Вид налога с крестьян

Опубликовано: 16.05.2024

главная
Выведено слов: 50 из 1043

  • Вид спортивной мужской причёски
  • Зверь с яблоком на спине
  • Колючий, но симпатичный зверёк
  • Короткая "колючая" причёска
  • Короткая причёска
  • Короткая причёска с колючим названием
  • Котлетка или причёска
  • Почти лысая стрижка
  • Симпатичный колючий зверёк
  • Сухопутный собрат ёршика
  • У него дырочка в правом боку (песен.)
  • мужская причёска
  • причёска дыбом
  • резиновый свистун из песни
  • (6) ЁКАНЬЕ -
    • испуганные движения сердца
    • толчки сердца от испуга
    (4) ЁЛКА -
    • "берёт на лапу" игрушками
    • Главная героиня Новогодн. праздника
    • Дерево, приглашённое в гости
    • Детский новогодний праздник с играми и танцами
    • Домашнее дерево с 1 по 14 января
    • Зимний праздник в Кремле
    • Непременный новогодний атрибут
    • Новогодн. дерево со стеклян. "плодами"
    • Новогодний "склад" подарков
    • Пушистая новогодняя красавица
    • на фото женщина, певица
    • праздник со Снегурочкой
    • принарядившееся дерево
    (6) ЁЛОЧКА -
    • "Метель ей пела песенку”
    • Нарядная, которая на праздник к нам пришла
    • Обычный узор при укладке паркета
    • нарядная, что к нам пришла
    • срубленная под корешок
    (7) ЁМКОСТЬ -
    • Вместилище для жидких и сыпучих тел
    (5) ЁРНИК -
    • Да он просто издевается!
    • Озорник и безобразник, пустой шутник и повеса
    • Озорной гуляка и повеса (устар.)
    • Повеса волокита, насмешник
    • Повеса, озорник (устар.)
    • Старое название повесы
    (3) ЁРШ -
    • "Опьяняющая" рыба
    • Какую рыбу можно выпить?
    • Пиво без водки - деньги на ветер, а пиво с водкой - что будет
    • коктейль по-русски
    • колючий, но в уху пойдёт
    • скорпена
    (5) ЁРШИК -
    • "Шомпол" для мытья бутылок
    • Бутылочный "шомпол"
    • Чем чистят не только бутылку, но и дуло пистолета?
    • Шомпол для бутылок
    (3) ААВ -
    • Корифей эстонской оперы
    • Мэтр эстонской оперы
    • Опера "Викерцы" (эст. композитор)
    • Опера "Викерцы" (эстонский композитор)
    • Опера "Викинги" (эст. композитор)
    • Опера "Викинги" (эстонский композитор)
    • Эст. композитор и хоровой дирижёр
    • Эстонский композитор и дирижер, автор оперы "Викинги"
    • Эстонский композитор и хоровой дирижёр
    • Эстонский композитор, автор оперы "Викерцы"
    • Эстонский композитор, автор симфонический поэмы "Жизнь"
    • Эстонский композитор, автор хоровых песен "Утро", "Певец", "Хмель", "Исчез в ночи"
    • Эстонский корифей оперы
    • Эстонский мастер оперы
    (5) ААВИК -
    • эстонский композитор
    (3) ААК -
    • "Плывучий" голландец
    • Вид парусника
    • Др.-герм. судно для перевозки вин
    • Древнегерманск. парусная баржа
    • Древнегерманск. парусное судно
    • Древнегерманская парусная баржа
    • Древнегерманский парусник
    • Древнегерманское судно для перевозки вин
    • Древнее парусное грузовое судно
    • Древняя парусная баржа
    • Одномачтовое плоскодонное судно, использовавшееся на Нижнем Рейне для перевозки вин
    • Парусник-"голландец"
    • Парусное плоскодонное судно типа баржи
    • Парусный "голландец"
    (3) ААЛ -
    • Вид населенного пункта в Туве
    • Дух из оперы якутского композитора Г.И.Литинского "Нюргун Боотур"
    • Поселение у тувинцев-кочевников
    (7) ААЛБООТ -
    • Одномачтовая парусная лодка в Нидерландах
    (8) ААЛТОНЕН -
    • Финский скульптор, автор монументов: "Дружба", "Мир"
    (4) ААЛЫ -
    • Имя киргизского поэта Токомбаева
    (4) ААПА -
    • Безлесный тип болота на севере Евразии
    (5) ААРГХ -
    • Супермен из фантастических романов Андрея Белянина
    (4) ААРЕ -
    • Один из главных притоков Рейна
    • Приток Рейна в Швейцарии
    • Река Швейцарского плоскогорья
    • Река в Европе
    • Река в Швейцарии, левый приток Рейна
    • Река, рождённая в Бернских Альпах
    (5) ААРНЕ -
    • Финский фольклорист, автор фундаментального "Указателя сказочных типов"
    (5) ААРОН -
    • Библейский первосвященник
    • Брат и помощник пророка Моисея
    • Брат пророка Моисея
    • В Библии - первый первосвященник Еврейского народа, брат пророка и законодателя Моисея
    • Во время отсутствия Моисея именно он по требованию народа изготовил золотого тельца
    • Говорил с людьми по велению бога Яхве
    • Кто замещал библейского Моисея, пока тот общался с Яхве?
    • Кто из библейских героев превратил свой посох в змею на глазах у фараона?
    • Моисей был косноязычен, и вещать за него был вынужден старший брат, прозванный "устами Моисея". Как звали брата?
    • Первый ветхозаветный первосвященник
    • Первый первосвященник, брат Моисея
    • Первый священник из Ветхого Завета
    • Толмач при библейском Моисее
    • Элвис . Пресли
    (11) ААРОНОВЩИНА -
    • В старообрядчестве согласие, отделившееся во 2-й половине 18 века от филипповцев
    (5) ААРРА -
    • Бог в древнеарабской мифологии - покровитель города Босра
    • Бог плодородия у арабов
    (3) ААХ -
    • Бог Луны у египтян
    • В египетской мифологии - божество луны, почиталось в Фивах
    • Египетский бог Луны
    (4) ААЮН -
    • Город в Западной Сахаре, иначе Эль-Аюн
    (2) АБ -
    • "Вода" по-арабски
    (3) АБА -
    • Арабская мужская одежда, длинный шерстяной плащ с прорезями для рук, служивший и постелью
    • Левый приток Томи
    • На какой реке стоит город Прокопьевск?
    • Плащ у арабских кочевников
    • Редкое сукно и плащ из него
    • Шерстяной плащ бедуина
    • плащ у арабских народов
    (6) АБАГАР -
    • Печатный или цельногравированный молитвенник-амулет у болгар и сербов в XVII-XVIII веках
    (6) АБАДАН -
    • Город-порт в Иране
    • Иранский порт
    • Опера украинского композитора Ю.С.Мейтуса
    • Портовый город в Иране
    (4) АБАЖ -
    • Анидаг, Йагупоп, Нушрок, ..
    • Квакающий приятель Анидаг
    • Министр Йагупопа
    • Министр из свиты Йагупопа
    • Министр короля Йагупопа
    • Министр при дворе Йагупопа
    • Отрицательный персонаж "Королевства Кривых зеркал"
    • министр в правительстве Нушрока
    • приятель Нушрока (сказ.)
    • противник Оли и Яло (сказ.)
    (6) АБАЖУР -
    • "Колокол" на лампе
    • "Наряд" для настольной лампы
    • "Нахлобучка" для настольной лампы
    • "Парашют" над лампой
    • "Шапка" лампы
    • "Шляпа" для потолочной лампы
    • "Шляпка" для настольной лампы
    • "шляпа" для лампы
    • "шляпа" лампы
    • В четвертой по счету статье словаря Даля приводится синоним этого слова - "тенник"
    • Головной убор околпаченной лампы
    • Если защемляет нос пенсне, а носит монету портмоне, то что склоняет свет?
    • Зонтик над лампочкой
    • Колпак лампы
    • Колпак на лампе, создающий уют
    • Колпак настольной лампы
    • Колпак светильника
    • Колпак торшера
    • Колпак, которому все до лампочки
    • Колпак, создающий уют
    • Косо прорезанное тюремное окно
    • Лампочкина "шляпка"
    • Прикрытие для лампы
    • Световая покрышка
    • Скажите по-французски "отражающий свет"
    • Тряпичный собрат стеклян. плафона
    • Тряпичный собрат стеклянного плафона
    • У модницы шляпка, а что у лампы?
    • Чем "околпачен" светильник?
    • Шляпа для торшера
    • Шляпка светильника для создания нужной освещенности
    • колпак для лампы
    (4) АБАЗ -
    • Денежка персов
    • Древнеперсидская монета
    • Мелкая серебряная монета, распространённая в старину на Кавказе
    • Монета Древней Персии
    • Персидская мера веса, равная 368 гр
    • Старинная персидская монета
    • Эта иранская серебряная монета, широко распространенная в XVI-XVII вв в странах Кавказа, Ближнего Востока и Средней Азии, получила свое название по имени иранского шаха Аббаса I
    (6) АБАЗИН -
    • Представитель народа России (Карачаево-Черкессия)
    (8) АБАЗИНЕЦ -
    • Представитель северокавказского народа, родственного абхазам и адыгам
    (8) АБАЗИНКА -
    • Представительница северокавказского народа, родственного абхазам и адыгам
    (6) АБАЗИЯ -
    • Нарушение способности ходить при сохранности других движений ног
    (4) АБАЙ -
    • . Кунанбаев (поэт-просветитель)
    • Казахский поэт-просветитель
    • Поэт Кунанбаев
    (4) АБАК -
    • "Компьютер" древнего мира
    • Архитектурная деталь: плита над колонной
    • В архитектуре - верхняя часть капители колонны
    • Верхняя плита пилястры
    • Верхушка капители
    • Греческий предок калькулятора
    • Допотопные счёты древних греков
    • Древние счеты с пятеричной системой счисления
    • Именно этому предмету посвящена первая статья "Математического энциклопедического словаря"
    • Калькулятор Пифагора
    • Компьютер времен Дедала и Икара
    • Плита на верху капители
    • Пращур компьютера
    • Предок канцелярских счётов
    • С этого счетного устройства начинается история компьютера
    • Счёты Пифагора
    • Счёты времён Пифагора
    • Счёты для Пифагоровых расчётов
    • Счёты наших пращуров
    • доисторический компьютер
    • допотопные счёты
    • прапрадед компьютера
    (5) АБАКА -
    • Банан с Филиппин
    • Банан, родом с Филиппин. островов
    • Банан, родом с Филиппинских островов
    • Банановая пенька родом из Манилы
    • Бананово-текстильная пенька
    • Какое слово можно получить из слова "Кааба" путём перестановки букв
    • Манильская пенька
    • Манильский гашиш, растёт на Филиппинах
    • Пенька из Филиппин
    • Перевёртыш слова Акаба
    • Поменяйте буквы в слове "Акаба"
    • Филиппинская пенька
    • Филиппинский банан
    • Филиппинский текстильный банан
    • Что можно получить из слова "Кааба", если в нём поменять местами буквы
    • манильная пенька
    (6) АБАКАН -
    • "Облака плывут в . "
    • "Отец + река" по-хакасски
    • В Японии Токио, а что в Хакасии?
    • В какой город плывут облака из песни Александра Галича?
    • Впадает в Красноярское водохранилище
    • Город правительства Хакасии
    • Наша республиканская столица с двойником Эйфелевой башни
    • Переведите на хакасский язык "отец + река"
    • Река, впадающая в Енисей
    • Республика со столицей Хакасия
    • Столица Республики Хакасия
    • Столица Хакасии и приток Енисея
    • Хакасская река, лев. приток Енисея
    • Хакасская река, левый приток Енисея
    • Центр Республики Хакасия
    (5) АБАКО -
    • Итальянский композитор
    (8) АБАЛАКИН -
    • Малая планета
    (8) АБАЛАКОВ -
    • Известный советский альпинист, именем которого назван пик на Памире
    (7) АБАНДОН -
    • Отказ грузовладельца от своих прав на застрахованное имущество при уплате ему страховой суммы
    • Полная утрата судна
    (5) АБАНТ -
    • Прадед Персея
    • Сын Посейдона и нимфы Аретусы
    (6) АБАРИД -
    • Житель мифической страны гипербореев в древнегреческой мифологии
    (6) АБАРИС -
    • В греческой мифологии житель Гипербореи, прорицатель и жрец Аполлона
    (4) АБАС -
    • Циклоп из якутских мифов
    (5) АБАСИ -
    • Египетский хлопок
    • Хлопок из Египта
    (5) АБАЧА -
    • Глава государства Нигерия, председатель Временного правящего совета
    (8) АБАШИДЗЕ -
    • Грузинский поэт

    (c) Новый сканвордист - ответы на все сканворды 2021

    История налогообложения

    1. История налогообложения в мире

    История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

    Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

    Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

    Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

    • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
    • Дорожная пошлина
    • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
    • Сбор за ярлык для ослов
    • Налог на наследство
    • Сбор за обмен и размен денег
    • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
    • Сбор со скота
    • Налог на владение рабами
    • Налог в продовольственный фонд столицы
    • Земельный налог
    • Специальный налог на огороды
    • Налог на вино
    • Налог на пшеницу
    • Налог на огурцы и др.

    Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

    Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

    Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

    В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

    Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

    Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

    Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

    После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

    Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

    В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

    Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

    На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

    В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

    Подушная подать (подушный налог, подушный оклад) – это вид налога, подати, когда налог взимается в одинаковом или примерно одинаковом размере с каждого подлежащего обложению человека, по результатам переписи.

    Подушная подать введена в 1724 году Петром 1, заменив подворное обложение.

    Этим налогом облагалось всё мужское население податных сословий независимо от возраста (т.е. все кроме дворян и духовенства).

    Причины введения подушной подати:

    • подворное обложение было неэффективным, так крестьяне часто объединяли свои дворы единым забором, чтобы платить меньше, образуя единый двор;
    • требовались серьёзные затраты для проведения внутренней и внешней политики.

    В ведение подушной подати.

    • 1710 – проведена перепись населения, которая выявила резкое сокращение крестьянских дворов (на 19,5%), так как крестьяне объединяли дворы.
    • 1718 г.- начало второй переписи населения. Учитывали все «души» мужского пола (старики, дети, инвалиды и обычные мужики). Кроме того, были закрепощены холопы и других категории, до этого практически свободных крестьян, которые были закреплены на той земле, где их застала подушная перепись.
    • Провелась тщательная проверка результатов переписи, чтобы не было злоупотреблений писцов, подкупов и других нарушений.
    • Полученные списки получили название «ревизские сказки».
    • 1722 – списки были составлены, выявлено около 5 млн. «душ мужского полу».
    • Далее начали приписывать полки к земле и душам, которые должны были их содержать.

    Размер подушной подати.

    • Были установлены неодинаковые ставки для различных категорий податного сословия: государственные крестьяне платили больше, чем крепостные.
    • подушная подать стала равна 74 коп. с души.
    • Государственные крестьяне должны были платить дополнительно 40 коп. с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу.
    • С посадских (горожан) подушная подать была определена в 1 р. 20 коп. с души.
    • Раскольники платили обложение в двойном размере (до 1782 года), отсюда их народное название «двоедане».
    • Первоначально купцы также были обложены податью, но уже в 1775 году она была заменена процентным сбором с объявленного капитала.
    • В дальнейшем увеличенные расходы государства привели к повышению подати до 1 рубля в 1794 году.
    • К 1867 году размер подати зависел от местности и составлял от 1 рубля 15 копеек до 2 рублей 61 копейки.
    • В 1866 году, за исключением Бессарабии и Сибири, подать прекратили собирать с мещан (низший разряд городских обывателей) и цеховых (ремесленников).

    Итоги введения подушной подати.

    • Значительно увеличено поступления в казну.
    • Изменен принцип налогообложения основного налога с «подворного» на «подушный».
    • Организовано снабжение армии и флота.
    • Получены средства на развитие промышленности.
    • Произошёл рост социальной напряжённости из-за всё возрастающих налогов.

    Отменена подушной подати.

    Подушная подать была отменена в 1885 году, в период правления Александра III.

    Из истории.

    Инициатором отмены подушной подати был Н.Х. Бунге – министр финансов.

    В 1885 году ему удалось добиться принятия общего закона о замене крестьянской подушной подати государственной оброчной податью и поземельным налогом.

    Бывшие помещичьи крестьяне в основной своей массе стали платить государственную оброчную подать, размер которой зависел от площади используемой каждой общиной земли.

    Владельцы личных участков наравне с другими частными собственниками (дворянами) платили поземельный налог.

    И оброчная подать, и поземельный налог рассчитывались в зависимости от площади землепользования (землевладения).

    Значение реформы Бунге:

    • Она стала шагом вперёд в финансовой политике, так как подушная подать взималась в равном размере с бедняка и с богача. Замена одинаковой для всех подушной подати налогами, зависящими от уровня состоятельности, значительно пополнила казну.
    • Взимаемая лишь с "податных сословий" (после реформы 1863 года – только с крестьян) подушная подать оставалась одним из важнейших проявлений сословного неравноправия. Её отмена способствовала уравнению крестьян в правах с другими группами общества.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

    Постепенный переход к крепостному праву в России был вызван социальными, экономическими и политическими причинами.

    Крестьянский вопрос был главной внутриполитической проблемой российского государства на всём протяжении 19 века вплоть до знаменитого манифеста Александра II 19 февраля 1861 года. Во второй половине столетия имперская администрация смогла найти во многом спорное, но всё же решение назревших земельных неурядиц, даровав крестьянам личную свободу, которой те лишились ещё в 17 веке. Несмотря на то, что крепостное право царило на пространствах России долгие два столетия, таким положение было не всегда — земледельцы оказались фактическими рабами в силу социальных, экономических и политических причин.

    Древняя Русь: истоки крепостничества

    Славянские племена догосударственного периода не знали такого понятия, как «крепостничество». Даже после образования единой Киевской Руси подавляющая часть земледельцев обладала личной свободой в рамках общины, а зависимость от центральной власти выражалась в выплате «уроков», которые были установлены во время правления княгини Ольги. В ранний период древнерусского государства начали выделяться и зависимые слои крестьянства, о которых мы можем судить по статьям «Русской Правды».

    И. Билибин. Суд во времена Русской Правды.

    И. Билибин. Суд во времена Русской Правды. Источник: wikipedia.org

    Несвободные крестьяне делились на несколько групп, отличавшихся, в основном, правом владения личным имуществом. Фактическими рабами считались холопы и челядь. Ими становились, попав в плен, не выплатив долги или совершив серьёзное преступление — человек фактически был собственностью своего хозяина. В Древней Руси такими людьми активно торговали, а убийство раба не считалось серьёзным преступлением — полагалась не вира (стандартный штраф за убийство), а компенсация за ущерб имуществу.

    Несмотря на существование челяди и холопов, основная часть крестьянства в 9 — 15 веках всё ещё оставалась лично свободной. Однако существовали институты, серьёзно ограничивавшие это положение. Исследователи на основе источников выделяют ещё несколько групп земледельцев, которые не были полностью свободными: смердов и закупов. Они обладали личным имуществом, которым располагали по своему разумению, но и между ними существовали серьёзные различия. Смерды по своему юридическому положению были близки к холопам, в то время как закупы зависели от хозяина лишь на время в результате долговых обязательств.

    2.jpg

    Татаро-монгольское нашествие и последующая политика Москвы по объединению земель, фактически превратившая княжество в «военный лагерь», предопределила дальнейшую историю русского крестьянства.

    Московское княжество — первые ограничения

    Военная мощь Москвы базировалась на большой прослойке служилого населения, которая за военные тяготы получала от государства земельные участки — поместья. Они даровались вместе с работавшими там крестьянами, которые тем не менее ещё пользовались определёнными свободами — могли переходить от одного хозяина к другому и не прикреплялись к месту жительства. Безусловно, это касалось свободных землепашцев — холопы и смерды не имели такой свободы передвижения.

    3.jpg

    В 1497 году в период царствия Ивана III вышел первый свод законов княжества — Судебник, призванный унифицировать правовое положение территорий, вошедших в состав Москвы в период правления Калитичей. Касаясь прежде всего проблем интеграции некогда независимых удельных княжеств, центральная власть обратилась и к положению крестьян. В Судебнике был установлен запрет на свободный переход крестьян от одного помещика к другому — время таких «миграций» ограничивалось двумя неделями конца осени — начала зимы. Маркером становился «Юрьев день» — 26 ноября.

    Это позволило укрепить экономическую базу опоры княжеской власти — служилого сословия. На протяжении практически всего 16 века положение крестьян более не менялось. До тех пор, пока Россию не потрясли события периода царствования Ивана Грозного: опричнина, разорительная Ливонская война и, как следствие, глубокий экономический кризис. В 1581 году были введены так называемые «заповедные лета» — кратковременная отмена Юрьева дня, которая, как окажется впоследствии, будет носить постоянный характер. Упадок страны и несколько неурожайных лет толкали царей на всё большие ограничения прав и свобод крестьян в угоду служилому сословию и боярству — и уже в 1597 году при Борисе Годунове вводятся «урочные лета» (установление срока сыска беглого крестьянина — 5 лет). Эта мера давала помещикам возможность вернуть нерадивого землепашца в своё хозяйство.

    4.jpg

    Однако об окончательном закрепощении речи ещё не шло. В конце 16 века существовала надежда на спокойное преодоление кризиса, но в исторический процесс вмешалась Смута.

    Соборное Уложение: конец свободного крестьянства

    Правление Ивана Грозного привело к серьёзнейшему кризису в истории России, который сопровождался интервенцией Швеции и Польши, фактическим развалом хозяйства и государственного управления. Перед первыми Романовыми совершенно отчётливо встала проблема скорейшего восстановления и укрепления страны — это можно было сделать только за счёт крестьянства.

    Ещё Василий Шуйский в 1607 году увеличил срок сыска крестьян с 5 до 15 лет, однако эта мера не применялась — раздрай в управлении сужал возможности поиска беглых. Спустя 35 лет эта мера была вновь введена уже Михаилом Фёдоровичем Романовым, а окончательное решение вопроса свершилось в 1649 году при Алексее Михайловиче. Новый свод законов — Соборное Уложение — унифицировал правовые отношения в стране, восстановившейся после разорительной Смуты. Теперь побег не имел срока давности — «урочные годы» настали для крестьян навсегда.

    Помимо этого, Уложение имело ряд статей, приравнявших до этого хоть каким-то образом свободных крестьян к рабам помещика — их собственность теперь считалась собственностью непосредственного держателя земли. Во второй половине 17 века начинается, хоть и не активно и зачастую скрыто, продажа крестьян — правда, в качестве приданого и с земельными наделами.

    Б. Чориков. Царь Алексей Михайлович утверждает вновь составленное Соборное уложение в 1648 году. 1844 год.

    Алексей Михайлович утверждает вновь составленное Соборное уложение в 1648 году. Источник: wikimedia.org

    Уже в 1675 году Алексей Михайлович разрешает продавать крестьян без земли — начинается настоящий «бум» рабского рынка. Несмотря на окончательное закрепощение, крестьяне по Соборному Уложению имели право жаловаться на нерадивых помещиков в суд в случае необоснованных поборов, а переусердствовавший хозяин в попытках кулаками или иными инструментами «образумить» своего подопечного рисковал получить серьёзное наказание и обязывался в случае доказательства его вины возместить семье пострадавшего моральный ущерб.

    Последний гвоздь в крышку гроба свободного крестьянства вбил император Пётр I в результате фискальной реформы. Ввод подушного налога окончательно прикрепил крестьян к земле и к собственнику земельного надела.

    Виды крестьян в России

    1. Кто такие крестьяне
    2. Основная деятельность
    3. Налогообложение
    4. Категории крестьян и их отличия
    5. Государственные черносошные
    6. Церковные крестьяне
    7. Лично несвободные
    8. Однодворческие крестьяне
    9. Промышленные

    Большое количество людей, составляющих родословную, углубившись в 19 век обнаруживают, что их предки – крестьяне. Некоторые начинающие генеалоги в тайне надеятся найти дворянские корни, чтобы с гордостью демонстрировать свой герб и потешить самолюбие. Учитывая, что крестьянство составляло 80% населения Российской империи, вероятность найти именно крестьянские корни крайне высока.

    Кто такие крестьяне

    Ассоциация со словом «крестьянин», твердо осевшая в головах еще со школьной скамьи, представляет нам помещика и его угнетенного и бесправного крепостного крестьянина.

    В этом утверждении есть только доля правды, ведь категорий крестьян существовало много.

    Само слово «крестьянин» переводится с греческого, как человек. Есть версия религиозного происхождения – от «христианин». Есть так же и другие версии появления этого слова «крест» или от древнерусского выражения «высекать огонь»: чтобы расчистить пашни крестьяне уничтожали леса, выжигая их огнем.

    Основная деятельность

    Крестьяне – жители сельской местности, занимающиеся сельским хозяйством. Помимо земледелия и разведения скота крестьяне занимались растениеводством (например, разводили виноградники или сады) и пчеловодством.

    Обязательно владели ремеслом – гончары, столяры, плотники, кузнецы, ткачи, плели из бересты обувь и тару – в каждой деревне были свои ремесленники, удовлетворяющие потребности в тех или иных продуктах.

    Это сословие обязано было платить налоги в зависимости от категории, к которой они относились.

    Налогообложение

    Крестьяне в зависимости от категории платили подушную подать, несли рекрутскую повинность.

    Оброк – налоговая повинность, выплачиваемая в виде денег или продуктов зависимыми крестьянами.

    Тягло – в 16 – 18 вв. денежные и натуральные повинности (включала в себя различные виды налогов: стрелецкий хлеб, государева подать, оброчные деньги и другое), которые несли крестьяне и посадские люди. (Были и другие податные сословия, уплачивающие налоги в пользу государства).

    Основной налог, введенный Петром Первым, назвался подушная подать и заменил термин оброк и тягло. Ее платили не только крестьяне мужского полу, но и другие сословия, перечисленные в его указе. Екатерина Первая закрепила подушный налог за крестьянами и мещанами. Ежегодно размер налога увеличивался.

    Категории крестьян и их отличия

    В Древней Руси были смерды и холопы. Смерды могли быть лично свободными и зависимыми. Процесс закрепощения крестьян был официально закреплен в 1649 году (Соборное уложение).

    В 16 веке и далее в зависимости от подчиненности крестьянина различали государственных и крепостных, которые в свою очередь подразделялись на виды.

    Государственные черносошные

    Различали тяглых и оброчных государственных крестьян в зависимости от налогообложения, к которому они были отнесены (тягло или оброк). Переселиться такие крестьяне могли по дозволению либо местного мирского начальника (руководитель губернии или уезда), либо церковных служителей (для церковных крестьян). Это была категория лично свободных крестьян, подчинявшихся, т.е. несущих тягло непосредственно в пользу государства и правительства.

    К этой же категории крестьян относились и такие сословия, как войсковые обыватели, служилые люди, пашенные солдаты, драгуны, военные поселяне, однодворцы из крестьян. (Читать подробнее об однодворцах)

    Выделяли два вида крестьян, принадлежавших непосредственно государю и его семье. Дворцовые крестьяне – люди, проживавшие во дворце. Удельные крестьяне — люди, проживавшие на территориях, являющихся источниками доходов императорской семьи, на та называемых «удельных землях». Они несли повинности, так же как и государственные.

    Лашманы. Сословие, появившееся по указу Петра Первого, когда остро встал вопрос о заготовке корабельного леса и последующего строения Российского флота. Для неоплачиваемых лесозаготовок набирали малые народности (татары, чуваши, мордва), причем если они проживали удаленно от леса, то должны были платить налоги (с которых потом набирали работников за плату). Из всех губерний было набрано по 300 человек специалистов (плотников, кузнецов и проч.). Они были зачислены в рекруты, их задачей было заготавливать корабельный лес. Рубили подходящие для строительства кораблей сосны и дубы, сплавляли их по рекам к нужной верфи. В 1750-х годах труд лашманов оплачивался следующим образом: для пеших 5 копеек, для конных 8-10 копеек в сутки. В 1770-х годах оплата выросла вдвое. Ежегодно количество лашманов увеличилось. В итоге к началу 19 века достигло 900 тысяч, что было очень много. Поэтому основную часть людей уволили, вернув в сословие государственных крестьян.

    Ревизская сказка Соликамского уезда 1748 год Черносошные крестьяне и дворовые люди. Источник ф.350, оп.2, д.3307

    Ревизская сказка Соликамского уезда 1748 год Черносошные крестьяне и дворовые люди. Источник ф.350, оп.2, д.3307

    Церковные крестьяне

    Церковные крестьяне подразделялись на виды: монастырские природные, архиерейские, экономические. Отличались степенью подчиненностью: монастырю, Архиерейской вотчине, Экономической коллегии (то есть правительству).

    После уменьшения и упразднения церковных владений Екатериной Второй в 1764 году церковные крестьяне перешли в разряд экономических, подчиняясь с тех пор только Экономической коллегии.

    Лично несвободные

    Помещичьи крестьяне — наиболее известная широкому кругу современников категория крестьян. Помещичьи крестьяне были зависимы от помещиков, не имели личной свободы. По решению помещика могли быть проданы или переданы. Подушевой налог ежегодно платили владельцы. Причем за умерших после ревизии крестьян нужно было платить до следующих ревизских сказок. Именно такие «мертвые души» и скупал известные авантюрист Чичиков в произведении Гоголя. (Подробнее о ревизских сказках)

    После отмены крепостного права в 1861 году крестьяне получили личную свободу от помещика, но часто не имея земля и средств к существованию были вынуждены продолжать работать на помещичьих землях.

    Иногда в литературе встречается словосочетание «вольные хлебопашцы». Этот термин применялся к крепостным крестьянам, которые выкупили у помещика личную свободу, при этом они обязательно должны были владеть землей. Это могли быть как одиночки, так и целые деревни. В 1848 году термин перестал использоваться, а крестьяне перешли в категорию государственных.

    Помещичьи крестьяне могли стать временно обязанными. Если они выкупили свою свободу или получили ее после 1861 года, но землю у помещика не выкупили. В этом случае они продолжали отрабатывать оброк за пользование землей помещика.

    Такие крестьяне могли стать «безземельными», этот термин использовался в законодательстве Российской империи. Лично свободные крестьяне, никогда прежде не являвшиеся пользователями земли, до утверждения уставной грамоты решившие переселиться, не воспользовавшись своим правовом на земельный надел. В течении полугода они обязаны были приписаться в другое сельское сообщество или город. Им были определены льготы: отсрочка от рекрутства и налоговых платежей.

    После отмены крепостного права некоторые крестьяне получили дарственные земельные наделы, в основном на южных и центральных черноземных территориях России. В отношении таких людей употреблялся термин «дарственники». Кстати, именно этот слой крестьян был наиболее активным участником революционных освободительных движений конца 19 – начала 20 века.

    «Задушные люди» — крепостные крестьяне, которые были безвозмездно отпущены на волю по завещанию своего помещика. Чаще всего таких освобожденных людей брала под опеку церковь, таким образом, бывший крепостной переходил в разряд церковных крестьян. После указа Екатерины Второй 1764 года эти крестьяне перешли в ведение Экономколегии.

    Однодворческие крестьяне

    Обособленно стоят крепостные крестьяне, принадлежавшие однодворцам. Учитывая особенности однодворческого сословия, крепостных у них было немного, продавать или обменивать крестьян можно было только другому однодворцу.

    Промышленные

    Заводские крестьяне — вид крестьянства, которое было распространено на Уральских и других заводах в связи с развитием горной промышленности. В основном, это были помещичьи крестьяне, которых завезли на строящиеся заводы для заселения новых территорий и использовали для обслуживания заводов.

    Например, известный заводчик Лугинин выкупил у Строганова и Масалова Саткинский и Златоустовский заводы, слегка переплатив, потому что в комплекте с заводами ему достались так необходимые для функционирования предприятия крестьянские души.

    К этой же категории относились, так называемые, «посессионные крестьяне». Они появились после открытия во времена Петра Первого посессионных мануфактур. К таким крестьянам относились казенные мастеровые, бывшие помещичьи крестьяне (купленные специально для обслуживания предприятий, вечноотданные).

    Ревизская сказка 1834 года Златоустовской оружейной конторы, казенные мастеровые с семьями Россохин, Кузнецов и Жижин

    Ревизская сказка 1834 года Златоустовской оружейной конторы, казенные мастеровые с семьями Россохин, Кузнецов и Жижин

    Были переселившиеся на предприятия по собственному желанию лично свободные крестьяне (государственные, экономические и другие) в этом случае их называли приписными, т.е. прикрепленными к заводам или мануфактурам.

    Большинство крестьян были лично свободными, и лишь третья часть (согласно 10 ревизии) являлась закрепощенной.

    Вам могут понравится другие статьи по генеалогии:

    Читайте также: