходимо ли применять начисления и выплаты страховых взносов во внебюджетные фонды в связи с выплатой «компенсации трудозатрат» получателю гранта, не состоящему в трудовых отношениях с Организацией?
  • 22. Возникает ли у Организации обязанность выплачивать страховые взносы в ПФР, ФФОМС, ФСС при выплате «компенсации трудозатрат» Грантополучателю? Если обязанность по уплате страховых взносов у Организации не возникает, то возникает ли такая обязанность лично у Грантополучателей? Если такая обязанность у Грантополучателя возникает, как она может быть реализована?
  • 23. В Перечне допускаемых Фондом расходов гранта не перечислены расходы по оплате труда членов коллектива для выполнения работ по Проекту и начислению страховых взносов в государственные фонды (ПФР, ФОМС и ФСС). Допускает ли Фонд эти расходы в случае, когда работы по проекту производятся в рамках трудовых отношений между Грантополучателем и Организацией?

В соответствии с действующим законодательством, п.6 Ст.217 НК РФ грант, полученный физическим лицом (физическими лицами), освобождается от обложения налогом на доходы физического лица.

В соответствии с п.1 Ст.5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Ст.7 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ устанавливает, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В зафиксированной в документах Фонда схеме отношений Фонда, Организации и получателя гранта [см. ответы на общие вопросы] Организация и получатель гранта в связи с выполнением Проекта не состоят в трудовых отношениях, получатель гранта также не выполняет работ в рамках гражданско-правовых договоров по заказу Организации. В отношениях между получателем гранта и Организацией «заказчиком» является получатель гранта. Выплаты, которые производит Организация получателю гранта – это «возврат» принадлежащих ему денежных средств.

В силу приведенных выше законодательных норм обязательств по начислению и уплате страховых вносов в отношениях Организации и получателя гранта нет ни у одной из сторон.

В отношениях Фонда и получателя гранта, если и существуют обязательства по начислению и уплате страховых взносов, то они могут существовать у Фонда, как у организации производящей выплаты в пользу физического лица, но не у получателя гранта. По мнению юристов, и у Фонда есть законные основания для того, чтобы не начислять и не уплачивать страховых взносов. В связи с этим Фонд не передавал «функции по уплате страховых взносов» Организациям.

Полагаем, что выплаты страховых взносов, если они осуществляются Организацией в рамках отношений, оформленных документами Фонда, не могут быть признаны обоснованными.

Если Организация по каким-то основаниям производит выплаты из денежных средств получателя гранта в рамках трудовых отношений (зарплата, премия) или по гражданско-правовым договорам, в которых Организация выступает в качестве заказчика работ, страховые взносы на эти выплаты должны начисляться и выплачиваться.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в госсекторе

Гранты – это денежные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»). Бюджетное учреждение на основании тройственного договора, заключенного между ним, Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и грантополучателем, участвует в реализации научных проектов. В статье мы поговорим о действиях, совершаемых учреждением при реализации научных проектов, а также о бухгалтерском учете операций, выполняемых учреждением в рамках данного договора.

Отношения между учреждением, физическим лицом – грантополучателем и РФФИ регулируются договором, заключенным между участниками правоотношений в соответствии с нормами законодательства РФ. Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, утвержденными Решением бюро Совета Фонда от 29.01.2014 (далее – Правила), установлены действия грантополучателя, учреждения и фонда на этапе реализации проекта (разд. 3 Правил). Рассмотрим действия грантополучателя и учреждения, представив их в форме таблицы.

Принятие на счет денежных средств (гранта), предоставленных фондом по результатам конкурса грантополучателю

Ведение расчетов в соответствии с поручениями грантополучателя

Учет расходов по каждому отдельному проекту, реализуемому в учреждении

Обеспечение безопасного ведения работ, в том числе знакомство грантополучателя с действующими в учреждении локальными нормативными актами по технике безопасности, пожарной безопасности и т. д. Проведение соответствующих инструктажей

Ведение учета оборудования, изготовленного и (или) приобретенного за счет гранта, по правилам, существующим в учреждении, по окончании проекта (если работы по проекту не продолжаются или не получили дальнейшей поддержки фонда) оборудование остается на балансе учреждения

Составление и представление в фонд сводного финансового отчета

Создание необходимых условий для осуществления фондом контроля расходования гранта

Документальное оформление расчетов

С учетом изложенного перечисление денежных средств грантополучателю – физическому лицу на его банковский счет или выдача их из кассы учреждения, так же как и поручения на перечисление, должны быть оформлены первичными учетными документами. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, следует установить локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта, заключенного между РФФИ, физическим лицом – получателем гранта и бюджетным учреждением (Письмо Минфина РФ от 23.07.2015 № 02‑07‑10/42612).

Грантополучатель поручил учреждению заключить договор с контр­агентом на проведение монтажных работ.

Документами, подтверждающим факт расходования денежных средств в этой ситуации будет распоряжение грантополучателя, составленное в письменной форме на заключение договора с организацией, договор на выполнение работ, акт выполненных работ, составленный в произвольной форме, но содержащий все обязательные реквизиты. Внутренними локальными актами учреждения устанавливается, у кого (у учреждения или грантополучателя) хранятся подлинники документов-оснований (договоры, первичные учетные документы), подтверждающие правомерность совершения расходования средств гранта. Распоряжения грантополучателя, составленные в письменной форме, должны храниться у учреждения, поскольку являются документами, подтверждающими выполнение учреждением условий договора, заключенного между ним, РФФИ и грантополучателем.

Грантополучатель поручил учреждению выдать ему денежные средства в размере 5 000 руб. на приобретение материалов, необходимых для проведения исследования.

Поручение на выдачу наличных денежных средств из кассы учреждения на совершение расходования средств в рамках проводимого исследования оформляется в письменной форме и прикладывается к расходно-кассовому ордеру. Документы, подтверждающие приобретение материалов (товарные накладные (ф. Торг-12), кассовые чеки, товарные чеки и др.), если это установлено внутренним локальным актом учреждения, могут:

  • прилагаться к авансовому отчету, составленному грантополучателем и храниться в учреждении;
  • представляться в бухгалтерию учреждения без оформления авансового отчета, и уже бухгалтер делает на них пометки относительно даты и размера расчетов с грантополучателем по приобретенным материалам;
  • оставаться у грантополучателя.

Бухгалтерский учет операций

Корреспонденция счетов по получению и использованию средств грантов следующая:

Корреспонденция счетов, приведенная в таблице, в силу норм п. 34 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н, в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) не отражается (Письмо № 02‑07‑10/42728).

С учетом характера средств (грантополучателями являются физические лица) их использование по своей экономической сущности не является расходами учреждения (Письмо № 02‑07‑10/42728). В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ. Компенсация затрат учреждения на выполнение научного проекта, предусмотренного договором о предоставлении гранта, в случаях, определенных условиями договора, отражается по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Учреждение заключило тройственный договор на участие в реализации научного проекта, по которому грантополучателем является работник учреждения. На лицевой счет учреждения поступил грант в размере 1 000 000 руб. Грантополучатель представил поручение о выдаче ему денежных средств в размере 10 000 руб. на закупку химических реагентов, необходимых для проведения исследования. По правилам, установленным в учреждении, документы, подтверждающие расходы грантополучателя, остаются у него и в бухгалтерию не представляются.

В бухгалтерском учете операции по получению гранта и списанию денежных средств отражаются следующим образом:

По условиям договора, заключенного между РФФИ, грантополучателем и учреждением, последнему выплачивается вознаграждение в размере 20% от суммы гранта – 200 000 руб.

В бухгалтерском учете операции по получению вознаграждения за участие в реализации научного проекта отражаются следующим образом:

Налог на доходы физических лиц

Таким образом, доходы физических лиц – грантополучателей в виде гранта (его части), предоставленного на проведение научных исследований в соответствии с договором, заключенным с фондом, включенным в перечень Правительства РФ, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 6 ст. 217 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 30.03.2015 № 03‑04‑06/17268). В Перечень российских организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602, включен Российский фон фундаментальных исследований, в связи с чем гранты, из этого фонда, не подлежат обложению НДФЛ.

Страховые взносы

В завершение статьи сформулируем следующие выводы:

  1. Отношения между учреждением, физическим лицом – грантополучателем и РФФИ регулируются договором, заключенным в соответствии с нормами законодательства РФ, Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, утвержденными Решением бюро Совета Фонда от 29.01.2014.
  2. Средства, поступающие на лицевые счета бюджетных учреждений в форме грантов, отражаются по коду вида деятельности 3 «Средства во временном распоряжении» и не являются средствами учреждения.
  3. Расходование средств гранта производится по поручению грантополучателя и отражается с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.
  4. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, устанавливается локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта, заключенного между РФФИ, физическим лицом – получателем гранта и бюджетным учреждением.
  5. Доходы грантополучателей, начисленные им за счет средств гранта, выделенных РФФИ, не подлежат обложению НДФЛ.
  6. Доходы грантополучателей, начисленные им за счет средств гранта, выделенных РФФИ, подлежат обложению страховыми взносами.
[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Автор: Т. Сильвестрова

Бюджетное учреждение на основании тройственного договора, заключенного между ним, Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и грантополучателем, участвует в реализации научных проектов. В статье автор рассматривает вопросы документального оформления и бухгалтерского учета операций, совершаемых учреждением в рамках исполнения условий вышеназванного договора.

Гранты – это денежные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»). Бюджетное учреждение на основании тройственного договора, заключенного между ним, Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и грантополучателем, участвует в реализации научных проектов. В статье мы поговорим о действиях, совершаемых учреждением при реализации научных проектов, а также о бухгалтерском учете операций, выполняемых учреждением в рамках данного договора.

Отношения между учреждением, физическим лицом – грантополучателем и РФФИ регулируются договором, заключенным между участниками правоотношений в соответствии с нормами законодательства РФ. Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, утвержденными Решением бюро Совета Фонда от 29.01.2014 (далее – Правила), установлены действия грантополучателя, учреждения и фонда на этапе реализации проекта (разд. 3 Правил). Рассмотрим действия грантополучателя и учреждения, представив их в форме таблицы.

Выполнение работ для достижения научных целей, заявленных в проекте, представленном на конкурс

Принятие на счет денежных средств (гранта), предоставленных фондом по результатам конкурса грантополучателю

Расходование денежных средств, выделенных фондом, в соответствии с условиями договора

Ведение расчетов в соответствии с поручениями грантополучателя

Предоставление в фонд в установленные сроки необходимых отчетов по проекту

Учет расходов по каждому отдельному проекту, реализуемому в учреждении

Незамедлительное информирование фонда об обстоятельствах научного и организационного характера, препятствующих продолжению работ по проекту, в том числе в случаях, если это связано с неисполнением обязательств учреждения перед грантополучателем

Обеспечение безопасного ведения работ, в том числе знакомство грантополучателя с действующими в учреждении локальными нормативными актами по технике безопасности, пожарной безопасности и т. д. Проведение соответствующих инструктажей

Информирование фонда о результатах проекта, которые имеют признаки патентоспособности или возможности коммерческого использования, а также о результатах, которые могут представлять собой государственную тайну

Ведение учета оборудования, изготовленного и (или) приобретенного за счет гранта, по правилам, существующим в учреждении, по окончании проекта (если работы по проекту не продолжаются или не получили дальнейшей поддержки фонда) оборудование остается на балансе учреждения

Опубликование результатов исследований в рецензируемых научных изданиях

Составление и представление в фонд сводного финансового отчета

Создание необходимых условий для осуществления фондом контроля расходования гранта

Создание грантополучателю условий для выполнения работ по проекту

Оформление договоров от своего имени на выполнение работ с третьими лицами за счет средств гранта по поручению грантополучателя

Документальное оформление расчетов

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете)). Общие требования к оформлению первичных учетных документов в отношении государственных (муниципальных) учреждений установлены Инструкцией № 157н[1]. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Приказом Минфина РФ № 52н[2], а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты, перечень которых содержится в п. 7 Инструкции № 157н, ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.

С учетом изложенного перечисление денежных средств грантополучателю – физическому лицу на его банковский счет или выдача их из кассы учреждения, так же как и поручения на перечисление, должны быть оформлены первичными учетными документами. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, следует установить локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта, заключенного между РФФИ, физическим лицом – получателем гранта и бюджетным учреждением (Письмо Минфина РФ от 23.07.2015 № 02-07-10/42612).

Грантополучатель поручил учреждению заключить договор с контр­агентом на проведение монтажных работ.

Документами, подтверждающим факт расходования денежных средств в этой ситуации будет распоряжение грантополучателя, составленное в письменной форме на заключение договора с организацией, договор на выполнение работ, акт выполненных работ, составленный в произвольной форме, но содержащий все обязательные реквизиты. Внутренними локальными актами учреждения устанавливается, у кого (у учреждения или грантополучателя) хранятся подлинники документов-оснований (договоры, первичные учетные документы), подтверждающие правомерность совершения расходования средств гранта. Распоряжения грантополучателя, составленные в письменной форме, должны храниться у учреждения, поскольку являются документами, подтверждающими выполнение учреждением условий договора, заключенного между ним, РФФИ и грантополучателем.

Грантополучатель поручил учреждению выдать ему денежные средства в размере 5 000 руб. на приобретение материалов, необходимых для проведения исследования.

Поручение на выдачу наличных денежных средств из кассы учреждения на совершение расходования средств в рамках проводимого исследования оформляется в письменной форме и прикладывается к расходно-кассовому ордеру. Документы, подтверждающие приобретение материалов (товарные накладные (ф. Торг-12), кассовые чеки, товарные чеки и др.), если это установлено внутренним локальным актом учреждения, могут:

  • прилагаться к авансовому отчету, составленному грантополучателем и храниться в учреждении;
  • представляться в бухгалтерию учреждения без оформления авансового отчета, и уже бухгалтер делает на них пометки относительно даты и размера расчетов с грантополучателем по приобретенным материалам;
  • оставаться у грантополучателя.

Бухгалтерский учет операций

Последние разъяснения по вопросам отражения в учете операций по поступлению и расходованию средств гранта, выделенных физическому лицу и поступивших на лицевой счет учреждения, приведены в письмах Минфина РФ от 23.07.2015 № 02-07-10/42612, от 24.07.2015 № 02-07-10/42728 (далее – Письмо № 02-07-10/42612, Письмо № 02-07-10/42728). Согласно изложенной в данных письмах информации и нормам инструкций № 174н[3] и 157н средства, поступающие на лицевые счета бюджетных учреждений в форме грантов, отражаются по коду вида деятельности 3 «Средства во временном распоряжении», поскольку не являются средствами учреждения.

Корреспонденция счетов по получению и использованию средств грантов следующая:

Поступили средства гранта на лицевой счет учреждения

Перечислены (выплачены) средства гранта по поручению владельца денежных средств – грантополучателя на цели, предусмотренные проектом, для исполнения которого получен грант*

* Учреждение при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов (в том числе по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета.

Корреспонденция счетов, приведенная в таблице, в силу норм п. 34 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н, в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) не отражается (Письмо № 02-07-10/42728).

С учетом характера средств (грантополучателями являются физические лица) их использование по своей экономической сущности не является расходами учреждения (Письмо № 02-07-10/42728). В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ. Компенсация затрат учреждения на выполнение научного проекта, предусмотренного договором о предоставлении гранта, в случаях, определенных условиями договора, отражается по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Учреждение заключило тройственный договор на участие в реализации научного проекта, по которому грантополучателем является работник учреждения. На лицевой счет учреждения поступил грант в размере 1 000 000 руб. Грантополучатель представил поручение о выдаче ему денежных средств в размере 10 000 руб. на закупку химических реагентов, необходимых для проведения исследования. По правилам, установленным в учреждении, документы, подтверждающие расходы грантополучателя, остаются у него и в бухгалтерию не представляются.

В бухгалтерском учете операции по получению гранта и списанию денежных средств отражаются следующим образом:

Поступили на лицевой счет учреждения средства гранта

Сняты с лицевого счета учреждения денежные средства для выдачи их грантополучателю

Выданы денежные средства грантополучателю

Учреждению предоставлено право компенсировать свои расходы на создание условий выполнения проекта в размере, согласованном с грантополучатем, но не превышающем 20% от суммы гранта (п. 3.7 Правил).

По условиям договора, заключенного между РФФИ, грантополучателем и учреждением, последнему выплачивается вознаграждение в размере 20% от суммы гранта – 200 000 руб.

В бухгалтерском учете операции по получению вознаграждения за участие в реализации научного проекта отражаются следующим образом:

Перечислена сумма вознаграждения за участие в научном проекте

Налог на доходы физических лиц

В соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством РФ.

Таким образом, доходы физических лиц – грантополучателей в виде гранта (его части), предоставленного на проведение научных исследований в соответствии с договором, заключенным с фондом, включенным в перечень Правительства РФ, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 6 ст. 217 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 30.03.2015 № 03-04-06/17268). В Перечень российских организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602, включен Российский фон фундаментальных исследований, в связи с чем гранты, из этого фонда, не подлежат обложению НДФЛ.

Страховые взносы

Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) установлено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам поименованы в ст. 9 данного закона. Выплаты, производимые физическим лицам за счет средств грантов, в названной статье не указаны. Таким образом, доходы выплачиваемые грантополучателю за счет средств гранта, подлежат обложению страховыми взносами.

В завершение статьи сформулируем следующие выводы:

  1. Отношения между учреждением, физическим лицом – грантополучателем и РФФИ регулируются договором, заключенным в соответствии с нормами законодательства РФ, Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, утвержденными Решением бюро Совета Фонда от 29.01.2014.
  2. Средства, поступающие на лицевые счета бюджетных учреждений в форме грантов, отражаются по коду вида деятельности 3 «Средства во временном распоряжении» и не являются средствами учреждения.
  3. Расходование средств гранта производится по поручению грантополучателя и отражается с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.
  4. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, устанавливается локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта, заключенного между РФФИ, физическим лицом – получателем гранта и бюджетным учреждением.
  5. Доходы грантополучателей, начисленные им за счет средств гранта, выделенных РФФИ, не подлежат обложению НДФЛ.
  6. Доходы грантополучателей, начисленные им за счет средств гранта, выделенных РФФИ, подлежат обложению страховыми взносами.

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Читайте также: