Организационно экономическая характеристика налоговой инспекции

Опубликовано: 16.04.2024

3.2 Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.

Структура налоговых органов представлена на схеме

Министерство финансов РФ (Минфин России)

Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Управления ФНС России по субъектам РФ

Организации в ведении ФНС России

Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России

Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.

Основные функции , возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

  • за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
  • за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
  • за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Минфина России.

ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.

ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.

Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:

  • для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
  • для проведения налоговых проверок.

На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:

    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
    • производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
    • электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
    • производство и реализация продукции металлургической промышленности;
    • оказание транспортных услуг;
    • оказание услуг связи.

Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:

      • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
      • обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.

Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:

      • инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
      • инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.

Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:

  • требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля; порядок истребования документов рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными);
  • приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ (операции по счетам приостанавливаются чаще всего в случае непредставления налоговых деклараций в срок, установленный законом, или в качестве одной из мер, обеспечивающих поступление налогов в бюджеты всех уровней; в случае непредставления декларации в установленный срок операции по счету приостанавливаются до момента ее представления; арест на имущество налагается в случаях, предусмотренных налоговым законодательством);
  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (выемка документов проводится, когда имеется достаточно оснований полагать, что документы будут сокрыты, изменены или уничтожены);
  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (осмотр помещения производится в рамках выездной налоговой проверки);
  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основе имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (суммы налогов определяются расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги);
  • взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (штрафные санкции взыскиваются только в судебном порядке; с индивидуальных предпринимателей и физических лиц все виды недоимок взыскиваются только в судебном порядке; с юридических лиц — в бесспорном или судебном порядке);
  • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков (это требование реализуется в порядке контроля налогоплательщиков, осуществляющих уплату налогов, а также банков, которые, выступая в роли налоговых агентов, перечисляют денежные средства в соответствующий бюджет);
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (порядок привлечения для контроля рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (свидетель имеет право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных законодательством; при этом обязательно составляется протокол опроса свидетеля);
  • заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности (данное право реализуется в случае грубых нарушений налогового законодательства, которые можно квалифицировать как преступления, а также неуплаты (неполной) уплаты налогов);
  • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по вопросам, связанным с налогообложением (для налогоплательщиков — физических лиц — суд общей юрисдикции, для юридических лиц — арбитражный суд).

Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:

  • соблюдать законодательство о налогах и сборах — главная обязанность налоговых органов и их должностных лиц (законодательством предусмотрено, что при нарушении закона налоговыми органами налогоплательщик имеет право взыскать убытки, причиненные их неправомерными действиями);
  • осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован НК РФ и иными законодательными и нормативными актами);
  • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, включающий в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное снятие с учета налогоплательщика и т.д.;
  • проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь в виду, что налоговый орган обязан ответить на запрос налогоплательщика в течение 30 дней);
  • осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);
  • соблюдать налоговую тайну (понятие «налоговая тайна» возникает с момента постановки налогоплательщика на налоговый учет и заключается в том, что налоговый орган обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике — его учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).

Таможенные органы . Основной обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.

Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существенно различаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.

Однако должностные лица таможенных органов исполняют все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.

Введение

Налоговая проверка является формой проведения налогового контроля за правильностью начисления и своевременностью перечисления налогов и сборов, возложенных законодательством на налогоплательщика.

Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются весьма актуальными. Ни один субъект предпринимательской деятельности не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоит думать, что налогоплательщик не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты.

Если в организации прошла проверка, в результате которой начисли большие суммы недоимки, пеней и штрафов, это не значит, что положительного исхода в данной ситуации для налогоплательщика нет. Практика показывает, что большой процент вынесенных решений можно оспорить.

Любой налогоплательщик (организация, предприятие, учреждение), должен знать правила и порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового (проверяющего) органа). Тогда ее проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты ее проведения такими страшными и совсем не такими, какими их нужно представить налоговому органу.

Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.

Целью курсовой работы является изучение порядка оформления результатов налоговых проверок, проводимыми налоговыми органами.

В соответствие с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:

1) проанализировать основные показатели налогового контроля;

2) изучить порядок оформления результатов налоговых проверок, проводимых налоговыми органами;

3) рассмотреть направления совершенствования порядка оформления результатов налоговых проверок.

В ходе исследования оформления результатов налоговых проверок применялись методы системного анализа теоретического и практического материала, общенаучные методы и приемы (научная абстракция, сравнения, обобщения).

В процессе написания курсовой работы были использованы нормативные документы Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Налоговый кодекс Российской Федерации; книги Минакова А., Лермонтова Ю. М., а также научная статья Советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса Тараканова С.А.

Организационно-экономическая характеристика деятельности инспекции

Экономические показатели деятельности инспекции

Таблица 2 – Показатели учета налогоплательщиков – организаций и физических лиц в ИФНС России № 4 по г. Краснодару

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. Отклонение (+, -) 2013 г. к 2011 г.
Налогоплательщики – организации, состоящие на учете в налоговой инспекции + 2574
Налогоплательщики – физические лица + 580

За период с 2011 г. по 2013 г. в ИФНС России №4 по г. Краснодару увеличилось число налогоплательщиков-организаций, состоящих на учете, и такая же тенденция относится к числу налогоплательщиков -физических лиц.

Число организаций, состоящих на учете, увеличилось на 2574 организации, что составляет примерно 21,55 % от числа состоящих на учете организаций по данным на 01.01.2013 г. Такой прирост числа организаций объясняется достаточно высоким экономическим потенциалом и инвестиционной привлекательностью района, а также крупными трудовыми ресурсами.

Число налогоплательщиков -физических лиц увеличилось на 580 человек, что составляет 3,68 % от числа состоящих на учете физических лиц по данным на 2013 г. это связано с улучшением делового климата в г. Краснодар.

В целом, такие показатели числа налогоплательщиков способствует увеличению поступлений в бюджеты разных уровней: федеральный, региональный и местный. А также свидетельствует об улучшении социально-экономических условий в данной местности.




Таблица 3 – Структура налоговых поступлений в бюджетную систему РФ по ИФНС России № 4 по г. Краснодару

Вид налога 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % 2011 г. 2012 г.
Налоговые доходы всего: 124,14 103,11
Федеральные налоги и сборы всего, в т.ч.: 80,79 80,39 70,32 108,05 90,20
Налог на прибыль Организаций 19,03 18,52 12,82 83,63 71,39
НДФЛ 33,62 32,22 33,08 122,14 106,87
НДС 27,18 28,89 23,31 106,46 83,18
Акцизы 0,29 0,25 0,51 216,34 207,06
Налог на добычу полезных ископаемых 0,005 0,007 0,007 160,72 93,41
Водный налог 0,38 0,21 0,31 99,15 155,75
Государственная Пошлина 0,27 0,28 0,28 130,99 103,88
Региональные налоги всего, в т.ч.: 7,83 6,98 9,14 144,85 134,88
Налог на имущество организаций 5,02 4,64 6,28 155,31 139,51
Транспортный Налог 2,81 2,33 2,84 125,73 125,59
Местные налоги всего, в т.ч.: 1,25 1,85 7,62 756,46 424,77
Налог на имущество физических лиц 0,11 0,34 0,39 459,23 120,39
Земельный Налог 1,14 1,51 7,23 784,40 493,43
Специальные налоговые режимы: 10,32 10,37 12,36 148,66 122,86
УСН 7,93 8,07 10,15 159,00 129,68
ЕНВД 2,27 2,18 2,11 114,88 99,62
ЕСХН 0,11 0,11 0,09 101,72 83,93
ПСН 0,001 0,003 352,00 255,07

Анализируя данные таблицы № 3, можно сделать вывод, что федеральные налоги являются основным источником пополнения бюджета РФ, и в среднем составляет 77,17 % от всех налоговых доходов. Значительную часть поступлений по федеральным налогам занимает НДФЛ, что в среднем за исследуемый период с 2011г. по 2013г., составляет 42,89%. На втором месте НДС – 34,24 %, и на третьем налог на прибыль организаций - 21,67 %. Прочие федеральные налоги составляют – 1,2 %. Согласно данным таблицы № 3, некоторые федеральные налоги не взимаются с налогоплательщиков ИФНС России № 4 по г. Краснодару – это сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

На втором месте по количеству поступлений в бюджет находятся специальные налоговые режимы, которые составляют в среднем за исследуемый период – 11,02 %

Региональные налоги занимают третье место и составляют в среднем – 7,98 % за отчетный период.

И самый минимальный процент от всех налоговых поступлений в бюджет занимают местные налоги – 3,83 % и поступления в счет погашения задолженности и по перерасчетам по отмененным налогам и сборам.

На основе данных таблицы № 3 можно сделать вывод, что за последние три года налоговые поступления возросли, несмотря на снижение поступлений по отдельным видам налогов, например, НДС, налог на прибыль организаций, НДПИ. Уменьшение поступлений возможно связано с задолженностями по данным видам налогов и ухода от обязательств по уплате налогов. Если рассматривать в целом по поступлениям налогов и сборов, то их увеличение связано с увеличением числа налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей.

Таблица 4 – Анализ задолженности по налоговым платежам и сборам в бюджетную систему РФ по ИФНС России № 4 по г. Краснодару

Задолженность 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г в % к
2011 г. 2012 г.
Задолженность всего: - млн. руб. - в % 100,00 100,00 100,00 194,89 - 134,41
По федеральным налогам: - млн. руб. - в % 78,06 81,28 80,31 200,50 - 132,80 -
По региональным налогам: - млн. руб. - в % 12,88 10,32 10,63 160,76 - 138,53 -
По местным налогам: - млн. руб. - в % 5,85 5,47 5,75 192,02 - 141,38 -
По специальным налоговым режимам: - млн. руб. - в % 3,21 2,93 3,31 200,65 - 151,48 -

Анализируя данные таблицы № 4, можно сделать вывод о том, что задолженность в бюджетную систему РФ за исследуемый период, а именно с 2011г. по 2013г. имела тенденцию к увеличению. Это может быть вызвано рядом следующих причин: налогоплательщики уклоняются от обязанностей по уплате налогов, налогоплательщики-мигранты, ставший на учет из других налоговых органов в данную инспекцию, имеющие непогашенные задолженности, и третья причина – итоги контрольной деятельности налогового органа, в ходе которых произведены доначисления по налогам.

Оформление результатов налоговых проверок

Заключение

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. При проведении налоговых проверок налоговые органы руководствуются Налоговым кодексом Российской Федерации с учетом внесенных изменений.

Результаты налоговой проверки оформляются должностными лицами налоговых органов в соответствии со ст. 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ внес значительные коррективы в НК РФ, и в частности в главу 14 «Налоговый контроль», что обусловило принятие ФНС России новых форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок.

Был издан приказ ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки».

На основании пункта 1 статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки, не позднее двух месяцев после составления справки, составляется акт налоговой проверки.

Он составляется в любом случае, установлены факты нарушения налогового законодательства или таковые отсутствуют.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки, акт налоговой проверки составляется в течение 10 дней после окончания такой проверки.

Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, обязан рассмотреть акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, с учетом представленных проверяемым лицом письменных возражений, и принять по ним решение.

Для рассмотрения материалов проверки и принятия решения по общему правилу руководителю (его заместителю) налогового органа дается десять рабочих дней по истечении срока для представления возражений на акт проверки (15 рабочих дней со дня получения акта проверки).

Результатом рассмотрения материалов налоговой проверки с участием налогоплательщика может стать вынесение решения либо продление срока рассмотрения материалов налоговой проверки.

По итогам рассмотрения материалов проверки руководителем налогового органа по результатам может быть вынесено одно из двух решений:

1) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Возможен и другой исход состоявшегося заседания: рассмотрение материалов проверки будет продлено в связи с назначением дополнительных мероприятий налогового контроля.

Если по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки налоговый орган вынес решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершенное налоговое правонарушение и взыскании недоимок по налогу, он вправе применить обеспечительные меры с целью обеспечить исполнение своего решения.

В качестве обеспечительных мер налоговым органом могут быть предприняты:

1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;

2) приостановление операций по счетам в банке

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур налогового контроля:

-системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок;

- форм, приемов и методов налоговых проверок;

- использование системы оценки работы налоговых инспекторов.

Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля.

Список использованной литературы

Книги и журналы

1. Кашин, В.А. Налоги и налогообложение. Актуальные проблемы налоговой политики и налогового администрирования. – Учебное пособие / В.А. Кашин. – М., 2009. – 419 с.

2. Лермонтов, Ю.М. Налоговые проверки: содержание и последствия/ Право и экономика- №11, 2012.-127с.

3. Майбуров, И.А. Налоги и налогообложение. учебное пособие. - 4-е изд., пе-рераб. и доп. / И.А. Майбуров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 558 С.

4. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие / Под ред. Б. Х. Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2009 г. – 416 с.

5. Нестеров Г.Г., Попонова Н.А., Терзиди А.В. Налоговый контроль. - М.: Эксмо, 2009. - 230 с.

Нормативные правовые акты

6. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть 2) от 04.10.2014 г. № 117-ФЗ Электронный ресурс. (в ред. от 30 апреля 2014 г.) // СПС «Консультант Плюс».

7. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ // СПС «Консультант Плюс».

8. Письмо Федеральной налоговой службы от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705@ "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок"

9. Приказ МВД РФ и Федеральной налоговой службы от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений".

10. Официальный сайт Министерства финансов РФ. – Режим доступа: hhp://www.minfin.ru/novosti/statya

11. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/33154.html

12. Об изменениях в законодательстве по вопросам налогового контроля (материал подготовлен на основе публикации в журнале "Российский налоговый курьер" № 18 сентябрь 2010). Информационное сообщение. - Режим доступа: http://www.taxpravo.ru/novosti/statya-117543-ob_izmeneniyax_v_zakonodatelstve_po_voprosam_nalogovogo_kontrolya_prodolzhenie

Введение

Налоговая проверка является формой проведения налогового контроля за правильностью начисления и своевременностью перечисления налогов и сборов, возложенных законодательством на налогоплательщика.

Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются весьма актуальными. Ни один субъект предпринимательской деятельности не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоит думать, что налогоплательщик не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты.

Если в организации прошла проверка, в результате которой начисли большие суммы недоимки, пеней и штрафов, это не значит, что положительного исхода в данной ситуации для налогоплательщика нет. Практика показывает, что большой процент вынесенных решений можно оспорить.

Любой налогоплательщик (организация, предприятие, учреждение), должен знать правила и порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового (проверяющего) органа). Тогда ее проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты ее проведения такими страшными и совсем не такими, какими их нужно представить налоговому органу.

Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.

Целью курсовой работы является изучение порядка оформления результатов налоговых проверок, проводимыми налоговыми органами.

В соответствие с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:

1) проанализировать основные показатели налогового контроля;

2) изучить порядок оформления результатов налоговых проверок, проводимых налоговыми органами;

3) рассмотреть направления совершенствования порядка оформления результатов налоговых проверок.

В ходе исследования оформления результатов налоговых проверок применялись методы системного анализа теоретического и практического материала, общенаучные методы и приемы (научная абстракция, сравнения, обобщения).

В процессе написания курсовой работы были использованы нормативные документы Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Налоговый кодекс Российской Федерации; книги Минакова А., Лермонтова Ю. М., а также научная статья Советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса Тараканова С.А.

Организационно-экономическая характеристика деятельности инспекции


Определение и назначение

Характеристика предприятия представляет собой краткое описание регистрационных данных организации, а также анализ ее структуры и деятельности. Как правило, данный документ составляют после прохождения производственной практики, либо при написании практической части дипломного проекта.

Составление такой характеристики позволяет:

  • оценить текущее положение дел на предприятии;
  • изучить его финансовые возможности для будущих улучшений;
  • понять специфику деятельности предприятия;
  • определить эффективность управленческой команды;
  • проанализировать структуру исследуемого предприятия и ее эффективность;
  • выявить возможные пути улучшения упомянутых показателей;
  • разработать стратегию развития предприятия на современном рынке.

При написании характеристики следует опираться на официальные материалы, связанные с работой предприятия. Необходимую информацию можно найти на сайте компании, выяснить у руководителя организации и т.д.

Разновидности характеристики

Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. В зависимости от исследуемого аспекта, следует выделить следующие виды характеристик:

  • организационно-экономическая;
  • технико-экономическая;
  • экономическая;
  • краткая финансовая;
  • краткая экономическая.

Структура характеристики

Для того чтобы грамотно составить обобщенную характеристику какого-либо предприятия, необходимо строго соблюдать ее структуру.

Общее описание

Для начала, необходимо предоставить общеизвестную информацию о предприятии:

  • полное название;
  • вид деятельности;
  • дата основания.

Далее следует сообщить следующие развернутые сведения:

  • организационно-правовую форму предприятия;
  • цели и права компании;
  • состав учредителей;
  • данные о внешней и внутренней структуре.

Здесь же необходимо перечислить дочерние предприятия и филиалы, если они существуют у исследуемого предприятия.

Характеристика предприятия в отчет по практике

Специфика деятельности

В этом разделе необходимо проанализировать и описать:

  • особенности деятельности предприятия;
  • услуги или товары, предлагаемые исследуемой организацией.

Также следует обосновать выбор направления деятельности и ассортимента.

Специфика деятельности предприятия

Перечень товаров или услуг, оказываемых предприятием, можно предоставить для ознакомления в разделе «Приложения».

Стратегия развития

Здесь следует внимательно изучить, а затем детально описать стратегию развития предприятия на современном рынке, включая:

  • конкурентоспособность;
  • маркетинговые исследования;
  • приспособленность к изменяющимся рыночным условиям;
  • рекламные акции и т.п.

Информация, представленная в этом разделе, не должна быть старше 5 лет.

Фаза жизненного цикла

На этом этапе следует определить фазу жизненного цикла оцениваемого предприятия на момент исследования – зарождение, рост, зрелость и упадок. Каждая из стадий имеет свои особенности, под которыми подразумеваются:

  • финансовая политика;
  • маркетинг;
  • работа с кадрами;
  • приоритеты деятельности;
  • используемые стандарты;
  • методы контроля.

Финансовый анализ в отчете по практике

Организационная структура

Теперь необходимо представить организационную характеристику предприятия, которая заключается в следующем:

  • исследование действенности методов управления предприятием;
  • изучение стиля и обязанностей управленческого персонала, оценка эффективности применяемой ими модели управления;
  • выявление связи между отдельными структурными отделами исследуемой компании;
  • анализ и описание отношений между работниками всех категорий: руководителями, специалистами и работниками.

Изучив полученные данные, следует дать собственную оценку продуктивности применяемой на предприятии структуры, а также порекомендовать допустимые пути развития по улучшению текущих показателей.

Организационная структура

Анализ эффективности / разработка рекомендаций по улучшению работы

На этом этапе составления характеристики следует подвести итоги исследования деятельности компании, относительно ее:

  • продуктивности на рынке;
  • конкурентоспособности;
  • дальнейшего развития.

Рекомендации по улучшению деятельности в отчете по практике

Полезные рекомендации

Во-первых, проанализируйте сведения о предприятии, находящиеся в открытом доступе. Обычно к ним относятся: действующий устав, годовые отчеты, приказы и другие официальные документы. Самый простой и быстрый способ найти эту информацию – изучить официальный сайт предприятия или обратиться за помощью к руководителю организации. Если необходимые документы не доступны по каким-либо причинам (коммерческая тайна и т.д.), допускается составление характеристики на основе материалов за последние пять лет. Документация старше 5 лет считается устаревшей и неактуальной, поскольку ситуация на рынке постоянно изменяется.

Во-вторых, не откладывайте составление характеристики напоследок, а заранее составьте план по ее написанию. Лучше всего продумать каждый пункт характеристики во время прохождения производственной или преддипломной практики. Тогда у вас будет возможность сразу уточнить необходимую информацию и в ходе практических занятий выслушать мнение по поводу любого вопроса не только руководителей, но и работников предприятия.

В-третьих, ознакомьтесь и изучите работу на других аналогичных предприятиях. Сравнивая полученные данные, можно будет дать максимально точную и правдивую оценку касательно конкуренции и рентабельности предприятия.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:52, курсовая работа

    Описание работы

    Современная экономика представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно взаимосвязана между собой и играет важную роль в развитии российской государственности. К одной из них можно отнести налоговую систему, обеспечивающую на современном этапе развития экономических взаимоотношений нормальное функционирование экономики в целом. В основном все налоговые службы призваны:
    1) Производить контроль над своевременной уплатой налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками;
    2) Осуществлять контроль и проверку отчетности в строго указанные сроки;
    3) Осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

    Содержание работы

    Введение…………………………………………………………………………. 6
    Общая характеристика налоговой Инспекции № 5 г. Краснодара………. 7
    1.1 Образование и структура ИФНС России № 5 г. Краснодара…………….7
    1.2 Функции и задачи ИНФС России № 5 г. Краснодара……………………..14 1.3 Организационно – правовая характеристика и нормативно-правовые
    акты ИФНС № 5 Г. Краснодара…………………………………. …………. 16
    2 Экономическая характеристика ИФНС № 5 г. Краснодара…….……….18
    2.1 Расчет региональных и местных налогов на примере ИФНС № 5 по г. Краснодару……………………………………………………………………….18
    2.2 Динамика и анализ выполняемого планового задания ИФНС № 5 по г. Краснодару в бюджеты различных уровней за 2009 – 2011 год……………. 21
    2.3 Налоговый контроль ИФНС № 5 как составляющая налоговых поступлений и его эффективность……………………………………………. 25
    Заключение……………………………………………………………………….30 Список используемых источников………

    Файлы: 1 файл

    оригинал.doc

    - Формирование требований о предоставлении документов;

    - Составление акта выездной налоговой проверки.

    1. Отделы камеральных проверок (1-3):

    - Проведение предварительных контрольных мероприятий за соблюдением экспортерами законодательства о налогах и сборах;

    - Проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов прочих налогоплательщиков;

    - Проведение камеральных налоговых проверок правомерности возмещения входного НДС, обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС.

    Работа отделов 8, 9, 10, 11 находится в непосредственной взаимосвязи между собой. Так, изначально налоговые органы анализируют налоговые поступления налогоплательщикам и, затем в случаи не уплаты определяют размер задолжностей, вследствие чего, устанавливают и осуществляют в дальнейшем последующие проверки соответствующих лиц.

    Все вышеперечисленные отделы ИФНС № 5 по г. Краснодару в своей работе руководствуются установленными общими функциями и задачами, о которых поговорим в следующем разделе.

      1. Функции и задачи ИФНС № 5 по г. Краснодару

    Руководство инспекция Федеральной налоговой службы №5 г. Краснодара в своей деятельности при определении и утверждении соответствующей ей структуры внутренних подразделений, которая была рассмотрена выше, руководствуется основными задачами и функциями, направленными на укрепление экономического потенциала города Краснодара. С соответствующими функциями, задачами должны ознакомиться все сотрудники ИФНС № 5 г. Краснодара при поступлении на работу в налоговые органы. При зачислении сотрудника в штат ему приписываются его должностные обязанности, помимо ранее утвержденных функций и задач, которые он должен строго соблюдать.

    Основными функциями ИФНС № 5 являются:

    1. Проведение работы по взиманию законно установленных налогов, сборов и других обязательных платежей;
    2. Осуществление в установленном порядке государственной регистрации юридических лиц и постановки на учет налогоплательщиков;
    3. Осуществление контроля за своевременностью представления в Инспекцию налоговых деклараций и иных документов, а также исчисления налогов и сборов;
    4. Проверка достоверности налоговых деклараций и соответствия требованиям установленных законодательством Российской Федерации;
    5. Осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
    6. Осуществление взыскания в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам, а также налоговых санкций с лиц, допустивших нарушение законодательства о налогах и сборах;
    7. Проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативно правовых актов, бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;
    8. Предоставление налогоплательщикам форм установленной отчетности, разъяснения порядка их заполнения, порядка исчисления и уплаты налогов и сборов.

    Основные задачи ИФНС № 5:

    1. Осуществление контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в соответствующий бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды;
    2. Осуществление в установленном порядке государственной регистрации юридических лиц;
    3. Осуществление иного контроля, отнесенное законодательством к компетенции налоговых органов;
    4. Улучшение обслуживания налогоплательщиков, расширение сферы предоставляемых им услуг при одновременном упрощении исполнения налоговых обязанностей;

    Налоговый сотрудник, глубоко знающий законодательство, свои функции и задачи, описанные выше, сможет легко и грамотно контактировать с налогоплательщиками, что является важным в работе налоговых органов. Ведь работа налогового инспектора невозможна без постоянных контактов с налогоплательщиками, их представителями и должностными лицами. При таких контактах он обязан строго соблюдать требования и обязанности, указанные в статьи 33, 34 НК РФ, которые гласят, о том, что должностные лица налоговых органов обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство, реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов, действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом и иными нормативно – правовыми актами.

    1.3 Организационно – правовая характеристика и нормативно-правовые

    акты ИФНС № 5 Г. Краснодара

    К нормативно – правовым актам, которыми в своей работе руководствуется налоговый инспектор, относят: Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, Постановления и распоряжения Правительства РФ и другие действующие законодательные и нормативно – правовые акты.

    Конституция Российской Федерации это основополагающий закон, который определяет права и обязанности граждан, как в налоговой сфере, так и в любой другой. Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, которые в свою очередь поступают в разные уровни бюджета и определяют дальнейшее развитие страны.

    Вторым по значимости нормативно- правовым документом, устанавливающий основные принципы налогообложения является Налоговый кодекс. Он определяет виды налогов и сборов, систему налогов и сборов, порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков, ответственность за совершение налоговых правонарушений и все, что непосредственно связано с налоговой системой РФ. Как известно налоги являются основным источником развития и укрепления страны в сфере экономики, улучшения благосостояния граждан, поэтому налоговая сфера тесно связана с бюджетной системой. Разные виды налогов в соответствии с нормами, установленными Бюджетным и Налоговым кодексами поступают в различные уровни бюджета РФ.

    Кроме того, существуют другие нормативно-правовые акты, которые оказывают непосредственное влияние на налоговую систему это Указы, Постановления и Распоряжения Президента и Правительства РФ. Например, Указ Президента РФ: от 9 марта 2004 г. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразуется в Федеральную Налоговую службу, с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству Финансов РФ.

    Также следует отметить, что немаловажным нормативно-правовым документом, который устанавливает основные аспекты деятельности налоговых инспекций, является Положение налоговых служб. Положение ИФНС № 5 устанавливает пределы компетенции инспекции, в рамках которых она обязана действовать; права и обязанности руководителя инспекции; четко характеризует направление налогового контроля и виды работ, которыми занимаются сотрудники отдела. Положением об отделах определяются полномочия начальников отделов и порядок взаимодействия и взаимозаменяемости между его сотрудниками. Помимо перечисленных документов налоговый инспектор руководствуется в своей деятельности приказами и распоряжениями руководителя инспекции, его заместителя, начальника отдела и своего непосредственного руководителя.

    От соблюдения налогового законодательства сотрудниками соответствующих служб зависит эффективность деятельности налоговых инспекций, а также ИФНС № 5 по городу Краснодару.

    1. Экономическая характеристика ИФНС № 5 г. Краснодара

      1. Расчет региональных и местных налогов на примере ИФНС № 5 по г. Краснодару

    Налог это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства. Объектами налогообложения могут являться: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров

    (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную и физическую характеристики.

    Для каждого объекта налогообложения устанавливается налоговая база, которая определяется как стоимостная, физическая или иная характеристика данного объекта. Именно на налоговую базу начисляется налог, который поступает в разные уровни бюджета.

    Существует несколько видов налогов: федеральный, местный, региональный. К федеральным налогам отнесем налог на имущество физических лиц (НДФЛ). Региональные и местные налоги, о которых будет идти речь в данной работе, в свою очередь подразделяются на: транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц и так далее.

    Налоговые органы в течение года устанавливают процент налоговых исчислений, характерных для определенного налогового периода.

    Таким образом, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), которые работают по найму, составляет 13 %. Такая же ставка налога по доходам от сдачи недвижимости и другого имущества в аренду.

    На другие виды доходов могут начисляться иные налоги. Например, налоговая ставка на доходы по дивидендам составляет 9 %. Индивидуальные предприниматели, которые работают по упрощенной системе налогообложения, выплачивают налог либо по ставке 15 %, либо - 9 %, в зависимости от той системы налогообложения, которую они выбирают.

    Теперь более конкретно ознакомимся со всеми изменениями, касающимися местных и региональных налогов. На основании изменений, внесенных в Налоговый кодекс Федеральным Законом от 27.07.2010 г. отменяются с 2011 года авансовые платежи по имущественным налогам для физических лиц. Кроме того, объединяются сроки уплаты по трем налогам - на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам. В результате этих изменений у налоговых органов появится возможность применять единое налоговое уведомление по названным трем налогам.

    В связи с учетом, внесенных изменений в налоговое законодательство, ставки налога по легковым автомобилям изменились, это более наглядно видно в таблице 1.

    Таблица 1 - Изменения ставок по транспортному налогу.

    Наименование объекта налогообложения

    Налоговая ставка (руб.)

    Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

    Читайте также: