Совокупность показателей применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный период

Опубликовано: 17.05.2024

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Это означает следующее:

1) организация осуществляет выбор одного способа или метода из нескольких, допускаемых законодательными актами, регулирующими порядок определения налоговой базы и исчисления тех или иных налогов и сборов в Российской Федерации;

Например, выбор одного из методов признания доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль (метод начисления или кассовый метод).

2) выбранные способы устанавливаются в организации, т.е. во всех структурных подразделениях (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места расположения;

Таким образом, отдельные подразделения и филиалы должны придерживаться, установленной организацией учетной политики.

3) выбранные способы устанавливаются на длительный срок (как минимум на год);

В пределах налогового периода учетная политика организации не может изменяться, кроме случаев прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах (например, при внесении изменений в законодательство, затрагивающее принятую учетную политику).

В отношении НДС и акцизов (налоговый период по акцизам – календарный месяц, по НДС - квартал) учетную политику для целей налогообложения также рекомендуется сохранять в течение как минимум года.

4) в учетной политике фиксируются особенности определения налоговой базы и ведения раздельного учета объектов налогообложения по тем видам деятельности, которые осуществляются конкретной организацией.

В случае, когда по определенным вопросам нормативно не установлены способы ведения налогового учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа или формы (регистра) налогового учета в отношении исчисления конкретного налога, исходя из действующих положений налогового законодательства, методическим рекомендациям Минфина РФ и налоговых органов РФ по его применению, в части не противоречащей Налоговому кодексу РФ.

Если Налоговый кодекс не предусматривает выбор налогоплательщиком того или иного варианта формирования налоговой базы, такие вопросы в учетной политике не отражаются.

41. Аналитические регистры налогового учета. Система налогового учета, рекомендованная ФНС (МНС) России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 НК РФ.

Главный принцип налогового учета заключается в группировке данных первичных документов в аналитические регистры в соответствии с требованиями налогового законодательства для формирования налоговой базы по налогу на прибыль и заполнения налоговой декларации.

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового кодекса, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Это разработочные таблицы, ведомости, журналы, в которых группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыль без отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Согласно ст.314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

В то же время формы аналитических регистров налогового учета обязательно должны содержать следующие реквизиты, установленные ст.313 НК РФ:

- период (дату) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражениях;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

МНС (ФНС) России облегчило бухгалтерам задачу создания собственных налоговых регистров, разработав систему налогового учета, рекомендуемую для исчисления прибыли от 19 декабря 2001 г. "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации" (Регистры налогового учета).

В соответствии с ней:

Настоящие рекомендации устанавливают методологические принципы ведения налогового учета и формирования показателей регистров налогового учета.

Для целей ведения рекомендуемых регистров налогового учета использованы следующие понятия:

объекты налогового учета - имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного налогового периода или налоговой базы последующих периодов;

единицы налогового учета - объекты налогового учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода;

показатели налогового учета - перечень характеристик, существенных для объекта учета;

данные налогового учета - информация о величине или иной характеристике показателей (значение показателя), определяющих объект учета, отражаемая в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения (статья 314 НК РФ);

аналитические регистры налогового учета - совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Учет организуется таким образом, чтобы обеспечить непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с установленным Налоговым кодексом порядком влекут за собой или могут повлечь изменение размера налоговой базы.

Порядок документооборота и последовательность выполнения операций по формированию показателей налогового учета, а также формы представления данных на бумажных носителях определяются налогоплательщиком самостоятельно.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Внимание! Настоящим предлагаются основные регистры системы налогового учета, каждый из которых представляет собой перечень основных показателей, необходимых, по мнению МНС России, для исчисления налоговой базы в соответствии с правилами, предусмотренными главой 25 НК РФ.

Разработанные регистры могут быть расширены, дополнены, разделены или иным способом преобразованы организациями с сохранением в используемых организацией регистрах информации по основным перечисленным показателям.

Отсутствие регистра в числе предложенных, равно как и отсутствие дополнительных необходимых показателей регистров не могут служить основанием для применения организацией порядка исчисления налоговой базы, не соответствующего НК РФ (25 Главы).

Все налоговые регистры, условно разделены на пять групп:

1. Регистры промежуточных расчетов

2. Регистры учета состояния единицы налогового учета

3. Регистры учета хозяйственных операций

4. Регистры формирования отчетных данных

5. Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями

Группа регистров промежуточных расчетов наиболее обширна по количеству регистров и регистров-расчетов. Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, которые необходимы для формирования налогооблагаемой прибыли.

В регистрах учета состояния единицы налогового учета систематизируется информация о состоянии показателей объектов учета, которые используются более одного отчетного (налогового) периода. Регистры должны вестись таким образом, чтобы можно было обеспечить отражение данных о состоянии объектов учета на каждую текущую дату и их изменении во времени. Содержащаяся в регистрах информация используется для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Регистры учета хозяйственных операций являются источникомсистематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые влияют на величину налоговой базы в конкретных периодах.

Что касается регистров формирования отчетных данных, то, как следует из названия группы, они содержат информацию и служат инструментом получения значений, непосредственно заносимых в конкретные строки налоговой декларации.

Группа регистров учета целевых средств некоммерческими организациями содержит три регистра: регистр поступлений, регистр учета их использования и регистр нецелевого использования.

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Аналитические регистры налогового учета - это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные без отражения по счетам бухгалтерского учета.

Данные налогового учета - это данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: -

период (дату) составления; -

измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении; -

наименование хозяйственных операций; -

подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.

Для целей ведения аналитических регистров налогового учета

использованы следующие понятия:

объекты налогового учета - имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного налогового периода или налоговой базы последующих периодов;

единицы налогового учета - объекты налогового учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода;

показатели налогового учета - перечень характеристик, существенных для объекта учета;

данные налогового учета - информация о величине или иной характеристике показателей (значение показателя), определяющих объект учета, отражаемая в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения;

аналитические регистры налогового учета - совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Учет организуется таким образом, чтобы обеспечить непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с установленным Налоговым кодексом порядком влекут за собой или могут повлечь изменение размера налоговой базы.

Порядок документооборота и последовательность выполнения операций по формированию показателей налогового учета, а также формы представления данных на бумажных носителях определяются налогоплательщиком самостоятельно.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Все налоговые регистры, рекомендуемые правительством РФ, условно разделены на пять групп . 1.

Регистры промежуточных расчетов 2.

Регистры учета состояния единицы налогового учета 3.

Регистры учета хозяйственных операций 4.

Регистры формирования отчетных данных 5.

Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями.

Как можно понять уже из анализа наименований групп, смысл такой структуры кроется в намерении организовать "движение" данных от минимального до максимального уровня обобщенности. То есть, начиная с их "чернового" - предварительного - объединения, степень систематизации все время увеличивается, вплоть до данных, которые "укрупненно" объединены настолько, что практически готовы к занесению в налоговую декларацию.

Для того чтобы объяснить функцию регистров промежуточных расчетов, разработчикам системы налогового учета потребовалось ввести еще одно понятие, "упущенное" в преамбуле. Кстати, с методологической точки зрения это является показателем нарушения принципа системности. Так вот, "промежуточными показателями" названы те, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в Декларации, то есть их значения участвуют в формировании отчетных данных либо не в полном объеме (через специальные расчеты) либо в составе иного, обобщающего, показателя.

В свете изложенного указание, что данная группа регистров

Рекомендации МНС России «Система налогового учета, рекомендуемая для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 налогового кодекса РФ»

предназначена для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы, представляется излишним.

Предназначение регистров учета состояния единицы налогового учета вытекает из ранее рассмотренного определения "единицы налогового учета". Таким образом, при всей своей условности, это понятие действительно используется в заявленном при его определении виде. Однако если попробовать определить статус этой группы регистров по-иному, то наиболее адекватным будет следующее: данные регистры предназначены для того, чтобы представить динамику состояния объекта учета в течение определенного времени (нескольких отчетных (налоговых) периодов) или на конкретную определенную дату. Отметим, что отсюда следует вывод о большом значении данной группы регистров с точки зрения итоговой отчетности.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые влияют на величину налоговой базы в конкретных периодах. Обращает на себя внимание факт отсутствия специальной группы регистров для отражения информации об остальных двух разновидностях объектов налогового учета (имуществе и обязательствах).

В отношении этих объектов разработчики предложили налогоплательщикам самостоятельно сформировать дополнительные налоговые регистры. В то же время, хозяйственные операции в предлагаемой системе налогового учета непосредственно связаны только с фактом изменения права собственности (его утратой или получением) на объекты гражданских прав.

Что касается регистров формирования отчетных данных, то, как недвусмысленно явствует из названия группы, они содержат информацию (и служат инструментом) получения значений, непосредственно заносимых в конкретные строки налоговой Декларации.

Таким образом, если следовать предложенной иерархии групп налоговых регистров, то получается следующий вариант. Промежуточные регистры являются "служебными" для всех групп, регистры формирования отчетных данных - результирующими, а оставшиеся две группы регистров компонуют данные об объектах налогового учета в разрезе времени и права собственности на них. Строго говоря, выделение самостоятельной группы регистров учета хозяйственных операций представляется методологически не обоснованным, поскольку данные регистры тоже содержат информацию о состоянии "единиц налогового учета". На самом деле более правильно было бы объединить данные группы. Однако здесь все-таки просматривается специфика, состоящая в том, что данная группа отражает частный случай состояния объектов налогового учета. Те объекты, информация о которых приводится в регистрах учета хозяйственных операций, либо становятся, либо прекращают быть объектами учета для данной организации, то есть в регистрах этой группы отражаются данные о входящих либо исходящих объектах. В регистрах же учета состояния единиц налогового учета накапливаются и группируются данные о тех объектах, учетный статус которых в данном отчетном (налоговом) периоде не изменился.

Следовательно, логику построения системы групп налоговых регистров мы с большим или меньшим успехом определили. Теперь необходимо опуститься ниже еще на один уровень системы и постараться разобраться в перечне регистров внутри каждой группы. Это позволит нам не только выявить истинное место каждого из регистров в общей системе налогового учета, но и обнаружить определенные внутренние нестыковки (к сожалению, уже обнаруженные погрешности заставляют быть практически уверенными в том, что такие нестыковки будут в силу недостаточной проработанности именно общеметодологической стороны проблемы).

Группа регистров промежуточных расчетов наиболее обширна по количеству регистров и регистров-расчетов, что естественно, учитывая отмеченный служебный статус данных документов.

Все регистры, входящие в данную группу, можно условно разделить на следующие подгруппы: a)

Регистр - расчет Формирование стоимости объекта учета. b)

Регистр - расчет Учет амортизации нематериальных активов. c)

Регистр - расчет стоимости списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО).

ё) Регистр - расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО).

е) Регистр - расчет стоимости сырья / материалов, списанных в отчетном периоде.

Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

§) Регистр - расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода.

И) Регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

1) Регистр учета договоров на добровольное страхование работников. ]) Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников.

к) Регистр - расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода.

1) Регистр - расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода. т) Регистр - расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах. п) Регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам.

о) Регистр - расчет резерва расходов на гарантийный ремонт.

Общий анализ позволяет утверждать, что группа не имеет сколько-нибудь стройной внутренней структуры, не удается обнаружить и какую-либо закономерность в перечне регистров, а также установить их взаимосвязь. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что, вероятно, в данную группу регистры размещались по остаточному принципу (как наименее подходящие для прочих групп). Кроме того, все сказанное свидетельствует и о том, что перечень регистров, включенных в данную группу, совершенно точно неполон и наверняка потребует дополнений и корректировок.

Регистров учета состояния единицы налогового учета в соответствующей группе тоже достаточно много:

а) Регистр информации об объекте основных средств.

б) Регистр информации об объекте нематериальных активов.

в) Регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

г) Регистр информации о приобретенных партиях сырья / материалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

д) Регистр информации о движении товаров, учитываемых по методу средней себестоимости.

е) Регистр информации о движении приобретенных сырья / материалов, учитываемых по методу средней себестоимости.

ж) Регистр учета расходов будущих периодов.

з) Регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности.

и) Регистр учета операций по движению кредиторской задолженности.

к) Регистр учета расчетов с бюджетом.

л) Регистр движения резерва по сомнительным долгам.

м) Регистр учета расходов на гарантийный ремонт.

н) Регистр учета расчетов по штрафным санкциям.

Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода. Ведение регистра должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени.

Содержащаяся в регистрах информация о величине показателей используется для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Перечень регистров учета хозяйственных операций достаточно краток, что объясняется уже отмеченной нами ранее спецификой основания, которое явилось фактором формирования данных регистров в отдельную группу:

а) Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав.

б) Регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав).

в) Регистр учета поступлений денежных средств.

г) Регистр учета расхода денежных средств.

д) Регистр учета сумм начисленных штрафных санкций.

е) Регистр учета расходов на оплату труда.

ж) Регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах.

Настоящий перечень включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. По отношению проводимых организацией операций по признанию задолженностей и иных установленных Кодексом объектов налогообложения перечень может быть дополнен. В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг) и пр.

К регистрам формирования отчетных данных относятся: a)

Регистр - расчет учет амортизации основных средств. b)

Регистр - расчет стоимости товаров, списанных (реализованных) в отчетном периоде.

с) Регистр учета прочих расходов текущего периода. ё) Регистр - расчет Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества.

е) Регистр учета стоимости реализованного прочего имущества.

1) Регистр - расчет учета остатка транспортных расходов.

§) Регистр учета внереализационных расходов.

И) Регистр - расчет финансового результата от реализации прав, которые были приобретены ранее в рамках операции по оказанию финансовых услуг (пункт 3 статьи 279 НК РФ).

1) Регистр - расчет финансового результата от уступки прав требования (расходы по реализации прав, кроме ситуаций продажи ранее приобретенных прав).

]) Регистр учета доходов текущего периода. к) Регистр учета убытков обслуживающих производств. 1)

Регистр - расчет Финансовый результат от деятельности обслуживающих производств и хозяйств.

Ведение Регистров формирования отчетных данных обеспечивает информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой Декларации.

Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности. Одновременно в этих регистрах как результат расчетов выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в Регистры учета состояния единицы налогового учета или Регистры промежуточных расчетов.

Группа "результирующих" регистров должна предоставлять информацию непосредственно для заполнения налоговой декларации.

Группа регистров учета целевых средств некоммерческими организациями включает:

а) Регистр учета поступлений целевых средств. b)

Регистр учета использования целевых поступлений. c)

Регистр учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.

Как раз структура этой группы обладает внутренней логикой. Некоммерческие организации должны вести по целевым средствам всего три регистра: регистр поступлений (что получено), регистр учета их использования (что куда направлено) и регистр нецелевого использования (если какие-то средства использованы не по назначению). Г руппа учета целевых средств некоммерческими организациями -

это специфический объект налогового учета, и абсолютно особая группа субъектов - юридических лиц, для которых учет указанных объектов является стандартной и основной операцией. Впрочем, и в бухгалтерской отчетности для отражения информации о движении средств целевого финансирования предусмотрена самостоятельная форма.

Для использования на практике налогоплательщикам придется предварительно осуществлять дополнительные "компоновочные" действия, целью которых как раз и будет являться организация налогового учета по привычным (и в силу этого внутренне логичным и обоснованным) направлениям.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:33, контрольная работа

Описание

В связи с этим перед организациями встала необходимость в создании налогового учёта и контроля правильности осуществления расчётов по налогу на прибыль таким образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой, – минимизировать обусловленные этим затраты. Проблемы ведения налогового учёта достаточно полно исследованы применительно к прежнему порядку налогообложения прибыли организаций, однако практика показывает необходимость детального изучения их в сфере ныне осуществляемой налоговой реформы. В настоящее время перед налогоплательщиками стоит альтернатива выбора между двумя принципиально различными подходами: ведением налогового учета как самостоятельной системы либо как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учёта.

Работа состоит из 1 файл

регистры.doc

НОУ ВПО «Санкт – Петербургский институт

внешнеэкономических связей, экономики и права»

Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей экономики и права» в г. Перми

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

По дисциплине « Налоговые расчеты в бухгалтерском деле »

Тема «Регистры налогового учета, их состав и общая характеристика»

Студента 4 курса М.С. Колесовой

Ст. преподаватель О.А. Бармина

Оглавление

Введение

С 01.01.02 с вступлением в действие Главы 25 Налогового кодекса РФ произошли коренные перемены в исчислении прибыли организаций для целей налогообложения, самой существенной из которых является введение самостоятельной системы налогового учёта, принципиально отличающейся от системы бухгалтерского учёта, особенно в части порядка исчисления производственных расходов.

В связи с этим перед организациями встала необходимость в создании налогового учёта и контроля правильности осуществления расчётов по налогу на прибыль таким образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой, – минимизировать обусловленные этим затраты. Проблемы ведения налогового учёта достаточно полно исследованы применительно к прежнему порядку налогообложения прибыли организаций, однако практика показывает необходимость детального изучения их в сфере ныне осуществляемой налоговой реформы. В настоящее время перед налогоплательщиками стоит альтернатива выбора между двумя принципиально различными подходами: ведением налогового учета как самостоятельной системы либо как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учёта.

В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Цель работы – изучить регистры налогового учета.

Регистры налогового учета, их состав и характеристика

Налоговый учет ведется на основе данных первичных документов в аналитических регистрах бухгалтерского и налогового учета.

Регистры налогового учета представляют собой формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25 Налогового Кодекса без распределения по счетам бухгалтерского учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и /или любых машинных носителях. Формы и порядок отражения в регистрах данных налогового учета и первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно.

Основанием записи в регистре налогового учета являются первичные учетные документы, в том числе справка бухгалтера. Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы.

Статьей 315 НК РФ предусмотрено, что расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с нормами, установленными главой 25 НК РФ исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.

Налоговый учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации о совершаемых налогоплательщиком однородных операциях, приводящих к возникновению доходов или расходов, учитываемых в определенном положениями Кодекса порядке при исчислении налоговой базы текущего или будущих периодов.

Основными задачами налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о порядке формирования данных о величине доходов и расходов организации, определяющих размер налоговой базы отчетного налогового периода в порядке, установленном главой 25 НК РФ, а так же обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налогу на прибыль 1 .

Настоящие рекомендации устанавливают методологические принципы ведения налогового учета и формирования показателей регистров налогового учета.

Для целей ведения рекомендуемых регистров налогового учета использованы следующие понятия:

объекты налогового учета - имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного налогового периода или налоговой базы последующих периодов.

единицы налогового учета - объекты налогового учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода.

показатели налогового учета - перечень характеристик, существенных для объекта учета.

данные налогового учета - информация о величине или иной характеристике показателей (значение показателя), определяющих объект учета, отражаемая в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения (статья 314 НК РФ).

аналитические регистры налогового учета - совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Учет организуется таким образом, чтобы обеспечить непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с установленным налоговым Кодексом порядком влекут за собой или могут повлечь изменение размера налоговой базы.

Порядок документооборота и последовательность выполнения операций по формированию показателей налогового учета, а так же формы представления данных на бумажных носителях определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а так же порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Для сдачи отчетности устанавливается налоговый период и отчетный период.

Отчетный период — для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи, — месяц, два месяца и т.д.; первый квартал, полугодие и 9 месяцев.

Налоговый период — календарный год 2 .

Налоговая база определяется в соответствии с порядком налогового учета доходов и расходов, принятым в Налоговом Кодексе. Установлены особенности определения налоговой базы по отдельным видам доходов и видам деятельности:

  1. — доходов от долевого участия;
  2. — доходов простого товарищества;
  3. — по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств;
  4. — по доверительному управлению имуществом;
  5. — при передаче имущества в уставный капитал (фонд);
  6. — при уступке права требования;
  7. — по операциям с ценными бумагами.

Расчет налога ведется по различным ставкам (0 %, 6%, 15%, 24% - для российских организаций и 10% и 20% — для иностранных организаций не связанных с деятельностью постоянного представительства) в зависимости от вида получаемых доходов. Сумма начисленных налогов уменьшает налогооблагаемую прибыль 3 .

Расчет налоговой базы ведется в целом по организации, включая обособленные подразделения.

Организация налогового учёта в организации начинается с разработки концепции налогового учета организации. Концепция налогового учета представляет собой основные теоретические принципы ведения налогового учета и составления отчетности.

Концепция налогового учета организации включает общие положения по организации системы налогового учета, изложенные в Налоговом Кодексе, и выбранные организацией конкретные формы и способы учета доходов и расходов и порядок признания доходов и расходов.

Концепция налогового учета разрабатывается применительно к хозяйственной деятельности организации и учетной системе. Разработка может осуществляться специалистами со стороны или своими силами

При формировании концепции налогового учета конкретной организации, принимаются допущения об отсутствии отдельных объектов налогообложения, либо выборе определенного варианта налогооблагаемой базы из числа возможных.

Формы и способы ведения налогового учета зависят от:

  1. — форм и методов ведения бухгалтерского учета;
  2. — системы обработки учетных данных и организации информационной системы;
  3. — количества фактов хозяйственной жизни, которые подлежат налоговому учету;
  4. — специфики деятельности организации.

Порядок признания доходов и расходов определяется организацией в соответствии с требованиями налогового Кодекса и выбранными вариантами учета, определяемыми учетной политикой для целей налогообложения.

Разработка системы бухгалтерского и налогового учета взаимосвязана - невозможно поставить налоговый учет, не проведя анализ системы бухгалтерского учета и необходимые корректировки бухгалтерского учета.

Отсутствие регистра в числе предложенных, равно как и отсутствие дополнительных необходимых показателей регистров, а так же описание регистров не могут служить основанием для применения организацией порядка исчисления налоговой базы, не соответствующего правилам, установленным главой 25 НК РФ 4 .

Заключение

Регистры налогового учета представляют собой формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25 Налогового Кодекса без распределения по счетам бухгалтерского учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы обеспечивал непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра; период (дату) составления; измерители операции в натуральном и денежном выражении; наименование хозяйственных операций; подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

При составлении регистров должно быть обеспечено достижение следующих целей:

- минимизация трудозатрат для дальнейшей обработки информации;

- возможность переносить данные налоговых регистров в налоговую декларацию непосредственно или после незначительной обработки;

- возможность проводить последующие проверки правильности переноса данных из регистров бухгалтерского учета.

Отсутствие регистра в числе предложенных, равно как и отсутствие дополнительных необходимых показателей регистров, а так же описание регистров не могут служить основанием для применения организацией порядка исчисления налоговой базы, не соответствующего правилам, установленным главой 25 НК РФ.

Список литературы

  1. Бухгалтерский учёт: Конспект лекций /изд. 4-е, перераб. И дополн./ Составитель В.И.Руденко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  2. Комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации части первой, части второй (постатейный) с практическими комментариями и разъяснениями налоговых органов/ Автор-составитель В.В. Токмаков./ Изд. 8-е, перераб. и доп.- М.: Книжный мир, 2008.
  3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит в условиях рынка. – Москва: Перспектива, 2008.
  4. Четырский Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. – Москва, 2007.

5. Нестеров Г.Г. Налоговый учет и налоговая отчетность :учеб. пособие /Г.Г. Нестеров, А.В. Терзиди.-2-е изд., перераб. И доп. -М.:Эксмо, 2009.-320с.

В преамбуле информационного сообщения указано, что содержащиеся в нем рекомендации устанавливают методологические принципы ведения налогового учета и формирования показателей регистров налогового учета.

Первый шаг, который для этого сделан, в полной мере отвечает данному заявлению, ибо авторы вводят понятия, в дальнейшем используемые при изложении. Отметим, что этим информационное сообщение выгодно отличается от текста НК РФ, посвященного, казалось бы, тем же проблемам. Итак, МНС РФ продекларировало использование пяти основных понятий.

1. Объекты налогового учета, под которыми понимается имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы какого-либо налогового периода. Это определение выглядит очень логичным, исчерпывающе описывает понятие и не вызывает никаких возражений или сомнений.

2. Единицами налогового учета в дальнейшем изложении считаются объекты налогового учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода. Мы были бы склонны усомниться в правомерности такой трактовки понятия "единица учета", однако, в конечном итоге, главное - чтобы понятие, даже парадоксальное, использовалось именно в заявленном смысле. Выполнение этого требования мы постараемся отследить в дальнейшем, а определение просто примем к сведению.

3. Под показателями налогового учета авторы разработки будут понимать перечень характеристик, существенных для объекта учета.

В принципе, свойства (характеристики) объектов учета, имеющие значение именно для налогового учета - это действительно необходимый элемент системы учета. Единственное замечание, которое хотелось бы высказать об этом определении, состоит в том, что показатель - это не перечень характеристик, а, вероятно, все же какая-то конкретная характеристика, определяющая некоторое важное для налогового учета качество объектов учета. Впрочем, данное понятие скорее всего будет использоваться именно в указанном нами смысле, а в определении авторов разработки допущена чисто стилистическая ошибка.

4. Данные налогового учета - информация о том или ином показателе, определяющем объект учета в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. Вот это определение уже явно неудачное. Начнем с того, что при "подстановке" в него предыдущего определения получится "характеристика характеристики". Кроме этого, здесь, строго говоря, требовалось подчеркнуть именно цифровой аспект, то есть то, что данные выражаются в исчисляемых величинах, и именно это позволяет использовать их и в разработочных таблицах, и в иных налоговых документах, с тем, чтобы в дальнейшем группировать полученную информацию в целях получения определенного результата. В том виде, в каком определение предложено, оно с трудом выдерживает критику.

5. И, наконец, аналитическими регистрами налогового учета именуется совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Это определение практически дословно повторяет текст НК РФ, так что его можно было и не приводить. К сожалению, то дополнение, которое введено в определение, только запутывает ситуацию. Следовало бы все-таки более четко определиться, понимаем ли мы под указанными регистрами именно формы, по которым (в которых) ведется учет, или же заполненные данными "готовые к употреблению" документы, или же и то, и другое. Но в любом случае приведенные определения помогут хотя бы изучать положения информационного сообщения без риска превратно понять то, что в них изложено. Этот несомненный плюс в самом деле согласуется со статусом "методологического руководства". Теперь перейдем к общей характеристике системы налогового учета - в том виде, как ее себе представляют разработчики. Заметим, что, как известно, система представляет собой несколько большее, чем совокупность ее частей, ибо в истинной системе появляется качественно новый элемент - взаимосвязи и взаимодействия частей структуры, которые и обеспечивают жизнеспособность и действенность системы в целом.

Разработчики "системы регистров" считают, что "организация системы налогового учета" включает в себя следующие компоненты:

- определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы;

- определение критериев их систематизации в регистрах налогового учета;

- определение порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

При этом авторы информационного сообщения особо подчеркнули, что рекомендованные налоговые регистры как раз содержат тот перечень основных показателей, которые, по мнению МНС России, необходимы для исчисления налоговой базы в соответствии с правилами, предусмотренными действующей редакцией главы 25 НК РФ. Однако целых два раза отмечено, что перечень неполный (не исчерпывающий), поскольку может потребоваться как уточнение отдельных регистров, так и дополнение их количества и тому подобные мероприятия, в том числе и в связи с изменениями нормативной базы - главы 25 НК РФ. И конечно же, при исчислении налоговой базы отсутствие необходимого регистра не является основанием для отступления от положений НК РФ. Но в любом случае мнение налоговых органов об источнике первого из необходимых для организации налогового учета мероприятий совершенно четко определено: это рекомендованные налоговые регистры. В преамбуле информационного сообщения даны отдельные рекомендации по использованию положений этого документа при организации налогового учета. Особо выделен принцип непрерывности отражения в хронологическом порядке тех фактов хозяйственной деятельности, которые влекут за собой или могут повлечь изменение размера налоговой базы. Налогоплательщики самостоятельно устанавливают порядок документооборота, определяют, в какой последовательности выполняются операции по формированию показателей налогового учета. Они же выбирают форму представления данных на бумажных носителях (надо понимать, именно внешнюю форму представления). То есть третье из отмеченных организационных мероприятий "отдано на откуп" предприятиям.

По каким критериям систематизируют совокупность показателей? Очевидно, те из них, которые прямо или косвенно не упомянуты в информационном сообщении, налогоплательщик должен будет напрямую почерпнуть из текста НК РФ. При этом ему следует руководствоваться, в частности, основными принципами организации налогового учета. Два из них (непрерывность и последовательность), непосредственно упомянутые авторами, полностью совпадают с принципами организации бухгалтерского учета, а прочие - настолько глубоко сокрыты в тексте НК РФ, что придется проводить дополнительные изыскания для их обнаружения.

В преамбуле информационного сообщения указано, что содержащиеся в нем рекомендации устанавливают методологические принципы ведения налогового учета и формирования показателей регистров налогового учета.

Первый шаг, который для этого сделан, в полной мере отвечает данному заявлению, ибо авторы вводят понятия, в дальнейшем используемые при изложении. Отметим, что этим информационное сообщение выгодно отличается от текста НК РФ, посвященного, казалось бы, тем же проблемам. Итак, МНС РФ продекларировало использование пяти основных понятий.

1. Объекты налогового учета, под которыми понимается имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы какого-либо налогового периода. Это определение выглядит очень логичным, исчерпывающе описывает понятие и не вызывает никаких возражений или сомнений.

2. Единицами налогового учета в дальнейшем изложении считаются объекты налогового учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода. Мы были бы склонны усомниться в правомерности такой трактовки понятия "единица учета", однако, в конечном итоге, главное - чтобы понятие, даже парадоксальное, использовалось именно в заявленном смысле. Выполнение этого требования мы постараемся отследить в дальнейшем, а определение просто примем к сведению.

3. Под показателями налогового учета авторы разработки будут понимать перечень характеристик, существенных для объекта учета.

В принципе, свойства (характеристики) объектов учета, имеющие значение именно для налогового учета - это действительно необходимый элемент системы учета. Единственное замечание, которое хотелось бы высказать об этом определении, состоит в том, что показатель - это не перечень характеристик, а, вероятно, все же какая-то конкретная характеристика, определяющая некоторое важное для налогового учета качество объектов учета. Впрочем, данное понятие скорее всего будет использоваться именно в указанном нами смысле, а в определении авторов разработки допущена чисто стилистическая ошибка.

4. Данные налогового учета - информация о том или ином показателе, определяющем объект учета в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. Вот это определение уже явно неудачное. Начнем с того, что при "подстановке" в него предыдущего определения получится "характеристика характеристики". Кроме этого, здесь, строго говоря, требовалось подчеркнуть именно цифровой аспект, то есть то, что данные выражаются в исчисляемых величинах, и именно это позволяет использовать их и в разработочных таблицах, и в иных налоговых документах, с тем, чтобы в дальнейшем группировать полученную информацию в целях получения определенного результата. В том виде, в каком определение предложено, оно с трудом выдерживает критику.

5. И, наконец, аналитическими регистрами налогового учета именуется совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Это определение практически дословно повторяет текст НК РФ, так что его можно было и не приводить. К сожалению, то дополнение, которое введено в определение, только запутывает ситуацию. Следовало бы все-таки более четко определиться, понимаем ли мы под указанными регистрами именно формы, по которым (в которых) ведется учет, или же заполненные данными "готовые к употреблению" документы, или же и то, и другое. Но в любом случае приведенные определения помогут хотя бы изучать положения информационного сообщения без риска превратно понять то, что в них изложено. Этот несомненный плюс в самом деле согласуется со статусом "методологического руководства". Теперь перейдем к общей характеристике системы налогового учета - в том виде, как ее себе представляют разработчики. Заметим, что, как известно, система представляет собой несколько большее, чем совокупность ее частей, ибо в истинной системе появляется качественно новый элемент - взаимосвязи и взаимодействия частей структуры, которые и обеспечивают жизнеспособность и действенность системы в целом.

Разработчики "системы регистров" считают, что "организация системы налогового учета" включает в себя следующие компоненты:

- определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы;

- определение критериев их систематизации в регистрах налогового учета;

- определение порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

При этом авторы информационного сообщения особо подчеркнули, что рекомендованные налоговые регистры как раз содержат тот перечень основных показателей, которые, по мнению МНС России, необходимы для исчисления налоговой базы в соответствии с правилами, предусмотренными действующей редакцией главы 25 НК РФ. Однако целых два раза отмечено, что перечень неполный (не исчерпывающий), поскольку может потребоваться как уточнение отдельных регистров, так и дополнение их количества и тому подобные мероприятия, в том числе и в связи с изменениями нормативной базы - главы 25 НК РФ. И конечно же, при исчислении налоговой базы отсутствие необходимого регистра не является основанием для отступления от положений НК РФ. Но в любом случае мнение налоговых органов об источнике первого из необходимых для организации налогового учета мероприятий совершенно четко определено: это рекомендованные налоговые регистры. В преамбуле информационного сообщения даны отдельные рекомендации по использованию положений этого документа при организации налогового учета. Особо выделен принцип непрерывности отражения в хронологическом порядке тех фактов хозяйственной деятельности, которые влекут за собой или могут повлечь изменение размера налоговой базы. Налогоплательщики самостоятельно устанавливают порядок документооборота, определяют, в какой последовательности выполняются операции по формированию показателей налогового учета. Они же выбирают форму представления данных на бумажных носителях (надо понимать, именно внешнюю форму представления). То есть третье из отмеченных организационных мероприятий "отдано на откуп" предприятиям.

По каким критериям систематизируют совокупность показателей? Очевидно, те из них, которые прямо или косвенно не упомянуты в информационном сообщении, налогоплательщик должен будет напрямую почерпнуть из текста НК РФ. При этом ему следует руководствоваться, в частности, основными принципами организации налогового учета. Два из них (непрерывность и последовательность), непосредственно упомянутые авторами, полностью совпадают с принципами организации бухгалтерского учета, а прочие - настолько глубоко сокрыты в тексте НК РФ, что придется проводить дополнительные изыскания для их обнаружения.

Читайте также: