Декларативная норма в налоговом кодексе

Опубликовано: 14.05.2024

Законодательные акты о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждая фирма точно знала, какие платежи, когда и в каком порядке она должна внести в бюджет. Между тем законотворцы нередко нарушают этот принцип. В ряде случаев определить, какое именно требование закона должна выполнить компания, становится достаточно сложно, а в отдельных случаях – невозможно, так как в противоречие вступают две специальные нормы.

Для отдельных видов операций законодательство устанавливает особый порядок налогообложения. При этом на практике могут возникать ситуации, которые подпадают под действие нескольких специальных норм. В результате компании приходится решать вопрос о том, какую из норм закона следует применять. Возникает коллизия. Некоторые из таких случаев рассмотрим поподробнее.

Первоначальную стоимость основного средства определяют как сумму расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Вместе с тем для расходов в виде процентов по кредитам, на оплату услуг банков, курсовых, суммовых разниц, по страхованию, ЕСН, таможенных пошлин и сборов, на оплату юридических, информационных и консультационных услуг установлен особый порядок учета. Данные расходы отражены в перечне внереализационных затрат и затрат, связанных с производством и реализацией (ст. 264, 265 НК РФ). Таким образом, законодатель предусмотрел, что одни и те же виды расходов могут относиться как к текущим, так и к формирующим стоимость основного средства. Но как фирме учитывать затраты, связанные с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств?

Пункт 5 статьи 270 Налогового кодекса запрещает включать в состав текущих расходов затраты, связанные с приобретением или созданием основных средств. Данная норма не содержит исключений. Между тем проценты по кредитам и займам, независимо от характера последних, можно учитывать в составе текущих расходов после ввода основного средства в эксплуатацию, то есть после завершения формирования его первоначальной стоимости* (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). Другими словами, положения статьей 257 и 265 Налогового кодекса следует применять не параллельно, а последовательно. До момента ввода основного средства в эксплуатацию расхо-ды на его приобретение следует включать в первоначальную стоимость ОС (п. 1 ст. 257 НК РФ), после – учитывать проценты, в том числе по инвестиционным кредитам и займам, в составе внереализационных расходов (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). То, что при определенных условиях затраты фирмы могут формировать первоначальную стоимость основного средства, не означает, что при других обстоятельствах они не могут включаться в состав прочих, связанных с производством или реализацией, либо внереализационных расходов. Иначе в составе затрат на приобретение основного средства учитывалась бы только цена его покупки. Ведь практически все другие виды расходов, которые могут быть связаны с его приобретением, включены в состав текущих затрат – внереализационных и связанных с производством и реализацией.

Ценные бумаги в уставный капитал

Особенности расчета базы налога на прибыль по операциям с ценными бумагами установлены в статье 280 Налогового кодекса. Так, доходы компании от реализации или иного выбытия ценных бумаг определяют исходя из цены их продажи (п. 2 ст. 280 НК РФ). В свою очередь, расходы фирмы от этих операций рассчитывают на основе стоимости их покупки, включая затраты на реализацию. При этом передачу ценных бумаг, как и любого другого имущества, в уставный капитал не признают реализацией (подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ). Однако препятствия квалифицировать такую операцию в качестве иного выбытия ценных бумаг отсутствуют. Таким образом, если в счет оплаты части уставного капитала фирмы внесены ценные бумаги, эта операция облагается налогом с учетом изложенных особенностей.

Вместе с тем при передаче имущества или прав на него в качестве оплаты части уставного капитала у компании не возникает прибы-ли или убытка (подп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ). Поскольку ценные бумаги признают имуществом, при их передаче в уставный капитал у акционера не возникает налогооблагаемой прибыли или убытка (п. 2 ст. 38 НК РФ).

Различный порядок налогообложения операций по передаче в уставный капитал ценных бумаг и другого имущества не имеет экономического основания (п. 1 и 3 ст. 3 НК РФ). Таким образом, если в качестве оплаты части уставного капитала фирмы акционер внес ценные бумаги, следует руководствоваться статьей 277 Налогово-го кодекса, а не положениями статьи 280 Налогового кодекса.

Налог на добавленную стоимость с авансовых платежей, предъявленный компании продавцом основных средств либо уплаченный при их ввозе на таможенную территорию России, фирма может вычесть в полном объеме только после принятия основных средств на учет (абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ). Вместе с тем вычеты НДС, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса в отношении экспортных операций**, компания может произвести после того, как она представит в налоговую инспекцию все документы, указанные в статье 165 Налогового кодекса (п. 3 ст. 172 НК РФ). Какую из этих специальных норм следует применять компании при покупке основных средств, предназначенных для использования в экспортных операциях?

По мнению экспертов, законодатели не ставили целью установить особый налоговый статус такого вида имущества, как основные средства, предусмотрев для него исключительный порядок определения момента принятия налога к вычету. Ведь НДС, который уплатила компания при покупке основных средств, она вычитает из суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, равными долями в течение двух лет с момента ввода основных средств в эксплуатацию (абз. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 1991 г. № 1992-1). Позднее Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 25-ФЗ ввел новую редакцию данной нормы, согласно которой НДС, уплаченный при покупке ОС, в полном объеме вычитают

из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия основных средств на учет. Это положение нашло отражение в статье 172 Налогового кодекса. Можно предположить, что данная за- конодательная норма разъясняет, что налоговые вычеты при покупке основных средств предоставляются сразу, а не в течение определенного промежутка времени, как это было предусмотрено ранее. Таким образом, если фирма купила основные средства для использования в экспортных операциях, она должна следовать положениям пункта 3 статьи 172 Налогового кодекса.

. по экспортным авансам

Аналогичная коллизия существует в вопросе вычета НДС с экспортных авансов***. Как мы говорили выше, компания может принять налог по экспортным операциям к вычету только в том случае, если представит инспекторам документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса (п. 3 ст. 172 НК РФ). Вместе с тем вычеты НДС, рассчитанные в соответствии с пунктом 8 статьи 171 Налогового кодекса с авансовых платежей, производят с даты отгрузки соответствующих товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 6 ст. 172 НК РФ).

В данном случае компаниям следует применять положения пункта 6 статьи 172 Налогового кодекса. В противном случае смысл особого регулирования экспортных операций, которые не облагают НДС, нарушится. Налог на добавленную стоимость начисляют только в том случае, если в течение 180 дней со дня отгрузки товара документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса, инспекторам не передавались. Если же НДС по экспортным авансам при соблюдении всех необходимых условий не принят к вычету по факту отгрузки продукции, законодательная норма будет нарушена.

Граждане иностранного государства платят НДФЛ со своих доходов по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ). Между тем в отношении дивидендов от долевого участия в деятельности организаций налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов (п. 4 ст. 224 НК РФ). Таким образом, возникает неясность, какую ставку следует применять при налогообложении дохода иностранного гражданина в виде дивидендов.

Коллизия двух специальных норм законодательства по вопросу применения ставки при налогообложении дивидендов нерезидента носит неустранимый характер. Все противоречия и неясности нормативных актов о налогах и сборах следует толковать в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

«Нужно изучить рекомендации специалистов. »

Действительно, нормы современного законодательства нередко устанавливают разные режимы налогообложения для одной и той же операции. Данная ситуация ставит в тупик компании, которые стремятся, с одной стороны, минимизировать свои налоговые потери, а с другой – предотвратить возможные споры с контролерами. Однако именно инспекторы в отдельных случаях становятся на сторону организации и дают свои варианты решений законодательной коллизии. Поэтому фирме следует внимательно изучить не только соответствующие нормативные акты, но и имеющиеся разъяснения по порядку применения налогового законодательства.

Так, Минфин России рекомендует исключать суммы процентов по заемным средствам из первоначальной стоимости основного средства и учитывать их в составе внереализационных расходов (например, письма от 6 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/237 и от 1 августа 2005 г. № 03-03-04/1/111). Разъяснения главного финансового ведомства будут полезны компаниям, которые заинтересованы в единовременном признании расходов.

Ситуацию с передачей ценных бумаг в уставный капитал специалисты Минфина и ФНС также неоднократно рассматривали. В своих разъяснениях они указывают на преимущественное применение положений статьи 277 Налогового кодекса (в частности, письмо Минфина России от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/485 и письмо УФНС по г. Москве от 8 января 2004 г. № 26-12/1168). В данном случае стоимость передаваемых ценных бумаг складывается из цены их покупки и расходов, связанных с этим. Поэтому у компании не возникнет прибыли или убытка, соответственно, ее налоговые риски близки к нулю.

Позиция авторов статьи по поводу неустранимого характера коллизии с применением ставки при налогообложении дохода иностранного гражданина в виде дивидендов, не является бесспорной. Пункт 3 статьи 275 Налогового кодекса прямо указывает, что при выплате российской организацией дивидендов иностранному акционеру следует применять ставку 30 процентов. На это также обращает внимание Минфин в своем письме от 25 октября 2004 г. № 03-05-01-04/56.

В свою очередь, в качестве одного из ярких примеров коллизии двух специальных норм налогового законодательства можно привести положения подпунктов 2 и 7 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса, которые регулируют признание в составе внереализационных расходов убыт-ков в виде безнадежных долгов и по сделкам уступки прав требования соответственно. Противоречия связаны с ситуацией, когда компания по договору уступки права требования приобретает «чужой» долг, срок исковой давности которого в дальнейшем истекает или взыскать который не представляется возможным в силу ликвидации организации-должника. Основная проблема возникает у фирмы, купившей «безнадежный» долг, с порядком признания убытков. Официальные разъяснения по данному вопросу отсутствуют, а арбитражная практика весьма противоречива****.

Валентин Петров, налоговый консультант ООО «ПИК Неруд»

* Ранее законодательство запрещало включать в себестоимость проценты по кредитам, связанным с приобретением основных средств и иных внеоборотнных активов, безотносительно того, завершено ли формирование первоначальной стоимости основных средств (подп. «с» п. 2 Положения о составе затрат, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552).

** В настоящей статье экспортными условно названы операции, облагаемые НДС по ставке 0 процентов.

*** Со вступлением в силу Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ экспортные авансы НДС не облагаются (п. 9 ст. 154 НК РФ).

**** Подробнее эту тему мы рассмотрим в ближайших номерах «Консультанта».

Раиса Карасева, директор по налоговому консалтингу БДО Юникон, Виктор Сарибекян, старший менеджер БДО Юникон


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Законы, которыми установлены новые налоги, если они ухудшают положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.

Понятие основных начал законодательства о налогах и сборах

Положения статьи 57 Конституции РФ определяют обязанность каждого уплачивать установленные законодательством налоги и сборы. Это же время конституционным судом было отмечено, что взимание налогов и сборов, которые не установлены законодательным актом, незаконно. Это означает, что указы, постановления и другие акты органов исполнительной власти не обладают правовой возможностью устанавливать налоги и сборы.

Таким образом, исключая произвол и несанкционированное вмешательство исполнительной власти в налоговое законодательство, а также охраняя права и интересы налогоплательщиков, право регулирования налогообложения субъектами РФ должно осуществляться на основе положений статьи 18 Конституции РФ. Данная статья закрепляет конституционное положение о правах и свободах человека, исходя из которых определяется смысл, содержание, а также правовая возможность применения законодательства.

Исходя из выше сказанного, установление налогов и сборов представляет собой строго установленную законодательством процедуру, итогом которой будет фиксация всех существенных элементов налогового обязательства в издаваемом в законе, только если такие обязательства прямо перечислены в этом законе.

Особенности законодательства о налогах и сборах

Совокупность законодательных актов о налогах и сборах представляет собой систему правил и норм, которые регулируют отношения в сфере налогообложения. Главным из этих НПА является Налоговый кодекс. Его положениями установлены и регламентируются различные виды налогов, а также:

  • порядок особенности и сроки проведения расчетов,
  • правила начисления и налоговых выплат,
  • перечень налоговых льгот,
  • субъекты (налогоплательщики) и объекты налогообложения (прибыль, различные доходы, имущество, разные категории сделок и финансовых операций и т. д.),
  • предусмотренная юридическая ответственность за неисполнение требований налогового законодательства.

Все налоговое законодательство РФ является иерархической системой, которая состоит из:

  • Федеральных законов, включая и НК РФ, в том числе и НПА, которые принимаются на федеральном уровне в соответствии с налоговым законодательством.
  • Региональных законодательных актов, которые определяют региональные налоги и сборы.
  • НПА, регулирующих порядок выплаты и начисления налогов и сборов местного значения, и издаваемых органами местного самоуправления.
  • нормативных актов, представляющих собой налоговое законодательство, которые не должны противоречить налоговому кодексу и другим НПА вышестоящего уровня.

Таким образом, только федеральное налоговое законодательство применимо на всей территории России. Положения статьи 4 НК РФ устанавливают правовую возможность федеральных органов исполнительной власти, в том числе и субъектов РФ, издавать нормативно-правовые акты, которые входят в пределы их компетенции. Однако такие документы, как правило, носят разъяснительный характер и не могут изменять либо дополнять налоговое законодательство.

Нормы законодательства о налогах и сборах

На сегодняшний день основным правовым актом, регулирующим налоговые отношения является Налоговый кодекс РФ. Необходимо отметить, что статьей 1 НК РФ установлен принцип верховенства или правового приоритета Налогового кодекса в системе актов налогового законодательства.

НК РФ обладает безусловным приоритетом над абсолютно всеми НПА, которые регулируют налогообложение в России.

Положениями пункта 2 ст. 1 НК РФ раскрыто основное содержание этого документа, а также установлено, что правовая возможность определения общих принципов налогообложения в система налогов и сборов, которые взимаются в федеральный бюджет, принадлежит только Налоговому кодексу. Это соответствует положению ст. 71 и 72 Конституции РФ.

Вся система налогов и сборов, а также юридический состав налогов, определены отдельными положениями Налогового кодекса.

Федеральными налогами считаются:

  • налог на прибыль предприятия;
  • НДС;
  • НДФЛ;
  • Акцизы;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы, которые взимаются за использование объектов животного мира и водных ресурсов (биологический);
  • а также госпошлина.

В перечень региональных налогов входят:

  • налог на имущество предприятий;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Местными налогами считаются:

  • земельный;
  • на имущество физлиц.

Положения статьи 17 НК устанавливают правовую возможность взимания налога только в случаях, когда определён налогоплательщик, а также элементы налогообложения, к которым относятся:

  • Объект налогообложения;
  • Налоговая база;
  • Налоговый период;
  • Ставка налога;
  • Порядок начисление налогов;
  • А также порядок и сроки, в которые уплачивается налог.

Положениями статьи 38 НК РФ дано определение объекта налогообложения. Содержание понятия реализации товаров, работ или услуг установлено положениям статьи 39 НК РФ. Стоимостная, физическая или другая характеристика объекта налогообложения, к примеру, денежное выражение прибыли, определено положениями статьи 53 Кодекса, как налоговая база.

Также касаемо налоговых ставок указано, что ни они могут быть трех видов:

  • пропорциональными;
  • прогрессивными;
  • регрессивными.

Понятие налогового периода, состоящие из одного либо нескольких отчетных периодов, установлено положениями статьи 55 НК РФ

Также положение законодательства относительно определения суммы налога и сроков их уплаты устанавливают порядок, в котором устанавливаются эти строки в каждом конкретном случае, применительно к налогу или сбору (ст. 57 НК РФ).

Принципы законодательства о налогах и сборах

Отдельные принципы законодательства о налогах и сборах сформулированы положениями статьи 3 НК РФ. Конечно, эта норма является существенной для всей системы правового регулирования налогового бремени субъектов налоговых отношений. Однако большинство прописанных в ней положений носят декларативный характер. Указанная правовая норма к основным началам налогового законодательства относит следующие положения:

Обязанность каждого лица платить налоги и сборы, которые установлены на основе признания всеобщности и равенства, касаемо налогообложения.

Дискриминационный характер налогов и сборов не допустим.

Недопустимо применение дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот, в зависимости от того, где произошел капитал, формы собственности, а также гражданства физлиц.

Экономическая обоснованность налогов и сборов и недопустимость создания препятствий при их применении и реализации гражданами их конституционных прав.

Налоги и сборы не могут нарушать экономического пространства России. Это означает недопустимость прямого или косвенного ограничения перемещения товаров, денежных средств, работ либо услуг в пределах России в процессе применения налогового законодательства. Это же касается и недопустимости создания препятствий для ведения экономической или хозяйственной деятельности физ. лиц или организаций.

Никого нельзя обязать к уплате любых видов платежей, взносов, налогов или сборов, которые не предусмотрены Налоговым кодексом либо не установлены в другом - законном порядке, который определяет действующий НК РФ.

При установлении налогового бремени должны определяться все его элементы. Законодательные акты, регламентирующие правила начисления, порядок уплаты налогов и сборов должны формулироваться таким образом, чтобы каждый знал, какие именно налоги он должен оплачивать, а также понимать, когда и в каком порядке это должно происходить.

Одним из основных принципов, защищающих правовое положение налогоплательщика, является то, что все неустранимые сомнения, а также противоречия и неясности в актах налогового законодательства должны толковаться только в пользу налогоплательщика.

Положение статьи 3 НК РФ фактически устанавливается принцип, определяющий правовой характер налоговых отношений. Указания на то, что «каждое лицо» является субъектом налоговых отношений в рамках, установленных налоговым законодательством, и обязано его соблюдать, касается всех абсолютно физических лиц, таких как граждане РФ или иностранцы, лица без гражданства или юридические лица.

Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе

ГАРАНТ:

1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

2. Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия:

организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации);

физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

абзац пятый утратил силу с 1 января 2007 г.;

Информация об изменениях:

лица (лицо) - организации и (или) физические лица;

иностранная структура без образования юридического лица - организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров;

иностранные финансовые посредники - иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации, включенные в перечень, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

публичные компании - российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников;

абзац десятый (ранее - седьмой) утратил силу с 1 января 2007 г.;

Информация об изменениях:

абзац одиннадцатый (ранее - восьмой) утратил силу с 1 января 2007 г.;

Информация об изменениях:

банки (банк) - коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, включая счета в банках, открытые на основании договора банковского счета в драгоценных металлах;

лицевые счета - счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

счет Федерального казначейства - казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений;

источник выплаты доходов налогоплательщику - организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход;

недоимка - сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе - документ, подтверждающий постановку на учет российской организации, иностранной организации, физического лица в налоговом органе соответственно по месту нахождения российской организации, месту нахождения международной организации, по месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации через свое обособленное подразделение, по месту жительства физического лица;

уведомление о постановке на учет в налоговом органе - документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, по основаниям, установленным настоящим Кодексом, за исключением оснований, по которым настоящим Кодексом предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

сезонное производство - производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий;

Информация об изменениях:

место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;

место жительства физического лица - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца;

ГАРАНТ:

О признании одного рабочего места обособленным подразделением см. письмо МНС РФ от 29 апреля 2004 г. N 09-3-02/1912

учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

территория Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, - территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

коэффициент-дефлятор - коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав настоящего Кодекса в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подлежат официальному опубликованию не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы;

ГАРАНТ:

Положения абзаца двадцать восьмого пункта 2 статьи 11 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ) применяются к инвестиционным проектам, заключаемым после 1 января 2020 г.

" Инвестиционный проект " - ограниченный по времени и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, предусматривающих создание и последующую эксплуатацию нового имущественного комплекса и (или) нематериальных активов либо модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение) существующего имущественного комплекса в целях создания нового производства товаров (работ, услуг), увеличения объемов существующего производства товаров (работ, услуг) и (или) предотвращения (минимизации) негативного влияния на окружающую среду.

3. Понятия "налогоплательщик", "объект налогообложения", "налоговая база", "налоговый период" и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ в пункт 4 статьи 11 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

4. В отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, используются понятия, определенные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а в части, не урегулированной им, - настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 29 октября 2019 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

5. Правила, предусмотренные частью первой настоящего Кодекса в отношении банков, распространяются на Центральный банк Российской Федерации и государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ".

Правовая норма представляет собой санкционированную или установленную (утвержденную) модель надлежащего поведения. Она охраняется государством.

декларативные нормы

Ключевые признаки

Правовая норма обладает общим характером. Это означает, что она не адресуется какому-либо конкретному субъекту. К примеру, если в норме говорится о должностном лице, то она распространяется на любого служащего. Установленная модель регулирует действия лица. Нора обращается к воле субъекта, его сознанию, поведению, но не к желаниям, настроению или эмоциям. Для утвержденной модели главной целью выступает внешнее проявление внутренних порывов субъектов. Правовая норма наделена общеобязательным характером. Ее должны исполнять все граждане и организации. Норма признана государством, гарантирующим ее реализацию посредством принудительной властной силы. Правила регламентируют общественные отношения публично, официально и открыто. При этом любая норма рассчитана на многократное применение. Она используется в течение всего времени своего действия. Правовые нормы присутствуют в законах и иных юридических актах. Они предусматривают определенную ответственность лиц в случае неисполнения ими установленных правил.

Классификация

Дифференциация норм проводится по самым разным признакам. В зависимости от субъектов, устанавливающих их, выделяют модели, исходящие от государства и от гражданского общества. Первые – нормы, утверждаемые уполномоченными представительными, исполнительными структурами, а также судебными органами (в странах, где имеют место соответствующие прецеденты). Во втором случае модели поведения устанавливаются населением определенного административного образования или всего государства. Например, 12.12.1993 всенародным референдумом была утверждена Конституция России. Классификация правил проводится также в зависимости от их социального значения и роли в юридической системе. По этим признакам выделяют:

  1. Учредительные модели. Их называют также нормами-принципами.
  2. Регулятивные правила. Они определяют поведение субъектов.
  3. Охранительные модели. Они направлены на обеспечение порядка в обществе.
  4. Декларативные нормы. Примеры таких положений довольно распространены в законодательстве. Так, соответствующие модели присутствуют во всех действующих кодексах (УК, ГК, ЗК и пр.).
  5. Обеспечительные нормы. Они выступают как гарантии тех или иных юридических возможностей.
  6. Дефинитивные нормы. Они используются для определения различных юридических категорий.
  7. Оперативные нормы. Эти положения представляют собой меры реагирования на какие-либо события.
  8. Коллизионные модели.

декларативные целевые нормы

Декларативные нормы, примеры которых будут приведены далее, как правило, включают в себя положения, обладающие программным характером. Они определяют функции и задачи регулирования конкретных видов отношений. Декларативная норма права – это юридическая конструкция, содержащая объявление. Так, во второй части 1 статьи Основного Закона указано, что названия Россия и Российская Федерация являются равнозначными.

Декларативные нормы в Конституции РФ: примеры

Положения Основного Закона – общеобязательные, формально-определенные, абстрактные модели. Они устанавливаются и охраняются государством. Декларативные нормы Конституции РФ ориентированы на регулирование отношений в обществе посредством утверждения юридических возможностей и обязанностей лиц, участвующих в них. Положения Основного Закона считаются базовыми моделями, которые конкретизируются и раскрываются в других актах. Какие существуют декларативные нормы права? Примеры таких положений присутствуют в части Основного Закона, устанавливающей юридические возможности граждан. Их можно рассматривать как определенные структурированные свойства бытия личности, отражающие ее свободу. Декларативные нормы в Конституции РФ устанавливают свободу слова, собраний и объединений, возможность каждого человека получить образование, иметь собственность, соцобеспечение, жилье.

Свойства положений

Декларативные нормы в Конституции обладают признаками, характерными для прочих видов правил. Вместе с тем в них выделяют и специфические качества, присущие только им. Общим свойством считается нормативность. Она указывает на то, что положения, закрепленные в Основном Законе, являются правилами, образцами поведения субъектов, на которых они направлены. Любая декларативная правовая норма абстрактна. То есть, она ориентирована на неограниченный круг субъектов и может использоваться многократно. Как и другие юридические правила, декларативные нормы являются обязательными для всех лиц.

 декларативные нормы в международном праве

Специфические черты

Декларативные (целевые) нормы обладают особенной юридической природой. Существует ряд признаков, в которых она выражается. В первую очередь положения Основного Закона направлены на особый круг общественных взаимодействий. Они выступают предметом конституционно-правового регулирования. Установочные положения присутствуют в разных источниках. Однако самым главным из них является Конституция. Немаловажное значение имеет и учредительный характер положений. Декларативные нормы закрепляют и оформляют ключевые социально-политические институты. В первую очередь они регулируют непосредственно сам процесс создания моделей поведения. Данный признак считается самым характерным для конституционных норм. Стоит также обратить внимание на разнообразие положений Основного Закона. Декларативные нормы охватывают все ключевые сферы деятельности граждан и юрлиц в государстве. Они устанавливают приемлемые модели взаимодействия населения и власти.

Права человека

Они гармонично вписаны во взаимодействия граждан и государства. При этом они оказывают влияние на межличностные отношения, социальные связи каждого индивида. Соблюдение прав людей во всем мире гарантирует Декларация ООН, принятая в 1948 г. Этот документ – результат многолетней работы. Декларативные нормы , закрепляющие основные юридические возможности индивида, стали возникать еще в Средневековье. В то время они были представлены в виде допустимых стандартов, моделей поведения. В 18 в. понятие прав было оформлено в конституциях многих стран. Юридические возможности субъектов – это сравнительно небольшой комплекс ценностей, регулирующих, обычно отношения по вертикали "человек-власть". Каждый индивид наделяется определенными правами. Они не зависят ни от гражданства, ни от социального статуса, ни от вероисповедания, ни от других обстоятельств. Права человека обладают естественным происхождением. Индивид получает их при рождении. При этом декларативные нормы устанавливают, что личные права человека являются неотчуждаемыми.

декларативные нормы права примеры

Разновидности

Права человека можно классифицировать на:

  1. Политические. К ним относят свободу слова, собраний, возможность создавать объединения.
  2. Культурные. Среди них право на образование, свободное творчество и пр.
  3. Социально-экономические. В эту группу включены права на частную собственность, социальное обеспечение, жилище.

Все они отражены в Основном Законе и конкретизирующих его юридических актах.

Механизмы защиты

Декларативные нормы, закрепляющие личные неимущественные и имущественные права, предусматривают возможность применения мер ответственности к лицам, нарушающим эти положения. Механизмы защиты могут иметь самый разный характер. Так, законодательство предусматривает политические, юридические меры. Кроме этого, для обеспечения защиты прав могут организовываться общественные акции. Охрана юридических возможностей может осуществляться во внутригосударственных структурах. Например, в случае нарушения декларативной нормы, фиксирующей неприкосновенность жилища, потерпевший может обратиться в суд. Аналогичная возможность есть у субъекта при ущемлении и других его интересов, гарантированных государством. Кроме того, защита прав может осуществляться и в международных инстанциях.

Содержание исходных положений

Декларативные нормы формируют базу законодательства. На практике выделяют исходные (основополагающие) и экономические положения. Первые обладают самым общим характером. Одно из таких положений уже упоминалось выше. Оно предусматривает, что права принадлежат человеку с момента рождения. Ни государство, ни общество, ни другие граждане не могут посягать на них. Стоит сказать, что общепризнанные в международном сообществе права должны реализовываться и в случаях, когда они не закрепляются внутригосударственным законом или нарушаются. Юридические возможности, закрепленные на межгосударственном уровне, обладают приоритетом перед национальными юридическими конструкциями.

декларативная правовая норма

Равенство перед законом и судом

Это еще одна важнейшая декларативная норма. Она не допускает никакой дискриминации по каким-либо признакам (полу, вероисповеданию, социальному статусу и пр.). На первый взгляд, можно посчитать, что применение требования не вызывает никаких проблем. Однако на практике не все так просто. Так, например, в отечественном законодательстве задекларировано, что женщины могут рассчитывать на получение пенсии по старости с 55 лет, а мужчины – с 60. По своей природе, несомненно, люди не равны. Этот факт вполне очевиден, и он лежит в основе общества. Люди имеют разный пол, возраст, умственные способности, талант, здоровье и так далее. Естественные различия не могут быть устранены полностью. Правовая система учитывает фактические отличия людей, предоставляя им равенство в процедурах, исходных возможностях. Безусловно, при одинаковых условиях более здоровый, сильный человек сможет добиться большего. Это, в свою очередь, может привести к социальным противоречиям. Поскольку полностью устранить природные отличия невозможно, для людей устанавливается соответствующий объем прав. Увеличение его для отдельных категорий вполне возможен. Тем самым государство уравнивает слабых и сильных представителей населения. В этом, собственно, выражается дифференциация нормативного регулирования. Из сказанного следует, что равенство перед судом и законом не означает тождественности юридических возможностей всех людей. Изначальный уровень одинаков. Но далее допускаются разнообразные льготы и послабления для наименее защищенных лиц.

Неограниченность юридических возможностей

Декларативные нормы устанавливают права, которые не могут быть ущемлены никем ни при каких обстоятельствах. Несомненно, отсутствие ограничений привело бы к катастрофическим последствиям для общества. В этой связи отечественное законодательство устанавливает два основных условия для реализации субъектами их юридических возможностей. В первую очередь, используя свои права, лицо не должно ущемлять интересы окружающих. Кроме этого, реализация юридических возможностей не должна быть направлена на антиобщественные действия. Запрещено насильственное изменение государственного строя, пропаганда войны, разжигание религиозной, национальной, расовой ненависти и пр.

декларативные нормы в конституции

Это наименее защищенная категория лиц во всем мире. В этой связи декларативные нормы в международном праве , а также в национальных законодательствах в первую очередь направлены на охрану интересов и свобод детей. Основной их тезис заключается в том, что человечество должно дать ребенку все лучшее, что оно имеет. Здесь необходимо отметить особую роль декларативных норм в международном праве. В свое время документ, принятый в 1948 г. ООН, оказал большое влияние на политику и деятельность в отдельных государствах. В Декларации содержался призыв ко всем родителям, неправительственным организациям, местным и государственным властям признать права и свободы ребенка. Документ был ратифицирован практически всеми странами мира. Декларативные нормы, фиксирующие права ребенка на международном уровне, были конкретизированы в национальных законодательствах, уставах специализированных учреждений и организаций, занимающихся проблемами благополучия несовершеннолетних.

роль декларативных норм в международном праве

Экономические положения

Эти декларативные нормы касаются трудовой деятельности, имущественного статуса, а также социального обеспечения населения. Одно из ключевых положений регулирует частную собственность. Каждый человек вправе иметь, распоряжаться, владеть и использовать имущество. Эта возможность может реализовываться субъектом индивидуально или совместно с другими людьми. Здесь достаточно четко просматривается процедурное равенство и вероятное имущественное неравенство. Потенциальные возможности у всех одинаковые. Однако реальные результаты показывают, что статус людей очень различен. Законодательство декларирует равноправие возможностей, но не обеспечивает уравнительность результатов. Каждый человек свободен в выборе своей профессии, работы, рода занятий. Он вправе рассчитывать на безопасные, здоровые условия своей деятельности. В отечественном законодательстве устанавливается равная возможность для каждого получить работу. Однако на практике далеко не все люди заняты на предприятиях. Для защиты безработных государство разрабатывает специальные программы, предполагающие разные меры поддержки населения. На нетрудоспособных граждан распространяются положения, регулирующие социальное обеспечение. К таким лицам в первую очередь относят несовершеннолетних, инвалидов, а также людей преклонного возраста.

Классификация (виды) правовых норм

Нормы права классифицируются по различным признакам.

Классификация норм права по предмету регулирования

Данная классификация делит нормы права на следующие виды:

  • Нормы гражданского права;
  • Нормы административного права;
  • Нормы финансового права;
  • Нормы конституционного права;
  • Нормы семейного права;
  • Нормы трудового права;
  • Нормы уголовного права.

Классификация норм права по характеру регулируемых отношений

Данная классификация делит нормы права на следующие виды:

Материальные нормы права:

  • гражданские;
  • уголовные;
  • экономические и пр.

Процессуальные нормы права:

  • гражданско-процессуальные;
  • уголовно-процессуальные.

Классификация норм права по методу правового регулирования

Данная классификация делит нормы права на следующие виды:

  • Императивные нормы права;
  • Рекомендательные нормы права;
  • Диспозитивные нормы права;
  • Поощрительные нормы права.

Классификация норм права по социальному назначению

Данная классификация делит нормы права на следующие виды:

Типичные нормы права, которые состоят из правил поведения участников общества, а также мер принуждения, которые применяют к нарушителям правопорядка. Данные нормы, в свою очередь делятся на следующие виды:

  • регулятивные нормы права, которые включают в себя предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия;
  • обязывающие нормы права, которые устанавливают для субъектов права совершать определенные положительные действия;
  • запрещающие нормы права, с помощью которых устанавливаются обязанности не совершать поступки, которые недозволенны законом;
  • охранительные нормы права, которые регулируют порядок наказания неправомерное поведение и порядок освобождения от такого наказания, если в этом есть законная необходимость;

Нетипичные нормы права, которые регламентируют основные понятия, касающиеся правового регулирования отношений внутри общества.

Данная классификация выделяет также ряд следующих правовых норм:

  • Общезакрепительные правовые нормы;
  • Декларативные правовые нормы;
  • Дефинитивные правовые нормы;
  • Коллизионные правовые нормы;
  • Оперативные правовые нормы.

Данная классификация не заканчивается на данных видах норм и включает в себя также:

  • Абсолютно-определенные правовые нормы, в которых абсолютно точно и конкретно прописаны, как права, так и обязанности участников правоотношений, а также условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы;
  • Относительно-определенные правовые нормы, которые устанавливают различные варианты поведения участников правоотношений и не определяют точно и конкретно полные сведения о правах и обязанностях;
  • Альтернативные правовые нормы являются закрепителями ряда вариантов поведения участников правоотношений, а также варианты ответственности за правонарушения.

Данные правовые нормы классифицируют по степени определенности изложения элементов правовой нормы.

Классификация норм права по сфере действия

Данная классификация делит нормы права на следующие виды:

  • Региональные нормы права, которые действуют на территории субъектов РФ;
  • Общефедеральные нормы права, которые имеют действие на территории всего государства;
  • Локальные нормы права, которые действуют на территории определенного объекта, к примеру, на территории завода.

Классификация норм права по времени действия

Данная классификация делит нормы права на следующие виды:

  • Постоянные нормы права, которые содержатся в законодательных актах;
  • Временные нормы права, которые носят временный характер и действуют на территории определенного региона.

Классификация норм права по юридической силе

Данная классификация делит нормы права на следующие виды:

  • Правовые нормы законов;
  • Подзаконные акты.


Читайте также: