Таможенная пошлина фз 289

Опубликовано: 19.09.2024

1. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях, установленных пунктом 1 статьи 62 Кодекса Союза, а также в следующих случаях:

1) условный выпуск товаров в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза;

2) помещение товаров под таможенные процедуры временного ввоза (допуска), временного вывоза;

3) помещение под таможенную процедуру таможенного склада товаров, которые из-за своих больших габаритов или особых условий погрузки, разгрузки и (или) хранения не могут быть размещены на таможенном складе, если хранение таких товаров будет осуществляться в местах, не являющихся таможенными складами;

4) временное хранение товаров:

а) в помещениях, на складах, открытых площадках и иных территориях получателя товаров;

б) в иных местах, определяемых актами Правительства Российской Федерации;

в) в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта в случаях, определяемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела;

5) предоставление отсрочки или рассрочки уплаты налогов;

6) подача ходатайства о приостановлении исполнения решения таможенного органа в области таможенного дела, направленного на взыскание таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с его принятием, обжалованного в порядке, предусмотренном главой 51 настоящего Федерального закона;

7) в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации.

2. В иных случаях при возникновении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечение исполнения такой обязанности не требуется.

3. За исключением случаев, указанных в части 8 настоящей статьи, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случаях, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также в отношении:

1) воздушных и морских судов, ввозимых организациями в целях осуществления хозяйственной деятельности, оказания транспортных услуг в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) либо ввозимых в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, либо воздушных судов, ввозимых в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, при условном выпуске таких товаров с применением подпункта 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза;

2) авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для нормальной эксплуатации воздушных судов и обеспечения безопасности полетов, ввозимых организациями в целях проведения ремонта, технического обслуживания воздушных судов в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) или при условном выпуске таких товаров в соответствии с применением подпункта 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза;

3) коммерческих и научных образцов при их временном ввозе (допуске) и (или) временном вывозе научными организациями;

4) технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), ввоз которого не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

5) природного газа, вывозимого трубопроводным транспортом на хранение в подземные хранилища, расположенные за пределами территории Российской Федерации, либо помещаемого в газотранспортную систему в целях обеспечения технологического процесса транспортировки в соответствии с таможенной процедурой временного вывоза;

6) товаров, декларанты которых отвечают одновременно следующим условиям:

а) совокупная сумма исполненной декларантом за три календарных года, предшествующих году, в котором подана декларация на товары, обязанности по уплате федеральных налогов и таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин составляет не менее семи миллиардов рублей;

б) совокупная стоимость активов декларанта по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в десять раз и более;

в) в отношении декларанта на момент принятия решения о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой отсутствуют вступившие в силу и не исполненные в установленный срок постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела;

г) у декларанта на момент принятия решения о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой отсутствует не исполненная в срок, установленный частью 19 статьи 73 настоящего Федерального закона, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

7) иностранных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза и помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в рамках соглашения о разделе продукции;

8) товаров, по которым размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не превышает суммы, эквивалентной пятистам евро по официальному курсу иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленному Центральным банком Российской Федерации, действующему на день регистрации декларации на товары, а если декларация на товары не представляется, - на день принятия решения о непредоставлении обеспечения.

4. В целях применения пункта 6 части 3 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, не позднее 30 апреля каждого года доводит до таможенных органов информацию о декларантах, у которых совокупная сумма исполненной за три предшествующих календарных года обязанности по уплате федеральных налогов и таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин составляет не менее семи миллиардов рублей, а также о совокупной стоимости активов данных лиц.

5. Порядок предоставления декларантами информации о стоимости активов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

6. Информация о совокупной сумме исполненной декларантом за три предшествующих календарных года обязанности по уплате федеральных налогов предоставляется не позднее 15 апреля каждого года в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, в рамках взаимодействия и сотрудничества таможенных и налоговых органов в соответствии со статьей 222 настоящего Федерального закона.

7. При подаче деклараций на товары с 1 января по 30 апреля для целей применения пункта 6 части 3 настоящей статьи используются данные на 31 декабря года, предшествующего году, в котором было произведено обновление информации о стоимости активов и совокупной сумме исполненной обязанности по уплате федеральных налогов и таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин за три предшествующих календарных года. При подаче деклараций на товары в период с 1 мая по 31 декабря для целей применения пункта 6 части 3 настоящей статьи используются данные на 31 декабря года, предшествующего году, в котором поданы декларации.

8. Таможенные органы принимают решение о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перечисленных в пунктах 1 - 3 части 3 настоящей статьи, в случае:

1) если плательщик осуществляет внешнеэкономическую деятельность менее одного года;

2) если плательщиком обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, не исполнена в сроки, установленные частью 19 статьи 73 настоящего Федерального закона;

3) если у плательщика имеется невыполненная обязанность по уплате административного штрафа, назначенного на основании вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, если срок исполнения постановления о наложении административного штрафа не истек.

9. При выпуске товаров до подачи декларации на товары в соответствии со статьей 120 Кодекса Союза обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляется в отношении товаров, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 14 статьи 120 Кодекса Союза, авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для нормальной эксплуатации воздушных судов и обеспечения безопасности полетов, ввозимых организациями в целях проведения ремонта, технического обслуживания воздушных судов, а также в отношении товаров, таможенные операции в отношении которых от имени и по поручению декларанта осуществляет таможенный представитель, несущий в соответствии со статьей 405 Кодекса Союза с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, если выполняются условия, установленные частью 13 настоящей статьи, либо декларанты таких товаров отвечают условиям, установленным пунктом 6 части 3 настоящей статьи.

10. При выпуске товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в соответствии со статьей 121 Кодекса Союза и (или) при назначении таможенной экспертизы в соответствии со статьей 122 Кодекса Союза обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случаях, предусмотренных указанными статьями Кодекса Союза, а также в следующих случаях:

1) таможенные операции в отношении перемещаемых товаров от имени и по поручению декларанта осуществляет таможенный представитель, несущий в соответствии со статьей 405 Кодекса Союза с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, если выполняются условия, установленные частью 13 настоящей статьи;

2) декларанты перемещаемых товаров отвечают условиям, установленным пунктом 6 части 3 настоящей статьи.

11. При помещении товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории обеспечение исполнения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин не предоставляется, если декларантом товаров является лицо, получившее разрешение на переработку товаров, которое отвечает условиям, установленным пунктом 6 части 3 настоящей статьи.

12. При помещении под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки на борт водного судна иностранных товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру таможенного склада и выпущенных в качестве припасов, обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов не предоставляется при условии, что декларантом таких товаров является владелец таможенного склада и при применении таможенной процедуры таможенного транзита соблюдены особенности, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, в соответствии с частью 2 статьи 116 настоящего Федерального закона.

13. В случае, указанном в пункте 1 части 10 настоящей статьи, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не предоставляется таможенному органу по обращению таможенного представителя и при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин представляемых таможенным представителем лиц, по которой не предоставлялось обеспечение в соответствии с частью 10 настоящей статьи и которая не прекращена и не исполнена на момент поступления в таможенный орган обращения таможенного представителя, указанного в абзаце первом настоящей части, если иное не установлено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, не превышает:

а) в 2018 году - 20 процентов суммы обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, принятого таможенным органом в целях соблюдения условия включения указанного лица в реестр таможенных представителей;

б) в 2019 году - 35 процентов суммы обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, принятого таможенным органом в целях соблюдения условия включения указанного лица в реестр таможенных представителей;

в) в 2020 и последующих годах - 50 процентов суммы обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, принятого таможенным органом в целях соблюдения условия включения указанного лица в реестр таможенных представителей;

2) срок действия обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, истекает не ранее чем через три месяца после дня установленного срока исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо срока наступления события, с которым связано исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

3) соблюдение иных условий в случае, если они установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

14. Порядок взаимодействия таможенного органа и таможенного представителя для целей реализации настоящей части, включающий сроки такого взаимодействия, форму и порядок заполнения обращения таможенного представителя о непредоставлении обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, форму и порядок заполнения таможенного документа, оформляемого таможенным органом по результатам рассмотрения указанного обращения таможенного представителя, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

15. Формат и структура документов, указанных в части 14 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

16. Решение таможенного органа о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, указанное в части 8 настоящей статьи и принятое при декларировании товаров или при выпуске до подачи декларации на товары, направляется декларанту в сроки выпуска товаров в соответствии с порядком совершения таможенных операций при декларировании и выпуске до подачи декларации на товары, установленным в соответствии с Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования.

17. Решение таможенного органа о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, указанное в части 8 настоящей статьи, в случае, предусмотренном пунктом 4 части 1 настоящей статьи, направляется лицу, помещающему товары на временное хранение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, с учетом порядка совершения таможенных операций, установленного в соответствии с частью 7 статьи 91 настоящего Федерального закона.

18. Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов предоставляется в валюте Российской Федерации лицами, указанными в пункте 3 статьи 62 Кодекса Союза.

19. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается способами, предусмотренными подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи 63 Кодекса Союза, в порядке, установленном статьями 60 - 63 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено частью 20 настоящей статьи, частью 41 статьи 78 или частью 2 статьи 292 настоящего Федерального закона.

20. Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов предоставляется в виде денежного залога, банковской гарантии или поручительства:

1) в случае предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин;

2) в случае обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования;

3) в случае выпуска товаров с особенностями, предусмотренными статьями 120 - 122 Кодекса Союза;

4) в случаях, указанных в пунктах 1 - 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

21. Размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов определяется в соответствии со статьей 65, пунктом 2 статьи 146, пунктом 6 статьи 271 и пунктом 4 статьи 287 Кодекса Союза.

22. В размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов включаются суммы подлежащих уплате таможенных сборов за таможенные операции, за исключением случаев, если такие сборы уплачены либо предоставлено освобождение от уплаты таможенных сборов.

23. В случае, если в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи требуется предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, размер такого обеспечения определяется исходя из сведений, содержащихся в заявлении заинтересованного лица о получении разрешения на временное хранение товаров и документах, представляемых совместно с таким заявлением, с учетом положений пунктов 1 и 3 статьи 65 Кодекса Союза. Ставки таможенных пошлин, налогов, официальный курс иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленный Центральным банком Российской Федерации, применяются на день поступления в таможенный орган заявления заинтересованного лица о получении разрешения на временное хранение товаров.

24. Возврат обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 61 - 63 и 69 настоящего Федерального закона, в случаях, установленных пунктом 9 статьи 67 Кодекса Союза.

25. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, вправе устанавливать фиксированный размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении отдельных видов товаров с учетом требований, предусмотренных пунктами 1 - 3 статьи 65 Кодекса Союза, а в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, - с учетом требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 146 Кодекса Союза.

Таможенные платежи: порядок взыскания и обжалования

В ходе ведения внешнеэкономической коммерческой деятельности возникают платежные обязательства перед государством. Объем и порядок их реализации определяет таможенный кодекс. Существует специальная процедура взыскания и обжалования таможенных требований. Подробнее об обеих расскажут специалисты компании «Калипсо».

Когда возникает задолженность перед таможенными органами

При пересечении границы на товар налагаются таможенные пошлины. Их объем и порядок расчета зависит от типа груза. Выставленные счета обязательны к оплате, при этом они должны быть погашены в строго определенный срок. В противном случае наступают штрафные санкции за каждый день просрочки: дополнительно насчитывается пеня, которая также обязательна к погашению.

26107542b2391d96b95f11757829f4fc.jpg

Виды и особенности взыскания

Порядок разнится для физических и юридических лиц. В первом случаем сборы и пошлины начисляются на товары, которые входят в список разрешенных для личного применения. Если гражданин не уплатил налог, таможенный орган вправе взыскать его в судебном порядке. Соответствующие документы направляют в суд. При положительном вердикте погашение задолженности физлица может осуществляться:

    за счет следующих средств:

от продажи личного имущества;

снятие требуемого платежа со счета или заморозка счетов.

Объемы платежей для юридических лиц, которые ведут ВЭД, значительно больше. Также таможенные органы имеют больше рычагов для взыскания задолженности. Погашение может происходить за счет следующих категорий материальных ценностей:

стоимость груза, пересекаемого границу;

финансовые средства, находящиеся на счетах предприятия.

Возможно погашение в судебном порядке.

В какие сроки должна быть оплачена таможенная задолженность

Стандартный срок уплаты таможенных начислений составляет 15 дней со дня предоставления декларации.

Можно ли просить о рассрочке или отсрочке платежа

Законом предусмотрено несколько оснований, на которых предоставляется отсрочка или рассрочка оплаты на срок до шести месяцев (начинает отсчитываться со дня выпуска товара таможней). Основаниями для этого являются:

наступление у плательщика обстоятельств непреодолимой силы;

задержка выплат плательщику из бюджета государственного, федерального и республиканского значения;

задержка оплаты государственного заказа, который выполнял плательщик;

поставка выполнена в рамках международной договоренности, если одно из государств является членом ЕАЭС;

ввоз продукции сельскохозяйственного назначения (посадочный и посевной материал, техника, средства защиты, животные и т.д.)

Все факторы, являющиеся основаниями для отсрочки, должны быть подтверждены документально.

Важно знать! Решение о рассрочке или отсрочке принимает таможенный орган. В документе обязательно указывается срок, на который предоставляется льгота.

Подготовить пакет документов и составить заявление для оформления рассрочки помогут специалисты компании «Калипсо». При необходимости таможенный брокер разработает и утвердит график поэтапной оплаты пошлин.

Нормы и законы, регламентирующие вопросы взыскания задолженности

Статьи 72-81 Федерального закона № 289-ФЗ от 3 августа 2018 года.

Статья 59, ТК ЕАЭС.

708bbb151e20a1109838d6dbc04d7da1.jpg

Порядок процедуры таможенного взыскания

Существует утвержденный законом порядок взыскания. Первый этап – предъявление требования участнику внешнеэкономической операции. В бумаге освещается факт неуплаты, указана сумма пени и оговорено обязательное погашение. Юридически просрочка документируется соответствующим актом, он должен быть составлен не позднее 5 дня после истечения срока.

Важно знать! Требование составляется и направляется адресату в срок до 10 дней. Начало отсчета – первый день просрочки.

В документе указывается следующая информация:

отделение таможенного представительства;

информация о налогоплательщике;

объем платежа с учетом штрафа;

почему образовался долг (нарушение сроков или неполное погашение);

реквизиты таможенного представительства;

даты составления и вручения бумаги.

a5bb8fbf5cdd7101b40faa8c03770aa7.jpg

К принудительным способам погашения относится взыскание средств со счета плательщика. Для инициации этой процедуры инспектор высылает документ о взыскании в банк. Соответствующая сумма может взиматься из средств, представленных как в российской, так и в иностранной валюте.

Если задолженность погашена, то документ отзывают. Если оплата проведена частично, создается новое решение, где уточнена сумма долга. Данные операции проводятся в течение 3 дней после внесения средств.

Оплата пошлины может быть произведена за счет товара. Процедуру инициируют только в отношении тех грузов, за которые не были оплачены таможенные налоги. Для старта процедуры необходимо судебное разбирательство. В его ходе сторонние эксперты проводят оценку, устанавливая стоимость товара. Налогоплательщика обязательно уведомляют об этом извещением. После компетентные органы проводят изъятия груза в объеме, достаточном для погашения суммы задолженности. В данном случае налогоплательщик понесет расходы за накопленную пеню, а также затраты на судебные издержки.

Обжалование таможенного взыскания

Требование выплат можно обжаловать. Для этого соответствующий документ подается либо в суд, либо в вышестоящее таможенное представительство. При оформлении жалобы ей присваивается номер, а плательщику выдается уведомление. По желанию можно обратиться сразу в два органа.

Следует знать, что для обжалования должны быть причины. Ситуация возможна в следующих случаях:

несоблюдение таможней сроков выставления требований;

объем задолженности менее 150 рублей;

смерть физического лица (факт должен быть подтвержден соответствующим документом);

банкротство ИП или юрлица (устанавливается в судебном порядке, фиксируется документально);

Порядок и время обращения в вышестоящий таможенный орган регламентированы законом. Срок составляет 3 месяца после получения налогоплательщиком требования. Представлять ваши интересы перед фискальными органами или в суде готовые квалифицированные юристы компании «Калипсо». Большой опыт в работе с таможенными структурами и знание всех тонкостей законодательства поможет сэкономить деньги и избежать неправомерных выплат.

Выводы

Таможенные пошлины подлежат обязательной оплате. В случае их просрочки сумма выплат увеличивается на размер штрафа или пени, которые взимаются в обязательном порядке. Не стоит допускать подобных прецедентов, ведь своевременно и в полном объеме внося необходимые суммы вы обезопасите себя от лишних трат и разбирательств.

Данная статья посвящена рассмотрению некоторых положений действующего на данный момент таможенного законодательства, которое в прошлом году претерпело кардинальные изменения. Имеются в виду те из новаций, которые определяют и регулируют порядок уплаты, а также возврата таможенных платежей. Правовые основы осуществления данных процедур предусмотрены рядом документов.

Первостепенную роль среди них играют действующий с 1 января 2018 года Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) и Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ), который вступил в силу 4 сентября прошлого года.

Кроме того, специалисты в сфере таможенного дела руководствуются положениями ряда международных соглашений, принятых в рамках ЕАЭС, а также нормативных правовых актов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и ФТС России. При этом единое таможенное регулирование на территории Союза осуществляется в соответствии со статьей 32 Договора о ЕАЭС и нормами уже упоминавшегося Кодекса, а также составляющих право Союза международных договоров и актов, которые регулируют таможенные правоотношения хозяйствующих субъектов ЕАЭС.

Как известно, среди прочих в сменивший Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) новый Кодекс были включены и положения, касающиеся администрирования таможенных платежей, которые ранее регулировались международными договорами ЕАЭС. В ходе составления ТК ЕАЭС удалось кодифицировать несколько документов. Например, Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров; Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин.

В Кодексе Союза таможенным платежам посвящен раздел II. Из него следует, что объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС. Уточним, что таможенным платежам посвящен и аналогичный раздел Закона № 289-ФЗ. При этом после начала действия данного документа порядок уплаты и возврата таможенных платежей должен был существенно измениться. Однако в полном объеме этого не произошло из-за того, что до сих пор не вступили в силу некоторые положения Закона № 289-ФЗ.

Так, часть 1 статьи 35 этого документа предусматривает, что авансовые платежи, внесение которых оговорено статьей 48 ТК ЕАЭС, могут быть использованы для уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенных сборов, денежного залога, таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также уплаты иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.

Применить не получается

Из этого следует, что среди прочего авансовые платежи могут быть использованы в счет уплаты ввозной таможенной пошлины. Однако данное положение до сих пор не действует, так как пункт 3 Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, утвержденного Договором о ЕАЭС, предусматривает, что ввозные таможенные пошлины уплачиваются плательщиками на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями).

Напомним, что в соответствии с переходными положениями Закона № 289-ФЗ, а именно части 5 статьи 397 Закона, со дня начала применения положений статьи 36 Закона № 289-ФЗ теряют силу положения статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ). Кроме того, согласно части 8 статьи 398, положения статей 28, 30, а также частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67-70 Закона № 289-ФЗ будут действовать только со дня вступления в силу соответствующего международного договора Российской Федерации, который предусматривает внесение изменений в приложения № 5 и 8 к Договору о ЕАЭС. Суть данного положения в том, что со дня начала применения статьи 36 нового Федерального закона о возврате авансовых платежей перестанут применяться положения статьи 122 Закона № 311-ФЗ.

Кроме того, согласно части 6 статьи 35 Закона № 289-ФЗ изменился срок представления таможенным органом отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Теперь он составляет 20 календарных дней со дня, следующего за днем получения такого заявления (но не более чем за три года, предшествующие дню подачи указанного заявления). Ранее этот срок составлял 30 дней. По новым правилам заявление может быть подано на бумажном носителе и в электронном виде. Во втором случае оно должно быть подписано усиленной электронной цифровой подписью (ЭЦП) и направлено через «Личный кабинет участника ВЭД», размещенный на официальном сайте ФТС России.

Здесь следует отметить, что уже издан, но еще не вступил в силу приказ ФТС России от 25.02.2019 № 321 «Об утверждении форм заявления лица, внесшего авансовые платежи, о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, порядка подачи лицом, внесшим авансовые платежи, заявления о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, а также порядка предоставления таможенным органом такого отчета».

Переплаты подлежат возврату

Как известно, статья 36 Закона № 289-ФЗ допускает возврат авансовых и излишне уплаченных таможенных платежей. Согласно указанной статье заявление на возврат авансовых платежей может быть подано в электронной форме через «Личный кабинет». При этом форму, формат, структуру и порядок подачи заявления определяет ФТС России. После вступления указанной статьи в силу не нужно будет предъявлять платежный документ, подтверждающий внесение авансовых платежей. Кроме того, Закон сократил перечень документов, предъявляемых юридическими лицами для возврата авансовых платежей. В нем четко прописаны случаи, когда возврат авансовых платежей не производится, а также установлены сроки возврата средств (не более 10 рабочих дней).

Вопросу возврата излишне уплаченных таможенных платежей посвящена глава 11 Закона № 289-ФЗ. Согласно статье 67 факт излишней уплаты таможенных платежей фиксируется таможенным органом рядом таможенных документов, на которых должны быть отметки уполномоченных должностных лиц таможенного органа. Имеются в виду корректировки декларации на товары (ДТ) и таможенного приходного ордера, а также иных таможенных документов, подтверждающих, что размер денежных средств, фактически уплаченных (взысканных) в качестве таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, превышает размер исчисленных и подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей.

Таким образом, согласно положениям Закона № 289-ФЗ, основанием для возврата излишне уплаченных таможенных платежей будут являться документы, которыми фиксируется факт излишней уплаты. Как уже отмечалось, они обязательно должны иметь соответствующую отметку таможенного органа.

Здесь следует уточнить, что приказом ФТС России от 29.04.2019 № 727 утвержден Порядок ведения лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства. Однако данный документ вступит в силу не ранее дня начала применения положений статей 36 и 67 Закона № 289-ФЗ, в них речь идет о возврате авансовых и излишне уплаченных таможенных платежей.

Разберемся с излишками

Далее разберемся с излишне уплаченными и излишне взысканными таможенными платежами. Закон № 289-ФЗ четко определяет, какие платежи относятся к излишне взысканным. Согласно пункту 12 статьи 67 таковыми признаются суммы таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а само взыскание осуществлялось в соответствии с положениями главы 12 Закона № 289-ФЗ. Здесь следует отметить, что ранее само понятие «Излишне взысканные таможенные платежи» имело иную трактовку.

Так, в пункте 27 постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» указано, что при разрешении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, судам следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей. При этом добровольное внесение декларантом изменений в ДТ и перечисление таможенных платежей в соответствии с изменениями, внесенными во исполнение решения таможенного органа, является препятствием для последующего возврата таких платежей как излишне взысканных.

Из сказанного следует, что после вступления в силу соответствующих положений Закона № 289-ФЗ изменится сам подход к пониманию категории излишне взысканных таможенных платежей, а таможенные платежи, уплаченные по решению таможенного органа, не будут считаться излишне взысканными. Подчеркнем, что отнесение таможенных платежей к излишне уплаченным либо излишне взысканным имеет принципиальное значение, поскольку в отношении последних предусмотрена уплата процентов.

Согласно пункту 13 статьи 67 Закона № 289-ФЗ таможенный орган должен не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем возврата, уведомить плательщика о сумме подлежащих выплате процентов. При этом приказом ФТС России от 07.05.2019 № 766 утверждены формы заявления о выплате процентов и порядка подачи данного заявления. Однако данный документ вступит в силу не ранее даты начала применения статьи 67 Закона № 289-ФЗ.

Что же мы имеем?

Несмотря на то что на данный момент регулирующие положения Закона № 289-ФЗ не вступили в силу, таможенная служба с недавних пор уже применяет централизованный порядок уплаты таможенных платежей. Дело в том, что 13 сентября 2018 года вступил в силу приказ ФТС России от 24.08.2018 № 1329 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС».

Поэтому с конца сентября 2018 года до конца первого квартала текущего года осуществлялся поэтапный перевод плательщиков на Единые лицевые счета (ЕЛС). Он производился на основании учета места налоговой регистрации плательщика, исходя из идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Чтобы российские физические лица, индивидуальные предприниматели и иностранные юридические лица могли использовать ЕЛС, ФТС России издала приказ от 26.06.2019 № 1039 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС».

Кроме того, Минфин своим письмом от 19 марта 2019 года разъяснил, что при заполнении ДТ в графу «B» должны быть обязательно внесены код вида платежа, сумма уплаченного таможенного платежа и цифровой код валюты уплаты. В данном документе также указано, что применение централизованного порядка уплаты таможенных платежей не предполагает отражение информации о расходовании денежных средств в разрезе платежных документов. Дело в том, что это не мешает внутреннему учету организации и налоговой отчетности.

Как показала практика, при использовании ЕЛС участники ВЭД столкнулись с рядом неудобств. Так, некоторых не устраивает тот факт, что при просмотре остатков на ЕЛС в «Личном кабинете» больше не отражаются номера платежных поручений. В результате у ряда компаний, по их утверждению, значительно усложнился внутренний учет таможенных платежей. Особенно если они имеют в своем составе несколько филиалов.

В новых условиях таможенные представители не имеют возможности доплачивать за клиента недостающие таможенные платежи. Теперь при возникновении такой нехватки средств они должны вносить всю сумму полностью. Кроме того, к большому сожалению, участники ВЭД больше не могут уплачивать ввозную таможенную пошлину посредством авансового платежа.

В этой связи представляет интерес разбор порядка возврата излишне уплаченных пошлин, налогов и иных денежных средств, который применялся до вступления в силу положений Закона № 289-ФЗ. Отметим, что еще до начала его действия упомянутый выше приказ ФТС России от 24.08.2018 № 1329 позволял таможенной службе осуществлять возврат участникам ВЭД излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей.

Это можно было сделать с помощью информационной системы таможенных органов в форме зачета данных средств в счет авансовых платежей на основании поступивших в ресурс ЕЛС сведений из корректировки ДТ (КДТ). Однако, к сожалению, сейчас декларанты не могут подавать через «Личный кабинет участника ВЭД» заявление о возврате в электронном виде. По действующим нормам о таком зачете посредством «Личного кабинета» плательщик должен информироваться не позднее одного рабочего дня, следующего за днем зачета излишнее уплаченных (взысканных) таможенных платежей в счет авансовых.

На практике из-за этого иногда возникали некорректные ситуации, когда даже при наличии КДТ зачет в счет авансовых платежей излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не удавалось произвести. Чтобы устранить проблему, по данному поводу участнику ВЭД следует обращаться в таможенный орган, в котором осуществлялось декларирование.

Что касается возврата плательщикам денежного залога, то в соответствии с пунктом 36 Временного порядка, утвержденного приказом ФТС России от 24.08.2018 № 1329, данная процедура осуществляется информационной системой таможенных органов в форме зачета в счет авансовых платежей. Это происходит в случаях, установленных ТК ЕАЭС - возврат денежного залога. При этом лицу, внесшему денежный залог, не нужно представлять заявление о таком зачете. Согласно статье 122 Закона № 311-ФЗ для возврата авансовых платежей плательщику необходимо обратиться в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств, с заявлением, заполненным по форме, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520 (приложение № 1).

Решать комплексно

Из сказанного выше следует, что вопросы применения ЕЛС и возврата излишне уплаченных таможенных платежей сегодня нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством возврат таможенных платежей осуществляется посредством использования Единого лицевого счета после перечисления в счет авансовых платежей. Как показала практика, на сегодня у централизованного порядка уплаты таможенных платежей имеются и преимущества, и недостатки.

Первые, безусловно, заключаются в том, что администрирование таможенных платежей осуществляется посредством ЕЛС, открытого на уровне ФТС России. Кроме того, порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей и денежного залога упрощен посредством зачисления этих средств в счет авансовых платежей. Сегодня применяется только одна форма заявления – о возврате авансовых платежей.

После вступления в силу соответствующих положений Закона № 289-ФЗ его можно будет подавать через «Личный кабинет участника ВЭД». Законодательство также предусматривает возможность получения через него отчета о расходовании денежных средств и информации о наличии задолженности по уплате таможенных платежей.

Недостатки, которые имеются у нововведений в порядок уплаты и возврата таможенных платежей, в первую очередь связаны со сложностями переходного периода. Убеждены, что многие из них будут устранены, когда в полной мере заработают положения, закрепленные статьями 36 и 67 Закона № 289-ФЗ. В них определен порядок возврата авансовых платежей и излишне уплаченных таможенных платежей.

Как отмечали, пока сложности с уплатой таможенных платежей посредством ЕЛС возникают и у декларантов, и у таможенных представителей. По нашему твердому мнению, ряд проблем, безусловно, будет решен после вступления в силу тех изменений в Договор о ЕАЭС, которые позволят участникам ВЭД уплачивать ввозную таможенную пошлину посредством авансовых платежей. Исходя из сказанного, посоветуем бизнесу набраться терпения и дождаться того момента, когда Закон № 289-ФЗ вступит в силу в полном объеме, без каких-либо исключений.

Валентина ИОНИЧЕВА, к.э.н., руководитель Информационно-аналитического центра Newved

Оксана КУРОЧКИНА, адвокат АК «ПРАВО для БИЗНЕСА» АПМО, член Экспертного совета ТПП РФ по таможенной политике,

Людмила ТЕСЁЛКИНА, генеральный директор ООО КА Just Logistics, член Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России

4 сентября 2018 года в основном вступил в силу новый Федеральный закон о таможенном регулировании в Российской Федерации от 03.08.2018 № 289-ФЗ, заменивший собой аналогичный Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ.

Часть положений нового Закона (касательно авансовых платежей, возврата излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных и иных платежей и некоторые иные) будет применяться со дня вступления в силу международного договора РФ, предусматривающего внесение изменений в приложения № 5 (протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин и их перечисления в доход бюджетов государств-членов) и № 8 (протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам) к Договору о ЕАЭС.

Часть норм нового Закона вступит в силу в более поздние сроки, начиная с 01.01.2019 и заканчивая 01.01.2022.

Отметим наиболее важные и представляющие интерес для участников ВЭД изменения в таможенном регулировании в Российской Федерации по сравнению с нормами Закона № 311-ФЗ:

- сведения при предварительном информировании могут быть предоставлены без перевода на русский язык, если английский язык предусмотрен в качестве международного стандарта форм транспортных документов;

- из перечня лиц, обязанных представлять отчетность таможенным органам, исключены лица, владеющие или пользующиеся товарами, временно ввезенными с применением карнета АТА и Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990;

- в среднем в 1,5 раза сокращены сроки принятия таможенными органами различных решений в области таможенного дела, в том числе: предварительных решений о классификации товаров (срок действия которых продлен с 3 до 5 лет); предварительных решений о происхождении товаров, сроки возврата авансовых платежей и др.;

- взаимодействие и обмен документами и информацией между участниками ВЭД при подаче различных заявлений и таможенными органами при принятии ими соответствующих решений будет осуществляться в большинстве случаев через личный кабинет участника ВЭД на сайте ФТС России;

- ужесточен порядок ввоза компонентов товара в разобранном или несобранном, в том числе некомплектном и незавершенном виде – до определения Правительством РФ случаев и порядка, когда ввоз компонентов допускается в рамках нескольких внешнеэкономических сделок, ввоз таковых разрешен в рамках одной внешнеэкономической сделки; срок ввоза компонентов за пределами первоначального, установленного ТК ЕАЭС 2-летнего срока, исчисляемого с даты регистрации ДТ на первую партию компонентов, может продлеваться контролирующей таможней каждый раз на 1 год, но не более чем до 6 лет, отсчитываемых с той же даты;

- новеллой, направленной на минимизацию возникновения возможных трудностей у участников ВЭД при выборе метода определения таможенной стоимости, является новый вид предварительного решения – по вопросам применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

- от уплаты таможенных сборов за совершение таможенных операций освобождены товары, помещаемые под таможенную процедуру экспорта и не облагаемые при этом вывозными таможенными пошлинами (беспошлинные товары (не путать со ставками пошлин в 0% и 0 рублей)); вместе с тем, данное улучшение будет нивелировано установлением Правительством РФ в скором времени более высоких ставок таможенных сборов за совершение таможенных операций при помещении товаров под иные процедуры, проект Постановления Правительства об этом размещен 31.08.2018 на сайте Минфина России;

- в новом Законе подробно изложен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных пошлин, налогов, дополнен перечень оснований, при наличии которых отсрочка (рассрочка) не предоставляется;

- перечень случаев и оснований, при наличии которых предоставляется обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, дополнен требованием о предоставлении обеспечения при подаче ходатайства о приостановлении исполнения решения таможенного органа, направленного на взыскание таможенных платежей и обжалуемого заинтересованным лицом в вышестоящий таможенный орган;

- значительно расширен круг случаев и оснований, при наличии которых обеспечение не предоставляется или может не предоставляться при соблюдении определенных условий (часть нововведений вступает в силу с 03.01.2019);

- Законом максимально подробно установлены положения о банковской гарантии как способе обеспечения, в том числе: исчерпывающие требования к содержанию банковской гарантии, основания отказа таможенных органов в приеме банковской гарантии; максимальный срок банковской гарантии теперь не ограничен, однако он должен превышать крайний срок исполнения обязанности по уплате таможенных платежей как минимум на 3 месяца; также перечень гарантов дополнен Евразийским банком развития;

- расширен перечень имущества, которое не может быть предметом залога как способа обеспечения; расширены обязательные требования к содержанию договора залога;

- в предусмотренный ТК ЕАЭС перечень лиц, которые могут выступать декларантами товаров, включено иностранное лицо, имеющее филиал, зарегистрированный (аккредитованный) в Российской Федерации, без ограничения по таможенным процедурам, под которые помещаются товары, но при условии, что таковые перемещаются через таможенную границу не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства - члена Союза, и если при этом иностранное лицо имеет право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;

- изменен срок погашения задолженности по уплате таможенных платежей и иных платежей – в течение 15 рабочих дней с момента получения уведомления (уточнения к уведомлению), при этом обращаем внимание, что в целях сокращения расходов бюджета на отправку уведомлений Почтой России уведомления уже направляются участникам ВЭД через личный кабинет на сайте ФТС России.

Изменения законодательства о таможенном регулировании в РФ также касаются лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в особенности - таможенных представителей, отметим наиболее важные из них:

  • договор оказания услуг по совершению таможенных операций для помещения товаров под таможенную процедуру теперь может заключаться таможенным представителем не только с декларантом товаров, но и с экспедитором, если по договору транспортной экспедиции декларант поручил экспедитору заключить договор с таможенным представителем;
  • солидарная с декларантом товаров обязанность таможенного представителя по уплате таможенных и иных платежей теперь ограничена, в дополнение к предусмотренным ТК ЕАЭС случаям, установленным решением суда или таможенного органа фактом использования при подаче ДТ поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, не имеющих юридической силы, если при этом таможенный представитель доказал, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу Союза.

В новый Закон включены положения ведомственных нормативных актов и административных регламентов ФТС России, что представляет собой несомненное удобство при использовании и применении в таможенной практике. Вместе с тем, для практического применения норм Закона потребуется принятие значительного количества подзаконных нормативных актов Правительством Российской Федерации, а также Минфином России и Федеральной таможенной службой. Срок для принятия подзаконных актов указанными государственными органами установлен Законом до 1 января 2019 года.

Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» начал терять актуальность после выхода Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (он вступил в силу в силу 01.01.2018) и к текущему 2020 году полностью утратил силу. На замену ему пришел №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обновленный федеральный закон не только вносит поправки в старые положения, но и добавляет несколько новых аспектов в процесс регулирования таможенной деятельности. О том, что и как поменялось, чему еще предстоит измениться, – читайте далее.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (804) 333-20-57

Это быстро и бесплатно !

Что гласит закон 289

4 августа 2018 года был опубликован Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации…». Он принят в качестве замены Закону от 27.11.2010 №311-ФЗ. Отдельная часть положения вступит в действие только с 1 января 2022 года.
Новый закон включает в себя 68 глав (в предшествующем законе было 47 глав). В числе новшеств:

  • применение «реестрового обеспечения» таможенного представителя (ТП), когда проводится таможенное декларирование товаров, а также выдача предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров;
  • освобождение добросовестных компаний от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей;
  • перевод предварительных данных на английский язык и их подача в данном формате.

Что регулирует

Предмет регулирования – действия относительно ввоза и вывоза товаров, их перемещения внутри границы РФ под присмотром таможенных органов, декларирования, временного хранения, выпуска и дальнейшего применения в соответствии с таможенными процедурами, организацией и проведением контроля, взысканием и погашением платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Плюс, закон закрепляет права и обязательства лиц, чья деятельность связана со сферой тамож. дела и т. п.

Изменения в 289 ФЗ о таможенном регулировании и чего от них ожидать

Общие положения

Толчком для принятия нового закона послужил Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), вступивший в силу 01.01.2018. ТК ЕАЭС включает в себя отсылочные нормы, из-за которых регулирование отдельных правоотношений либо определение дополнительных условий, требований или особенностей нормативного правового регулирования должно устанавливаться на уровне национального законодательства государств – членов ЕАЭС.

В законе отражены особенности таможенной деятельности в России в соответствии с положениями договора. Большая часть правил, созданных на основе ТК ЕАЭС и касающихся совершенствования таможенного администрирования и упрощения совершения таможенных операций, в нем реализована. Поправки приняли для того, чтобы все так же отслеживать соблюдение прав и обязанностей лиц, занимающихся экспортно-импортной деятельностью, развивать внешнеэкономическую деятельность России, пресекать попытки реализации некачественного товара на территории страны и т. д.

Справка. Новый закон принимают для того, чтобы ускорить таможенные операции и усилить контроль над товарами после их выпуска.

Какие произошли изменения

Изменения затронули множество областей. Так, они повлияли на правила выдачи предварительных решений, правила по уплате пошлин на товары для личного потребления, правила таможенного контроля, процедуры, а также другие моменты. Итак, разберем их по отдельности.

Относительно предварительных решений

Новый закон уменьшил срок ожидания для выдачи предварительных решений о классификации товара. Теперь ответ на такой запрос таможенники будут обдумывать в течение 60 календарных дней с момента поступления и регистрации запроса о получении предварительного решения о классификации продукции. Плюс, сам документ будет действителен пять лет со дня вступления в силу. По старым правилам ответ на такой запрос мог занять 90 дней, а срок действия составлял три года.

Предварительное решение также теперь можно будет приобрести по происхождению товаров. Их будут выдавать на каждое наименование продукта, поступающего на территорию ЕАЭС. Срок их выдачи такой же – 60 дней. Также теперь можно получить предварительное решение по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Его выдают не позже 30 календарных дней с момента регистрации заявления.

Примечание. Не только декларант, но и его представитель теперь получает предварительное решение на руки.

Новые правила по уплате таможенных пошлин на товары для личного потребления

По новым правилам за товары для личного пользования разрешено уплачивать пошлины и налоги через специальные программные и технические средства. При этом оплату напрямую в кассу таможни никто не отменял. Плюс ко всему, физические лица могут оплачивать пошлины за товары этой категории в отделениях Почты России.

В таможенном контроле

Закон 289-ФЗ предусматривает проведение автоматической регистрации и выпуск деклараций. Таможенная экспертиза будет длиться 20 календарных дней и в случае необходимости ее продлят еще на 20 дней. Период камеральных проверок – 90 календарных дней, но его могут продлить до 120. В прежнем законе эти сроки определены не были.

Также законодательство установило срок рассмотрения таможней обращения лица о корректировке декларации и принятия решения – 30 дней. А предметы, оформленные под процедуру «свободный склад», теперь можно оставлять на нескольких складах.

Корректировки по таможенным представителям

Действие такого понятия, как солидарная ответственность, больше не будет таким жестким для таможенных представителей, как раньше. Было принято считать, что представитель несет с декларантом солидарную ответственность по всему: выплате различного рода пошлин, налогов, пеней, процентов. Однако есть два исключения из этого правила.

Первое исключение – это инциденты, описанные в п. 5 ст. 405 «Обязанности таможенного представителя» ТК ЕАЭС (в связи с несоблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары и т. д.). Второе – в случае, когда представитель проводил груз по поддельным документам, но не знал и не мог знать об этом, и это подтвердилось в суде.

Важно! Если юридическое лицо включено в реестр таможенных представителей, оно обязано размещать на своем официальном сайте актуальную информацию о стоимости собственных услуг.

Изменение правил таможенной процедуры

Процедура свободного склада была реализована и, согласно ей, товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты соответствующих налогов и пошлин, если, конечно, были соблюдены все условия этой процедуры. Также установлены правила применения такой процедуры и возможность Правительства России вводить дополнительные ограничения.

Поправки в части авансового платежа

В законе появился срок для рассмотрения запросов о возврате авансовых платежей (в прошлом его не было и он мог растянуться на более длительный временной промежуток). Время на рассмотрение запроса и принятие решения не может длиться дольше 10 рабочих дней с того момента, как декларант подал заявку.

До 20 календарных дней сократился срок на получение отчета о денежном расходовании по совершению авансовых платежей (ранее этот срок составлял 30 календарных дней).

Дата вступления в силу остальных положений

Практически все изменения уже действуют. Совсем недавно вступили в силу положения об организации электронного взаимодействия таможенных органов и плательщиков (применяются с 1 января 2019 года). Только одно из всех нововведений еще не вступило в действие. Оно повлияет на порядок предоставления жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела в электронной форме (положения части 2 статьи 264 об электронной форме консультирования). Оно вступит в силу с 2022 года.

Чего еще ждать от обновлений

По новым правилам декларанту, погасившему таможенные платежи, могут выплатить с них проценты, если сотрудники таможни нарушили сроки по возврату излишне уплаченных пошлин, и эта ошибка привела к негативным для декларанта последствиям. Выплата по процентам рассчитывается как 1/360 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы переплаты за каждый день просрочки.

Что касается негативных изменений для декларантов – теперь отсрочка по уплате всех сборов не может превышать один месяц. Прежде же можно было договориться на срок от одного до шести месяцев.

Заключение

Таким образом, на замену Федеральному закону №311 пришел закон №289-ФЗ. Толчком для принятия нового закона послужил Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, вступивший в действие с 01.01.2018. Поправки направлены на соблюдение прав и обязанностей лиц, занимающихся экспортно-импортной деятельностью, развитие внешнеэкономической деятельности России, пресечение попыток реализации некачественного товара на территории страны и т. д.

В целом, применение нового закона предполагает ускорение таможенных операций и усиление контроля над товарами после их выпуска. В 2022 году начнет действовать последнее запланированное изменение. Оно внесет корректировки в правила подачи жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела в электронной форме.

Читайте также: