За уклонение от уплаты налогов лнр

Опубликовано: 06.05.2024

    История документа
      Принят Народным Советом как Закон (Постановление № 728)6 октября 2017
      Направлен Главе Луганской Народной Республики9 октября 2017
      Опубликован в официальных СМИ (glava-lnr.su)10 октября 2017

gerb_lnr

ЛУГАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА


О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Луганской Народной Республики

Статья 1

1) часть 1 статьи 80 после цифр «229-231» дополнить цифрами «, 232 1 , 232 2 »;

2) в примечании к статье 188 цифры «230, 231» заменить цифрами «230-232 2 »;

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 229. Уклонение физического лица от уплаты налогов и (или) сборов»;

б) абзац первый части 1 изложить в следующей редакции:

«1. Уклонение физического лица от уплаты налогов и (или) сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -»;

в) в пункте 2 примечания слова «суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа» заменить словами «сумму задолженности (налоговой задолженности), включая пеню и штрафные (финансовые) санкции,»;

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 230. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, подлежащих уплате организацией»;

б) абзац первый части 1 изложить в следующей редакции:

«1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, подлежащих уплате организацией, путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -»;

в) в пункте 2 примечания слова «уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа» заменить словами «уплачена сумма задолженности (налоговой задолженности), включая пеню и штрафные (финансовые) санкции,»;

5) статью 232 изложить в следующей редакции:

«Статья 232. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или физического лица – предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов и (или) единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

1. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или физического лица – предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Луганской Народной Республики о налогах, сборах и (или) едином взносе на общеобязательное государственное социальное страхование, должно быть произведено взыскание задолженности (налоговой задолженности) по налогам, сборам и (или) единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование, в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Крупным размером в настоящей статье признается сумма денежных средств либо стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, а особо крупным размером - тысячу двести пятьдесят минимальных размеров оплаты труда.»;

6) дополнить статьей 232 1 следующего содержания:

«Статья 232 1 . Уклонение страхователя – физического лица от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

1. Уклонение страхователя – физического лица от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование путем занижения базы для начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, и (или) иного заведомо неправильного исчисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, и (или) непредставления отчета по начисленному и уплаченному единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики о едином взносе на общеобязательное государственное социальное страхование является обязательным, либо путем включения в такие документы заведомо недостоверных сведений, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере до семидесяти пяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

1. Под страхователями – физическими лицами в настоящей статье понимаются плательщики единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: физические лица – предприниматели, физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, приравненные к физическим лицам – предпринимателям.

2. Крупным размером в настоящей статье признается сумма единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста минимальных размеров оплаты труда, при условии, что доля неуплаченного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, либо превышающая триста минимальных размеров оплаты труда, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот минимальных размеров оплаты труда, при условии, что доля неуплаченного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, либо превышающая тысячу пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило сумму задолженности, включая штрафные санкции и пеню, в размере, определяемом в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики о едином взносе на общеобязательное государственное социальное страхование.»;

7) дополнить статьей 232 2 следующего содержания:

«Статья 232 2 . Уклонение страхователя-организации от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование

1. Уклонение страхователя-организации от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование путем занижения базы для начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, и (или) иного заведомо неправильного исчисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, и (или) непредставления отчета по начисленному и уплаченному единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики о едином взносе на общеобязательное государственное социальное страхование является обязательным, либо путем включения в такие документы заведомо недостоверных сведений, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двадцати пяти до семидесяти пяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от семидесяти пяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трехсот минимальных размеров оплаты труда, при условии, что доля неуплаченного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, либо превышающая тысячу восемьсот минимальных размеров оплаты труда, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более тысячи пятисот минимальных размеров оплаты труда, при условии, что доля неуплаченного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, либо превышающая четыре тысячи пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование с которой вменяется данному лицу, полностью уплачена сумма задолженности, включая штрафные санкции и пеню, в размере, определяемом в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики о едином взносе на общеобязательное государственное социальное страхование.».

Статья 2

а) часть 1 после цифр «229-231» дополнить цифрами «, 232 1 , 232 2 »;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. В целях настоящей статьи под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Луганской Народной Республики, понимается уплата в полном объеме задолженности (налоговой задолженности), пени и штрафных (финансовых) санкций в размере, определяемом в соответствии с законодательством о налогах, сборах и (или) едином взносе на общеобязательное государственное социальное страхование.»;

2) часть 1 статьи 33 после слов «231 частью первой» дополнить словами «, 232 1 , 232 2 частью первой»;

3) в части 5 статьи 41 слова «руководители следственных управлений» заменить словами «руководители следственных управлений, отделов», после слов «Министерства государственной безопасности Луганской Народной Республики» дополнить словами «, Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики»;

4) в части 2 статьи 111 цифры «219 – 232» заменить цифрами «219-232 2 »;

5) в части 2 статьи 143 цифры «229-232» заменить цифрами «229-231, 232 1 , 232 2 », слова «о налогах и сборах» заменить словами «о налогах, сборах и (или) едином взносе на общеобязательное государственное социальное страхование»;

а) часть 9 после цифр «229-231» дополнить цифрами «, 232 1 , 232 2 », после слов «плательщик сбора» дополнить словами «, плательщик единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», слова «недоимки по налогам и (или) сборам» заменить словами «денежного обязательства по уплате налогов, сборов и (или) единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»;

б) часть 10 изложить в следующей редакции:

«10. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью девятой настоящей статьи, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах, сборах и (или) едином взносе на общеобязательное государственное социальное страхование и о правильности предварительного расчета предполагаемой суммы денежного обязательства по уплате налогов, сборов и (или) единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах, сборах и (или) едином взносе на общеобязательное государственное социальное страхование в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.»;

в) часть 11 после цифр «229-231» дополнить цифрами «, 232 1 , 232 2 »;

7) статью 151 дополнить частью 5 1 следующего содержания:

«5 1 . По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 229-232 2 Уголовного кодекса Луганской Народной Республики, копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется в налоговый орган, направивший материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела в соответствии с законодательством о налогах, сборах и (или) едином взносе на общеобязательное государственное социальное страхование.»;

8) в пункте 4 части 2 статьи 154 слова «государственного комитета» заменить словами «Государственного комитета», цифры «231, 232» заменить цифрами «231-232 2 »;

9) абзац второй части 4 статьи 220 изложить в следующей редакции:

«По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 229-232 2 Уголовного кодекса Луганской Народной Республики, следователь направляет копию постановления о прекращении уголовного дела в налоговый орган, направивший материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела в соответствии с законодательством о налогах, сборах и (или) едином взносе на общеобязательное государственное социальное страхование.»;

10) в статье 510:

а) в части 2 слова «Министерства государственной безопасности Луганской Народной Республики, и» заменить словами «Министерства государственной безопасности Луганской Народной Республики, Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики или»;

б) пункт 3 части 3 после слов «Министерство государственной безопасности Луганской Народной Республики,» дополнить словами «Государственный комитет налогов и сборов Луганской Народной Республики»;

11) часть 1 статьи 514 после слов «Министерством государственной безопасности Луганской Народной Республики,» дополнить словами «Государственным комитетом налогов и сборов Луганской Народной Республики».

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

В самопровозглашенной ЛНР ужесточили меры по борьбе с теневым бизнесом

Депутаты Народного совета самопровозглашенной ЛНР приняли закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Луганской народной республики», которым предусмотрены меры по предупреждению уклонения от уплаты налогов субъектами хозяйствования. Об этом пишет ЛуганскИнформЦентр.

Заместитель начальника налоговой службы самопровозглашенной ЛНР Татьяна Фалина отметила, что соответствующие поправки внесены в закон «О налоговой системе».

«Главой ЛНР Игорем Плотницким 2017 год объявлен годом борьбы с теневым бизнесом. Поэтому на законодательном уровне вводятся нормы, которые не дадут права использовать те схемы, которые мы выявляем. В частности, оптовые компании используют схемы дробления своих объемов через частных предпринимателей, которые находятся на фиксированных ставках. Теперь торговля на оптовых базах и складах разрешается только с применением кассовых аппаратов или отчетных квитанций», — пояснила Фалина.

Кроме того, субъекты хозяйствования, оказывающие стоматологические и медицинские услуги, подпадали под патентную систему и оказывались в самой недоходной части плательщиков.

«Поэтому им устанавливается фиксированная альтернативная ставка — три тысячи рублей в месяц. Если они не будут ее выбирать, то должны выдавать чеки или расчетные квитанции.

У нас на альтернативной ставке на данный момент нет ограничения стоимости товара. И, таким образом, как показывает практика, даже там, где стоимость товара доходит до 100 тысяч рублей, предприниматели платят всего 2 тысячи, потому что отсутствует учет. Теперь если стоимость товара не превышает 20 тысяч рублей, фиксированная ставка будет составлять 2 тысячи, если до 50 тысяч — 3 тысячи рублей. Если же стоимость товара превышает 50 тысяч рублей, налогоплательщики не имеют права быть на фиксированной ставке. Они должны выдавать расчетные квитанции или использовать кассовый аппарат», — добавила она.

Фалина уточнила, что законом предусмотрен и ряд других изменений, позволяющих предотвратить уклонения субъектов хозяйствования от уплаты налогов.

В самопровозглашенной ЛНР освободят инвесторов от уплаты налогов

В самопровозглашенной ЛНР освободят инвесторов от уплаты налогов

Постановление вступит в силу со дня его официального опубликования..

Предприниматели ЛНР до 1 июля могут легализовать незадекларированные доходы

Предприниматели ЛНР до 1 июля могут легализовать незадекларированные доходы

Законом предусматривается возможность легализации доходов, не задекларированных за 2015-2016 годы..

В самопровозглашенной ЛНР рассказали, как будут выводить бизнес из тени

В самопровозглашенной ЛНР рассказали, как будут выводить бизнес из тени

В самопровозглашенной ЛНР разработали план по выведению экономики из тени..

Нововведения в налоговой системе самопровозглашенной ЛНР

Нововведения в налоговой системе самопровозглашенной ЛНР

Депутаты Народного совета самопровозглашенной ЛНР 28 декабря рассмотрели во втором чтении и приняли закон «О налоговой системе»..

Москаль планирует довести до банкротства ЛНР и ДНР

Москаль планирует довести до банкротства ЛНР и ДНР

В случае переезда предприятия смогут получить и немалые налоговые льготы..

Свердловский машиностроительный завод получил заказ из России

Свердловский машиностроительный завод получил заказ из России

Завод получил заказ на ремонт секций механизированной крепи 2КД90Т для шахт..

Фото: iStock

Фото: iStock

Игорь Танцуров являлся директором торгового дома "АгроАльянс". Суд установил, что в 2015 году он не выплачивал НДС, включая в налоговые декларации ложные сведения о суммах вычетов и налога, подлежащего уплате в бюджет. Для этого мошенник подыскал фирмы "Колос", "Зерно Алтая" и "Нива Сибири", зарегистрированные в МИФНС России по Новосибирской области и не осуществляющие никакой финансово-хозяйственной деятельности. В течение всего года предприниматели и сельхозпроизводители, применяющие специальные режимы налогообложения и не являющиеся плательщиками НДС, поставляли товары и услуги "АгроАльянсу". Оплату же торговый дом проводил транзитом через расчетные счета фирм, которые существовали только на бумаге, с включенной в стоимости суммой НДС. То есть формально "Колос", "Зерно Алтая" и "Нива Сибири" становились первичными плательщиками НДС. В свою очередь, "АгроАльянс", создав фиктивный документооборот с тремя фирмами-фантомами, получил право на налоговые вычеты.

- Таким образом Танцуров умышленно уклонился от уплаты НДС на сумму 17 миллионов 847 тысяч рублей, при этом доля неуплаченного НДС составила 97,9 процента, что является особо крупным размером, - говорится в приговоре суда Центрального района.

Уголовное дело расследовалось 14 месяцев, а в суде рассматривалось более трех месяцев. По делу было допрошено 57 свидетелей. Танцуров был уверен в своей безнаказанности и вину в содеянном не признавал. В суде утверждал, что является безработным и его вместе с семьей содержат родители. Потом вдруг "вспомнил", что является директором предприятия с неплохим доходом и это предприятие готово заплатить штраф - подсудимый рассчитывал, что суд именно штраф ему и назначит как наказание. Затем всю вину на себя стал брать менеджер "АгроАльянса" Чугреев. Адвокаты Танцурова же договорились до того, что только благодаря их подзащитному, перекупщику сельхозпродукции, у населения была возможность иметь на столах хлеб, а 17 миллионов, которые он задолжал государству, сущий пустяк для бюджета.

- В соответствии с примечанием к ст. 199 УК РФ, лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если им полностью уплачены недоимки и соответствующие пени, а также штраф, определяемый в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Это положение неоднократно разъяснялось Танцурову, но он предпочел платить гонорары адвокатам, вместо того, чтобы вернуть долги бюджету, - рассказала "РГ" государственный обвинитель Маргарита Мельникова.

Фото: Стоян Васев/ТАСС

Фото: Стоян Васев/ТАСС

Помимо двух лет принудительных работ у Танцурова будет удерживаться из зарплаты 20 процентов в доход государства. Он лишен права заниматься организационно-распорядительной и административно-хозяйственной деятельностью сроком на три года. Кроме того, по иску прокурора с осужденного взыскана вся сумма причиненного государству ущерба.

- В нашем крае такое наказание за уклонение от уплаты налогов назначено впервые. В России оно введено в действие с 1 января 2017 года. Осужденные к принудительным работам отбывают наказание в исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. На Алтае такой центр расположен в Бийске, наказание осужденные отбывают на двух городских объектах - Лесхозтехникуме и ДРСУ. Причем срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр, - пояснила Маргарита Мельникова.


Статья Романа Шишкина, к.ю.н., руководителя департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития КСК ГРУПП, для журнала «Финансовый директор»

За неуплату налогов УК РФ предусматривает уголовную ответственность. За уклонение от уплаты налогов могут наказать не только генерального, но и финансового директора и других сотрудников компании. Предлагаем обзор судебной практики, посвященной этой животрепещущей теме.

Когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов по УК РФ

В статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск. Очевидно, что негативная сторона указанной деятельности сводится к привлечению к финансовой ответственности юридического лица с и возможностью привлечения к субсидиарной ответственности сотрудников компании.

При этом существующая статистика говорит о реальном снижении количества выездных налоговых проверок, а вот качество контрольных мероприятий и налогового администрирования растет.

Надо иметь в виду, что за неуплату налогов УК РФ предусматривает не только финансовую, но и уголовную ответственность. В пункте 3 статьи 32 НК РФ закреплена обязанность налоговых органов направлять материалов в следственные органы с целью рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела. Указанная ответственность наступает, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил в полном объеме сумму недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов.

Срок направления документов составляет 10 рабочих дней с момента установления (выявления) указанных обстоятельств.

Материалы направляются следователям для проверки наличия состава одного из следующих уголовных преступлений:

  • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (статья 198 УК РФ);
  • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (статья 198 УК РФ);
  • неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ);
  • сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (статья 199.2 УК РФ).

По результатам их проверки при наличии признаков преступления следователь, в соответствии со ст. 145 УПК РФ, принимают решение о возбуждении уголовного дела, о чем незамедлительно направляется уведомление в налоговый орган с приложением копии постановления.

Что считается уклонением от уплаты налогов

Как указывает Пленум ВС РФ в своем постановлении от 28.12.2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, ответственность за которое предусмотрена статьями 198 и 199 УК РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Также в постановлении называются способы уклонения от уплаты налогов и (или) сборов. Ими могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

Примеры дел, когда неуплата налогов привела к лишению свободы

Рассмотрим интересные судебные дела, когда наступила уголовная ответственность по УК РФ из-за неуплаты налогов.

Дело о выводе денежных средств

Так, в рамках одного из дел (постановление № 10-5817/2013 от 3 декабря 2013 г. по делу № 10-5817/2013), был вынесен обвинительный приговор генеральному директору на основании совершения преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ, и назначено наказание в виде двух лет лишения свободы. Основанием послужил вывод денежных средств через третьих лиц. Как было установлено в рамках разбирательства, обвиняемый директор общества в период времени с 01 мая 2010 года до 31 декабря 2010 года, минуя расчетные счета организации, направил на расчетные счета третьих лиц денежные средства, из них умыш¬ленно сокрыл от взыскания в счет погашения задолженности по налогам де¬нежные средства Общества в крупном размере

Дело об ответственности за неуплату налогов по УК РФ

В рамках другого дела генеральный директор общества получил срок два года лишения свободы (Зимовниковский районный суд Ростовской области, 27 февраля 2010 года). Поводом к обвинительному приговору послужили доводы о наличии недоимки у возглавляемого им юридического лица. Директору направили требования об уплате налогов, после чего было вынесено решение о приостановлении операций по счетам и выставлены инкассовые поручения на расчетные счета предприятия. При этом директор организовал расчеты, минуя расчетный счет в банке, и производил платежи и оплаты товаров, работ и услуг через расчетные счета третьих лиц по письмам в счет взаимных расчетов с расчетного счета, производственных нужд. Таким образом, имея возможность рассчитываться по другим платежным поручениям и частично погасить недоимку по налоговым платежам, генеральный директор этим не воспользовался, проводя все свои операции через другой счет. Аналогичные выводы содержатся в приговоре Хасавюртовского городского суда № 1-73/2015 от 6 августа 2015 года по делу № 1-73/2015.

Дело о ложных сведениях в налоговой декларации

В рамках уголовного дела № 1-24/13, рассматриваемого Пресненским районным судом г. Москвы, за уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере, путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений к ответственности по УК РФ привлекли должностное лицо. Виновность подсудимого была подтверждена рядом доказательств и допросами свидетелей: бывшего финансового директора, заместителя начальника налоговой инспекции, проводившей проверку ООО, старшего налогового инспектора, заместителя главного бухгалтера и др., а также рядом документов по результатам проведенных налоговых проверок, обысков и выемок и других мероприятий. Наказание было назначено в виде двух с половиной лет лишения свободы.

Дело о сокрытии денежных средств

Приговором Савеловского районного суда г. Москвы от 10 декабря 2015 года директора компании привлекли к ответственности в виде лишения свободы на два с половиной года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Директора осудили за уклонение от уплаты налогов с организации. Выяснилось, что компания подавала налоговую декларацию с ложными сведениями, причем в особо крупном размере. Также руководителя привлекли за сокрытие денежных средств организации, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, совершенное руководителем организации в крупном размере.

Дело о налоге на прибыль

Еще одна история, когда за неуплату налогов УК РФ предусматривает реальные сроки. Савеловский районный суд г. Москвы приговорил генерального директора компании к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (приговор от 02.11.2015 года). Следствие установило, что генеральный директор подал декларацию по налогу на прибыль и подтвердил расходы фиктивными документами, в результате чего организация не уплатила налога на прибыль организации в размере 5 603 444 рубля и налога на добавленную стоимость в размере 5 044 417 рублей, а всего налогов на общую сумму 10 647 861 рубль, что является особо крупным размером, поскольку превышает десять миллионов рублей и 20% подлежащих уплате сумм налогов.

Дело об уклонении от уплаты налогов

Следующее дело было рассмотрено Минераловодским городским судом Ставропольского края в октябре 2013 года по обвинению Арефьева Ф. В., являвшегося директором и учредителем ООО «КавказОпторгЦентр», в совершении умышленных действий, направленных на уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере, ответственность за которые предусмотрена п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ. Директор предоставил в налоговую инспекцию декларации по налогу на прибыль с заведомо ложными сведениями за 2009 год, в результате чего не уплатил в бюджет налог на прибыль организации за 2009 год в сумме 14 270 976 рублей. Доля неуплаченных ООО «КавказОпторгЦентр» налогов составила 99,88%. За данное правонарушение Арефьева Ф.В. признали виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «б» части 2 статьи 199 УК РФ, и, как следствие назначили наказание в виде лишения свободы сроком на два года, без дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Дело о налоговой схеме

В ряде дел устанавливается не только сам факт неуплаты налогов, но и построение схемы ухода от налогообложения. Например, в апелляционном определении Московского городского суда от 29.02.2016 года по делу № 10-1452/2016 отмечено, что гражданин организовал работу возглавляемого им Общества по приобретению электронных компонентов у сторонних организаций и их дальнейшей реализации на внутреннем рынке. При этом ему были известны отпускные цены на данные электронные компоненты, затраты, связанные с их приобретением. А также то, что ООО имеет возможность приобретать такие товары напрямую по указанным ценам, минуя посредников, и, исходя из реально понесенных Обществом расходов, исчислять и уплачивать установленные Законодательством РФ о налогах и сборах суммы налогов, в том числе НДС и налог на прибыль. За факт уклонения и построения схемы ухода от налогообложения было назначено наказание по пункту «б» части 2 статьи 199 УК РФ в виде лишения свободы сроком на три года.

Дело без срока исковой давности

Распространилась в последнее время и практика предъявления исков к бывшим владельцам и руководителям компаний. При этом срок исковой давности, согласно ст.196 ГК РФ не применяется. Так, в апелляционном определении Московского городского суда от 15.02.2016 года по делу № 10-1723/2016 руководитель организации осужден по п. «б» части 2 статьи 199, статье 199.2 УК РФ к лишению свободы. По признанному им самим в полном объеме гражданскому иску с него в пользу бюджета РФ в лице ИФНС России взыскан причиненный преступлением ущерб. При этом, в определении было указано, что «согласно части 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».

По аналогичным основаниям вынесен приговор определением Верховного суда Республики Коми от 08.10.2015 года по делу № 33-5449/2015.

Наш обзор судебной практики об ответственности за неуплату налогов по УК РФ лишний раз свидетельствует о необходимости детальной проработки не только уголовного дела, когда уже имеется состав преступления, но и необходимости постоянной диагностики текущих рисков, которые позволят минимизировать, а в ряде случаев и полностью исключить потенциальные риски в будущем.

Уплата налогов в нашей стране является обязательной и четко регламентирована законом.

Согласно ст. 198, ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица/организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, является экономическим преступлением.

Субъектом рассматриваемого преступления являются:

  • Ст. 198 УК РФ — вменяемые физические лица, достигшие возраста 16 лет, коим могут быть индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частный нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет.
  • Ст. 199 УК РФ — руководители организации-налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие обязанности указанных лиц, а также иные служащие организации-налогоплательщика, включающие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов - деяние, направленное на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшее полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Для защиты от уголовного преследования по делу об уклонении от уплаты налогов Вам потребуется профессиональный адвокат по налоговым преступлениям.

Наши адвокаты обладают огромным опытом по защите клиентов от необоснованных претензий налоговых органов. Помните, огромная доля уголовных дел по уклонению от уплаты налогов не доходят до суда.

Адвокат по налоговым преступлениям, который участвует в расследовании с самого начала уголовного производства, сможет своевременно организовать грамотную линию защиты, что даст возможность добиться хороших результатов:

  • прекращение уголовного дела
  • существенно снизить сумму налоговых доначислений
  • добиться переквалификации преступления
  • приостановить уголовное производство
  • прекратить уголовное преследование по статье «уклонение от уплаты налогов» за отсутствием состава преступления

Адвокаты нашего Бюро прекрасно знают уголовное и налоговое право, а также имеют богатый практический опыт и знания применения уголовной ответственности за различные нарушения по уплате налогов.

В зависимости от обстоятельств дела адвокат оказывает следующие услуги:

  • юридическая консультация по уголовному делу любой сложности
  • изучение и анализ материалов уголовного дела, подготовка юридического заключения
  • формирование правовой позиции
  • поиск доказательств и формирование эффективной доказательной базы
  • составление разовых ходатайств, жалоб и заявлений по уголовному делу любой сложности
  • комплексные меры по убеждению следственных органов в недостатке оснований для направления дела в суд
  • защита прав обвиняемого (подозреваемого) на стадии предварительного следствия (дознания) по уголовному делу любой сложности
  • представление интересов потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, а также свидетеля на стадии предварительного следствия (дознания) по уголовному делу любой сложности
  • защита прав подсудимого (осужденного) в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций
  • представление интересов потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, а также свидетеля в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции
  • защита прав осужденного на стадии исполнения приговора

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам уклонения от уплаты налогов в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Читайте также: