Участвовать в проведении расчета основных налогов

Опубликовано: 24.04.2024

2.6. Финансы предприятия

2.6.4. Налогообложение предприятия

Каждое предприятие должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Налогообложение ─ это определенная совокупность экономических (финансовых) и правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

Налог ─ обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор ─ обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

На предприятие не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым Кодексом РФ (НК РФ), который является основным нормативным документом в области налогообложения.

Все налоги и сборы могут быть классифицированы по различным признакам, наиболее существенными для предприятия являются следующие:

1.) по способу изъятия – прямые и косвенные;

2.) по принадлежности к уровню власти и управления – федеральные, региональные, местные;

3.) по характеру налоговых ставок ‑ твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Прямые налоги – это налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход, имущество, вид деятельности, например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Косвенные налоги – это налоги, которые включаются в виде надбавки в цену товара или услуги. Собственник предприятия, производящего товары или услуги, подлежащие налогообложению, вносит государству налоговую сумму за счет выручки от реализации товаров и услуг, т.е. является сборщиком налога. Конечным плательщиком выступает потребитель, который приобретает товары и услуги по ценам, включающим косвенные налоги, например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.

Федеральные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые, изменяемые и отменяемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Федеральные налоги и сборы поступают в основном в федеральный бюджет. К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Региональные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие нормативными актами представительных органов местного самоуправления и являющимися обязательными к уплате на территории соответствующих местных образований. К местным налогам относятся:

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог.

При установлении налогов и сборов должны быть определены все элементы налогообложения. К элементам налогообложения относятся: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты.

Объектом налогообложения является любое экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. К числу объектов налогообложения относятся также пользование природными ресурсами, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законодательными актами.

Налоговая база ─ стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период ─ месяц, квартал, календарный год.

Единица обложения ─ единица измерения налоговой базы

Налоговая ставка (норма налогового обложения) ─ величина налоговых начислений на единицу базы (денежная единица дохода, единица измерения товара и т.д.). Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Пропорциональные ─ это ставки, действующие в едином проценте к налоговой базе. Прогрессивные ставки ─ это ставки, увеличивающиеся с ростом налоговой базы. Регрессивные ставки понижаются по мере роста налоговой базы.

Порядок исчисления налога – последовательность действий, приводящая к исчислению суммы налога, подлежащей к уплате в бюджет, правила заполнения соответствующей декларации или расчета.

Порядок и сроки уплаты – срок предоставления декларации или расчета, установленный срок оплаты налога или сбора.

Кроме того, есть достаточно существенные понятия, связанные с налогообложением, такие как источник уплаты налога ‑ различные элементы стоимости реализованной продукции (себестоимость, балансовая прибыль, чистая прибыль, ценовые надбавки) или денежные доходы граждан, а также налоговые льготы – представляемые и предусмотренные законодательством преимущества отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.

Промышленное предприятие в обязательном порядке будет являться плательщиком следующих основных налогов и сборов:

· налог на прибыль организаций;

· налог на добавленную стоимость;

· единый социальный налог;

· налог на имущество организаций.

При наличие соответствующих объектов налогообложения появляется следующая группа налогов:

· налог на добычу полезных ископаемых и т.д.

Рассмотрим особенности исчисления и уплаты основных налогов.

Налог на прибыль организаций

Налогообложение прибыли представляет собой форму распределения прибыли между товаропроизводителями и государством, является одним из основных каналов формирования доходов бюджетов различных уровней. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, итак прибылью признается:

· для российских организаций ‑ полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

К доходам относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав согласно ст. 249 НК ─ это выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

2) прочие доходы, такие как доходы от долевого участия в других организациях; положительные (отрицательные) курсовые и суммовые разницы; штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств; доходы от сдачи имущества в аренду; доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, промышленные образцы и т.д.); доходы в виде процентов, полученных по долговым обязательствам (займы, кредиты, и т.п.); в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были ранее приняты в составе расходов; в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав; в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде и др.

Плательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты или убытки, совершенные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и прочие расходы.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Плательщики самостоятельно исчисляют суммы налога нарастающим итогом с начала года. Сроки уплаты налога производятся по одному из двух вариантов: ежеквартально или ежемесячно.

Ежеквартально без авансовых платежей платят организации, чьи доходы от реализации менее 3000000 рублей в квартал, для остальных обязательна уплата авансовых платежей, или по фактически полученной прибыли за месяц, или в размере 1/3 квартальной суммы налога за предыдущий квартал.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на товары и услуги. Впервые понятие «налог на добавленную стоимость» сформулировал в 1954 г. французский экономист Морис Лоре. НДС получил широкое распространение в странах Европейского союза. В разных государствах ставка налога на добавленную стоимость своя, в среднем она варьирует от 6 до 25 процентов от стоимости товара, однако сущность налога одинакова.

Взимание НДС осуществляется на каждой стадии от добычи сырья, производства товаров и до их конечного потребления. Объектом налогообложения является добавленная стоимость – разница между стоимостью реализованных товаров (услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и потребления.

Россия имеет достаточно уникальный опыт применения НДС по самым разным ставкам, так в разное время были установлены ставки в размере 28%, 20%, 23% (с учетом спецналога), 21,5%, в настоящее время ‑ 18%.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе безвозмездная;

2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговый период ─ календарный месяц.

Налоговые ставки дифференцированные:

Иллюстрация применения 18% ставки НДС приведена на рис. 2.7.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, уменьшенная на сумму налоговых вычетов.

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Если суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышают 2 млн. рублей в месяц, то предприятие вправе уплачивать налог и предоставлять в налоговые органы декларацию не ежемесячно, а ежеквартально. Если суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышают 2 млн. рублей за любые три последовательных месяца, то организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС.


Рис. 2.7. Порядок применения НДС

Единый социальный налог (ЕСН) введен с 01.01.2001 г. главой 24 НК РФ, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды ‑ Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ (далее ‑ фонды) ‑ и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Объектом налогообложения для исчисления налога работодателями признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Налоговая база налогоплательщиков-работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

ЕСН имеет регрессивную шкалу налогообложения (табл. 2.1)

Ставки ЕСН для налогоплательщиков – работодателей

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Налоговые режимыСумма налога в год

    Контур

    Для вас 3 месяца сервиса Контур.Экстерн бесплатно

    Какую систему налогообложения выбрать

    1. Что такое система налогообложения
    2. Что влияет на возможность выбора системы налогообложения
    3. Алгоритм выбора системы налогообложения
    4. Пример сравнения налоговой нагрузки на разных режимах для ООО
    5. Какую систему налогообложения выбрать для ИП
    6. Пример сравнения налоговой нагрузки на разных режимах для ИП
    7. Как пользоваться калькулятором выбора налогообложения

    Что такое система налогообложения

    Система (режим) налогообложения — это порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет государства.

    Режим налогообложения включает в себя ряд обязательных элементов (ст. 17 НК РФ):

    1. Налогоплательщик — лицо, которое обязано платить налоги (сборы, взносы) по законодательству РФ. Говоря про системы налогообложения, такими лицами будут организация или индивидуальный предприниматель.
    2. Объект налогообложения — прибыль, доход, возможный доход и другие показатели, в результате которых образуется налоговая база. Например, недвижимое имущество — это объект налогообложения по налогу на имущество, налоговой базой будет его кадастровая стоимость.
    3. Налоговая база — денежное выражение объекта налогообложения. При УСН объектом налогообложения может быть доход, а налоговой базой будет его денежное выражение.
    4. Налоговый период — промежуток времени, за который рассчитывается налоговая база и исчисляется налог. Чаще всего налоговый период — квартал или календарный год.
    5. Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Чаще всего ставка выражается в процентах. Например, ставка налога на прибыль равна 20 %.
    6. Порядок исчисления налога — формула расчета.
    7. Порядок и сроки уплаты налога.

    Основные системы налогообложения

    • ОСНО — общая;
    • УСН — упрощенная;
    • ПСН — патентная;
    • ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог;
    • ЕНВД — единый налог на вмененный доход (не применяется с 01.01.2021).

    Взимание налогов происходит на основании деклараций. Необходимость заполнения декларации зависит от режима налогообложения.

    Что влияет на возможность выбора системы налогообложения

    Налоговый режим зависит от разных факторов. Например, не каждая компания может работать на УСН, если показатели не соответствуют определенным критериям.

    Система налогообложения выбирается при постановке на учет в налоговых органах. В некоторых случаях налогоплательщики могут добровольно сменить режим в течение своей деятельности. А иногда приходится менять систему из-за изменения финансовых показателей фирмы.

    Чтобы выбрать налоговый режим, следует учесть и проанализировать ряд показателей: сферу деятельности, численность компании, планируемый доход, балансовую стоимость имущества, запросы клиентов (например, некоторые покупатели отказываются работать с фирмами не на ОСНО, так как хотят получать возмещение НДС) и другие показатели.

    Если в заявлении о постановке на учет в ФНС не указать систему налогообложения, по умолчанию будет присвоена ОСНО. Связано это с тем, что на этой системе могут работать абсолютно все организации и ИП. Учет на общей системе очень трудоемкий, нужно учесть массу нюансов, чтобы соблюсти законодательство. Налоговая нагрузка также будет довольно высокой.

    Однако для крупных компаний с высокими доходами и большим штатом ОСНО — это единственный доступный вариант.

    Больше повезло представителям малого и среднего бизнеса. Здесь у многих есть выбор из специальных режимов. ЕНВД могут применять лишь предприятия с определенным видом деятельности. Совсем скоро им придется подобрать себе другой режим, так как с 01.01.2021 года ЕНВД отменяется.

    Самый известный спецрежим — это УСН. Преимущество данной системе в относительной простоте учета. Часто предприниматели справляются с учетом без помощи бухгалтера. Налог на УСН платится с дохода либо с разницы между доходами и расходами. Чтобы работать на упрощенной системе, численность работников должна быть в пределах 100 человек, а доход не превышать 150 млн рублей в год. Есть еще ряд ограничений для работы на УСН (гл. 26.2 НК РФ).

    Патентную систему также, как и ЕНВД, могут применять не все. Но сферы для получения патента обширны (ст. 346.43 НК РФ).

    Алгоритм выбора системы налогообложения

    Открывая новое дело, предприниматель в состоянии оценить планируемые доходы, численность персонала и другие параметры. Достаточно проанализировать предстоящий год работы.

    Сначала нужно рассмотреть вид деятельности. Например, нотариусам нельзя применять УСН. Перечень возможных сфер для каждого специального режима приведен в гл. 26.1, 26.2, 26.3, 26.4, 26.5 НК РФ.

    Потом обратить внимание на организационно-правовую форму. Здесь одно ограничение — патент могут приобрести только ИП.

    Если организация большая и изначально штат сотрудников превышает 100 человек, то УСН и ЕНВД рассматривать не стоит. ИП с численностью сотрудников свыше 15 человек не выдадут патент.

    Важным показателем служит доход. Большинство новичков экономического рынка могут претендовать на УСН по этому параметру. Главное, уложиться в лимит до 150 млн рублей в год. Для ИП на патенте лимит 60 млн рублей.

    Если организация планирует работать с крупными покупателями, скорее всего они работают на ОСНО. При выборе поставщика им выгоднее заключать договоры с компаниями на ОСНО, чтобы уменьшить свой НДС.

    Выбрав УСН, придется определить вариант учета. Можно платить налог с доходов, а можно с дохода, уменьшенного на расход. Во втором варианте учет сложнее. Но зачастую выгоднее.

    Определив для себя приоритетный режим налогообложения, рекомендуем сделать предварительный расчет налогового бремени. Лучше сравнить несколько возможных систем.

    Пример сравнения налоговой нагрузки на разных режимах для ООО

    ООО «Море» под руководством директора Калькина О.Р. через месяц начинает работу в Екатеринбурге. Компания будет торговать купальниками в розницу. Для удобства расчетов возьмем показатели за месяц. Однако при анализе и выборе режима следует брать планируемые показатели за год.

    В месяц ориентировочная прибыль составит 400 000 рублей (без НДС). Расходы компании на аренду магазина, закупку товаров, приобретение мебели в торговый зал и прочие расходы составят 250 000 рублей в месяц без НДС, в том числе зарплата 120 000 рублей (до вычета НДФЛ). Страховые взносы составят 36 240 рублей (120 000 х 30,2 %). Площадь арендуемого помещения составляет 48 кв. м. Численность 4 человека (директор, два продавца, менеджер).

    ООО «Море» вправе применять ОСНО (ограничений нет), УСН И ЕНВД. Вид деятельности организации, параметры по численности, площади и выручке укладываются в рамки установленных лимитов на спецрежимах.

    Расчет налоговой нагрузки при ОСНО

    Налог на прибыль: (400 000 — 250 000 — 36 240) х 20 % = 22 752 рубля.

    Предположим, что в примере все расходы (кроме зарплаты) облагаются НДС. Тогда сумма НДС к вычету составит: (250 000 — 120 000) х 20 %)= 26 000 рублей.

    НДС с дохода составит: 400 000 х 20 % = 80 000 рублей.

    НДС к уплате в бюджет = 80 000 — 26 000 = 54 000 рублей.

    Итого обязательных платежей в бюджет за месяц: 22 752 + 54 000 + 36 240 = 112 922 рубля.

    Расчет налоговой нагрузки при ЕНВД

    Налог на вмененный доход рассчитывается путем умножения базовой доходности (1 800 рублей для торгового зала, ст. 346.29 НК РФ) на физический показатель (площадь зала), на коэффициенты-дефляторы и на ставку налога.

    К1 в 2020 году = 2,005, К2 = 1,0

    Вмененный доход = 1 800 х 48 х 2,005 х 1 = 173 232 рубля.

    Налог на вмененный доход = 173 232 х 15 % = 25 985 рублей.

    ООО «Море» вправе сэкономить на налоге, уменьшив его на страховые взносы. При этом налог не должен уменьшиться более чем в два раза. Так как взносы у ООО «Море» больше суммы налога, налог можно уменьшить ровно в два раза.

    Итого налог к уплате: 25 985: 2 = 12 993 рубля.

    Итого обязательных платежей в бюджет за месяц: 12 993 + 36 240 = 49 233 рубля.

    Расчет налоговой нагрузки при УСН (Доходы)

    При выборе такой системы расходы не учитываются при исчислении налога.

    Налог на УСН = 400 000 х 6 % = 24 000 рублей. В регионах ставка налога может составлять 1-6 процентов.

    ООО «Море» вправе сэкономить на налоге, уменьшив его на страховые взносы. При этом налог не должен уменьшиться более чем в два раза. Так как взносы у ООО «Море» больше суммы налога, то налог можно уменьшить ровно в два раза.

    Налог к уплате = 24 000: 2 = 12 000 рублей.

    Итого обязательных платежей в бюджет за месяц: 12 000 + 36 240 = 48 240 рублей.

    Расчет налоговой нагрузки при УСН (Доходы минус Расходы)

    Общая ставка налога равна 15 %, но она меняется в зависимости от региона. В нашем примере ставка в регионе равна 7 %.

    Налог на УСН = 400 000 – (250 000 + 36 240) х 7 % = 7 963 рубля.

    Итого обязательных платежей в бюджет за месяц: 7 963 + 36 240 = 44 203 рубля.

    Рассчитав примерную налоговую нагрузку на разных режимах, делаем вывод: ООО «Море» выгодно применять УСН с учетом расходов (последний вариант расчета). Однако в другом регионе при ставке 15 % этот режим не принесет выгоды.

    Какую систему налогообложения выбрать для ИП

    ИП также, как и юридические лица, могут работать на разных режимах. Какой режим подойдет конкретному предпринимателю, зависит от оборотов, численности, вида деятельности.

    У ИП по сравнению с ООО выбор режимов шире. ИП могут работать на патенте (ПСН). Этот вариант подойдет для сезонной или временной работы. Правда, патент не дадут, если численность наемных работников свыше 15 человек. Чтобы не потерять право на применение ПСН, годовой доход не должен быть выше 60 млн рублей.

    Для применения УСН и ЕНВД предприниматель может принять на работу до 100 человек. Для упрощенной системы есть ограничение по уровню дохода — не более 150 млн рублей в год.

    Выбрав УСН, придется определить вариант учета. Можно платить налог с доходов, а можно с дохода, уменьшенного на расход.

    Если ИП планирует работать с крупными покупателями на общей системе, стоит подумать о выборе ОСНО.

    Пример сравнения налоговой нагрузки на разных режимах для ИП

    Индивидуальный предприниматель Васильков Петр Олегович в Екатеринбурге планирует открыть парикмахерскую. Ожидаемый годовой доход 1 500 000 рублей (без НДС); количество наемных работников — 4 человека; предполагаемые расходы составят 790 000 рублей (без НДС), в том числе зарплата работников 510 000 рублей (до вычета НДФЛ). Страховые взносы за работников — 154 020 рублей (510 000 х 30,2 %).

    Кроме того, ИП платят фиксированные взносы за себя независимо от режима и полученного дохода. В 2020 году сумма фиксированных взносов — 40 874 рубля.

    Расчет налоговой нагрузки ИП при ОСНО

    ИП на ОСНО вместо налога на прибыль платят НДФЛ с дохода.

    Если годовой доход за вычетом расходов превысит 300 000 рублей, ИП заплатит 1 % в ПФР с суммы превышения. В данном примере есть превышение. Васильков П.О. должен заплатить 1 % — 2 151 рубль (1 500 000 — 790 000 — 154 020 — 40 874 — 300 000) х 1 %.

    НДФЛ: (1 500 000 — 790 000 — 154 020 — 40 874 — 2 151) х 13 % = 66 684 рубля.

    Предположим, что в примере все расходы (кроме зарплаты) облагаются НДС. Тогда сумма НДС к вычету составит: (790 000 — 510 000) х 20 % = 56 000 рублей.

    НДС с дохода составит: 1 500 000 х 20 % = 300 000 рублей.

    НДС к уплате в бюджет = 300 000 — 56 000 = 244 000 рублей.

    Итого обязательных платежей в бюджет: 66 684 + 244 000 + 154 020 + 40 874 + 2 151 = 507 729 рублей.

    Расчет налоговой нагрузки ИП при ЕНВД

    Налог на вмененный доход рассчитывается путем умножения базовой доходности (7 500 рублей при оказании бытовых услуг, ст. 346.29 НК РФ) на физический показатель (количество работников вместе с ИП), на коэффициенты-дефляторы и на ставку налога.

    К1 в 2020 году = 2,005, К2 = 1,0

    Вмененный доход = 7 500 х 5 х 2,005 х 1 = 75 188 рублей.

    Налог на вмененный доход = 75 188 х 15 % = 11 278 рублей.

    ИП Васильков вправе сэкономить на налоге, уменьшив его на страховые взносы. При этом налог не должен уменьшиться более чем в два раза. Так как взносы у Василькова больше суммы налога, то налог можно уменьшить ровно в два раза.

    Итого налог к уплате: 11 278: 2 = 5 639 рублей.

    Итого обязательных платежей в бюджет: 5 639 + 154 020 + 40 874 = 200 533 рубля.

    Расчет налоговой нагрузки ИП на УСН (Доходы)

    При выборе такой системы расходы не учитываются при исчислении налога.

    Если годовой доход превысит 300 000 рублей, ИП заплатит 1 % в ПФР с суммы превышения. В данном примере есть превышение. Васильков П.О. должен заплатить 1 % — 12 000 рублей (1 500 000 — 300 000) х 1 %).

    Налог на УСН = 1 500 000 х 6 % = 90 000 рублей. В регионах ставка налога может составлять 1-6 процентов.

    Васильков вправе сэкономить на налоге, уменьшив его на страховые взносы. При этом налог не должен уменьшиться более чем в два раза. Так как взносы у Василькова больше суммы налога, то налог можно уменьшить ровно в два раза.

    Налог к уплате = 90 000: 2 = 45 000 рублей.

    Итого обязательных платежей в бюджет: 45 000 + 154 020 + 40 874 + 12 000 = 251 894 рубля.

    Расчет налоговой нагрузки на УСН (Доходы минус Расходы)

    Общая ставка налога равна 15 %, но она меняется в зависимости от региона. В нашем примере ставка в регионе равна 7 %.

    Если годовой доход превысит 300 000 рублей, ИП заплатит 1 % в ПФР с суммы превышения. В данном примере есть превышение. Васильков П.О. должен заплатить 1 % — 12 000 рублей (1 500 000 — 300 000) х 1 %).

    Налог на УСН = 1 500 000 – (790 000 + 154 020 + 40 874 + 12 000) х 7 % = 35 217 рублей.

    Итого обязательных платежей в бюджет: 35 217 + 154 020 + 40 874 + 12 000 = 242 111 рублей.

    Расчет налоговой нагрузки ИП на ПСН

    Налог на ПСН не уменьшается на сумму взносов.

    Налог считается от потенциально возможного дохода (ПВД). ПВД устанавливают регионы, он зависит от вида деятельности.

    В нашем примере ПВД равен 107 460 рублей. Ставка налога равна 6 %. При оказании бытовых услуг на стоимость патента влияет численность наемных работников.

    Налог на ПСН: 107 460 х 5 чел. х 6 % = 32 238 рублей.

    ПВД на 5 человек равен 537 300 рублей. Значит, придется заплатить 1 % в ПФР с превышения. (537 300 — 300 000) х 1 % = 2 373 рубля.

    Итого обязательных платежей в бюджет: 32 238 + 154 020 + 40 874 + 2 373 = 229 505 рублей.

    Выгодной системой для ИП оказалась ЕНВД. Важно понимать, что ЕНВД перестанет действовать с 2021 года.

    Как пользоваться калькулятором выбора налогообложения

    Чтобы выбрать выгодный режим налогообложения, воспользуйтесь калькулятором.

    Сначала внесите данные о вашем бизнесе. Укажите принадлежность к ИП или ООО, отметьте регион работы и численность персонала. Индивидуальные предприниматели могут указать предполагаемую стоимость патента. На втором этапе нужно отметить доходы и расходы с учетом НДС. Отдельной строкой укажите зарплатный фонд компании до вычета НДФЛ. В разделе нестандартная налоговая ставка отметьте региональные особенности (ставки некоторых налогов зависят от региона).

    Когда все данные внесены, калькулятор автоматически рассчитает налоговую нагрузку по разным режимам налогообложения. Для ИП предусмотрено четыре варианта: ПСН, ОСНО, УСН (два вида). Для ООО представлено три вида расчета: ОСНО и УСН (два вида).

    Данные расчета появятся в правой части экрана. Обратите внимание, система автоматически отфильтрует режимы по возрастанию налоговой нагрузки. В верхней строке вы увидите самый выгодный режим при заданных условиях.

    Нажмите левой клавишей мыши по названию режима, чтобы открыть подробный расчет.


    Субъекты предпринимательской деятельности уплачивают налоги в бюджеты согласно законодательству РФ. Государство заинтересовано в поступлении как можно большего количества платежей, которые идут на решение социальных вопросов. Однако слишком большие суммы налоговых платежей делают работу компании нерентабельной. Предприниматели не получают запланированную прибыль и теряют мотивацию заниматься бизнесом.

    Поэтому важно правильно выполнить необходимые расчеты и проанализировать результаты последующего планирования работы компании. Рассмотрим, как производится расчет налоговой нагрузки и для чего необходимо проводить эту работу.

    • Основные понятия
    • Коэффициент нагрузки по налогам
    • Как рассчитать налоговую нагрузку организации
    • Формулы расчета по видам налогообложения
    • Налоговая нагрузка по НДФЛ
    • Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и формула для расчета
    • Налоговая нагрузка по НДС и формула расчета
    • Зачем производить анализ налоговой нагрузки организации
    • Методы анализа нагрузки по налогам
    • Как оценить степень налогового давления
    • Опасность низкой налоговой нагрузки
    • Налоговая стратегия как способ снижения налоговой нагрузки

    Основные понятия

    По д термином «налоговая нагрузка» понимают количество налоговых платежей, которые компания платит государству по результатам своей работы и с заработной платы своих сотрудников. Рассчитывается абсолютная и относительная налоговая нагрузка. Разница заключается в следующем:

    1. Абсолютная. Обязательные платежи, которые компания уплачивает в госбюджет. Она исчисляется в рублях за отчетный период. Не является объективной характеристикой, так как не учитывает результаты деятельности субъекта предпринимательства. Например, налог в 1 млн рублей будет большим, если компания за год зарабатывает 2 млн. Но маленьким, если валовый доход составляет 100 млн.

    2. Относительная. Процент от финансовых показателей компании, который уходит на уплату налогов. Этот показатель и необходим для большинства финансовых расчетов. Он показывает, сколько денег из доходов уходит на уплату налогов.

    Далее речь пойдет именно об относительной нагрузке.

    Коэффициент нагрузки по налогам

    Под этим термином имеется в виду понимают процент налогов в сравнении с общим доходом субъекта предпринимательства. Он очень важен для налоговиков. При слишком низком показателе ИФНС делает вывод о том, что субъект предпринимательства уклоняется от уплаты обязательных платежей, его ожидают налоговые проверки. В приказе № ММ-3−06/333@, принятом в мае 2007 г., указано, что компанию необходимо обязательно проверять, если коэффициент у нее ниже, чем у других субъектов в этой же отрасли.

    Также коэффициент налоговой нагрузки рассматривают кредитные организации. На основе результатов анализа принимается решение о кредитовании субъекта предпринимательства.

    Банковские учреждения могут отказать в обслуживании счета и заблокировать операции по нему, если размер налоговых платежей ниже 0,9% от всего объема операций. Это требование введено согласно закону 115-ФЗ и методическим рекомендациям 18-Р, принятым Центральным банком РФ.

    Как рассчитать налоговую нагрузку организации

    Коэффициент налоговой нагрузки учитывает размер всех начисленных и уплаченных налогов, независимо от их видов. Это требование закреплено в приказе № ММ-3−06/333@. Налоговая служба дополнительно в своем письме (№ БА-4−1/12 589@ от 29 июня 2018 г.) разъяснила порядок расчетов:

    • Полученная на счет выручка в денежном выражении учитывается без включенных в нее сумм НДС и акцизного сбора.
    • Размер налоговых платежей включает в себя НДФЛ, который компания перечислила за своих сотрудников.
    • Страховые взносы в расчетах не участвуют.

    После вычисления коэффициент сравнивается с таблицами средних показателей по отрасли, которые публикует ИФНС. Если он ниже, следует ожидать повышенного внимания со стороны налоговых органов.

    Например, компания по продаже недвижимости заплатила в государственных бюджет 1 200 000 рублей, в том числе налоговые платежи сотрудников. Страховые взносы составили 520 000 рублей. Общий размер выручки от оказания услуг, из которого уже был вычтен налог на добавленную стоимость, составил 13 000 000 рублей.

    Налоговая нагрузка считается следующим образом

    1,2 млн рублей / 13 млн рублей * 100% = 9,23%

    Таблица средних показателей по отрасли:


    Из таблицы видно, что коэффициент в примере существенно ниже среднеотраслевого. Это означает, что проверку компании следует ожидать в ближайшее время.

    Обратите внимание, что иногда должностные лица ИФНС неправильно определяют налоговую нагрузку, так как при расчетах используют только один из налогов. Например, на прибыль. После чего требуют у компании пояснения. В этом случае достаточно предоставить копии документов, подтверждающих начисление и уплату всех налоговых платежей с письменными объяснениями.

    На официальном сайте налоговой службы РФ есть отдельный раздел, посвященный налоговой нагрузке. В нем имеется налоговый калькулятор. С его помощью можно вычислить нужные коэффициенты компаниям, которые используют общую систему налогообложения.


    Следует понимать, что минимизация налоговой нагрузки на предприятие не является незаконной. Однако для уменьшения налогов можно использовать только законные методы, предусмотренные НК РФ и подзаконными нормативными актами. С другой стороны, платить минимум налогов нецелесообразно из-за постоянного повышенного внимания со стороны контролирующих органов.

    Поэтому обычно субъекты предпринимательства прибегают к оптимизации налогообложения с помощью консалтинговых компаний. С их помощью производится оценка налоговой нагрузки и вырабатывается налоговая стратегия, позволяющая уменьшить налоги без дополнительных рисков.

    Формулы расчета по видам налогообложения

    В расчет налоговой нагрузки также включаются другие обязательные платежи, если компания уплачивает их по результатам своей деятельности:

    • Налоги на полезные ископаемые;
    • Акцизные платежи;
    • Водный налог и платеж за пользование природными ресурсами;
    • На имущество и транспорт;
    • На землю.

    Налоговая нагрузка по НДФЛ и формула для расчета

    Порядок расчета налоговой нагрузки для предпринимателей, которые платят налог на доходы физлиц, указан в письме налоговой службы под номером ЕД-4−15/14 490@. Он определяется как частное от деления начисленного и уплаченного налога на общую сумму выручки. ФНС указывает, что при низкой нагрузке возможен вызов в инспекцию. Но само значение коэффициента, ниже которого показатель опускать не рекомендуется, нет.

    Кроме того, в этом же документе указан дополнительный критерий риска — процент профессиональных вычетов при расчете налога на доходы физлиц. Если он составляет более 95%, возможен вызов в налоговую.

    Для юридических лиц размер НДФЛ не регламентируется. Здесь во внимание принимается периодичность поступления денежных средств в бюджет. Анализ производится по отчетности формы 6-НДФЛ. Риск возникает в случае:

    • Если поступления платежей уменьшились более чем на 10% в сравнении с предыдущим отчетным периодом;
    • Если размер поступающего НДФЛ на сотрудника слишком низкий, то есть компания платит своим работникам меньшую зарплату, чем в среднем по региону.

    Аналогичные исследования ИФНС может проводить и по страховым взносам.

    Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и формула для расчета

    Налоговая нагрузка по НДС и формула расчета

    Регламентация расчетов коэффициента по НДС такая же, как по прибыли. Однако здесь для анализа с точки зрения налоговой службы важна не общая нагрузка, а удельный вес НДС, который предъявляется к вычету, в сравнении с уплаченным.

    В письме налоговой службы под номером ММ-3−06/333@ указано, что компания будет попадать в группу риска, если размер вычисленного коэффициента будет более 89% (показатель немного варьируется в зависимости от региона).

    Негативные последствия при превышении указанного предела:

    • Включение субъекта предпринимательства в план проверок;
    • Направление запроса для получения пояснений и подтверждающих документов;
    • Вызов на комиссию в налоговую службу. На ней в большинстве случаев предпринимателя убеждают подать уточненную декларацию и уменьшить размер вычетов.

    Зачем производить анализ налоговой нагрузки организации

    В законодательстве нет точного понятия налоговой нагрузки и значений, которые будут оптимальными с точки зрения государства и предпринимателя. Налоговая нагрузка может быть разной в зависимости от налоговой политики страны, степени контроля и других факторов. Поэтому однозначного ответа на вопрос, достаточно ли компания платит налогов, нет.

    Если для государства важно получать максимум налоговых платежей, то компания должна так рассчитывать нагрузку по налогам, чтобы сохранить возможность работы и получения прибыли. Для этого предпринимаются меры по оптимизации платежей, но с одновременным уменьшением возможных рисков.

    Правильная оценка налоговой нагрузки позволяет оценить степень ее влияния на хозяйственную деятельность компании, но при этом не выделить компанию среди аналогичных по отрасли и не стать объектов внимания должностных лиц налоговой службы.

    Предприниматели, стремясь минимизировать свои расходы, делают это за счет налоговых платежей, в том числе и с помощью «серых» схем. Однако такой подход может привести к большим проблемам в будущем, когда ИФНС начислит штрафы и пени после проведения выедной проверки. Поэтому важно так спланировать налоговую стратегию, чтобы оставаться в рамках действующего в нашей стране законодательства.

    Для этого необходимо досконально знать действующее законодательство и умело его применять в зависимости от особенностей работы компании, общих тенденций в экономике. Часто у администрации субъекта предпринимательства нет достаточного количества знаний в налоговой сфере, которые помогут правильно оптимизировать налоговую нагрузку. Поэтому целесообразно в этом случае прибегать к помощи квалифицированных налоговых консультантов.

    Методы анализа нагрузки по налогам на субъект предпринимательства

    В сфере налогообложения в России отсутствует четкая методика оценки нагрузки по налогам. Иногда из-за недостатка знаний предприниматели используют формулы для расчет аналогового потенциала, что делает невозможным использование полученных результатов для анализа и планирования.

    Кроме того, формулы могут изменяться в зависимости от изменения налогового и иного законодательства, выхода новых усредненных показателей по отраслям, изменения местных показателей рентабельности. Поэтому грамотные налоговые консультанты используют несколько методов оценки. Такой поход позволяет учесть влияние большого количества факторов. Полученный по результатам таких расчетов результат поможет принять правильное управленческое решение.

    Обратите внимание, что налоговая нагрузка рассматривается ФНС как размер обязательств, которые должны быть уплачены в виде налогов. То есть, ее нельзя уменьшат за счет повышения цен или других факторов, а также уменьшать с помощью налогового планирования и другими способами.

    Как оценить степень налогового давления

    Для владельца предприятия или индивидуального предпринимателя важна не величина налоговой ставки, а размер прибыли, который остается у субъекта предпринимательства после завершения расчетов с государством.

    Поэтому для оценки налогового давления нецелесообразно использовать формулы, предложенные налоговой службой. В них не учитываются доли каждого из налоговых платежей. То есть невозможно проследить, как влияет каждый из налогов на финансовое состояние компании.

    Для должностных лиц налоговой службы, которые разрабатывали эту формулу, важен размер поступающих налогов, а не результаты работы компании, то есть рентабельность бизнеса

    Министерство финансов РФ разработало свою методику, при использовании которой можно определить общую долю налоговых платежей в выручке. В этой методике также не учитываются отдельные налоги, то есть степень давления каждого проследить невозможно.

    Но и проводить вычисления по каждому налогу также необязательно из-за высокой трудоемкости. Поэтому целесообразно выделить только наиболее крупные платежи. Например, если компания работает на общей системе налогообложения, то рассчитывать и анализировать нужно только прибыль и НДС.

    Примерные расчеты можно сделать и самостоятельно без использования сложных формул и методик. Например, если вам приходится платить до 40% налогов в сравнении с прибылью, то работа компании однозначно требует оптимизации. Нормальной считается нагрузка, когда размер платежей находится в промежутке между 20% и 40%. Все, что ниже — слишком рискованно, так как обязательно вызовет повышенное внимание со стороны сотрудников.

    Опасность низкой налоговой нагрузки

    Одним из инструментов контроля соблюдения действующего налогового законодательства плательщиками является вычисление и анализ налоговой нагрузки. Если она ниже, чем общие показатели по отрасли, компании следует ожидать следующих негативных последствий:

    • Вызова должностных лиц для выяснения отдельны вопросов и легализации налоговой базы;
    • Требования о предоставлении документации, которая подтверждает правильность начисления и уплаты налоговых платежей.

    Низкая нагрузка по налоговым платежам будет понятной, если субъект предпринимательства начал работать только недавно. Поэтому размер его налоговых платежей может быть меньше, чем у аналогичных компаний в отрасли. Чтобы объяснить маленький размер платежей достаточно предоставить письменное объяснение в ИФНС.

    Большие сложности возникают в случае, если предприятие работает долго. Низкий показатель по отрасли может быть вызван тем, что компания работает в нескольких сферах, а налоговики во время анализа используют только основной код экономической деятельности.

    Например, компания производит какую-либо продукцию в сфере, где коэффициент нагрузки составляет 20−22%, но одновременно с этим занимается торговлей, где этот же показатель составляет 10%. Если анализировать работу только по первому коду, нагрузка будет заниженной, но по второму она может находиться в пределах нормы. Этот момент необходимо объяснять представителям налоговой службы. Например, посчитать коэффициенты отдельно по каждой сфере деятельности.

    Другие причины, которые могут привести к уменьшению размера налогов в сравнении со среднеотраслевым:

    • Большое количество инвестиций в развитие бизнеса за счет собственной прибыли компании.
    • Развитие производственных комплексов или сетей продаж, что требует использования всей выручки, то есть затраты практически равняются получаемой прибыли.
    • Общее снижение спроса на продукцию и уменьшение рентабельности работы предприятий в целом по отрасли.
    • Увеличение закупочных цен на сырье в сравнении с предыдущими налоговыми периодами.
    • Снижение объемов реализации и увеличение административных расходов.

    Налоговая стратегия как способ снижения налоговой нагрузки

    Цель расчета налоговой нагрузки на субъекта предпринимательской деятельности — разработка оптимальной налоговой стратегии. В ее состав включается учетная политика и средства управления налоговыми рисками, которые дают возможность уменьшить размер платежей законными методами.

    От того, насколько эффективной будет выбранная налоговая стратегия, зависят взаимоотношения с подразделениями ИФНС. Поэтому задача собственника компании или ее руководителя — правильно и строго в рамках действующего законодательства проводит коррекцию налоговой нагрузки.

    Сделать это вам помогут специалисты компании «Мегаконсалт». Мы специализируемся на предоставлении аутсорсинговых услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета для предприятий среднего и крупного бизнеса. Наши сотрудники, имеющие большой опыт работы в предпринимательстве и налоговой службы, разработают и реализуют налоговую стратегию для получения максимальной прибыли.

    Для получения консультаций по этому вопросу и оформления заявки на услугу обращайтесь к нашим менеджерам.

    13 изменений в налогах с 2021 года, о которых должен знать каждый инвестор

    В прошлом году власти заверяли, что фискальная нагрузка расти не будет. Такие обещания правительство давало после повышения ставки НДС с 1 января 2019 года и включения в Налоговый кодекс неналоговых платежей. Тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев говорил о введении моратория на изменение налогов на 6 лет.

    Прошел год с небольшим, и уже в 2021 году налогоплательщиков ждет рост акциза на табак, увеличение НДПИ и даже прогрессивная ставка НДФЛ. Как с этими изменениями работать и с какими новшествами предстоит столкнуться в 2021 году, рассказываем в этой статье.

    Новшества, которые повлияют на работу и финансовые результаты эмитентов

    Информационные технологии. Для IT-компаний с 2021 года действуют новые льготы по налогу на прибыль и страховым взносам (Федеральные законы от 31.07.2020 № 265-ФЗ, от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

    Чтобы применять пониженные ставки по налогу на прибыль и страховым взносам, компании должны соответствовать условиям. Первое - количество сотрудников должно быть не менее семи. Второе - доля доходов от реализации программных продуктов и услуг должна составлять не менее 90%. Третье условие - компания должна быть аккредитована Минкомсвязи, а изделия разработчиков должны быть включены в реестр Минпромторга.

    Льготы предназначены для разработчиков электронных изделий и компаний, которые работают в сфере информационных технологий. Не смогут применять льготы только те компании, которые занимаются сопровождением продуктов других IT-компаний.

    Налог на прибыль. Компании будут платить налог на прибыль по льготным ставкам: 3% - для налога, поступающего в федеральный бюджет; 0% - для налога, поступающего в региональные бюджеты.

    Страховые взносы. Компании смогут использовать бессрочные пониженные тарифы страховых взносов: 6% - пенсионное страхование, 1,5% - социальное страхование, 0,1% - медицинское.

    Торговля. Ставки акцизов на табачные изделия увеличатся на 20% (Федеральный закон от 15.10.2020 № 321-ФЗ). В Налоговом кодексе уже было предусмотрено увеличение акциза на 4% с 2021 года. Но законодатели внесли поправку и увеличили ставку на 2021 год на 20% по сравнению со ставкой, которая действует в 2020 году. Минфин предложил увеличить ставку для компенсации расходов из-за пандемии.

    Стоит учесть, что с 31 июля к табачным изделиям относят не только обычные сигареты, а всю продукцию, которая содержит никотин (Федеральный закон от 31.07.2020 № 303-ФЗ).

    Фармацевтический сектор. В следующем году еще более 20 позиций медицинских товаров будут освобождены от НДС при импорте и реализации (Постановление правительства от 01.10.2020 № 1574). Например, к этому перечню добавили ирригаторы, компрессоры стоматологические, хирургические, гинекологические и акушерские наборы, офтальмологические инструменты, эндоскопы и другие товары.

    Финансы. С нового года законодатели вводят понятия цифровые финансовые активы и цифровая валюта (Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ).

    Цифровыми финансовыми активами называют цифровые права, которые удостоверяют денежное требование, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право на участие в капитале непубличного акционерного общества и право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов. Учет цифровых прав ведет оператор, а реестр операторов - Банк России.

    Цифровой валютой называют информацию, которая принимается в качестве средства платежа или в качестве инвестиций. Цифровая валюта не обеспечивается валютой РФ, валютой иностранного государства или международной валютой. Также цифровая валюта безлична.

    Российским компаниям запрещено принимать цифровую валюту в качестве оплаты за товары, работы или услуги.

    Кроме того, закон о цифровых валютах могут ужесточить. Минфин предложил обязать владельцев криптоактивов отчитываться в ФНС о получении цифровой валюты, о сделках с ней и ее остатках в кошельке. Если в течение трех лет более двух раз не представить данные в инспекцию или включить ложные сведения, могут лишить свободы до трех лет. Но пока это только проект.

    Добыча полезных ископаемых. Рассчитывать НДПИ нужно будет с коэффициентом Крента. Коэффициент может принимать значение от 1 до 3,5 в зависимости от степени выработанности запасов и от участия компании в соглашении о защите и поощрении капвложений. Увеличивать налог на коэффициент нужно не по всем полезным ископаемым. Так, к примеру, не нужно этого делать при добыче торфа природных алмазов, драгоценных камней. Весь перечень можно посмотреть в пункте 11 статьи 1 Федерального закона от 15.10.2020 № 342-ФЗ.

    Добыча полезных ископаемых

    Также компании смогут воспользоваться двумя новыми вычетами при расчете НДПИ. Первый вычет для компаний, которые добывают нефть на участках недр в Сургутском и Ханты-Мансийском районах Ханты-Мансийского округа – Югры по лицензиям, выданным до 2018 года. Такие компании могут уменьшить налог на 3830 млн рублей. Получить вычет можно только за периоды, когда цена нефти Urals будет выше базовой величины, то есть $40 за баррель. Еще одно условие - компаниям нужно заключить инвестиционное соглашение о добыче нефти до 1 июля 2021 года (Федеральный закон от 15.10.2020 № 340-ФЗ).

    Второй вычет для резидентов Арктической зоны (Федеральный закон от 13.07.2020 № 195-ФЗ). Компании смогут уменьшить НДПИ на фактически оплаченные расходы, связанные с приобретением, сооружением и вводом в эксплуатацию некоторых основных средств. К ним относят объекты дорожной, транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры, необходимой для добычи полезного ископаемого, по которому применяется вычет. А применять вычет можно по всем видам полезных ископаемых, помимо углей и углеводородного сырья.

    Резиденты Арктической зоны. Власти ввели новую особую экономическую зону – Арктическую. Арктическая зона включает сухопутные территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов. Также в нее входит часть территорий республик Карелия, Коми, Саха (Якутия), Красноярского края и Архангельской области. Закон затрагивает практически все крупные сырьевые компании России. Например, это "НОВАТЭК", "Газпром нефть", "Норникель", "АЛРОСА".

    Любая компания, зарегистрированная в Арктике и готовая заключить инвестиционное соглашение, может получить статус резидента. Для резидентов предусмотрен целый ряд льгот.

    Одна из таких льгот вступит в силу с 1 января 2021 года. Резиденты арктической зоны могут платить налог на прибыль по ставке, которую установит регион. В федеральный бюджет ничего платить не нужно. Но это относится к тем компаниям, которые не добывают полезные ископаемые, не производят сжиженный природный газ и не перерабатывают углеводородное сырье в продукты нефтехимии (Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ).

    Новшества, которые коснутся инвесторов-физлиц

    Расширили перечень доходов, с которых нужно платить НДФЛ. Теперь в России будет действовать прогрессивная ставка НДФЛ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

    Физлица, чей доход превысит 5 млн рублей в год, будут платить больше налога. Так, доход до 5 млн рублей облагается по ставке 13%, а доход более 5 млн рублей - по ставке 15%. Исключение - доход от продажи недвижимости. Тут независимо от суммы нужно будет платить 13%, как и раньше. Новая ставка будет работать в отношении дивидендов и зарплаты.

    Также инвесторам придется платить НДФЛ с доходов в виде: процентов от обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 1 января 2017 года; дисконта от погашения таких облигаций; процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации.

    13 изменений в налогах с 2021 года, о которых должен знать каждый инвестор

    Кроме того, теперь облагаются налогом на доходы в виде процентов по вкладам и остаткам на счетах в банке, которые превысят необлагаемый процентный доход, равный произведению 1 млн рублей и ключевой ставки, установленной на 1 января. Проценты 2020 года не облагаются. А доходы в виде процентов 2021 года – нужно рассчитать и заплатить до 1 декабря 2022 года. Но только если доход за 2021 год превысит 42500 рублей. Самим считать ничего не придется - инспекторы рассчитают налог и пришлют уведомление об уплате.

    Но есть и хорошая новость. Сейчас правительство рассматривает проект, которым предлагают облегчить получение налогового вычета. Например, инвесторы смогут вернуть НДФЛ с ИИС, только лишь заполнив заявление на сайте ФНС. Ведомство само соберет подтверждающие документы и вернет налог.

    Отчитываться в ФНС о доходах нужно по новой форме. Когда будете отчитываться о доходах за 2020 год, нужно будет использовать новую форму декларации 3-НДФЛ (приказ ФНС от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615). Ее дополнили приложением, в котором нужно заполнить заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога. Раньше для этого нужно было заполнять отдельный документ.

    Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

    Читайте также: