Налог на пользователей автомобильных дорог

Опубликовано: 10.05.2024

НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ - федеральный налог, взимавшийся по Закону об основах налоговой системы, один из налогов, служащих источниками образования дорожных фондов, платежи по которым зачислялись в дорожные фонды в порядке, определяемом законодательными актами РФ о дорожных фондах. Основные правила взимания были приведены в ст. 5 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-I «О дорожных фондах в РФ». Налогоплательщики - предприятия, организации, учреждения, предприниматели, не являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные обособленные подразделения организаций, предприятий и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет (порядок уплаты филиалами и иными обособленными подразделениями российских организаций налогов и сборов в связи с введением НК определен в письме МНС от 2 марта 1999 г.№ВГ-6-18/151).

Объект налогообложения - выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг), или разница между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Налоговая ставка - 2,5% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг); 2,5% от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Налог исчислялся отдельно по каждому виду деятельности. Средства налога зачислялись: в Федеральный дорожный фонд РФ по ставке 0,5%; в территориальные дорожные фонды по ставке 2%. Налог перечислялся каждым плательщиком раздельно на счета Федерального дорожного фонда РФ и территориальных дорожных фондов. Налоговые льготы. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ с учетом местных условий могли повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% от ставки федерального налога. От уплаты налога освобождались: колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимавшиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составлял 70 и более процентов; предприятия, осуществлявшие содержание автомобильных дорог общего пользования и отдельных магистральных улиц городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, являвшихся продолжением федеральных автомобильных дорог общего пользования (по перечням отдельных магистральных улиц, утвержденным Правительством РФ), в части выручки, полученной от осуществления этой деятельности; иностранные и российские юридические лица, привлекавшиеся на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществлявшихся за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставлявшихся международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными и российскими юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления; профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования (перечень юридических лиц, которые освобождались от уплаты налога, определялся Правительством РФ); органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ; плательщики налога на пользователей автомобильных дорог в части выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) в процессе оказания безвозмездной помощи (содействия).

От уплаты налога освобождались российские юридические лица и иностранные юридические лица, выполняющие в качестве инвесторов работы по соглашениям о разделе продукции, заключенным сторонами в соответствии с Законом о соглашениях о разделе продукции, при предусмотренной указанными соглашениями реализации минерального сырья и продуктов его переработки, являющихся в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции собственностью инвесторов. При исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу указанного Федерального закона, применялись условия исчисления и уплаты налога, установленные указанными соглашениями. Банки и другие кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и инвестиционные фонды при исчислении налога не включали в налоговую базу доходы, полученные в связи с выкупом (погашением) государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ) со сроком погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., при условии реинвестирования полученных денежных средств от их погашения во вновь выпускаемые ценные бумаги (в доле, направленной на реинвестирование в новые выпуски государственных ценных бумаг, в том числе облигации РФ, номинированные в долларах США, а также сертификаты Сберегательного банка РФ). Указанные организации не включали в налогооблагаемую базу при исчислении налога доходы, полученные в виде процентного (купонного) дохода по облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом, а также в виде разницы между ценой погашения и учетной стоимостью (дисконта) государственных краткосрочных бескупонных облигаций. Порядок применения налога на пользователей автомобильных дорог был установлен в письме ГНС от 21 декабря 1992 г. № ВГ-6-15/448. Данный налог был отменен в связи с введением с 1 января 2003 г. транспортного налога. Статья 5 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-I «О дорожных фондах в РФ» была исключена Федеральным законом от 24 июля 2002 г.№110-ФЗ.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ в статью 5 настоящего Закона внесены изменения

ГАРАНТ:

О сроках и порядке уплаты налога на пользователей автомобильных дорог по итогам 2002 г. см. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ и письмо МНС РФ от 10 сентября 2002 г. N ВГ-6-03/1385@

О сроках уплаты налога на пользователей автомобильных дорог см. письмо МНС РФ от 12 июля 2002 г. N 03-2-06/2/1794/24-Ш187

Статья 5. Налог на пользователей автомобильных дорог

1. Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

ГАРАНТ:

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 5 настоящего Закона см. Определение Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2003 г. N 422-О

2. Ставка налога на пользователей автомобильных дорог устанавливается в размере:

1 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);

1 процента от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности.

Если иное не предусмотрено настоящим Законом, сумма налога полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов Российской Федерации для целевого использования на финансирование затрат, предусмотренных пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона.

ГАРАНТ:

О порядке перечисления в бюджет доходов от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств см. письмо Минфина РФ от 1 апреля 2002 г. N 03-01-01/07-120

3. От уплаты налога освобождаются:

ГАРАНТ:

О применении абзацев второго и третьего статьи 5 настоящего Закона см. письмо Госналогслужбы РФ от 1 июля 1997 г. N ВЗ-6-04/493, письмо Госналогслужбы РФ от 10 марта 1998 г. N СШ-6-07/164@

колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов;

предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования и отдельных магистральных улиц городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся продолжением федеральных автомобильных дорог общего пользования (по перечням отдельных магистральных улиц, утвержденным Правительством Российской Федерации), в части выручки, полученной от осуществления этой деятельности;

иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными и российскими юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления;

профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования.

Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством Российской Федерации;

ГАРАНТ:

По-видимому, имеется в виду перечень лиц, упоминаемых в абзаце четвертом статьи 5 настоящего Закона

органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

плательщики налога на пользователей автомобильных дорог в части выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) в процессе оказания безвозмездной помощи (содействия).

От уплаты налога освобождаются российские юридические лица и иностранные юридические лица, выполняющие в качестве инвесторов работы по соглашениям о разделе продукции, заключенным сторонами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", при предусмотренной указанными соглашениями реализации минерального сырья и продуктов его переработки, являющихся в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции собственностью инвесторов. При исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия исчисления и уплаты налога, установленные указанными соглашениями.

4. Банки и другие кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и инвестиционные фонды при исчислении налога не включают в налогооблагаемую базу доходы, полученные в связи с выкупом (погашением) государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ) со сроком погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, при условии реинвестирования полученных денежных средств от их погашения во вновь выпускаемые ценные бумаги (в доле, направленной на реинвестирование в новые выпуски государственных ценных бумаг, в том числе облигации Российской Федерации, номинированные в долларах США, а также сертификаты Сберегательного банка Российской Федерации).

Банки и другие кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и инвестиционные фонды не включают в налогооблагаемую базу при исчислении налога доходы, полученные в виде процентного (купонного) дохода по облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом, а также в виде разницы между ценой погашения и учетной стоимостью (дисконта) государственных краткосрочных бескупонных облигаций.


>
Налог с владельцев транспортных средств
Содержание
Закон РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-I "О дорожных фондах в Российской Федерации"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Объект налогообложения — выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг), или разница между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Налоговая ставка — 2,5% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг); 2,5% от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Налог исчислялся отдельно по каждому виду деятельности. Средства налога зачислялись: в Федеральный дорожный фонд РФ по ставке 0,5%; в территориальные дорожные фонды по ставке 2%. Налог перечислялся каждым плательщиком раздельно на счета Федерального дорожного фонда РФ и территориальных дорожных фондов. Налоговые льготы. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ с учетом местных условий могли повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% от ставки федерального налога. От уплаты налога освобождались: колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимавшиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составлял 70 и более процентов; предприятия, осуществлявшие содержание автомобильных дорог общего пользования и отдельных магистральных улиц городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, являвшихся продолжением федеральных автомобильных дорог общего пользования (по перечням отдельных магистральных улиц, утвержденным Правительством РФ), в части выручки, полученной от осуществления этой деятельности; иностранные и российские юридические лица, привлекавшиеся на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществлявшихся за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставлявшихся международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными и российскими юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления; профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования (перечень юридических лиц, которые освобождались от уплаты налога, определялся Правительством РФ); органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ; плательщики налога на пользователей автомобильных дорог в части выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) в процессе оказания безвозмездной помощи (содействия).

От уплаты налога освобождались российские юридические лица и иностранные юридические лица, выполняющие в качестве инвесторов работы по соглашениям о разделе продукции, заключенным сторонами в соответствии с Законом о соглашениях о разделе продукции, при предусмотренной указанными соглашениями реализации минерального сырья и продуктов его переработки, являющихся в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции собственностью инвесторов. При исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу указанного Федерального закона, применялись условия исчисления и уплаты налога, установленные указанными соглашениями. Банки и другие кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и инвестиционные фонды при исчислении налога не включали в налоговую базу доходы, полученные в связи с выкупом (погашением) государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ) со сроком погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., при условии реинвестирования полученных денежных средств от их погашения во вновь выпускаемые ценные бумаги (в доле, направленной на реинвестирование в новые выпуски государственных ценных бумаг, в том числе облигации РФ, номинированные в долларах США, а также сертификаты Сберегательного банка РФ). Указанные организации не включали в налогооблагаемую базу при исчислении налога доходы, полученные в виде процентного (купонного) дохода по облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом, а также в виде разницы между ценой погашения и учетной стоимостью (дисконта) государственных краткосрочных бескупонных облигаций. Порядок применения налога на пользователей автомобильных дорог был установлен в письме ГНС от 21 декабря 1992 г. № ВГ-6-15/448. Данный налог был отменен в связи с введением с 1 января 2003 г. транспортного налога. Статья 5 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-I «О дорожных фондах в РФ» была исключена Федеральным законом от 24 июля 2002 г.№110-ФЗ.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

  • НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ
  • НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Смотреть что такое "НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ" в других словарях:

НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ — по российскому налоговомузаконодательству уплачивают: предприятия, объединения, учреждения и организации (кроме заготовительных, торгующих и снабженческо сбытовых организаций) независимо от форм собственности и ведомственной принадлеж ности в… … Финансовый словарь

Налог На Пользователей Автомобильных Дорог — налог, который платят все компании, фирмы, учреждения и организации независимо от формы собственности в процентах, от объема производства продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг. 25% общей суммы налога зачисляется в Федеральный… … Словарь бизнес-терминов

Налог на пользователей автомобильных дорог — (англ. tax to users of motor ways) в РФ налог, плательщиками которого являются организации (кроме заготовительных, торгующих и снабженческо сбытовых) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в установленном размере в виде… … Энциклопедия права

НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ — целевой налог, плательщиками которого являются предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от формы собственности, для которых устанавливается ставка налога в размере 0,4% от объема производства продукции, выполняемых работ и… … Большой бухгалтерский словарь

Налог на пользователей автомобильных дорог — (англ. tax to users of motor ways) в РФ налог, плательщиками которого являются организации (кроме заготовительных, торгующих и снабженческо сбытовых) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в установленном размере в виде… … Большой юридический словарь

НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ — целевой налог, плательщиками которого являются предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от формы собственности, для которых устанавливается ставка налога в размере 0,4% от объема производства продукции, выполняемых работ и… … Большой экономический словарь

НАЛОГ ДОРОЖНЫЙ — (англ. road charges) – налоги, формирующие дорожные фонды. В соответствии с Законом РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» (1991, утрачивает силу с 1 янв. 2003) финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и стр … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ОТ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — введен в РФ с 1 янв. 1992. Отменен с 1 янв. 1994. Плательщиками налога на доходы от страховой деятельности, осуществляемой на основе лицензии, являлись предприятия, учреждения, организации, признававшиеся юридическими лицами по законодательству… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

НАЛОГ НА ДОХОДЫ БАНКОВ — введен в РФ с 1 янв. 1992. Отменен с 1 янв. 1994 (см. Налог на прибыль банков). Плательщиками Н. на д. б. являлись: коммерч. банки; кредитные учреждения, получившие лицензию ЦБ РФ на осуществление отд. банковских операций; Банк внешней торговли… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

НАЛОГ НА СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА И ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ — местный налог по Закону об основах налоговой системы (пп. «ч» п. 1 ст. 21), устанавливавшийся решениями районных и городских представительных органов власти, взимаемый с юридических лиц в процентах от объема реализации товаров (работ, услуг).… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Транспортный налог

С 1 января 2001 года снижена ставка налога на пользователей автомобильных дорог. С 1 января 2003 года этот налог вообще отменяется. Однако есть возможность не платить налог на пользователей автомобильных дорог начиная с 2001 года.

Немного теории

Итак, налог считается установленным лишь когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ). Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 3 ст. 6 НК РФ).

Мы выяснили, что срок уплаты налога и налоговый период - основные элементы налогообложения. И если они отсутствуют, налог нельзя считать законно установленным. Так вот, для налога на пользователей автомобильных дорог не определены срок уплаты и налоговый период. Следовательно, и сам налог не может считаться установленным. Причем такая ситуация как была раньше, так существует и сейчас.

Почему? Мы сейчас объясним.

Срок уплаты: раньше.

До 26 мая 1997 года срок уплаты налога на пользователей автодорог был установлен пунктом 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда РФ (утвержден постановлением Верховного Совета РФ от 23.01.92 ?2235-1; далее - постановление ВС РФ ? 2235-1). Организации должны были перечислять налог за прошедший месяц в Федеральный дорожный фонд ежемесячно до 15-го числа текущего месяца. Такое право Верховного Совета на установление срока следовало из той редакции закона о дорожных фондах, которая действовала на дату принятия Порядка. Верховному Совету были предоставлены полномочия по определению порядка формирования средств Федерального дорожного фонда, куда поступал и налог на пользователей автодорог.

Эта редакция закона о дорожных фондах просуществовала до 26 мая 1997 года. Федеральным законом от 26.05.97 ?82-ФЗ в закон о дорожных фондах внесли изменение, согласно которому порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда должен определяться федеральным законом. Но постановление ВС РФ ? 2235-1 продолжали применять и после 26 мая 1997 года, поскольку федеральный закон так и не приняли.

На наш взгляд, даже в тот период срок уплаты налога нельзя было считать определенным, а налог установленным. У Верховного Совета РФ (орган исполнительной власти) не было полномочий на установление существенных элементов налогового обязательства. Повторим, существенные элементы налогообложения могут быть установлены только законом, то есть органом законодательной власти. А никак не исполнительной властью.

Правда, тут наше мнение несколько расходится с позицией Высшего арбитражного суда РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 29.10.96 ? 3355/96), ВАС РФ придерживался мнения, что срок уплаты налога на пользователей автодорог все же установлен постановлением Верховного Совета РФ ?2235-1.

. сейчас

Заметим, что в 2000 году налог на пользователей автодорог не остался и без внимания Министерства РФ по налогам и сборам. Налоговое ведомство попыталось установить срок уплаты этого налога в пункте 38 инструкции МНС России от 04.04.2000 ? 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".

Однако такое установление срока представляется весьма сомнительным. Не надо забывать, что инструкции МНС России не относятся к актам законодательства о налогах и сборах (ст. 4 НК РФ). Кроме того, нормативные правовые акты министерства не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. И конечно же, у налоговых органов нет права определять существенные элементы налогообложения. Напомним, основные элементы налогообложения должны быть определены только законом, но никак не нормативным актом органа исполнительной власти. И, на наш взгляд, Министерство РФ по налогам и сборам явно превысило права, предоставленные ему статьей 31 НКРФ.

Кроме того, сумма налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов РФ (ст. 5 закона о дорожных фондах). Но органы законодательной власти субъектов РФ также не смогут разрешить создавшуюся ситуацию. Для федеральных налогов все существенные элементы налогообложения должны быть определены федеральным законом. Поэтому и региональный законодатель не вправе установить срок уплаты федерального налога на пользователей автодорог.

Налоговый период

Причем, учитывая, что сейчас даже срок уплаты ничем не установлен, налоговый период "вычислить" очень сложно.

Раньше, в период действия постановления ВС РФ ? 2235-1, налогоплательщики хоть как-то могли определить налоговый период, основываясь на следующем рассуждении. В пункте 10 постановления Верховного Совета РФ речь идет именно об уплате налога, а не авансовых платежей по нему. На основании статей 45, 52, 55 и 58 НК РФ можно было сделать вывод, что налоговый период для налога на пользователей автомобильных дорог - месяц. Но действие постановления ВС РФ ? 2235-1 на 2001 год приостановлено. И никаким законодательным актом налоговый период по этому налогу не установлен.

И даже если вспомнить позицию ВАС РФ, согласно которой срок уплаты налога все же был установлен постановлением Верховного Совета РФ, то существовало такое установление только до 2001 года. Ведь сейчас это постановление приостановлено.

Следовательно, в 2001 году у налогоплательщиков нет обязанности платить налог на пользователей автомобильных дорог. Ежемесячный журнал для руководителей малых предприятий

Экономическая сущность. Налог на пользователей автодорог — один из основных источников, формирующих территориальные дорожные фонды. Главным его предназначением является пополнение дорожных фондов с целью финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования.

Законодательная база. Закон РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» с последующими редакциями и дополнениями; инструкции МНС России от 4 апреля 2000 г. № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды»; Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1008 «О федеральном дорожном фонде Российской Федерации».

Более конкретно плательщики, льготы, ставки и сроки уплаты прописаны в законах субъектов Федерации о территориальных дорожных фондах.

предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по российскому законодательству;

предприятия с иностранными инвестициями;

международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства;

иностранные юридические лица;

филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

выручка, полученная от реализации продукции, работ и услуг для организаций, производящих продукцию, выполняющих работы, оказывающих услуги (за вычетом НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин);

разница между ценой реализации и ценой приобретения то-варов для организаций, осуществляющих продажу товаров (из выручки от реализации товаров исключаются НДС, налог с продаж, экспортные пошлины).

Объект налогообложения для иных видов деятельности отражен в табл. 6.1.

Объект налогообложения на пользователей автомобильных дорог Категория налогоплательщика Объект налогообложения Организации, осуществляющие производство товаров, выпол-нение работ, оказание услуг Выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг) Объект налогообложения

Категория налогоплательщика Налогоплательщики, осущест-вляющие заготовительную, снабженческо-сбытовую и торговую деятельность

Налогоплательщики, при-обретающие сырье (материалы, полуфабрикаты) и передающие его в переработку без перехода права собственности

Банки и другие кредитные организации

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Организации, предоставляющие посреднические услуги (по договору комиссии, поручения, агентскому договору)

Организации, предоставляю-щие в аренду имущество, в том числе по договору лизинга (кроме имущества, находяще-гося в государственной и му-ниципальной собственности)

Сумма разницы между продажной и покупной ценами реализованных товаров

Выручка, полученная от реализации произведенной из этого сырья продукции

Выручка, полученная от реализации услуг, определяемая в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями»

Выручка, полученная от реализации услуг, определяемая в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками»

Доходы в виде разницы между выруч-кой от продажи ценных бумаг, с одной стороны; и их учетной стоимостью, процентами по проданным облигациям, начисленными с момента их последней выплаты, расходами по продаже в виде комиссионных возна-граждений, с другой стороны

Выручка, полученная от реализации посреднических услуг

Выручка, полученная от реализации услуг по предоставлению в аренду имущества

Категория на ттогопттатеттьтттика

Строительные, проектные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации

Организации, перепродающие газ, тепло, воду, электроэнергию, сжатый воздух, и иные организации трубопроводного транспорта

Угледобывающие и углепере- рабатывающие организации

Организации общественного питания

Выручка от реализации продукции (работ, услуг), полученная от выпол-нения работ собственными силами

Сумма разницы между продажной и покупной ценами этих товаров

Сумма превышения средств, получаемых от туристов для оплаты оказанных туристских услуг, над средствами, подлежащими перечислению третьим лицам за оказанные туристам услуги.

Выручка от реализации посреднических услуг.

Сумма разницы между продажной и покупной ценами перепродаваемой недвижимости

Выручка, полученная в виде комисси-онного сбора, вознаграждений со сделок, совершаемых на биржевых торгах.

Выручка, полученная от продажи и предоставления на ограниченный срок брокерских мест, платы за право участия в торгах, стоимости информаци-онно-коммерческих и иных платных услуг

Выручка, полученная от реализации продукции, исчисленная исходя из цен организации (за исключением дотации из бюджета на возмещение разницы между оптовой и расчетной ценами)

Выручка от реализации продукции (услуг) общественного питания (про-дуктов питания, подвергшихся кули- нарной обработке). Категория налогоплательщика Объект налогообложения Сумма разницы между продажной и покупной ценами реализованных товаров, не подвергшихся обработке Примечания: 1. При начислении налога в налоговую базу не включаются следующие налоги: налог с продаж, НДС, акцизы. 2. Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности.

Налоговая база. Налоговой базой по данному налогу является денежное выражение выручки от реализации продукции или разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. При смешанном виде деятельности расчет ведется по каждому из них раздельно. Сумма налога включается в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг).

Налоговая ставка. Ставка налога установлена в размере:

1 % от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);

1 % от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабжен- ческо-сбытовой и торговой деятельности.

Законодательным (представительным) органам субъектов РФ с учетом местных условий предоставлено право повышать или понижать ставку налога.

Налоговые льготы. От уплаты налога освобождаются:

1) колхозы, совхозы, крестьянские фермерские хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 % и более (удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции определяется по результатам работы за прошедший год);

организации, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования;

иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ, определяемых Правительством Российской Федерации;

профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования;

органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МВД России;

объекты малого предпринимательства (юридические лица), применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Законодательным (представительным) органам субъектов Федерации предоставлено право с учетом местных условий освобождать отдельные категории организаций от уплаты налога.

Технология расчета. Сумму налога можно рассчитать следующим образом:

Сумма налога = Ставка налога 1 % • Облагаемый оборот.

Пример. Расчет налога на пользователей автомобильных дорог торговым предприятием.

Торговой организацией в I квартале 2001 г. была приобретена партия компьютеров по цене 120000 руб.

В соответствии с договором поставки компьютеры были реализованы в I квартале 2001 г. по цене 150000 руб. (в том числе НДС — 25000 руб.).

Исчисляем торговую надбавку, предварительно очистив выручку и стоимость закупки от НДС: (150000 руб. - 15000 руб. • 16,67 %) - (120000 руб. - - 120000 руб. • 16,67%) = 25000 руб.

Начисленный налог за I квартал составит 250 руб. (25000 руб. • 1 %). Отметим, что суммы произведенных затрат не участвовали в расчетах.

Усложним пример условием, что во II квартале 2001 г. организация приобрела партию комплектующих по цене 90000 руб. (включая НДС — 15000 руб.) и произвела производственную сборку принтеров.

Услуги транспортных организаций по доставке на склад составили 6000 руб., а платежи за аревду склада — 9000 руб. (все цифры с НДС).

В соответствии с договором поставки принтеры были реализованы во II квартале 2001 г. по цене 120000 рублей (в том числе НДС — 20000 руб.).

Очистим выручку от реализации принтеров от НДС, что составит 100000 руб. (120000 руб. - 120000 руб. • 16,67%).

Налог на пользователей автомобильных дорог начисляется исходя из фактической цены реализации в сумме 1000 руб. (100000 руб. • 1%).

Таким образом, за первое полугодие 2001 г. налог на пользователей автомобильных дорог, подлежащий перечислению в дорожный фонд и отражаемый в расчете, представляемом в налоговую инспекцию, составляет 1250 руб.

Вопросы для самопроверки

Что является объектом налогообложения для организаций, осуществляющих продажу товаров?

Назовите ставки налога для организаций, производящих товары и услуги.

Кто является плательщиком налога на пользователей автомобильных дорог?

Какие организации освобождаются от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог?

Читайте также: