Обследование фнс что это

Опубликовано: 26.04.2024

В большинстве случаев выездная налоговая проверка становится неприятным сюрпризом для организаций и предпринимателей. Проверяющие органы тщательно рассматривают учетную политику компаний, анализируют полноту налоговых начислений и их своевременность уплаты.

По полученным результатам ФНС предоставляет акт налоговой проверки, в котором могут быть отражены налоговые доначисления, штрафы, пени, предоставлены рекомендации для устранения текущих ошибок.

Что такое выездная налоговая проверка

Основная цель работы коммерческих структур – получение прибыли. При этом, пополнение государственного бюджета в виде уплаты налогов и прочих платежей по итогам деятельности – обязанность компаний и предпринимателей. Уклонение от действующих правил, включая сокрытие прибыли, занижение налогооблагаемой базы, применение необоснованных расходов чревато административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственностью.

В целях контроля за полнотой уплаты налогов, ФНС в отношении плательщиков периодически проводит проверки. Анализ деятельности компаний может осуществляться в рамках камеральной или выездной налоговых проверок. Камеральная совершается на основании предоставленных хозяйственным субъектом данных, например, при предоставлении налоговой декларации. При выявлении несоответствий или возникновении иных вопросов инспекторы вправе запросить дополнительные пояснения.

Выездная налоговая проверка, в отличие от камеральной, охватывает все направления учета организации или предпринимателя.

Анализируется полнота и своевременность уплаты бюджетных платежей хозяйственного субъекта, которые он обязан начислять в соответствии с действующим законодательством.

С точки зрения налоговой инспекции, выездная проверка – достаточно трудоемкое мероприятие. Проконтролировать работу всех действующих коммерческих структур практически невозможно. Посещение организаций и ИП осуществляется выборочно на основании заранее составленного плана проверок или при обнаружении мотивирующих факторов. При формировании плана анализируется финансовое состояние объектов проверки, принимаются во внимание следующие обстоятельства:

  • низкий уровень начисленных налогов по отношению к денежным оборотам плательщика;
  • наличие убытков на протяжении нескольких лет;
  • превышение расходов над доходами;
  • незначительный уровень рентабельности;
  • величина средней заработной платы не соответствует среднеотраслевому уровню;
  • неправомерное использование налоговых вычетов.

Узнать заранее о предстоящем визите налоговых инспекторов невозможно. План проверок является закрытым. Однако некоторые факторы могут косвенно указывать, что организация или ИП попали под пристальное внимание налоговых органов. Проверка возможна при наличии следующих событий:

  1. ФНС запросила у банков расширенную выписку о поступлениях и расходах за последние несколько лет.
  2. Проводится встречная проверка одного или нескольких контрагентов. У покупателей или поставщиков запрашиваются данные о взаимоотношениях с проверяемой фирмой.

Все указанные признаки следует рассматривать лишь как косвенные, наличие которых не позволяет утверждать с абсолютной уверенностью о предстоящих визитах налоговиков. При этом, уровень риска значительно увеличивается. Поэтому руководству не будет лишним предпринять дополнительные меры для успешного прохождения проверки, среди которых проверка первичных документов, анализ обоснованности расходов и прочие.

Сроки проведения

Выездная налоговая проверка, как правило, проводится на территории проверяемого субъекта. При невозможности предоставить помещение запланированные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа.

Обычный срок проведения проверки не может превышать 2- месяцев с момента вынесения решения. Но в некоторых случаях этот период может быть продлен от 4-х до 6 месяцев, в том числе:

  • при обнаружении инспекцией дополнительных факторов нарушения налогового законодательства;
  • непредоставление всех требуемых документов в установленные сроки;
  • наличие непредвиденных обстоятельств, в том числе наступление чрезвычайных происшествий.

В ходе проведения мероприятий допускается приостановка проверки до 6 месяцев. При этом причины для подобных действий должны быть обоснованы, например:

  • требуется получение информации от иностранных госорганов в рамках международных отношений;
  • возникает необходимость проведения экспертизы;
  • полученные от проверяемого субъекта документы необходимо перевести на русский язык.

Датой окончания выездной проверки считается составление инспекторами ФНС соответствующей справки. На основании проведенных работ налогоплательщику предоставляется соответствующее итоговое заключение – акт о проведении выездной налоговой проверки.

Процедура проведения

02.jpg

Выездная проверка начинается со дня вынесения решения. Согласно действующему законодательству, инспекция не обязана предупреждать налогоплательщика заранее о планируемых действиях. Уведомление о проверке вручается любым удобным способом – лично, по телефону, через ТКС или направляется почтой.

После получения уведомления налогоплательщику предоставляется 10 дней для сбора документации на проверку и передачи инспекторам ФНС. Если объем собираемых документов достаточно значителен, допускается подать ходатайство о продлении сроков. В течение 2-х дней налоговая должна вынести решение по этому поводу. Однако в таких ситуациях инспекторы поступают по собственному усмотрению. В просьбе может быть и отказано.

Объектом выездной налоговой проверки становится правильность начисления налогов, страховых взносов. Прочие дела организации или предпринимателя, не связанные с налогообложением, инспекторов ФНС не должны интересовать, за исключением следующих ситуаций:

  • проверяемый субъект работает в сфере региональных инвестиционных проектов;
  • налогоплательщик использует специальный режим налогообложения, право на применение которого потребуется доказать.

Проведение выездной налоговой проверки сопровождается рядом ограничений, среди которых:

  • глубина проверки не может превышать 3-х предыдущих отчетных периодов;
  • проверка проводится не чаще 2-х раз в год, повторная проверка одних и тех же документов не допускается;
  • мероприятия проводятся по адресу фактического местонахождения плательщика или на территории налоговой инспекции.

Действия инспекторов в рамках выездной проверки допускают проведение следующих процедур:

  1. Осмотр помещений налогоплательщика вне зависимости от места их нахождения. Речь идет о складских, офисных, торговых и прочих площадях.
  2. Запрос документации, необходимой для проверки деятельности проверяемого лица. Первоначальный пакет документов для получения информации инспекторы запрашивают вначале проверки. Далее дополнительные требования о предоставлении пояснений поступают по мере необходимости.
  3. Инвентаризация активов компании. Проводится обследование имеющихся у субъекта и используемых в предпринимательской деятельности материальных ценностей.
  4. Опросы свидетелей. В качестве вызываемых могут привлекаться наемные работники проверяемого лица. Также инспекторы вправе обратиться за получением нужной информации к прочим свидетелям.
  5. Проведение экспертизы и получение экспертного заключения. Сторонние специалисты могут привлекаться к оценке текущей ситуации дополнительно на договорной основе.
  6. Привлечение переводчика. При необходимости налоговики вправе воспользоваться услугами переводчиков для получения полной картины о состоянии финансовых дел проверяемого лица.
  7. Выемка документов. Изъятые документы служат доказательством об обнаруженном налоговом правонарушении.

В рамках проведения выездной налоговой проверки инспекторы стремятся полную информацию в следующих вопросах:

  • соблюдение норм законодательства при регистрации проверяемого лица;
  • проверяются документы учета в целях сверки реальной налогооблагаемой базы с заявленной;
  • анализируется полнота и своевременность уплаты налогов и взносов;
  • фиксируются выявленные в ходе проверки ошибки, неточности и искажения, влияющие на правильность исчисления налогов.

Помимо выявления обычных арифметических ошибок в расчетах, налоговые инспекторы уделяют внимание соответствию заполнения документов с требованиями законодательства. Отсутствие каких-либо обязательных реквизитов может стать основанием для признания имеющейся информации как неподтвержденной, что может негативно отразиться на налогооблагаемой базе.

Формирование акта по итогам выездной налоговой проверки

Акт выездной налоговой проверки является итоговым документом, составленным на основании проведенных инспекторами ФНС мероприятий. В нем отражаются результаты проверки, в числе которых выделяются выявленные налоговые нарушения. Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев какие-либо ошибки в учете обнаруживаются, в акте прописываются суммы доначислений и штрафов.

Сразу после завершения проверки инспекторы выдают проверяемому лицу справку о завершении работы. Итоговый акт предоставляется налогоплательщику не позднее 2-х месяцев с момента окончания мероприятий.

После формирования акт о проведении выездной проверки вручается налогоплательщику под расписку. При уклонении от получения документ отправляется по почте. Вносить изменения в акт после его вручения в одностороннем порядке не допускается. Однако по согласованию с проверяемым лицом могут быть внесены технические корректировки.

Содержание акта

Акт выездной налоговой проверки содержит описание проверяемых объектов, выявленные нарушения и выводы.

Условно документ разделяется на 3 части: вводную, основную и итоговую. В водной части приводится следующая информация:

  • дата и номер акта;
  • реквизиты проверяемого субъекта;
  • данные решения о проверке;
  • проверяемые периоды;
  • налоги и взносы, в отношении которых производилась проверка;
  • даты начала и окончания проверки;
  • проводимые мероприятия.

В основной части акта описываются налоговые правонарушения, совершенные плательщиком. При этом инспекторы руководствуются положениями НК РФ и прочих нормативных актов. Приводится подробная информация о каждом выявленном случае, включая вид налога, период возникновения недоимки, причины появления, рассчитанные к доначислению суммы. Если правонарушения отсутствуют, то и об этом делается соответствующая пометка в акте.

Заключительная часть акта содержит сведения об итоговых заключениях инспекторов по результатам проверки. Обычно в этих абзацах прописывается формулировка налогового нарушения, рассчитывается сумма недоимки, штрафов, пеней. Также указываются сроки уплаты образовавшейся задолженности.

Формирование акта сопровождается информацией о налоговых инспекторах, ответственных за проведение проверки. Также в документе должна присутствовать подпись доверенного лица от проверяемого субъекта. В качестве доказательств о сделанных инспекторами выводах к акту могут прилагаться дополнительные материалы, включая копии допроса свидетелей, экспертные заключения, ответы от контрагентов на поступившие запросы.

После получения акта проверки налогоплательщики могут предоставить свои возражения в случае несогласия с итоговыми выводами. Допускается приводить дополнительные факты, излагать собственные заключения на основании проведенной работы.

Срок подачи возражений строго регламентируется. Выразить несогласие с итоговыми выводами рекомендуется не позднее месяца с момента получения документа. Если речь идет о дополнениях к акту, то в течение 15 дней.


1 раз в месяц

Что делать, если в дверь постучал налоговый инспектор?

Model.Article.Title

Налоговая проверка, пожалуй, самая неприятная процедура для любого бизнеса. Особенно если она застает предпринимателя врасплох. Как подготовиться к ней и успешно ее пройти?

Как избежать внеплановой налоговой проверки?

Думайте как налоговая

Задача ФНС — с наибольшей вероятностью определить злостного налогового неплательщика. Как это делается? Основных четыре метода:

I. Математическая модель налогоплательщика. Анализирует виды деятельности организации, денежный оборот по расчетному счету, наличие филиальной и торговой сети, численность работающих, операции с наличностью, активы предприятия и др. Все это позволяет с точностью до 5-10% определить реальный доход от бизнеса и понять, насколько эти цифры отличаются от тех, которые вы указали в бухгалтерской отчетности.

II. Налоговый портрет налогоплательщика. Что смотрят? Объем, детализацию и регулярность уплачиваемых налогов, попытки возмещения уплаченного в бюджет НДС, уровень официальных зарплат сотрудников, результаты предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок, попытки внесудебного и судебного урегулирования налоговых споров. Полученные данные сравниваются с показателями компаний, занимающихся аналогичной деятельностью, но признанных добросовестными налогоплательщиками.

III. Юридический портрет налогоплательщика. Проверяют, где находится фирма, соответствует ли этот адрес юридическому и почтовому, есть ли у фирмы необходимые разрешительные бумаги?

В результате специалисты ИФНС могут с высокой точностью определить сумму поступлений от добросовестного налогоплательщика. И если цифры, которые «выведут» налоговики, более чем на 20-25% отличаются от ваших, вы с вероятностью в 90% попадете в список выездных проверок на ближайший год.

Заранее проверяйте своих контрагентов

Самая частая претензия со стороны ФНС — работа с фирмами-однодневками или уход от налогов. Приготовьте доказательства того, что вы проверили компанию на «добросовестность»:

  • ознакомились с ее уставом, учредительным договором, образцами договоров, лицензиями и иными разрешительными документами, образцами продукции, описанием услуг и т д.;
  • встречались с руководством фирмы-партнера (вплоть до приложения к протоколу встречи фотографий и видеозаписей), убедились, что учредители, гендиректор и главбух не являются «массовыми»;
  • вели протоколы переговоров и подробную интенсивную деловую переписку (оферты, акцепты оферт, спецификации товара, описание услуг и т п.).

Лайфхак: как не попасться на крючок фирмы-однодневки?

1. Перед началом работы знакомьтесь с первичными регистрационными документами контрагента. Перед подписанием основного договора составьте и подпишите соответствующий протокол. Это будет дополнительным свидетельством вашей налоговой добросовестности.

2. Проверяйте соответствие печатей и подписей. Необходимо быть уверенным в том, что печать и подпись — подлинные, что они совпадают с соответствующими образцами (как правило, образцами в банковской карточке, копию которой можно попросить предоставить). Несоответствие подписей или печати делает документ юридически ничтожным.

3. Активно используйте возможности электронного документооборота. Использование электронного инструментария «однодневками» по ряду технических причин невозможно или крайне затруднительно.

4. Проверяйте сквозную нумерацию счетов-фактур, договоров и прочих документов. Несовпадение их номеров на первых и вторых экземплярах существенно увеличивает риск доначислений при проверке. Если счет-фактура, на основании которого НДС принимается к зачету, будет признан при проверке неправильно оформленным, он будет аннулирован.

5. Финансово-хозяйственные документы должны быть подписаны должностными лицами предприятия, имеющими право подписи. Если документы подписываются сотрудниками, не имеющими права подписи, то такие документы считаются юридически ничтожными. Следует проверить действительность полномочий лиц, назначаемых приказом или решением учредителей (акционеров). Может оказаться, например, что полномочия генерального директора закончились три месяца назад и не продлены решением общего собрания акционеров. Данная ситуация, кроме рисков бизнеса, несет в себе риски налоговых доначислений, если договор с вашим контрагентом носил характер затрат, включенных в себестоимость вашей продукции (услуг).

6. Избегайте систематической непрофильной деятельности вашей компании, навязываемой вашими бизнес-партнерами. Например, партнер вашей строительной компании, будучи сам добросовестным налогоплательщиком, предлагает, ссылаясь на общую необходимость снижения издержек, «прокрутить займы» для уменьшения суммы НДС в текущем квартале и поделиться полученной выгодой. Или вам предлагают стать участником тендера «с гарантией победы», но при этом выполнить несвойственные вашей компании функции агента, то есть фактически стать на время транзитной фирмой для денежного потока. Подобные варианты чреваты проверками как со стороны налоговой, так и МВД.

7. Ориентируйтесь на отзывы и рекомендации заслуживающих доверия бизнес-партнеров вашего контрагента и банка, работающего с ним.

8. Изучайте отзывы о данной компании в интернете и других открытых источниках.

Проводите собственные проверки

Пригласите аудитора, который в течение года несколько раз проверит бухгалтерскую отчетность, разъяснит порядок исчисления и уплаты налогов и подскажет, как своевременно устранить ошибки в отчетности и распознать «схемные» налоговые риски.

Соответствуйте ожиданиям налоговой

В отношении каждого налогоплательщика ФНС имеет свой план по сбору налогов, и организация должна соответствовать его минимальным показателям, в крайнем случае не дотягивать до них 10%. Важно поддерживать у налоговиков убеждение, что вы небогатый, но добросовестный налогоплательщик.

С точки зрения приоритетности по отраслевым показателям:

  • на первом месте традиционно НДС;
  • на втором — страховые сборы с фонда заработной платы;
  • далее — налог на прибыль, НДПИ, налог на имущество, подоходный налог.

Как понять, что грядет налоговая проверка?

Поступают запросы о движении средств по расчетному счету

Налоговые инспекторы могут использовать информацию о динамике входящих и исходящих платежей при определении соответствия предприятия отраслевым налоговым показателям, а также для определения уровня его налоговых рисков.

Поступают запросы к контрагентам

Инициируя запросы о предоставлении документов, подтверждающих деятельность, к контрагентам, отдел предпроверочного анализа ИФНС готовится к вынесению рекомендации о выездной или камеральной проверке вашей компании.

Звучат требования к контрагентам о встречных проверках

Это прямой сигнал о том, что решение о проверке вашего предприятия в ИФНС уже принято.

Ваш расчетный банк систематически требует предоставить информацию (договоры, счета, счета-фактуры, накладные и т п.), подтверждающую правомерность входящих и исходящих платежей

Скорее всего, служба финансового мониторинга банка заинтересовалась вопросами законности деятельности вашей фирмы и уже передала запрос о проведении проверки в Росфинмониторинг и параллельно в налоговый орган.

Вас вызвали в налоговую инспекцию для дачи объяснений по хозяйственной деятельности

Это одно из предпроверочных или «психологических» мероприятий, имеющих цель заставить налогоплательщика платить больше налогов, чем сейчас (вызов «на комиссию»). Достаточно часто протокол подобной беседы становится основанием для вынесения постановления о проверке.

Как подготовиться к налоговой проверке?

Приведите первичную документацию организации в соответствие с документацией контрагентов

На предприятии и у контрагентов первые и вторые экземпляры документов должны быть одинаковыми, на них должны иметься идентичные подписи, печати и одинаковая нумерация.

Оповестите всех контрагентов организации о том, что к ним, возможно, придет встречная проверка

Они должны быть готовы выйти на нее, чтобы подтвердить факт хозяйственной деятельности. Если подтверждения нет, то перечисленные им средства, отнесенные на затраты, будут признаны чистой прибылью предприятия — с доначислением НДС, налога на прибыль, пеней и штрафов. Предупреждая контрагентов, вы можете надеяться, что при запросе налоговых органов они тоже предупредят вас.

Приведите в соответствие почтовый, юридический и фактический адрес предприятия

Нужно либо внести изменения в учредительные документы и привести юридический адрес в соответствие с фактическим, либо встать на учет по месту нахождения организации.

Подготовьте офис к визиту налоговиков

Там должны находиться только те документы, наличие которых юридически обоснованно и законно. Необходимо по максимуму ограничить информацию, которая будет поступать к налоговикам. Лишних сведений на бумажных и электронных носителях, а также печатей и штампов, не имеющих отношения к деятельности предприятия, быть не должно.

Выделите для проверяющих отдельное помещение

Все требуемые документы нужно приносить туда. Нельзя допустить, чтобы инспектор свободно ходил по офису, беседовал с любым сотрудником, заглядывал во все компьютеры. Иначе поток получаемой им информации станет неконтролируемым. Организуйте проверяющим «чайный столик» в том же помещении, где они находятся.

Подготовьте сотрудников к визиту налоговиков

Персонал должен знать, что нужно говорить инспекторам, внятно объяснять, чем занимается ваша компания. Лучше, чтобы с налоговиками общался бухгалтер, имеющий опыт прохождения выездных налоговых проверок. Постарайтесь исключить возможность общения с проверяющими остальных сотрудников.

Пригласите налогового консультанта, юриста или адвоката

Они будут защищать ваши права и налоговые интересы, следить, чтобы проверка шла так, как необходимо вам. Опытный налоговый адвокат позволит найти правильный баланс отношений между проверяющими и проверяемыми.

Если сотрудников вызовут для дачи объяснений, их слова не должны противоречить друг другу и сведениям в официальных документах

У персонала могут спрашивать, например, какого числа и в каком размере выплачивается зарплата, чтобы затем сравнить ответ с суммами в ведомостях.

Будьте готовы к участию в проверке экспертов

Налоговики имеют право привлекать экспертов: юристов, бухгалтеров, оценщиков, отраслевых экспертов и т д. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные знания в науке, искусстве, технике или ремесле. Как показывает арбитражная практика, такими основаниями может быть необходимость:

  • установить подлинность документов;
  • восстановить документ;
  • уточнить рыночную стоимость товаров, работ, услуг;
  • определить, соответствуют ли материалы, компоненты, которые используются в фирме, объему продукции или технологии ее производства;
  • определить, какие ремонтно-строительные работы были выполнены (капитальный ремонт, текущий ремонт, реконструкция).

В проведении проверок могут быть задействованы и свидетели

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол, однако с протоколом может знакомиться только лицо, давшее показание. Налогоплательщик может ознакомиться с таким протоколом только после вручения ему акта налоговой проверки.

Павел Гагарин, председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа»

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

little-boy-2574533__340.jpg

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных налоговым законодательством (п.1 ст.82 НК РФ).

Налоговые инспекторы вправе осматривать все эксплуатируемые помещения и территории , используемые для получения дохода либо для содержания объектов налогообложения, независимо от их назначения: производственные, складские, торговые и т. п. (пп.6, 1 ст.31 НК РФ). Соответственно, для этого налогоплательщику необходимо обеспечить к ним доступ.

Налоговый осмотр территорий и помещений допустимо осуществлять:

• в ходе выездной налоговой проверки (ВНП) (помимо периода ее приостановления), п.1 ст.92 НК РФ;

• при осуществлении камеральной налоговой проверки в конкретных ситуациях, а именно:
- предъявление налогоплательщиком налоговой декларации с суммой НДС к возмещению;
- после обнаружения расхождений в предъявленной декларации по НДС, приведенных в п.8.1 ст.88 НК РФ, свидетельствующих об искусственном занижении суммы НДС к уплате либо об искусственном завышении суммы НДС к возмещению.

• вне пределов ВНП - когда документация и объекты были получены представителем налоговых органов по результатам ранее проведенных мероприятий налогового контроля либо по согласию собственника данных объектов на их осмотр.

Производство осмотра территории и помещений налогоплательщика оформляется протоколом (п.2, п.5 ст.92 НК РФ).

Допустим ли осмотр помещения физического лица в ходе налогового контроля?

Физлица, осуществляя право на имущественный налоговый вычет, предъявляют в налоговые органы документацию, подтверждающую произведенные ими расходы (чеки к приходным ордерам, выписки из банка, товарные и кассовые чеки, акты о приобретении материалов у физлиц с приведением адреса и паспортных сведений продавца и др.).
Для проверки представленных сведений может быть назначена ВНП физлица, включая тех, кто не является индивидуальным предпринимателем (ст.89 НК РФ). Соответствующее решение о проведении ВНП принимает налоговая инспекция по месту жительства налогоплательщика (Письмо Минфина РФ от 31.08.2017 г. №03-02-08/55972).

В ходе данной ВНП налоговый орган вправе производить осмотр помещений физлица. Как упоминалось, допуск уполномоченных от налоговых органов на территорию либо в помещение проверяемого производится в соответствии со ст.91 НК РФ.

Но допуск проверяющих в жилые помещения помимо воли проживающих там физических лиц запрещен (п.5 ст.91). Таким образом, если физлицо не предоставило доступ проверяющим в свое жилое помещение (например, с целью определения расходов на отделочные материалы), ВНП в отношении данного лица может быть проведено по месту нахождения налогового органа.

Параллельно налоговая инспекция имеет право:
• осуществлять запрос нужной для проверки документации;
• осматривать имущество проверяемого физлица, расположенного в его нежилых помещениях;
• проводить допросы физических лиц для выяснения информации, имеющей значение для ВНП;
• привлекать экспертов и специалистов;
• истребовать у лиц, обладающих документацией либо данными относительно деятельности проверяемого физического лица, данную документацию либо сведения.

Каким образом налоговики осуществляют осмотр?

• по предъявлении уполномоченными представителями налоговых служб рабочих удостоверений и соответствующего решения главы (заместителя) налоговой инстанции о проведении ВНП;
• по предъявлении служебных удостоверений и постановления представителя налоговой службы, проводящей камеральную налоговую проверку на основе декларации по НДС, об осмотре помещений в ситуациях, регламентированных п.п.8 и 8.1 ст.88 НК РФ. Этот документ утверждается главой (заместителем главы) налоговой инстанции (п.1 ст.91 НК РФ).

Осмотр документации и объектов на территории либо в помещении налогоплательщика допустим и вне налогового контроля — в случае разрешения проверяемого.

Необходимо обратить особое внимание на то, что уполномоченные от налоговых органов могут заблаговременно информировать о времени осмотра, но не обязаны этого делать. Осмотр проводится в рабочее время, либо время проведения осмотра определяется по правилам внутреннего рабочего режима, осмотр в любое иное время является нарушением прав налогоплательщика, и он может отказать в доступе на законных основаниях. Однако если по договоренности сторон осмотр был проведен в нерабочее время, то его итоги признаются в суде как имеющие юридическую силу.

Налоговики вправе делать фотосъемку, вести видеозапись, копировать документацию, осуществлять иные действия, разрешенные законодательно. Все полученные материалы обязательно прилагаются к протоколу.

Осмотру подлежит любая документация и любые объекты, важные для исчерпывающей налоговой проверки (ст.92 НК РФ).

Могут ли налоговики осматривать программы на компьютере проверяемого лица?

Да, иногда это единственный путь выявления ряда действий налогоплательщика. Регламентированный ст.92 НК РФ осмотр как одно из действий, выполняемое налоговыми службами для выявления обстоятельств, важных для полноты контроля, подразумевает обнаружение, осмотр и непосредственное изучение материальных объектов, несущих в себе информацию. Поскольку информация может содержаться не только на бумажном носителе, но и быть представлена в электронно-цифровой форме и содержаться в автоматизированной системе хранения данных, проведение осмотра без изучения содержащихся в компьютере данных не отвечало бы целям его проведения (Определение ВС РФ от 17 июля 2017 №302-КГ17- 8315).

Согласно ст.98 НК РФ, осмотр помещений и территорий происходит при наличии:
• уполномоченных должностных лиц;
• понятых.

Если суд установит, что осмотр осуществлялся без понятых, то доказательства, добытые при таком осмотре, квалифицируются как недопустимые, согласно п.3 ст.64 АПК РФ. В то же время суд, оценив данную аргументацию налогоплательщика, вправе признать надлежащими выводы инспекторов о нереальности осуществления деятельности проверяемым (Постановление 4ААС от 06 сентября 2017 №А19-21556/ 2016).

К чему ведет отказ в доступе к территориям и помещениям при проведении проверки?

Если налогоплательщик не допускает к территориям и помещениям налоговые службы в тех случаях, когда они имеют право делать осмотр, он совершает административное нарушение, предусмотренное ст.19.7.6 КоАП РФ, что влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 10 тыс. рублей. Руководитель проверяющей группы в данном случае оформляет акт, подписываемый им самим и проверяемым. При отказе от подписания проверяемым (его должностным лицом) об этом делается соответствующая отметка в акте.

Недопуск проверяющих налогового органа на территорию и в помещения налогоплательщиком может повлечь начисление суммы налогов на основе имеющихся у налогового органа сведений о проверяемом лице, либо по аналогии (расчетный метод) будет самостоятельно установлен объем налога, выставленного к внесению в бюджет (п.3 ст.91 НК РФ, Определение ВС РФ от 24 октября 2017 №308-КГ17- 15031). И это может привести к ощутимым дополнительным начислениям налогов для организации, законность которых сложно оспорить в судебном порядке.

Осмотр помещений и предметов может сопровождаться фото- и киносъемкой, видеозаписью.

Понятие и виды осмотра

Процедура осмотра представляет собой особый вид налогового контроля, направленный на проверку исполнения требований действующего налогового законодательства РФ.

Проведение осмотра зданий, сооружений, жилого дома, магазина, комнаты и иного имущества, направлено, прежде всего, на максимально близкое и точное изучение окружающей обстановки с целью выявления и фиксирования каких-либо нарушений.

Помимо этого, основные задачи осмотра направлены на защиту интересов и законных прав налогоплательщиков.

Статья 92 НК РФ предусматривает, что осмотр зданий, жилого дома и иных сооружений может проводиться как в ходе камеральной, так и выездной проверки.

Все существующие виды осмотра имущества, а также действующие правила, требования и основания, содержит статья 92 НК РФ. Такой вид осмотра, как осмотр квартиры, может потребоваться в том случае, если в роли налогоплательщика выступает индивидуальный предприниматель, проживающий по конкретному адресу.

Осмотр квартиры и иных сооружений предполагает изучение внутренней обстановки, внимание к определенным деталям и т.д. Осмотр объектов складского назначения, а также исследование других зданий магазина может понадобиться для проверки грамотности и верности бухгалтерского учета, а также отражения соответствующих данных в декларации.

Требования к осмотру

Законодательство РФ и статья 93 НК РФ устанавливают определенный порядок, правила, основания, а также требования к осмотру зданий, сооружений, жилого дома, магазина и т.д. Осмотр территорий входит в компетенцию только уполномоченного лица, вмешательство посторонних в данных процесс не допустимо.

Статья 92 НК РФ предусматривает, что, если осмотр помещения и необходимость проведения проверки жилого дома, зданий, магазина и иного недвижимого имущества возникли прямо в ходе выездной проверки, составление специального разрешения для этого не требуется.

Если же необходимость проведения осмотра возникла во время непосредственного осуществления выездной проверки, налоговый инспектор должен предъявить специальный документ – постановление на проведение осмотра жилого дома, зданий, сооружений, магазина, комнаты и иного имущества.

Данное постановление должно содержать в себе все необходимые разъяснения о причинах и необходимости проведения осмотра, а также об иных дополнительных нюансах, имеющих конкретное значение.

Если налоговый инспектор пытается осуществить осмотр документов, либо иного имущества, в рамках камеральной проверки, без соответствующего постановления от руководства налоговой инспекции, данные действия будут являться грубейшим нарушением действующих норм, которые содержит статья 91 НК РФ.

Правила проведения осмотра

Статья 93 НК РФ устанавливает определенные правила, требования, основания, а также порядок и сроки проведения осмотра помещений, зданий, жилого дома, магазина, комнаты и иного недвижимого имущества.

Осмотр территорий и сооружений начинается с основания, которое сможет подтвердить правомерность намерений налогового инспектора. Составление данного основания для осмотра имущества входит в обязанности налогового сотрудника.

Особенности осмотра зданий и сооружений предусматривают, что данная процедура должна проходить при обязательном присутствии понятых, выступающих в качестве свидетелей. В роли данных свидетелей могут выступать любые физические лица, не заинтересованные в результатах осмотра.

Помимо этого, установленные особенности осмотра, действующий порядок и правила предусматривают, что помимо понятых, в процедуре осмотра могут участвовать официальные представители организации, в отношении которой осуществляется данная проверка, а также специалисты, которые были приглашены налоговой инспекцией.

Заключительным этапом процедуры всегда является акт осмотра, который, в обязательном порядке, составляется и подписывается уполномоченным лицом. В нем указываются все важные сведения: задачи осмотра, особенности осмотра и дата его проведения, порядок, способы и допустимые сроки и т.д.

Акт осмотра также будет включать в себя и нарушения, которые были выявлены в ходе осмотра зданий, сооружений и иного недвижимого имущества. Статья 93 НК РФ устанавливает, что акт осмотра является главнейшим документом, при отсутствии которого все результаты проведенной процедуры будут считаться недействительными.

Лица, участвующие при проведении осмотра

Статья 93 НК РФ и существующие особенности досмотра предусматривают, что на данной процедуре может присутствовать не только налоговый инспектор, но и иные лица. Прежде всего, речь идет о понятых, которые выступают в роли свидетелей, наблюдают за ходом проведения процедуры, следят за поведением сторон, контролируют исследование жилого дома, магазина и иных сооружений, отмечают некоторые особенности осмотра, способы, сроки, обращают внимание на оформление всех необходимых документов и т.д. В роли понятых не могут выступать сотрудники других налоговых инспекций.

Следующими важными лицами, чье присутствие допускается во время проведения осмотра жилого помещения, комнаты, являются специально приглашенные специалисты, обладающие дополнительными знаниями или компетенцией. Виды их знаний могут понадобиться для дачи определенной характеристики, для дополнительных разъяснений, для проведения требующихся законодательных процедур и т.д.

Статья 94 НК РФ и действующие правила предусматривают, что осмотр документов, либо недвижимости также может проходить и в присутствии официальных представителей той организации или предприятия, в отношении которых и осуществляется данная проверка. Эти лица допускаются туда с целью защиты интересов налогоплательщика и возможности контролирования правомерности проводимого мероприятия.

Особенности осмотра

Осмотр налоговыми органами, как юридическая процедура, может иметь свои особенности, виды и установленные правила. Важным документом здесь будет являться протокол осмотра. Его оформление входит в компетенцию налогового инспектора, осуществляющего данную проверку.

Протокол осмотра должен включать в себя все виды сведений, так или иначе относящихся к данной проверке.

Например, дата составления протокола и проведения проверки, название организации, в отношении которой она осуществляется, сведения о правовом основании данной процедуры, а также иные нюансы, которые будут иметь важное значение. Помимо этого, протокол должен отразить и данные о самом налоговом инспекторе – его ФИО, должность.

Касаемо объектов проверки – о них должно быть кратно описано в документе. Протокол должен быть подписан абсолютно всеми лицами, которые принимали непосредственное участие в данной процедуре, включая приглашенных специалистов и официальных представителей юридического лица – организации, учреждения, предприятия и т.д.

Заключительным пунктом протокола всегда является описание результатов, полученных в ходе осуществленной проверки, с указанием нарушений, если таковые имеются.

Налоговым инспектором не могут быть использованы доказательства, найденные в результате проверки, в том случае, если данные доказательства были добыты незаконным путем, с нарушением установленных норм и порядка проведения осмотра.

Доказанный факт данных нарушений влечет за собой полное аннулирование всех результатов проведенного осмотра.

Как и что проверяет налоговая

Чтобы контролировать, соблюдает ли налогоплательщик налоговое законодательство, сотрудники ФНС проводят выездные и камеральные проверки.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения налогоплательщика, камеральные — в офисе налоговой. Сотрудники ИФНС физически не могут «навестить» каждого, поэтому основная форма налогового контроля — камеральная проверка.

Что такое камеральная проверка

Правовая основа. Камеральную налоговую проверку проводят в соответствии с налоговым кодексом и письмами ФНС, которые уточняют отдельные моменты. Например, как налоговикам проверять уточненную налоговую декларацию.

Предмет. Во время камеральной проверки налоговые инспекторы смотрят, соответствуют ли сданные декларации и другая отчетность налогоплательщиков действующему налоговому законодательству. То есть инспектор изучает, правильно ли налогоплательщик заполнил документы и верно ли исчислил налоги.

Если нет, инспектор сначала требует пояснить что-то в отчетности и донести или дослать дополнительные документы. Затем, если из документов или пояснений причину противоречий инспектор не установил либо ошибки и нарушения подтвердились, ИФНС доначисляет налоги и взыскивает их. А физлицам также по результатам проверки декларации могут отказать в вычете.

Камеральные проверки проводят и другие госорганы, например Счетная палата или Таможенная служба. Они проверяют документы по своей части: таможенники изучают таможенные декларации, работники Счетной палаты контролируют траты бюджетных организаций.

ФНС же контролирует именно налогоплательщиков.

Кто проводит проверку

Камеральную налоговую проверку проводят налоговые инспекторы ИФНС, где стоит на учете налогоплательщик: обычный человек, организация или ИП. В статье больше буду рассказывать про налоговую проверку предпринимателей и компаний, потому что именно она вызывает больше всего вопросов.

Инспектор, получив отчетность от налогоплательщика, сразу начинает проверку — специальное разрешение на ее проведение от руководителя отдела ему не нужно. Можно сказать так: вы сдали документы в ФНС — все, камералка началась.

Виды камеральной проверки

Камеральная проверка может быть общей и углубленной.

Общая проверка показателей и расчетов. Данные отчетности, которая пришла онлайн, автоматически загружаются в ведомственную программу АИС «Налог-3» , которая их анализирует. Если отчетность принесли на бумажном носителе, сотрудник налоговой вводит данные в АИС вручную.

Программа пересчитывает расчеты, сравнивает показатели, которые нужны для исчисления налоговой базы, с предыдущими отчетными периодами: проверяет, как они сопоставляются, выявляет ошибки и противоречия.

Если нет разрывов или неувязки между показателями, которые представил налогоплательщик, камеральная проверка на этом заканчивается.

Углубленная камеральная проверка проводится, если в отчетность закралась ошибка. К примеру, программа АИС вывела одну сумму налога, а налогоплательщик представил другую. В таком случае налоговый инспектор может:

  1. Потребовать дополнительные документы с нужной ему информацией, например все договоры поставки сырья.
  2. Допросить свидетелей, например начальника какого-либо отдела компании.
  3. Назначить экспертизу: документов, бланков, оттисков печатей и штампов, почерковедческую и др.
  4. Привлечь специалиста, например переводчика для перевода документов на иностранном языке.
  5. Выехать по месту нахождения налогоплательщика, чтобы убедиться, что деятельность реальная: одежду шьют, хлеб пекут, кроликов выращивают.

При углубленной камеральной проверке налоговый инспектор отправляет в государственные органы запросы на информацию о налогоплательщике. Например, узнает в Росреестре, есть конкретная недвижимость в собственности ООО или нет.

Всю полученную информацию инспектор затем анализирует и решает, не нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство.

Если по результатам углубленной проверки налогоплательщик исправил недочеты и ошибки в документах или, например, уплатил недоимку по налогам, камеральная проверка автоматически завершается.

Выездная проверка — это когда налоговые инспекторы приезжают на место, где находится налогоплательщик: в цех, магазин, склад и т. д. Домой к ИП или физлицу они не приходят.

На выезд инспекторы собираются по решению руководителя ИФНС и только в определенных случаях. Подробнее об этом расскажу ниже.

По возмещению НДС камеральная проверка всегда проходит углубленно, ведь фирма запрашивает деньги из госбюджета, где важна каждая копейка.

Компания, которая подала декларацию по НДС, должна представить затребованные налоговой счета-фактуры , договоры и другие первичные документы, пропустить на территорию или помещение налогового инспектора, показать ему имущество.

Если инспектор убедится, что нарушений законодательства нет, он поручит казначейству перечислить деньги на расчетный счет организации — возместить НДС.

Как налоговая выбирает, кого проверять

Через общую камеральную проверку проходят все налогоплательщики, которые сдают в налоговую декларации и другую отчетность.

Повод для углубленной камеральной проверки — возмещение НДС, неувязки в показателях или разрыв в цепочке начисления налогов.

Вот какие могут быть основания для выездной проверки после камеральной:

  1. Маленькая налоговая нагрузка у организации по сравнению с другими такими же компаниями из этой отрасли. Например, налоговая нагрузка для компаний, которые производят текстиль, — 8,1%. Если по данным отчетности фирмы получается, что налоговая нагрузка — 5%, это подозрительно.
  2. Убытки на протяжении нескольких налоговых периодов подряд. Цель создания любой фирмы — получение прибыли от деятельности. Если, например, организация три года не получает прибыли, а только убытки, налоговая может занервничать: почему участники не закрывают убыточную компанию?
  3. Значительный размер налогового вычета.
  4. Примерно одинаковые доходы и расходы у ИП.
  5. Маленькая среднемесячная зарплата у работников по сравнению с другими фирмами из этой отрасли.
  6. Миграция между отделами налоговых органов, то есть неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах из-за смены местонахождения налогоплательщика.
  7. Основа деятельности — работа с перекупщиками, если для этого нет разумных экономических причин. Например, фирма «АБВ» продает компьютеры и ноутбуки. Но закупают все эти товары несколько компаний, которые потом перепродают их «АБВ». Самой «АБВ» ничего не мешает закупаться компьютерами — так будет даже дешевле, но она почему-то пользуется услугами посредников. Это подозрительно.

Правила и порядок проведения

Правила и порядок проведения камеральной проверки установлены налоговым кодексом.

Где проходит проверка. С документами налоговый инспектор работает на своем рабочем месте — в ИФНС, где стоят на учете проверяемые налогоплательщики.

Контрольные мероприятия начинаются после того, как инспектор обнаружил противоречия в декларации или расчетах и запросил у налогоплательщика пояснения.

Сотрудник ФНС в рамках камеральной проверки может:

Контрольные мероприятия проводятся не все и не всегда, а только когда в этом есть необходимость. Например, когда из документов картина неясна. Имущество вроде бы есть — на него начисляется амортизация, а вроде бы нет — в других документах информации о нем нет.

Документы для ФНС. Во время проверки отчетности инспектор может затребовать у налогоплательщика любые документы.

Главный критерий всех этих документов — они должны иметь отношение к рассчитываемому налогу. Например, если это НДС, то налоговая вправе изучить счета-фактуры и договоры. Если налог на прибыль, то налоговая вправе затребовать, например, договоры и акты сдачи-приемки работ, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую базу. Налоговая не вправе требовать документы, которые не относятся к налогу, за который отчитывается организация или ИП.

Если в налоговую обратился обычный человек, например за вычетом на лечение, он должен представить договор, чек, справку об оплате медуслуг. Другие документы ФНС от него требовать не вправе.

Читайте также: