Теоретические основы налогового учета организации

Опубликовано: 16.04.2024

Главная > Реферат >Бухгалтерский учет и аудит

- определить сущность, виды и элементы налогового учета; 4

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 5

1.1. Сущность понятия налоговый учет, типы и структурные элементы 5

1.2. Основные этапы процедуры налогового учета 12

Глава 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕГИСТРЫ НАЛОГОВОГО УЧЁТА 16

2.1. Виды регистров 16

2.2. Ведение регистров 18

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ МУП МРИВЦ 23

3.1. Характеристика организации 23

3.1. Система налогообложения МУП МРИВЦ 25

3.3. Формы регистров налогового учета 30

3.4. Элементы учетной политики для целей налогообложения прибыли 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

ВВЕДЕНИЕ

В рыночных условиях выбор правильного налогового режима играет важную роль в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Постоянные изменения в налоговом законодательстве, когда одни налоги вводятся, другие отменяются, ранее бывшие федеральными налоги становятся местными или региональными или наоборот, требуют от организаций постоянного контроля налогового законодательства и применения новых изменений в налоговом учете на практике.

В связи с этим перед организациями встает необходимость в создании налогового учёта и контроля правильности осуществления расчётов по налогам и сборам, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой, – минимизировать обусловленные этим затраты. Таким образом, в актуальности выбранной темы курсовой работы сомневаться не приходится.

Цель курсовой работы заключается в исследовании организации налогового учета на предприятии и финансовый анализ налоговых деклараций предприятия.

Объект исследования – организация налогового учета на предприятии.

Предмет исследования – специфика организации налогового учета МУП МРИВЦ.

Исходя из цели курсовой работы, были определены следующие задачи:

- определить сущность, виды и элементы налогового учета;

- охарактеризовать состав и формы налоговой отчетности;

- рассмотреть организацию учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам на примере МУП МРИВЦ.

Теоретической и методологической основой дипломного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, нормативно-правовые документы, учебники и учебные пособия по налогам и налогообложению.

К исследованию применен системный подход с использованием методов экономического, сравнительного, факторного анализа, а также другие методы исследования.

Эмпирической и информационной базой послужили нормативные, справочные данные; экспертные разработки и оценки российских ученых, опубликованные в научной литературе и периодической печати; официальные статистические и аналитические материалы, учебная литература по налогам и налогообложению.

Нормативно-правовую основу исследования составили законодательные и нормативные документы Российской Федерации.

Поставленная цель и задачи предопределяют структуру работы, которая включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, а также приложения.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Сущность понятия налоговый учет, типы и структурные элементы

Понятие "налоговый учет" впервые определено во 2 части Налогового кодекса, а конкретно 25 главе "Налог на прибыль организаций". В связи с принятием Государственной Думой Российской Федерации главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации произошли кардинальные изменения в системе формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций. 1 До введения в действие главы 25 показатели, необходимые для исчисления налога на прибыль, формировались на основании данных бухгалтерского учета и после определенных корректировок вносились непосредственно в налоговые декларации. Согласно требованиям главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по итогам каждого отчетного (налогового) периода должна определяться на основании данных налогового учета. Таким образом, официально было закреплено понятие "налоговый учет".

В соответствии с положениями ст. 313 Налогового кодекса налоговый учет – представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Однако если подойти к проблеме организации налогового учета с более широкой позиции можно и нужно включить в это понятие помимо налога на прибыль и все остальные налоги – прежде всего, конечно НДС, НДФЛ и взносы по обязательному пенсионному страхованию, а также другие налоги. Ведь при формировании учетной политики необходимо учесть и эти налоги, так как платить необходимо по всем налогам, распространяющимся на деятельность организации вне зависимости от формы собственности и направления деятельности. Отчетность по этим налогам также существует и в ближайшее время не исчезнет. Обозначенная в ст. 313 НК РФ цель ведения налогового учета свидетельствует о его конкретной цели — информационном обеспечении формирования налоговой базы по налогу на прибыль организации. В то же время основными задачами бухгалтерского (финансового) учета являются: 2

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Основной целью управленческого учета, очевидно, можно считать информационное обеспечение принятия управленческих решений менеджерами организации.

Таким образом, преследуя цели, отличные от целей иных видов учета, налоговый учет ориентирован на определение налоговой базы по налогам и сборам за каждый отчетный (налоговый) период, которая формируется не только и не столько под действием сугубо экономических законов, сколько под влиянием фискальной функции налоговой системы.

Налоговый учет служит для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения налогами и сборами хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также для обеспечения внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет.

В состав налоговой отчетности включаются декларации и расчеты по налогам, по которым организация или физическое лицо является плательщиком.

В соответствии с первой частью налогового Кодекса РФ все налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются федеральным законодательством и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся: 3

налог на добавленную стоимость;

налог на доходы физических лиц;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Стоит отдельно отметить, что с 2010 года вместо единого социального налога (ЕСН) входящего в состав федеральных налогов отменен в связи с принятием Федерального закона № 212-ФЗ отменяющего Главу 24 НК РФ и устанавливающего вместо ЕСН прямые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС и ТФОМС.

Полный обзор налоговых изменений, вступивших в силу с 1 января 2010 года представлен в Приложении 1.

Региональными признаются налоги и сборы, которые устанавливаются федеральным законодательством и законами субъектов РФ. При введении в действие региональных налогов законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются некоторые элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах норма, установленных федеральным законодательством), порядок и сроки уплаты налогов. При установлении региональных налогов законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут предусматривать налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиками.

К региональным налогам относятся: 4

налог на имущество организации;

налог на игорный бизнес.

Местные налоги устанавливаются федеральным законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах норм, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога. Порядок применения налоговых льгот также определяется местными властями.

К местным налогам относятся:

налог на имущество физических лиц.

Налогообложение связано с рядом категорий, которые принято называть элементами налога, такие как:


Как эффективно построить систему налогового учета на предприятии? Какие существуют способы построения налогового учета?

Постановка налогового учета на любом предприятии требует глубоких профессиональных знаний и опыта в сфере налогов.

Компании рассчитывают налог на прибыль по данным налогового учета (абз. 1 ст. 313 НК РФ), который должен содержать следующую информацию (абз. 10 ст. 313 НК РФ):

  • о порядке формирования суммы доходов и расходов;
  • о порядке определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • о сумме остатка расходов (убытков), подлежащего отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • о порядке формирования сумм создаваемых резервов;
  • о сумме задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Каким способом организовать ведение налогового учета?

На практике, налоговый учет строится либо на базе бухгалтерского учета (по единому плану счетов, формируя показатели бухгалтерского и налогового учета в разрезе бухгалтерского счета) либо независимо от бухгалтерского учета (параллельно бухгалтерскому учету вне связи с ним).

Как правило, наиболее точный и менее трудоемкий является первый способ. Именно такой способ построения системы налогового учета реализован, например, в программном продукте 1С:ERP.

В чем заключается данный способ?

Учет доходов и расходов по налогу на прибыль ведется на плане счетов бухгалтерского учета в разрезе объектов учета.

Источником для формирования проводок по налогу на прибыль являются записи оперативного учета. А все хозяйственные операции, автоматизированные в программе, поддерживают налоговый учет.

В этом случае для бухгалтерского и налогового учета используется единый план счетов. Как следствие, операции бухгалтерского и налогового учета отражаются одновременно и в бухгалтерском и в налоговом учете в одном регистре учета, отсутствует разделитель «Вид учета», и также отпадает необходимость устанавливать соответствие счетов бухгалтерского и налогового учета.

Формирование регистров налогового учета производится посредством процедур переноса соответствующих хозяйственных операций, отраженных на счетах бухгалтерского учета, в регистры налогового учета и их дальнейшей корректировки в ходе расчета налоговой базы.

Налоговый учет для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль ведется на бумажных носителях и в электронном виде.

С чего начать постановку налогового учета в бухгалтерской программе?

Сначала в программе заполняется документ «Учетная политика» (для налогового учета). Далее, например, в программе 1С:ERP, заполняется справочник «Доходы и расходы», который предназначен для хранения списка статей доходов и расходов. Реквизит «Принятие к учету НУ» влияет на получение постоянных разниц между данными бухгалтерскими и налоговыми. Если флаг «Принятие к налоговому учету» установлен, то данные доходы (расходы) учитываются для целей налогового учета, и наоборот. Если флаг «Принятие к налоговому учету» не установлен, то данные доходы (расходы) не учитываются для целей налогового учета. Это приводит к появлению постоянных разниц.

Если для отражения расхода выбрана статья затрат, у которой в реквизите «Вид расхода» указано значение «Не учитываемые в целях налогообложения», то ресурс «Сумма НУ Дт» не заполняется.

Если при этом организация применяет ПБУ 18/02, то сумма расхода отражается в ресурсе «Сумма ПР Дт», т.е. фиксируется постоянная разница в оценке расхода.

Если оценка операции для целей бухгалтерского учета не совпадает с оценкой операции для целей налогового учета, и при этом не возникает постоянной разницы, то на величину расхождения. фиксируется временная разница, которая отражается в ресурсе «Сумма ВР Дт» или «Сумма ВР Кт».

Заполнять одновременно «Вид расходов по основной деятельности и Вид расходов по неосновной деятельности не требуется». При выборе соответствующего поля следует руководствоваться тем, на каких счетах будет отражаться статья расходов:

  • если предполагается, что расходы будут связаны со счетами учета затрат (20, 23, 25, 26, 44), то следует заполнять поле Вид расходов по основной деятельности. Оно определяет, являются ли расходы нормируемыми или нет, а также определяет расположение сумм расходов по соответствующим статьям в разделах регламентированной бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • если предполагается, что расходы являются прочими и не связаны с ведением хозяйственной деятельности предприятия (отражение на счете 91).

Например, при реализации внеоборотных активов и т.п. следует заполнять поле «Вид расходов по неосновной деятельности», оно определяет расположение сумм расходов по соответствующим статьям в разделах регламентированной бухгалтерской и налоговой отчетности.

  • если предполагается что в разных организациях и/или подразделениях статья расходов будет носить разный характер, то следует заполнять оба вида расходов.

Указание способа распределения в статье доходов не является обязательным. Указанный в статье доходов способ распределения автоматически заполняется в документе «Распределение доходов и расходов по направлениям деятельности» и может быть изменен перед проведением операции по распределению доходов и расходов по направлениям деятельности. Способ распределения можно не указывать в статье доходов, а указать непосредственно в документе.

Формирование налоговой базы раскрывается в регистрах налогового учета. По суммам налогового учета производится автоматическое заполнение декларации по налогу на прибыль. Каждый показатель декларации можно расшифровать по статьям учета, сверить по бухгалтерским отчетам, в том числе расшифровать до конкретных документов.

Специалисты компании «РосКо» помогут в постановке налогового учета компании!

Доверив организацию налогового учета специалистам «РосКо» компания будете иметь всю необходимую достоверную информацию для своевременного принятия правильных управленческих решений, снизит налоговые риски.Правильная постановка налогового учета –это основа налогового планирования на вашем предприятии.

Организация налогового учета состоит из выполнения этапов определенных работ.

На первом этапе специалисты компании «РосКо» изучают специфику деятельности компании - клиента.

Дата размещения статьи: 16.08.2016

Анализируя нормативные акты, документы, информационные сообщения, регламентирующие ведение налогового учета, выделяя правила ведения налогового учета, автор рассматривает их нормативное обоснование и приходит к выводу, что теоретические основы налогового учета полностью прописаны в Налоговом кодексе Российской Федерации, несмотря на то что они рассредоточены по всему его тексту.

Теоретические основы бухгалтерского учета изложены в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ), Приказе Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", Приказе Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н "Об утверждении Положений по бухгалтерскому учету" и множестве других нормативных документов. Поэтому с нормативным обоснованием теоретических основ бухгалтерского учета проблем не возникает. Противоположная ситуация складывается с налоговым учетом.

Основным нормативным документом, регулирующим налоговый учет, является Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ). Но, к сожалению, в Кодексе теоретическим основам налогового учета не уделено должного внимания. Логично предположить, что основы должны быть изложены в части первой НК РФ в отдельной большой статье или нескольких последовательных. Такой подход значительно бы облегчил его изучение и ведение. Но все далеко не так.

Изначально понятие налогового учета было введено только по одному налогу - налогу на прибыль организаций. В гл. 25 НК РФ достаточно подробно изложены его теоретические основы. Организации налогового учета также уделено внимание в Приказе МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Методические рекомендации). Указанный Приказ утратил силу, но требует внимания из-за недостаточности нормативной информации по вопросу налогового учета в целом.

Необходимо также отметить Информационное сообщение МНС России от 19 декабря 2001 г. "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Информационное сообщение), согласно абз. 4 которого "настоящие рекомендации устанавливают методологические принципы ведения налогового учета и формирования показателей регистров налогового учета".

В части первой НК РФ ведение учета объектов налогообложения установлено для всех налогоплательщиков и налоговых агентов:

- налогоплательщики обязаны "вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах" (пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ);

- налоговые агенты обязаны "вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику" (пп. 3 п. 3 ст. 24 НК РФ).

Конечно, это общие требования, установленные для всех налогоплательщиков. Но для экономических субъектов учет прежде всего предполагает его документирование. Указания на ведение, в том числе документирование, налогового учета конкретизированы по следующим налогам и специальным налоговым режимам:

1) налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ) - налоговый учет ведется в соответствии со ст. 313 "Налоговый учет. Общие положения" НК РФ, а также в соответствии со многими другими статьями указанной главы, регулирующими особенности ведения налогового учета по отдельным доходам и расходам;

2) налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ) - налоговый учет ведется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость") и ст. 169 НК РФ;

3) налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ) - налоговый учет ведется в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 230 НК РФ и Приказом Минфина России и МНС России от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430 "Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей";

4) упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ) - налоговый учет ведется в соответствии со ст. 346.24 "Налоговый учет" НК РФ, а также Приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. N 135н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения";

5) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК РФ) - налоговый учет ведется в соответствии с Приказом Минфина России от 11 декабря 2006 г. N 169н "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), и Порядка ее заполнения";

6) патентная система налогообложения (гл. 26.5 НК РФ) - налоговый учет ведется в соответствии с Приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. N 135н.

Постараемся теперь нормативно обосновать теоретические основы налогового учета, предполагая, что он вторичен по отношению к бухгалтерскому учету и те теоретические основы ведения налогового учета, которые прописаны по налогу на прибыль организаций, распространяются на ведение налогового учета по другим налогам, если иное не предусмотрено соответствующими главами НК РФ.

"Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ" (абз. 2 ст. 313 НК РФ). Как мы видим, определение налогового учета достаточно общее и может быть применено ко всем налогам.

В Информационном сообщении определение конкретизировано для налога на прибыль организаций: "Налоговый учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации о совершаемых налогоплательщиком однородных операциях, приводящих к возникновению доходов или расходов, учитываемых в определенном положениями Кодекса порядке при исчислении налоговой базы текущего или будущих периодов".

Налоговый учет выполняет основную функцию налогов - фискальную и функции бухгалтерского учета - информационную и контрольную.

Налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Фискальная функция налогового учета заключается в формировании и мобилизации финансовых ресурсов экономического субъекта при взимании налогов и сборов.

Основные функции бухгалтерского учета - информационная и контрольная. Информационная функция налогового учета как учета вторичного по отношению к бухгалтерскому проявляется в составлении налоговой отчетности, которая содержит информацию об объектах налогообложения, налоговой базе, суммах налогов и сборов, исчисленных к уплате в бюджет (возмещению из бюджета), и т.д.

Контрольная функция налогового учета заключается в том, что через установленные формы и расчеты (налоговые декларации, расчеты авансовых платежей и др.) налоговыми органами и иными контролирующими органами осуществляется контроль и надзор за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств.

Функции налогового учета определяют его основную цель, сформулированную в НК РФ. "Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога" (абз. 4 ст. 313 НК РФ).

Под внешними пользователями прежде всего подразумеваются налоговые органы, а также аудиторы, иные контролирующие или проверяющие органы. Для внутренних пользователей данные налогового учета не представляют специального интереса. Однако эти данные используются для экономического и финансового анализа, а также для работы по оптимизации налогообложения экономического субъекта.

Цель, установленная для налогового учета по налогу на прибыль организаций, применима и для всех иных налогов.

Исходя из цели налогового учета основными его задачами становятся:

1. Формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

2. Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налога налогоплательщиками.

В абз. 3 Информационного сообщения задачи налогового учета по налогу на прибыль конкретизированы: "Основными задачами налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о порядке формирования данных о величине доходов и расходов организации, определяющих размер налоговой базы отчетного налогового периода в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, а также обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налогу на прибыль".

В части первой НК РФ мы находим подтверждение указанных задач по отношению ко всем налогам в пп. 3 п. 1 ст. 23 и пп. 3 п. 3 ст. 24 НК РФ, рассмотренных выше, и в пп. 4, 5 и 6 п. 1 ст. 23 НК РФ, где установлена обязанность налогоплательщиков:

- представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);

- представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

- представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года;

- представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Исходя из формулировки предмета бухгалтерского учета можно определить предмет налогового учета. Им выступает финансово-хозяйственная деятельность экономического субъекта, в результате которой возникают обязательства по начислению (удержанию) и уплате налогов и сборов.

Объектами налогового учета являются объекты налогообложения, указанные в п. 1 ст. 38 НК РФ: "реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога".

В Информационном сообщении определены объекты налогового учета по налогу на прибыль организаций - "имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного налогового периода или налоговой базы последующих периодов" (абз. 6 Информационного сообщения).

Метод налогового учета - это совокупность способов и приемов ведения налогового учета. Среди них прежде всего необходимо выделить элементы метода бухгалтерского учета, используемые также и в налоговом учете, - это документирование, оценка и отчетность.

Документирование - это элемент метода бухгалтерского учета, который применяется и в налоговом учете. Документирование бухгалтерского учета - способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета путем документального оформления их движения. "Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом" (п. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). "Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета" (п. 1 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).

Документирование налогового учета - способ первичного отражения объектов налогового учета (налогообложения) путем документального оформления их движения. Каждый факт хозяйственной жизни, в результате которого возникают обязательства по начислению (удержанию) и уплате налогов и сборов, подлежит оформлению первичным учетным документом. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в бухгалтерских и/или налоговых регистрах. "Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера)" (абз. 9 ст. 313 НК РФ).

Обратимся к Методическим рекомендациям, которые объясняют применение как бухгалтерских, так и налоговых регистров: "Если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения. соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленному правилами бухгалтерского учета, данные налогового учета могут быть получены из регистров бухгалтерского учета", а "регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учета" (разд. 9 Методических рекомендаций).

Равноценность регистров бухгалтерского и налогового учета доказывают и положения п. 3 ст. 120 НК РФ, где под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения "понимается отсутствие. регистров бухгалтерского учета или налогового учета".

Оценка - это способ стоимостного измерения объектов налогообложения. Общие правила оценки регламентированы п. 1 ст. 105.3 НК РФ. Для целей НК РФ "цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными".

При этом оценка объектов налогового учета может быть установлена отдельно по налогу, операции, виду имущества и т.п.:

1) оценка стоимости реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) при обложении налогом на добавленную стоимость осуществляется по рыночной стоимости (п. 1 ст. 154 НК РФ);

2) оценка имущества при обложении налогом на имущество осуществляется по среднегодовой стоимости имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ);

3) оценка (величина в денежном измерении) прибыли при обложении налогом на прибыль организаций осуществляется по стоимости доходов, уменьшенных на стоимость произведенных расходов (ст. ст. 247 и 274 НК РФ), и т.д.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает собственные специальные методы:

- методы признания доходов и расходов (ст. ст. 271 - 273 НК РФ);

- методы начисления амортизации (п. 1 ст. 259 НК РФ);

- методы оценки покупных товаров при их реализации (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ) и др.

Исходя из норм НК РФ и правил, установленных для ведения бухгалтерского учета, можно выделить правила ведения налогового учета:

1) исходя из вторичности налогового учета по отношению к бухгалтерскому учету его объекты так же, как и объекты бухгалтерского учета, подлежат денежному измерению в валюте Российской Федерации. Если стоимость объектов бухгалтерского учета выражена в иностранной валюте, то она подлежит пересчету в валюту Российской Федерации (ст. 12 Закона N 402-ФЗ).

Денежное измерение подтверждается и положениями п. 1 ст. 8 НК РФ: "Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

Сущность принципа денежного измерения раскрывается в п. 3 ст. 274 НК РФ: "Доходы и расходы налогоплательщика в целях настоящей главы учитываются в денежной форме";

2) в бухгалтерском учете имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящихся у данной организации.

По налогу на имущество организаций объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объекта основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).

В налоговом законодательстве это правило также декларируется в отношении амортизируемого имущества при исчислении налога на прибыль организаций;

3) "бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации" (п. 3 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).

Налоговый учет ведется непрерывно с даты постановки на налоговый учет в налоговых органах до даты снятия с учета. Постановка на налоговый учет осуществляется в день регистрации организации в качестве юридического лица и физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а заканчивается в день ликвидации (реорганизации) юридического лица и прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.

Данное правило подтверждается порядком начисления амортизации имущества. Амортизация имущества начисляется в период функционирования организации и прекращается при ее ликвидации или реорганизации (п. 5 ст. 259 НК РФ).

"Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения" налогом на прибыль организаций (разд. 9 Методических рекомендаций);

4) "бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета" (п. 3 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

В налоговом учете не используются двойная запись и счета бухгалтерского учета. В налоговом учете нет синтетического учета, но есть аналитический учет. Например, в абз. 1 ст. 323 НК РФ говорится об аналитическом учете амортизируемых объектов.

"Аналитический учет данных должен быть организован налогоплательщиком так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы" по налогу на прибыль организаций (разд. 9 Методических рекомендаций);

5) текущие затраты на производство продукции и капитальные затраты (вложения) в бухгалтерском учете учитываются раздельно.

В налоговом учете расходы на формирование стоимости амортизируемого имущества учитываются также отдельно от текущих расходов.

"Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение. сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ" (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Итак, мы выделили правила ведения налогового учета и дали им нормативное обоснование. Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что теоретические основы налогового учета полностью прописаны в Налоговом кодексе Российской Федерации, несмотря на то что они рассредоточены по всему его тексту.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

В ходе работы по учету налогоплательщиков налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках и включают ее в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и дополняются.
Фактически процесс учета плательщиков - это непрерывный процесс, который происходит от момента постановки на учет и до снятия с учета в связи с прекращением деятельности предприятия.
Действующая с января 1999 года часть 1 Налогового Кодекса содержит множество норм, о толковании которых споры не стихают до сих пор.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Роль и значение налогового учета на предприятии
5
1.1 Понятие налогового учета, цели и задачи
5
1.2 Формирование регистров для целей налогообложения на предприятии
7
1.3 Элементы учетной политики для целей налогообложения
13
Глава 2. Анализ деятельности предприятия
23
2.1 Общая характеристика ООО «Нордекс»

2.2 Анализ формирования налоговых обязательств предприятия

2.3 Анализ элементов учетной политики предприятия

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию учетной политики предприятия

3.1 Обоснование создания резерва по сомнительным долгам

3.2 Разработка налоговых регистров

3.3 Оценка влияния выбранной учетной политики на результаты хозяйственной деятельности предприятия

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Теоретические основы налогового учета .doc

В соответствии с методикой, разработанной специалистами Департамента налоговой политики Министерства Финансов РФ, предлагается оценивать тяжесть налогового бремени отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации продукции (работ, услуг) включая выручку от прочей реализации.

где НБ - налоговое бремя;

Нобщ - общая сумма налогов;

Вобщ - общая сумма выручки (брутто) от реализации.

Общая сумма налогов, млн.

Уменьшение доли налогов в выручке - благополучное применение методов минимизации налогооблагаемой базы.

Где Н-сумма налогов, включая НДФЛ;

ДС- добавленная стоимость

ДС= Заработанная плата+Амортизация+ЧП+Налоги

Прибыль чистая, млн.

Общая сумма налогов, млн. с учетом НДФЛ и без НДС

Заработная плата, млн

Налоговое бремя, рассчитанное по формуле, %

Налоговая нагрузка в 2012 году увеличилась на 8% и составила 42%. Это из-за существенного снижения прибыли при сохранении размеров прежних остальных объектов налогообложения на том же уровне.

Данная методика позволяет учесть особенности деятельности конкретного экономического субъекта, то есть долю амортизационных отчислений, трудозатрат и материальных затрат в добавленной стоимости.

Для того чтобы решать проблемы налогового планирования путем оптимизации налоговой нагрузки, необходимо воздействовать на различные элементы, включенные в ее расчет, т. е. грамотно оперировать налоговым законодательством.

Анализ налоговой нагрузки позволяет более точно определить тяжесть налогового бремени предприятия, определить налогоемкость тех или иных источников уплаты налогов.

Существует такой тезис, сформированный Департаментом налоговой политики, что оптимальное налоговое бремя составляет 30-40%.

Исходя из наших расчетов по методике Департамента и методики Литвина, налоговое бремя на ООО «Нордекс» в 2012 году в среднем составило 30 % . Данный коэффициент считается оптимальным. Но это не следствие налоговой учетной политики. Это следствие финансово-экономических решений, следствие более быстрого оборачиваемости активов организации из-за снижения добавочной стоимости к реализуемой продукции.

2.3 Анализ элементов учетной политики предприятия

Согласно п. 2 ст. 11 Налогового Кодекса РФ учетной политикой для целей налогообложения является выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Это означает следующее:

1) предприятие осуществляет выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательными актами, регулирующими порядок определения налоговой базы и исчисления тех или иных налогов и сборов в Российской Федерации (например, выбор одного из методов начисления амортизации основных средств);

2) выбранные способы устанавливаются на предприятии, т.е. во всех структурных подразделениях (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их месторасположения;

3) данные способы устанавливаются на длительный срок (как минимум на отчетный год);

Как правило, налоговым периодом при исчислении налогов и сборов (отчетным годом) считается период с 1 января по 31 декабря включительно. В пределах налогового периода учетная политика организации не может изменяться, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах (например, при внесении в законодательство изменений, затрагивающих принятую учетную политику предприятия).

В случае если при исчислении некоторых налогов налоговым периодом считается месяц или квартал (НДС, акцизы, налог на игорный бизнес, др.), учетную политику для целей налогообложения также рекомендуется сохранять в течение как минимум года.

4) данные способы должны быть закреплены соответствующим документом.

Законодательство о налогах не содержит прямого указания на необходимость фиксирования учетной политики организации для целей налогообложения в отдельном распорядительном документе. Однако не вызывает сомнения тот факт, что учетная политика для целей налогообложения должна быть согласована с главным бухгалтером и руководителем организации, так как именно они несут ответственность за достоверность и своевременность исчисления и уплаты в бюджет налоговых платежей. Для этого учетная политика должна быть, как минимум, отражена на бумажном носителе. То есть на предприятии должен быть принят специальный организационно- распорядительный документ (приказ об учетной политике).

При формировании учетной политики организации для целей налогообложения выбирается один способ из нескольких, допускаемых законодательством о налогах.

Кроме того, фиксируются особенности определения налоговой базы и ведения раздельного учета объектов налогообложения по тем видам деятельности, которые осуществляются конкретной организацией.

В случае, когда по определенным вопросам нормативно не установлены способы ведения налогового учета, при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа или формы (регистра) налогового учета в отношении исчисления конкретного налога (элемента налоговой базы), исходя из действующих положений налогового законодательства, методических рекомендаций и консультаций Минфина РФ и налоговых органов РФ по его применению в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.

По аналогии с бухгалтерским учетом согласно положениям Налогового кодекса РФ и иных нормативных актов по налогам изменения в учетной политике организации могут производиться в случаях:

- изменения законодательства РФ по налогам (обязательное изменение учетной политики);

- принятия организацией новых или иных способов ведения налогового учета (добровольное изменение учетной политики);

- существенного изменения условий деятельности организации (добровольное изменение учетной политики).

Изменения учетной политики, связанные с добровольным принятием организацией новых способов ведения налогового учета, должны вводиться с начала нового налогового периода (как правило, с 1 января).

Должностным лица ООО «Нордекс» нужно учесть, что формирование учетной политики следует рассматривать как один из элементов текущего налогового планирования.

Существенную роль среди внутренних факторов, определяющих учетную политику, играет стратегия предпринимательской деятельности, обозначенная собственником и обусловливающая выбор одного из двух направлений финансовой политики:

  • удовлетворение сиюминутных материальных потребностей собственника, т.е. увеличение чистой прибыли для выплаты максимума дивидендов (процентов) в каждом отчетном периоде;
  • стабилизация функционирования, привлечение дополнительных финансовых ресурсов в целях развития компании, укрепления ее конкурентоспособности и т.п.

Содержание и альтернативные варианты бухгалтерского и налогового учета организации раскрываются в соответствующем приказе об учетной политике. Он позволяет организовать ведение бухгалтерского учета таким образом, чтобы максимально воздействовать на финансовые результаты деятельности организации, повышать ее платежеспособность, избегать разногласий с налоговыми органами при документальных проверках и финансовых санкций за нарушение налогового и бухгалтерского законодательства.

Согласно приказа об учетной политике ООО «Нордекс», данная организация уплачивает в бюджет следующие виды налогов: налог на имущество предприятия, НДС, налог на прибыль организации и ЕСН.

Исчисление налога на имущество осуществляется бухгалтерской службой, налоговая база определяется исходя из стоимости основных средств.

Исчисление НДС также осуществляется бухгалтерской службой. Возникновение обязанности по уплате налога определяется на день поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу или иной момент прекращения дебиторской задолженности. По операциям, подлежащих налогообложению по разным ставкам учет ведется раздельно. Уплата НДС и предоставление налоговой декларации происходит ежемесячно.

Исчисление налога на прибыль ведется бухгалтерской службой. Организация использует метод начислений при определении доходов и расходов. Одновременно ведется как бухгалтерский, так и налоговый учет. Для целей налогообложения прибыли установлено, что расходы, которые не могут быть непосредственно списаны на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются по подразделениям пропорционально заработной плате основного производственного персонала.

Установлен линейный метод амортизации по всем видам амортизируемого имущества, начисляется отдельно по каждому объекту. Объекты группируются, исходя из срока полезного использования.

Прямые расходы по определенным видам деятельности формируются в следующем составе:

- по работам, услугам собственного производства;

- расходов на оплату труда персонала;

- по торговле в составе транспортных расходов по приобретению товаров.

Расходы на ремонт основных средств учитываются в размере фактических затрат.

Ежемесячные авансовые платежи налога на прибыль осуществляются по итогам каждого отчетного/налогового периода, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до его окончания. И производятся по месту нахождения организации с распределением указанных сумм по обособленным подразделениям.

Исчисление и уплата ЕСН производится централизованно в целом по организации, включая обособленные подразделения.

3. Рекомендации по совершенствованию учетной политики предприятия

3.1 Обоснование создания резерва по сомнительным долгам

Иногда, должностным лицам организации, необходимо выяснить о выгоде создания резерва по сомнительным долгам, так как в некоторых случаях правомерно списать сомнительные долги на затраты и уменьшить налогооблагаемую базу получиться быстрее.

Учетной политикой ООО «Нордекс» создание резерва по сомнительным долгам не предусмотрено. При этом в 2012 г. дебиторская задолженность составила 102,6 млн. руб. По результатам инвентаризации дебиторской задолженности на 31.12.2012 года в учете числилась дебиторская задолженность следующих фирм:

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом Российской Федерации.

Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.

Именно налоговый учет дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций.

Налоговый учёт ведется в специальных формах - налоговых регистрах.

Организации - налогоплательщики самостоятельно формируют свою систему налогового учета.

Порядок ведения налогового учета должен быть прописан в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя компании и является основным документом, необходимым для исчисления налогов.

Целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

При этом внутренним пользователем информации является администрация организации.

Внешними пользователями информации являются налоговые органы, которые производят оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, а также осуществляют контроль за поступлением налогов в бюджет.

Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

Данные налогового учета должны содержать следующую информацию:

порядок формирования суммы доходов и расходов;

порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

порядок формирования сумм создаваемых резервов;

сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета выступают:

первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

аналитические регистры налогового учета;

расчет налоговой базы.

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогам на определённую дату.

Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

Налоговым кодексом РФ определены следующие принципы ведения налогового учета:

принцип денежного измерения. В налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении;

принцип имущественной обособленности. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации.

принцип непрерывности деятельности организации. Учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации.;

принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности. Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является доминирующим. Доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.;

принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта. Нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта;

принцип равномерности признания доходов и расходов. Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.

Существуют следующие варианты ведения налогового учёта:

налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского учета. Этот вариант наиболее целесообразен для использования в крупных компаниях, где такой учет ведется в специальном подразделении организации;

налоговый учет ведется на базе бухгалтерского учета, что предполагает максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета, специальные налоговые регистры ведутся лишь в тех случаях, когда налоговое законодательство предусматривает иные правила учета;

налоговый учет ведется способом корректировки данных бухгалтерского учета: в налоговых регистрах отражается лишь разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех ситуациях, когда такие отклонения возникают;

  • налоговый учет ведется в специальном налоговом плане счетов. Данный способ предполагает разработку и введение дополнительных счетов налогового учета к рабочему плану счетов. Этот способ является наиболее оптимальным и чаще всего используется в небольших и средних организациях.
  • Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Читайте также: