Налог на имущество в безвозмездном пользовании у бюджетного учреждения

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетным учреждением (ссудодателем) заключаются договоры безвозмездного бессрочного пользования недвижимым имуществом с учреждениями госсектора и коммерческими организациями. Имущество закреплено за бюджетным учреждением на праве оперативного управления.
1. Распространяется ли действие федерального стандарта "Аренда" на договоры безвозмездного бессрочного пользования? Если да, к какому виду аренды относятся вышеперечисленные договоры?
2. Что такое справедливая стоимость арендных платежей? Как определить справедливую стоимость?
3. Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения (передающей стороны) отразить рассматриваемую хозяйственную ситуацию?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по договорам безвозмездного бессрочного пользования отражаются в соответствии с положениями СГС "Аренда". При этом решение об отнесении договоров безвозмездного бессрочного пользования к тому или иному виду аренды должно основываться на профессиональном суждении должностных лиц и принимается учреждением самостоятельно.
Понятие "справедливая стоимость" закреплено в п. 52 СГС "Концептуальные основы" и для данной ситуации определяется методом рыночных цен.

Обоснование вывода:
1. Начиная с 01.01.2018 хозяйственные операции по договорам безвозмездного пользования отражаются в учете бюджетных учреждений в соответствии с требованиями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н (далее - СГС "Аренда").
Так, пунктом 2 СГС "Аренда" прямо предусмотрено, что нормы СГС "Аренда" применяются в том числе и при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих по договору безвозмездного пользования.
При этом объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, классифицируются для целей стандарта в качестве объектов учета аренды (п. 8 СГС "Аренда").
Однако из данного правила есть исключения. Нормы СГС "Аренда" применяться не будут, в частности, если имущество предоставляется в пользование балансодержателем при выполнении возложенных на него функций по организационно-техническому обеспечению иных учреждений (органов власти), созданных собственником имущества, и осуществлению содержания государственного (муниципального) имущества (п.п. 32, 332 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).
Порядок отражения в бухгалтерском учете активов, переданных в безвозмездное пользование, будет зависеть от классификации договора: в качестве операционной или неоперационной (финансовой) аренды. Например, от определения вида аренды будет зависеть, останется ли объект основных средств на балансовых счетах бюджетного учреждения - ссудодателя или нет.
Классификация объекта учета аренды, в том числе отнесение договора к операционной или финансовой аренде, относится к сфере профессионального суждения должностных лиц учреждения (раздел III.1, раздел IV.1 письма Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464, далее - Методические рекомендации) и осуществляется на основании критериев, перечисленных в п.п. 12-14 СГС "Аренда".
Поэтому прежде всего бюджетному учреждению следует проанализировать заключаемые договоры на предмет их классификации для целей отнесения к операционной или финансовой аренде. В случае заключения договора безвозмездного пользования комиссии необходимо определить предполагаемый срок, на который было передано имущество, сравнить его с оставшимся сроком полезного использования объекта и принять окончательное решение. При определенных обстоятельствах такие договоры могут быть классифицированы как договоры операционной аренды (смотрите, например, письмо Минфина России от 07.03.2018 N 02-07-10/14794). В то же время, если договором предусмотрено право выкупа объекта или планируется его окончательная передача ссудополучателю в собственность, то такие договоры вполне обоснованно могут быть отнесены к договорам финансовой аренды (п. 9 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее - Инструкция N 174н).
В любом случае решение об отнесении заключаемых договоров безвозмездного бессрочного пользования недвижимым имуществом к тому или иному виду аренды находится в компетенции должностных лиц учреждения.
При классификации объектов учета в качестве объектов операционной аренды в учете у ссудодателя факт передачи имущества в безвозмездное пользование отражается как операции по внутреннему перемещению на балансовых счетах. Исключение - передача в пользование части инвентарного объекта основного средства (например, помещения в здании), если субъектом учета не принято решение об обособлении передаваемой части имущества. В этом случае операции по внутреннему перемещению объекта НФА не отражаются.
Одновременно факт передачи имущества в пользование отражается в качестве увеличения забалансового счета 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование". Кроме того, в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) отражается запись о передаче объекта (части объекта) в пользование иному юридическому лицу.
Согласно п. 24 СГС "Аренда" при операционной аренде амортизация по объекту имущества, переданного в пользование, начисляется в обычном порядке, но учитывается обособленно.
В то же время при классификации объектов учета в качестве объектов финансовой аренды в учете у ссудодателя факт передачи объекта финансовой аренды отражается как операции по выбытию объектов нефинансовых активов. При передаче в аренду части объекта НФА предварительно в учете подлежат отражению операции по обособлению такой части в качестве операций по разукомплектации. Одновременно информация о переданном в финансовую аренду объекте также отражается на забалансовом счете 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование".
В любом случае бюджетному учреждению следует признать доходы будущих периодов от предоставления права пользования активом в сумме справедливой стоимости арендных платежей. Начисление доходов от предоставления права пользования активом при передаче имущества в безвозмездное пользование отражается по дебету счета 0 210 05 560 и кредиту счетов 0 401 40 121 или 0 401 40 122 (абзац 10, 11 п. 158 Инструкции N 174н). Одновременно сумма справедливой стоимости арендных платежей отражается в качестве отложенных расходов по упущенной выгоде от предоставления права пользования активом. Начисление расходов будущих периодов от передачи в безвозмездное пользование объектов нефинансовых активов отражается по дебету счета 0 401 50 2ХХ и кредиту счета 0 210 05 660 (абзац 5, 6 п. 160 Инструкции N 174н).
Выбор подстатьи КОСГУ в отношении счета 0 401 50 2ХХ будет зависеть от организационно-правовой формы учреждения (организации), которой передается в пользование имущество, в частности:
- с применением подстатьи 241 "Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям" КОСГУ необходимо отражать передачу имущества государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям;
- с применением подстатьи 242 "Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций" КОСГУ необходимо отражать передачу имущества юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений и предприятий), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
2. В соответствии с п. 26 СГС "Аренда" объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования, отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен - как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях. В свою очередь, основные методы и порядок определения справедливой стоимости установлен федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы").
В данном случае для целей определения справедливых арендных платежей следует использовать метод рыночных цен. При использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива (обязательства) определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа (п. 55 СГС "Концептуальные основы").
Таким образом, должностным лицам учреждения для определения справедливых арендных платежей следует изучить рынок спроса и предложения по передаче в аренду (на рыночных условиях) аналогичных (схожих) объектов или недавние сделки с такими объектами. То есть необходимо определить, сколько было бы получено доходов, если бы объект был передан в аренду на рыночных условиях. Причем рыночную стоимость аренды можно запросить в органе по управлению имуществом, если в рамках соответствующего публично-правового образования он наделен соответствующими полномочиями. Также могут быть взяты предложения по аналогичным или схожим объектам из сети Интернет, в том числе данные порталов местных администраций о сдаче в аренду муниципального имущества.
Отметим, что ни СГС "Аренда", ни СГС "Концептуальные основы" не предусмотрено никаких специальных требований по вопросу определения аналогичности (схожести) объектов, решение подобных вопросов относится к компетенции соответствующих должностных лиц учреждения (комиссии).
Обратите внимание, что действующее законодательство не содержит обязательного требования об обращении к оценщикам или независимым экспертам в отношении определения справедливой стоимости. Оценка может осуществляться на основании заключения должностных лиц учреждения, главное, чтобы данная стоимость была обоснована и оформлена документально (п. 59 СГС "Концептуальные основы").
3. Таким образом, если бюджетное учреждение - передающая сторона примет решение о классификации заключаемых начиная с 2018 года договоров безвозмездного бессрочного пользования недвижимым имуществом в качестве операционной аренды, то в бухгалтерском учете данные хозяйственные операции могут быть оформлены следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 0 101 ХХ 310 Кредит 0 101 ХХ 310 - отражена передача права пользования активом;
2. Увеличение забалансового счета 26 - учтена стоимость переданного имущества в забалансовом учете;
3. Дебет 0 401 20 271 Кредит 0 104 ХХ 411 - отражено начисление амортизации (ежемесячно);
4. Дебет 0 210 05 560 Кредит 0 401 40 121 - отражено начисление доходов от предоставления права пользования активом в сумме справедливой стоимости;
5. Дебет 0 401 50 241 (0 401 50 242) Кредит 0 210 05 660 - отражено начисление расходов будущих периодов в отношении государственных учреждений (коммерческих организаций);
6. Дебет 0 401 40 121 Кредит 0 401 10 121 - признание ожидаемых доходов доходами текущего финансового года в сумме справедливой стоимости арендного платежа (ежемесячно);
7. Дебет 0 401 20 241 (0 401 20 242) Кредит 0 401 50 241 (0 401 50 242) - отражено признание расходов текущего финансового года по упущенной выгоде в отношении государственных учреждений (коммерческих организаций).
Если же бюджетное учреждение - передающая сторона примет решение о классификации заключаемых начиная с 2018 года договоров безвозмездного бессрочного пользования недвижимым имуществом в качестве финансовой аренды, то в бухгалтерском учете данные хозяйственные операции могут быть оформлены следующими корреспонденциями счетов:
1. Отражено выбытие объекта, переданного в пользование:
1.1. Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 101 ХХ 410 - в сумме остаточной стоимости;
1.2. Дебет 0 104 ХХ 411 Кредит 0 101 ХХ 410 - в сумме начисленной амортизации;
1.3. Увеличение забалансового счета 26 - учтена стоимость переданного имущества в забалансовом учете;
2. Дебет 0 210 05 560 Кредит 0 401 40 122 - отражено начисление доходов от передачи имущества в безвозмездное пользование в сумме справедливой стоимости;
3. Дебет 0 401 50 241 (0 401 50 242) Кредит 0 210 05 660 - отражено начисление расходов будущих периодов в отношении государственных учреждений (коммерческих организаций);
4. Дебет 0 401 40 122 Кредит 0 401 10 122 - признание ожидаемых доходов доходами текущего финансового года в сумме справедливой стоимости арендного платежа (ежемесячно);
5. Дебет 0 401 20 241 (0 401 20 242) Кредит 0 401 50 241 (0 401 50 242) - отражено признание расходов текущего финансового года по упущенной выгоде в отношении государственных учреждений (коммерческих организаций).
В то же время в случае, если в бюджетном учреждении имеются договоры, заключенные в предыдущие отчетные периоды и продолжающие действовать в 2018 году, то есть "переходящие" договоры, ссудодатель должен сформировать входящие остатки с применением счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" в порядке, определенном Методическими указаниями, доведенными письмом Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83463.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет при безвозмездном пользовании по стандарту "Аренда" у ссудодателя (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Учет льготной аренды по стандарту "Аренда" у арендодателя (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Передача имущества в безвозмездное пользование (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В бюджетном учреждении в безвозмездное пользование сдается недвижимое имущество. Аренда классифицируется в качестве операционной. К договору безвозмездного пользования заключен договор "О возмещении стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг", предметом которого является возмещение расходов ссудодателю за:
- коммунальные услуги;
- услуги охраны;
- налог на землю;
- налог на имущество.
Какой КВР и подстатью КОСГУ следует применить в рамках договора ссудополучателю?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по возмещению учреждением ссудодателю стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг по соответствующему договору отражаются по коду видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ в части возмещения коммунальных услуг, с подстатьей 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ в части возмещения услуг по охране, с подстатьей 224 "Арендная плата за пользование имуществом" или подстатьей 296 "Иные расходы" КОСГУ в части возмещения расходов на уплату налогов на землю и имущество.

Обоснование вывода:
При выборе составной части кода бюджетной классификации для отнесения расходов бюджетные учреждения руководствуются положениями Указаний N 65н.
Подпунктом 5.1.2 п. 5.1 раздела III Указаний N 65н определен открытый перечень расходов, относимых на код видов расходов (далее - КВР) 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг", в котором не поименованы приведенные в вопросе расходы. Также по КВР 244 отражаются расходы государственных (муниципальных) учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240.
В то же время специалисты финансового ведомства отмечают, что на КВР 244 следует относить расходы, осуществляемые учреждениями в отношении балансодержателя имущества при выполнении обязательств, связанных с договорами пользования помещения, в том числе в части возмещения расходов по уплате налога на имущество юридических лиц, земельного налога по безвозмездно используемым помещениям, а также сопутствующих затрат (письма Минфина России от 10.08.2017 N 02-05-11/52212, от 17.03.2016 N 02-05-10/14786).
Таким образом, расходы бюджетного учреждения по договору, предметом которого является возмещение стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг, отражаются по КВР 244, как не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240.
Согласно п. 1 раздела V Указаний N 65н расходы относятся на статьи (подстатьи) КОСГУ в зависимости от их экономического содержания.
С данной нормой согласуется порядок отнесения на подстатью 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ расходов арендатора по возмещению арендодателю стоимости коммунальных услуг (п. 3 раздела V Указаний N 65н). То есть экономическое содержание расхода по оплате коммунальных услуг поставщику аналогично экономическому смыслу расхода по компенсации данного расхода арендодателю. Учитывая, что перечень расходов, поименованных в описании подстатьи 223 КОСГУ, является открытым и предусматривает отнесение аналогичных по экономическому содержанию расходов, на данную подстатью могут быть отнесены и расходы ссудополучателя по возмещению ссудодателю стоимости коммунальных услуг.
По аналогии с отнесением затрат по компенсации ссудодателю коммунальных услуг на тот же код, по которому осуществляется оплата данных услуг поставщику, может быть отражено и отнесение затрат по компенсации ссудодателю расходов по услугам охраны на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (п. 3 раздела V Указаний N 65н). Тем более что одним из условий отнесения расходов на подстатью 226 КОСГУ является невозможность их отнесения к расходам на работы, услуги, относимым на подстатьи 221-225 КОСГУ.
Также данная позиция согласуется и с порядком отражения возмещаемых арендодателю расходов по содержанию переданного им в пользование имущества (на условиях, предусмотренных договором пользования) по факту предъявления арендатором требования по возмещению, приведенному в п. 5 раздела III.2 Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда" (СГС "Аренда"), доведенных в письме Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464. То есть такие расходы могут отражаться по подстатьям КОСГУ 221 "Услуги связи", 223 "Коммунальные услуги", 225 "Работы, услуги по содержанию имущества", 226 "Прочие работы, услуги".
В то же время в отношении налогов на землю, на имущество описанная выше логика в части применения подстатьи 291 "Налоги, пошлины и сборы" КОСГУ не может быть применена. Во-первых, в п. 3 раздела V Указаний N 65н прямо указано, что на данную подстатью относятся расходы по уплате земельного и имущественного налогов в бюджеты всех уровней. Во-вторых, Приложение 5 не содержит увязки КВР 244 с подстатьей 291 КОСГУ. При этом расходы по возмещению ссудодателю расходов в отношении земельного налога и налога на имущество могут быть отнесены на подстатью 296 "Иные расходы" КОСГУ, как иные расходы, не отнесенные к статьям 210-270 и подстатьям 291-295 КОСГУ. Взаимная увязка КВР 244 и подстатьи 296 КОСГУ предусмотрена Приложением 5 к Указаниям N 65н.
Кроме того, специалисты финансового ведомства в письме от 17.03.2016 N 02-05-10/14786 указывали на возможность отнесения расходов по возмещению земельного и имущественного налогов в целях учета на подстатью 224 "Арендная плата за пользование имуществом" КОСГУ, так как данные расходы осуществляются учреждением при выполнении обязательств, связанных с реализацией договора на передачу в пользование помещения и вытекают из приобретенного в силу договора арендатором права пользования нежилым помещением.
Соответственно, учитывая, что порядок применения кода КОСГУ для таких операций Указаниями N 65н прямо не установлен, считаем, что расходы на возмещение учреждением ссудодателю сумм налогов могут быть отражены как с применением подстатьи 224 как расходы, связанные с реализацией договора аренды, так и с применением подстатьи 296 "Иные расходы" КОСГУ как иные расходы, не отнесенные к статьям 210-270 и подстатьям 291-295. При этом Таблицей соответствия предусмотрена взаимоувязка вида расходов 244 как с подстатьей 224 КОСГУ, так и с подстатьей 296 КОСГУ.
В таких обстоятельствах важным условием является соблюдение принципа единообразия применения конкретных кодов КОСГУ, которое достигается путем включения соответствующих расходов в план финансово-хозяйственной деятельности (при наличии подобной детализации) и путем установления порядка применения кодов КОСГУ и счетов бухгалтерского учета в учетной политике учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

31 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Автор: Давыдова О. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

На основании пп. 14 п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрация муниципального образования передала МУП в безвозмездное временное владение и пользование недвижимое имущество – часть помещения (20 кв. м) 1-го этажа административного здания, общая площадь которого составляет 200 кв. м. Здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. МУП применяет УСНО. Возникает ли у него обязанность по уплате налога на имущество в отношении полученного в безвозмездное пользование помещения? Выступает ли предприятие в качестве налогового агента по НДС?

В силу пп. 14 п. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ в безвозмездное пользование передается публичное имущество – государственное или муниципальное имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (то есть имущество казны).

Согласно ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования применяются отдельные правила, предусмотренные для договора аренды.

Налог на имущество

Организации признаются плательщиками налога на имущество в отношении недвижимого имущества (в том числе имущества, переданного во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенного в совместную деятельность или полученного по концессионному соглашению), учитываемого на балансе в качестве объектов ОС по правилам бухгалтерского учета. Иное может быть предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

В статье 378 НК РФ речь идет об имуществе, переданном в доверительное управление, в ст. 378.1 НК РФ – об имуществе при исполнении концессионных соглашений.

Статья 378.2 НК РФ содержит особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимости с учетом их кадастровой стоимости. В силу пп. 3 п. 12 данной статьи объект недвижимости, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта или организации, владеющей им на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 НК РФ.

В пункте 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н) приведена классификация ОС в зависимости от имеющихся у организации прав на объекты. Градация такова:

основные средства, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);

основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);

основные средства, полученные организацией в аренду;

основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование;

основные средства, полученные организацией в доверительное управление.

По аналогии с арендованными объектами ОС основные средства, полученные в безвозмездное пользование, учитываются на забалансовом счете в оценке, указанной в договоре. Для этих целей можно использовать счет 001 «Арендованные основные средства» или ввести специальный счет (например, счет 012 «Имущество, полученное в безвозмездное пользование»). Для организации учета на забалансовом счете рекомендуется открыть на полученный в безвозмездное пользование объект инвентарную карточку (п. 14 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, Инструкция по применению Плана счетов).

Вывод: имущество, полученное в безвозмездное пользование, в том числе отвечающее условиям признания объектом основных средств, на балансе организации не отражается, поэтому такое имущество не является у ссудополучателя объектом обложения налогом на имущество. Тот факт, что объект включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база устанавливается как их кадастровая стоимость, также не признается основанием для начисления налога на имущество, поскольку таким образом налоговую базу в общем случае определяют собственники имущества и организации, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения.

Подтверждение изложенному можно найти у Минфина. Не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций основные средства, учитываемые в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на забалансовых счетах организации. Следовательно, основные средства, полученные в безвозмездное пользование и учитываемые организацией-ссудополучателем в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на забалансовом счете 001, не подлежат налогообложению у этой организации (Письмо от 15.05.2006 № 03-06-01-04/101).

Общие нормы

Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

При реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами (п. 4 ст. 173 НК РФ).

На основании абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, ОМСУ в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС рассчитывается как сумма арендной платы с учетом налога. Налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся ИП. Данные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Это корреспондирует общей норме, закрепленной в пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ, согласно которой налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, налоги и перечислять их в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства.

Подход финансистов

Минфин считает, что обязанности налогового агента по НДС возникают и при получении публичного имущества в пользование на безвозмездной основе, так как на основании ст. 689 НК РФ к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные в отношении договора аренды.

При предоставлении ОМСУ в аренду (пользование) муниципального имущества на безвозмездной основе арендатор должен уплатить в бюджет НДС, исчисленный исходя из рыночной цены этой услуги, с учетом налога (Письмо от 04.02.2019 № 03-03-06/3/6136). НДС следует исчислить в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 1 ст. 167 НК РФ, то есть на момент оказания услуги (Письмо от 20.10.2009 № 03-03-06/4/91).

Мнение судей

Судьи с озвученным подходом не соглашаются. При получении муниципального имущества в безвозмездное пользование общество не выступает в качестве арендатора данного имущества, поэтому не может рассматриваться в качестве налогового агента по НДС. Кроме того, уплата в бюджет НДС за счет собственных средств лицом, потребляющим безвозмездную услугу, налоговым законодательством не предусмотрена (Постановление АС ВВО от 17.02.2015 № Ф01-5364/2014, Ф01-5715/2014 по делу № А43-26273/2013). Еще один пример – Постановление ФАС ПО от 23.06.2011 № Ф06-4530/2011 по делу № А12-17816/2010.

Отсутствие объекта налогообложения

Обязанности налогового агента по НДС не возникают, если операция по передаче имущества в безвозмездное пользование является операцией, не признаваемой объектом налогообложения согласно п. 2 ст. 146 НК РФ. Минфин с этим согласен – см. Письмо от 04.02.2019 № 03-03-06/3/6136.

В силу пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и ОМСУ, а также государственным и муниципальным учреждениям, унитарным предприятиям.

Имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, к основным средствам не относится, если иное не предусмотрено ФСБУ «Основные средства».

Минфин в Письме от 06.08.2018 № 02-06-10/55503 разъяснил: действующими положениями Инструкции по применению Единого плана счетов № 157н и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета № 162н перевод объектов учета из группы «Нефинансовые активы имущества казны» в группу «Основные средства» не предусмотрен.

Таким образом, имущество казны, переданное органом, уполномоченным на управление данным имуществом, за плату или в безвозмездное пользование коммерческим и (или) некоммерческим организациям, реклассифицируется, но продолжает учитываться на счете 1 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну».

Следовательно, при передаче администрацией муниципального образования муниципального имущества, составляющего казну, унитарному предприятию в безвозмездное пользование пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не срабатывает.

При получении в безвозмездное временное владение и пользование недвижимого имущества, составляющего казну, у унитарного предприятия не возникает обязанность по уплате налога на имущество. Если учитывать позицию Минфина, у предприятия возникает обязанность по уплате НДС в качестве налогового агента. Однако с этим вполне можно поспорить.

Безвозмездное пользование имуществом (ссуда, ст. 689 ГК РФ) - достаточно распространенный договор в российской деловой практике. Чаще всего передают имущество в безвозмездное пользование (скрыто или явно) взаимозависимые организации.

К сожалению, с налоговой точки зрения в такой ситуации потерь избежать сложно: ссудодатель не сможет начислять амортизацию по такому объекту или, например, учитывать в расходах затраты на текущий ремонт или на возмещение стоимости неотделимых улучшений безвозмездно переданного имущества. Кроме того, ссудодателю придется платить налог на имущество со стоимости объекта (поскольку он остается на балансе, п. 1 ст. 374 НК РФ). При том, что компания этим объектом не пользуется и дохода ей он не приносит. А ссудополучатель обязан заплатить налог на прибыль с виртуально полученной им экономической выгоды от бесплатного пользования объектом (п. 8 ст. 250 НК РФ).

Причем попытки какой-либо из сторон договора возместить налоговые потери второй стороне (например, ссудополучателю налог на прибыль или ссудодателю налог на имущество и амортизацию) приводят только к дополнительным сложностям. Налоговики считают, что для обеих компаний такие затраты будут экономически необоснованными и не направленными на получение дохода. Следовательно, их нельзя будет учесть в налоговых расходах.

Исходя из подобной специфики договора безвозмездного пользования, налоговое планирование последствий такой сделки становится особенно важным.

Основная проблема для ссудополучателя - налог на прибыль, который налоговики требуют платить с экономии на арендной плате

РАЗМЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЫГОДЫ

Как мы уже указали, основная проблема для ссудополучателя - налог на прибыль, который налоговики требуют платить в соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ с экономии на арендной плате. Ведь пользователь имущества мог бы платить и аренду, но получил имущество бесплатно.

Заметим, что пункт 8 статьи 250 НК РФ в основном говорит о безвозмездно полученном в собственность имуществе. Об имущественных правах есть только упоминание, но нет четкого порядка определения налоговой базы. Но и Минфин, и ВАС РФ едины в позиции: налог платить надо. Доход в виде безвозмездно полученных имущественных прав (в данном случае права пользования) включается в состав внереализационных доходов ссудополучателя (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.05 № 98, письма Минфина от 17.02.06 № 03-03-04/1/125, от 30.03.07 № 03-03-06/4/33 и от 19.04.06 № 03-03-04/1/359). Поэтому спорить с налоговиками по вопросу о том, нужно ли в принципе платить налог на прибыль с экономической выгоды от безвозмездного пользования имуществом, в настоящий момент бесперспективно.

Однако существуют способы минимизировать свои налоговые потери. Для этого целесообразно максимально снизить расчетную величину экономической выгоды. То есть рассчитать ее наиболее выгодным для компании образом, а потом суметь защитить свою методику расчета при проверке. Тем более что Минфин признает за налогоплательщиком (в определенных рамках) право самому выбрать методику расчета суммы экономической выгоды от безвозмездного пользования имуществом (письма от 07.05.07 № 03-03-06/4/54, от 08.08.07 № 03-03-06/1/545).

Какие это могут быть варианты? Два варианта подсказывает сам Налоговый кодекс (п. 8 ст. 250 НК РФ). Во-первых, это оценка доходов на основе рыночных цен, определяемых с учетом статьи 40 НК РФ. Причем такой расчет должен документально подтверждать сам налогоплательщик-ссудополучатель информацией о рыночных ценах или независимой оценкой. Применение такого подхода на практике затрудняется тем, что в данном случае некорректно анализировать рыночные цены на аренду подобного имущества (как, к примеру, предлагает Минфин в письме от 04.02.08 № 03-03-06/1/77). Ведь с точки зрения Гражданского кодекса аренда (гл. 34 ГК РФ) и безвозмездное пользование (гл. 36 ГК РФ) - разные виды договоров.

Второй вариант также прописан в пункте 8 статьи 250 НК РФ. Основой для расчета экономической выгоды во втором варианте является остаточная стоимость амортизируемого имущества или цена приобретения неамортизируемого. Возможность применения такого варианта допускает и Минфин (письмо № 03-03-06/1/545). Однако неясен механизм такого расчета - его нет и в указанном письме. Ведь одно дело заплатить налог на прибыль со всей остаточной стоимости объекта (равными долями в течение срока действия договора), другое - скорректировать эту стоимость на срок договора. То есть принять в качестве экономической выгоды сумму ежемесячной амортизации объекта из налогового учета ссудодателя (в таком случае общая сумма экономической выгоды будет равна остаточной стоимости в доле, приходящейся на срок действия договора). Очевидно, что последний вариант выгоднее.

Учитывая неясность положений Налогового кодекса, касающихся расчета экономической выгоды по ссуде (а это признает даже Минфин в письме № 03- 03-06/4/54), мы считаем, что компания (опираясь на п. 7 ст. 3 НК РФ) вправе выбрать наиболее выгодный для себя способ. Более того, разработать собственный, основанный на специфике своей деятельности.

КАК УЧЕСТЬ В НАЛОГОВЫХ РАСХОДАХ ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ

Проблемы при передаче имущества в безвозмездное пользование могут возникнуть и у ссудодателя. Что делать, например, если в соответствии с договором ссуды (ст. 695 ГК РФ это допускает) расходы на содержание имущества и поддержание его в надлежащем виде несет владелец этого имущества? По мнению налоговиков, такие расходы не отвечают определению затрат, уменьшающих базу по налогу на прибыль, - они экономически не обоснованы и не направлены на получение дохода. Поэтому при проверке налоговики исключат их (например, письмо УФНС по г. Москве от 01.04.05 № 19-11/21525).

Естественно, подобную ситуацию желательно предусмотреть уже на этапе заключения договора безвозмездного пользования имуществом и не вносить таких условий в договор.

Но что делать, если зависимая компания, получившая ссуду, просто не имеет средств оплачивать текущие расходы по имуществу? Существует несколько способов решить данную проблему и не потерять при этом на налогах.

Во-первых, можно попробовать доказать, что подобные расходы направлены на получение дохода. Для этого нужно заключить договоры о намерениях (или договоры на право аренды) с третьим лицом. В соответствии с которыми это третье лицо обязуется в будущем взять в аренду указанное имущество надлежащего качества. В таком случае текущий ремонт объекта является подготовительными работами для сдачи его в аренду и получения дохода. И не беда, если договор аренды так и не будет заключен - важно реальное намерение компании получить доход.

«Налоговики часто пытаются отказать сторонам договора безвозмездного пользования в учете расходов на ремонт переданного имущества»

Что же касается ситуации, когда аналогичные расходы несет по условиям договора ссудодатель, на мой взгляд, глава 25 НК РФ позволяет учесть такие расходы и при отсутствии предварительного договора аренды на переданное в безвозмездное пользование имущество. Если переданное в безвозмездное пользование имущество до заключения договора ссуды использовалось ссудодателем в деятельности, направленной на получение дохода (в т. ч. для обслуживания бизнес-процесса, например офисная мебель), можно утверждать, что и после окончания договора ссуды такое имущество будет использоваться ссудодателем в прежних целях. Чтобы использовать имущество с прежним эффектом, нужно поддерживать его в работоспособном состоянии, что объясняет экономическую необходимость его ремонта в течение срока действия договора ссуды.

Во-вторых, денежные средства, необходимые на поддержание имущества в надлежащем виде, можно передать зависимой компании без налоговых потерь. Например, безвозмездно (если одна компания контролирует другую более чем на 50%) или по договору займа. Понятно, что такой способ не поможет ссудодателю учесть текущие затраты на обслуживание своего имущества в налоговых расходах, но поможет профинансировать осуществление таких затрат у ссудополучателя, не потеряв на налогах.

Чтобы ссудополучателю не платить налог на прибыль с экономической выгоды, можно внести в договор элемент возмездности

ВОЗМЕЩЕНИЕ СТОИМОСТИ НЕОТДЕЛИМЫХ УЛУЧШЕНИЙ ССУДОПОЛУЧАТЕЛЮ

В процессе своей деятельности ссудополучатель может (или даже бывает вынужден) улучшать полученное имущество, например реконструировать, перепланировать, дооборудовать, то есть осуществлять капитальные вложения, производя неотделимые улучшения. При этом, если владелец имущества по договору обязан возместить стоимость подобных улучшений, возникает проблема - такие расходы уменьшают базу по налогу на прибыль только через амортизацию (п. 1 ст. 256 НК РФ). Но как раз ее по переданному в безвозмездное пользование имуществу компания начислять не вправе (п. 3 ст. 256 НК РФ).

Конечно, можно подождать, пока срок договора закончится и имущество вернется на баланс владельца, после чего начать амортизировать неотделимые улучшения. Однако этот вариант невыгоден компании, поскольку в течение длительного времени она не сможет учесть такие расходы.

Другим вариантом решения проблемы может стать закрепление в договоре положения о том, что стоимость неотделимых улучшений не компенсируется ссудополучателю. В таком случае амортизировать капитальные вложения будет уже сам пользователь имущества в течение срока договора, исходя из срока его полезного использования (п. 1 ст. 258 НК РФ). Но во-первых, если это взаимозависимая организация, не обладающая необходимыми финансовыми средствами для проведения капитального ремонта, такой вариант просто невозможен. А во-вторых, уже ссудополучатель может потерять на налогах, если срок договора безвозмездного пользования имуществом короче срока полезного использования неотделимых улучшений. Такая ситуация может произойти, например, при перепланировке офиса: включить стоимость неотделимых улучшений в налоговые расходы ссудополучатель сможет лишь в малой части, так как срок полезного использования здания чаще всего дольше срока безвозмездного пользования помещением. Если стоимость неотделимых улучшений решено компенсировать, лучшим вариантом видится перечисление такой компенсации сразу же по окончании договора ссуды (чтобы сразу же начать их амортизировать - п. 2 ст. 259 НК РФ и только с этого времени начать платить налог на имущество со стоимости таких улучшений - п. 1 ст. 374 НК РФ).

Для взаимозависимых компаний стоимость неотделимых улучшений выгоднее не компенсировать. В таком случае совокупная налоговая нагрузка группы компаний начнет снижаться не по окончании договора, а сразу же после того, как ссудополучатель начнет начислять амортизацию (п. 1 ст. 258 НК РФ).

КОМПЕНСИРОВАТЬ ПОТЕРИ ПО ДОГОВОРУ ССУДЫ РИСКОВАННО

Как мы говорили выше, у компании, передавшей имущество в безвозмездное пользование и желающей компенсировать свои потери (суммы налога на имущество и амортизации) за счет ссудодателя в качестве расходов на содержание имущества, налоговики не примут такие расходы. В частности, данный вывод сделало УФНС по г. Москве в письме от 09.01.08 № 18-11/000184.

По мнению налоговиков, у ссудодателя подобные расходы будут необоснованными и не должны уменьшать базу по налогу на прибыль. Налоговики указывают, что ссудополучатель вправе учитывать в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с использованием и содержанием имущества, полученного по договору безвозмездного пользования (в том числе и если такие расходы по договору возмещаются ссудодателю). Однако начисление амортизации и уплата налога на имущество такими расходами не являются и относятся исключительно к обязанностям ссудодателя.

Несмотря на то что позиция налоговиков по этому вопросу достаточно спорная (а арбитражной практики пока нет), включение подобных условий в договор ссуды рискованно. Свою правоту придется отстаивать в суде. Кроме того, если компания все же хочет получать какие-то денежные средства от пользователя имущества, то почему бы не заключить договор аренды? Тем более что договор безвозмездного пользования, по которому уплачиваются какие-либо компенсации, суд может счесть притворной сделкой, прикрывающей договор аренды.

Таким образом, если компания увяжет передачу имущества с какими-то дополнительными условиями (обязанностью получателя оказать услуги, осуществить работы и т. п.), оно не считается безвозмездно переданным, следовательно, внереализационного дохода не возникает и платить налог на прибыль получатель не должен. Такими сопутствующими условиями, например, может быть обязанность провести ремонт в полученном помещении, оказать консультационные услуги или осуществлять в передаваемом помещении деятельность в интересах ссудодателя (например, производить товары для него). Причем желательно, чтобы эти дополнительные условия следовали из договора безвозмездного пользования.

Действительно, суд может признать за налогоплательщиком право учесть у себя в налоговых расходах затраты, связанные с имуществом, переданным в безвозмездное пользование (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14.12.07 № А64-1347/ 07-22). Налоговики ссылались на то, что не учитываются при определении базы по налогу на прибыль расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ). Однако суд решил дело в пользу компании на основании пункта 2 статьи 248 НК РФ. В рассматриваемом деле компания безвозмездно передавала партнеру право пользования имуществом с условием, что оно будет использовано исключительно в целях изготовления деталей для этой компании. Выполнение этого требования было зафиксировано документально. Суд признал такие действия экономически обоснованными и направленными на получение дохода.

Кроме того, такой способ оформления отношений по передаче имущества в безвозмездное пользование выгоден и ссудодателю. Ведь если для целей налога на прибыль пользование считается небезвозмездным, компания сможет продолжать амортизировать имущество (запрет на амортизацию имущества, переданного в безвозмездное пользование, установлен п. 3 ст. 256 НК РФ).

Минусом такого способа является тот факт, что у передающей стороны после исполнения встречных обязательств другой стороной возникнет база по налогу на прибыль, а у ссудополучателя - по НДС. Однако, если такие отношения вытекают из деловой практики взаимоотношений этих компаний, обороты по встречной реализации (товаров, работ, услуг) могут быть и минимальными.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Основные средства

Способов поступления имущества в государственные (муниципальные) учреждения существует несколько: приобретение в рамках госзадания, за счет целевых субсидий, за счет собственных доходов учреждения, поступление в рамках централизованного снабжения от учредителя или в качестве спонсорской помощи. В каждом из этих случаев есть свои особенности учета. В этой статье мы рассмотрим особенности документального оформления и отражения в бухгалтерском учете имущества, поступившего безвозмездно.

Безвозмездное поступление имущества в учреждение может происходить несколькими способами:

  • от учредителя по централизованному снабжению, из бюджета, от вышестоящей организации;
  • по договорам дарения или пожертвования от юридических и физических лиц.
В трактовке Бюджетного кодекса в соответствии с п. 4 ст. 41 БК РФ к безвозмездным поступлениям относятся:

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Поступление имущества

Заполненное извещение (ф. 0504805) принимается к учету с отражением соответствующих бухгалтерских записей в регистрах бухгалтерского учета.

Безвозмездная приемка-передача имущества может осуществляться между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств, между учреждениями, финансируемыми из разных уровней бюджета, между государственными (муниципальными) учреждениями. Согласно п. 29 Инструкции № 157н получение (передача) имущества осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Операции по безвозмездному поступлению имущества будут отражаться в бухгалтерском учете казенного учреждения в соответствии с Инструкцией № 162н, бюджетного учреждения – Инструкцией № 174н, автономного – Инструкцией № 183н.

Безвозмездное поступление основных средств и материалов в казенное учреждение имеет некоторые особенности. Рассмотрим, как отражаются эти операции в бюджетном учете:

В бюджетном учете учреждения данные операции будут отражены в соответствии с п. 31, 7 Инструкции № 162н следующим образом:

Это поступление в бухгалтерском учете будет отражаться в соответствии с п. 9, 34 Инструкции № 183н следующим образом:

В соответствии с п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Если стоимость подарка превышает 3 000 руб. и дарителем является юридическое лицо, договор дарения должен быть заключен в письменной форме.

Пожертвованием согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию этого имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ).

Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.

Объекты основных средств и материалов, полученные по договору дарения, пожертвования, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, равной их текущей рыночной стоимости на дату принятия к учету, увеличенной на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования. В соответствии с п. 25 Инструкции № 157н под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.

Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

При определении текущей рыночной стоимости для принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

При поступлении имущества по договору дарения или пожертвования комиссией по поступлению и выбытию активов составляется акт приемки-передачи соответствующего нефинансового актива. На основании этих документов подаренное имущество принимается к бухгалтерскому учету.

Читайте также: