Учет запасных частей в налоговом учете

Опубликовано: 20.09.2024

Бухучет и отчетность

Как следует из содержания вопроса, договор с подрядчиком предусматривает поставку запчастей с резервом непосредственно для проведения ремонтных работ конкретного объекта оборудования. То есть расходы на их приобретение (включая резервные материалы и комплектующие), определенные договором, сметами или другими расчетными документами, могут полностью подлежать включению в стоимость ремонта оборудования.

Таким образом, стоимость комплектов запасных частей и принадлежностей (ЗИП) даже в том случае, если они не будут использованы в процессе ремонта, входит непосредственно в стоимость ремонтных работ, отражаемую в бухгалтерском учете.

Вместе с тем после окончания ремонта комплекты ЗИП переходят в собственность заказчика, что должно найти свое отражение и в бухгалтерском учете.

Порядок бухгалтерского учета материально-производственных запасов регулируется ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (далее - ПБУ 5/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания по учету материально-производственных запасов).

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов и Инструкция), для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке) предназначен счет 10 "Материалы".

На субсчете 10-5 "Запасные части" учитываются наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также автомобильных шин в запасе и обороте. Здесь же учитывается движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях организаций, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах.

Полагаем, что на основании п. 8 ПБУ 9/99 "Доходы организации", Плана счетов и Инструкции поступление комплектов ЗИП в данном случае можно отразить записью:

Дебет 10 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"

- приняты к учету комплекты ЗИП исходя из цен, указанных в акте выполненных работ (п. 9 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов").

В дальнейшем при передаче комплектов ЗИП в эксплуатацию их стоимость списывается на соответствующие счета учета затрат. Если указанные комплекты непосредственно используются при эксплуатации технологического оборудования и на склад не передаются, то моменты их оприходования и передачи в эксплуатацию могут совпадать.

По нашему мнению, возможны и иные подходы к данной ситуации.

В свое время Минфин России (письмо от 01.03.2010 N 03-03-06/1/96), рассматривая схожую ситуацию в контексте налогового учета, пришел к выводу, что затраты на приобретение резервных комплектов запасных частей для ремонта основных средств учитываются в составе налоговой базы по налогу на прибыль организаций как расходы на ремонт основных средств в соответствии с положениями ст. 260 НК РФ.

Основанием указанных разъяснений послужило то, что ". согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденному приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. ".

При этом в силу п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Полагаем, что, учитывая сказанное, организация может установить аналогичный порядок учета комплектов ЗИП и в бухгалтерском учете.

Третий подход при рассмотрении указанной ситуации заключается в следующем.

Комплекты резервных запасных частей предназначались непосредственно для проведения ремонтных работ конкретного объекта оборудования, что было предусмотрено сметами или другими расчетными документами. В ситуации, когда по каким-либо причинам ЗИПы не были использованы при проведении ремонтных работ, можно прийти к выводу, что стоимость фактически законченных ремонтных работ подлежит корректировке в сторону уменьшения на стоимость неиспользованных ЗИПов.

При условии выделения в сметах и актах выполненных работ стоимости таких запасных частей такая операция подлежит отражению в бухгалтерском учете проводкой "Дебет счета 10 "Материалы", субсчет 5 "Запасные части", Кредит счета 20 "Основное производство", что предусматривает и План счетов.

В настоящее время мы не располагаем официальными разъяснениями уполномоченных органов по данному вопросу.

В сложившейся ситуации Вам следует самостоятельно определить порядок учета комплектов ЗИП и отразить этот порядок в учетной политике организации.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

28 января 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 1

Основными хозяйственными операциями транспортной компании, которые бухгалтер участка "Материалы" отражает в учете, являются, конечно же, поступление, списание, а также движение запасных частей. Кроме этого, в процессе деятельности выявляются вполне жизнеспособные детали и узлы, полученные в результате демонтажа транспортных средств. Трудности у бухгалтеров возникают и при учете запчастей, которые были подвергнуты ремонту. В данной статье уделено внимание бухгалтерскому аспекту таких операций.

Принятие запасных частей на учет Общие правила

Чтобы грамотно организовать бухгалтерский учет запасных частей в организации транспорта, следует воспользоваться рекомендациями, изложенными в ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее - Указания по учету МПЗ), Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте .

Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

Итак, запасные части подлежат оприходованию на учет по общим правилам, а именно: МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. п. 5, 6 ПБУ 5/01).

Для учета запасных частей Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрен отдельный субсчет к счету 10 "Материалы" - 10-5 "Запасные части", на котором учитываются их наличие и движение. Бухгалтер транспортной организации при приеме на учет от поставщика запасных частей приходует их в бухгалтерской программе, подробно описывая все технические параметры, дабы не произошло ошибки при их дальнейшем списании из-за большого количества аналогичных наименований МПЗ. Для контроля при списании запасных частей бухгалтер обычно прибегает к помощи компетентного лица (например, начальника гаража (иного лица, уполномоченного давать разрешение на осуществление ремонта ТС)), который хорошо ориентируется и в наименованиях поставщиков запасных частей, и в датах приобретения комплектов для ремонта. Корреспондирующими счетами к счету 10 могут выступать счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", а также 71 "Расчеты с подотчетными лицами", если покупка запчастей осуществляется через подотчетных лиц транспортной организации.

Пример 1. ООО "Транспортная компания" приобрело для замены новый аккумулятор для автомобиля "КамАЗ" стоимостью 7670 руб. (в том числе НДС - 1170 руб.).

В бухгалтерском учете транспортной компании будут сделаны следующие записи:

Запчасти получены при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации ОС

В бухгалтерском учете запасные части могут появиться на балансе не только в результате их покупки именно по назначению (для осуществления ремонта транспортного средства), но и в результате демонтажа. Например, после аварии выявляются пригодные для эксплуатации либо подлежащие сдачи в металлолом запасные части. Такие хозяйственные операции в бухгалтерском учете находят свое отражение по дебету счета 10, субсчета 10-5 (для запасных частей, пригодных к эксплуатации), 10-6 "Прочие материалы" (для запасных частей, которые не могут быть использованы как таковые в данной организации (металлолом, утильсырье)), и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы" (п. 79 Указаний по учету МПЗ, Инструкция по применению Плана счетов).

Пунктом 9 ПБУ 5/01 установлено, что фактическая себестоимость запасных частей, остающихся от выбытия транспортных средств, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Для целей ПБУ 5/01 под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. Кстати, приходуются такие запчасти на дату списания транспортного средства. Для удобства большинство бухгалтеров в бухгалтерском учете используют ту же стоимость запчастей, что и в налоговом учете.

Пример 2. В результате выбытия ТС транспортной компанией оприходованы на баланс организации запасные части, пригодные для эксплуатации, по цене 3600 руб. (стоимость определена по заключению комиссии).

В бухгалтерском учете транспортной компании будет сделана следующая запись:

Запасные части получены в результате замены действующих запчастей на новые

Случаи, при которых происходит замена одних запчастей на аналогичные, могут быть разными: это и текущий (капитальный) ремонт ТС, и установка тюнинг-комплектующих для автомобиля. Иногда в процессе замены выявляются запасные части, пригодные для дальнейшей эксплуатации (либо те, что будут пригодны после осуществления ремонтных работ). Задача бухгалтера - грамотно их оприходовать. Как и в предыдущем примере, для отражения такой хозяйственной операции в бухгалтерском учете будет иметь место проводка по дебету счета 10, субсчет 10-5, кредиту счета 91, субсчет 91-1.

Отметим, что в соответствии с п. 12 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость МПЗ, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению. О чем эта норма?

Формирование первоначальной стоимости МПЗ будет зависеть от того, пригодна ли запасная часть к дальнейшему использованию или требует обязательного ремонта. В первом случае бухгалтер примет ее в качестве материалов по рыночной стоимости (в сумме, утвержденной комиссией). Если же по прошествии времени транспортная компания примет решение о ремонте - затраты на его осуществление не увеличат уже сформированную первоначальную стоимость, а будут списываться на расходы текущего месяца.

Если же запасная часть отдана в автосервис для проведения ремонтных работ сразу же после снятия с автомобиля - себестоимость МПЗ формируется с учетом фактических затрат организации на их доставку и приведение в состояние, пригодное для использования (основание - п. п. 9, 11 ПБУ 5/01). Это подтвердил и Минфин в Письме от 10.09.2007 N 03-03-06/1/656. Иными словами, бухгалтер транспортной организации увеличит стоимость запасной части (которая учитывается на счете 10-5) на стоимость ремонтных работ.

Пример 3. В результате проведения тюнинг-работ автомобиля "Газель", принадлежащего ООО "Транспортная компания", была осуществлена замена бортовой платформы. Рыночная стоимость снятой с автомобиля запасной части (согласно заключению комиссии) составляет 10 000 руб. После того, как старую платформу установили на другой автомобиль, было решено провести кузовные и покрасочные работы. Стоимость ремонтных работ составила 7080 руб. (в том числе НДС - 1080 руб.).

В бухгалтерском учете транспортной компании будут сделаны следующие записи:

Так как бортовая платформа, снятая с тюнингованного автомобиля, была готова к эксплуатации и установлена на другой автомобиль, стоимость дальнейших ремонтных работ не увеличивает фактическую себестоимость детали, а списывается на затраты текущего месяца.

Отпуск запасных частей Общие правила

При отпуске МПЗ в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО).

Как известно, применение одного из указанных способов по группе (виду) МПЗ производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики (п. 16 ПБУ 5/01).

Пример 4. Воспользуемся данными примера 1. Допустим, ООО "Транспортная компания" отпуск МПЗ в производство осуществляет способом "по средней себестоимости". На балансе организации числятся несколько автомобильных аккумуляторов с аналогичными техническими свойствами, но приобретенных по разной цене (а именно 4600 руб., 5400 руб. и 5330 руб. без учета НДС). Несмотря на то что в эксплуатацию передан аккумулятор, отраженный в балансе по цене 5330 руб., в учете на дату передачи в эксплуатацию отразится иная сумма.

В бухгалтерском учете транспортной компании будет сделана следующая запись:

Частности.

Дальнейшая судьба запчастей, полученных в результате демонтажа, может складываться по-разному. Возможна их продажа в виде отдельных блоков либо сдача в металлолом специализированной организации. Иногда демонтированные запасные части в дальнейшем планируется использовать для ремонта автомобилей аналогичной марки.

Как уже рассматривалось выше, отпуск материалов в производство и иное их выбытие производятся способом, закрепленным в учетной политике организации. В то же время независимо от выбранного способа запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой их единицы (п. 17 ПБУ 5/01). Это, по мнению автора, как раз можно отнести к нашей ситуации.

Пример 5. ООО "Транспортная компания" после случившейся аварии с участием принадлежащего ей автомобиля ГАЗ 33-07 и последующего демонтажа не подлежащего восстановлению ТС сдало его на специализированный пункт приема металлолома. После произведенной оценки металлолом был оприходован в бухгалтерском учете по рыночной стоимости - 8000 руб.

Так как в данной статье мы рассматриваем только вопросы бухгалтерского учета, расчеты с бюджетом по НДС при реализации запасных частей, в том числе при сдаче металлолома, не приводятся.

Документальное оформление

Принятие на учет запасных частей оформляется в зависимости от способа их поступления. Если транспортная организация приобретает запчасть у поставщика, первичным документом служат товарная накладная (форма N ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132), а также приходный ордер (форма N М-4, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а). Если же запасные части приходуются на баланс организации в результате выбытия транспортных средств, унифицированной формы бланка для этих целей не предусмотрено и его следует разработать самостоятельно. Благо нормативные документы по учету МПЗ нам это позволяют: исходя из конкретных условий деятельности организации последняя может, помимо форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению материально-производственных запасов. При этом указанные формы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (п. 100 Указаний по учету МПЗ). Причем данные о принятых на учет запасных частях должны соответствовать данным, указанным в разд. 4 "Сведения о принятии к бухгалтерскому учету демонтированных основных деталей и узлов" акта о списании автотранспортных средств (форма N ОС-4а, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7).

Одним из первичных учетных документов по отпуску запасных частей со складов организации является требование-накладная формы N М-11 (п. 100 Указаний по учету МПЗ).

Четких указаний по документальному оформлению проведения ремонтных работ ТС в настоящее время нет. Приведем для примера некоторые документы, которые используют в работе транспортные компании и которые, по мнению автора, позволяют экономически обосновать проведение ремонтных работ. Итак, первое, что целесообразно осуществить, - осмотр автомобиля, что фиксируется путем составления соответствующего акта. В нем должны быть отражены наименование деталей, подлежащих замене, и их дальнейшее назначение (ремонт, сдача в металлолом, утиль). Повторим, что эти документы должны быть разработаны и утверждены в учетной политике транспортной организации. Неплохо было бы оформить акт установки, который обеспечит контроль за движением запасных частей, как для работников финансовой службы, так и непосредственно для работников транспортной службы, ответственной за проведение ремонта. Кроме того, понадобится документ, с помощью которого снятые и пригодные (не пригодные) к эксплуатации запасные части можно оприходовать на баланс, - акт об оприходовании запасных частей или металлолома.

При ремонте транспортного средства приходуются запчасти, бывшие в употреблении. Предполагается дальнейшее их использование при ремонте других транспортных средств. Можно ли учитывать их в количественном выражении? Если нет, то можно ли приходовать запасные части по цене лома? Какими документами оформить? Как правильно отразить операции в налоговом и бухгалтерском учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

1. Учет любых ТМЦ, в том числе бывших в употреблении, но пригодных для использования и оприходованных после ремонта транспортных средств исключительно в количественном выражении как в бухгалтерском, так и в налоговом учете недопустим.

2. Стоимость полученных в результате ремонта МПЗ должна найти отражение в составе прочих доходов в бухгалтерском учете и внереализационных доходов - в налоговом учете.

3. В качестве первичных документов для оприходования запчастей может быть использован либо акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма N М-35), либо приходный ордер (форма N М-4), утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а.

4. В налоговом учете организации стоимость запасных частей и деталей (узлов), полученных в ходе ремонта, отражается как внереализационных доход и одновременно учитывается как материальные расходы в размере суммы налога на прибыль (20%), уплаченного с указанного внереализационного дохода.

Обоснование вывода:

Оценка МПЗ

Минфин России в письме от 15.09.2005 N 03-03-04/1/189 высказал мнение об экономической тождественности доходов в виде материалов и запчастей, полученных в ходе ремонта, и в виде полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств.
Согласно п. 5 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (далее - ПБУ 5/01) материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость МПЗ, в том числе остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Для целей ПБУ 5/01 под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов (п. 9 ПБУ 5/01).

Аналогичные положения содержаться в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания). Так, согласно п. 15 Методических указаний запасы, как приобретенные (полученные) от других организаций, так и изготовленные силами организации, учитываются по фактической себестоимости с учетом особенностей, указанных в п.п. 16-19 Методических указаний.

Пунктом 16 Методических указаний, в частности, установлено, что фактическая себестоимость запасов, в том числе остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Таким образом, учет МПЗ исключительно в количественном выражении как в бухгалтерском, так и в налоговом учете недопустим, в том числе ввиду того, что стоимость полученных в результате ремонта МПЗ должна найти отражение в составе прочих доходов (п.п. 8-9 ПБУ 9/99 "Доходы организации") и внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

Оценка оприходованных после ремонта бывших в употреблении, но подлежащих дальнейшему использованию, запчастей для целей бухгалтерского учета производится по стоимости, которая может быть получена в результате их реализации. Она, по нашему мнению, и должна быть признана рыночной стоимостью.

Первичные документы

Первичным документом для оприходования материалов и запчастей является либо акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма N М-35), либо приходный ордер (форма N М-4). Обе формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а.
Форма М-4 применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей.

Как следует из указаний по применению и заполнению, форма М-35 применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ. По нашему мнению, она же может быть использована при оформлении оприходования пригодных к использованию запчастей, после ремонта транспортного средства.

При этом в форму можно внести соответствующие изменения, утвердив измененную форму приложением к учетной политике организации.

Бухгалтерские записи

Ситуации, когда принятые к вычету суммы НДС подлежат восстановлению, перечислены в п. 3 ст. 170 НК РФ. Перечень случаев является исчерпывающим, следовательно, в рассматриваемой ситуации НДС восстановлению не подлежит.

В бухгалтерском учете должны быть отражены следующие записи:

Дебет 10 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- оприходованы запчасти, пригодные к дальнейшему использованию по рыночной цене с отражением их стоимости в прочих доходах организации;
Дебет 20 (23, 25) Кредит 10
- запчасти использованы по назначению в производстве (ремонте служебного транспорта).

Налоговый учет

Абзацем 2 п. 2 ст. 254 НК РФ установлено, что стоимость МПЗ, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (ОС), а также при ремонте ОС, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного п. 13 и п. 20 ст. 250 НК РФ.

В соответствии с п. 13 и п. 20 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации ОС (за исключением случаев, предусмотренных пп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ), а также доходы в виде стоимости излишков МПЗ и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

Несмотря на то, что нормами п. 13 и п. 20 ст. 250 НК РФ не предусмотрена ситуация оприходования МПЗ в случае непосредственно ремонта ОС, Минфин России, например, в письме от 06.10.2009 N 03-03-06/1/647 высказал мнение, что налогоплательщик вправе принять к налоговому учету материалы, полученные при ремонте ОС, по стоимости, определяемой в порядке, установленном абзацем 2 п. 2 ст. 254 НК РФ. То есть по стоимости, определенной как сумма налога на прибыль, исчисленная с внереализационного дохода в виде МПЗ, бывших в употреблении, оприходованных при ремонте ОС.

Кроме того, в письме Минфина России от 10.09.2007 N 03-03-06/1/656 высказано следующее мнение. В налоговом учете организации стоимость запасных частей и деталей (узлов), полученных в ходе ремонта, отражается как внереализационных доход и одновременно учитывается как материальные расходы в размере суммы налога на прибыль, уплаченного с указанного внереализационного дохода.

При этом указано, что в целях налогообложения прибыли организаций бывшие в употреблении восстановленные детали и узлы, используемые при ремонте вагонов, не могут учитываться как возвратные отходы.

Однако остается неясным, в какой сумме должен быть определен внереализационный доход. К сожалению, Минфин не разъясняет в своих письмах этот вопрос. По нашему мнению, доход определяется исходя из рыночной цены деталей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

14 декабря 2009 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Наше предприятие на ЕНВД, вид деятельности – авторемонтные работы. С 2005 года собираемся при автосервисе сделать свой склад запасных частей, включать запчасти в стоимость заказ-наряда по выполнению ремонтных работ и пробивать по кассе одной суммой. Но, как это часто бывает, клиенты захотят купить что-то без установки, то есть просто запчасти.

Каким образом отразить это в учете? Не попадет ли это под ЕНВД как магазин?

Согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении в том числе предпринимательской деятельности по оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 Гражданского кодекс РФ).

В соответствии со ст. 783 Гражданского кодекса РФ общие положения о подряде (статьи 702-729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739 ГК РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Согласно п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Авторемонтные работы выполняются Вашей организацией по заданию Ваших клиентов (автовладельцев) и оплачиваются ими.

Согласно п. 1 ст. 704 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика – из его материалов, его силами и средствами.

В соответствии с п. 2 ст. 709 ГК РФ цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

Поэтому когда Вы в ходе выполнения ремонтных работ устанавливаете ранее приобретенные Вами запасные части, а клиенты Вам их оплачивают, это не считается реализацией, продажей данных запасных частей.

В случае, если запасные части Вы будете передавать клиентам за плату без проведения каких-либо работ с использованием данных запасных частей, то, разумеется, такая деятельность уже не может быть признана работой, осуществляемой в рамках договора подряда.

В этом случае запасные части являются товаром, Ваша организация – продавцом, а Ваши клиенты – покупателями.

То есть Вы осуществляете торговлю запасными частями.

Согласно п.п. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении, в частности, такого вида предпринимательской деятельности, как розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

Согласно ст. 346.27 НК РФ розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.

Таким образом, если Вы будете наряду с деятельностью по ремонту автотранспортных средств вести торговлю запасными частями за наличный расчет, Вы обязаны будете уплачивать ЕНВД по двум основаниям: в отношении деятельности по оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств (п.п. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ) и в отношении розничной торговли (п.п. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

В бухгалтерском учете приобретенные для проведения ремонтных работ запчасти приходуются на счет 10 «Материалы», а приобретенные для продажи – на счет 41 «Товары».

Если Вы не знаете, какие именно запчасти и в каком количестве Вы будете продавать, то все приобретенные запасные части можно учесть на счете 10 «Материалы».

В случае, если операции по реализации (продаже) запчастей являются разовыми, осуществляются нерегулярно, то такую реализацию можно оформить как отпуск материалов на сторону, не отражая в бухгалтерском учете переход запасных частей из материалов в товары.

В таком случае необходимо сделать следующие записи:

– отражена задолженность покупателя за переданные запчасти;

– списана себестоимость переданных запчастей;

– поступили денежные средства в оплату переданных запчастей.

Если продажа запчастей будет осуществляться регулярно, правильнее будет списывать запчасти со счета 10 «Материалы» на счет 41 «Товары» и списывать их при реализации со счета 41.

Так поступить предписывает раздел 5 «Учет товаров в неторговых организациях» Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н.

При этом выручку следует показывать по счету 90 «Продажи».

Бухгалтерские записи в таком случае будут следующими.

– отражена задолженность покупателя за переданные запчасти;

– списана себестоимость переданных запчастей;

– поступили денежные средства в оплату переданных запчастей.

ТОО, ОУР, плательщик НДС

У ТОО имеется упаковочный автомат в качестве основного средства. Получен комплект запасных частей для замены.

Как отразить в учете замену запасных частей основного средства?

В соответствии с положениями п. 8 МСФО (IAS) 16 «Основные средства» такие статьи, как запасные части, резервное оборудование и вспомогательное оборудование признаются в отчетности в соответствии с настоящим МСФО, если они отвечают определению основных средств. В противном случае такие статьи классифицируются как запасы.

Следовательно, комплект запасных частей к основному средству признается запасом.

Согласно положениям п. 35 МСФО (IAS) 2 «Запасы» некоторые запасы могут относиться на другие счета активов, например, запасы, использованные в качестве компонента основных средств, созданных собственными силами. Запасы, отнесенные на другие активы, признаются в качестве расходов на протяжении срока полезного использования соответствующего актива.

Согласно положениям п. 12 МСФО (IAS) 16 «Основные средства» организация не включает в балансовую стоимость объекта основных средств затраты на повседневное техническое обслуживание объекта. Эти затраты признаются в составе прибыли или убытка по мере их возникновения. Затраты на повседневное техническое обслуживание состоят, главным образом, из затрат на оплату труда и приобретение расходных материалов, а также могут включать стоимость мелких комплектующих частей. Назначение этих затрат часто описывается как «ремонт и текущее обслуживание» объекта основных средств.

В указанном в вопросе случае замена запасных частей в основном средстве не относится к текущему ремонту (повседневному техническому обслуживанию объекта), в связи с чем, нельзя приобретенный комплект запасных частей для основного средства отнести на расходы периода, необходимо отнести их стоимость на первоначальную стоимость основного средства.

Исходя из положений п. 13 МСФО (IAS) 16 «Основные средства» элементы некоторых объектов основных средств могут требовать регулярной замены. Например, печь может требовать смены футеровки по истечении установленного количества часов использования, а внутреннее оснащение самолета, например, сиденья или бортовая кухня, может подлежать неоднократной замене в течение срока службы фюзеляжа. Объекты основных средств также могут приобретаться для целей периодической замены, осуществляемой с меньшей регулярностью, например для замены внутренних перегородок в здании, или для того, чтобы произвести однократную замену. Организация включает в балансовую стоимость объекта основных средств затраты по частичной замене такого объекта в момент их возникновения, если удовлетворяются критерии признания. При этом балансовая стоимость заменяемых частей списывается в соответствии с положениями настоящего стандарта о прекращении признания (см. п. 67-72 МСФО (IAS) 16 «Основные средства»).

Учитывая положения п. 70 МСФО (IAS) 16 «Основные средства», если организация признает в балансовой стоимости объекта основных средств затраты на замену части этого объекта, то она прекращает признание балансовой стоимости замененной части вне зависимости от того, амортизировалась эта часть отдельно или нет. Если для организации практически невозможно определить балансовую стоимость замененной таким образом части, то организация может использовать величину затрат на замену как показатель стоимости замененной части на момент, когда она была приобретена или построена.

Бухгалтерские проводки:

Дебет 1310 Кредит 3310 – оприходование приобретенного комплекта запасных частей в состав запасов;

Дебет 2933 Кредит 1310 – списание приобретенного комплекта запасных частей на капитальный ремонт основного средства;

Дебет 2410 Кредит 2933 – отнесение накопленных расходов по капитальному ремонту на первоначальную стоимость основного средства;

Дебет 7410 Кредит 2410 – списание старых запасных частей из первоначальной стоимости основного средства.

Читайте также: