Только налоговым кодексом рф устанавливаются изменяются или отменяются

Опубликовано: 05.05.2024

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

СТ 53 БК РФ

1. Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Федеральные законы о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

3. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года и приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Комментарий к Ст. 53 Бюджетного кодекса РФ

Комментируемая статья Бюджетного кодекса РФ касается полномочий федеральных органов законодательной и исполнительной власти по формированию доходов бюджетов.

Федеральные органы законодательной власти реализуют свои полномочия по формированию доходов бюджетов по двум основным направлениям:

1) через установление новых видов налогов, их отмену, внесение иных изменений в налоговое законодательство Российской Федерации;

2) через установление новых видов неналоговых доходов, изменение законодательства о неналоговых доходах.

В пункте 1 комментируемой статьи закреплено, что установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство Российской Федерации.

Эта норма соответствует положениям Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми:

а) Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. 2 ст. 1);

б) законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации (ст. 2);

в) федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 3).

Что касается полномочий федеральных органов законодательной власти по изменению действующего законодательства о неналоговых доходах, то эти полномочия могут быть реализованы, во-первых, только через внесение соответствующих поправок в Бюджетный кодекс РФ, а во-вторых, только после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения по данному вопросу.

Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Это положение Бюджетного кодекса РФ должно рассматриваться в увязке с нормой Налогового кодекса РФ (ст. 5), в соответствии с которой федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Внесение изменений и дополнений в налоговое законодательство, предполагающее их вступление в силу в течение текущего финансового года, возможно только при условии внесения соответствующих корректив в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

К полномочиям федеральных органов исполнительной власти относится предоставление налоговых кредитов, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет. Эти полномочия они должны реализовывать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора, являются (ст. 63 Налогового кодекса РФ):

а) по федеральным налогам и сборам - Министерство финансов РФ;

б) по налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, - Государственный таможенный комитет РФ или уполномоченные им таможенные органы;

в) по государственной пошлине - уполномоченные органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины;

г) по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фонды, - органы соответствующих внебюджетных фондов.

Федеральные органы исполнительной власти принимают решения об изменении срока уплаты налога и сбора в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Так, в соответствии со статьей 83 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" в пределах финансового года установлен лимит предоставления налоговых кредитов, рассрочек, отсрочек по уплате федеральных налогов и сборов в сумме не более 2,0 млрд. рублей. Порядок реализации упомянутой статьи определяет Правительство РФ.


КГ Ермак

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются исключительно после внесения изменений в Налоговый кодекс. Никакие налоги не могут устанавливаться, если их не предусматривает НК РФ.

Это лейтмотив письма ФНС России от 14.09.2018 № БС-3-21/6520@, в котором налоговики разъяснили, что не следует из текста НК РФ вырывать отдельные куски и пытаться толковать их вне контекста документа.

Структура налоговой системы

В пункте 1 статьи 12 НК РФ определена структура системы налогов и сборов, устанавливаемых в РФ, которая отражает ее федеративное устройство и представлена тремя уровнями:

  1. федеральные налоги и сборы;
  2. региональные налоги и сборы, т. е. налоги и сборы субъектов Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов;
  3. местные налоги и сборы.

Выделение трех уровней системы налогов и сборов в РФ позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.

Федеральные налоги могут поступать как в федеральный бюджет, так и в региональные и местные бюджеты согласно нормам, содержащимся в бюджетном законодательстве. Региональные и местные налоги могут также перераспределяться по бюджетам всех трех уровней.

Федеральные, региональные, местные налоги

Под федеральными налогами и сборами понимаются налоги и сборы, отвечающие одновременно двум условиям:

  • их устанавливает НК РФ;
  • они обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги и сборы характеризуются следующим:

  • устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ;
  • вводятся в действие законами субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
  • обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;
  • законодательные органы субъектов РФ при установлении регионального налога определяют налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Законодательство запрещает устанавливать региональные налоги, не предусмотренные НК РФ (п. 5 ст. 12 НК).

Местные налоги и сборы:

  • устанавливаются НК РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления;
  • вводятся в действие (в соответствии с НК РФ) нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления; обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородской территории города федерального значения);
  • представительные органы местного самоуправления при установлении местного налога определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Так же, как и в отношении региональных налогов, установление местных налогов и сборов, не предусмотренных НК РФ, запрещено (п. 5 ст. 12 НК РФ).

Как вводят или отменяют налоги

Один из признаков федеральных, региональных и местных налогов и сборов – это обязанность их уплаты на территориях РФ, субъекта РФ и муниципальных образований соответственно.

Пункт 5 статьи 12 НК РФ гласит: “Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом”. Трактовать его как полную отмену налогов нельзя.

Этот пункт устанавливает право установления и отмены налогов только Налоговым кодексом, то есть федеральные, региональные и местные налоги и сборы устанавливаются и отменяются исключительно Кодексом. Их установление и отмена допускается только после внесения изменений в сам НК РФ.

Отмена налога – это исключение его из Кодекса. Главы НК РФ о транспортном, земельном налогах, налоге на имущество физлиц из НК РФ не исключены и продолжают применяться.

Выделять отдельные слова из контекста для толкования закона, более удобного для себя, нельзя.

Эксперт по налогообложению Б.Л. Сваин

1. Основным налогом в России в XIX в. являлся/являлась:
• подушная подать

2. На суда, приписанные к российским портам, действие налоговых законов РФ:
• всегда распространяется

3. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из:
• Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах

4. Налог на игорный бизнес в РФ относится к налогам и сборам:
• региональным

5. Земельный налог в РФ относится к налогам и сборам:
• местным

6. Подоходный налог с физических лиц по уровню бюджета относится к налогам:
• регулирующим

7. Во время правления Ивана III основным прямым налогом на Руси был налог:
• подушный

8. Действие налоговых законов РФ на суда, находящиеся в российских территориальных водах, .
• распространяется

9. Система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогообложения и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом, называется:
• налоговой политикой государства

10. Таможенная пошлина в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным

11. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются.
• в пользу налогоплательщика

12. Антиналогообложение — это:
• явление, возникающее вследствие несоответствия налоговых систем различных стран, когда ни одно из государств не признает какого-либо налогоплательщика или объект в качестве «своих»

13. «Налоговое Действие», для совершения которого установлен срок, может быть выполнено.
• до двадцати четырех часов последнего дня срока

14. Ставки налога бывают:
• твердые, процентные

15. Существующая российская налоговая система создавалась:
• на базе опыта зарубежных стран

16. Акты законодательства о налогах и сборах в соответствии с налоговым законодательством РФ, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах:
• обратной силы не имеют

17. Экологический налог в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным

18. Органы местного самоуправления . устанавливать местные налоги и сборы, не закрепленные в НК РФ.
• не вправе

19. Налоги, взимаемые в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, называются:
• прямыми

20. При налоговой скидке налог, уплаченный в иностранном государстве, рассматривается как:
• расходы, вычитаемые из сумм доходов, подлежащих налогообложению

21. Российское законодательство уплату налога имуществом .
• не предусматривает

22. Налоговый гнет в России составляет:
• 32%

23. Налоговая система Франции характеризуется:
• преобладающим значением косвенного налогообложения и относительно небольшой долей подоходного налога

24. Относятся ли приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами Министерства РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственного таможенного комитета РФ обязательные для их подразделений к законодательству о налогах и сборах?
• нет

25. Налоги, взимаемые через цену товара, называются:
• косвенными

26. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее:
• 1 января года, следующего за годом их принятия

27. Объект налогового правоотношения — это:
• сам налог как обязательный взнос в бюджет

28. Ставки акцизов и таможенных пошлин в РФ устанавливает:
• Правительство РФ

29. Общеобязательное правило поведения в сфере налоговых правоотношений, установленное в определенном порядке и санкционированное компетентным государственным органом, соблюдение которого обеспечивается в необходимых случаях силой принуждения государства, называется:
• налогово-правовой нормой

30. Автором «Исследования о природе и причинах богатства народов» является:
• Адам Смит

31. Самой крупной статьей доходов в США является:
• подоходный налог с населения

32. Не являются участником налоговых правоотношений:
• отделы по борьбе с экологическими преступлениями МВД РФ

33. Налог на имущество организаций в РФ относится к налогам и сборам:
• региональным

34. Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли в России равно:
• 2:1

35. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении.
• одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

36. Предмет налогообложения — это:
• имущество (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств

37. Налоговое право — это:
• подотрасль финансового права

38. Резким отличием российской налоговой системы от зарубежных налоговых систем является/являются:
• низкая доля подоходного налога с физических лиц и высокая доля налога на прибыль предприятий

39. Какие акты не имеют обратной юридической силы?
• устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов

40. Налог на рекламу в РФ относится к налогам и сборам:
• местным

41. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
• федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы

42. Охраняемая государством мера возможного поведения субъектов налогового права называется:
• субъективным налоговым правом

43. Принципы налогообложения впервые сформулировал:
• Адам Смит

44. Ставка налога — это:
• размер налога, приходящийся на единицу налогообложения

45. Налог с продаж и НДС присутствует одновременно в налоговых системах:
• Японии

46. Налог на наследование или дарение в РФ относится к налогам и сборам:
• местным

47. Уравнительный налог существует в налоговой системе:
• Японии

48. К специальным налоговым режимам относятся:
• упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции

49. Законодательство о налогах и сборах регулирует.
• властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

50. Объект налогообложения — это:
• юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог

51. Налоговой системе России присущи:
• нестабильность и неурегулированность

52. Налог на имущество физических лиц в РФ относится к налогам и сборам:
• местным

53. Налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей ее территории, называются:
• федеральными

54. Налог на пользование недрами в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным

55. Плательщики налогов — это:
• юридические лица, другие категории плательщиков, физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги

56. В качестве источника публикации о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях определены:
• «Налоговый курьер»

57. К источникам налогового права не относится:
• Налоговое законодательство зарубежных стран

58. Субъект налоговых правоотношений — это:
• реальный участник налоговых правоотношений

59. Налог на недвижимость в РФ относится к налогам и сборам:
• региональным

60. Налоговые законы приоритет над неналоговыми законами .
• имеют

61. Налоги, вводимые государством для формирования бюджета в целом, называются:
• абстрактными

62. К способам, исключающим двойное международное налогообложение, относится:
• налоговый гнет

63. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в.
• вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд

64. Подоходный налог с физических лиц в США:
• является одной из самых крупных статей доходов

65. Налог – это:
• обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

66. Основной чертой налоговой системы России в XVIII в. было:
• большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми

67. Какой из российских налогов, введенный Петром I, действует в модифицированной форме в настоящее время:
• подушный

68. Пошлина — это:
• плата, взимаемая с организаций и граждан за совершение государственными органами определенных действий в интересах этих организаций и граждан

69. Установление налога — это:
• первичное нормотворческое действие, принятие нормативного акта, посредством которого конкретный налоговый платеж определяется как таковой и находит свое место в действующей налоговой системе государства

70. Налоговая льгота, как правило, — это:
• предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные действующим законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками

71. К косвенным налогам относятся:
• акцизы, таможенные пошлины, налог с оборота

72. Могут ли устанавливаться региональные или местные налоги и(или) сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ?
• нет

73. Система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов путем императивного метода воздействия на соответствующие субъекты с элементами диспозитивности, называется:
• налоговым правом

74. Доля косвенных налогов в России за последние 5 лет в 1997 году составляла:
• 70-75%

75. К прямым налогам относятся:
• подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения

76. Действие налоговых законов РФ . на посольства и консульства РФ в других странах.
• распространяется всегда

77. Могут ли субъекты РФ устанавливать налоги и сборы (ставку и виды)?
• да

78. Содержанием налоговых правоотношений является/являются:
• права и обязанности их участников

79. Налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ, называются:
• региональными

80. Для российской налоговой системы свойственно соотношение компетенции центральных и местных органов власти по варианту:
• разные налоги и разные ставки

81. Налоговая база — это:
• стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения

82. Налог на добавленную стоимость в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным

83. Налоги, вводимые для финансирования конкретного направления затрат государства, называются:
• целевыми

84. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения.
• филиалов и иных обособленных подразделений

85. Принципиальное отличие налоговой системы Германии от французской налоговой системы состоит в:
• наличии налога с продаж вместо НДС

86. Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика:
• внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные законом сроки

87. По налоговому законодательству РФ юридические лица считаются резидентами, если они:
• созданы на территории России по российскому законодательству

88. При установлении налогов должны быть определены.
• все элементы налогообложения

89. Смешанные налоги — это:
• категория налогов, плательщиками которой являются как физические лица, так и предприятия, организации

90. Установите последовательность нормотворческих действий:
• 1) установление налога
• 2) введение налога
• 3) внесение изменений и дополнений
• 4) отмена налога

91. Масштаб налога — это:
• определенная законом физическая характеристика или параметр изменения ставок налогообложения

92. Обязанность платить налоги — .
• конституционная обязанность

93. Наибольший доход в бюджеты городов Древнего Рима приносил:
• поземельный налог

94. Предоставление льгот по налогообложению путем освобождения налогоплательщиков от уплаты налога на имущество физических лиц относиться к типу:
• освобождение отдельных категорий населения

95. Налог на прибыль с предприятий и организаций по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, относится к налогам:
• разноуровневым

96. После событий 1917 года основным доходом Советского государства выступили:
• эмиссия денег, контрибуции и продразверстка

97. Количество уровней в налоговой системе государства зависит от:
• государственного устройства

98. Международное двойное налогообложение — это:
• одновременное обложение в двух или более странах одного налогоплательщика в отношении одного и того же объекта одним и тем же или аналогичным налогом

99. Могут ли полномочные министерства и ведомства принимать нормативные акты направленные на регулирование налоговых правоотношений?
• да, но такие акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах

100. Уплата налогов носит характер:
• не только добровольный, но и принудительный

Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) устанавливает общие принципы налогообложения в Российской Федерации, на которых должна базироваться вся налоговая система, и определяет общие правила и процедуры, которыми должны руководствоваться все участники налоговых правоотношений, их права и обязанности и процессуальные нормы, которые должны обеспечивать эти права и обязанности.

Глава 1 НК РФ «Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах» описывает те нормативные правовые акты, которые в дальнейшем в соответствии со ст. 6 Налогового кодекса именуются законодательством о налогах и сборах.

Статьи 8 — 11 этой главы посвящены таким важным понятиям, как налог и сбор; участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; порядок производства по де-лам о налоговых правонарушениях; ст.

Все налоги разделяются на три вида, соответствующие трем уровням власти и самоуправления, т. е. в Российской Федерации устанавливается трехуровневая налоговая система, в которой выделяются федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Установленные главой 2 НК РФ налоги и сборы приведены в приложении 1. Отнесение налогов и сборов к тому или иному виду осуществляется на основе территориального (географическо- го) признака — по сфере их единообразного применения — и полномочий властей различного уровня регулировать налоговые правоотношения на подведомственной им территории.

Налог (сбор) признается федеральным, если он устанавливается непосредственно НК РФ и одинаково действует на всей территории России.

Региональный налог (сбор) устанавливается законодательным органом власти субъекта Российской Федерации специальным законом и одинаково действует на всей территории соответствующего региона. Местный налог (сбор) устанавливается специальным нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления и тоже действует на всей подведомственной этому органу территории.

Как и для федеральных налогов, уровень бюджета, в который передаются налоговые поступления, не является определяющим. Региональный налог может оказаться и регулирующим (для этого достаточно соответствующего решения на региональном уровне в рамках бюджетного законодательства), и тогда часть такого налога будет направляться в бюджеты местного самоуправления.

В приложении 2 приведена схема действующих налогов и сборов в Российской Федерации с указанием устанавливающего данный налог Федерального закона.

1. Что включает законодательство Российской Федерации о налогах и сборах?

Каковы общие принципы налогообложения в Российской Федерации, установленные первой частью Налогового кодекса РФ?

Каков порядок принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах?

Какова сфера действия Налогового кодекса РФ?

Ограничивает ли Налоговый кодекс РФ возможности введения на местах новых налогов?

Какие статьи Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» действовали до введения в действие второй части Налогового кодекса РФ?

Что включается в категорию «законодательство о налогах и сборах»?

Каковы четыре основные сферы властных правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах?

Как разграничивается сфера применения Налогового и Таможенного кодексов?

Каковы основные принципы построения и функционирования налоговой системы Российской Федерации?

Каков порядок признания того или иного закона о налогах или сборах не соответствующим Налоговому кодексу РФ?

Как толкуются неустранимые противоречия и неясности при невнятности акта законодательства о налогах и сборах?

Как следует понимать недискриминационность налогового режима?

В чем заключается сокращение полномочий органов исполнительной власти трех уровней в налоговом регулировании?

Чем руководствуется Государственный таможенный комитет РФ при издании нормативных правовых актов по вопросам, связанным с налогообложением и сборами?

Каков порядок вступления в силу актов законодательства о налогах?

Каков порядок вступления в силу актов законодательства о сборах?

В чем заключается «обратная сила» актов законодательства о налогах и сборах?

В каких случаях нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Налоговому кодексу?

Как осуществляется признание нормативного акта не соответствующим Налоговому кодексу?

Каков порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах?

Когда начинается течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями?

В каких случаях применяются правила и нормы междуна-родных договоров Российской Федерации?

Каково определение понятия «налог»?

Каково определение понятия «сбор»?

Чем различаются и что общего в понятиях «налог» и «сбор»?

Какие платежи, уплачиваемые различными субъектами, не являются налоговыми?

Кто являются участниками отношений, регулируемых за-конодательством о налогах и сборах?

Каков порядок производства дел, содержащих признаки преступления или административного правонарушения?

Каково понятие «недоимка»?

В чем отличие места нахождения обособленного подразделения?

Каков критерий отнесения физических лиц к налоговым резидентам Российской Федерации?

Каково основное отличие понятий «источник выплаты доходов налогоплательщику» и «источник доходов налогоплательщика»?

Каковы виды налогов и сборов, установленных в Российской Федерации?

Какие налоги и сборы признаются федеральными?

Каково определение «региональные налоги»?

Какие элементы налогообложения определяются органами субъектов Российской Федерации при установлении регионального налога?

Какие налоги и сборы признаются местными?

Какие элементы налогообложения определяются предста-вительными органами местного самоуправления при установлении местного налога?

Могут ли быть установлены специальные налоговые режимы для отдельных категорий налогоплательщиков?

Каковы федеральные налоги?

Каковы федеральные сборы?

Каковы региональные налоги?

Каковы региональные сборы?

Каковы местные налоги?

Каковы местные сборы?

Как должна предоставляться информация об установлении и отмене региональных налогов и сборов?

На какой орган возложена обязанность ежеквартально публиковать сведения обо всех действующих региональных налогах и сборах?

Когда налог считается установленным?

В чем отличие требований к налогам от требований к сборам?

Каково определение «специальный налоговый режим»?

Приведите примеры специальных налоговых режимов.

Где возможно применить специальные налоговые режимы?

В приведенных тестах укажите правильные ответы.

Назовите из ниже перечисленных один из принципов нало-гообложения и сборов в Российской Федерации, установленный Налоговым кодексом РФ:

а) порядок обжалования актов органов налоговой полиции;

б) уголовная ответственность за совершение налоговых пра-вонарушений;

в) формы налогового контроля.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются:

а) законами субъектов Российской Федерации;

б) представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом;

в) органами субъектов Российской Федерации.

Закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов:

а) позволяет вводить какие-либо налоги, не входящие в этот перечень;

б) не позволяет вводить какие-либо налоги, не входящие в этот перечень;

в) позволял вводить какие-либо налоги, не входящие в этот перечень до выхода второй части Налогового кодекса.

Налоговый контроль включает:

а) формы и методы;

б) учет налогоплательщиков;

в) камеральные и выездные налоговые проверки.

К отношениям по установлению, введению и взиманию та-моженных платежей законодательство о налогах и сборах:

а) применяется, если иное не предусмотрено Налоговым ко-дексом;

б) не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом;

в) не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым и Таможенным кодексами.

Разграничивая сферы применения Налогового и Таможенного кодексов, Налоговый кодекс устанавливает особые правила:

а) в отношении налога на добавленную стоимость при экспорте и импорте товаров;

б) в отношении акцизов при экспорте и импорте товаров;

в) в отношении налога на добавленную стоимость и акцизов при экспорте и импорте товаров.

Налоговым кодексом устанавливаются, изменяются или отменяются:

а) федеральные налоги и сборы;

б) налоги и сборы субъектов Российской Федерации;

в) местные налоги и сборы.

Неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются:

а) в пользу налогоплательщика (плательщика сборов);

б) в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), если иное не предусмотрено Налоговым кодексом;

в) в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), если иное не предусмотрено Налоговым и Таможенным кодексами.

К актам законодательства о налогах и сборах относятся:

а) приказы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам;

б) инструкции Государственного таможенного комитета Рос-сийской Федерации;

в) федеральные законы.

Нормативные правовые акты исполнительных органов власти и местного самоуправления:

а) не могут изменять, но могут дополнять законодательство о налогах и сборах;

б) не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах;

в) могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.

Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу:

а) не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;

б) не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования;

в) не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Акты законодательства о сборах вступают в силу:

а) не ранее 1-го числа очередного налогового периода по со-ответствующему сбору;

б) не ранее чем по истечении одного месяца со дня их офи-циального опубликования;

в) в зависимости от того, устанавливают или отягощают акты ответственность за нарушение законодательства о сборах.

Акты законодательства о налогах и сборах, вводящие налоги и сборы, вступают в силу:

а) не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия;

б) не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования;

в) не ранее чем по истечении налогового периода со дня их официального опубликования.

Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Налоговому кодексу при наличии одного из следующих обстоятельств:

а) не отменяет или не ограничивает права налогоплательщика;

б) не допускает действий, запрещенных Налоговым ко-дексом;

в) запрещает действия налоговых органов, разрешенные или предписанные Налоговым кодексом.

Признание нормативного правового акта, не соответству-ющим Налоговому кодексу, осуществляется:

а) путем отмены этого акта Правительством Российской Федерации;

б) в судебном порядке, если иное не предусмотрено в норма-тивном правовом акте;

в) в судебном порядке, если иное не предусмотрено Налого-вым кодексом.

Срок, установленный законодательством о налогах и сборах, определяется:

а) календарной датой;

б) истечением периода времени, но не более года;

в) календарной датой или истечением периода времени.

Срок не считается пропущенным при сдаче документов на почту или телеграф:

а) до 24 часов последнего дня срока;

б) до 24 часов последнего дня срока, падающего на нерабочий день;

в) до 24 часов последнего дня квартала.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает:

а) в первый день следующего месяца;

б) в последний день этого месяца;

в) в последний день этого месяца или в первый день следующего месяца.

а) обязательный, индивидуальный, безвозмездный или воз-мездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

б) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц;

в) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не являются:

а) органы государственных внебюджетных фондов;

в) таможенные органы.

Производство по делу о налоговых правонарушениях, содержащему признаки преступления, ведется в порядке, установ-ленном:

а) законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

б) уголовно-процессуальным законодательством;

в) Налоговым и Таможенным кодексами.

Таможенные правила применяются в случаях:

а) если иное не предусмотрено Налоговым кодексом;

б) перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации;

в) предусмотренных Таможенным кодексом.

а) сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

б) сумма налога или сбора, недоначисленная и неуплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

в) сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Место нахождения российской организации:

а) место осуществления этой организацией деятельности;

б) место фактического юридического адреса;

в) место ее государственной регистрации.

Источник выплаты доходов налогоплательщику:

а) организация или физическое лицо, от которых налогопла-тельщик получает доход;

б) юридическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход;

в) организация, физическое лицо или иной источник, от которых налогоплательщик получает доход.

При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации налоговые льготы:

а) не могут предусматриваться;

б) могут предусматриваться;

в) могут предусматриваться только для определенных категорий налогоплательщиков.

Местные налоги и сборы обязательны к уплате на терри-ториях:

а) соответствующих муниципальных образований;

б) соответствующих субъектов Российской Федерации;

в) соответствующих имущественных образований или субъектов Российской Федерации.

Региональные или местные налоги и (или) сборы, не пре-дусмотренные кодексом:

а) не могут устанавливаться;

б) могут устанавливаться только на один налоговый период;

в) могут устанавливаться только на территориях муниципальных образований.

К региональным налогам относятся:

а) налог на недвижимость;

б) земельный налог;

К федеральным налогам относятся:

а) налог на имущество физических лиц;

б) экологический налог;

в) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

а) налог на пользование недрами;

б) налог на рекламу;

в) дорожный налог.

Сведения о действующих региональных налогах и сборах ежеквартально публикуются:

а) Министерством Российской Федерации по налогам и сборам;

б) Министерством юстиции Российской Федерации;

в) Министерством финансов Российской Федерации.

Сведения о действующих местных налогах и сборах публикуются региональными налоговыми органами:

б) не реже одного раза в квартал;

в) не реже одного раза в год.

При установлении сборов обязательные для налогов элементы налогообложения:

а) не могут отсутствовать;

б) могут отсутствовать;

в) могут отсутствовать, если это определено законодательными актами.

К специальным налоговым режимам относятся:

а) системы, принимаемые федеральными законами;

б) установление единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

в) система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

1.3. Задания Задание 1.

Задание 2. Организация А является плательщиком налога на имущество. В составе каких расходов отражается этот налог в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и в налоговой декларации по налогу на прибыль?

Задание 3. Организация В является плательщиком налога на игорный бизнес. Кто устанавливает предельные и конкретные налоговые ставки для исчисления налога?

Задание 4. В учредительных документах организации С не отражено создание обособленных подразделений, но фактически созданы рабочие места, осуществляющие предпринимательскую деятельность. В каких случаях рабочее место считается стационарным?

Задание 5. Физическое лицо, находившееся на территории Российской Федерации в 2003 г. 163 дня, получает доход из источника в Российской Федерации. Является ли физическое лицо налоговым резидентом Российской Федерации и почему? Ответ обоснуйте.

Задание 6. Пансионат «Изумрудный» осуществляет производственную деятельность с мая по сентябрь. В остальные месяцы производственная деятельность не ведется. Является ли деятельность пансионата сезонным производством?

Задание 7. При установлении местного налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования. Какие элементы налогообложения не могут быть установлены представительными органами субъектов Российской Федерации?

Читайте также: