Перевод налоговый кодекс рф

Опубликовано: 06.05.2024

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июля 1998 года

17 июля 1998 года

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.1

31. Сведения о фактах проведения налогового мониторинга в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на НПФ.

Вместе с тем, в случае, если из кредитного договора, выданного в целях рефинансирования кредита, выданного на рефинансирование первоначального ипотечного кредита, будет следовать, что планируемое рефинансирование непосредственно связано с первоначальным целевым итопечным кредитом на приобретение жилья (имеются ссылки на первоначальный ипотечный кредит и на кредит, предоставленный в целях его рефинансирования), то, в связи с отсутствием в Кодексе ограничения по количеству кредитов, получаемых в целях перекредитования ипотечного кредита на приобретение жилья, налогоплательщик будет иметь право на имущественный налоговой вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса, в сумме фактически расходов на погашение процентов по кредиту, полученному от банка в целях рефинансирования кредита, выданного для рефинансирование первоначального ипотечного кредита.

Между тем Налоговым кодексом не определяются понятия "хозяйственное строение" и "хозяйственное сооружение".

В связи с этим с учетом положений статьи 11 Налогового кодекса при определении указанных понятий следует исходить из общепринятого их содержания, а также руководствоваться нормами иных отраслей законодательства.

Однако подпункт 1 пункта 3 статьи 76 Кодекса, на основании которого решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации, не распространяется на случаи непредставления в установленный срок расчетов по страховым взносам. Кодексом не отождествляются налоговые декларации с расчетами по страховым взносам.

Учитывая, что в соответствии со статьей 38 Кодекса товаром для целей Кодекса признается любое имущество, реализованное либо предназначенное для реализации, для применения налоговых льгот по налогу на прибыль организаций и (или) по НДПИ, товаром, произведенным в результате реализации РИП в рамках статьи 25.8 Кодекса и подлежащим указанию в заявлении согласно статье 25.12-1 Кодекса, для налогоплательщиков, направляющих добытое полезное ископаемое, указанное в подпункте 13 пункта 2 статьи 337 Кодекса, в полном объеме на аффинаж, вследствие чего реализующих аффинированный (химически чистый) драгоценный металл, будет указанный драгоценный металл.

В силу пункта 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных НК РФ.

Таким образом, при организации работы по взысканию задолженности бюджетных учреждений по обязательным платежам налоговые органы обязаны руководствоваться положениями Кодекса и иными нормативными правовыми актами.

При этом, с учетом социальной значимости бюджетных учреждений при выявлении непогашенной задолженности, налоговым органам следует:

Главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) регламентируется порядок изменения сроков уплаты тех страховых взносов, которые установлены Кодексом.

Таким образом, у налоговых органов отсутствуют полномочия по предоставлению отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней, штрафов, не установленных Кодексом, в частности, страховых взносов, пеней, штрафов, которые установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

6.19. В случае совершения операции по выводу денежных средств форекс-дилер осуществляет исчисление и уплату налога на доходы физических лиц с учетом особенностей, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

6.20. В целях совершения операции, предусмотренной пунктом 6.2.1 раздела IV Базового стандарта, форекс-дилер дает указание банку о совершении операции по специальному разделу номинального счета клиента/отдельному номинальному счету клиента без соответствующего распоряжения клиента.

Смотреть что такое НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС в других словарях:

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

англ. taxation code) – собрание законов, законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие общественные отношения в области налогообложения. Понятие «налоговый кодекс» не идентично понятию «налоговое право» (последнее шире). Налоговый кодекс РФ – основной свод законодательных норм, регулирующих налоговые отношения государственных и местных органов самоуправления с налогоплательщиками, принятый на уровне верховной власти государства. Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Для федеративного устройства российской государственности важнейшее значение имеет разграничение налогов на: федеральные, региональные – субъектов Федерации и местные. смотреть

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС свод законодательных актов о налогообложении, объединенных в один целостный документ. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. смотреть

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

Налоговый кодекс Налоговый кодекс - свод законодательных актов о налогообложении, объединенных в один целостный документ. См. также: Кодексы Налог. смотреть

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

свод законодательных актов о налогообложении, объединенных в один целостный документ.

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

- свод государственных законодательных актов о налогообложении.

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

свод государственных законодательных актов о налогообложении.

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ

(НК РФ) — основной акт законодательства о налогах и сборах в РФ. НК (часть первая) принят ГД ФС РФ 16 июля 1998 г., одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г., подписан Президентом РФ Б. Ельциным 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Введен в действие Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ» (ряд вопросов, связанных с введением в действие части первой НК, разъяснены в постановлении Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9). До 1 июля 2002 г. часть первая НК действовала в редакции от 29 декабря 2001 г.№190-ФЗ. С 1 июля 2002 г. часть первая НК действует с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2001 г.№196-ФЗ. Часть первая НК, состоящая из 7 разделов, 20 глав, устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, общие принципы налогообложения и сборов в РФ, а также:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов. Действие НК распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК. Институты, понятия и термины гражданско-го, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК (п.1 ст. 11 НК). НК (часть вторая), принятая ГД ФС РФ 19 июля 2000 г., одобренная Советом Федерации 26 июля 2000 г., подписанная Президентом РФ В. Путиным 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ, действует в редакции федеральных законов от 29 декабря 2001 г. № 187-ФЗ и от 30 декабря 2001 г. № 198-ФЗ. НК (часть вторая) состоит из 3 разделов и 8 глав. Частью второй НК установлены следующие: - федеральные налоги (раздел VIII):

— налог на доходы физических лиц (глава 23);

— единый социальный налог (глава 24);

— налог на прибыль организаций (глава 25);

— налог на добычу полезных ископаемых (глава 26); - специальные налоговые режимы (раздел VIII.1):

— единый сельскохозяйственный налог (глава 26.1);

— упрощенная система налогообложения (глава 26.2 — вводится в действие с 1 января 2003 г.);

— единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 — вводится в действие с 1 января 2003 г.); - региональный налог — налог с продаж (глава 27).

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ

Ударение в слове: Нал`оговый к`одекс РФУдарение падает на буквы: о,оБезударные гласные в слове: Нал`оговый к`одекс РФ

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ

1) Орфографическая запись слова: налоговый кодекс рф2) Ударение в слове: Нал`оговый к`одекс РФ3) Деление слова на слоги (перенос слова): налоговый коде. смотреть

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ

Начальная форма - Налоговый кодекс рф, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ

основной акт законодательства о налогах и сборах в РФ. НК (часть первая) принят ГД ФС РФ 16 июля 1998 г., одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г., подписан Президентом РФ Б. Ельциным 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Введен в действие Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ» (ряд вопросов, связанных с введением в действие части первой НК, разъяснены в постановлении Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9). До 1 июля 2002 г. часть первая НК действовала в редакции от 29 декабря 2001 г.№190-ФЗ. С 1 июля 2002 г. часть первая НК действует с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2001 г.№196-ФЗ. Часть первая НК, состоящая из 7 разделов, 20 глав, устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, общие принципы налогообложения и сборов в РФ, а также: 1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; 5) формы и методы налогового контроля; 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений; 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов. Действие НК распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК. Институты, понятия и термины гражданско-го, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК (п. 1 ст. 11 НК). НК (часть вторая), принятая ГД ФС РФ 19 июля 2000 г., одобренная Советом Федерации 26 июля 2000 г., подписанная Президентом РФ В. Путиным 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ, действует в редакции федеральных законов от 29 декабря 2001 г. № 187-ФЗ и от 30 декабря 2001 г. № 198-ФЗ. НК (часть вторая) состоит из 3 разделов и 8 глав. Частью второй НК установлены следующие: - федеральные налоги (раздел VIII): — НДС (глава 21); — налог на доходы физических лиц (глава 23); — единый социальный налог (глава 24); — налог на прибыль организаций (глава 25); — налог на добычу полезных ископаемых (глава 26); - специальные налоговые режимы (раздел VIII.1): — единый сельскохозяйственный налог (глава 26.1); — упрощенная система налогообложения (глава 26.2 — вводится в действие с 1 января 2003 г.); — единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 — вводится в действие с 1 января 2003 г.); - региональный налог — налог с продаж (глава 27). смотреть

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ

Налоговый кодекс РФ (НК РФ) — кодифицированный законодательный акт, являющийся основой российского налогового законодательства. Устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в т. ч. (согласно ст. 2 НК): — виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; — основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; — принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов; — права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; — формы и методы налогового контроля; — ответственность за совершение налоговых правонарушений; — порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц; — специальные налоговые режимы; — принципы исчисления и уплаты конкретных налогов, акцизов и сборов. Несмотря на то что кодекс является обычным федеральным законом, он имеет преимущество перед другими законами о налогах и сборах, т. к. они (согласно ст. 1 НК), должны приниматься в соответствии с кодексом. НК РФ состоит из двух частей. Первая часть посвящена установлению общих принципов налогообложения. Она была принята Государственной думой РФ 16 июля 1998 года (146-ФЗ), подписана президентом 31 июля и вступила в силу 1 января 1999 года. Первая часть НК РФ имеет 7 разделов, включающих 27 глав, разбитых на 199 статей (некоторые из них на настоящий момент не действуют). Во второй части НК РФ устанавливаются принципы исчисления и уплаты каждого из налогов. Она была принята Государственной думой РФ 19 июля 2000 года (117-ФЗ), подписана президентом 5 августа и вступила в силу 1 января 2001 года. Вторая часть НК РФ имеет 4 раздела, включающие 18 глав, разбитых на 374 статьи (некоторые из них на настоящий момент не действуют). За время, прошедшее с момента принятия второй части Налогового кодекса РФ, в нее было внесено множество изменений. При этом главы и статьи второй части кодекса вступали в силу не сразу, а последовательно (в течение 2001–2005 годов). Налоговый кодекс РФ (часть 1) Налоговый кодекс РФ (часть 2) . смотреть

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ

НК РФ), часть первая — систематизированный законодательный акт, устанавливающий систему взимаемых в бюджеты налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Н К РФ был принят 31 июля 1998 и введен в действие с 1 января 1999, за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие. Однако 9 июля 1999 в НК РФ было внесено большое число изменений и дополнений, введенных в действие в основном с 17 августа 1999. С принятием НК РФ утверждается принцип ограничения форм налогового законодательства, в соответствии с которым ограничивается включение норм о налогообложении в законы, не посвященные налогообложению как таковому. Этот принцип важен не только с позиции доходов бюджета, но и равенства обязанностей налогоплательщиков. Хотя данный принцип не закреплен в Конституции РФ, однако Конституционный Суд РФ неоднократно высказывался в пользу его установления. В НК РФ понятие «налоговое законодательство» заменяется понятием «законодательство о налогах и сборах». Согласно ст. 1 Н К РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. НК РФ устанавливает виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Действие Н К РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в нем. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Н К РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Н К РФ. Часть вторая Н К РФ принята 5 августа 2000 и вводится в действие с 1 января 2001, за исключением некоторых положений, для которых установлены более поздние сроки введения в действие. Важным достоинством части второй Н К РФ является более детальная проработка определений налоговой базы и механизма взимания отдельных налогов. Кодекс включает в себя многие положения, которые до принятия части второй Н К РФ регулировались подзаконными актами. Часть вторая Н К РФ состоит из четырех глав, посвященных федеральным налогам: налогу на добавленную стоимость; акцизам; налогу на доходы физических лиц; единому социальному налогу (взносу). Новым в этом перечне является единый социальный налог (взнос), введение которого можно отнести к несомненным положительным моментам регулирования платежей во внебюджетные фонды, что привело к унификации налоговой базы п о всем категориям социальных платежей, существенно облегчает расчеты для налогоплательщиков. Кроме того, возложение контроля за уплатой этих платежей на налоговые органы наряду с другими налогами будет также способствовать упрощению процедуры внесения всех видов платежей налогоплательщиками, облегчит бремя различных проверок, снизит дублирование документации. Наряду с положительными моментами принятия части второй Н К РФ следует отметить и отрицательные: — по-прежнему доминирует фискальный аспект и стремление соблюсти интересы бюджета при игнорировании интересов налогоплательщиков; — не преодолена заложенная в предыдущем законодательстве ярко выраженная нацеленность на авансирование налогоплательщиками федерального бюджета (бюджетов субъектов Федерации) по различным видам налоговых платежей. Кроме того, по большинству налогов расширительно толкуется налоговая база. Значительное число статей Кодекса сформулировано таким образом, что применять их непосредственно практически невозможно. Фактически имеет место отказ от идеи сформировать Налоговый кодекс как закон прямого действия. Это означает необходимость разработки значительного числа детальных методических указаний и фактически переложение бремени решения ряда важных вопросов налогообложения с законодателя на исполнительные органы — Министерство финансов РФ и Министерство РФ по налогам и сборам. Р.Ф. Захарова . смотреть

Первая часть НК РФ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов


Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вторая часть НК РФ

Раздел VIII. Федеральные налоги

Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Статьи 234-245)


Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы


Раздел IX. Региональные налоги и сборы

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Статья 121 . Исключена

Статья 127 . Исключена

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 2 статьи 117 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 рублей.

2. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 122 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Определением Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 г. N 6-О установлено, что положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 настоящей статьи, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий, что не исключает возможности их самостоятельного применения на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом конституционно-правового смысла составов налоговых правонарушений, выявленного Конституционным Судом РФ

2. Утратил силу с 1 января 2004 г.

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

1. В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик.

2. Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода.

Настоящее положение распространяется и на лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.

3. Переводчик обязан явиться по вызову назначившего его должностного лица налогового органа и точно выполнить порученный ему перевод.

4. Переводчик предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика.

Комментарий к Ст. 97 НК РФ

В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик (п. 1 ст. 97 НК РФ).

Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.

Случаи привлечения переводчика (юриста-переводчика по иностранному праву) при рассмотрении налоговых споров как в рамках арбитражного процесса, так и вне его могут быть связаны с применением иностранного права. В случае применения иностранного права участниками налоговых отношений или арбитражным судом устанавливаются существование и содержание его норм в соответствии с их толкованием и практикой применения в соответствующем иностранном государстве. В целях установления существования и содержания норм иностранного права налоговые органы могут обратиться за содействием и разъяснением в компетентные органы в Российской Федерации и за границей либо привлечь специалистов. Если существование или содержание норм иностранного права, несмотря на принятые меры, не установлено, то арбитражный суд применяет соответствующие нормы права Российской Федерации.

Кроме того, участие переводчика часто бывает необходимо для допроса лиц, не владеющих или владеющих в недостаточной мере русским языком, а также для перевода документов, составленных не на русском языке. При этом в первом случае перевод осуществляется в устной форме, а во втором — в письменной. Участие переводчика для допроса лиц, не владеющих или владеющих в недостаточной мере русским языком, необходимо, поскольку в противном случае будут нарушены нормы ст. ст. 19 и 26 Конституции РФ и, возможно, пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Применяя правила п. 1 комментируемой статьи, следует учесть ряд обстоятельств:

а) привлечение переводчика допускается при осуществлении всех форм налогового контроля (ст. ст. 82 — 89 НК РФ). При этом с ним заключается договор возмездного оказания услуг. Так, переводчик может привлекаться для участия в проведении следующих мероприятий налогового контроля:

выемка документов и предметов;

б) участие переводчика:

— может вызываться обстоятельствами дела. Например, необходимость в его услугах возникает при проведении налогового контроля в отношении налогоплательщика — иностранного физического лица для перевода документов (представленных проверяемым);

— обеспечивает конкретное действие в рамках проведения той или иной формы налогового контроля (например, камеральной налоговой проверки, получения объяснений налогоплательщика).

Правила п. 2 комментируемой статьи указывают на ряд признаков, присущих понятию «переводчик» (для целей налогообложения). Правилами комментируемой статьи установлено, что переводчиком может быть не заинтересованное в исходе дела лицо, в том числе работник организации, оказывающей услуги по переводу:

— владеющее русским языком;

— владеющее соответствующим иностранным языком (языком народов РФ, народов стран, ранее входивших в СССР);

— владеющее (понимающее) знаками немого или глухого лица. Для целей налогообложения не имеет значения, есть у переводчика диплом (свидетельство, удостоверение, иной документ) о наличии высшего (среднего специального и т.д.) образования в области языка или нет; важен сам факт владения языком.

Правила п. 3 комментируемой статьи:

а) обязывают переводчика являться по вызову должностного лица налогового органа. Вызов должен иметь письменную форму. Извещение (повестка, письмо, уведомление и т.п.) о вызове передается (вручается) переводчику под расписку (с указанием даты вручения или иного способа передачи);

б) обязывают точно выполнить порученный перевод. Поручение делается постановлением о назначении переводчика. В нем необходимо четко указать, с какого языка осуществляется перевод и что именно нужно переводить (устную речь, документы, знаки глухонемого и т.д.);

в) устанавливают, что переводчик назначается должностным лицом налогового органа, непосредственно осуществляющего ту или иную форму налогового контроля, или привлекается на основе договора. В этом случае между ним и налоговым органом заключается письменный договор оказания возмездных услуг (ст. ст. 159 — 161, ст. 434 Гражданского кодекса РФ).

Характеризуя правила п. 4 комментируемой статьи, нужно иметь в виду следующее:

а) они императивно обязывают должностное лицо налогового органа, назначившего переводчика, предупредить последнего об ответственности:

— за отказ от участия в осуществлении налогового контроля в качестве переводчика (п. 1 ст. 129 НК РФ);

— за уклонение от своих обязанностей;

— за заведомо ложный перевод. Речь идет о том, что переводчик, прекрасно владея и русским языком, и языком, с которого осуществляется перевод, тем не менее искажает смысл (текста, документа, письма и т.д.). Если же неправильный перевод объясняется трудностями самого процесса, тем, что в тексте содержатся специальные термины, не совпадающие с общеупотребимыми (в данном языке) понятиями, и тому подобным причинами, то говорить о заведомой ложности оснований нет (ст. 109 НК РФ);

б) они предусматривают необходимость протокола, который составляется должностным лицом налогового органа (ст. 99 НК РФ).

date image
2014-02-13 views image
3743

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Международные договоры Российской Федерации

В НК подтвержден приоритет норм международного законодательства, признанного Российской Федерацией, над ее национальным законодательством (ст. 7 НК). Правила и нормы международных договоров РФ являются источниками национального налогового права и подлежат применению в случаях, если:

– они содержат положения, касающиеся налогообложения и сборов;

– в них установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

Наиболее распространенными формами международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, являются:

– соглашения (договоры) об избежании двойного налогообложения;

– соглашения о борьбе с налоговыми правонарушениями.

Отдельные положения, касающиеся вопросов налогообложения, могут содержаться в заключенных РФ консульских конвенциях.

Налоговый кодекс РФ – это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий основные положения действующего механизма налогообложения.

Задачи НК. НК(п. 2 ст. 1 НК) устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Структура НК.Действующий НК состоит из двух частей. В части первой определены общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты отдельных налогов и сборов и специальным налоговым режимам.

В первоначальном проекте, внесенном 30 апреля 1997 г. Правительством РФ в Государственную Думу РФ, предполагалось, что НК будет состоять из четырех частей: первая – общая, вторая – федеральные налоги, третья и четвертая – соответственно региональные и местные налоги. В ходе законотворческой деятельности такая структура была признана нецелесообразной, и главы, посвященные региональным и местным налогам, было решено включить в состав части второй НК.

Структура части первой НК.По состоянию на 1 января 2008 г. часть первая НК состоит из семи разделов, включающих 20 глав.

В разд. I определено понятие и правовой статус законодательства о налогах и сборах и его соотношение с иными нормативными актами о налогах и сборах, а также определена система налогов и сборов в Российской Федерации.

Раздел II посвящен правовой характеристике налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также институту представительства в налоговых правоотношениях.

В разд. III включены нормы, посвященные деятельности органов национальной налоговой администрации. В состав налоговой администрации России входят налоговые органы, а также отдельные структуры финансовых органов, таможенных органов, органов внутренних дел.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов содержит разд. IV.

В разд. V определен порядок подачи налоговой декларации и определены правила налогового контроля.

Раздел VI содержит правовую характеристику налогового правонарушения и виды ответственности за их совершение.

Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц производится в соответствии с нормами разд. VII.




Вступление в силу и изменения части первой НК.Часть первая НК была принята 31 июля 1998 г. (Федеральный закон от 31.08.1998 № 147-ФЗ) и введена в действие с 1 января 1999 г. С момента вступления в силу части первой НК в текст многократно вносились изменения.

Наиболее существенные изменения были внесены следующими федеральными законами:

– от 09.07.1999 № 154-ФЗ (изменения большинства статей были связаны с исправлениями допущенных при принятии НК ошибок и пробелов и носили в основном технический характер);

– от 30.12.2001 № 196-ФЗ (изменения вызваны вступлением в силу с 1 июля 2002 г. КоАП);

– от 28.05.2003 № 61-ФЗ (изменения вызваны вступлением в силу с 1 января 2004 г. ТК);

– от 23.12.2003 № 185-ФЗ (изменения и дополнения внесены с целью совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

– от 29.06.2004 № 58-ФЗ (изменения и дополнения обусловлены перераспределением в результате административной реформы полномочий между органами государственной налоговой администрации);

– от 27.07.2006 № 137-Ф3 (в целях совершенствования системы налогового администрирования внесены изменения и уточнения, направленные в том числе на повышение эффективности налогового контроля, уточнение прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов).

Структура части второй НК.По состоянию на 1 января 2008 г. часть вторая состоит из четырех разделов, включающих 18 глав, одна из которых, гл. 27 «Налог с продаж» с 1 января 2004 г. утратила силу в связи с отменой этого налога.

К разделам части второй НК относятся:

– разд. VIII «Федеральные налоги» (гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 24 «Единый социальный налог», гл. 25 «Налог на прибыль организаций», гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов», гл. 25.2 «Водный налог», гл. 25.3 «Государственная пошлина», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»);

– разд. VIII.1«Специальные налоговые режимы» (гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции»);

– разд. IХ «Региональные налоги и сборы» (гл. 27 «Налог с продаж» (утратила силу), гл. 28 «Транспортный налог», гл. 29 «Налог на игорный бизнес», гл. 30 «Налог на имущество организаций»);

– разд. X «Местные налоги» (гл. 31 «Земельный налог»).

Следует учесть, что работа над частью второй НК не завершена и ее структура будет дополняться.

Вступление в силу и изменения части второй НК.В отличие от части первой НК, все разделы и главы которой были приняты одновременно, при подготовке части второй законодатель предпочел вводить в действие ее отдельные главы по мере их подготовки. Первыми в составе части второй были приняты главы «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц» и «Единый социальный налог (взнос)». В результате датой принятия части второй НК считается дата принятия первых входящих в ее состав глав, при этом до настоящего времени работа над второй частью, как уже отмечалось, не завершена, и ее текст продолжает дополняться новыми главами.

Часть вторая НК была принята 5 августа 2000 г. (Федеральный закон № 117-ФЗ).

Считается, что часть вторая НК введена в действие с 1 января 2001 г. При этом даты вступления в силу ее отдельных глав различаются:

– гл. 21–24 – с 1 января 2001 г.;

– гл. 25–26.1 – с 1 января 2002 г.;

– гл. 27 – с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г.;

– гл. 28 – с 1 сентября 2002 г.;

– гл. 26.2-26.3 – с 1 января 2003 г.;

– гл. 26.4 – с 1 августа 2003 г.;

– гл. 25.1; 29 и 30 – с 1 января 2004 г.;

– гл. 25.2; 25.3 и 31 – с 1 января 2005 г.

Терминология НК.Если НК не вводит собственного определения для института, понятия или термина гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, то они применяются в том значении, в каком используются в этих отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК).

Перечень терминов, применяемых в НК в ином значении, установлен в п. 2 ст. 11 НК.

Читайте также: