Только в условиях рыночной экономики государство вводит косвенные налоги

Опубликовано: 29.04.2024

Функции государства

* Организационная функция государства – управление обществом, в частности, путем принятия законов. Ее осуществление должно обеспечиваться определенными финансовыми ресурсами.

* Социальная функция государства выражается в том, что оно должно гарантировать определенный уровень дохода своим гражданам, т. е. проводить активную политику доходов, помогать людям, которые не способны обеспечить свое существование собственным трудом. Ее финансовой базой являются государственные социальные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Социальная функция государства выражается в обеспечении развития образования и здравоохранения.

* Экономическая функция государства в долгосрочной перспективе определяется особенностями развития производительных сил:

– государственные инвестиции в образование и фундаментальную науку;

– инвестиции для предотвращения экологических катастроф или разработки альтернативных источников энергии;

– аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, государство обеспечивает корректировку рыночного механизма, воздействует на формирование доходов и функционирование рынков.

Функции государства в смешанной экономике

Государство и рыночная система делят между собой ответственность за выполнение следующих экономических функций, которые способствуют укреплению рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении достижения экономических и социальных целей общества: формирование и осуществление правовой и социальной деятельности; поддержание конкуренции на рынках; перераспределение доходов; перераспределение ресурсов; стабилизация экономики страны.

На макроэкономическом уровне государство: разрабатывает и утверждает правовые основы экономики; определяет приоритеты макроэкономического развития; обеспечивает нормальные условия для работы рыночного механизма, в том числе осуществляет антимонопольную политику; осуществляет регулирование экономической деятельности для достижения поставленных целей на основе проведения определенной экономической политики; дополняет рыночный механизм в тех сферах экономической деятельности, где недостаточная эффективность; решает проблемы социальной защиты населения, обеспечивая его социально-экономические права и более справедливо распределяя доходы между членами общества.

Для командной экономики свойственно тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и готовой продукции, административный контроль над ценами.

Современная экономическая теория признает необходимость участия государства в экономических процессах как регулятора экономики. Это проявляется в функциях:

1) совершенствование системы рыночных отношений (через разработку нормативно-правовой базы);

2) составление прогнозов развития страны на перспективу;

3) регулирование использования сил природы и охрана окружающей среды;

4) управление демографическими процессами;

5) регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;

6) согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений и преодоление противоречий между ними;

7) организация ориентации производства на конечный результат, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

8) разработка целевых комплексных программ экономического развития.

Для решения этих функций государство выполняет задачи:

1) защита рыночной экономики от сворачивания конкурентной борьбы и образования монополий путем принятия антимонопольного законодательства;

2) производство общественных товаров и услуг;

3) учет и прогнозирование последствий нерыночных ситуаций; нерыночные ситуации – это ситуации, которые не могут быть отрегулированы в рамках рыночного механизма. Государство должно полностью ликвидировать вредные и стимулировать полезные последствия нерыночных ситуаций. Для разрешения данной задачи оно может применять меры: убеждение; рекламные кампании; субсидирование (для полезных последствий нерыночных ситуаций) и налогообложение (для вредных последствий); разработка стандартов безопасности (ГОСТы);

4) программы поддержки социально незащищенных групп населения и повышения экономической активности населения.

Государство использует программы: а) материальной поддержки нуждающихся (государственные пособия, субсидии, талоны на питание и т. д.); б) программы, ликвидирующие причины нищеты и экономического неблагополучия (запрет на дискриминацию в трудоустройстве по полу, возрасту, национальности и т. п.); в) помощи отдельным группам населения (“адресная” помощь многодетным семьям, студентам, защита авторских прав и т. д.).

Виды государственного регулирования:

1) прямое – осуществляется через законодательство;

2) косвенное – применение всевозможных финансовых рычагов для влияния на поведение частных фирм, предприятий и организаций. Для проведения косвенного регулирования государство обычно использует фискальную и кредитно-денежную политику.

Методы государственного регулирования экономической жизни:

  1. Правовые методы. Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры: антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса и др.
  2. Финансово-экономические методы. Государственные инвестиции, бюджет, налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики (по управлению денежной массой и кредитами). Государство вводит таможенные пошлины для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние.
  3. Экономическое программирование. Государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период, но в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Экономическая роль государства

1. Государство как экономический субъект

Государство - это совокупность общественных институтов, осуществляющих публичную власть.

В современной рыночной экономике государство является субъектом экономической системы вместе с домохозяйствами и фирмами, выполняет активную роль в экономике, является носителем определенных прав и обязанностей. Государство является собственником и производителем, продавцом и покупателем, заемщиком и кредитором, что превратило его в полноправного субъекта хозяйственной жизни рядом с домохозяйствами и фирмами.

Цели экономической политики государства: экономический рост, полная занятость, стабильный уровень цен, положительное сальдо торгового баланса, экономическая защищенность, экономическая свобода, экономическая эффективность, справедливое распределение доходов.

Государство, как субъект хозяйственной жизни, разрабатывает хозяйственные цели, методы их достижения на всех уровнях исполнительной власти, организует их выполнение. Под государственным регулированием экономики понимают совокупность форм, методов и инструментов, с помощью которых государство воздействует на деятельность субъектов хозяйствования (домохозяйства, фирмы) и рыночную ситуацию, чтобы обеспечить нормальные условия для его функционирования и решения социально-экономических проблем общества.

Методы воздействия государства можно разделить на две группы:

- административно-правовые (прямые): разработка нормативно-правовой базы и контроль за ее соблюдением; государственные закупки и трансфертные платежи; индикативное планирование и реализация целевых программ; государственный контроль над ценами; прямые административные меры государственных органов (запреты, разрешения, принуждение, квоты, субсидии, субвенции, дотации, лицензии и т.п.);

- экономические (косвенные): налоги (прямые и косвенные) на физических и юридических лиц, формирующих бюджетные средства; бюджетные расходы; монетарная политика и тому подобное.

2. Экономические функции государства

Одной из основных экономических функций государства является создание правовой среды, необходимого для нормального функционирования рыночной экономики.

Государство создает правовую базу экономики.

К основным услугам, которые предоставляет государство, относятся: поддержание внутреннего порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов и создание денежной системы для облегчения обмена товаров и услуг.

Новой экономической функцией государства является стабилизация экономики. Правительство помогает частному сектору достичь полной занятости и стабильного уровня цен, увеличивая или уменьшая собственные расходы, вводя налоги, осуществляя другие меры, чтобы влиять на совокупные расходы, а следовательно и на состояние экономики.

3. Государственные финансы

Финансовая система государства охватывает государственный бюджет, финансы местных органов власти, финансы государственных предприятий и специальные государственные фонды.

Государственный бюджет - это централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Правительство мобилизует денежные средства в первую очередь из-за налогов для финансирования общегосударственных расходов.

Местные финансы - это денежные ресурсы местных органов власти, которые также в основном поступают благодаря налогам. В Украине они охватывают бюджеты областей, городов, сел.

Финансы государственных предприятий обеспечивают их функционирование. Главная их задача - сохранение и развитие важных отраслей экономики, имеющих стратегическое значение для государства.

Специальные государственные фонды - это фонды социального страхования, различные целевые фонды, финансы государственных кредитных органов, которые отделены от государственного бюджета и управляются центральными или местными органами власти. Задачей фондов является финансирование определенных целевых мероприятий: например пенсионного обеспечения, социальной защиты определенных групп населения и тому подобное.

Главным источником государственных финансовых ресурсов является национальный доход. Для покрытия финансовых потребностей государство использует такой источник, как национальное богатство.

Основными рычагами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые для нее финансовые ресурсы являются налоги, займы и эмиссия денег.

По экономическому содержанию бюджет - совокупность денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных средств, предназначенного для выполнения государственных функций.

Специфические признаки бюджетных отношений:

  • перераспределительный характер;
  • всеобъемлющий характер;
  • регламентированный характер.

Регламентация осуществляется в законодательной форме и на трех уровнях: законы о построении бюджета и бюджетной системы, законы о формировании доходов и финансирования расходов (налоговое законодательство, законодательство по отдельным направлениям деятельности государства, ежегодные законы о бюджете на текущий год).

По форме проявления бюджет - это основной финансовый план государства.

По материальному содержанию бюджет - централизованный денежный фонд государства. Состав расходов бюджета определяется функциями государства и характером его деятельности (расходы на госуправление, содержание правоохранительных, финансовых и таможенных органов, судебной власти, обеспечение международных отношений, обеспечения национальной обороны, социальной защиты, содержание соцсферы, экономическую деятельность государства, фундаментальные исследования, обслуживание госдолга) .

Доходы бюджета формируются за счет внутренних (произведенный ВВП и нацбогатство) и внешних (на основе международного перераспределения доходов и финресурсов) источников. Бюджетный дефицит не должен превышать 2-3% ВНП (ВВП) или 5-7% объема бюджета при уровне бюджетной централизации 40-45%.

Три задачи формирования бюджета: определение реальных доходов, оптимизация структуры затрат, сбалансирование бюджета (за счет роста доходов, сокращения расходов и принятия бюджетного дефицита с определением источников его покрытия).

Профицит наблюдается при условии превышения доходов над расходами.

Дефицит - открытый и скрытый, вынужденная и сознательный, пассивный и активный (финансирование бюджетных инвестиций).

Государственным долгом является задолженность, которая накопилась у правительства в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

Существует несколько источников для покрытия дефицита: эмиссия, неналоговые поступления, внешний долг, внутренний долг.

Налоги и их виды

Налоги обеспечивают около 90% доходов любого государства.

В налоговую систему страны относятся субъекты налогообложения, то есть те, кто платит налоги – физические и юридические лица (предприятия), и объекты налогообложения – прибыль предприятия, заработная плата, стоимость имущества, выручка фирмы, количество и тому подобное.

Единица налогообложения - это единица измерения объекта налогообложения (для земельного налога - гектар, для подоходного налога - денежная единица страны).

Налоговая ставка - это величина налога на единицу налогообложения.

Прямые налоги взимаются непосредственно с индивидов или фирм (личный прибыльный налог, налог на прибыль предприятий и т.д.).

Косвенные - это налоги, которые устанавливаются на товары и услуги и включаются в их цену (акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д.).

4. Основные экономические задачи государства

1. Совершенствование механизмов частной собственности, укрепления конкурентных позиций национального капитала, формирование эффективного собственника и стратегического инвестора.

2. Углубление приватизационных процессов: приватизация должна переадресовывать собственность в руки тех, кто способен ею эффективно управлять, способен привлекать инвестиции, своевременно платить зарплату, рассчитываться с государством.

3. Обеспечение последовательной дерегуляции предпринимательской деятельности, устранение административной волокиты и бюрократизма при решении вопросов предпринимательской деятельности, осуществление политики активного стимулирования малого бизнеса.

4. Углубление свободной конкуренции, обеспечения ее ощутимого влияния на процесс ценообразования, усиление государственного регулирования субъектов естественных монополий, формирования конкурентной среды на рынках энергоносителей, при размещении государственных заказов, централизованных инвестиций.

5. Преодоление тенизации экономики, обеспечение эффективной защиты от экономической преступности, уголовного бизнеса и коррупции.

Основная задача государства заключается в создании условий для достижения максимальной доходности от функционирования предприятий в переходном к рынку среде.

К таким условиям можно отнести:

1. Снижение инвестиционного риска в экономике.

2. Наличие доверие народа к государству и его политики.

3. Обеспечение хозяйственного оборота достаточным объемом денежной массы.

4. Развитие институциональных структур, которые бы обеспечивали эффективное хозяйственное управление.

С налогами, как таковыми, многое связано: существование нынешнего государства, наличие социальной инфраструктуры, финансирование государственных программ и другое. Как указано в последней редакции налогового кодекса Российской Федерации (далее налоговый кодекс) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. Однако не совсем понятна правовая природа косвенных налогов.

Указанные выше принципы, по моему мнению, являются самыми основными из всех имеющихся. Ведь предметом налоговых правоотношений являются налоги. Следовательно, их установление и введение должно быть максимально проработано, так как в рыночной экономике при товарообменных операциях преобладают деньги. Налог же в свою очередь уплачивается только в денежном эквиваленте.

Существуют разные теории о налогах, то есть совокупность знаний и представлений, правовая природа, виды и их функции в регулировании государственных процессов. Их принято разделять на общие и частные теории. Выделяют также теорию соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения, теорию переложения налогов налогоплательщиков на иных лиц. Основоположником теории переложения считается английский философ Джон Локк, в 1692 г. пришедший к выводу, что все налоги в конечном счете падают на собственника земли. Сам Дж. Локк, ставший во главе английской Торговой палаты парламента, ввел классификацию налогов на прямые, взимаемые с имущества и дохода, и косвенные, взимаемые с потребления. Локк считал целесообразным заменить все налоги одним поземельным, поскольку находил его менее обременительным, чем множество косвенных налогов.

Действительно, уже в тот период времени проблема переложения налога стояла достаточно остро, в текущее время об этом практически никто не говорит. Как правильно указывал Дж. Локк, что косвенные налоги имеют скрытую форму.

Обращаясь к действующему законодательству, налоги не разделяются на прямые и косвенные. Такая характеристика выявляется из толкования законодательных норм. В системе налогообложения, в том числе, присутствует налог на добавленную стоимость и акцизы – такие налоги принято считать косвенными. Однако нельзя пройти мимо общеправового принципа справедливости, который не закреплен в налоговом кодексе, что представляется странным, но есть принцип следующего содержания «налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться…».

Налог понимается как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (статья 8 налогового кодекса). Также любой налог должен иметь все элементы: объект, налогоплательщик и другие. Согласно статье 143 налогового кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели. Возникает вопрос: «А как согласуются между собой две указанные нормы?». Налог он ведь индивидуальный, он ведь взимается за счет денежных средств, которые принадлежат налогоплательщику. Тогда почему налог на добавленную стоимость платит другое лицо. Совершенно непонятна ситуация, когда товар, работа или услуга, прежде чем достигнет конечного покупателя, вырастет в цене с учетом налога на добавленную стоимость, пройдет цепочку разных контрагентов, где организации со своим «входящим» и «выходящим» налогом могут использовать налоговый вычет, уменьшая тем самым сумму налога для уплаты в бюджет. В итоге максимальное бремя налогов лежит на конечном потребителе. А самыми незащищенными являются физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, даже тогда, когда они захотят перепродать товар, они не смогут включить в него сумму налога на добавленную стоимость, так как по налоговому кодексу не являются налогоплательщиками.

Налоговый кодекс наделяет участников налоговых отношений правами и обязанностями, так вот в состав участников входят налогоплательщики и налоговые агенты и ни слова про покупателей или конечных потребителей. Очевидно, напрашивается следующий вывод, что при оплате товаров, работ и услуг возникают гражданско-правовые отношения, а при оплате сумм налога соответственно налоговые отношения, в связи с этим, так как покупатель не является участником налоговых отношений у него не возникает ни прав, ни обязанностей для оплаты налога. Сам же налоговый кодекс дополнительно не указывает на обязанность оплаты налога на добавленную стоимость покупателем. Такая обязанность лежит на налогоплательщиках.

Следовательно, природа налога на добавленную стоимость как косвенного не согласуется с законодательными нормами налогового кодекса.

Также стоит отметить, что, если продавец закупает у поставщика, применяющего специальный режим, товары для перепродажи, конечный потребитель уплачивает налог на добавленную стоимость из своего «кармана», как следствие продавец просто перечисляет чужие деньги под видом налога, который он должен уплачивать как налогоплательщик согласно статье 143 налогового кодекса.

Подводя итоги, следует указать на то, что косвенный налог не соответствует положениям статей 8, 9, 143 налогового кодекса и не соответствуют основным принципам справедливости и носят дискриминационный характер. Нарушение принципа справедливости прослеживается в том, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, несут основную часть налогового бремени, а именно: из заработной платы удерживается налог на доходы физических лиц (13%), при покупке продуктов, одежды и прочего они уплачивают налог на добавленную стоимость (20 или 10%), при приобретении подакцизных товаров, где большую часть стоимости занимает акциз. Дискриминация выражается в том, что, выступая покупателем и уплачивая налог на добавленную стоимость, они фактически не обладают правами в соответствии с налоговым кодексом. Косвенный налог позволяет в скрытой форме таким физическим лицам платить налог на добавленную стоимость, в тоже время, не являясь его налогоплательщиком.

Исходя из практики уплаты налога на добавленную стоимость, он, по своей сути, не является таковым, так как принцип переложения позволяет собирать налог с тех, кто не создает объект налогообложения. Даже существование законодательных норм о том, что налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога, не дает ответа на то, что установленный налог является законным ко сбору с третьих лиц, не являющихся участниками налоговых отношений, как того требует статья
3 налогового кодекса (каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы). Хочу заметить, что налог, как я полагаю, законный в том случае, если введен соответствующим федеральным законом и по установленной процедуре, но он может быть и не справедливым, и экономически необоснованным. А наличие экономического основания означает наличие под собой денежных средств, из которых он удерживается.

Проверочная работа по обществознанию Роль государства в экономике. Занятость и безработица 8 класс с ответами. Работа представлена в 4 вариантах в виде теста. В каждом варианте по 10 заданий.

1 вариант

1. Найдите в перечне функцию, которую государство не выполняет в рыночной эко­номике.

1) правовая защита конкуренции
2) установление цен
3) обеспечение занятости
4) выплата пособий по безработице

2. Направлением деятельности государства в рыночной экономике является

1) распределение ресурсов
2) ценообразование на рынке ценных бумаг
3) решение основных вопросов экономики
4) законодательное регулирование

3. В какой ситуации представлена социальная политика государства?

1) В семье Ивановых пятеро детей, и государство выплачивает им специальные пособия.
2) Союз предпринимателей учредил специальные стипендии детям из многодетных се­мей, обучающимся на экономическом факультете.
3) Родители восьмиклассников устроили своим детям новогодний праздник.
4) Депутаты парламента приняли участие в благотворительном концерте, средства от которого были перечислены в детские дома.

4. При дефицитном государственном бюджете

1) доходы выше расходов
2) доходы равны расходам
3) расходы ниже доходов
4) расходы выше доходов

5. Найдите перечисление прямых налогов.

1) на прибыль, доходы, имущество
2) на наследство, собственность, на добавленную стоимость
3) акцизный сбор, таможенная пошлина, подоходный налог
4) на бездетных граждан, пенсионный сбор, на автомобиль

6. К безработным относятся

1) все люди, которые по каким-либо причинам не работают
2) домохозяйки
3) люди, не имеющие работы, но ищущие её и готовые приступить к ней
4) люди без определённого места жительства

7. Структурная безработица, в отличие от других видов безработицы,

1) вызвана желаниями и интересами работодателей
2) порождается колебаниями деловой активности
3) решает финансовые вопросы
4) связана с изменением общественной потребности в отдельных профессиях

8. Верны ли следующие суждения о государственной политике в области занятости? В условиях рыночной экономики государственная политика в области занятости может включать

А. налоговые льготы предпринимателям и содействие в трудоустройстве лицам, остав­шимся без работы.
Б. национализацию предприятий и создание системы принудительных общественных работ.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о безработице?

А. Безработица — это социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспо­собного населения, желающая трудиться, не может найти работу.
Б. Безработица сокращается в период экономического спада и увеличивается в условиях экономического подъёма.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о налогообложении?

А. Налогообложение следует отменить, так как оно увеличивает издержки предпринимателя.
Б. Налогообложение является исключительным правом государства.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

2 вариант

1. Найдите в перечне функцию, которую государство не выполняет в рыночной эко­номике.

1) защита права собственности
2) распределение ресурсов
3) выплата пенсий
4) создание общественных благ

2. Одним из направлений деятельности государства в рыночной экономике является

1) поддержка монополий
2) ограничение частной собственности
3) денежная эмиссия
4) контроль расходования денежных средств в среднем бизнесе

3. В какой ситуации представлена социальная политика государства?

1) Многодетная семья Петровых выиграла соревнования «Спортивная семья» и получи­ла приз — путешествие на озеро Байкал.
2) Принят закон о материнском капитале, который выплачивается при рождении второ­го ребёнка.
3) Медицинские учреждения города К. обратились к гражданам с просьбой сдать кровь.
4) Депутаты парламента обсудили законопроект о снижении подоходного налога.

4. При сбалансированном государственном бюджете

1) расходы ниже доходов
2) доходы равны расходам
3) доходы выше расходов
4) расходы выше доходов

5. Найдите перечисление прямых налогов.

1) на прибыль и на добавленную стоимость
2) на наследство и акцизный сбор
3) на собственность и таможенная пошлина
4) подоходный и поимущественный

6. К экономической категории «занятые» относится

1) пенсионер, активно работающий на своём дачном участке
2) женщина, находящаяся в декретном отпуске
3) студент, который учится на дневном отделении вуза
4) многодетная мать, которая ведёт домашнее хозяйство

7. Экономисты выделяют такие виды безработицы, как

1) явная, прямая, скрытая, косвенная
2) экономическая, социальная, политическая
3) обязательная, желательная, непреодолимая
4) фрикционная, циклическая, структурная

8. Верны ли следующие суждения о государственной политике в области занятости? В условиях рыночной экономики государственная политика в области занятости может включать

А. запрет предпринимателям увольнять работников и уголовное преследование безработных.
Б. установление пособия по безработице, которое должен выплачивать работодатель.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о безработице и занятости?

А. Рыночная экономика обеспечивает полную занятость населения.
Б. В условиях рынка люди не всегда могут найти работу.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о налогообложении?

А. Налогообложение является исключительным правом государства и общества. Б. Налогообложение способствует решению социальных проблем общества.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

3 вариант

1. Какая ситуация не относится к рыночной экономике?

1) Государственные органы обсудили приоритетные экономические программы.
2) Парламент принял закон об ограничении деятельности монополий.
3) Парламент одобрил и президент утвердил четырёхлетний план развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.
4) Государственные органы ввели новые налоги на имущество.

2. Какое из определений наиболее точно раскрывает понятие «налог»? Налог — это

1) специальная выплата граждан в пользу государства
2) обязательный платёж граждан и фирм в государственный или местный бюджет
3) денежные средства, на которые содержатся государственные органы
4) часть прибыли, которую фирмы выплачивают в государственный бюджет

3. Выберите наиболее корректное окончание предложения: Здравоохранение, обра­зование, оборона страны, развитие фундаментальной науки — это

1) общественные блага, которые создаёт и предоставляет всем гражданам государство
2) социальная политика государства
3) сферы, которые в рыночной экономике регулирует только государство
4) направления развития научно-технического прогресса

4. Государственный бюджет не может расходоваться на

1) выплату государственного долга
2) содержание частных фирм
3) деятельность государственных СМИ
4) социальное обеспечение

5. Найдите среди перечисленного наиболее точное определение понятия «занятые».

1) всё трудоспособное население
2) все люди, которые имеют работу
3) рабочая сила
4) работники промышленности и сельского хозяйства

6. Наталия Ивановна пять лет проработала в школьной библиотеке. В прошлом году её семья переехала на другой конец города. Наталия Ивановна уволилась с работы в школе и стала искать новое место работы ближе к дому. Прошло уже несколько месяцев, но женщина так и не может найти работу по душе. О каком виде безработицы идёт речь в ситуации?

1) фрикционная
2) циклическая
3) структурная
4) сезонная

7. Найдите наиболее корректное завершение предложения: Безработица может иметь положительные последствия для развития экономики, так как

1) даёт возможность производителю повысить конкурентоспособность товара
2) создаёт условия для повышения заработной платы
3) ставит работников перед необходимостью совершенствоваться в своей профессии
4) положительно влияет на формирование государственного бюджета

8. Верны ли следующие суждения о роли государства в сфере занятости?

А. Государство в рыночной экономике регулирует все вопросы, связанные с оплатой труда.
Б. Государство в рыночной экономике устраняется из сферы занятости, так как не может повлиять на деятельность работодателя.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о рынке труда? Чтобы найти престижную высо­кооплачиваемую работу, как правило, необходим

А. профессиональный опыт.
Б. высокий уровень образования.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Деньги, выплаченные в качестве налога, могут быть пересчитаны налоговыми органами и часть средств возвращена налогоплательщику.
Б. Косвенные налоги уплачивает только производитель товара.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4 вариант

1. Какая ситуация не относится к рыночной экономике?

1) Государственные органы утвердили контрольные цифры развития всех отраслей производства.
2) Парламент принял закон об ограничении деятельности монополий.
3) Президент подписал указ о награждении представителей бизнеса.
4) Государственные органы повысили налоги на прибыль.

2. Какое из определений наиболее точно раскрывает понятие «государственный бюджет»? Государственный бюджет — это

1) финансовый план государства, учитывающий государственные доходы и расходы
2) денежные средства, которые получает государство
3) денежные средства, которые государство расходует на социальную политику
4) государственная казна

3. Выберите корректное окончание предложения: Стремление государства предот­вратить спад производства является мерой по

1) развитию международного разделения труда
2) защите экономической свободы
3) стабилизации экономики
4) переходу к командной экономике

4. Доходы государственного бюджета формируются из

1) налогов с граждан
2) налогов с юридических лиц
3) налогов и неналоговых поступлений
4) налогов с граждан и юридических лиц

5. Найдите среди перечисленного определение понятия «безработные».

1) все люди, не имеющие работы
2) все люди, которые потеряли работу, но ищут её
3) все трудоспособные люди, которые на имеют работы
4) все неработающие граждане, кроме учащихся и пенсионеров

6. Русский экономист А.А. Исаев считал, что в любом государстве существуют «обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления». А.А. Исаев под такими платежами имел в виду

1) налоги
2) субсидии
3) благотворительные взносы
4) пособия безработным

7. Найдите наиболее корректное завершение предложения. К причинам, вызываю­щим безработицу, непосредственно не относится

1) поиск нового места работы с более высокой заработной платой
2) экономический кризис
3) изменение спроса на труд в различных отраслях
4) формирование государственного бюджета

8. Верны ли следующие суждения о роли государства в сфере занятости?

А. Государство в условиях рыночной экономики может создавать условия для переква­лификации людей, потерявших работу.
Б. Государство в условиях рыночной экономики не может определять минимальный размер оплаты труда.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о рынке труда?

А. На рынок труда может оказывать влияние международная конкуренция.
Б. В условиях экономического кризиса рынок труда находится в равновесии.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Государство может устанавливать льготы по уплате налогов.
Б. Налоги могут быть прямые, косвенные и смешанные.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответы на проверочную работу по обществознанию Роль государства в экономике. Занятость и безработица 8 класс
1 вариант
1-2
2-4
3-1
4-4
5-1
6-3
7-4
8-1
9-1
10-2
2 вариант
1-2
2-3
3-2
4-2
5-4
6-2
7-4
8-4
9-2
10-2
3 вариант
1-3
2-2
3-1
4-2
5-2
6-1
7-3
8-4
9-1
10-1
4 вариант
1-1
2-1
3-3
4-3
5-2
6-1
7-4
8-1
9-1
10-1

Нажмите, чтобы узнать подробности

КИМы в формате ЕГЭ по обществознанию 11 класса, раздел "Экономика", параграф "Экономика и государство"

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы в формате ЕГЭ для 11 класса, по теме «Экономика и государство»»

Тест: «Экономика и государство»

1 . Запишите слово, пропущенное в таблице.

совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста.

государственное регулирование экономики, осуществляемое правительством с помощью налогов и государственных расходов.

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое яв­ляется обобщающим для всех остальных представлен­ных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Налог на прибыль, прямой налог, налог на наследство, подоходный налог, налог на имущество.

3. Ниже приведены меры государственного регулирования в рыночной экономике. Все они, за исключением двух, являются административными.

1) выдача лицензий; 2) установление квот; 3) контроль над ценами; 4) надзор за качеством; 5) кредитно- денежная политика; 6) налоговая политика.

Найдите две меры другого вида, «выпадающие» из об­щего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4. Установите соответствие между сферами жизни общест­ва и приведенными характеристиками: к каждой пози­ции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второго столбца.

Сфера жизни общества

А) призвана интегрировать об­щество на основе учета инте­ресов различных групп

Б) охватывает финансовые ин­ституты

В) включает отношения, скла­дывающиеся в системе мате­риального производства

Г) охватывает отношения обще­ства с внешней природной средой

Д) включает институты государ­ственной поддержки нуж­дающихся групп населения

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующей буквой

5. В стране Н развито фабричное производство. Какие дру­гие признаки свидетельствуют о том, что страна разви­вается как общество индустриального типа? Запишите цифры, под которыми указаны эти отличительные признаки.

1) внедряются компьютерные технологии 2) формируется класс промышленных рабочих 3) религия оказывает значительное влияние на развитие общества

4) существует разделение труда 5) ускоренными темпами развивается сельское хозяйство 6) происходит концентрация производства

6. Выберите верные суждения о роли государства в условиях рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одной из функций государства в условиях рынка является борьба с монополизацией экономики. 2) Государство в рыночной экономике призвало под­держивать незащищенные слои населения. 3) Важнейшей функцией государства является создание общественных благ. 4) Государство в условиях рынка регулирует цены на товары первой необходимости. 5) Процесс приватизации означает передачу частной собственности в руки государства.

7. Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государственный бюджет является одним из инстру­ментов государственного регулирования экономики. 2) Государственный бюджет в РФ составляет Государст­венная Дума и утверждает Правительство РФ. 3) Превышение расходной части бюджета над доходной называется бюджетным дефицитом.

4) Через государственный бюджет происходит перерас­пределение полученных доходов для обеспечения функций государства и местного самоуправления.

5) Главным источником доходов государственного бюд­жета выступают государственные займы.

8. Выберите верные суждения о видах и функциях налогов и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Косвенный налог означает, что субъект налога и но­ситель налога - разные лица. 2) К прямым налогам относятся налоги на прибыль и на добавленную стоимость. 3) Косвенные налоги включаются в цену товара. 4) Контрольная функция налогов заключается в напол­нении государственного бюджета.

5) Регулирующая функция налогов используется для влияния на производство и потребление товаров и услуг.

9. Выберите верные суждения о фискальной политике госу­дарства и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Фискальной политикой называется бюджетно-­налоговая политика государства. 2) Государство проводит фискальную политику только в условиях командной и смешанной экономических систем. 3) Фискальная политика может быть стимулирующей и сдерживающей. 4) Фискальная политика направлена на регулирование экономики через налогообложение, структуру госу­дарственных расходов и систему государственных займов. 5) К средствам фискальной политики относится уста­новление ключевой ставки процента.

10. Выберите верные суждения о государстве в условиях рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство в условиях рыночной экономики не должно заботиться о создании условий для экономи­ческого роста. 2) Одной из функций государства в условиях рыночной экономики является создание ее правовой базы.

3) Экономические функции государства в рыночной экономике определяются потребностями ее нор­мального функционирования, обеспечения конку­ренции и частного предпринимательства. 4) В странах с рыночной экономикой не существует го­сударственная собственность. 5) Одной из функций государства в условиях рынка является компенсация негативных внешних эффек­тов.

11. Установите соответствие между видами статей бюджета и конкретным их выражением: к каждой позиции, дан­ной в первом столбце, подберите соответствующую пози­цию из второго столбца.

Читайте также: