Кто проверяет налоговые декларации госслужащих

Опубликовано: 14.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Методика Генеральной прокуратуры РФ "Контроль за соответствием расходов государственных и муниципальных служащих их доходам. Памятка для служащих"

Институт контроля за расходами чиновников введен в действие с 1 января 2013 г. Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

В случае, если чиновник или члены его семьи (супруг/супруга, несовершеннолетние дети) в течение отчетного года расходуют на совершение сделок по приобретению недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг сумму, превышающую общий доход данного лица, его супруги (супруга) за три последних года, то в отношении его принимается решение об осуществлении контроля за расходами.

Законом установлен порядок осуществления контроля за расходами чиновников, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, а также механизм обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

ЛИЦА, ЧЬИ РАСХОДЫ ПОДЛЕЖАТ КОНТРОЛЮ:

- государственные должности Российской Федерации, в отношении которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок осуществления контроля за расходами;

- должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;

- государственные должности субъектов Российской Федерации;

- должности федеральной государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Президента РФ;

- должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, включенные в перечни, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

- должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные законами, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами;

- должности в Банке России, перечень которых утвержден Советом директоров Банка России;

- должности в государственных корпорациях, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ;

- должности в ПФР, ФСС, ФФОМС, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ;

- должности в иных организациях, созданных РФ на основании федеральных законов, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ;

- отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.

ЭТИ ЛИЦА ПРЕДСТАВЛЯЮТ СВЕДЕНИЯ О РАСХОДАХ И ОБ ИСТОЧНИКАХ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДСТВ ЕЖЕГОДНО В ОТНОШЕНИИ КАЖДОЙ СДЕЛКИ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ:

- объектов недвижимости (земельные участки, квартиры, дома и др.); - транспортных средств (автомобиль, мотоцикл, лодка, катер, самолет, вертолет и др.); - ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций);

- сделка совершена в течение календарного года;

- общая сумма таких сделок превышает общий доход супругов за последние три года, предшествующие совершению контролируемой сделки.

ВАЖНО! Обязанность по представлению сведений о расходах по контролируемым сделкам возникает в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 г.

ОСНОВАНИЕМ для принятия решения об осуществлении контроля за расходами является достаточная информация о том, что лицом, его супругом (супругой) или несовершеннолетними детьми совершена сделка по приобретению имущества на сумму, превышающую доход за три последних года.

ЭТА ИНФОРМАЦИЯ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНА:

- правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, работниками подразделений по профилактике коррупционных правонарушений, должностными лицами Банка России, государственной корпорации, ПФР, ФСС, ФОМС;

- руководящими органами политических партий и общероссийских общественных объединений;

- Общественной палатой Российской Федерации;

ПРОЦЕДУРА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА РАСХОДАМИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

ВАЖНО! Информация анонимного характера не может служить основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами должностных лиц, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

РЕШЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА РАСХОДАМИ ПРИНИМАЕТСЯ:

- должностным лицом, определяемым Президентом Российской Федерации;

- руководителем федерального государственного органа либо уполномоченным им должностным лицом;

- высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации;

- Председателем Банка России либо уполномоченным им должностным лицом;

- руководителем государственной корпорации, ПФР, ФСС, ФОМС.

Лицо, в связи с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей вправе:

ЛИЦО, ПРИНЯВШЕЕ РЕШЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА РАСХОДАМИ, ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНТРОЛЯ:

- информирует в установленном порядке руководителя государственного органа о результатах осуществленного контроля;

- вносит в случае необходимости предложения о применении к лицу мер юридической ответственности и (или) о направлении материалов в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы;

- вносит предложение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов рассмотреть результаты осуществленного контроля.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за непредставление сведений о расходах и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка:

Генеральным прокурором издан приказ от 14.04.2015 № 179 «О реализации прокурорами полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», и об организации прокурорского надзора за исполнением данного Федерального закона».
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры при получении материалов по результатам осуществления контроля за расходами (свидетельствующих о несоответствии расходов должностного лица, его супруги/супруга, несовершеннолетних детей их общему доходу) обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

Органами прокуратуры Российской Федерации приняты меры по повышению эффективности работы и реализации прокурорских полномочий по контролю за расходами чиновников и обращению в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы.

С момента предоставления соответствующих полномочий Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» прокурорами проведено более 14 тыс. проверок в сфере исполнения законодательства о контроле за соответствием расходов, выявлено около 12 тыс. нарушений закона, принесено порядка 5 тыс. протестов, по результатам рассмотрения которых изменено более 4 тыс. незаконных нормативных правовых актов, внесено около 3 тыс. представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено более 2 тыс. должностных лиц.

Всего за период 2014-2016 годов в суды предъявлено более 40 исковых заявлений об обращении в доход Российской Федерации объектов имущества (транспортные средства, земельные участки, жилые и нежилые помещения), в отношении которого чиновниками не представлены сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы. Общая стоимость такого имущества составила 2,4 млрд. руб.

За указанный период судами удовлетворено 20 исковых заявлений на совокупную стоимость имущества в размере, превышающем 2 млрд. руб.

ПРИМЕРЫ ПРОКУРОРСКО-СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ:

Органами прокуратуры Саратовской области проведена проверка поступивших от губернатора региона материалов о результатах контроля за расходами чиновницы, работающей в комитете финансов администрации Балаковского муниципального района, а также за расходами ее супруга. Установлено, что муж сотрудницы администрации в 2014 году приобрел автомобиль «Lexus RX 350» стоимостью 2,6 млн. руб., однако чиновница представила недостоверные сведения об источниках получения средств, за счет которых была совершена эта покупка. Балаковский районный суд Саратовской области в полном объеме удовлетворил заявление прокурора об обращении автомобиля в доход государства. Апелляционная инстанция оставила это решение без изменения. Постановление об окончании исполнительного производства вынесено 30.06.2016, транспортное средство передано судебным приставом в Территориальное управление Росимущества в Саратовской области.

В Краснодарском крае состоялось судебное решение по заявлению прокурора об обращении в доход государства земельного участка и жилого дома, приобретенных судебным приставом и ее супругом на неподтвержденные доходы. В ходе судебного разбирательства установлено, что жилой дом уничтожен ответчиками, в связи с чем исковые требования изменены на обращение в доход государства стоимости жилого дома. Решение суда исполнено в полном объеме, в доход государства перечислен денежный эквивалент стоимости дома в размере 3,2 млн. руб. На земельный участок зарегистрировано право Российской Федерации.

Заводским районным судом города Орла удовлетворено исковое заявление прокурора Орловской области об обращении в доход Российской Федерации имущества депутата Орловского областного Совета народных депутатов, приобретенного на неподтвержденные доходы. Установлено, что депутат в 2013 году при официальном доходе 5,4 млн. руб. купил помещения хозяйственного назначения в городе Орле на сумму 28 млн. руб. Решение суда вступило в законную силу, 22.09.2016 на объекты недвижимости зарегистрировано право Российской Федерации.

Обзор документа

Приводится методика Генпрокуратуры РФ, посвященная контролю за соответствием расходов государственных и муниципальных служащих их доходам. Она изложена в виде памятки.

Если чиновник или члены его семьи в течение отчетного года расходуют на совершение сделок по приобретению недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг сумму, превышающую общий доход данного лица, его супруги (супруга) за 3 последних года, то принимается решение об осуществлении контроля за расходами.

Приводится перечень лиц, чьи расходы подлежат контролю.

Обязанность представлять сведения о расходах по контролируемым сделкам возникает в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 г.

Основанием принять решение о контроле за расходами является достаточная информация о том, что совершена сделка на сумму, превышающую доход за 3 последних года. Основанием не могут быть сведения анонимного характера.

Разъяснено, как принимается решение, какая ответственность грозит в случае непредставления сведений о расходах и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Прокурорами проведено более 14 тыс. проверок в сфере исполнения законодательства о контроле за соответствием расходов, выявлено около 12 тыс. нарушений закона, принесено порядка 5 тыс. протестов, по результатам рассмотрения которых изменено более 4 тыс. незаконных нормативных правовых актов, внесено около 3 тыс. представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено более 2 тыс. должностных лиц.

Всего за период 2014-2016 гг. в суды предъявлено более 40 исковых заявлений об обращении в доход Российской Федерации объектов имущества, в отношении которого чиновниками не представлены сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы. Общая стоимость такого имущества составила 2,4 млрд руб.

За указанный период судами удовлетворено 20 исковых заявлений на совокупную стоимость имущества в размере, превышающем 2 млрд руб.

В Санкт-Петербурге
май, 20, 2021 год
16 °C

Как прокуратура проверяет доходы государственных служащих

08/02/2011

Как прокуратура проверяет доходы государственных служащих

Начало весны – традиционное время для подачи деклараций о доходах. В числе прочих в обязательном порядке о своих заработках будут сообщать государственные служащие. Проверка доходов чиновников в плановом порядке ведется уже несколько лет. С 2009 года проверкам подвергаются еще две категории граждан – сотрудники милиции и прокуратуры, а также – выборных учреждений (муниципальных советов).

Е ще одна группа специалистов – должностные лица, не являющиеся чиновниками (работники больниц, школ, вузов), – пока не охвачена вниманием, но не исключено, что за нее тоже возьмутся.

Стоит отметить, что нынешний закон отнюдь не запрещает чиновнику или силовику иметь материальных благ на сумму в миллион раз больше, чем может позволить его скромная зарплата. Конвенция ООН о противодействии коррупции была принята Россией в 2003 году и ратифицирована в 2006-м – полностью, кроме 20-го пункта, который дает определение понятию «незаконное обогащение». Это снимает с силовиков обязанность – устанавливать, почему тот или иной народный слуга вдруг оказался подозрительно богат.

Ни прокуратура, ни Росфинмониторинг не подсчитывают, сколько на самом деле стоит заявленный в декларации особняк или автомобиль и тем более – не сравнивают его с зарплатой. Как ни странно – даже при таких мягких требованиях: сообщать о нажитом имуществе, но не объяснять его происхождение, – у нас остается немало служащих, которые уклоняются от этой обязанности. За точным ее соблюдением в городе следит специальная структура – отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Санкт-Петербурга. Online812 побеседовал с его руководителем Светланой ЯКОВЛЕВОЙ.

- Кто должен проверять сведения о доходах госслужащих и своевременность их подачи?
– Своевременность подачи сведений проверяет кадровая служба государственного органа. Все служащие должны вовремя предоставить всю информацию о своем имуществе и имуществе ближайших родственников – супругов и несовершеннолетних детей. И первое, что делают кадровые службы, – проверяют полноту представленных сведений. Также сверяют их с данными прошлого года. Если выяснится, что у чиновника была, например, машина, а теперь ее нет, как нет никаких сведений о том, что он получил какой-то доход от ее продажи, – это становится поводом для проверки полноты представленных сведений.
Другим таким поводом по закону могут быть сведения, поступившие от политических партий, общественных организаций, общественной палаты, правоохранительных и государственных органов.

- И много было таких сигналов?
– За последние годы – ни одного.

- В каких случаях проверкой сведений о доходах служащих занимается не кадровая служба госоргана, а прокуратура?
– Мы можем провести проверку на основе анализа состояния законности, а также по конкретному сигналу. В принципе, любой гражданин, зная, например, что его сосед по даче имеет царский особняк, и, возможно, скрывает это от кадровой службы, может написать такое заявление к нам. Мы проверим, было ли служащим указано это имущество. Также граждане могут обратиться к какому-нибудь депутату или общественнику, и, как я уже говорила, по запросу политической партии, общественной организации проверку будет проводить кадровая служба.

– Какие у прокуратуры есть возможности для проверок достоверности сведений?
– Мы проверяем достоверность указанных служащими сведений через регистрирующие органы: машины – через ГИБДД, недвижимость – через Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, наличие долей коммерческих организаций, участие в их руководстве – через федеральную налоговую службу. Сложнее выявить наличие долей акций, поскольку по законодательству нет их единого учета. У нас в городе есть наиболее крупные реестродержатели, у них мы информацию и запрашиваем.

- Что обычно скрывают госслужащие?
– Именно эту сторону своей жизни – по поводу доли в коммерческой структуре или даже владения какой-то фирмой – чаще всего скрывают наши государственные и муниципальные служащие. Большинство выявленных нами нарушений связано именно с непредоставлением сведений об акциях и долях участия в коммерческих организациях, а не с владельцами лишних квартир.
Хотя с недвижимостью тоже бывают казусы – например, один специалист из администрации Невского района указал в декларации садовый участок площадью 58,1 кв. м, а в действительности площадь составляла 1180 кв. м.

- А машины какие скрывают?
– В основном отечественного производства. Из современных – про которые уж точно не забудешь, могу привести в пример Lexus и Chevrolet Lacetti.

- Сколько забывчивых служащих вы обнаружили и откуда они оказались?
– Из государственных служащих – выявлено шесть случаев в Курортном районе, в Калининском и Фрунзенском по пять, в Московском и Кировском по четыре. В Смольном выявили нарушителей в Комитете по внешним связям и Комитете финансового контроля. Муниципальными служащими нарушения допущены, например, в Калининском и Кировском районах.
Всего к дисциплинарной ответственности привлечено 159 лиц: 45 государственных служащих и 68 муниципальных служащих.

- Это только чиновники?
– Нет, с прошлого года мы начали проверять еще сотрудников милиции, выявили 7 заместителей начальников РУВД и начальников структурных подразделений ГУВД, представивших недостоверные сведения, им объявлены замечания.

- А работников других госструктур, которые являются должностными лицами, но не чиновниками, например, руководителей вузов, больниц, проверяете?
– В настоящее время это не предусмотрено. Если законодатели расширят список проверяемых категорий, будем проверять. Мы от работы никогда не отказываемся.

- Но проверяете вы все-таки госслужащих не всех, а выборочно? По какому принципу отбираете, кого проверять?
– В зависимости от результатов проведенных анализов. Например, в прошлом году была выборочная проверка всех членов комиссий по размещению государственного заказа. Трое служащих понесли дисциплинарную ответственность. В ряде случаев не было доказано, что служащий предоставил заведомо неверные сведения, потому что речь шла об имуществе его жены. И его от ответственности освободили.

- А как можно не знать, чем владеет жена?
– Если речь идет о квартире в общедолевой собственности, то такие оправдания, конечно, смешны. Но если дело в акциях, то все возможно – супруга могла про них и не говорить.
Кстати, если гражданин вдруг осознает, что что-то не указал, он в любой момент может прийти в кадровую службу и попросить дополнить свой материал. Мало ли, жена вдруг вспомнила, как когда-то на нее была зарегистрирована фирма… Главное, чтобы это произошло до того, как об этом узнает прокуратура или кадровая служба.

- Кадровые службы госорганов обязаны проверять достоверность деклараций служащих этих органов. Что происходит, если они не заметили обмана, а вы заметили?
– Если они плохо провели проверку, тогда уже их сотрудники получат дисциплинарное взыскание. Как это произошло недавно с двумя кадровиками-милиционерами, которые не выявили, что сотрудник РУВД получил доход от продажи машины. К тому времени, когда выяснилось, что кадровики схалтурили, срок давности привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности истек. Зато для них самих он еще действовал. В итоге наказали не того милиционера, который скрыл доход, а тех, кто не захотел это выявить.

- Неужели дисциплинарное взыскание – так серьезно? Понятно, что участкового милиционера могут снять с очереди на жилье, но остальным-то чего бояться?
– Наши госслужащие переживают, что мы выявляем у них нарушения. Это отражается на их репутации. Я же вижу их реакцию, когда опрашиваем в прокуратуре, когда потом рассматриваем наши представления. Дисциплинарка за предоставление недостоверных сведений о доходах и имуществе – это клеймо, которое может здорово навредить всей дальнейшей карьере. У чиновников раз в три года проходит переаттестация – и вот, приходится все это время носить за собой шлейф дисциплинарного нарушителя. А можно и вовсе потом переаттестацию не пройти. Не попасть в кадровый резерв. Лишиться премии. А милиционеру не дадут очередное звание.

– Но уголовная-то ответственность возможна?
– Полученная информация накапливается и используется для выявления фактов конфликта интересов. Взять, к примеру, ту же ситуацию с комиссией по госзаказу. Если выяснится, что госконтракт был заключен с фирмой, принадлежащей хотя бы частично родственнику ответственного чиновника, – эту информацию будут реализовывать. Причем, когда идет речь о наличии у служащего конфликта интересов, проверяются все родственники: и родители, и братья, и совершеннолетние дети. Но это уже оперативные мероприятия.

- Сейчас чиновник обязан помнить обо всем своем имуществе? Даже если оно не приносит никаких дивидендов? Например, есть у человека акция родного колхоза, который приватизировали в 1993 году…
– Такие случаи – с акциями, полученными за приватизационные чеки, не выявлялись, и их возможность крайне редка. Если коммерческая организация ликвидирована, налоговый орган нам так и сообщает. Чаще чиновники утверждают, что фирма фактически не действует. Но это не основание, чтобы сведения о ней не указывать в кадровую службу. Такие аргументы мы не принимаем .

Начало весны – традиционное время для подачи деклараций о доходах. В числе прочих в обязательном порядке о своих заработках будут сообщать государственные служащие. Проверка доходов чиновников в плановом порядке ведется уже несколько лет. С 2009 года проверкам подвергаются еще две категории граждан – сотрудники милиции и прокуратуры, а также – выборных учреждений (муниципальных советов).

Еще одна группа специалистов – должностные лица, не являющиеся чиновниками (работники больниц, школ, вузов), – пока не охвачена вниманием, но не исключено, что за нее тоже возьмутся.

Стоит отметить, что нынешний закон отнюдь не запрещает чиновнику или силовику иметь материальных благ на сумму в миллион раз больше, чем может позволить его скромная зарплата. Конвенция ООН о противодействии коррупции была принята Россией в 2003 году и ратифицирована в 2006-м – полностью, кроме 20-го пункта, который дает определение понятию «незаконное обогащение». Это снимает с силовиков обязанность – устанавливать, почему тот или иной народный слуга вдруг оказался подозрительно богат.

Ни прокуратура, ни Росфинмониторинг не подсчитывают, сколько на самом деле стоит заявленный в декларации особняк или автомобиль и тем более – не сравнивают его с зарплатой. Как ни странно – даже при таких мягких требованиях: сообщать о нажитом имуществе, но не объяснять его происхождение, – у нас остается немало служащих, которые уклоняются от этой обязанности. За точным ее соблюдением в городе следит специальная структура – отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Санкт-Петербурга. “Город 812” побеседовал с его руководителем Светланой ЯКОВЛЕВОЙ.

– Кто должен проверять сведения о доходах госслужащих и своевременность их подачи?
– Своевременность подачи сведений проверяет кадровая служба государственного органа. Все служащие должны вовремя предоставить всю информацию о своем имуществе и имуществе ближайших родственников – супругов и несовершеннолетних детей. И первое, что делают кадровые службы, – проверяют полноту представленных сведений. Также сверяют их с данными прошлого года. Если выяснится, что у чиновника была, например, машина, а теперь ее нет, как нет никаких сведений о том, что он получил какой-то доход от ее продажи, – это становится поводом для проверки полноты представленных сведений.
Другим таким поводом по закону могут быть сведения, поступившие от политических партий, общественных организаций, общественной палаты, правоохранительных и государственных органов.

– И много было таких сигналов?
– За последние годы – ни одного.

– В каких случаях проверкой сведений о доходах служащих занимается не кадровая служба госоргана, а прокуратура?
– Мы можем провести проверку на основе анализа состояния законности, а также по конкретному сигналу. В принципе, любой гражданин, зная, например, что его сосед по даче имеет царский особняк, и, возможно, скрывает это от кадровой службы, может написать такое заявление к нам. Мы проверим, было ли служащим указано это имущество. Также граждане могут обратиться к какому-нибудь депутату или общественнику, и, как я уже говорила, по запросу политической партии, общественной организации проверку будет проводить кадровая служба.

– Какие у прокуратуры есть возможности для проверок достоверности сведений?
– Мы проверяем достоверность указанных служащими сведений через регистрирующие органы: машины – через ГИБДД, недвижимость – через Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, наличие долей коммерческих организаций, участие в их руководстве – через федеральную налоговую службу. Сложнее выявить наличие долей акций, поскольку по законодательству нет их единого учета. У нас в городе есть наиболее крупные реестродержатели, у них мы информацию и запрашиваем.

– Что обычно скрывают госслужащие?
– Именно эту сторону своей жизни – по поводу доли в коммерческой структуре или даже владения какой-то фирмой – чаще всего скрывают наши государственные и муниципальные служащие. Большинство выявленных нами нарушений связано именно с непредоставлением сведений об акциях и долях участия в коммерческих организациях, а не с владельцами лишних квартир.
Хотя с недвижимостью тоже бывают казусы – например, один специалист из администрации Невского района указал в декларации садовый участок площадью 58,1 кв. м, а в действительности площадь составляла 1180 кв. м.

– А машины какие скрывают?
– В основном отечественного производства. Из современных – про которые уж точно не забудешь, могу привести в пример Lexus и Chevrolet Lacetti.

– Сколько забывчивых служащих вы обнаружили и откуда они оказались?
– Из государственных служащих – выявлено шесть случаев в Курортном районе, в Калининском и Фрунзенском по пять, в Московском и Кировском по четыре. В Смольном выявили нарушителей в Комитете по внешним связям и Комитете финансового контроля. Муниципальными служащими нарушения допущены, например, в Калининском и Кировском районах.
Всего к дисциплинарной ответственности привлечено 159 лиц: 45 государственных служащих и 68 муниципальных служащих.

– Это только чиновники?
– Нет, с прошлого года мы начали проверять еще сотрудников милиции, выявили 7 заместителей начальников РУВД и начальников структурных подразделений ГУВД, представивших недостоверные сведения, им объявлены замечания.

– А работников других госструктур, которые являются должностными лицами, но не чиновниками, например, руководителей вузов, больниц, проверяете?
– В настоящее время это не предусмотрено. Если законодатели расширят список проверяемых категорий, будем проверять. Мы от работы никогда не отказываемся.

– Но проверяете вы все-таки госслужащих не всех, а выборочно? По какому принципу отбираете, кого проверять?
– В зависимости от результатов проведенных анализов. Например, в прошлом году была выборочная проверка всех членов комиссий по размещению государственного заказа. Трое служащих понесли дисциплинарную ответственность. В ряде случаев не было доказано, что служащий предоставил заведомо неверные сведения, потому что речь шла об имуществе его жены. И его от ответственности освободили.

– А как можно не знать, чем владеет жена?
– Если речь идет о квартире в общедолевой собственности, то такие оправдания, конечно, смешны. Но если дело в акциях, то все возможно – супруга могла про них и не говорить.
Кстати, если гражданин вдруг осознает, что что-то не указал, он в любой момент может прийти в кадровую службу и попросить дополнить свой материал. Мало ли, жена вдруг вспомнила, как когда-то на нее была зарегистрирована фирма… Главное, чтобы это произошло до того, как об этом узнает прокуратура или кадровая служба.

– Кадровые службы госорганов обязаны проверять достоверность деклараций служащих этих органов. Что происходит, если они не заметили обмана, а вы заметили?
– Если они плохо провели проверку, тогда уже их сотрудники получат дисциплинарное взыскание. Как это произошло недавно с двумя кадровиками-милиционерами, которые не выявили, что сотрудник РУВД получил доход от продажи машины. К тому времени, когда выяснилось, что кадровики схалтурили, срок давности привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности истек. Зато для них самих он еще действовал. В итоге наказали не того милиционера, который скрыл доход, а тех, кто не захотел это выявить.

– Неужели дисциплинарное взыскание – так серьезно? Понятно, что участкового милиционера могут снять с очереди на жилье, но остальным-то чего бояться?
– Наши госслужащие переживают, что мы выявляем у них нарушения. Это отражается на их репутации. Я же вижу их реакцию, когда опрашиваем в прокуратуре, когда потом рассматриваем наши представления. Дисциплинарка за предоставление недостоверных сведений о доходах и имуществе – это клеймо, которое может здорово навредить всей дальнейшей карьере. У чиновников раз в три года проходит переаттестация – и вот, приходится все это время носить за собой шлейф дисциплинарного нарушителя. А можно и вовсе потом переаттестацию не пройти. Не попасть в кадровый резерв. Лишиться премии. А милиционеру не дадут очередное звание.

– Но уголовная-то ответственность возможна?
– Полученная информация накапливается и используется для выявления фактов конфликта интересов. Взять, к примеру, ту же ситуацию с комиссией по госзаказу. Если выяснится, что госконтракт был заключен с фирмой, принадлежащей хотя бы частично родственнику ответственного чиновника, – эту информацию будут реализовывать. Причем, когда идет речь о наличии у служащего конфликта интересов, проверяются все родственники: и родители, и братья, и совершеннолетние дети. Но это уже оперативные мероприятия.

– Сейчас чиновник обязан помнить обо всем своем имуществе? Даже если оно не приносит никаких дивидендов? Например, есть у человека акция родного колхоза, который приватизировали в 1993 году…
– Такие случаи – с акциями, полученными за приватизационные чеки, не выявлялись, и их возможность крайне редка. Если коммерческая организация ликвидирована, налоговый орган нам так и сообщает. Чаще чиновники утверждают, что фирма фактически не действует. Но это не основание, чтобы сведения о ней не указывать в кадровую службу. Такие аргументы мы не принимаем.

Автор издания «РБ.РУ»: Архивные материалы

Президент Медведев решил: бороться с коррупцией госслужащих будут по месту их работы

Президент Дмитрий Медведев определился, кто должен проверять декларации о доходах чиновников - отделы кадров. Для этого силами уже имеющихся кадровиков создаются специальные отделы. Сами проверки будут выборочными - по запросам налоговой, правоохранительных органов, партий и общественных организаций. СМИ в этот список не вошли. Результаты проверки могут стать основанием для увольнения или отказа в приеме на работу. Эксперты предполагают, что данная мера по борьбе с коррупцией затронет лишь чиновников малого и среднего звена.

Дмитрий Медведев подписал два указа, регулирующие порядок проверки полноты и достоверности сведений о доходах и имуществе, предоставляемых федеральными государственными служащими, руководителями госкорпораций и членами их семей (опубликованы сегодня на сайте kremlin . ru ).

Проверять декларации чиновников будут по месту их работы - в отделах кадров будут созданы специальные подразделения, которые помимо «проверки предоставляемых сведений» будут участвовать «в иных мероприятиях по противодействию коррупции». Несмотря на новые обязанности и полномочия, увеличение штата кадровых служб указами не предусматривается.

Проверки будет производиться лишь выборочно - на основании письменных запросов от налоговой службы, правоохранительных органов, руководящих органов политических партий и всероссийских общественных организаций, Общественной палаты РФ. При этом информация анонимного характера основанием для проверки не является (тексты указов см. в доп.материалах - указ 1 и указ 2).

Кадровые службы могут проводить проверку самостоятельно или направлять запросы в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение оперативно-розыскных мероприятий. "По результатам проверки кадровая служба информирует руководителя органа власти", - пояснил глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин.

Если в ходе проверки были выявлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков совершенных преступлений или административного правонарушения, "то такая информация передается в органы власти в соответствии с их компетенцией", поясняет Нарышкин. На основании этой информации руководитель госоргана может принимать решение об отстранении сотрудника с должности и увольнении сотрудника со службы. Если лицо претендует на занятие и замещение соответствующей должности на государственной службе, то руководитель принимает решение о том, что такое лицо не может быть принято на работу.

«Чиновники - тоже люди»

Еще в мае в рамках своей антикоррупционной программы президент Дмитрий Медведев подписал ряд указов, согласно которым определенные категории чиновников должны отчитываться в своих доходах и имуществе. Наиболее влиятельных чиновников федеральной власти обязали делать это публично и декларировать не только свои доходы и имущество, но и членов их семей. Ранее н овый подход Дмитрий Медведев продемонстрировал на собственном примере, обнародовав информацию о своих доходах и имуществе, а также оформив д екларацию о доходах на супругу и сына.

За президентом последовали и другие высшие чиновники государства. Однако после того как в прессе были опубликованы данные ряда госруководителей, чьи доходы явно не соответствовали указанным в декларациях суммам, стало очевидно, что подаваемые чиновниками сведения неплохо было бы и перепроверить. Хотя бы выборочно.

«Профилактическая» мера

Практически сразу же, как зашел вопрос о необходимости публиковать декларации, стало очевидно, что уполномоченных заниматься их проверкой органов нет, и вопрос о механизме проверки какое-то время оставался открытым. В целом, в проверке сведений заинтересованы сразу несколько служб – налоговая, прокуратура, административные департаменты министерств и ведомств. Дело осложняется еще спецификой документооборота в различных ведомствах – в зависимости от ведомства данные о доходах и имуществе поступают в администрацию президента, аппарат правительства или кадровые службы соответствующих министерств и ведомств.

Ранее при обсуждении пакета антикоррупционных мер долгое время велись споры о том, нужно ли создавать единый госорган для борьбы с коррупцией, рассматривался также вопрос о создании антикоррупционных служб во всех органах исполнительной власти, которые занимались бы урегулированием конфликтов интересов и в том числе проверкой деклараций. В итоге было решено отказаться от идеи создания отдельного федерального органа по борьбе с коррупцией.

В рамках борьбы с коррупцией данный механизм работать будет, отмечают эксперты, однако отдача от нее будет «не совсем адекватна ожиданиям». По словам главы Национального Антикоррупционного Комитета (НАК) Кирилла Кабанова, ситуация с контролем достоверности деклараций кадровыми службами схожа с «эффективностью системы собственной безопасности". Случаи выявления нарушений у крупных чиновников единичны и не системны. "Здесь существует та же система коррупционных рисков. Кадровые службы будут заслоном скорее для чиновников малого и среднего уровня», - заявил Кабанов RB . ru .

Самой большой проблемой, по мнению эксперта, остается инфантильность и в какой-то мере цинизм населения, которое по большому счету, считает невозможным изменить ситуацию с коррупционностью госслужащих. Также сильно вредит борьбе с коррупцией практически отсутствие у российских чиновников рисков связанных с сохранением собственной репутации.

Среди мер по профилактике коррупции, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции" предусмотрена возможность освобождения от должности государственного или муниципального служащего в случае непредставления (неполное, недостоверное представление) им сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Рассмотрим эффективность этой меры через призму судебной практики по искам о восстановлении на работе государственных и муниципальных служащих, уволенных по этому основанию.

Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 04.04.2017 по делу N 33-1193/2017

Бывший сотрудник службы судебных приставов оспорил законность своего увольнения. Уволен он был в связи с проверкой, проводившейся в 2016 году и выявившей указание недостоверных сведений в декларациях за 2013-2015 годы.

«Оспаривая законность увольнения, С. указывает на незначительность допущенных им неточностей при оформлении указанных деклараций в частности при указании находящегося у него в собственности земельного участка он не отразил дату выдачи свидетельства о государственной регистрации права, а также при указании площади квартиры, принадлежащей ему на праве общей долевой собственности в 2014 и 2015 года была допущена техническая ошибка, также в результате его невнимательности в разделе сведения о счетах им не были указаны все счета, открытые в ПАО "Сбербанк России" при этом общий размер находящихся на них денежных средств не превышает 10000 руб. В разделе обязательства имущественного характера он не указал долговые обязательства, поскольку по кредитному договору на сумму 1478000 руб. он является одним из созаемщиков и его личные долговые обязательства составляются сумму менее 500000 руб».

Суд признал законным увольнение работника.

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 01.10.2014 N 33-14554/2014 по делу N 2-344/2014

Суд восстановил на работе муниципальную служащую, уволенную в период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком. Уволена она была по требованию прокуратуры в связи с непредставлением деклараций о доходах за время нахождения в отпуске по БиР и уходу за ребёнком.

Апелляционное определение Ростовского областного суда от 14.11.2016 по делу N 33-19887/2016

Муниципальная служащая не указала в декларации сведения о праве собственности на сараи, размещённые на её земельном участке. Сараи были снесены в связи с ветхостью, а на их месте построен новый дом, зарегистрированный в ЕГРП и отражённый в декларации. Но запись о правах на сараи в ЕГРП осталась. По представлению прокуратуры служащая была уволена. Суд отказал в восстановлении.

Апелляционное определение Саратовского областного суда от 10.12.2015 по делу N 33-8303/2015

Муниципальная служащая по ошибке не указала в декларации земельный участок под принадлежащим ей объектом недвижимости. Ранее этот участок она отражала в декларациях за предыдущие годы. Позднее служащая предоставила уточнённую декларацию, где исправила ошибку. Но исправление было представлено с пропуском срока. Этого оказалось достаточно для увольнения, оставленного в силе судами.

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 31.05.2016 по делу N 33-3496/2016

Сотрудник УФНС уволен в связи с тем, что в декларации за 2012 год он не указал сведений о наличии у него «сберкнижки». Сам сотрудник был убеждён, что «сберкнижка» «закрыта», т.к. срок её действия был установлен до 2011 года. Но депозит был автоматически продлён банком до 2014 года, а на самом депозите числилась сумма 19 рублей.

Суды поддержали сторону работодателя.

Также интересна позиция, изложенная в документе, подготовленным Самарским областным судом, и озаглавленным "Справка по изучению практики разрешения судами дел по спорам, возникающим в связи с применением к государственным и муниципальным служащим дисциплинарных взысканий в случае несоблюдения требований законодательства о противодействии коррупции, рассмотренных 2014 - 2015 годах и первом полугодии 2016 года": «Увольнение сотрудника при вышеприведенном нарушении действующего законодательства является единственным установленным законом способом пресечении нарушения антикоррупционного законодательства. Профилактика коррупционных правонарушений и борьба с выявленными проступками коррупционного характера является приоритетом в деятельности государства. Поэтому федеральное законодательство устанавливает в качестве меры по государственному принуждению сторон служебных правоотношений необходимость соблюдения антикоррупционного законодательства».

Приведённая подборка судебной практики не претендует на полноту или даже на репрезентативность. Цель – показать, что в значительном количестве случаев обязанность декларировать доходы, обеспеченная такой санкцией как увольнение не приводит к достижению основной цели – снижению коррупции.

Разумеется, государственный и муниципальный служащий должен быть аккуратен и внимателен при заполнении документов, разбираться в вопросах имущественных и обязательственных прав, ясно представлять себе все имеющиеся у него имущественные права и обязательства. Но совершенно не ясно, как именно это связано с борьбой с коррупцией и почему единственной мерой ответственности является увольнение.

В то же время возможность уволить служащего за ошибки той или иной существенности или значимости становится само по себе коррупциогенным фактором, потакая произволу работодателя.

Читайте также: