Как поступило правительство бориса годунова в неурожайные годы увеличило налоги

Опубликовано: 16.05.2024

Тест по истории Смута в Российском государстве для учащихся 7 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 11 заданий.

1 вариант

1. Отметьте даты правления Бориса Годунова.

1) 1582-1585 гг.
2) 1584-1600 гг.
3) 1601-1606 гг.
4) 1598-1605 гг.

2. Как поступило правительство Бориса Годунова в неурожай­ные годы?

1) увеличило налоги со всех категорий населения
2) ввело обязанность для дворян работать в сельском хо­зяйстве
3) приказало бесплатно раздавать хлеб нуждающимся
4) снижало цены на хлеб

3. За кого выдавал себя самозванец Григорий Отрепьев?

1) царевича Дмитрия
2) Ивана IV Грозного
3) польского королевича Владислава
4) Фёдора Годунова

4. Кто из названных исторических персонажей отказался при­знать царём самозванца Григория Отрепьева?

1) вдова Ивана Грозного
2) патриарх Иов
3) патриарх Никон
4) государь Фёдор Иванович

5. Каким образом Василий Иванович Шуйский стал царём Российского государства?

1) по наследству, так как выяснились родственные связи Шуйского с Рюриком
2) по рекомендации европейских государей
3) в результате избрания на Земском соборе
4) Шуйский захватил престол в ходе вооружённого перево­рота

6. Отметьте годы правления Василия Шуйского.

1) 1598-1605 гг.
2) 1605-1606 гг.
3) 1606-1610 гг.
4) 1610-1624 гг.

7. Назовите города, которые были центром восстания Ивана Болотникова.

1) Казань, Астрахань
2) Тула, Калуга
3) Владивосток, Ялта
4) Рязань, Нижний Новгород

8. Как изменилось положение крестьян в годы правления Ва­силия Шуйского?

1) увеличен срок сыска беглых крестьян до 15 лет
2) отменён оброк
3) разрешён свободный переход крестьян от одного хозяина к другому
4) введены обязательные письменные договоры крестьян­ской общины с помещиком

9. Какое прозвище получил новый самозванец, лагерь которо­го был расположен в подмосковном селе?

10. Назовите полководца, под предводительством которого была снята осада Троице-Сергиева монастыря 1609-1610 гг.

1) Михаил Шеин
2) Михаил Скопин-Шуйский
3) Михаил Романов
4) Прокопий Ляпунов

11. Войска какого государства вторглись в Россию в 1611 г. под предводительством Якоба Делагарди и захватили Новгород, Старую Руссу, Ладогу и другие города?

1) Франции
2) Монголии
3) Неаполитанского королевства
4) Швеции

2 вариант

1. При каких обстоятельствах Борис Годунов стал царём?

1) получил престол по наследству
2) получил ярлык в Золотой Орде
3) был избран на Земском соборе
4) был назван в завещании Ивана IV как наследник престола

2. В чём причина экономических трудностей России в начале ХVII в.?

1) голод, неурожайные годы
2) переизбыток продукции на рынке
3) прекращение торговли с Англией
4) развитие активных торговых связей с Японией

3. Настоящее имя самозванца Лжедмитрия I

1) Фёдор Годунов
2) Иван Фёдоров
3) Пётр Мстиславец
4) Григорий Отрепьев

4. Монарх какого государства поддерживал Лжедмитрия I, хотя официально не признавал его российским царём?

1) Китая
2) Польши
3) Венгрии
4) Италии

5. В каком году Лжедмитрий I был свергнут с престола в ре­зультате заговора и народного восстания?

1) 1598 г.
2) 1601 г.
3) 1605 г.
4) 1606 г.

6. После свержения Лжедмитрия I на престол был избран

1) Василий Шуйский
2) Ксения Годунова
3) патриарх Гермоген
4) король Сигизмунд III

7. Иван Болотников, который возглавил восстание 1606-1607 гг., по социальному положению был

1) дворянином
2) военным холопом
3) ремесленником
4) монахом

8. Какое изменение в положении крестьян было осуществлено в 1607 г.?

1) отменены урочные лета
2) крестьяне освобождены от власти землевладельцев
3) разрешён свободный переход крестьян от одного хозяина к другому
4) увеличен срок сыска беглых крестьян до 15 лет

9. В каком подмосковном селе располагался лагерь самозван­ца Лжедмитрия II?

10. Какой город в течение 20 месяцев героически оборонялся от польских войск в 1609-1610 гг.?

1) Псков
2) Новгород
3) Смоленск
4) Рига

11. Кто возглавлял войско шведов, вторгшееся в северные пре­делы России в 1611 г.?

1) Я. Делагарди
2) Сигизмунд III
3) Карл IX
4) С. Жолкевский

Ответы на тест по истории Смута в Российском государстве
1 вариант
1-4
2-3
3-1
4-2
5-3
6-3
7-2
8-1
9. Тушинский вор
10-2
11-4
2 вариант
1-3
2-1
3-4
4-2
5-4
6-1
7-2
8-4
9. Тушино
10-3
11-1


Давайте вспомним годы правление русского царя- Бориса Годунова из династии Годуновых, он правил с 1598 по 1605 г. Так случилось что именно на годы его правление пришелся великий голод с 1601 по 1603 г. Причин тому несколько, по одной версии резкое ухудшение климатических условий, то есть 10 недельные проливные дожди в летний сезон были вызваны извержением вулкана в Испанском Перу что привело к накоплению вулканического пепла в атмосфере. По другой, историки утверждают, что причиной тому является высокая плотность население и расслоение общества.

Русский царь Борис Годунов велел раздавать хлеб бесплатно- именно такое решение было принято государем. Хотя, не сказать чтобы все были довольны, так как это привело к неравноправному разделению таких дарований и доставался бесплатный хлеб далеко не всем нуждающимся. Как всегда, воровали и грабили те, кто был у власти и делиться своим хлебом никто не хотел.


Период с 1605-го года по 1613-ый год известен в истории России как Смутное время. После смерти Федора Ивановича, последнего из рода Рюриковичей, будучи бездетным закончилась династия правления их рода. На престол 22 февраля 1598-го года взошёл Борис Годунов.

В неурожайные годы правительство при Годунове прекратило торговлю с Англией чтобы решить эту возникшую проблему.


В новом историческом сериале "Годунов" снимались многие известные актеры, и нужно отметить, что они успешно вжились в смутную эпоху. Даже загримированные статисты хорошо исполняют свои крохотные роли, а главные исполнители играют безупречно.

В роль Бориса Годунова вживался Сергей Безруков, а роль эта сложная и характерная. Сам актер рассказывает, что ему открылся не пушкинский герой, а настоящее историческое лицо, достаточно противоречивое. С одной стороны царь понимал, что ему нужно быть непримиримым, жестоким и деспотичным. А с другой стороны - он был религиозен и не желал проливать кровь. Вот Безруков (вместе со своим героем) и вынужден был делать выбор в пользу государства, наступая на свои убеждения.

Нужно отметить, что Безруков играет настолько убедительно, что в результате забываешь о том, что перед нами не исторический персонаж, а перевоплотившийся актер.


Сергей Безруков может похвастаться огромным списком ролей, которые он сыграл в кино.

Другие роли Сергея Безрукова:



Первый правитель нашей страны, не принадлежащий к династии Рюриковичей, Борис Годунов, мечтал сблизить Россию с Европой и задолго до Петра Великого хотел провести реформы, направленные на это сближение. Так, к примеру, он хотел заставить приближенных брить бороды и начал с себя. Так что ответ тут Брить бороду.



Драма А.С.Пушкин "Борис Годунов" Краткое содержание

Первая глава (действие происходит в Кремле):

князья Шуйский и Воротынский перемывают косточки Годунову, говорят о том, что царевич Дмитрий был убит, дело нечисто и всё такое.

Вторая (на Красной площади):

народ обсуждает, что Годунов не хочет принимать венец царя, хоть даже патриарх его уговаривает.

В Новодевичьем монастыре:

тоже народ со страхом говорит о том, что Борис отказывается быть царём, но в итоге, весть что согласился, ему кричат здравицу.

Кремлёвские палаты:

Годунов якобы нехотя принимает власть

Чудов монастырь:

Летописец говорит с Григорием (монахом), ведает ему о том, что царевич был убит. Григорий говорит (про себя), что не уйти Борису от суда мирского и божьего суда.

Палаты Патриарха:

Переполох, Гришка Отрепьев сбежал

Царские палаты:

Шесть лет уже Борис царствует, но покоя ему нет, он постоянно прибегает к советам "колдунов" (гадалок, кудесников и т.п.). Совесть его нечиста.

Корчма на литовской границе:

Григорий Отрепьев и ещё два бродяги отдыхают. Приходят приставы, начинают спрашивать о беглеце (Отрепьеве), он "переводит стрелки" на одного из твоих товарищей, читая приказ и переделывая приметы под Мисаила. Обман раскрывается, Гришка убегает.

Москва. Дом Шуйского.

У Шуйского гости, среди них - Афанасий Михайлович Пушкин (выдуманный персонаж) и Гаврила Григорьевич Пушкин (он реально существовал).

Обсуждают новость, что якобы царевич Димитрий жив!

Царские палаты

Дочь Годунова, Ксения, тоскует о своём умершем муже.

Годунову доносят о том, что у Шуйского говорили о лже-Дмитрии.

Он велит позвать боярина, но тот уже здесь, представил дело так, как будто он сам хотел сообщить государю, что лже-царевич уже в Кракове.

Шуйский предупреждает Годунова об опасности, что народ может поверить в воскрешение Дмитрия и если он пересчет границу, быть смуте.

Царь спрашивает Шуйского (его он посылал расследовать убийство царевича), правда ли, что Димитрий умер, Шуйский заверяет Годунова, что "Димитрий во гробе спит".

Краков. Дом Вишневецкого

К самозванцу переходит на службу князь Курбский. Собираются в поход на Москву.

Замок воеводы Мнишка в Самборе

Мнишек рассказывает Вишневецкому, что лже-Дмитрий влюблён без памяти в его дочь, Марину.

Свидание Марины Мнишек с самозванцем. Он влюблён, готов всё бросить ради любимой, но ей простой парень-самозванец не нужен, она готова отдать свою руку только "наследнику московского престола, царевичу".

Григорий признаётся, что он не царевич. Марина в шоке, говорит, что беглым монахом он ей не нужен.

Марина говорит, что может обнаружить обман перед всеми, самозванец не боится, этим заслуживает похвалу любимой и прощение (Марина: "Я слышу речь не мальчика, но мужа"), она направляет его в Москву, к трону. "Дмитрий" решается завтра же выступать.

Граница литовская

Самозванец с Курбским, за ними полки переходят границу.

Царская дума

Царь, бояре, патриарх решают, что делать с расстригой. Народ в смятении. Шуйский вызывается успокоить людей на площадях.

Равнина близ Новгорода-Северского

Солдаты бегут, победа за Димитрием.

Площадь перед собором в Москве

Царь молится в соборе, народ ждёт его выхода. Юродивый называет Бориса "царем Иродом", всеобщее смятение.

Севск

Самозванец допрашивает пленного, тот сообщает, что у Бориса тысяч пятьдесят войска, но в стане о Димитрии говорят с уважением.

Лже-Дмитрий решается идти в атаку (с пятнадцатью тысячами войска), его воины разбиты, конь его ранен и умирает.

Москва. Царские палаты

Победа над войском лже-Дмитрия не радует Годунова. Он идет встретится с иноплеменными гостями, в палатах смятение - Годунову плохо, сидел на троне и упал, кровь льется из ушей и рта. Он зовет царевича, провозглашает сына царем, бояр заставляет присягнуть его мыну на верность, те соглашаются.

Годунова перед смертью пострижен в монахи.

Ставка

К Басманову приезжает гонец (Пушкин) и предлагает перейти на сторону Димитрия. Басманов думает, что делать.

Лобное место

Пушкин говорит с народом, призывает признать Димитрия царем. Народ идет в Кремль, "вязать Борисова щенка", убирать сына Годунова и провозглашать царем лже-Дмитрия.

Кремль, дом Годунова

В дом входят бояре, там сын и дочь Годунова. Возня, женские крики. На крыльцо выходит один из бояр (Мосальский) и говорит, что Феодор и Ксения отравились. (народ в ужасе безмолствует). Призывают кричать здравицу Димитрию Ивановичу - царю.

Avatar

Список вопросов теста

Вопрос 1

Отметьте даты правления Бориса Годунова.

  • 1582-1585 гг.
  • 1584-1600 гг.
  • 1601-1606 гг.
  • 1598-1605 гг.
Вопрос 2

Как поступило правительство Бориса Годунова в неурожай­ные годы?

  • увеличило налоги со всех категорий населения
  • ввело обязанность для дворян работать в сельском хозяйстве
  • приказало бесплатно раздавать хлеб нуждающимся
  • снижало цены на хлеб
Вопрос 3

За кого выдавал себя самозванец Григорий Отрепьев?

  • царевича Дмитрия
  • Ивана IV Грозного
  • польского королевича Владислава
  • Фёдора Годунова
Вопрос 4

Кто из названных исторических персонажей отказался при­знать царём самозванца Григория Отрепьева?

  • вдова Ивана Грозного
  • патриарх Иов
  • патриарх Никон
  • государь Фёдор Иванович
Вопрос 5

Каким образом Василий Иванович Шуйский стал царём Российского государства?

  • по наследству, так как выяснились родственные связи Шуйского с Рюриком
  • по рекомендации европейских государей
  • в результате избрания на Земском соборе
  • Шуйский захватил престол в ходе вооружённого переворота
Вопрос 6

Отметьте годы правления Василия Шуйского.

  • 1598-1605 гг.
  • 1605-1606 гг.
  • 1606-1610 гг.
  • 1610-1624 гг.
Вопрос 7

Назовите города, которые были центром восстания Ивана Болотникова

  • Казань, Астрахань
  • Тула, Калуга
  • Владивосток, Ялта
  • Рязань, Нижний Новгород
Вопрос 8

Как изменилось положение крестьян в годы правления Ва­силия Шуйского?

  • увеличен срок сыска беглых крестьян до 15 лет
  • отменён оброк
  • разрешён свободный переход крестьян от одного хозяина к другому
  • введены обязательные письменные договоры крестьянской общины с помещиком
Вопрос 9

Назовите полководца, под предводительством которого была снята осада Троице-Сергиева монастыря 1609-1610 гг.

  • Михаил Шеин
  • Михаил Скопин-Шуйский
  • Михаил Романов
  • Прокопий Ляпунов
Вопрос 10

Войска какого государства вторглись в Россию в 1611 г. под предводительством Якоба Делагарди и захватили Новгород, Старую Руссу, Ладогу и другие города?

  • Франции
  • Монголии
  • Неаполитанского королевства
  • Швеции
Вопрос 11

Иван Болотников, который возглавил восстание 1606-1607 гг., по социальному положению был

  • дворянином
  • военным холопом
  • монахом
  • ремесленником
Вопрос 12

Какой город в течение 20 месяцев героически оборонялся от польских войск в 1609-1610 гг.?

  • Псков
  • Новгород
  • Смоленск
  • Рига
Вопрос 13

Кто возглавлял польское войско, вторгшееся в северные пре­делы России в 1610 г.?

  • Я. Делагарди
  • Сигизмунд III
  • С. Жолкевский
  • Карл IX
Вопрос 14

В чём причина экономических трудностей России в начале ХVII в.?

  • голод, неурожайные годы
  • переизбыток продукции на рынке
  • прекращение торговли с Англией
  • развитие активных торговых связей с Японией
Вопрос 15

Кого из нижеперечисленных прозвали "тушинским вором"?

  • Лжедмитрия I
  • Василия Шуйского
  • Ивана Болотникова
  • Лжедмитрия II
Вопрос 16

Вмешательство одного или нескольких стран во внутренние дела другого государства - это

XVII век для Русского царства начался с голода, вызванного неурожаями. Политические последствия в виде свержения Годуновых были не единственными.

В голодные годы многие помещики пошли на то, что отпускали своих крестьян, чтобы им не приходилось их содержать. Не меньше дворян поступило достаточно подло, прогоняя людей с расчётом, что после завершения голода просто отыщет их и вернёт себе. В результате передвигаться по дорогам стало, мягко говоря, небезопасно. Толпы голодающих холопов занимались разбоями и грабежами на дорогах. Многие же устремились в Москву, узнав, что царь щедро раздаёт деньги из казны.

Тем временем в Москве всё было не лучше. По свидетельству Авраамия Палицына из Троице-Сергиева монастыря, в столице погибло от голода или от проблем с ним связанных не менее 127 тысяч человек. Проблемы эти очевидны. Помимо роста преступлений, выросло число больных, началась эпидемия холеры. Наблюдались случаи людоедства. Те, кто был не готов питаться себе подобными, иногда питались навозом.

Как государь боролся с голодом. Оценки современников

Современники по-разному оценивали то, как власти помогали голодающим. Небезызвестный Исаак Масса считал, что раздача милостыни лишь усилила голод в Москве, ибо в столицу потянулся нуждающийся люд со всей округи. Более того, выдаваемые деньги попросту разворовывались чиновниками.

Иначе оценивали меры Годунова русские летописцы. Один современник так описал положение дел в Москве: «А на Москве и в пределах ея ели конину, и псы, и кошки, и людей ели, но царскою милостынею ещё держахуся убогии…». Помощь голодающей бедноте в самом деле имела неоценимое значение.

0.jpg

Исаак Масса, впрочем, отмечает, что государь мог сделать и больше. Например, будто бы царь мог, но не повелел строжайшим образом знатным господам, монахам и прочим богатым людям, имевшим полные амбары хлеба, продать свой хлеб. Сам патриарх, располагая большим запасом продовольствия, якобы объявил, что не хочет продавать зерно, за которое со временем можно выручить ещё больше денег. В литературе можно найти многократные ссылки на приведённые слова Массы: «…запасов хлеба в стране было больше, чем могли бы его съесть все жители в четыре года… у знатных господ, а также во всех монастырях и у многих богатых людей амбары были полны хлеба, часть его уже погнила от долголетнего лежания, и они не хотели продавать его; и по воле божией царь был так ослеплён, невзирая на то, что он мог приказать всё, что хотел, он не повелел самым строжайшим образом, чтобы каждый продавал свой хлеб».

Достоверность этих свидетельств, впрочем, под сомнением. «Переданная» Массой «патриаршая речь» проникнута торгашеским духом, характерным для голландского негоцианта, но не для патриарха Иова. Ближайший помощник Бориса не мог выступить как открытый сторонник хлебных спекуляций, когда власти принимали все меры для их обуздания.

0.jpg

Можно сказать, что оценки голландца достаточно однобоки. Наверное, в силу того, что он наблюдал это с позиции современника. Сейчас мы можем оценить то время более объективно. Например, мы знаем, что монастыри были крупнейшими держателями хлебных запасов. Накануне голода хлебные запасы, например, Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря составляли 2834 четверти ржи и овса. Год спустя же они сократились до минимума — 942 четверти; монахи вынуждены были начать закупки зерна.

Причины голода

Спекуляции хлебом монахов, богатых дворян и купцов были одной из причин, отягощавших бедствия населения, но всё же они не были главной причиной возникновения голода в России в начале XVII века. Суровый климат, скудость почв, феодальная система земледелия делали невозможным создание таких запасов зерна, которые могли бы обеспечить страну продовольствием в условиях трёхлетнего неурожая.

В наше время, по данным метеорологов, из-за извержения вулкана в Испанском Перу начался малый ледниковый период. Именно это и погубило урожай 1601, а затем и 1602, и 1603 годов. Историки и экономисты же винят в этом общий для всей Европы кризис феодальной системы, вызванный перенаселением. Старый порядок просто не мог прокормить толпы людей. Смута набирала обороты.

Люди в поисках не счастья, но хотя бы хлеба покидали родные края. До конца столетия Русское царство ещё будет переживать то, что произошло в Смутное время, страшной частью которого стал голод. Восстания казаков и крестьян на Волге, Дону и Яике, городские бунты дадут название XVII столетию — «бунташный век».

Налоги и продажи

В условиях начинавшегося голода царь Борис Годунов вынужден был изменить правила крестьянского выхода своими знаменитыми указами 1601–1602 годов. Особенно популярны были эти указы у советских историков, видевших в них этапную меру в закрепощении крестьянства[622]. Однако советская историография, трудившаяся над изучением «классовой борьбы» и рассматривавшая события Смутного времени прежде всего как Крестьянскую войну, запутала прозрачный, ясный и четкий смысл упомянутых указов. Для того чтобы понять, какие цели преследовал указ 28 ноября 1601 года о крестьянском выходе, надо представлять себе как структуру тогдашнего общества, так и характер распределения земельной собственности. Суть принятых Борисом Годуновым мер прекрасно объяснил Степан Борисович Веселовский: «Очевидно, что в голодные годы многие землевладельцы, особенно мелкие, не могли или не хотели помогать своим крестьянам, но в то же время не желали им давать отпускных, чтобы не лишиться в будущем рабочих рук. Другие же землевладельцы, у которых были средства прокормить голодающих беглых, не принимали их к себе, опасаясь понапрасну „истощить себя“, как выражается указ, так как позже прежние господа могли вернуть к себе судом этих беглых. На почве голода ярко сказались темные стороны лишения крестьян права выхода»[623].

Указ царя Бориса действительно облегчал, а не ухудшал положение крестьян. Он разрешал их выход только от тех помещиков, которым было трудно их кормить: «В нынешнем во 110-м году великий государь царь и великий князь Борис Федоровичь всеа Русии и сын его великий государь царевичь Федор Борисовичь всеа Русии пожаловали, во всем своем Московском государстве от налог и от продаж (выделено мной. — В. К.) велели крестьяном давати выход. А отказывати и возити крестьян дворяном, которые служат из выбору, и жилцом, и детем боярским дворовым и городовым, приказщиком всех же городов»[624]. Кроме жильцов и уездного дворянства, делами которых еще могли заниматься приказчики их поместий, послабления были сделаны для иноземцев и более мелких служилых людей дворцового и царицына чина. Разрешения вывозить крестьян были даны ключникам, стряпчим, сытникам Приказа Большого дворца, приказчикам и «конюхом стремянным» Конюшенного приказа, «ловчего пути охотникам» и «конным псарем», «соколничья пути» кречатникам, сокольникам и трубникам, царицыным детям боярским, приказным подьячим, стрелецким сотникам и казачьим головам Стрелецкого приказа, переводчикам и толмачам Посольского приказа, а также патриаршим и архиепископским детям боярским.

Чего же хотел царь Борис Годунов? Чтобы вся эта служилая мелкота сама помогла себе и не мучила зависевших от них крестьян. Был установлен один срок выхода для крестьян: две недели до Юрьева дня (26 ноября) и две недели после, чтобы не допустить переход крестьян в то время, когда они еще не сняли урожай. За свой уход крестьянин выплачивал «пожилое», и его сумма была фиксированной: «за двор по рублю да по два алтына», что примерно составляло цену одной четверти ржи по ее рыночной стоимости на момент издания указа. Специально оговаривалось и то, что переходы не должны были разорять до конца служилых землевладельцев. Разрешался своз только одного-двух крестьян: «одному человеку из-за одного человека». На своз трех-четырех крестьян был наложен запрет, как и на то, чтобы кто-то из перечисленных категорий людей превратил своз крестьян в промысел.

Борис Годунов предвидел, чем может обернуться его указ. Рядом с мелкими поместьями могли располагаться целые боярские латифундии, приказчики которых всегда благосклонно относились к приходившим крестьянам, справедливо видя в них источник дохода не только для хозяина, но и для себя. А как небогатому служилому человеку доказать, что его крестьянин убежал в вотчину царева боярина? Известно, что московские дьяки не принимали таких челобитных, боясь «остужаться» с боярами, и требовали бить челом «мимо них», прямо государю. Зная это, царь Борис Федорович прямо запретил своз крестьян в дворцовые села, черные волости, земли патриарха, архиепископов и монастырей. Указ не распространялся на членов Государева двора — бояр, окольничих, стольников, стряпчих, московских дворян и дьяков. С. Б. Веселовский пишет, что если бы Борис Годунов «дал право вывозить и принимать крестьян патриарху, властям, монастырям и высшим служилым чинам, то эти более сильные экономически землевладельцы подавили бы легко служилую мелкоту и лишил бы ее рабочих рук. Понятно также, почему вывозить крестьян разрешено было только у мелких служилых людей, так как именно последние чаще всего оказывались не в состоянии прокормить своих крестьян»[625]. Не удовлетворившись одной запретительной мерой, Борис Годунов дополнил ее тем, что вовсе закрыл для переходов крестьян Московский уезд, где в основном и располагались земли столичного дворянства: «А в Московском уезде всем людем промеж себя, да из ыных городов в Московской уезд по тому ж крестьян не отказывати и не возити».

Принятые меры поначалу оказались действенными, иначе бы указ не стали повторять год спустя, 24 ноября 1602 года. Но как можно понять из текста нового указа, продлевавшего возможность «своза» крестьян в те же сроки и с такой же суммой «пожилого» на следующий, 111 (1602/03) год, реализация мер по свозу крестьян между мелкими землевладельцами встретила сложности. Указ был дополнен угрозой наказания тем, кто отказывался отпускать крестьян: «А из-за которых людей учнут крестьян отказывати, и те б люди крестьян из-за себя выпускали со всеми их животы безо всякие зацепки, и во крестьянской бы возке промеж всех людей боев и грабежей не было, и силно бы дети боярские крестьян за собою не держали, и продаж им никоторых не делали. А кто учнет крестьян грабити и из-за себя не выпускати, и тем от нас быть в великой опале»[626]. Казалось бы, здесь-то уж все ясно. Но опять не стоит торопиться с осуждением «крепостников». Ведь они действуют не по царскому приказу, а вопреки ему, и они также переживают голодное время, как и их крестьяне.

Как бы ни был предусмотрителен царь Борис Годунов, жизнь все равно устроила по-своему. Одни небогатые землевладельцы делали выбор между послушанием царскому указу и голодной смертью: им лучше было уморить своего крестьянина, чем смотреть, как его у них забирают. Другие, более богатые, помещики и вотчинники увидели еще одну открывшуюся возможность для найма крестьян. Не случайно автор «Бельского летописца», составленного в служилой среде, писал позднее, что крестьянский выход перессорил дворян и детей боярских. Статья летописца об этих указах называется неожиданно — «О апришнине», и в ней содержится ссылка на нарушение Борисом Годуновым некого «заклятья» Ивана Грозного: «Того ж году на зиму царь Борис Федорович всеа Русии нарушил заклятье блаженные памяти царя Ивана Васильевича всеа Русии и дал Христианом волю выход межу служилых людей, окроме бояр больших и ближних людей и воевод, которые посланы по дальним городом. И в том межу служилых людей учинил велику зело скору и кровопролитие». В другой статье, «О выходе», летописец повторил эту мысль: «И межу их учинилось межьусобное кровопролитие, и тяжбы о том меж ими велики зело стали, и от того у служилых людей поместья и вотчины оскудели, и сами служилые люди стали в великой скудости и межу собя в ненависти». Царю Борису Годунову из-за начавшейся «смуты» все-таки пришлось отказаться от введенных чрезвычайных мер («и велел заповедати, что впредь выходом не быти, отказать»), но было уже поздно[627].

Многие крестьяне и холопы не могли надеяться даже на то, чтобы найти нового владельца. Кому был нужен лишний рот в голодное время? Тогда получалось, по слову Авраамия Палицына, «лето убо все тружаются, зиму же и главы не имеют где поклонить». Видя это, царь Борис Годунов совместно с царевичем Федором Борисовичем и Боярской думой издали приговор «о холопех» 16 августа 1603 года. Этот закон, изданный в интересах отпущенных на волю, но не получивших отпускных документов холопов, показывает, что в первую очередь была выказана забота о голодающих: «Которые бояре, и дворяне, и приказные люди, и дети боярские, и гости, и всякие служилые, и торговые, и всякие люди холопей своих ссылали з двора, а отпускных им не дали, и крепостей им не выдавали, а велят им кормитца собою, и те их холопи помирают голодом, а иные многие питаютца государевою царевою и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии милостиною, а за тем их не примет нихто, что у них отпускных нет»[628]. Указ предписывал «бояром, и дворяном, и всяким людем» обязательно выдать им «отпускные» и «крепости» и больше их не держать за собою в надежде вернуть, как только минется голодное время. Если такие, фактически отпущенные на волю («кормиться собою»), холопы являлись в Приказ Холопьего суда, то там они могли самостоятельно получить необходимые документы, чтобы уже с ними искать, куда дальше поступить на службу.

Важным следствием начавшихся переходов и отпуска на волю крестьян и холопов оказалось то, что большая масса людей занялась попрошайничеством и бродяжничеством. Самые отчаянные полностью отказывались от своих семей и уходили «казаковать» или разбойничать. Борьба с разбоями стала еще одной задачей, которую приходилось решать в 1601–1603 годах. В уезды из Разбойного приказа с царскими наказами поехали специальные сыщики, которые должны были предупреждать разбои на дорогах. Им было велено стоять «промеж дорог», «утаясь». Поэтому, действуя как небольшие военные отряды, московские сыщики привлекали местных дворян и совместно с губными старостами вели розыск, пытали пойманных разбойников «крепкими пытками» и сажали их в тюрьмы. Смертная казнь при этом грозила не тем, кого ловили в разбойных делах, а самим сыщикам, чтобы они «не норовили никому, и посулов, и кормов не имали»[629].

Сыщики, присланные из Разбойного приказа, вторгались своими действиями в сферу интересов не только уездных дворян и детей боярских, но и других землевладельцев, в частности крупных монастырей. Организация сыска о разбоях становилась для местного населения чем-то вроде чрезвычайного налога: людей обязывали за свой счет содержать губных целовальников и дьячков, тюремных сторожей и палачей. При этом опять пытались облегчить положение владельцев «середних и менших» поместий и вотчин по сравнению с «большими», с которых требовалось выбирать целовальников в первую очередь. Царь Борис Федорович уничтожил также другую обременительную для уездов повинность — строительство тюрем на средства, собранные с «сох», то есть с определенного количества обрабатываемой пашни. Вместо этого было «велено тюрьмы поделывати из нашие казны денгами». Троице-Сергиеву монастырю возвратили ранее отобранные привилегии по самостоятельной организации губного дела, защитив монастырь от губных старост, пытавшихся «по новому уложению» (об отмене тарханов?) заставить монастырские власти содержать «губу» вместе со всем уездом[630].

О многих назначениях сыщиков «за розбойники» известно из косвенных источников — разрядных книг и боярских списков[631], где фиксировались службы привилегированного московского дворянства. Такие записи не оставляют сомнений в том, что правительство Бориса Годунова очень серьезно отнеслось к защите государства. Но даже эти меры не уберегли его от столкновения с крупным разбойничьим отрядом прямо под Москвой. Это было так называемое «восстание Хлопка», с которого в советской историографии начинали отсчет «крестьянской войны». Рассказ о тех событиях оставил «Новый летописец». Против «воровских людей» во главе со «старейшиной» по имени «Хлопа» «бояре же придумаша» послать целое войско — «многую рать». В поход выступил царский окольничий Иван Федорович Басманов. Но разбойников это не испугало, они вступили в бой с царскими войсками и даже убили главного воеводу. Но и сами немало пострадали: по свидетельству летописца, «многих их побиша: живи бо в руки не давахуся». Поймали израненного «старейшину Хлопка», а остальные ушли на Украйну, где со времен Ивана Грозного беглые избывали все свои преступления. Царь Борис не мог простить смерти любимого окольничего и отступил от своего правила публично не казнить преступников: «тамо их всех воров поимаша и всех повелеша перевешать»[632].

Никто точно не знает, сколько всего было разбойников, кто входил в их отряды и даже когда произошло сражение с войском Хлопка. В. И. Корецкий справедливо предположил, что известие капитана Жака Маржерета о массовой казни 500 человек в дни царствования Годунова связано с боями против разбойников под Москвой[633]. Позднее такое количество вольных «казаков» под командованием атамана будет называться станицей. К Москве «воровские люди» подошли, видимо, летом 1603 года. 14 мая в Москве были назначены «объезжие головы» для «береженья» от огня, и окольничий Иван Федорович Басманов должен был следить, чтобы не было пожаров «в Деревяном городе от Москвы реки по Никицкие ворота»[634]. Следующая его служба, стоившая окольничему жизни, уже не вошла в разряды. Но осталось поминание по душе Ивана Федоровича Басманова, похороненного с почестями в Троице-Сергиевом монастыре. Дата этого царского вклада зафиксирована в монастырской вкладной книге 18 сентября 1603 года: «112-го (1603) году сентября в 18 день по Иване Федоровиче Басманове пожаловал государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии денег 100 рублев»[635]. Возможно, что, отсчитав сорок дней назад от этой даты, мы узнаем и время гибели окольничего, и дату одного из первых крупных столкновений в ходе войны, которую позже назовут крестьянской или даже гражданской.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАЛОГИ ПРИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ПРАВЛЕНИИ В АМЕРИКЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАЛОГИ ПРИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ПРАВЛЕНИИ В АМЕРИКЕ В любом обществе люди делятся на классы. — Как влияет каждый из этих классов на финансовоеуправление в государстве. — Почему при народном правлении государственные расходы имеюттенденцию возрастать. —

Глава 2 Уроки рекламы и продажи

Глава 2 Уроки рекламы и продажи Отцу принадлежала газета в нашем несуразном процветающем городе. У людей имелись деньги, которые они жаждали потратить, поэтому рекламодатели слетались в редакцию, как мухи на мед. Мы теперь улыбаемся, вспоминая рекламы тех дней, но мы

Глава 14 Опыт продажи по каталогам

Глава 14 Опыт продажи по каталогам С большинством своих рекламодателей я работал на принципах, описанных выше. Я не хотел бы здесь вдаваться в слишком мелкие детали — это скучно. Всю свою жизнь я периодически занимался рекламой товаров, продаваемых по каталогам. Для

Глава 10 Отрицательные последствия реформы по ликвидации машинно-тракторных станций и принудительной продажи сельскохозяйственной техники колхозам

Глава 10 Отрицательные последствия реформы по ликвидации машинно-тракторных станций и принудительной продажи сельскохозяйственной техники колхозам Те же нетерпеливые требования «быстрейшего подъема» привели к крупным неудачам в осуществлении одной из наиболее

Глава тринадцатая Реализация платины — Политика продаж — Совершенные сделки — «Акционерное общество для продажи драгоценных металлов» в Берлине

Глава тринадцатая Реализация платины — Политика продаж — Совершенные сделки — «Акционерное общество для продажи драгоценных металлов» в Берлине Одною из главных задач, которая стояла передо мною, было введение в нормальное русло продажи русской платины, которая

Песни для души и для продажи

Песни для души и для продажи Любой автор может написать такую песню, которую считает нужной. Но, если он ждет ее продвижения, тем более продажи на рынке, где предложений более чем достаточно, ему надо учитывать текущую конъюнктуру (верно и для исполнителя — тоже может

Глава 13. Налоги Virgin

Глава 13. Налоги Virgin За день до того, как Брэнсон дал понять, что у него нет средств на покупку BMI, он объявил о намерении Virgin Money приобрести 632 отделения Lloyds Bank. «Это может произойти быстро и гладко, – сказал Брэнсон в мае 2011 года, выступая от имени компании, которую вернул под

Право государства взимать дополнительные налоги

Право государства взимать дополнительные налоги Государство не только устанавливает определенные правила и контролирует их выполнение, оно еще уполномочено взимать налоги. В развитых странах, где всем правит закон, законодательство и все вытекающие из него

Читайте также: