Учетная политика ооо на есхн

Опубликовано: 01.05.2024

image_pdf
image_print

Учётная политика включает в себя способы ведения учёта, а также формы первичных документов, используемых в компании. Руководство вправе отразить конкретный вид документов или способ учёта, если на законодательном уровне существуют несколько их вариантов. При этом компания должна неукоснительно соответствовать положениям, прописанным в учётной политике, иначе инспекторы в ходе проверки могут применить штрафные санкции. О том, как правильно составить учётную политику на 2021 год разберём в статье.

Понятие учётной политики

Учётная политика представляет собой внутренний нормативный документ организации, который содержит в себе способ ведения учёта, порядок отражения отдельных операций, а также формы первичной документации.

В документе отражается способ начисления амортизации, порядок расчёта резерва для выплаты отпускных, какие первичные документы используются при отгрузке товара и прочие важные аспекты ведения учёта.

Компания должна для себя определить, каких норм придерживаться для целей бухгалтерского или налогового учёта.

Так, например, при расчёте суммы амортизации в налоговом учёте допускается использовать амортизационную премию, которую можно списать на текущие расходы в размере 10%.

Согласно нормам бухгалтерского учёта, любая организация обязана создавать резервы по предстоящим отпускам, исключение составляют только малые предприятия, при этом сама методика расчёта резерва не установлена, поэтому компания может самостоятельно решить: производить расчёт персонально по каждому сотруднику или в целом по подразделениям.

Компания может для себя решить: использовать в учёте исключительно унифицированные бланки или самостоятельно разработать отдельные виды первичных документов. Например, график отпусков, штатное расписание и другая документация.

Положения учётной политики должны соответствовать следующим требованиям:

  • полнота отражения фактов хозяйственной жизни
  • своевременность отражения операций
  • соответствие оборотов аналитического и синтетического учёта по итогам каждого месяца

В учётной политике необходимо закрепить рабочий план счётов с перечнем счетов, которые компания будет использовать в учёте.

В случае если налоговое законодательство допускает применение нескольких способов учёта в отношении одной и той же операции, компания должна отразить в учётной политике один из них.

Компания должна строго соблюдать положения своей учётной политики, именно такой позиции придерживается Конституционный суд РФ в своём Определении от 12 мая 2005 года № 167-О.

Образец учётной политики

Порядок составления учётной политики

На законодательном уровне отсутствует чёткая регламентация по вопросу того, кто именно должен составлять учётную политику, а также о предъявляемых к ней требованиях.

В большинстве случаев ответственность ложится на главного (или единственного) бухгалтера компании, который отвечает за то, чтобы утверждённая учётная политика соответствовала нуждам организации, а также была грамотно оформлена.

Единственным требованием к компаниям является составление внутреннего приказа об утверждении учётной политики за подписью руководителя (ПБУ 1/2008). Его отсутствие может повлечь за собой финансовые санкции со стороны проверяющих органов, поскольку некоторые хозяйственные операции могут быть признаны неверно оформленными. Приказ составляется в свободной форме с указанием перечня лиц, ответственных за учётную политику, обязательным является наличие следующих реквизитов: номер, дата и подпись руководителя.

Как правило, учётную политику формируют раздельно для налогового и бухгалтерского учёта, где каждый раздел называется в соответствии с объектом или способом учёта: «Основные средства», «Заработная плата», «Способ калькуляции» и прочее.

Сроки утверждения учётной политики

Компания при начале своей деятельности утверждает учётную политику, которую она может придерживаться на протяжении всего периода хозяйствования вплоть до ликвидации или вносить необходимые корректировки по окончании отчётного или налогового периода.

Сроки утверждения отличаются для бухгалтерского и налогового учёта:

  • для целей бухгалтерского учёта – в течение 90 дней с момента регистрации или до 1 января при внесении изменений в ранее утверждённый документ (ПБУ 1/2008)
  • для учёта по НДС – до завершения первого отчётного периода, нормы распространяются на деятельность с момента создания (п.12 167 НК РФ)
  • для учёта по налогу на прибыль – сроки не определены, но применять нужно до завершения текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ)

Вносить изменения в учётную политику допускается в следующих случаях:

  • новый вид деятельности или новые операции, ранее не перечисленные в учётной политике
  • внедрение новых поправок в налоговом законодательстве
  • смена способа ведения бухгалтерского учёта на более эффективный

Учётная политика в 2021 году

При составлении учётной политики на будущий год компании необходимо учесть следующие моменты:

  • в связи с отменой ЕНВД необходимо решить, какая система налогообложения будет использоваться в учёте, если выбор падёт на УСН, то до завершения 2020 года необходимо уведомить налоговую инспекцию о своём решении (см. подробнее На какой режим перейти после ЕНВД?)
  • с будущего года большее количество компаний сможет претендовать на применение УСН в связи с увеличением предельных значений обязательных лимитов
  • для субъектов МСП в 2021 году будут применяться пониженные ставки по страховым взносам для заработной платы свыше МРОТ, которые также влияют на размер резерва по отпускным
  • с будущего года разрешается придерживаться требований Федерального стандарта «Основные средства» вместо ПБУ6/01
  • IT-компании могут применять пониженную ставку по страховым взносам и налогу на прибыль (см. подробнее Налог на прибыль. Изменения на 2021 год)
  • изменился бланк путевого листа, в учётной политике необходимо отразить способ оформления: бумажный или электронный

На этом документе строится весь бухгалтерский и налоговый учет предприятия. В статье расскажем, как составить учетную политику на 2019 год, опишем нюансы для разных систем налогообложения и приведем примеры.

Надо ли принимать новую учетную политику в 2019 году

Чиновники не требуют и не запрещают утверждать УП ежегодно. Фирма может сама закрепить эту регулярную процедуру.

Но УП все равно меняется вынужденно из-за изменений законодательства и перемен в бизнесе. Можно вносить изменения и дополнения без переутверждения всего документа: при корректировке учетного метода — с начала года, при новшествах в законодательстве — со дня вступления их в силу.

Общие требования к оформлению УП ООО

Вот законодательные акты, в которых прописаны принципы формирования этого основопологающего текста:

  • НК РФ (ст. 313);
  • Закон о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ (пп. 5–6 ст. 8) и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н).

Нет необходимости оформлять отдельные списки по бухгалтерскому и налоговому учету, фирма может оформить одну УП с разделами для каждого вида учета.

Коротко, УП — это описание способов учета налогов и бухгалтерии в компании и ее филиалах и представительствах. Каждое предприятие составляет УП самостоятельно. Но есть типовые образцы для ОСНО и спецрежимов, которые подходят, например, большинству малых предприятий. В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия есть такие УП для пользователей.

Для целей бухучета в УП утверждаются способы: первичного наблюдения, измерения стоимости, группировки и обобщения фактов хоздеятельности. Налоговая УП устанавливает систему налогового учета, утверждает первичку, регистры учета.

Главный бухгалтер формирует УП, а директор утверждает ее приказом или распоряжением.

Содержание учетной политики

Многое зависит от особенностей деятельности фирмы. Но в любом случае УП обязательно содержит:

  • рабочий план счетов;
  • формы первички;
  • порядок инвентаризации и оценки имущества и обязательств;
  • правила документооборота;
  • порядок контроля за операциями;
  • порядок признания доходов и затрат (в том числе будущих периодов);
  • учет основных средств, запасов и нематериальных активов;
  • расчет себестоимости продукции;
  • учет кредитов, займов;
  • налоговый учет амортизируемых основных средств и нематериальных активов;
  • метод оценки материалов и сырья при списании в производство;
  • метод оценки покупных товаров при перепродаже;
  • налоговый учет доходов и расходов;
  • и другие пункты в зависимости от специфики деятельности.

Новое в учетной политике в 2019 году

В налоговой части придется внести изменения в учетную политику на 2019 год: ставка НДС выросла с 18% до 20%; увеличился перечень операций, с которых не надо платить НДС (это касается только компаний, которые регулярно перевозят пассажиров автомобильным и наземным электротранспортом и имеют муниципальный или госконтракт); плательщики ЕСХН стали платить НДС; появился норматив по НДФЛ с полевого довольствия — 700 рублей; больше не платим налог на движимое имущество.

Учетная политика на 2019 год немного отличается. В бухгалтерской части изменения есть только для казенных заведений: с января они должны публиковать УП на своих сайтах и раскрывать ее положения в отчетах. Но в остальном в этой части, учетная политика на 2019 год бюджетного учреждения не меняется.

Учетная политика для ООО на УСН

Здесь отражаются особенности ведения бизнеса на упрощенке — 6% и 15%.

  • Если вы ведете учет в программе, укажите название.
  • Если решите самостоятельно оформить план счетов, сделайте это в приложении.
  • Упрощенцам “Доходы минус расходы” удобно использовать один и тот же метод оценки (материалов, покупных товаров) для налогового и бухучета.

Пример учетной политики для ООО на УСН смотрите в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия: здесь разработаны варианты УП для спецрежимов и их совмещения в полном соответствии с требованиями закона. Вы сможете распечатать шаблон приказа и учесть особенности работы в вашей компании (например, кто ведет учет — руководитель или бухгалтер). Работайте в нашей системе, и вам не придется разрабатывать свою политику.

Учетная политика для ООО на ЕНВД

УП для предприятия на ЕНВД должна отражать особенности ведения учета на вмененке.

  • Введите физический показатель (торговая площадь, число сотрудников, размер автопарка).
  • Если вы ведете несколько видов деятельности по вмененке или совмещаете вмененку и другой спецрежим, отразите, как будете вести раздельный учет.

Смотрите примеры учетной политики для ЕНВД и ЕНВД+УСН в сервисе Контур.Бухгалтерия: варианты УП полностью соответствуют требованиям закона. Также здесь есть шаблон приказа с приложениями. Работайте в нашей системе, и вам не потребуется своя отдельная УП.

Учетная политика для ООО на ОСНО

Грамотная учетная политика для ОСНО не только удобно стандартизирует учет. Еще она помогает снизить налоговую нагрузку.

  • Предусмотрите разделы для НДС, налога на прибыль, налога на имущество.
  • Выберите методы признания доходов и расходов, метод распределения расходов на незавершенное производство.
  • Задайте правила учета ТМЦ и амортизации. Если порядок амортизации в бухучете отличается от налогового, возникнут разницы, которые заметно усложнят работу.

Если вам нужна учетная политика предприятия, пример для ОСНО есть в сервисе Контур.Бухгалтерия, он полностью соответствует требованиям закона. Вы сможете распечатать шаблон приказа с приложениями. Работа в нашей системе избавит вас от оформления собственной УП.

Учетная политика организации, образец 2019 для ООО

Разные налоговые режимы требуют разные варианты УП. Многое зависит от видов деятельности и оборотов компании. А еще учетная политика организации образца 2019 — объемный многостраничный документ, поэтому приводить его в статье неудобно.


Ознакомьтесь с вариантами учетной политики на 2019 год для разных налоговых режимов и их совмещения в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия.

В сервисе можно с легкостью вести учет, платить зарплату, налоги и взносы, сдавать отчетность через интернет, обмениваться электронными документами, получать данные из касс и пользоваться поддержкой профессионалов. Первые две недели работы бесплатны для всех новичков.

Этот материал обновлен 01.02.2021

ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог.

Это налоговый режим для производителей, которые работают в растениеводстве, животноводстве, лесном и сельском хозяйствах. Этот режим освобождает ИП и компании от уплаты нескольких налогов:

  1. Налога на прибыль. Исключение — налог на дивиденды и некоторые виды долговых обязательств для ООО.
  2. НДФЛ для ИП.
  3. Налога на имущество, если оно используется в сельскохозяйственном бизнесе.

Рассказываем, кто и при каких условиях может работать на ЕСХН. Статья поможет разобраться в общих моментах, но для нюансов рекомендуем обратиться к бухгалтеру.

Кто может работать на ЕСХН

Для работы на ЕСХН организации и ИП должны соответствовать таким требованиям:

  1. Заниматься производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции. Ключевое слово — производство. Если покупаете малину у фермера и делаете из нее варенье, перейти на ЕСХН не получится.
  2. Доля доходов от сельскохозяйственной деятельности должна быть не меньше 70% от всех доходов. Это все доходы, которые пришли по сельскохозяйственным кодам ОКВЭД. Например, группа кодов 01 касается растениеводства, животноводства, а 03 — рыболовства.

Для рыбохозяйств есть дополнительное условие: должны быть свои или арендованные судна, а численность работников меньше 300 человек.

А это список организаций и ИП, кому закон запрещает работать на ЕСХН:

  1. Производители подакцизных товаров, например алкоголя или парфюмерии.
  2. Представители игорного бизнеса.
  3. Казенные и бюджетные учреждения.

Если простым языком, то так: собираете малину, делаете варенье и продаете — можно работать на ЕСХН. Просто покупаете малину и делаете из нее варенье — нельзя работать на ЕСХН.

Как платить ЕСХН

Налог считают по такой формуле:

ЕСХН = Налоговая база × Ставка налога

Налоговая база — это доходы минус расходы и убытки прошлых лет.

В расчете налога ничего сложного нет. Сложно определить, какие доходы и расходы можно учитывать. В налоговом кодексе есть полный список доходов и расходов. Например, в список доходов входят доходы от продажи товара, от сдачи земельных участков в аренду и проценты по банковскому вкладу. В список расходов — расходы на зарплату сотрудникам, выплату компенсаций и пособий, покупку семян, рассады, удобрений, кормов и лекарств для животных, содержание служебного транспорта.

ст. 346.5 НК РФ — порядок определения доходов и расходов

Доходы можно уменьшить на убытки прошлых лет.

Ставка налога. Раньше ставка была фиксированной, но с 2019 года каждый регион может устанавливать свою. Максимально — 6%.
В Кемеровской области предприниматели на ЕСХН платят налог по ставке 3% до 2021 года, в Москве — по ставке 6%, а в Московской области нулевая ставка. Предпринимателям из Подмосковья не нужно платить налог — только заполнять декларацию.

Когда платить

ЕСХН платят дважды в год:

  1. До 25 июля текущего года — авансовый платеж по итогам первого полугодия.
  2. До 31 марта следующего года — платеж по итогам года.

В расчетах поможет бухгалтер, но вот короткий пример.

За первые полгода предприниматель заработал — 600 000 Р , расходы — 400 000 Р . Ставка налога — 6%.

Считаем авансовый платеж, который нужно заплатить до 25 июля:

(600 000 Р − 400 000 Р ) × 6% = 12 000 Р

Во втором полугодии предприниматель заработал 800 000 Р , расходы — 700 000 Р . Нужно рассчитать сумму ЕСХН за весь год, а потом вычесть из нее уже внесенный авансовый платеж.

Налог за весь год:

(600 000 Р + 800 000 Р ) − (400 000 Р + 700 000 Р ) × 6% = 18 000 Р

Вычитаем авансовый платеж:

18 000 Р − 12 000 Р = 6000 Р .

Эту сумму нужно уплатить по итогам года — до 31 марта следующего года.

В реальности расчеты обычно сложнее. Нужно понимать, какие расходы можно учесть, а какие — нет. Поэтому я рекомендую обратиться за помощью к опытному бухгалтеру.

НДС на ЕСХН

С 2019 года сельхозпроизводители на ЕСХН обязаны платить НДС. Но есть случаи, когда от этой обязанности компанию или ИП могут освободить:

  1. Если компания или ИП подали заявление о желании воспользоваться льготой в том же году, когда были зарегистрированы.
  2. Если перешли с ОСН на ЕСХН с 1 января и одновременно подали заявление на освобождение от НДС.
  3. Если доход от деятельности по ЕСХН за предыдущий год не превысил лимит. Для каждого года он разный. В 2018 году — 100 млн рублей, в 2019 году — 90 млн рублей, в 2020 году — 80 млн рублей, в 2021 году — 70 млн рублей, в 2022 и далее — 60 млн рублей..

Во всех случаях уведомление подают в налоговую по месту нахождения компании или по месту жительства ИП. Срок — до 20 числа месяца, в котором начали применять льготу.

Учет и отчетность на ЕСХН

ИП и компании по-разному отчитываются перед налоговой.

Учет ИП. Предприниматели не обязаны вести бухучет. Вся отчетность у них — это книга доходов и расходов и налоговая декларация.

Книгу доходов и расходов (КУДиР) можно вести онлайн или в бумажном виде. ЕСХН — единственный режим, на котором нужно регистрировать книгу в налоговой: бумажную — до начала ведения, электронную распечатывают и относят до 31 марта следующего года.

Налоговую декларацию нужно сдать до 31 марта года, следующего за отчетным. За 2020 год декларацию нужно сдать до 31 марта 2021.

Если сельхозпроизводитель прекращает работу в течение года, он должен уведомить об этом налоговую и сдать декларацию до 25 числа следующего месяца. К примеру, предприниматель прекратил работать в мае и в этом же месяце уведомил об этом налоговую. Декларацию ему нужно подать до 25 июня.

Учет в компаниях. У компаний все сложнее — им нужно вести бухучет: составлять бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, вести учет доходов и расходов, которые участвуют в расчете налога. Налоговую декларацию подают один раз в год, до 31 марта.

Небольшие сельхозкомпании, например крестьянские и фермерские хозяйства и потребкооперативы, могут вести бухучет по упрощенной схеме. Но бухгалтер все равно понадобится.

Как перейти на ЕСХН

Перейти на ЕСХН с другого налогового режима можно один раз в год. Переход оформляют с 1 января следующего года. Порядок такой:

  1. Заполняете заявление в двух экземплярах.
  2. Несете его в налоговую по месту нахождения компании или месту жительства ИП.

Все это надо сделать до 31 декабря текущего года.

Новые ИП и компании могут подавать уведомление вместе с другими документами на регистрацию или в течение 30 календарных дней после регистрации. Если опоздать, придется работать на ОСН и платить все налоги.

Совмещение ЕСХН с другими налоговыми режимами

Предприниматели могут совмещать ЕСХН с патентом и ЕНВД — единым налогом на вмененный доход, а компании — только с ЕНВД. Правда, есть нюанс: нельзя продавать сельскохозяйственную продукцию через собственные торговые точки и столовые. Продавать огурцы со своей грядки в своем овощном ларьке нельзя, но их может купить у вас сосед и продавать в своем ларьке.

При совмещении режимов доля доходов от сельхоздеятельности должна быть не ниже 70% от дохода по всем видам бизнеса.

Снятие с учета ЕСХН

Компания или ИП должны сняться с учета по ЕСХН в трех случаях:

  1. Если потеряли право работать на ЕСХН.
  2. Если больше не ведут деятельность на ЕСХН, например если компания закрыла сельскохозяйственное направление бизнеса.
  3. Если хотят перейти на другую систему налогообложения.

В любом из этих случаев нужно подать уведомление в двух экземплярах в налоговую по месту нахождения компании или по месту жительства ИП. На это есть 15 дней с момента решения.

При утрате права на ЕСХН вместе с уведомлением подают специальное сообщение.

Потеря права на ЕСХН

Компания и ИП теряют право на ЕСХН, если больше не соответствуют требованиям законодательства по этой системе налогообложения. Например, начали производить подакцизные товары или выручка от сельхоздеятельности стала меньше 70%.

Если потеряли право на ЕСХН, об этом надо сообщить в налоговую. Тогда придется заплатить налоги, будто весь год работали на общей системе.

Например, первые полгода компания занималась производством и продажей меда. Во втором полугодии она сменила профиль и стала выпускать медовуху — это подакцизный товар. Больше работать на ЕСХН нельзя, поэтому компания перешла на ОСН. Она обязана заплатить налоги по ОСН за весь год, даже с дохода от производства и продажи меда.

Вернуться на ЕСХН можно только через год после того, как утратили право на спецрежим.

Преимущества и недостатки ЕСХН

Главный плюс ЕСХН — освобождение от уплаты других налогов. Что еще хорошо:

  1. Уведомительный характер перехода. Сначала начинаете работать, потом сообщаете в налоговую.
  2. ИП могут совмещать с ЕНВД и патентом, компании — только с ЕНВД.
  3. Простая система учета. Нужно платить налог два раза в год и один раз в год сдавать декларацию.
  4. К учету можно принять больше расходов, чем по УСН. Лимита расходов нет.

  1. Доходы и расходы учитываются по кассовому методу, то есть по фактическому поступлению и списанию средств со счета. Это влияет на расчет налога. Если какие-то оплаты задерживаются и, например, вместо декабря пройдут в январе, то учесть их можно будет только в следующем году.
  2. Нужно следить, чтобы выручка по сельхозпродукции была не ниже 70% от всего оборота.

Важно

Обратитесь к опытному бухгалтеру. Не решайте сложные вопросы и не считайте налог по статьям из интернета. Законы меняются, статьи устаревают, из-за этого потом могут быть проблемы с налоговой.

Учетная политика ЕСХН


Похожие публикации

ЕСХН — спецрежим налогообложения, и поэтому в компаниях или бизнесе, работающих в сфере сельскохозяйственного производства учетная политика (УП) базируется на общих правилах НК РФ и ПБУ 1/2008. Учетная политика ЕСХН фиксирует организационные и методологические вопросы по учету в сельхозпредприятиях и предназначена для закрепления применяемых способов учета, позволяющих образовать достоверную налоговую базу по сельхозналогу и правильно исчислить его.

Общие вопросы

Сформировать УП и утвердить ее распоряжением руководства предпочтительнее до начала функционирования предприятия. Учитывая требования законодательства, бизнесмен-сельхозпроизводитель выстраивает учет, занося все операции в книгу учета доходов и расходов (КУДиР), фирма же на ЕСХН обязана осуществлять бухучет и предоставлять финансовую отчетность по окончании года. При составлении УП сельхозпроизводители учитывают требования ст. 346.5 НК РФ, диктующей порядок признания доходов и затрат, участвующих в образовании налоговой базы.

Итак, использующие режим ЕСХН предприятия должны формировать УП для целей бухучета и налогообложения. Разработать их можно как 2 отдельных документа либо один, разделенный на соответствующие главы.

Учетная политика ЕСХН для ИП

Зачастую составление налоговой части УП бизнесмену на ЕСХН кажется излишним, поскольку ст. 346.1 – 346.10 НК РФ, рассматривающие вопросы применения сельхозналога ЕСХН, не предлагают множества приемов учета доходов и расходов, однако статьей 313 НК РФ установлено обязательное документальное подтверждение данных налогового учета оформленной первичной документацией, аналитическими регистрами, расчетами базы для сельхозналога.

Это значит, что ИП при оформлении УП должны предусмотреть такие аспекты, как:

  • используемые первичные формы;
  • документооборот и процесс обработки учетных сведений:
  • способ ведения КУДиР – в бумажном или электронном варианте;
  • проведение в определенные сроки обязательных инвентаризаций активов и обязательств.

Еще одним важным фактором, который должен быть отражен в УП, является информация о наличии раздельного учета, если предприниматель совмещает ЕСХН с другой системой налогообложения. В этих вопросах закон требует однозначного определения и отнесения перечисленных показателей к различным видам деятельности, применяемым бизнесменом.

Учетная политика ЕСХН для предприятия

Компаниям-сельхозпроизводителям вести бухучет необходимо, а отсюда вытекает и обязательность обозначения всех нюансов ведения бухгалтерского и налогового учета в УП – и общих, и специфических для ЕСХН. Например, таких, как:

  • рабочий план счетов;
  • особенности ведения учета обязательств, подотчетных сумм и командировочных расходов, МПЗ, внеоборотных активов;
  • особенности учета при переоценке валюты (при ЕСХН переоценку ценностей и обязательств не производят, и доходы/расходы в формировании налоговой базы не учитывают) и др.

Спецрежим ЕСХН отличает четкая регламентация доходов и затрат, особое внимание обращают на учет используемого в сельхозпредприятии имущества. К примеру, в УП следует определить:

  • перечни доходов, учитываемых, не учитываемых при формировании налоговой базы, либо уменьшающих ее;
  • требования к затратам, снижающим налоговую базу ЕСХН;
  • порядок признания доходов/расходов (доходы признаются по кассовому методу, затраты – по факту уплаты);
  • порядок учета затрат по приобретению, возведению или реконструкции основных фондов и НМА;
  • порядок списания затрат на покупку земельных участков.

Отметим, к примеру, тонкости отражения стоимости приобретенных участков земли в фирме, применяющей ЕСХН: затраты признаются после оплаты и подачи документов на госрегистрацию, а списываются равными долями на протяжении определенного времени (законом установлен минимальный период в 7 лет, в УП устанавливают срок 7 или более лет).

Итак, особенностей формирования УП в фирме, применяющей ЕСХН достаточно, и важно при ее составлении не упустить соблюдения требований НК РФ или ПБУ 1/2008.

Особенности формирования учетной политики

В настоящий момент методологические и организационные аспекты учета ЕСХН разработаны недостаточно. Тем не менее к разработке учетной политики организациям, уплачивающим ЕСХН, нужно подходить очень тщательно. Учетная политика для целей налогового учета по ЕСХН должна включать:


1. Организационный раздел. В него входят:

- график документооборота, где утверждаются формы бухгалтерских справок-расчетов по учету доходов и расходов, учитываемых при определении ЕСХН;

- рабочий план счетов, включающий аналитические счета доходов и расходов, влияющих на исчисление ЕСХН.


2. Методологический раздел. В нем необходимо утвердить порядок определения доходов и расходов, принимаемых и не принимаемых для целей исчисления ЕСХН. Доходы, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСХН, следует разделить на доходы от реализации продукции, работ, услуг и внереализационные доходы. Расходы, уменьшающие полученные доходы, должны быть поделены на виды (например, расходы на приобретение основных средств, материальные расходы, расходы на оплату труда и т.д.).


В целом учетная политика для целей исчисления ЕСХН должна давать четкое представление о доходах, учитываемых при исчислении ЕСХН, и расходах, уменьшающих полученные доходы.

Учет доходов и расходов у организаций, имеющих филиалы и обособленные подразделения

С 1 января 2009 г. систему налогообложения в виде уплаты ЕСХН могут применять организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Соответствующая поправка внесена в п. 6 ст. 346.2 НК РФ. Какие-либо разъяснения контролирующих органов о порядке учета доходов и расходов для целей исчисления ЕСХН организациями, имеющими филиалы, в данный момент отсутствуют. В то же время у указанных организаций возникает немало вопросов о правильности формирования налоговой базы по ЕСХН.


Порядок формирования доходов и расходов, а также порядок консолидации данных налогового учета по ЕСХН следует отразить в учетной политике организации. Для исчисления суммы авансового платежа по ЕСХН филиалы организации должны представить в аппарат управления организации информацию о фактически полученных доходах, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Аналогичные данные (о доходах, уменьшенных на расходы), посчитанные нарастающим итогом с начала налогового периода до его окончания, должны быть представлены филиалами в аппарат управления организации для составления налоговой декларации по ЕСХН.


При составлении налоговой декларации по ЕСХН показатели деятельности филиалов организации и аппарата управления (фактически полученные доходы и произведенные расходы) суммируются, так как декларация согласно ст. 346.10 НК РФ представляется по месту нахождения организации. Форма декларации за 2009 г. утверждена Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 57н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и Порядка ее заполнения".


Расходы, произведенные одним филиалом, но оплаченные другим филиалом или аппаратом управления, включаются в состав расходов филиала, в котором данные расходы были произведены на основании извещения (авизо) об оплате данных расходов. Аналогично учитываются доходы, полученные одним филиалом при поступлении оплаты от покупателей и заказчиков на расчетный счет другого филиала или аппарата управления.


Следует обратить внимание и на порядок учета расходов при межфилиальной передаче товарно-материальных ценностей. Если товарно-материальные ценности оплачены филиалом - передающей стороной, такие расходы учитываются в составе затрат этого филиала. Если же оплату переданных товарно-материальных ценностей производит филиал - принимающая сторона, такие расходы включаются в состав затрат последнего.

Учет расходов на приобретение объектов основных средств и нематериальных активов

Для плательщиков ЕСХН предусмотрен отдельный порядок признания расходов на приобретение (сооружение, изготовление) объектов основных средств и расходов на приобретение (создание) нематериальных активов.


В состав объектов основных средств и нематериальных активов включаются активы, которые признаются амортизируемым имуществом по правилам гл. 25 НК РФ. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) объектов основных средств и приобретение (создание) нематериальных активов в период уплаты ЕСХН учитываются при определении налоговой базы в полном объеме с момента ввода основных средств в эксплуатацию и принятия на бухгалтерский учет нематериальных активов независимо от их срока полезного использования (пп. 1 п. 4 ст. 346.5 НК РФ). Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) объектов основных средств и приобретение (создание) нематериальных активов, осуществленные до перехода на уплату ЕСХН, учитываются равномерно (пп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ):

- в течение первого календарного года применения ЕСХН (для объектов, имеющих срок полезного использования до 3 лет включительно);

- в течение первого года использования режима налогообложения в виде ЕСХН - 50%, второго - 30%, третьего - 20% стоимости основных средств или нематериальных активов (для объектов, имеющих срок полезного использования от 3 до 15 лет включительно);

- в течение первых 10 лет применения ЕСХН (для объектов, имеющих срок полезного использования свыше 15 лет).


Определение срока полезного использования объектов основных средств производится исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Срок полезного использования объектов основных средств, не указанных в Классификации, устанавливается исходя из технических условий или рекомендаций организаций-изготовителей. Срок полезного использования нематериальных активов определяется по правилам п. 2 ст. 258 НК РФ.


Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) объектов основных средств и приобретение (создание) нематериальных активов учитываются только по тем основным средствам и нематериальным активам, которые используются при осуществлении деятельности, переведенной на уплату ЕСХН, и в течение налогового периода принимаются равными долями по итогам каждого отчетного периода (Письмо Минфина России от 02.02.2009 N 03-11-09/30).


Аналогичный порядок учета расходов действует в случае достройки, дооборудования и реконструкции объектов основных средств (пп. 1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Подпунктом 1 п. 4 ст. 346.5 НК РФ установлено, что расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств должны учитываться с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.


Признание расходов на приобретение (сооружение, изготовление) объектов основных средств не зависит от того, за счет каких средств (собственных или заемных) приобретались основные средства (Письмо Минфина России от 28.06.2007 N 03-11-04/1/18).


В Письме от 28.01.2009 N 03-11-06/1/04 Минфин разъяснил, что оборудование стоимостью свыше 20 000 руб. со сроком полезного использования более 12 месяцев при условии использования его в предпринимательской деятельности также относится к основным средствам, расходы на приобретение которых учитываются при определении налоговой базы по ЕСХН.


Внимание! Существует вероятность спора с налоговыми органами при включении в состав расходов для целей исчисления ЕСХН остаточной стоимости продуктивного скота, сформированной при переходе с обычной системы налогообложения на уплату ЕСХН, так как до 01.01.2008 амортизация по данному виду основных средств в налоговом учете не начислялась. Однако суды встают на сторону налогоплательщиков, указывая, что рабочий, продуктивный и племенной скот (за исключением молодняка) в соответствии с гл. 25 НК РФ является амортизируемым имуществом и согласно Классификации относится к основным средствам со сроком полезного использования от пяти до семи лет. Следовательно, расходы в виде остаточной стоимости скота относятся к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по ЕСХН (Постановления ФАС ЗСО от 12.02.2009 N Ф04-562/2009(20516-А03-29), от 18.06.2008 N Ф04-2939/2008(4907-А45-42)).


Если плательщики ЕСХН реализуют приобретенные основные средства и нематериальные активы до истечения трех лет (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет) с момента учета расходов на их приобретение в составе затрат для исчисления ЕСХН, то они обязаны пересчитать исчисленную налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов до даты реализации с учетом положений гл. 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени. К сожалению, положения ст. 346.5 НК РФ не уточняют, что понимается под моментом учета расходов - дата начала или окончания списания затрат. Полагаем, что контролирующие органы под указанной датой будут понимать дату, на которую расходы по объекту основных средств будут учтены полностью.

Учет целевых поступлений из бюджета

В настоящий момент возникают споры по вопросу о правомерности невключения доходов в виде целевых поступлений из бюджета в состав доходов при исчислении ЕСХН.


Порядок признания доходов, учитываемых для целей исчисления ЕСХН, определен ст. 346.5 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения по ЕСХН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.


Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются в том числе целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и безвозмездные целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.


Вывод о том, что невключение доходов в виде бюджетных субсидий в состав доходов при исчислении ЕСХН правомерно, нашел отражение в Письме Минфина России от 24.04.2008 N 03-11-04/1/8 и арбитражной практике (Определение ВАС РФ от 30.12.2008 N ВАС-13735/08, Постановления ФАС ЗСО от 12.02.2008 N Ф04-772/2008(197-А27-23), ФАС УО от 25.06.2008 N Ф09-4546/08-С3).


В Письме Минсельхоза России от 23.10.2007 N 16-4/638 со ссылкой на позицию Минфина также указано, что полученные сельскохозяйственными кооперативами в рамках целевых программ бюджетные средства в виде субсидий (субвенций) не учитываются при определении налоговой базы при условии использования указанных средств получателями по целевому назначению.


Между тем в некоторых письмах Минфин разъясняет, что денежные средства, полученные из бюджетов разных уровней в виде субсидий на возмещение затрат, признаются доходом в целях применения ЕСХН и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Данный вывод Минфина основывается на том, что получателями бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом являются орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, а коммерческая организация не обладает статусом бюджетного учреждения. При этом затраты, относимые к расходам, учитываемым при исчислении ЕСХН, возмещаемые из бюджетов разных уровней, должны учитываться данными организациями в полном размере, то есть без уменьшения их на сумму указанных возмещений (Письма Минфина России от 23.07.2009 N 03-11-06/1/37, от 10.08.2009 N 03-11-06/2/150).


По мнению автора, так как к рассматриваемому вопросу в настоящий момент подход неоднозначен, организации следует принять управленческое решение по вопросу включения в состав доходов целевых поступлений из бюджета и закрепить данное положение в учетной политике для целей обложения ЕСХН.

Учет командировочных расходов при ЕСХН

У плательщиков ЕСХН может возникнуть вопрос о том, когда следует признать командировочные расходы - в момент выдачи работнику денежных средств под отчет или когда работник отчитывается по произведенным расходам.


В целях списания расходов при уплате ЕСХН применяется кассовый метод, то есть расходами становятся затраты после их фактической оплаты. Но при этом расходы для определения налоговой базы по ЕСХН принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (ст. 346.5 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.


Когда денежные средства выдаются подотчетным лицам, приобретения товара, выполнения работы или оказания услуги еще не происходит, а возникает только дебиторская задолженность подотчетных лиц.


Таким образом, вышеуказанные расходы следует отражать в составе расходов для исчисления ЕСХН в тот момент, когда подотчетные лица представляют авансовый отчет с первичными документами, подтверждающими обоснованность и оплату произведенных расходов.

Читайте также: