Теория налога как регулятора экономики

Опубликовано: 26.04.2024

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП).

Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

«Встроенный» (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, работающий в режиме саморегулирования и позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, в том числе страхование по безработице и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности. Действие «встроенных стабилизаторов» объясняется следующим образом. В фазе циклического подъема налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается. В период же циклического спада налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада.

Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способов его финансирования, в качестве которых могут использоваться: увеличение налоговых поступлений в госбюджет, выпуск займов, денежная эмиссия.

Если дефицит госбюджета финансируется за счет выпуска государственных займов, то это ведет к росту рыночной ставки банковского процента. А рост последней приводит к удорожанию кредитов и к уменьшению объема инвестиций, что снижает стимулирующий эффект фискальной политики.

В случае финансирования дефицита госбюджета за счет денежной эмиссии государство получает особый доход (доход от печатания денег), который называется сеньораж. Сеньораж возникает при превышении прироста денежной массы над приростом реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате этого все экономические агенты платят своеобразный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через механизм повышения цен.

Однако, следует отметить, что встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

Дискреционная фискальная политика в зависимости от фазы экономического цикла может быть стимулирующей или сдерживающей.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной денежно-кредитной политикой Центрального (Национального) банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более продолжительном периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создаёт предпосылки для разрушения экономического потенциала.

Стабилизационное воздействие налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.

Мультипликатор государственных расходов (МРг) рассчитывается по формуле:


,

где МРС – предельная склонность к потреблению.

Он показывает приращение ВВП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг.

При значительном уровне безработицы государство проводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и к росту совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения. В результате повышается реальный ВВП. Низкие налоги также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских инвестиций. Это способствует повышению нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.

Мультипликатор чистых налогов – это отношение величины изменения совокупного спроса к величине заданного изменения реальных чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле:

МР налогов = МРг – 1.

Если в эту формулу подставить значение мультипликатора расходов, то получится:

МР налогов = МРС (1 – МРС).

Налоги по сравнению с государственными расходами в меньшей степени воздействуют на изменение национального продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению. Это объясняется тем, что государственные расходы являются составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только на потребление – одну из переменных совокупных расходов. Кроме того, если каждая денежная единица, использованная на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на прирост ВВП, то при сокращении налогов только одна часть доходов семейных хозяйств идет на рост потребления, поскольку другая часть уходит на сбережения.

Выбор правительством форм и методов стабилизационной фискальной политики зависит и от используемой концептуальной модели государственного регулирования. В теории и практике государств с рыночной экономикой выделяются две концептуальные модели – неокейнсианская и неоклассическая.

Неокейнсианская модель государственного регулирования экономики базируется на теории Дж. Кейнса. Он придавал особое значение недискреционной бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис. Встроенная стабильность возникает вследствие существования функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. Так, величина собираемого чистого налога варьирует пропорционально величине чистого национального продукта (ЧНП). Следовательно, по мере изменения уровня ЧНП возможны автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и профицитов.

Антиинфляционный эффект заключается в том, что по мере роста ЧНП растут доходы производителей и происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге вызывает понижение ЧНП и занятости. Следствием этого является замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию профицита.

Неоклассическая модель налогового регулирования основывается на теории «экономики предложения», в которой одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого используется бюджетная концепция А. Лаффера, где главной переменной величиной являются предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то ликвидируются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение предельных налоговых ставок вызывает противоположный эффект.

Таким образом, неокейнсианцы строят механизм налогового регулирования на основе изменений уровня налогов как средства проведения антициклической политики, снижения их в периоды спада экономики, повышения в годы оживления и подъема с целью сдерживания деловой активности, а неоклассики – на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.

date image
2015-02-15 views image
3489

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налоговая теория представляет собой систему научных знаний о сущности и природе налогов, их роли в обществе, а, следовательно, налоговая теория является моделью построения налоговой системы государства с различной степенью обобщения.

I. Общие теории налогообложения.
Исследуют только вопросы о природе налогов в целом.

Теория обмена (средние века) Основана на возмездном характере налогооб-ия. Суть теории заключается в том, что через налог граждане покупают у гос-ва услуги по охране от нападения из вне, поддержанию порядка и т.д.

Атомистическая теория (эпоха Просвещения; Монтескье, Гоббс, Вольтер, Мирабо).

Разновидность теории обмена, поэтому налог рассматривается как результат договора между государством и гражданами. Таким образом, сохраняется возмездность налога, но привносится юридический аспект оформления сделки;

Теория наслаждения (Симонд де Сисмонди ) первая половина XIX века;

Теория налога представлена как теория наслаждения, согласно которой налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от общества наслаждения. При помощи налогов гражданин покупает наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности и т.д.

Теория налога как страховой премии (1-ая пол. 19 в.: Дж. Мак-куллох, А. Тьер)

Налоги – это страховой платеж, который уплачивается подданными гос-ва на случай наступления какого-либо риска. Налог-щики, являясь коммерсантами, в зависимости от величины своих доходов страхуют свою собственность на случай от войны, пожара, кражи и т.д. Однако в отличие от истинного страхования налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а для того, чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению обороны и правопорядка.

Классическая теория (А. Смит, Д. Рикардо) (вторая половина XVIII века;

А.Смит считал, что гос-во управляет имуществом неэффективно. Предприятия нужно передавать в частные руки, а гос-ву жить за счет налогов. Он предлагал разделить налоги на центральные и местные.

Кейнсианская теория первая треть XX века, Кейнс

Состоит в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики. Экон-кий рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости, но этого невозможно достичь. В таких условиях большие сбережения мешают экон-му росту, т.к. они не вкладываются в производство и представляют пассивный источник дохода. Чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения следует изымать с помощью налогов.

Монетаристская теория (Фридман) (середина XX века; Фридман).

По этой теории управление экономикой осуществляется через упр-ние денежной массой. (Лишние деньги приводят к инфляции, а недостаток денег – к кризису неплатежей). В частности, через налоги изымается излишнее количество денег.

Теория экономики предложения (М. Бернс, А. Лаффер) 80-е гг. XX века;

Кривая Лаффера – налоговый гнет не должен превышать 40 %. Теория рассматривает налоги в качестве одного из факторов экон-го развития и регулирования. Высокое налог-ние отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых платежей. Поэтому в рамках теории предлагается снизить ставки налогообл-ия и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приведет к бурному экон-му росту.

II. Частные теории налогообложения.

Занимаются формированием сбалансированной, справедливой системы налогообложения.

Теория соотношения прямого и косвенного налогообл-ия

В ранние периоды развития европейской цивил-ции установление прямого и косвенного налогообл-ия зависело от полит-го развития общества. Косвенные налоги считались более обриминительными и негативно влияющими на положение народа, поскольку увеличивали стоимость товара. Вторая позиция, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного обложения. Посредством косв-ных налогов предлагалось установить равномерное налогообл-ие. Дворянство не платило налогов. Поэтому сторонники идеи косв-го налог-ия стремились заставить их платить путем установления налога на их расходы. Косв-ные налоги рассматривались как средство по устранению равенства в обложении.




Теория единого налога

Единый налог – это единственный налог на один определенный объект налогообл-ия. В качестве единого объекта налогообл-ия выступали: земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др.

Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения

Налоговые ставки д.б. установлены к доходу налогоплательщика независимо от его величины. Данное положение всегда находило поддержку среди имущих классов и обосновывалось принципами равенства и справедливости. Ставки обложения налогом увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика. Приверженцами пропорционального налогообложения являлись обеспеченные слои населения, прогрессивного – малообеспеченные;

4) теория переложения налогов (середина XVII века).

Исследует распределение налогового бремени в процессе производства, обмена и потребления. Считалось, что переложение возникает только в процессе обмена, а поэтому справедливость распределения налогового бремени зависит от эластичности спроса и предложения и от форм налогообложения.

Таким образом, при формировании справедливой налоговой системы, необходимо применять те налоги, которые зависят от доходов различных категорий населения.

Общая характеристика и основные отличительные признаки распространенных налоговых теорий: обмена, атомистическая, жертвы и наслаждения, налога как страховой премии, классическая, кейнсианская, монетаристская, предложения и коллективных потребностей.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.10.2012
Размер файла 12,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Общие теории налогов

теория налог атомистический кейнсианский

1) Теория обмена

Одной из самых первых общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупалась военная и юридическая защита, как будто между королем и подданными действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений. (Средневековье)

2) Атомистическая теория

Конечный вид договора, по которому клиент платит за услуги. Налоги являются к уплате обязательно всем. В замен можно получить одни преимущества, за счёт других ваших ценностей, но такая сделка никогда не являлось по своей воле, в большинстве случае не справедлива. (эпоха Просвещения, Монтескье, Гоббс, Вольтер, Мирабо).

3) Теория жертвы и наслаждения (первая половина XIX века; Ж. Симонд де Сисмонди).

Налог является одновременно и жертвой, и наслаждением. Основатель этой теории швейцарский экономист Ж. Сисмонд де Сисмонди писал: «При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения безопасности личности и собственности. Наслаждения доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное просвещение, благодаря которому дети получают воспитание, а у взрослых развивается религиозное чувство, опять-таки наслаждение. В дополнение ко всем другим наслаждением служит национальная защита, обеспечивающая каждому участие в выгодах, доставляемых общественным порядком».

4) Теория налога как страховой премии (первая половина XIX века; МакКухолл, Тьер).

Рассматривает налоги в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска. В таком аспекте налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т.д. Или, согласно иному подходу к этой теории, налогоплательщик выступает как член страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу.

5) классическая теория (вторая половина XVIII века; Смит).

Налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти». При этом какая-либо другая роль (например, регулирование экономики) налогам не отводится, а пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.

6) Кейнсианская теория (первая треть XX века).

Налоги рассматриваются как инструмент экономического воздействия на реальный сектор экономики, при этом, цель такого инструмента - регулирование инвестиционных потоков, а также структуры национальной экономики. Однако Кейнс считал, что регулировать посредством налогов необходимо пассивные сбережения граждан;

7) Монетаристская теория (середина XX века; Фридман).

Аналогично Кейнсу рассматривает налоги как регулятор экономики, но считает, что через налоги должно регулироваться денежное обращение;

8) Экономика предложения (80-е гг. XX века; Лаффер, Бернс, Стейн).

Рассматривают налоги как фактор регулирования экономики, но этот регулятор - возможность управления деловой активностью налогоплательщиков.

9) Теория коллективных потребностей (Э. Селигмана) - Согласно этой теории государство должно выполнять экономические функции, покрытием которых призваны служить налоги. При этом налоги не являются убытком общества, а носят характер платы за общественные неделимые услуги.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Налоги как страховой платеж, уплачиваемый гражданами государству. Отсутствие возмездности отношений государства и плательщика. Отсутствие возможности получить компенсации плательщику от государства. Формирование теории налога как теории наслаждения.

презентация [85,3 K], добавлен 10.04.2016

Экономическая сущность налогов. Теория обмена, страхования, наслаждения, общественных потребностей, экономики предложения. Сущность фискальной, регулирующей, воспроизводственной, контрольной и социальной функции. Пример определения рентабельности изделия.

контрольная работа [23,1 K], добавлен 21.03.2014

Общие и частные налоговые теории. Теория налога как страховой премии. Представители классической политической экономии. Невмешательство государства в экономику. Монетаризм и теория экономики предложения. Теория соотношения прямого и косвенного обложения.

презентация [697,7 K], добавлен 28.09.2015

Понятие, сущность, признаки, классификация и основные причины возникновения налоговых правонарушений, их отличия от налоговых преступлений. Анализ статистики налоговых правонарушений в РФ, а также практическое изображение наиболее распространенных из них.

курсовая работа [44,6 K], добавлен 02.06.2010

Общие условия применения налоговых льгот. Характерные признаки налогоплательщиков. Порядок исчисления налога на прибыль. Главные особенности налогообложения жилищно-коммунальных хозяйств. Основания полного освобождения от уплаты налога на имущество.

практическая работа [24,4 K], добавлен 21.09.2013

История развития теоретических представлений о роли и функциях налогов. Основные направления в теории налогообложения. Экономическое содержание налогов. Функциональная сторона налогообложения. Состав, содержание, функции и отличительные признаки налогов.

курсовая работа [43,7 K], добавлен 07.10.2009

Сущность и значение налогов, их необходимость и обоснованность, объект и принципы налогообложения с точки зрения научных теорий. Сравнительная характеристика теории обмена, атомистической теории, экономических взглядов А. Смита, У. Петти и других ученых.

курсовая работа [58,7 K], добавлен 31.01.2011

Налоговые теории представляют собой свод научных знаний о самой природе и сути налогов, об их роли и значении, как в социально-экономической, так и в политической жизни общества.

Основные теории налогов начали формироваться еще в XVII веке в виде научных концепций. Основоположником же самой теории налогообложения принято считать Адама Смита.

Существует 2 вида теорий налогов:

  1. общие – сюда относятся теории, которые отражают суть налогообложения в целом;
  2. частные – представлены теориями, которые раскрывают отдельные вопросы налогообложения.

Общие теории налогов

Общие теории налогов включают в себя:

  • Теория обмена - граждане «приобретают» у государства различные общественные блага, товары (здравоохранение, образование, поддержание порядка и т.д.). взамен, они отдают государству часть дохода в виде налогов.
  • Атомистическая теория. Является разновидностью предыдущей теории. В этой теории налог предстает в виде результата по договору между гражданами страны и государством. По этому договору государство предоставляет гражданам определенные блага (здравоохранение, охрана и т.д.). За это граждане вносят определенную плату в виде налога. Представители: Себастьян де Вобан; Ш. Монтескье;Т.Гоббс; Вольтер; О.Мирабо.
  • Теория наслаждения. Говорит о том, что налог – это плата, государству за получаемые наслаждения, предоставляемые обществом. Представители: Ж. Си- монд де Сисмонди.
  • Теория налога, как «страховой премии». Данная теория говорит о том, что налог является платежом на случай наступления какого-либо риска. Представители: А.Тьер; Дж. Мак- Куллох.
  • Классическая теория. Налоги – это основной вид доходов государства. Они должны финансировать расходы государства, покрывая затраты на содержание правительства. Представители: А. Смит, Д. Рикардо.
  • Кейнсианская теория. Налоги являются важнейшим рычагом управления и регулирования экономических процессов в государстве. Представители: Дж.Кейнс и его последователи А. Хансен; Р. Харрод.
  • Теория монетаризмаГоворит о том, что налоги являются одним из инструментов воздействия на денежное обращение. Представитель М. Фридмен.
  • Теория экономики предложения. Если государство установит высокое налогообложение в стране, то это непременно приведет к снижению предпринимательской и инвестиционной деятельности, что, в свою очередь, снизит величину налоговых поступлений. И наоборот. Представители: М. Бернс; Г. Стайн;А. Лэффером.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Основные теории налогообложения 460 руб.
  • Реферат Основные теории налогообложения 220 руб.
  • Контрольная работа Основные теории налогообложения 230 руб.

Частные теории налогообложения

Частные теории налогообложения включают в себя:

  • Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения. При построении налоговой системы важно наличие оптимального соотношения между косвенными и прямыми налогами.
  • Теория единого налога. Суть этой теории заключается в следующем: поскольку единственным источником налогов является доход, то, гораздо целесообразнее ввести один единый налог, а не множество отдельных налогов. Представители: Генри Джордж.
  • Теория соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения. Пропорциональное налогообложение предполагает снижение налогового бремени по мере того, как возрастает объект налогообложения; Прогрессивное же налогообложение наоборот, основано на увеличении налоговой нагрузки по мере того, как возрастают доходы и имущественное состояние налогоплательщика. Представители: А. Смита; Ж.Руссо; Ж.Сэя; К.Маркс; Ф. Энгельс.
  • Теория переложения налогов. Эта теория говорит о том, что при перераспределении налогов важно учитывать формы налогообложения, а также эластичность спроса и предложения. Представители: Дж. Локк; Э.Селигмен; Эн. Аткинсон; Дж.Стиглиц; Р. Масгрейв.

Как было установлено выше, в экономическом смысле налог представ­ляет собой особую разновидность денежного (реже натурального) отно­шения. В этом смысле налог и есть само налоговое отношение. Между тем в литературе (даже в экономической) налог обычно характеризуют в каче­стве денежного платежа, т. е. в его материальном значении. Специально­го и комплексного исследования налоговых отношений как особой разно­видности экономических отношений до настоящего времени не проведено.

В числе признаков налоговых отношений в экономической литературе обычно упоминают следующие: 1) эти отношения выступают разновиднос­тью финансовых отношений; 2) носят распределительный характер; 3) яв­ляются денежными отношениями. Некоторые авторы упоминают, что нало­говые отношения связаны с существованием государства. Однако, как уже отмечалось, данный признак не относится к числу бесспорных и существует мнение, согласно которому налоговые отношения, будучи непосредственным порождением экономики, появились до возникновения государствен­ности. О неосновательности такого рода суждения было сказано выше.

То обстоятельство, что налоговые отношения представляют собой разно­видность финансовых, вообще-то говоря достаточно очевидно. Поэтому харак­теристика налоговых отношений во многом упирается в соотношение катего­рий «налоги» и «финансы», исходя из того, что это соотношение частного с общим. Однако проблема состоит в том, что вопрос о финансах и финансовых отношениях - это одни из самых запутанных и спорных вопросов экономичес­кой теории. Как иронически заметил Э. А. Вознесенский, если обратиться кспе-циальной экономической литературе, то можно обнаружить, что дискуссион­ными являются практически все основополагающие вопросы теории 1 .

Так, если говорить о круге охватываемых понятием «финансы» эконо­мических институтов, то существует несколько точек зрения. Применитель­но к ним с некоторой долей условности можно выделить три значения фи­нансов: в расширенном, в широком и узком смыслах.

В своем расширенном значении понятием финансы охватываются по существу все денежные средства, обращающиеся в обществе. Согласно этой точки зрения существует три звена финансов: а) государственные финансы; б) финансы предприятий, организаций, учреждений (децентра­лизованные финансы); в) финансы населения 2 . В результате финансы отож­дествляются деньгами, а финансовые отношения - с денежными.

Соответственно этому возникло деление финансов на государственные (публичные) и частные, к которым в материальном смысле относятся де­нежные средства негосударственных юридических лиц, а также граждан.

По мнению П. Годме, отличие между государственными и частными финансами заключается в следующем:

а) государство может в принудительном порядке обеспечить свои до­ходы посредством системы налогового обложения. Вместе с том отсут­ствует принудительное исполнение в отношении самого государства. Что
же касается частных лиц, то положение здесь обратное: они не могут в при­нудительном порядке обеспечит свои доходы и, следовательно, могут ока­заться не в состоянии выполнить свои обязательства;

б) государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством, тогда как эта денежная систем не зависит от воли частных собственников, распоряжа­
ющихся своими финансами;

в) частные финансы ориентированы на получение прибыли. Государ­ственные финансы, наоборот, - это средства осуществления так называе­мого общего интереса;

г) размеры государственных финансов намного больше, чем размеры частных финансов, которыми распоряжаются отдельные лица.

В. Право собственности и принудительное взыскание пени. Взыскание пени, начисленных на сумму неуплаченного в установлен­ный срок налога, производится в том же порядке, что взыскание самой недоимки. Причем, погашение налоговой задолженности, в состав кото­рой Налоговый кодекс включает недоимки, пени и штрафы, начинается именно с уплаты (взимания) пени <ст. 33 НК).

Взыскание пени в том же порядке, что и недоимки, означает, что пени в налоговых правоотношениях перестает рассматриваться в качестве нало­говой санкции, т. е. вида наказания за противоправные действия налого­плательщика, выразившиеся в ненадлежащем исполнении налогового обя­зательства.

Но тогда возникает вопрос, если пеня не выступает в качестве вида на­логовой санкции, то чем же тогда она является?

По мнению И. И. Воронцова, пеня, являвшаяся ранее одним из видов налоговых санкций, перестала быть мерой налоговой ответственности, утратила карательный характер и трансформировалась в способ обеспе­чения обязанности по уплате налога 1 .

Такое объяснение вряд ли можно считать исчерпывающим. Дело в том, что штрафные санкции также рассматриваются в качестве меры обеспечения ис­полнения обязательства. Например, в соответствии с Граждански кодексом неустойка, разновидностями которой выступает как штраф, так и пени, высту­пает и способом исполнения обязательства, и мерой имущественной ответ­ственности за его неисполнение 2 . То есть будучи налоговой санкцией, пени в то же время выступает в качестве меры обеспечения обязанности по уплате налога. Лишение пени функции налоговой санкции не выступило актом ее пре­вращения в меру обеспечения исполнения налогового обязательства.

Очевидно, пени в настоящее время следует рассматривать как способ возмещения убытка, причиненного государству а результате несвоевре­менной уплаты налога, имея в виду то обстоятельства, что сама по себе просрочка в уплате налога может не формировать состава налогового пра­вонарушения, влекущего применение наказания в виде налоговой санкции. Однако, в каком бы качестве мы не рассматривали пени, это не меняет нашего отношения к бесспорному способу ее взыскания. Взыскание пени, как и самой недоимки, означает принудительное лишение субъекта его собственности. Поэтому в соответствии со статьей 26 Конституции Рес­публики Казахстан взыскание пени, начисленной за несвоевременную уп­лату налога, должно производится в судебном порядке.

2. ТЕОРИИ НАЛОГА КАК РЕГУЛЯТОРА ЭКОНОМИКИ

Распространенной концепцией является теория налога как регулято­ра экономики. Для данной теории сущностным моментом налогов высту­пает не то обстоятельство, что они выступают доходом государства либо некой платой за услуги, которые государство оказывает обществу, а воз­можности использования налога как средства воздействия на экономичес­кое развитие страны.

Эта теория имеет множество своих разновидностей, последователей и апологетов.

Наиболее распространенной является комплексная теория встроенного бюджетного регулятора, получившая по имени своего основателя Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) название «кейнсианская теория» и развитая его последователями (А. Хансен - в США, Дж. Робинсон - в Великобритании, X. Халлер и Ф. Ноймарк - в ФРГ и другие) под общим наименованием «нео-кейнсианство». Смыслом этой теории является то положение, что в современных условиях внутренние возможности экономики по саморегулированию весьма ограничены. Обострение проблемы реализации товаров, рост безра- -| ботицы, нарастание избытка капитала происходит вследствие колебаний в «эффективном спросе» населения. Недостаток потребительского спроса вы­зывается действием «основного психологического закона», в соответствии с которым люди «склонны к сбережению». Это ведет к падению спроса на про­изводимые товары, что в свою очередь влечет сокращение их производства. Для ликвидации этих негативных последствий государство должно активно регулировать экономические процессы в первую очередь посредством уве­личения или, напротив, уменьшения ставок налогов и предоставления нало­говых льгот, что приведет к возрастанию платежеспособного спроса населе­ния и устранения тем самым дисбаланса между этим спросом и объемом производства. Государство должно восполнять недостающий платежеспособ­ный спрос путем увеличения своих расходов за счет налогов, а также стиму­лировать различными средствами рост инвестиций частного сектора. В ус­ловиях подъема экономики рекомендуется увеличивать налоги, изымая излишние деньги из обращения и оберегая тем самым экономику от «пере­грева», вызванного быстрыми темпами роста производства, что влечет кри­зис перепроизводства товаров. При кризисной ситуации, напротив, необхо­димо уменьшать налоговое бремя, повышая тем самым платежеспособный спрос населения и увеличивая инвестиционные возможности предпринима­телей, что все вместе стимулирует производство. Государственный спрос, обеспеченный налогами и государственными займами, должен, по мнению Дж. Кейнса, мультиплицировать (умножать) производство, обмен и занятость. Им предложена формула: «сбережения + налоги = инвестиции + государствен­ные расходы» 1 . В результате налоги играют роль встроенного в бюджет авто­матического стабилизатора. Данная теория ориентирует государство на ак­тивное регулирование экономических (в первую очередь, финансовых) отношений на основе управления совокупным спросом и обеспечения ста­бильности процессов экономического производства, Рекомендации этой те­ории были довольно успешно использованы президентом США Фр. Д. Руз­вельтом для нейтрализации последствий «великой депрессии», а также в послевоенный период.

Концептуальный смысл этой теории выражается формулой «сильное государство, активно использующее налоги как средство воздействия на экономику, - сильная и развивающаяся экономика».

Еще больше значения как фактору воздействия на экономическое раз­витие придает налогам, правда, с позиций необходимости их сокращения, бюджетная концепция американского ученого А. Лэффера, получившая название теории экономики предложения. Согласно этой теории высо­кий уровень налогообложения отрицательно сказывается на развитии про-

изводства, подавляя предпринимательскую активность и лишая предпри­нимателей тех денежных средств, которые они могли бы вложить в произ­водство. Рост налогового бремени приводит к увеличению государствен­ных доходов до определенного предела, переступив это предел налоги начинают душить экономику, что приводит к уменьшению налоговой базы и соответственно к сокращению общего объема налоговых поступлений государству (так называемая кривая Лэффера). «фундаментальная идея, лежащая в основе кривой, - пишет Лэффер, - заключается в том, что чем выше предельные налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от них. Люди работают не для того, чтобы платить налоги. Чистый, за вычетом налогов, доход определя­ет, работает ли данный человек или сидит на пляже» 1 . Поэтому предлага­ется снизить как количество налогов, так и налоговые ставки по оставшимся (т. е. снизить налоговое бремя на экономику). Экономика ответит на это своим ростом, т. е. увеличением налоговой базы (ростом числа налогопла­тельщиков и возрастанием их налогооблагаемого дохода), что в свою оче­редь приведет к возрастанию общего объема налоговых поступлений.

Концептуальный смысл этой теории выражается формулой: «Мало на­логов - много экономики».

Одновременно в печати появляются теоретические рассуждения в том духе, что рост экономики зависит не только уровня налогообложения, а от множе­ства самых разнообразных факторов, и что еще никто не доказал и ни одна стра­на не продемонстрировала, что само по себе снижение налогов послужило единственной и непосредственной причиной экономического роста.

Особой разновидностью теорий «налоги - регулятор экономики» высту­пает носящая социальный оттенок теория «налоги - средство уравнения доходов», родоначальником которой был французский экономист Э. де Жи­рарден (1806-1880), который вообще-то придерживался теории «налога как страхового платежа», о чем уже говорилось.

Эта теория имела большую популярность в конце XIX - начале XX веков, главным образом, в социал-демократических кругах. В более поздние вре­мена ее пропагандировали Р. Тибольд, Дж. Гэлбрейт, С. Кузнец, Д. Пичлер (США), А. Илерсик, Г. Коул, К. Кросланд (Великобритания), Г. Шмольдерс, К. Флах (ФРГ), М. Клюзо, Ж. Фурастье (Франция). Согласно этой теории с помощью прямых налогов (подоходного налога, налогов с наследства и дарений) и посредством применения прогрессивной шкалы налогообло­жения государство может ликвидировать имущественное неравенство чле­нов общества. Богатые с помощью высоких налоговых ставок станут ме­нее богатыми, а бедные благодаря налоговым льготам станут менее бедными. Используя «экспроприирующую роль» налогов и трансфертные платежи из бюджета, государство перераспределяет национальный доход общества от богатых к бедным, уравнивая тем самым их личные доходы.

При этом все-таки утверждается, что налогообложение предпринимате­лей не должно быть высоким, так как исчезнет стимул к расширению про­изводства.

В странах Северной Европы (Дании, Норвегии, Финляндии и особенно Швеции) эта теория была трансформирована в так называемую доктрину солидарности. Согласно этой доктрины взрослые должны помогать де­тям, здоровые - больным, горожане - сельским жителям, работающие -безработным, богатые - бедным. В конечном счете возникнет общество всеобщего благосостояния, «народный дом». Система социальных гаран­тий, составляющая суть такого общества, может существовать и развивать­ся только за счет налогов и эффективно функционирующего государствен­ного контроля за их сбором и уплатой. Это предопределяет сравнительно высокий уровень налогообложения в указанных странах.

Данная теория нашла свое довольно широкое практическое примене­ние. Во всяком случае, взимание подоходного налога по прогрессивной шкале ныне внедрено почти во всех странах мира. Однако, надежды, что посредством этого механизма будут уравнены доходы членов общества, явно не оправдались - богатые остались богатыми, бедные - бедными. Тем не менее прогрессивное налогообложение применяется повсеместно, но используется оно уже в качестве реализации принципа «справедливого налогообложения» и для увеличения налоговых поступлений в доход госу­дарства. С богатого можно взять больше, чем с бедного. Но делается это не во имя уравнивания их имущественного положения, а для увеличения денежных поступления в казну.

Читайте также: