Судебная практика по акцизам

Опубликовано: 15.05.2024

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2016 года Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2016 года Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: председательствующего Черноусовой О.Ю. судей Ильина В.И. Шабановой Г.А. при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Казанцевой С.А. рассмотрел кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного […]

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.10.2016 N Ф07-7895/2016 по делу N А56-61844/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Подвального И.О., Самсоновой Л.А., при участии от Центральной акцизной таможни Гандыжалиевой М.Б. (доверенность от 14.10.2015 N 05-23/19825), от конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "РосОПТ" Боравченкова А.А. — Бариновой В.Л., рассмотрев 04.10.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на постановление Тринадцатого арбитражного […]

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.10.2016 N Ф05-14186/2016 по делу N А40-243148/15

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года. Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2016 года. Арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Кузнецова В.В., судей: Долгашевой В.А., Красновой С.В., при участии в заседании: от заявителя: Сафаров И.И., доверенность от 11.09.2015; от заинтересованного лица: Костанова А.Ю., доверенность от 28.10.2015; рассмотрев 27 сентября 2016 года в […]

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2016 N 18АП-8979/2016 по делу N А47-1408/2016

Дело N А47-1408/2016 Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2016 года. Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2016 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Малышева М.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития, промышленной политики […]

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.08.2016 N Ф03-3548/2016 по делу N А24-4983/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2016 года. Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2016 года. Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: Председательствующего судьи: И.В. Ширяева Судей: Г.В. Котиковой, Е.П. Филимоновой при участии: от заявителя: Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу — Борзенков М.А., представитель по доверенности от 11.01.2016 […]

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016 N 08АП-3834/2016 по делу N А75-13475/2015

Дело N А75-13475/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2016 года Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2016 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ивановой Н.Е., судей Киричек Ю.Н., Кливера Е.П., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3834/2016) Управления Министерства […]

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 по делу N А43-28386/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2016. Постановление в полном объеме изготовлено 05.05.2016. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М., судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафроновой Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской […]

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.04.2016 по делу N А69-3781/2015

Резолютивная часть постановления объявлена "19" апреля 2016 года. Полный текст постановления изготовлен "22" апреля 2016 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Морозовой Н.А., судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В., секретаря судебного заседания Елистратовой О.М., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ондар Чодураа Морзековны на решение Арбитражного […]

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 N 07АП-11219/2015 по делу N А27-15003/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2015 года Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2015 года Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кривошеиной С.В. судей Павлюк Т.В., Хайкиной С.Н. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с использованием средств аудиозаписи при участии: Ворсиной М.А. по дов. от 24.12.2014 (от Межрегионального Управления Федеральной […]

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.11.2015 N Ф05-11527/2015 по делу N А40-166324/13

Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2015 Полный текст постановления изготовлен 23.11.2015 Арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Жукова А.В., судей Буяновой Н.В., Тетеркиной С.И., при участии в заседании: от заявителя Синегубов А.Н. по дов. от 09.12.2014 от ответчика Сапогин Д.Г. по дов. от 26.11.2014, Кочкин А.С. по дов. от 10.11.2014, Князева О.Н. по дов. от […]

Статья 194. Порядок исчисления акциза и авансового платежа акциза

1. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187 - 191 настоящего Кодекса.

2. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определенной в соответствии со статьями 187 - 191, 205.1 настоящего Кодекса.

3. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

4. Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными товарами, признаваемыми в соответствии с настоящей главой объектом налогообложения, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи для каждого вида подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам. Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами, нефтяным сырьем, признаваемыми в соответствии с настоящей главой объектом налогообложения, определяется отдельно по нефтепродуктам, нефтяному сырью и отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.

5. Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 182 настоящего Кодекса, дата совершения которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

6. Сумма акциза при ввозе на территорию Российской Федерации нескольких видов подакцизных товаров, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров в соответствии с пунктами 1 - 3 настоящей статьи.

7. Если налогоплательщик не ведет раздельного учета налоговой базы в отношении подакцизных товаров, указанных в пункте 1 статьи 190 настоящего Кодекса, сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.

8. Организации, осуществляющие на территории Российской Федерации производство алкогольной продукции (за исключением вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), виноматериалов, виноградного сусла, фруктового сусла, сидра, пуаре, медовухи, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, обязаны уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции (далее - авансовый платеж акциза), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Абзац утратил силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 29.09.2019 N 326-ФЗ.

В случае использования производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции этилового спирта-сырца (в том числе ввозимого в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, являющегося товаром Евразийского экономического союза) для дальнейшего производства в структуре одной организации ректификованного этилового спирта, в дальнейшем используемого этой же организацией для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, авансовый платеж акциза уплачивается до закупки (ввоза в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза) этилового спирта-сырца и (или) до совершения с этиловым спиртом-сырцом операции, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса.

В целях настоящей главы под авансовым платежом акциза понимается предварительная уплата акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции до приобретения (закупки) этилового спирта (в том числе этилового спирта, ввозимого в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, являющегося товаром Евразийского экономического союза) или до совершения операции, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса. При этом в целях настоящей статьи дата приобретения (закупки) этилового спирта, произведенного на территории Российской Федерации, определяется как дата отгрузки этого спирта поставщиком. Дата ввоза этилового спирта в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза определяется как дата оприходования этилового спирта покупателем - производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.

Размер авансового платежа акциза определяется исходя из общего объема закупаемого (передаваемого в структуре одной организации для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции) и (или) ввозимого в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза спирта этилового, в том числе спирта-сырца (в литрах безводного спирта), и соответствующей ставки акциза, установленной пунктом 1 статьи 193 настоящего Кодекса в отношении алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции. При этом размер авансового платежа акциза определяется в целом за налоговый период исходя из общего объема этилового спирта, закупаемого у каждого продавца, и (или) при совершении операций, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса.

Уплата авансового платежа акциза осуществляется в порядке и сроки, которые установлены статьей 204 настоящего Кодекса.

9. Налогоплательщики, осуществляющие на территории Российской Федерации производство сигарет, и (или) папирос, и (или) сигарилл, и (или) биди, и (или) кретека, исчисляют суммы акциза по указанным подакцизным товарам за налоговые периоды, начинающиеся в период с 1 сентября (включительно) каждого календарного года по 31 декабря (включительно) того же года, с учетом коэффициента T, определяемого в следующем порядке:

в случае, если совокупный объем реализованных организацией за налоговый период подакцизных товаров (Vнп), указанных в абзаце первом настоящего пункта, превышает среднемесячный совокупный объем реализованных указанных подакцизных товаров в предыдущем календарном году (Vср), то значение коэффициента T = 1 + 0,3 x (Vнп - Vср) / Vнп (значение коэффициента T округляется до второго знака после запятой в соответствии с действующим порядком округления);

в иных случаях коэффициент T принимается равным 1.

Коэффициент T принимается также равным 1 для лиц, впервые ставших налогоплательщиками по основаниям, предусмотренным настоящей главой, в отношении указанных подакцизных товаров в календарном году текущего налогового периода или в году, предшествующем году текущего налогового периода.

В целях настоящего пункта среднемесячный совокупный объем реализованных подакцизных товаров определяется путем деления общего объема реализации указанных товаров за год на 12.

10. Налогоплательщики, осуществляющие ввоз в Российскую Федерацию сигарет, и (или) папирос, и (или) сигарилл, и (или) биди, и (или) кретека, исчисляют суммы акциза по указанным подакцизным товарам в период с 1 сентября по 31 декабря (включительно) каждого календарного года с учетом коэффициента Tв, определяемого в следующем порядке:

в случае, если совокупный объем в натуральном выражении ввезенных в Российскую Федерацию налогоплательщиком с начала календарного месяца подакцизных товаров (Vвнп), указанных в абзаце первом настоящего пункта, превышает среднемесячный совокупный объем ввезенных в Российскую Федерацию налогоплательщиком указанных подакцизных товаров в предыдущем календарном году (Vвср), значение коэффициента Tв = 1 + 0,3 x (Vвнп - Vвср) / Vвнп (значение коэффициента Tв округляется до второго знака после запятой в соответствии с действующим порядком округления);

в иных случаях коэффициент Tв принимается равным 1.

Коэффициент Tв применяется налогоплательщиком самостоятельно при исчислении подлежащей уплате суммы акциза в отношении ввозимой в Российскую Федерацию партии подакцизных товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в отношении которой произошло превышение, предусмотренное абзацем вторым настоящего пункта, и каждой последующей партии товара, ввозимой в Российскую Федерацию в течение указанного в абзаце втором настоящего пункта календарного месяца.

Для подтверждения объемов подакцизных товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, ввезенных в Российскую Федерацию в период с 1 сентября по 31 декабря (включительно) каждого календарного года, налогоплательщик обязан представлять в таможенный орган отчет об объемах ввезенных в Российскую Федерацию подакцизных товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, на бумажном носителе или в электронной форме по форме и форматам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

Отчет представляется в таможенный орган, в котором осуществляется таможенное декларирование товаров (уплата акциза в отношении товаров, ввезенных в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза), одновременно с подачей таможенной декларации на товары (заявления об уплате акциза в отношении товаров, ввезенных в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза).

В целях настоящего пункта среднемесячный совокупный объем ввезенных в Российскую Федерацию налогоплательщиком подакцизных товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, определяется путем деления общего объема ввезенных в Российскую Федерацию указанных товаров за календарный год на 12.

Судебная практика по акцизам. Январь 2012 года

Суд признал недействительным решение налогового органа о привлечении к ответственности за неисполнение обязанности по исчислению и уплате акциза, поскольку в случае, если реализация товаров на заявленные к освобождению от акциза суммы отсутствует, то при непредставлении документов, подтверждающих факт экспорта на требуемую сумму, у налогоплательщика не возникает обязанности уплатить акциз, так как отсутствует сам объект обложения.

Как установлено судами, по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом налоговой декларации по акцизам на табачные изделия инспекцией вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, обществу начислены пени, предложено уплатить акциз на табачные изделия, штрафы, пени.

В ходе проверки инспекцией установлено, что обществом (поставщик) заключен договор (покупатель), которым предусмотрена поставка сигарет на экспорт. На основании данных договоров общество поставляло табачные изделия в адрес покупателей.

Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы инспекции о том, что обществом не исполнена обязанность по исчислению и уплате акциза по неподтвержденному экспорту по факту обнаружения недостачи сигарет и возврата денежных средств покупателю продукции, а также непоступления валютной выручки за февраль 2010 года, поскольку документы, предусмотренные пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации, представлены заявителем не в полном объеме, в связи с чем общество обязано уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.

Решением Федеральной налоговой службы поданная обществом апелляционная жалоба на решение инспекции оставлена без удовлетворения, решение инспекции утверждено и признано вступившим в законную силу.

Не согласившись с принятыми решениями, общество обратилось в арбитражный суд.

Позиция суда

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения акцизами признаются операции по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров.

В целях главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе признается реализацией подакцизных товаров.

Одновременно с этим в статье 183 Налогового кодекса Российской Федерации приведен перечень не подлежащих обложению операций.

В подпункте 4 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации поименованы операции по реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли.

В подтверждение факта вывоза товаров за пределы Российской Федерации в таможенном режиме экспорта налогоплательщик обязан представить в налоговый орган комплект документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговые органы представляются: копии контрактов налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров; платежные документы и выписка банка, которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке; копии грузовых таможенных деклараций с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии товаросопроводительных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации.

В соответствии со ст. 179 НК РФ налогоплательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, совершающие операции, признанные объектом налогообложения акцизами. В частности, обязанность по уплате акциза возникает у налогоплательщика при реализации произведенных им подакцизных товаров, при передаче лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов), при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации (ст. 182 НК РФ).

Статья 181 НК РФ содержит перечень подакцизных товаров, к которым относятся этиловый спирт, спиртосодержащая, алкогольная продукция, табачная продукция, пиво, автомобильный бензин, дизельное топливо, прямогонный бензин и др.

Анализ ст. 182 НК РФ показывает, что реализация подакцизных товаров признается объектом налогообложения, если она осуществляется непосредственными производителями этих товаров. Единственной операцией, признаваемой объектом обложения акцизами и совершаемой не производителями подакцизных товаров, является продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов (или других уполномоченных органов) конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность (подп. 6 п. 1 ст. 182 НКРФ).

Арбитражными судами рассмотрено несколько аналогичных дел, касающихся правомерности включения лицами, не имеющими свидетельств на осуществление операций с нефтепродуктами, в состав расходов по единому налогу, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу сумм акциза. По указанным делам юридические лица и индивидуальные предприниматели заключали договоры комиссии с организациями, зарегистрированными в качестве лиц, осуществляющих операции с нефтепродуктами. Согласно договору комиссии комиссионер по поручению комитента приобретал и реализовывал горюче-смазочные материалы (далее - ГСМ). Комитент выплачивал комиссионеру вознаграждение за исполнение поручения, а также суммы акциза, которые договором комиссии были отнесены на счет комитента. Уплаченные комиссионеру денежные суммы он относил на расходы при исчислении налога на доходы физических лиц, единого налога.

Налоговые органы посчитали включение в расходы сумм акциза неправомерным, что послужило основанием для доначисления налоговых платежей.

Вопрос о правомерности уменьшения налоговой базы на суммы акциза, судом разрешался по-разному, в зависимости от представленных налогоплательщиком доказательств того, был ли акциз включен в стоимость нефтепродуктов, реализованных комиссионером.

По делу № А60-964/2007-С8 суды первой и апелляционной инстанций (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 февраля 2007 г. по делу № А60-964/2007-С8, оставленное без изменений постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2007г. № 17АП-2189/2007-АК4 ) пришли к выводу, что общество (комитент) не вправе было включать суммы акцизов в состав расходов по единому налогу, исходя из следующего.

В силу подп. 3 п. 1 ст. 182 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2005 г. № 74-ФЗ «О внесении изменений в ст. 182 части второй Налогового кодекса Российской Федерации») объектом налогообложения акцизами признаются операции по получению нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство (свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами).

В соответствии с подп. 3 и. 4 ст. 199 НК РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации») сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в подп. 3 п. 1 ст. 182 НК РФ, в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, не имеющему свидетельства, включается в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов.

Уплаченная комиссионером при приобретении нефтепродуктов сумма акциза в стоимость ГСМ для дальнейшей реализации комитентом не включалась, а была отнесена на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по единому налогу, о чем свидетельствуют книга учета доходов и расходов, оборотная ведомость движения средств по счету с расшифровкой по ГСМ.

Напротив, по делам № А60-12547/2007-С6, А60-960/2007-С10 суды (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 сентября 2007 г. по делу № А60-12547/2007-С6, оставленное без изменений постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2007 г. № 17АП-8108/2007-АК; решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 марта 2007 г. по делу № А60-960/2007-С10, оставленное без изменений постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2007 г. № 17АП-3 35 7/2007-АК, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 сентября 2007 г. № Ф09-7078/07-С2) пришли к противоположному выводу, что включение комитентом в состав расходов сумм, уплаченных комиссионеру за приобретенные нефтепродукты, в том числе суммы акцизов, является правомерным, исходя из следующих обстоятельств. В книге учета доходов и расходов комитента нашли отражение суммы расходов по акцизам на ГСМ, приобретенные комиссионером для дальнейшей реализации. Согласно расчету формирования прибыли комитента суммы акциза включены в стоимость приобретенного подакцизного товара.

В судебно-арбитражной практике споры по налогообложению акцизами в основном связаны с установлением правомерности использования налоговых вычетов и льгот в виде освобождения от налогообложения акцизами.

В соответствии со ст. 200 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. В частности, вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

Из содержания данной нормы следует, что воспользоваться правом на уменьшение суммы акциза на налоговые вычеты налогоплательщик может в случае, если будут соблюдены два условия: суммы акцизов были предъявлены продавцом и уплачены налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров или они были уплачены налогоплательщиком при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, выпущенных в свободное обращение; приобретенные или ввезенные подакцизные товары в дальнейшем использовались в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

Таким образом, предъявление налогоплательщиком акциза к вычету производится при наличии доказательств его уплаты при приобретении (ввозе) подакцизных товаров и дальнейшего их использования в качестве сырья при производстве подакцизных товаров. Каких-либо иных условий для предъявления акциза к вычету Кодекс не предусматривает.

Так, по делу № А60-21261/2007-С8 (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 ноября 2007 г. по делу № А60-21261/2007-С8, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2008 г. № 17АП-77/2008-АК, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 апреля 2008 г. № Ф09-2079/08-С2) общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа, которым налогоплательщику доначислены суммы акциза. Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод инспекции о том, что общество неправомерно предъявило к вычету суммы акцизов, уплаченных при приобретении спиртованного настоя, использованного при производстве водки, поскольку ГОСТом, регламентирующим ее производство на территории Российской Федерации, применение спиртованных настоев в качестве основного сырья при производстве водки не предусмотрено.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменений судами вышестоящих инстанций, заявленные требования удовлетворены, при этом суды исходили из того, что налогоплательщик выполнил все предусмотренные ст. 200 - 201 НК РФ условия для применения налоговых вычетов по акцизам, а именно доказал факты оплаты сумм акциза при приобретении подакцизного товара и его дальнейшего использования в качестве сырья при производстве других подакцизных товаров.

Довод налогового органа о том, что общество не вправе применять вычет по приобретенному спиртованному настою, использованному в качестве основного сырья в нарушение нормативных документов, регламентирующих производство алкогольной продукции, судом не принят во внимание, поскольку нормами ст. 22 НК РФ такого основания для отказа в применении вычетов по акцизам, как несоответствие продукции ГОСТу, не предусмотрено (Аналогичный вывод содержится в постановлениях Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 марта № 17АП-1017/2007-АК по делу № А60-35722/2006-С8, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 мая 2007 г. № Ф09-3581/07-С2, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 августа 2007 г. № 9926/07 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).

Порядок применения налоговых вычетов по акцизам установлен ст. 201 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 201 НК РФ вычеты, предусмотренные п. 1 - 4 ст. 200 НК РФ, производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком подакцизных товаров либо предъявленных налогоплательщиком собственнику давальческого сырья (материалов) при его производстве, или на основании таможенных деклараций либо иных документов, подтверждающих ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации и уплату соответствующей суммы акциза, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 2 ст. 198 НК РФ в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах, соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой, за исключением случаев реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации и операций по реализации (передаче) прямогонного бензина налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, налогоплательщику, имеющему свидетельство на его

переработку, а также операций по реализации денатурированного этилового спирта налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство денатурированного этилового спирта, налогоплательщику, имеющему свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

В судебной практике возникает вопрос, может ли налогоплательщик использовать свое право на вычет сумм акциза по товарообменной операции, когда в их уплату передается товар.

По одному из дел, рассмотренному в порядке надзора (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 января 2007 г. №11251/06 по делу № А20-9445/2004), Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отменяя акты судов нижестоящих инстанций, посчитавших, что оплата сумм акциза товаром не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов, указал, что обязательное условие получения права на налоговый вычет - это наличие расчетных документов 8.

Перечень таких расчетных документов определен Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным указанием Центрального банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П. Согласно п. 2.3 Положения к данным документами относятся платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования и инкассовые поручения.

Таким образом, сумма акциза, предъявляемая поставщиком товара, должна быть уплачена покупателем этого товара на основании платежного поручения или иных предусмотренных законодательством расчетных документов, свидетельствующих о перечислении налогоплательщиком денежных средств, в том числе при товарообменных операциях, зачетах взаимных требований.

Аналогичный подход применяется и к ситуациям, когда оплата товара осуществляется путем передачи векселей. Арбитражные суды отказывают налогоплательщикам в применении вычетов по акцизам, если в подтверждение факта оплаты сумм акцизов не будут представлены расчетные документы и счета-фактуры (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. № 4594/07 по делу № А03-11117/06-21, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 апреля 2008 г. № Ф09-2186/08-С2 по делу № А76-6452/07).

Необходимо отметить, что уменьшение налоговых обязательств путем применения налогового вычета, отнесения на расходы затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу, в судебной практике расценивается как налоговая выгода.

По общему правилу, представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы (п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»).

В судебно-арбитражной практике наиболее спорным является вопрос о правомерности применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость в ситуации, когда налогоплательщиком соблюдены все условия, необходимые для принятия налога к вычету, но налоговым органом ставятся под сомнение реальность хозяйственной операции и достоверность документов, которыми налогоплательщик подтверждает обоснованность получения налоговой выгоды.

Однако при рассмотрении дел, связанных с налогообложением акцизами, арбитражные суды также производят оценку обоснованности налоговой выгоды. В случае если налоговым органом будет доказано, что представленные в обоснование правомерности налоговых вычетов по акцизам документы оформлены с нарушением законодательства (например, в нарушение п. 2 ст. 198 НК РФ в расчетных документах и счетах-фактурах сумма акциза не выделена отдельной строкой) либо содержат недостоверную информацию и не свидетельствуют о наличии реальных взаимоотношений налогоплательщика с контрагентами, в применении вычета по акцизам может быть отказано.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Арбитражная практика рассмотрения споров по акцизам


Письмо Федеральной налоговой службы
№ СД-4-3/7052@ от 15.04.2019

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо от 11.09.2018 по вопросу налогообложения акцизом объема алкогольной продукции при обнаружении недостачи, порчи, потери, лабораторных исследованиях, рекламе и сообщает следующее.

1. В отношении исчисления акциза при обнаружении недостачи, порчи или потерь алкогольной продукции сообщаем.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения акцизами признаются операции по реализации произведенных подакцизных товаров.

Согласно пункту 4 статьи 195 НК РФ при обнаружении недостачи подакцизных товаров дата их реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи (за исключением случаев недостачи в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

Таким образом, указанной нормой НК РФ недостача подакцизных товаров - алкогольной продукции (сверх норм естественной убыли) определена как их реализация и, соответственно, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 182 НК РФ как объект налогообложения акцизами (данная позиция подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 09.02.2017 № 03-13-05/7076).

При этом на основании Методических рекомендаций по разработке норм естественной убыли, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 31.03.2003 № 95, к естественной убыли не следует относить технологические потери и потери от брака, а также потери товарно-материальных ценностей при их хранении и транспортировке, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты товаров от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования.

В этой связи производитель алкогольной продукции должен исчислить и уплатить акциз по всему объему реализованной алкогольной продукции, включая объем ее порчи (брака) и потерь при хранении и транспортировке, за исключением случаев недостачи в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2. В отношении исчисления акциза при лабораторных исследованиях и рекламе алкогольной продукции сообщаем.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 182 НК РФ в целях главы 22 «Акцизы» НК РФ передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 182 НК РФ передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд признается объектом налогообложения.

При передаче производителем алкогольной продукции в лабораторию для исследования этой продукции право собственности не переходит, а также данная алкогольная продукция не используются для собственных нужд производителя.

Учитывая изложенное, объемы такой алкогольной продукции, передаваемой производителем в лабораторию для исследования продукции в пределах норм, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТом, ОСТом, ТУ), налогообложению акцизами не подлежат (данная позиция подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20.02.2008 № 03-07-06/13).

При этом при проведении рекламы производитель алкогольной продукции фактически осуществляет передачу прав собственности на подакцизный товар неопределенному кругу лиц, участвующих в рекламе продукции.

Таким образом, передача производителем алкогольной продукции, осуществляющим проведение рекламы, является реализацией подакцизной продукции на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 182 НК РФ и, соответственно, признается объектом налогообложения акцизом (данная позиция подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 26.03.2014 № 03-07-15/13255, а также судебной практикой - постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.11.2014 по делу № А40-14888/14).

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Читайте также: